Руководства организации штурманской службы

1.
ШТУРМАНСКАЯ ПОДГОТОВКА К РЕЙСУ И ВАХТЕ

Судно считается пригодным к рейсу,
если оно находится в исправном техническом
состоянии, укомплектовано экипажем
согласно штатному расписанию, снабжено
необходимыми запасами топлива, материалами
и инвентарем по нормам, устанавливаемым
в соответствии с районом плавания и
назначением судна.

Разрешением для выхода судна в рейс
является план-приказ, выдаваемый капитану
диспетчером движения лично или по радио
(в этом случае делается соответствующая
запись в вахтенном журнале), в котором
указывается: время выхода в рейс, пункт
отправления и прибытия, наименование
и количество груза, осадка судов, типовая
схема формирования состава.

В приказе должна быть отметка о
вручении на судно путевой информации
и прогноза погоды, а в необходимых
случаях оговорены особые условия
движения (ограничения судам по погоде,
пункты распаузки, система связи и т.п.).

На основании плана-приказа капитан
должен определить меры по обеспечению
безопасности плавания в рейсе, совместно
со штурманским составом рассмотреть
основные его этапы и провести разбор
маршрута с учетом особенностей пути,
гидрологической, метеорологической и
навигационной обстановки, загрузки
судна и его маневренных характеристик,
знаний судоводителями этого района
плавания.

Для перехода по районам, где плавание
осуществляется с помощью навигационных
приборов, делают предварительную
прокладку курса на путевых картах, при
этом:


используют рекомендуемые лоцией курсы
(или курсы, отмеченные на карте при
прохождении таких участков в предыдущих
рейсах);


определяют и наносят на карту безопасные
расстояния до мысов, отмелей и других
навигационных опасностей на переходе;


намечают точки изменения курса, пеленги
и расстояния до ориентиров на момент
поворота;


определяют общую поправку магнитного
компаса и время движения каждым курсом.

I штурман обязан подготовить к рейсу
карты, лоции, рекомендации судоводителям
по предстоящему району плавания. Под
руководством капитана штурманский
состав должен определить наиболее
затруднительные участки плавания, где
необходимо принятие особых мер
предосторожности (лимитирующие перекаты,
пороги, шиверы, узкости, крутые колена,
рейды, штормоопасные зоны и др.) как для
обеспечения безопасности плавания
своего судна, так и на случай маневрирования
при встрече и обгоне других судов.

Для обеспечения безопасности плавания
капитан до начала рейса должен лично
проверить:


исправность действия рулевого и
подруливающего устройств;


осадку, правильность размещения и
надежность закрепления грузов на судне
(на судах состава);


правильность расстановки и швартовки
судов в составе.

Перед выходом в рейс капитан обязан
также удостовериться в:


отсутствии водотечности корпуса судна
(судов) и герметичности люков и иных
закрытий;


исправности средств световой и звуковой
сигнализации;


соответствии габаритов судна (состава)
габаритам пути;


пригодности судна (состава) к плаванию
в данном районе согласно документам
Речного Регистра РСФСР.

Непосредственно перед началом
движения капитан (вахтенный штурман)
обязан убедиться:


в отсутствии у борта судна (состава)
других судов и лодок, а также проходящих
мимо судов, для которых может быть
создана опасность маневрами отходящего
в рейс судна (состава);


в готовности к работе главных двигателей;


что ходовые сигналы включены;


что судно (состав) не удерживается
якорями или на швартовах.

До начала движения необходимо
предупредить по УКВ радиосвязи (при
наличии таковой) находящиеся поблизости
суда о начале движения.

При подготовке к несению каждой
ходовой вахты капитан (штурман) должен:


изучить предстоящий участок пути и
ознакомиться с необходимой для этого
информацией; отметить наиболее
затруднительные для прохождения участки
пути и определить конкретные меры для
обеспечения безопасного движения по
ним (выделение основных и дополнительных
ориентиров, порядок связи и согласования
действий с находящимися поблизости
судами, использование технических
средств судовождения и определение их,
выбор режима движения с учетом габаритов
пути и управляемости судна (состава);


ознакомиться с путевой информацией, с
прогнозом погоды, с записями в вахтенном
журнале; проверить действие всех видов
сигнализации, состояние судна и его
устройств, особенно рулевого и
дистанционного; определить точное
положение судна (состава) на местности,
принять доклад заступающего рулевого
о приеме вахты.

В темное время суток смена вахт
штурманского состава и рулевых должна
производиться только тогда, когда
заступающие на вахту полностью определятся
в местонахождении судна и освоятся в
условиях темноты (в течение 5-10 мин).

В районах, где плавание осуществляется
навигационными методами, при приеме
вахты нужно определить место судна по
приборам или по счислению, нанести его
на карту и сверить компасный курс с
прокладкой на карте. Результаты приема
вахты отметить в вахтенном журнале.

2.
ШТУРМАНСКАЯ РАБОТА В РЕЙСЕ

Главная задача вахтенного начальника
(капитана, штурмана) в рейсе состоит в
том, чтобы правильно организовать и
обеспечить безопасность движения судна
(состава).

Он
обязан:


постоянно и бдительно вести наблюдение
за окружающей обстановкой (визуально
или с помощью технических средств);
контролировать положение судна (состава)
относительно навигационных опасностей
и других судов; проверять правильность
избранного курса и обеспечивать удержание
судна (состава) на этом курсе;


для надлежащего наблюдения выбирать
такое место на посту управления, с
которого обеспечивается наибольший
обзор по дуге горизонта, и периодически
его менять для просмотра закрытых от
наблюдения секторов;


при управлении судном точно соблюдать
требования «Правил плавания по внутренним
судоходным путям РСФСР», местных правил
плавания и рекомендации судоводителям
для обеспечения безопасности плавания;


подавать команды вахтенному рулевому
кратко и четко в соответствии с принятой
терминологией (приложение 2) и требовать
от рулевого четкого дублирования
команды, чтобы убедиться в правильном
её понимании.

Во время движения судна (состава)
вахтенный начальник не должен:


отлучаться с поста управления или
отвлекаться на работы, не связанные с
обеспечением безопасности движения;


допускать нахождение на посту управления
лиц, не имеющих отношения к управлению
судном (составом);


разрешать вахтенному рулевому отходить
от штурвала или доверять штурвал лицам,
не ответственным за управление судном
(составом);


выполнять обязанности за вахтенного
рулевого (кроме случаев, когда общее
управление судном принимает на себя
капитан или старший по должности
штурман).

На каждом конкретном участке плавания
задача вахтенного начальника состоит
в:


выборе безопасных скоростей движения
судна (состава) в зависимости от конкретных
путевых и гидрометеорологических
условий;


постоянном выборе ориентиров для
обеспечения контроля за положением
судна (состава) на курсе и на судовом
ходу;


своевременном определении точек и
моментов начала и окончания изменения
курса, поворота или циркуляции судна
(состава);


заблаговременном согласовании со
встречными, обгоняющими или обгоняемыми
судами безопасных маневров и в точном
их выполнении.

Для предупреждения столкновений
судов (составов) вахтенный судоводитель
должен:


использовать все возможности, чтобы
процесс расхождения или обгона происходил
за пределами зон поворотов судового
хода, т.е. на прямолинейных участках
пути;


выбрать для расхождения более благоприятный
участок пути с наибольшими габаритами;


заблаговременно согласовать порядок
расхождения между судами;


обеспечить строгое удержание судна
(состава) на согласованных для расхождения
курсах.

Во всех случаях, когда вахтенный
начальник по какой- либо причине не
уверен в правильности избранного курса
или в безопасности выполнения маневра,
он обязан принять меры к прекращению
или снижению скорости движения судна
(состава).

Все действия капитана (штурмана) по
управлению судном (составом) должны
быть направлены на обеспечение наиболее
благоприятных и безопасных условий для
движения находящихся поблизости других
судов (составов).

Судоводительская
солидарность и взаимовыручка — непреложное
правило во взаимоотношениях штурманского
состава всех судов!

Плавание
в темное время суток

При
плавании в темное время суток в качестве
наиболее достоверных ориентиров должны
использоваться знаки судоходной
обстановки.

Судоводителям
следует учитывать, что в связи с различной
степенью яркости освещения плавучих
знаков (особенно в зонах криволинейных
участков пути, на водохранилищах, озерах
и устьевых участках крупных рек) возможна
лучшая видимость более удаленных знаков
по сравнению с ближе расположенными.
Во избежании ошибок в определении границ
и направления судового хода нужно:


использовать в качестве основных
ориентиров береговые знаки;


применять прожектор в местах, где это
не представляет помех для других судов;


осуществлять с помощью компаса управление
судном (составом) на протяженных
прямолинейных участках пути;


тщательно просматривать при движении
в районах переправ, рейдов, крупных
городов и зон скопления береговых огней
участок впереди по курсу судна (состава)
с помощью бинокля для своевременного
обнаружения на воде неосвещенных или
засвечиваемых береговыми огнями судов
и других объектов.

Плавание
с лоцманом

В случаях, когда штурманский состав
(полностью или частично) не знает район
плавания, переход судна (состава) должен
сопровождаться лоцманами.

Лоцманская проводка судов обеспечивается
пароходствами, в границах которых
следует судно, на основании письменной
заявки (телеграммы) капитана судна в
адрес порта (пристани) с указанием
участка проводки и габаритов судна.

Капитан не должен выходить в рейс,
если он и его I штурман не имеют права
на самостоятельное управление судном
на данном участке и на судно не выделен
лоцман в соответствии с заявкой.

В отдельных бассейнах при наличии
особо затруднительных условий плавания
устанавливаются участки обязательной
лоцманской проводки, которые объявляются
в путевых информационных листах, местных
правилах плавания и доводятся до сведения
всех смежных пароходств и судоводителей.
В этом случае должна быть обеспечена
обязательная лоцманская проводка.

Лоцман имеет право проводить суда
(составы) только после получения
«Направления на лоцманскую проводку»
с указанием в нем участка проводки и
наименования проводимого судна (состава).

С прибытием на борт судна лоцман
предъявляет капитану направление и
диплом, удостоверяющий лоцманское
звание.

До отправления в рейс капитан знакомит
лоцмана под расписку с записями в
вахтенном журнале о габаритах и состоянии
своего судна (состава), а также вписывает
в направление габариты судна и заверяет
это своей подписью.

Присутствие лоцмана на судне не
снимает с вахтенного начальника
ответственности за управление судном.
При отлучке вахтенного начальника с
мостика он обязан указать лоцману лицо,
ответственное за управление судном во
время его отсутствия.

В случае неправильных действий
лоцмана капитан имеет право отстранить
его от исполнения им лоцманских
обязанностей, о чем делает соответствующую
запись в вахтенном журнале судна и
направлении, осуществляя дальнейшую
проводку самостоятельно или требуя
замены этого лоцмана другим.

Штурманский состав должен использовать
знания лоцмана для изучения нового
района плавания. Время нахождения
лоцмана на мостике по проводке судна
отмечается в вахтенном журнале.

Ответственность и обязанности
капитана (вахтенного начальника) и
лоцмана за обеспечение безаварийной
проводки судна устанавливается Уставом
службы на судах МРФ.

Плавание
в особых условиях

Управление судами (составами) при
плавании в особых условиях (при
ограниченной видимости, на стесненных
и сложных участках пути, во время шторма)
должно осуществляться под личным
руководством капитана судна.

В условиях ограниченной видимости.
Движение судов (составов) в условиях
ограниченной видимости (при полной или
частичной потере видимости ориентиров)
запрещается § 12 п. «к» «Правил плавания
по внутренним судоходным путям РСФСР».
Суда, имеющие радиолокационные станции,
осуществляют движение в соответствии
с требованиями «Руководства по применению
РЛС для движения судов по внутренним
судоходным путям РСФСР» (приложение
3).

Для уверенного управления судном
(составом) с помощью РЛС штурманский
состав должен иметь достаточные навыки
в опознании эхо-сигналов, определении
их параметров (расстояние, курсовой
угол), положение места судна (состава)
относительно навигационных опасностей
и других судов, т.е. навыки по управлению
судами с помощью РЛС. Для приобретения
их должны проводиться тренировочные
занятия штурманского состава под
руководством капитана.

При ухудшении видимости или при
подходе к зоне ограниченной видимости
вахтенный начальник обязан:


прекратить или снизить скорость движения;


вызвать капитана на пост управления;


включить радиолокатор и начать
радиолокационное наблюдение;


выставить вперед смотрящего на бак
судна и обеспечить с ним надежную связь;


включить ходовые сигналы (если днем они
не были включены);


засечь курс по компасу» при вхождении
в зону ограниченной видимости;


скорость судов при ограниченной видимости
должна быть такой, при которой можно
принять наиболее эффективные меры при
внезапном обнаружении препятствий для
движения.

Плавание в стесненных условиях. При
движении на участках с ограниченными
габаритами пути и большой кривизной
судового хода необходимо:


по возможности избегать обгона и
встречного расхождения с другими судами
и составами на криволинейных участках;


снижать скорость до величины, установленной
правилами и рекомендациями;


по характеру волн, образуемых движением
судна (состава) определять степень их
влияния на управляемость и принимать
меры к уменьшению этого влияния;


по сведениям из лоции и по наблюдению
за поверхностью воды определять
направление и силу свальных течений,
вносить соответствующие поправки для
избранного курса.

При всех затруднениях, возникающих
при расхождении судов (составов) в
стесненных условиях пути, судоводитель
должен считаться с тем, что столкновение
с движущимся судном (составом) или навал
на стоящее судно (состав) всегда более
опасны по своим последствиям, чем
уклонение от них путем выхода судна
(состава) на песчаные отмели.

Плавание в штормовую погоду. Основная
задача обеспечения безопасности плавания
в штормовую погоду — сохранение мореходных
качеств судна, в первую очередь
управляемости и непотопляемости.

Обязанность капитана и всего
штурманского состава заключается в
том, чтобы предупредить попадание судна
(состава) в штормовые условия, при которых
плавание этому судну (составу) не
разрешается.

С этой целью во время движения по
озерам, водохранилищам и устьевым
участкам рек на судне должны регулярно
(в установленном порядке) приниматься
прогнозы погоды.

С получением штормового предупреждения
о силе ветра и волнения, превышающей
установленное для судна (состава)
ограничение, капитан обязан:


направить судно (состав) в ближайшее
убежище или укрытие за берегом;


проверить герметичность бортовых и
палубных закрытий, заливаемость судна
(состава) и принять меры по обеспечению
непотопляемости;


проверить надежность учалки состава и
сохранение её прочности при прогнозируемом
волнении, а в случае необходимости
переучалить состав или запросить для
помощи тягу;


по атласу картограмм волнения определить
зоны наименьшей высоты волн и использовать
их для движения к убежищам и укрытиям;


обеспечить несение радиовахты и
установить связь с диспетчерским пунктом
и судами этого района;


уточнить место судна (состава) и
правильность избранного курса;


учитывать вероятность сгонно-нагонных
явлений под действием ветра.

При
внезапном (непрогнозируемом) развитии
шторма капитан обязан, кроме указанных
мер:


с учетом условий пути, маневренных
возможностей и парусности судна избрать
наиболее безопасный способ штормования
(движение против волны, по волне, стоянка
на якоре);


запросить диспетчера о помощи другими
судами;


в случае потери из-за шторма управляемости
состава расчалить его и поставить на
якорь каждое судно в отдельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ
1

ТАБЛИЦА
МАНЕВРЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СУДНА
(ТИПОВОГО СОСТАВА)

1.
Инерционные характеристики судна
(состава) в спокойной воде

2.
Скорости хода судна (состава) в зависимости
от режима работы главных двигателей

Примечание. Таблица заполняется
капитаном судна по результатам определения
маневренных характеристик в начальный
период навигации или на основе справочников
для типовых судов (составов).

ПРИЛОЖЕНИЕ
2

ПЕРЕЧЕНЬ
РЕКОМЕНДУЕМЫХ КОМАНД ДЛЯ РУЛЕВОГО

На все подаваемые рулевому команды
он должен ответить: «Есть» и повторить
поданную команду

ПРИЛОЖЕНИЕ
3

Утверждено

Заместителем
министра

Речного
флота РСФСР

М.С.
Назаровым

17
ноября 1969 г.

РУКОВОДСТВО
ПО ПРИМЕНЕНИЮ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СТАНЦИИ
ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ СУДОВ ПО ВНУТРЕННИМ
СУДОХОДНЫМ ПУТЯМ РСФСР

(Разработано Центральным
научно-исследовательским институтом
экономики водного транспорта)

В руководстве употребляются термины:

радиолокационное наблюдение — комплекс
действий, необходимых для обнаружения
и опознавания эхо-сигналов;

зона обзора — часть водной поверхности,
за которой (по обстоятельствам плавания)
должно быть установлено наблюдение;

действующий радиолокатор —
откалиброванный, настроенный и включенный
на режим «работа» радиолокатор, у
которого:

а) имеется сочное, хорошо сфокусированное
изображение;

б) центры вращения визира и развертки
совпадают;

в) первая метка НКД1 (начало развертки)
совпадает с началом зондирующего
импульса;

___________

1 НКД — неподвижные кольца дальности.

г) курсовые углы на объекты, видимые
на экране индикатора, соответствуют
действительным;

д) отметка курса выставлена параллельно
диаметральной плоскости судна;

одностороннее
движение — когда при встрече в тумане,
мгле снегопаде и т.п. предпочтение
отдается судну, идущему вниз по течению.
Для пропуска сверху идущего судна снизу
идущее судно обязано заблаговременно
отойти к кромке судового хода, остановиться
и обеспечить безопасный пропуск сверху
идущего судна;

двустороннее движение — когда
разрешается расхождение и обгон судов.

Судно считается пригодным к рейсу, если оно находится в исправном техническом состоянии, укомплектовано экипажем согласно штатному расписанию, снабжено необходимыми запасами топлива, материалами и инвентарем по нормам, устанавливаемым в соответствии с районом плавания и назначением судна. Для прохода в водах с особыми условиями используется штурманская организация на судне.

СодержаниеСвернуть

  • Штурманская подготовка к рейсу и вахте
  • Штурманская работа в рейсе
  • Плавание в темное время суток
  • Плавание с лоцманом
  • Плавание в особых условиях
  • В условиях ограниченной видимости
  • Плавание в стесненных условиях
  • Плавание в штормовую погоду
  • Приложение 1
  • Таблицы маневренных характеристик судна (типового состава)
  • Приложение 2

Штурманская подготовка к рейсу и вахте

Разрешением для выхода судна в рейс является план-приказ, выдаваемый капитану, диспетчером движения лично или по радио (в этом случае делается соответствующая запись в вахтенном журнале), в котором указывается:

  • Время выхода в рейс;
  • Пункт отправления и прибытия;
  • Наименование и количество груза;
  • Осадка судов;
  • Типовая схема формирования состава.

В приказе должна быть отметка о вручении на судно путевой информации и прогноза погоды, а в необходимых случаях оговорены особые условия движения (ограничения судам по погоде, пункты распаузки, система связи и т. п.).

Навигация

Подготовка судна к рейсу и вахте
Источник: Freeimages.com

На основании плана-приказа капитан должен определить меры по обеспечению безопасности плавания в рейсе, совместно со штурманским составом рассмотреть основные его этапы и провести разбор маршрута с учетом особенностей пути, гидрологической, метеорологической и навигационной обстановки, загрузки судна и его маневренных характеристик, знаний судоводителями этого района плавания.

Предлагается к прочтению: Грузовые и балластные операции

Для перехода по районам, где плавание осуществляется с помощью навигационных приборовЭлектронавигационные приборы, делают предварительную прокладку курса на путевых картах, при этом:

  • Используют рекомендуемые лоцией курсы (или курсы, отмеченные на карте при прохождении таких участков в предыдущих рейсах);
  • Определяют и наносят на карту безопасные расстояния до мысов, отмелей и других навигационных опасностей на переходе;
  • Намечают точки изменения курса, пеленги и расстояния до ориентиров на момент поворота;
  • Определяют общую поправку магнитного компаса и время движения каждым курсом.

Первый штурман обязан подготовить к рейсу:

  • Карты;
  • Лоции;
  • Рекомендации судоводителям по предстоящему району плавания.

Под руководством капитана, штурманский состав должен определить наиболее затруднительные участки плавания, где необходимо принятие особых мер предосторожности (лимитирующие перекаты, пороги, шиверы, узкости, крутые колена, рейды, штормоопасные зоны и др.) как для обеспечения безопасности плавания своего судна, так и на случай маневрирования при встрече и обгоне других судов.

Для обеспечения безопасности плавания капитан до начала рейса должен лично проверить:

  • Исправность действия рулевого и подруливающего устройств;
  • Осадку, правильность размещения и надежность закрепления грузов на судне (на судах состава);
  • Правильность расстановки и швартовки судов в составе.

Перед выходом в рейс капитан обязан также удостовериться в:

  • Отсутствии водотечности корпуса судна (судов) и герметичности люков и иных закрытий;
  • Исправности средств световой и звуковой сигнализации;
  • Соответствии габаритов судна (состава) габаритам пути;
  • Пригодности судна (состава) к плаванию в данном районе согласно документам Речного Регистра РФ.

Непосредственно перед началом движения, капитан (вахтенный штурман) обязан убедиться:

  • В отсутствии у борта судна (состава) других судов и лодок, а также проходящих мимо судов, для которых может быть создана опасность маневрами отходящего в рейс судна (состава);
  • В готовности к работе главных двигателей;
  • Что ходовые сигналы включены;
  • Что судно (состав) не удерживается якорями или на швартовах.

До начала движения необходимо предупредить по УКВ радиосвязи (при наличии таковой) находящиеся поблизости суда о начало движения.

При подготовке к несению каждой ходовой вахтыСтандартная ходовая вахта на мостике капитан (штурман) должен:

  1. Изучить предстоящий участок пути и ознакомиться с необходимой для этого информацией, отметить наиболее затруднительные для прохождения участки пути и определить конкретные меры для обеспечения безопасности движения по ним (выделение основных и дополнительных ориентиров), порядок связи и согласования действий с находящимися поблизости судами, использование технических средств судовождения и определение их, выбор режима движения с учетом габаритов пути и управляемости судна (состава);
  2. Ознакомиться с путевой информацией, с прогнозом погоды, с записями в вахтенном журнале, проверить действие всех видов сигнализации, состояние судна и его устройств, особенно рулевого и дистанционного, определить тонное положение судна (состава) на местности, принять доклад заступающего рулевого о приеме вахты.

В темное время суток смена вахт штурманского состава и рулевых, должна производиться только тогда, когда заступающие на вахту полностью определятся в местонахождении судна и освоятся в условиях темноты (в течении 5-10 мин). В районах, где плавание осуществляется навигационными методами, при приеме вахты нужно определить место судна по приборам или по счислению, нанести его на карту и сверить компасный курс с прокладкой на карте. Результаты приема вахты отметить в вахтенном журнале.

Штурманская работа в рейсе

Главная задача вахтенного начальника (капитана, штурмана) в рейсе состоит в том, чтобы правильно организовать и обеспечить безопасность движения судна (состава).

Он обязан:

  • Постоянно и бдительно вести наблюдение за окружающей обстановкой (визуально или с помощью технических средств);
  • Контролировать положение судна (состава) относительно навигационных опасностей и других судов;
  • Проверять правильность избранного курса и обеспечивать удержание судна (состава) на этом курсе;
  • Для надлежащего наблюдения выбирать такое место на посту управления, с которого обеспечивается наибольший обзор по дуге горизонта и периодически его менять для просмотра закрытых от наблюдения секторов;
  • При управлении судном точно соблюдать требования «Правил плавания по внутренним судоходным путям РФ», местных правил плавания и рекомендаций судоводителям для обеспечения безопасности плавания;
  • Подавать команды вахтенному рулевому кратко и четко в соответствии с принятой терминологией и требовать от рулевого четкого дублирования команды, чтобы убедиться в правильном её понимании.

Во время движения судна (состава) вахтенный начальник не должен:

  • Отлучаться с поста управления или отвлекаться на работы, не связанные с обеспечением безопасности движения;
  • Допускать нахождение на посту управления лиц, не имеющих отношения к управлению судном (составом);
  • Разрешать вахтенному рулевому отходить от штурвала или доверять штурвал лицам, не ответственным за управление судном (составом);
  • Выполнять обязанности за вахтенного рулевого (кроме случаев, когда общее управление судном принимает на себя капитан или старший по должности штурман).

На каждом конкретном участке плавания задача вахтенного начальника состоит в:

  • Выборе безопасных скоростей движения судна (состава) в зависимости от конкретных путевых и гидрометеорологических условий;
  • Постоянном выборе ориентиров для обеспечения контроля за положением судна (состава) на курсе и на судовом ходу;
  • Своевременном определении точек и моментов начала и окончания изменения курса, поворота или циркуляции судна (состава);
  • Заблаговременном согласовании со встречными, обгоняющими или обгоняемыми судами безопасных маневров и в точном их выполнении.

Для предупреждения столкновений судов (составов) вахтенный судоводитель должен:

  • Использовать все возможности, чтобы процесс расхождения или обгона происходил за пределами зон поворотов судового хода, т. е. на прямолинейных участках пути;
  • Выбрать для расхождения более благоприятный участок пути с наибольшими габаритами;
  • Заблаговременно согласовать порядок расхождения между судами;
  • Обеспечить строгое удержание судна (состава) на согласованных им расхождения курсах.

Во всех случаях, когда вахтенный начальник по какой-либо причине не уверен в правильности избранного курса или в безопасности выполнения маневра, он обязан принять меры к прекращению или снижению скорости движения судна (состава).

Разводка судов

Предотвращение столкновений судов
Источник: Pixabay.com

Все действия капитана (штурмана) по управлению судном (составом) должны быть направлены на обеспечение наиболее благоприятных и безопасных условий для движения находящих по близости других судов (составов).

Судоводительская солидарность и взаимовыручка – непреложное правило во взаимоотношениях штурманского состава всех судов!

Плавание в темное время суток

При плавании в темное время суток в качестве наиболее достоверных ориентиров, должны использоваться знаки судоходной обстановки.

Судоводителям следует учитывать, что в связи с различной степенью яркости освещения плавучих знаков (особенно в зонах криволинейных участков луга, на водохранилищах, озерах и устьевых участках крупных рек) возможна лучшая видимость более удаленных знаков по сравнению с ближе расположенными.

Во избежании ошибок в определении границ и направления судового хода нужно:

  • Использовать в качестве основных ориентиров береговые знаки;
  • Применять прожектор в местах, где это не представляет помех для других судов;
  • Осуществлять с помощью компаса управление судном (составом) на протяженных прямолинейных участках пути;
  • Тщательно просматривать при движении в районах переправ, рейдов, крупных городов и зон скопления береговых огней, участок впереди по курсу судна (состава) с помощью бинокля, для своевременного обнаружения на воде неосвещенных или засвечиваемых береговыми огнями судов и других объектов.

Плавание с лоцманом

В случаях, когда штурманский состав (полностью или частично) не знает район плавания, переход судна (состава) должен сопровождаться лоцманами. Лоцманская проводка судов обеспечивается пароходствами, в границах которых следует судно, на основании письменной заявки (телеграммы) капитана судна в адрес порта (пристани) с указанием участка проводки и габаритов судна. Капитан не должен выходить в рейс, если он и его первый штурман не имеют права на самостоятельное управление судном, на данном участке и на судно не выделен лоцман в соответствии с заявкой.

В отдельных бассейнах при наличии особо затруднительных условий плавания устанавливаются участки обязательной лоцманской проводкиПлан лоцманской проводки, которые объявляются в путевых информационных листах, местных правилах плавания и доводятся до сведения всех смежных пароходов и судоводителей. В этом случае должна быть обеспечена обязательная лоцманская проводка.

Проводка лоцманом

Лоцманский катер после проводки
Источник: Freeimages.com

Лоцман имеет право проводить суда (составы) только после получения «Направления на лоцманскую проводку» с указанием в нем участка проводки и наименования проводимого судна (состава). С прибытием на борт судна лоцман предъявляет капитану направление и диплом, удостоверяющий лоцманское звание. До отправления в рейс, капитан знакомит лоцмана под расписку с записями в вахтенном журнале о габаритах и состоянии своего судна (состава), а также вписывает в направлении габариты судна и заверяет это своей подписью. Присутствие лоцмана на судне не снимает с вахтенного начальника ответственности за управление судном. При отлучке вахтенного начальника с мостика, он обязан указать лоцману лицо, ответственное за управление судном во время его отсутствия.

Читайте также: Швартовые операции танкера

В случае неправильных действий лоцмана, капитан имеет право отстранить его от исполнения им лоцманских обязанностей, о чем делает соответствующую запись в вахтенном журнале судна и направлении, осуществляя дальнейшую проводку самостоятельно или требуя замены этого лоцмана другим. Штурманский состав должен использовать знания лоцмана для изучения нового района плавания. Время нахождения лоцмана на мостике по проводке судна отмечается в вахтенном журнале.

Ответственность и обязанности капитана (вахтенного начальника) и лоцмана за обеспечение безаварийной проводки судна устанавливается уставом службы на судах МРФ.

Плавание в особых условиях

Управление судами (составами) при плавании в особых условиях (при ограниченной видимости, на стесненных и сложных участках пути, во время шторма) должно осуществляться вод личным руководством капитана судна.

В условиях ограниченной видимости

Движение судов (составов) в условиях ограниченной видимости (при полной или частичной потере видимости ориентиров) запрещается, согласно «Правил плавания по внутренним судоходным путям РФ».

Плохая видимость на воде

Сброс скорости, в связи с плохой видимостью
Источник: Foter.com

Суда, имеющие радиолокационные станции, осуществляют движение в соответствии с требованиями «Руководства по применению РЛС для движения судов по внутренним судоходным путям РФ». Для уверенного управления судном (составом) с помощью РЛС штурманский состав должен иметь достаточные навыки в опознании эхо-сигналов, определении их параметров (расстояние, курсовой угол), положение места судна (состава) относительно навигационных опасностей и других судов, т. е. навыки по управлению судами с помощью РЛС. Для приобретения их, должны проводиться тренировочные занятия штурманского состава под руководством капитана.

При ухудшении видимости или при подходе к зоне ограниченной видимости вахтенный начальник обязан:

  • Прекратить или снизить скорость движения;
  • Вызвать капитана на пост управления;
  • Включить радиолокатор и начать радиолокационное наблюдение;
  • Выставить вперед смотрящего на бак судна и обеспечить с ним надежную связь;
  • Включить ходовые сигналы (если там они не были включены);
  • Засечь курс по компасу, при вхождении в зону ограниченной видимости;
  • Скорость судов при ограниченной видимости должна быть такой, при которой можно принять наиболее эффективные меры при внезапном обнаружении препятствий для движения.

Плавание в стесненных условиях

При движении на участках с ограниченными габаритами пути и большой кривизной судового хода необходимо:

  • По возможности избегать обгона и встречного расхождения с другими судами и составами на криволинейных участках;
  • Снижать скорость до величины, установленной правилами и рекомендациями;
  • По характеру волн, образуемых движением судна (состава) определять степень их влияния на управляемость и принимать меры к уменьшению этого влияния;
  • По сведениям из лоции и по наблюдению за поверхностью воды определять направление и силу свальных течений, вносить соответствующие поправки для избранного курса.

При всех затруднениях, возникающих при расхождении судов (составов) в стесненных условиях пути, судоводитель должен считаться с тем, что столкновение с движущимся судном (составом) или навал на стоящее судно (состав) всегда более опасны по своим последствиям, чем уклонение от них путем выхода судна (состава) на песчаные отмели.

Плавание в штормовую погоду

Основная задача обеспечения безопасности плавания в штормовую погоду – сохранение мореходных качеств судна, в первую очередь управляемости и непотопляемости. Обязанность капитана и всего штурманского состава заключается в том, чтобы предупредить попадания судна (состава) в штормовые условия, при которых плавание этому судну (составу) не разрешается. С этой целью во время движения по озерам, водохранилищам и устьевым участкам рек на судне должны регулярно (в установленном порядке) приниматься прогнозы погоды.

Судно в шторме

При попадании судна в шторм, необходимо убавить скорость
Источник: Pixabay.com

С получением штормового предупреждения о силе ветра и волнения, превышающей установленное для судна (состава) ограничение, капитан обязан:

  • Направить судно (состав) в ближайшее убежище или укрытие за берегом;
  • Проверить герметичность бортовых и палубных закрытий, заливаемость судна (состава) и принять меры по обеспечению непотопляемости;
  • Проверить надежность учалки состава и сохранение её прочности, при прогнозируемом волнении, а в случае необходимости переучали состав или запросить для помощи тягу;
  • По атласу картограмм волнения определить зоны наименьшей высоты волн и использовать их для движения к убежищам и укрытиям;
  • Обеспечить несение радиовахтыПринципы несения радиовахты и установить связь с диспетчерским пунктом и судами этого района;
  • Уточнить место судна (состава) и правильность избранного курса;
  • Учитывать вероятность сгонко-нагонных явлений под действием ветра.

При внезапном (непрогнозируемом) развитии шторма капитан обязан, кроме указанных мер:

  • С учетом условий пути, маневренных возможностей и парусности судна избрать наиболее безопасный способ штормования (движение против волны, по волне, стоянка на якореСтоянка судна на якоре);
  • Запросить диспетчера о помощи другими судами;
  • В случае потери из-за шторма управляемости состава расчалить его и поставить на якорь каждое судно в отдельности.

Приложение 1

Таблицы маневренных характеристик судна (типового состава)

Инерционные характеристики судна (состава) в спокойной воде
Режим хода
перед маневром
Вид маневра В полном грузу Порожнем (в балласте)
Путь, м Время, сек Путь, м Время, сек
Полный ход Торможение (до
полной остановки)
Стоянка Разгон с места до
полного хода (выбег)
Средний ход Торможение
Стоянка Разгон с места до
среднего хода (выбег)
Малый ход Торможение
Стоянка Разгон с места до
малого хода (выбег)
Скорости хода судна (состава) в зависимости от режима работы главных двигателей
Режим работы
двигателей
Частота вращения
двигателей, об/мин
В полном грузу Порожнем (балласте)
При работе
всех
двигателей,
км/ч
При работе
одного
двигателя,
км/ч
При работе
всех
двигателей,
км/ч
При работе
одного
двигателя,
км/ч
Полный ход
Средний ход
Малый ход
Самый малый
ход

 
Примечание: Таблица заполняется капитаном судна по результатам определения маневренных характеристик в начальный период навигации или на основе справочников для типовых судов (составов).

Приложение 2

Перечень рекомендуемых команд для рулевого
Команда Значение команды
Право (лево) руля Рули (насадки) плавно перекладываются в
указанную сторону на 10-15 градусов ДП
Больше право (лево) Рули (насадки) дополнительно перекладываются
на 5-10 градусов в указанную сторону
Право (лево) на борт Рули (насадки) с возможной быстротой
перекладываются на наибольший угол
в сторону указанного борта
Прямо руль Рули (насадки) ставятся параллельно ДП
Так держать Судно удерживается в заданном направлении
Право (лево) не ходить Судно удерживается от повалки вправо (влево)
Одерживай Уменьшают угол перекладки рулей (насадок) или
перекладывают в противоположную сторону для
уменьшения угловой скорости поворота
Курс…….(градусов) Курсовая черта устанавливается на
указанном курсе по компасу
Право (лево)……(градусов) Изменяют курс по компасу на указанное
число градусов вправо (влево)

На все подаваемые рулевому команды он должен ответить: “Есть” и повторить поданную команду.

Сноски

ГлавнаяБиблиотека # Library Справочники # Handbooks Правила несения вахты # Bridge watchkeepingНаставление по организации штурманской службы на судах

< Назад
Вперёд >

Наставление по организации штурманской службы на судах

Скачать

В Рекомендациях по организации штурманской службы обобщен опыт капитанов и штурманского состава в части организации штурманской службы в различных районах и условиях плавания с целью обеспечения эффективной и безопасной эксплуатации судна.

Настоящие Рекомендации являются пособием по организации труда судоводителей на мостике судна, предназначены для помощи судоводителям в выработке правильных и осознанных навыков штурманской работы и работы в качестве вахтенного помощника капитана.

В то же время Рекомендации не исключают и не ограничивают применение любых мер и действий, которые, по мнению капитана и других судоводителей, могут оказаться эффективными в конкретных условиях плавания на данном судне.

Поскольку с вводом настоящих Рекомендаций отменяются Рекомендации по обеспечению безопасного плавания в осенне-зимний период (РОБПС), в РШС введена в качестве приложений та часть РОБПС, которая сохранила свою практическую значимость.

Кроме того, в РШС включены перечни действий судоводителей в стандартных ситуациях, позволяющие избежать ошибок, особенно при недостатке опыта.

С выходом в свет РШС-89 считать утратившими силу:
1. Наставление по организации штурманской службы на судах Министерства морского флота Союза ССР (НШС-82) издания 1982 г.
2. Руководство по обеспечению безопасности плавания судов в осенне-зимний период и в штормовых условиях (РОБПС-84). РД 31.60.12-84.
3. Инструкция для помощников капитана, несущих ходовую вахту и вахту в порту. РД 31.60.23-81.

В целях применения на судах Минморфлота единой документации по штурманской части в РШС-89 в виде приложений приводится перечень обязательной штурманской документации на судах Минморфлота

Читать онлайн

Скачать наставление

  • Просмотров: 51984

Страница 1 из 6

6.1. Организация штурманской службы корабля при обеспечении и контроле навигационной безопасности плавания

Непосредственно навигационная безопасность плавания обеспечивается и контролируется в море, в процессе кораблевождения. Кораблевождение, как процесс управления элементами безопасного и целенаправленного движения корабля, реализуется на основе решения навигационных задач и опирается на использование технических средств навигации. К основным навигационным задачам кораблевождения, обеспечивающим безопасное плавание, относятся следующие:

– расчет элементов движения корабля

– курса, скорости и глубины погружения подводной лодки, обеспечивающих перемещение корабля по заданному маршруту в заданный срок;

– счисление пути корабля и анализ его точности; – выбор средств и методов контроля соответствия фактической и заданной траекторий движения корабля;

– определение фактических местоположения корабля (с помощью обсерваций) и элементов его движения, оценка их точности и области вероятных погрешностей;

– анализ навигационной обстановки на основе сопоставления области вероятных погрешностей места и курса корабля и расстояний до ближайших опасностей;

– прогнозирование данных, характеризующих положение корабля относительно заданных объектов, и оценка вероятности безопасного прохода препятствий;

– контроль безопасности прохода участков с навигационными препятствиями с помощью технических средств навигации и наблюдения;

– корректура элементов движения корабля с учетом выявленного влияния гидрометеофакторов, отклонивших фактическое место корабля от расчетного, а также в связи с изменившимися задачами корабля;

– составление обоснованного количественного прогноза безопасности плавания от посадки корабля на мель и от столкновения с надводными и подводными препятствиями при санкционированном отклонении от маршрута, предусмотренного предварительной прокладкой.

Основой решения всех навигационных задач и обеспечения плавания, безопасного от посадки на мель и касания грунта, является непрерывное ведение навигационной прокладки с оценкой точности счислимых и обсервованных мест. Основой обеспечения плавания, безопасного от столкновений, является ведение радиолокационной прокладки всех надводных и подводных целей, обнаруженных в районе плавания корабля. Приоритетными целями являются те, которые наблюдаются в непосредственной близости от корабля. Подразделениями, предназначенными для решения этих задач, является штурманская боевая часть (БЧ-1). Кроме нее, к решению отдельных задач, связанных, главным образом, с контролем навигационной безопасности плавания и с решением задач расхождения с встречными кораблями, привлекаются боевой информационный пост (БИП) или боевой информационный центр (БИЦ) и главный командный пункт корабля (ГКП), который представляют командир корабля и вахтенный офицер. Согласованная и взаимосвязанная деятельность указанных подразделений и должностных лиц по расчету элементов движения корабля и обеспечению навигационной безопасности плавания составляет понятие штурманская служба (служба кораблевождения). Иными словами, штурманская служба – это функциональная деятельность различных подразделений и должностных лиц, направленная как на реализацию навигационных методов кораблевождения, так и на обеспечение навигационной безопасности плавания (на предупреждение навигационных происшествий). Руководителем штурманской службы является командир корабля. На основе данных штурманской боевой части, БИП и своих собственных наблюдений он анализирует навигационную обстановку и принимает решение по назначению курса, скорости и глубины погружения подводной лодки, утверждает режимы работы технических средств кораблевождения и наблюдения за внешней обстановкой, контролирует деятельность вахтенного офицера и вахтенного штурмана. Функциональное предназначение других участников кораблевождения состоит в следующем. Штурманская боевая часть является основным звеном штурманской службы корабля, специально предназначенным для решения всех навигационных задач кораблевождения, связанных с расчетом траектории движения и с обеспечением навигационной безопасности плавания. Это корабельное подразделение обеспечивает и контролирует навигационную безопасность плавания на основе непрерывного анализа текущего и прогнозируемого места корабля и его сопоставления с ближайшими навигационными опасностями, а также на основе вычисления параметров навигационной безопасности плавания и сравнения их с допустимыми значениями. На штурманскую боевую часть возложены также задачи по организации службы времени и гидрометеорологической службы на корабле. Сущность службы времени состоит в обеспечении всех подразделений корабля единым согласованным и точным судовым, московским и гринвичским временем. Задача гидрометеорологической службы состоит в измерении гидрометеорологических элементов, в трансляции их потребителям и в анализе поступающих на корабль синоптических данных, определяющих состояние и прогноз погоды. Свое основное предназначение – решение навигационных задач кораблевождения, обеспечивающих безопасность корабля, – штурманская боевая часть реализует с помощью технических средств навигации в процессе непрерывного ведения навигационной прокладки. Для этого при нахождении корабля в море организуется штурманская вахта. При плавании в узкостях, по фарватерам, в районах с навигационными опасностями, а также по готовности № 1 штурманскую вахту несет старший штурман – командир БЧ-1. При плавании в открытом море, в районах, свободных от навигационных опасностей, и по готовности № 2 штурманскую вахту несут офицеры штурманской боевой части, а в дальних походах и офицеры ракетно-артиллерийской, минно-торпедной боевых частей и других подразделений, сдавшие специальный зачет и допущенные командиром корабля к несению этой вахты. Организатором штурманской вахты является старший штурман корабля. Он же производит инструктаж вахтенных штурманов и контролирует качество их деятельности по кораблевождению в процессе несения штурманской вахты. Боевой информационный пост (центр) – командный пункт радиотехнической боевой части (БЧ-7). На него возложена задача контроля навигационной безопасности плавания в узкостях и вблизи навигационных надводных и подводных препятствий. Здесь с помощью радиолокационных и гидроакустических станций освещается навигационная обстановка (измеряются направления и расстояния до всех наблюдаемых надводных и подводных объектов и выделяются наиболее опасные для кораблевождения), контролируется степень опасности сближения с навигационными препятствиями и вырабатываются рекомендации по предотвращению столкновения с ними и со встречными кораблями и судами. В БИП ведется радиолокационная прокладка путей движения встречных кораблей, а также определяются их элементы движения и производится расчет маневра для уклонения от сближения на опасное расстояние. Боевые информационно-управляющие системы (БИУС), находящиеся на вооружении радиотехнической боевой части, используются для автоматизированной обработки навигационной и радионавигационной информации при определении места корабля, для контроля навигационной безопасности плавания по фарватерам и рекомендованным путям, а также для расчета маневра расхождения со встречными судами и кораблями. Вахтенный офицер является исполнительным представителем главного командного пункта. Он следит за внешней безопасностью корабля, в том числе и безопасностью корабля от посадки на мель или иное препятствие, контролирует следование корабля точно назначенными курсом, скоростью и удержание заданной глубины погружения подводной лодки, а также соответствие параметров навигационной безопасности плавания их допустимым значениям. С помощью имеющихся на ГКП технических средств кораблевождения вахтенный офицер ведет путеисчисление (следит за местом корабля на навигационной карте на основе счисления) и периодически производит обсервации. Докладывает командиру корабля и вахтенному штурману обо всех сомнениях в месте корабля и об опасных сближениях с навигационными препятствиями. Принимает экстренные меры по предотвращению навигационных происшествий, связанных со столкновением корабля с объектами, наблюдаемыми визуально или с помощью технических средств. К решению обеспечивающих задач кораблевождения привлекаются также создаваемые на корабле специальные функциональные формирования, к которым относятся следующие:

прокладочная группа – создается для оказания помощи вахтенному штурману при плавании вблизи навигационных опасностей. Личный состав этой группы по указанию вахтенного штурмана производит измерение навигационных параметров, осуществляет связь штурмана с взаимодействующим подразделением и фиксирует обстоятельства и навигационные условия плавания;

астрономический расчет – формируется из корабельных офицеров для измерения высот небесных светил, по которым штурман определяет вероятнейшее место корабля.

Техническую реализацию утвержденного командиром корабля результата решения навигационной задачи по определению безопасных курса и скорости корабля и глубины погружения подводной лодки выполняют операторы по управлению маневрами корабля – рулевые и специалисты электромеханической боевой части, обслуживающие технические средства движения корабля. Функционирование штурманской службы основано на тесном взаимодействии всех групп и постов, участвующих в решении навигационных задач кораблевождения. Сущность взаимодействия состоит в непрерывном обмене информацией, имеющей прямое отношение к выработке навигационных данных, к навигационным условиям плавания и к анализу и оценке навигационной безопасности плавания. Между ГКП, БИП и вахтенным штурманом производится взаимный обмен информацией. Основными вопросами взаимодействия являются следующие:

– элементы движения корабля – изменение курса, скорости и глубины погружения (подводной лодки);

— элементы сноса корабля и их изменение;

— поправки автономных систем счисления; контроль курсов, не предусмотренных предварительной прокладкой;

— время изменения любого элемента движения; сомнения в безопасности или правильности рекомендованных штурманом или БИП элементов движения;

– местоположение корабля – вероятнейшие координаты на заданный момент времени и радиальная СКП вероятнейшего места;

— возможные средства и методы обсерваций;

— время прибытия корабля в заданную точку или в заданный район;

— время очередного поворота на новый курс;

— прохождение заданного рубежа;

— нахождение корабля у кромки полигона или фарватера;

— сомнения в точности местоположения корабля;

– контроль навигационной безопасности плавания – степень безопасности маневра, не предусмотренного предварительной прокладкой;

— допустимые параметры навигационной безопасности;

— численные значения ограждающих навигационных параметров (параметров, соответствующих навигационной изолинии, разделяющей безопасный участок плавания от опасного), измеряемых с помощью РЛС, гидроакустической станции, эхолота или компасного пеленгатора;

— ожидаемое кратчайшее расстояние расхождения с навигационной опасностью или с кораблем: область вероятного местонахождения корабля и отсутствие в ее пределах навигационных опасностей;

— расхождение предвычисленных и фактических навигационных параметров в моменты поворота; прохождение траверзов ориентиров;

— невязки, превышающие их предельные значения;

— обнаружение вблизи корабля объектов, представляющих опасность для плавания;

– навигационная обстановка и условия плавания – открытие и закрытие районов плавания; наблюдаемые искусственные и естественные навигационные ориентиры;

— нахождение в районе плавания судов и их координаты;

— открытие навигационных ориентиров и приближение корабля на дальность радиотехнического или гидроакустического контакта с ними;

— несоответствие положения плавучего ограждения их штатному месту;

— изменение характеристик средств навигационного оборудования;

— состояние погоды и ее прогноз;

— резкое изменение гидрометеоэлементов;

— уменьшение облачности и возможность использования астронавигационных средств и систем;

— время очередного всплытия подводной лодки на перископную глубину;

– режим работы технических средств кораблевождения и наблюдения – время включения и выключения РЛС, гидроакустической станции, эхолота, гидроакустического лага; режим работы навигационного комплекса;

— выход из строя навигационных систем и средств наблюдения;

— поправки радиолокационных и гидроакустических станций;

— изменение параметров работы радионавигационных систем;

— распределение корабельных антенн по радионавигационным средствам и средствам связи;

— возможность использования БИУС для обработки навигационной информации;

— факт рассогласования принимающих навигационной информации;

— степень электромагнитной совместимости радионавигационных систем и других радиоэлектронных средств корабля;

– состояние корабля и его технических элементов

– осадка и водоизмещение корабля;

— положение забортных опускаемых и выдвижных устройств;

— степень готовности средств движения корабля к увеличению скорости до заданных пределов;

— изменение маневренных качеств корабля под влиянием различных факторов.

Кроме взаимного обмена информацией между постами и должностными лицами, реализующими задачи штурманской службы, в процессе кораблевождения выдаются координатно-временные сведения потребителям других боевых частей и подразделений:

– в пост энергетики и живучести корабля– время прибытия корабля в пункт назначения;

–в пост управления размагничивающим устройством корабля – информация о соответствии токов в обмотках РУ табличным значениям, время переключения токов в широтных обмотках и в некоторых случаях – напряженность составляющих магнитного поля Земли.

Организационная деятельность штурманской службы регламентируется руководящими документами ВМФ, основными из которых являются: Корабельный устав ВМФ, Правила (Руководство) организации штурманской службы на кораблях ВМФ, Тактические руководства и Правила штурманской службы (серия выпусков). Особенности штурманской службы на кораблях различных классов излагаются в Указаниях главных штурманов флотов и флагманских штурманов объединений и соединений.

Смотрите также

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Оксолиновая мазь для носа для детей инструкция
  • Фитоспорин инструкция по применению для томатов в теплице опрыскивать
  • Amplitube 5 инструкция на русском скачать
  • Мануал кавасаки klx 250
  • Hud car easy to install инструкция на русском