1. Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:
1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;
2) назначается учредителем образовательной организации;
3) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;
4) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).
2. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.
3. Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством.
КонсультантПлюс: примечание.
Требование о прохождении обязательной аттестации не распространяется до 01.09.2024 на руководителей и кандидатов на должности руководителей организаций, расположенных на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей (ФЗ от 17.02.2023 N 19-ФЗ).
4. Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи) проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации также согласовываются с уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным государственным органом.
5. Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации, за исключением филиала, в котором организуется осуществление образовательной деятельности исключительно в форме практической подготовки обучающихся, не могут исполняться по совместительству. Должностные обязанности руководителя филиала государственной или муниципальной образовательной организации, в котором осуществляется образовательная деятельность исключительно в форме практической подготовки обучающихся, могут исполняться по совместительству лицами, являющимися работниками данных государственной или муниципальной образовательной организации или организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.
7. Права и социальные гарантии, предусмотренные для педагогических работников пунктами 3 и 5 части 5 статьи 47 настоящего Федерального закона, предоставляются руководителям образовательных организаций.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 45-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. Руководители образовательных организаций, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки руководителям федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а руководителям образовательных организаций субъектов Российской Федерации, руководителям муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
(часть 7.1 введена Федеральным законом от 01.03.2020 N 45-ФЗ)
8. Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации, а также за реализацию программы развития образовательной организации.
(в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 159-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Особенности замещения должностей, назначения на должности и статуса руководителя федеральной государственной образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, определяются в порядке, установленном федеральными законами.
10. Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.
11. В образовательной организации высшего образования может учреждаться должность президента образовательной организации высшего образования в порядке, определяемом ее уставом.
(в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 159-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования не допускается.
13. Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования определяется уставом образовательной организации высшего образования.
(в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 159-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. После избрания президента государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования между ним и учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Прекращение трудового договора с президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем этой образовательной организации.
15. Полномочия президента образовательной организации высшего образования, в том числе связанные с его участием в определении программы развития образовательной организации высшего образования, в деятельности коллегиальных органов управления образовательной организации высшего образования, в решении вопросов совершенствования образовательной, научной, воспитательной, организационной и управленческой деятельности образовательной организации высшего образования, а также связанные с представлением образовательной организации высшего образования в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями, устанавливаются уставом образовательной организации высшего образования.
(часть 15 введена Федеральным законом от 25.05.2020 N 159-ФЗ)
16. Президент образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета может быть председателем ученого совета образовательной организации высшего образования.
(часть 16 введена Федеральным законом от 25.05.2020 N 159-ФЗ)
Loading…
- Главная
- О нас
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Органы управления образовательной организацией
Органы управления образовательной организацией
Управление Учреждением осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и Уставом организации на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
Единоличный исполнительный орган
Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации, который действует на основе единоначалия, решает все вопросы деятельности учреждения, не входящие в компетенцию Учредителя и коллегиальных органов управления образовательной организацией.
Руководитель учреждения несет ответственность за руководство образовательной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью учреждения.
директор образовательного учреждения
Коллегиальные органы управления
В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом образовательной организации.
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Общее собрание работников
Общее собрание (конференция) работников является постоянным действующим коллегиальным органом управления образовательной организацией, в компетенцию которого входит принятие решений по вопросам, перечисленным в Уставе учреждения. Действует бессрочно. В состав Общего собрания (конференции) работников входят все работники учреждения.
Общее собрание (конференция) работников созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Решения Общего собрания (конференции) работников являются обязательными для всех работников учреждения.
председатель Общего собрания (конференции) работников
Триндюк Наталья Владимировна
Педагогический Совет
Педагогический совет является постоянно действующим коллегиальным органом управления образовательным учреждением, осуществляющим общее руководство образовательным процессом. В состав Педагогического совета входят все педагогические работники, библиотекарь, руководитель учреждения и его заместители. В работе Педагогического совета по мере необходимости могут принимать участие представителя Учредителя, руководители органов управления учреждением, председатель Управляющего совета, медицинская сестра, заведующий производством (столовой), а также обучающиеся и их родители (законные представители).
Педагогический совет собирается на заседания по плану, а также по мере необходимости, но не реже шести раз в год. Решения Педагогического совета являются рекомендательными. Обязательными для исполнения являются решения Педагогического совета, в целях реализации которых издается приказ руководителя учреждения.
председатель Педагогического совета
Мирошникова Анна Евгеньевна
Управляющий совет
Управляющий совет, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных членов, является постоянно действующим коллегиальным органом управления учреждением, наделенный полномочиями по осуществлению управленческих функций в соответствии с Уставом учреждения и Положением об Управляющем совете учреждения, осуществляющий общее руководство учреждением.
Заседания Управляющего совета созываются по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
Решения Управляющего совета являются рекомендательными. Обязательными для исполнения являются только те решения Управляющего совета, в целях реализации которых издается приказ руководителя учреждения.
Председатель Управляющего совета
Андрианова Наталья Сергеевна
Иные органы управления
В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации могут быть созданы советы обучающихся, советы родителей, профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации.
Совет родителей
Совет родителей создается по инициативе родителей (законных представителей) учащихся с целью учета мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся по вопросам управления учреждением и при принятии учреждением локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы.
Совет родителей действует на основании Положения о Совете родителей учреждения, принимаемого на общем родительском собрании.
Решения Совета родителей являются рекомендательными. Обязательными для исполнения являются только те решения Совета родителей, в целях реализации которых издается приказ руководителя учреждения.
Председатель Совета родителей
Андрианова Наталья Сергеевна
Совет учащихся
Совет учащихся создается по инициативе учащихся с целью учета их мнения по вопросам управления учреждением и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы учащихся. Совет учащихся действует на основании Положения о Совете учащихся учреждения, принимаемого на конференции учащихся учреждения. Основными целями деятельности Совета учащихся является формирование гражданской культуры, активной гражданской позиции, содействие развитию их самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию, формирование у учащихся умений и навыков самоуправления, подготовка их к компетентному и ответственному участию в жизни общества. Очередные заседания Совета учащихся проводятся не реже одного раза в месяц. Решения Совета учащихся являются рекомендательными. Обязательными для исполнения являются только те решения Совета учащихся, в целях реализации которых издается приказ руководителя учреждения.
руководитель Совета обучающихся
Профсоюзная организация
Первичная профсоюзная организация МБОУ Архангельской СОШ имени А. Н. Косыгина является структурным звеном Профсоюза, Московской областной организации Профсоюза (МООП), соответствующей районной (городской) организации Профсоюза. Первичная профсоюзная организация объединяет учителей, воспитателей и других работников (в том числе вышедших на пенсию), являющихся членами Профсоюза и состоящих на профсоюзном учете в данной первичной организации Профсоюза.
Первичная профсоюзная организация МБОУ Архангельской СОШ имени А. Н. Косыгина является общественным объединением, созданным в форме общественной некоммерческой организации по решению учредительного профсоюзного собрания и по согласованию с выборным коллегиальным органом районной (городской) организации Профсоюза. Первичная организация Профсоюза действует на основании Устава Профсоюза, Устава МООП, Общего положения, иных нормативных правовых актов Профсоюза, руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, Московской области, решениями руководящих органов Московской областной, районной организации Профсоюза г. о. Красногорска.
Первичная организация Профсоюза независима в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей и их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетна и не подконтрольна, взаимоотношения с ними строит на основе социального партнерства, диалога и сотрудничества.
председатель первичной профсоюзной организации
Бовшина Людмила Дмитриевна
1 Права,
обязанности, ответственность и особенности правового статуса руководителя
образовательной организации общего образования
1.1 Понятие и особенности
правового статуса руководителя образовательной организации общего образования
Правовой статус –
это положение лица, регламентируемое нормативно-правовыми актами.
В соответствии с
ч. 1 ст. 47 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
[18] под правовым статусом руководителя образовательной организации общего
образования следует понимать совокупность прав и свобод, социальных гарантий и
компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, установленную
законодательством.
Руководитель
образовательной организации общего образования – это физическое лицо, которое в
соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и
локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в
том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 273
Трудового кодекса Российской Федерации) [6].
Руководитель
образовательной организации, уполномоченный выступать от ее имени, должен
действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и
разумно (п. 3 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации) [3].
Правовой статус
руководителя образовательной организации общего образования (права,
обязанности, ответственность) значительно отличается от статуса иных
работников, что обусловлено спецификой его трудовой деятельности, местом и
ролью в механизме управления организацией. От качества его работы во многом
зависят достижение уставных целей и задач, ради которых создавалась
организация, сохранность ее имущества, а зачастую и само существование
организации.
Кроме того,
полномочия по управлению имуществом, которыми наделяется руководитель, и
предъявляемые к нему в связи с этим требования предполагают в качестве одного
из необходимых условий успешного сотрудничества собственника с лицом,
управляющим его имуществом, наличие доверительности в отношениях между ними.
Результаты
деятельности директора школы (гимназии, лицея) и его решения во многом влияют
на конкурентоспособность организации в сфере образования.
Особенности
правового статуса руководителя образовательной организации определяются гл. 43 «Особенности
регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального
исполнительного органа организации» и иными положениями ТК РФ, ГК РФ,
Федеральным законом № 273-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами,
уставом и локальными нормативными актами организации.
К особенностям
правового статуса руководителя образовательной организации можно отнести:
– разнообразные
способы назначения на должность руководителя организации (ч. 1 ст. 51
Федерального закона № 273-ФЗ; ст. 18 ТК РФ);
– запрет на
занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не
допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым
законодательством (ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ; ст. 331 ТК РФ);
– увеличенный
испытательный срок при приеме на работу (6 месяцев) (ст. 70 ТК РФ);
– возможность
нового собственника имущества организации расторгнуть с руководителем
организации трудовой договор не позднее 3 месяцев со дня возникновения у него
права собственности (ст. 75 ТК РФ);
– полную
материальную ответственность руководителя за прямой действительный ущерб,
причиненный организации (ст. 277 ТК РФ);
– право
работодателя заключать с руководителем организации срочный трудовой договор (ст.
59 ТК РФ);
– заключение
трудового договора работодателем по типовой форме, утвержденной Правительством
Российской Федерации;
– наличие
дополнительных оснований расторжения трудового договора (ст. 278 ТК РФ и ч. 27
ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [17]);
– выплату руководителю организации при
досрочном расторжении трудового договора в размере, определяемом трудовым
договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка, за исключением
случаев, предусмотренных ТК РФ (ст. 279 ТК РФ);
– право руководителя занимать другие
оплачиваемые должности в других организациях только с разрешения
уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества
организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) (ст. 276 ТК РФ);
– не может входить в состав органов,
осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации (ст. 276 ТК РФ);
– возможность привлечения к
дисциплинарной ответственности руководителя организации при наличии заявления
представительного органа работников о нарушении руководителем организации
трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права,
условий коллективного договора, соглашения (ст. 195 ТК РФ);
– обязанность руководителя ежегодно
представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в
установленном порядке (ст. 275 ТК РФ,
ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» [16]);
– право руководителя расторгнуть
трудовой договор досрочно, письменно предупредив об этом работодателя не
позднее чем за один месяц (ст. 280 ТК РФ);
– право руководителя привлекать
работников к дисциплинарной ответственности или поощрять (статьи 191–192 ТК РФ);
– признание руководителя организации во
всех случаях должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции
(примечания к статьям 201 и 285 УК РФ [4]);
– отсутствие возможности исполнять
должностные обязанности руководителя по совместительству (ч. 5 ст. 51
Федерального закона № 273-ФЗ);
– обязательность прохождения кандидатом
на должность руководителя образовательной организации и (или) ее руководителя
аттестации в порядке, установленном учредителем образовательной организации (ч.
4 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ);
– права и обязанности, компетенция
руководителя в области управления образовательной организацией определяются в
соответствии с законодательством об образовании и уставом (ч. 6 ст. 51
Федерального закона № 273-ФЗ);
– несет ответственность за руководство
образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной
деятельностью образовательной организации (ч. 8 ст. 51 Федерального закона №
273-ФЗ).
Особенностью
правового статуса руководителя государственной (муниципальной) образовательной
организации является то, что он одновременно является:
– работником
по отношению к учредителю;
– работодателем
по отношению к работникам образовательной организации, с которыми заключается
трудовой договор, и к руководителям филиалов (представительств) образовательных
организаций.
С руководителем
государственной (муниципальной) образовательной организации заключается в
письменной форме трудовой договор в двух экземплярах (по одному для каждой из
сторон). При этом трудовой договор, не оформленный надлежащим образом,
считается заключенным, если директор приступил к работе с ведома и (или) по
поручению учредителя образовательной организации (ч. 2 ст. 67 ТК РФ). При
фактическом допущении руководителя к работе работодатель (учредитель) обязан
оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней
со дня фактического допущения руководителя к работе.
Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р «Об
утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в
государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы» [20] предусмотрен
переход, в том числе руководителей образовательных организаций, на эффективный
контракт, то есть трудовой договор, в котором конкретизированы его должностные
обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности
деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов
труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также
меры социальной поддержки.
Правительством
Российской Федерации рекомендуется:
– конкретизировать
условия осуществления выплат: компенсационного характера (наименование выплаты,
размер выплаты, а также факторы, обусловливающие получение выплаты);
стимулирующего характера (наименование выплаты, условия получения выплаты,
показатели и критерии оценки эффективности деятельности, периодичность, размер
выплаты);
– отражать
должностные обязанности работника непосредственно в тексте трудового договора;
– конкретизировать
выплаты стимулирующего и компенсационного характера, а также предоставление мер
социальной поддержки в трудовом договоре или дополнительном соглашении к
трудовому договору в форме, понятной работнику и работодателю и исключающей неоднозначное
толкование этих условий;
– указывать
размер выплаты в трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому
договору в абсолютном размере (в рублях), а размер выплат, устанавливаемых в
процентах, баллах и других единицах измерения, – в этих единицах с указанием
условий, при достижении которых они осуществляются.
На руководителя
государственной (муниципальной) образовательной организации, как на
работодателя, в свою очередь, возлагается обязанность знакомить принимаемых
работников с действующими локальными нормативными актами образовательной
организации, имеющими отношение к их трудовым отношениям (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).
Такими документами являются устав образовательной организации, правила
трудового распорядка (правила поведения работника), приказы (инструкции) по
охране труда и соблюдению правил техники безопасности, должностная инструкция
работника, режим работы (график) и иные локальные нормативные акты,
регламентирующие трудовую деятельность работника.
1.2 Права, обязанности,
ответственность руководителя образовательной организации общего образования
Изменения в
образовательной системе современной России предполагают, что образовательные
организации становится субъектом правоотношений. Согласно действующему
законодательству образовательные организации самостоятельны в решении многих
кадровых, организационно-педагогических, финансово-хозяйственных вопросов.
Управленческие функции жизнедеятельности школы базируются на основных принципах
и ценностях права как универсального регулятора человеческих отношений и
являются его продолжением [31, с. 82]. Такой подход повышает требования к
правовой компетентности руководителей образовательных организаций общего
образования, которые разрабатывают и утверждают школьные документы.
Сегодня
эффективность управления образовательной организацией во многом зависит от
умелого использования знаний правовых основ гражданского, семейного, трудового,
международного законодательства, хозяйственной деятельности, знаний
нормативно-правовых актов и умений их применять на практике. Профессиональное
управление современной инновационной образовательной организацией однозначно
невозможно без работы с правовой информацией, без ее активного использования в
процессе управления [35, с. 128].
За последние
несколько лет в России резко изменилась роль руководителя образовательной
организации общего образования по причине того, что:
– школа
стала более автономной организацией, в обязанности школьных руководителей
входит управление человеческими и финансовыми ресурсами в сложных экономических
и социальных условиях;
– повышается
ответственность школы за результаты ее работы перед местным сообществом;
– повышается
значимость стратегического планирования и мониторинга для управления школьным
образованием [40, с. 190].
В соответствии с
квалификационной характеристикой к занимаемой должности руководитель
образовательной организации общего образования:
– должен знать: приоритетные
направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и
иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную,
физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику;
достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию;
основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными
системами; методы формирования основных составляющих компетентности
(профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные
педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения,
реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения,
аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками,
детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по
работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами,
электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы
экономики, социологии; способы организации финансово-хозяйственной деятельности
образовательного учреждения; гражданское, административное, трудовое,
бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования
деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием
различных уровней; основы менеджмента, управления персоналом; основы управления
проектами; правила внутреннего трудового распорядка образовательного
учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности;
– должен соответствовать требованиям к
квалификации: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки
«Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление
персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или
высшее профессиональное образование и дополнительная профессиональная
подготовка в области государственного и муниципального управления или
менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих
должностях не менее 5 лет.
Права и
обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области
управления образовательной организацией определяются в соответствии с
законодательством об образовании и уставом образовательной организации.
Примерный
перечень должностных обязанностей руководителя образовательной организации
предусмотрен типовой формой трудового договора с руководителем государственного
(муниципального) учреждения (Постановление Правительства Российской Федерации
от 12 апреля 2013 года № 329) [21] и Приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н «Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников образования» [25]:
– осуществляет руководство
образовательной организацией в соответствии с законами и иными нормативными
правовыми актами, уставом образовательной организации, за исключением вопросов,
отнесенных законодательством и локальными нормативными актами образовательной
организации к компетенции учредителя и коллегиальных органов управления
образовательной организации;
– обеспечивает системную
образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную
(производственную) работу образовательной организации;
– обеспечивает реализацию федерального
государственного образовательного стандарта, федеральных государственных
требований;
– формирует контингенты обучающихся
(воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья во время
образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников,
детей) и работников образовательной организации в установленном
законодательством порядке;
– определяет стратегию развития
образовательной организации;
– принимает решения о программном
планировании работы образовательной организации, участии ее в различных
программах и проектах;
– обеспечивает соблюдение требований,
предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам,
результатам деятельности образовательной организации и к качеству образования,
непрерывное повышение качества образования в образовательной организации;
– обеспечивает
объективность оценки качества образования обучающихся (воспитанников, детей) в
образовательной организации;
– совместно
с советом образовательной организации и общественными организациями
осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития
образовательной организации, образовательной программы образовательной
организации, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых
календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего трудового распорядка
образовательной организации;
– создает
условия для внедрения инноваций, обеспечивает формирование и реализацию
инициатив работников образовательной организации, направленных на улучшение ее
работы и повышение качества образования, поддерживает благоприятный
морально-психологический климат в коллективе;
– в пределах
своих полномочий распоряжается бюджетными и (или) внебюджетными средствами,
обеспечивает результативность и эффективность их использования;
– в пределах
установленных средств формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую
и стимулирующую часть;
– определяет
структуру и утверждает штатное расписание образовательной организации;
– решает
кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в
соответствии с уставом образовательной организации;
– осуществляет
подбор и расстановку кадров; создает условия для непрерывного повышения
квалификации работников;
– обеспечивает
установление заработной платы работников образовательной организации, в том
числе стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам),
ставкам заработной платы работников), выплату в полном размере причитающейся
работникам заработной платы в сроки, установленные коллективным договором,
правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; принимает
меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям
охраны труда;
– принимает
меры по обеспечению образовательной организации квалифицированными кадрами,
рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта,
обеспечивает формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей
в образовательной организации;
– организует
и координирует реализацию мер по повышению мотивации работников к качественному
труду, в том числе на основе их материального стимулирования, по повышению
престижности труда в образовательной организации, рационализации управления и
укреплению дисциплины труда; создает условия, обеспечивающие участие работников
в управлении образовательной организацией;
– принимает
локальные нормативные акты образовательной организации, содержащие нормы
трудового права, в том числе по вопросам установления системы оплаты труда с
учетом мнения представительного органа работников;
– планирует,
координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и
других работников образовательной организации;
– представляет
образовательную организацию в государственных, муниципальных, общественных и
иных органах, учреждениях, организациях;
– содействует
деятельности учительских (педагогических), психологических организаций и
методических объединений, общественных (в том числе детских и молодежных)
организаций;
– обеспечивает
учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил
санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации,
привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом
образовательной организации, дополнительных источников финансовых и
материальных средств;
– обеспечивает
представление учредителю ежегодного отчета о поступлении, расходовании
финансовых и материальных средств и публичного отчета о деятельности
образовательной организации в целом;
– выполняет
правила по охране труда и пожарной безопасности.
Предусмотренные
вышеуказанными нормативными правовыми актами должностные обязанности служат
основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень
обязанностей руководителя образовательной организации, с учетом особенностей
организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности.
При необходимости
должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику по
должности руководителя, могут быть уточнены в уставе образовательной
организации и (или) должностной инструкции по должности руководителя, в
зависимости от типа школы, территориального расположения, состава учащихся и
особенностей педагогического коллектива, сложившейся системы в работе с
родителями и общественностью.
В поле зрения
директора школы находятся такие разноплановые вопросы как: работа ученического
самоуправления, профориентация. От имени образовательного учреждения директор
школы в пределах своей компетенции заключает договоры и осуществляет другие
действия, направленные на реализацию права владения, пользования и распоряжения
имуществом школы [33, с. 47].
Также наряду с
обязанностями директора школы нужно говорить и о правах и ответственности.
В пределах своей
компетенции директор школы имеет право:
– издавать приказы и давать обязательные
распоряжения работникам школы;
– поощрять и
привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за поступки,
дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Уставом
школы и Правилами о поощрении и взысканиях;
– открывать
и закрывать счета в банках;
– присутствовать
на любых занятиях, проводимых с учащимися школы (без права входить в класс
после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в
течение занятий);
– вносить в
необходимых случаях временные изменения в расписание занятий, отменять занятия,
временно объединять группы и классы для проведения совместных занятий;
– делегировать
свои полномочия, выдавать доверенности.
В пределах своей
компетенции директор несёт ответственность:
– за уровень
квалификации работников школы, реализацию образовательных программ в
соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество
образования выпускников, жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод обучающихся
и работников учреждения во время образовательного процесса в установленном
законодательством РФ порядке;
– за
неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и
Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных
актов, законных распоряжений органов управления образованием, должностных
обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не
использование предоставленных прав, директор школы несет дисциплинарную
ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством;
– за грубое
нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть
применено увольнение;
– за
применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим
и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение
иного аморального поступка директор школы может быть освобожден от занимаемой
должности в соответствии с трудовым законодательством. Увольнение за данный
поступок не является мерой дисциплинарной ответственности;
– за
нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических
правил организации учебно-воспитательного процесса директор школы привлекается
к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных
административным законодательством;
– за
виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в
связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей директор
школы несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных
трудовым и (или) гражданским законодательством.
Руководителям
образовательных организаций, заместителям руководителей образовательных
организаций, руководителям структурных подразделений и их заместителям
предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной поддержки,
предусмотренные для педагогических работников в части предоставления ежегодного
удлиненного оплачиваемого отпуска, досрочного назначения трудовой пенсии, в
части предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления
и освещения (для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах,
рабочих поселках, поселках городского типа).
1.3 Правовая компетентность
руководителя образовательной организации общего образования
Федеральный закон
об образовании определяет, что кандидаты на должность руководителя
образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по
соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и
профессиональным стандартам.
Кандидаты на
должность руководителя государственной или муниципальной образовательной
организации и ее руководитель (за отдельным исключением) проходят обязательную
аттестацию. Порядок и сроки проведения данной аттестации устанавливаются
учредителями этих образовательных организаций. Отрицательные итоги аттестации
должны признаваться как препятствие к занятию должности руководителя
образовательной организации, а применительно к руководителям – как основание
прекращения трудовых отношений с ними.
Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной
образовательной организации не могут исполняться по совместительству. Теперь
это правило распространено на руководителей филиалов данных образовательных
организаций. Это означает, например, что на учителя малокомплектной сельской
школы, присоединенной к школе райцентра в качестве филиала, не могут быть
возложены полномочия по руководству филиалом.
Эффективность
управления образовательным процессом в школе зависит от знаний управленцами
законов и других нормативных актов, которые регулируют жизнедеятельность школы,
важное значение играет то, насколько они уважают право как общественный
институт. Правовые знания руководителя образовательного учреждения должны
базироваться на основе компетентностного подхода.
Впервые проблема
исследования компетенций получила научное обоснование на конференции
«Компетенция: анализ, критика, переоценка» в Государственном университете штата
Пенсильвания, США, в мае 1980 года.
В. А. Кальней и
С. Е. Шишов выдвигают следующее определение компетенции – «это общая
способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые
приобретены благодаря обучению». По мнению Л. П. Погребняк, «компетентность
представляет собой многоплановые и многоструктурные характеристики качества
профессиональной готовности руководителей образовательных учреждений» [37, с.
57].
Формулировка
понятия правовой компетентности на сегодняшний день связана с определенными
теоретическими и методологическими трудностями, вызванными многогранностью
данного феномена.
Если проанализировать различные точки зрения на понятие «правовая
компетентность», имеющиеся в научной литературе, можно сделать вывод, что под
правовой компетентностью директора школы следует понимать соблюдение
правопорядка и законности в процессе правоохранительной и правоприменительной
деятельности, которая выражается в принятии обоснованных и справедливых
решений, в их реализации в соответствии с законом [39, с. 105].
Однако роль формирования правовой компетентности руководителя
образовательной организации заключается в освоении и применении комплекса
современных профессиональных знаний и практических навыков, овладении
эффективными методами профессионального поведения и технологиями [27, с. 27].
Роль развития
правовой компетентности в современных российских условиях заключается в том,
чтобы каждый руководитель образовательной организации овладел необходимыми
знаниями, средствами и приёмами работы над собой, сознательно готовил себя к
профессиональной деятельности, создавая при этом максимально устойчивое к
внешним воздействиям правовое пространство школы, которое заключается в
следующем:
– правовая
осведомленность;
– активность
правовой деятельности руководителя образовательного учреждения со всеми
участниками образовательного процесса и органами управления;
– доверие
директора школы к институту права;
– признание
ценности права, готовность использовать правовое разрешение проблемной ситуации
[36, с. 7].
В развитии
правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации важны
следующие параметры:
1. Знание
законов и нормативных положений;
2. Выстраивание
собственной деятельности согласно нормативным положениям (соблюдение на
практике требований нормативных положений);
3. Взаимодействие
деятельности органов школьного самоуправления и общественных объединений;
4. Стремление
учитывать интересы различных школьных общественных объединений;
5. Заключение
контрактов с поступающими людьми на работу;
6. Применение
документов, регулирующих деятельность школы;
7. Стремление
решать конфликты на правовой основе;
8. Проведение
собраний органов самоуправления;
9. Применение
мер по усилению контроля управления за соблюдением законодательства Российской
Федерации об образовании [28, с. 55].
Правовые
преобразования в современной России происходят быстрее, чем развитие и
становление личности в конкретном историческом периоде. Вследствие этого
существует необходимость подготовки руководителя образовательной организации к
будущей самореализации и самоопределению в изменяющихся социально-правовых
условиях. Именно от того, как директор и его заместители, педагоги и учащиеся
понимают свои права и обязанности, насколько хорошо они знают законы и другие нормативные
акты, регулирующие жизнедеятельность школы, насколько они уважают право как
общественный институт вообще и права друг друга, в частности, зависит
эффективность демократических преобразований в школе.
Оценка
профессионального статуса директора учебного заведения производится путем
аттестации, целью которой является подтверждение соответствия его как
педагогического работника занимаемой должности на основе оценки
профессиональной деятельности и по желанию в целях установления
квалификационной категории. Более того, к руководству образовательной
организацией не допускается лица, которые по тем или иным причинам были
отстранены от педагогической деятельности.
Оценка
управленческого опыта происходит при его утверждении на должность, во время
аттестации соответствия квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках и в ежегодных отчетах. Важными факторами,
влияющими на управленческую деятельность директора школы, являются правовой
статус, а также высокая ответственность в рамках экономической деятельности и
финансового обеспечения в сфере образования.
Важны оценка
творческого и психологического особенностей руководителя учебным заведением с
точки зрения руководства группой людей, собранных в рамках определенной
структуры для выполнения задач, возглавляемые руководствам, с функциональным
разделением труда. Повергаясь анализу или самостоятельно анализируя личностные
качества, руководитель имеет возможность рефлексировать, изучать действия, а также
работать над собой с целью дальнейшего улучшения процесса управления школьными
кадрами. В итоге, это приводит к качественным изменениям в образовательном
пространстве учебного заведения.
Комментарий к статье 26
Управление образовательной организацией представляет собой процесс сознательного целенаправленного воздействия учредителя, руководителя, иных органов управления и органов самоуправления образовательной организации на деятельность такой организации с целью достижения образовательной организацией результатов, определенных законодательством об образовании и ее уставом.
Управление образовательной организацией выстраивается в соответствии с закрепленными в ст. 3 комментируемого Закона принципами:
— автономии образовательных организаций (п. 9 ч. 1);
— демократического характера управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями; (п. 10 ч. 1).
В комментируемой статье установлено, что управление образовательной организацией осуществляется в соответствии правилами, установленными законодательством Российской Федерации. Эти правила содержатся в Гражданском кодексе РФ, Федеральном законе «О некоммерческих организациях», Бюджетном кодексе РФ и др.
Правила, которыми регулируется система управления любого юридического лица, включая некоммерческую организацию (lex generalis), применительно к образовательной организации могут быть уточнены предписаниями, содержащимися в законодательстве об образовании (lex specialis), в том числе в комментируемой статье.
Эти правила могут получить развитие в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных актах, принятых в соответствии с установленным распределением полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями нормативно-правового регулирования.
Важным элементом механизма правового регулирования управления образовательной организацией являются устав и локальные акты, принятые в рамках установленных полномочий самой образовательной организацией.
В основе управления образовательной организацией лежит принцип сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
Единоначалие представляет собой такую форму организации управления, при которой во главе организации (ее структурного подразделения) стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные решения. Принцип единоначалия управления реализуется через деятельность руководителя образовательной организации, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации в соответствии с полномочиями, закрепленными в актах законодательства об образовании, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных актах, а также в уставе и локальных нормативных актах самой образовательной организации.
Единоличный руководитель образовательной организации в зависимости от ее типа, культурно-исторических традиций и т.д. может называться по-разному: директор, заведующий, ректор, начальник и т.д.
Единоначалие создает возможность более оперативного принятия управленческих решений, повышает персональную ответственность за общее состояние дел в высшем учебном заведении.
Основы правового статуса руководителя образовательной организации закреплены в ст. 51 комментируемой Законе. Так, например, установлено, что руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации может избираться общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации или может назначаться учредителем образовательной организации. В отдельных случаях он назначается Президентом РФ (ректор МГУ, ректор СПбГУ) или Правительством РФ (ректоры федеральных университетов).
Требования к кандидатам на должность руководителя образовательной организации установлены в ст. 51 комментируемого Закона.
Особенности замещения должностей, назначения на должности и статуса руководителя федеральной государственной образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка могут устанавливаться иными федеральными законами.
Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.
Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.
Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством (ч. 10 ст. 51 комментируемого Закона).
В образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета может учреждаться должность президента. Лицо, замещающее должность президента университета, как правило, должно иметь опыт работы в должности ректора высшего учебного заведения.
Президент участвует в разработке концепции развития университета, представляет высшее учебное заведение в отношениях с государственными органами и общественными организациями, участвует в совершенствовании учебной, научной и управленческой деятельности вуза. При этом непосредственное управление университетом остается за ректором.
Единоначалие в управлении образовательной организацией, как уже отмечалось, сочетается с принципом коллегиальности, позволяющим при обсуждении вопросов, стоящих на повестке дня, выявлять и учитывать общественное мнение (мнение отдельных социальных групп и т.д.), аккумулировать знания и коллективный опыт.
В образовательной организации формируются различные коллегиальные органы управления.
Коллегиальные органы управления могут быть:
а) обязательными — создаются в каждой образовательной организации: общее собрание (конференция) работников (работников и обучающихся) образовательной организации, педагогический (ученый) совет;
б) факультативными — создаются не во всех образовательных организациях, их формирование предусматривается, как правило, уставом соответствующей образовательной организации: попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и т.д.
Среди коллегиальных органов управления образовательными организациями можно выделить:
а) постоянно действующие коллегиальные органы управления — педагогический совет, ученый совет и т.д.;
б) коллегиальные органы управления, созываемые нерегулярно — ad hoc, по мере необходимости, но не реже одного раза в год (одного раза в пять лет) и т.д.
Сочетание единоначалия и коллегиальности в управлении образовательной организацией проявляется, прежде всего, во взаимодействии руководителя образовательной организации и коллегиальных органов управления этой организации — директора школа и педагогического совета, ректора и ученого совета университета, декана и ученого совета факультета и т.д.
Законодательство (об образовании, трудовое и т.д.) определяет наиболее важные общие положения, регулирующие статус органов управления образовательной организацией. Детально же все вопросы, связанные с органами управления конкретной образовательной организации, урегулированы в уставе и локальных нормативных актах образовательной организации.
В уставе образовательной организации, в соответствии с ч. 2 ст. 25 комментируемого Закона, обязательно должна содержаться информация о структуре и компетенции органов управления образовательной организацией, порядке их формирования и сроках полномочий.
Общее собрание (конференция) работников (работников и обучающихся) представляет собой основную форму непосредственного участия работников образовательной организации в ее управлении. Деятельность общего собрания регулируется нормами устава и (или) принимаемого в этих целях локального акта — положения об общем собрании (конференции).
В состав общего собрания входят все работники образовательной организации. Для образовательных организаций с большой численностью работников вместо общего собрания созывается конференция, на которую избираются делегаты в соответствии с правилами, закрепленными в уставе образовательной организации. Так, например, в Уставе НИУ «Высшая школа экономика» (утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2009 г. N 184 <344>) установлено (п. 57), что процедура и порядок избрания делегатов на конференцию, нормы представительства всех категорий работников и обучающихся университета, а также сроки и порядок созыва и работы конференции определяются ученым советом с учетом предложений всех категорий работников и обучающихся. При этом представительство научно-педагогических работников должно составлять не менее 70% общего числа делегатов, членов ученого совета — не более 50% общего числа делегатов конференции.
———————————
<344> СЗ РФ. 2009. N 10. Ст. 1230.
В профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования в состав общего собрания входят не только работники, но и обучающиеся, что находит свое отражение в самом названии этого коллегиального органа управления.
Полномочия общего собрания (конференции), порядок его формирования, регламент работы, порядок принятия решения и т.д. образовательная организация устанавливает в своем уставе самостоятельно в соответствии с принципом автономии образовательной организации.
Одно из полномочий общего собрания (конференции) закреплено в ч. 1 ст. 51 комментируемого Закона: на общем собрании (конференции) работников (работников и обучающихся) избирается руководитель образовательной организации.
К иным полномочиям, закрепленным уставом и локальными актами, могут относиться вопросы:
— принятия устава образовательной организации, внесения в него изменений и дополнений;
— обсуждение и принятие плана развития образовательной организации;
— участия в разработке и принятии коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, изменений и дополнений к ним; принятия решения о заключении коллективного договора;
— формирования первичной профсоюзной организации работников образовательной организации;
— определения перечня и порядка предоставления работникам социальных льгот из фондов трудового коллектива;
— избрания комиссии по трудовым спорам, комиссии по установлению доплат, надбавок и материальному стимулированию;
— выдвижения требований к работодателю по поводу заключения, изменения и выполнения коллективного договора, соглашений по социально-трудовым вопросам;
— заслушивания отчетов руководителя образовательной организации о выполнении задач основной уставной деятельности;
— разрешения конфликтных ситуаций между работниками и администрацией;
— принятия решений по вопросам, не отнесенным действующим законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции других органов.
На рассмотрение общего собрания (конференции) могут выноситься вопросы по инициативе работников образовательной организации, профсоюзной организации, администрации, либо по совместной инициативе профсоюзной организации и администрации.
Собирается общее собрание (конференция) по мере необходимости, но, не реже указанной в уставе периодичности (не реже одного раза в год, не реже одного раза в пять лет и т.д.).
Председателем общего собрания (конференции) может быть ex officio руководитель образовательной организации, а может и иное лицо, избираемое участниками общего собрания (конференции), как правило, простым большинством голосов делегатов конференции.
Общее собрание (конференция) считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей списочного состава работников образовательной организации.
Решение общего собрания (конференции) считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих работников.
Форма голосования (открытое или тайное голосование) определяется участниками общего собрания (делегатами конференции), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Решения общего собрания (конференции), принятые в пределах его компетенции и не противоречащие действующему законодательству и уставу образовательной организации, являются рекомендательными
для администрации и всех работников образовательной организации.
Решения общего собрания (конференции), утвержденные приказом руководителя образовательной организации, становятся обязательными
для исполнения.
Педагогический совет представляет собой постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Он проводится для рассмотрения и решения основных вопросов учебно-воспитательной работы общеобразовательной организации и профессиональной образовательной организации. Его деятельность определяется уставом и положением о педагогическом совете, принимаемым в форме локального нормативного акта.
В состав педагогического совета входят руководитель образовательной организации (директор школы и т.д.), его заместители, учителя, воспитатели, организаторы внеклассной и внешкольной работы, социальные педагоги, библиотекари, председатель родительского комитета, представитель учредителя и др.
Направлениями деятельности педагогического совета являются:
— обсуждение учебных планов, программ, учебников, форм и методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации, принятие решений по обсуждаемым вопросам;
— организация работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив, освоению новых педагогических технологий, распространению передового опыта;
— принятие решений о создании кружков, студий, клубов и других объединений учащихся; допуске учащихся к экзаменам, переводе учащихся в следующий класс или об оставлении их на повторный курс, выдаче свидетельств и аттестатов об образовании; о годовых оценках поведения учащихся, о поощрениях и взысканиях и т.п.;
— рекомендация педагогических и других работников учебного заведения к различным видам поощрения и т.д.
В образовательной организации высшего образования вместо педагогического совета создается ученый совет, также являющийся постоянно действующим коллегиальным органом управления.
Если ректор как единоличный орган управления осуществляет непосредственное управление организацией высшего образования, то ученый совет осуществляет общее руководство организацией высшего образования.
Ученый совет представляет собой выборный представительный орган, состав которого по занимаемой должности (ex officio) входят ректор, проректоры, президент университета (если такая должность учреждена), в некоторых случаях — деканы факультетов, а также члены ученого совета, избираемые общим собранием (конференцией) путем тайного голосования. Общим собранием (конференцией) устанавливается число избираемых членов ученого совета.
Список кандидатов в состав избираемой части ученого совета, выносимый на рассмотрение общего собрания (конференции), формируется, как правило, ученым советом университета с учетом предложений общих собраний (конференций) трудовых коллективов структурных подразделений, а также общих собраний обучающихся университета.
Председателем ученого совета университета является ректор. Состав ученого совета объявляется приказом ректора по решению общего собрания (конференции).
Срок полномочий ученого совета университета обычно составляет пять лет.
В случае увольнения (отчисления) из университета члена ученого совета он автоматически выбывает из состава этого совета. Избрание нового члена ученого совета университета осуществляется в установленном порядке и объявляется приказом ректора университета.
К компетенции ученого совета относятся такие вопросы, как:
— рассмотрение проекта устава, дополнений и изменений к нему, принятие решения о вынесении проекта устава на общее собрание (конференцию);
— принятие решения о созыве общего собрания (конференции);
— определение основных перспективных направлений развития организации высшего образования, включая ее образовательную и научную деятельность;
— утверждение планов финансового, экономического и социального развития организации высшего образования;
— рассмотрение и утверждение отчета об исполнении ежегодного финансового плана;
— заслушивание ежегодных отчетов ректора;
— рассмотрение и принятие решений по вопросам образовательной, научно-исследовательской, информационно-аналитической и финансово-хозяйственной деятельности, а также по вопросам международного сотрудничества;
— принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации структурных подразделений, осуществляющих образовательную и научно-исследовательскую деятельность;
— утверждение положений о филиалах, учебных и научно-исследовательских подразделениях;
— принятие локальных актов, регламентирующих основные вопросы деятельности организации высшего образования, в том числе принятие ежегодных правил приема студентов, аспирантов, докторантов и слушателей; установление нормативов учебной и научной нагрузки профессорско-преподавательского состава; утверждение положений, регулирующих вопросы стипендиального обеспечения студентов и аспирантов университета, и т.д.;
— конкурсный отбор лиц, претендующих на занятие должностей профессорско-преподавательского состава;
— принятие решения о создании попечительского совета;
— представление работников организации высшего образования к присвоению ученых званий;
— рассмотрение вопросов о представлении работников организации высшего образования к награждению государственными наградами Российской Федерации и о присвоении им почетных званий;
— присуждение почетных званий (статусов) организации высшего образования на основании положений, утверждаемых ученым советом;
— принятие решений по другим вопросам, отнесенным к компетенции ученого совета законодательством Российской Федерации и уставом организации высшего образования.
Порядок организации работы ученого совета университета, проведения его заседаний и принятия решений определяется регламентом работы ученого совета университета.
Как правило, решения ученого совета считаются принятыми, если за них проголосовало большинство его членов, присутствующих на заседании, при явке не менее 50% списочного состава этого совета.
Из числа членов ученого совета приказом ректора на срок полномочий этого совета назначается ученый секретарь, который организует подготовку заседаний ученого совета, контролирует реализацию его решений, координирует взаимодействие ученого совета и структурных подразделений организации высшего образования.
По решению ученого совета из числа его членов может создаваться президиум ученого совета. Порядок его работы, количественный и персональный состав определяются ученым советом. Ученый совет вправе делегировать осуществление своих полномочий президиуму в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Ученым советом могут создаваться по отдельным вопросам деятельности организации высшего образования постоянные и временные комиссии с определением их функций и состава.
Среди коллегиальных органов управления образованием законодатель упоминает также ряд необязательных (факультативных) органов, таких как попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет, а также другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом образовательной организации.
Попечительский совет и управляющий совет представляют собой формы частно-государственного партнерства, ориентированные на участие в них общественности.
Как отмечается в письме Минобрнауки России от 4 февраля 2011 г. N 03-66 «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования» <345>, чтобы сделать систему образования конкурентоспособной, необходимо внедрять в нее новые принципы управления, в частности, обеспечить ее развитие на принципах интеграции и кооперации ресурсов — информационных, кадровых, управленческих, финансовых.
———————————
<345> Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
Частно-государственное партнерство — форма сотрудничества между органами государственной власти и бизнесом, основной целью которой является обеспечение финансирования, сооружения, реконструкции, управления и содержания объекта инфраструктуры или предоставления услуги. Характерные черты Частно-государственное партнерство характеризуется долгосрочным характером отношений, объединением ресурсов под достижение конкретного результата, распределением ответственности и рисков между частным и государственным партнерами.
Развитие частно-государственного партнерства в сфере образования, одного из направлений повышения эффективности системы образования, позволяет включить в управление образовательной организацией представителей разных заинтересованных групп — государства (в лице органов государственной власти), муниципалитетов, благотворителей, бизнеса, общественности (например, родительского сообщества) и реализуется, как уже отмечалось, в создании попечительских и управляющих советов. При этом механизм частно-государственного партнерства в образовании становится более востребованным, если благотворители и социальные инвесторы выдвигают в качестве условия получения образовательной организацией долгосрочного финансирования возможность участвовать в формировании программ развития и контроле их исполнения.
Попечительский совет представляет собой орган самоуправления образовательной организации, который осуществляет общественный контроль за сбором и расходованием благотворительных пожертвований, поступающих на счет образовательной организации от физических и юридических лиц, заинтересованных в развитии образовательной организации. Попечительский совет принимает решения по порядку использования целевых средств и формирует заявки на оказание благотворительной помощи.
В попечительский совет входят участники образовательного процесса, социальные инвесторы, благотворители и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии образовательной организации. Члены попечительского совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.
Порядок выборов и компетенция попечительского совета определяются уставом образовательной организации.
В качестве основных задач попечительского совета являются следующие:
— содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательной организации;
— содействие улучшению условий труда педагогических и других работников образовательной организации;
— содействие совершенствованию материально-технической базы образовательной организаций, благоустройству ее помещений и территории, проведению конкурсов, соревнований и других массовых мероприятий образовательной организации;
— рассмотрение других вопросов, отнесенных к компетенции попечительского совета уставом образовательной организации.
Управляющий совет представляет собой коллегиальный орган государственно-общественного управления образовательной организацией, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления.
Управляющий совет в большей степени, чем попечительский, участвует в управлении образовательным учреждением, что нашло свое отражение в самом названии такого совета. Он, как правило, наделяется существенными полномочиями, позволяющими ему влиять на руководство образовательной организацией: участвовать в процедуре назначения руководителя образовательной организацией, принятии ключевых кадровых решений, обсуждении и утверждении программы и плана развития организации (в том числе инвестиционные программы и финансовые планы), отчетов о работе организации, решении вопросов инвестирования и денежного вознаграждения руководителей.
Управляющий совет проводит регулярные заседания под руководством председателя, избранного членами совета. Управляющий совет избирает из своего числа, а также из числа работников образовательной организации и внешних экспертов, комиссии по рассмотрению ключевых вопросов (оценки деятельности организации, вознаграждения сотрудников и руководителей и т.д.). По результатам заседания совета принимаются обязательные для руководства образовательной организации решения, которые фиксируются в документах совета. Документы публикуются для рассмотрения заинтересованными сторонами и общественностью (письмо Минобрнауки России от 4 февраля 2011 г. N 03-66 «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования»).
Ресурсное обеспечение деятельности управляющего совета образовательной организации может осуществляться как за счет средств самой организации, так и за счет средств заинтересованных сторон, представители которых вошли в управляющий совет.
В образовательной организации могут создаваться также иные коллегиальные органы управления, как правило, с совещательными, рекомендательными полномочиями — финансовый комитет, координирующий принимаемые в рамках образовательной организации решения по формированию и использованию финансовых ресурсов; учебно-методический совет, координирующий деятельность структурных подразделений образовательной организации по подготовке и совершенствованию учебных планов, программ, учебно-методических материалов, выработке критериев оценки знаний обучающихся и т.д.; ректорат — совещательный орган, создаваемый при руководителе организации высшего образования, на заседаниях которого оперативно рассматриваются вопросы текущей деятельности образовательной организации, и решения которого носят рекомендательный характер, и т.д.
Наблюдательный совет является выборным представительным и коллегиальным органом государственно-общественного управления образовательной организации, осуществляющим в соответствии с уставом этой организации решение отдельных вопросов, относящихся к его компетенции.
В отношении образовательных организаций, созданных в форме автономных учреждений, порядок формирования наблюдательного совета, его компетенция, порядок проведения заседаний установлены в Федеральном законе от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» <346>.
———————————
<346> СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.
Наблюдательный совет рассматривает (ст. 11 Федерального закона об автономных учреждениях):
1) предложения о внесении изменений в устав;
2) предложения о создании и ликвидации филиалов, об открытии и о закрытии его представительств;
3) предложения о реорганизации автономного учреждения или о его ликвидации;
4) предложения об изъятии имущества, закрепленного на праве оперативного управления;
5) предложения об участии в других юридических лицах в качестве учредителя или участника;
6) проект плана финансово-хозяйственной деятельности;
7) проекты отчетов о деятельности организации и об использовании ее имущества, об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность;
предложения о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым организация не вправе распоряжаться самостоятельно;
9) предложения о совершении крупных сделок;
10) предложения о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
11) предложения о выборе кредитных организаций, в которых организация может открыть банковские счета;
12) вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности и утверждения аудиторской организации.
При этом вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета, не могут быть переданы на рассмотрение других органов образовательной организации.
По вопросам, указанным в п. п. 1 — 4, а также в п. 8, наблюдательный совет дает рекомендации. Учредитель принимает по этим вопросам решения после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета.
По вопросу, указанному в п. 6, наблюдательный совет дает заключение, копия которого направляется учредителю.
По вопросам, указанным в п. п. 5 и 11, наблюдательный совет дает заключение. Руководитель организации принимает по этим вопросам решения после рассмотрения заключений наблюдательного совета.
Документы, представляемые в соответствии с п. 7, утверждаются наблюдательным советом. Копии этих документов направляются учредителю.
Наконец, по вопросам, указанным в п. п. 9, 10 и 12, наблюдательный совет автономного учреждения принимает решения, обязательные для руководителя организации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона об автономных учреждениях наблюдательный совет создается в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В состав наблюдательного совета входят представители учредителя, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников данной организации. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета не должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета. Не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления составляют представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя данной организации. Количество представителей работников организации не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета.
Срок полномочий наблюдательного совета устанавливается уставом организации, но не может быть более чем пять лет.
Руководитель организации и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета. Руководитель организации может участвовать в заседаниях наблюдательного совета с правом совещательного голоса.
Решение о назначении членов наблюдательного совета автономного учреждения или досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем образовательной организации (например, Приказ Росстандарта от 23 марта 2012 г. N 171 «Об утверждении состава Наблюдательного совета федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)» <347>, распоряжение Правительства РФ от 28 мая 2011 г. N 923-р «О членах наблюдательного совета федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» <348>).
———————————
<347> Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. 2012. N 5.
<348> СЗ РФ. 2011. N 23. Ст. 3335.
Заседания наблюдательного совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
В заседании наблюдательного совета вправе участвовать руководитель образовательной организации.
Заседание наблюдательного совета является правомочным, если все члены наблюдательного совета извещены о времени и месте его проведения и на заседании присутствует более половины членов наблюдательного совета.
Уставом организации может предусматриваться возможность учета представленного в письменной форме мнения члена наблюдательного совета, отсутствующего на его заседании по уважительной причине, при определении наличия кворума и результатов голосования, а также возможность принятия решений наблюдательным советом автономного учреждения путем проведения заочного голосования. Указанный порядок не может применяться при принятии решений по предложениям о совершении крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (ст. 12 Федерального закона об автономных учреждениях).
Если попечительский совет, управляющий совет и наблюдательный совет в своей деятельности выражают общие интересы всех участников образовательного процесса в рамках данной образовательной организации, то для представления и защиты интересов отдельных групп участников образовательного процесса создаются советы обучающихся и советы родителей, а также действуют профессиональные союзы (представительные органы) обучающихся и работников.
В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся и работников создаются и действуют в целях учета мнения обучающихся, родителей и педагогических работников образовательной организации по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы.
Данные органы, как отмечается в Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 октября 2015 г. № 08-1729 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации для специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования»)[1], не принимают управленческих решений, одной обеспечивают учет мнения определенных участников образовательных отношений в рамках управления образовательной организацией.
Создание данных органов отражает на уровне управления образовательной организацией принцип государственного-общественного управления, который опосредованно выражен в комментируемой статье, где провозглашены принципы единоначалия и коллегиальности в управление, при это разделяя коллегиальные органоы управления образовательной организацией и органы, имеющие право на участие в управлении образовательной организацией посредством выражения позиции той или иной группы участников образовательных отношений.
Советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей представляют собой коллегиальные органы управления образовательной организации и формируется по инициативе самих обучающихся и их родителей. Они действуют на основании положения о соответствующем совете, принимаемого на конференции обучающихся образовательной организации или на собрании студенческих объединений образовательных организаций, на общем собрании (конференции) родителей или иным установленным способом. При этом наличие двух и более советов обучающихся (то же в отношении советов родителей) в одной образовательной организации не допускается.
Минобрнауки России оказывает методическую помощь по организации органов ученического и студенческого самоуправления (письмо Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. N ВК-262/09 «О методических рекомендациях о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях» <349>).
———————————
<349> Официальные документы в образовании. 2014. Апрель. N 11.
Советы обучающихся и родителей наделены различными полномочиями, позволяющими им реализовать себя в процессе управления образовательной организацией.
Так, совет обучающихся имеет право:
— участвовать в разработке и обсуждении проектов локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся образовательной организации;
— готовить и вносить предложения в органы управления образовательной организации по оптимизации образовательного процесса с учетом научных и профессиональных интересов обучающихся, корректировке расписания учебных занятий, графика проведения зачетов, экзаменов, организации производственной практики, организации быта и отдыха обучающихся;
— выражать обязательное к учету мнение при принятии локальных нормативных актов образовательной организации, затрагивающих права и законные интересы обучающихся, и в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом об образовании;
— участвовать в рассмотрении и выражать мнение по вопросам, связанным с нарушениями обучающимися учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка образовательной организации;
— участвовать в разработке и реализации системы поощрений обучающихся за достижения в разных сферах учебной и внеучебной деятельности;
— участвовать в организации работы комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
— вносить предложения по решению вопросов использования материально-технической базы и помещений образовательной организации.
Осуществляя свои полномочия, совет обучающихся запрашивает у органов управления образовательной организации необходимую для деятельности совета информацию, информирует обучающихся о деятельности образовательной организации, рассматривает обращения, поступившие в совет обучающихся, и т.д.
Случаи, когда советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся и работников формируют свое мнение, которое учитывается руководством образовательной организации при принятии управленческого решения, локального нормативного акта, перечислены в Федеральном законе об образовании.
По общему правилу, советы обучающихся, советы родителей, представительные организации обучающихся и работников формируют мнение, которое учитывается при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы.
Кроме того, они формируют свое мнение в следующих случаях, помянутых в Федеральном законе об образовании:
— при принятии локальных нормативных актов по вопросам выплаты материальной поддержки обучающимся (ч. 15 ст. 36);
— при принятии локальных нормативных актов по вопросам установления требований к одежде обучающихся и правил ее ношения (ч. 1 ст. 38);
— при принятии локальных нормативных актов по вопросам установления платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся (ч. 4 ст. 39);
— при принятии локальных нормативных актов по вопросам комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (ч. 6 ст. 45).
[1]
Документ опубликован не был. Доступ из СПС “КонсультантПлюс”.
Автор — Козырин А.Н., проф., д.ю.н.
По состоянию на 01 августа 2016 года