Резьба по дереву
Резьба по дереву для начинающих
Содержание
- Виды
- Какое дерево выбрать?
- Необходимые инструменты
- Требования к рабочему месту
- Пошаговые схемы для новичков
- Распространенные ошибки
Каждый человек обладает определенными талантами, одни приобретаются, другие даются от природы. В своем стремлении к прекрасному люди постоянно стараются сделать не только что-то новое, необычное, функциональное, но и красивое, эстетичное и прекрасное. Работа с деревом является одним из древнейших ремесел, которое остается популярным и актуальным и в наши дни. Те, кто желает научиться резьбе по дереву, должен освоить немало премудростей, понять технику и получить опыт, но для этого необходимы определенные знания.
Виды
Резьба по дереву зародилась еще на Руси, когда помимо создания деревянных предметов мебели и утвари мастера пробовали свои силы в декоративно-прикладном искусстве.
Ввиду многообразия вариаций выполнения обработки древесины стоит выделить разновидности данного мастерства. К ним относятся:
- сквозная резьба;
- глухая;
- домовая;
- скульптурная;
- резьба бензопилой.
Помимо данной классификации есть еще разделение работы по дереву на рельеф и объемную скульптурную резьбу. Наиболее простой считается техника создания рельефа, которая подразделяется на такие варианты резьбы:
- геометрическая;
- плоскорельефная;
- ажурная;
- глухая с выбранным фоном;
- прорезная контурная;
- накладная.
Каждая техника имеет свои особенности, потому необходимо изучить каждый вид, чтобы полноценно освоить навык работы с деревом.
Контурная
Контурная резьба считается одной из наиболее простых техник, так как узоры наносят на ровную подготовленную поверхность, незначительно углубляясь внутрь материала, что позволяет сформировать контур будущего рисунка.
Данный вид работ относится к геометрической резьбе и подразделяется помимо контурной на трехгранно-выемчатую и скобчатую техники.
Для начала работ необходимо придумать или подобрать понравившийся узор и нанести его на дерево, которое должно быть максимально гладким.
Нельзя использовать наждачную бумагу или другие абразивные изделия для обработки заготовок, так как мелкие частицы будут мешать аккуратной резьбе и станут причиной того, что режущий инструмент затупится.
Оптимальной глубиной для резки считается 1,5-2 мм и угол наклона инструмента 40°. Проделав одну линию, можно начинать следующую, но наклонив режущий инвентарь в противоположную сторону, чтобы сделать геометрическое углубление. Если движения были сделаны правильно, края линий будут ровными, а поверхность блестящей.
Геометрическая
Более сложной техникой резьбы после контурной считается геометрическая, она отличается тем, что узор создается не при помощи линий, а благодаря созданию геометрических фигур. Чаще всего начинающие резчики используют клинообразные выемки в древесине.
Выполняя геометрическую резьбу, необходимо подобрать оптимальный рабочий материал и подготовить его, после чего нанести желаемый рисунок.
При нанесении эскиза используется карандаш, линейка и циркуль, чтобы все линии были ровными и правильными. Если создать рисунок своими силами не получается, можно использовать готовый эскиз, распечатав его и шилом проколов места пересечения линий.
Эскизы при геометрической резьбе зачастую состоят из треугольников, которые должны иметь выемку, потому древесина подрезается под разным углом, а лишнее дерево убирается. Как только все треугольники будут обработаны, можно переходить к резьбе других элементов. После основной работы необходимо провести зачистку проблемных зон для чего используется более острый инструмент. Готовый узор шлифуется и покрывается морилкой.
Плосковыемчатая
Еще одна техника, которая позволяет создать рисунок на дереве, называется плосковыемчатой. Суть этого метода в том, что на ровной поверхности нужно создать углубления, благодаря которым и будет сформирован нужный результат.
Данный вид деятельности может иметь разновидности, это:
- сквозная резьба, которая может быть накладной или сквозной; прорезной – работа выполняется стамеской или резцом; профильной – для работы нужен лобзик или пила; ажурной – резьба выполняется в виде рельефного орнамента;
- глухая резьба, когда в процессе работы на поверхности нет никаких сквозных отверстий;
- домовая резьба, используется для украшения фасадов домов.
Каждый вид работы по дереву имеет свои особенности, инвентарь, который необходим в процессе, а также технику, благодаря которой можно освоить базовые и более сложные приемы.
Скульптурная
Наиболее сложной техникой работы по дереву считается скульптурная резьба, которая отличается от остальных видов тем, что для работы берется чурка, ветка, кусок корневища, которым придается нужная форма. Помимо мастерства важнейшим фактором является правильный подбор рабочего материала. Благодаря данной технологии из дерева можно получить фигуры животных и людей.
Для работы используется острый инструмент, благодаря которому кусок дерева приобретает сразу форму, потом нужные очертания и постепенно становится тем объектом, который задумал мастер.
На заготовке карандашом нужно наметить эскиз и стараться придерживаться его, чтобы изделие было симметричным и красивым.
Какое дерево выбрать?
Планируя попробовать свои силы в резьбе по дереву, важно понимать, что помимо таланта необходимо иметь при себе набор инструментов, а также использовать правильную древесину. Даже опытные мастера не смогут получить качественные результат, если для работы возьмут дерево, которое трудно поддается обработке.
Наиболее подходящими для резьбы считаются определенные виды древесины.
- Липа – наиболее подходящий вариант для первых шагов в работе с древесиной. Этот материал обладает наибольшей мягкостью, что позволяет обучаться как простым, так и сложным приемам в оптимальных условиях.
- Ольха – для резьбы подойдет как красная, так и черная разновидность данного дерева. Эта древесина более плотная, чем липа, но также хорошо поддается обработке, ее очень удобно резать, и узоры получатся четкими и красивыми. Главным недостатком можно считает, что данный вид древесины относится к редким.
- Береза – еще более плотный и упругий вариант древесины, но подходящий для постижения основ резьбы по дереву. В отличие от ольхи, которая не меняет свою форму после высыхания, береза может деформироваться, потому из нее обычно создают небольшие предметы.
- Дуб – благородный материал для работ по дереву опытных мастеров, новичкам справиться с дубовым полотном будет сложно. В работе над дубом необходимы острый инвентарь и опытная рука мастера, которая справится с поставленной задачей.
- Груша – плодовое дерево, которое отличается хорошими показателями плотности и однородной структурой. Благодаря особенностям древесины из груши можно создавать самые тонкие и изящные работы.
Каждый мастер должен хорошо знать особенности всех пород дерева и выбирать наиболее оптимальные варианты для работы.
Необходимые инструменты
Работа по обработке дерева предполагает наличие у мастера необходимого инвентаря, благодаря которому он может создавать любые изделия. Среди наиболее важных инструментов можно выделить:
- острый перочинный нож;
- пилу (поперечную, продольную, универсальную);
- топор (колун);
- тесло, топор с перпендикулярным топорищу лезвием, для создания фигурных и вогнутых изделий;
- резец, рубанок – необходим для снятия стружки с заготовки
- дрель;
- дремель с насадками, для создания гравюр по дереву;
- фрезу с набором лезвий;
- напильник;
- нож-косяк;
- стамески – инструмент для обработки дерева (существуют плоские, полукруглые, угловые и скобчатые разновидности);
- клюкарзы – стамеска, имеющая изогнутую форму (благодаря этому инструменту можно заниматься рельефной резьбой, сильно погружая стамеску в древесину);
- ложкорезы – инструмент, благодаря которому можно создавать деревянные ложки, так как форма изделия способствует эффективному извлечению большого количества древесины за раз.
Для начинающего мастера по дереву достаточно будет иметь при себе столярный карандаш, несколько стамесок, нож-косяк и перочинный нож.
Очень важно, чтобы все инструменты были хорошо наточенными, не имели сколов и поломок, так как это может отразиться не только на красоте будущего деревянного изделия, но и на технике безопасности в процессе работы.
Требования к рабочему месту
Резьба по дереву должна проводиться в подготовленном месте, на прочном и устойчивом верстаке. Начинающие мастера могут использовать столешницу, главное, чтобы ее высота не превышала линию пояса. Главное требование к рабочей поверхности – это чистота и гладкость, в случае появления неровностей их нужно сразу убирать. Доску, на которой производится резьба, необходимо надежно закрепить струбцинами.
Сидеть на табурете, шатком стуле или работать на коленях ни в коем случае нельзя.
Для красивой и качественной работы над рабочей зоной необходимо установить хорошее освещение в виде 2-3 светильников или ярких ламп. Важным будет размещение света, его стоит выставлять под разным углом, выше уровня глаз резчика. На хорошо освещенном и правильно подготовленном рабочем месте даже новичок сможет освоить больше навыков и быстрее постичь азы мастерства.
Пошаговые схемы для новичков
Чтобы понять основы резьбы по дереву, стоит поэтапно осваивать уроки – от самых простых до более сложных. Для начинающих, а особенно для детей, стоит сразу рассказать о технике безопасности, чтобы предотвратить возможные травмы.
Чтобы научиться вырезать любые объекты своими руками, важно знать, что для этого нужно и какой должна быть последовательность действий.
Самая простая техника состоит в обучении контурной резьбе, для чего необходимо приготовить основной инвентарь:
- деревянную заготовку;
- стамески;
- нож-косяк;
- карандаш и бумагу для эскизов;
- наждачную бумагу;
- краски.
Чтобы правильно и красиво резать дерево, важно рассказать все о стамесках и показать их в работе. Ручная работа отличается тонкостью выполнения, потому не стоит спешить и начинать резать без эскиза. Чертежи готовятся на бумаге, тщательно продумываются, после чего переносятся на дерево.
Азы работы со стамесками и ножом-косяком проходят на заготовках с прямыми и волнистыми линиями.
Начинающий резчик должен почувствовать инструмент и научиться с ним работать. Как только начинает стабильно получаться, можно выбирать какой-то эскиз и пробовать воплотить его в жизнь. Наиболее распространенными темами для высечения являются животные и природные ландшафты с различными объектами. После того как работа окончена, заготовка шлифуется и окрашивается.
Распространенные ошибки
Резьба по дереву представляет собой сложный вид деятельности, для овладения которым требуется немало времени, а отсутствие ошибок существенно сокращает период обучения. Среди основных ошибок можно выделить:
- использование сырого дерева, без просушки;
- поспешное углубление в поверхность дерева, все движения должны быть медленными, с постепенным нажимом;
- резьба в одном направлении и с одинаковым нажимом, без учета специфики древесины, нужно менять нажим и работать под разными углами, в зависимости от древесного материала;
- отсутствие плана работ: без проработки эскиза, правильного нанесения и постепенного высечения узора, не получится добиться результата;
- не стоит спешить освоить все умения сразу, начинать нужно с малого и легкого, постепенно повышая уровень мастерства.
Если начинающий мастер поставит перед собой правильные задачи и не будет совершать ошибок, то постепенно он научиться работать с разными видами дерева и создавать шедевры.
В следующем видео представлен урок резьбы по дереву для начинающих.
Резьба по дереву для начинающих от А до Я. Виды художественной резьбы, базовые принципы работы и меры безопасности (105 фото)
Творчество с деревом считается древним ремеслом, которое не потеряло своей актуальности и в век современности. Сейчас создавая что-то своими руками, мы хотим не просто увлекаться процессом, но и создавать прекрасные, уникальные и неповторимые изделия.
Освоив резьбу по дереву, получится украсить и создать свой интерьер, добавив к нему очаровательных ноток в виде деревянных поделок. Но, чтобы работа задалась, нужно еще обладать нужными навыками и знать некоторые нюансы при работе с деревом.
Виды резьбы по дереву
Резьба по дереву появилась еще в Древней Руси, тогда считалось мастерством создавать различные изделия. Появлялись мастера прикладного искусства, которые занимались перед появлением этого ремесла созданием мебели.
Есть много видов исполнения этого вида творчества, работа с древесиной различается на сквозную резьбу, домовую, глухую, резьбу бензопилой и скульптурную.
А еще резьба по дереву разъединяется на следующие виды, отличающиеся своими рельефами и степени объемности работы.
Самыми простыми считаются следующие виды:
- Геометрическая
- Ажурная
- Плоскорельефная
- Прорезная контурная
- Накладная
Каждая представленная техника неповторима, отличается своим исполнением, надо изучить каждый, чтобы наработать практический опыт и навык в работе с материалом.
Контурная резьба по дереву
Является одной из простых видов, ведь узоры наносятся на поверхность, немного надавливая на нее, что, получается, создать хороший контур.
Перед работой определяются с узором, который будут наносить на дерево.
- Не рекомендуется применять наждачную бумагу, потому что ее частицы навредят резьбе, в результате чего сам инструмент может сломаться.
- Когда все будет сделано аккуратно и правильно, получиться добиться блестящей поверхности.
Геометрическая резьба по дереву
Отличается своей сложностью техники выполнения, потому что предполагает создание фигур.
- Начинающим подойдет применение выемок на поверхности, чтобы нанести рисунок, понадобится линейка, чтобы линии получились ровными и прямыми.
- Эскизы представляют из себя, треугольники с выемкой, для этого материал подрезают под прямым углом.
- После работы с этими фигурами, приступают к следующим элементам, в конце обязательно зачищают некоторые места при помощи инструмента.
- Дальше все шлифуют и покрывают поверхность морилкой.
Плосковыемчатая резьба по дереву
Она отличается тем, что создают на деревянной поверхности углубления, которые служат для последующего результата.
- Эта техника разделяется еще на несколько следующих видов: сквозная резьба, домовая и глухая.
- Сквозная делится на прорезную, для нее понадобится стамеска и на ажурную, для нее необходим орнамент.
- При глухой резьбе, не должно быть никаких отверстий на поверхности, а при домовой украшаются фасады.
Каждый вид имеет свои тонкости и особенности, а еще инструменты, которые необходимы, чтобы создать свой неповторимый шедевр.
Скульптурная резьба по дереву
Ее считают одной из самых сложных техник, ведь выполняется она с соблюдением правильной последовательности.
Для работы нужно иметь ветки, чурок, ветки и корневище, которому создается определенная форма.
- В этой техники важно не только мастерство, но и выбор материала, который играет немаловажную роль в процессе и влияет на итоговый результат.
- В этом виде резьбы, получается, сделать лица или каких-либо животных.
- В работе нужен инструмент, хорошо заточенный, чтобы дерево приобрело именно ту форму, а затем и композицию, которую задумал мастер.
Здесь важно для начала сделать эскиз, а только потом следовать ему, чтобы получилось создать аккуратный и красивый образ.
Выбор дерева для резьбы
Если вы решаетесь заняться этим видом творчества, то вам нужно наработать навыки, иметь при себе необходимые инструменты, а еще подобрать нужное дерево. Врятли, получится добиться желанной композиции, если дерево не обрабатывали или оно совсем не прошло обработку.
Следующие виды древесины считаются наиболее оптимальными:
- Липа – он может стать первым материалом, когда ты только начинаешь заниматься резьбой. Он отличается от остальных мягкостью, поэтому на нем можно создавать простые и самые сложные фактуры.
- Ольха – есть черная и красная, она выше по своей плотности, ее легко обработать, резать, именно поэтому на выходе получаются аккуратные узоры.
- Дуб — больше подойдет опытным в ремесле, чтобы работать с ним, обязательно при себе важен острый инструмент и наработанный навык.
- Береза – плотная и упругая для работы, подойдет для любого исполнения. Стоит отметить, что древесина может изменяться, что не позволит делать большие предметы.
- Груша – отличается своей структурой, а также высокой плотностью. Из них, получается создать как можно более красивые работы.
Нужно учитывать качественные характеристики каждого дерева и соблюдать тонкости при работе с выбранным материалом.
Инструменты для резьбы по дереву
Создавая различные работы из дерева, нужно обладать не только знаниями и умениями, но и иметь в наличии необходимые материалы.
Самыми важными, должны быть в наличии следующие: перочинный ножик, тесло, пила, рубанок, дрель, напильник, стамески.
- Для начинающих по этому ремеслу, понадобятся столярный карандаш, нож косяк, стамески и перочинный ножик.
- Этого будет вполне достаточно для наработки навыков и практического опыта.
На заметку! Все инструменты хорошо заточите, проверьте на наличие повреждений, потому что это отражается не только на общем виде, который получится в конце, но и на самой технике безопасности.
Рабочее место
Весь процесс должен происходить на специальном месте, которое заранее подготовили со всеми необходимыми инструментами. Также, должен быть удобный верстак, ведь он для этого вида ремесла удобен, нежели чем обычный стол.
Если нет возможности поставить его, подойдет и стол, но нужен такой, чтобы его высота не была выше пояса.
Главное – это соблюдать чистоту и ровную поверхность, все неровности сразу по мере их появления нужно убирать, чтобы она была гладкой.
Вся работа проходит над доской, которую надежно фиксируют к столу. Помните – работать на шатающемся ненадежном стуле нельзя!
- Немаловажно грамотное освещение, поэтому над рабочей зоной устанавливают от двух до трех светильников. Еще расположить лампы надо так, чтобы они располагались под разным углом. Правильное оборудованное место — гарантия четкой и грамотно последовательной резьбе по дереву.
- Если не будут допускаться ошибки, правильно выполняться все шаги в работе, то опыт и практика вскоре не застанут себя ждать и начинающий сможет через некоторое время стать настоящим мастером.
Фото примеров резьбы по дереву
Книга С. В. Милюкова «Как научиться резьбе по дереву» является руководством для начинающих обучаться этому искусству. В книге подробно освещены приемы, методы и способы геометрической и орнаментальной (плоско-выемчатой) резьбы по дереву и даны указания о древесине для резных работ, рабочем месте, инструменте резчика и о подготовке их к процессу резьбы. Книга содержит большое количество рабочих чертежей. В приложениях на отдельных листах даны рабочие чертежи восьми учебных досок для резьбы и инструментов резчика.
Методические указания по обучению резьбе составлены автором на основе личного многолетнего опыта.
Книга предназначена для учащихся художественноремесленных училищ, школьников, а также всех желающих самостоятельно научиться резьбе по дереву.
Отзывы и замечания по книге просим направлять по адресу: Москва, Центр, Хохловский пер., 7 Профтехиздат
ВВЕДЕНИЕ
Резьба по дереву — очень интересное, увлекательное и полезное занятие не только для детей школьного возраста, но и для взрослых. Научиться резать по дереву может каждый желающий, так как никаких особых способностей для этого не требуется; нужны лишь желание и терпение.
Человек, который не имеет терпения, овладевает искусством резьбы значительно медленнее. Правда, в процессе обучения у него постепенно, незаметно для него самого, вырабатывается это ценное качество характера.
Для резных работ нужно обладать небольшой физической силой в руках, поэтому мальчик или девочка с 8—9 лет могут обучаться резьбе по дереву. В процессе резьбы по дереву физическая сила в руках быстро развивается.
Необходимость быть очень внимательным при отделке ножом деталей рисунка, опасение зарезов и поломок заставляют резчика сосредоточиться, «взять себя в руки», а это развивает волевые качества и благоприятно действует на нервную систему.
Люди, нервные от природы или имеющие в силу различных причин расшатанную нервную систему, занимаясь резьбой, постепенно перестают быть нервными и раздражительными. Интересно отметить, что это происходит без всякого напряжения, исподволь.
Так как с резьбой по дереву связано составление рисунка, перенесение его с оригинала на дерево, то эти процессы являются большим подспорьем в овладении искусством черчения, что в равной мере с резьбой способствует воспитанию аккуратности, тщательности в работе и терпения.
Наконец, обучающиеся резьбе по дереву овладевают умением составить рисунок для резьбы по своему собственному вкусу и фантазии, а это, в особенности у детей школьного возраста, развивает художественные способности.
Научившийся резать по дереву настолько втягивается в это искусство, настолько начинает им увлекаться, что резьба становится для него отдыхом от другой работы.
Резчики по дереву могут оказать большую помощь школе путем изготовления самых разнообразных наглядных учебных пособий по геометрии, рисованию и другим предметам.
Большой интерес для школьников может представить изготовление из дерева пионерской и комсомольской символики, различных нагрудных значков, орденов и медалей СССР, государственных гербов союзных республик, изображений исторических зданий и памятников, цветов и др.
Нет предела возможностям и фантазии в создании различных полезных в домашнем обиходе и общественной жизни вещей, украшенных резьбой.
Резьбой можно украсить письменный стол, буфет, гардероб, не только обработав их плоскость, но и наклеив на них различные орнаментальные фигуры (пальметки, розетки, гирлянды листьев и др.).
Резьбой могут быть украшены мелкие вещи: рамки для фотографий, стенные полочки, шкафчики, рамы для картин и зеркал и многое другое.
Следует рекомендовать детям школьного возраста изучать это интересное и полезное искусство, которое может частично или полностью отвлечь их от стремления «на улицу».
Взрослым людям с расшатанной нервной системой резьба по дереву полезна как лечебное средство и приятный отдых.
Научившийся резать по дереву начинает любить не только этот вид труда, но и труд вообще.
Резьба по дереву является одним из наиболее древних и распространенных приемов художественного декора (украшения) зданий, внутреннего оборудования помещений и особенно мебели, бытовой утвари.
По характеру и способу выполнения различают: резьбу плоскую — орнаментом или фоном служат сквозные прорези; резьбу плоско-выемчатую — орнамент создается углублением рисунка или фона на плоской поверхности;
резьбу рельефную — рисунок возвышается над поверхностью незначительно (барельеф) или значительно (горельеф) ; резьбу скульптурную (круглую) — объемные резные фигуры полностью или частично отделены от плоскости.
Плоско-выемчатая резьба является традиционным русским искусством. Русские резчики по дереву прославились на весь мир тонкостью своей работы, вкусом и изобретательностью в выборе объектов резьбы.
Плоско-выемчатая резьба в зависимости от техники исполнения бывает геометрической, завальной (кудрин-ской) и резьбой с выборкой фона. Последние два вида носят также название орнаментальной резьбы. Техника и рисунок геометрической резьбы несложны и наиболее доступны для начинающего резчика. Поэтому геометрическая резьба является содержанием первого раздела этой книги, орнаментальная — второго раздела.
Плоская резьба — завальная и с выборкой фона — сложнее резьбы геометрической. Воспитывая у обучающегося те же положительные качества, что и резьба геометрическая, орнаментальная резьба особенно развивает художественные способности, дает возможность проявить фантазию, изобретательность и творческую инициативу как при составлении рисунка, так и при оформлении его резьбой.
Выпуклость форм и глубина фона делают эту резьбу особенно интересной и увлекательной.
Было бы большой ошибкой, если бы обучающийся резьбе по дереву пожелал найти в данной книге исчерпывающие сведения о том, как оформить каждую деталь рисунка.
Во-первых, это невыполнимо, во-вторых, не является необходимым.
Цель данной книги — преподать приемы и способы оформления рисунка в целом и некоторых его деталей в пределах графических возможностей.
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА
ПОДГОТОВКА К РЕЗЬБЕ
Древесина
Геометрическая резьба отличается особой тонкостью и изяществом, поэтому древесина, выбираемая для нее, должна быть равномерного строения, достаточно вязкой и предварительно хороню высушенной. Рекомендуется использовать древесину липы и ольхи.
Древесина твердых лиственных пород (березы, ореха, дуба) для геометрической резьбы менее пригодна, а древесина хвойных пород (ели, сосны), как очень мягких и колких пород, совершенно непригодна.
Из выбранной древесины (липы или ольхи) изготовляют доски различной длины, ширины и толщины. Размеры досок зависят от размеров изделий, которые предполагают украсить резьбой.
Во всех случаях толщина доски должна быть не менее 6—8 мм и не более 15—20 мм, а ширина не более 20 см.
Длина доски зависит от длины изделия.
Обучение резьбе следует начинать на учебных досках. Учебные доски изготовляют, как правило, из ольхи или липы; толщина доски 8 мм, ширина 20 см, длина 30 см.
Доски, предназначенные для резьбы, должны удовлетворять следующим требованиям: быть хорошо высушенными и гладко выстроганными, не иметь покоробленности, сучков даже малых размеров, резко отличающихся по цвету слоев, т. е. быть одного тона.
Перенос рисунка
Прежде чем приступить к резьбе по дереву на учебных досках, необходимо перенести рисунок с оригинала на доску. Для этого надо:
взять лист обыкновенной черной копировальной бумаги и обрезать его соответственно размеру доски;
наложить копировальную бумагу на доску так, чтобы жирная сторона ее была обращена к доске;
наложить оригинал на копировальную бумагу и закрепить его кнопками во всех четырех углах доски;
обвести несильным нажимом остро очиненного твердого чертежного карандаша (Т-53) весь рисунок, начиная с верхней строки.
Обводя рисунок, нужно следить за тем, чтобы карандаш не рвал его.
Чтобы убедиться в достаточной четкости рисунка, переведенного на доску, и в отсутствии пропусков, рекомен дуется время от времени откалывать одну из кнопок, слегка приподнимать копировальную бумагу вместе с рисунком и просматривать переведенную часть рисунка.
По окончании этой работы следует отколоть нижние кнопки, внимательно просмотреть переведенный на доску рисунок и, убедившись в тождественности его с оригиналом, отколоть верхние кнопки.
Рабочее место
Рабочее место резчика состоит из устойчивых стола и стула. Для детей школьного возраста стол и стул выби рают с таким расчетом, чтобы школьник мог без труда расположить локти на столе, не испытывая болевых ощущений в руках и под мышками.
Особое, исключительно важное значение для резьбы имеет освещение рабочего места.
Рисунок для резьбы состоит из мелких деталей, поэтому, чтобы резчик не напрягал зрения в процессе резьбы, надо хорошо осветить его рабочее место.
Если работа производится при дневном свете, стол следует поставить перед окном так, чтобы свет падал прямо в лицо резчика.
При искусственном освещении источником света служит настольная лампа высотой не более 20 см, устанавливаемая непосредственно перед глазами на расстоянии, обеспечивающем достаточный свет. Электрические лампочки напряжением 50—75 вт наиболее подходящи для освещения рабочего места.
Более слабый источник света заставляет резчика напрягать зрение, более сильный утомляет зрение, слепит.
Цвет абажура настольной лампы, как правило, зеленый.
Чтобы солнечный свет или свет от лампочки не падал в глаза, рекомендуется на лоб надевать картонный козырек. Козырек фуражки может служить наилучшим образном.
Потолочное освещение рабочего места не допускается, так как дает тени.
Резчик по дереву располагает все необходимое так, чтобы оно было под руками: отобранный инструмент
справа от объекта работы, а брусок и небольшую полотняную тряпочку для обтирания инструмента после точения слева.
После использования того или иного инструмента необходимо немедленно воткнуть его в пробку и положить на место.
По окончании работы инструмент хранится в отведенном ему месте, а стружки и кусочки древесины тщательно сметаются со стола и уничтожаются.
Инструменты для резьбы по дереву и их подготовка
Инструменты, применяемые для резьбы по дереву, делятся на три основных вида: ножи, стамески и стержни (пуансоны) для набивки «шагрени» (приложение I в конце книги, рис. 83—106).
Ножи являются основным инструментом, а стамески и стержни (пуансоны) — вспомогательным.
При некоторых видах резьбы, например при орнаментальной, ножи уступают место стамескам.
На рис. 1 показаны ножи № 1, 2, 3, 4 и стамески № 1, 2.
На рис. 2 показаны стамески № 3—18, стержни-пуансоны № 1, 2, 3, 4 для набивки «шагрени» и деревянный молоток для той же цели.
Образцы, представленные на рисунках, далеко не исчерпывают количество и виды инструментов для резьбы по дереву; показаны лишь те инструменты, которые применяются наиболее часто.
Подготовка инструментов для резьбы и наблюдение за их исправностью в процессе работы имеют решающее значение как при обучении этому искусству, так и в дальнейшей работе.
Инструмент резчика должен быть всегда в полной исправности и предохранен от ржавления.
Во избежание поломок заостренных концов ножей и стамесок, образования зазубрин на режущей поверхности каждый нож и каждую стамеску рекомендуется хранить воткнутыми в сухую пробку.
Перед тем как приступить к резьбе, следует в соответствии с рисунком отобрать необходимый инструмент. Отобранные ножи и стамески нужно тщательно отточить на бруске до остроты бритвы. Брусок должен быть максимально твердым.
На рис. 3 показано положение ножа и рук при точении на бруске.
Большим и указательным пальцами левой руки придерживают брусок, а правой рукой крепко держат нож за рукоятку. Лезвие ножа плотно лежит на бруске правой стороной.
Рис. 2
Брусок перед точением инструмента следует смачивать водой или машинным маслом.
Процесс точения происходит путем придания лезвию ножа вращательного движения по бруску. Скольжение правой стороны лезвия по бруску должно длиться не более 30 сек., в противном случае неизбежна поломка или загиб грани лезвия (нож тупится).
Отточив правую сторону лезвия, переходят к оттачиванию левой. Необходимо научиться оттачивать нож в самый короткий промежуток времени.
Длительное оттачивание приводит лишь к «сточке» или затуплению ножа.
В процессе точения надо следить, чтобы на режущей части ножа или стамески не было даже самых малых зазубрин, так как они оставляют шероховатую полоску на гладко срезанной поверхности детали рисунка.
Чтобы убедиться в том, что инструмент острый, как бритва, достаточно без всякого нажима медленно провести лезвием по костяной пластинке или ногтю большого пальца левой руки. Если лезвие скользит свободно — нож или стамеска отточены недостаточно; если же чувствуется некоторая замедленность в скольжении — инструмент достаточно острый.
Особенно рекомендуется оберегать инструмент от падения на пол во избежание поломок заостренных концов и образования зазубрин на режущей части.
С этой целью отобранный для резьбы инструмент в процессе работы рекомендуется держать в неглубоких крышках от коробок, например от гильз или конфет.
Приемы и методы пользования инструментом
Пользоваться инструментом нужно умело и осторожно, в противном случае возможны глубокие и опасные порезы пальцев; кроме того, неумелое обращение с инструментом и неправильное положение его в руках вызывают поломки его при резьбе, зарезы и поломки деталей рисунка. Чтобы оградить себя от этих неприятных помех, рекомендуется усвоить некоторые приемы и методы пользования инструментом.
На рис. 4 показано, как надо держать в руках ножи № 1—4. Локти рук при этом располагают на столе.
На рис. 5 показано положение рук при использовании I ножей № 1—4. Рукоятку ножа крепко сжимают кистью 1 правой руки. Указательным пальцем нажимают на обушок ножа, отчего режущая часть его углубляется в дерево в соответствии с рисунком. Указательный палец левой руки, находясь на боковой стороне ножа, устраняет колебания ножа и вместе с тем уравновешивает силу нажима указательного пальца правой руки, не давая ножу углубиться в доску больше, чем это нужно по рисунку.
Таким образом, резьба осуществляется всегда двумя руками. Без участия в резьбе левой руки нож будет колебаться и может сломаться, кроме того неизбежны зарезы и поломки мелких деталей рисунка.
Ножи № 1—4 используют в зависимости от рисунка, т. е. чем крупнее рисунок, тем прочнее выбирается нож, и, наоборот, чем мельче рисунок, тем тоньше нож.
На рис. 6 показано, как надо держать стамески № 1 и 2. Локти располагают на столе. Рукоятку стамески крепко сжимают кистью правой руки, а большим и указательным пальцами левой руки придерживают железку.
На рис. 7 показано положение рук при использовании стамесок № 1 и 2. Правой рукой, нажимая сверху вниз, углубляют стамеску в доску в соответствии с рисунком. Большим и указательным пальцами левой руки направляют лезвие в нужное место рисунка и устраняют колебание стамески. Углубив лезвие в доску до нужной линии рисунка, не освобождая пальцев левой руки, извлекают стамеску из доски вверх, не допуская при этом шатания стамески во избежание поломки заостренного конца.
Стамесками № 1 и 2 пользуются только для наколов рисунка, т. е. для обозначения граней как на поверхности доски, так и в глубине ее. Для наколов крупного рисунка используют стамеску № 1, для мелкого — стамеску № 2.
На рис. 8 показано, как надо держать в руках стамеску № 3. Все остальные стамески (№ 4—18) нужно держать так же. Локти располагают на столе. Рукоятку стамески крепко сжимают кистью правой руки так, чтобы задний конец рукоятки упирался в ладонь. Указательный палец левой руки лежит на верхней плоскости стамески.
На рис. 9 показано положение рук при использовании стамески № 3. При использовании стамесок № 4—18 положение рук аналогичное. Правой рукой сообщают стамеске поступательное движение, одновременно углубляя лезвие стамески в доску согласно рисунку. Указательным пальцем левой руки нажимают на стамеску сверху, способствуя проникновению лезвия в глубь доски; указательный палец левой руки уравновешивает усилия правой руки, не давая стамеске сорваться или углубиться в доску больше, чем это необходимо по рисунку.
Стамесками, имеющими плоские лезвия (№ 3, 4, 5, 6,
7), пользуются только для выборки плоских поверхностей. В зависимости от ширины углубления на плоской поверхности берут стамеску с соответствующей шириной лезвия.
Стамески с вогнутыми или углообразными лезвиями применяют для выборки вогнутых поверхностей, углообразных желобков и узких канавок.
В зависимости от глубины и ширины вогнутых поверхностей берут стамески, лезвия которых имеют большую или меньшую вогнутость.
На рис. 10 показано, как надо держать в руках стержень № 1 для набивки «шагрени» и деревянный молоток. Стержни № 2, 3 и 4 нужно держать так же. Локти рук располагают на столе. Стержень держат большим, указательным и средним пальцами левой руки. Положение стержня по отношению к плоскости доски строго перпендикулярное. Деревянный молоток удерживают за рукоятку на весу кистью правой руки.
На рис. 11 показано положение рук при использовании стержней № 1, 2, 3 и 4 для набивки «шагрени». Большим, указательным и средним пальцами левой руки удерживают стержень в перпендикулярном положении и слегка нажимают им на плоскость доски. Правой рукой ударяют серединой утолщенной части деревянного молотка по стержню сверху с такой силой, чтобы на плоскости доски четко обозначился след в виде точек. Вслед за ударом пальцы левой руки поворачивают стержень то вправо, то влево. Каждый поворот сопровождается ударом молотка по стержню.
При тренировке можно достигнуть 100—120 ударов молотка в минуту. При каждом последующем ударе число и частота образовавшихся точек увеличивается.
Работа стержнем и молотком прекращается тогда, когда вся поверхность доски, предназначенная для набивки «шагрени», становится шероховатой и невозможно различить отдельные точки.
В зависимости от размера площади для набивки «шагрени» и наличия на ней острых углов выбирают различные стержни.
Если углы площади настолько острые, что имеющиеся стержни не подходят, необходимо использовать обыкновенный гвоздь длиной 4—6 см. Предварительно острию гвоздя следует придать напильником форму четырехгранной пирамиды.
Как правило, «шагрень» набивается всегда на углубленной плоскости и служит дополнением к резьбе, делая ее более выпуклой и рельефной.
Стрелки на пальцах рук (рис. 5, 7, 9, 11) показывают их усилия (работу).
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ НА УЧЕБНЫХ ДОСКАХ (…)
ПОКРЫТИЕ ВОСКОМ ИЗДЕЛИЙ, УКРАШЕННЫХ РЕЗЬБОЙ
Изделия, оформленные резьбой, рекомендуется покрывать воском холодным или горячим способом.
Лакирование, полировка или раскрашивание изделий ухудшает их. Матовый же блеск, получаемый в процессе покрывания воском, придает изделию изящный вид.
Перед покрыванием изделия воском рекомендуется запастись:
1) небольшой низкой эмалированной миской или кастрюлей;
2) белой чистой платяной щеткой средней упругости;
3) белой мягкой бумагой для обтирания щетки;
4) белой чистой полотняной тряпкой 50X50 см для обтирания рук.
Техника покрывания воском холодным способом:
1) настрогать ножом чистый пчелиный воск в миску или кастрюлю (количество воска зависит от величины поверхности изделия);
2) растопить стружки воска на электроплитке или небольшом огне, не доводя до кипения;
3) влить в растопленный воск очищенный скипидар;
4) остудить полученную восковую массу.
Если остывшая масса окажется твердой, снова растопить и добавить скипидар.
Если остывшая масса окажется жидкой, добавить восковых стружек и разогреть на плите или на небольшом огне.
В результате смешивания воска и скипидара после охлаждения должна получиться масса, напоминающая сметану средней густоты;
5) обмакнув конец щетки в восковую массу, натереть ею изделие. Изделие должно быть покрыто массой равномерно.
Если в процессе натирания масса не впитывается в дерево и остается на щетке, последнюю необходимо обте-
реть бумагой, после чего продолжать натирание до тех пор, пока изделие и щетка станут сухими.
Изделие, покрытое воском, рекомендуется выдержать в теплом месте 1—2 часа или подержать над электроплиткой в течение 1—2 мин. на расстоянии 5—10 см, после чего тереть щеткой в разных направлениях до появления блеска.
Техника покрывания воском горячим способом:
1) проделать указанное в пп. 1, 2 для холодного спо соба;
2) влить в растопленный воск очищенный скипидар (на 100 г воска 30 г скипидара);
3) обмакивая конец щетки в неостуженную массу, быстро, кругообразными движениями натирать изделие так, чтобы вся его поверхность оказалась покрытой равномерно.
Масса на изделии мгновенно застывает, что не должно смущать резчика;
4) вымыть щетку в горячей воде, обтереть до суха тряпкой или бумагой и высушить над электроплиткой, держа на расстоянии 10—15 см;
5) приближая изделие к горячей плитке на 10—15 см и отдаляя на 25—30 см, дать массе расплавиться;
6) весьма быстро натирать изделие щеткой кругообразными движениями, обтирая щетку бумагой для удаления с нее застывшей массы. Не давать изделию нагреваться больше, чем это нужно для плавления массы;
7) указанное в пп. 5 и 6 повторять до тех пор, пока на изделии не останется сгустков массы в углубленных резьбой местах, а поверхность его окажется равномерно покрытой воском;
дав изделию остыть, еще раз протереть его сухой щеткой до получения блеска.
Горячий способ дает лучшие результаты, но при применении его нужен опыт.
Рекомендуется оба способа испытать на учебных досках.
Изделие, покрытое воском, может запылиться в углублениях. Поэтому его необходимо очищать от пыли не реже одного раза в неделю сухой, чистой, белой платяной щеткой кругообразными движениями. Одновременно с этим восстанавливается и прежний матовый блеск.
РАБОЧИЕ ЧЕРТЕЖИ ИНСТРУМЕНТОВ РЕЗЧИКА (…)