Руководства по борьбе за живучесть подводной лодки

Борьба за живучесть: в каких случаях живых подводников запрещено спасать на гибнущей субмарине

С начала XX века подводные лодки стали неотъемлемой частью военно-морских сил многих стран, имеющих выход к морю. За это время субмарины прошли достаточно долгий путь от небольших кораблей, способных погружаться под воду лишь на время атаки или, чтобы скрыться от преследования, до огромных атомных крейсеров с автономностью плавания до нескольких месяцев. Безопасность подводных лодок нового поколения также значительно возросла. Но при этом в массовом сознании субмарины продолжают восприниматься как «подводные гробы».

И действительно, несмотря на прогресс в области подводного флота, мир продолжают сотрясать новости об авариях на субмаринах, которые порой приводят к большим человеческим жертвам. Поэтому в случае любой нештатной ситуации экипаж подводной лодки обязан следовать ряду правил, некоторые из которых могут показаться бесчеловечными.

Устройство субмарин

В основе самой технологичной подводной лодки лежит известный нам еще со школьной скамьи закон Архимеда. Согласно этому закону, чтобы какое-либо тело погрузилось в воду, его вес должен равняться весу вытесненной воды. По этому принципу и работают подводные лодки. Для погружения субмарины необходимо заполнить специальные цистерны водой, которая вытесняет из них воздух. Вес подводной лодки растет за счет принятой воды, и таким образом происходит погружение. Для всплытия необходимо выполнить обратные действия — продуть цистерны сжатым воздухом.

Однако помимо механизма всплытия и погружения подводка лодка включает множество других важнейших систем. Воздушная система отвечает не только за всплытие лодки, но также обеспечивает экипаж кислородом и позволяет выполнять запуск торпед. Более того, именно сжатый воздух во многих случая помогает бороться с затоплением отсека. Огромную роль играют также топливная и электроэнергетическая системы, которые обеспечивают движение подводной лодки и функционирование систем жизнеобеспечения.

Иными словами, современная субмарина представляет собой сложное сочетание множества систем. Поэтому любая нештатная ситуация на подводной лодке требует немедленного реагирования. Это может быть пожар, заполнение водой, чрезмерное повышение давления, изменение температуры, выход из строй систем жизнеобеспечения. В этом случае каждый член экипажа должен строго следовать инструкциям и делать все, что от него зависит, для сохранения живучести подводной лодки.

Борьба за живучесть

При крушении наводного судна шанс на спасение достаточно высок. Для этих целей предусмотрены спасательные жилеты, плоты и шлюпки. К тому же, поданный сигнал SOS смогут зафиксировать как на берегу, так и на проходящем по близости судне. Единственное ограничение при спасении с тонущего корабля распростятся на капитана — он должен покинуть судно последним, убедившись, что на борту не осталось пассажиров и членов экипажа. Совершенно иначе дела обстоят на терпящей бедствие подводной лодке.

Известная фраза «Куда ты денешься с подводной лодки?» как нельзя лучше описывает поведение экипажа в любой нештатной ситуации. О личном спасении не может идти и речи — выживание экипажа напрямую связано с выживанием самой субмарины. Статья 23 «Руководства по борьбе за живучесть подводной лодки» содержит следующую формулировку: «Никто не имеет права самостоятельно покинуть аварийный отсек. Вывод личного состава из аварийного отсека осуществляется только по приказанию центрального поста в указанный им отсек». Иными словами, без прямого приказа капитана подводникам запрещается покидать отсек, какая бы опасность им там ни угрожала.

В этом свете весьма показательна судьба экипажа подводной лодки К-56, которая в ночь на 14 июня 1973 года столкнулась с судном «Академик Берг» в одном из заливов Японского моря. Субмарина получила пробоину между первым и вторым отсеком, которые начали стремительно заполняться водой. Тогда руководство приняло действительно тяжелое решение, приказав задраить переборку между вторым и третьим отсеком. Часть команды оказалась обречена на гибель, однако это помогло остальному экипажу выиграть время для борьбы за живучесть корабля.

В итоге субмарину удалось посадить на мель и большая часть экипажа спаслась. Удалось выжить даже тем, кто оказался задраенным в первом отсеке. Стоя по грудь в холодной воде, подводники до конца сохраняли самообладание, пока не ощутили спасительный удар о грунт.

Однако во втором отсеке ситуация сложилась гораздо более трагично. Во время затопления отсека морская вода попала в аккумуляторную яму, что вызвало химическую реакцию с выделением хлора. Все 27 человек погибли от отравления еще до того, как отсек полностью затопила вода.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Adblock
detector

Руководство по борьбе за живучесть рбж пл 82

Зеркало 2: Руководство по борьбе за живучесть рбж пл 82

Зеркало 3: Руководство по борьбе за живучесть рбж пл 82

Архив файлов:

Руководство по борьбе за живучесть рбж пл 82.zip

Файловый поисковик.zip

Лох (система пожаротушения) Википедия.zip

Марк Солонин — персональный сайт историка. Д. А. Романов.zip

Странное дело, фсб не рада диверсии :: Новая Газета во.zip

Дважды невиновны. Командир Нерпы Дмитрий Лаврентьев и.zip

Руководство по борьбе за живучесть рбж.zip

Весь архив одним файлом

В каждом отсеке подводной лодки имеется станция системы лох, с которой огнегаситель можно подать в свой, либо соседний отсеки.

Где скачать руководство по борьбе за

Марк Солонин — персональный сайт историка. Д. А. Романов

Странное дело, фсб не рада диверсии — Расследования — Новая

Странное дело, фсб не рада диверсии :: Новая Газета во

Файловый поисковик

Дважды невиновны. Командир Нерпы Дмитрий Лаврентьев и

Руководство ПО борьбе ЗА живучесть рбж

Принцип действия системы лох химическое воздействие на точки горения.

Лох была разработана после пожара на подлодке.

На ПЛ в качестве огнегасителя применяется тетрафтордибромэтан (хладон 114B2) чистотой 99.

Огнегаситель работает как антикатализатор, замедлитель реакций горения вплоть до их полного прекращения (ингибитор горения).

Красным выделена подача «на себя» (свой отсек) При включении лох подается звуковой сигнал тревоги ревуном и в отсек пускается хладон, вытесняемый из баллонов сжатым воздухом.

Не применяется для тушения пожаров порохов, взрывчатых веществ и двухкомпонентных ракетных топлив.

Подача фреона гарантированно обеспечивает тушение пожара на любой стадии его развития за время около шестидесяти секунд при нормальных давлении и содержании кислорода в атмосфере отсека.

Применение большого количества горючих материалов в сочетании с обогащенной кислородом искусственной газовой средой при различных давлениях делают её чрезвычайно пожароопасными.

Активизировать систему можно с центрального пульта (в ЦП) для любого отсека, или непосредственно в отсеке (только для своего отсека и соседних отсеков).

Личный состав отсека, в котором пущен хладон, должен в течение нескольких секунд надеть, позволяющие дышать около 20 минут.

Подводная лодка представляет собой обитаемый герметически замкнутый объект с искусственной газовой средой.

За отведённое время личный состав аварийного отсека должен выполнить первичные мероприятия по борьбе за живучесть корабля, переключиться в ИП-6 () или шда () и продолжить борьбу за живучесть в своем.

По этой причине с целью предупреждения пожаров и борьбы с ними в руководящих документах вмф «Правила водолазной службы вмф» (год) и «Наставлении по борьбе за живучесть подводной лодки» (год) содержание.

Отличие в конструкции от традиционных систем газового пожаротушения объясняются необходимостью тушения системы регенерации воздуха, содержащей.

Материал из Википедии свободной энциклопедииУ этого термина существуют и другие значения, см.

В центральный пульт встраивается блок «Ротор» для записи отображаемых «Молибденом» параметров и проходящих команд аналог «» в авиации.

Управление подачей лох (на атомных лодках начиная с третьего поколения) осуществляется через пульт общекорабельных систем (окс) «Молибден».

В каждом отсеке подводной лодки имеется станция системы лох, с которой огнегаситель можно подать в свой, либо соседний отсеки.

Нигде нет и не может быть такого равенства перед лицом смерти,
как среди экипажа подводной лодки, где все вместе либо побеждают,
либо все погибают.

Герой Советского Союза
капитан 2 ранга М.И. Гаджиев

Обеспечение безопасности подводных лодок осуществляется по 3 направлениям: повышение живучести подводных лодок и улучшение систем жизнеобеспечения, разработка средств поиска аварийных субмарин, создание новых средств и способов спасения или же улучшение имеющихся.

Комплексная реализация действий по этим направлениям позволяет снизить опасность подводного плавания, а в случае аварий повысить вероятность спасения экипажа. Конструктивные особенности подводной лодки, имеющей водонепроницаемые межотсечные переборочные двери, призваны сохранить ее плавучесть при затоплении одного из отсеков и герметичность каждого отсека даже в случае затопления двух соседних. Благодаря этому члены экипажа незатопленного отсека могут сохранить жизнь в течение нескольких суток.

Руководство по борьбе за живучесть подводной лодки (РБЖ ПЛ) является основным документом, развивающим положения корабельного устава Военно-Морского флота и регламентирующим порядок действий по обеспечению живучести подводных лодок. Требования Руководства обязательны для каждого члена экипажа субмарины. От верных или неверных действий каждого может спастись или погибнуть весь экипаж.

В Руководстве описывается как общий процесс организации по борьбе за живучесть, так и конкретные действия личного состава во время борьбы за непотопляемость, с различными видами пожаров, при аварийных ситуациях, связанных с вооружением или различными техническими средствами. Также в нем отражен порядок использования индивидуальных средств защиты.

Каждый член экипажа, как штатный, так и прикомандированный, находясь на подводной лодке, имеет индивидуальные средства экстренной защиты и спасательное снаряжение:

  1. Портативное дыхательное устройство (до начала 2000-х годов) – ПДУ / портативный дыхательный аппарат (современный вариант) ПДА – носится членами экипажа постоянно. Предназначены для экстренной защиты органов дыхания от воздействия вредных газов. Время работы подводника в портативном дыхательном устройстве было ограниченно 10 минутами, в портативном дыхательном аппарате – до 15 минут.
  2. Автономный дыхательный аппарат регенеративного типа с замкнутым циклом дыхания (ИДА-59 / ИДА-59М) – является составной частью комплекта спасательного снаряжения подводника. Аппарат изолирует органы дыхания подводника от окружающей среды. Предназначен для обеспечения дыхания подводника при выходе из затонувшей подводной лодки с глубин до 100 метров, а также для временного поддержания жизнедеятельности и ведения борьбы за живучесть в отсеках аварийной подводной лодки.
  3. Спасательный гидрокомбинезон (СГП / СГП-К) – является составной частью комплекта спасательного снаряжения подводника и  предназначен  для  защиты  моряка  от  непосредствен­ного  соприкосновения  с  водой  при  выходе  из  аварийной  подводной лодки,  для  придания  подводнику  плавучести  при  всплытии  и  для  длительного  плавания  на  поверхности  воды.
  4. Ремень с карабинов – составная часть комплекта спасательного снаряжения подводника. Используется при самостоятельном выходе подводника по буйрепу.
  5. Комплект водолазного белья.

При затоплении подводной лодки личный состав носового и кормового отсеков (отсеки живучести) по приказу с центрального поста или самостоятельно (в случае невозможности получения приказа) отдают аварийные буи для обозначения дислокации подводной лодки, потерпевшей аварию. В каждом отсеке живучести также имеются устройства для выхода на поверхность комплекты аварийных наборов питания. Выход из затонувшей подводной лодки осуществляется 2-мя способами: «сухим» и «мокрым».

«Сухой» способ прозван таковым, поскольку при выходе с глубин подводник не имеет контакта с водой. Способ может быть обеспечен при помощи средств поисково-спасательной службы флота – с использованием подводных аппаратов и колоколов, либо с помощью всплывающей спасательной камеры (ВСК), имеющейся на ряде современных субмарин. В случае использования средств спасательной службы флота аппарат самостоятельно, а колокол по тросу аварийного буя спускаются к подводной лодке, пристыковываются к площадке аварийно-спасательного люка. Затем вода откачивается, выравнивается давление. После данных процедур личный состав может быть выведен из аварийной субмарины. Количество выводимых за 1 раз человек зависит от вместительности спасательного аппарата. Данный способ позволяет производить спасение экипажа с глубин, равных максимальным глубинам погружения аппаратов и подводной лодки.

«Мокрый» способ подразумевает самостоятельный выход с глубин не более 100 метров и контакт подводника с водой, и осуществляется, как правило, через торпедный аппарат (путем его затопления, последний выходящий из отсека человек при этом еще и частично затапливает отсек). Различают 2 вида всплытия: свободное всплытие и по буйрепу. Выбор вида всплытия зависит от глубины нахождения аварийной подлодки и от времени нахождения экипажа под повышенным давлением.

Свободное всплытие может быть выбрано только в случае, когда время пребывания под давлением составляет менее 2 минут. Данная ситуация практически невозможна, поэтому такой вид всплытия практически не применим. Чаще всего используется вариант самостоятельного выхода по буйрепу.

Перед выходом подводники отмеряют необходимую длину буйрепа (спасательной буй-вьюшки), которая должна быть равна глубине выхода и дополнительно 10% от глубины на снос течением. Всплытие по буйрепу осуществляется по режимам деком­прессии. Режим выбирается в зависимости от глубин выхода и времени пребывания под наибольшим дав­лением. Режим декомпрессии (глубина первой остановки и время выдержек на каждой остановке (мусинге)) подводник должен запомнить перед выходом. Время выдержек на остановках определя­ется по количеству вдохов из расчета: за минуту подводник в аппарате делает 16 вдохов.

Скорость всплытия по буйрепу до первой остановки должна составлять не более  15−20 метров в минуту. Такая скорость достигается при равномерном перебирании буйрепа руками на расстоянии 20 – 30 см.

Перед выходом на буйреп для предотвращения случайного выбрасывания на поверхность выходящему подводнику необходимо сразу же зацепиться за него карабином изолирующего (спасательного) снаряжения и удерживаться за буйреп руками и ногами.

После выхода всей группы подводников они должны переключиться на дыхание в атмосферу зацепиться карабинами друг за друга и удерживаться кольцом вокруг буя. При появлении признаков декомпрессионных расстройств после выхода на поверхность (боль в суставах, мышцах) открыть кислородный баллон, включиться на дыхание из аппарата и дышать кислородом до израсходования запаса кислорода.

Стоит отдельно выделить то, что знания и правильное выполнение своих обязанностей каждого подводника, слаженность действий, особенно в случае аварийных ситуаций и спасения из затонувшей подводной лодки, обеспечивают благоприятный исход внештатных ситуаций для всего экипажа. Руководство по борьбе за живучесть, различное множество инструкций и правил написаны в основном на опыте экипажей подводных лодок, порой печальном. Они, как и различные средства для обеспечения борьбы за живучесть и спасения, постоянно совершенствуются, видоизменяются
и дополняются. Цена их знания – жизнь.

Предметы из фондов СПб ГБУК “МИПСР им. Маринеско”:

  1. Руководство по борьбе за живучесть подводной лодки (РБЖ-ПЛ-73), 1973 год.
  2. Руководство по борьбе за живучесть подводной лодки (РБЖ ПЛ-82), 1983 год.
  3. То же.
  4. Техническое описание и инструкция по эксплуатации портативного дыхательного устройства ПДУ-2.
  5. То же.
  6. Устройство портативное дыхательное ПДУ-2 (корпус, крышка с инструкцией, стяжная лента, поясной, плечевой ремень с биркой и карманом с очками).
  7. Портативный дыхательный аппарат ПДА (футляр, маска, гофрированная трубка соединительная, регенератор воздуха, мешок дыхательный, ремень поясной, ремень наплечный).
  8. То же
  9. Аппарат дыхательный портативный ПДА. Находился на атомном подводном ракетном крейсере К-141 «Курск». Экспонат выставки “Подъем «Курска». Экспедиция особого назначения”
  10. Аппарат дыхательный изолирующий ИДА-59 (Нагрудник, мешок дыхательный, баллон кислородный, баллон АГК ИДА- 59, коробка химпоглотителя)
  11. То же.
  12. Сумка для хранения ИДА-59
  13. Спасательный гидрокомбинезон подводника (СГП)
  14. Устройство для заправки спасательных баллончиков при выходе на поверхность (манометр, баллончик). Принадлежность к спасательному комбинезону водолаза марки (СГП).
  15. Ремень- брасс от индивидуального спасательного снаряжения подводника.
  16. Наставление по выходу личного состава из затонувшей подводной лодки. 1969 год.
  17. Правила выхода личного состава из аварийной подводной лодки (ПВ-ПЛ-87). 1988 год.
  18. Типовые аварийно-спасательные устройства и средства подводных лодок. 1979 год.

Главное значение данной выставки – дополнение действующей экспозиции музея, где можно увидеть подводный парашют, предназначенный для всплытия подводников с затонувшей субмарины, торпедный аппарат, через который моряки могут выйти на поверхность в случае аварийной ситуации, аварийно-спасательный люк. Экскурсоводы рассказывают о способах связи между отсеками в случае различных внештатных ситуаций и о реальных примерах выхода (спасения) членов экипажа с аварийной подводной лодки.

Это и многое другое из истории подводного флота, оборудовании субмарин и жизни отважных моряков-подводников вы сможете узнать посетив наш музей. Ждем вас!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мпгу руководство вуза
  • Диолд прэ 4 инструкция по применению
  • Духовой шкаф электрический встраиваемый смег инструкция по применению
  • Инструкция для отца злодея как стать порядочным новелла
  • Huawei health инструкция на русском как включить