Руководство авторским коллективом под руководством

Руководитель авторского коллектива

Руководитель авторского коллектива

РУКОВОДИТЕЛЬ АВТОРСКОГО КОЛЛЕКТИВА — наиболее авторитетный член авт. коллектива или тит. редактор, руководящий работой коллектива, направляющий и организующий ее.

Очень часто Р. а. к. формирует авт. коллектив, представляет и защищает по его письменному поручению его интересы в изд-ве.

Имя Р. а. к. указывают в подзаголовочных данных на тит. л. с обозначением его роли в подготовке издания: Руководитель авторского коллектива …; Титульный редактор …; Под руководством…; Под редакцией… Если Р. а. к. является одновременно одним из авторов, то его имя называют также в ряду других авторов.

Издательский словарь-справочник. — М.: ОЛМА-Пресс.
.
2003.

Опубликовано 2015-01-22 12:34 пользователем

В этой статье Вы узнаете

  • Особенности управления творческим коллективом
  • 3 больших ошибки в мотивации творческой личности
  • Условия, необходимые для эффективного руководства творческим коллективом

Творческие коллективы не ограничиваются лишь рекламными агентствами, они также представлены разными музыкальными группами, создателями фильмов и прочих произведений. Креативные сотрудники работают в разных сферах, они и считаются главными авторами, разработчиками идей.

Но результат деятельности принадлежит не только компании. Когда человек создает произведение, оно принадлежит компании лишь частично, оставаясь в полной собственности создателя. В этом и заключаются возможные риски при работе с творческим коллективом – когда удержать творческих людей в штате не удается, бизнес может столкнуться с серьезными последствиями в дальнейшем. Поэтому руководство творческим коллективом должно строиться на учете определенных нюансов и правил.

Для максимальной выгоды от творческого потенциала своей команды, рекомендуем учитывать тонкости деятельности креативных сотрудников, чтобы добиться гармонии рисков и пользы.

Особенности руководства творческим коллективом

Не нужно досконально контролировать творческого работника. На самом деле во время выполнения творческих заданий гораздо сложнее схалтурить, чем при рутинных поручениях. Поэтому злоупотреблять постоянным контролем и формальной отчетностью не стоит – в творческой работе важнее результат (также и соблюдение временных сроков). Основным контролером работы становится сам работник – его чувство удовлетворения результатом и личная ответственность. Не стоит бояться наделять ответственностью своих сотрудников, обеспечивая для них свободу действий, с соответствующей поддержкой и достаточным инструментарием.

Развивайтесь с коллективом. Креативные сотрудники работают над проектом и в команде, пока им будет интересно. Когда такие работники перерастают возможности компании и руководства, их сложно сохранить в коллективе даже серьезными вознаграждениями. Поэтому, если руководите творческим коллективом, всегда нужно оставаться выше своих сотрудников хотя бы на одну ступень. 

Делегируйте руководство творческим коллективом такой же  творческой личности. Творческим людям не свойственна готовность подчиняться, они не признают формальных авторитетов. Готовы всегда оспаривать и сомневаться в используемых методах, стратегиях и принятых решениях. Поэтому готовы работать под начальством только тех людей, которые смогли заслужить их доверие. Оптимальный вариант, когда в коллективе действует экспертная власть. Следовательно, гендиректор должен делегировать оперативное управление творческой персоне (признанному профессионалу в своей сфере), сохраняя при этом за собой функции контроля, оценки, решение административных вопросов. Довольно распространенной практикой в различных сферах является разделение функций управления между администратором (гендиректором) и творческим руководителем (например, главный редактор, художественный руководитель либо режиссер). Хотя некоторые компании придерживаются принципа концентрации всех рычагов управления в одних руках.

Говорит Генеральный Директор

Ирина Никифорова, Президент торгового дома «Зималетто», Москва

В московском офисе Zimaletto, что на Большой Академической, располагается дизайн-бюро, где под руководством арт-директора Юрия Новикова и президента торгового дома «Зималетто» Ирины Никифоровой ведется работа по созданию коллекций бренда, которые обновляются четыре раза в год (сезоны осень-зима и весна-лето).

Я решаю административные вопросы и оцениваю работу дизайнерского бюро, то есть совмещаю функции менеджера и руководителя творческим коллективом.

Понятия «творческая личность» и «творческая профессия» — разные вещи. Управлять творческим коллективом может только творческая личность, вместе с тем этот человек должен быть менеджером, иметь управленческое образование. Дело в том, что людям, получившим творческие специальности, бывает неудобно сделать замечание коллеге, указать на ошибку, поскольку они сами знают, как тяжело иногда дается создание чего-либо креативного. Менеджер же всегда скажет, что так делать нельзя, и при этом объяснит, почему именно нельзя. И, конечно, менеджер должен уметь творчески мыслить. Иначе будут штампы, которые не будут пользоваться устойчивым спросом, — бизнес окажется краткосрочным.

Олег Желтов, Генеральный Директор ЗАО «СВР-Медиа», Москва

Мы с главным редактором — единомышленники, поэтому безболезненно разделили функции: я руковожу дирекцией, а он — редакцией. Думаю, теоретически и он, и я могли бы совмещать функции администратора с функциями творческого руководителя. Однако в этом случае существует вероятность снижения эффективности работы. Каждый должен максимально сосредоточиться на тех вопросах, в которых лучше разбирается.

В начале 1990-х Генеральный Директор нередко был одновременно и главным редактором. Удавалось это единицам. Хорошие примеры — Владислав Старков из «АиФ», Владимир Сунгоркин из «Комсомольской правды». Однако большинство случаев совмещения функций заканчивались печально. Многие редакторы, создавая продукт, были уверены в его гениальности и не воспринимали критику, которая может идти только от менеджера.

Сегодня на Западе издательский бизнес организован по принципу develop media — центров управления большим количеством проектов. У каждого проекта есть издатель, координирующий работу и коммерческих структур, и редакции. Издатель отвечает за конечный результат перед акционерами. У нас другая схема, и пока есть все основания считать ее эффективной, поскольку нам удалось собрать миллионную аудиторию за десять месяцев.

9 условий для эффективного управления творческим коллективом

Время для размышлений. Следует учитывать простое правило. Можно заставить человека качественно поклеить обои, но заставить создать прекрасную симфонию не удастся. Для созидания необходимо время на работу мысли. Если человеку приходится всё время активно бегать и решать массу вопросов, он просто лишается достаточного времени для поиска творческих решений. Это вовсе не значит, что нужно постоянно предоставлять дополнительные выходные либо отпуск, просто дозируйте нагрузку должным образом, чтобы человек располагал временем для размышлений и общения с коллегами.

Отсутствие формальных заданий. Существует работа, с которой креативному человеку не под силу качественно справиться. В частности, не сможет идеально решать слишком простые задачи – банальные звонки, заполнение формуляра, сведение данных в таблицу, составление договора. Подобные задачи будут откладываться сотрудником до последнего, выполняться с отвращением. Если такие задачи будут часто повторяться, сотрудник предпочтет трудоустроиться в другом месте.

Заданные алгоритмы действий. Бизнес должен получать доход благодаря работе творческого коллектива. Чтобы результаты работы соответствовали вашим ожиданиям и требованиям клиентов, нужно придерживаться определенных стандартов работы. Если сначала внедрение таких стандартов и приведет к сопротивлению творческих натур, они со временем всё же привыкнут к новшеству, воспринимая изменения как повседневный распорядок. После резкого неприятия изменений творческие натуры затем вновь смогут вернуться к вдохновению и достижению новых результатов.

Дисциплина. Она считается обязательным условием для эффективной работы творческих коллективов. Конечно, творческим натурам свойственно нарушать заданные правила, но всё же они нуждаются в компании и будут придерживаться её требований. Они могут достичь эффективной работы, если в компании сформированы благоприятные для этого условия и ресурсы. Грамотная организация будет не мешать, а лишь способствовать вдохновению

Порядок. Гении, быть может, и не терпят дисциплину, но она необходима для творческих сотрудников – ради эффективной и организованной работы.

Соответствующие ресурсы, инструменты, материалы.

Свободное время. Вдохновение и отличные идеи не могут приходить по заказу. Поэтому следование графику еще не гарантирует креативный продукт. Возможно появление идеи в неформальной атмосфере. Сотрудничество с творческими натурами основано на принципе проектов либо заказов, оплата каждого из них производится отдельно. Например, сотрудникам компании Google предоставляются по часу в день и по дню в неделю «для собственных разработок». Такой формат предполагает, что 80% времени сотрудник проводит на своем рабочем месте, а оставшееся – на его усмотрение.

Атмосфера приятия, поощрения. Генри Форд выступал с поддержкой творческих инициатив работников – давая каждому, кто предложит новую идею, по доллару. При этом деньги давал даже в случае, если не планировал  воплощать предложенную идею.

Отсутствие иерархических барьеров. Иерархия коллектива построена на предельно линейной структуре.

Говорит Генеральный Директор

Ирина Никифорова, Президент торгового дома «Зималетто», Москва

Творческому человеку ставить дедлайн1 бесполезно. У нас есть дизайнеры, очень талантливые люди, с которыми другие руководители отказывались работать именно по причине срыва сроков. Нам пока удается договориться благодаря соблюдению следующих простых условий:

Первое — творческому работнику нужно всегда объяснить, что он должен сделать задание быстро (к определенному сроку). У него должна возникнуть внутренняя потребность сделать работу красиво, креативно и быстро, то есть его нужно зажечь, вдохновить. Творческие сотрудники (дизайнеры) должны понимать вынужденность жестких мер, на которые идет Генеральный Директор. Например, фабрика может объявить, что на производство ткани под определенный артикул уйдет три месяца. Модель не попадает в сезон и поэтому не будет продаваться (пальто должно поступить на склад не позднее августа, а в торговый зал — в августе-сентябре, иначе есть риск не попасть в пик продаж перед началом сезона: начиная с ноября пальто не покупают). Снятие модели с производства в данной ситуации — объективная необходимость, которую должны понимать сотрудники, тогда они будут уважительно относиться к Вашим решениям.

Второе — творческому сотруднику нельзя давать слишком много времени на выполнение задания. Иначе он перегорит, переключится на другую идею, ему станет неинтересно.

Третье — творческому человеку очень сложно переделывать однажды сделанную работу. Поэтому надо оценивать не только конечный результат, но и поэтапно контролировать весь процесс работы. Например, я прохожу все стадии создания модели — от рисунка до образца из реальной ткани и затем производства — вместе с дизайнером.

Четвертое — руководитель творческого коллектива должен быть готов принимать людей такими, какие они есть. Никто не будет срывать сроки специально. Бывает, что есть идея и дизайнеру нужно время для ее реализации, и я даю ему такую возможность. Твердость нужно проявлять, когда дизайнер вмешивается в работу над моделью на поздних стадиях. От рисунка до готовой модели, запущенной в производство, проходит год. Творческие люди всегда хотят что-то улучшить. Однако небольшое исправление деталей модели отбрасывает работу всего коллектива на несколько этапов (месяцев) назад. Желание воплотить появившиеся слишком поздно идеи надо пресекать, иначе результата можно так и не дождаться.

Наконец, в бизнесе интереснее работать с дизайнерами талантливыми, но признания еще не получившими. Мотивация к работе у них изначально выше, так как им хочется добиться успеха с помощью нашего бренда.

Олег Желтов, Генеральный Директор ЗАО «СВР-Медиа», Москва

В творческом коллективе обязательно следует поддерживать дисциплину. Должны действовать регламенты, иначе все сроки будут срываться. Минимум требований предъявляется только к внештатным авторам. Их дисциплинирует желание получить свой гонорар. Коллектив лучше формировать не из творческих людей, а из менеджеров. В этом смысле менеджером является и редактор, который, выполняя свою работу, должен отсекать в тексте все лишнее и выстраивать его в рамках концепции СМИ даже в ущерб красоте изложения и художественному замыслу. А творческие сотрудники пусть работают по свободному графику и наслаждаются свободомыслием.

Дисциплина — не единственная проблема в работе с творческими людьми. Нередко у журналистского коллектива возникают трения с другими подразделениями компании (маркетингом, службой распространения и т. д.). Обычно это спор на уровне личных отношений. Журналисты говорят, что газета плохо продается, потому что менеджеры по распространению не могут наладить сбыт. А дистрибьюторы отвечают: «Какие материалы пишете, так они и продаются». Надо информировать сотрудников о работе друг друга. Пятнадцать лет в издательском бизнесе научили меня, что люди, которые занимаются чисто технологическими вопросами, должны видеть, насколько трудно делать газету, насколько сложен творческий процесс. Иногда полезно приглашать их на планерки, чтобы они поняли, как непросто придумать интересную тему. С другой стороны, я часто приглашаю журналистов посидеть в киоске. Если ты считаешь, что менеджер по распространению недостаточно эффективен, попробуй сам продать продукт, который считаешь шедевром. Ситуация, когда клиент у тебя на глазах выбирает газету конкурента, быстро отрезвляет. Чтобы разрешить такого рода конфликты, полезно заменить перепалки в кабинете работой на чужом участке. Это помогает обрести взаимопонимание, проникнуться уважением друг к другу. Мы стараемся, чтобы редакция и административные сотрудники даже сидели рядом, это принципиально важно для создания атмосферы сотрудничества.

Мотивация творческой личности

Благодаря достойному компенсационному пакету удается привлекать талантливых сотрудников. Однако для сохранения талантливого специалиста в коллективе таких мер будет недостаточно. Должна быть сформирована эффективная система нематериальной мотивации и управления творческим коллективом. Главным мотивом для творческих личностей становятся возможности самореализации. Данный мотив должен обязательно применяться. Сложность заключается в том, что нужен индивидуальный подход при создании условий самореализации для каждого сотрудника.

Талантливые люди важное значение отводят признанию со стороны окружающих. Руководитель должен поддерживать мотивацию и драйв сотрудников, с энтузиазмом ища новые инициативы и предложения. Однако здесь важно быть честным. Когда идея недостаточно проработана либо не подходит, следует так и говорить, приводя аргументы своего мнения. Достичь мотивации творческих личностей за счет отрицательных стимулов (угроза понижения, увольнения, выговор и пр.) не удастся.

Творческая личность без особого пиетета относится к внутренней иерархии компании. Формальная должность в компании для творческих натур значит меньше, чем прочие факторы – к примеру, размер оплаты. Они предпочитают подчеркивать свой статус другими способами – принадлежность к сообществам профессионалов и пр. Их статус в компании определяется ценностью для организации (размером зарплаты), особым положением в коллективе, уважением коллег и пр. Им необходимо иметь прямой доступ для общения с руководителем. Немногие из творческих личностей смогут стать эффективными менеджерами, далеко не всем им нравится заниматься административными рутинными задачами. Поэтому вряд ли повышение по должностной лестнице будет мотивировать сотрудника на достижение новых целей.

3 больших ошибки в мотивации творческих сотрудников

Ирина Никифорова, Президент торгового дома «Зималетто», Москва

В управлении творческим коллективом следует избегать ошибок, которые могут привести к демотивации работников.

Ошибка 1. Сложная иерархия. Небольшому творческому коллективу больше всего подходит линейная структура (например, у нас все дизайнеры подчиняются мне). Отсутствие главных и неглавных дизайнеров — залог того, что сотрудники не будут демотивированы взаимными оценками. Нельзя, чтобы оценку работы давали сами члены творческого коллектива. Оценивать работу должен менеджер — у нас это происходит коллективно на художественном совете (президент, коммерческий директор, арт-директор, дизайнеры).

Ошибка 2. Большое количество творческих людей. Над высококачественным продуктом, выдержанном в строгом стиле, не должен работать слишком большой коллектив разных дизайнеров. Например, нам для выпуска качественной коллекции (250 артикулов) в нужные сроки достаточно трех дизайнеров, которые подчиняются лично мне. Все должно проходить через одни руки: ткани, палитра, фактура. Если задействовать 12 дизайнеров, создать единую коллекцию будет уже сложно — каждый сделает по пять артикулов, и получится не коллекция, а набор моделей. Если в будущем возникнет необходимость расширять штат, то я буду увеличивать не количество дизайнеров одежды (людей, занимающих должности одного типа), а усиливать сопровождение — может появиться дизайнер по аксессуарам, например, и т. п. При этом структура останется линейной, а оценивать результат также будет художественный совет.

У компаний, где количество артикулов достигает полутора тысяч, а модели выпускаются огромными тиражами, структура, конечно, не может быть линейной. Но нужно учитывать, что работа дизайнеров там не творческая, а ремесленная, творит только главный дизайнер.

Ошибка 3. Нечеткие критерии оценки результатов. Никогда не следует говорить: «Нет, это плохо». Нужно объяснить, почему это так. Тогда сотрудник может исправить ошибку. Он будет уважать руководителя и в следующий раз придет за советом. Если непонятно, почему результат признан неудовлетворительным, возникают обида и нежелание творить.

Руководителю творческого коллектива нужны четкие критерии оценки, в основе которых — удобство потребителя. Дизайнер всегда хочет сделать что-то очень креативное и красивое, а для потребителя важно, чтобы вещь была удобной и простой в эксплуатации. Модные коллекции должны быть одновременно и коммерческими. Поэтому дизайнеру надо, с одной стороны, дать свободу, чтобы ему хотелось работать, а с другой — добиться от него понимания предпочтений потребителя. Творческим людям станет скучно, если их постоянно одергивать, напоминать, что так делать нельзя. Человеку надо дать возможность наиболее полно реализовать себя.

1Дедлайн (от англ. dead line) — предельный срок выполнения какого-либо задания.

gd.ru/

Рубрика: 

  • Лидерство и Менеджмент

Ключевые слова: 

  • Лидерство
  • Мотивация персонала
  • креативные сотрудники

В статье рассказывается:

  1. Качества и умения хорошего руководителя
  2. Стили управления коллективом
  3. Методы управления коллективом
  4. 5 правил управления коллективом
  5. 9 секретов управления коллективом для нового руководителя
  6. Нюансы управления маленьким коллективом
  7. Управление большим коллективом по Сунь-Цзы
  8. Особенности и советы по управлению женским коллективом
  9. ТОП-3 книги про управление коллективом

Любой руководитель знает, как управлять коллективом, но только на горизонте начнут маячить проблемы, сразу разводят руками. То характером с сотрудником не сошелся, то повел себя чересчур мягко по отношению к секретарше, то уволил самого лучшего работника, потому что тот вновь опоздал. Поверьте, это не решение проблем, а закапывание в них. Просто приметите тот факт, что вы так и не научились правильно управлять коллективом.

Чтобы познать истину, нужно начать с себя. Посмотрите на себя со стороны и честно оцените, а вы – хороший руководитель? За вами работники пойдут в огонь, воду и медные трубы? Если закрались сомнения, это отлично – есть куда стремиться. Ниже мы даем четкие инструкции и список литературы, которые помогут заполнить вам пробел в этом серьезном деле.

Качества и умения хорошего руководителя

Для начала стоит разобраться с понятием: кто такой руководитель?

Кто такой руководитель

Это деятельный и преуспевающий человек, который отвечает за создание благоприятных условий для труда, формирует атмосферу в штате и налаживает бизнес-процессы, протекающие в компании. Именно от его умения управлять коллективом во многом зависит эффективность работы всего предприятия.

Каждый из нас неоднократно сталкивался с руководителями различных уровней.

Довольно распространённая практика ─ оценивать деятельность начальства с бинарной точки зрения: «хороший руководитель», «плохой руководитель». Разумеется, такие оценки далеки от реальности и весьма субъективны. У сотрудника любого ранга есть как сильные, так и слабые стороны, и руководящий состав не является исключением.

Заслужить репутацию хорошего руководителя сможет только настоящий профессионал своего дела, подкованный в теории и имеющий богатый практический опыт. Вы должны на личном примере проявлять профессиональные качества, формировать достойные условия труда в своей компании, с нуля построить дружную и деятельную команду специалистов.

Качества руководителя

Как управлять коллективом начинающему руководителю? Поработайте над развитием в себе следующих качеств:

  • Открытость. Вы должны уметь налаживать эмоциональный контакт с подчинёнными, строить с ними доверительные отношения, внимательно выслушивать их, вовремя давать советы, помогать в решении проблем, возникающих в процессе работы.

  • Креативность. Учитесь нестандартно мыслить, изыскивать принципиально новые решения, рассматривать поднятые вопросы всесторонне, избегая стереотипов.

  • Уверенность в себе. Если вместо лидерских качеств и здоровой уверенности в собственных силах вы открыто продемонстрируете своим подчинённым робость, мягкотелость и нерешительность ─ вы никогда не сможете завоевать авторитет в их глазах и заручиться уважением к себе.

  • Аналитические способности. Вы должны уметь грамотно разрабатывать планы по развитию бизнеса, контролировать текущее положение дел в компании, изыскивать новые перспективы и возможности.

  • Честность. Как грамотно управлять коллективом? Это определённо стоит делать на принципах честности и объективности. Только так вы сможете добиться доверительного отношения со стороны своих сотрудников и построить с ними эффективную коммуникацию.

Если вы сможете взрастить в себе все эти черты характера и навыки, можно с уверенностью утверждать, что вас ждёт успешное будущее настоящего лидера, за которым команда отправится в огонь и воду.

Не забывайте и о таких важных личностных чертах, как пунктуальность, стрессоустойчивость, смелость и коммуникабельность ─ без них на руководящей должности не обойтись.

Ошибкой будет полагать, что способность управлять коллективом ─ это врождённый талант, который либо есть, либо напрочь отсутствует. Эффективными руководителями не рождаются, ими становятся, долго и упорно работая над собой и совершенствуя нужные профессиональные качества.

Занять руководящий пост способен любой человек, вне зависимости от его пола и возраста. Решают не они, а целеустремлённость, амбициозность и готовность брать на себя столь высокую ответственность.

Если вы мечтаете стать достойным руководителем компании, вам необходимо развить в себе важнейший навык грамотной постановки целей и построения планов для их реализации, воспитывать в себе силу воли, исполнительность и трудолюбие.

Какие способности должен взращивать в себе настоящий лидер, чтобы научиться управлять коллективом? С чего стоит начать?

  • Учитесь принимать решения в тех областях, где просчёт не разрушит вашу карьеру и не запятнает репутацию. Потерпев неудачу, не опускайте руки ─ как известно, на ошибках учатся.

  • Учитесь предсказывать дальнейшее развитие ситуации в компании. Возьмите в привычку давать любой сложившейся ситуации оценку по шкале от 1 до 5 ─ от самого неблагоприятного до наиболее успешного исхода, и в соответствии с этой оценкой решайте, стоит ли рисковать.

  • Чтобы эффективно мотивировать подчинённых на выполнение служебных обязанностей, нужно понимать их потенциал, сильные и слабые стороны. Вы должны быть убедительны и уметь доносить до своих сотрудников простую истину: результат работы зависит от каждого члена команды.

  • Не забывайте о самоанализе и рефлексии. Учитесь объективно оценивать собственные решения и результаты, к которым они приводят.

Чтобы понять, готовы ли вы управлять коллективом, нужно как можно более объективно взглянуть на самого себя и честно признать ─ есть ли у вас все необходимые профессиональные навыки и личностные черты? Если ответ отрицательный, вы знаете, что делать: воспитывать их в себе, подтягивать теоретическую базу и приобретать новый опыт, работать над собой.

Стили управления коллективом

Разумеется, каждый руководитель придерживается собственных принципов, наработанных за годы практики, но всё же стоит обозначить 6 основных стилей управления сотрудниками ─ один из них так или иначе будет превалировать. У каждого стиля есть как преимущества, так и недостатки.

  1. Командный стиль. Руководство взаимодействует с персоналом в приказном тоне, не терпящем возражений. Так вам будет проще контролировать ситуацию, мотивировать подчинённых строгой дисциплиной и санкциями за её нарушение. Командный стиль хорош в кризисных ситуациях, когда компания рискует потерпеть серьёзные убытки из-за любой оплошности. Хороший руководитель не станет управлять коллективом в таком стиле на постоянной основе, так как он подавляет инициативность сотрудников и их стремление к обучению, зато недовольство и фрустрация растут.

  2. Авторитарный стиль. Авторитарные руководители умеют вести себя с командой строго, но справедливо, выступают для подчинённых лидерами и наставниками, единолично выстраивают бизнес-стратегии и уверенно идут во главе компании, являясь примером для всех остальных. Стиль хорош всем, но есть и подводные камни: вы не добьётесь многого, если не заручитесь доверием и расположением собственной команды. Люди просто откажутся следовать за вами. Ещё один минус ─ при авторитарном стиле управления персонал привыкает чётко следовать инструкциям, которые предоставляются «свыше», и квалификация сотрудников не растёт.

  3. Партнёрский стиль. Вы выстраиваете дружественную коммуникацию со своей командой, создаёте гармоничные уважительные отношения, формируете неконфликтную атмосферу в коллективе. Этот стиль хорош в сочетании с остальными, но вот ограничиваться им одним не стоит ─ так вы не сможете повысить производительность труда. О партнёрском стиле нужно вспоминать, когда возникает необходимость в разрешении конфликтов, когда кто-то из команды нуждается в совете и помощи.

  4. Стиль руководства

  5. Демократический стиль. Он помогает вовлекать подчинённых в трудовую деятельность, формирует взаимопонимание в команде. Этот стиль прекрасно показывает себя в тех случаях, когда сотрудники работают слаженно, идут к общей цели и обладают достаточным профессионализмом, чтобы любому из них можно было смело доверять ту или иную задачу. Главный минус демократического стиля ─ сотрудников необходимо систематически организовывать, направлять, контролировать, как можно чаще устраивать совещания.

  6. Стиль «Задающий ритм». Отлично подойдёт, чтобы управлять маленьким коллективом. Руководитель задаёт планку на личном примере, трудясь наравне с остальными, и команда стремится справляться с работой столь же качественно. Здесь не обойтись без самоорганизации сотрудников, а потому данный стиль будет неуместен в ситуациях, когда требуется помощь третьей стороны или дополнительное обучение.

  7. Стиль «коуча». Руководитель способствует постоянному профессиональному самосовершенствованию своих подчинённых, вдохновляет и мотивирует их, направляет вперёд. Прекрасный стиль управления, который, увы, не покажет результата, если сотрудники ленивы и не желают работать над собой.

Какому стилю стоит отдать предпочтение, чтобы эффективно управлять коллективом? Не забывайте, что многое определяется не только стилем руководства, но и личностными качествами ваших сотрудников, а также текущим положением дел в компании. Учитесь адаптироваться к любой ситуации, сочетайте разные стили в зависимости от того, какой из них кажется вам наиболее уместным в данный период.

Методы управления коллективом

Методы управления персоналом ─ это приёмы, с помощью которых воздействуют на сотрудников. Выделяют административные, экономические и социально-психологические методы управления.

  • Административные. Оказывают воздействие на осознанность персонала, взращивают понимание того, что трудовая дисциплина обязательна, формируют в сотрудниках чувство служебного долга и стремление работать на благо компании, следовать её нормам и требованиям.

  • Экономические. Материальное стимулирование подчинённых.

  • Социально-психологические. Влияние на персонал оказывается с учётом социальных потребностей каждого члена коллектива, в штате формируется благоприятная эмоциональная обстановка.

Все три категории методов неразрывно связаны и взаимно влияют друг на друга. Стоит выделить и инновационные методы управления. В их числе ─ постановка какой-либо долгосрочной цели перед подчинённым. Когда сотрудник реализует эту цель, приносящую благо всей компании, руководство увеличивает его оклад или повышает в должности.

Кейс: VT-metall

Узнай как мы снизили стоимость привлечения заявки в 13 раз для металлообрабатывающей компании в Москве

Узнать как

Вот перечень иных крайне перспективных методов, позволяющих управлять коллективом на работе:

  • Метод квартальных отчетов. Сотрудник самостоятельно ставит перед собой цели, учится грамотно выстраивать рабочий график и распоряжаться временем. Получив определённую свободу действий, служащий обычно трудится с большей самоотдачей, подходит к работе с инициативностью и ответственностью. Ежеквартальные отчёты не только помогают ему соблюдать самодисциплину, но и вызывают желание показать себя с лучшей стороны, чтобы заслужить одобрение руководства и материальное вознаграждение.

  • Как управлять большим коллективом? На помощь придёт структурированное планирование. Перед каждым из отделов компании ставится конкретная цель, согласованная с целями других отделов, и все они в совокупности служат на благо компании. Для организации работы в разных отделах используется командный менеджмент ─ сотрудников со схожими взглядами на реализацию поставленных целей объединяют в группы.

  • Метод ситуационного управления. К нему прибегают лишь по факту появления каких-либо проблем. В этом случае каждый руководитель отвечает за собственный отдел и обязан справляться с конкретными функциями.

  • Метод сравнений. Система управления, принятая в компании, анализируется в сравнении с системой, которую применяют в другой, более развитой и успешной организации ─ и на этом примере дорабатывают и усовершенствуют имеющуюся стратегию.

  • Экспертно-аналитический метод. Привлекаются специалисты по управлению персоналом, анализируют ситуацию в компании, выявляют имеющиеся проблемы и предоставляют заключение, в котором исчерпывающе объясняют, как правильно управлять коллективом именно в этой организации.

  • Метод функционально-стоимостного анализа. Специалисты выясняют, с какими функциями не справляется коллектив и по каким причинам, удаляют излишние функции, определяют степень централизации управления командой.

  • Метод творческих совещаний. Руководство и ведущие специалисты компании садятся за круглый стол, обсуждают текущее положение дел в компании, предлагают свои варианты по оптимизации управления коллективом, делятся нестандартными идеями.

  1. Отдавая распоряжение, руководитель должен опираться на собственный авторитет.

    Помните, приказной тон уместен только в чрезвычайных ситуациях, когда требуется безотлагательное решение проблемы. В этом случае инициатива сотрудника не поощряется ─ с его плеч полностью снимается ответственность, он всего лишь выполняет приказ начальства.

    Не отдавайте приказ под угрозой наказания ─ это серьёзно снизит производительность труда. Оптимальным вариантом является распоряжение руководства, поданное как просьба. Подчинённый понимает, что ему оказано доверие, с ним сотрудничают и надеются на его профессиональные навыки. Особенно важно быть тактичным, если исполнение приказа не входит в прямые обязанности работника.

  2. В обязанности руководителя входит как наказание, так и поощрение, а также мотивация сотрудников.

    Да, Трудовой Кодекс предусматривает ряд санкций, которые применяются к недобросовестным сотрудникам, но руководство всё равно не должно выносить за скобки элементарные правила этикета. Даже в случае заслуженного наказания нужно стремиться к сохранению здоровой атмосферы в коллективе.

  3. Психологическое управление коллективом подразумевает способность руководителя правильно вести разговор с подчиненными.

    Почему важно управлять трудовым коллективом, используя базовые познания в психологии? Без этого невозможно выстроить эффективную коммуникацию и установить доверительные отношения с подчинёнными.

    Прежде чем приступить к обсуждению оплошности работника, нужно остудить эмоции и начать разговор с позитивных вещей ─ например, вспомнить объективные достижения провинившегося сотрудника. Такие беседы стоит проводить только тет-а-тет, иначе вы рискуете спровоцировать массовый конфликт в своём отделе.

    Доходчиво и тактично объясните подчинённому, что именно вас не устроило в его работе, приведите объективные свидетельства допущенных им ошибок и внимательно выслушайте его объяснения. Не обрывайте разговор на минорной ноте: подчеркните сильные стороны служащего, выразите уверенность в том, что в будущем он обязательно справится и не допустит таких просчётов.

  4. Система мотивации сотрудников в вопросе, как управлять коллективом, имеет огромное значение. Но даже поощрять сотрудников нужно уметь правильно.

    Прекрасный способ материально замотивировать сотрудников ─ выплатить им небольшую премию сразу же по факту успешного решения какой-либо задачи. Это гораздо эффективнее, нежели выплачивать ежемесячные бонусы.

    Не стоит упускать из виду и нематериальные способы поощрения персонала, нередко они оказываются даже более эффективными, чем денежные премии.

    Допустим, вы всегда можете похвалить хорошо показавшего себя члена команды в присутствии его товарищей, что повысит его самооценку и придаст мотивации для дальнейших свершений. Своевременно отметить успех сотрудника и правильно выбрать слова должен уметь каждый хороший руководитель.

    В былые времена с такой целью широко использовались различные грамоты, доски почёта и пр., но они постепенно уходят из практики. В некоторых организациях старой закалки ещё используют подобные методы поощрений, но мало кто относится к ним серьёзно.

  5. В обязанности руководителя входит и увольнение сотрудников.

    Как увольнять сотрудников

    Это весьма неприятная процедура для обеих сторон ─ как для руководителя, который принимает решение об увольнении и вынужден сообщать эту новость работнику, так и для самого служащего, которому указали на дверь.

    Сообщая об увольнении, сохраняйте твёрдость и спокойствие, не допускайте извинений ─ так вы можете вселить ложную надежду на то, что место в штате ещё можно вернуть. Не рекомендуется увольнять по праздникам или в преддверии выходных дней. Не затягивайте разговор, постарайтесь уложиться в 10-15 минут. Ваш подчинённый, пребывая в стрессовом состоянии, может просто не услышать или вовсе не понять причины, которые вынудили вас принять решение о его увольнении.

Какова бы ни была ситуация, хороший руководитель обязан относиться к своим сотрудникам с уважением. Используйте только обращение на «Вы», внимательно слушайте подчинённых во время разговоров, активно спрашивайте ─ как работник сам оценивает качество своего труда, что бы он пересмотрел или усовершенствовал, в чём он видит свои сильные стороны.

9 секретов управления коллективом для нового руководителя

Не пытайтесь сразу всё менять

Стандартная ситуация, которая редко заканчивается чем-то хорошим: сотрудник переходит на новую руководящую должность или переводится в другой отдел, он находится на подъёме, преисполнен вдохновением и мотивацией, мечтает как можно скорее начать реализовывать все свои смелые идеи на практике, проявляет чудеса инициативности и готов взваливать на себя огромную ответственность, вести коллектив в светлое будущее… Казалось бы, в чём проблема?

Во-первых, начинать управлять устоявшимся коллективом, в котором уже сложилась определённая атмосфера и негласные правила, довольно-таки сложно: велик шанс того, что новые подчинённые встретят бурные перемены с недовольством и ропотом, и ваши отношения с ними испортятся с самого первого дня. Вы станете вестником не позитивных изменений, а стрессовой ситуации.

Во-вторых, прежде чем перейти к реформам, стоит понять, какова ваша роль в новом коллективе, какой стиль управления персоналом здесь будет наиболее предпочтителен и пр. Обозначьте свой курс и строго следуйте ему, избегая поспешных решений.

Ставьте реалистичные цели

Хороший руководитель должен видеть всю картину целиком, грамотно разрабатывать планы по дальнейшему развитию компании и вести команду в нужном направлении, чтобы своевременно достигать всех поставленных целей. Успех ─ это один из лучших мотиваторов для всего коллектива. И, разумеется, ваши сотрудники серьёзно разочаруются и перестанут вам доверять, если вы поставите перед ними невыполнимые на практике цели. Это станет весомым поводом задуматься о вашей некомпетентности.

Будьте в курсе того, чем занимается ваша команда

Работа команды

Как управлять коллективом начинающему руководителю? Не торопитесь с реформами, для начала пообщайтесь с ведущими специалистами. Осведомитесь у них о том, как именно они решают свои рабочие задачи, какова атмосфера в команде, какие роли занимают служащие. Поинтересуйтесь о типичных для этого коллектива проблемах, спросите мнение сотрудников насчёт возможных способов их решения.

Только получив исчерпывающую информацию о реальном положении дел в штате и сделав правильные выводы, вы сможете понять, какими именно методами стоит воздействовать на ваших подчинённых и как создать благоприятную для всех атмосферу, которая поспособствует повышению производительности труда.

Найдите реальные мотиваторы

Перспектива увеличения оклада позволит замотивировать ваших сотрудников, но некоторым этого может быть недостаточно. Используйте различные мотиваторы в своей практике, например ─ позвольте работать удалённо, если для этого есть возможность, предоставляйте коллективу дополнительные выходные, не забывайте оценивать старательных сотрудников, которые показывают себя с лучшей стороны.

Объясняйте почему

Команда не возьмётся за реализацию целей с полной самоотдачей, если не будет понимать, почему этим необходимо заниматься. Возьмите в привычку аргументировать причины любых реформ и ваших амбиций. Предоставьте своим сотрудникам полную картину рабочего процесса, чтобы они понимали, как именно их деятельность продвигает организацию вперёд.

Чтобы правильно управлять коллективом, нужно помнить и про обратную связь. Регулярно проводите встречи с подчинёнными, обсуждайте их продуктивность, высказывайте своё отношение к их результатам, чётко формулируйте цели и обозначайте ваши ожидания.

Развивайте независимых работников

Самостоятельный сотрудник ─ это продуктивный сотрудник. Если вы хотите, чтобы подчинённые справлялись со своими прямыми обязанностями быстро и без вашего вмешательства, развивайте в них независимость и самодисциплину, поощряйте инициативность. Это позитивно скажется не только на конечных результатах работы всего отдела, но и на лояльности клиентов к вашей организации.

Обеспечьте своему персоналу должную подготовку, предоставьте все необходимые ресурсы и старайтесь избегать микроуправления.

Ищите таланты ваших сотрудников

У любого работника найдутся сильные стороны, которые он сможет раскрыть на том или ином этапе работы команды. Вы должны уметь определять эти стороны и способствовать их развитию, направлять в нужное русло. Грамотно распределяя рабочие задачи между подчинёнными в зависимости от их способностей, вы сможете повысить производительность труда во всём отделе.

Рекомендуем провести несколько тренингов с подчинёнными, на которых вы вместе выявите их сильные стороны, а затем составите персональные обучающие программы.

Развивайте командную культуру

Почему важно управлять трудовым коллективом, основываясь на принципе командной работы? Только сплочённый коллектив, действующий слаженно и идущий в одном направлении, покажет высокую производительность, будет эффективно реализовывать поставленные цели и развивать компанию.

Разумеется, вы не сможете внедрить в своей организации командную культуру против воли самих подчинённых ─ это не та вещь, которую стоит навязывать. Однако в ваших силах правильно организовывать трудовой процесс, исподволь внося в него элементы, которые помогут сотрудникам сблизиться. Устраивайте коллективные тренинги и корпоративы, время от времени ходите в ресторан всей командой и т.п.

Держите вашу дверь открытой

Предоставьте подчинённым возможность свободно посещать вас в случае необходимости ─ так вы будете вовремя узнавать о том, какова текущая ситуация в отделе, имеются ли какие-то проблемы с проектами или конфликты между сотрудниками. Учитесь внимательно слушать своих подчинённых и относитесь к сказанному с уважением.

Дайте работникам понять, что вы всегда готовы их выслушать и помочь в разрешении возникших трудностей, что они могут доверять вам и рассчитывать на вашу лояльность.

Нюансы управления маленьким коллективом

Любой серьёзный бизнес всегда начинается с небольшой дружной команды. Если вы хотите научиться управлять маленьким коллективом, рекомендуем обратить внимание на ряд особенностей, о которых мы расскажем ниже. Они помогут повысить производительность труда, даже если в вашей команде не больше десятка сотрудников.

  • Автоматизируйте процессы

Преимущество небольшого коллектива в его мобильности, но есть и обратная сторона ─ каждый член команды незаменим. Чтобы максимально облегчить деятельность работников, автоматизируйте как можно больше процессов. Ведите электронный документооборот, внедряйте IT-решения, экономящие время для реализации более важных задач.

  • Не пренебрегайте аутсорсом

Аутсорсинг в маленьком коллективе

Обычно небольшой коллектив не может позволить себе собственного IT-специалиста, дизайнера или копирайтера. Если необходимо решить какую-либо ситуативную задачу, не входящую в прямые обязанности ваших работников, отдавайте её на аутсорс или привлекайте фрилансеров ─ это серьёзно облегчит жизнь вашей команды и позволит сэкономить массу времени.

  • Обсуждайте цели и задачи

Управлять маленьким коллективом проще, чем крупной компанией, уже потому, что руководитель хорошо знает каждого подчинённого. Регулярно общайтесь со всеми членами команды, выносите на обсуждение цели и нюансы рабочего процесса. Следите за тем, чтобы ни один член штата не оставался в стороне, иначе вы рискуете столкнуться с неприятными ситуациями по типу: «Я не в курсе дел, потому что мне ничего не сказали», или же «Я не знал, что можно было сделать так».

  • Не руководите — сотрудничайте

В крупных организациях предусмотрено штатное расписание, обязанности всех служащих чётко определены. В маленьком же коллективе каждый сотрудник нередко играет сразу несколько важных ролей. И это ─ отличная возможность дать команде почувствовать собственную крутость. Пусть ваши подчинённые знают: они настоящие профессионалы и способны на всё, а если возникнут какие-то трудности ─ вы всегда окажете поддержку. Предоставьте коллективу свободу в принятии решений, поощряйте инициативность, учитывайте желания сотрудников.

  • Выстраивайте корпоративную культуру

Если ваш бизнес только начинает развиваться, вы весьма ограничены в материальных ресурсах. Когда нет возможности для финансового поощрения подчинённых, на помощь придёт корпоративная культура. Не пренебрегайте нуждами своего коллектива, выстраивайте позитивную эмоциональную атмосферу и дружественную коммуникацию, проводите вместе нерабочее время ─ выбирайтесь на отдых всей командой, посещайте кинотеатры.

Не забывайте, все таланты сотрудников по-настоящему раскроются только под началом талантливого руководителя. Хотите изменить что-то к лучшему? Начните с себя: работайте над собой и совершенствуйте свои навыки, показывайте подчинённым достойный пример и направляйте их.

Управление большим коллективом по Сунь-Цзы

Сунь-Цзы ─ китайский стратег и мыслитель, живший в VI веке до н. э. Именно ему принадлежит легендарный трактат о военной стратегии «Искусство войны».

С идеями Сунь-Цзы стоит ознакомиться каждому, кто хочет научиться эффективно управлять большим коллективом.

  1. Ясность цели.

    Ясность цели в большом коллективе

    Куда движется компания и все её сотрудники, чего они хотят добиться? В любом бизнесе должна присутствовать ясность поставленных целей. Каждый работник должен назвать общую цель, какую бы должность он ни занимал.

    Рассмотрим яркий пример. США запускает ракету на Луну, журналист интересуется у дворника ─ «Чем вы занимаетесь?» и получает уверенный ответ: «Мы готовимся к запуску ракеты на Луну». Именно так множество людей и объединяется вокруг общей цели.

    Если же вы опросите два десятка своих сотрудников, поинтересуетесь, как они видят главную цель, к которой стремится компания, и получите двадцать разных ответов ─ это значит, что ни о какой ясности не идёт и речи.

  2. Ясность пути.

    Как именно мы реализуем поставленную цель? Сократим расходы, понизим цены, улучшим качество продукции, доработаем рекламную стратегию?

    Владелец любого бизнеса должен чётко представлять, какими методами и средствами будут решаться поставленные задачи, грамотно разрабатывать план дальнейшего развития и доступно доносить свои идеи до каждого члена коллектива.

    Только при том условии, что все сотрудники ясно понимают, какого пути придерживается компания, и не менее ясно осведомлены о своих ролях в общем деле, можно добиться высоких результатов.

  3. Ясность правил.

    Принятые в организации законы, причём не декларативные, а фактические, должны быть ясны всем её сотрудникам.

    Допустим, формально руководство соблюдает нормы трудового законодательства и регламентирует стандартный рабочий день, но на практике действует негласное правило: по окончании трудового дня все должны задерживаться ещё на час, а если кто-то отказывается ─ значит, он не лоялен к организации. Увы, такое отношение со стороны руководителей встречается повсеместно.

    Именно поэтому важно вносить ясность правил: сотрудники должны понимать, что они обязаны задерживаться после работы, а отсутствие претензий со стороны трудовой инспекции отходит на второй план. Чётко обозначайте реальные законы, действующие в вашей компании, чтобы избегать недопонимания и конфликтов.

    Не допускайте ситуаций, в которых кто-то из членов команды следует прописанным на бумаге формальным законам, а потом узнаёт о том, что он нарушил правила, принятые на практике.

  4. Ясность поощрений и наказаний.

    Ваши подчинённые должны чётко знать, за какие оплошности их наказывают и за какие достижения поощряют. Исключите ситуации, в которых работник банально не понимает, в чём он провинился и за что получил санкции. Указывайте все допущенные сотрудником ошибки и аргументируйте своё недовольство качеством выполненной работы.

    Аналогично и с поощрениями: хвалите выделившегося работника, подчёркивайте его сильные стороны, объясняйте, за что выплачиваете материальные бонусы ─ например, за решение поставленной задачи в сжатые сроки.

  5. Ясность образцов для подражания.

    Вспоминая Сунь-Цзы, «Надо управлять массой так, как управляешь немногими». Это один из секретов, который поможет управлять большим коллективом.

    Что значит ясность образцов для подражания? В вашей компании должен быть человек, которого вы с уверенностью сможете назвать примером для всех остальных. Есть ли у вас сотрудник, который выполняет все планы, соблюдает принятые в организации законы, к которому нет никаких претензий со стороны руководства, и при этом он сам доволен своей работой и предоставленными условиями? Если такого работника нет ─ как коллектив поймёт, что заданная вами планка реализуема на практике?

Особенности и советы по управлению женским коллективом

Управлять женским коллективом довольно сложно. Вам придётся регулярно разрешать не только стандартные проблемы, возникающие в любом трудовом процессе, но и множество сопутствующих, присущих коллективам, состоящим из одних лишь женщин. Сплетни, скандалы в отделе, непозволительно долгие обсуждения посторонних тем, постоянные отлучки с рабочего места по десятку причин ─ придётся запастись терпением.

Скачайте полезный документ по теме:

Деловая переписка: Чек-лист для составления идеального письма

Что важно, гендер руководителя не сможет изменить ситуацию в лучшую сторону. Мужчина, назначенный на эту должность, наверняка столкнётся с бесконечными жалобами от коллег и неприкрытым саботажем своих рабочих обязанностей. Женщине придётся не легче ─ её будут обсуждать и оценивать при каждой возможности, подчинённые увидят в ней соперницу и будут задаваться вопросом: «Почему именно она? Чем я хуже?»

Чтобы эффективно управлять женским коллективом, необходимо принимать во внимание некоторые особенности прекрасного пола. Как известно, многие женщины чересчур эмоциональны, необязательны, склонны имитировать бурную трудовую деятельность, имеют слабость к распространению сплетен. Переменчивость настроения легко породит конфликты в отделе, а неуёмное стремление к соперничеству и зависть только усугубят ситуацию.

Секрет хорошего руководителя в том, что он умеет направлять все эти качества в нужное русло.

Чтобы с первых дней вступления в должность заручиться авторитетом у подчинённых и очертить границы, рекомендуем придерживаться следующих правил.

  1. Поставьте на место

    Не спускайте с рук нарушение субординации и пресекайте в корне любые попытки сотрудниц оказаться с вами на короткой ноге.

    Нарушение субординации

  2. Берите на работу замужних женщин

    На то есть несколько обоснований. Во-первых, семейные дамы не будут озабочены поиском партнёра, а значит, с лёгкостью посвятят всё рабочее время выполнению своих прямых обязанностей. Вам же не придётся сталкиваться со служебными романами. Кроме того, замужние женщины гораздо более ответственны, так как семейный быт и забота о детях взращивают в них серьёзность и чувство долга, которые придутся к месту и в офисе.

  3. Ставьте конкретные задачи на день

    Как управлять женским коллективом и добиваться высокой производительности труда? Ставьте перед сотрудницами максимально чёткие задачи и задавайте определённые сроки на их выполнение. Прозвучит банально, но лучший метод борьбы с бездельем и пустословием в офисе ─ загрузка прямыми рабочими обязанностями и контроль за соблюдением дедлайнов.

  4. Меняйте виды деятельности

    Однообразная рутинная работа снижает производительность труда и в корне убивает любые творческие проявления, зато провоцирует желание отлынивать от обязанностей любыми доступными способами. Постройте рабочий процесс так, чтобы в течение дня различные виды деятельности сменяли друг друга.

    К примеру, долго молчавшим сотрудницам можно поручить телефонные переговоры, а тем же, кто, напротив, устал от непрерывной коммуникации, поможет переключиться составление бухгалтерской отчётности.

  5. Организуйте досуг

    Корпоративная культура, которой придерживаются в наши дни в большинстве компаний, предусматривает комплекс мер, направленных на сплочение сотрудников. Устраивайте совместный отдых, выезжайте на природу, проводите различные конкурсы и тренинги. Всё это поможет установить в офисе доброжелательную комфортную атмосферу, позволит коллегам чувствовать себя свободнее и устанавливать доверительные и товарищеские, а не сопернические отношения, что особенно актуально для женских коллективов.

  6. Почаще балуйте премиями

    Премирование сотрудников

    Представительницам прекрасного пола небезразлично, как будет оцениваться их внешний образ, в том числе и коллегами-женщинами. Не скупитесь на регулярные денежные бонусы помимо основного оклада: это позволит сотрудницам почаще баловать себя мелочами вроде новой стильной сумочки или набора косметики. Порадовав себя в честь праздника и сделав долгожданную покупку, женщина повысит свою самооценку, почувствует себя увереннее и с энтузиазмом возьмётся за исполнение служебных обязанностей.

  7. Главное достоинство женщин

  8. Ключевыми сильными сторонами каждой женщины являются её эмоциональная гибкость, восприимчивость к чужим проблемам, умение разрешать конфликты и сглаживать острые углы. Эти качества порой оказываются незаменимыми, особенно если речь идёт о работе с клиентами. Мудрый руководитель сможет направить эти личностные черты в нужное русло, правильно распределит обязанности внутри женского коллектива в соответствии со способностями каждой из сотрудниц.

ТОП-3 книги про управление коллективом

  1. Как управлять рабами, Марк Сидоний Фалкс

    Книга с экстравагантным названием расскажет вам, как управлять коллективом, и поможет взглянуть на свои прямые обязанности под другим углом. Она написана от лица вымышленного персонажа ─ некого Марка Сидония Фалкса, римского патриция, и представляет собой настольное пособие от античного топ-менеджера, из которого можно почерпнуть массу полезных рекомендаций.

    Реальным автором книги является Джерри Тонер, доктор наук, посвятивший себя изучению истории Древнего Рима. Надо отдать ему должное ─ оригинальная подача материала завоевала его произведению огромную популярность как среди руководителей компаний, так и среди знатоков истории.

  2. Жёсткий менеджмент. Заставьте людей работать на результат, Дэн Кеннеди

    Если вы только открыли собственный бизнес и не уверены, что сумеете эффективно управлять коллективом ─ книга Дэна Кеннеди станет для вас настоящим спасением. Но и опытные управленцы вынесут из неё немало полезного для себя. Идея автора прекрасно отражена в названии: Кеннеди ценит авторитарный стиль управления превыше всех остальных.

    Автор не является сторонником почасовой оплаты труда и уверен, что эффективнее всего материально вознаграждать сотрудников по факту решённых задач ─ только так можно сколотить команду, которая нацелена на результат, а не просто отбывает часы в офисе.

  3. Мифы и правда о KPI, Марина Вишнякова

    Книга рассказывает о проблеме, которая в последнее время стала особо актуальной, а именно – внедрение KPI. Это отличный инструмент, но немногие научились грамотно его использовать.

    Множество компаний вводят систему экономических показателей ─ и просто оставляют её без дела. Книга Марины Вишняковой поможет изменить ситуацию к лучшему, предложит читателю массу рекомендаций по мотивации и оценке, расскажет про оптимальные способы внедрения изменений в бизнес-процессы. Произведение легко для чтения, основано на реальном опыте организаций, которые с успехом применяют KPI.

В заключение отметим: стать достойным руководителем и научиться грамотно управлять коллективом может любой человек ─ от него потребуется лишь желание и готовность непрерывно работать над собой, совершенствовать свои профессиональные навыки, взращивать необходимые личностные качества.

Руководящий пост подразумевает огромную ответственность. Сотрудник, занимающий эту должность, является примером для своих подчинённых, отвечает за их профессиональный рост, формирует сплочённую деятельную команду и задаёт темп развитию всей компании.

Алексей Бояркин

Облако тегов

Понравилась статья? Поделитесь:

Обсуждение руководства по созданию в школе дружелюбной среды: первая экспертная сессия

Новость

первая экспертная сессия по обсуждению руководства («коробочного решения») по созданию в школе дружелюбной среды

Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России» при поддержке АСИ и Московского государственного психолого-педагогического университета 27 октября 2022 года провела экспертный семинар, посвященный обсуждению и апробации материалов Руководства («коробочного решения») о создании в школе дружелюбной среды для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан. Руководство подготовлено авторским коллективом под руководством В.В. Рубцова, президента Федерации психологов образования России.

Семинар прошел в гибридном формате (очно на базе «Точки кипения» МГППУ и дистанционно) и собрал более 1000 участников из 53 регионов России – экспертов в области образования: руководителей образовательных организаций, специалистов психологических служб школ, классных руководителей, педагогов, представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, представителей организаций высшего и дополнительного профессионального образования, представителей родительских ассоциаций.

Модераторами семинара выступила исполнительный директор Федерации психологов образования России, руководитель Федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников О.И. Леонова и заместитель руководителя Федерального координационного ресурсного центра по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в Российской Федерации М.Л. Солдатенкова.

Основными направлениями дискуссий мероприятия стало экспертное обсуждение содержания разделов Руководства, посвященных поддержанию в школе психологического благополучия и созданию дружелюбной среды для детей из семей иностранных граждан.

Ключевой вектор экспертной дискуссии был задан выступлениями проректора по воспитательной и социально-психологической работе МГППУ О.В. Вихристюк и исполнительного директора Федерации психологов образования России О.И. Леоновой о целях и задачах, поставленных перед разработчиками руководства всеми участниками образовательного процесса: представителями родительского сообщества, учителями, психологами, руководителями школ и определяющих содержательное наполнение его разделов.

Участники семинара выделили ряд основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты при создании в школе дружелюбной среды для детей из семей иностранных граждан: особенности работы с семьями детей, их социокультурная и языковая адаптация, вопросы профилактики буллинга.

В контексте заданной темы профессор Московского государственного областного университета Т.И. Шульга предложила осветить в руководстве ряд принципиальных позиций, связанных с задачей разработки индивидуального образовательного маршрута для детей из семей иностранных граждан, испытывающих трудности социокультурной и языковой адаптации: учет возрастных особенностей обучающихся, оказывающих влияние на специфику их трудностей; алгоритм работы педагога и психолого-педагогической службы образовательной организации с семьями детей данной целевой группы; использование цифровых образовательных ресурсов как эффективного инструмента решения проблемы социокультурной и языковой адаптации. Также эксперт предложила дополнить диагностический инструментарий для детей из семей иностранных граждан, представленный в руководстве, методиками для измерения толерантности, социальных установок и социально-психологической адаптации у подростков.

Доцент Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого Т.И. Куликова в своем выступлении отметила, что решение задачи оказания адресной помощи детям из семей иностранных граждан, недостаточно владеющих русским языком, осуществляется в руководстве за счет широкого спектра психолого-педагогических технологий и практик, прошедших профессиональную экспертизу и направленных на работу с проблемой социальной интеграции данной категории детей в образовательную среду. М.Л. Солдатенкова подчеркнула, что рекомендации, представленные в руководстве, являются универсальными и позволяют решать задачи социокультурной адаптации детей с миграционной историей, стоящие перед образовательной организацией, даже при кадровом дефиците специалистов психологической службы.

Отвечая на запрос участников образовательных отношений о необходимости создания в школе дружелюбной среды для детей-мигрантов, испытывающих трудности языковой адаптации, заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальных классах Уральского государственного педагогического университета Е.Б. Плаксина подчеркнула представленный в руководстве междисциплинарный подход к решению данной задачи, включающий слаженную работу руководителя школы, педагогического коллектива, психологической службы, родителей детей-мигрантов.

Одной из центральных задач при формировании дружелюбной среды, по мнению участников дискуссии, является профилактика буллинга в образовательной организации. Описанные в руководстве алгоритмы работы с буллингом, в том числе по национальному признаку, обсуждались в докладах директора Научно-образовательного центра «Психология одаренных детей и подростков» Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина Е.Н. Волоковой и заместителя руководителя Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации А.В. Ермолаевой. Эксперты отметили концептуальную проработанность раздела руководства в части описания междисциплинарной модели взаимодействия профилактики буллинга в образовательном учреждении. По мнению Е.Н. Волковой, данный раздел может быть дополнен ссылками на программы и технологии, успешно применяемые участниками семинара на практике в образовательных организациях.

Выступления экспертов – разработчиков разделов руководства по целевой группе «дети из семей иностранных граждан» вызвали оживленную дискуссию среди участников семинара. Специалисты школ обсуждали нежелание детей из семей иностранных граждан и их родителей включаться в новую социальную среду, проблемы организации ресурсных классов и внешкольных курсов для детей-инофонов и детей-билингвов, построение и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов. Вопросы, вызвавшие наиболее активный отклик слушателей, прокомментировала модератор дискуссии М.Л. Солдатенкова.

Экспертные заключения на разделы руководства, посвященные работе с детьми из семей иностранных граждан дали руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации О.А. Ульянина и заведующий сектором мониторинга и координации деятельности Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в Российской Федерации Т.В. Криворучко.

О.А. Ульянина указала на то, что в руководстве раскрывается практически значимая тема, требующая особого внимания – многоуровневая система профилактики противоправного поведения несовершеннолетних из семей иностранных граждан. По мнению эксперта, в руководстве успешно аккумулированы лучшие практики работы с проблемами данной целевой группы, ориентированные на всех участников образовательных отношений как в процессе урочной, так и во внеурочной деятельности с учетом внутренних и внешних факторов.

Т.В. Криворучко высоко оценила практическую ориентированность руководства, четкое описание алгоритма действий для каждого из участников образовательного процесса в части включения как ребенка-мигранта, так и его родителей в процессы социокультурной адаптации. Особенно важными представляются рекомендации для учителя, как ключевой фигуры успешной организации деятельности детей из семей иностранных граждан в образовательной организации.

В завершение работы семинара выступила педагог-психолог детского сада комбинированного вида № 50 «Огонек» г.п. Икша Н.А. Шляпцева с сообщением о преемственности ступеней дошкольного и среднего общего образования согласно последним изменениям в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». В связи с этим перед экспертным сообществом встает задача создания подобного руководства, «коробочного решения» по взаимодействию с детьми-мигрантами их семьями для специалистов системы дошкольного образования. Предложение Н.А. Шляпцевой было поддержано участниками мероприятия – воспитателями, специалистами дошкольных образовательных учреждений.

Предложения и рекомендации, высказанные экспертами на семинаре, будут учтены авторским коллективом при доработке текста руководства и методических навигаторов.

Программа «Детство»

Программа «Детство»

 Авторский коллектив Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева,

Авторский коллектив Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, профессор 3. А. Михайлова Авторы. О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, Т. А. Ивченко, М. В. Крулехт, Н. А. Курочкина, 3. А. Михайлова, Н. О. Никонова, JI. К. Ничипоренко, Н. А. Ноткина, М. Н. Полякова, Л. С. Римашевская, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова

В основе программы «Детство» — теоретические идеи петербургской (ленинградской) научной школы дошкольной педагогики. Идея

В основе программы «Детство» — теоретические идеи петербургской (ленинградской) научной школы дошкольной педагогики. Идея создания программы «Детство» принадлежит Вере Иосифовне Логиновой. Под ее руководством был разработан проект вариативной программы, презентация которой состоялась весной 1991 года. Окончательная подготовка к изданию комплексной образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста «Детство» была осуществлена авторским коллективом в последующие годы под руководством Татьяны Игоревны Бабаевой.

Научные основы программы связаны с развитием идеи субъектного становления человека в период дошкольного детства.

Научные основы программы связаны с развитием идеи субъектного становления человека в период дошкольного детства. Фундаментальность научной идеи о возможности развития дошкольника как субъекта детских видов деятельности и необходимости разработки педагогических условий такого развития по сути определяет инновационный потенциал развития образовательной программы «Детство» .

 Принципы 1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного

Принципы 1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития. 2. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования. 3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. 4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.

5. Принцип сотрудничества с семьей. 6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

5. Принцип сотрудничества с семьей. 6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. 8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). 9. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.

Цель программы — создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого

Цель программы — создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются: — укрепление физического и психического здоровья ребенка,

Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются: — укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры; — целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности; — обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;

— развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к

— развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках; — органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой; — приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам; — приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

Структура программы В обновленной программе в соответствии с ФГОС дошкольного образования выделено три раздела:

Структура программы В обновленной программе в соответствии с ФГОС дошкольного образования выделено три раздела: целевой, содержательный, организационный; — представлены содержание и особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста и в дошкольных группах ; — дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в каждой возрастной группе; — определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей: «Социальнокоммуникативное развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Физическое развитие» ;

— раскрыты особенности игры как особого пространства развития ребенка; — описаны вариативные формы, способы,

— раскрыты особенности игры как особого пространства развития ребенка; — описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; — даны методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы; — определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; -представлен режим дня во всех возрастных группах, включая период адаптации ребенка к условиям детского сада и т. п.

Содержание программы «Детство» человекоориентированно и направлено на воспитание гуманного отношения к миру (В. И.

Содержание программы «Детство» человекоориентированно и направлено на воспитание гуманного отношения к миру (В. И. Логинова). Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры. В каждом разделе программы предусматривается действие общего механизма: происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей. В результате дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе.

Учебно-методический комплект За 20 лет существования библиотеку программы «Детство» составили более 170 пособий, представляющих

Учебно-методический комплект За 20 лет существования библиотеку программы «Детство» составили более 170 пособий, представляющих ее научнометодическое и методическое обеспечение. На современном этапе программа «Детство» будет представлять собой единый программно-методический комплекс, включающий: — программу «Детство» для детей от рождения и до 7 лет; — методическое обеспечение реализации содержания программы в дошкольных образовательных организациях и в семье; — методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство» . — мониторинг развития ребенка и образовательного процесса в условиях реализации программы «Детство» .

Субъективная оценка программы В плане организации педагогического процесса программа «Детство» рекомендует воспитателям сочетать фронтальные,

Субъективная оценка программы В плане организации педагогического процесса программа «Детство» рекомендует воспитателям сочетать фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы. Авторы программы нацеливают воспитателей проявлять творческое отношение к планированию: педагог самостоятельно выбирает из предложенного содержания то, что может быть реализовано через самостоятельную деятельность детей, через совместную деятельность с педагогом. Поставленные педагогические задачи решаются на основе накопления ребенком эмоциональнопрактического опыта в игре, в общении, экспериментировании и различных видах деятельности. Авторы программы подчеркивают неоднократно, что деятельность воспитателя постоянно должна быть направлена на развитие максимальной активности детей.

 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Йодоксид свечи инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Инструкция по применению принтера ricoh sp 100su
  • Ферритин вектор бест инструкция по применению
  • Риностоп спрей для носа состав инструкция
  • Витамины пентовит цена отзывы инструкция по применению взрослым состав