Инна Смирнова
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
преподавательский стаж — 15 лет
Задать вопрос автору статьи
Понятие структуры администрации города
Определение 1
Администрация города представляет собой орган публичной власти, реализующий исполнительно-распорядительные полномочия на уровне города.
Городская администрация наделяется уставом рядом компетенций в области решения вопросов местного значения и решения государственных задач во исполнения переданных полномочий государственных органов. Таким образом, в сферу управленческой деятельности городской администрации входит широкий спектр вопросов, определяющих жизнедеятельность местного сообщества. Указанное предопределяет наличие сложной внутренней организации рассматриваемого органа публичной власти.
Так, для решения управленческих задач в конкретной сфере общественной жизни города администрация образует внутреннюю иерархическую систему взаимодействующих и взаимосвязанных управленческих подразделений, реализующих цели деятельности городской администрации в конкретных областях.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
Глава администрации в структуре администрации города
Общее руководство городской администрацией, как и всякой администрацией муниципального образования, осуществляет глава. В качестве главы администрации может действовать либо глава муниципалитета, либо лицо, которое осуществляет полномочия главы местной администрации по контракту, заключенному на основании конкурса с парламентом муниципалитета.
Компетенция главы городской администрации определяют его главенствующее место в структуре городской администрации. Так, компетенцию главы городской администрации составляют следующие вопросы:
- непосредственное управление подразделениями, образующими администрацию города, а также назначенными главой руководителями соответствующих подразделений;
- организация своими распоряжениями работы администрации города;
- установление структуры администрации города, подлежащей в последующем утверждению парламентом муниципалитета, а также утверждение структуры отдельных подразделений, назначение и освобождение от должности руководителей соответствующих подразделений в структуре администрации города;
- определение штатного расписания, численности работников, непосредственно реализующих управленческие полномочия администрации города;
- назначение служащих администрации города на должности муниципальной службы;
- представление городской администрации во взаимоотношениях с органами публичной власти других муниципалитетов и государства, а также с гражданами и организациями;
- издание правовых актов по вопросам ведения и др.
«Структура администрации города» 👇
Характеристика структуры администрации города
Внутренняя организация администрации города, то есть ее структура, определяется исходя из тех функций местного управления, которые возложены на городскую администрацию. Так, в число основных полномочий администрации города входят:
- подготовка, разработка, реализация бюджетной и налоговой городской политики;
- обеспечение подготовки бюджетного проекта города;
- обеспечение исполнения городского бюджета;
- контрольная деятельность в сфере исполнения законодательства о муниципальных и государственных закупках, в том числе определение поставщиков, подрядчиков, исполнителей для реализации соответствующего продукта для муниципалитета;
- реализация правомочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом, которое составляет городскую собственность, ведение реестра такого имущества;
- реализация полномочий учредителя в отношении муниципальных организаций;
- ведение учета жилищного фонда;
- организация сбора сведений, отражающих экономико-социальное состояние городской среды;
- установление целей социально-экономического развития города, разработка программных документов для достижения названных целей, реализация таких документов;
- формирование благоприятной городской среды для привлечения инвестиций;
- реализация полномочий по управлению и распоряжению земельными ресурсами, которые находятся в собственности города;
- организация безопасного природопользования на территории города;
- установление ставок оплаты использования природных ресурсов;
- организация разработки проекта генерального плана города, его реализации;
- организация подготовки проекта правил, регулирующих городскую застройку и землепользование;
- информационное обеспечение градостроительной деятельности;
- организация строительства за счет бюджетных средств объектов, имеющих социальное значение;
- содержание муниципального фонда жилых помещений;
- установление ставки платы за пользование жилыми помещениями, находящимися в собственности города;
- реализация мероприятий по учету лиц, нуждающихся в жилых помещениях на условиях договора социального найма;
- организация предоставления в соответствии с федеральным законодательством образования на условиях доступности и бесплатности;
- формирование благоприятной городской среды для развития системы частного образования, а также спорта и физической культуры;
- организация благоприятной среды для оказания медицинской помощи;
- организация мероприятий по гражданской обороне на территории города, разработка соответствующих планов обороны и защиты населения и др.
Для реализации названных полномочий в структуре администрации выделяются соответствующие департаменты, управления, отделы и другие структурные единицы, которые реализуют отдельные функции администрации в конкретной сфере общественных отношений. Так, в частности, в структуре администрации города формируются подразделения по следующим направлениям:
- подразделение, реализующее управленческие задачи в сфере распоряжения городским имуществом;
- подразделение, обеспечивающее реализацию управленческих функций в области социально-экономического развития города, в частности, поддержки предпринимательства повышение инвестиционной привлекательности;
- подразделение, реализующее функции администрации в области использования городских земельных и других природных ресурсов;
- подразделение, осуществляющее управленческие функции в сфере градостроительства, дорожной деятельности на территории города;
- подразделение, решающее управленческие задачи в области жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания и др.;
- подразделение, осуществляющее управленческую деятельность в области образования, здравоохранения и др.;
- подразделение, ответственное за обеспечение законности на городской территории правопорядка, защиты населения и др.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
1. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
2. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов контракт с главой местной администрации муниципального района, городского округа с внутригородским делением заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Условия контракта для главы местной администрации поселения, внутригородского района утверждаются представительным органом поселения, внутригородского района, а для главы местной администрации муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения — представительным органом муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, предусмотренном абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, условия контракта в части осуществления полномочий по решению вопросов местного значения для главы местной администрации муниципального района, на которого возлагается исполнение полномочий главы местной администрации поселения, утверждаются представительным органом муниципального района по согласованию с представительным органом такого поселения.
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 494-ФЗ)
(часть 3 в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, внутригородского района, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения — уставом муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.
(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.
В муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина — высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина — главой местной администрации соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.
(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, предусмотренном абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна четвертая членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна четвертая — представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а половина — высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
6. Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
6.1. Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:
1) подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;
2) представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;
3) обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;
4) обязан сообщить в письменной форме главе муниципального образования о прекращении гражданства Российской Федерации либо гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, или приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства гражданина Российской Федерации либо иностранного гражданина, имеющего право на основании международного договора Российской Федерации быть избранным в органы местного самоуправления, в день, когда ему стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства Российской Федерации либо гражданства иностранного государства или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, предусмотренного настоящим пунктом.
(п. 4 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
(часть шестая.1 введена Федеральным законом от 07.05.2009 N 90-ФЗ)
7. Местная администрация обладает правами юридического лица.
8. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
9. Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Глава местной администрации не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 02.03.2007 N 24-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.1. Глава местной администрации должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
(часть 9.1 в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) расторжения контракта в соответствии с частью 11 или 11.1 настоящей статьи;
(в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) отрешения от должности в соответствии со статьей 74 настоящего Федерального закона;
5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
9) прекращения гражданства Российской Федерации либо гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства гражданина Российской Федерации либо иностранного гражданина, имеющего право на основании международного договора Российской Федерации быть избранным в органы местного самоуправления, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
(п. 9 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
(п. 10 введен Федеральным законом от 19.06.2004 N 53-ФЗ)
11) преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 3.1-1, 3.2, 3.3, 4 — 6.2, 7 — 7.2 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;
(п. 11 введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 03.04.2017 N 62-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;
(п. 12 введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
13) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом;
(п. 13 введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
14) вступления в должность главы муниципального образования, исполняющего полномочия главы местной администрации.
(п. 14 введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
11. Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:
1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 настоящей статьи;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 настоящей статьи;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) главы местной администрации — в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
11.1. Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут в судебном порядке на основании заявления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», выявленными в результате проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
(часть 11.1 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
12. В случае досрочного прекращения полномочий главы местной администрации либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или уполномоченный муниципальный служащий, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования.
(часть 12 введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 494-ФЗ)
Местная администрация – исполнительный орган муниципального образования, обладающий распорядительными полномочиями. Это постоянно действующая структура муниципалитета. В действующем сегодня законодательстве отсутствуют нормы, регламентирующие правила и процедуру прекращения полномочий местной администрации муниципального образования. Законом предусмотрен порядок прекращения полномочий лишь для должностных лиц. В статье рассмотрим особенности формирования и деятельности местной администрации муниципального образования (муниципального округа, района и пр.). Итак, начинаем.
Общая характеристика
Местная администрация муниципального образования (муниципального округа) наделяется полномочиями решать вопросы территориального значения, а также правами реализовывать отдельные государственные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и уставом МО.
Рассматриваемая структура обычно обладает широкой компетенцией в области исполнительно-распорядительной деятельности. Местная администрация муниципального образования является органом, обладающим правами юр. лица.
Руководство
Кто руководит данной структурой? В структуре местной администрации муниципального образования предусмотрена должность главы. Она предполагает руководство МО на принципах единоначалия. Акты, издаваемые главой, вводят в действие решения, принятые администрацией.
Законодательство предусматривает 2 модели наделения субъекта полномочиями. В первом случае глава местной администрации и глава муниципального образования – это одно лицо. Оно наделяется полномочиями в силу своей должности.
По второй модели главой муниципального образования и главой местной администрации могут быть разные люди. Руководитель администрации в этом случае назначается по результатам конкурса. С выигравшим кандидатом заключается контракт. Срок полномочий главы определяется уставом МО. В случае назначения руководителя по результатам конкурса, он называется обычно управляющим.
Между тем наиболее распространенной является модель, при которой глава муниципального образования возглавляет местную администрацию.
Важные моменты
Необходимо сказать о некоторых нюансах утверждения условий контракта. При назначении главы поселения договор согласовывается с его представительным органом. Если назначается руководитель местной администрации внутригородского муниципального образования, то утверждает контракт представительная структура района в части, касающейся реализации полномочий по решению территориальных вопросов и региональным законодательным органом – в части, относящейся к осуществлению отдельных госполномочий, переданных власти субъекта в соответствии с федеральным законодательством.
Специфика назначения
Если гражданин становится главой администрации по контракту, уставом поселения, округа или района и региональным законом могут устанавливаться дополнительные требования, которым должны соответствовать кандидаты.
Представительный орган муниципалитета определяет порядок проведения конкурса. При этом в обязанности структуры входит опубликование условий проведения конкурса, сведений о месте, дате и времени организации мероприятия, проекта контракта. Размещение указанной информации должно осуществляться за 20 дней до начала конкурса.
Досрочное прекращение полномочий
Руководитель местной администрации муниципального образования, назначенный на должность в соответствии с контрактом, лишается своих полномочий в следующих случаях.
- Смерть.
- Увольнение по собственному желанию.
- Признание ограниченной дееспособности или полной недееспособности судом.
- Признание без вести отсутствующим либо умершим.
- Вступление в силу обвинительного приговора.
- Выезд за границу для постоянного проживания.
- Прекращение российского или иностранного гражданства государства-участника международных договоров с РФ, согласно которым лицо не может быть избрано в органы местной власти.
- Призыв в ряды ВС РФ, направление на альтернативную службу.
- Упразднение/преобразование МО.
- Утрата населенным пунктом статуса муниципалитета вследствие объединения с городским округом.
- Увеличение количества избирателей МО больше чем на 25%, обусловленное изменением границ или объединением поселения и городского округа.
Функции местной администрации
В муниципальном образовании возникает достаточно много актуальных проблем. Их необходимо решать. Образование местной администрации в муниципальном районе, поселении и пр. как раз и направлено на решение актуальных вопросов, связанных с развитием административно-территориальной единицы.
В полномочия исполнительно-распорядительного органа входят следующие.
- Разработка проектов бюджета, смет, программ, планов социально-экономического развития территории. Эти документы предоставляются на утверждение законодательному органу МО.
- Исполнение бюджета и предоставление отчета.
- Обеспечение работы ЖКХ, транспорта, предприятий связи, муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и пр.
- Распоряжение и управление муниципальной и другой собственностью, переданной МО в порядке, установленном законодательством.
- Разработка предложений о создании, ликвидации или реорганизации учреждений и предприятий МО.
- Утверждение уставов муниципальных организаций.
- Реализация отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с федеральным законодательством.
- Осуществление иных полномочий, определенных нормативными актами представительного органа МО, в т. ч. функций заказчика по контрактам на исполнение подрядных работ для муниципальных нужд.
- Подготовка и предоставление законодательному органу проектов правовых актов местной администрации муниципального образования, разработка штатного расписания муниципальных должностей, практических рекомендаций, касающихся предметов своего ведения.
- Создание рабочих групп и коллегий, консультативных экспертных и общественных советов, привлечение на договорной основе научных организаций, ученых, специалистов к решению вопросов территориального значения.
- Взаимодействие с органами государственной власти, другими структурами местного управления, учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами, населением по вопросам своего ведения.
- Участие в разработке проектов договоров, соглашений с другими МО, исполнительными органами государственной власти.
- Направление запросов на получение от территориальных и отраслевых структур, предприятий, учреждений, организаций документов, информации, материалов, необходимых для реализации задач, возложенных на местную администрацию муниципального образования.
Разумеется, это далеко не все функции исполнительно-распорядительного органа. Полный перечень фиксируется в уставе МО и Положении о деятельности местной администрации муниципального образования.
Особенности деятельности
Работа местной администрации осуществляется на плановой основе. На соответствующих заседаниях разрабатываются программы развития МО, составляются планы совещаний, правотворческой деятельности, контрольных мероприятий.
Контроль исполнения квартальных и перспективных планов работы осуществляет замглавы местной администрации.
Для обеспечения оперативного управления деятельностью подразделений, обоснованного и своевременного принятия актов, местная администрация муниципального образования проводит заседания и совещания координационных и консультативных органов, а также иные мероприятия организационного характера.
Аппарат
Эта структура является одним из ключевых звеньев в структуре местной администрации. Аппарат не имеет в подчинении внешних органов, предприятий, организаций. Служебные функции этой структуры определяют горизонтальную форму подчинения руководству органов администрации.
Финансирование подразделений аппарата осуществляется из средств местного бюджета. Их наименования различаются в зависимости от направлений деятельности местной администрации. Среди наиболее популярных «традиционных» подразделений присутствуют следующие.
- Организационный (организационно-аналитический) отдел.
- Приемная.
- Общий отдел.
- Юридическая служба.
- Информационный отдел (пресс-служба).
- Управление кадрами.
Кроме этого, в структуре аппарата администрации создается секретариат, подразделения, отвечающие за материально-техническое обеспечение.
Структурные единицы администрации
Они различаются по объему полномочий, направленности деятельности, кадровому составу и многим другим признакам. Различия зависят от уровня муниципалитета, особенностей социально-экономической ситуации, количества населения и прочих обстоятельств.
В городских округах, к примеру, создаются подразделения, решающие проблемы здравоохранения, образования, ЖКХ, культуры, строительства, инженерной инфраструктуры, градостроительства и архитектуры, рынка недвижимости, соцзащиты, благоустройства, потребительского рынка, сферы обслуживания, спорта, финансов, управления имуществом, антимонопольной политики, защиты природы, военнослужащих, международных связей, чрезвычайных ситуаций, связи с прессой.
В муниципальных районах обычно создаются подразделения, осуществляющие организацию:
- народного образования;
- ЖКХ;
- строительства;
- сельского хозяйства;
- управления земельными ресурсами, муниципальным имуществом;
- деятельности по защите природы;
- социально-экономической поддержки граждан и пр.
Несмотря на то что наименования подразделений в различных муниципалитетах практически одинаковые, кадровое их наполнение существенно различается. В городских поселениях отделы, управления, департаменты значительно превышают по своей численности районные подразделения. В сельской местности штатные отделы весьма малочисленны. В них работает от 2 до 5 сотрудников. При этом круг вопросов, которые они решают, достаточно узкий и ограничивается управлением земельными ресурсами, содержанием муниципального жилого фонда, записью актов гражданского состояния, учетной работой.
Порядок деятельности специальных подразделений
Как правило, они обладают правами юр. лица, составляют самостоятельный баланс, имеют расчетный и иные счета в банках. У этих структурных подразделений есть свои печати, бланки, другие средства идентификации. Они наделены правом от своего имени приобретать личные имущественные и неимущественные права, участвовать в судебных заседаниях в качестве ответчиков и истцов, выполнять обязанности. Руководитель администрации самостоятельно устанавливает их правовой статус и ответственность.
В местной администрации муниципального образования действуют комитеты и управления, которые подразделяются на функциональные и отраслевые. Последние, как следует из названия, обеспечивают руководство отдельными сферами муниципального хозяйства. К примеру, назначение отдела (управления, департамента) здравоохранения в муниципальном районе (округе) состоит в обеспечении условий для охраны здоровья населения, реализации гражданами их прав на медицинскую помощь. Это подразделение уполномочено:
- разрабатывать комплексные мероприятия по уменьшению заболеваемости, инвалидности населения;
- координировать и управлять деятельностью лечебных и профилактических учреждений;
- взаимодействовать с комитетами по санитарно-эпидемиологическому надзору, страховыми компаниями, территориальными фондами ОМС;
- контролировать работу учреждений, оказывающих медицинские услуги, вне зависимости от формы собственности.
Образование
Для координации этой сферы в муниципалитете создается соответствующее отраслевое управление (отдел). Полномочия подразделения состоят в:
- участии в организации и реализации программ развития образования на территории муниципалитета;
- обеспечении реализации гражданами их прав на получение образования, соответствующего ФГОС, в учебных заведениях дошкольного, общего, профобразования, в специализированных учреждениях;
- защище права несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения;
- координировании работы предприятий, учреждений, организаций в сфере народного образования;
- содействии развитию производственно-экономической инфраструктуры для поддержки образования, создании попечительских и благотворительных фондов.
Благоустройство
Практически в каждом МО действует служба муниципального заказчика. Она формируется для проектирования, строительства и капремонта объектов благоустройства, их содержания, а также для озеленения территории. Управление благоустройства и служба заказчика ответственны и за составление планов развития и содержания дорожной сети.
Указанные подразделения могут также наделяться правом организовывать муниципальный заказ, координировать работу предприятий благоустройства, в т. ч. специализированных учреждений, задействованных в дорожном строительстве, озеленении, освещении территории.
Жилищно-коммунальное управление
Его полномочия состоят в следующем:
- Вести учет граждан, нуждающихся в жилплощади. К ним относят очередников, инвалидов и ветеранов ВОВ, военнослужащих, находящихся в запасе и т. д.
- Распределять жилфонд между физическими и юр. лицами, участвующими в долевом строительстве.
- Контролировать заселение.
- Рассчитывать стоимость помещений в муниципальном жилфонде, подлежащих отчуждению.
- Проводить приватизацию жилья, осуществлять перевод помещений в нежилые.
Комиссии
Поскольку система местного самоуправления строится исключительно на демократических принципах, то естественным является участие населения в управлении делами муниципалитета. Соответственно, вместе с управлениями, отделами, комитетами и прочими структурными подразделениями администрации формируются постоянные и временные комиссии. Они занимаются самыми разными вопросами: назначением пенсий, организацией отдыха детей, охраной культурно-исторических памятников и пр.
Некоторые комиссии создаются по инициативе администрации, другие создаются в соответствии с актами, утвержденными органами государственной власти. Административные комиссии образуются для рассмотрения дел об административных нарушениях, вменения виновным предусмотренных законом санкций. Ключевая задача структур, занимающихся делами несовершеннолетних, состоит в предупреждении безнадзорности и беспризорности подростков.
Организационно все комиссии связаны с администрацией. Их председатели вполне могут являться заместителями главы муниципалитета. Комиссии являются коллегиальными органами. В их состав входят представители общественности, сотрудники правоохранительных структур, депутаты.
Создание комиссий осуществляется на основании постановлений представительного органа местной власти. Обязательно из состава членов избирается председатель. В его полномочия входит планирование, организация и руководство деятельности комиссии. Финансирование деятельности комиссии осуществляется на средства местного бюджета. За материально-техническое обеспечение работы отвечает аппарат местной администрации.
-
Что случилось?
27 сентября Кировская городская дума нового созыва избрала Елену Ковалёву главой города, а 5 октября экс-министр финансов Кировской области торжественно вступит в свою новую должность. Однако формирование муниципальных органов власти на этом не закончится. 27 октября должен состояться конкурс на должность главы администрации города. Этот пост последние три года занимал Александр Перескоков. В соответствии с уставом города его полномочия были прекращены вместе с полномочиями думы предыдущего созыва. До сих пор далеко не все кировчане понимают, в чём разница между главой города и главой администрации города. Мы решили восполнить этот пробел.
-
Когда управлять городом стали одновременно два человека?
Двоевластие в Кирове было введено в июне 2005 года, когда был принят новый устав города. До этого момента существовала только должность главы администрации города, которая с 1996 года была выборной. То есть мэр был один и избирался на прямых выборах всеми горожанами. Статус всенародно избранного мэра в Кирове имел только один человек — Василий Киселёв. Он избирался на этот пост дважды: в 1997 и 2002 годах. В 2005 году должности были разделены. Согласно новому муниципальному уставу, главой города стал председатель кировской городской думы, избираемый из числа депутатов. Глава администрации города стал назначаться по итогам кадрового конкурса. Первым главой города в марте 2007 года стал Владимир Быков. Проработав на этом посту почти десять лет, в сентябре 2016 года он ушёл в областной парламент и стал спикером ОЗС. А вот на должности главы администрации города за десять лет её существования проработали четверо: Геннадий Плехов, Георгий Мачехин, Дмитрий Драный и Александр Перескоков.
-
Зачем было разделять должность главы города?
Официально позиционировалось, что муниципальная власть должна точно также разделяться на две ветви, как это было на федеральном и областном уровнях. То есть глава города как председатель гордумы должен представлять законодательную власть, а глава администрации — исполнительную. Фактически разделение функций между двумя градоначальниками и отмена прямых выборов мэра встроила муниципалитет в вертикаль власти и сделала его более подотчётным вышестоящим инстанциям, а не горожанам. Сейчас инициировать отставку главы города или главы администрации может только губернатор или группа депутатов гордумы.
-
В чём основное отличие главы города и главы администрации города?
Формально высшим должностным лицом муниципального образования является глава города. Согласно уставу города, он представляет город в отношениях с другими органами власти, подписывает правовые акты, принятые городской думой, и от имени города заключает контракт с главой администрации города. Глава администрации как наёмный менеджер имеет более низкий статус, но в его руках сосредоточены основные рычаги управления городским хозяйством. Именно под его руководством формируется и исполняется городской бюджет, а глава города и депутаты гордумы только контролируют этот процесс. По сути городская дума в лице главы города устанавливает для администрации города правила игры, но в рамках этих правил глава администрации имеет широкие полномочия.
Ещё один важный момент: в отличие от главы администрации, который руководит своим ведомством единолично, глава города не может принять какое-либо решение без учёта мнения депутатов.
-
Какие полномочия у главы города?
Он представляет город в отношениях со всеми остальными структурами, подписывает правовые акты, принятые гордумой, и заключает контракт с главой администрации города. При этом глава города не выбирает главу администрации. Отбор кандидатов на должность сити-менеджера осуществляет специальная конкурсная комиссия, половина которой формируется городской думой, а вторая половина — губернатором Кировской области. То есть ключевая роль в этом вопросе принадлежит депутатам и губернатору, а не лично главе города.
Ещё глава города может заключать трудовой договор с председателем городской Контрольно-счётной палаты, требовать внеочередного созыва гордумы, может вести приём населения и обращаться в суд, чтобы оспорить решения органов госвласти и предприятий, нарушающие права местного самоуправления. Ему предписано координировать деятельность администрации в вопросах «укрепления межнационального и межконфессионального согласия», следить за реализацией прав национальных меньшинств, адаптацией мигрантов и профилактикой межнациональных конфликтов. Плюс отдельной строкой в уставе города прописано право главы города принимать решение о реализации проектов муниципально-частного партнёрства. Вот, в общем-то, и всё.
-
А у главы администрации полномочий больше?
Значительно больше. Как мы уже говорили, глава администрации является её единоличным руководителем. Он разрабатывает структуру мэрии, формирует штат администрации и определяет размер зарплат своих подчинённых. Именно он назначает и увольняет своих заместителей, руководителей и сотрудников структурных подразделений администрации, а также руководителей муниципальных предприятий и учреждений.
Глава администрации выступает главным распорядителем бюджетных средств при исполнении бюджета, то есть ни один рубль из городской казны не может быть потрачен без его согласия. Он участвует в разработке проекта муниципального бюджета, а после его утверждения думой ежеквартально отчитывается о его исполнении. Он отвечает за организационное и материально-техническое обеспечение муниципальных выборов, а ещё за разработку и внесение изменений в два ключевых градостроительных документа — генеральный план и правила землепользования и застройки. И хотя любые изменения в эти документы затем выносятся на утверждение гордумы, согласие депутатов по этим вопросам чаще всего бывает формальным. Именно глава администрации выдаёт разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию всех объектов капитального строительства на территории города, а также осуществляет резервирование и изъятие земельных участков для муниципальных нужд.
-
И это всё?
Нет. К полномочиям главы администрации можно отнести любую из компетенций самой администрации. А в списке этих компетенций полсотни пунктов, касающихся городского хозяйства: от управления муниципальной собственностью и строительства дорог до организации народных дружин и отлова собак. То есть всё, что касается повседневной жизни горожан: бесперебойное тепло-, электро-, газо- и водоснабжение, транспортное обслуживание, благоустройство, вывоз мусора, детские сады, школы и учреждения культуры, переселение из ветхого жилья, организация торговли, содержание кладбищ, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций — за всё это отвечает глава администрации, а не глава города.
-
Кем стать проще — главой города или главой администрации?
Пути попадания на эти должности разные. Чтобы стать главой города, нужно избраться в гордуму, а для этого надо иметь политический вес и электоральную поддержку. При этом никаких особых требований в плане опыта и компетенций к потенциальному главе города не предъявляется. Можно даже иметь судимость, главное — сообщить о ней в избирком. То есть чисто теоретически главой города может стать любой гражданин, достигший совершеннолетия.
К главе администрации как к основному распорядителю бюджетных средств требования гораздо выше. Он должен быть старше 25 лет, с высшим образованием по специальности «Государственное и муниципальное управление» или равноценным ему. Стаж работы в органах власти у кандидата должен составлять не менее четырёх лет. Если его нет, подойдёт стаж работы по любой специальности, но не менее пяти лет. Плюс у кандидата должен быть как минимум 3-летний опыт работы на руководящих должностях.
-
Конкурсная комиссия сама решает, кто будет главой администрации?
Нет. Конкурсная комиссия может отобрать по результатам конкурса несколько кандидатов на должность главы администрации города. Окончательное решение о том, кого назначить сити-менеджером, принимает гордума. Глава администрации назначается на срок полномочий самой думы, но не менее, чем на два года.
-
Кому из глав проще лишиться должности?
Шансы одинаковы. И глава города, и глава администрации имеют схожие ограничения на своих должностях и одинаковые санкции за невыполнение своих обязанностей. Оба не имеют права заниматься предпринимательской и любой другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и творческой. Оба обязаны соблюдать ограничения, установленные законодательством о противодействии коррупции, например, отчитываться о своих доходах и имуществе и избегать конфликта интересов в работе. Обоим запрещено иметь счета и вклады в иностранных банках. За нарушение этих условий оба могут лишиться должности.
-
А кто их увольняет?
Отстранить от должности главу города и главу администрации может как гордума, так и губернатор. Причины для такого решения могут быть различны. Глава города может лишиться работы за нецелевое расходование бюджетных средств, возникновение слишком большой просроченной задолженности, за допущение массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека, а также в случае, если депутаты два раза подряд поставят «неуд» его работе на этом посту. Глава администрации может быть уволен в случае нарушения условий контракта.
В остальном причины прекращения полномочий главы города и главы администрации похожи: смерть или недееспособное состояние, уход по собственному желанию, вступление в силу обвинительного приговора суда, лишение гражданства или выезд на постоянное место жительства за пределы России. Интересно, что оба главы также лишатся своих постов, если численность избирателей вырастет более чем на 25% — из-за расширения границ города или его объединения с другим населённым пунктом.
Комментарии (4)
Значение слова «ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ» найдено в 9 источниках
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ
- Глава администрации
-
в Российской Федерации глава исполнительной власти, высшее должностное лицо края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Неофициально глав администрации часто называют губернатором. Глава администрации города Москвы официально называется мэром. Глава администрации осуществляет руководство администрацией (правительством) и иными исполнительными органами субъекта Российской Федерации.
Политическая наука: Словарь-справочник..2010.
глава исполнительной власти, высшее должностное лицо края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Наиболее часто именуется губернатором (в Москве – мэром). Осуществляет руководство администрацией (Правительством) и иными исполнительными органами субъекта федерации. Конституция РФ не определяет порядка замещения поста Г.а. равно как и круг его полномочий. Это компетенция федерального законодательства.
в Российской Федерации глава исполнительной власти, высшее должностное лицо края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Неофициально глав администрации часто называют губернатором. Глава администрации города Москвы официально называется мэром. Глава администрации осуществляет руководство администрацией (правительством) и иными исполнительными органами субъекта Российской Федерации.
в РФ глава исполнительной власти, высшее должностное лицо края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Наиболее часто именуется губернатором (в Москве — мэром). Осуществляет руководство администрацией (правительством) и иными исполнительными органами субъекта РФ.
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ — в РФ глава исполнительной власти, высшее должностное лицо края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Наиболее часто именуется губернатором (в Москве — мэром). Осуществляет руководство администрацией (правительством) и иными исполнительными органами субъекта РФ.
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ — в РФ глава исполнительной власти, высшее должностное лицо края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Наиболее часто именуется губернатором (в Москве — мэром). Осуществляет руководство администрацией (правительством) и иными исполнительными органами субъекта РФ.
должность руководителя района, области, края в современной России, равнозначна мэру или губернатору муниципального образования или субъекта Российской Федерации.