ООО «ТехАвто»
150003, Россия, г. Ярославль, пр. Ленина, д. 2, оф. 21
тел./факс: (4852) 74-77-11, 67-05-05, 95-77-00
http://www.teh-avto.ru, e-mail: teh-avto@yandex.ru, ICQ: 7-585-777
ИНН 7606064703, КПП 760601001, р/с 40702810100000005364
в ОАО «ЯРСОЦБАНК» г. Ярославль, к/с 30101810300000000773
БИК 047888773, ОКПО 81920811
ИзмерителЬ светопропускания стекОЛ
«ТОНИК «
Руководство по эксплуатации
М 019.000.00 РЭ
Настоящее руководство по эксплуатации, предназначено для ознакомления с принципом действия, конструктивными особенностями, правилами технической эксплуатации измерителя светопропускания стекол «ТОНИК» (далее по тексту — прибор).
1 ОПИСАНИЕ И РАБОТА
1.1 Описание и работа прибора
1.1.1 Назначение
1.1.1.1 Прибор предназначен для определения светопропускания стекол тонированных и затемненных различного назначения, в том числе и установленных на автотранспортных средствах.
Прибор может использоваться органами государственной автоинспекции и транспортной инспекции в качестве средств технического контроля по требованиям безопасности дорожного движения, на диагностических центрах технического осмотра, а также на предприятиях, выполняющих тонирование автомобильных стекол.
1.1.1.2 Условия эксплуатации прибора:
-температура окружающего воздуха от минус 10 до 40°С;
-относительная влажность до 95% при 30°С;
-атмосферное давление от 84 до 106,7 кПа.
1.1.2 Технические характеристики
Диапазон измерения светопропускания, % 4÷100
Дискретность показаний, % 0,1
Пределы допускаемой основной абсолютной погрешности, % ±2,0
Толщина тестируемого стекла, мм до 20
Время подготовки к измерению, с, не более 20
Напряжение питания, В 3,6
(аккумуляторная батарея Li-ion)
Потребляемый ток, мА, не более 160
Время непрерывной работы без подзарядки, ч, не менее 10
Габаритные размеры, мм, не более:
— измерительный блок 180х90х45
— осветитель 95х35
— зарядное устройство 100х70х60
Масса, кг, не более:
— измерительный блок и осветитель 0,5
— зарядное устройство 0,5
1.1.3 Состав
1.1.3.1 Состав и комплект поставки приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование | Обозначение | Кол.,шт. | Примечание |
Измеритель светопропускания стекол «ТОНИК» | М 019.000.00 | 1 | |
Светофильтр контрольный | М 019.710.00 | 1 | |
Приспособление для поверки | М 019.811.00 | 1 | По заказу |
Зарядное устройство | М 122.000.00-02 | 1 | |
Футляр | М 019.740.00 | 1 | |
Паспорт | М 019.000.00 ПС | 1 | |
Руководство по эксплуатации | М 019.000.00 РЭ | 1 | |
Методика поверки (приложение А к руководству по эксплуатации) | М 019.000.00 МП | 1 |
1.1.4 Устройство и работа
1.1.4.1 Принцип определения светопропускания стекол основан на измерении в относительных единицах величины светового потока, пропускаемого стеклом, относительно общего падающего светового потока.
Спектральная чувствительность фотоприемника прибора имеет характеристику, соответствующую кривой чувствительности глаза в диапазоне 400750 нм с максимальным пропусканием на длине волны max= 56010нм.
1.1.4.2 Функциональная схема прибора, поясняющая принцип действия, приведена на рис.1 настоящего руководства.
Световой поток осветителя поступает на поверхность фотоприемника сквозь тестируемое стекло или без него в зависимости от режима работы. Сигнал фотоприемника через усилитель поступает на аналоговый вход микроконтроллера. Микроконтроллер выполняет обработку сигналов и управление работой прибора в соответствии с программой, записанной в ПЗУ.
Осветитель подключается к узлу управления, который связан с микроконтроллером и преобразователем питания.
Результаты измерений и сопроводительная информация отображаются на 4-х разрядном цифровом индикаторе и сопровождаются звуковой сигнализацией при значениях светопропускания ниже порога, установленного Пользователем.
В приборе предусмотрен ввод регистрационного номера транспортного средства с последующей передачей информационного пакета, содержащего регистрационный номер и результаты измерений контролируемого транспортного средства, в ПЭВМ автоматических линий технического контроля автомобилей через порт RS-232.
Прибор питается от автономного аккумулятора, установленного в корпусе. Уровень заряда аккумулятора отображается на индикаторе прибора.
Алгоритм определения светопропускания стекла прибором предусматривает две основных операции:
— калибровка уровня 100% с измерением исходного светового потока Фо при просвечивании чистого воздуха между осветителем и фотоприемником;
— измерение светового потока Фх, ослабленного тестируемым стеклом, установленным между осветителем и фотоприемником, с вычислением относительного
светопропускания тестируемого стекла τ в процентах падающего светового потока по формуле:
τ,% = Фх / Фо * 100 .
1.1.4.3 Конструктивно прибор состоит из следующих функциональных узлов:
-измерительного блока (ИБ),
-осветителя,
— зарядного устройства (рис.2).
Измерительный блок выполнен в пластмассовом корпусе.
На одной боковой поверхности корпуса ИБ установлен узел фотоприемника. Осветитель и фотоприемник имеют метки для облегчения их совмещения при проведении измерений.
На лицевой поверхности корпуса ИБ размещены: цифровой индикатор (9), светодиод «%» (6), а также органы управления — включатель питания ВКЛ-ВЫКЛ (5), кнопка БАТ / ВЫБОР (2), кнопка >100< / ОТМЕНА (3), кнопка RS-232 / ВВОД (4).
На другой боковой поверхности корпуса ИБ размещены разъемы для подключения кабеля связи (10) и зарядного устройства (11).
Внутри корпуса ИБ расположены плата и аккумулятор.
Осветитель выполнен в металлическом корпусе и подсоединяется к измерительному блоку с помощью кабеля. Внутри корпуса установлен источник света, в качестве которого применен светодиодный излучатель белого свечения.
Зарядное устройство выполнено в пластмассовом корпусе, соединяется с измерительным блоком с помощью кабеля с разъемом.
Рисунок 1 — Функциональная схема прибора
1 – Измерительный блок; 2 – Кнопка БАТ / ВЫБОР; 3 — Кнопка >100< / ОТМЕНА; 4 — Кнопка RS-232 / ВВОД; 5 — Включатель питания ВКЛ-ВЫКЛ; 6 — Светодиод «%»; 7 -Осветитель; 8 – Фотоприемник; 9 – Цифровой индикатор; 10 — Разъем для подключения кабеля связи; 11 — Разъем для подключения зарядного устройства; 12-Зарядное устройство
Рисунок 2 — Внешний вид прибора
1.1.5 Маркировка и пломбирование
1.1.5.1 Маркировка прибора соответствует требованиям конструкторской документации М 019.000.00.
На фирменной планке прибора указано:
— товарный знак предприятия-изготовителя;
— наименование или обозначение типа изделия;
— знак утверждения типа;
— обозначение технических условий;
— заводской порядковый номер прибора;
— год изготовления.
1.1.5.2 Пломбирование произведено в местах, предусмотренных чертежами.
1.1.6 Упаковка
1.1.6.1 Упаковка прибора соответствует требованиям конструкторской документации М 019.000.00.
1.1.6.2 Упаковка прибора и технической документации обеспечивает сохранность их товарного вида.
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ
2.1 Подготовка к использованию
2.1.1 Меры безопасности
2.1.1.1 К работе с прибором допускаются лица, ознакомленные с настоящим руководством по эксплуатации.
2.1.1.2 При работе с прибором необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
— в процессе эксплуатации не прилагать больших усилий к органам управления прибора, содержать его в чистоте, не подвергать ударам, не допускать падения;
-техническое обслуживание прибора производить при отключенном напряжении питания.
2.2 Указания по включению и опробованию работы
2.2.1 Установка параметров звуковой сигнализации
Прибор имеет отключаемую звуковую сигнализацию (по умолчанию — отключена). Для установки параметров звуковой сигнализации необходимо при включении питания держать нажатой кнопку БАТ/ВЫБОР.
2.2.1.1 Установка статуса звуковой сигнализации
На индикаторе выводится состояние звука:
ЗВ. Х
Х = 0 — звуковая сигнализация запрещена;
Х = 1 — звуковая сигнализация разрешена.
Изменение статуса звуковой сигнализации производить кнопкой БАТ/ВЫБОР. Для подтверждения с фиксацией в энергонезависимой памяти прибора нажать кнопку RS-232/ВВОД.
2.2.1.2 Установка порога звуковой сигнализации (0…100%) в рабочем режиме
На 2 секунды появляется надпись:
0070
ПОР.
, затем
загорается светодиод «%», на индикаторе выводится значение порога срабатывания звуковой сигнализации в процентах (по умолчанию равен 70%):
Мигает корректируемая цифра, ее изменение по циклу производится кнопкой БАТ/ВЫБОР, переход к следующей цифре – кнопкой >100
Для подтверждения значения порога с фиксацией в энергонезависимой памяти прибора нажать кнопку RS-232/ВВОД. Индикатор гаснет. Выключить питание.
2.2.2 Установка идентификационного номера
2.2.2.1 При работе в составе комплекта приборов «Линия технического контроля» должен быть правильно установлен идентификационный номер прибора в пределах 1…255 (по умолчанию установлен номер 12). Для его контроля и редактирования необходимо при включении питания держать нажатой кнопку >100
На индикаторе выводится значение номера, например:
0012
Мигает корректируемая цифра, ее изменение по циклу – кнопка БАТ/ВЫБОР, переход к следующей цифре – >100
2.2.3 Включение диагностической процедуры измерения
2.2.3.1 При работе прибора в составе комплекта приборов «Линия технического контроля» измерение светопропускания стекол проводится в соответствии с алгоритмом диагностической процедуры с передачей результатов в ПЭВМ. Процедура описана в п.2.3.4.
2.2.3.2 Для включения/выключения диагностической процедуры измерения необходимо при включении питания держать нажатой кнопку RS-232/ВВОД.
На индикаторе появляется текущий статус:
РС Х
Х = 0 — диагностическая процедура отключена – автономная работа (состояние по умолчанию);
Х = 1 — диагностическая процедура включена;
Изменение статуса диагностической процедуры производится кнопкой БАТ/ВЫБОР. Для подтверждения с фиксацией в энергонезависимой памяти прибора нажать кнопку RS-232/ВВОД.
Индикатор гаснет. Выключить питание.
2.3 Использование прибора
2.3.1 Совместить по внешним поверхностям корпусы осветителя и фотоприемника, используя нанесенные метки и удерживать их в этом положении.
Установить переключатель прибора ВКЛ-ВЫКЛ в положение ВКЛ.
При включении прибора подаются два кратковременных звуковых сигнала (если звуковая сигнализация разрешена, см.п.2.2.1.1), затем автоматически проводится тест индикации (загорается светодиод «%» и цифры «8.8.8.8.» на цифровом индикаторе). Через 2 секунды индикация гаснет, и прибор переходит в pежим прогрева длительностью около 10 секунд. При этом каждую секунду на индикаторе добавляется символ тире.
Через 5 секунд после начала прогрева на цифровом индикаторе кратковременно индицируется состояние аккумуляторной батареи в процентах (при этом загорается светодиод «%»), например:
=090
Внимание: Если на цифровом индикаторе мигает надпись «ЗАР«, то это означает, что напряжение батареи ниже нормы. Следует выключить питание и зарядить аккумуляторную батарею согласно п.2.3.5.
После прогрева подается кратковременный звуковой сигнал (если звуковая сигнализация разрешена), автоматически производится калибровка уровня 100%, сопровождаемая надписью на индикаторе:
CAL.
2.3.2 Автономная работа
2.3.2.1 При отключенной диагностической процедуре (см. п.2.2.3) по окончании подготовки прибор переходит в рабочий режим (измерение светопропускания). Горит светодиод «%», на индикаторе показывается текущее значение светопропускания. При этом передача результатов в ПЭВМ не предусмотрена.
При совмещенных поверхностях осветителя и фотоприемника значение после калибровки равно 100±0,2%.
2.3.2.2 При необходимости в рабочем режиме возможен просмотр уровня напряжения батареи в %. Для этого необходимо нажать и удерживать кнопку БАТ/ВЫБОР.
2.3.2.3 Для выполнения калибровки уровня в рабочем режиме при совмещенных поверхностях осветителя и фотоприемника нажать кнопку >100
2.3.3 Определение светопропускания автомобильного стекла
2.3.3.1 Предварительно выполнить калибровку уровня (см.п.2.3.2.3).
2.3.3.2 Для определения светопропускания автомобильного стекла необходимо:
— приложить с небольшим усилием вплотную к тестируемому стеклу с противоположных сторон фотоприемник и осветитель;
— отцентрировать их визуально по внешним поверхностям, ориентируясь на нанесенные метки.
Более точную центровку можно обеспечить за счет незначительных поперечных перемещений осветителя относительно фотоприемника до достижения максимального показания прибора, которое и принимается за результат измерений.
Индикация результата измерений светопропускания осуществляется в процентах. Если разрешена звуковая сигнализация, то при значениях светопропускания ниже порога, установленного в п. 2.2.1.2, раздается прерывистый звуковой сигнал.
2.3.4 Работа в составе комплекта диагностических приборов «Линия технического контроля»
2.3.4.1 При работе прибора в составе комплекта приборов «Линия технического контроля» измерение светопропускания стекол проводится в соответствии с алгоритмом диагностической процедуры, который предусматривает следующую последовательность действий:
— ввод номера транспортного средства (ТС);
— измерение светопропускания левого бокового стекла;
— измерение светопропускания переднего стекла;
— измерение светопропускания правого бокового стекла;
— передача пакета результатов измерений данного ТС по каналу RS-232 в ПЭВМ.
Примечание – До начала сеанса связи с ПЭВМ (п. 2.3.4.11) кабель связи может быть отключен от прибора.
2
НР
.3.4.2 При включенной диагностической процедуре (см. п.2.2.3) по окончании подготовки на индикаторе появляется надпись:
Для продолжения работы нажать кнопку RS-232/ВВОД.
2.3.4.3 Ввести номер ТС длиной до четырех цифр. Корректируемая цифра мигает, ее значение меняется по циклу нажатием кнопки БАТ/ВЫБОР. Для перехода к редактированию следующей цифры нажать кнопку >100
Примечание — Если номер ТС состоит из трех цифр, в левом разряде индикатора должен быть установлен 0.
По завершении установки номера ТС нажать кнопку RS-232/ВВОД. Раздается кратковременный звуковой сигнал (если звуковая сигнализация разрешена).
2
.3.4.4 На индикаторе отображается символ левого бокового стекла:
2.3.4.5 Для продолжения работы нажать кнопку RS-232/ВВОД. Раздается кратковременный звуковой сигнал (если звуковая сигнализация разрешена).
Прибор переходит в режим измерения светопропускания. Горит светодиод «%», на индикаторе показывается текущее значение светопропускания. Управление прибором аналогично автономной работе (п.2.3.2).
2
ЗАП.
.3.4.6 Определить светопропускание левого бокового стекла согласно п.2.3.3. Для фиксации результата в памяти прибора нажать кнопку RS-232/ВВОД. Раздается кратковременный звуковой сигнал (если звуковая сигнализация разрешена) и на индикаторе на 2 секунды появляется надпись:
2.3.4.7 На индикаторе отображается символ переднего стекла:
2.3.4.8 Выполнить п.п. 2.3.4.5, 2.3.4.6 для переднего стекла.
2.3.4.9 На индикаторе отображается символ правого бокового стекла:
2.3.4.10 Выполнить п.п. 2.3.4.5, 2.3.4.6 для правого бокового стекла.
2.3.4.11 На индикаторе появляется надпись:
П
РС
одключить кабель связи к разъему связи (поз.8, рис.2). Для начала процедуры передачи пакета результатов измерений данного ТС в ПЭВМ нажать кнопку RS-232/ВВОД.
2.3.4.12 Прибор ожидает сеанса связи с ПЭВМ до 12 секунд, при этом каждую секунду на индикаторе добавляется символ тире. При удачной передаче подается один кратковременный звуковой сигнал (если звуковая сигнализация разрешена), на 2 секунды на индикаторе появляется надпись:
ПЕР.
Затем прибор автоматически переходит в начало следующей диагностической процедуры (п.2.3.4.2). При этом предыдущие данные измерений теряются.
2.3.4.13 Если данные не переданы за 12 секунд, раздаются два кратковременных звуковых сигнала (если звуковая сигнализация разрешена) и на индикаторе появляется надпись:
Err ≡
Для запуска повторного сеанса связи с ПЭВМ нажать кнопку RS-232/ВВОД.
Для перехода в начало следующей диагностической процедуры нажать кнопку>100
2.3.5 Зарядка аккумуляторной батареи
Внимание: Строго соблюдайте порядок подключения зарядного устройства.
2.3.5.1 При отключенном питании прибора подключить кабель зарядного устройства к разъему прибора (поз.9, рисунок 2).
2.3.5.2 Подключить зарядное устройство к сети 220 В 50 Гц.
На зарядном устройстве постоянно горит светодиод ПИТАНИЕ, периодически вспыхивает светодиод ЗАРЯЖЕНО. Время заряда – около 8 часов.
Прекращение заряда – автоматическое. По окончании заряда горят постоянно оба светодиода.
Примечание — Допускается работать с прибором в процессе заряда. При этом время заряда увеличивается.
3 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
3.1 Техническое обслуживание прибора
3.1.1 Меры безопасности
3.1.1.1 К работе с прибором допускаются лица, ознакомленные с настоящим руководством по эксплуатации.
- Порядок технического обслуживания
3.1.2.1 В процессе эксплуатации необходимо содержать в чистоте оптические элементы фотоприемника и осветителя. Об их загрязнении свидетельствуют большие колебания показаний светопропускания при неподвижных совмещенных осветителе и фотоприемнике.
Для очистки оптики необходима ее протирка мягкой фланелью,
смоченной спирто-эфирным раствором.
В случае нарушения нормального функционирования прибора,
необходимо обратиться на предприятие изготовитель или в специализированную ремонтную организацию.
3.1.2.2 В процессе эксплуатации и после ремонта приборы подлежат поверке в соответствии с методикой поверки М 019.000.00 МП.
Межповерочный интервал -1 год.
4 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
4.1 Приборы в упаковке предприятия-изготовителя могут транспортироваться любым видом транспорта в крытых транспортных средствах.
4.2 Условия транспортирования должны соответствовать условиям хранения 5 по ГОСТ 15150-69, но для диапазона температур окружающего воздуха от минус 30 до 50°С;
4.3 При транспортировании приборов необходимо соблюдать меры предосторожности с учетом манипуляционных знаков, нанесенных на транспортную тару.
4.4 Во время погрузочно-разгрузочных работ и при транспортировании приборы не должны подвергаться воздействию атмосферных осадков.
5 ХРАНЕНИЕ
5.1 Приборы должны храниться у изготовителя и потребителя в
закрытых помещениях в соответствии с условиями хранения группы 01Л
по ГОСТ 15150-69.
ИЗМЕРИТЕЛИ СВЕТОПРОПУСКАНИЯ СТЕКЛА
«ТОНИК»
МЕТОДИКА ПОВЕРКИ
М 019.000.00 МП
Содержание
Содержание 11
1 операции поверки 12
2 СРЕДСТВА ПОВЕРКИ 12
3 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 12
4 УСЛОВИЯ ПОВЕРКИ 12
5 ПОДГОТОВКА К ПОВЕРКЕ 13
6 ПРОВЕДЕНИЕ ПОВЕРКИ 13
7 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ 14
8 АТТЕСТАЦИЯ КОНТРОЛЬНОГО СВЕТОФИЛЬТРА 14
Настоящая методика поверки распространяется на измеритель светопропускания стекол «ТОНИК» (далее – прибор), предназначенный для определения светопропускания стекол, и устанавливает методику первичной поверки и периодической поверки в процессе эксплуатации.
Межповерочный интервал – 1 год.
1 операции поверки
1.1 При проведении поверки выполняют операции, указанные в таблице 1.
Таблица 1
Наименование операции | Номер пункта методики поверки |
Внешний осмотр | 6.1 |
Опробование | 6.2 |
— проверка общего функционирования | |
Определение метрологических характеристик | 6.3 |
— определение основной абсолютной погрешности |
1.2 Если при проведении той или иной операции поверки получен отрицательный результат, дальнейшую поверку прекращают.
2 СРЕДСТВА ПОВЕРКИ
2.1 При проведении поверки применяют средства, указанные в таблице 2.
Таблица 2
Номер пункта
методики поверки |
Наименование и тип основного или вспомогательного средства поверки; обозначение нормативного документа, регламентирующего технические требования и (или) метрологические (МХ) и основные технические характеристики |
6.3 | Комплект нейтральных светофильтров с коэффициентами пропускания от 4 до 100 % в диапазоне длин волн от 400 до 750 нм.
Допустимая погрешность 0,5%. |
2.2 Допускается применение других средств поверки, тип которых утвержден и внесен в Государственный реестр средств измерений РФ, метрологические характеристики и статус которых не хуже указанных в таблице 2.
2.3 Средства измерений, применяемые при поверке, должны иметь действующие свидетельства о поверке.
3 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
При проведении поверки соблюдают следующие требования безопасности:
3.1 Не прилагать больших усилий к органам управления прибора, содержать его в чистоте, не подвергать ударам, не допускать падения.
4 УСЛОВИЯ ПОВЕРКИ
При проведении поверки необходимо соблюдать следующие условия:
-температура окружающей среды, оС 20±5;
-диапазон относительной влажности окружающего
воздуха, % до 90;
-диапазон атмосферного давления, кПа от 84 до 106,7.
5 ПОДГОТОВКА К ПОВЕРКЕ
перед проведением поверки выполняют следующие подготовительные работы:
— заряжают встроенную аккумуляторную батарею прибора;
— осматривают средства поверки: стекла образцовых светофильтров должны быть чистыми на просвет и в отраженном свете, без механических повреждений; протирают стекло мягкой фланелью, при необходимости допускается смачивание фланели в спирто-эфирной смеси;
— проверяют наличие паспортов и сроков годности средств поверки.
6 ПРОВЕДЕНИЕ ПОВЕРКИ
6.1 Внешний осмотр
6.1.1 При внешнем осмотре устанавливают соответствие прибора следующим требованиям:
-отсутствие внешних повреждений, влияющих на работоспособность прибора;
— исправность органов управления;
— соответствие маркировки требованиям М 019.000.00 РЭ;
— четкость надписей на панелях.
6.1.2 Результаты внешнего осмотра считают положительными, если прибор соответствует перечисленным требованиям.
6.2 Опробование
6.2.1 При опробовании осуществляют проверку общего функционирования прибора, используя руководство по эксплуатации М 019.000.00 РЭ.
Проверку проводят в последовательности:
1) отключают диагностическую процедуру измерения (см.п.2.2.3 М 019.000.00 РЭ);
2) совмещают поверхности осветителя и фотоприемника и, удерживая в таком положении, включают питание прибора;
3) после выхода прибора в рабочий режим контролируют уровень напряжения аккумуляторной батареи;
4) отводят осветитель в сторону от фотоприемника и убеждаются визуально в свечении источника света;
5) полностью закрывают отверстие фотоприемника ладонью и убеждаются, что показания индикатора находятся в пределах 0…1%.
6.2.2 Результаты опробования осмотра считают положительными, если прибор соответствует перечисленным требованиям.
6.3 Определение метрологических характеристик
6.3.1 Определение основной абсолютной погрешности прибора проводят при последовательном измерении светопропускания образцовых светофильтров.
6.3.1.1 Измерения проводят в следующей последовательности:
1) закрепляют измерительный блок и осветитель в приспособлении для поверки из комплекта прибора на расстоянии между торцами, достаточном для установки между ними образцового светофильтра с небольшим зазором;
2) включают питание прибора;
3) выполняют в рабочем режиме калибровку уровня;
4) устанавливают образцовый светофильтр между фотоприемником и осветителем, немного прижав его к торцу фотоприемника;
5) снимают показания прибора;
6) вынимают образцовый светофильтр;
7) повторяют операции по пп. 3)…6) еще 4 раза для данного светофильтра, соблюдая однотипность установки, и вычисляют среднее арифметическое показаний прибора из пяти измерений;
по полученным результатам определяют основную абсолютную погрешность прибора Δо при измерении данного образцового светофильтра по формуле:
Δо,% = К — Ко
где:
К — среднеарифметическое значение показаний прибора из пяти измерений, %;
Ко — значение светопропускания образцового светофильтра, %
6.3.1.2 Повторяют операции по п. 6.3.1.1. 3)…8) для других образцовых светофильтров.
6.3.2 Результаты поверки считают положительными, если основная абсолютная погрешность прибора при измерении каждого образцового светофильтра не превышает 2%.
7 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ
7.1 Положительные результаты первичной поверки прибора оформляются записью в таблице поверки паспорта прибора и нанесением оттиска поверочного клейма или печатью, удостоверенной подписью поверителя.
Положительные результаты периодической поверки оформляются записью в таблице поверки паспорта прибора и нанесением оттиска поверочного клейма и (или) выдачей свидетельства о поверке установленной формы.
7.2 В паспорт прибора, признанного годным к эксплуатации, заносят результаты поверки в виде таблицы.
7.3 При отрицательных результатах поверки прибор не допускают к дальнейшей эксплуатации, в паспорт вносят запись о непригодности к эксплуатации, клеймо предыдущей поверки гасят, свидетельство аннулируют. На прибор выдают извещение о непригодности.
8 АТТЕСТАЦИЯ КОНТРОЛЬНОГО СВЕТОФИЛЬТРА
8.1 Контрольный светофильтр, входящий в комплект поставки прибора, предназначен для периодического контроля работоспособности прибора в процессе его эксплуатации. Настоящий порядок устанавливает методику первичной и периодической аттестации светофильтра. Аттестацию контрольного светофильтра необходимо совмещать с первичной поверкой прибора.
Периодичность аттестации — 12 месяцев.
8.2 Операции и средства метрологической аттестации
8.2.1. При проведении аттестации контрольного светофильтра должны быть выполнены операции и применены средства, указанные в таблице 3.
Таблица 3
Номер пункта
раздела |
Наименование операции | Наименование средства поверки, основная характеристика |
8.3.1 | Внешний осмотр | — |
8.3.2 |
Определение светопропускания | Измеритель светопропускания стекла ТОНИК
диапазон измерений — 4÷100,0 %; основная абсолютная погрешность 2 % |
8.2.2 Применяемые средства поверки должны иметь действующие клейма и свидетельства об их поверке.
8.3 Проведение аттестации
8.3.1 Внешний осмотр
При внешнем осмотре контрольного светофильтра должно быть установлено:
— отсутствие механических повреждений;
— отсутствие на поверхности жирных пятен.
Стекла светофильтра должны быть чистыми на просвет и в отраженном свете. При необходимости протирают стекло мягкой фланелью, при этом допускается смачивание фланели в спирто-эфирной смеси.
8.3.2 Определение светопропускания
8.3.2.1 Определение светопропускания проводят в следующей последовательности:
1) закрепляют измерительный блок и осветитель в приспособлении для поверки из комплекта прибора на расстоянии между торцами, достаточном для установки между ними контрольного светофильтра с небольшим зазором;
2) включают питание прибора;
3) выполняют в рабочем режиме калибровку уровня;
4) устанавливают образцовый светофильтр между фотоприемником и осветителем, немного прижав его к торцу фотоприемника;
5) снимают показания прибора;
6) вынимают образцовый светофильтр;
7) повторяют операции по пп. 3)…6) еще 2 раза, соблюдая однотипность установки для данного светофильтра, соблюдая однотипность установки, и вычисляют среднее арифметическое показаний прибора из трех измерений, что является действительным значением светопропускания контрольного светофильтра;
заносят действительное значение светопропускания контрольного светофильтра в таблицу поверки паспорта.
РАСТР
ИЗМЕРИТЕЛЬ
СВЕТОВОГО КОЭФФИЦИЕНТА ПРОПУСКАНИЯ
АВТОМОБИЛЬНЫХ
СТЕКОЛ
«Свет»
РУКОВОДСТВО
ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ УШ2.770.002
РЭ
-3-
Настоящее
руководство по эксплуатации предназначено
для изучения принципа действия измерителя
светового коэффициента пропускания
автомобильных стекол «Свет» (в
дальнейшем именуемый прибор), а также
содержит сведения о приемке прибора и
сведения, необходимые для правильной
эксплуатации.
Прибор
«Свет» зарегистрирован в
Государственном реестре средств
измерений под №20761-01.
Обслуживание
прибора должно (Осуществляться
квалифицированным персоналом со
специальной подготовкой на уровне
среднетехнической и имеющим
квалификационную группу по технике
безопасности не ниже III.
В руководстве по
эксплуатации приняты следующие
сокращения:
СТКК — сектор
технического контроля качества.
1.1 Назначение прибора
Прибор предназначен
для измерения светового коэффициента
пропускания автомобильных стекол
толщиной от 3 до 6 мм в диапазоне волн
380-780 нм в соответствии с ГОСТ 27902-88 и
ГОСТ 5727-88.
По условиям
эксплуатации прибор относится к изделиям
исполнения У категории 1 по ГОСТ 15150-69.
По
степени защиты, обеспечиваемой корпусом,
излучатель прибора относится к группе
IP-54
по ГОСТ 14254-96, а фотоприемник относится
к группе IP-40
по ГОСТ 14254-96.
По
способу защиты обслуживающего персонала
от поражения электрическим током прибор
относится к классу III
по ГОСТ 12.2.007.0-75.
1.2 Технические характеристики
Технические
характеристики приведены в таблице
1.
-4-
Таблица 1
N пп |
Наименование |
Данные по ТУ |
1 . |
Диапазон измерений |
1-99 |
2 |
Пределы допускаемого |
±2 |
3 |
Время |
5 |
4 |
Толщина |
3 — б |
5 |
Напряжение |
10,5-14,5 |
6 |
Автоматическое |
160 |
7 |
Потребляемая |
3,2 |
8 |
Средняя наработка |
80 000 |
9 |
Средний |
10 |
10 |
Масса прибора в |
1,4 |
11 |
Габаритные излучатель фотоприемник |
63*63*90 110*70*50 |
Содержание
драгоценных материалов в приборе, г:
золото — 0,0048;
серебро — 0,10061;
хлористый палладий
— 0,00011088.
Сведения о местах
расположения деталей и сборочных единиц,
содержащих драгоценные материалы,
указаны в УШ2.770.002 РЭ2, которое высылается
по запросу эксплуатирующих и ремонтных
организаций.
1.3 Устройство и работа прибора
Прибор представляет
собой носимый комплект с питанием от
штатного аккумулятора или от аккумулятора
автомобиля через прикуриватель. В каждом
конкретном случае используется
соответствующий кабель из комплекта
прибора. Прибор вместе со штатным
аккумулятором и кабелем к нему укладывается
в поясную сумку и может быть оперативно
• развернут на открытом воздухе.
Источником излучения служит лампа
накаливания ОП 6,3-0,22. Приемником излучения
служит фотодиод ФД 263-01, перед которым
установлен светофильтр СЗС-21, корректирующий
диапазон спектральной чувствительности
фотоприемника в видимой области спектра.
-5-
Измеренная величина
светового коэффициента пропускания
выводится на цифровой индикатор.
Прибор
содержит схему индикации разряда
аккумулятора. При снижении напряжения
на аккумуляторе до величины 10,5 В световой
индикатор начинает мигать с частотой
1-2 Гц. Для зарядки аккумулятора, входящего
в состав прибора, служит зарядное
устройство ИЭВ8-1215.Время заряда
разряженного аккумулятора составляет
2 часа.
ВНИМАНИЕ!
Не допускайте работы прибора при мигающем
индикаторе,
так как это приведет к выходу из строя
аккумулятора.
1.4 Конструкция
прибора
Измеритель
светового коэффициента пропускания
состоит из фотоприемника и излучателя
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ В )
Фотоприемник
выполнен в пластмассовом корпусе 1,
состоящим из 2-х частей, в котором
закреплены с одной стороны кольцевой
магнит 2 со светофильтром 3 (СЗС-21), а с
другой стороны — плата 4 с индикацией,
кнопками управления и фотодатчиком.
В корпусе 5 излучателя установлена
лампа накаливания 6 с рассеивающим
матовым стеклом и кольцевой магнит 7.
2 КОМПЛЕКТНОСТЬ
Таблица |
2 |
|||
Обозначение |
Наименование |
Кол |
Заводс- кой номер |
Примечание |
УШ2.770.002 |
Измеритель |
1 |
12234 |
|
УШ6.251.010 |
Поверочное кольцо |
1 |
||
Аккумулятор |
1 |
|||
Сумка поясная |
1 |
|||
УШ4.854.667 |
Кабель к |
1 |
||
УШ4.854.588 |
Кабель к |
1 |
||
Зарядное устройство |
1 |
|||
УШ2.770.002РЭ |
Руководство по |
1 |
||
Упаковка |
1 |
-6-
Примечание — При
поставке потребителю партии приборов
количество эксплуатационной документации
оговаривается в договоре.
3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПО НАЗНАЧЕНИЮ
3.1 Эксплуатационные
ограничения Прибор обеспечивает
работоспособность:
-при
температуре окружающего воздуха от
минус 40 до плюс 40сС;
-при
относительной влажности до 98% при
температуре 25°С;
-после
воздействия синусоидальной вибрации
в диапазоне частот от 15 до 35 Гц с
ускорением виброперемещения 9,8 м/с2
(lg);
-при
питании от источника постоянного
тока напряжением от 10,5 до 14,5 В.
• 3.2 Подготовка
прибора к использованию
При вскрытии
упаковки убедитесь в ее целостности,
проверьте сохранность пломб и комплектность
(раздел 2 настоящего руководства),
произведите внешний осмотр прибора.
В холодное время
года в случае резкой смены температур
(переноса прибора из холода в тепло)
перед калибровкой необходимо протереть
сухой мягкой тканью светофильтр
фотоприемника и матовое стекло излучателя
(в случае запотевания) для получения
достоверных результатов измерения.
Закрепите сумку
с прибором на поясе, произведите внешний
осмотр составных частей прибора и
соедините их между собой кабелями.
В зависимости от
выбранного варианта питания (от штатного
аккумулятора или от автомобильного)
подключите соответствующий кабель
питания из комплекта прибора.
Перед началом
эксплуатации прибора проверьте его на
работоспособность, для чего:
-совместите соосно
кольцевые магниты фотоприемника и
излучателя;
-нажмите
кнопку КАЛИБР,
убедитесь, что засветился индикатор
включения питания и дважды кратковременно
высветились цифры «00» на цифровом
индикаторе: сразу после нажатия кнопки
КАЛИБР
и повторно через 4-5 с;
-нажмите
любую из кнопок ИЗМЕРЕНИЕ
и убедитесь, что через 4-5с после нажатия
на цифровом индикаторе высветились
цифры «99».
-7-
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Правила тонировки автомобильных стекол регулируются «Основными положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации». В документе есть приложение с пунктом 7.3, оно и включает весь перечень неисправностей и условий, при которых запрещается использование автомобиля.
Например, эксплуатировать транспортное средство нельзя, если в машине установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя. В 2020 году Министерство транспорта слегка откорректировало эти положения, подведя стандарты тонировки под более современный ГОСТ от 2016 года.
Какой должна быть тонировка
Согласно новому ГОСТу 33997-2016, светопропускаемость ветрового и передних боковых стекол должна составлять не менее 70% (согласно предыдущему ГОСТУ светопропускаемость лобового стекла должна быть не менее 75%, а передних боковых — 70%).
Светопропускаемость ветрового и передних боковых стекол должна составлять не менее 70%
(Фото: сочи.23.мвд.рф )
А вот ограничений по тонировке задних стекол (в том числе и боковых) нет. Их можно тонировать без ограничений.
Кто и как замеряет тонировку
Контроль светопропускаемости стекол осуществляют сотрудники ГИБДД. Делают они это специальными приборами. Перед замером водитель имеет право осмотреть все датчики, которые крепятся к стеклу его машины на предмет отсутствия загрязнения и внешних пленок.
Если водитель не согласен с первичными показаниями прибора, то он вправе потребовать повторный замер и присутствие двух понятых. При замере светопропускаемости стекла водитель также может потребовать у сотрудника ГИБДД действующий сертификат на прибор и посмотреть, опечатан ли сам прибор.
Проверку тонировки осуществляют сотрудники ГИБДД
(Фото: сочи.23.мвд.рф )
Важно помнить, что измерять тонировку инспекторы ГИБДД могут только при определенном освещении, температуре, давлении и влажности. Согласно официальным документам, давление, например, должно быть от 86 до 106 кПа, а относительная влажность воздуха должна быть от 40 до 80%. Если какие-либо из показателей во время измерения уровня тонировки не соответствуют нормам, штраф можно обжаловать.
Штраф за тонировку в 2023 году
Штраф за тонировку не по ГОСТу сегодня составляет 500 рублей, согласно ст. 12.5. КоАП. Первые 20 дней его можно оплатить со скидкой в 50%.
Если водитель дает согласие устранить нарушение на месте, то он может получить и вовсе только предупреждение. Решение принимает сотрудник полиции. Если снять пленку на месте не получается, то инспектор выписывает штраф и выдает предписание на устранение нарушения с установленными сроками — как правило, это 10 дней.
Если в указанный срок тонировка не снимается, то при повторной проверке водителя ожидает штраф уже в размере 2-4 тыс. руб. либо арест до 15 суток за невыполнение законного требования сотрудника полиции. При этом важно понимать, что назначать арест или повторный штраф может только суд. Как отмечают юристы, если нарушитель тонировки попадает в суд впервые, его чаще всего штрафуют. Но если водителю регулярно предъявляют такие обвинения или у него есть другие штрафы, то шансы попасть под арест резко возрастают.
ГИБДД активизируют рейды по отлову нарушителей правил тонировки весной и летом
(Фото: РБК)
Обычно инспекторы ГИБДД активизируют рейды по отлову нарушителей правил тонировки весной и летом. Именно в эти месяцы желающих оклеить машину темной пленкой становится больше. По словам сотрудников ГИБДД, «многие водители игнорируют требования технического регламента и управляют автомобилями с сильно затонированными стеклами, что, в свою очередь, существенно сказывается на безопасности дорожного движения и подвергает угрозе жизнь и здоровье граждан».
Законная тонировка
Затонировать автомобиль по нормам ГОСТа в России сложно. Потому что даже стекла совершенно нового автомобиля пропускают свет не на 100%. А если автомобилю несколько лет, то через лобовое или боковое стекло будет проходить не больше 90% света. Таким образом безопасной тонировкой может быть затемнение специальной пленкой всего на 15%. Однако такая тонировка не спасет от яркого солнца и не скроет содержимое салона автомобиля от посторонних глаз, поэтому и смысла не имеет.
Послабления для тонировки существуют только для боковых стекол второго ряда и заднего стекла, потому что их степень затемнения ГОСТ не регламентирует — тонировать можно хоть на все 100%, главное — не зеркальным эффектом. Потому что зеркальная тонировка в России запрещена для любых стекол в принципе. В верхней части ветрового стекла также допускается крепление полосы прозрачной цветной пленки шириной не более 14 сантиметров — такая полоска может защитить глаза водителя от яркого солнечного света.
Способы тонировки
Большая часть автопроизводителей поставляет машины уже с небольшой заводской тонировкой, которая соответствует всем правилам той страны, где будет продаваться автомобиль. Но многие водители в России предпочитают наносить тонировку самостоятельно. Это можно сделать методом напыления тонкого слоя металла или полимера на внутреннюю часть стекла, но для этого стекла придется снять.
В отличие от заводской тонировки, самостоятельное напыление делается без вакуумной камеры, поэтому качество такого затемнения сильно хуже. Но главный недостаток такого способа — затирки, сколы и царапины, которые образуются со временем. Демонтировать такую тонировку уже невозможно, единственных выход — менять стекло.
Пленка, которая наклеивается на внутреннюю поверхность стекла, является самым популярным способом тонировки
(Фото: Фотобанк Лори)
Самый популярный способ затемнения — пленка, которая наклеивается на внутреннюю поверхность стекла. Это самый простой, быстрый и дешевый метод, который не требует демонтажа. Пленку также всегда можно снять без ущерба для стекла. Сегодня тонировка стекол делается большим количеством цветных пленок разного класса, от которого зависит качество, коэффициент светопропускания, а также стоимость услуги. Но стоит помнить, что если пленка не соответствует ГОСТу, то рано или поздно ее придется снять.
- Как получить, заменить и восстановить водительское удостоверение
- Низко и медленно: что такое лоурайдеры и как они устроены
- «Русский Hummer», «Гном» и другие легковушки КамАЗа
Измеритель светопропускания стекол «ТОНИК»
Скачать:
Сертификат Госреестра СИ РФ ZIP
Описание типа ZIP
Методика поверки ZIP
Руководство по эксплуатации ZIP
Технический паспорт ZIP
Назначение прибора ТОНИК
Измеритель светопропускания тонированных и затемнённых стёкол ТОНИК предназначен для определения светопропускания стёкол тонированных и затемнённых различного назначения, в том числе и установленных на автотранспортных средствах.
Прибор может использоваться техническими службами ГИБДД и Минтранса в качестве средств технического контроля по требованиям безопасности дорожного движения на диагностических центрах технического осмотра, центрами контроля безопасности автомобильного транспорта и на предприятиях, выполняющих тонирование автомобильных стёкол.
Функции
- Измерение светопропускания как нейтральных, так и цветных стёкол;
- 10 часов непрерывной работы и сигнализация ёмкости заряда аккумулятора;
- Память результатов тонировки трёх последних измерений;
- Ввод гос. номера автомобиля кнопками прибора в протокол измерений;
- Передача результатов измерений в ПЭВМ ЛТК.
Достоинства
- Автоматическое питание от собственного аккумулятора;
- Точность измерений не зависит от толщины стёкол;
- Автоматическая настройка базового отсчёта и звуковая сигнализация превышений пороговых значений светопропускания;
- Полная автоматизация измерения и документирование результатов.
Диапазон измерения светопропускания | % | 4 −100 |
Дискретность показаний | % | 0,1 |
Пределы допускаемой основной абсолютной погрешности | % | ±2,0 |
Толщина тестируемого стекла | мм | до 20 |
Время подготовки к измерению | сек. | 20 |
Электропитание от автономного аккумулятора | В | 3,6 |
Потребляемый ток, не более | мА | 160 |
Время непрерывной работы без подзарядки, не менее | час | 10 |
Габаритные размеры измерительного блока, не более | мм | 180×90×45 |
Габаритные размеры осветителя, не более | мм | 95×35 |
Масса прибора (измерительного блока и осветителя), не более | кг | 0,5 |
Источник
ТОНИК
Измеритель светопропускания стекол ТОНИК с работой в составе ЛТК.
Подробное описание ТОНИК
Прибор предназначен для определения светопропускания стекол тонированных и затемненных различного назначения, в том числе и установленных на автотранспортных средствах.
ТОНИК может использоваться органами государственной автоинспекции и транспортной инспекции в качестве средств технического контроля по требованиям безопасности дорожного движения, на диагностических центрах технического осмотра, а также на предприятиях, выполняющих тонирование автомобильных стекол.
Функции:
- измерение светопропускания как нейтральных, так и цветных стекол;
- 10 часов непрерывной работы и сигнализация ёмкости заряда аккумулятора;
- память результатов тонировки трех последних измерений;
- ввод регистрационного знака автомобиля кнопками прибора в протокол измерений;
- передача результатов измерений на центральный компьютер.
Достоинства:
- автономное питание от собственного аккумулятора;
- точность измерений не зависит от толщины стекол;
- автоматическая настройка базового отсчета и звуковая сигнализация превышений пороговых значений светопропускания;
- полная автоматизация измерения и документирование результатов.
Номер в гос. реестре РБ: РБ 03 11 3203 15
Источник
Руководство по эксплуатации м 019. 000. 00 Рэ
150003, Россия, г. Ярославль, пр. Ленина, д. 2, оф. 21
тел./факс: (4852) 74-77-11, 67-05-05, 95-77-00
ИНН 7606064703, КПП 760601001, р/с 40702810100000005364
в ОАО «ЯРСОЦБАНК» г. Ярославль, к/с 30101810300000000773
БИК 047888773, ОКПО 81920811
ИзмерителЬ светопропускания стекОЛ
«ТОНИК «
Руководство по эксплуатации
Настоящее руководство по эксплуатации, предназначено для ознакомления с принципом действия, конструктивными особенностями, правилами технической эксплуатации измерителя светопропускания стекол «ТОНИК» (далее по тексту — прибор).
1 ОПИСАНИЕ И РАБОТА
1.1 Описание и работа прибора
1.1.1.1 Прибор предназначен для определения светопропускания стекол тонированных и затемненных различного назначения, в том числе и установленных на автотранспортных средствах.
Прибор может использоваться органами государственной автоинспекции и транспортной инспекции в качестве средств технического контроля по требованиям безопасности дорожного движения, на диагностических центрах технического осмотра, а также на предприятиях, выполняющих тонирование автомобильных стекол.
1.1.1.2 Условия эксплуатации прибора:
-температура окружающего воздуха от минус 10 до 40°С;
-относительная влажность до 95% при 30°С;
-атмосферное давление от 84 до 106,7 кПа.
1.1.2 Технические характеристики
Диапазон измерения светопропускания, % 4÷100
Дискретность показаний, % 0,1
Пределы допускаемой основной абсолютной погрешности, % ±2,0
Толщина тестируемого стекла, мм до 20
Время подготовки к измерению, с, не более 20
(аккумуляторная батарея Li-ion)
Потребляемый ток, мА, не более 160
Время непрерывной работы без подзарядки, ч, не менее 10
Габаритные размеры, мм, не более:
— измерительный блок 180х90х45
— зарядное устройство 100х70х60
— измерительный блок и осветитель 0,5
— зарядное устройство 0,5
1.1.3 Состав
1.1.3.1 Состав и комплект поставки приведены в таблице 1.
Светофильтр контрольный М 019.710.00 1
Приспособление для поверки М 019.811.00 1 По заказу Зарядное устройство М 122.000.00-02 1
Руководство по эксплуатации М 019.000.00 РЭ 1
Методика поверки (приложение А к руководству по эксплуатации) М 019.000.00 МП 1
1.1.4.1 Принцип определения светопропускания стекол основан на измерении в относительных единицах величины светового потока, пропускаемого стеклом, относительно общего падающего светового потока.
Спектральная чувствительность фотоприемника прибора имеет характеристику, соответствующую кривой чувствительности глаза в диапазоне 400750 нм с максимальным пропусканием на длине волны max= 56010нм.
1.1.4.2 Функциональная схема прибора, поясняющая принцип действия, приведена на рис.1 настоящего руководства.
Световой поток осветителя поступает на поверхность фотоприемника сквозь тестируемое стекло или без него в зависимости от режима работы. Сигнал фотоприемника через усилитель поступает на аналоговый вход микроконтроллера. Микроконтроллер выполняет обработку сигналов и управление работой прибора в соответствии с программой, записанной в ПЗУ.
Осветитель подключается к узлу управления, который связан с микроконтроллером и преобразователем питания.
Результаты измерений и сопроводительная информация отображаются на 4-х разрядном цифровом индикаторе и сопровождаются звуковой сигнализацией при значениях светопропускания ниже порога, установленного Пользователем.
В приборе предусмотрен ввод регистрационного номера транспортного средства с последующей передачей информационного пакета, содержащего регистрационный номер и результаты измерений контролируемого транспортного средства, в ПЭВМ автоматических линий технического контроля автомобилей через порт RS-232.
Прибор питается от автономного аккумулятора, установленного в корпусе. Уровень заряда аккумулятора отображается на индикаторе прибора.
Алгоритм определения светопропускания стекла прибором предусматривает две основных операции:
— калибровка уровня 100% с измерением исходного светового потока Фо при просвечивании чистого воздуха между осветителем и фотоприемником;
— измерение светового потока Фх, ослабленного тестируемым стеклом, установленным между осветителем и фотоприемником, с вычислением относительного
светопропускания тестируемого стекла τ в процентах падающего светового потока по формуле:
1.1.4.3 Конструктивно прибор состоит из следующих функциональных узлов:
— зарядного устройства (рис.2).
Измерительный блок выполнен в пластмассовом корпусе.
На одной боковой поверхности корпуса ИБ установлен узел фотоприемника. Осветитель и фотоприемник имеют метки для облегчения их совмещения при проведении измерений.
На лицевой поверхности корпуса ИБ размещены: цифровой индикатор (9), светодиод «%» (6), а также органы управления — включатель питания ВКЛ-ВЫКЛ (5), кнопка БАТ / ВЫБОР (2), кнопка >100 100 100 100 100 100 100 100
Наименование операции Номер пункта
методики поверки Внешний осмотр 6.1 Опробование 6.2 — проверка общего функционирования
Определение метрологических характеристик 6.3 — определение основной абсолютной погрешности
1.2 Если при проведении той или иной операции поверки получен отрицательный результат, дальнейшую поверку прекращают.
2 СРЕДСТВА ПОВЕРКИ
2.1 При проведении поверки применяют средства, указанные в таблице 2.
поверки Наименование и тип основного или вспомогательного средства поверки; обозначение нормативного документа, регламентирующего технические требования и (или) метрологические (МХ) и основные технические характеристики 6.3 Комплект нейтральных светофильтров с коэффициентами пропускания от 4 до 100 % в диапазоне длин волн от 400 до 750 нм.
Допустимая погрешность 0,5%.
2.2 Допускается применение других средств поверки, тип которых утвержден и внесен в Государственный реестр средств измерений РФ, метрологические характеристики и статус которых не хуже указанных в таблице 2.
2.3 Средства измерений, применяемые при поверке, должны иметь действующие свидетельства о поверке.
3 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
При проведении поверки соблюдают следующие требования безопасности:
3.1 Не прилагать больших усилий к органам управления прибора, содержать его в чистоте, не подвергать ударам, не допускать падения.
4 УСЛОВИЯ ПОВЕРКИ
При проведении поверки необходимо соблюдать следующие условия:
-температура окружающей среды, о С 20±5;
-диапазон относительной влажности окружающего
-диапазон атмосферного давления, кПа от 84 до 106,7.
5 ПОДГОТОВКА К ПОВЕРКЕ
п еред проведением поверки выполняют следующие подготовительные работы:
— заряжают встроенную аккумуляторную батарею прибора;
— осматривают средства поверки: стекла образцовых светофильтров должны быть чистыми на просвет и в отраженном свете, без механических повреждений; протирают стекло мягкой фланелью, при необходимости допускается смачивание фланели в спирто-эфирной смеси;
— проверяют наличие паспортов и сроков годности средств поверки.
6 ПРОВЕДЕНИЕ ПОВЕРКИ
6.1 Внешний осмотр
6.1.1 При внешнем осмотре устанавливают соответствие прибора следующим требованиям:
-отсутствие внешних повреждений, влияющих на работоспособность прибора;
— исправность органов управления;
— соответствие маркировки требованиям М 019.000.00 РЭ;
— четкость надписей на панелях.
6.1.2 Результаты внешнего осмотра считают положительными, если прибор соответствует перечисленным требованиям.
6.2 Опробование
6.2.1 При опробовании осуществляют проверку общего функционирования прибора, используя руководство по эксплуатации М 019.000.00 РЭ.
Проверку проводят в последовательности:
1) отключают диагностическую процедуру измерения (см.п.2.2.3 М 019.000.00 РЭ);
2) совмещают поверхности осветителя и фотоприемника и, удерживая в таком положении, включают питание прибора;
3) после выхода прибора в рабочий режим контролируют уровень напряжения аккумуляторной батареи;
4) отводят осветитель в сторону от фотоприемника и убеждаются визуально в свечении источника света;
5) полностью закрывают отверстие фотоприемника ладонью и убеждаются, что показания индикатора находятся в пределах 0…1%.
6.2.2 Результаты опробования осмотра считают положительными, если прибор соответствует перечисленным требованиям.
6.3 Определение метрологических характеристик
6.3.1 Определение основной абсолютной погрешности прибора проводят при последовательном измерении светопропускания образцовых светофильтров.
6.3.1.1 Измерения проводят в следующей последовательности:
1) закрепляют измерительный блок и осветитель в приспособлении для поверки из комплекта прибора на расстоянии между торцами, достаточном для установки между ними образцового светофильтра с небольшим зазором;
2) включают питание прибора;
3) выполняют в рабочем режиме калибровку уровня;
4) устанавливают образцовый светофильтр между фотоприемником и осветителем, немного прижав его к торцу фотоприемника;
5) снимают показания прибора;
6) вынимают образцовый светофильтр;
7) повторяют операции по пп. 3)…6) еще 4 раза для данного светофильтра, соблюдая однотипность установки, и вычисляют среднее арифметическое показаний прибора из пяти измерений;
по полученным результатам определяют основную абсолютную погрешность прибора Δо при измерении данного образцового светофильтра по формуле:
Δо,% = К — Ко
К — среднеарифметическое значение показаний прибора из пяти измерений, %;
Ко — значение светопропускания образцового светофильтра, %
6.3.1.2 Повторяют операции по п. 6.3.1.1. 3)…8) для других образцовых светофильтров.
6.3.2 Результаты поверки считают положительными, если основная абсолютная погрешность прибора при измерении каждого образцового светофильтра не превышает 2%.
7 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ
7.1 Положительные результаты первичной поверки прибора оформляются записью в таблице поверки паспорта прибора и нанесением оттиска поверочного клейма или печатью, удостоверенной подписью поверителя.
Положительные результаты периодической поверки оформляются записью в таблице поверки паспорта прибора и нанесением оттиска поверочного клейма и (или) выдачей свидетельства о поверке установленной формы.
7.2 В паспорт прибора, признанного годным к эксплуатации, заносят результаты поверки в виде таблицы.
7.3 При отрицательных результатах поверки прибор не допускают к дальнейшей эксплуатации, в паспорт вносят запись о непригодности к эксплуатации, клеймо предыдущей поверки гасят, свидетельство аннулируют. На прибор выдают извещение о непригодности.
8 АТТЕСТАЦИЯ КОНТРОЛЬНОГО СВЕТОФИЛЬТРА
8.1 Контрольный светофильтр, входящий в комплект поставки прибора, предназначен для периодического контроля работоспособности прибора в процессе его эксплуатации. Настоящий порядок устанавливает методику первичной и периодической аттестации светофильтра. Аттестацию контрольного светофильтра необходимо совмещать с первичной поверкой прибора.
Периодичность аттестации — 12 месяцев.
8.2 Операции и средства метрологической аттестации
8.2.1. При проведении аттестации контрольного светофильтра должны быть выполнены операции и применены средства, указанные в таблице 3.
раздела Наименование операции Наименование средства поверки, основная характеристика 8.3.1 Внешний осмотр —
8.3.2 Определение светопропускания Измеритель светопропускания стекла ТОНИК
диапазон измерений — 4÷100,0 %;
основная абсолютная погрешность 2 %
8.2.2 Применяемые средства поверки должны иметь действующие клейма и свидетельства об их поверке.
8.3 Проведение аттестации
8.3.1 Внешний осмотр
— отсутствие на поверхности жирных пятен.
Стекла светофильтра должны быть чистыми на просвет и в отраженном свете. При необходимости протирают стекло мягкой фланелью, при этом допускается смачивание фланели в спирто-эфирной смеси.
8.3.2 Определение светопропускания
1) закрепляют измерительный блок и осветитель в приспособлении для поверки из комплекта прибора на расстоянии между торцами, достаточном для установки между ними контрольного светофильтра с небольшим зазором;
4) устанавливают образцовый светофильтр между фотоприемником и осветителем, немного прижав его к торцу фотоприемника;
7) повторяют операции по пп. 3)…6) еще 2 раза, соблюдая однотипность установки для данного светофильтра, соблюдая однотипность установки, и вычисляют среднее арифметическое показаний прибора из трех измерений, что является действительным значением светопропускания контрольного светофильтра;
заносят действительное значение светопропускания контрольного светофильтра в таблицу поверки паспорта.
Содержание
- Виды тонировки стекол
- Правила тонировки авто
- Какая тонировка разрешена
- Как замеряют тонировку
- Штраф за тонировку в 2023 году
- Можно ли обжаловать штраф за тонировку
Российские водители любят затемнять стекла своих машин, чтобы защищать салон от посторонних глаз и нагрева от яркого солнца. Однако тонировка окон с нарушением ГОСТа чревата штрафными санкциями.
Какая тонировка разрешена по ГОСТу и какие меры наказания применяются за езду с незаконной тонировкой в 2023 году, расскажем в материале.
Виды тонировки стекол
Для тонирования окон водители чаще всего используют пленку, которая приклеивается на внутреннюю поверхность стекла. Это быстро, просто и недорого. Пленка не вредит стеклам и легко удаляется.
Она бывает следующих видов:
- многоразовой силиконовой – съемная тонировка, которая держится на статике;
- металлизированной – покрытой специальным составом, защищающим от выгорания;
- крашеной, клеевой слой которой покрыт краской;
- атермальной – тонировка, защищающая салон от проникновения тепла, но не придающая стеклу оттенок.
Помимо пленки, водители используют напыление (самостоятельно наносят тонким слоем металл или полимер на внутреннюю сторону стекла), а также съемную тонировку – каркасные шторки и сетки, которые можно легко снять, а затем вновь поставить на место.
Также читайте: Налог на роскошь для автомобилей – изменения 2022
Правила тонировки авто
Варианты тонирующей пленки обозначаются в процентах светопотока, проходящего через стекло. Чем выше процент светопропускания, тем светлее тон пленки, и наоборот. То есть если на тонировке стоит индекс «5», значит, в салон проникает всего 5% света, а стекло выглядит так, будто его закрасили черной краской.
Независимо от степени светопропускаемости окон, согласно п. 4.4.4 и 4.4.5 ГОСТа 33997-2016, существует два ограничения на тонировку:
- Тонировка окон не должна искажать восприятие зеленого, желтого, красного, голубого и белого цветов.
- На всех стеклах машины и всех типах транспорта запрещается использовать зеркальную тонировку. Данное покрытие возвращает целиком свет фар и может ослеплять водителей в темное время суток.
Чтобы снизить риск ослепления водителя солнцем, ГОСТ допускает нанесение в верхней части лобового стекла светозащитной полосы с любой светопропускаемостью. Для транспортных средств категорий М1 (легковые до восьми мест), M2 (пассажирские более восьми мест, до 5 т), N1 (грузовые до 3,5 т), L6 и L7 (квадроциклы массой до 350 и до 400 кг) она должна быть шириной не более 14 см от верхней части стекла. А для автомобилей категории M3 (пассажирские более восьми мест, свыше 5 т), N2 (грузовые массой от 3,5 до 12 т) и N3 (грузовые свыше 12 т) – не должна заходить за верхнюю границу зоны работы дворников.
Также читайте: Автомобильная аптечка в 2023 году: состав и штраф за отсутствие
Какая тонировка разрешена
Все законодательные ограничения по светопропусканию окон касаются только передней полусферы остекления. Какая тонировка разрешена, говорится в «Основных положениях по допуску ТС к эксплуатации», а именно, в п. 7.3 Приложения «Перечень неисправностей, при которых эксплуатация транспорта запрещена» и в ГОСТе на тонировку 33997-2016.
По ГОСТу тонировка лобового и передних стекол должна быть не более 30%, то есть стекло должно пропускать не менее 70% света. В предыдущих правилах разрешенная тонировка на передних стеклах составляла 70% светопропускаемости, а на лобовом – не менее 75%.
На заднее ветровое и задние боковые стекла запреты не распространяются. При наличии боковых зеркал их можно тонировать пленкой любой плотности (кроме зеркальной пленки и покрытий, искажающих цвета), а также затемнять шторками и сетками (п. 7.3 ст. 7 ПДД РФ «Прочие элементы конструкции»).
Также читайте: Медкомиссия-2022: что изменится для водителей
Как замеряют тонировку
Светопропускание окон автомобиля проверяют сотрудники ГИБДД. Замеры тонировки окон производятся специальным устройством – тауметром. Водитель вправе осмотреть датчики, крепящиеся к стеклу его авто, чтобы установить, нет ли посторонних загрязнений или внешних пленок.
На результатах может сказаться температура, давление и влажность воздуха, поэтому важно, чтобы замеры производились в следующих условиях:
- влажность воздуха – 40-80%;
- давление – 86-106 кПа;
- температура воздуха – 15-25 °С.
Если показатели не соответствуют нормам, а инспектор назначил штраф, наложенное взыскание можно оспорить как неправомерное.
Если первичный замер не устраивает владельца машины, он может потребовать повторного измерения тонировки окон при двух понятых. Кроме того, водитель может запросить у автоинспектора сертификат на измерительный прибор и проверить наличие пломбы.
Также читайте: Доверенность на управление автомобилем: когда нужна и от чего уберегает
Штраф за тонировку в 2023 году
Если тонировка, установленная на передние и лобовое стекла не разрешена по ГОСТу, последуют санкции по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП в размере 500 рублей. И при первой, и при второй остановке инспектором размер взыскания останется неизменным. В течение 20 дней на оплату штрафа ГИБДД действует скидка 50%.
Помимо этого, сотрудник ГИБДД может вынести предписание, согласно которому водитель должен устранить нарушение в течение 10 суток.
Если не исполнить предписание, назначат наказание по ч. 1 ст. 19.3 КоАП:
- штраф на сумму от 2 000 до 4 000 рублей;
- административный арест на срок до 15 суток;
- обязательные работы на срок от 40 до 120 часов.
Ранее инспектор был вправе снять госномера с машины, но в 2023 году данные меры не применяются.
В 2021 году ввели штраф за отсутствие противосолнечных козырьков.
Также читайте: Пересечение сплошной линии в 2023 – штраф или лишение
Можно ли обжаловать штраф за тонировку
Если водитель не согласен с назначенными санкциями, он имеет право оспорить их.
Обжаловать предписание можно в следующих случаях:
- Если прибор, которым инспектор замерял светопропускание стекол, не соответствует ГОСТу.
- Если условия, в которых производились измерения, не соответствуют нормам. И в первом, и во втором случае нужно снять на видео момент вынесения постановления. Это докажет, что со стороны инспектора ГИБДД было нарушение.
- Если сотрудник Госавтоинспекции не внес в протокол результаты замера светопропускания, информацию о приборе, время или дату совершения нарушения либо допустил ошибки, касающиеся обстоятельств происшествия или автомобиля.
- Если в протоколе указаны ошибочные данные о нарушителе, не внесены данные и показания свидетелей происшествия.
Свое несогласие водитель должен выразить прямо в протоколе – в пункте «Комментарии к документу», описав свое видение ситуации, а, если там не хватает места, приложить к протоколу отдельный лист с объяснениями.
Получив на руки копию протокола, нужно приложить к нему видео, доказывающее факт нарушения инспектором, жалобу на постановление и направить эти материалы начальнику автоинспекции, сотрудник которой выписал санкции. О том, как обжаловать штраф ГИБДД, мы рассказывали ранее.
Документы можно подать лично или отправить по почте. Ответ на обращение придет через 10 суток. Если взыскание не отменят, нужно переслать жалобу в районный суд и далее по судебной иерархии вплоть до Верховного суда.
Если и высшие инстанции не одобрят жалобу, придется оплатить штраф.
Автор: Ирина Джиоева