Руководства по эксплуатации грузоподъемных кранов

Трафареты Visio

Трафареты условных обозначений элементов технических чертежей по Российским стандартам и стандартам IEC, для создания схем электрических, гидравлических, санитарно-технических, вентиляции, отопления, компановки шкафов и других.

 Подробно на сайте td-visio.ru


Электричество и схемы

Информационный сайт для электриков.

Справочная информация по условным графическим обозначениям для технических чертежей и схем, техническая литература, полезные статьи.

Подробно на сайте elektroshema.ru


Промышленная безопасность при эксплуатации грузоподъемных кранов – это важная задача для любого предприятия, которое эксплуатирует такую технику. Ее использование с нарушением установленных правил способно повлечь за собой серьезные риски как для самого сотрудника, выполняющего такие работы, так и для его коллег, а также жителей близлежащих жилых домой. Поэтому компания должна позаботиться о том, чтобы неукоснительно выполнять действующие требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин.

Нормативная база

Ключевым правовым актом, который устанавливает требования безопасности для всех видов работ, выполняемых производственными предприятиями, становится федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ, посвященный общим вопросам промышленной безопасности. При этом прикладная информация о реализации положений этого федерального закона, например, что запрещается при эксплуатации грузоподъемных механизмов, содержится в другом нормативном акте – приказе Ростехнадзора от 26 ноября 2020 года N 461. Этот правовой акт представляет собой федеральные нормы и правила, соблюдение которых гарантирует обеспечение безопасной эксплуатации грузоподъемных машин. Они обязательны к соблюдению всеми компаниями, которые используют такую технику.

На текущий момент в нашей стране реализуется масштабный проект регуляторной гильотины, предполагающий пересмотр всей ранее действовавшей правовой базы. Он имеет целью упразднение всех неактуальных правовых документов, которые содержат устаревшие, избыточные, противоречивые или дублирующиеся требования. Реализация этого проекта коснулась такой сферы как эксплуатация грузоподъемных машин.

Дело в том, что в течение нескольких лет требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных устройств устанавливались другим нормативным актом – приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года N 533, который был хорошо знаком всем специалистам, работающим в этой сфере. Однако с 1 января 2021 года он был отменен, а вместо него данная область теперь регулируется положениями приказа № 461. Кроме этого, упразднен был важный технический документ, который принимали во внимание все производственные компании при организации работ, — правила безопасности ПБ 10-382-00, использующиеся при работах с использованием грузоподъемных кранов.

Грузоподъемное оборудование

Сейчас на промышленных предприятиях используются разные типы оборудования для подъема или переноски грузов. Поэтому следует понимать, какие меры безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин применяются в конкретном случае. Положения приказа № 461 распространяются на следующие типы техники:

  • все виды грузоподъемных кранов, включая мостовые краны-штабелеры;
  • краны-манипуляторы, краны-трубоукладчики, используемые для подъема грузов;
  • рельсовые электрические тележки, оборудованные кабиной управления и предназначенные для перевозки грузов;
  • краны-экскаваторы, оборудованные подвешенным крюком или электромагнитом для подъема грузов;
  • электрические тали;
  • строительные крановые подъемники;
  • вышки, оборудованные рабочими платформами, предполагающими нахождение людей или грузов;
  • грузозахватное оборудование, например, электромагниты, крюки, клещевые захваты, а также спецприспособления для захвата объектов, включая стропы, траверсы и т.д.;
  • тара, используемая для транспортировки (кроме спецтары, которая используется на морском и речном транспорте, а также в металлургическом производстве);
  • рельсовые пути для передвижения техники.

При этом во избежание неправильного толкования положений действующего законодательства в нормах и правилах, утвержденных приказом № 461, приводится список оборудования, на которое не распространяются положения этого правового акта:

  • оборудование, которое используется для организации работы оборонных объектов или объектов атомной промышленности;
  • механизмы, задействованные в обеспечении работы морских и речных судов, плавучих сооружений и шахт;
  • машины для выполнения особых операций, например, прокладка путей и укладка мостовых пролетов;
  • фуникулеры и канатные дороги;
  • техника с ручным приводом;
  • техника, работающая исключительно с навесными устройствами, например, буровыми установками, люльками, вибропогружателями и проч.;
  • монтажные полиспасты, а также мачты, шевры, балки и другие конструкции, к которым подвешиваются полиспасты;
  • домкраты и манипуляторы;
  • аттракционы;
  • вышки с рабочей платформой, поднимающейся на высоту не больше 6 метров;
  • некоторые другие виды подъемной техники.

Общие правила эксплуатации грузоподъемных машин

Основной объем ответственности за правильную и безопасную организацию работ на объекте, где эксплуатируется грузоподъемное оборудование (ГПО), возлагается на руководство организации. Ей вменяется в обязанность соблюдение основных требований законодательства в этой области, а также отраслевых и межотраслевых правил, которые регулируют работу компаний конкретного профиля. Эксплуатация грузоподъемных механизмов на всех производственных предприятиях должна осуществляться с соблюдением следующих норм:

  • соблюдение рекомендаций производителя относительно разрешенных параметров техники для участия в определенных производственных процессах;
  • соблюдение нормативов относительно срока службы транспортного средства, а также правил выполнения его текущего технического обслуживания, профилактического и капитального ремонта;
  • соответствие параметров инфраструктуры, используемых в работе ГПО, рекомендациям производителя;
  • выполнение правил, которые устанавливает порядок организации безопасной эксплуатации грузоподъемных, рекомендованный производителем;
  • выполнение правил поведения в случае аварии, поломки оборудования или иной экстренной ситуации.

Выполнение этих требований обязательно для всех категорий организаций независимо от их профиля, а также от характера ГПО, которое они используют.

Правила эксплуатации

Общие требования дополняются правилами технической эксплуатации ГПО, которые обеспечивают его надежную и бесперебойную работу в ежедневном режиме. Работник, ответственный за эксплуатацию грузоподъемных механизмов на предприятии, или профильная служба должна обеспечить регулярный контроль за тем, чтобы при их работе выполнялись следующие правила:

  • поддерживалось работоспособное состояния техники и осуществлялся регулярный технический надзор за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, включая считывание данных с регистраторов;
  • не допускалось к работе оборудования с признаками неисправности и осуществлялось направление его на ремонт в установленные сроки;
  • не допускалась к работе техника в случае, если обнаружены признаки неисправности сопутствующей инфраструктуры, а также систем навигации, включая регистраторы, ограничители и указатели;
  • были распределены зоны ответственности за соблюдение правил эксплуатации ГПО, причем эти зоны ответственности должны быть утверждены соответствующим приказом руководителя компании;
  • установлен порядок допуска персонала к самостоятельному выполнению должностных обязанностей и контролировалось его выполнение;
  • не допускалось выполнение операций, угрожающих безопасности работников или работоспособности техники, например, подтаскивание грузов с применением ГПО или транспортировка крана работниками;
  • регулярно проводились испытания техники с использованием проверенных образцов собственными силами или с привлечением других организаций;
  • была организована навигация на объекте с использованием сигнальных лент, указателей и других предметов.

Помимо этого работодатель или эксплуатирующая организация должна регулярно организовывать подготовку сотрудников, допущенных к работам, а также вовремя выявлять нарушения в их работе и предотвращать их.

Требования к работникам

Обеспечение безопасного применения подъемной техники на всех этапах, включая ввод в эксплуатацию грузоподъемных механизмов, невозможен без активного участия работников предприятия в этом процессе. Поэтому на них также возлагается серьезная ответственность за достижение общей цели. В соответствии с пунктом 25 норм и правил, утвержденных приказом № 461, сотрудники производственного предприятия обязаны:

  • вовремя проходить квалификационную подготовку, дающую право самостоятельной эксплуатации ГПО, и иметь при себе действующее удостоверение во всех случаях выполнения должностных обязанностей;
  • уметь выявлять признаки неисправности или неработоспособности оборудования и сообщать о таких случаях непосредственному руководителю;
  • информировать руководство предприятия об угрозе аварии или несчастного случая на производстве;
  • знать и соблюдать правила поведения в экстренной ситуации;
  • носить опознавательную одежду или знаки, а также использовать защитные средства в случаях, когда это предусмотрено действующим законодательством или положениями локальной правовой документации предприятия.

При невыполнении перечисленных требований работник может понести дисциплинарную ответственность, предусмотренную правилами внутреннего трудового распорядка компании.

Оформление необходимых документов

Каждая организация, которая используем в своей работе грузоподъемную технику, должна обеспечивать наличие и правильное оформление определенного списка документов. Он включает:

  • техническую и эксплуатационную документацию производителя, содержащую характеристики оборудования, а также нормативы его эксплуатации;
  • сертификационную документацию на оборудование, подтверждающую его соответствие нормативам технического регламента ТС 010/2011 и других нормативных актов, распространяющих свое действие на данный тип техники;
  • свидетельство о регистрации объекта в Едином государственном реестре в случае, если согласно действующему законодательству он относится к категории опасных производственных предприятий (ОПО);
  • положение об организации производственного контроля в компании с соблюдением нормативов, определенных федеральным законом № 116-ФЗ;
  • должностные инструкции сотрудников;
  • инструкции по охране труда, включающие правила поведения в экстренной ситуации и порядок оказания первой помощи пострадавшим;
  • полис обязательного страхования гражданской ответственности собственника ОПО перед третьими лицами в случае аварии;
  • протоколы аттестации сотрудников, допущенных к выполнению операций с ГПО, в соответствующих областях промышленной безопасности.

Сотрудники же должны держать при себе удостоверения по промбезопасности во всех ситуациях, связанных с выполнением должностных обязанностей:

  • заключения промышленной безопасности на ГПО в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
  • документы, подтверждающие своевременное проведение технического освидетельствования техники;
  • локальные правовые документы компании, регламентирующие правила выполнения отдельных операций и действий, например, порядок расследования причин аварий или несчастных случаев на объекте.

Приведенный список может быть расширен и дополнен в соответствии с профилем работы компании, осуществляющей эксплуатацию ГПО на своих объектах.

1. Общие положения

            Автокран — опасный производственный объект, правила его безопасной эксплуатации определяются многими нормативными документами и организационными мерами. Основным нормативным документом являются «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов» (ПБ). На организацию безопасной эксплуатации кранов распространяется также действие ряда государственных стандартов (ГОСТов), руководящих (РД) и других документов, как межведомственных, так и ведомственных. Межведомственным документом, например, являются «Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов». Примером ведомственного документа в сфере строительства СНИП 12-03-99 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».

            Для надзора за выполнением требований нормативных документов и организации всей работы по безопасной эксплуатации автокранов в масштабе страны создана Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). В масштабе Вашей организации (предприятия) по меньшей мере должны быть ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, отвечающие за:

  1. содержание кранов в исправном состоянии;
  2. надзор за безопасной эксплуатацией кранов, грузозахватных приспособлений и тары;
  3. безопасное производство работ;
  4. управление краном и его обслуживание.

           Управление автомобильным краном может быть поручено водителю автомобиля после обучения его по программе для подготовки крановщиков и аттестации квалификационной комиссией. Выполнять обязанности крановщика и его помощника могут лица не моложе 18 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, что должно быть подтверждено результатами медицинского освидетельствования. Подготовка и аттестация крановщиков и их помощников должны проводиться в профессионально-технических учебных заведениях, а также на курсах и в технических школах обучения рабочих указанным специальностям, создаваемых на предприятиях, располагающих базой для теоретического и производственного обучения и имеющих специальное разрешение (лицензию) органов Ростехнадзора. Аттестованным рабочим выдаются удостоверения установленной формы за подписью председателя комиссии и представителя Ростехнадзора. В удостоверении крановщика указываются тип и конструкция крана, к управлению которым он допущен. В удостоверение крановщика и его помощника должна быть вклеена фотокарточка. Удостоверение во время работы они должны иметь при себе.

2. Обязанности крановщиков перед началом работ крана.

2.1. Провести осмотр и убедится в исправности всех механизмов, систем, металлоконструкций и других частей крана, в том числе проверить:

по крановой установке

  • комплектность крана;
  • механизмы крана, их крепления и тормоза;
  • наличие и исправность ограждений механизмов;
  • смазку канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;
  • в доступных местах металлоконструкции и соединения секций стрелы и элементов её подвески, а также металлоконструкции и сварные соединения опорной и поворотной части;
  • в доступных местах состояния канатов и их крепление на барабане, стреле, а также укладку канатов в ручьях блоков и барабанов;
  • канатные блоки на отсутствие трещин и сколов;
  • крюк и его крепление к обойме;
  • исправность аутригеров и механизма блокировки подвески;
  • комплектность противовеса и надёжность его крепления;
  • наличие и исправность приборов и устройств безопасности на кране;
  • исправность приборов освещения и сигнализации;
  • систему гидропривода, РВД, насосы, предохранительные клапаны и уровень рабочей жидкости в гидробаке.

по шасси

  • чистоту номерных знаков, внешних приборов освещения и сигнализации, стекол кабины;
  • состояние зеркал заднего вида, крепление их кронштейнов, правильность установки;
  • работу замков дверей кабины и крепление брызговиков колёс;
  • надёжность крепления рессор и колёс, состояние шин;
  • герметичность систем питания, смазки, охлаждения, гидроусилителя рулевого управления и гидравлического (пневматического) привода тормозов, убедиться в отсутствии подтекания    масла из коробки передач и мостов;
  • уровень масла в картере двигателя, охлаждающей жидкости и топлива;
  • работу внешних световых приборов и сигнализации: фар, подфарников, задних фонарей, указателей поворота, звукового сигнала, сигнала «Стоп», освещения номерного знака, а  также наличие светоотражателей;
  • исправность стояночного тормоза;
  • люфт ролевого колеса, надёжность крепления и шплинтовку деталей рулевого управления, убедиться в отсутствии повреждений рулевых тяг;
  • надёжность транспортного крепления крюковой подвески;
  • наличие медицинской аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки.

Пустить и прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 70-80 °С, прослушать его работу на различных режимах. Проверить показания КИП. Проверить работу сцепления, коробки передач, плавность и одновременность действия тормозов автомобиля, а также работу спидометра.

2.2. Вместе со стропальщиком проверить соответствие съёмных грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и наличие на них клейм или бирок с указаниями грузоподъёмности, даты испытания и номера.
2.3. Опробовать все механизмы на холостом ходу и проверить при этом исправность механизмов крана; приборов и устройств безопасности; тормозов; гидросистемы.
2.4. Убедиться в наличии удостоверений и отличительных знаков у стропальщиков.
2.5. Иметь при себе удостоверение крановщика установленного образца.
2.6. Сделать запись в вахтенном журнале о произведённой приёмке крана.
2.7. При обнаружении во время осмотра и опробования крана неисправностей или недостатков в его состоянии, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами, не приступая к работе сообщить об этом специалисту, ответственному за содержание крана в исправном состоянии и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.
2.8. Ознакомиться с проектом работ, технологическими картами погрузки, разгрузки и складирования грузов.
2.9. Проверить состояние площадки при установки крана; допускается уклон площадки не более 3 градусов.
2.10.Убедиться в том, что на месте производства работ отсутствует линия электропередачи или она находится на расстоянии более 30 метров.
2.11. Получить при необходимости наряд-допуск на работу крана на расстоянии ближе 30 метров от линии электропередачи.
2.12. Проверить достаточность освещённости рабочей зоны (должна составлять не менее 10 лк).

3. Обязанности крановщика во время работы крана.

3.1. Руководствоваться требованиями и указаниями, изложенными в руководстве по эксплуатации крана, производственной инструкции и Правилах устройства и безопасной эксплуатацией грузоподъёмных кранов.
3.2. Не допускать в зоне работы крана посторонних людей.
3.3.Перед включением механизмов крана в работу после перерыва подавать предупредительный звуковой сигнал.
3.4. При передвижении крана:

  • уложить стрелу на стойку поддержки стрелы;
  • закрепить крюковую подвеску установленным образом; уложить грузозахватные приспособления в установленном месте;
  • поднять до упора гидроцилиндры вывешивания и разблокировать стабилизатор подвески (если он имеется);
  • перенести выносные опоры в транспортное положение и, если это предусмотрено, застопорить их фиксаторами;
  • убедиться в том, что привод насосов выключен, а рукоятка переключения потока жидкости установлена в положении «на кран»;
  • снять, уложить и закрепить в установленных местах подкладки;
  • выключить питание крановой установки;
  • в пределах рабочей площади не увеличивать скорость более 5 км/ч;
  • о начале передвижения оповещать подачей предупреждающего звукового сигнала.

3.5. Устанавливать кран на рабочей площадке с соблюдением габаритов приближения и в соответствии с проектом производства работ кранами.
3.6. Приступать к выполнению крановых операций только после установки крана на дополнительные опоры; следить за тем, чтобы опоры были исправны и под них были подложены прочные и устойчивые подкладки, являющиеся инвентарной принадлежностью крана; величина зазора между шинами заднего моста и грунтом должна составлять не менее 30-40 мм.
3.7. Загрузку и разгрузку полувагонов , перемещение груза несколькими кранами, вблизи линии электропередачи, перемещение груза над перекрытиями, под которыми размещены производственные или служебные помещения, где могут находиться люди, перемещение груза, на который не разработана схема строповки, а также другие работы, предусмотренные проектами производства работ или технологическими регламентами, выполнять только под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
3.8. Перемещение грузов осуществлять с соблюдением следующих правил:

  • работать краном можно только по сигналу стропальщика. Если стропальщик подаёт сигнал, действуя в нарушение требований безопасности и своих обязанностей, то по такому сигналу Вы не должны производить маневра крана. За повреждения, причинённые действием крана вследствие выполнения неправильно поданного сигнала, несут ответственность как крановщик, так и стропальщик, подавший неправильный сигнал. Обмен сигналом между стропальщиком и крановщиком должен производиться по установленному на предприятии (в организации) порядку. Сигнал «Стоп» крановщик обязан выполнять не зависимо от того, кто его подаёт;
  • определять с использованием имеющихся приборов безопасности грузоподъёмность крана для каждого вылета;
  • перед подъёмом груза следует предупреждать звуковым сигналом стропальщика и всех, находящихся около крана лиц о необходимости уйти из зоны перемещаемого груза, возможного падения груза и опускания стрелы. Перемещать груз можно только при отсутствии людей в зоне перемещения крана. Стропальщик может находиться возле груза во время его подъёма или опускания, если груз находиться на высоте не более 1 м от уровня площадки. При работе крана людям запрещается находиться рядом с его платформой, а также выходить на неповоротную часть, чтобы не быть зажатым между поворотной и неповоротной частями крана;
  • загружать и разгружать вагонетки, автомашины и прицепы к ним, железнодорожные полувагоны и платформы разрешается только при отсутствии людей на транспортных средствах, в чём Вы должны предварительно убедиться;
  • устанавливать крюк подъёмного механизма над грузом следует так, чтобы при подъёме груза исключалось косое натяжение грузового каната; поднимать груз с площадки и опускать его на площадку следует только грузовой лебёдкой; не допускать раскачивания груза;
  • при подъёме груза необходимо предварительно поднять его на высоту не более 200 мм, чтобы убедиться в правильности строповки, устойчивости крана и исправности действия тормозов, после чего можно поднимать груз на нужную высоту;
  • при подъёме груза расстояние между обоймой крюка и блоками на стреле должно быть не менее 500 мм;
  • перемещаемые в горизонтальном направлении грузы (грузозахватные приспособления) следует предварительно приподнять на 500 мм выше встречающихся на пути предметов; подъём, опускание, перемещение груза, торможение при всех перемещениях следует выполнять плавно, без рывков;
  • зацеплять и отцеплять груз необходимо после полной остановки грузового каната, его ослабления и при опущенной крюковой подвеске;
  • при подъёме стрелы необходимо следить, чтобы она не поднималась выше положения, соответствующего наименьшему рабочему вылету;
  • при перемещении груза , находящегося вблизи стены, колонн, штабеля, железнодорожного вагона, автомашины, станка или другого оборудования, следует предварительно убедиться в отсутствии стропальщика или других людей между перемещаемым грузом и указанными частями здания, транспортными средствами или оборудованием, а также в невозможности задевания стрелой или перемещаемым грузом за стены, колонны и др. Укладку грузов в полувагоны, на платформы и в вагонетки следует производить, не нарушая равновесия полувагонов, вагонеток и платформ; загрузка кузова автомобиля (прицепа) должна производиться от кабины к заднему борту, разгрузка — в обратном порядке;
  • перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально предназначенной для этого таре, при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Подъём кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить только при погрузке и разгрузке (на землю) автомашин, прицепов, железнодорожных полувагонов и платформ;
  • перед подъёмом груза из колодца, канавы, траншеи, котлована и т.п. и перед опусканием груза в них следует путем опускания свободного (ненагруженного) крюка предварительно убедиться в том, что при его низшем положении на барабане остаются навитыми не менее полутора витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством;
  • укладывать и разбирать груз следует равномерно, не нарушая установленные для складирования грузов габариты и не загромождая проходы;
  • необходимо внимательно следить за канатами. При спадании их с барабанов или блоков, образовании петель или обнаружении повреждений канатов следует приостановить работу крана;
  • строповка грузов должна производить в соответствии со схемами строповки. Для строповки должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учётом числа ветвей и угла их наклона, стропы общего назначения выбираются так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90 градусов;
  • перемещение грузов неизвестной массы производится после определения их фактической массы. Запрещается поднимать груз, масса которого превышает грузоподъёмность крана или грузозахватного приспособления;
  • при работе крана опускать груз или стрелу разрешается только на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены подкладки соответствующей прочности; размещение грузов в зоне котлованов, траншей должно производиться за пределами призмы обрушения, но не менее 1 м от бровки естественного откоса или крепления выемки (котлована, траншеи);
  • кантовку грузов кранами следует производить на кантовочных площадках или в специально отведённых местах. Такая работа выполняется по разработанной технологии с указанием последовательности выполнения операций, способа строповки груза и сведений по безопасному выполнению работ.

3.9. Наблюдать за состоянием агрегатов и механизмов крана, своевременно устранять обнаруженные неисправности.
3.10.Следить за уровнем рабочей жидкости в баке гидропривода и креплением всасывающих рукавов. При наличии признаков эмульсирования рабочей жидкости воздухом работу крана прекратить.
3.11. При производстве работ крановщику запрещается:

  • выполнять погрузочно-разгрузочные работы при обнаружении неисправности крана;
  • допускать к обвязке или зацепке грузов случайных лиц, не имеющих прав стропальщика, а также применять грузозахватные приспособления, не соответствующие массе и характеру груза, без бирок или клейм. В этих случаях крановщик должен прекратить работу и поставить в известность лицо, отвечающее за безопасное производство работ кранами;
  • поднимать или кантовать груз, масса которого превышает грузоподъёмность крана для данного вылета. Если крановщик не знает массы груза, то он должен получить в письменном виде сведения о фактической массе груза у лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;
  • опускать стрелу с грузом до вылета, при котором грузоподъёмность крана будет меньше массы поднимаемого груза;
  • проводить резкое торможение при повороте стрелы с грузом;
  • подтаскивать груз по земле, рельсам или лагам крюком крана при наклонном положении канатов, а также передвигать железнодорожные вагоны, платформы, вагонетки или тележки при помощи крюка;
  • отрывать груз, засыпанный землёй или примёрзший к земле, заложенный другими грузами, укреплённый болтами, залитый бетоном и т.п.;
  • освобождать краном защемлённые грузом съёмные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, клещи и т.п.);
  • поднимать железобетонные изделия с повреждёнными петлями, неправильно застропованный (обвязанный) груз, находящийся в неустойчивом положении, а также в таре, заполненной выше бортов;
  • укладывать груз на электрические кабели и трубопроводы, а также груз, поддерживаемый руками;
  • передавать управление крана лицам, не имеющим прав на управление краном, а также допускать к самостоятельному управлению учеников и стажеров без своего наблюдения за ними;
  • производить загрузку и разгрузку автомашин при нахождении водителя или других людей в кабине;
  • поднимать баллоны со сжатым или сжиженным газом, не уложенные в специальные контейнеры;
  • подавать груз в оконные проёмы и на балконы без специальных приёмных площадок или специальных приспособлений;
  • поднимать груз непосредственно с места его установки (с земли, площадки, штабеля и т.п.) путём изменения вылета стрелы;
  • пользоваться концевыми выключателями в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов;
  • работать при выведенных из действия или неисправных приборов безопасности и тормозах;
  • устанавливать краны для работы на свеженасыпанном неутрамбованном грунте, а также с уклоном, превышающим 3 градусов;
  • самовольно устанавливать кран для работы вблизи линии электропередачи (до получения задания от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами);
  • находиться в кабине крановщика при установке крана на опоры, а также при снятии его с опор;
  • входить на кран и сходить с него во время работы механизмов передвижения, вращения или подъёма;
  • работать в закрытых невентилируемых помещениях (из-за повышенной загазованности воздуха);
  • допускать размещение легковоспламеняющихся веществ и предметов у выхлопной трубы;
  • использовать в качестве подкладок под аутригеры случайные предметы;
  • осуществлять передвижение крана с выдвинутой стрелой;
  • начинать движение крана при нахождении кого-либо в кабине крановщика;
  • работать без использования опор в крановом режиме.

4. Обязанности крановщика в аварийных ситуациях.

          Аварийная ситуация — это ситуация, вызванная природными или техногенными (производственными) проявлениями и состоящая в воздействии или угрозе воздействия на кран опасных факторов. Под опасными факторами понимают стихийные природные явления, пожар, электрическое напряжение, внешние механические силы и т.д., которые могут привести к гибели людей, вызвать потерю устойчивости крана или его поломку. В случае возникновения аварийной ситуации Вы должны:

  1. немедленно прекратить подъем, подать предупредительный сигнал, опустить груз на землю или площадку и установить причину аварийной ситуации в случае потери устойчивости крана (проседание грунта, поломка выносных опор, перегруз и т.п.);
  2. немедленно предупредить работающих об опасности и отвести стрелу от проводов линии электропередачи, если элементы крана (стрела, канаты) оказались под напряжением, в случае, когда это выполнить невозможно — покинуть кабину крана, не касаясь металлоконструкций и соблюдая меры личной безопасности от поражения электрическим током;
  3. соблюдая меры личной безопасности, принять меры по освобождению пострадавшего от действия электрического тока и оказать необходимую первую помощь, если во время работы крана работающий (стропальщик) соприкоснулся с токоведущими частями;
  4. немедленно вызвать пожарную охрану, прекратить работу и приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися на кране средствами пожаротушения при возникновении на кране пожара;
  5. прекратить работу, опустить груз на землю, покинуть кабину и уйти в безопасное место при возникновении стихийных природных явлений (ураган, землетрясения и т.п.); при наличии возможности, после опускания груза, привести стрелу крана в транспортное положение;
  6. немедленно поставить в известность об имевших место во время работы крана аварии или несчастном случае лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей; оказать первую помощь пострадавшему;
  7. произвести запись в вахтенном журнале и ставить в известность инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обо всех аварийных ситуациях.

5. Обязанности крановщика по окончании работы крана.

5.1. По окончании работы крана крановщик обязан соблюдать следующие требования: не оставлять груз , магнит или грейфер в подвешенном состоянии; поставить кран в предназначенное для стоянки место, затормозить его и закрыть кабину на замок; установить стрелу и крюк в положение, указанное в инструкции предприятия-изготовителя по эксплуатации крана; остановить двигатель, у электрических кранов отключить рубильник, если кран питается от внешнего источника; занести в вахтенный журнал сведения о выявленных дефектах и неисправностях узлов и элементов крана.
5.2. При работе крана в несколько смен крановщик, сдающий смену, должен сообщить своему сменщику обо всех неполадках в работе крана и сдать смену, сделав в вахтенном журнале соответствующую запись

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Hofmann geodyna 4500 2 инструкция на русском языке
  • Руководство по визуал студио
  • Магнезия от запора через сколько действует инструкция по применению
  • Прииск дражный руководство
  • Акип 4501 руководство по эксплуатации