Руководства по чтению лекций

Руководство по чтению лекций

А. И. Храбров

Предисловие

Физика, как известно, состоит, собственно говоря, из двух наук. 
Л. Д. Ландау 
(первая фраза из предисловия к «Курсу теоретической физики»)

Многие начинающие, да и не только начинающие, лекторы часто сталкиваются с проблемой слишком понятного чтения лекций, особенно если их курсы не слишком сложны. Большинство из них не может спокойно смотреть на то, как многие студенты всего лишь за неделю или две могут разобраться в их лекциях. Они всячески пытаются усложнить курс, значительно увеличить число упражнений, но их попытки тщетны: студенты, понимающие лекции, никак не переводятся. В последние годы стало ясно, что без координирования действий по пресечению попыток отдельных наглых студентов научиться понимать лекции не обойтись. Этот фундаментальный труд должен помочь защитить современную науку от попыток проникновения в нее новых несознательных элементов и довести основы запутывания студентов до сведения большинства преподавателей. 

Данное руководство содержит двадцать советов, каждый начинается с одной или нескольких цитат из видных специалистов по запутыванию студентов, все цитаты снабжены пояснениями, рекомендациями и различными примерами, позволяющими лучше усвоить идеи мастеров непонятного чтения лекций. Для использования большинства рекомендаций начинающему лектору необходимо знать основы своего предмета, хотя бы в пределах начальной школы. 

При подготовке настоящего руководства были посещены более тысячи лекций, изучены самые передовые методы запутывания более полусотни преподавателей. Всем им я выражаю свою благодарность. Отдельное спасибо И. Б. Фесенко, чьи лекции подтолкнули меня к написанию этого руководства. 

1.

Верно общее топологическое утверждение, из которого в нужном случае всё следует. 
И. Б. Фесенко, 25.10.93

Старайтесь никогда не делать конкретных ссылок, говорите как можно более общие слова. Помните, что все конкретное студенты могут если и не понять, то во всяком случае записать, случайно обнаружить в какой-нибудь книге, а потом, после недельных размышлений, увидеть, что используемое вами утверждение было столь же полезно, как и дополнительная конечность отдельным домашним животным. Лейте много воды — ее очень сложно записывать, особенно если Вы льете ее в количестве, соизмеримом с размерами мирового океана. Если же Вам не удается избегать упоминания конкретных утверждений, то используйте как можно более общие их формулировки — больше шансов, что они окажутся сколь-нибудь полезными и применимыми в данной ситуации, и скорей всего студентам придется задумываться нaд запутанным их применением. Например, вместо слов «по неравенству треугольника» говорите «согласно интегральному неравенству Минковского» или вместо «но теореме Вильсона» лучше сказать «используя теорему Силова для симметрической группы перестановок множества из p элементов, легко получаем, что …» 

2.

Определяем непонятное через неизвестное. 
Н. Ю. Нецветаев, ?.09.93 

Фактор по идеалу — это фактор по отношению эквивалентности, где a и b эквивалентны, если они действуют одинаково относительно того, как они действуют. 
И. Б. Фесенко, 13.02.93

Никогда не давайте никаких определений, поскольку, зная определения, студенты имеют значительно больше шансов разобраться и во всем остальном. Если же какой-нибудь вредный студент попросит Вас напомнить определение — сделайте вид, что Вы просто поражены его безграмотностью и необразованностью (у многих слушателей это надолго отобьет ж:елание задавать Вам какие-либо вопросы), а затем скажите что-нибудь как можно более путаное. В этом случае хороши определения, использующие сами себя, они помогут избавиться от вопросов даже самых любопытных студентов. Можно также при определении простых вещей ссылаться на более сложные. Например, говоря про многочлены Лежандра, просто несолидно вспомнить про какую нибудь ортогональность или рекуррентное соотношение, куда лучше сказать, что это полиномы Гегенбауэра с параметром 1/2, но наибольший успех будет, если Вы объясните, что это просто гипергеометрическая функция с какими-то параметрами, а гипергеометрическая функция — это просто решение гипергеометрического дифференциального уравнения. 

3.

Это доказательство — искренний рассказ мой, почему мне это видно. 
В. А. Залгаллер, 23.11.93 

Я скажу пару слов, типа помахаю руками. 
Д. В. Фомин, 12.03.93

Вместо четких доказательств очень полезно сразу после формулировок теорем, а можно и совсем сразу, пускаться в вольные рассуждения. Их очень тяжело воспринимать, особенно студентам, читающим чужие конспекты. Если Вы сомневаетесь в том, что слушатели потеряли нить рассуждений — произнесите фразу типа «тем самым мы показали, что при сделанных ранее предположениях и наложенных по ходу рассуждений ограничениях верно следующее…». Кстати, о чем это следующее, можно даже и не говорить. Если Вы случайно начали формулировать теорему, то пропустите пару-тройку очевидных Вам условий. Обычно это бывают хаусдорфовость или непрерывность, можно говорить о «достаточно гладких функциях», особенно когда достаточно и измеримости. На экзамене спросите… 

4.

Теперь давайте доказывать туда-сюда. 
С. Ю. Пилюгин, 16.10.93

Этот совет должен помочь читать лекции тем, кто иногда формулирует теоремы до начала доказательств (или того, что после долгих размышлений может быть преобразовано в нечто, отдаленно похожее на доказательство). Если в какой-то из сформулированных Вами теорем требуется доказать равносильность чего-либо, то доказательство лучше всего проводить по следующей схеме: нужно начать с нескольких слов на тему достаточности, плавно переходящих в обоснование необходимости, конечно, не намекая слушателям о смене направления обсуждаемой стрелочки. Завершать это доказательство можно, хотя и вовсе не обязательно, окончанием достаточности, опуская при необходимости значительные подробности. Также хорошо запутывает вывод утверждения из его же самого. Талантливый лектор может без особого труда разнообразить свои лекции, начиная доказывать равносильность то с необходимости, то с достаточности. 

5.

Тем самым ясно, что очевидно… 
И. Б. Фесенко, 25.10.93

Употребляйте как можно чаще слова ясно, очевидно, элементарно, тривиально, бессодержательно, примитивно, тупо… Это правило несколько проще реализовать во время чтения лекций на английском языке, поскольку он для подобных отговорок лучше приспособлен — больше выбор синонимов. Например, evidently, triviаllу, рlаinlу, obviously, сlеаrlу, distinctly, explicitly… 

6.

Замечание. Теорема доказана. 
А. А. Флоринский, 11.05.93

После окончания вольных рассуждений, якобы являющихся доказательством, плавно продолжайте лекцию, так чтобы для студентов было бы большой неожиданностью узнать, что Вы давно уже перешли к другому вопросу. Хорошо, когда определение топологического пространства возникает у Вас во время доказательства формулы Менье, а разложение в ряд Лорана — при доказательстве формулы Стокса… Если Вы формулируете серию теорем, то заканчивать ее полезно словами «и, наконец, последняя теорема», а далее что-нибудь из другой области. 

7.

Следующий параграф, номер которого я уже не помню, так как первый параграф я еще нумерую, а остальные уже нет. 
С. А. Виноградов, 23.09.93

Не разбивайте курс лекций на отдельные главы и параграфы. В крайнем случае говорите о начале новго параграфа, но никогда не нумеруйте и не называйте его. Читайте лекции так, чтобы у них не было четкой структуры, не нумеруйте теорем, если это не теорема Пифагора (вместо слов «по теореме Пифагора» хорошо звучит «по теореме четыре»). Специалисты по теории вероятностей просто обязаны нумеровать лемму Бореля–Кантелли, а специалисты в теории чисел — малую теорему Ферма. Не упоминайте никаких фамилий, связанных с теоремой, особенно коротких и легко воспринимающихся на слух, поскольку но ним все теоремы опознаются и отыскиваются в справочниках и энциклопедиях. Если же Вы читаете курс математического анализа, то можно поступать иначе и все теоремы называть теоремами Коши, иногда чередуя их с теоремами Вейерштрасса. 

8.

Если она не равна единице, то она равна, например, двойке, или тройке. 
И. Б. Фесенко, 27.09.93 

Это место я буду объяснять, поскольку его объяснять очень просто. 
С. А. Виноградов, 27.11.94

Если Вы еще не научились, не говоря ни о чем, достаточно быстро углубляться в дебри своей науки, то этот совет для Вас. Постарайтесь большую часть лекции потратить на объяснение элементарных, заранее известных практически всем студентам вещей. На остальное, по возможности, не обращайте внимания. Это создает иллюзию полной понятности, которую рекомендуется развеять на экзамене. Можно чередовать «понятное» и непонятное чтение лекций. Комбинированное использование этого и предыдущих методов иногда способно творить чудеса. 

9.

Пожалуйста, потише, я делю отрезок на три равные части. 
Л. Г. Осмоловский, 20.03.95

Если Вам не по душе предыдущий совет, и Вы считаете нечестным скрывать от студентов все сложности своего курса лекций, а также сам этот курс, то Вам лучше всего брать студентов на испуг. Делайте вид, что даже самые элементарные Ваши действия используют новейшие достижения современной науки и техники, и понять это каким-то необразованным студентам просто невозможно, как бы они не старались. Если к экзамену это будет единственной мыслью, усвоенною студентами, то Вы — замечательный лектор. 

10.

Давайте добавим единицу и вычтем двойку, нет, давайте добавим единицу и вычтем минус двойку, нет, давайте добавим и вычтем единицу. 
А. Б. Александров, 26.10.95 

Таким образом, ноль равен правой части, то есть нулю. 
Н. Н. Уральцева, 20.10.95

Как можно более сложно проводите все выкладки, прибавляйте и вычитайте много раз одни и те же числа, почаще меняйте местами интегралы, особенно если эти действия весьма сомнительны, полезно лишний разок-другой применить преобразование Абеля или Фурье. Блестяще, если Вы можете применить еще и преобразования Гильберта, Коши и Меллина. Особого эффекта можно достичь при помощи применения преобразования Чирнгаузена. Старайтесь при помощи этих невероятно сложных вычислений получить какие-нибудь элементарные тождества, вроде теоремы о среднем для гармонической функции, более элементарные получать не рекомендуется — это легко может заметить даже не самый способный студент. Во время чтения лекций по математической физике подобными советами можно вовсе и не пользоваться, поскольку многие матфизические выкладки сложны и запутаны даже без дополнительных ухищрений. 

11.

Про коэффициенты пока забудьте, я пишу правильные, но это связано с выбором единиц. 
О. А. Якубовский, 13.10.95

Никогда не следите за правильностью констант, при крайней необходимости их всегда можно будет объяснить. В физике за счет выбора единиц, в функциональном анализе специальной нормировкой, в матфизике всегда можно сослаться на особый выбор множителя в преобразовании Фурье. Можно вообще избежать этой проблемы, все время повторяя «с точностью до константы» и домножая все равенства па универсальную константу c. Физикам рекомендуется подобрать для этих целей какую-нибудь другую букву. 

12.

Я буду писать в разных местах то х большое, то Х маленькое, в разных местах это будет иметь свой внутренний смысл, но я его уточнять не буду. 
И. Б. Фесенко, 6.09.93 

Я использую соглашение о том, что частные производные можно обозначать так, как нам заблагорассудится. 
Н. Ю. Нецветаев, 9.09.93

Вводите как можно больше новых нестандартных обозначений, все хорошо известные обозначения используйте в других целях. Физикам здесь надо действовать осторожнее и не обозначать через h скорость света, а через с постоянную Планка, иначе даже школьники будут на Вас смотреть как на идиота. Пишите Xe и χЕ вперемешку, путайте lp, Lp, ℑp, lp, Lp, ℑp, делая вид, что в этом есть недоступный студентам внутренний смысл. Для обозначения меры Лебега используйте попеременно λ, μ, т и тes, в отдельных случаях добавляя s, v, σ, Σ или l. Употребляйте d или просто штрих для обозначения частных производных. Использовать ∂ для полных производных бесполезно — студенты легко могут заметить подвох. 

13.

Если у Вас есть Т, то это не U, это Х. 
А. С. Матвеев, 15.03.96 

Это Т — это не то Т, между ними нет ничего общего, кроме графического сходства. 
И. А. Ибрагимов, 22.10.94

Большинство советов начинающему лектору трудно применять уже на первой лекции, но в использовании новых, никому ранее не известных и не понятных обозначений он может легко перещеголять даже маститого лектора, поскольку даже самым изобретательным лекторам не удается в течение двадцати лет придумать свежие оригинальные обозначения. Они за столько лет, конечно, отличатся несколькими блестящими идеями, а некоторые даже шедеврами, по все эти замечательные ухищрения хороши лишь до первой расшифровки. Даже самая гениальная запись, вроде Р = ∫PdP может приносить пользу лишь пока какой-нибудь упорный студент не поймет, что же скрывал преподаватель, и мало того, что поймет, а еще и расскажет об этом своим сокурсникам. Тогда эту запись не смогут реанимировать даже некоторые усложнения, например 

Р = ∫(P)PdP или Р = ∫supp PPdP

Однако талантливый новичок уже в течение первых пяти минут лекции может поставить студентов в тупик, использовав по умолчанию обозначение xi+1  xi = Δti. 

14.

Если вы увидите в этой записи интегралы, то, значит, это я плохо стер с доски. 
К. П. Кохась, 19.03.93

Чаще переправляйте старые записи, используйте их в новом качестве, пишите между строк и между букв. Никогда полностью не стирайте с доски, в крайнем случае сотрите где-нибудь посредине, желательно с неодносвязной и даже несвязной части доски, причем ровно столько, сколько необходимо на две трети новой формулы или теоремы. Новые формулы пишите так, чтобы все индексы, степени и штрихи оказались поверх каких-то старых записей: студентам будет очень интересно переписывать их с доски, а потом очень увлекательно все это распутывать. Стремитесь к тому, чтобы к концу занятий на доске оставался бессвязный набор символов, по которому не только нельзя узнать о содержании лекции, но даже определить, по какому предмету она была. 

15.

Посмотрите на эти формулы. Я их стер. 
Б. А. Самокиш, 10.03.94 

Эту теорему Коши вы знаете, я ее кусочно стер. 
Е. С. Дубцов, 2.11.93

Очень важно научиться правильно стирать с доски. Хорошо выбранная и в нужный момент стертая формула может защитить всю лекцию от понимания ее студентами. Поэтому запомните, если не можете запомнить — запишите, хотя бы на той же доске, что стирать лучше самые нужные формулы, написанные как можно позже, для этого нужно слабо провести мокрой тряпкой по поверхности доски — это сделает нечитаемой стертую информацию. и к тому же исключит возможность прочтения новых записей, которые появятся впоследствии на этом мокром месте. Некоторые профессиональные лекторы ставят процесс стирания на «промышленную основу»: правой рукой пишут, а левой сразу же стирают. К сожалению, этот метод не приносит практически никакой пользы при чтении лекций на иврите или арабском. 

16.

Запись получилась очень короткой, а если еще и помнить, что она означает, то очень удобно. 
С. М. Шиморин, 14.10.93 

Лемма, которая доказывается в одну строчку, просто здесь доска короткая. 
И. Б. Фесенко, 28.11.93

Если Вы плохо освоили основные принципы стирания с доски или у Вас не получается воплотить их в жизнь, то Вам лучше поступать иначе. Перед началом лекции тщательно сотрите с доски, а дальше старайтесь оставить на ней как можно меньше следов, ведь на слух лекцию записывать намного сложнее. Если начинающему лектору стыдно заканчивать занятие, так и не притронувшись к доске, то можно рисовать много бесполезных комментирующих картинок, например, неплохо изобразить неизмеримое множество или ковер Серпинского сотого порядка. На лекциях по топологии лучше картинок не рисовать, поскольку даже самая глупая картинка случайно может помочь в понимании лекции. Однако если Вам удаются лишь одномерные картинки (если только нульмерные — еще лучше), то Вы можете спокойно рисовать их и во время лекций по топологии или римановой геометрии. 

17.

Подумаешь, поставил лишнюю палочку. Я бы в другом месте сэкономил и палочки бы не поставил. 
Ю. А. Ильин, 21.04.94 

Я там множитель забыл, здесь его не было, значит, тут надо написать. 
О. А. Якубовский, 13.10.95

Пишите как можно чаще вместо плюса минус, вместо минуса знак равенства, вместо знака равенства импликацию, вместо импликации (она же сходимость по мере) равномерную сходимость, вместо равномерной сходимости поточечную, а вместо поточечной знак сложения. Особенно часто путайте знаки, но лучше в каждой выкладке по нечетному числу раз. Наибольшую пользу изменение знаков приносит матфизикам, да и простор для действий шире. Хорошо путать знаки в определении потенциалов простого и двойного слоя, В их граничных значениях, в формуле Грина, можно даже в интеграле Коши. Пропускайте постоянные множители, знаки суммирования, пределы интегрирования, да иногда и сами интегралы, но знайте меру: пропущенные символы в одной строке компенсируйте лишними в другой. 

18.

Где xk — решения уравнений Лагранжа, простите, корни полинома Лежандра, простите, корни полинома Лагерра. 
С. В. Керов, 14.09.95 

Нашли функцию Грина задачи Дирихле оператора Лапласа уравнения Пуассона. 
О. А. Якубовский, 16.02.96

Во время доказательств и вольных рассуждений употребляйте, в основном не по делу, как можно больше различных сложнопроизносимых фамилий, желательно похожих по звучанию. На слух они обычно записываются неправильно, а при переписывании вообще могут меняться до неузнаваемости. Однако следует избегать излишне примитивных вариантов: путанье Беппо Леви и Поля Леви, Марселя и Фридьеша Риссов, Эмми и Макса Нётер, Лорана и Германа Aмандyca Шварцев почти не имеет смысла. Также крайне не рекомендуется путать Вейерштрасса с Вермеером или Минковского с Маяковским. Но иногда полезно говорить про Гельмгольца вместо Герглотца или про Лагранжа вместо Лежандра. Хорошо действуют на студентов теоремы с невероятно большим числом авторов, например теорема Кальфа–Вальтера–Шминке–Саймона или теорема Харди–Литтлвуда–Пойя–Блекуэлла–Штейна–Шермана–Картье. 

19.

Эти знаки стоят в разные стороны. Это связано с тем, что эти знаки имеют разную национальную окраску. 
И. К. Даугавет, 5.09.95 

Х будет положительным, потому что он положительный, видно же, что он положительный. 
К. П. Кохась, 14.05.93

Регулярно рассказывайте неверные доказательства, но делайте это как можно более правдоподобно, так, чтобы у большинства студентов не возникало никаких сомнений в правильности этих доказательств. Убеждайте слушателей в истинности неверных утверждений, придавайте им не математический, а, например, философский характер. Лекторы с утонченным вкусом могут попытаться придать своим рассуждениям лингвистический или историко-географический оттенок. Это, к сожалению, требует долгой тренировки и вряд ли будет доступно начинающим. Но почти любой лектор может придать своим рассуждениям характер бреда сумасшедшего. 

20.

Достаточные условия дифференцируемости интеграла, зависящего от параметра, под знаком интеграла по параметру. 
Я. Ю. Никитин, 21.03.96 

Поля К1 и К2 не совпадают, следовательно, неверно, скажем, что К1 лежит в К2 или что К2лежит в К1, но К1 может случайно лежать в К2, но мы тогда назовем К1 из них то, которое не лежит в К2. 
А. В. Яковлев, 4.10.96

Во время чтения лекций произносите длинные, как можно более запутанные и бессмысленные фразы. Стремитесь к тому, чтобы каждую Вашу фразу студенты слушали с раскрытым ртом и восторгались красотой и таинственностью. Это поможет Вам сохранить большую аудиторию слушателей при полном непонимании ими лекций. 

Заключительные замечания

Изложенные в настоящем руководстве рекомендации не отвергают и не заменяют многолетнего опыта непонятного чтения лекций. Даже тщательное их соблюдение не может полностью защитить лекции от понимания. Следует также пoмнить, что лекция, непонятность которой не вызывает никаких сомнений, может быть случайно понята в случае несоблюдения очевидных мер предосторожности. 

© А. И. Храбров, 1996 
Данное руководство не может быть использовано в коммерческих целях. Категорически запрещается открытие платного обучения чтению лекций на основе идей руководства.

Руководство по чтению лекций
1. Вы лектор – а значит самый умный чел в аудитории. Не стесняйтесь это показывать и всячески подчеркивать. На вопросы и возражения студентов отвечайте с оттенком отеческой/профессорской снисходительности. Разрешается использование уменьшительно-ласкательных имен. Радикальные мнения пресекайте на корню по принципу «мал еще». Особо острые реплики игнорируйте.
2. Не стесняйтесь рассказывать о себе – это помогает сблизиться с аудиторией. Пусть все знают, из-за чего вы поссорились с женой, сколько у вас детей, чем вы занимаетесь в свободное время и какой сорт мартини пьете с друзьями.
3. Особо симпатичных студенток водите на ночные дискотеки и приглашайте домой на чашечку кофе. Это создаст вам славу «настоящего мужика».
4. Не лишне также подчеркнуть свои замечательные душевные качества. Например, поведайте, как вы отказались стать личным советником Президента, пили пиво со Шварценеггером, ушли с поста управляющего крупнейшей корпорации. А все ради чего – чтобы нести светоч знания в темные студенческие массы. Аудитория сразу же проникнется и будет благоговейно замирать при звуке вашего имени. Для поддержания уважения периодически подчеркивайте глубину и тяжесть вашей жертвы.
5. Полезно также шутливым тоном рассказывать истории о том, как вы сажали особо нахальных студентов в лужу на экзамене. Подчеркните, что от вашей кровавой расправы не уйдет никто – даже отличники (по причине полного отсутствия знаний у последних). Обращайтесь к студентам лично: «А ты N экзамен точно не сдашь». Во-первых, это покажет, что вы знаете студентов по именам (по крайней мере, некоторых), а во-вторых, позволит приструнить особо ненавистных вам субъектов. Принцип «бояться – значит уважать» вечен.
6.Приветствуется использование сленга, нецензурных выражений – вы сразу станете «своим парнем». И пусть вас не смущает то, что вы преподаете духовную культуру России – мир жесток и циничен. Чем раньше об этом узнают студенты, тем лучше для них.
7. Преподаватель с чувством юмора ценится в два раза выше. А если студенты в на 80% женской аудитории не понимают ваших остроумных замечаний об отношениях между человеком и женщиной – значит, у них это самое чувство юмора напрочь отсутствует.
8. Кричите как можно громче – если даже в аудитории и находятся (по какой-то необъяснимой случайности) хорошо слышащие люди, после вашего выступления их точно не останется.
9. Используйте назидательный и/или отчитывающий тон – даже если человек еще не виноват перед вами, когда-нибудь это все равно случится. Пусть стыдится заранее.
10. О теме лекции. Это самое неважное в процессе обучения. Не льстите себя надеждой, что студентам интересен ваш предмет, поэтому сразу же объясните им, что вы это знаете, разделяете и вообще «все фигня». После такого знаменательного начала вам открывается полная свобода творчества: можете ставить риторические вопросы, уходить от темы в лирические отступления, выяснять, знают ли студенты фамилии ваших армейских товарищей, шутить не в тему, читать мораль, агитировать за коммунистов/Единую Россию, пиарить Лужкова/Путина/ректорат/вуз в целом, чертить понятные лишь вам одному абстрактные схемы, автором которых считал бы за честь назваться сам Малевич, интересоваться, смотрели ли студенты ту или иную TВ-передачу и т.д.
Если, по счастливой случайности, ваш предмет связан с законодательством – смело задиктовывайте законы: доказано, что под диктовку люди ничего не соображают и способны записать все, что угодно. Если по вашему предмету существуют хорошие учебники – задиктовывайте их – это сильно облегчит вашу работу, а студенты все равно учебники не читают – им вашу хитрость не разгадать. Но самое удачное решение – слайды. Их можно даже не комментировать – все равно все заняты переписыванием. Зато, все время можно повторять, что параллельные группы/курсы пишут в два, а то и в три раза быстрее – пусть студенты почувствуют себя тормозами.
Иногда случается и так, что вы не в курсе предмета, который преподаете, но зато очень хорошо знаете что-то другое…Смело рассказывайте то, что знаете – студентам все равно, что (не)учить и, если вместо управленческих решений, вы будете преподавать филологию, высшую математику и новейшие физические открытия, они даже и не обнаружат подмены. Если же у вас вдруг закончатся темы лекций, просто начните их читать заново – даже, если кто-нибудь заметит, вам об этом все равно ничего не скажут.
11. Каждый лектор – индивидуальность. Заведите себе характерную привычку. Например, постоянно раскачивайтесь, повторяйте «да?» через каждое слово, вертите в руках очки, перемежайте речь пословицами, намеренно коверкайте слова (или картавьте, сюсюкайте – пусть все видят, что зарплата лектора не позволяет оплатить визит к логопеду, и стыдятся…кровопийцы) и т.п.
12. К семинару. Студенты имеют отличительную негативную особенность – они делают доклады. Но это прискорбное обстоятельство не должно затмить вашу блестящую личность. Перебивайте нахального докладчика, обширно комментируя уже сказанное, перехватывайте инициативу – даже если фраза (в законе, например) написана строчкой ниже, и вы об этом знаете, она должна прозвучать впервые из ваших уст. Помните главное правило PR – информации первого источника доверяют больше. Периодически начинайте вопить, что доклад не по теме.
Может случиться и так, что вы только проводите семинары, а лекции читает кто-то другой. И пусть себе читает! Вас-то это никак не касается. Семинары можно проводить АБСОЛЮТНО по любой теме, не оглядываясь на какие-то там лекции, а еще лучше читать свой, отдельный курс лекций, пугать студентов вторым зачетом/экзаменом, а также заявлять, что вы намерены принять и первый тоже. Кстати, можно выдавать чужие научные исследования за свои и всячески подчеркивать, что это ВАШИ НАРАБОТКИ, поднимая тем самым свой авторитет у студентов.
13.О письменных работах. Практически каждый лектор сталкивается с необходимостью проведения и последующей проверки письменных работ. Эта не слишком приятная обязанность не должна омрачать вашу жизнь – напротив, она может значительно ее разнообразить. Например, письменные работы можно терять (или выбрасывать, что одно и то же), а потом доказывать студентам, что вы в глаза их не видели (особенно весело это делать на зачете). В тестах можно некорректно задавать вопросы, запрещая уточнять их истинный смысл, или вставлять в тест вопросы по еще непройденным темам. Итоговые тесты можно давать внезапно, оставляя на подготовку 5-10 мин., а также проводить их по два и более раз, каждый раз заявляя, что это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО итоговый тест.
Один из вариантов письменных работ – курсовые, для студентов они важнее прочих. Если вы ничего не понимаете в теме курсовой – придирайтесь к оформлению и убеждайте всех, что это аг’хиважно. Или к мелочам типа заглавных букв и обобщающих слов. Или к тем фразам, с которыми вы по политическим, идеологическим и прочим воззрениям не согласны – даже, если студент найдет способ доказать вам, что вы не правы, вы можете: а) не согласиться; б) поставить ему оценку на балл ниже – пусть не умничает. Наконец, вы всегда можете заявить, что позиция автора проявлена недостаточно, и вообще все списано.
К вопросу защиты курсовых подходите серьезно. Сначала скажите, что готовы принять их в любой день. Потом назначьте конкретным лицам дату и время (лучше всего часов девять утра – это сильно дисциплинирует защищающихся, особенно если они едут издалека и им придется выйти из дома часов в шесть утра). Сами придите на полтора часа позже – ожидание позволит студентам повторить содержание курсовой, осознать всю важность момента и обрадоваться вашему появлению сильнее, чем если бы вы пришли вовремя. Но! Защиту принять следует еще через минут сорок! Ищите для этого любые предлоги, вплоть до необходимости сделать пару десятков срочных звонков. Поверьте – это очень важный стратегический маневр! Студенты уже не смогут спорить с вами по поводу оценки – им будет все равно.
От некоторых студентов можно избавиться, поставив им оценку сразу, без защиты и пригрозив, что на защите оценка выше не станет, зато есть серьезная вероятность, что она станет ниже.
14.К экзамену…можно не готовиться, то есть не раздавать вопросы (все равно в день экзамена увидят), не приходить на консультации и вообще не проводить их, приносить на экзамен не те билеты и запрещать пользоваться тем, чем говорили, что разрешите (например, Конституцией).
15. И последнее. Вы имеете несчастье жить в России и не имеете пока средств, чтобы покинуть этот ненавистный вам отстающий и вымирающий клочок суши – а, возможно, это вам не удастся никогда. Но ваши студенты еще молоды и полны сил и не обязаны мучиться. Ваша наипервейшая задача – раскрыть им глаза на окружающую жестокую действительность, позорное и кровавое прошлое, а также апокалиптическое будущее. Всячески унижайте эту страну, сравнивайте ее с любой другой (потому что она ни с кем не выдерживает сравнения). Лучше всего с США – оплотом мировой демократии. Даже если вы не политик, и ни хрена в этом не понимаете, судите о политике смело и резко. Молодежь будет вам благодарна за четкость и прямоту.
VIP-секрет для продвинутых: на лекции можно опаздывать, а можно и не приходить вовсе. Студенты будут только рады. Кроме того, можно приходить на лекции слегка нетрезвым – вы же не идеальная картинка, а обычный лектор.
Соблюдение этих нехитрых рекомендаций позволит вам с легкостью получить место преподавателя практически в любом вузе страны, а, возможно, и выиграть звание «лектор года».
P.S. Все рекомендации основаны на личном опыте автора. Продукт защищен ФЗ РФ «Об авторском праве», частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными нормативно-правовыми актами. Saraby 2005 год ©

Содержание:

  • Сущность и структура.
  • Принципы организации эффективной лекции.
  • Этапы лекции.
  • Методическое обеспечение.
  • Сквозные приемы.
  • Приемы для этапа вступления.
  • Способы подачи основного содержания.
  • Приемы для этапа заключения.

Оказывается, читать лекции интересно и эффективно можно и нужно. Главное – делать это грамотно. Приемы и принципы изложения материала, описанные в этой статье, помогут участникам лекции не заснуть и сделают монолог лектора любимым моментом занятия для его слушателей.

Сущность и структура

Знаменитая Мышь из книги Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес» в ситуации, когда героиня промокла и замерзла в море собственных слез, задается актуальным вопросом: «Что суше всего?». И уверенно сама себе отвечает: «Лекция». Лекция (лат. lectio– чтение) – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме. Думается, что большинство современных классных руководителей в поиске эффективных методов проведения классного часа обратят свой взор на лекцию в последнюю очередь. Лекция рассматривается как аналог знаменитой педагогической «беседы», когда дети молчат, а взрослый вещает. Только ленивый не критикует последние десятилетия эти самые «беседы», призывая педагогов к интерактивным, живым, проблемным формам общения с детьми и подростками. А между тем мини-лекция или монолог взрослого могут быть весьма поучительны, не занудны, могут определенным образом включать школьников в размышление на заданную тему и даже рождать у них ощущение сопричастности, собственной активности.

Принципы организации эффективной лекции

Каковы же принципы организации и структура эффективной лекции? Сформулируем несколько важнейших требований.

Во-первых, ее тема должна быть содержательно точно связана с темой, целью встречи с ребятами.

Во-вторых, материал лекции должен быть ожидаем, востребован участниками. Этот интерес к содержанию может быть сформирован непосредственно перед монологом с помощью проблематизирующих процедур либо может исходить из каких-то личных (например, возрастных) потребностей участников.

В-третьих, лекция должна быть целостной, хорошо структурированной, имеющей четкое начало, середину и финал. В качестве финала может быть обобщение, вывод, запрос на личную позицию участников (переход к обсуждению или принятию группового решения), перевод разговора в практическую плоскость группового действия.

В-четвертых, лекция должна быть достаточно короткой, максимально – 15–20 минут.

В-пятых, как бы лекция ни была коротка, она должна опираться на те или иные визуальные образы в виде слайдов, схем и т.п., помогающие слушателям удерживать содержание лекции как целое.

Этапы лекции

В эффективной лекции, как технологически выстроенной процедуре, выделяют три основных этапа: вступление, основную часть и заключение.

Задачи первого этапа – мотивация, включение внутренней активности участников, а также определение предмета монолога, постановка целей и описание образа результата. Задача второго этапа – раскрытие содержания, предоставление необходимой и достаточной информации для достижения цели монолога.

читает лекцию

Задача третьего этапа – фиксация полученного результата, оценка состояния слушателей, «закрытие» ситуации, перевод ее в режим обсуждения или обучения.

Методическое обеспечение

В методическом оснащении эффективной лекции можно выделить методы и приемы, так сказать, сквозного характера, проходящие через все этапы ее проведения, и методы организации отдельных этапов работы.

Сквозные приемы

Все этапы эффективной лекции связывает между собой прием, имеющий в разных источниках разное название. В нашем случае мы обозначаем его как «Правило американского капрала. Часть 1, часть 2 и часть 3». В целом данное правило может быть сформулировано в виде следующей формулы:

Часть 1. Расскажите слушателям, о чем вы хотите им рассказать.

Часть 2. Расскажите слушателям все то, что вы хотели им рассказать.

Часть 3. Расскажите слушателям, о чем вы им только что рассказали.

Таким образом, на этапе вступления это правило разворачивается как анонс, изложение краткого содержания будущей лекции, на этапе основного содержания – как изложение материала во всем его объеме, на этапе заключения – как резюмирование.

Приемы «Проблемный вопрос» и «Загадка» применяются на этапе вступления для мотивации слушателей и актуализации имеющегося у них опыта или знаний по теме монолога ведущего. На этапе заключения к заданным вопросам необходимо вернуться с тем, чтобы слушатели смогли ответить на проблемный вопрос (вопросы) или дать свою версию отгадки. Как вариант могут использоваться незаконченные предложения, фразы с пропусками слов и др.

Приемы для этапа вступления

Задачи, стоящие перед лектором на этапе вступления, могут быть решены с помощью целой группы приемов, которые могут применяться как в комплексе (несколько, в определенной последовательности), так и по отдельности.

«Факт к месту» – прием, позволяющий предварить основное содержание свежим примером, случаем, актуальной общественной информацией (той, что у всех на слуху), которые тематически или ассоциативно связаны с темой лекции. Ведущий может начать словами: «Идя на встречу с вами, я случайно увидел…», «Вчера по телевизору услышал потрясающую новость о том, что…» и т.д.

«Парадоксальное цитирование» предполагает приведение ведущим двух тематических цитат (или двух групп цитат), которые отражают противоположные точки зрения на предмет монолога.

В более простом варианте можно начать с цитаты (афоризма, поговорки), которые ярко задают тему, показывают ее неоднозначность, раскрывают известное с новой стороны.

(Именно такой прием был применен в начале этой статьи!)

Прием «Незаданный вопрос» предполагает, что ведущий, сделав небольшое вступление-размышление к теме, формулирует в качестве вопроса основную проблему лекции, предваряя этот вопрос словами типа «И мы можем спросить себя…», «Что же делать человеку в этой ситуации?», «Невольно возникает вопрос…». Для того чтобы слушатели могли присоединиться к вопросу и заинтересоваться поиском ответа, очень важно сформулировать его на языке аудитории, попав в возраст, стилистику, лексику.

«Блиц-опрос» применяется, когда имеет смысл выяснить уровень осведомленности слушателей по тому или иному вопросу, наличие у них определенного жизненного опыта, точки зрения по какому-либо поводу. Опятьтаки – в мотивационных целях. Для блиц-опроса чаще всего используются закрытые вопросы с вариантами ответа, и слушателям предлагается отвечать, поднимая руку, располагая большой палец вверх или вниз, поворачивая ладонь одной или другой стороной, хлопая в ладоши и т.п. Открытые вопросы используются реже, так как они предполагают свободные нерегламентированные ответы слушателей, что может затянуть лекцию, нарушить темповые характеристики ситуации, созданной ведущим.

Способы подачи основного содержания

Главная задача этого этапа – донести до слушателей идею, мысль, ради которой затевался монолог. Для этого необходимо подобрать такой метод подачи информации, который в наибольшей степени способствовал бы пониманию, не вызывал отторжения, протестных реакций, помогал бы расслышать за потоком слов главное – ценностную идею. Существует несколько различных методов, позволяющих эффективно организовать процесс понимания информации. Выбор конкретного способа зависит от возраста слушателей, уровня их мотивации и компетентности в конкретной теме, сформированности интеллектуальных способностей.

Первые три метода, описанные далее – индуктивный, дедуктивный и по аналогии, – применяются для проведения доказательства той или иной идеи.

Индуктивный метод (от частного – к общему) предполагает постепенное, поэтапное раскручивание идеи, продвижение от простых примеров и понятных слушателям фактов к более сложным обобщениям, в том числе абстрактным ценностным понятиям добра, зла, веры, справедливости, истины. Скажем, педагог приводит ученикам различные примеры проявления милосердия в современном мире, не называя самой ценности, затем обобщает разные примеры (помощь пожилым, поддержка больных детей, защита прав переселенцев) и, наконец, вводит понятие самой ценности, дает определение милосердия. Метод хорош в работе с группой, неготовой к сложной интеллектуальной работе (не настроенной на нее), но доверяющей ведущему. Интеллектуально продвинутые подростки и взрослые люди часто сопротивляются такому способу доказательства, так как у них возникает ощущение, что ими манипулируют, не давая возможности увидеть альтернативные решения.

При дедуктивном методе (от общего – к частному) слушателям сначала предлагается общий вывод, а затем его разнообразные подтверждения. Например, размышляя о свободе, взрослый сначала формулирует свой главный тезис: «Свободы не бывает без ответственности», а затем приводит примеры из разных сфер жизни человека, фильмов, художественных произведений, которые с разных сторон подтверждают его. При дедуктивном методе можно идти и от опровержения, если использовать способ доказательства от противного: «Предположим, что наше утверждение неверно. В этом случае…». Этот метод привлекателен для интеллектуально развитых, замотивированных участников. Метод приглашает их к соразмышлению, ставит в активную позицию.

Метод аналогии (параллели, сопоставления) применяется в тех случаях, когда в опыте слушателей существует представление о сходном по своей сути процессе, явлении и они, слушатели, способны осуществлять умозаключение по аналогии. Довольно часто, работая с подростками, мы обращаемся к аналогиям, связанным с природными явлениями, несложными техническими процессами. Неграмотное применение метода аналогии может привести к полному фиаско монолога ведущего: аналогия может оказаться недоступной, непонятной участникам, и в этом случае они не смогут понять саму идею ведущего.

Следующие три метода – концентрический, ступенчатый и хронологический – это различные варианты подачи информации слушателям для их самостоятельных размышлений или последующих действий. Или просто – для сведения, пополнения копилки знаний.

Концентрический метод устроен по типу кластера. Применяется для изложения материала, в структуре которого понятная глубокая классификация. Материал убедительным для слушателей образом делится на несколько смысловых частей, при этом каждая часть имеет одну и ту же содержательную глубину. Так, говоря с детьми о любви, педагог может перечислить виды любви, а затем каждому виду дать характеристику по одной и той же схеме. Это поможет слушателям увидеть разные виды любви (родительская, романтическая, супружеская, к родине) в сравнении. Если материал, который нужно донести, действительно устроен таким образом, метод кластера очень хорош. Он помогает поочередно излагать блоки материала, при этом можно делать остановки, так как у слушателей довольно быстро формируется представление о структуре материала, ее необходимых разделах. Это происходит особенно быстро и естественно для слушателей, если ведущий, помимо слов, использует графические изображения кластера.

Ступенчатый метод представляет собой последовательное изложение информации. При этом в последовательности может быть определенная закономерность, а может и не быть ее. Например, рассказывая о том, как устроен современный город, педагог может выделить отдельные характеристики города, а затем в свободном порядке раскрывать каждую из них, при этом не придерживаясь единой схемы. Это один из наиболее трудных для понимания способов подачи материала, но иногда он является единственно возможным. Тогда нужно обязательно подумать о том, как помочь слушателям удержать целое в разнообразии излагаемых частей. И вообще помочь им понять, зачем им все эти факты и «фактики».

Исторический метод предполагает хронологический порядок. Факты и события рассказываются в исторической последовательности: с чего все началось, как развивалось, что когда появилось… В хронологическом порядке не обязательно должна присутствовать некоторая логика, непосредственно выводящая ведущего или слушателей к гипотезе или готовому выводу, почему все было именно так и что будет дальше. Она может быть, а может и отсутствовать. Например, в истории олимпийского движения нет особенных закономерностей. Важно просто рассказать, как это было. Вопрос, почему именно так, в данном случае не имеет ответа. А вот в истории развития взглядов людей на искусство, например живопись, определенные закономерности есть. Важно понимать, что хронологический метод изложения является интеллектуальным вызовом для мотивированных слушателей (найти, раскопать закономерность) и, напротив, может вызывать раздражение и еще больше снижать мотивацию у тех, у кого она и так не была высока.

Приемы для этапа заключения

На этапе заключения, помимо возврата к мотивирующим и проблематизирующим процедурам этапа вступления в монолог, помимо третьей части «Правила американского капрала», могут применяться специальные приемы, направленные на подведение итогов, включение нового материала в эмоциональный опыт участников.

«Рамка» – процедура, которая обязательно используется в тех случаях, когда не применялось «Правило американского капрала». Итак, говорит ведущий, мы начали с вами с того, что…, мы рассмотрели…, мы увидели и пришли к выводу… В целом можно говорить о том, что… Ведущий своими словами как бы обрамляет основное содержание своего монолога, подчеркивая главное, помогая сделать вывод.

ЖЭТ (прием «жирной эмоциональной точки») позволяет связать всё то, о чем до этого говорилось, с яркой эмоциональной реакцией, естественно, положительной. Это может быть анекдот, вызвавший общий смех, но не уводящий группу в посторонние разговоры, яркие заключительные кадры фильма или другие зрительные образы, что-то вкусное, маленький подарок от ведущего. Важно, что такое эмоциональное действие должно подчеркивать значимость прослушанной информации, а не затмевать ее.

«Пафосная концовка» – это прием, позволяющий включить обсуждаемую информацию в контекст каких-то важных, возвышенных отношений, смыслов, чувств. Это может быть красивая цитата, несколько строчек из стихотворения, обращение к значимым культурным образам. Конечно, им не стоит злоупотреблять и использовать его по каждому поводу. Но в ряде случаев он оказывается очень эффективным.

В целом, если взрослый говорит не очень долго, по теме, интересно, держит уважительный тон, помогает удерживать цель и смысл собственного монолога, его вполне можно и послушать с пользой и удовольствием для себя.

Марина Битянова, к.психол.н.

Подготовка и чтение лекций взрослой аудитории

Цель статьи: Повысить профессионализм преподавателей.

План лекции:

Общие сведения о лекции

Подготовка текста лекции

Особенности аудитории

Методика чтения лекции

Виды лекций (использование визуализации, печатного материала)

Вопрос 1. Лекция. Общие сведения

Лекция — своеобразный жанр научного стиля со специфическими признаками: своей терминологией, фразеологией и этикетом, принятым в научной среде. Но лекция в то же время является жанром ораторской речи, отличным от книжного стиля. Живая устная речь лектора не может точно совпадать с письменной.

Лекция в традиционном понимании – это последовательное изложение содержания курса, что, как правило, уже сделано в хороших учебниках.

Преподаватель в роли лектора может дать лишь авторскую интерпретацию учебника. Этот способ известен всем взрослым обучаемым, когда-либо получавшим высшее образование. Подобная форма занятий вызывает явное утомление слушателей и понижает интерес к обучению.

Преимущества:

Один человек-лектор может транслировать информацию на любое, сколь угодно большое, число людей.

Недостатки:

Отсутствие обратной связи,

усреднённость уровня сложности контента лекции,

возможность для разной степени включённости слушателей лекции.

Лекция – это первый этап обучения: представление – восприятие учебного материала; далее следует запоминание учебного материала – самостоятельная работа (в т.ч. под руководством преподавателя); следующий этап — переосмысление учебного материала – это семинарское занятие; и, наконец, применение на практике усвоенного – практическое занятие, практика, стажировка. 

Лекционный курс представляет тот минимум спрессованной и систематизированной информации, которая дополняется практическими занятиями и самостоятельной работой студентов.

В основу методологии проектирования лекционного курса в виде текста лекций положены принципы системности, информативности, наглядности и понятности.

Информативность

Исторически информационная функция была первичной. 
Главная цель лекций в первых университетах состояла в передаче профессором новых знаний студентам. В настоящее время в связи с появлением большого количества учебников, которые печатаются большими тиражами, эта функция лекций отчасти потеряла свое значение. Вероятно, для преподавателя нецелесообразно пересказывать на лекции материал учебника, который студенты могут прочитать самостоятельно, причем быстрее и эффективнее. Однако эта функция сохраняет свое значение в том смысле, что преподаватель на лекциях сообщает учебный материал, который отсутствует в имеющихся учебных пособиях, но с его точки зрения является необходимым. Информационная функция остается актуальной при чтении спецкурсов по дисциплинам, по которым еще не изданы учебные пособия. 

Лектор информирует своих слушателей не просто объективно и бесстрастно, не сухо и безучастно, как это делает любой неживой носитель информации, как, например, книга или компьютер, а эмоционально, заинтересованно, с чувством причастности к конкретизации, обогащению излагаемой теории, даже к ее происхождению, если лектор как ученый внес определенный вклад в ее разработку. Поэтому научную информацию, сообщаемую в лекции, нельзя рассматривать как простое «доведение до сведения» аудитории каких-то данных.

Лекция для студента — это источник адаптированной к ним научной информации, преподносимой ученым, крайне заинтересованным в том, чтобы студенты поняли и прочувствовали ее так же, как он сам, чтобы они убедились в истинности сказанного и пошли дальше в своей самостоятельной работе с литературой, углубляя и расширяя свое понимание услышанного в лекции.

Из сказанного становится очевидной необходимость тщательного отбора материала лекции. 

Не перенасыщать информацией!

Дело в том, что как неопытный, начинающий преподаватель, так и умудренный богатым исследовательским опытом научный работник, впервые вставший на преподавательскую стезю, допускают одну методическую ошибку: чем больше у них знаний, тем настойчивее они хотят вложить их в лекцию. Происходит ее перегрузка теоретическими и фактическими сведениями, лектор спешит и волнуется, прибегая почти к скороговорке и боясь не успеть изложить весь подготовленный материал. Все это, естественно, сильно снижает эффективность лекции. Таким образом, стремление насытить лекцию большим количеством информации, пусть даже очень нужных студенту, дает отрицательный результат, а потому и нежелательно. 

Системность

 Вторая важнейшая функция лекций — систематизирующая. 

Новые знания сообщаются на лекции в систематизированном виде. Последовательное и структурированное изложение преподавателем учебного материала по дисциплине в данном случае представляет особую ценность для студентов.

Систематизирующая функция реализуется также в том, что преподаватель дает на лекциях общий обзор изучаемого предмета, сообщает студентам, на какие темы, разделы, фрагменты, понятия им следует обратить особое внимание при чтении учебника, какие дополнительные источники целесообразно использовать. 
        Особое внимание следует уделять выводам в конце раздела и итоговым выводам в конце лекции. В текст следует включить контрольные вопросы к узловым моментам лекции, дидактическим блокам и единицам, предлагаемым студентам для активного усвоения.

Наглядность и понятность

Принцип наглядности реализуется в процессе чтения лекции, однако лектор при проектировании текста должен запланировать все средства визуализации информации. Мы знаем, конечно, что есть люди-визуалы, аудиалы и кинестетики, однако т.к. около 80% информации человек получает за счет зрения. Именно поэтому схемы, плакаты, раздаточный иллюстративный материал или вербальные средства (примеры, аналогии, сравнения и т.п.) должны присутствовать на лекции, так же как и, например, блок-схемы, демонстрирующие системные связи между отдельными блоками информации. Все это способствуют целостному восприятию информации и формированию системных знаний.

Лингвистические параметры лекции можно свести к следующим главным требованиям: текст лекции должен быть предельно насыщен смыслом, не допускать разночтений. Все незнакомые слова и термины нужно объяснять аудитории. Не следует перенасыщать его терминологией и иностранными словами, «наукообразность» языка затрудняет смысл сказанного, вынуждает слушателей вначале расшифровывать информацию, чтобы понять ее.

Отдельные разделы учебника могут быть изложены языком, трудным для понимания студентов, со сложным стилем изложения и синтаксисом, в них могут отсутствовать поясняющие примеры. Целью преподавателя в этом случае является разъяснение наиболее трудных вопросов, понятий, разделов учебного курса. Для этого необходимо умение преподавателя изложить отдельные фрагменты учебника в другой, более ясной и доступной форме.

ВЫВОД Теоретические положения о лекции, которые нужно иметь в виду при подготовке лекции: Минимум систематизированной информации (тщательный отбор, не перенасыщать информацией – принцип информативности), адаптированной для слушателей (доступность), структурированность (системность материала), четкость (не допускать размытых определений, разночтений – принцип понятности), наглядность.

Вопрос 2. Подготовка текста лекции

  1. Использование специальной научной литературы по теме лекции.
   2.Тема лекции определяется  учебной  программой.
        3. Составление развернутого плана  лекции  с подразделениями  на пункты, соблюдая логическую и методическую стройность и последовательность в расположении материала.
     4. Каждый  подпункт  и  даже каждое основное положение пишется на отдельном листке бумаги,  на одной ее стороне, чтобы удобно было, если потребуется,  переставить  этот  лист целиком или отрезать от него какую-либо часть.
     5. Ознакомление с источниками.  Вначале — беглый просмотр учебника,  книги,  статьи. Затем из просмотренных материалов делаются нужные выписки со всеми замечаниями.
    6. Саморедактирование текста лекции:

     — вычитка текста лекции,  исправление неточных, неверно использованных слов и выражений;

     — разъяснение сложных терминов и понятий, целесообразна их замена более ясными;
     — избавление от лишних слов, повторов, неблагозвучных сочетаний;

 — поиск нешаблонных слов и выражений;

— целесообразность включения в текст риторических вопросов.
     7. Начало лекции должно быть проблемным, увлекательным, побуждающим к размышлению.

8. Подготовленный текст лекции следует отрепетировать,  т.е. прочитать лекцию для себя, с контролем по времени

 Структура лекции

 Традиционно лекцию можно структурировать на введение, основную часть и заключение. Каждый из этих элементов имеет свои правила и закономерность изложения, логику построения, соблюдение которых и составляет методику чтения лекции.

Введение:

Объявление темы, плана изложения лекции.

Доведение перечня литературы для самостоятельного (возможно более углубленного) изучения как темы в целом, так и отдельных вопросов.

Ознакомление с целями лекции (с какими знаниями уйдёте).

Определение места изучаемой темы внутри и межпредметно.

Постановка проблемы и создание атмосферы творческого поиска.

Можно с уверенностью сказать, что введение в лекцию является её организующей, во многом определяющей дальнейший ход, важной составляющей частью. Умение быстро овладеть аудиторией, заинтересовать тематикой, постановкой проблемы и ориентирами в путях её решения – маломинутное решение этих важных вопросов определяет мастерство, приходящее с опытом, с практическими навыками, иногда путём проб и ошибок.

Основная часть: подразумевает

расчленение на этапы изложения с использованием приёмов ораторского искусства (вариация темпа, интонации, громкости, повторения важных, основных моментов), соблюдение научности, логики изложения с использованием доказательных или сопутствующих путям изложения иллюстративных материалов.

Опору на основной, подготовленный текст, его основные положения и научные выводы.

Отслеживание хода временных затрат на этапы лекции.

Контроль за своей речью, манерами поведения, общения.

Поддержание, а при необходимости и корректировка, обратной связи с аудиторией, использование диалоговых приёмов.

Организация, обучение приёмам конспектирования, акцентирование внимания на основных, важных моментах. Медленное (под диктовку) воспроизведение необходимых определений, посылок, доказательств и т.д. с введением при необходимости пунктов или нумерации.

В основной части лекции многогранно раскрывается талант учителя как специалиста увлечённого своим предметом, его эрудиция и кругозор, владение ораторским искусством изложения и овладения умами и эмоциями всех и каждого и учащиеся видят либо человека монотонно и скучно излагающего с бумажки, либо ярко горящую личность, ведущую вперёд за собой.

Заключению свойственны такие моменты, как

Подведение итогов лекции и полученных выводов и результатов

Рекомендации по самостоятельной работе над изложенной темой

Доведение до учащихся требований к знанию изложенной темы к экзамену.

ВЫВОДЫ: Четко представлять себе место каждой лекции в учебном плане, составление развернутого плана лекции, соблюдать структуру и логику в построении лекции.

 Вопрос 3. Особенности аудитории

Объект обучения — взрослые люди, имеют профессиональный опыт, социальный статус, сложившиеся профессиональные предпочтения, но вместе с этим они утратили в какой-то мере навыки обучения.

Многие преподаватели, да и студенты считают, что с возрастом способность к обучению ослабевает. Однако результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уровень функционального развития интеллекта остается достаточно высоким на всех этапах возрастной эволюции взрослого человека, что позволяет говорить о высоком потенциале обучаемости взрослого. Психофизиологические и интеллектуальные возможности человека достигают пика к периоду его зрелости, и уровень развития не снижается в последующие периоды жизни.

 Психологические особенности взрослых требуют специфических форм и методов, нетрадиционных подходов к профессиональному обучению.

У взрослых, которые проходят обучение после длительного перерыва (хотя бы несколько лет после окончания школы), актуализация имеющихся знаний затруднена. Дети подчас бравируют незнанием — ведь всезнайки-отличники, как правило, непопулярны в коллективе. Взрослому же человеку трудно признаться в том, что он что-то не знает или не помнит. Именно это является одной из причин того, что, большинство людей, вышедших из “студенческого” возраста предпочитают заочную форму обучения. В молодежной аудитории студенты не боятся сказать явную глупость, иногда даже делают это специально, чтобы повеселить окружающих. Опытный преподаватель способен повернуть это на пользу обучению. Трудность при проведении лекции во взрослой аудитории заключается в том, что взрослые, как правило, отвечают на вопрос только тогда, когда точно знают ответ. Иначе говоря, у взрослых обучаемых высокий уровень контроля. Преподаватель должен быть готов к ситуации, когда человека, знающего точный ответ (или думающего, что знает) в аудитории не окажется.

ВЫВОДЫ: помнить об особенностях аудитории

         Вопрос 4. Методика чтения лекции

 «Надо стараться обращаться к слушателю с живым словом, а не читать подряд написанное. Нет ничего утомительнее для слушателя, если оратор, не глядя на слушателей, читает, как пономарь, по написанному»  (Ем. Ярославский).  Пособие для подготовки лекторов, пропагандистов-агитаторов, популяризаторов научных знаний. Издательство: Московский большевик, 1945

Научиться хорошо  читать  лекции — одна из профессиональных задач педагога,  показатель педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство, как и знания, складывается из мелких крупинок ежедневного опыта. Важно не растерять эти крупицы, зафиксировать, учесть и сделать их своим достоянием. Прочитав лекцию, преподаватель сам хорошо видит и чувствует её сильные и слабые стороны: об этом он судит прежде всего по тому, как её приняла аудитория. Он помнит, какие её части и разделы слушались с интересом, в каких местах внимание ослабевало, какие объяснения были излишне детализированы или растянуты, а где слишком схематичны, где не хватало примеров или они были не совсем удачными. Рекомендуется все эти замечания сразу же записать и в дальнейшем использовать при работе над курсом.

От того, как лектор «начитает» текст своей лекции, зависит достижение им дидактических целей. Существуют психологические особенности восприятия устной речи. Лектор должен так излагать материал, чтобы слушатели:

понимали информацию;

она вызывала бы у них интерес;

3) чтобы они успевали законспектировать воспринятую на слух или визуально информацию — и не механически, а осмысленно;
4) чтобы имели возможность кратковременной разрядки во время «пиков внимания».

Лекция может быть хорошо написана и плохо прочитана. Пик мастерства вузовского лектора приходится на возрастную группу преподавателей 50-60 лет. Сказываются стаж преподавательской работы, общения, профессионализм и социокультурный опыт лекторов, знание ими психологии студентов и технологии педагогического процесса.

В педагогике единой методики проведения лекций не существует, однако каждый преподаватель должен придерживаться определенных требований:

1. Доведение студентам цели лекции и надлежащее ее мотивирование. Это воспитывает в них умение сразу, без промедлений, вовлекаться в процесс слушания лекции.

2. Доступность и научность изложения. Доступность предусматривает учет уровня студентов, их индивидуальных особенностей, а научность – раскрытие причинно-следственных связей, явлений, событий, проникновение в их сущность, междисциплинарные связи и т.п. Материал должен быть интересно выстроен, чтобы легко воспринимался и полнее осознавался студентом. Преподаватель должен отслеживать, что из сказанного им и в какой мере воспринято аудиторией, не возникли ли у слушателей вопросы из-за недостаточного понимания содержания лекции, неподготовленности к ее восприятию; успевают ли они осознать каждое новое положение, умеют ли объединять новую информацию с предыдущей и т.п.

3. Включение механизма обратной связи. Это дает возможность лектору не только контролировать уровень восприятия, а и регулировать процесс размышлений в зависимости от реального состояния студентов. Этого можно достичь 5-10-минутным выборочным опросом нескольких человек. Порой его проводят в письменной форме, раздавая всем студентам карточки с важнейшими вопросами, на которые они должны сразу написать короткие ответы.

4. Повторение важных теоретических положений. Это дает возможность студентам не только записать основное, а и лучше усвоить материал. Такие повторы повышают вероятность запоминания, и понимание, систематизацию материала, который базируется на крепком фундаменте усвоенных фактов.

5. Завершение каждого вопроса лекции итогом и мотивированным переходом к следующему. Выделение составных частей учебного материала облегчает восприятие и запоминание, помогает лучше осознать связи между частями целого.

6. Умение и способность заставить себя слушать. Это предусматривает внимание. Процесс восприятия, понимание и усвоение лекционного материала невозможен без внимания, которое заключается в направленности и сосредоточенности психической деятельности человека на определенных объектах или действиях и отвлечении от всего другого, постороннего.

7. Эмоциональность изложения. Она является средством мобилизации и поддержание внимания студентов. Эмоциональность достигается прежде всего четким, живым, образным, интонированным языком преподавателя. Ей способствуют также афоризмы, удачные аналогии, идиоматические выражения.  Однако, преподавателю не следует переполнять лекцию эмоциями. Доказано, что положительный эффект, который дает эмоциональный процесс при некоторой оптимальной интенсивности, может перейти в свою противоположность и дать отрицательный дезорганизующий эффект при чрезмерном усилении эмоционального возбуждения.

8. Отладка живого контакта. Речь идет об умении преподавателя держать в поле своего зрения каждого студента, своевременно и правильно реагировать на их мимику, реплики, жесты, удачно использовать шутку, остроты, юмор. Такие средства сближают преподавателя с аудиторией и оказывают содействие созданию настроения для более осмысленного восприятия содержания лекции.

Путем ряда приемов лектор может облегчить слушателям восприятие и усвоение лекционного материала:

1. Для раскрытия сложных теоретических положений следует приводить наиболее интересные факты, простые и яркие примеры.

2. При любой возможности необходимо показывать связь излагаемого научного материала с практикой, другими дисциплинами.

3. Максимально использовать в процессе чтения лекций наглядные пособия и технические средства обучения.

4. Темп лекции должен быть несколько замедленным; важнейшие положения необходимо повторить, специальные термины объяснить и правильно записать. В то же время лектор не может снижать темп изложения до диктовки.

5. В процессе чтения лекции рекомендуется ориентировать студентов относительно литературы и качества учебников и учебных пособий, тем самым направляя на самостоятельную работу.

6. Весьма эффективной является комбинация монологического и эвристического методов изложения лекционного материала.

7. Чувствовать аудиторию, использовать методы переключения внимания, разрядки.

ВЫВОДЫ: помнить о психологических особенностях восприятия устной речи (чтобы слушатели понимали, что они слушают, успевали осмысленно конспектировать, проводить психологические разрядки),

помнить о требованиях к чтению лекций (объявление темы, цели, повторение важных положений, поддержка контакта с аудиторией),

использовать приемы для облегчения восприятия материала.


Вопрос 5. Виды лекций

Лекция-визуализация (лат. — зрительный) возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Преподаватель на такой лекции использует демонстрационные материалы, формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, а и сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировке содержания лекции или ее части в визуальную форму для представления студентам через технические средства. Чтение ее сводится к свободному, развернутому комментированию подготовленных материалов.

Наглядность компенсирует недостаточную зрелищность учебного процесса. Основной акцент в этой лекции делается на более активном включении в процесс мышления зрительных образов, то есть развития визуального мышления. Опора на визуальное мышление может существенно повысить эффективность предъявления, восприятия, понимания и усвоения информации, ее превращения в знания.

Основываясь на достижениях психологической и педагогической наук в области проблемы визуального мышления, в лекции целесообразно значительную часть информации передавать в наглядной форме, развивать у слушателей навыки и умения преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму. Это должно сказаться на качестве усвоения материала, стимулировании мышления и достижении профессиональных целей.

 Большой объем передаваемой на лекции информации блокирует ее восприятие и понимание.

Средством выхода из этих трудностей можно считать использование визуальных материалов с помощью технических средств. Данный метод позволяет увеличить объем передаваемой информации за счет ее систематизации, концентрации и выделения наиболее значимых элементов. Как известно, в восприятии материала трудность вызывает представление абстрактных (не существующих в зримой форме) понятий, процессов, явлений, особенно теоретического характера. Визуализация позволяет в значительной степени преодолеть эту трудность и придать абстрактным понятиям наглядный, конкретный характер. Процесс визуализации лекционного материала, а также раскодирования его слушателями всегда порождает проблемную ситуацию, решение которой связано с анализом, синтезом, обобщением, развертыванием и свертыванием информации, то есть с операциями активной мыслительной деятельности.

Анализ использования лекции-визуализации позволяет сделать следующие выводы:

Подобная лекция создает своеобразную опору для мышления, развивает навыки наглядного моделирования, что является способом повышения
не только интеллектуального, но и профессионального потенциала обучаемых.

Выбор способов достижения и типов наглядности зависит от темы. Руководствуясь принципом посильной трудности, при изложении сложных для восприятия и понимания тем, содержащих большой
объем концентрированной информации, целесообразно использовать сочетание изобразительной и символической наглядности. Например, схема является универсальным, но достаточно сложным для восприятия средством наглядности, поэтому ее конструирование рекомендуется осуществлять на основе рисунка, часто выполненного в гротескной форме. Это позволяет создавать ассоциативные цепочки, помогающие слушателям запоминать и осмысливать информацию. Наиболее доступными и предоставляющими богатые возможности техническими средствами предъявления такой информации являются кодоскопы, диапроекторы.

Основная сложность состоит в выборе средств
наглядности, их создании и режиссуре всей лекции в целом. Большую роль здесь играют такие факторы как графический дизайн, цвет, оптимальность сочетания словесной и визуальной информации, технических средств и традиционных наглядных материалов, дозировка в подаче информации, мастерство и стиль общения лектора с аудиторией.

Применение лекции этого типа должно основываться на учете психофизиологических возможностей слушателей, их уровня образования и профессиональной принадлежности, что позволит
предотвратить негативные последствия чрезмерной
перегрузки зрительного канала восприятия.

Наглядные средства, обладая собственной научно-познавательной значимостью, являются эффективным способом переключения внимания за счет варьирования различных модальностей (например, смена слухового восприятия – зрительным). 

Письменная программированная лекция. Она позволяет освободить преподавателей от необходимости объяснения элементарных вопросов и направляет внимание обучаемых на новейшую проблематику. В первой половине лекционного занятия обучаемые знакомятся с теоретическим материалом, во второй половине прочитанное комментируется, дополняется преподавателем, проводятся дискуссии по некоторым вопросам. В конце лекции обобщается самое существенное, намечаются направления самостоятельной работы обучаемых. 

ВЫВОДЫ: Использовать по мере возможности более эффективные виды лекций, чтобы уменьшить недостатки монотонного восприятия слушателями материала.

Литература

Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. (ред. М. В. Буланова-Топоркова)  www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bulan/index.php

Методика подготовки и проведения лекций по психологии.

http://www.helppsi.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=601&Itemid=61        

Лекции как вид учебной деятельности

http://www.asu.ru/education/activity_edu/lessons/ 

 В.И. Синявский, Лекция как один из способов обучения на третьей ступени общего среднего образования, методика ее подготовки и чтения. 

http://refernax.ru/12/dok.php?id=00061#

Буров И. П. Методика проведения лекции-визуализации по информатике http://ito.edu.ru/2009/MariyEl/II/II-0-5.html

Лекция и ее виды в высшей школе: методика подготовки, критерии оценки качества http://freepapers.ru/16/page1.html

  • Файлы

  • Художественная литература

  • Юмор и сатира

Храбров Александр. Руководство по чтению лекций

  • Файл формата
    pdf
  • размером 144,43 КБ
  • Добавлен пользователем Виталий, дата добавления неизвестна
  • Описание отредактировано 25.07.2017 17:57

Храбров Александр. Руководство по чтению лекций

Многие начинающие, да и не только начинающие, лекторы часто сталкиваются с проблемой слишком понятного чтения лекций, особенно если их курсы не слишком сложны. Большинство из них не может спокойно смотреть на то, как многие студенты всего лишь за неделю или две могут разобраться в их лекциях. Они всячески пытаются усложнить курс, значительно увеличить число упражнений, но их попытки тщетны: студенты, понимающие лекции, никак не переводятся. В последние годы стало ясно, что без координирования действий по пресечению попыток отдельных наглых студентов научиться понимать лекции не обойтись. Этот фундаментальный труд должен помочь защитить современную науку от попыток проникновения в нее новых несознательных элементов и довести основы запутывания студентов до сведения большинства преподавателей.
Данное руководство содержит двадцать советов, каждый начинается с одной или нескольких цитат из видных специалистов по запутыванию студентов, все цитаты снабжены пояснениями, рекомендациями и различными примерами, позволяющими лучше усвоить идеи мастеров непонятного чтения лекций. Для использования большинства рекомендаций начинающему лектору необходимо знать основы своего предмета, хотя бы в пределах начальной школы.

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.
  • Регистрация
  • Узнайте сколько стоит уникальная работа конкретно по Вашей теме:
  • Сколько стоит заказать работу?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Диоксидин инструкция по применению цена в ампулах для ингаляций взрослым
  • Что такое авторский мануал
  • Просто гель инструкция по применению отзывы
  • Pocketbook 606 руководство пользователя
  • V rohto cool капли для глаз вьетнам инструкция