Руководства по биохимии

ГОУ ВПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РОСЗДРАВА

Руководство

К практическим

по биохимии

Учебное пособие в 2-х частях

Часть II

Хабаровск 2006

В.В. Поступаев, Е. Г. Рябцева, 3. М. Литонян, С. В. Кузнецова

РУ К О В О Д С Т В О

КПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО БИОХИМИИ

Учебное пособие в 2-х частях Часть II

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям 040100 — Лечебное дело, 040200 — Педиатрия

Издательство Дальневосточного государственного медицинского университета

Хабаровск

2006

УДК 612.015.(075.8) ББК 28.072. я 73

Р851

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

профессор Е. А. Бородин — заведующий кафедрой биохимии Амурской государственной медицинской академии; профессор Ф. X. Камилов — заведующий кафедрой биохимии Башкирского государственного медицинского университета

Поступаев В. В., Рябцева Е. Г., Литонян 3. ML, Кузнецова С, В.

Р851 Руководство к практическим занятиям по биохимии: Учебное пособие!.

В2-х частях — Ч. II. — Хабаровск: Издательство Дальневосточного государственного медицинского университета, 2006. -104 с.

ISBN 5-85797-082-2

Вучебном пособии представлен материал по химии простых и сложных белков, ферментов, энергетическому обмену, метаболизму углеводов, липидов, белков, механизмам их регуляции, особенностям метаболизма отдельных органов и тканей. Имеются графы логических структур, схемы, отражающие взаимосвязь изучаемых элементов. Предлагаются задания, включающие работу с метаболическими картами, отпеты на вопросы, тесты и эталоны ответов к ним.

Учебное пособие предназначено для внеаудиторной подготовки к лабораторным занятиям и коллоквиумам по биохимии, а также для аудиторной самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов.

УДК 612.015 (075.8) ББК 28.072 я 73

ISBN 5-85797-082-2

© Издательство Дальневосточного

Государственного медицинского

Университета, 2006

© Коллектив авторов, 2006

П Р Е Д И С Л О В И Е

Учебное пособие предназначено для внеаудиторной подготовки студентов к лабораторным занятиям и коллоквиумам по биохимии, а также для аудиторной самостоятельной работы. Разработки представлены с; учетом требований программы, а также нашего опыта преподавания этой дисциплины. Flo каждой теме сформулирована цель занятия и указан объем теоретического материала, который необходимо изучить и проработать.

По каждой теме приведена литература — основная (учебники. практикум) и дополнительная, которая может быть использована при подготовке рефератов (УИРС) и как справочный материал. По ряду занятий представлены разработки лабораторных работ, кото­ рые традиционно проводятся на нашей кафедре. При подготовке к занятиям студент должен ознакомиться с принципом (химизмом) со­ ответствующего метода исследований, а также ответить на предло­ женные контрольные вопросы и выполнить ряд упражнений (чаще всего — завершить метаболическую схему или заполнить таблицу). Для контроля усвоения темы предлагаются вопросы и задачи, а также тестовые задания, эталоны ответов к которым помещены в конце брошюры.

Студенту рекомендуется вести записи (кроме конспекта лекций) в двух тетрадях. Первая тетрадь предназначена для оформления протокола лабораторной работы. Здесь необходимо отметить на­ звание работы, цель занятия, принцип метода, порядок выполнения работы (кратко), результат проведенного анализа и сделать выво­ ды, объясняющие полученные данные. Вторая тетрадь — это альбом метаболических карт, схем, графиков, которые студент зарисовыва­ ет к каждому занятию согласно методическим указаниям. Схемы лучше выполнять в цвете, выделяя важнейшие узловые звенья об­ менных процессов. По поводу каждого рисунка необходимо сделать резюме — краткий вывод. К концу занятия студент обязан предста­ вить преподавателю протокол работы, альбом и ответы на кон­ трольные упражнения.

Цель предлагаемого учебного пособия: научить студент обращать внимание на главные закономерности метаболизма, уметь пользоваться метаболическими схемами, знать важнейшие биохимические нормативы и правильно трактовать биохимические сдвиги в организме.

3

РАЗДЕЛ I: ВВЕДЕНИЕ В БИОХИМИЮ

Занятие 1. Особенности работы в биохимической лаборатории

Мотивация: Знание назначения и принципа построения калибро­ вочного графика необходимо для определения концентрации раз­ личных веществ в биологических объектах.

Цель занятия: Ознакомиться с предметом и задачами биохимии, с оборудованием биохимической лаборатории и инструкциями по тех­ нике безопасности. Научиться работать на фотоэлектроколориметре, строить калибровочный график.

Студент должен:

Знать

Уметь

1.

Порядок

работы,

правила

1. Оказать медицинскую помощь

техники

безопасности

в био­

при несчастных случаях (ожог

химической лаборатории, ме­

кислотный

или

щелочной,

ры медицинской помощи при

термический ожог и др.).

несчастных случаях.

2.

Работать на

фотоэлектроко-

2.

Оборудование

биохимиче­

лори метре.

ской лаборатории (химиче­

3.

Построить.

калибровочный

ская посуда, приборы, биоло­

график и применить его для

гические объекты и др.).

определения

концентраций

3.

Принцип

построения

калиб­

окрашенного раствора.

ровочного графика.

Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия:

Вопросы

Где изучались

1.

Правила техники безопасности

Кафедра общей химии,

в химической лаборатории.

кафедра органической

химии

2.

Оборудование химической

Там же

лаборатории.

3.

Устройство и принцип работы

Кафедра физики

на фотоэлектроколориметре.

4

Содержание обучения. Граф логической структуры темы

Направления

Статическая

Динамическая

Функциональная

биохимии

Предмет

Химический

Превращения

Химические процессы,

изучении

состав

веществ

лежащие в основе

организмов

в организме

жизнедеятельности

(метаболизм)

Объект

Человек и

Растения

Микроорганизмы

исследования

животные

Задачи

исследование химической структуры и функций биомоле-

биохимии

кул клетки;

изучение путей метаболизма важнейших органических мо­ лекул и неорганических веществ, а также механизмов регу­ ляции этих процессов;

исследование проблем биоэнергетики организма;

выяснение молекулярных основ формирования патологии, включая наследственные заболевания;

создание методов и средств биохимической диагностики и контроля проводимого лечения;

изучение механизмов действия лекарств;

разработка методов генной инженерии с целью получения

лекарственных препаратов и определения путей коррекции

наследственной патологии.

Задачи

научиться применять сведения об особенностях химическою

обучения

состава организма человека и молекулярных основах функ­

ционирования различных органов и тканей при изучении по­

следующих медицинских дисциплин и в профессиональной

деятельности.

Прикладные

Медицинская

Молекулярная

Биохимическая

разделы

биохимия

генетика

фармакология

биохимии

Биохимия питания

Биохимия спорта

Биотехнология

Основная литература:

1.Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. — 1990. — С. 13-15; 1998.- С. 15-18.

2.Николаев А. Я. Биологическая химия.- 1998,- С. 5-8.

3.Биохимия / Под ред. Е. С. Северина. — 2003. — С. 6-7.

Дополнительная литература:

1.Леникджер А. Основы биохимии. — 1985.- Т. 1.-С. 12-15.

2.Марри Р. и соавт. Биохимия человека. — 1993. — Т. 1. — С. 9-11.

«5

3.Лабораторные методы исследования в клинике. Справочник II Меньшиков В. В., Делекторская Л. Н., Заболотницкая Р. П. и др.- М.: Медицина, 1987. — 368 с.

Вопросы и задания для самоподготовки:;

1.Ознакомьтесь по учебнику с предметом и задачами биологиче­ ской химии, ее разделами.

2.Изучите инструкцию (см. ниже) по технике безопасности при ра­ боте с электроприборами, химическими реактивами, противопо­ жарные меры.

3.Изучите и перепишите в тетрадь памятку «Первая помощь при несчастных случаях».

4.Ознакомьтесь с имеющейся в лаборатории химической посудой. Потренируйтесь отмеривать точные объемы воды (10, 5, 2, 1 и 0,1 мл) с помощью бюретки, цилиндра и пипеток.

5.Ознакомьтесь с имеющейся в лаборатории аппаратурой.

6.Изучите принцип работы фотоэлектроколориметра.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В БИОХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Работа в биохимической лаборатории имеет ряд особенно­ стей: для реакций и анализов приходится применять токсические, огнеопасные вещества, концентрированные растворы, работать с биологическим материалом (кровь, моча, желчь, желудочный сок, слюна и др.).

Строгое соблюдение элементарных правил техники безопас­ ности сводит до минимума вероятность несчастных случаев.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА

1.Работающие в лаборатории должны помнить, что они имеют де­ ло с сильнодействующими реагентами (концентрированными ки­ слотами, сильными основаниями и т. д.), которые портят одежду, а попав на кожу или в глаза могут вызвать ожоги или другие тя­ желые повреждения. Поэтому необходимо избегать резких дви­ жений и быстрого передвижения по лаборатории, чтобы не раз­ лить нечаянно реактивы и не толкнуть соседей.

2.Работать в лаборатории разрешается только в халатах.

3.Во время работы нужно быть внимательным и точно соблюдать порядок и последовательность операций!, указанных в практикуме.

4.На рабочем месте следует поддерживать чистоту и порядок, а после работы — помыть посуду.

5.Во избежание отравлений и инфицирования в лаборатории за­ прещается принимать пищу.

6.Нельзя использовать поврежденную посуду.

7 Химикалии не должны соприкасаться с кожей и слизистыми.

8.При работе с раздражающими;, токсическими, концентрирован­ ными или летучими веществами нужно пользоваться вытяжным шкафом.

9.При разливании реактивов не наклоняться низко над сосудом во избежание попадания брызг на лицо и одежду.

10.После использования реактивов склянки следует тотчас же за­ крыть и поставить на место.

11.При нагревании пробирки на открытом огне ее нужно держать в наклонном положении, направляя отверстие в сторону от себя и от соседей. Содержимое пробирки рекомендуется периодически встряхивать.

12.После работы необходимо тщательно вымыть руки.

МЕЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ЭЛЕКТРОПРИБОРАМИ При работе с электроприборами запрещается:

1.Включать приборы в сеть без разрешения преподавателя.

2.Пользоваться неисправными электронагревательными прибора­ ми и приборами без термоизоляционных прокладок.

3 Прикататься влажными руками к рубильникам, выключателям, электровилкам и т. п.

4Переносить включенные приборы и ремонтировать их под током

5.Производить включение электроприбора вблизи легковоспламе­ няющихся жидкостей.

6.Загромождать подступы к электроустройствам (рубильникам, вы­ ключателям, розеткам) и вешать на электроустройства различ­ ные вещи.

ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРЫ

1. При работе с легковоспламеняющимися веществами вблизи не должно быть открытого огня.

2 Горючие вещества должны находиться на рабочем месте лишь в небольших количествах (не более 50 мл).

3. Горючие жидкости, не смешивающиеся с водой (бензин, эфир и др.), категорически запрещается сливать в канализацию. Их нуж­ но сдать лаборанту или преподавателю.

ПОВЕДЕНИЕ ПРИ ПОЖАРЕ

1.Удалить воспламенившиеся реактивы.

2.Выключить электронагревательные приборы.

3.Использовать огнетушитель.

4.Горящую одежду тушить завертыванием в одеяло.

5.При значительном пожаре вызвать по телефону 01 пожарную ко­ манду, сообщить инженеру по технике безопасности.

6.Все лица, не занятые тушением пожаре немедленно покидают помещение.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ

1. При ожогах кожи кислотами обожженные места промыть под струей воды (10-15 мин), затем наложить повязку с 1% раствором соды (2 чайные ложки соды на стакан воды).

2.При ожогах кожи щелочами обожженное место промыть под струей воды, затем наложить повязку с 2% раствором борной ки­ слоты.

3.При тяжелом ожоге с повреждением кожи наложить повязку, смо­ ченную слабым раствором марганцевокислого калия.

4.При случайном попадании кислот или щелочей в рот немедленно прополоскать рот холодной водой, а затем нейтрализующим рас­ твором (соды или борной кислоты).

5.При случайном попадании в желудочно-кишечный тракт солей тяжелых металлов немедленно прополоскать рот водой, затем промыть желудок водой.

6.При ожогах глаз кислотами быстро промыть глаза водой и зака­ пать в них 2% раствор питьевой соды, наложить сухую повязку.

7.При ожогах глаз щелочами быстро промыть глаза водой и зака­ пать в них раствор 2% борной кислоты, наложить сухую повязку.

8.При термических ожогах немедленно приложить вату, смоченную этиловым спиртом и смазать обожженное место раствором мар- ганцево-кислого калия.

Ориентировочная карта действия

Вопросы, подлежащие

Последовательность

работы

п/п

изучению

и способ оформлении результатов

1

Изучить

принцип по­

Принцип метода: Для

построения

строения

калибровочно­

калибровочного

графика

использу­

го графика.

ется раствор с известной концен­

трацией (0,1 мМ раствор 2,6-дихлор-

фенолиндофенолята натрия).

Ход работы: Взять 5 пробирок, в ко­

торые прилить

используемый окра­

шенный раствор.

Реактивы

1

2

3

4

5

ДХФИФ,

1,0

2,0

3,0

4,0

5,0

(мл)

Н20

4,0

3,0

2,0

1,0

Измерить оптическую плотность на фотоэлектроколориметре (при крас­ ном светофильтре). Построить ка­

либровочный график, откладывая по оси абсцисс содержание 2,6-дихлор- фенолиндофенолята натрия в про­ бах, а по оси ординат — оптическую плотность.

1

2 Определить

концентра-

2.

Используя

график,

определить

ци ю 2,6-д ихло рфенолин-

концентрацию 2,6-дихлорфенолин-

дофенолята

натрия в

дофенолята натрия в задаче, пред­

задаче.

ложенной преподавателем.

Офор­

мить протокол, В протоколе указать

цель занятия, принцип метода, по­

рядок работы. Результаты предста­

вить в виде графика. Сделать вывод

о

возможности

определения

неиз­

вестной концентрации

вещества по

калибровочному графику.

Задания для контроля усвоения темы

1.Перечислите проблемы, изучаемые различными разделами биохимии.

2.Назовите биологический: материал, используемый в биохимиче­ ской лаборатории и правила работы с ним.

3.Укажите меры первой помощи;

при ожогах кожи кислотами и щелочами;

случайном попадании кислот или щелочей в рот; случайном попадании кислот или щелочей в желудочно-

кишечный тракт; ожогах глаз кислотами или щелочами; термических ожогах.

4.Назовите правила центрифугирования.

5.Поясните применение метода фотометрии в биохимических ис­ следованиях.

6.Укажите принцип и общие приемы работы на фотоэлектроколо­ риметре.

7.Поясните назначение и принцип построения калибровочного графика.

8.Поясните применение стандартных растворов в биохимических исследованиях.

9.Укажите роль биохимических исследований для практической медицины.

10.Поясните значение биохимии в формировании врача.

РАЗДЕЛ II: СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА БЕЛКОВ Занятие 2. Химия и свойства аминокислот и пептидов

Мотивация: Знание химического строения аминокислот и их свойств необходимо для изучения химического состава и свойств белков.

Цель занятия: Изучить свойства аминокислот, образование пеп­ тидной связи, функции белков в организме.

Студент должен:

Знать

Уметь

1.

Общую

характеристику

хими­

1. Написать пептид, назвать

ческого состава белков.

его, указать его свойства,

2.

Функции белков в организме.

2. Доказать белковую природу

3.

Структуру

и свойства амино­

вещества.

кислот.

3. Провести анализ аминокис­

4.

Принцип классификации ами­

лотного состава белка с по­

нокислот.

мощью цветных реакции.

5.

Принцип

образования

пеп­

тидной

связи. Номенклатуру

пептидов.

Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятая:

Вопросы

Где изучались

1.

Классификация и номенклатура

Кафедра органической

аминокислот.

химии

2.

Физико-химические свойства

Там же

аминокислот.

3.

Элементарный состав белков.

Там же

10

Основная литература:

1.БерезовТ. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. — 1990. — С. 17-20, 28-37; 1998 -С.19-22, 33-43.

2.Николаев А. Я. Биологическая химия. — 1998. — С. 9-17.

3.Биохимия / Под ред. Е. С. Северина. — 2003. — С. 9-15.

4.Алейникова Т. Л. и соавт. Руководство к практическим занятиям по биологической химии. — 1988. — С. 11-13; — 2000. — С. 4-7.

Дополнительная литература:

1.Ленинджер А. Основы биохимии. — 1985. — Т. 1. — С. 107-140.

2.Марри Р. и соавт. Биохимия человека. — 1993. — Т.1. — С. 21-41.

11

Вопросы и задания для самоподготовки

1.Выясните функции белков в живых организмах:.

2.Изучите элементарный состав белков.

3.Перепишите в альбом табл. 1 «Классификация аминокислот», дополнив ее названиями аминокислот (эмпирическими и рацио­ нальными).

Таблица 1

Неполярные (гидрофобные)

Полярные (гидрофильные)

1.

Незаряженные

2.

1

3.

2.

4.

3,

5.

4

6.

5.

7.

6.

8.

7.

1 Отрицательно заряженные

2.

Положительно заряженные

1

2.

3.

4.Выясните важнейшие физико-химические! свойства аминокислот, укажите, какими группировками они определяются.

5.Поясните причину существования оптической изомерии амино­ кислот.

6.Выясните свойства аминокислот, присущие их а-амино- и карбок­ сильным группам.

7.Выясните механизм образования пептидных связей. Напишите формулу пептида, состоящего из аминокислот: лейцин, треонин, лизин, аспарагиновая кислота, назовите его.

8.Поясните, какие группировки входят в состав радикалов амино­ кислот, как они влияют на свойства пептидов

9.Выясните, какие цветные реакции универсальны для всех белков, чем это обусловлено.

Ю.Поясните, какие цветные реакции можно использовать для опре­ деления аминокислотного состава белка.

Ориентировочная карта действия

Вол росы, подлежащие

Последовательность работы

П/Л

изучению

и способ оформления результатов

1Изучить химические ре­ Проделать с яичным белком и же­ акции, с помощью кото­ латином биуретовую реакцию, реак­

рых

можно обнаружить

цию нитрования,

реакцию

Фоля

белок

и

выявить разли­

(Алейникова Т. Л. и соавт., 2000 — ра­

чия

в

аминокислотном

боты 1, 2, 4; 1988 — работы 5, 7, 10),

составе

белков.

нингидриновую

реакцию

и

реакцию

Адамкевича.

Нингидриновая

реакция. Эта

реак­

ция характерна для аминогрупп, на­

ходящихся в а-положении и входя­

щих в состав свободных аминокис­

лот, пептидов, белков.

Ход работы. К 5 каплям яичного

белка или желатина добавить 5 ка­

пель 0,5% раствора нингидрина и

кипятить 1-2 минуты. В присутствии

а-аминогрупп развивается розово-

фиолетовое

окрашивание,

с

тече­

нием времени раствор синеет.

Реакция

Адамкевича. Реакция обу­

словлена

присутствием

триптофана,

который взаимодействует с глиоксило-

вой кислотой, присутствующей в виде

примеси

в концентрированной

уксус­

ной кислоте, и дает окрашенные про­

дукты конденсации. В качестве водо-

отнимающего

средства

используется

концентрированная серная кислота.

Ход работы. В две пробирки налить

по 5 капель яичного белка и желатина.

В обе пробирки добавить по 5 капель

концентрированной

уксусной

кислоты,

слегка нагреть и затем подслоить до­

бавляя по 10 капель концентрирован­

ной серной кислоты. При наличии три­

птофана на фанице двух слоев жидко­

сти появляется красно-фиолетовое

кольцо,

постепенно

распространяю­

щееся на всю жидкость.

2

Определить

сходство и

Сравнить полученные результаты.

различие

изучаемых

Результаты опытов свести в табли­

белков по

аминокислот­

цу. Сделать вывод:а) о степени спе­

ному составу.

цифичности цветных реакций на

белки и аминокислоты, б) об осо­

бенностях аминокислотного состава

яичного белка и желатина.

Задания дня контроля усвоения темы

1.Укажите, какие аминокислоты можно получить, замещая один из атомов водорода в метильной группе аланина различными груп­ пировками.

2.Назовите продукты замещения аминогруппой гидроксила в кар­ боксильной группе дикарбоновых аминокислот.

3.Перечислите полярные не имеющие заряда группировки амино­ кислот. Приведите примеры аминокислот содержащих такие группировки.

4.Приведите примеры полярных отрицательно заряженных амино­ кислот.

5.Перечислите аминокислоты, обладающие основными свойства­ ми.

6.Укажите, какие аминогруппы аминокислот лизина и аргинина мо­ гут участвовать в образовании пептидных связей.

7.Поясните, какие цветные реакции универсальны для белков.

8.Назовите, какой компонент белка выявляется с помощью реакции нитрования (ксантопротеиновой).

9.Поясните механизм образования пептидной связи.

10.Поясните, что общего в структуре различных пептидов (незави­ симо от их аминокислотного состава).

Тестовые задания

1.Установите соответствие между функцией белка и конкретными примерами

А. Транспортная

1. Иммуноглобулин;

Б. Сократительная.

2. Муцин1,

3. Гемоглобин;

4. Инсулин;

5. Миозин.

2.Среднее содержание азота в белках составляет

1.Менее 1%; 2. До 10%; 3. Около 16%; 4. Более 25%; 5. Около 50%.

3.Оптическая активность аминокислот обусловлена

1.Асимметрией а-углеродного атома;

2.Наличием аминогруппы;

3.Наличием карбоксильной группы;

4.Амфотерностью аминокислот;

5.Гидрофобностью радикала.

4.Из перечисленных аминокислот аполярной является

1. Валин,

4. Лизин;

2. Лейцин,

5. Метионин.

3.Треонин;

5.Из перечисленных аминокислот положительно заряженной является

1. Треонин;

4. Цистеин

2. Аргинин,

5. Лизин.

3.Аспарагин;

6.Из перечисленных аминокислот полярной незаряженной является

1.

Лейцин;

4.

Цистеин;

2.

Треонин;

5,

Глутамат

3.Фенилаланин;

7.Реакция Адамкевича выявляет следующий компонент полипеп­ тидной цепи

1.

Пептидную связь;

4. Ароматические аминокислоты;

2.

а-аминогруппу;

5. Триптофан,

3.Амидную группу,

8.Для различия растворов аминокислоты фенилаланин и полипеп­

тида

-фен-фен-фен-фен-фен-

следует использовать

реакцию

1. Биуретовую;

4. Фоля,

2. Нингидриновую;

5. Адамкевича.

3.Нитрования (ксантопротеиновую);

9.Для пептида ала-цис-гли-вал-гис-тре характерны все три реакции

1.Биуретовая,нингидриновая,Адамкевича;

2.Нингидриновая, Фоля,Адамкевича;

3.Фоля, биуретовая, Адамкевича;

4.Биуретовая, нингидриновая, Фоля;

5.Биуретовая,нингидриновая,нитрования.

10.Заряд диссоциированной формы глутаминовой кислоты (в ус­ ловных единицах) в нейтральной среде равен

1. 0;

2. +1;

3. — 1 ;

4. +2;

5. -2

Занятие 3. Свойства простых белков. Методы выделения и очистки белкое.

Мотивация: Знание основных физико-химических свойств белков необходимо для понимания их биологических функций, для выделе­ ния и очистки белковых лекарственных препаратов.

Цель занятия: Изучить основные физико-химические свойства бел­ ков, методы выделения и очистки белков.

Студент должен:

Знать

Уметь

1. Молекулярную массу белков и

1. Определить,

заряд белка в

методы ее определения.

зависимости от его состава

2. Заряд белковой молекулы, по­

и рН среды.

нятие «изоэлектрическая точка

2. Определить

изоэлектриче-

белка».

скую точку бе.пка.

3. Растворимость белков. Факто­

3. Составить схему выделения

ры устойчивости белков в рас­

и очистки белка.

творе.

4. Провести высаливание белка.

4. Методы выделения и очистки

5. Провести

обессоливание

белков.

растЕюра белка путем гель-

5. Принцип

фракционирования

фильтрации.

простых белков с помощью вы­

саливания и гель-фильтрации.

Вопросы, изученные ранее и необходимые дня данного занятия:

Вопросы

Где изучались

1.

Молекулярная масса полимеров

Кафедра общей химии

и методы ее определения.

2.

Химический состав белка.

Кафедра биохимии,

предыдущая тема

.16

Основная литература:

1.Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. — 1990. —

С.20-28, 37-42; 1998. — С. 23-33.

2.Николаев А. Я. Биологическая химия. — 1998. — С. 36-53.

3.Биохимия / Под ред. Е С. Северина — 2003. — С. 67-73.

4Алейникова Т. Л. и соавт. Руководство к практическим занятиям по биологической химии. — 1988. — С. 25-26, 28-32; 2000 — С. 1011, 12-14, 16-17.

Дополни тельная литература:

1. Ленинджер А. Основы биохимии. — 1985. — Т. 1 — С. 140-145. 2 Уайт А и др. Основы биохимии. — 1981. — Т. 1. — С. 125-165.

Вопросы и задания для самоподготовки

1.Поясните основные физико-химические свойства простых белков.

2.Назовите методы определения молекулярной массы белков.

3.Поясните, чем определяются амфотерные свойства простых белков.

4.Выясните, как формируется заряд белковой молекулы при рас­ творении белков в воде.

5.Выясните факторы стабилизации белков в растворе, свойства белковых растворов.

17

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Сумма биотехнологии. Руководство по борьбе с мифами о генетической модификации растений, животных и людей (Александр Панчин, 2016)

, Александр Панчин

“Сумма биотехнологии” Александра Панчина – это увлекательный научно-популярный рассказ о генетически модифицированных организмах (ГМО), их безопасности и … Читать онлайн

Происхождение жизни. От туманности до клетки (Михаил Никитин, 2016)

2016, Михаил Никитин

Поражаясь красоте и многообразию окружающего мира, люди на протяжении веков гадали: как он появился? Каким образом сформировались планеты, на одной из которых … Читать онлайн

Вопрос жизни. Энергия, эволюция и происхождение сложности (Ник Лейн, 2015)

2015, Ник Лейн

Почему мы стареем и умираем? Зачем нужно половое размножение? И почему полов два, а не больше? У известного английского биохимика есть ответы и на эти вопросы,… Читать онлайн

От атомов к древу: Введение в современную науку о жизни (Сергей Ястребов, 2017)

2017, Сергей Ястребов

Из чего состоят живые тела и при чем тут углерод? Что такое генетический код, кто такие вирусы, как устроено эволюционное древо и почему произошел кембрийский … Читать онлайн

Витамины (Алевтина Стрекаловская, Татьяна Санеева, Владимир Канюков, 2012)

Неизвестная зеленая энергетика (Закия Байгужина, 2021)

2021, Закия Байгужина

Наномир клетки все еще хранит свои секреты. Удивляет, восхищает, как живая клетка способна сама себя обеспечивать всем необходимым, в том числе и энергией. … Читать онлайн

Общая и бионеорганическая химия (Надежда Кочетова, Наталия Тарасова, Ирина Атманских, 2017)

Рабочая тетрадь-тренажер по биохимии (Татьяна Лобаева, 2023)

2023, Татьяна Лобаева

В сборнике представлены краткие сведения теоретического курса по биохимии, включая основные термины, формулы биоорганических соединений и их метаболитов, … Читать онлайн

Сборник задач и упражнений по биохимии для студентов медицинских специальностей (Татьяна Лобаева, Дмитрий Жданов, 2023)

2023, Татьяна Лобаева, Дмитрий Жданов

В сборнике собраны тематические задания различного уровня сложности по 12 темам биохимии, включая ситуационные, расчетные, практико-ориентированные, клинические… Читать онлайн

Руководство к практическим занятиям по биохимии. Учебное пособие для студентов специальностей «Ветеринария» и «Ветеринарно-санитарная экспертиза» (Татьяна Лобаева, Ирина Смирнова, Екатерина Неборак, 2022)

Оценочные средства по биохимии. Учебное пособие для студентов ветеринарных специальностей (Татьяна Лобаева, Ирина Смирнова, Нурмурад Нурмурадов, 2022)

Основы биохимии. Учебно-тренировочные задания для студентов медицинских специальностей (Татьяна Лобаева, Дмитрий Жданов, Елена Рыскина, 2022)

Взламывая организм человека (Грэм Лоутон, 2020)

2020, Грэм Лоутон

Как похудеть и сохранить результат? Насколько полезны витамины, молоко, мясо, рыба, суперфуды? Надо ли проходить в день 10 000 шагов? Сколько нужно спать и … Читать онлайн

Белки. Часть 2: обмен и синтез (Наталья Трунилина, 2021)

2021, Наталья Трунилина

В пособии излагается материал по химии белков: переваривание, пути распада аминокислот, пути обезвреживания аммиака, значение в клинике определения мочевины в … Читать онлайн

Белки. Часть 1: химия белков (Наталья Трунилина, 2021)

2021, Наталья Трунилина

В пособии излагается материал по химии белков: переваривание, пути распада аминокислот, пути обезвреживания аммиака, значение в клинике определения мочевины в … Читать онлайн

ДНК и РАК (Закия Байгужина, 2021)

2021, Закия Байгужина

Существуют несколько теорий, объясняющих возникновение такого грозного заболевания, как рак. Но есть ли в них объединяющее начало, един ли механизм … Читать онлайн

ДНК раскрывает свою тайну (Закия Байгужина, 2019)

2019, Закия Байгужина

Разгадана еще одна тайна ДНК, на деле очень простая и лежащая буквально на поверхности. На основании открытия RM, сделанного автором, выдвигается гипотеза, … Читать онлайн

Химия любви. Научный взгляд на любовь, секс и влечение (Ларри Янг, Брайан Александер, 2012)

Основы статической и динамической биохимии (, 2010)

2010,

Содержит материал лекций по статической и динамической биохимии, контрольные вопросы по темам, список рекомендуемой литературы.

Словарь терминов и понятий по почвоведению (Юлия Верхошенцева, Воропаев Сергей, Коллектив авторов, 2013)

Руководство к практическим занятиям по биохимии, Антонова С.К., Воробьева Л.М., Климова А.Д., 2003.

Руководство к практическим занятиям по биохимии содержит краткую теоретическую часть по всем разделам курса, вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям, а также описание лабораторных работ. Для каждой лабораторной работы дан перечень оборудования, реактивов и материалов, описана методика выполнения работы. Авторы ввели в лабораторный практикум унифицированные методики, рекомендуемые для клинических лабораторий. В каждом разделе даны вопросы для самоконтроля, тесты и ситуационные задачи.

Руководство к практическим занятиям по биохимии, Антонова С.К., Воробьева Л.М., Климова А.Д., 2003

Введение в биохимический практикум.
Значение биохимических анализов в практической медицине.
На современном этапе развития медицины резко повысилось значение биохимических анализов. Применение новых лекарственных средств и новых методов лечения, проведение сложнейших хирургических вмешательств и реанимационных мероприятий требует постоянного биохимического контроля. За последние годы число биохимических исследований на одного стационарного больного в среднем увеличилось в несколько раз. Биохимические анализы применяются для диагностики, контроля за состоянием пациентов (мониторинг), скрининга различных заболеваний и прогнозирования. Таким образом, главная задача биохимической лаборатории состоит в том, чтобы обеспечить врача биохимической информацией, необходимой для лечения больного. Такая информация представляет ценность только если она точна, соответствует клинической ситуации и правильно используется врачом в процессе принятия решений.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Руководство к практическим занятиям по биохимии, Антонова С.К., Воробьева Л.М., Климова А.Д., 2003 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
— pdf — Яндекс.Диск.

Дата публикации: 08.09.2016 11:57 UTC

Теги:

учебник по химии :: химия :: Антонова :: Воробьева :: Климова


Следующие учебники и книги:

  • Каучук и резина, Наука и технология, Марк Дж., Эрман Б., Эйрич Ф., 2011
  • Количественный анализ в вопросах и ответах, Дмитревич И.Н., 2016
  • Теоретические основы органической химии, Боярский В.П., Чулкова Т.Г., Мильцов С.А., Толстой П.М., 2016
  • Юный химик, Описание 100 химических опытов по занимательной химии в быту, Зорина Л.М., 1956

Предыдущие статьи:

  • Биологическая химия, Ермолаев М.В., 1974
  • Химия углеводов, Кочетков Н.К., Бочков А.Ф., Дмитриев Б.А., Усов А.И., Чижов О.С., Шибаев В.Н., 1967
  • Физико-химические свойства пестицидов, Шамшурин А.А., Кример М.З., 1976
  • Физико-химические основы неорганической химии, Полторак О.М., Ковба Л.М., 1984

В данном разделе представлена WEB-версия учебного пособия, написанного еще в конце 90-х годов для студентов медико-биологического факультета СибГМУ с целью ликвидировать имевшийся тогда острый дефицит учебной литературы по клинической биохимии:

Тимин О.А., Климентьева Т.К., Серебров В.Ю., Жаворонок Т.В., Кузьменко Д.И., Удинцев С.Н. Биохимические методы исследования в клинико-диагностических лабораториях: практическое пособие. – Томск: STT, 2002. – 244 с.

Пособие содержит описание биохимических показателей, входящих в обязательный перечень исследований для клинико-диагностических лабораторий лечебно-профилактических учреждений и больниц.

В пособии собраны и систематизированы материалы по методическим и методологическим аспектам клинической биохимии. В каждом разделе содержится перечень методов, применяемых для определения данного метаболита или фермента и указаны унифицированные методы. Кратко изложена необходимая информация о свойствах и локализации ферментов, метаболизме определяемых веществ. По всем описанным показателям приведены нормальные величины для различных биологических жидкостей, по возможности с указанием возрастных и других особенностей, и  клинико-диагностическое значение данных показателей. Особое внимание уделяется факторам, влияющим на результаты исследования, и методическим рекомендациям по использованию биологических материалов, а также требованиям к химической посуде и к реактивам. Специальная глава посвящена контролю качества лабораторных исследований.

К настоящему времени часть методов, изначально включенных в пособие, безнадежно устарела, другая часть уже не используется, так как во многих лабораториях появились автоматические анализаторы. Поэтому методики как таковые в WEB-версию не вошли. Тем не менее, в анализаторах зачастую применяются принципы, заложенные еще в «рутинных» методах. В связи с этим обзор методологических  подходов к определению биохимических показателей оставлен.

Ряд приведенных в пособии показателей диагностики состояния тех или иных систем и органов уже устарели. Вместо них приходят новые более специфичные и чувствительные тесты.

Использованная литература

  1. Биохимические методы исследования в клинике. Справочник / под ред. А.А.Покровского. – М.: Медицина, 1969. – 652 с.
  2. Бородин Е.А. Биохимический диагноз (физиологическая роль и диагностическое значение биохимических компонентов крови и мочи) в 2‑х частях. – Благовещенск, 1991.
  3. Бышевский А.Ш., Галян С.Л. Биохимические сдвиги в диагностике патологических состояний (с элементами патохимии). – Новосибирск: изд‑во НГУ, 1993. – 200 с.
  4. Бышевский А.Ш., Терсенов О.А. Биохимия для врача. – Екатеринбург: «Уральский рабочий», 1994. – 384 с.
  5. Журавская Э.А., Роньжина З.Г., Паламарчук М.В. Диагностика, лечение и профилактика железодефицитных состояний. Методическая разработка. – Новосибирск, 1994. – 16 с.
  6. Зилва Дж., Пэннел П.Р. Клиническая химия в диагностике и лечении. – М.: «Медицина», 1988. – 528 с.
  7. Инструкция по мерам профилактики распространения инфекционных заболеваний при работе в клинико‑диагностических лабораториях лечебно‑профилактических учреждений // Клинич. лабор. диагностика.– № 11‑12.– с.74‑79.
  8. Клинико‑диагностическое значение лабораторных показателей / Долгов В., Морозова В., Марцишевская Р. и др.– М.:»Лабинформ»,»Центр», 1995. – 224с.
  9. Клиническая оценка лабораторных тестов / под ред. Н.У.Тица. – М.: Медицина, 1986.– 479 с.
  10. Колб В.Г., Камышников В.С. Справочник по клинической биохимии. – Минск: «Беларусь», 1982. – 366 с.
  11. Кон Р.М., Рот К.С. Ранняя диагностика болезней обмена веществ. – М.: «Медицина», 1986. – 640 с.
  12. Косяков К.С. Клиническая биохимия. – Л.: «Медицина», 1967. – 292 с.
  13. Коткина Т.И., Волкова Е.И., Титов В.Н. Диагностическое значение исследования альбумина сыворотки крови // Лабор. дело. – 1991. – № 7. – С.6‑12.
  14. Лабораторные методы исследования в клинике / под ред. В.В.Меньшикова. – М.: «Медицина», 1987. – 365 с.
  15. Леонова Т.Я., Степанова Е.Г. Контроль качества лабораторных исследований. Методическое пособие для врачей‑лаборантов.– Новосибирск, 1993.– 23с.
  16. Лифшиц В.М., Сидельникова В.И. Биохимические анализы в клинике: справочник. – Воронеж: Изд-во ВГУ. – 1996. – 280 с.
  17. Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.: «Высшая школа», 1989. – 495 с.
  18. Справочник практического врача / под ред. А.И.Воробьева. – 1993.– 608с.
  19. Тельнов В.И., Жунтова Г.В., Преальбумин сыворотки крови в норме и при патологии // Клинич. лабор. диагностика. – 1993. – № 5. – С.58‑61.
  20. Творогова М.Г., Титов В.Н. Щелочная фосфатаза: методические приемы исследования и диагностическое значение // Лабор. дело. – 1991. – № 6. – С.10‑17.
  21. Тительман К.М., Мустафаева Т.М., Яновская И.К. Использование определения уровня средних молекул сыворотки крови как скрининга азотемии // Лабораторное дело. – 1986. – № 3. – С.143‑145.
  22. Титов В.Н. Методические аспекты исследования глюкозы крови // Клинич. лабор. диагностика. – 1994. – № 6. – С.4‑8.
  23. Титов В.Н. Методические приемы исследования альбумина сыворотки крови // Клинич. лабор. диагностика. – 1992. – № 3‑4. – С.3‑4.
  24. Титов В.Н., Бычкова Н.А. Методические и диагностические аспекты исследования активности аминотрансфераз // Лабор. дело. – 1990. – № 8. – С.4‑12.
  25. Титов В.Н., Творогова М.Г. g‑Глутамилтранспептидаза: методические приемы определения и диагностическое значение // Лабор. дело. – 1991. – № 8. – С.4‑11.
  26. Титов В.Н., Творогова М.Г. Методические приемы исследования билирубина // Клинич. лабор. диагностика. – 1994. – № 5. – С.36‑38.
  27. Титов В.Н., Творогова М.Г. Мочевая кислота: диагностическое значение и методы исследования // Клинич. лабор. диагностика. – 1993. – № 5. – С.67‑73.
  28. Титов В.Н., Творогова М.Г. Триглицериды крови: методы определения и диагностическое значение (обзор) // Клинич. лабор. диагностика. – 1992. – № 9‑10. – С.5‑11.
  29. Титов В.Н., Чернядьева И.Ф., Громадьева М.М. Молекулярные механизмы формирования гиперлипопротеинемий (обзор литературы) // Лабораторное дело. – 1986. – № 12. – С. 707‑715.
  30. Царфис П.Г., Френкель И.Д. Биохимические основы физической терапии. – М.: «Высш. школа», 1991. – 158 с.
  31. Шевченко О.П. Клиническое значение количественного анализа С-реактивного белка // Лаборатория. – 1997. – № 7. – С.7-8.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тест полоски на вич инструкция по применению
  • В случае экстренной необходимости инструкцией пользователя асзи допускается
  • Как поставить мышеловку инструкция в картинках чистый дом
  • Руководство по сахарному диабету дедов
  • Панавир инлайт спрей для горла инструкция по применению отзывы