Руководство академии генерального штаба вооруженных сил

Руководство академии

ЗАРУДНИЦКИЙ Владимир Борисович

Начальник Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (ноябрь 2017 — наст. вр.), генерал-полковник

МАКАРЕВИЧ Олег Леонтьевич

Первый заместитель начальника Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, доктор исторических наук, генерал-лейтенант

СЕРЖАНТОВ Александр Владимирович

Заместитель начальника Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по научной работе, Заслуженный военный специалист Российской Федерации, доктор военных наук, профессор, генерал-лейтенант

КОРЖЕВСКИЙ Аркадий Станиславович

Заместитель начальника Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по учебной работе, кандидат военных наук, доцент, генерал-майор

КАСТОРНОВ Константин Георгиевич

Заместитель начальника академии по военно-политической работе – начальник военно-политического отдела Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, генерал-лейтенант

Мажуга Сергей Николаевич

Начальник военного института (управления национальной обороной) — заместитель начальника Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, кандидат военных наук, полковник

Начальники академии

СУХОЗАНЕТ Иван Онуфриевич

Начальник академии Генерального штаба (январь 1832 — февраль 1854), генерал от артиллерии

СТЕФАН Густав Федорович

Начальник академии Генерального штаба (февраль 1854 — ноябрь 1858), генерал-лейтенант

БАУМГАРТЕН Александр Карлович

Начальник академии Генерального штаба (ноябрь 1858 – ноябрь 1862), генерал от инфантерии

ЛЕОНТЬЕВ Александр Николаевич

Начальник академии Генерального штаба (ноябрь 1862 – март 1878), генерал-лейтенант

ДРАГОМИРОВ Михаил Иванович

Начальник академии Генерального штаба (апрель 1878 – август 1889), генерал от инфантерии

ЛЕЕР Генрих Антонович

Начальник академии Генерального штаба (август 1889 – август 1898), генерал от инфантерии

СУХОТИН Николай Николаевич

Начальник академии Генерального штаба (август 1898 – апрель 1901), генерал от кавалерии

ГЛАЗОВ Владимир Гаврилович

Начальник академии Генерального штаба (июль 1901 – апрель 1904), генерал от инфантерии

МИХНЕВИЧ Николай Петрович

Начальник академии Генерального штаба (апрель 1904 – январь 1907), генерал от инфантерии

ЩЕРБАЧЕВ Дмитрий Григорьевич

Начальник академии Генерального штаба (январь 1907 – декабрь 1912), генерал от инфантерии

– Виктор Степанович, 8 декабря (26 ноября по старому стилю) для возглавляемой вами академии – дата особая. Не только как день рождения. В 1918 и 1936 гг. она возрождалась практически в те же дни. А в современной России эта дата стала ее праздником. С чем связаны и насколько символичны эти совпадения?
– Глубинный, символический подтекст изначально, 170 лет назад, определен выбором даты открытия академии – дня Святого великомученика и Победоносца Георгия. Это день освящения церкви Святого Георгия, основанной в 1037 г. принявшим христианское имя Георгий великим князем Ярославом Мудрым, и дата учреждения в 1769 г. ордена Святого Георгия. Таким образом, вошедший в историю как праздник рождения академии русского Генерального штаба день связан с яркими символами мудрости и ратной доблести, непобедимости России. Они отражают предназначение высшей школы российской военной стратегии – формировать интеллект и профессионализм воинской элиты Отчизны.
Для восстановления исторической связи поколений защитников Отечества, сохранения и развития традиций подготовки офицеров оперативно-стратегического звена в 1997 г. установлен день академии Генерального штаба.
На протяжении всей своей истории академия шла во главе отечественной военной науки и военного образования, торила дорогу в теории и практике военного искусства. Заслуги академии оценены высокими государственными наградами – орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова.
– Что ныне представляет собой академия? Кого она готовит?
– Сегодня академия Генерального штаба – это крупнейший комплекс, включающий аудитории, оборудованные новейшей вычислительной техникой, прекрасную библиотеку, часть фондов которой уникальна, спортивную базу, типографию, поликлинику и другие объекты. Наши слушатели обучаются с использованием новых технологий, персональных ЭВМ (их сегодня уже более тысячи), а сложные вопросы осваивают на занятиях в центре военных игр. Есть в академии также храм, музей, концертный зал. Словом, созданы все условия для высококачественной учебы.
На трех факультетах обучается несколько сот слушателей из 13 стран мира. Академия готовит руководящий состав армии, флота и других силовых ведомств.
Первый (основной) факультет во главе с опытным руководителем и педагогом генерал-лейтенантом Е.А. Фроловым ведет подготовку руководителей оперативно-стратегического уровня для армии, флота (это будущие военачальники, например, командующие армиями и флотилиями, округами и флотами, руководители родов войск, главнокомандующие видами Вооруженных Сил, офицеры штабов и управлений) и других силовых структур России.
На втором факультете, который возглавляет полковник В.Л. Кадацкий, обучаются иностранные военнослужащие. Академия пользуется большим авторитетом во всем мире. Свидетельства заслуг академии в подготовке военных кадров для зарубежных стран – 8 орденов иностранных государств.
Всего за 63-летнюю историю факультета на нем прошли обучение около 3 тысяч иностранных военнослужащих более чем из 30 стран мира, ныне обучаются генералы и офицеры из Алжира, Армении, Германии, Греции, Казахстана, Киргизии, Китая, Кореи, Монголии, Сирии, Швеции, Финляндии и др. Уверен, что деятельность наших иностранных слушателей после окончания академии будет способствовать укреплению военного сотрудничества их государств с нашей страной, обеспечению безопасности в мире.
Одной из важнейших задач академии является также обучение на академических курсах руководящих и ответственных работников центральных органов федеральной власти, которые заняты проблемами обороны и безопасности государства. Вдумчиво, инициативно трудится на этом важном участке работы коллектив факультета переподготовки и повышения квалификации во главе с его начальником генерал-майором П.П. Калугиным.
– В чем специфика учебы ваших питомцев по сравнению с другими военно-учебными заведениями?
– Она обусловлена тем, что мы готовим руководителей более высокого уровня, профессионалов, у которых два высших образования – вуз (училище, институт) и одна из академий вида Вооруженных Сил.
Министр обороны требует добиваться повышения профессионального авторитета выпускников нашей академии. Генерал и офицер с дипломом академии должен отличаться широчайшим военным кругозором и новаторским стилем мышления, самой современной управленческой культурой и чистым нравственным обликом, профессиональным интеллектом и ясным пониманием целей военной реформы. Это определяет высокую ответственность коллектива академии.
Современные требования к выпускнику академии накладывают отпечаток на весь учебный процесс. Мы добиваемся, чтобы специализация и профессиональная квалификация наших выпускников сочетались с государственным мышлением, приобретали новые качества, отражающие изменения социально-политического развития страны и мирового сообщества.
События последних лет, в том числе в Северо-Кавказском регионе, заставляют нас вносить коррективы в обучение слушателей. Мы пополняем учебный процесс современным боевым опытом войск. Серьезной корректировке подвергнуты программы по военным дисциплинам. Они приведены в соответствие реальным процессам жизнедеятельности Вооруженных Сил, концепции их реформирования, всему новому в военном искусстве, вытекающему из коренных изменений структуры, состава и функций армии и флота.
Впервые после долгого перерыва возобновлена практика разработки и защиты дипломных работ. Мы считаем, это значительно повысит эффективность подготовки слушателей, поможет им раскрыть свой творческий потенциал, окажет неоценимую помощь в их становлении на новых должностях в войсках и штабах после окончания академии.
Убедительным подтверждением качества подготовки руководителей высшего звена управления является плодотворная деятельность питомцев академии на различных государственных постах. Целая плеяда наших выпускников стала видными государственными и военными деятелями. Они занимали и ныне занимают высшие командные должности, определяют лицо Вооруженных Сил, ряда силовых ведомств, работают в органах законодательной и исполнительной власти России. Это полномочные представители Президента России в федеральных округах – в Южном – генерал армии В.Г. Казанцев, в Дальневосточном – генерал-лейтенант К.Б. Пуликовский, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии А.В. Квашнин, директор Федеральной пограничной службы РФ генерал-полковник К.В. Тоцкий, председатель Комитета Государственной Думы по обороне генерал армии А.И. Николаев, президент Карачаево-Черкесии генерал армии В.М. Семенов, губернаторы: Московской области – генерал-полковник Б.В. Громов, Калининградской – адмирал В.Г. Егоров, Ульяновской – генерал-лейтенант В.М. Шаманов и другие. Много наших выпускников трудится в структурах парламента и Правительства России, федеральных министерствах и ведомствах, девять из них являются депутатами Государственной Думы.
Гордость не только академии, но и всей страны – наши выпускники, выполнявшие воинский долг в боевых условиях, а также генералы Г.Н. Трошев, В.В. Булгаков, В.И. Молтенской, которые с честью выполняют его на острие борьбы с международным терроризмом.
– Каков научно-педагогический потенциал вашего коллектива?
– В стенах академии трудятся 274 преподавателя, в числе которых 39 докторов и 179 кандидатов наук, 67 профессоров и 121 доцент. Командование и слушатели высоко оценивают труд преподавателей кафедр, которые возглавляют: генерал-полковник В.В. Жеребцов, генерал-лейтенанты В.Н. Чернов, В.Т. Солдаткин, Б.Н. Дюков, вице-адмирал Ю.П. Гладышев, генерал-майоры А.Я. Черныш, А.Д. Борщов, А.Т. Климович, Б.Г. Зайцев, В.В. Виноградов, генерал-майор авиации Ю.Н. Плужников.
Славные традиции академии помогают хранить и преумножать ее ветераны, в том числе фронтовики, которые продолжают трудиться, показывают пример творческого долголетия. Это Ф.Ф. Гайворонский, Н.И. Мальгинов, В.И. Никулин, В.Н. Благодарева, Н.Г. Чупринина, Л.И. Сорокина и другие.
– Каков вклад академии в развитие военной науки и формирование политики России в сфере безопасности?
– Она была и остается одним из основных научных центров Вооруженных Сил. Наши ученые привлекаются к научной проработке практически всех проблем государственного и оперативно-стратегического уровней, которые встают перед Министерством обороны, Генеральным штабом. Эта работа, направляемая заместителем начальника академии по научной работе генерал-лейтенантом А.Н. Захаровым, позволяет успешно решать возлагаемые на академию научные, аналитические, прогностические задачи.
Только за последние 5 лет наши ученые выполнили около 80 научно-исследовательских работ, разработали и издали полтора десятка военно-теоретических трудов, около 20 монографий, 10 учебников, около 40 научных сборников и бюллетеней. За это время в академии защищено 14 докторских и около 30 кандидатских диссертаций, проведено свыше 20 научных конференций и исследовательских учений. К 170-летию академии завершена разработка ее подробной истории.
Не менее объемны и значимы задачи, которые предстоит решить.
– А кто сегодня в числе будущих полководцев России?
– Слушатели Военной академии Генерального штаба – профессионалы, обладающие солидным опытом службы на ответственных должностях в войсках, органах военного управления. Многие из них прошли суровую школу войны в Афганистане, Чечне, службу в “горячих” точках, ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Это полковник А.Р. Ким, награжденный четырьмя боевыми орденами и именным оружием, трижды раненый в наше “мирное” время генерал-майор А.А. Ларченко, генерал-майор В.Б. Зарудницкий, награжденный тремя орденами и медалью за боевые заслуги, полковники Ю.А. Дашкин, Г.В. Тупик и многие другие орденоносцы. В этом году окончили академию Герои России контр-адмирал А.В. Буриличев, полковник А.В. Черножуков.
Наших слушателей отличают высокая ответственность, чувство долга и работоспособность. Это подтверждают своей учебой и службой генерал-майор В.Б. Зарудницкий, полковники С.И. Пасичник, Е.А. Селезенев, В.В. Трушин и многие другие.
Наш коллектив видит свой долг в том, чтобы по максимуму реализовать научный и педагогический потенциал академии Генерального штаба в интересах военной реформы, глубоких качественных преобразований военной организации государства. Уверен, что выпускники академии сыграют ключевую роль в придании Вооруженным Силам России качественно нового облика, укреплении обороны и безопасности страны.

Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации
Год основания 1918
Расположение Москва
Юридический адрес 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 100

Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации — высшее военно-учебное заведение для обучения, подготовки и повышения квалификации высших и старших офицеров Вооружённых Сил, других министерств и ведомств Российской Федерации, руководителей и должностных лиц органов государственной и исполнительной власти, предприятий и учреждений оборонно-промышленного комплекса, офицеров иностранных армий. Одновременно академия является ведущим военным образовательным учреждением Российской Федерации по проведению научных исследований проблем обеспечения военной безопасности государства, военного строительства, применения Вооружённых Сил Российской Федерации, военного и государственного управления.

На протяжении своего существования академия имела наименования: с 1936 года — Академия Генерального штаба, с 1941 года — Академия Генерального штаба имени К. Е. Ворошилова, с 1942 года — Высшая военная академия имени К. Е. Ворошилова, с 1958 года — Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил СССР, с 1969 года — Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил СССР имени Маршала Советского Союза К. Е. Ворошилова, с 1992 года — Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации.

Содержание

  • 1 Академия периода Гражданской войны
  • 2 Создание академии и довоенный период её работы
  • 3 Великая Отечественная война
  • 4 Послевоенное время
  • 5 Академия в Российской Федерации
  • 6 Обучение в академии
  • 7 Обучение иностранных офицеров
  • 8 Учебная база
  • 9 Награды академии
  • 10 Начальники академии
  • 11 Источники

Академия периода Гражданской войны

После потери Николаевской академии Генерального штаба, основная масса преподавателей и учащихся которой перешли на сторону белого движения при занятии белыми войсками Казани в июле 1918 года, для Красной Армии возникла настоятельная необходимость в высшем военно-учебном заведении для подготовки командиров высшего звена. 8 декабря 1918 года приказом Реввоенсовета Республики в Москве была открыта Академия Генерального штаба Рабоче-крестьянской Красной Армии. За время Гражданской войны академию и её курсы окончили многие видные военачальники Красной Армии. После окончания гражданской войны и в связи с новыми задачами в области подготовки военных кадров в 1921 году были созданы Военная академия РККА и Высшие военно-академические курсы при ней, на которые были возложены функции и задачи Академии Генерального штаба.

Таким образом, существовавшая в 1918—1921 годах Академия Генерального штаба не была ни наследницей российской Николаевской академии Генерального штаба, ни предтечей Военной академии Генерального штаба ВС СССР и России.

Создание академии и довоенный период её работы

В середине 30-х годов XX-го века возникла острая необходимость подготовки военных руководителей для службы в оперативно-стратегических, оперативных органах управления Красной Армии. Для реализации этой задачи 1 ноября 1936 года на базе оперативного факультета Военной академии имени М. В. Фрунзе была создана Академия Генерального штаба. В этот период военная наука получила свое дальнейшее развитие по вопросам стратегии и оперативного искусства. Для обучения и проведения научных исследований в академию были направлены лучшие военные педагоги из других военных академий: М. И. Алафузо, М. А. Баторский, А. И. Готовцев, Г. С. Иссерсон, Д. М. Карбышев, В. А. Меликов, В. К. Мордвинов, А. А. Свечин, Е. А. Шиловский, многие другие.

Большое внимание уделялось и подбору обучающихся. В академию были направлены учиться лучшие из лучших. Не случайно первый набор учащихся получил позднее название «маршальский курс»: из его числа трое стали Маршалами Советского Союза (Василевский А. М., Баграмян И. Х., Захаров М. В.), пятеро — генералами армии (Ватутин Н. Ф., Антонов А. И., Казаков М. И., Курасов В. В., Курочкин П. А.), генерал-полковниками стали Сандалов Л. М., Боголюбов А. Н., Трофименко С. Г., почти все остальные выпускники стали генералами.

За короткий период до начала Великой Отечественной войны академия сыграла важную роль в подготовке кадров высшего звена военного управления. С 1936 по 1941 годы академия подготовила более 600 офицеров и генералов.

Великая Отечественная война

В годы войны трое выпускников академии возглавляли Генеральный штаб (Шапошников Б. М., Василевский А. М., Антонов А. И.), 6 выпускников командовали фронтами (Говоров Л. А., Ватутин Н. Ф., Мерецков К. А., Баграмян И. Х., Курочкин П. А.), Захаров Г. Ф.), 22 — армиями, 82 — корпусами, 265 — дивизиями, 13 были начальниками штабов фронтов и военных округов, 82 — работали на ответственных должностях в Генеральном штабе, управлениях фронтов. В годы Великой Отечественной войны 63 воспитанника академии стали Героями Советского Союза, 4 — дважды героями (Василевский А. М., Баграмян И. Х., Захаров М. В.), Плиев И. А.), трое (Василевский А. М., Говоров Л. А., Антонов А. И.) — были награждены высшим полководческим орденом «Победа» (при этом Василевский А. М. — дважды).

В годы войны академия перешла на обучение по ускоренным курсам — с сентября 1941 года по шестимесячной, с июня 1943 года — по девятимесячной программе. Во время войны основной курс академии выпустил 1178 человек, а на курсах усовершенствования высшего командного состава было подготовлено 176 человек. Обобщая опыт войны, в 1941—1945 годах академия издала свыше 2000 научных трудов и учебных пособий. В 1941—1943 годах академия работала в эвакуации в Ташкенте.

Послевоенное время

В послевоенные годы с февраля 1946 года академия вернулась к двухлетнему сроку обучения. Основные усилия были направлены на совершенствование системы подготовки руководителей высших звеньев управления Вооружёнными Силами, обобщение опыта Великой Отечественной войны, дальнейшее развитие теоретических основ стратегии и оперативного искусства. С появлением ядерного оружия академия в числе первых взялась за разработку основ его применения и поиск путей и способов защиты войск от его поражающих факторов. Дальнейшее развитие получает теория огневого поражения противника, теория управления Вооруженными Силами.

Академия в Российской Федерации

Сегодня Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации является главным высшим военно-учебным заведением страны и ведущим центром научных исследований в области обороны и обеспечении безопасности государства. В настоящее время основной задачей академии является подготовка офицерских кадров Вооружённых Сил высшей военной квалификации оперативно-стратегического уровня и специалистов в области обороны и безопасности Российской Федерации из числа офицеров Вооружённых Сил, других войск (сил) министерств и ведомств, а также гражданских лиц, занимающих руководящие должности в органах государственного управления. Кроме того, в академии проходят подготовку офицеры армий иностранных государств.

Обучение в академии

Порядок отбора и приема кандидатов на обучение в академию устанавливают Генеральный штаб Вооружённых Сил Российской Федерации и Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации. На учебу в академию на основной факультет направляются высшие и старшие офицеры Вооружённых Сил и других войск Российской Федерации, имеющие перспективы служебного роста, ранее окончившие военные академии видов ВС и родов войск ВС, которые проявили в ходе служебной деятельности высокие моральные и деловые качества. Отбор кандидатов осуществляют с должностей от заместителей командира дивизии, командиров соединений, начальников отделов (групп, старших офицеров) главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, им равных или занимающих вышестоящие должности. Возраст кандидатов на обучение в академии — до 42 лет.

Обучение слушателей осуществляется на трех факультетах. Основной факультет осуществляет обучение и подготовку военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов по специальности «Военное и государственное управление». Срок обучения — 2 года. Специальный факультет готовит военнослужащих иностранных государств по специальностям: «Военное и государственное управление» и «Военная безопасность государства». Срок обучения — 2 года и 1 год. Факультет переподготовки и повышения квалификации осуществляет обучение, подготовку и переподготовку военнослужащих и представителей центральных органов Федеральной исполнительной власти в области обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации по десяти специальностям. Срок обучения — от 2 до 4 месяцев. Кроме того, при академии действуют Высшие академические курсы со сроком обучения от 3 до 5 месяцев.

Содержание учебных программ включает изучение гуманитарных дисциплин (политология, социология, право, военная экономика, иностранные языки); национальной безопасности; военной стратегии; оперативного искусства; военного строительства; военного и государственного управления; истории войн и военного искусства. Тематика и содержание учебных дисциплин учитывают требования военной доктрины Российской Федерации, современные взгляды на возможный характер будущих войн и вооруженных конфликтов. В процессе обучения слушатели овладевают знаниями, умениями и навыками на основе изучения геополитики, реальной военно-политической обстановки в мире и прилегающих к России регионах, основных положений экономики государства с учетом реального состояния и перспектив развития Вооружённых Сил и других войск Российской Федерации.

На первом курсе обучения слушатели изучают основы перевода войск с мирного на военное время, подготовки и ведения операций общевойсковых объединений и флотов, применения группировок войск во внутренних вооружённых конфликтах; на втором — проблемы планирования применения Вооружённых Сил, формы стратегических действий и основы их оперативной подготовки. Адекватно происходящим в мире, стране и Вооружённых Силах изменениям оперативно уточняются квалификационные требования к слушателям, учебные планы и программы.

Отличительной особенностью учебного процесса академии является то, что большая часть практического курса, составляющего 70 % бюджета учебного времени, отрабатывается в виде прикладных оперативно-стратегических задач и командно-штабных военных игр, проводимых на учебных командных пунктах с широким применением новых и перспективных информационных технологий.

Обучение иностранных офицеров

Подготовка иностранных военнослужащих в академии организована на специальном факультете. Началом его создания является организация в 1939 году в академии Особой группы из девяти военнослужащих испанской республиканской армии. В конце Великой Отечественной войны, с декабря 1944 года, в академии развернуто обучение представителей вооруженных сил Югославии, Албании, Болгарии и Чехословакии. В последующем, с 1946 года и по настоящее время в академии обучилось около 3000 военнослужащих более чем 30 стран (все страны — участники Варшавского Договора, Монголия, Вьетнам, КНДР, до начала 1960-х годов и с середины 1990-х — Китай, Югославия, до начала 1960-х годов — Албания, Афганистан, Алжир, Сирия, Ливия, Эфиопия, Ангола, Гвинея, Гвинея-Бисау, Мозамбик, Йемен, Египет, Куба, Лаос, другие). В 1990-х годах количество слушателей из других стран существенно сократилось. Но с 2002 года их число ежегодно растёт. Так, в 2007 году обучалось более 80 слушателей из 17 государств. Ежегодно в порядке обмена учатся офицеры из государств НАТО.

Учебная база

Современное здание академии расположено в Москве на проспекте Вернадского, д. 100 (с 1988 года).

Учебно-материальная база академии оснащена современными средствами управления и электронно-вычислительной техники, включает объекты Центра военных игр, 5 лекционных залов, 50 различных учебных и методических кабинетов, 46 аудиторий для слушателей, 5 лингафонных кабинетов, 4 библиотеки. В академии создана академическая вычислительная сеть, локальные сети факультетов и кафедр, широко используются современные технические средства обучения. Обязательной является физическая подготовка, для которой академия имеет спортивный комплекс, плавательный бассейн, тренажерные и игровые залы, летние спортплощадки, лыжную базу, стрелковый тир.

Большой вклад в подготовку российских слушателей и слушателей специального факультета вносит академическая библиотека. Ее основу заложил еще Николай I, подаривший академии около 500 книг, купленных им у генерала Г. Жомини. В настоящее время библиотечные фонды включают более 320 тысяч книг и печатных изданий, из которых свыше 12,5 тысяч являются раритетными. В библиографической работе широко используется электронно-вычислительная техника, создан и функционирует Интернет-класс.

Награды академии

• Орден Суворова I степени (1945 г.)
• Орден Ленина (1968 г.)
• Орден Красного Знамени (1986 г.)
• ордена девяти иностранных государств.

Начальники академии

• 1918—1919 — Климовский А. К.
• 1919—1921 — Снесарев А. Е.
• 1936—1937 — комдив Кучинский Д. А.
• 1937—1940 — комбриг Шлемин И. Т.
• Июль—август 1940 — генерал-лейтенант Кузнецов Ф. И.
• 1940—1941 — генерал-лейтенант Мордвинов В. К.
• 1941—1942 — генерал-лейтенант Шиловский Е. А.
• 1942—1943 — генерал-полковник Кузнецов Ф. И.
• 1943—1945 — Маршал Советского Союза Шапошников Б. М.
• Март—ноябрь 1945 — генерал-лейтенант Мордвинов В. К.
• 1945—1949 — генерал армии Захаров М. В.
• 1949—1956 — генерал армии Курасов В. В.
• 1956—1958 — Маршал Советского Союза Баграмян И. Х.
• 1958—1961 — генерал армии Маландин Г. К.
• 1961—1963 — генерал армии Курасов В. В.
• 1963—1965 — Маршал Советского Союза Захаров М. В.
• 1965—1968 — генерал армии Иванов В. Д.
• 1968—1973 — генерал армии Иванов С. П.
• 1973—1979 — генерал армии Шавров И. Е.
• 1979—1986 — генерал армии Козлов М. М.
• 1986—1989 — генерал армии Салманов Г. И.
• 1989—1996 — генерал-полковник Родионов И. Н.
• 1996—1999 — генерал-полковник Третьяков В. С.
• 1999—2005 — генерал-полковник Чечеватов В. С.
• 2005—2007 — генерал армии Ефремов И. И.
• 2007—настоящее время — генерал армии Белоусов А. В.

Источники

  • Информация на сайте Министерства обороны РФ
  • Статья на сайте «Офицеры России»
  • Интервью начальника академии А. В. Белоусова на сайте «Оружие России»
  • Военная энциклопедия в 8 томах. М.:Военное издательство, 1994—2004. — Т.2.

Wikimedia Foundation.
2010.

Сто девяносто лет назад, 8 декабря (26 ноября по ст. ст.) 1832 года, в Санкт-Петербурге открылась Императорская военная академия (с 1855 г. — Николаевская академия Генерального штаба), ставшая первым высшим военным учебным заведением Российской империи. Сегодня Военная академия Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации — главное высшее военно-учебное заведение страны и ведущий центр научных исследований в области обороны и обеспечения национальной безопасности государства. Её основной задачей является подготовка офицерских кадров с высшей военной оперативно-стратегической подготовкой и специалистов в области обороны и национальной безопасности Российской Федерации.

«На протяжении всей своей истории наша «альма-матер» гордилась воинской доблестью и достижениями своих выпускников»

— Владимир Борисович, в этом году Военная академия Генерального штаба отмечает своё 190-летие. Как изменились задачи, решаемые академией, за её почти двухвековую историю? Востребован ли сегодня её исторический опыт?

— Главной задачей академии была и остаётся подготовка командиров высшей квалификации, офицеров и генералов оперативно-стратегического звена, специалистов в области обороны государства и национальной безопасности. Это те люди, от которых во многом зависят успехи в решении стоящих перед Вооружёнными силами задач и, в конечном счёте, наши будущие победы. Миссия академии, определённая без малого два столетия назад, не потеряла актуальности и по сей день.

Воссозданный памятник «Питомцам Академии Генерального штаба, павшим при исполнении служебного долга».

© vagsh.mil.ru

Воссозданный памятник «Питомцам Академии Генерального штаба, павшим при исполнении служебного долга».

А вот требования к выпускникам, диктуемые временем, претерпели значительные изменения. Чтобы соответствовать высоким стандартам, в образовательный процесс внедряются инновационные технологии и методики обучения, которые позволяют готовить настоящих профессионалов, способных быстро адаптироваться и действовать в любых условиях обстановки.

Мы внимательно анализируем опыт ведения военных действий в различных регионах мира, данные о разработке и применении новейших образцов вооружений. Эта актуальная информация оперативно находит отражение в материалах лекций, семинаров, групповых упражнений, практических занятий и командно-штабных военных игр. Сегодня в них включены и первые итоги специальной военной операции на Украине, и результаты выполнения миротворческих задач в Нагорном Карабахе, и опыт борьбы с террористической угрозой на Ближнем Востоке.

За последние годы академия существенно нарастила объём практической подготовки слушателей, в ходе которой оттачиваются их ключевые навыки. Многие практические занятия проходят в выездном формате — на базе Национального центра управления обороной, штабов различного уровня, а также научно-исследовательских организаций Минобороны России.

Традиционно наши слушатели проходят стажировку на крупнейших мероприятиях оперативной и боевой подготовки Вооружённых сил. В прошлом году это было совместное российско-белорусское учение «Запад-2021». В начале сентября этого года второкурсники успешно выполнили учебно-боевые задачи на пунктах управления и в районах проведения стратегических командно-штабных учений «Восток-2022».

Второкурсники академии успешно выполнили учебно-боевые задачи на пунктах управления и в районах проведения стратегических командно-штабных учений «Восток-2022».

© РИА Новости

Второкурсники академии успешно выполнили учебно-боевые задачи на пунктах управления и в районах проведения стратегических командно-штабных учений «Восток-2022».

Сегодняшние слушатели академии — офицеры и генералы, у которых за плечами весомый багаж практики и опыта. Среди них ветераны боевых действий, которые ещё вчера выполняли боевые задачи. Кроме того, в целях формирования кадрового потенциала научно-исследовательских структур Минобороны России мы набираем перспективных военных учёных, в том числе со степенями кандидатов и докторов наук. Критерии отбора кандидатов на обучение ежегодно уточняются, они также связаны с новыми требованиями к нашим выпускникам.

Возвращаясь к вашему вопросу об историческом опыте деятельности академии, отмечу: на протяжении всей своей истории, а это имперский, советский и современный периоды, наша «альма-матер» гордилась воинской доблестью и достижениями своих выпускников. Академия сильна бережным отношением к исторической памяти, традициями, которые мы стараемся сохранять и приумножать. Мы и сегодня продолжаем внимательно изучать каждый период, стараемся использовать актуальный в современных условиях опыт для подготовки военных кадров.

Справка

За свою историю Военная академия Генерального штаба прошла четыре этапа:

Императорская — Николаевская академия Генерального штаба (1832-1922 гг.);

Академия Генерального штаба Рабоче-крестьянской Красной армии (1918-1921 гг.);

Военная академия Генерального штаба Вооружённых сил СССР (1936-1992 гг.);

Военная академия Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации (1992 — н/вр.).

Императорская Николаевская академия Генерального штаба Российской империи. Санкт-Петербург.

© bigenc.ru

Императорская Николаевская академия Генерального штаба Российской империи. Санкт-Петербург.

При этом военно-исторические знания не только помогают совершенствовать образовательный процесс, но и в целом способствуют более глубокому пониманию современных тенденций развития Вооружённых сил, являются необходимой теоретической базой для разработки новых, соответствующих времени, способов вооружённой борьбы, развития современного военного искусства.

«Высшая военная оперативно-стратегическая подготовка осуществляется только в Военной академии Генерального штаба»

— В чём заключается уникальность академии, и какова её роль в системе военного образования?

— Уникальность академии объясняется её местом и ролью в многоуровневой системе военного образования, которая формировалась долгие годы и сегодня органично сочетается с уровнями профессионального образования, установленными законом «Об образовании в Российской Федерации».

Начальным уровнем можно считать подготовку, получаемую в довузовских организациях — кадетских корпусах, суворовских, нахимовских училищах и других. Он не определён нормативными правовыми актами, но, учитывая содержание военной подготовки, её общую военно-патриотическую направленность, выделение данного уровня считаю вполне правомерным.

За начальным следует уровень средней военно-специальной подготовки. Он соответствует среднему профессиональному образованию, рассчитан на три года обучения и реализуется в средних военно-профессиональных и образовательных организациях высшего образования Минобороны России.

Знак, диплом о высшем образовании и медали выпускников Военной академии Генерального штаба ВС РФ.

© vagsh.mil.ru

Знак, диплом о высшем образовании и медали выпускников Военной академии Генерального штаба ВС РФ.

Уровень полной военно-специальной подготовки получают курсанты военных училищ, институтов, университетов и видовых академий в рамках освоения программ высшего образования, рассчитанных на пять лет обучения. То есть мы говорим о специалитете. Диплом этого уровня позволяет выпускникам эксплуатировать штатные военную технику и вооружение, командовать воинскими подразделениями, руководить ведением боевых действий в тактическом звене.

Следующая ступень военного образования — высшая военная оперативно-тактическая подготовка. Офицер может получить её только в видовых академиях по двухлетней программе обучения и на основе предыдущего уровня военного образования. Выпускники этого уровня готовы к службе на должностях командного состава частей и соединений, способны управлять боевыми действиями в оперативно-тактическом звене.

А вот высшая военная оперативно-стратегическая подготовка осуществляется только в Военной академии Генерального штаба. Это венец профессионального образования военного специалиста, его прямой путь в высшие звенья военного управления.

Таким образом, каждая ступень военного образования характеризуется определёнными компетенциями, которые позволяют решать задачи на соответствующих уровнях управления. Переход на очередную ступень этой лестницы возможен только при наличии знаний и опыта служебной деятельности, полученных на предыдущей. Убеждён, что именно такая система позволяет последовательно готовить высококвалифицированные кадры. Это непростой путь. В советское время поступить в нашу «альма-матер» мог только один офицер из тысячи выпускников военных училищ.

— Какие направления развития академии являются, по вашему мнению, приоритетными?

— Наша академия сегодня динамично развивается не только как информационная площадка, где есть возможность получить новые знания в области национальной безопасности и укрепления обороноспособности государства, но и как своего рода дискуссионный клуб, где на самом высоком уровне можно обмениваться мнениями по соответствующим вопросам, обсуждать направления решения задач.

Обучение зачастую приобретает дискуссионную форму.

© Владимир Зарудницкий

Обучение зачастую приобретает дискуссионную форму.

В настоящее время подготовка слушателей в академии осуществляется на основе самостоятельно установленного образовательного стандарта поколения 3++. Чтобы соответствовать его требованиям, мы обновляем учебно-материальную базу, внедряем новые электронные технологии обучения, наполняем новыми данными и технически совершенствуем электронную образовательную среду. Буквально на днях академия получила новое оборудование для лингафонных кабинетов и современные автоматизированные рабочие места для преподавателей.

Гордость нашей учебно-материальной базы — центр военных игр. В его залах слушатели отрабатывают задачи в роли командующих группировками войск, начальников штабов, их заместителей, руководителей органов военного управления и других должностных лиц.

Наши специалисты достигли полной автоматизации процесса подготовки и принятия решений на уровне от командарма и выше, участники военных игр уже не первый год самостоятельно моделируют обстановку, приближенную к реальной, учатся реагировать на её изменения. Это направление находится в сфере особого внимания руководства Генерального штаба и других органов военного управления.

Важным направлением деятельности академии стала интеграция образования и военной науки. Являясь одним из крупнейших научно-исследовательских центров, она выполняет оперативные задачи и ведёт научную деятельность в интересах вышестоящих органов управления. Большинство этих материалов внедряется в образовательный процесс.

Продолжается работа по повышению престижа службы в академии. Мы постоянно совершенствуем организационно-штатную структуру, работаем над тем, чтобы в соответствии со спецификой выполняемых задач наши офицеры получали предусмотренные в войсках и органах военного управления надбавки к денежному довольствию, поощряем лучших сотрудников.

Экскурсия с преподавателями и студентами Российского государственного гуманитарного университета и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

© vagsh.mil.ru

Экскурсия с преподавателями и студентами Российского государственного гуманитарного университета и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Ещё одно важное направление работы — развитие сотрудничества академии с ведущими учебными заведениями и научно-исследовательскими центрами страны. Заключены и реализуются соглашения с Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Московским государственным техническим университетом имени Н.Э. Баумана, Московским государственным институтом международных отношений, Фондом перспективных исследований, Российским федеральным ядерным центром, Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российским экономическим университетом имени Г.В. Плеханова и другими.

Большое внимание уделяется и вопросам совершенствования системы отбора кандидатов для обучения в академии. Освоение основных образовательных программ требует от слушателей не только хорошей базовой подготовки, опыта служебной деятельности на руководящих должностях, но и творческих способностей, мотивации к дальнейшему саморазвитию.

Вот почему диплом Академии Генштаба ценят и уважают не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.

«Военная академия Генерального штаба РФ — бренд, известный во всём мире»

— Насколько в нынешних условиях высок интерес к обучению в академии зарубежных военных специалистов?

— За свою историю наша академия подготовила более четырёх с половиной тысяч военнослужащих из более чем пятидесяти государств мира. Напомню, что двое из выпускников специального факультета стали руководителями своих государств. Это президент Сирии бригадный генерал Хафез Асад и президент Польши генерал армии Войцех Ярузельский. Министрами обороны стали 18 наших выпускников.

Ежегодно академию посещают иностранные делегации. Наши специалисты также регулярно выезжают с визитами за рубеж.

Академия готовит специалистов и для армий дружественных стран.

© vagsh.mil.ru

Академия готовит специалистов и для армий дружественных стран.

Сегодня приоритет в организации подготовки кадров принадлежит государствам ОДКБ и СНГ. Кроме того, в настоящее время академия тесно взаимодействует с военно-учебными заведениями Анголы, Алжира, Монголии и Вьетнама. Меморандумы о сотрудничестве подписаны у нас с военными вузами ряда других стран.

После некоторого спада, обусловленного пандемией коронавируса, список государств, представляющих заявки на обучение своих офицеров и генералов в рамках международного военного сотрудничества, снова расширяется. В этой связи количество обучающихся на специальном факультете будет только увеличиваться. Военная академия Генерального штаба РФ — бренд, известный во всём мире.

— Сейчас при обсуждении вопросов образования достаточно популярной стала тема дистанционного обучения. Можно ли получить диплом вашей академии без отрыва от исполнения служебных обязанностей?

— Учитывая содержание основной части учебных дисциплин, установленный порядок обучения и требования по защите государственной тайны, широкое использование дистанционного обучения не представляется возможным. Основная форма обучения в академии — очная.

«Знания, умения и навыки должны соответствовать времени»

— Вы руководите академией с 2017 года. Все ли намеченные планы удалось реализовать за пять лет?

— Академия во все времена поддерживала ту высокую планку профессионализма, которая 190 лет назад была установлена офицерами и генералами, стоявшими у истоков её создания. Не сомневаюсь, что каждый начальник академии в своё время старался повысить эффективность её деятельности, обеспечить высокое качество выполнения поставленных задач. Моя работа — не исключение.

На вручении личного штандарта начальнику Военной академии Генерального штаба ВС РФ.

© vagsh.mil.ru

На вручении личного штандарта начальнику Военной академии Генерального штаба ВС РФ.

Ключевым параметром здесь можно считать реализацию плана развития академии, утверждённого министром обороны Российской Федерации. На сегодняшний день все мероприятия плана выполнены в полном объёме.

Вместе с тем, несмотря на значительные успехи и достижения, почивать на лаврах коллектив академии не собирается: мы продолжаем делать всё, чтобы учёба в академии была не только полезной, но и интересной, а полученные в наших стенах знания, умения и навыки соответствовали времени.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Спирива хандихалер инструкция по применению цена аналоги
  • Рыбий жир в капсулах тева инструкция по применению
  • Плм ямаха мануал на русском
  • Старлайн а94 инструкция по программированию брелка
  • Как монтировать цокольный сайдинг своими руками пошаговая инструкция