Руководства к практическому изучению гармонии

  • Книги
  • Музыка
  • Петр Ильич Чайковский

  • 📚 Руководство к практическому изучению гармонии читать книгу

Эта и ещё 2 книги за 399 

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 700 ₽ и две книги из специальной подборки. Узнать больше

Оплачивая абонемент, я принимаю условия оплаты и её автоматического продления, указанные в оферте

Описание книги

Авторство книги принадлежит человеку, который был не только величайшим русским композитором, дирижером и общественным деятелем, но и педагогом, тем, кто в Московской консерватории заложил основы профессионального отношения к теоретическим предметам и создал серьезные традиции в изучении этих дисциплин. Пример тому – данный труд, в котором П. И. Чайковский обобщил масштабный пласт материалов, накопленных за время своей педагогической деятельности.

Учебное пособие снабжено подробными методическими рекомендациями, образцами, схемами и практическими заданиями по каждому разделу.

Издание адресовано студентам, аспирантам и педагогам средних специальных и высших учебных заведений, а также всем интересующимся трудами выдающегося русского композитора.

Подробная информация

Возрастное ограничение:
12+
Дата выхода на ЛитРес:
19 июля 2021
Дата написания:
2023
Объем:
169 стр.
ISBN:
978-5-507-46149-3
Общий размер:
15 MB
Общее кол-во страниц:
169
Размер страницы:
130 x 200 мм
Правообладатель:
Издательство «Планета музыки»

«Руководство к практическому изучению гармонии» — читать онлайн бесплатно фрагмент книги. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся.

Оставьте отзыв

Другие книги автора

Поделиться отзывом на книгу

Руководство к практическому изучению гармонии

Петр Ильич Чайковский

Руководство к практическому изучению гармонииPDF

Мы используем куки-файлы, чтобы вы могли быстрее и удобнее пользоваться сайтом. Подробнее

Примечание к месту создания

Определено на основании письма П.И. Чайковского к П.И. Юргенсону от 15 июля 1871, направленного из Низов: «Окончивши оркестровку 1-го действия моей оперы, я энергически принялся за Руководство, которое непременно окончу к 1 сентября. Посылаю тебе, по уговору, часть написанного; и теперь каждые полторы недели буду тебе посылать по мере изготовления. Прими в соображение, что я каждый день пишу по 5 часов, а потому нет сомнения, что окончу скоро. Я тебе посылаю начало Руководства, но ему еще будут предшествовать небольшое предисловие и введение, которые я напишу после всего» (П.И. Чайковский — П.И. Юргенсон. Переписка: В 2-х т. — Т. 1: 1866–1885 / Составление и научная редакция П.Е. Вайдман. М.: П. Юргенсон, 2011. С. 15). По окончании раздела «От составителя» Низы указаны Чайковским как место написания текста.

Примечание к дате создания

Установлено на основании пометы П.И. Чайковского в конце раздела «От составителя» и письма к П.И. Юргенсону от 15 июля 1871, процитированного в Примечании к Месту создания. 21 августа 1871 датирована помета неуст. лица на л. 1.

Номер по ТБУС П.И. Чайковского

513

Количество листов

90 листов

Примечание к количеству листов

Листы разрознены. Ранее, возможно, они были переплетены.

Сведения о нумерации листов и страниц

Авторская нумерация страниц разделов «От составителя», «Введение» римскими (с. I-VIII) и арабскими цифрами (с. 1-172) (чёрные чернила).
Архивная нумерация листов: л. 1-90 (простой карандаш).

Тип бумаги

Писчая бумага марки «Lacroix Frères», Писчая бумага марки «Сурская фабрика Сергеева»

Примечание к типу бумаги

Л. 1-4, 31-90 — бумага марки «Lacroix Frères»
Формат 27х20,6 см
Л. 5-30 — бумага марки «Сурская фабрика Сергеева»
Формат 35,3х21,8 см

Средства записи

Чёрные чернила
Простой карандаш
Синий карандаш
Красный карандаш

Дата поступления

21 апреля 1941

Примечание к дате поступления

Данная рукопись поступила в составе фонда Рукописного отдела Библиотеки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. В книгу поступления это собрание записано 21 апреля 1941 под номером 1200. Тем же числом датирован Приказ № 29 директора Московской консерватории А.Б. Гольденвейзера о передаче рукописных фондов консерваторской библиотеки Центральному музею музыкальной культуры имени Н.Г. Рубинштейна при Консерватории (ныне — ВМОМК имени М.И. Глинки). Акт передачи был составлен почти два месяца спустя — 19 июля 1941.

Источник поступления

Рукописный отдел Библиотеки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского

Предыдущие места хранения

До 1924 — архив Государственного музыкального издательства, ранее — издательство «П. Юргенсон».

Библиография

П. Чайковский. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. В 17-ти томах. Том III-А: музыкально-теоретические работы / том подготовлен Вл. Протопоповым. М.: Государственное музыкальное издательство, 1957. С. IX (факсимиле л. 9), XII-XIII.
Тематико-библиографический указатель сочинений П. И. Чайковского / ред.-сост. П. Е. Вайдман, Л. З. Корабельникова, В. В. Рубцова. 2-е издание. М.: П. Юргенсон, 2006. С. 837

Обложка Чайковский П.И. Руководство к практическому изучению гармонии. (С приложением критических замечаний автора на полях «Учебника гармонии» Н.А.Римского-Корсакова)
Обложка Чайковский П.И. Руководство к практическому изучению гармонии. (С приложением критических замечаний автора на полях «Учебника гармонии» Н.А.Римского-Корсакова)

Id: 257202

РУКОВОДСТВО к практическому изучению ГАРМОНИИ.
(С приложением критических замечаний автора на полях «Учебника гармонии» Н.А.Римского-Корсакова). №49

Руководство к практическому изучению гармонии. (С приложением критических замечаний автора на полях «Учебника гармонии» Н.А.Римского-Корсакова)
URSS. 2020. 208 с. ISBN 978-5-9710-7200-3.

Типографская бумага

  • Мягкая обложка
  • Твердый переплет799 р. ››

Аннотация

Вниманию читателя предлагается классическая работа великого композитора П.И.Чайковского, ставшая одним из первых научно-методических трудов в области музыкальной теории, написанных русским композитором-классиком. Фактически данная книга стала первым русским учебником по курсу гармонии, сразу же вошедшим в практику преподавания гармонии в России. Автор применил некоторые новые для своего времени моменты в методике преподавания этой …(Подробнее)дисциплины, в том числе развитие творческой инициативы ученика при его систематической работе над задачами по гармонизации мелодий; этот принцип работы по изучению гармонии применяется в педагогической практике и в наши дни.

Книга рекомендуется композиторам, музыковедам, преподавателям и учащимся музыкальных школ, историкам искусства.

Подробная информация:

Содержание

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Об авторе


Содержание

top

Oт составителя …………. 3
Введение. Учение об интервалах . ……. 5
Учение о гармонии
Часть первая……….„ . . 9
Отдел первый, Консонирующие аккорды. Трезвучия … 10
Глава I. Трезвучия мажорной гаммы……. 10
II. Сочетание трезвучий мажорного лада …. 12
III. Сочетание трезвучий, не имеющих внешней связи . 15
IV. Уклонения от правил сочетания связных аккордов . 19
V, Гармонические секвенции……. 22
VI. Гармония минорного лада……, 24
VII. Широкое расположение аккордов….. 28
VIII. Обращения трезвучий…….. 29
IX. Обращения уменьшенных и увеличенных трезвучий . 34 Отдел второй. Диссонирующие гармонии: септаккорды и нонаккорды….. ……… 37
Глава X. Доминантаккорд………. 37
XI. Свободное ведение голосов ….. 43
XII. Нонаккорд………. . 45
XIII. Малый и уменьшенный септаккорды. …. 47
XIV. О сочетании между собою диссонирующих гармоний,
разрешающихся в тоническое трезвучие . . 50
XV. Секвенцаккорды………. 54
XVI. Секвенцаккорды в миноре ….. 60
XVII. Гармонизация данных мелодий . . . . 63
Отдел третий. Модуляция………. 73
Г л а в а XVIII. Непосредственные модуляции …. 74
XIX. Модуляция проходящая ….. 81
XX. Гармонизация мелодий с модуляциями …. 85
XXI. Энгармонизм уменьшенного септаккорда … 88
XXII. Педаль (органный пункт)……. 90
Часть вторая. Случайные гармонические формы
Отдел первый………….. 96
Глава XXIII. Задержания ……. … 96
XXIV. Предъем…………. 107
XXV. Проходящие ноты …… 110
XXVI. Аккорды с увеличенной квинтой….. 118
XXVII. Аккорды с увеличенной секстой….. 125
XXVIII. Вспомогательные ноты……… 131
Отдел второй. Мелодическое развитие голосов….. 138
Глава XXIX.Строгий стиль гармонии . ….. 138
XXX. Дальнейшее развитие голосоведения …. 150
XXXI. Гармоническая фигурация……. 155
XXXII. Свободные прелюдии . …… 159
XXXIII. Уклонения от гармонических законов …. 160
XXXIV. Каденции………… 162
ПРИЛОЖЕНИЯ
I. Вариант текста из § 50 «Руководства к практическому
изучению гармонии ……. 165
II. Программы по гармонии . …… 167
III. Замечания иа полях «Учебника гармонии Н. Римского-Корсакова …. . . …….. 172
IV. [О цефаутном ключе]….. ….. 196
V. Демественное пение……….. 199

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

top

Приступая к составлению предлагаемого руководства, я всего менее имел в виду внести в музыкальную науку новую систему, новые взгляды. Убедившись в том, что при развивающейся в публике музыкальности потребность в учебниках делается с каждым днем настоятельнее, я решился по мере сил способствовать удовлетворению этой потребности.

Любители теоретических изысканий и музыкально-философских умствований не найдут в моей книге пищи для своей любознательности; за то я льщу себя надеждой, что учащееся поколение обретет в ней пособника на пути практического изучения техники искусства. Она не углубляется в сущность и причину музыкально-гармонических явлений, не тщится открыть принцип, связующий в научное единство правила, обусловливающие гармоническую красоту, но излагает в возможной последовательности выведенные путем эмпирическим указания для начинающих музыкантов, ищущих руководителя в своих попытках к сочинению. От этого я и не решаюсь свой скромный, специально педагогический труд назвать громким именем теории. Если и несомненно то, что музыкальная наука, постепенно совершенствуясь, найдет наконец ключ к теоретическому разъяснению гармонических таинств, то да позволено будет усомниться в том, что ознакомление с существующими в настоящее время, построенными на песке, теориями гармонии может принести существенную пользу учащимся. Ничто так не сбивает с толку начинающего, ничто так не ослабляет в нем энергию и рьяность к изучению музыки, как пространные, громкие, многословные, хотя, быть может, и остроумные разглагольствования о гармонии, встречаемые в некоторых учебниках и расточаемые некоторыми учителями.

Итак повторяю, руководство мое не прибавляет ни единой йоты к сокровищнице музыкальных теорий; я знаю, что в богатой музыкально-педагогической литературе оно прошло бы явлением незамеченным. Но на Руси, имеющей едва ли не одно только хорошее передовое сочинение по этой части , смею думать, что мой труд, преследующий в деле музыки серьезные практические цели, имеет некоторые данные быть трудом полезным; он вызван очевидною необходимостью в учебниках.

Я. Чайковский

Низы, 2-ое августа 1871 г.


Об авторе

top

photoЧайковский Петр Ильич

Великий русский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Родился в Воткинске (Удмуртия), в семье горного инженера. Окончил Училище правоведения в Петербурге (1859), служил в министерстве юстиции (до 1863 г.). В 1865 г. окончил Петербургскую консерваторию по классу сочинения у А. Г. Рубинштейна (по настоянию последнего оставил службу и целиком посвятил себя музыке). В 1866–1878 гг. — профессор Московской консерватории (классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки). С конца 1870-х гг. несколько лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии). В 1885 г. избран директором Московского отделения Русского музыкального общества. С того же года постоянно жил в Подмосковье, в окрестностях города Клин (Майданово, Фроловское), с 1892 г. — в самом Клину. С конца 1880-х гг. много выступал как дирижер в России и за рубежом.

Хотя в творчестве П. И. Чайковского представлены почти все музыкальные жанры, главное в нем — симфонические произведения, а также оперы и балеты. Содержание его музыки универсально: оно охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта. Богатство лирической мелодики, мастерское владение практически всеми музыкальными жанрами, блестящая композиторская техника (в особенности оркестровая), глубоко оригинальный характер его творчества — все это сделало его выдающейся фигурой не только русской, но и мировой музыкальной культуры. Крупнейшие русские композиторы следующего поколения — С. В. Рахманинов, А. С. Аренский, А. К. Глазунов и С. И. Танеев — могут быть названы прямыми последователями Чайковского. Он также был автором стихотворений, либретто некоторых своих опер и многочисленных музыкально-критических работ, часть которых была собрана в книге «Музыкальные фельетоны и заметки (1868–1876)» (1898).

Информация / Заказ

2023. 496 с. Твердый переплет. 659 р.

«Русская трагедия» (2002) – последний социологический роман классика русской литературы, всемирно известного писателя Александра Александровича Зиновьева (1922–2006). В книге рассматривается один из самых трагических периодов новейшей отечественной истории, когда «поголовное предательство правящего… (Подробнее)


Информация / Заказ

2023. 160 с. Твердый переплет. 869 р.

Эта книга — трогательная история для взрослых о поиске себя. Большая Панда и Маленький Дракон отправляются в путешествие по временам года. Они часто теряются, как и многие из нас. Но, заблудившись, делают для себя множество прекрасных открытий. (Подробнее)


Информация / Заказ

URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 799 р.

В 2001 г. за разработку новой технологии производства посадочного материала методом зеленого черенкования Михаилу Трофимовичу Тарасенко была присуждена Государственная премия Российской Федерации в области науки и техники.

В настоящей книге обобщены результаты полувековых исследований автора… (Подробнее)


Информация / Заказ

URSS. 2023. 312 с. Мягкая обложка. 879 р.

Вниманию читателей предлагается книга одного из наиболее выдающихся экономистов XX века Йозефа Шумпетера, в которую вошли биографические и одновременно теоретико-экономические статьи о жизни и творчестве ученых, ставших классиками экономической науки. Автор обобщает колоссальный объем знаний… (Подробнее)


Информация / Заказ

URSS. 2023. 448 с. Мягкая обложка. 969 р. Новинка недели!

Вниманию читателей предлагается книга, в которой собраны наиболее значительные произведения Фридриха Энгельса по военным вопросам. В книге содержатся статьи и извлечения из работ Энгельса, посвященные общетеоретическим проблемам военного дела, оперативно-стратегическим и военно-техническим… (Подробнее)


Информация / Заказ

2023. 672 с. Твердый переплет. 999 р.

Примерно половина населения мира разговаривает на языках, ведущих свое происхождение от общего предка — праиндоевропейского языка. Но кем были носители этого древнего наречия и как им удалось расселиться по земному шару? До недавнего времени их идентичность оставалась загадкой для лингвистов и археологов…. (Подробнее)


Информация / Заказ

2023. 476 с. Интегральный переплет. 539 р.

Книга выпущена в рамках издательской программы Института системно-стратегических исследований (рук. А.И. Фурсов). 2022 год во всех смыслах стал переломным. Военная фаза длительного украинского конфликта стала продолжением деструкции политического, социально-экономического и культурного (в самом… (Подробнее)


Информация / Заказ

URSS. 2023. 208 с. Мягкая обложка. 539 р.

Вниманию читателей предлагается книга советского историка и публициста М.П.Павловича. цель которой — облегчить читателям изучение некоторых вопросов, затронутых В.И.Лениным в работах, статьях или речах, посвященных этим вопросам. С этой точки зрения рассматриваются ленинская критика воззрений… (Подробнее)


Информация / Заказ

URSS. 2023. 512 с. Мягкая обложка. 1139 р.

Широкое внедрение алгебраических методов в теоретическую физику не является новостью. Калибровочные поля и их интерпретация на языке расслоенных пространств, суперсимметричные расширения полевых теорий, возникновение теорий Великого объединения, струнных моделей, квантовой петлевой гравитации —… (Подробнее)


Информация / Заказ

2023. 1896 с. Твердый переплет. 3499 р.

Стивен Коткин, всемирно известный историк, профессор Принстонского университета (США), предпринял успешную попытку написать тотальную историю сталинского режима и его воздействия на Евразию и остальной мир. В первом томе — «Парадоксы власти» — изучается история жизни и деятельности Сталина от рождения… (Подробнее)

Руководство к практическому изучению гармонии

  • Г. Э. Конюс

Руководство к практическому изучению гармонии

Пособие к практическому изучению гармонии Г. Э. Конюса (1862–1933), преподававшего гармонию в Московской консерватории, содержит подробно выписанные всевозможные упражнения на фортепиано для самостоятельного обучения. Цель книги – помогать обучающимся в их занятиях гармонией в свободное время. Пособие будет актуально для студентов-музыкантов всех специальностей, изучающих гармонию, а также для педагогов теоретических дисциплин в качестве вспомогательного практического методического материала по данному предмету.

Скачать

Читать онлайн

Вниманию читателя предлагается классическая работа великого композитора П.И.Чайковского, ставшая одним из первых научно-методических трудов в области музыкальной теории, написанных русским композитором-классиком. Фактически данная книга стала первым русским учебником по курсу гармонии, сразу же вошедшим в практику преподавания гармонии в России. Автор применил некоторые новые для своего времени моменты в методике преподавания этой дисциплины, в том числе развитие творческой инициативы ученика при его систематической работе над задачами по гармонизации мелодий; этот принцип работы по изучению гармонии применяется в педагогической практике и в наши дни.
.
.Книга рекомендуется композиторам, музыковедам, преподавателям и учащимся музыкальных школ, историкам искусства.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пао аэрофлот руководство компании
  • Привод для откатных ворот roger инструкция
  • Бойлер аристон blu1 r abs инструкция
  • Мазь экзеконт для животных инструкция по применению в ветеринарии
  • Rubaxx на русском инструкция по применению на русском