Мануал
- Мануал
-
(от лат. manualis — ручной) — клавиатура для рук (в отличие от клавиатуры для ног — педали) в многоклавиатурных инструментах (орган, клавесин, фисгармония, электронные инструменты). Число М. в оргбнах 1-7 (7 М. имеет орган в соборе г. Атлантик-Сити, в США), в клавесинах — до 3, в фисгармониях — не более 2. М. расположены друг над другом террасообразно. Каждому придано определённое число регистров — отсюда разл. сила и тембровая окраска М. Объём клавиатуры — до 5 октав (С — с4). Реальный звуковой объём органного М. (благодаря регистрам удвоений) — до 8 октав. В органах нем. типа наиболее сильный — нижний 1-й или 2-й М. (хауптверк — Hauptwerk); менее сильный — 2-й или 3-й (оберверк — Oberwerk); тихий — 3-й или 4-й (позитив, швелльверк — Positiv, Schwellwerk). Во франц. органах самый тихий М. — средний (позитив — positiv), самый мощный — нижний (Грандорг — grand orgue), самый выразительный — верхний (ресъ — Rйcit). Все М. вместе или 2-3 М. могут быть соединены при помощи особого механизма — копуляций (включается посредством кнопки или рукоятки). При этом органист, играя на одном М., заставляет звучать трубы регистров присоединённых М. На клавесине также возможно копулирование (соединение) М.
Литература: Adelung W., Einfьhrung in den Orgelbau, Lpz., 1955; Ройзман Л. И., Советская органная культура и ее своеобразие, в кн.: Вопросы музыкально- исполнительского искусства, вып. 5, М., 1969.
Л. И. Ройзман.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор.
.
1973—1982.
Синонимы:
Смотреть что такое «Мануал» в других словарях:
-
МАНУАЛ — (лат.). Клавиатура в органе, на которой играют руками, в отличие от клавиатуры педальной, на которой действуют ногами; манул в органе несколько. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАНУАЛ ит., от mano,… … Словарь иностранных слов русского языка
-
Мануал — Мануал: Руководство пользователя Мануал (орган) клавиатура органа Manual в скейтбординге, езда на двух парных колёсах скейта, не касаясь земли остальными … Википедия
-
мануал — сущ., кол во синонимов: 4 • букварь (14) • клавиатура (3) • ман (3) • … Словарь синонимов
-
мануал — мануалка руководство пользователя Люди, очень прошу, если есть у кого нибудь, вышлите мне на мыло мануал по использованию этой проги. Syn: ман … Словарь компьютерного сленга
-
мануал — [29/0] от англ. manual – «руководство» руководство пользователя по использованию какой либо программы или ресурса. Прочитай мануал, и поймешь как пользоваться этой прогой. Компьютерный сленг … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга
-
мануал — (manuale; лат. mamialis ручной) сборник прописей лекарственных форм, фармацевтических (галеновых) препаратов и других технических продуктов и материалов, используемых в медицинской практике, но не вошедших в фармакопею … Большой медицинский словарь
-
Мануал — клавиатура органа, на которой играют руками; она называется так в отличие от клавиатуры для ног (pedale). M. в органе бывает несколько (см. Орган) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
мануал — I м. Ручная клавиатура органа, фисгармонии, клавесина. II м. Специалист в области мануальной терапии метода лечения какого либо заболевания руками: массажем, вправлением позвонков или суставов и т.п.; мануальный терапевт, мануолог. Толковый… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
мануал — ману ал, а … Русский орфографический словарь
-
мануал — (2 м); мн. мануа/лы, Р. мануа/лов … Орфографический словарь русского языка
Содержание
- Графика и звук | Орган
- Строение инструмента
- Органный пульт
- Мануал
- Педали
- Регистры
- Трубы
- Трактура духового органа
- Путешествие внутрь органа
Графика и звук | Орган
Конечно, непосредственно к пианино орган никакого отношения не имеет. Его можно отнести разве что лишь к самым дальним родственникам этого струнно-клавишного инструмента. Получится дядя-орган с тремя мануалами, которые чем-то похожи на клавиатуру рояля, кучей педалей, которые не модерируют звучание инструмента, а сами несут смысловую нагрузку в виде особо низкого регистра звучания, и огромными тяжелыми свинцовыми трубами, которые в органе заменяют струны.
Вот только именно звучание органа пытались имитировать создатели «древних» синтезаторов. Хотя… у органа Хаммонда можно было настроить множество звуков, которые и легли в основу представления о хорошем звуке синтезатора. Куда как позже стало возможным синтезировать и звучание рояля.
Сложно себе представить более громкий музыкальный инструмент, чем орган. Разве что колокол. Как и для звонарей, для классических органистов характерны нарушения слуха. Поэтому у органистов складываются совершенно особые отношения с этим инструментом. В конце концов, они просто не смогут играть на чем-либо ином.
Так или иначе, должность органиста считалась церковной – органы в основном устанавливали в церквях и использовали при проведении богослужений. Эта картина вырисовалась в достаточно символичном, 666-м, году, когда папа римский решил ввести орган как основной инструмент звукового сопровождения богослужений.
А вот кто изобрел орган и когда это было – это уже другой вопрос, на который, к сожалению, нет однозначного ответа.
По одним предположениям, орган был изобретен греком по имени Ктесибий, который жил в третьем веке до нашей эры. По другим предположениям, они появились несколько позже.
Так или иначе, но более-менее крупные инструменты появились лишь в четвертом веке нашей эры, а уже в седьмом-восьмом веках они стали довольно популярны в Византии. Так и сложилось в конце концов, что искусство изготовления органов стало развиваться именно в странах значительного религиозного влияния. В данном случае – в Италии. Оттуда они выписывались во Францию, а несколько позже органами заинтересовались и в Германии.
Средневековые органы значительно отличались от современных инструментов. Так, например, у них было куда меньше труб и довольно широкие клавиши, на которые не нажимали пальцами, а били кулаком. Расстояние между ними также было довольно значительным и доходило до полутора сантиметров.
Это уже позже, в пятнадцатом веке, увеличилось число труб и уменьшились клавиши. Апофеоз в органостроении был достигнут в 1908-м году, когда для Всемирной выставки был построен орган, ныне располагающийся в Филадельфийском торговом центре Macy’s Lord & Taylor. Он имеет шесть мануалов и весит целых 287 тонн! Раньше он весил несколько меньше, но со временем его достраивали, чтобы увеличить мощность.
А самый громкий орган стоит в Зале Согласия в Атлантик-Сити. У него уже ни много ни мало, а целых семь мануалов и самый широкий в мире тембровый набор. Сейчас он не используется, так как от его звука могут лопнуть барабанные перепонки.
Строение инструмента
Под пультом органа подразумевают средства управления, которые включают в себя все многочисленные клавиши, рычажки смены регистров и педали.
Органный пульт
Итак, к игровым устройствам относятся мануалы и педали.
К тембровым — переключатели регистров. Кроме них, пульт органа состоит из: динамических переключателей – швеллеров, самых разных ножных переключателей и клавиш включения копул, которые переносят регистры одного мануала на другой.
Большинство органов снабжаются копулами для переключения регистров на главный мануал. Также, при помощи специальных рычажков, органист может переключать различные комбинации из банка регистровых комбинаций.
Кроме того, перед пультом устанавливается скамья, на которой сидит музыкант, и рядом же располагается выключатель органа.
Но обо всем по порядку:
- Копула. Механизм, который может регистры одного мануала переносить на другой мануал, или педальную клавиатуру. Это актуально, когда надо перенести регистры звучания более слабых мануалов к более сильным, или вывести регистры звучания на основной мануал. Включаются копулы специальными ножными рычагами с фиксаторами или же при помощи специальных кнопок.
- Швеллер. Это устройство, при помощи которого можно регулировать громкость каждого отдельно взятого мануала. При этом регулируются створки жалюзи в ящике, через который проходят трубы именно этого мануала.
- Банк памяти регистровых комбинаций. Подобное устройство доступно лишь в электрических органах, то есть в органах с электрической трактурой. Здесь бы сделать предположение, что орган с электрической трактурой чем-то родственен допотопным синтезаторам, но духовой орган сам по себе слишком неоднозначный инструмент, чтобы можно было с легкостью допустить подобную оплошность.
- Готовые регистровые комбинации. В отличие от банка памяти регистровых комбинаций, которые отдаленно напоминают пресеты современных цифровых процессоров обработки звука, готовые регистровые комбинации относятся к органам с пневматической регистровой трактурой. Но суть одна и та же: они дают возможность задействовать готовые настройки.
- Тутти. А вот это устройство включает мануалы и все регистры. Вот такой вот выключатель.
Мануал
Клавиатура, иначе говоря. Вот только в органе есть клавиши для игры ногами — педали, поэтому правильней говорить все-таки именно мануал.
Обычно в органе от двух до четырех мануалов, но иногда встречаются экземпляры с одним мануалом, и даже такие монстры, которые насчитывают целых семь мануалов. Название мануала зависит от расположения труб, которыми он управляет. Кроме того, каждому мануалу присваивается свой собственный набор регистров.
В главном мануале обычно располагаются самые громкие регистры. Его также еще называют Hauptwerk. Он может располагаться как ближе всего к исполнителю, так и во втором ряду.
- Oberwerk – чуть потише. Его трубы расположены под трубами главного мануала.
- Ruckpositiv — совершенно уникальная клавиатура. Она управляет теми трубами, которые расположены отдельно от всех остальных. Так, например, если органист сидит к инструменту лицом, то они будут располагаться сзади.
- Hinterwerk – этот мануал управляет трубами, которые расположены в задней части органа.
- Brustwerk. А вот трубы этого мануала расположены либо прямо над самим пультом, либо с обеих сторон.
- Solowerk. Как можно судить из самого названия, трубы этого мануала оснащаются большим количеством сольных регистров.
Кроме того, могут встречаться и другие мануалы, но те, что перечислены выше, используются наиболее часто.
В семнадцатом веке у органов появился своеобразный регулятор громкости – ящик, через который проходили трубы с створками жалюзи. Мануал, который управлял этими трубами, назывался Schwellwerk и размещался на более высоком уровне.
Педали
Изначально у органов не было педальной клавиатуры. Она появилась примерно в шестнадцатом столетии. Есть версия, что ее придумал брабантский органист по имени Луи Ван Вальбеке.
Сейчас бывают самые разные педальные клавиатуры в зависимости от конструкции органа. Есть как на пять, так и на тридцать две педали, есть органы и вовсе без педальной клавиатуры. Их называют портативами.
Обычно педали управляют наиболее басовитыми трубами, для которых пишется отдельный нотный стан, под двойной партитурой, которая пишется для мануалов. Их диапазон на две, а то и на три октавы ниже остальных нот, поэтому большой орган может иметь диапазон в девять с половиной октав.
Регистры
Регистры — это ряд труб одинакового тембра, которые представляют собой, по сути, отдельный инструмент. Для переключения регистров предусмотрены рукоятки, или переключатели (для органов с электрическим управлением), которые расположены на пульте органа либо над мануалом, либо рядом, по бокам.
Суть управления регистрами такова: если все регистры выключить, то орган при нажатии клавиши звучать не будет.
Название регистра соотносится с названием самой большой его трубы, и каждая рукоятка относится к своему регистру.
Есть как лабиальные , так и язычковые регистры. Первые относятся к управлению трубами без язычков, это регистры открытых флейт, также есть регистры закрытых флейт, принципалы, регистры призвуков, которые, по сути, и формируют окраску звучания (микстуры и аликвоты). В них каждая нота имеет несколько более слабых обертоновых призвуков.
А вот язычковые регистры, как видно из самого их названия, управляют трубами с язычками. Они могут быть объединены в звучании с лабиальными трубами.
Выбор регистра предусмотрен в нотном стане, он пишется над тем местом, где должен быть применен тот или иной регистр. Но дело усложняется тем, что в разные времена и даже просто в разных странах регистры органов резко отличались друг от друга. Поэтому регистровка органной партии редко когда подробно уточняется. Обычно точно указывается лишь мануал, величина труб и наличие или отсутствие язычков. Все остальные нюансы звука отдаются на рассмотрение исполнителя.
Трубы
Как и следовало ожидать, звучание труб находится в строгой зависимости от их размера. Причем единственные трубы, которые звучат именно так, как и написано в нотном стане, — это восьмифутовые трубы. Меньшие трубы звучат соответственно выше, а большие – ниже, чем написано в нотном стане.
Самые крупные трубы, которые встречаются далеко не во всех, а лишь в самых крупных органах мира, имеют размер 64-фута. Они звучат на три октавы ниже того, что записано в нотном стане. Поэтому, когда при игре в этом регистре органист задействует педали, издается уже инфразвук.
Чтобы настроить небольшие лабиальные (то есть те, что без язычка), используют штимгорн. Это стержень, на одном конце которого имеется конус, а на другом – чашка, с помощью которых расширяют или сужают раструб труб органа, чем добиваются изменения высоты звука.
А вот чтобы изменить высоту звука больших труб, обычно вырезают дополнительные лоскуты металла, которые изгибаются наподобие язычков и таким образом изменяют тон звучания органа.
Кроме того, некоторые трубы могут быть чисто декоративными. В таком случае они называются «слепыми». Они не звучат, а имеют исключительно эстетическое значение.
Трактура духового органа
Трактура есть и у рояля. Там это механизм передачи усилия удара пальцев от поверхности клавиши непосредственно к струне. У органа трактура играет ту же роль и является основным механизмом управления органом.
Кроме того, что у органа есть трактура, управляющая клапанами труб (она еще называется игровой трактурой), у него есть также регистровая трактура, которая позволяет включать и выключать целые регистры.
Микстура — это группа регистров, которые задействованы в данный момент. Игровая трактура задействует не те трубы, которые задействованы при помощи регистровой трактуры, если можно так выразиться, конечно.
Именно с регистровой трактурой работает память органа, когда включаются или выключаются целые группы регистров. Чем-то это напоминает современные синтезаторы. Это могут быть как фиксированные комбинации регистров, так и свободные, то есть выбираемые музыкантом в произвольном порядке.
Источник
Путешествие внутрь органа
Сохранить и прочитать потом —
Орган — самый большой и сложный музыкальный инструмент. Фактически, орган это целый духовой оркестр, а каждый из его регистров — отдельный музыкальный инструмент со своим звучанием.
В Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки установлен самый большой орган в России. Мне посчастливилось увидеть его с той стороны, с которой его очень мало, кто видел.
Этот орган изготовлен в 2004 году в Германии консорциумом фирм Glatter Gotz и Klais, считающимися флагманами органостроения. Орган разрабатывался специально для Московского Международного Дома Музыки. У органа 84 регистра (в обычном органе количество регистров редко превышает 60) и более шести тысяч труб. Каждый регистр — отдельный музыкальный инструмент со своим звучанием.
Высота органа — 15 метров, вес 30 тонн. Стоимость — два с половиной миллиона евро.
О том, как устроен орган, мне рассказал доцент кафедры акустики МГУ Павел Николаевич Кравчун, являющийся главным смотрителем органов Московского международного Дома музыки и принимавший участие в разработке этого инструмента.
У органа пять клавиатур — четыре ручные и одна ножная. Удивительно, но ножная клавиатура вполне полноценна и некоторые простые произведения можно исполнять одними ногами. На каждом мануале (ручной клавиатуре) по 61 клавише. Справа и слева — ручки включения регистров.
Хоть орган и выглядит совершенно традиционным и аналоговым, на самом деле он частично управляется компьютером, который прежде всего запоминает пресеты — наборы регистров. Переключаются они кнопками на торцах мануалов.
Пресеты сохраняются на обычной дискете. Конечно, в компьютерной технике дисководы уже почти не используются, но тут он исправно работает.
Для меня было открытием узнать, что каждый органист является импровизатором, ведь в нотах или совсем не указывается набор регистров или указываются общие пожелания. Во всех органах общий только базовый набор регистров, а их количество и тональность могут сильно отличаться. Только лучшие исполнители могут быстро адаптироваться к огромному набору регистров органа Светлановского зала и использовать его возможности в полной мере.
Помимо ручек, у органа есть рычаги, переключаемые ногами и педали. Рычаги включают и отключают различные функции, управляемые компьютером. Например, объединение клавиатур и эффект нарастания, управляемый вращающейся педалью-роликом, по мере вращения которого подключаются дополнительные регистры и звук становится насыщенней и мощнее.
Для улучшения звучания органа (а заодно и других инструментов) в зале смонтирована электронная система Constellation, включающая множество микрофонов и миниколонок-мониторов на сцене, опускающихся с потолка на тросах с помощью моторов и множества микрофонов и колонок в зале. Это не система звукоусиления, при её включении звук в зале не становится громче, он становится равномернее (зрители на боковых и дальних местах начинают слышать музыку так же хорошо, как зрители в партере), кроме того может добавляться реверберация, улучшающая восприятие музыки.
Воздух, с помощью которого звучит орган, подаётся тремя мощными, но очень тихими вентиляторами.
Для равномерной его подачи используются . обычные кирпичи. Они прижимают меха. Когда вентиляторы включены, меха раздуваются, а вес кирпичей обеспечивает необходимое давление воздуха.
Воздух подаётся в орган по деревянным трубам.
Удивительно, но большинство заслонок, заставляющих трубы звучать, управляются чисто механически — тягами, длина некоторых из которых превышает десять метров. Когда к клавиатуре подключено много регистров, органисту бывает очень нелегко продавить клавиши. Конечно же, в органе есть система электрического усиления, при включении которой клавиши нажимаются легко, но высококлассные органисты старой школы всегда играют без усиления — ведь только так можно менять интонации, изменяя скорость и силу нажатия клавиш. Без усиления орган — чисто аналоговый инструмент, с усилением — цифровой: каждая труба может только звучать или молчать.
Так выглядят тяги, идущие от клавиатур к трубам. Они деревянные, так как дерево наименее подвержено температурному расширению.
Внутрь органа можно зайти и даже пролезть по маленькой «пожарной» лестнице по его этажам. Внутри очень мало места, поэтому по фотографиям сложно ощутить масштабы конструкции, но всё же я попробую показать вам, то что увидел.
Трубы отличаются по высоте, толщине и форме.
Некоторые трубы деревянные, некоторые металлические из оловянно-свинцового сплава.
Перед каждым большим концертом орган настраивается заново. Процесс настройки занимает несколько часов. Для настройки концы самых маленьких труб немного развальцовываются или завальцовываются специальным инструментом, у труб побольше есть регулировочный стержень.
У больших труб есть вырезанный лепесток, который может немного откручиваться и закручиваться для настройки тона.
Самые большие трубы издают инфразвук от 8 Гц, самые маленькие — ультразвук.
Уникальной особенностью органа ММДМ является наличие горизонтальных труб, обращённых в зал.
Предыдущий кадр я сделал с маленького балкончика, на который можно выйти изнутри органа. Он служит для настройки горизонтальных труб. Вид зрительного зала с этого балкончика.
Небольшое количество труб имеет только электропривод.
А ещё у органа есть два звукоизобразительных регистра или «спецэффекта». Это «колокольчики» — звон семи колокольчиков подряд и «птички» — чириканье птичек, происходящее благодаря воздуху и дистиллированной воде. Павел Николаевич демонстрирует, как работают «колокольчики».
Удивительный и очень сложный инструмент!
Система Constellation отправляется в режим парковки, а я на этом заканчиваю рассказ о самом большом музыкальном инструменте нашей страны.
Спасибо пресс-службе Московского Международного Дома Музыки и Ирине Черкасовой за возможность увидеть «короля инструментов» изнутри.
Источник
Значение слова «МАНУАЛ» найдено в 28 источниках
МАНУАЛ
клавиатура органа, на которой играют руками; она называется так в отличие от клавиатуры для ног (pedale). M. в органе бывает несколько (см. Орган).
мануал
сущ., кол-во синонимов: 4
• букварь (14)
• клавиатура (3)
• ман (3)
• руководство (51)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
букварь, клавиатура, ман, руководство
Мануал — клавиатура органа, на которой играют руками; она называется так в отличие от клавиатуры для ног (pedale). M. в органе бывает несколько (см. Орган).
- МАНУАЛ
-
(лат.). Клавиатура в органе, на которой играют руками, в отличие от клавиатуры педальной, на которой действуют ногами; манул в органе несколько.
- МАНУАЛ
-
ит., от mano, рука.Органная клавиатура.
- МАНУАЛ
-
от лат. mannalis, ручной, a) Купеческая книга, в которую заносятся издержки и получки сообразно источникам и целям. b) В органах: клавиатура.
- мануа́л
-
(лат.manualis ручной) ручная клавиатура органа (также фисгармонии, клавесина; ср. педаль).
- мануал
-
[< лат. manualis ручной] – клавиатура в органе, на которой играют руками; называется так в отличие от педалей, на которые надавливают ногами.
- мануал
-
а, м. (< лат. manuālis ручной).1. муз. Ручная клавиатура органа, фисгармонии, клавесина.
а, м., одуш. (< лат. manuālis ручной).
2. разг. Врач, лечащий больных методами мануальной медицины.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.
Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д.,1865.
Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д.,1865.
Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, ,2009.
Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК»,2007.
Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык,1998.
Синонимы:
букварь, клавиатура, ман, руководство
(от лат. manualis — ручной) — клавиатура для рук (в отличие от клавиатуры для ног — педали) в многоклавиатурных инструментах (орган, клавесин, фисгармония, электронные инструменты). Число М. в оргбнах 1-7 (7 М. имеет орган в соборе г. Атлантик-Сити, в США), в клавесинах — до 3, в фисгармониях — не более 2. М. расположены друг над другом террасообразно. Каждому придано определённое число регистров — отсюда разл. сила и тембровая окраска М. Объём клавиатуры — до 5 октав (С — с4). Реальный звуковой объём органного М. (благодаря регистрам удвоений) — до 8 октав. В органах нем. типа наиболее сильный — нижний 1-й или 2-й М. (хауптверк — Hauptwerk); менее сильный — 2-й или 3-й (оберверк — Oberwerk); тихий — 3-й или 4-й (позитив, швелльверк — Positiv, Schwellwerk). Во франц. органах самый тихий М. — средний (позитив — positiv), самый мощный — нижний (Грандорг — grand orgue), самый выразительный — верхний (ресъ — Rйcit). Все М. вместе или 2-3 М. могут быть соединены при помощи особого механизма — копуляций (включается посредством кнопки или рукоятки). При этом органист, играя на одном М., заставляет звучать трубы регистров присоединённых М. На клавесине также возможно копулирование (соединение) М.
Литература: Adelung W., Einfьhrung in den Orgelbau, Lpz., 1955; Ройзман Л. И., Советская органная культура и ее своеобразие, в кн.: Вопросы музыкально- исполнительского искусства, вып. 5, М., 1969.
Л. И. Ройзман.
Синонимы:
букварь, клавиатура, ман, руководство
1) Орфографическая запись слова: мануал
2) Ударение в слове: ману`ал
3) Деление слова на слоги (перенос слова): мануал
4) Фонетическая транскрипция слова мануал : [мн`ал]
5) Характеристика всех звуков:
м [м] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
а а — гласный, безударный
н [н] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
у у — гласный, безударный
а [`а] — гласный, ударный
л [л] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
6 букв, 3 звук
МАНУА́Л, а, ч., МАНУА́ЛЬ, і, ж., муз.
Клавіатура для рук у музичних інструментах (орга́на, фісгармонії, клавесина).
Кількість мануалей варіюється залежно від величини органа (з навч. літ.).
(від лат. manualis — ручний) — клавіатура для рук в багатоклавіатурних музичних інструментах (органі, фісгармонії, електрооргані тощо), на відміну від клавіатури для ніг — педалі. На органі є 7 М., клавесині — до 3, фісгармонії — не більше 2 і т.д. М. розташовані терасою, одна над другою, відрізняючись за кількістю клавіш, висотою і тембром регістрів, силою і тембровим забарвленням звучання, що забезпечує великий звуковисотний діапазон (у органа до 8 октав).
корень — МАНУ; суффикс — АЛ; нулевое окончание;
Основа слова: МАНУАЛ
Вычисленный способ образования слова: Суффиксальный
∩ — МАНУ; ∧ — АЛ; ⏰
Слово Мануал содержит следующие морфемы или части:
- ¬ приставка (0): —
- ∩ корень слова (1): МАНУ;
- ∧ суффикс (1): АЛ;
- ⏰ окончание (0): —
-у, ч.
1) В музичних інструментах (орган, фісгармонія, клавесин) – клавіатура для рук.
2) В клавішних електроінструментах – клавіатура або її секції для відтворення звуків різних музичних інструментів та регістрів.
сборник прописей лекарственных форм, фармацевтических (галеновых) препаратов и других технических продуктов и материалов, используемых в медицинской практике, но не вошедших в фармакопею.
(2 м); мн. мануа/лы, Р. мануа/лов
Синонимы:
букварь, клавиатура, ман, руководство
-у, ч. 1》 В музичних інструментах (орган, фісгармонія, клавесин) – клавіатура для рук.
2》 В клавішних електроінструментах – клавіатура або її секції для відтворення звуків різних музичних інструментів та регістрів.
мануал (manuale; лат. mamialis ручной) — сборник прописей лекарственных форм, фармацевтических (галеновых) препаратов и других технических продуктов и материалов, используемых в медицинской практике, но не вошедших в фармакопею.
(manuale; лат. mamialis ручной) сборник прописей лекарственных форм, фармацевтических (галеновых) препаратов и других технических продуктов и материалов, используемых в медицинской практике, но не вошедших в фармакопею.
Manual n
Синонимы:
букварь, клавиатура, ман, руководство
Ударение в слове: ману`ал
Ударение падает на букву: а
Безударные гласные в слове: ману`ал
мануа́л
Синонимы:
букварь, клавиатура, ман, руководство
ману’ал, -а
Синонимы:
букварь, клавиатура, ман, руководство
мануал м муз. Manual n 1a
Синонимы:
букварь, клавиатура, ман, руководство
мануал [< лат.manualisручной] — ручная клавиатура органа (также фисгармонии, клавесина; ср. педаль).
Начальная форма — Мануал, винительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевленное
Манул Мануал Мана Ман Аул Аман Алу Алма Алан Улан Лама Лана Луна Наум Мауна Мул Нал
мануа́л
іменник чоловічого роду
клавіатура органа
— руководство пользователя софта или железа .
Орган
Основные сведения
Орган (лат. organum) — самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент, который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух.
Игра на органе осуществляется при помощи нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры.
По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган занимает первое место среди всех инструментов и иногда называется «королём инструментов». Вследствие своей выразительности, он давно стал достоянием церкви.
Человек, исполняющий музыкальные произведения на органе, называется органистом.
Советские реактивные системы залпового огня БМ-13 солдаты Третьего рейха называли «орган Сталина» из-за звука, издаваемого оперением ракет.
История органа
Зародыш органа можно видеть в флейте Пана, а также в волынке. Считается, что орган (гидравлос; также hydraulikon, hydraulis — «водный орган») изобрёл грек Ктезибий, живший в Александрии Египетской в 296 — 228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона.
Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы — в VII и VIII веках. Папа Виталиан (666 год) ввёл орган в католическую церковь. В VIII веке Византия славилась своими органами.
Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног.
Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками.
В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число трубок.
Устройство органа
Усовершенствованные органы достигли огромного числа труб и трубок; например, орган в Париже в церкви St. Sulpice имеет 7 тысяч труб и трубок. В органе бывают трубы и трубки следующих величин: в 1 фут ноты звучат тремя октавами выше писанных, в 2 фута — ноты звучат двумя октавами выше писанных, в 4 фута — ноты звучат октавой выше писанных, в 8 футов — ноты звучат как пишутся, в 16 футов — ноты звучат октавой ниже писанных, в 32 фута — ноты звучат двумя октавами ниже писанных. Закрытие трубы сверху приводит к понижению издаваемых звуков на октаву. Не все органы имеют трубы больших размеров.
Клавиатур в органе бывает от 1 до 7 (обычно 2—4); называются они мануалами. Хотя каждая клавиатура органа имеет объём в 4—5 октав, благодаря трубам, звучащим на две октавы ниже или на три октавы выше писанных нот, объём большого органа имеет 9,5 октав. Каждый набор труб одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется регистром.
Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых кнопок или регистров (находящихся над клавиатурой или по бокам инструмента) приводит в действие соответствующий ряд трубок. Каждая кнопка или регистр имеет своё название и соответствующую надпись, с обозначением длины самой большой трубы этого регистра. Название регистра и величину труб композитор может обозначить в нотах над тем местом, где данный регистр должен быть применён. (Выбор регистров для исполнения музыкального произведения называется регистровкой.) Регистров в органах бывает от 2 до 300 (чаще всего встречается от 8 до 60).
Все регистры распадаются на две категории:
- Регистры с трубами без язычков (лабиальные регистры). К этой категории принадлежат регистры открытых флейт, регистры закрытых флейт (bourdons), регистры призвуков (микстуры), в которых каждая нота имеет несколько (более слабых) гармонических призвуков.
- Регистры, у которых трубы с язычками (язычковые регистры). Соединение регистров обеих категорий вместе с микстурой называется plеin jeu.
Клавиатуры или мануалы расположены в органах террасой, один над другой. Кроме них, существует ещё педальная клавиатура (от 5 до 32 клавиш), преимущественно для низких звуков. Партия для рук пишется на двух нотоносцах — в ключах и как для фортепиано. Партию педалей пишут чаще отдельно на одном нотном стане. На клавиатуре педалей, называемой просто «педаль», играют обеими ногами, пользуясь попеременно каблуком и носком (до XIX века — только носком). Орган без педали называется позитив, маленький переносный орган — портатив.
Мануалы в органах имеют названия, которые зависят от расположения труб в органе.
- Главный мануал (имеющий самые громкие регистры) — в немецкой традиции называется Hauptwerk (фр. Grand orgue, Grand clavier) и располагается ближе всего к исполнителю, либо на втором ряду;
- Второй по значимости и громкости мануал в немецкой традиции называется Oberwerk (более громкий вариант) либо Positiv (облегченный вариант) (фр. Рositif), если трубы этого мануала расположены НАД трубами Hauptwerk, либо Ruckpositiv, если трубы этого мануала расположены отдельно от остальных труб органа и установлены за спиной органиста; клавиши Oberwerk и Positiv на игровом пульте располагаются уровнем выше клавиш Hauptwerk, а клавиши Ruckpositiv — уровнем ниже клавиш Hauptwerk, тем самым воспроизводя архитектурное строение инструмента.
- Мануал, трубы которого расположены внутри своеобразного ящика, имеющего во фронтальной части вертикальные створки жалюзи в немецкой традиции называются Schwellwerk (фр. Recit (expressif). Schwellwerk может быть расположен как в самой верхней части органа (более распространенный вариант), так и на одном уровне с Hauptwerk. Клавиши Schwellwerka располагаются на игровом пульте на более высоком уровне, чем Hauptwerk, Oberwerk, Positiv, Ruckpositiv.
- Существующие разновидности мануалов: Hinterwerk (трубы расположены в задней части органа), Brustwerk (трубы расположены прямо над местом органиста), Solowerk (сольные регистры, очень громкие трубы, расположенные отдельной группой), Choir и т.д.
Облегчениями для играющих и средством для усиления или ослабления звучности служат следующие устройства:
Копула — механизм, с помощью которого связываются две клавиатуры, при чём выдвинутые на них регистры действуют одновременно. Копула даёт возможность играющему на одном мануале пользоваться выдвинутыми регистрами другого.
4 подножки над клавиатурой педалей (Pеdale de combinaison, Tritte), из которых каждая действует на известную определенную комбинацию регистров.
Жалюзи — прибор, состоящий из дверец, закрывающих и открывающих всё помещение с трубами разных регистров, вследствие чего происходит усиление или ослабление звучания. Дверцы приводятся в движение подножкой (швеллером).
Так как регистры в разных органах разных стран и эпох не одинаковы, то в органной партии они обычно не обозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органной партии только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величину труб. Остальные подробности предоставляются исполнителю.
Орган нередко соединяется с оркестром и пением в ораториях, кантатах, псалмах, а также в опере.
Также существуют электрические (электронные) органы, например, Hammond.
Композиторы, сочинявшие органную музыку
Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Адам Рейнкен
Иоганн Пахельбель
Дитрих Букстехуде
Джироламо Фрескобальди
Иоганн Якоб Фробергер
Георг Фридрих Гендель
Зигфрид Карг-Элерт
Генри Пёрселл
Макс Регер
Винцент Любек
Иоганн Людвиг Кребс
Матиас Векман
Доминико Циполи
Сезар Франк
Видео: Орган на видео + звучание
Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:
Продажа инструментов: где купить/заказать?
В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!
Сравнение цен на БАД по содержанию активных веществ 🌱 ►
Мануалы органа Домского собора в Риге.
МАНУА́Л (от лат. manualis – ручной), ручная клавиатура на многоклавиатурных музыкальных инструментах. На клавесине может быть 2–3 М., на органе их обычно 2–4 (реже 5–7). Располагаются один над другим террасообразно. Если мануалов два, то основной нижний, если три, то средний. Объём клавиатуры со временем менялся; органная клавиатура обычно охватывает ок. 5 октав: «до» большой – «соль» 3-й («до» 4-й) октавы. Каждый М. управляет своей группой регистров; возможно соединение звучностей (к главному М. присоединяются побочные путём включения механизма копуляции).