Руководства вашей школы

«Трансформация вашей школы: руководство к действию» – это экспертный доклад Центра трансформации образования, подготовленный руководителем направления образовательных программ Ольгой Немирович и аналитиком Елизаветой Захаровой.

Руководство создано в помощь всем, кто участвует или заинтересован в преобразованиях внутри школы. Оно адресовано в первую очередь директорам и ключевым сотрудникам школ, руководителям и собственникам частных школ и образовательных проектов, директорам и ключевым сотрудникам предуниверсариев, а также социальным предпринимателям, учителям, ученикам и родителям.

Доклад раскрывает три последовательных этапа трансформации школы:

«Зачем» – в каких случаях трансформация нужна и как понять, что она необходима вашей школе.

«Что» – что такое замысел трансформационного проекта и из чего состоит образовательная модель.

«Как» – система управления процессами, которые обеспечивают работу образовательной модели.

***

Полный текст доклада можно получить по запросу – напишите, пожалуйста, нашим консультантам:

Сергей Говорухин

Sergey_Govorukhin@skolkovo.ru

Елена Журкина

Elena_Zhurkina@skolkovo.ru

***

На программе «Шаг развития школы» вы сможете разработать проект трансформации школы ― от концепции до проработки стратегии и дизайна образовательных программ, а также развить стратегические и управленческие навыки.

Управление современной школой: какой должна быть команда


Как выглядит управленческая команда передовой школы, какие функции она выполняет? Ответ не прописан в нормативных документах, но определяет успех учебного процесса. Образцовый вариант представила Елена Чернобай, директор центра изучения учительских практик Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

07 марта 2018

Новое поколение, новые правила

Мы наблюдаем эволюцию ученика. Современные дети мотивированны изнутри, они стремятся к независимым суждениям, проявляют настойчивость, заинтересованы во взаимодействии с одноклассниками и обладают другими яркими качествами. Работать с такими ребятами и интереснее, и сложнее.

В нынешних условиях жизни и обучения меняются требования к управленческому составу школы. Руководители должны и контролировать качество образования, и управлять этим качеством. Разберемся, как можно распределить профессиональные роли в команде в соответствии с новыми целями, прописанными в ФГОС и Федеральном законе «Об образовании».

Состав управленческой команды

Руководитель образовательной организации. Стратег и организатор, который обеспечивает получение образовательных результатов на основе рационального и эффективного управления ресурсами. Несет полную ответственность за все внутришкольные процессы.

Первый заместитель руководителя (по управлению ресурсами). Фигура по весу и статусу фактически равная директору школы.

Обязанности:

  1. Управление финансово-экономическими ресурсами, развитие материально-технической базы.
  2. Руководство и организация деятельности контрактной службы.
  3. Обеспечение работы органов государственно-общественного управления, которые влияют на работу школы.

Заместитель руководителя по реализации образовательных программ. Специалист аналогичный традиционному завучу, но отвечающий за конечный образовательный результат всего школьного курса, а не только начальной, средней или старшей школы.

Обязанности:

  1. Планирование повышения квалификации педагогов.
  2. Организация работы учителей по реализации образовательных программ.
  3. Организация деятельности межпредметных методических объединений (взамен распределения учителей по предметным группам).
  4. Определение/изменение структуры управления образовательным процессом в школе.

Заместитель руководителя по контролю качества образовательных результатов. Новый вид специалиста: не только контролирует, но и мониторит ситуацию в школе, способствует формированию взаимотребовательности у педагогов.

Обязанности:

  1. Организация внутренней системы оценки качества образования.
  2. Изучение удовлетворенности родителей качеством образования.
  3. Курирование участия школы во внешних процедурах оценки качества образования.
  4. Внесение предложений по аттестации учителей, а также по подбору и расстановке педагогических кадров.

Совет: реализуя контрольные мероприятия, не следует отвлекать педагогов от основного образовательного процесса.

Заместитель руководителя по воспитанию и социализации учеников. Специалист, отвечающий за дополнительное образование детей. Его помощниками часто становятся классные руководители, старшие воспитатели, социальные педагоги, омбудсмены, родители. Работа может проводиться на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, с учетом возраста детей и категории учебной организации. В идеале, по итогам работы не менее 80% учеников средней и старшей сколы должны участвовать в общегородских мероприятиях, и не менее 50% учащихся – становиться победителями и призерами таких мероприятий.

Шестым звеном оптимальной управленческой команды является главный бухгалтер.

Читайте также:

  • Концепция школы – 2020: ключевые компетенции и новая грамотность
  • Цифровые технологии. Опыт внедрения и применения в школе
  • Геймификация в образовании

Работа с кадрами

Чтобы сформировать эффективное штатное расписание, руководству школы нужно выполнить следующие действия:

  • Сократить численность административно-управленческого персонала.
  • Увеличить долю результативных высокооплачиваемых педагогов.
  • Оптимизировать дублирующие должности с помощью аудита.
  • Эффективно распределить функционал.
  • При возможности перейти на аутсорсинг клининговых, бухгалтерских и прачечных услуг.

Формируя команду необходимо помнить о таких задачах как обеспечение безопасности, организация качественного питания, соблюдение санитарных условий, предоставление медицинского обслуживания. При всем, главной задачей команды, конечно, остается педагогическая.    


Принципы работы современного коллектива педагогов:   

  • Понимание, принятие и разделение всем коллективом целей и задач работы.
  • Моральная и материальная отдача от результатов труда.
  • Правильная расстановка кадров.
  • Грамотное стимулирование работников.
  • Ответственность руководителя и коллектива в целом за порученное дело.

Шаги к результату         

Руководство направляет педагогов к достижению планируемого образовательного результата, а он приоритетный в новых стандартах. Рассмотрим несколько универсальных приемов, которые можно обсудить с коллегами и использовать, составляя новые учебные программы.

Постановка задач. Образовательные результаты можно формулировать в опрерациональном виде от лица ребенка, начиная от простейших и закачивая сложнейшими. Возьмем, например, предмет «История». Результаты буду звучать следующим образом:

  • Минимальный: «Я могу объяснить летоисчисление, назвать важные черты нашего столетия, сравнить современность с ближайшим прошлым».
  • Средний: «Я различаю эпохи человеческого развития, могу объяснить предпосылки для возникновения определенной культуры».
  • Высокий: «Я могу описать различия и сходства между историческими периодами разной протяженности, даже если они не следуют друг за другом, могу проводить и документировать историческое исследование».  

Подготовка к уроку. Планировать учебное занятие, ориентируясь на ФГОС, можно по следующей схеме:

  1. Определение и анализ планируемых образовательных результатов. Формулировка цели и задач занятия.
  2. Отбор видов учебной деятельности. Конструирование учебных ситуаций.
  3. Отбор средств обучения.

Выбор заданий. Многие специалисты рекомендуют подбирать задания в соответствии с таксономией Блума. Она представлена в форме восхождения по следующим этапам: Знание -> Понимание -> Применение -> Анализ -> Синтез -> Оценка.

При этом помним, что любая воспитательная система может помочь в формировании только тех качеств, которыми обладает сама.

Обновлено: 20.05.2023

Мы много пишем о школьных учителях, об их проблемах, об их победах. Но незначительное количество наших статей касается руководителей школ.

Сегодня хотим проанализировать, кто в школе руководит нами? Да, сверху спускаются не всегда адекватные распоряжения, запоздалые приказы. Но реализовывать весь этот груз приходится в каждой конкретной школе. Почему одни школы расцветают при своем руководителе, а другие похожи на болото? От кого зависит общий настрой коллектива? Кто есть директор существующих школ России?

Женщины или мужчины?

Начнем со статистических данных.

Около 77% школьных руководителей – это женщины. Это и понятно. В педагогическую профессию в большей степени идут женщины, потому и директорами становятся они же. Хотя в последние годы количество учителей – мужчин значительно возросло . И мужчинам в этом случае дойти до руководящего поста по каким-то неведомым причинам намного проще.

Средний возраст директора школы

Отметим, что 25 мая 2020 года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон №157-ФЗ, в котором устанавливается предельный возраст пребывания в должности руководителя или заместителя руководителя вуза и научных организаций . Ранее он был установлен на уровне 65 лет, по новому закону предельный возраст составляет 70 лет.

Директор и учитель – два в одном?

Подготовка директоров

Практически все директора России имеют высшее образование. Но не все имели возможность пройти подготовку по управлению школой. Переподготовку в области менеджмента в образовании имеют все, но это просто теория без реальных, практических знаний.

Единолично ли управление?

Работа с учителями

Кстати, в этой ситуации, к сожалению, большинство директоров встают на сторону жалующихся родителей, чтобы избежать дальнейшего развития конфликта . Но есть и другие примеры. В этом случае чаще всего в школе нет текучки, педагоги хотят работать у директора, который действительно защищает их права.

Проблемы школы – не мои проблемы

Все же российский директор склонен винить в недостатках работы школы не свои упущения в управлении, а не зависящие от него обстоятельства.

Какие особенности российских школьных директоров можете выделить вы? Пишите в комментариях.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Модернизация системы российского образования направлена на инновационное развитие образовательных учреждений. От управленческой компетентности руководителя, его способности создать команду и перевести учреждение на работу в инновационном режиме развития зависит динамика ожидаемых преобразований.

Главная забота директора: сделать так, чтобы нормальная управленческая работа воодушевляла на решение общих задач, чтобы школьные годы были неповторимыми для учителей и учащихся.

Руководитель образовательного учреждения сегодня – организатор образовательной среды, психолог, экономист, правовед, юрист, хозяйственник, методист, дидакт, стратегический менеджер.

В современных условиях успешность образовательного учреждения зависит, прежде всего, от эффективности управления, следовательно, от квалификации его руководителя.

Основные трудности, с которыми сталкивается руководитель образовательной организации в период современности связаны с переходом к нормативному и подушевому финансированию, постепенному установлению финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений, усилением общественного сектора управления. Поэтому в основе всего лежит предъявление новых и повышенных требований к профессиональной подготовке руководителя образовательного учреждения и организации его труда.

Отсутствие или недостаток финансовой самостоятельности, поток периодической отчетности создают основные трудности в работе руководителей.

С одной стороны, государство приветствует рыночную активную позицию, демонстрацию лидерских качеств, умение создать инновационную команду, образовательное учреждение как культурно-образовательный центр с особым колоритом и воспитательными традициями, стремление к самостоятельности со стороны образовательных учреждений, как в реализации образовательного процесса, так и ведения хозяйственной деятельности.

Но с другой стороны, чтобы реализовать данную самостоятельность требуется недюжинный энтузиазм, ежедневное преодоление бюрократических барьеров, созданных в бюджетной системе финансирования и прочих трудностей реальной жизни.

Образовательные учреждения сейчас переживают нелегкие времена. И только качественно иной руководитель, способный мыслить и действовать на уровне глобальных перемен и заглядывающий далеко в будущее способен вести свой корабль вперед и вперед, не страшась штормов, бурь и неизвестностей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даны актуальные проблемы организационно педагогической деятельности руководителя современной школы и пути их решения.Выделены факторы, способствующие успеху.

Актуальные проблемы организационно-педагогической деятельности руководителя современной школы и пути их решения

Материал предоставлен

Скобляковой Т. А .

Миссия школы сегодня: формирование человека с новым, более высоким уровнем самосознания, способного к целостному видению мира. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы должна быть сосредоточена: На разработке перспективной модели своей школы и определения путей перевода ее из существующего в качественно новое состояние. Сейчас, когда новая социально – экономическая ситуация предъявила к школе новые требования и школа вынуждена изменяться вся и во всем, обновляться и перестраиваться, педсовет, как орган коллективно – коллегиального управления, призван менять старые педагогические представления и ориентиры. На наш взгляд, именно это является сущностью и основой того, что именуется новыми подходами в подготовке и проведении педагогических советов. Это ни в коем случае не означает голого отрицания того, что было раньше. Освоение новых подходов предполагает и преемственность, и дальнейшее развитие всего позитивного и передового, что содержали в себе традиционные подходы.

Миссия школы сегодня:

  • формирование человека с новым, более высоким уровнем самосознания, способного к целостному видению мира.

Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы должна быть сосредоточена:

  • На разработке перспективной модели своей школы и определения путей перевода ее из существующего в качественно новое состояние.

Сейчас, когда новая социально – экономическая ситуация предъявила к школе новые требования и школа вынуждена изменяться вся и во всем, обновляться и перестраиваться, педсовет, как орган коллективно – коллегиального управления, призван менять старые педагогические представления и ориентиры. На наш взгляд, именно это является сущностью и основой того, что именуется новыми подходами в подготовке и проведении педагогических советов. Это ни в коем случае не означает голого отрицания того, что было раньше. Освоение новых подходов предполагает и преемственность, и дальнейшее развитие всего позитивного и передового, что содержали в себе традиционные подходы.

Разработка модели школы и ее развитие требует отбора средств реализации цели. Для этого необходимо:

Разработка модели школы и ее развитие требует отбора средств реализации цели.

Для этого необходимо:

Факторы, способствующие успеху: Уровень профессиональной подготовки кадров; Наличие у педкадров стремления к постоянному сомосовершенствованию педагогической деятельности и степень реализации на практике; Способность учителей и учащихся к ускоренной адаптации в работе по – новому; Направленность профессиональных интересов учителей на перестройку УВП и возможность их реализации в школе; Степень обученности (качество знаний) учащихся по различным учебным предметам и отдельным циклам;

Факторы, способствующие успеху:

  • Уровень профессиональной подготовки кадров;
  • Наличие у педкадров стремления к постоянному сомосовершенствованию педагогической деятельности и степень реализации на практике;
  • Способность учителей и учащихся к ускоренной адаптации в работе по – новому;
  • Направленность профессиональных интересов учителей на перестройку УВП и возможность их реализации в школе;
  • Степень обученности (качество знаний) учащихся по различным учебным предметам и отдельным циклам;

Факторы, способствующие успеху: приоритетность отдельных направлений в разнообразии интересов учащихся школы; Уровень учебно – материальной базы школы; Специфика условий семейного воспитания и среды функционирования школы; Наличие взаимной связи интересов и возможностей учителей, учащихся и родителей; Итог: до начала вхождения работы школы эти аспекты необходимо постоянно диагностировать и при необходимости корректировать.

Факторы, способствующие успеху:

  • приоритетность отдельных направлений в разнообразии интересов учащихся школы;
  • Уровень учебно – материальной базы школы;
  • Специфика условий семейного воспитания и среды функционирования школы;
  • Наличие взаимной связи интересов и возможностей учителей, учащихся и родителей;

Итог: до начала вхождения работы школы эти аспекты необходимо постоянно диагностировать и при необходимости корректировать.

В переходный период необходимо: Изучать основные направления коллективного и индивидуального педагогического поиска в соответствии с программой развития школы;

В переходный период необходимо:

  • Изучать основные направления коллективного и индивидуального педагогического поиска в соответствии с программой развития школы;
  • Место и роль каждого участника педагогического поиска в реализации этих целей и задач, характер организационных отношений между ними.

Опытно – экспериментальная работа (при поисковом режиме ) нуждается:

В теоретическом (аналитико – коррекционное обеспечение эксперимента составляет функция педсовета школы).

Методическом и информационном обеспечении эксперимента, которую осуществляет методический совет школы.

К ритерии, которые в их комплексном применении и определяют, на наш взгляд, сущность данного понятия: однозначное и строгое определение целей (почему и для чего)

выбранная тема педагогического совета должна быть актуальна, современна и своевременна, иметь практическую значимость и научность .

Для конкретно выбранной темы педагогического совета определяется цель и задачи .

должно способствовать отбору и структуре содержания (что),

Сначала формулируются основные вопросы темы, которые дают общую направленность, помогают расшифровать тему, конкретизировать, определить ее границы. Далее выбранные теоретические положения темы нужно разумно соединить с практическими делами школы.

оптимальной организации (как),

Формы проведения могут быть разнообразными,

методам, приемам и средствам (с помощью чего),

а также учитывать необходимый реальный уровень квалификации учителей (кто)

И объективные методы оценки результатов (так ли это).

Организационном и материальном обеспечении, что возлагается на школьный совет.

Четкая целевая направленность всех трех организационных структур способствует определению их места и роли в системе внутришкольного управления.

Методический совет Цель: организация и координация методического обеспечения УВП, методической учебы педагогических кадров . Содержание деятельности: -формирует цели и задачи методического обеспечения УВП ; -определяет содержание, формы и методы повышения квалификации педагогических кадров; -осуществляет планирование, организацию и регулирование методической учебы педагогических кадров, анализ и оценку ее результатов; -решает педагогические проблемы, связанные с методическим обеспечением УВП и методической учебой педагогических кадров; -разрабатывает систему мер по изучению педагогической практики, обобщению и распространению педагогического опыта.

В каждой школе сложились свои традиции, свои требования к организации проведению педсовета.

  • Авторитарный стиль ведения педсовета, превращение педсовета в инструктаж;
  • Поверхностное обсуждение поставленных проблем;
  • Абстрактность докладов;
  • Почти полное отсутствие самостоятельной деятельности учителей;
  • Низкая результативность.

Совет школы

Цель: обеспечение педагогически целесообразного взаимодействия школы, семьи и общественности при осуществлении перспектив развития школы.

Содержание деятельности:

  • Намечает перспективы в развитии школы и организует их реализацию путем объединения усилий учителей, учащихся и родителей;
  • Определяет и осуществляет на практике пути взаимодействия с творческими структурами с целью создания необходимых условий для разностороннего развития учащихся и творческой деятельности педагогов;
  • Разрабатывает и организует выполнение документов, регламентирующих деятельность школьного коллектива;
  • Обеспечивает централизацию и распределение средств школы для решения перспективных вопросов развития;
  • Осуществляет разработку системы мер по предупреждению

и ликвидации конфликтных ситуаций в школе и семьях;

  • Обсуждает вопросы, связанные с подготовкой школьных

мероприятий;

  • Координирует деятельность всех органов в соответствии с

целями и задачами развития школы;

  • Способствует развитию учебно – материальной базы школы.

Работа в творческих группах: Основная форма организации деятельности учителей на педсовете. Могут работать как над общим заданием так и над специфическим индивидуальным для каждой группы. Такая форма организации деятельности способствует обмену опытом, согласованному взаимодействию отношению взаимной ответственности и сотрудничества.

Состав группы лучше определять заранее, учитывая критерии:

  • личности (характер, интеллект, активность),
  • проблемности (взаимоотношения, симпатии).

Состав группы не более 10 — 12 человек.

Наглядность результатов деятельности:

Один из обязательных принципов эффективной деятельности. В процессе работы важна концентрация внимания и актуализация нужных факторов. Структурирование текста, различные графические изображения (схемы, таблицы, диаграммы) позволяет визуализировать мыслительный процесс (работа мышления становится очевидной).

Педагогический совет

Цель: мобилизация усилий педагогического коллектава на выполнение задач школы.

Содержание деятельности:

  • Формирует цели и задачи развития школьного коллектива;
  • Определяет содержание образования, формы и методы организации УВП в школе;
  • Организует работу по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив, распространению ПО;
  • Решает педагогические проблемы, связанные с совершенствованием УВП и обеспечением его высокого качества;
  • Осуществляет планирование, организацию и регулирование УВП, анализ и оценку результатов;
  • Разрабатывает систему педагогических мер, направленных на методическое обеспечение всех перспектив развития школы;
  • Организует и осуществляет подготовку и проведение аттестации педагогических кадров школы и ее руководителей.

К ритерии, которые в их комплексном применении и определяют, на наш взгляд, сущность данного понятия: однозначное и строгое определение целей (почему и для чего)

выбранная тема педагогического совета должна быть актуальна, современна и своевременна, иметь практическую значимость и научность .

Для конкретно выбранной темы педагогического совета определяется цель и задачи .

должно способствовать отбору и структуре содержания (что),

Сначала формулируются основные вопросы темы, которые дают общую направленность, помогают расшифровать тему, конкретизировать, определить ее границы. Далее выбранные теоретические положения темы нужно разумно соединить с практическими делами школы.

оптимальной организации (как),

Формы проведения могут быть разнообразными,

методам, приемам и средствам (с помощью чего),

а также учитывать необходимый реальный уровень квалификации учителей (кто)

И объективные методы оценки результатов (так ли это).

Демократизация организационных отношений предполагает:

Раскрепощение отношений и развитие с их помощью сотрудничества детей и взрослых как равных участников педпроцесса

Преодоление безликого однообразия в отношениях «руководитель

бесконечного разнообразия

Гуманизацию отношений между руководителями школы и учителями,

руководителем школы и учащимися, руководителем школы и

родителями, учителями и учащимися и т. д.

Руководитель школы должен четко представлять

цель намеченного дела,

хорошо знать исполнителей, умело определять средства и методы

реализации цели.

Главные условия для реализации поискового режима работы школы: Повышение научного уровня управления УВП, а для этого включение в состав управленческого аппарата завуча – исследователя. Улучшение качества профессиональной подготовки учителей и методической работы с ними, с этой целью включение в состав управленческого аппарата завуча – методиста. Эффективное организационное обеспечение целостного УВП, для этого включение с состав управленческого аппарата завуча – администратора.

Главные условия для реализации поискового режима работы школы:

Повышение научного уровня управления УВП,

а для этого включение в

состав управленческого аппарата завуча – исследователя.

Улучшение качества профессиональной

подготовки учителей и методической работы с ними,

с этой целью включение в состав

управленческого аппарата завуча – методиста.

Эффективное организационное обеспечение целостного

УВП, для этого включение с состав управленческого

аппарата завуча – администратора.

Функциональные обязанности завуча - исследователя

Функциональные обязанности завуча — исследователя

Функциональные обязанности завуча — методиста

  • Осуществляет диагностику профессиональной деятельности учителя;
  • Организует методическую учебу, переподготовку, повышение квалификации учителей в школе, на основании диагностики профессиональной деятельности;
  • Анализирует состояние и результативность методической работы;
  • Участвует в исследовании УВП в школе и осуществляет на этой основе оценку результативности педагогического труда в школе;
  • Участвует в разработке комплексно – целевой программы развития как системы;
  • Организует разработку и использование дидактических и методических материалов в соответствии с направлениями опытно — эксперименталь- ной работы в школе;
  • Планирует и организует работу методического совета школы;
  • Осуществляет аттестацию учителей;
  • Проводит инструктивно – методические совещания, педагогиче-

ские чтения, семинары – практикумы;

  • Создает школьный методический кабинет и организует на его

базе работу с педагогическими кадрами.

Осуществляет комплектование классов, гпд на основе развития учащихся Составляет и корректирует в соответствии с потребностями школы и условиями ее функционирования расписание занятий, кружков, ГИА Функциональные обязанности завуча - диспетчера Участвует в расстановке педагогических кадров и их тарификации Участвует в аттестации учителей Организует дежурство по школе

Осуществляет

комплектование классов,

гпд на основе

развития учащихся

Составляет и корректирует

в соответствии с

потребностями школы и

условиями ее

функционирования расписание

занятий, кружков, ГИА

Функциональные

обязанности

завуча — диспетчера

Участвует в расстановке

педагогических кадров

и их тарификации

Участвует в аттестации

Организует дежурство

Вывод: Естественно, решение перечисленных выше проблем в организа - ционно – педагогической деятельности руководителей школы не может гарантировать ее полного успеха, но способствовать ее совершенствованию, не – сомненно, может.

Естественно,

решение перечисленных

выше проблем в организа —

ционно – педагогической

деятельности руководителей школы не может гарантировать ее полного успеха, но способствовать ее совершенствованию, не –

19 июня в Минобрнауки России состоялось первое заседание всероссийского директорского клуба, целью которого станет обсуждение напрямую с главой ведомства наиболее острых проблем системы образования и воспитания, а также эффективных путей их решения. В первой встрече с Министром просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой приняли участие 14 директоров школ из разных регионов России – Воронежской, Калининградской, Псковской областей, Вологды, Екатеринбурга, Москвы, Самары, Санкт-Петербурга, Сочи, Тулы, Чебоксар и Ярославля.

















— На сегодняшний день, особенно исходя из Послания Президента Российской Федерации, роль руководителя школы становится особой. В Послании сказано, что необходимо заниматься отбором и подготовкой руководителей школ, а выстраивание управленческой системы – одна из важнейших задач. И конечно, без сильных директоров педколлектив вряд ли будет эффективно работать, — отметила Ольга Юрьевна.

— Я предлагаю сегодня обсудить несколько вопросов. Что мешает вам в работе? Что нужно изменить в школьной жизни и её нормативном сопровождении, чтобы наша работа стала более продуктивной для всех, кто участвует в образовательном процессе? Еще вопрос: достижения и методики каких школ могут стать примерами для российского образования? Это, конечно, только часть вопросов, которые смогут нас вывести на дальнейшее глубокое обсуждение столь масштабной задачи, как повышение качества образования и вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, — заключила Ольга Юрьевна.

— Сегодня большинство учителей хотят работать с успешными детьми, и мало кто – с теми, у кого есть серьёзные проблемы со здоровьем. Этот подход нужно менять. Считаю очень правильным, что на уровне министерства и лично министра была поддержана дефектология и проект по обучению детей, находящихся на длительном лечении в больницах, к такому формату работы педагогов тоже надо готовить, — отметил Е.А. Ямбург, директор школы № 109 г. Москвы.

Беспокоит директоров школ, что медицинские карты не отражают важную информацию о здоровье ребёнка.

— Медкарта далеко не всегда содержит информацию по ОВЗ. Учителя не обладают информацией о здоровье детей, а они должны работать со всем контингентом, — обозначила проблему С.С. Ильина, директор гимназии № 3 г. Самары.

— Мы договорились с Минздравом, что у нас будут медицинские карты, где будет написано: 1, 2 или 3-я группы здоровья. И директор может запросить в медучреждении, с чем связаны эти группы. У нас уже в этом году были случаи смерти детей от остановки сердца. Конечно, есть медицинская тайна, но иногда родители бездействуют, а школа должна быть готова отреагировать и оказать помощь ребёнку в критической ситуации, — прокомментировала Министр.

Затронули директора и проблему необоснованной по срокам и объёмам отчётности, которую в срочном порядке запрашивают со школ различные организации.

— Для чего мы заполняем подробные унифицированные формы и размещаем их на сайте школы? Это есть в открытом доступе, но с нас всё равно требуют информацию, которая опубликована на сайте, — высказала общую проблему Е.Г. Белова, директор школы № 43 г. Екатеринбурга.

В ходе общения директора высказались за передачу управления образовательными организациями с муниципального на региональный уровень.

— Это правильная идея, она поможет решить многие проблемы школ и системы образования, — сказала Л.В. Лукичёва, директор школы № 26 г. Вологды.

Среди важнейших проблем, которые также требуют решения, директора школ назвали необходимость дифференцирование системы набора в 10-е классы, введения альтернативных форм сдачи ЕГЭ по таким предметам, как история; расширения практики таких малозатратных форм повышения квалификации учителей, как вебинары; исключение из процедур новой модели аттестации педагогов видеоуроков, ужесточение требований к выдаче золотых медалей, необходимость включения школ в формирование у детей и родителей культуры работы с цифровой реальностью.

Завершая встречу, Министр поблагодарила её участников за откровенный разговор и отметила, что в начале нового учебного года на следующем заседании директорского клуба основными темами для обсуждения станут федеральные государственные образовательные стандарты и федеральный перечень учебников.

Читайте также:

      

  • Что представляет собой схема для вышивки и как ее изготовить с помощью компьютера кратко
  •   

  • Значение правовой защиты участников экономической деятельности кратко
  •   

  • Как коля лыков стал звеньевым краткое содержание для читательского дневника
  •   

  • Чем отличается школа олимпийского резерва от спортивной школы
  •   

  • Какие культурные достижения позаимствовала у арабов западная европа кратко

Человек, который желает выжить в современном
мире, на мой взгляд, должен быть успешным.

Что нужно, чтобы быть успешным руководителем,
неся на своих плечах громадную нагрузку и
ответственность? Главное – смотреть вперед и
видеть цель, принимать правильные решения,
правильно действовать и непременно завершать
дело успехом, победой. Успешные директора
устанавливают высокие внутренние стандарты
работы. У них высокие ожидания в отношении своих
учеников и сотрудников; они сообщают об этих
ожиданиях людям внутри и за пределами своей
школы.

Основные качества, которые должны быть присущи
руководителю, следующие:

  • Компетентность.
  • Коммуникабельность.
  • Внимательное отношение к подчиненным.
  • Смелость в принятии решений.
  • Способность творчески решать проблемы.

Последнее является самым важным. Современный
руководитель – это творческая личность,
способная преодолевать стереотипы и находить
нетрадиционные пути решения стоящих перед
школой задач, создавать и использовать
инновационные управленческие технологии.

Современный руководитель – это личность,
постоянно работающая над собой, над своими
профессиональными и личностными качествами.

Современный руководитель – это стратег,
видящий перспективу развития своей организации
на несколько лет вперед, исходя из имеющихся
социальных условий и ресурсов.

Современный руководитель – это носитель
организационных перемен, вырабатывающий новые
подходы к решению проблем, пропагандирующий
новые ценности среди сотрудников, одержимый
идеей, готовый преодолевать ради ее воплощения в
жизнь длительные трудности.

Современный руководитель – это лидер,
стремящийся не приказывать, а выслушивать
коллег, психологически настроенный на одобрение
предложений, являющийся энтузиастом и готовящий,
поддерживающий энтузиастов.

Современный руководитель – это человек,
интегрирующий усилия сотрудников на широкое
использование культурно-этнических
инструментов управления. Таким образом,
современный директор школы должен обладать
вышеперечисленными человеческими качествами и
иметь следующие черты менеджера-лидера:

  • Доступен любому работнику, тон обсуждения любых
    проблем всегда доброжелателен.
  • Понимает, что управлять, значить делать дело
    руками других. Отсюда большую часть своего
    времени он отводит работе с персоналом,
    постоянно уделяя внимание системам поощрения. Он
    лично знаком со значительной частью работников.
  • Противник кабинетного стиля управления,
    предпочитает обсуждать проблемы на местах, умеет
    слышать и слушать, решителен и настойчив.
  • Терпимо относится к выражению открытого
    несогласия, умело делегирует полномочия
    исполнителям, строит отношения на доверии.
  • В трудные минуты не стремится найти виновного, а
    ищет причину сбоев и отклонений.
  • Не распоряжается и не приказывает, а убеждает;
    строгий контроль заменяет доверием.
  • Стремится развивать коллективные формы работы
    единой командой.
  • Всегда открыт для новых идей, создает атмосферу,
    в которой свободное высказывание идей
    становится нормой.
  • Формирует хороший психологический климат в
    коллективе, не удовлетворяет интересы одних
    работников за счет ущемления других.
  • С готовностью, а главное, публично признает
    заслуги сотрудников.
  • Не имитирует перемены, а на деле стремится
    осуществить позитивные изменения.

Менеджер-лидер вместе с тем мыслит:

  • протокольно – отличает факты от мнений,
    реальное от кажущегося, действительное от
    желаемого;
  • безынерционно – накопленный опыт и знания не
    мешают ему принимать оригинальное решение при
    рассмотрении новых, нетрадиционных проблем;
  • методично – последовательно, не отвлекаясь от
    цели, осмысливать коммерческие, управленческие и
    психолого-педагогические ситуации;
  • мобильно – переносит накопленный опыт на новые
    области знания с учетом их особенностей, места,
    времени, условий;
  • доминантно – выделяет главное и не тонет в
    мелочах;
  • конструктивно – не только вскрывает причины
    недостатков, но и умеет находить наиболее
    рациональные пути и способы их устранения, умеет
    качественно улучшать дело.

Менеджер-лидер мыслит не по принципу
“или-или”, (или то, или другое), а по принципу “и
– и” (и то, и другое) – все зависит от конкретных
обстоятельств и условий. Сама жизнь и рыночная
обстановка заставляют его быть стихийным
диалектиком. Он оперирует, казалось бы,
взаимоисключающими друг друга понятиями типа:
“качественное количество”, “творческая
исполнительность”, “инициативная дисциплина”,
“организованная неорганизованность” и т.п.

Лидер не только должен организовать и
руководить изменениями, но он должен “сам быть
теми изменениями”, которые желает видеть у
других. “Лидеру придаются функции “социального
архитектора”, “изучающего и создающего то, что
называется “культурой труда”, — те неосязаемые
элементы, которые сложно выявить, но которые
исключительно важны: поведение, ценности и нормы.
Особенность современного взгляда на лидера
состоит в том
, — пишут М.В. Грачев, А.А.
Соболевская, Д.В. Кузин, А.Р. Стерлин в своей книге
“Капиталистическое управление: уроки 80-х”, — что
он рассматривается как носитель инновационной
организационной культуры, как главный агент
последовательных изменений в корпорации”
(12,
с. 36-37).

Таков общий контур менеджера-лидера. Воплотить
в жизнь эту модель нелегко, но, как говорят
американцы: “Умение ходить по воде не возникает
за один день”.

I. Директор школы должен вести за
собой, учить учиться, создавать образ будущего.
Руководитель образовательной системы должен
влиять на ценностные аспекты сознания людей, на
их культуру, видение будущего. Руководство не
сводится исключительно к умению договорится с
педагогами или найти с ними компромисс, это –
преобразование культуры школьной организации,
нацеленность на внутренние изменения.

II. Директор школы – это стратег, разработчик
“Общих правил игры”, новых идей, на основании
которых развивается концепция школы.
Предоставление учителям творческой и
профессиональной самостоятельности, инициативы,
“педагогической предприимчивости”.

На основе глубокого изучения литературы по
теории управления мною сконструирована
следующая концепция внутришкольного управления,
методологическими основами которой являются:

1. Повышение уровня сотрудничества
внутри аппарата управления, между
администрацией и учителями, между педагогами и
учащимися. Перевод внутришкольного управления
на демократическую основу, т.е. включение в
процесс управления учителей и учащихся.
В
школе работают 12 творческих групп, в работе
которых участвуют 40 педагогов (около 65%).

2. Глубокое аналитическое проникновение
руководителя в сущность педагогического
явления, в урок, в педагогический процесс для
квалифицированной, глубокой оценки труда
педагога.


    Управленческая схема в школе
    выглядит следующим образом:


Данная модель позволяет планомерно,
организованно, научно-обоснованно
систематически воздействовать на инновационные,
экспериментальные процессы, привлекая к
управлению наибольшее количество учителей.
Нововведения и положительный опыт работы
учителей внедряются через мини – команды”,
которые формируются для решения определенных
задач в определенное время.

3. Обладание руководителем необходимым
объемом знаний, управленческим опытом,
специальной управленческой подготовкой.

У нас успешно функционирует независимое
детское и молодежное объединение “Доброград”.

“Доброград” — это творческая организация,
объединяющая на добровольных началах
администрацию, педагогов школы и ребят 1 – 11-х
классов, отличающихся организаторскими
способностями, активностью, желанием
действовать и творить, неравнодушных к нашей
школьной жизни, обладающих стремлением сделать
ее по настоящему интересной, яркой и радостной.


Объединение строит свою работу на принципах:


  • Добровольности
  • Открытости
  • Творческого подхода к любому делу
  • Коллективного принятия решения

Задачами объединения являются:


  • Формирование нового стиля взаимоотношений в
    системе администратор – педагог – ученик
  • Создание условий для самореализации личности,
    перехода от отношений субординации к отношениям
    сотрудничества детей и взрослых.
  • Развитие творческой инициативы учащихся и
    педагогов.
  • Объединение индивидуальных действий и идей,
    придание организованного характера творческому
    поиску.

4. Глубокое аналитическое проникновение
руководителя в сущность педагогического
явления, в урок, в педагогический процесс для
квалифицированной, глубокой оценки труда
педагога.

5. Обладание руководителем необходимым
объемом знаний, управленческим опытом,
специальной управленческой подготовкой.

При принятии решений и выполнении
управленческих функций я ориентируюсь на
следующие принципы управления коллективом:

1. Принцип уважения и доверия к человеку:

  • уважать личное достоинство человека;
  • предоставлять личности свободу выбора;
  • доверять человеку на основе взаимоуважения;
  • не проявлять к человеку достаточно высокую
    требовательность;
  • способствовать раскрытию возможностей
    человека, развитию инициативы;
  • поощрять достижения и личный вклад каждого в
    дела школы;
  • гарантировать каждому сотруднику и ученику
    личную защищенность в коллективе.

2. Принцип целостного взгляда человека:

  • строить свои отношения с учителями не как
    должностное лицо с подчиненными, а как человек с
    человеком;
  • вникать в жизнь, духовный мир и стремления
    сотрудников;
  • делать все возможное, чтобы время проведенное
    на работе, были светлыми и радостными;
  • встречаться с учителями в неформальной
    обстановке.

3. Принцип сотрудничества:

  • знать и учитывать личные качества учителей;
  • ценить в учителе компетентность, инициативу,
    ответственность;
  • бережно относится к проявлению любой
    педагогической целесообразной инициативы.

Этот принцип осуществляется через технологию
педагогических взаимодействий. Одна из форм
такого взаимодействия – это творческие группы.

Обычно учителя сами объединяются в творческие
группы по критерию близости методической темы и
с планом работы приходят на заседание
научно-методического совета. План работы
творческой группы составляется на один год,
перспективный – на 3 года. Характер общения между
членами группы – неформальный.

Главное внимание в группе – поисковая работа.

Формы занятий – практикумы, теоретические
семинары, диспуты и т.д.

4. Принцип социальной справедливости:

  • равномерно распределять не только учебную, но и
    общественную нагрузку среди учителей;
  • систематически освещать в коллективе
    деятельность администрации;
  • предоставлять педагогам равные “стартовые”
    возможности;
  • приводить в соответствие заслуги труда
    педагога с их общественным признанием.

5. Принцип индивидуального подхода во
внутришкольном управлении:

  • глубоко изучать систему работы каждого учителя;
  • систематически повышать качество и глубину
    педагогического анализа урока учителя;
  • помочь учителю создать свою собственную
    творческую лабораторию;
  • вселять в учителя профессиональную
    уверенность;
  • постепенно выравнивать профессиональное
    мастерство педагогов, доведение отстающих до
    уровня передовых;
  • учитывать и корректировать временные
    эмоциональные состояния членов педагогического
    коллектива;
  • определять для каждого учителя его
    индивидуальные цели и рубежи их достижения и
    этим обеспечивать ему путь к успеху.

6. Принцип обогащения работы учителя:

  • следить за повышением квалифакиции учителей;
  • проводить семинары, “круглые столы”,
    симпозиумы по проблемам методики преподавания
    отдельных предметов;
  • проводить с учителями консультации по поводу их
    сегодняшних и будущих профессиональных
    потребностей;
  • систематически обсуждать в педагогическом
    коллективе литературные и поэтические новинки.

7. Принцип личного стимулирования:

  • справедливо использовать моральные и
    материальные стимулы;
  • иметь хорошо продуманную систему стимулов.
    Вежливость, улыбка, внимательное и чуткое
    отношение к человеку – более сильно действующие
    стимулы, чем награждения;
  • помнить, что стимулы являются действенным
    инструментом создания в педагогическом
    коллективе обстановки приподнятости, здорового
    микроклимата.

8. Принцип единого статуса: все
работники школы, учителя и учащиеся независимо
от занимаемой должности и положения в школе
должны находится в одинаковых демократических
условиях.

9. Принцип перманентного повышения
квалификации:

  • обеспечить постоянное повышение квалификации
    учителей через работу методических комиссий,
    творческих семанаров, проблемных творческих
    групп, самообразовательную работу учителя
    внутри школы;
  • формировать стимулирующие мотивы развития
    внутришкольной системы повышения квалификации
    педагогов.

10. Принцип консенсуса:

  • объективно оценивать точки зрения членов
    коллектива при обсуждении проблем и принятии
    решения;
  • четко и логично аргументировать точку зрения и
    логично аргументировать точку зрения, чтобы ее
    воприняло большинство в коллективе;
  • осуществлять логический анализ ошибочных
    суждений, вскрывать противоречия, добиваться
    пересмотра противоречивых точек зрения;
  • “мобилизировать” мнение наиболее влиятельной
    части педагогов.

11. Принцип коллективного принятия
решения:

  • принимать коллективное решение только по
    важным, перспективным, стратегическим вопросам;
  • принимать жизненно важные решения при активном
    участии тех, кому придется их выполнять;
  • вовлекать в процесс выполнения решения
    несогласное “меньшинство”.

12. Принцип участия в управлении учителей
и делегирование полномочий:

  • не привлекать учителей к управлению без их
    желания;
  • приобщать учителя к управлению, учитывая его
    индивидуальные особенности;
  • добиваться, чтобы учитель рассматривал участие
    в процессе управления как акт доверия, как одну
    из возможностей его профессионального роста;
  • оказывать учителю на порученном ему участке
    внимание и помощь;
  • добиваться общественного признания
    результатов управленческой деятельности
    учителей.

13. Принцип целевой гармонизации:

  • чтобы в школе не делалось – все должно делаться
    на основе осмысленной, предыварительно
    сформулированной, педагогически целесообразной
    цели;
  • стремится сформировать целевое единство
    педагогического коллектива.

14. Принцип горизонтальных связей: способствовать
установлению связей учителей друг с другом для
достижения конечного результата – развития
личности ребенка.

Данный принцип работает в рамках деятельности
школы. Творчески работающие педагоги объединины
в “мини-команды” с определенными задачами.

15. Принцип автономизации управления:

  • во главе автономных участков управления должны
    находится высококвалифицированные педагоги,
    избираемые на собрании всего коллектива,
    прошедшие соответствующую подготовку;
  • за эту работу обязательно нужно определить
    материальное вознаграждение.

16. Принцип постоянного обновления:

  • любые крупные изменения необходимо заранее
    готовить, создавая в коллективе определенный
    психологический настрой;
  • если уверенности в успехе изменений нет, то их
    лучше не проводить;
  • не бояться сопротивления изменениям со стороны
    учителей;
  • помнить, что процесс перемен в школе – это
    процесс перемен во взглядах, методах, решениях
    организационных проблем и т.д. учителя.

“Технология” успешного управления школой
состоит из трех основных этапов:

  • сбор информации о состоянии управляемого
    объекта;
  • ее переработка;
  • выдача командой информации.

Значит, успех управления зависит от наличия
внутришкольной системы информации.

Каждый директор школы должен иметь
“обязательный минимум информации” о тех людях,
которыми он управляет, об их взаимоотношениях и
связях, о состоянии, ходе развитии тех процессов,
звеньев, участков работы школы, за которые он
отвечает и на которые пытается оказывать
управленческие воздействия.

Координация – основная задача
управленческой деятельности.

Успешное управление – это
реализованная цель. Цель – это желаемый и
заранее запрограмированный результат,
достижимый в будущем.

Главное в управлении – четко видеть
цель. Цель вызывает организацию, необходимость
программно-целевого планирования и
разработки конктретной программы достижения
каждой цели.

Главное назначение руководителя создавать
системы:
система внутришкольного контроля,
система внеклассной и внеурочной воспитательной
работы, система работы с родителями и т.д..

Управлять современной школой успешно можно
только в том случае, если подчинять свои действия
определенным правилам, четкому режиму. Системный
подход к управлению заключается в четком,
скрупулезнейшем распределении функциональных
обязанностей не только среди руководителей, но и
среди всех членов педагогического коллектива.
При распределении функциональных обязанностей
необходимо придерживаться следующих требований:

  • определение обязанностей и прав работников
    должно быть четким, определенным, оформленным в
    письменном виде;
  • каждый должен отвечать определенному лицу за
    результаты своей работы;
  • обязанности дролжны быть четко расчленены;
  • права решения делигируются вниз в максимально
    возможной степени.

Чтобы управление было демократичным и
эффектиным, а сотрудники интеллектуально росли,
необходимо делегирование полномочий.

Делегирование – это проявление
доверия, это инструмент включения сотрудника в
процесс управления, а следовательно,
демократизация последнего.

Одной из важнейших управленческих функций
является контроль.

Контроль в определенной степени должен
рассматриваться как УСЛУГА, которую управленец
оказывает своим сотрудникам.

В ходе контроля управленец обязан закладывать
в каждого сотрудника “чувство успеха”, чувство
победителя и постоянно поддерживать его, потому
что победа – это жизнь и движение вперед!

Ни одна функция управления (сбор информации,
анализ и оценка ситуации, формирование и выбор
управленческих решений, выдача заданий и
корректировка хода работ, оценка результатов) не
может быть реализована без делового общения.
Чтобы успешно управлять людьми нужно создать все
условия, чтобы люди хотели быть управляемыми.
Главная роль тут принадлежит общению.

Человек, не способный к общению, никогда не
станет хорошим руководителем, т. к. через общение
и посредством личного примера он оказывает
необходимое влияние на людей.

В деловом общении важна информация:

Персонифицированнаявнешний
вид;


  • социальное и материальное положение;
  • состояние здоровья;
  • профессия;
  • вкус;
  • аккуратность.

Внешние реакции —> эмоциональное состояние
партнера.

Текстовая – рекомендательные
письма, положительные отзывы и характеристики,
демонстрация материальных доказательств.

Информация состояния – физическое
и эмоциональное состояние партнеров
(недомогание, усталость, душевное волнение,
расстроенные чувства, испорченное настроение).

Информация окружения (место,
обстановка, окружение, “атмосфера”, шум, запахи,
температурный режим, присутствие посторонних
людей, дефицит времени).

Учитывая информационные “потоки” делового
общения, можно распложить к себе, “завоевать”
внимательного и доброжелательного собеседника.
Не учитывая их, можно, наоборот, задеть,
возмутить, травмировать его – и тогда собеседник
превращается во врага.

Для того, чтобы общение было деловым, надо:

  1. Уметь владеть собой. Не делать скоропалительных
    выводов.
  2. Уметь до конца все внимательно выслушать,
    понять, продумать.
    Принимать решения и действовать только тогда,
    когда мнение будет подтверждено уверенностью.
  3. Быть беспристрастным. В управлении эмоции
    неуместны.

Главная заповедь управления
располагать (привлекать, притягивать) к себе
подчиненных.

Взаимное уважение между руководителем и
подчиненными, является необходимым условием их
служебных взаимоотношений.

Истинное руководство – это искусство общения,
искусство так влиять на людей с помощью личного
примера и убеждений, чтобы они признали
руководителя как самого способного и достойного
человека в организации.

Чтобы расположить человека к себе, воспитать в
нем эмоциональное отношение (приязнь, симпатия,
дружба, любовь), человека надо искренне уважать,
ценить.

Успех директора школы зависит не столько от
наличия деловых качеств, сколько от умения их
ярко подавать окружающим.

Успех на 80 % связан с развитостью навыков
общения.

Важно как ярко и интересно подать себя,
произвести хорошее впечатление, так и распознать
характер и намерения других людей по их жестам.

III. Директор школы несет ответственность за
судьбу, здоровье и благополучие детей.

Эта должность предполагает не только огромных
интеллектуальных и нравственных, но и
эмоциональных и физических затрат. За счет каких
же ресурсов можно справиться с такой огромной
ношей? Надо уметь непрерывно меняться: не
подстраиваться под кого-либо, а выработать в себе
функции саморегуляции, самокоррекции,
самоорганизации, т.е. надо познать себя,
преодолеть свои стереотипы, раскрыть свои
природные ресурсы. В любой трудной ситуации, не
надеясь ни на кого, следует использовать свои
собственные ресурсы. Ресурсы любого человека
практически неограниченны. Поверив в
неограниченность своих ресурсов, человек
начинает процесс постоянного
самосовершенствования, но происходит это лишь
тогда, когда он:

  • искренне и глубоко верит в свои ресурсы;
  • знает особенности физического и
    психологического развития, обладает навыками
    управления различными состояниями и
    использования своего потенциала;
  • обладает волей, ибо процесс совершенствования
    должен быть планомерным и целенаправленным.

Итак, для того, чтобы контролировать свои
поведенческие и эмоциональные реакции,
распознать и оценить ситуацию, достойно выйти из
конфликтной ситуации, уметь быстро
восстановиться и переключиться, привести себя в
творческое состояние, необходимо:

1. Принять себя таким, какой ты есть,
обрести любовь к себе, признав собственную
уникальность.

2. Признать уникальность других. Найти
в себе качества, помогающие понять мнение, точку
зрения, поведение другого.

3. Изучить свои предпочтения, реакции,
состояния в различных жизненных
обстоятельствах, ситауциях, отрезках времени,
исследовать свой характер, особенности его
проявления в различных сферах его деятельности,
постоянно наблюдать за работой своего организма.

4. Найти собственный алгоритм
достижения равновесия.

5. Перестать тревожиться и научиться
жить сейчас.

6. Научиться прощать.

7. Научиться избавляться от страха и
предпочесть любовь страху.

Директорами не рождаются, директорами
становятся!

Кто он, эффективный руководитель современной школы?

                                                                              «Я считаю, что о качествах менеджера

                                                                             надо судить по тому, как хорошо он может

                                                                          организовать  большое  число   людей   и

                                                                               насколько эффективно он может добиваться

                                                                             наилучших результатов от каждого из них,

                                             сливая в единое целое».

                                                                                                                                    А.Морита

         Школа  в традициях всех времен, у разных народов всегда была в  центре внимания.  Ее успешная   деятельность во многом зависит от того, кто ею управляет. В настоящее время особенно актуальной становится роль директора школы, который должен уметь не только организовать учебный процесс, но и сделать его экономически эффективным. Сегодня, когда директора школ работают в условиях рыночной экономики, они обязаны ежедневно принимать множество важных управленческих решений — от нахождения способов зарабатывания денег до поиска путей повышения качества образования.  Возникает вопрос — кто он, эффективный руководитель современной школы?

По материалам пресс-конференции «На пути к новой школе. Роль директора в модернизации общего образования»:

  1. И.И.Калина, заместитель Министра образования и науки РФ: «ключевая фигура в школе — это директор школы, который собирает учителей и создает условия для эффективной работы».
  2.  Я.И. Кузьминов подчеркнул, что «личный пример и личные отношения, которые выстраивает директор — ключевые. Прекрасный менеджер, не любящий людей, прекрасный менеджер не являвшийся учителем, не может руководить школой».
  3.  Н.Н.Прянишников: «быть директором школы существенно сложнее, чем руководителем современного бизнеса: меньше ресурсов, а задач больше
  4. К.М. Ушаков: одна из главных задач директора — «выработать миссию организации и сделать ее личным делом каждого», ведь педагогическая работа не возможна без осознания миссии.

         Современные требования к образованию  меняют позицию директора школы как управленца. Теперь нужны знания по вопросам управления финансами  и школьной экономики. Для этого необходимо  обладать стратегическим мышлением, но также хорошо знать и учебный процесс. Сочетание этих качеств  даст повышение качества образования, что является  главной задача современной школы.

         Для развития инновационной деятельности в школе необходимо  грамотное, умелое владение директора  новыми технологиями. Только когда директор на собственном опыте поймет, как важно и удобно пользоваться  современными технологиями в своей работе, тогда это станет непременным условием к изменению отношения  в освоении данных технологий  коллективом.

Эффективный руководитель современной школы решает главную задачу – обеспечивать опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более важными завтра, а, главное, уметь находить пути их решения.

Школьный менеджмент необходим не только для  эффективного управления кадрами, координирования их деятельности в достижении поставленных целей, задач, принятых решений,  а также в организации контроля и анализа их выполнения. В условиях быстро осуществляемых перемен в образовании надо хорошо знать их сущность и характер, нормативно-правовое обеспечение, изменения законодательной базы, регулирующей образование. Для эффективных изменений  в сфере образования директор школы – ключевая фигура. От его способности принять и реализовывать основные идеи модернизации зависит судьба российского образования и, в конечном счете, будущее России.

Директор управляет ребенком, родителями и педагогическим коллективом. Для этого он должен быть  педагогом  и организатором,  владеть юридическими и экономическими знаниями. Должен заботиться о роли учителя в своем коллективе, способствовать повышению квалификации педагогов, создавать условия для раскрытия их творческих способностей. Для создания в школе комфортных условий обучения, ему необходимы  знания педагогики,  психологии, различных методик. Преподавательская работа, несмотря на большую загруженность, необходима, т.к. она помогает в укреплении отношений с педагогами и  учениками.

        Также любому руководителю необходимо обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Эффективность работы школы, зависит от стиля управления коллективом. В стиле управления и проявляются личностные качества руководителя. Руководителю, развивая и совершенствуя свои личностные качества, изменяя стиль руководства, можно повысить эффективность работы образовательного учреждения.          

             Профессиональная компетентность руководителя школы сегодня, как никогда ранее, включает в себя управленческие, педагогические, коммуникативные, диагностические и исследовательские качества, эффективность его работы определяется уровнем сформированности профессиональных знаний и умений, степенью развития профессионально значимых личностных качеств, которые необходимы для реализации управленческих функций по достижению намеченных  целей.

         Одной из обязательных личностных черт руководителя является  уверенность в себе. Руководитель все знает, умеет, может! А, если не знает,- то узнает, найдет выход, сможет. Что означает для подчиненного уверенный  в  себе  руководитель?  Это, прежде всего то,  что  в  трудной  ситуации  на  такого  руководителя  можно положиться, при таком руководителе легче думать о  завтрашнем  дне,  он  придаёт определённый психологический комфорт, обеспечивает и  повышает  мотивацию к работе.

   Обязательным для  руководителя  является его   эмоциональная

уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководитель должен контролировать свои эмоциональные  проявления.  Его постоянно окружают люди, и со  всеми  из  них, независимо  от  настроения  и личного расположения, у него должны быть ровные, деловые  отношения.  К  тому же эмоциональная неуравновешенность может  снижать  уверенность  человека  в своих силах, а тем самым и его деловую  активность.  

      Людей, которые рождаются лидерами, талантливыми  руководителями,  мало. Но стать таким можно – было бы желание, стремление к знаниям, использование новых технологий, работоспособность, а главное- терпимость к окружающим. Мудрый руководитель  понимает,  что  главное,  чем  он располагает — это  его  подчиненные.  Им  он  и  отдает  предпочтение  перед другими людьми. Руководитель добивается  чего-либо  только  благодаря  своим подчиненным.  А  поэтому  одна  из  главных  задач эффективности работы руководителя  –   умение разбираться в людях, их знаниях, особенностях характера. «Менеджмент – это развитие, воздействие на людей» — так много лет  назад сказал  Лоуренс  Эппли,  президент  Американской  ассоциации  управления.  Добавить к этому больше нечего.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дитан м45 фунгицид инструкция по применению
  • Hyaluronic acid инструкция по применению сыворотка для лица
  • Кит финанс руководство
  • Скачать руководство карбюраторов ваз
  • Инструкция по охране труда для раскройщика ткани