Руководство аэрофлота шереметьево

Основные собственники «Международного аэропорта Шереметьево» – TPS AVIA Holding Ltd через ООО «Шереметьево Холдинг», Росимущество, ПАО «Аэрофлот». Контролируют компанию через кипрский холдинг миллиардеры Александр Пономаренко, Александр Скоробогатько и Аркадий Ротебнерг

АО «Международный аэропорт Шереметьево» – крупнейший российский аэропорт федерального значения, расположенный в Московской области на территории городского округа Химки.

Показатели за 2020 год:

Выручка:

48,76 миллиардов рублей

Совокупный убыток:

8,831 миллиардов рублей

Пассажиропоток:

80 миллионов человек/год

Персонал группы:

18 159 человек

Является узловым для авиакомпании «Аэрофлот», выделен правительством для совместного базирования с ФСБ. Включает шесть пассажирских терминалов: А, B, С, D, E и F и два грузовых: «Москва-Карго» и «Шереметьево-Карго».

Аэрофлот

Пропускная способность аэропорта – 80 млн пассажиров в год, которую благодаря реконструкции планируют увеличить до 110 млн чел. в год. В июне 2021 года SVO по количеству обслуженных пассажиров стал крупнейшим аэропортом Европы.

Александр Пономаренко«Наши важнейшие преимущества — это очень современная инфраструктура терминального комплекса и аэродрома, отлаженные производственные и бизнес-процессы, обеспечивающие высокое качество услуг и пунктуальность полётов, что ежегодно подтверждается самыми авторитетными европейскими и мировыми рейтингами»

Александр Пономаренко, Председатель правления МАШ, интервью «Авиация России»

Во время пандемии МАШ не останавливался ни на один день. Он входит в десятку аэропортов-хабов Европы и является единственным в России, обслуживающим трансатлантические рейсы.

Кто собственник

Шереметьево – это сложная система компаний, объединенных в Группу, во главе которой стоит АО «Международный аэропорт Шереметьево».

Дочерние общества:

  • ООО «Шереметьево ВИП»;
  • ООО «Шереметьево Паркинг»;
  • ООО «Шереметьево Реклама»;
  • ООО «Москва Карго»;
  • ООО «Шереметьево Хэндлинг»;
  • АО «Империал Дьюти Фри»;
  • АО «Шереметьево Безопасность»;
  • АО «Шереметьево Безопасность»;
  • АО «Империал Дьюти Фри»;

Зависимые компании:

  • АО «АЭРО Шереметьево» – авиатопливо;
  • АО «СВIТ «Авиа»;
  • ООО «Аэро-Фуд Кейтеринг»;
  • ЗАО «ТЄК Шереметьево»;
  • АО «Шереметьево-Карго».

Уставный капитал АО «МАШ» разделен на 8 490 млн именных обыкновенных акцией с номинальной стоимостью 1 руб. Согласно консолидированного отчета за 2020 год, основными владельцами выступают:

66,0632% — ООО «Шереметьево Холдинг»

В 2019 году произошел выкуп акций у ООО «ВЭБ Капитал» в количестве 88 882 125 шт., в мае 2020 г. эту долю приобрел «Авиа клуб», владельцами которого являются:

Руководители МАШ:

Андрей Никулин – замгендиректора;

Александр Олейник – замгендиректора по экономике и финансам;

Топ-менеджеры ООО «Шереметьево Холдинг»:

Роман Зиновьев – президент;

Алексей Смагин – инвестиционный директор.

В начале 2020 года от ООО «Шереметьево холдинг» в Росимущество поступила заявка о выкупе государственной доли. Но от идеи отказались из-за кризиса, связанного с пандемией.

Из-за закрытия авиасообщения пассажиропоток Шереметьево сократился почти до 19,8 млн человек в 2020 с 50 млн в 2019 году

Кто бенефициар

Основной акционер ООО «Шереметьево Холдинг» на 100% принадлежит кипрскому холдингу TPS AVIA Holding Ltd, который контролирует на 65,22% дискреционный траст, действующий в интересах Пономаренко А.А. и Скоробогатько А.И. и на 34,78% А.Р.Ротенберг.

В пересчете на доли владения аэропортом конечными бенефициарами выступают:

30,46% — Российская Федерация

22,98% — Аркадий Ротенберг

21,54% — Александр Понамаренко

21,54% — Александр Скоробогатько

Михаил Мишустин«Уверен, что Шереметьево, всем известный мировой бренд, станет краше и еще лучше. В целом, ситуация достаточно сложная, но вы, сохранив инвестиции и планы, которые были намечены еще до пандемии, смогли эти планы выполнить».

Михаил Мишустин, Премьер-министр России. Источник: Форум и выставка «Транспорт России»

Ключевые лица

Александр Понамаренко

Александр Понамаренко

Александр Понамаренко – председатель совета директоров «МАШ».

Занимает в рейтинге «Форбс» 51 место с капиталом 2 900 млн $. Ему также принадлежит TPS Real Estate Holding.

Открыл холдинг в 2012 г. вместе с Ротенбергом и Скоробогатько.

Первоначальные активы TPS Real составляли 1,5 млрд $. Сейчас контролирует ТПС «Недвижимость», а также торговые центры в Москве, Новосибирске, Сочи, Краснодаре, Киеве.

Планы развития инфраструктуры МАШ: ввод в эксплуатацию Терминала С – этап II запланирован на 2025г., железнодорожной станции в СТК, реконструкция ВПП-1, техническое переоснащение Терминала F

Александр Скоробогатько

Александр Скоробогатько

Александр Скоробогатько – равноправный партнер Пономаренко еще с 90-х годов, когда бизнесмены занимались в Крыму производством парфюмерии и полиэтиленовых пакетов. В 2021 г.

Скоробогатько имеет капитал 2 900 млн $, что соответствует 53 месту в списке российского «Форсб» и занимает должность члена совета директоров «Шереметьево».

До 2016 г. был депутатом Госдумы, до 2003 г. – членом Совета Федерации.

АО «МАШ» входит в пятерку лучших среди российских компаний в рейтинге инвестиционной активности и эффективности

Аркадий Ротенберг

Аркадий Ротенберг

Аркадий Ротенберг с активами, оцененными «Форбс» в 2 900 млн $, занимает 52 позицию среди российских миллиардеров. Кроме «МАШ», ему принадлежит:

  • 94,2% – «Мостотрест»;
  • 80% – «Минудобрения»;
  • 50% – СМП Банк;
  • доля в TPS Real Estate Holding.

Публичное акционерное общество «Аэрофлот» является крупнейшей авиакомпанией РФ, лидером гражданской авиации, фактическим национальным перевозчиком. Акции предприятия полностью принадлежат государству. Самолеты компании выполняют внутренние и международные рейсы. Входит в авиационный альянса «SkyTeam», что позволяет совершать полеты в 1074 пункта в 177 странах. Вместе с дочерними авиакомпаниями «Россия», «Аврора» и «Победа» образует один из крупнейших в стране авиационных холдингов — Группа «Аэрофлот». Предприятие соответствует высшим стандартам безопасности. Аэрофлот играет активную роль в жизни общества, оказывая поддержку благотворительным организациям и содействуя проведению социально значимых акций.

Руководство ПАО «Аэрофлот»

     Совет директоров ПАО «Аэрофлот»

Савельев Виталий Геннадьевич
Председатель Совета директоров ПАО «Аэрофлот», Министр транспорта РФ

Полубояринов Михаил Игоревич
Председатель Правления, генеральный директор ПАО «Аэрофлот»

Шадаев Максут Игоревич
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Каменской Игорь Александрович
Независимый директор, Управляющий директор ООО «Ренессанс Брокер»

Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Ликсутов Максим Станиславович
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы

Пахомов Роман Викторович
Генеральный директор ООО «Авиакапитал-Сервис»

Песков Дмитрий Николаевич
Специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития

Дитрих Евгений Иванович
Генеральный директор ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания»

Слюсарь Юрий Борисович
Генеральный директор ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация»

Чемезов Сергей Викторович
Генеральный директор Госкорпорации «Ростех»

     Руководство ПАО «Аэрофлот»

Полубояринов Михаил Игоревич
Председатель Правления, генеральный директор

Антонов Владимир Николаевич
Первый заместитель генерального директора по производству

Авилов Василий Николаевич
Заместитель генерального директора по административному управлению

Александров Владимир Борисович
Заместитель генерального директора по правовым и имущественным вопросам

Богданов Кирилл Игоревич
Заместитель генерального директора по информационным технологиям

Матвеев Георгий Николаевич
Директор департамента управления безопасностью полетов

Парахин Игорь Викторович
Заместитель генерального директора — технический директор

Чалик Игорь Петрович
Заместитель генерального директора — летный директор

Чиханчин Андрей Юрьевич
Заместитель генерального директора по коммерции и финансам


20 ноября 2020 года Совет директоров «Аэрофлота», на заседании избрал Михаила Полубояринова генеральным директором компании. Заседание состоялось в форме заочного голосования. На этом посту он сменил Виталия Савельева, назначенного Министром транспорта России. Кроме того, на совещании принято решение назначить Савельева председателем совета директоров ПАО.

27 марта 2020 года руководство лоукостера «Победа» приняло решение с 1 апреля 2020 года временно остановить выполнение регулярных рейсов по всем направлениям маршрутной сети. Мера принята в связи с постановлением Правительства РФ и продлится по 31 мая. Приостановка позволит сосредоточить ресурсы на антикризисной программе и подготовиться к возобновлению полетов. Всем клиентам отмененных рейсов с датами вылета в этот период «Победа» вернет деньги на счет в личном кабинете. Эти средства клиенты смогут в течение года потратить на любые рейсы перевозчика, которые возобновятся после снятия введенных ограничений.

2 января 2020 года авиакомпания «Аэрофлот» признана самым пунктуальным авиаперевозчиком, по версии аналитической компании Cirium. При формировании ежегодного рейтинга специалисты агентства проанализировали 290 тысяч рейсов, осуществленных авиаперевозчиком в 2019 году, из которых 86,7% были выполнены вовремя. На втором месте глобального рейтинга ведущих мировых авиаперевозчиков идет японская All Nippon Airways, пунктуальность на рейсах которой составила 86,26%. Третье место заняла американская Delta Air Lines — 85,69%.

27 декабря 2019 года Компания «Аэрофлот» удостоена престижной китайской отраслевой награды Stars Awards в номинации «Лучшая авиакомпания для транзита из Китая в Европу». В голосовании приняли участие около 1 млн пассажиров. «Аэрофлот» заслужил хорошую репутацию у пассажиров с точки зрения безопасности полетов, является прекрасным выбором для путешествующих транзитом через Россию в Европу. Церемония награждения победителей в различных номинациях состоялась в гостинице St. Regis в исторической части Шанхая. Награда учреждена и присуждается одним из старейших в стране журналов о туризме и путешествиях Travelling Scope.

8 ноября 2019 года «Аэрофлот» открыл продажу авиабилетов по «плоским» тарифам на рейсы в 2020 году в города Дальнего Востока: Владивосток, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский и Магадан. Билет по такому тарифу в экономклассе можно купить свободно. Программа предусматривает продажу билетов по фиксированной стоимости вне зависимости от даты покупки и сезона. Срок действия программы ранее продлил премьер-министр России Дмитрий Медведев, одновременно проиндексировав тарифы на 4,3%.

8 ноября 2019 года крупнейший российский авиаперевозчик — компания «Аэрофлот» признана самой пунктуальной среди 20 глобальных авиакомпаний мира по итогам работы в октябре. Рейтинг составлен международным британским аналитическим агентством OAG. В октябре «Аэрофлот» выполнил 89,8% рейсов точно по расписанию, этот результат также признан лучшим среди крупнейших перевозчиков Европы с объемом рейсов более 30 тысяч в месяц.

28 октября 2019 года компания «Аэрофлот» возобновила ежедневный рейс по маршруту Москва — Южно-Сахалинск — Москва. При этом сохраняется ежедневный рейс между областным центром и столицей, который совершает дочерняя авиакомпания «Россия». В период летней навигации будет совершаться три ежедневных рейса вместо двух. Благодаря региональным субсидиям полет обходится в 15 тысяч рублей в одну сторону, 25 тысяч — туда и обратно.

7 октября 2019 года Аэрофлот признан «Лучшей авиакомпанией Восточной Европы». Российский авиаперевозчик уже второй год подряд побеждает в ключевой номинации престижной премии, авторитетного британского журнала Business Traveller. Победителей определяют читательским голосованием. Церемония награждения прошла в Лондоне.

8 августа 2019 года группа «Аэрофлот» заняла 17-е место в топ-25 авиакомпаний мира по пассажиропотоку. Результат зафиксирован в рейтинге ресурса Air Transport World. Список был составлен по результатам 2018 года. Ранее «Аэрофлот» занимал 19-е место. Также компания третий год подряд удерживает в Европе 5-е место по пассажиропотоку среди перевозчиков.

2 июля 2019 года «Аэрофлот» отменил часть рейсов по маршруту Москва-Прага-Москва из-за аннулирования авиационными властями Чехии разрешения на полеты, не смотря на то что у авиакомпании имеются все технические возможности для обеспечения полетов. Пассажиров отмененных рейсов перевезут оставшимися, а также перенаправят на рейсы других перевозчиков.

18 июня 2019 года «Аэрофлот» признан «Лучшей авиакомпанией Восточной Европы» на церемонии Skytrax World Airline Awards 2019. Звание лучшего авиаперевозчика компания подтвердила в восьмой раз в своей истории и седьмой год подряд. Церемония награждения лучших авиакомпаний мира состоялась на 53-м Парижском международном авиасалоне в Ле-Бурже в знаменитом Музее авиации и космонавтики.

10 июня 2019 года Крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот» стал трижды лауреатом европейского этапа одной из самых престижных мировых премий в области туризма World Travel Awards. «Аэрофлот» второй год подряд победил сразу в трех номинациях: как лидирующий авиационный бренд Европы, как авиакомпания Европы с лучшим бизнес-классом и как лучшая авиакомпания Европы для путешествий в Азию.

В 1983—1985 годах проходил воинскую службу в частях ВДВ. К концу 1980-х — кандидат в мастера спорта СССР по боксу, был чемпионом Украины по боксу среди юниоров.

В 1982 году Александр поступил на факультет физической культуры и спорта Симферопольского государственного университета на кафедру физического воспитания. Там он отучился год и был призван в армию. В 1988 году окончил физический факультет того же университета.

В 1997 году по окончании Государственной академии управления имени Серго Орджоникидзе в Москве стал кандидатом экономических наук, тема диссертации — «Государственное регулирование среднего и малого бизнеса на примере Москвы».

В 1992—1998 годах работал главным научным сотрудником, а затем проректором в АНО «Международный институт корпорации» в Москве.

В 2001 году защитил степень доктора экономических наук в московской Академии труда и социальных отношений. Тема диссертации — «Государственное регулирование интегрированных корпоративных систем».

В 1987—1992 годах Александр Пономаренко вместе с равноправным партнёром Александром Скоробогатько занимался многопрофильным предпринимательством в Крыму, организовав, в частности, производство строительных материалов, полиэтиленовых пакетов, парфюмерной продукции и другого.

В конце 1991 года вместе с тем же партнёром переехал в Москву и ушёл в банковский бизнес. В 1993 году стал совладельцем небольшого «Ялосбанка», который обанкротился в 1996 году. Тогда же стал соучредителем «Русского Генерального Банка» (РГБ). По данным «Интерфакс-ЦЭА», в 1998 году РГБ занимал 96-е место по величине активов, а в 1999 году поднялся до 62-го. Тогдашний редправления РГБ, доктор экономических наук, профессор экономического факультета РГГУ Валерий Аксёнов позже вспоминал об этом в газете «Ведомости»:

У нас были взвешенные риски, почти не было невозвратных кредитов — такие были жёсткие требования к кредитному портфелю. Это шло от Александра Анатольевича [Пономаренко], и он был прав: «Ялосбанк» обанкротился, а РГБ прошёл кризис 1998 года без малейшего сбоя и даже совершил рывок.

В 1998 году Александр Пономаренко на год стал вице-президентом банка «Никойл», а с 2000 по 2005 год занимал пост председателя совета директоров АКБ «Русский Генеральный Банк». В начале 2000-х Пономаренко и Скоробогатько приняли решение создать на основе специализированного корпоративного РГБ универсальный банк со значимым розничным направлением. С этой целью они приобрели несколько розничных банков, в частности «Банк инвестиций и сбережений», и присоединили их к «Русскому Генеральному Банку», что позволило сформировать развитую сеть отделений, особенно в Москве. В результате консолидации был создан «Инвестсбербанк».

В 2006 году «Инвестсбербанк», активы которого составили 24,8 млрд рублей, был приобретён венгерским OTP Bank. На момент продажи, по данным «Интерфакс-ЦЭА», он занимал 48-е место в России. Сумма сделки, как пишут «Ведомости», составила $477 млн, при том что совокупные инвестиции в создание «Инвестсбербанка» оценивались тогда в $100 млн за 3,5 года, предшествовавшие смене собственника. В 2007 году Пономаренко оставил пост председателя совета директоров «Инвестсбербанка», который занимал с 2005 года.

С 1998 года Пономаренко и Скоробогатько начали скупать акции и активно инвестировать средства в Новороссийский морской торговый порт (НМТП) и связанные стивидорные компании. В отличие от прежних основных акционеров порта (например, «Никойла»), этот проект стал для двух партнёров профильным бизнесом.

В 2003—2004 годах Александр Пономаренко избирался председателем советов директоров компаний ООО «Новороссийский зерновой терминал», ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», ООО «Новороссийский навалочный комплекс», ОАО «Новорослесэкспорт», ООО «Балтийская стивидорная компания». В частности, по настоянию совладельцев «Русского Генерального Банка», были вложены значимые инвестиции в зерновой терминал, реконструкцию порта, расширение пирсов, строительство нового резервуарного парка и др. В итоге с 2002 по 2010 годы грузооборот НМТП вырос с 63 до 82 млн т.

В 2003 году Александр Пономаренко стал членом совета директоров, а с 2004 по 2011 год — председателем cовета директоров ОАО «Новороссийский морской торговый порт». Одновременно возглавляя ОАО «Инвестиционная компания „ТПС“», он контролировал РГБ (ставший «Инвестсбербанком») вместе с «Никойлом» (ставшим «Уралсибом»).

К 2006 году в руках Пономаренко и Скоробогатько после выкупа долей нескольких более мелких акционеров оказалось 63,36 % акций НМТП, и в ноябре 2007 года собственники провели IPO компании на Лондонской фондовой бирже, ММВБ и РТС. Тогда было размещено 20 % акций и рынок оценил НМТП в $4,9 млрд, что оказалось сравнимо с портом китайского Шанхая. После IPO доля Пономаренко и Скоробогатько снизилась до 50,1 %, они выручили тогда около $930 млн.

Весной 2008 года владельцами 10 % акций Новороссийского морского торгового порта стали структуры Аркадия Ротенберга, считающегося одним из соратников Владимира Путина. В начале 2011 года контрольный пакет ОАО «НМТП» был продан консорциуму ОАО «Транснефть» и группы «Сумма» Зиявудина Магомедова, а Пономаренко и Скоробогатько вышли из числа собственников порта. В интервью газете «Ведомости» Магомедов сообщил, что 50,1 % акций НМТП обошлись в $2-2,5 млрд.

С 2003 года Александр Пономаренко, наряду с владельцем АФК «Система» Владимиром Евтушенковым, стал одним из основных бенефициаров агентства наружной рекламы «Олимп», заключившего крупный многолетний контракт с правительством Москвы на размещение рекламы в метрополитене города.

К середине 2000-х годов «Олимп» стал одним из ключевых игроков российского рынка наружной рекламы: как следует из отчётности по РСБУ, он занимал тогда почти 7 % этого рынка. По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2003 году выручка «Олимпа» составляла $29,6 млн, в 2004-м — превысила $38,8 млн.

Пономаренко, согласно расчётам AdIndex, через доверенных лиц контролировал до 55 % компании. Газета «Коммерсантъ» оценивала его долю выше, в 62,5 %. В ноябре 2005 года из состава учредителей «Олимпа» вышли все структуры «Системы». Летом 2008 года это рекламное агентство приобрело компанию «Рекарт 31», обладавшую контрактом с ГУП «Мосгортранс» на размещение рекламы более чем на 5,7 тыс. остановочных павильонах общественного транспорта Москвы.

Договор правительства Москвы с «Олимпом» закончился в июне 2011 года и не был продлён. Спустя год завершились и контрактные отношения «Мосгортранса» с агентством «Рекарт 31». В это время структурам, аффилированным с Александром Пономаренко, принадлежало 62,5 % объединённой компании. Выручка ООО «Олимп» в 2003—2011 годах составила около $564 млн, чистая прибыль — $132 млн. «Коммерсантъ» предполагает, что Александр Пономаренко мог выручить из этого проекта совокупно до $82 млн.

Траст, действующий в интересах семей Пономаренко и Скоробогатько, инвестировал значимую часть средств от продажи НМТП в строительство и эксплуатацию торгово-развлекательных комплексов в крупных городах.

В 2004—2008 годах Александр Пономаренко был президентом ОАО «Инвестиционная компания „ТПС“». Она была преобразована в ОАО «ТПС Недвижимость», а кроме того в 2012 году был учреждён TPS Real Estate Holding (ранее называвшийся Grand Mall Development) с уставным капиталом $1,5 млрд, 66,6 % в котором принадлежали трасту, действующему в интересах семей Пономаренко и Скоробогатько, а 33,3 % — косвенно Аркадию Ротенбергу. Управляет холдингом Пономаренко.

Среди основных активов этой компании — ТРК «Галерея Краснодар», «Галерея Новосибирск», «Моремолл» в Сочи, Ocean Plaza в Киеве, «Океания» и «Хорошо» в Москве и др. В планах — доведение количества подобных центров в России до 15, их совокупную площадь до 2 млн м², а профильные инвестиции до $3 млрд. В октябре 2016 года на открытии ТЦ «Океания» Александр Пономаренко рассказывал журналу Forbes:

Мы занимаемся только торговыми центрами. Наша стратегия — строить современные торговые комплексы в центральной части инвестиционно-привлекательных городов. Это непростая стратегия, но думаю, мы выбрали её не зря, и мы не идём в этом на компромисс.

В конце 2014 года Аркадий Ротенберг вышел из капитала TPS Real Estate Holding, продав свою долю (33,33 %) сыну, Игорю Ротенбергу. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка АО «ТПС Недвижимость» в 2015 году составила 11,1 млрд рублей.

В 2013 году траст, действующий в интересах семей Пономаренко и Скоробогатько (65,22 % акций), а также Аркадий Ротенберг (34,78 %), учредили совместный проект TPS Avia Holding для инвестиций в инфраструктуру международного аэропорта «Шереметьево», самого крупного в России. Этот фонд образовал дочерний холдинг ООО «Шереметьево Холдинг», председателем совета директоров которого стал Александр Пономаренко.

В сентябре 2013 года TPS Avia Holding Ltd. одержала победу в конкурсе, объявленном АО «Международный аэропорт „Шереметьево“» (АО «МАШ») на подбор инвестора для развития Северного терминального комплекса (СТК) аэропорта. Компания Пономаренко, Скоробогатько и Ротенберга стала единственной, кто предложил исключительно собственные средства для инвестиций: строительства нового терминала B на 20 млн пассажиров в год, строительства грузового терминала, третьего топливно-заправочного комплекса (ТЗК) и подземного тоннеля, соединяющего северную и южную (терминалы D, E и F) зоны аэропорта. Общий объём инвестиций TPS Avia Holding Ltd. в развитие инфраструктуры аэропорта «Шереметьево» составит $840 млн, ожидаемый срок окупаемости после ввода в эксплуатацию — 9—10 лет.

В феврале 2016 года распоряжением правительства России компания «Шереметьево Холдинг» получила 68,44 % аэропорта «Шереметьево». Остальные 31,56 % консолидированного АО «Аэропорт „Шереметьево“» принадлежат Росимуществу.

С июня 2016 года Александр Пономаренко занимает пост председателя совета директоров оператора аэропорта — АО «Международный аэропорт „Шереметьево“» (ООО «Шереметьево-Холдинг» — 65,99 %, Росимущество — 30,43 %, ПАО «Аэрофлот» — 2,43 %, ООО «ВЭБ-Капитал» — 1,05 %).

С 2008 года Александр Пономаренко входит в рейтинг самых богатых людей мира ‘The World`s Billionaires’ по версии журнала Forbes, а также в рейтинг российского журнала Forbes «Богатейшие бизнесмены. России».

В 2021 году издание Forbes оценило состояние в $29000 млн.  

navigation_adaptive
page

323

h-display—flex h-display—flex-row custom-h-display—flex—align-stretch

Оглавление

  1. Главная

  2. О компании

text—title-h1 h-color—white h-mt—24
h1
Контактная информация

Контактная информация

Услуги

blue
Куда обратиться

/media/page_icons/aboutcontactqueries.svg

//www.aeroflot.ru/ru-ru/about/contact/queries

blue
Офисы и кассы продаж

/media/page_icons/offices_OYSZY73.svg

//www.aeroflot.ru/ru-ru/offices

blue
Пресс-центр

/media/page_icons/aboutcontactpress.svg

//www.aeroflot.ru/ru-ru/about/contact/press

blue
Аэрофлот в социальных сетях

/media/page_icons/about_requisites_o4pMl30.svg

//www.aeroflot.ru/ru-ru/about/contact/aeroflot_social

Генеральный директор «Международного аэропорта Шереметьево» Михаил Василенко о развитии аэропорта, конфликте с «Аэрофлотом», друзьях Путина и коррупции

Чиновники несколько лет думали, как развивать крупнейшие московские аэропорты — Домодедово, Шереметьево, Внуково. Долгое время они были одержимы идеей объединения. Сначала хотели собрать под крылом государства все три аэропорта. Но этого не хотели частные акционеры Домодедово (ими считаются председатель совета директоров Дмитрий Каменщик и председатель наблюдательного совета Валерий Коган; впрочем, недавно Домодедово объявило, что собственник аэропорта — «гражданин Российской Федерации Каменщик») и выдвинули условие: готовы продать актив за $5 млрд. Сумма называлась заведомо неподъемная, поэтому никакой сделки не случилось.

Тогда чиновники решили консолидировать госпакеты Шереметьево и Внуково. На этот раз никто не сопротивлялся (по крайне мере, явно). Один из частных совладельцев Внуково Виталий Ванцев (вторым называют Льва Кветного) везде и всем рассказывал, что он исключительно «за» объединение со 100%-м государственным Шереметьево. Примерно два года в правительстве прикидывали, каким же образом скрестить два самодостаточных аэропорта, но ничего не срослось.

В июле нынешнего года состоялось совещание у президента Владимира Путина, на котором, похоже, окончательно решилась судьба московских аэропортов: не объединять. Но появились новые условия. За счет федерального бюджета строятся новые взлетно-посадочные полосы в Домодедово и Шереметьево, завершается реконструкция полос во Внуково. Затем все это аэродромное хозяйство сдается в концессию (не в аренду; условия концессии жестче) частным владельцам аэропортов. В свою очередь, частные владельцы должны раскрыться до самого последнего бенефициара, что и сделал Каменщик. Во Внуково частные владельцы известны давно — Ванцев и Кветной.

Что же до Шереметьево, то и тут они стали вырисовываться — это Аркадий Ротенберг, Александр Пономаренко и Александр Скоробогатько. Их структура TPS Avia Holding уже владеет долями в грузовых терминалах, паркингом, рекламным агентством, компанией по VIP-обслуживанию. Компания Ротенберга занимается реконструкцией Шереметьево. В конце 2012-го на должности трех ключевых заместителей гендиректора Шереметьево пришли люди, связанные с Ротенбергом и его партнерами.

Ротенберг, Пономаренко и Скоробогатько продолжат консолидацию активов и усиление позиций в аэропорту. TPS Avia Holding уже участвует в конкурсе по отбору инвестора на один из самых значимых проектов в Шереметьево — развитие Северного терминального комплекса.

Они, пожалуй, не тронут единственное направление, считающееся чуть ли не самым прибыльным, — это бизнес-авиация. Им уже семь лет занимается Геннадий Тимченко, у которого грандиозные планы.

Кажется, период неопределенности завершен. Вместе с ним, возможно, закончится и 10-летнее правление Михаила Василенко. Во всяком случае, в мае 2014 года истекает трудовой контракт Михаила Василенко. На вопрос, какова вероятность продления контракта, Василенко отвечает уклончиво: «Собственник [государство] решает, какой менеджер ему нужен».

Получается, что Олимпиада может стать вашим дембельским аккордом?

– Сейчас трудно об этом говорить. Нужно сначала дожить до того периода. Решение о том, кому будет предлагать собственник возглавить аэропорт, станет известно, скорее всего, именно после Олимпиады. Надо достойно провести мероприятие. Для меня сейчас… Нет, неправильно говорю. Для всего коллектива это самое главное. Все готовятся, переживают. Все понимают, что последнее мероприятие такого масштаба было в 1980 году. Тогда к Олимпиаде построили терминал Шереметьево-2 — для иностранных пассажиров. На противоположной стороне полосы построили, что до сих пор дает о себе знать. Но что поделать: таков был Советский Союз. Теперь, спустя более 30 лет, новый вызов для Шереметьево — Олимпиада в Сочи. Очень хочется показать, что мы на самом деле можем предоставить услуги для всех пассажиров не хуже, чем это делается в мире.

А как Шереметьево готовится к Олимпиаде? Насколько я знаю, ничего глобального не строится. Есть ли какой-то план действий?

– План действий есть. Мы обучаем персонал.

Чему? Улыбаться, говорить «Здравствуйте» на нескольких языках?

– В том числе, кстати. Это очень серьезная программа. Она называется «Мы всегда Вам рады». Мы проводим по ней обучение в корпоративном университете. Все эти изменения незаметно происходят — отношение персонала к пассажирам, технические нововведения, например, улучшение багажной системы. Или новая униформа для сотрудников; это тоже нужно (формой занимался модельер Денис Симачев. — Forbes).

В какие дополнительные расходы это вылилось? Есть ли специальный бюджет?

– Да, все это потребовало каких-то денег, но это не огромные суммы. Отдельного бюджета не формировали.

Я недавно ездила в Сочи и обратила внимание, что терминал в аэропорту построен с очень большим запасом. Вроде как под Олимпиаду. Но совсем не факт, что этот запас пригодится, даже во время Олимпиады.

– В Сочи делался терминал не под Олимпиаду.

Тогда тем более странно, что он такой большой…

– Терминал строился еще в советские времена. Его просто доделали. То, что касается Сочи и инфраструктуры. Очень многие говорят: «На Олимпиаду выбрасываются бешеные деньги».

А разве нет? Не «бешеные»?

– Не на Олимпиаду выбрасываются деньги. Олимпиада — это только средство развития инфраструктуры. Все для развития туристического центра.

Оптимизма и больших надежд по этому поводу, правда, никто не питает.

– В своем отечестве нет пророков. Это то же самое, что было со строительством терминала во Владивостоке: а кого вы возить будете, куда вы деньги вкладываете?

На Дальнем Востоке есть Китай и Корея. Они могут вполне обеспечить поток на Владивосток. Что же касается Сочи, то тут другая география.

– А почему вы думаете, что им не будет интересен Сочи?

Это довольно далеко от Китая.

– Китайцы что-нибудь придумают (смеется). США в самую кризисную ситуацию вкладывали деньги в инфраструктуру — в свои дороги, чтобы создать рабочие места.

Что делает сейчас российское правительство? Деньги вкладывает не в фонды, а в развитие инфраструктуры. Я часто слышал, будучи в Сочи на Черноморском побережье: «А у нас-то места не хуже, чем во Франции». Но у нас здесь ничего нет. Когда же правительство начало что-то делать, то сразу вопрос: а кому это надо будет?

После Олимпиады Сочи станет популярной курортной зоной? И вы там будете отдыхать?

– Почему нет? А по-другому быть и не может. Осталось не так уж много времени. Посмотрим.

Когда там последний раз отдыхали?

– На Черном море в Ялте был целую неделю пару месяцев назад.

Но это все же не Сочи.

– Не Сочи, да. Я, когда служил в армии, отдыхал в санатории в Ялте. Вот решил съездить — предаться воспоминаниям.

Третья полоса — к чемпионату мира по футболу

Следующим после Олимпиады значимым спортивным событием будет чемпионат мира по футболу в 2018 году. Тоже вызов. Здесь какие планы?

– Есть указание президента, чтобы к чемпионату было несколько глобальных базовых аэропортов, способных принять большое количество пассажиров — болельщиков, участников и т. д.

Шереметьево, я так понимаю, собирается стать одним из таких глобальных базовых аэропортов. Третья полоса в итоге появится?

– Именно к чемпионату полоса и должна появиться. Минтранс делает все, чтобы она была готова к 2017 году. Другого выхода нет: президент ведь указание подписал.

Еще в марте вы говорили, что полоса появится в 2015 году. Каковы причины сдвига сроков? Говорят, что на участке под строительство полосы нашли второй газопровод. Первый уже куда-то перенесли, а тут еще один.

– В любой стройке возникают причины, из-за которых что-то задерживается или, наоборот, идет слишком быстро. Да, выявлен второй газопровод. Сейчас ищется решение: делается дополнительный переход, ведутся дополнительные согласования по участкам земли.

А переселение деревень закончилось?

– Вопрос по выселению тех домов, которые находятся непосредственно на территории стройки, решен. А с теми, кто находится в санитарно-защитной зоне — с повышенным уровнем шума, проводятся консультации.

Это все, наверное, сделало проект дороже.

– Сейчас он оценивается в районе 32 млрд рублей. Деньги есть, они в ФЦП [Федеральной целевой программе]. Но «Главгосэкспертиза» часть затрат исключила. Почему? Потому что замеры в этой защитно-санитарной зоне должен быть проведены после натурных испытаний, когда уже будет построена полоса. Но наши люди не хотят ждать. Для многих это шанс поменять место жительства.

Их можно понять. Кому хочется жить недалеко от грандиозной стройки, а потом недалеко от полосы?

– Половина жителей и сейчас живут в санитарно-защитной зоне аэропорта. Они строились, когда аэропорт Шереметьево уже был. Для них эта третья полоса — шанс. Но правительство решило всех переселить. И я тоже за.

Ну, вы всегда правительство поддерживаете.

– Да.

О друзьях Путина

Одновременно с третьей полосой, судя по заявлению Шереметьево, должен быть запущен новый аэровокзальный комплекс на месте старого терминала В, а также появиться подземный переход, соединяющий северную и южную зоны. В августе аэропорт объявил конкурс по отбору инвестора; прием заявок был завершен. Известно, кто победил?

– Мы получили заявки от четырех компаний, которые соответствуют условиям, — специализируются на инфраструктурных объектах, имеют реализованные проекты стоимостью не менее $50 млн. Это «Трансстрой» (структура Олега Дерипаски; подрядчик третьей полосы в «Шереметьево»), управляющая компания «Аэропорты регионов» («Ренова»), TPS Avia Holding, ВТБ. В конкурсе несколько отборочных этапов, окончательные результаты будут известны в начале октября.

Государство понимает, что для дальнейшего развития нужно привлекать частного инвестора. Причем инвестора не из серии кредитных соглашений, а инвестора с деньгами, его собственными деньгами.

Мне неважно, кто будет из инвесторов. Конечно, в первую очередь хотелось бы, чтобы это был опытный инвестор, который умеет реализовывать транспортные проекты

Вы прямо как будто к Ротенбергу, Пономаренко и Скоробогатько подводите и их TPS Avia Holding. Они и опыт имеют, и деньги.

– Я не подвожу к ним.

Плюс они очень активны в аэропорту. Контролируют и паркинг, и рекламу, и VIP-обслуживание, недавно доли в грузовых терминалах купили.

– Если у человека или у группы какой-то финансовой есть деньги и они эти деньги тратят не на покупку замков, а на развитие инфраструктуры Российской Федерации, то это очень здорово.

И все-таки как эти бизнесмены оказались в Шереметьево?

– Я еще раз повторю: у людей есть деньги.

Они пришли и сказали: «Есть деньги, хотим потратить»? Вы как гендиректор Шереметьево общались с этими бизнесменами?

– С Ротенбергом и Скоробогатько я не общался, я с ними не знаком. Я разговаривал с Александром Анатольевичем Пономаренко, когда у него возникал вопрос по покупке грузового комплекса. Это был разговор вполне понятного мне бизнесмена, который хочет приобрести бизнес. У него очень интересный подход к реализации грузового комплекса. Я прекрасно понимаю, что он хочет сделать, как он будет вкладывать деньги. Это же по аналогии, как в Новороссийском порту [Пономаренко, Скоробогатько и Ротенберг — бывшие владельцы морского порта. — Forbes].

В Шереметьево грузопоток существенно меньше, конечно.

– Технологически подход единый — все, что связано с логистикой склада, погрузкой-разгрузкой, организацией доставки.

А вы не уточняли у Пономаренко, почему интерес возник именно к Шереметьево? Есть ведь еще аэропорты.

– А другие аэропорты что-то продавали?

То есть именно Шереметьево продавал долю в грузовом терминале?

– Да, но не Шереметьево, а наши партнеры из «Интерроса». Аэропорт полностью выходить из грузового бизнеса не планирует.

Какие прогнозы по развитию?

– Хотели бы дойти до полумиллиона тонн. Сейчас 287 000 т. Активно смотрим план. Конечно, в первую очередь, смотрит инвестор, потому что ему вкладывать деньги.

А сколько надо?

– Предварительно более $50 млн.

Нам ведь надо не только грузовой терминал строить. Что говорит гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев? Что ему все время не хватает терминалов. В общем-то, он прав. Сейчас мы можем расти до 35 млн пассажиров достаточно спокойно. Это пропускная способность всех терминалов Шереметьево. Но мы можем скатиться по качеству.

Как уже было сказано выше, аэропорт объявил конкурс по поиску инвестора на развитие Cеверного терминального комплекса. А еще есть терминал F. Только в его реконструкцию надо $150 млн.

И вы собираетесь привлечь этих бойких бизнесменов с деньгами?

– Любых бойких.

Можно предположить, что самые высокие шансы именно у Ротенберга, Пономаренко и Скоробогатько. У них неплохие позиции в аэропорту, и они продолжают их усиливать.

– Если они хотят в дальнейшем максимально инвестировать деньги именно в инфраструктуру аэропорта, то, наверное, делают правильно.

В конце 2012 года у вас появились новые заместители: Александр Ильин по правовым вопросам, Александр Олейник по экономике и финансам, Сергей Ярышев  по коммерческой деятельности. Они считаются людьми этих бизнесменов.

– И что?

Как эти менеджеры оказались в правлении аэропорта?

– Я их сам подбирал.

Как так совпало, что они имеют отношение к бизнесменам, которые все активнее входят в бизнес Шереметьево?

– Послушайте, среди моих нынешних заместителей есть те, кто имеет отношение к правоохранительным органам. И тоже не знаю, как это совпало. Несколько человек, в том числе и я, имеют отношение к Вооруженным силам. Тоже совпало.

Правоохранительные органы и Вооруженные силы  это огромные структуры. Совпадения, действительно, вероятны. Тут же совпадение с конкретными людьми.

– Еще были у меня заместители, которые хорошо знакомы с другими олигархами.

.wysiwyg-forbesbreak {display:block;border:0;border-top:1px dotted #ccc;margin-top:1em;width:100%;height:12px;background: transparent url(/sites/all/modules/custom/forbes_wysiwyg_plugins/plugins/forbesbreak/images/breaktext.gif) no-repeat center top;}

pagebreak

Я вернусь к вопросу: как на ключевые управленческие позиции пришли одновременно три человека, связанных с Ротенбергом, Пономаренко и Скоробогатько. Расскажите, как вы подбирали этих менеджеров?

– Мне нужен был корпоративный директор, коммерческий директор и финансист с хорошим опытом работы и с умением взаимодействовать с госорганами. Финансиста мы брали в Москве. У нас разные варианты были. Но остановились на Олейнике. Ильина мы брали на конкурсе, смотрели. Ярышев такой активный, такой деятельный. В первую очередь мне очень импонировала его неподкупность. Это очень важно для коммерческой дирекции. Причем, они не сразу стали заместителями. Сначала поработали советниками.

Вам не кажется, что друзья Путина постепенно осваивают и авиацию. Тимченко и Ротенберг в Шереметьево, Чемезов в «Аэрофлоте».

– Мне трудно комментировать, куда двигаются те или иные олигархи или люди, у которых есть деньги. Я могу только повториться: если люди вкладывают деньги в развитие инфраструктуры, то мы только рады.

И, вообще, я не знаю, кто является другом Путина Владимира Владимировича. Я не разговаривал на эту тему с Тимченко и Ротенбергом. И уж тем более с Владимиром Владимировичем. Вряд ли мне представится такая возможность.

Вам интересно это узнать?

– Нет. Я не хочу, чтобы это довлело во время принятия решений.

Но это, так или иначе, довлеет. Даже если это слухи, все равно сказывается на эмоциональном уровне.

– У меня нет.

И у вас два друга сидят в аэропорту…

– У меня два друга не сидят в аэропорту.

А Тимченко и Ротенберг? Если верить их интервью, то они давно знакомы с Путиным и до сих пор поддерживают хорошие отношения.

– И что?

Просто совпадение?

– И что? Теперь мне работать нельзя?

А больше не с кем?

– У меня тоже есть друзья. Что теперь делать?

Как Василенко попал в Шереметьево

А вас считают другом Игоря Левитина (бывшего министра транспорта), его человеком. В свое время именно он вас назначил в Шереметьево.

– Да, я знаком с Игорем Евгеньевичем. Но пригласил меня в Шереметьево не он, а другой человек.

Но он же как министр транспорта утверждал?

– Рекомендовал, да.

А до этого были знакомы?

– Нет, не были. И раньше не встречались.

У меня есть заместитель по инфраструктуре Евгений Тумель, с которым я работаю девять лет. Я его ни разу не видел до того, как пришел в Шереметьево. Он был простым руководителем службы. Я его сделал заместителем гендиректора. Назначил, не сам, через совет директоров. И что? Он мой друг, и я ему делал протекцию? Я просто работаю с человеком, который качественно выполнят свои обязанности.

То есть Левитин увидел и в вас такого человека?

– Не знаю. Лучше у него спросите.

Спрошу при случае. Скорее всего, да, раз вы так долго и успешно работаете.

– А успешно или не успешно — это не мне определять.

Мне кажется, Левитин, став помощником президента, увлекся именно аэропортами?

– Мне трудно сказать, чем он увлекся.

Вы не общаетесь с ним?

– Почему? Общаемся.

На какие темы?

– На разные. В том числе, и по теме развития аэропортов.

У вас с ним рабочие отношения? Или уже больше приятельские?

– Я не могу назвать себя другом помощника президента. У нас нормальные, очень человеческие отношения.

Но кроме аэропортов вы же о чем-то еще разговариваете? Может, он, как и вы, увлекается мотоциклами?

– Нет.

Не предлагали покататься?

– Я думаю, что там категорически будет против Наталья Ивановна. Это его жена.

У меня не только с Левитиным нормальные человеческие отношения. И с Германом Оскаровичем [Грефом] тоже.

Вместе время проводите? В отпуск ездите?

– Нет. Ни с Игорем Евгеньевичем, ни с Германом Оскаровичем в отпуск вместе не езжу. Отношения достаточно доверительные, человеческие…

Герман Оскарович тоже считал себя ответственным за мое назначение. Он был на тот момент министром экономического развития. Меня приглашали к нему на собеседование. Это была отдельная история.

– Как прошло собеседование?

– Ой, с руганью, криком, шумом (смеется). Он сказал, что я ничего не умею. Он же меня не знал. И я тоже впервые увидел человека. Греф долгое время был председателем совета директоров Шереметьево. Поэтому он был в теме.

Задал несколько дежурных вопросов, а вы не ответили?

– Примерно так. При всем при этом он взял на себя ответственность и принял решение.

Кандидатов было много, было много различных групп влияния. Скорее всего, я попал из заместителей в гендиректоры по одной простой причине: меня никто не знал. И, видимо, думали: «Пусть облажается, а дальше посмотрим».

А сейчас к какой группе влияния относитесь?

– Ни к какой.

С трудом верится. Шереметьево это все-таки не конфетная фабрика, а стратегический государственный объект. В штате более 7000 сотрудников. Плюс населенные пункты вокруг аэропорта  Лобня, Химки и т.д. Никаких установок не дают на выборах: за «Единую Россию» должно быть столько-то голосов, за Путина  столько-то?

– Не было такого.

В «Единую Россию» приглашали, кстати?

– Я был в одной партии, которая называлась КПСС. Достаточно. Да и политических амбиций у меня нет.

А в мэры не думали пойти? 

– Что такое мэр? Это обыкновенный хозяйственник. У него политики 10-15%. Все остальное — хозяйство.

Так вы как раз в хозяйстве хорошо разбираетесь.

– Нет, я не хочу быть мэром.

Мне просто интересно, какая у вас дальше будет карьера? Допустим, в мае 2014 года ваш контракт не продлят.

– А почему это должна быть карьера, связанная именно с госуправлением?

Вы человек, очень лояльный к власти, государству. Жалко отпускать такие кадры.

– Необязательно продолжать свой рост на госслужбе. Есть безумное количество очень интересных дел. Распространяться пока не буду.

Но человек привыкает к масштабу. Разве не приятно ходить к президенту, выступать там?

– Это тяжело.

Тяжело, но статусно.

– Я не тусовочный человек. К любому совещанию и мероприятию надо быть готовым. И совещание — это не «приятно», а работа, к которой надо хорошо подготовиться.

А страшно ходить на эти совещания? Вдруг, что спросят не то?

– Нет.

На все есть ответы?

– На все не может быть ответов. Когда знаешь предмет, то легко сориентироваться. А вообще по науке управления человек более чем семью подчиненными управлять не в состоянии. Весь аэропорт держится не на топ-менеджменте. Меня спрашивают, вовремя ли улетит самолет? А все зависит не от меня, а от парня, который чистит полосу. Или от сотрудников, которые убирают терминалы, строят багажную систему. Они самые главные.

Конфликты с «Аэрофлотом»

– Почему так часто ругаетесь с базовым своим перевозчиком «Аэрофлотом»?

– Я с ним не ругаюсь.

– А он, кажется, да.

– «Аэрофлот» — наш клиент; покупает у нас услугу и требует ее улучшения. Перевозчик не хуже нас понимает, что нужна третья полоса, новые места стоянки, ведь он покупает новые самолеты.

.wysiwyg-forbesbreak {display:block;border:0;border-top:1px dotted #ccc;margin-top:1em;width:100%;height:12px;background: transparent url(/sites/all/modules/custom/forbes_wysiwyg_plugins/plugins/forbesbreak/images/breaktext.gif) no-repeat center top;}

pagebreak

– Сложилось впечатление, что конфликтные ситуации стали возникать именно с приходом в «Аэрофлот» Виталия Савельева? Насколько я помню, с бывшим гендиректором Валерием Окуловым такого напряжения не было.

– Есть разные методы и стили руководства. Я не хочу обсуждать методы и стили, самое главное — что в итоге. В итоге получается существенный рост пассажиропотока.

– Но это же не следствие выяснения отношений между Шереметьево и «Аэрофлотом».

– Да какая разница!

– Просто экономическая ситуация хорошая, и люди летают.

– Не совсем. Есть «Аэрофлот» и «Трансаэро» с их темпами роста, и есть другие компании, у которых темпы гораздо скромнее.

– Какая главная претензия «Аэрофлота»?

– Всегда есть претензии авиакомпаний к аэропортам как поставщику услуг. И всегда есть требования аэропорта к авиакомпаниям. Весь вопрос в том, что выносится в публичное поле, а что нет. В разных ситуациях в мире по-разному.

– И все-таки редко ссорятся публично так часто, как Шереметьево и «Аэрофлот». Ситуация вокруг терминала D, который строил «Аэрофлот», – скандал. Ледяной дождь и дефицит антиобледенительной жидкости – скандал, ремонт полосы – опять скандал. И заявления Савельева, что будет требовать увольнения Василенко. А, кстати, «Аэрофлот» может уволить вас? Или, точнее, инициировать это? У перевозчика же 9% в Шереметьево.

– Как один из акционеров он может это предложить совету директоров.

– Как вы отреагировали? Неприятно же слышать такое.

– Спокойно. Я работаю в аэропорту десятый год. Мне уже никому ничего доказывать не надо.

– Уже ничего не страшно?

– Дело не в том, что не страшно, это другой разговор. Все, что я могу и умею, я уже показал и доказал. А чего я не умею и не могу, делать не буду.

– После ссоры Шереметьево и «Аэрофлот» обычно пытаются заключить соглашение о стратегическом партнерстве. Очередной документ в августе раскритиковала ФАС, так как было нарушено антимонопольное законодательство. Обе компании должны выплатить штраф. Что будете делать теперь? Все-таки «Аэрофлот» дает 70% пассажиропотока.

– Штрафы — давняя история. Все в соглашении уже подправлено. «Аэрофлот» настаивает на том, чтобы ему и членам глобального авиаальянса SkyTeam отдали целиком терминалы D, E и F. Но это нарушает закон — нет равного доступа у всех авиакомпаний, категорична ФАС. Теперь этот доступ есть.

Аэропорты отстают

Темпы роста трех крупнейших авиакомпаний — «Аэрофлота», «Трансаэро» и «Ютэйра» — впечатляющие, около 20%. Недавно «Аэрофлот» рассказал об очередном рекорде: за месяц перевезено 2 млн человек. Все очевиднее, что аэропорты не успевают за перевозчиками. Авиакомпании пытаются найти выход, распределяя рейсы по всем аэропортам. Даже «Аэрофлот» хотел перевести часть рейсов из Шереметьево во Внуково, но, увы, там места не нашлось. Почему сложилась такая ситуация?

– Восемь-девять лет назад к аэропортам относились с непониманием: зачем вы строите, кого вы возить будете? К аэропортам относились как к инфраструктуре, в которую вкладываются деньги, но которая эти деньги может не вернуть. И понимания, что будут существенные темпы роста среди авиакомпаний, не было. Надо честно сказать, наши иностранные коллеги — консультанты говорили, что рост ожидается, что к нему надо готовиться.

Из-за такого остаточного отношения мы попали в ситуацию, когда возить есть кого, жизненный уровень растет, авиакомпании развиваются, а аэропорты опаздывают.

Я много раз говорил о том, что многие аэропорты мира при запасе площадей в 25% уже начинают задумываться о дальнейшем строительстве. Азиатские аэропорты, которые сейчас занимают первые места во всяких рейтингах, — Сингапур, Сеул вообще строят с колоссальным запасом. Терминалы строятся на 100 млн пассажиров, когда существующий поток — 20-40 млн человек.

Какой есть выход из этого? Правительство решило не объединять Шереметьево, Домодедово и Внуково. Теперь что?

– У государства позиция простая: за счет федеральных денег строится и ремонтируется аэродромная инфраструктура, включая новые полосы в Шереметьево и Домодедово. Затем она сдается владельцам аэропортов в концессию, за счет которой и планируется решить проблему дефицита средств для аэропортов Московского авиаузла. Это около 220 млрд рублей, как говорил министр транспорта Максим Соколов.

В Шереметьево, с одной стороны, много разрозненных бизнесов – их надо консолидировать. С другой, аэропорт очень быстро растет, но сам занимать на проекты не может: из-за присоединения терминала D долговая нагрузка и так высокая — около $1 млрд. Поэтому сейчас и привлекаются частные деньги. Те самые «бойкие бизнесмены», как ты выразилась.

В Шереметьево сейчас еще довольно свободно. Во Внуково открылся новый терминал. А вот в Домодедово даже в три ночи уже не протолкнуться. Там, похоже, самая сложная ситуация.

– Тесно там, да. Они, конечно, чуть-чуть упустили время.

Чуть-чуть?

– Сама дай оценку. Я не буду ничего добавлять.

А не знаете, в чем проблема? Вроде видно, что они физически что-то там строят.

– У Домодедово уникальная тангенциальная схема: две полосы, а между ними расположен терминал. Что делало Домодедово? Наращивало терминал в сторону полос. А куда еще его наращивать?

И уперлись в итоге в полосы?

– Собственно, поэтому Домодедово и нужна срочно новая полоса. Официально они говорят, что у них высокие темпы роста, а пропускная способность двух полос ограничивает развитие. На самом деле им не хватает места для терминала. Из одной старой полосы они сделают рулежную дорожку. А новая будет расположена в отдалении.

Домодедово не раз заявляло, что у него есть земли под десять полос.

– Это очень хорошо, но пропускная способность ограничивается и терминальными площадями. Имея десять полос, надо еще куда-то ставить самолеты и где-то размещать пассажиров.

Есть другие варианты — можно строить туннели, ставить сателлиты (дополнительные здания). Но самый простой вариант — не строить за свои деньги туннели и сателлиты, а заставить государство построить третью полосу.

Вот прямо «заставить государство»?

– Хорошо, убедить государство.

А вы не знаете, как там переговоры идут?

– Не знаю. Но я им желаю, чтобы в сложившихся условиях все получилось.

Сейчас, вроде, Каменщика не мочат. А то раньше прямо атака за атакой.

– Я не знаю.

Ну, прямо не знаете, что его мочили? Ладно вам, Михаил Михайлович.

– Не знаю, мочат ли его сейчас. Но Каменщик — молодец. Он борется за то, чтобы развивался его бизнес.

Что делать с коррупцией

И президент признает, и премьер, что у нас уровень коррупции просто зашкаливающий. Откаты, взятки… Только не говорите, что вы с этим не сталкивались.

– Нет, почему…

Кто-то даже оправдывает коррупционные схемы, мол, ускоряют решение вопросов. Что делали, когда сталкивались? Всю правду все равно не расскажите. Но тем не менее интересно послушать.

– Наверное, всю правду я и не вспомню. Все говорят, что колоссальный размах коррупции в высших эшелонах…

… откаты в 40%

– В 40%?!

Да.

– Безумие!

Ваши данные какие?

– В разных бизнесах по-разному. Все зависит от рентабельности бизнеса, потому что 40% отката — это за гранью. Рентабельность должна быть просто сумасшедшей.

Говорят, в строительстве… В вашем бизнесе какие цифры фигурируют?

– В нашем бизнесе — то, что связано непосредственно с работой аэропорта — откатов невозможно получить. От авиакомпаний? От пассажиров тем более не получишь отката.

А подрядчики? Например, на строительство перронов, терминалов.

– Перроны — это госимущество. Тратятся федеральные деньги. Контракт заключаем не мы, а ФГУП от имени государства. После конкурсов, как полагается. У нас же на руках только перечень работ и сроки их выполнения.

Что касается строительства терминала, то цены, за которые мы строим, сами за себя говорят: не с чего брать откаты. Мы достаточно дешево строим.

Допустим, вам повезло, и вы ни разу не сталкивались с откатами и взятками. Как вы контролируете своих заместителей, директоров департаментов?

– Есть многоуровневая система контроля.

И она работает?

– Наверное, где-то все равно есть сбои.

Вы не знаете ни одного случая?

– Знаю. Были случаи. Узнав о нарушениях, которые подразумевали систему откатов, мы просто расставались с этими людьми. Это были сотрудники и среднего звена, и низшего.

А высшего звена?

– Я, во всяком случае, со своими коллегами с таким вопросом не сталкивался.

Что делать, чтобы коррупции стало меньше?

– Платить деньги людям.

– Человек слаб. Платишь 100 000, хотят 200 000, и так далее.

– Это да, повышение зарплаты человек ценит один месяц. Потом ему этих денег уже опять мало — потребности растут. Но есть страх потерять те деньги, которые он уже получает.

… Вот, кстати, вспомнил случай. Это было не в Москве, я еще работал в  Самаре, 1990-е годы. Был один руководитель — бывший полковник, военный. Я ему предложил очень высокую зарплату $5000, чтобы он наладил поставки запчастей к автотранспорту. Он наладил, но ровно через 4 месяца я его поймал на том, что он украл 500 рублей. Я  с ним потом разговаривал, а он оправдывался: «Ну, просто не смог удержаться…». Пришлось уволить.

– Вот видите: сколько ни плати, привычки остаются.

– Но людей, которые дорожат зарплатой, гораздо больше. Советские люди привыкли, что им все время недоплачивали. Они все время что-то уносили с работы. И вот эта психология осталась. Экономические условия изменились, требования изменились, а привычки остались. И это сразу не пройдет. И еще осталась привычка платить сотрудникам немного: «Куда они денутся, а все остальное и так украдут». Такая большая проблема по многим госорганам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство аэрофлота шереметьево
  • Регистрация ано в минюсте пошаговая инструкция
  • Регистрация ано в минюсте пошаговая инструкция
  • Руководство по эксплуатации холодильников индезит
  • Руководство по эксплуатации холодильников индезит