Руководство библиотечным делом

Автор статьи

Светлана Остапенко

Эксперт по предмету «Библиотечно-информационная деятельность»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Управление библиотечным делом как отраслью деятельности

Определение 1

Управление библиотечной деятельностью как отраслью знаний представляет собой процесс воздействия на библиотечные подсистемы и функции, протекающий непрерывно, в соответствии с намеченными целями и стратегиями, а также на основе анализа объективных условий, направленный на достижение управленческих результатов в меняющихся обстоятельствах функционирования библиотеки.

От того, насколько хорошо организована в библиотеке управленческая деятельность, зависит эффективность ее работы и качество информационно-библиотечного обслуживания в целом.

Современный управленческий подход к библиотеке основывается на системных представлениях, в соответствии с которыми библиотека предстает иерархически организованным объектом, элементы и процессы которого находятся во взаимосвязи друг с другом и с объектами внешней среды. Системный характер управления библиотечными процессами предполагает выделение подсистем, которые становятся частью управленческого процесса:

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

  1. Библиотечный труд как совокупность производственных операций, составляющих профессиональную функцию библиотекаря.
  2. Способы реализации трудовой деятельности, включающие оборудование, информационные ресурсы, технологии и проч.
  3. Конечный результат (предмет) труда, который в библиотеке существует как совокупность информационных ресурсов и сопутствующих им услуг.

Управление библиотечной деятельностью охватывает все подсистемы библиотечных процессов на различных уровнях реализации:

  1. Федеральный уровень управления, включающий правительственные органы и учреждения.
  2. Региональный уровень, куда входят министерства и ведомства субъектов Федерации.
  3. Муниципальный уровень, реализуемый органами местного самоуправления.
  4. Административный уровень, осуществляемый руководством библиотеки.
  5. Общественный уровень, реализуемый различными общественными организациями и библиотечными объединениями.

В зависимости от уровня реализации управленческой функции перед управленцами стоят различные по масштабу задачи:

  1. На федеральном уровне реализации управления определяется государственная политика в сфере библиотечного дела, формируется библиотечное законодательство, принимаются долгосрочные программы развития библиотечной отрасли.
  2. На региональном уровне происходит согласование управленческих требований государственной политики в сфере культуры и библиотечного дела с территориальными особенностями реализации информационно-библиотечного обслуживания, происходит распределение ресурсов, необходимых для развития и поддержки библиотек, а также для изучения потребностей населения в библиотечном обслуживании.
  3. На локальном уровне (уровне организации) управление связано с реализацией текущих целей и задач развития библиотечного учреждения в соответствии с его миссией и социально-информационными потребностями.

«Управление библиотечным делом как отраслью деятельности» 👇

Методологические аспекты и принципы управления библиотечными процессами

С системной точки зрения на каждом уровне реализации управленческой функции в библиотеке существуют две стороны – управляющая (субъект управления) и управляемая (объект управленческих действий и решений). В качестве субъектов управления библиотеками выступают государственные органы власти, а также муниципальные органы, различные ведомства, организации, общественные объединения, профессиональные сообщества, коллегиальные органы и проч.

Управление библиотечными процессами осуществляется на основе ряда принципов, среди которых:

  • принцип научности и системности принятия управленческих решений;
  • принцип баланса централизации и децентрализации в управлении;
  • принцип реализации обратной связи между субъектом и объектами управления;
  • принцип согласования и координации усилий всех участников управления библиотечными процессами, обеспечивающий соответствии между принятием решений и их реализацией.

Процесс управления деятельностью библиотеки представляет собой технологию принятия управленческих решений, включающую прохождение ряда этапов:

  1. Планирование библиотечной деятельности, в ходе которого определяются долгосрочные и текущие цели и задачи развития учреждения, определяются конкретные меры реализации поставленных задач, производится оценки необходимых для осуществления деятельности ресурсов.
  2. Реализация библиотечных процессов, представляющая собой координированную работу разных звеньев библиотечной системы, направленную на достижение целей и определенных показателей работы.
  3. Управленческий контроль и корректировка деятельности.
  4. Анализ эффективности принятия управленческих решений и изучение путей оптимизации управления библиотекой.

Важную роль в реализации управленческой функции играют методы управления библиотекой, среди которых выделяют:

  1. Методы экономического управления.
  2. Административные управленческие методы.
  3. Методы социально-психологического управления.

Данные методы применяются системно и обеспечивают единство реализации управленческих функций руководителя библиотеки.

Таким образом, управление библиотечным делом как отраслью деятельности основано на системном принципе, является сложно организованным, иерархическим процессом и включает различные аспекты реализации управленческих функций на разных уровнях руководства библиотечными процессами.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Управление библиотечным делом

1. Управление библиотечным делом в Российской Федерации

Управление
– это процесс
планирования, организации, мотивации,
контроля, необходимый для того, чтобы
сформулировать и достичь целей
организации. Социальное
управление –
воздействие
на общество с целью его упорядочения,
сохранения качественной специфики,
совершенствования и развития.

Управление
библиотечным делом
– целенаправленная деятельность
органов, руководящих библиотеками всех
уровней, а также общественных объединений
по обеспечению эффективного функционирования
библиотечной системы, сохранению и
развитию библиотечных фондов, национальному
использованию библиотечных ресурсов.

Главной
чертой, определившей процесс управления
в России на современном этапе, стала
передача значительной части управленческих
полномочий федеральных органов управления
на региональный и местный уровни,
региональных – на муниципальный; от
всех органов управления, являющихся
учредителями библиотек, – непосредственно
самим библиотекам и их администрациям.
Функционируют четыре уровня управления
библиотеками: федеральный (включая
отраслевой, ведомственный) уровень;
уровень субъектов Российской Федерации
(РФ); уровень местного самоуправления;
уровень администрации библиотек.

Основными
принципами
управления
библиотечным делом являются демократизация,
децентрализация, научность, деловое
сотрудничество, оптимальное сочетание
территориального и отраслевого
управления.

Библиотечное
дело – область
информационной, культурно-просветительной
и образовательной деятельности, в задачи
которой входит создание и развитие сети
библиотек: формирование и обработка их
фондов; организация библиотечного,
информационного и справочно-библиографического
обслуживания пользователей; подготовка
кадров работников, научное и методическое
обеспечение развития библиотек
(Федеральный закон «О библиотечном
деле», 1994).

Библиотечное
дело является сложной социально-культурной
системой, состоящей из тесно связанных
между собой подсистем:


сети библиотек;


комплектование и обработка фондов;


организация библиотечного обслуживания;


научное и методическое обеспечение
деятельности библиотек;


подготовка и переподготовка кадров;


управление библиотечным делом.

Система
«Управление библиотечным делом» включает
подсистемы:


федеральное управление;


отраслевые ведомства, имеющие библиотечную
сеть;


управление библиотечным делом в субъектах
РФ;


муниципальное управление;


внутрибиблиотечное управление.

Система «Библиотечное
дело» имеет свои закономерности и
особенности развития. Без их знания и
учета невозможно добиться эффективных
результатов в управленческой деятельности.
Закономерность
– это объективно существующая
повторяющаяся существенная связь между
явлениями в природе и обществе. В нашем
случае – это связь между составными
частями библиотечного дела, а также
между ним самим и обществом. Можно
назвать следующие закономерности:


единство системы управления (единство
принципов управления для всех звеньев
и ступеней системы управления, единство
методов управления, единство требований
к руководителям и другим работникам
управления);


пропорциональность субъекта и объекта
управления (правильное соотношение
численности работников, занятых основной
производственной деятельностью и
управленческим трудом, соответствие
подразделений системы управления
направлениям деятельности объекта
управления);


централизация и децентрализация
управления;


соотносительность и адекватность
управляющей и управляемой систем
(компьютеризация, научно-технические
и др. изменения.

Основу
управления библиотечным делом составляет
разработка и реализация библиотечной
политики. Государственная библиотечная
политика, библиотечное законодательство
являются основными инструментами
управления.

Основные
функции управления библиотечным делом:


подготовка законодательных и подзаконных
актов;


планирование;


финансирование;


организация;


регулирование;


подготовка и расстановка кадров;


стимулирование;


учет, анализ и контроль.

Метод
управления –
это конкретный прием практического
осуществления стоящих перед органом
управления задач, способ реализации
функций управления. Методы управления
– организационно-распорядительные,
экономические, социально-психологические.

Особенности
управления библиотечным делом:


в основе библиотечного дела лежат
интересы людей;


зависимость от уровня развития культуры,
роста духовных запросов населения;


библиотечное дело развивается при
широком участии общественности.

Большое
внимание этим проблемам уделено в трудах
Николая Семеновича Карташова, Анатолия
Николаевича Ванеева, Виктора Васильевича
Скворцова, Юрия Николаевича Столярова
и др.

Библиографический
список:

1.
Пашин, А. И.
Библиотека как социально-культурная
система : вопросы управления :
учебно-методическое пособие / Алексей
Иванович Пашин. – Москва: Либерея-Бибинформ,
2005. – 96 с.

2.
Пашин, А. И.
Управление библиотечным делом Российской
Федерации : современная концепция :
учебное пособие / А. И. Пашин ; Моск. гос.
ун-т культуры и искусств. – Москва, 1998.
– 96 с.

3.
Фенелонова, Е. А. Управление общедоступными
библиотеками в России : пособие в помощь
обучению и самообразованию библиотечных
работников / Е. А. Фенелонова. – Москва
: РГБ, 1997. – 174 с.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Библиотечный менеджмент:
эффективные стили управления

Менеджмент в библиотечной среде включает управление учреждением, персоналом, планирование стратегии развития, налаживание сотрудничества и многие другие направления. При выборе стиля управления необходимо учитывать то разнообразие функций, что теперь возложены на библиотеку. В этой статье мы расскажем о наиболее эффективных методиках.

Виды управления

Сегодня библиотеки выполняют задачи культурно-просветительских, воспитательных организаций, информационных и научных центров. Многофункциональность меняет механизм хозяйствования и управления в библиотеке, вынуждает добавлять к ним маркетинговые основы. Это значит, что нужно осваивать новые услуги и компетенции, совершенствовать традиционные средства работы, поддерживать автоматизацию.

Функции управления деятельностью библиотеки разделены на пять направлений: маркетинг, планирование, организация, мотивация и контроль. От того, насколько эти функции органично связаны, зависит работа учреждения.

Различают три вида управления, которые сегодня применяют в библиотечной сфере.

  • Стратегический менеджмент включает управление проектами. Это могут быть целевые программы развития культуры или науки на региональном уровне; программы по стратегическому развитию библиотеки на уровне города, района. Монопроекты реализуются в конкретной библиотеке и решают комплексные задачи ее развития.

  • Персонал-стратегия строится вокруг личности сотрудника, его мотивации.

Автоматизация процессов, вопреки прогнозам, не только не вытеснила библиотекаря, но еще больше упрочила его роль. Компьютерами, программами управляет человек. Каким бы оснащенным ни было учреждение, квалифицированный сотрудник, мобильный в освоении новых технологий, остается его самым ценным ресурсом. Поэтому так важно максимально эффективно использовать потенциал специалистов, создавать условия для их профессионального развития, грамотно управлять коллективом.

Персонал-стратегия оценивает, анализирует и вырабатывает такую систему взаимодействия с сотрудниками, чтобы та помогала следовать избранному курсу развития библиотеки.

Персонал-стратегия помогает закрыть вакансии, снизить текучесть кадров, оценить перспективы карьерного роста специалистов внутри библиотеки.

  • Инновационный менеджмент — система управления, которая позволяет быстро и эффективно осваивать нововведения.

Главные задачи такого типа менеджмента — это разработка методов, как осваивать новшества, как обеспечивать ресурсами инновационные процессы.

Библиотечный менеджер

Некоторое время назад понятие библиотечный менеджер казалось неестественным для этой сферы. Сегодня это распространенное явление: в системе управления, где бы она ни применялась, задействованы менеджеры. Они владеют управленческой методологией, умеют ставить цели и достигать их, руководят персоналом и мотивируют коллектив на результат. 

Библиотечный менеджер не обязательно занимает руководящую должность, у него даже может не быть подчиненных. При этом он несет ответственность за достигнутые библиотекой результаты. 

Менеджер — руководитель библиотеки — чаще всего управленец предпринимательского формата. Он готов к крупным проектам и замыслам, ценит творчество в работе и умеет создавать такие условия труда, в которых каждый сотрудник имеет возможности для профессионального развития. 

В библиотеках есть три уровня управления: высший, средний, низший. Соответственно, к управленческому персоналу в библиотеках относят три категории работников.

Высший уровень — это администрация, дирекция. Средний — заведующие отделами, которые заняты производственным процессом. И наконец, линейные руководители — заведующие секторами, главные библиотекари — управленцы, которые по должности много взаимодействуют с коллективом. 

Что помогает и что мешает управлению

На позитивное развитие библиотеки влияют: 

  • профессиональные качества руководителя;
  • готовность коллектива к изменениям;
  • профессионализм сотрудников;
  • наличие у библиотеки прочных связей с общественностью, СМИ;
  • сплоченность коллектива, его организационная культура. 

Об организационной культуре скажем отдельно. От этого термина неотделимо качественное преобразование библиотечной деятельности. Организационная культура направляет действия всех сотрудников библиотеки, определяет климат внутри коллектива. Еще одна важная ее функция состоит в том, чтобы постоянно выдвигать коллективу библиотеки новые требования, которые помогут учреждению двигаться вперед, быть актуальным и востребованным информационным центром. 

Мешают результативному управлению:

  • недальновидность руководителей;
  • сдерживание творческой деятельности, инициативности сотрудников;
  • инертность, нежелание работников поддерживать инициативу;
  • отсутствие необходимых ресурсов из-за недостатка средств или по другим причинам;
  • трудности с привлечением в штат молодых перспективных специалистов, выпускников с образованием в области информационных систем, психологии, рекламы, дизайна или связей с общественностью.

Вывод

Управлять библиотекой сегодня — значит грамотно внедрять инновации, умело планировать персонал-стратегию, развивать коммуникации и отвечать общественным потребностям.

Вместе с тем, пока менеджмент используется не во всех библиотеках или чаще применяется в виде отдельных элементов. Причиной тому может быть отсутствие общей для всей библиотечной сферы концепции маркетинговой деятельности, недостаточный анализ читательского спроса при внедрении платных услуг, отсутствие массового обучения кадров.

Рекомендуем нашу подборку трекеров для организации и планирования работы библиотеки —

«Как все успеть: программы-планировщики для командной работы»

.

Понравился ли Вам материал?

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
Государственно-общественное управление библиотечным делом: состояние и перспективы. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//194/gosudarstvenno-obshhestvennoe-upravlenie-bibliotechnym-delom-sostoyanie-i-perspektivy/ (дата обращения: 21.05.2023)

Управление библиотечным делом — это управление сложными организациями с набором взаимосвязанных целей и функций. Они имеют общие характеристики. Прежде всего, форма организации и осуществление управления определяются состоянием библиотечных ресурсов: человеческих, информационных, техники и технологии. Проблемы управленческой деятельности сводятся к тому, чтобы наиболее эффективно соединить все виды библиотечных ресурсов в библиотечном процессе. Неотъемлемая часть управления — человек (библиотекарь, читатель), т. е. активный элемент. Этим обусловлено проявление особых свойств: нестационарности (изменчивости), непредсказуемости поведения (действий) библиотеки. Этому способствует также наличие у библиотечной системы предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами (их свойствами) и характерными для определенного типа библиотек структурными связями.

Ни одна библиотека не изолирована от внешней среды. Каждая из них в значительной степени зависит от окружающего мира как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей. Внешняя среда включает в себя экономические условия потребителей, законодательные и нормативные акты, родственные (или конкурирующие) организации, систему ценностей, общественные взгляды, технику и технологию. Эти взаимосвязанные факторы влияют на все происходящее внутри библиотеки. Названные факторы постоянно меняются, поэтому библиотека полностью зависит от внешней среды, а последняя, как правило, находится вне сферы управляющего. С каждым годом количество факторов внешней среды увеличивается. В этих условиях проблемы управленческой деятельности состоят в том, чтобы противостоять конкуренции других организаций и своевременно учитывать влияние всех факторов внешней среды на результаты работы библиотеки. Отсюда необходимость понимания вновь возникающих областей деятельности, осознание новых культурных ценностей.

Чем сложнее задачи, стоящие перед библиотекой и библиотечным делом, тем большую значимость приобретает принцип обратной связи — основа саморегулирования, развития библиотечной системы, адаптации к меняющимся условиям функционирования. Библиотечные системы обладают способностью изменять свою структуру, сохраняя целостность, и формировать варианты своих действий (что также обусловлено наличием активных элементов). Важное свойство библиотеки — способность противостоять разрушающим (отрицательным) тенденциям, свойство самоорганизации, развития, обусловленные активным взаимодействием с читателями и внешней средой. Задача управления — укреплять это свойство, а не подавлять его искусственными, административными средствами. Весьма полезным свойством библиотеки является способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Однако адаптированность может проявляться не только по отношению к внешним и внутренним помехам, нарушающим нормальное функционирование библиотечной системы, но и к управляющим воздействиям, что весьма затрудняет управление.

Наконец, следует отметить инерционность библиотечного дела — свойство продолжать развитие по существующему направлению несмотря на изменение ряда факторов. Можно выделить два основных фактора, обусловливающих инерционность библиотечных процессов: человеческий и материально- вещественный. Человеческий фактор включает многие аспекты — экономические, социологические и психологические. Если говорить о психологических аспектах, то следует указать на то обстоятельство, что библиотекарь как личность во многих случаях сопротивляется техническим, социальным и экономическим изменениям. Связано это с тем, что подобные изменения приводят к нарушению сложившегося равновесия между библиотечными работниками и средой (неуверенность в материальном положении, изменения в положении на работе, неопределенность, возрастание сложности проблем и др.). В рамках материально-вещественного фактора можно выделить такие аспекты, как инерционность производственно- технологических циклов, отдельных процессов и библиотечной инфраструктуры (финансирования, материально-технического снабжения и др.).

Рассмотренные особенности противоречивы. Они, как правило, одновременно и положительны, и отрицательны, их не сразу можно понять и объяснить. Но именно на овладение сложной системой взаимодействия различных свойств и тенденций библиотечного дела (на его разных уровнях), образующих определенное единство, и должна быть направлена система управления. Объективная сущность и целостность системы управления проявляются в достижении органического единства библиотечных ресурсов, библиотечных отношений, форм и методов их реализации.

Библиотечные ресурсы, библиотечные отношения, система управления в их взаимодействии обусловливают объективную основу содержания и определяют направления и динамику преобразования системы управления, призванной эффективно обслуживать библиотечные отношения. При нарушении этой диалектической связи, деформации любой ее составляющей неизбежно нарушается целостность и «работоспособность» системы управления. Исторически в библиотечной теории и практике, как можно убедиться, имели место недооценки этих взаимосвязей, следствием чего становилась низкая действенность библиотечного управления.

В основе управления лежит разработка научно обоснованной и реалистической библиотечной политики. Она направлена на расширение многообразия типов библиотек, осознание особенностей и уникальности каждой из них, сохранение сложившихся традиций, реализацию новых принципов организации и управления библиотечным делом. Библиотечная политика призвана обеспечить возможности для приобщения к библиотекам всего населения страны. В центре ее — человек с его информационными потребностями и духовными интересами. Библиотечную политику характеризуют опора на науку, реализм и компетентность. Она вырабатывает научную концепцию развития библиотечного дела, соответствующие рекомендации, планы, программы. Библиотечная политика призвана формировать у руководства библиотечным делом умение гибко реагировать на сложность библиотечных процессов и явлений, создавать эффективный механизм научного управления ими на основе взаимосвязи библиотечного дела с социально- экономическими, научно-техническими, политическими, культурными и другими сторонами жизни общества.

Используя термин «библиотечная политика», следует учитывать два его толкования — широкое и узкое. В первом случает речь идет об обеспечении оптимального решения стратегических (перспективных) проблем библиотечного развития: создание в стране единого библиотечного пространства, интенсификация процесса обогащения информационного потенциала библиотечного дела, разработка новых видов библиотечных ресурсов и технологии, формирование прогрессивных библиотечных пропорций, качественное удовлетворение информационных потребностей всех групп населения, эффективное использование библиотечных ресурсов. Во втором случае библиотечная политика носит более практический характер, направлена на чисто прагматичные и специальные вопросы, связанные с разработкой конкретных проблем библиотечного дела, его организации, формирования фондов, финансирования, — укрепления и совершенствования материально-технической базы и др.

Система государственного управления библиотечным делом

Библиотечное дело – это социальная система. Главным свойством социальных систем является то, что в основе их деятельности лежат интересы людей. Совокупность общественных, коллективных, личных интересов оказывает активное влияние на состояние системы, на процесс ее развития. Поскольку главная задача (цель) библиотечного дела – обслуживание людей, удовлетворение их запросов на книгу, информацию – тесно связана с культурой, служит ее развитию и обогащению, в науке библиотечное дело относится к социально-культурным системам.

В Федеральном законе «О библиотечном деле», принятом Государственной думой 23 ноября 1994 года, дано определение понятия «библиотечное дело» на основе системного подхода, характеризующего его как комплексную систему: «Библиотечное дело, – говорится в законе, – отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят: создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек». Отсюда видно, что библиотечное дело является сложной социально-культурной системой, состоящей из целого ряда тесно связанных между собой подсистем и имеющей свои специфические черты и закономерности развития.

Библиотечное дело как система включает в себя подсистемы:

  • – сеть библиотек;
  • – комплектование библиотечных фондов;
  • – организация библиотечного обслуживания;
  • – научное обеспечение деятельности библиотек;
  • – методическое обеспечение деятельности библиотек;
  • – подготовка и переподготовка кадров;
  • – управление библиотечным делом.

Каждая из данных подсистем является системой более низкого уровня и также включает в себя ряд подсистем.

Например, подсистема сети библиотек включает в себя элементы:

  • федеральные библиотеки;
  • библиотеки субъектов Российской Федерации;
  • библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
  • муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;
  • библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений;
  • библиотеки предприятий, учреждений, организаций;
  • библиотеки общественных объединений;
  • библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями;
  • частные библиотеки.

Система управления библиотечным делом (БД)

БД играет важную роль в жизни нашего общества. В основе организации и функционирования библиотечного дела лежит принцип системности. Системный подход помогает понять взаимосвязь между системой, ее подсистемами, элементами и внешней средой.

Подсистема управления библиотечным делом включает:

  • федеральный уровень управления: Правительство Российской Федерации, Министерство культуры РФ и другие министерства и ведомства, имеющие библиотеки;
  • региональный уровень: правительства регионов, управления культуры, образования и другие управления, имеющие в своем подчинении библиотеки;
  • муниципальный уровень: органы местного самоуправления и их отделы культуры;
  • администрации библиотек;
  • общественные органы управления: Российская библиотечная ассоциация, отраслевые и местные библиотечные ассоциации общества.

Основу научного понимания управления библиотечным делом (библиотекой) составляет диалектика взаимодействия управления и библиотечного дела, С точки зрения системного подхода можно выделить четыре уровня библиотечного управления: федеральный, ведомственно-отраслевой, территориальный и внутрибиблиотечный. Эта структура должна представлять иерархическую упорядоченную совокупность органов, находящихся в определенных связях и отношениях, выполняющие присущих им функции.

Функции федерального уровня: установление основ библиотечной политики и библиотечного законодательства, разработка государственных библиотечных программ и основных долгосрочных нормативов (стандартов), обеспечение межрегионального и межведомственного взаимодействия библиотек, Т.е. создание единой библиотечной системы в стране. 

Второй уровень — ведомственный. Цель этого уровня управления — обеспечить эффективное развитие подведомственной библиотечной сети как составной части библиотечной системы страны.

Третий уровень — территориальный. Его главные функции:

  1.  Учет региональных и национальных особенностей, исторических традиций, сложившихся в библиотечном деле республик, регионов.
  2.  Обеспечение наиболее рационального размещения библиотечных ресурсов и их комплексное развитие на территории.
  3.  Организация наиболее полного удовлетворения информационных потребностей всех групп населения и эффективного использования всех библиотечных ресурсов.

На внутрибиблиотечном уровне также допускается несистемный подход к управлению, не учитывающий единство всех библиотечных процессов и структурных подразделений, взаимосвязи целей со средствами и методами их достижения, с теми ресурсами, которыми располагает или будет располагать библиотека. 

В сфере библиотечной деятельности большое значение имеет обоснованность управленческих решений. Знание и умелое использование законодательных актов, регулирующих библиотечно-информационную деятельность, позволяет в полном объеме задействовать возможности библиотек по удовлетворению запросов пользователей, определять оптимальные формы взаимодействия с читателями, партнерами, органами власти, обосновывать новые формы инновационной деятельности. Совокупность регулирующих правовых актов в области библиотечного дела выделено в качестве самостоятельного раздела информационного права под названием «библиотечное право». Источниками библиотечного права являются Конституция Российской Федерации, федеральные и региональные законы, указы президента и постановления правительства, муниципальные и ведомственно-отраслевые нормативные материалы, внутрибиблиотечная организационно-правовая документация.

Важнейшими документами, определяющими правовую основу управления библиотечным делом, являются законы «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О библиотечном деле», «Об обязательном экземпляре документов», а также «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Большое значение для управления библиотечным делом имеют «Положение о Министерстве культуры Российской Федерации» и другие подзаконные акты, подписанные председателем правительства РФ и министром культуры РФ. Наряду с федеральными законами в области библиотечного дела действуют и законы субъектов РФ. В ходе муниципальных реформ в период с 2003-2008 гг. осуществлялась законодательно обусловленная передача управленческих, имущественных, и финансовых обязательств по содержанию библиотек сельским и городским поселениям, муниципальным районам или городским округам. В процессе реорганизации выяснилось, что большинство российских библиотек являются публичными (массовыми). В рамках совершенствования административной системы меняются правовой статус библиотек, их организационные формы, содержание деятельности. В связи с этим основная задача библиотек – сохранить достигнутые результаты и обеспечить полноценное обслуживание населения.  

Общественное управление библиотечным делом

Международная Федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (аббревиатура рус. ИФЛА; англ.International Federation of Library Associations — аббревиатура англ.IFLA) — неправительственная международная организация, членами которой являются библиотеки, национальные библиотечные организации и информационные службы. Всего в ней состоит более 1600 членов из 150 стран мира.

Целью создания ИФЛА является укрепление международного сотрудничества библиотек и поддержка высокого уровня библиотечно-информационного обслуживания библиотек во всем мире, поддержка научных исследований в области библиотечно-информационной работы, распространению понимания ценности и важности высококачественного библиотечно-информационного обслуживания в частных, общественных и государственных секторах экономики и культуры.

ИФЛА обеспечивает всемирному библиотечному сообществу возможность регулярно встречаться для обмена мнениями по широкому кругу вопросов библиотечно-информационного обслуживания, поддерживает сотрудничество с международными объединениями и организациями.

ИФЛА была основана в Эдинбурге (Шотландия) в 1927 году. В 1971 году в Нидерландах был принят Устав организации. Штаб-квартира Международной Федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA) расположен в Королевской библиотеке Нидерландов, в Гааге.

Основные цели IFLA — поддержка высокого уровня обеспечения и доставки библиотечно-информационного обслуживания; содействие распространению понимания ценности и важности высококачественного библиотечно-информационного обслуживания в частном, государственном и общественном секторах; представление интересов своих членов во всем мире.

Раз в год проходят, так называемые, среднесрочные встречи членов Постоянных комитетов IFLA, и один раз в год — Генеральная конференция, которая проводится в разных частях света.  С 2003 г. Генеральные конференции IFLA приобрели статус Всемирного конгресса.

В рамках Генеральной конференции традиционно проходят форумы ЮНЕСКО, а также Выставка издательской продукции, технологий и оборудования для библиотек.

Одно из направлений деятельности IFLA — принятие декларативных или рекомендательных нормообразующих документов, которые являются консолидирующей базой для международного библиотечного сообщества.

Библиотечная Ассамблея Евразии, БАЕ (англ.Library Assembly of Eurasia, LAE) — некоммерческое партнерство, объединяющее ведущие библиотеки стран СНГ. Штаб-квартира БАЕ расположена в Москве, в Российской государственной библиотеке. Главная цель БАЕ — культурное и информационно-библиотечное взаимодействие на постсоветском пространстве.

Библиотечная Ассамблея Евразии была основана 27 ноября 1992 года по инициативе руководителей национальных библиотек постсоветского пространства, президентами библиотечных ассоциаций и объединений. Среди учредителей были также общества книголюбов, издательские организации стран бывшего СССР и др

Российская библиотечная ассоциация, РБА (англ. RussianLibraryAssociation, RBA, не RLA).

Общероссийское некоммерческое добровольное объединение юридических лиц, профессионально связанных с библиотечным делом и содействующих его развитию. создана в 1994 г. в целях объединения усилий, поддержки и координации действий библиотек, других библиотечных ассоциаций, сохранения и развития библиотечного дела в России. Осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

  • Библиотечная политика и законодательство;
  • Научная и практи­ческая деятельность;
  • Социальная защита работников библиотек, библиографических и научно-информационных учреждений;
  • Защита прав пользователей библиотек;
  • Международное сотрудни­чество;
  • Культурно-просветительская деятельность;
  • Издательско-полиграфическая деятельность.

РБА учреждена в 1994 г. как общественная организация. Её учредителями стали 17 общественных объединений.

РНБ ежегодно принимает участие в работе Генеральных конференций IFLA (и в качестве самостоятельного учреждения, и в качестве члена Российской библиотечной ассоциации). 

Перспективы

К моменту распада СССР управление библиотечным делом осуществлялось жестко централизованной системой, которая удовлетворительно решала задачи обеспечения стабильного 244 функционирования библиотечного дела в старых условиях, но не могла эффективно управлять этим процессом, а тем более развитием библиотечного дела в новых условиях. Кризисное состояние библиотечного дела во многом было обусловлено тем, что оно не имело в себе механизмов саморазвития. По сути, ни на одном уровне системы управления не было заинтересованности в освоении нововведений, финансировалось только текущее функционирование библиотек и не выделялись средства на развитие, библиотечная наука и практика не были связаны. Какие изменения в управлении библиотечным делом необходимо обеспечить, чтобы оно отвечало сегодняшним и, что еще более важно, завтрашним требованиям к нему?

Современным требованиям не отвечают организационные механизмы управления. На сегодняшний день нет научно обоснованных и отработанных моделей федерального, регионального, муниципального, ведомственно-отраслевого и внутрибиблиотечного управления, не определены новые функции для органов управления различных уровней, не установлены взаимоотношения между ними. Организационные механизмы более или менее отлажены применительно к управлению процессами функционирования, однако и’ в этой части обладают недостатками.

В первую очередь следует отметить целенаправленность управления. Федеральные и региональные стандарты качества библиотечной деятельности не разработаны, социальный заказ к библиотечному делу не определен, поэтому цели библиотечной деятельности оказываются расплывчатыми и у библиотечных работников нет четких ориентиров, не разработаны многие нормативы обеспеченности библиотек необходимыми средствами и ресурсами. Если к тому же учесть несовершенство статистики и неотлаженность коммуникаций, что не позволяет иметь развернутую картину текущего состояния библиотечной системы и ее потребностей, станет очевидной необходимость изменения сегодняшнего положения.

Отрицательно действует и тот факт, что современные механизмы управления способны обеспечивать лишь запаздывающую реакцию, включаясь, когда ситуация обостряется настолько, что не принимать решение нельзя, т. е. они реализуют реактивный тип управления. Запаздывание в принятии решений сегодня наиболее заметно при управлении обеспечивающими процессами, прежде всего программно-методического, кадрового и материально-технического обеспечения.

Необходимо в перечень недостатков включить и низкую эффективность контроля за выполнением решений. Контроль осуществляется по традиционной схеме, и в его схему попадают, как правило, лишь наиболее важные решения. Сегодня органы управления на всех уровнях плохо отслеживают, какая часть принимаемых решений остается невыполненной в полном объеме.

Тормозит процесс управления процессами функционирования и неотлаженность процедур горизонтальной координации, т. е. межведомственного взаимодействия органов управления.

Механизмы управления развитием библиотек, в отличие от механизмов управления функционированием, сегодня находятся в стадии формирования. Здесь сказываются узость функций управления развитием, малый опыт и недостаточное владение управленческим персоналом методами, необходимыми для реализации этих функций. Управление развитием так же, как и управление функционированием, еще недостаточно целенаправленно и системно. Управление без целей не бывает, без них оно лишается одного из важнейших своих компонентов — обратной связи. Но часто на практике действительные цели подменяются псевдоцелями. Формулировки типа «повысить уровень читательских потребностей», «создать условия для эффективного обслуживания читателей» и т. п. свидетельствуют об отсутствии четкого видения перспективы и ориентации на конкретные результаты.

Цель — это образ желаемого результата, который, во-первых, имеет фиксированное время для его получения; во-вторых, соотнесен с возможностями (реалистичный); в-третьих, побуждает субъекта действовать в направлении его достижения; в-четвертых, операционально определен, т. е. задан так, чтобы всегда можно сравнить фактически полученный результат с ожидаемым. Исходя из сказанного выделим первоочередные меры по обеспечению развитием управления библиотечным делом:

  • отработка новых моделей федерального, регионального, муниципального, ведомственно-отраслевого и внутрибиблиотечного управления;
  • разработка методов диагностики (анализа и оценки) системы управления и управленческих кадров; стандартов и программ обучения руководителей органов управления и библиотек по курсу» Управление библиотечным делом», учебных пособий для системы повышения квалификации, дифференцированных по уровням управления; организация подготовки преподавателей по курсу «Управление библиотечным делом»;
  • создание и ведение банка управленческих новшеств; формирование региональных консультативных служб по вопросам управления; изучение и распространение опыта модернизации управленческих систем.

Развитие управления может происходить в виде реформирования, т. е. качественных преобразований системы в целом, либо привнесением в управление новых элементов, свойств или характеристик, а также улучшением различных параметров системы управления по определенному критерию. Под рационализацией системы управления понимают ее изменения, направленные в основном на повышение производительности управленческого труда, т. е. совокупность усовершенствований, непрерывно внедряемых в организацию управления на основе достижений науки и передового опыта (например, переход на новые информационные технологии процессов управления).

Совершенствование библиотечного управления невозможно без учета требований системного, комплексного подхода, вытекающих из неразрывности, целостности библиотечных систем и процессов. В этой проблеме три аспекта. Во-первых, совершенствование управления осуществляется на всех уровнях библиотеки: рабочем месте библиотекаря, в группе, секторе, отделе, библиотеке в целом. Совершенствование одного отдельного звена, на отдельном уровне неизбежно приводит к тому, что мы, имея возможность теоретически решить вопрос в данном звене, на данном уровне, не можем предугадать связи (отношения) с другими звеньями, уровнями библиотеки. Так, выбору рабочего места библиотекаря как объекта развития должно предшествовать изучение его с позиций группы, сектора, всего технологического процесса. Это объясняется тем, что рабочее место библиотекаря — лишь звено того или иного процесса, связанного с другими рабочими местами единством технологии, разделением и кооперацией труда, единством материально-технической базы. Кроме того, совершенствование организации труда на отдельных рабочих местах, как правило, приводит к «цепной» неуправляемой реакции. Когда попеременно то одна, то другая операция опережает другие в уровне организации, нарушаются пропорциональность библиотечных процессов, ритм всей многогранной деятельности библиотеки.

Во-вторых, решение проблемы совершенствования библиотечного управления должно осуществляться по всем его элементам. Эта система включает в себя такие частные элементы, как: планирование, организацию и регулирование технологического процесса, методы управления библиотечным персоналом, технические средства управления и др. Чрезмерное увлечение каким-то одним элементом системы, например, внедрением автоматизированной системы управления, но без ликвидации недостатков в организации планирования, учета, взаимодействия структурных подразделений, без совершенствования методов работы применительно к внедренным техническим новшествам не даст ожидаемого эффекта. Более того, решение лишь частных вопросов нередко приводит к отрицательным последствиям (например, внедрение современной техники в плохо организованный библиотечный процесс).

В-третьих, при поисках наилучших решений оценку качественного уровня организации и управления следует давать не с позиций выявления резервов повышения эффективности в узких рамках отдельных процессов и каждой библиотеки в отдельности, а исходя из более общих критериев, в которых учитываются опыт и достижения других подразделений, библиотек, всей библиотечной системы. Изолированное осуществление мероприятий по совершенствованию не позволяет использовать преимущества, предоставляемые всей системой библиотечного дела. Рационализация организации рабочих мест, правильное разделение труда, организация взаимодействия структурных подразделений и т. д. — все это в определенной мере осуществимо силами самих библиотек. Однако это означает, что в данной библиотеке внедряется подлинно научная система управления. Детальная, научно обоснованная программа развития библиотечного управления может быть разработана и претворена в жизнь только с учетом прогрессивной организации управления в масштабах всей библиотечной системы.

Развитие управления — обязательный компонент системы управления. Развитие требует качественной и количественной оценки эффективности управления: и самих мер совершенствования, и конкретных итогов рационализации управления. Эффективность — важнейшая характеристика системы библиотечного управления. В узком смысле эффективность оценивается по затратам живого и овеществленного труда на то или иное управленческое мероприятие и по изменению показателей (характеристик) системы управления. Эффективность в широком смысле означает сопоставление затрат на управление с показателями деятельности всей библиотечной системы (и объекта, и субъекта управления). Оценка «широкой» эффективности особенно необходима при внедрении в управление сложных организационных или технических усовершенствований при переходе на новую структуру всего управления, изменении системы планирования и стимулирования и т. д. В таких случаях только изменение показателей библиотечной деятельности позволяет оценить столь глубокие преобразования. Таким образом, основным критерием оценки эффективности управления является эффективность библиотечной деятельности.

В современных условиях настоятельной необходимостью стала разработка программы комплексного совершенствования системы управления библиотечным делом, т. е. не отдельных, пусть даже важных аспектов управления, а системы взаимосвязанных мероприятий, касающихся внутрибиблиотечного, ведомственно-отраслевого, территориального и федерального управления. Ни одна из указанных сфер управления не может рассматриваться изолированно от других. Именно в комплексном учете всех этих сторон управления и состоит одно из проявлений системного подхода. Практически все вопросы функционирования библиотечного дела должны рассматриваться с позиции активизации мер по совершенствованию системы управления. Будучи не только надстройкой над своим базисом — библиотечным делом, но и фактором, способным ускорять его развитие, механизм управления обязан играть ведущую, направляющую роль, опережать развитие библиотечного дела. Его следует совершенствовать не тогда, когда противоречия обострились и сказываются негативные последствия этого, а заблаговременно, на основе выявленных противоречий, тенденций и закономерностей развития библиотечного дела, обобщения передового опыта управления.

Дальнейшее развитие библиотечного дела ставит неотложные задачи по совершенствованию общебиблиотечного законодательства, т. е. задачи разработки и последовательного использования обязательных нормативно-правовых актов, не только закрепляющих сложившиеся библиотечные отношения, но устанавливающих устойчивый и строгий порядок функционирования библиотечных систем разного уровня. В настоящее время библиотечное законодательство не систематизировано, оно состоит из большого числа ведомственных постановлений, положений, инструкций и других нормативных актов, изданных в разное время, на разной методологической основе, мало согласованных между собой.

Центральным звеном на пути перехода к правовым методам Управления библиотечным делом должны стать «Федеральный закон РФ о библиотечном деле», а также подзаконные акты, конкретизирующие и раскрывающие механизм реализации статей Закона и являющиеся обязательными для всех библиотек. Регулирование внутрирегиональных и внутриведомственных библиотечных отношений определяется ведомственными и региональными нормативными актами. При таком подходе Закон о библиотечном деле становится важной правовой основой управления библиотечным делом, а его нормы будут оказывать регулирующее воздействие непосредственно на библиотечную деятельность.

21.01.2018, 6411 просмотров.

«Об утверждении Руководства по библиотечному делу в Вооруженных Силах Российской Федерации»

В целях упорядочения деятельности библиотек в Вооруженных Силах Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 мая 2018 г. Руководство по библиотечному делу в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение к настоящему приказу).

2. Признать утратившими силу с 1 мая 2018 г.:

приказ Министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 1995 г. N 300 «О введении в действие Руководства по библиотечному делу в Вооруженных Силах Российской Федерации»;

приказ Министра обороны Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. N 491 «О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации 1995 года N 300»;

пункт 9 приказа Министра обороны Российской Федерации от 1 сентября 2008 г. N 484 «О правовых актах Министерства обороны Российской Федерации по вопросам финансового обеспечения».

Министр обороны

Российской Федерации

генерал армии

С.ШОЙГУ

Приложение

к приказу Министра обороны

Российской Федерации

26 декабря 2017 г. N 808

РУКОВОДСТВО ПО БИБЛИОТЕЧНОМУ ДЕЛУ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящее Руководство определяет организацию библиотечного дела в Вооруженных Силах Российской Федерации <1>, систему библиотек Вооруженных Сил (далее — библиотеки) и их задачи, вопросы библиотечного обслуживания пользователей.

———————————

<1> Далее в тексте настоящего Руководства, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации — Вооруженными Силами; Министерство обороны Российской Федерации — Министерством обороны; Департамент культуры Министерства обороны Российской Федерации — Департаментом культуры; органы военного управления, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации — воинскими частями; военнослужащие, члены их семей, граждане, уволенные с военной службы, а также лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации — пользователями.

2. Основными задачами библиотек являются:

информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей библиотек в интересах всестороннего удовлетворения их запросов на литературу и информацию;

содействие средствами и формами библиотечной деятельности боевой и общественно-государственной подготовке военнослужащих, научной, учебно-педагогической и иной служебной деятельности личного состава воинских частей;

активное влияние на содержание чтения в соответствии с целями обучения и воспитания личного состава воинских частей;

пропаганда литературы, способствующей нравственному и патриотическому воспитанию пользователей, повышению их профессионального, общеобразовательного и культурного уровня;

воспитание потребности в систематическом чтении;

распространение навыков самостоятельной работы над книгой;

повышение уровня информационной грамотности;

организация бережного сохранения библиотечных фондов, их систематического пополнения новыми документами;

автоматизация библиотечных процессов, внедрение информационных технологий, создание электронных каталогов и электронных библиотек (коллекций), электронного межбиблиотечного абонемента, формирование Единого электронного каталога библиотек в Вооруженных Силах и Электронной библиотеки Вооруженных Сил (далее — Электронная библиотека).

3. В настоящем Руководстве применяются следующие понятия:

библиотечное дело в Вооруженных Силах (далее — библиотечное дело) — область информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их библиотечных фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек;

библиотеки — структурные подразделения воинских частей или организации Вооруженных Сил, выполняющие информационные, культурные, просветительские функции и располагающие организованным библиотечным фондом, который временно предоставляется пользователям или иным лицам, финансируемые за счет средств Министерства обороны;

библиотечный фонд — совокупность документов различного назначения и статуса, организационно и функционально связанных между собой, подлежащих учету, комплектованию, хранению и использованию в целях библиотечного обслуживания пользователей и иных лиц (статья 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ «О библиотечном деле»);

документ — материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения (статья 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»).

4. Организационная структура и количественный состав работников библиотек определяются штатами, утверждаемыми в установленном порядке.

II. Система библиотек и их классификация

5. Библиотеки составляют единую систему, объединенную общностью основных задач и принципов деятельности.

По функциональному предназначению, составу библиотечных фондов и контингенту пользователей библиотеки подразделяются на:

военно-научные библиотеки;

массовые военные библиотеки;

библиотеки образовательных организаций Министерства обороны.

6. Военно-научные библиотеки предназначаются для библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания деятельности личного состава воинских частей и научной работы, проводимой в Вооруженных Силах в интересах развития военной теории и практики, вооружения, военной и специальной техники, профессиональной подготовки военнослужащих.

К военно-научным библиотекам относятся:

военно-научные библиотеки органов военного управления;

военно-научные библиотеки образовательных и научных организаций Министерства обороны;

военно-технические библиотеки соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил;

федеральное государственное казенное учреждение «Информационный историко-научный центр — Военная историческая библиотека Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее — Военная историческая библиотека).

7. Массовые военные библиотеки предназначены для содействия обучению и воспитанию, повышению уровня культуры и развития пользователей с помощью книг и других документов, составляющих их библиотечные фонды.

К массовым военным библиотекам относятся:

библиотеки клубов воинских частей;

библиотеки офицерских клубов, домов офицеров;

библиотеки культурно-досуговых центров;

библиотеки домов культуры и центральных офицерских клубов Министерства обороны.

8. Библиотеки образовательных организаций Министерства обороны предназначены для:

библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания обучающихся, научно-педагогических (педагогических) и иных работников образовательных организаций Министерства обороны в целях реализации образовательных программ;

воспитания, повышения уровня культуры и развития обучающихся.

Библиотеки образовательных организаций Министерства обороны, в том числе электронные библиотеки, обеспечивают доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также к иным информационным ресурсам.

9. Военно-научные, массовые военные и библиотеки образовательных организаций Министерства обороны составляют соответствующие библиотечные подсистемы.

В библиотечных подсистемах могут быть центральные библиотеки (выполняющие функции центральных) по отношению к другим библиотекам.

10. Центральные библиотеки являются главными методическими центрами библиотечной деятельности в Вооруженных Силах и призваны в установленном порядке формировать, хранить и предоставлять пользователям наиболее полное собрание документов, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов и оказывать методическую помощь библиотекам.

Центральными библиотеками являются:

Военная научная библиотека Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации — в подсистеме военно-научных библиотек;

библиотека федерального государственного бюджетного учреждения культуры и искусства «Центральный дом Российской Армии имени М.В. Фрунзе» Министерства обороны Российской Федерации — в подсистеме массовых военных библиотек.

Также функции центральных библиотек выполняют:

федеральное государственное казенное учреждение культуры и искусства «Центральная военно-морская библиотека» Министерства обороны Российской Федерации — по отношению к военно-научным библиотекам Военно-Морского Флота;

Военная историческая библиотека — в сфере военно-исторической деятельности;

библиотеки домов офицеров видов (родов) войск Вооруженных Сил, военных округов (Северного флота) — по отношению к военным массовым библиотекам вида (рода) войск Вооруженных Сил, военного округа (Северного флота).

11. Библиотеки также подразделяются на:

стационарные;

передвижные.

Стационарные библиотеки — основной вид библиотек, структурные подразделения воинских частей (организации Вооруженных Сил).

Передвижные библиотеки организовываются от стационарных библиотек:

в воинских частях, не имеющих штатных библиотек;

при проведении полевых (морских) выходов продолжительностью не менее 10 суток;

в подразделениях, несущих боевое дежурство (боевую службу) или выполняющих задачи в отрыве от воинских частей и мест базирования кораблей.

III. Электронная библиотека

12. Электронная библиотека формируется как автоматизированная информационная система, предназначенная для организации, хранения и использования электронных объектов, объединенных единой идеологией комплектования, структуризации и доступа, с едиными средствами навигации и поиска, обеспечивающая управляемый доступ пользователей в электронной форме к библиотечным фондам, документам и информационным ресурсам Министерства обороны посредством информационно-телекоммуникационных сетей.

Содержание (наполнение) объектов (документов), которые хранятся в Электронной библиотеке, а также описательные метаданные являются ее контентом.

Учет и регистрация новых поступлений, загрузка электронных ресурсов в Электронную библиотеку, формирование и контроль коллекций возложены на Главный вычислительный центр Вооруженных Сил (группу комплектования Электронной библиотеки).

13. В целях обеспечения доступности информационных ресурсов образовательных и научных организаций Министерства обороны создается Единая электронная библиотека образовательных и научных организаций Министерства обороны (далее — Единая электронная библиотека).

Единая электронная библиотека представляет собой автоматизированную информационную систему, функционирующую как самостоятельный, организованный в виде отдельного массива информационных объектов электронный ресурс и обеспечивающую агрегацию, организацию, хранение и использование информационных ресурсов электронных библиотек образовательных и научных организаций Министерства обороны, и является совокупностью электронных библиотек и электронных библиотечных ресурсов образовательных и научных организаций Министерства обороны.

Общедоступный (открытый) сегмент Единой электронной библиотеки является одним из элементов Электронной библиотеки.

Доступ к ресурсам Единой электронной библиотеки осуществляется в соответствии с политикой в области организации доступа к фонду и данным, составляющим ее контент, и предполагает централизованную регистрацию пользователей Единой электронной библиотеки.

Организация фонда Единой электронной библиотеки включает регистрацию, контроль полноты, комплектности, актуальности материалов, поступающих в рамках комплектования фонда библиотеки, их соответствия заявленным требованиям, в том числе техническим, поддержку внутренней структуры фонда библиотеки, а также комплекс мероприятий по информационной безопасности в отношении фонда и единого электронного каталога.

Для организации библиотечного фонда Единой электронной библиотеки актуальны и применяются все мероприятия, касающиеся каталогизации, индексирования, систематизации и предметизации библиотечных фондов.

Фонд Единой электронной библиотеки представляет собой совокупность документов и материалов в электронной форме и (или) электронных копий документов на традиционных носителях, полученных из воинских частей — источников комплектования.

Фонд Единой электронной библиотеки имеет две составные части: фонд пользовательских копий, предназначенный для информационного обслуживания пользователей;

фонд страховых копий, предназначенный для обеспечения долговременной сохранности объектов и их возмещения в случае утраты.

Источниками комплектования Единой электронной библиотеки являются воинские части, имеющие в своей структуре библиотеки, которые подготавливают электронные ресурсы к загрузке в Электронную библиотеку на основании материалов архивных и библиотечных фондов (сканируют, формируют электронный контент, библиографическое описание документа в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003). Передача материалов в Главный вычислительный центр Вооруженных Сил осуществляется любым доступным способом: по имеющимся каналам связи, пересылкой на материальных носителях хранения информации (оптические диски формата CD-R, CD-RW, DVD-R, DVD-RW и т.д.).

Электронный каталог Единой электронной библиотеки составляет совокупность библиографических машиночитаемых записей и связанных метаданных, формирование которого осуществляется путем слияния в единый информационный ресурс машиночитаемых описаний из каталогов библиотек воинских частей — источников комплектования Единой электронной библиотеки и (или) метаданных с использованием сервисов Единой электронной библиотеки.

Порядок функционирования, комплектования и учета библиотечного фонда электронных документов и электронных ресурсов, а также эксплуатации Единой электронной библиотеки определяется в соответствии с правовыми актами Министерства обороны и иными служебными документами.

14. Электронная библиотека образовательной (научной) организации Министерства обороны — автоматизированная информационная система по обеспечению управляемого доступа по информационно-телекоммуникационным сетям к электронным образовательным ресурсам, профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также к иным информационным ресурсам.

IV. Деятельность библиотек

15. Библиотеки осуществляют:

библиотечное обслуживание;

библиографическую работу;

массовую работу.

16. Библиотечное обслуживание представляет собой деятельность библиотек по пропаганде и выдаче документов, обеспечению доступа к электронным ресурсам Электронной библиотеки и Единой электронной библиотеки, оказанию помощи в их выборе и использовании.

Порядок библиотечного обслуживания определяется правилами пользования библиотекой, утверждаемыми командиром воинской части.

Для обеспечения возможности взаимного использования ресурсов и обмена информацией между библиотеками при создании электронных каталогов используется национальный коммуникативный формат RUSMARC <2>.

———————————

<2> Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 27 января 1998 г. N 45 «О внедрении российского коммуникативного формата библиографических записей в машиночитаемой форме».

В целях обеспечения наиболее полного и качественного обслуживания пользователей библиотеки взаимодействуют с библиотеками органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, осуществляющими информационно-библиотечную деятельность и (или) направленную на ее обеспечение.

При записи в библиотеку на каждого пользователя заполняется формуляр пользователя библиотеки (приложение N 1 к настоящему Руководству) или производится регистрационная запись в базе данных пользователей библиотеки. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.

Организация передвижных библиотек осуществляется в соответствии с типовым договором (приложение N 2 к настоящему Руководству).

При выдаче документов в передвижные библиотеки на каждую из них заводится тетрадь регистрации документов, выданных в передвижную библиотеку, в которую записывается выданная литература по отделам и по алфавиту фамилий авторов (приложение N 3 к настоящему Руководству).

Обновление библиотечных фондов передвижных библиотек производится частично или полностью по мере использования документов, но не реже одного раза в два месяца.

Запись пользователей и выдача им документов в передвижных библиотеках производятся в установленном порядке.

За использование документов, полученных в передвижную библиотеку, отвечает командир воинской части и своим решением назначает из числа должностных лиц воинской части библиотекаря, ответственного за выдачу документов, без освобождения его от должности.

Библиотека при отсутствии в ее библиотечном фонде необходимых пользователям документов запрашивает их по межбиблиотечному абонементу (МБА), в том числе по электронному. При этом расходы по пересылке документов в библиотеку и обратно оплачиваются за счет пользователей.

Библиотека для получения документов по МБА запрашивает их через библиотеки, выполняющие функции центральных. Последние удовлетворяют заказы абонентов из своих фондов или направляют заказ в другие государственные библиотеки, в фондах которых имеются запрашиваемые издания.

В местах постоянной дислокации воинских частей библиотеки по решению командира воинской части обслуживают юридических лиц, а также физических лиц, не являющихся пользователями.

При организации библиотечного обслуживания в местах, где оно затруднено или невозможно, могут использоваться мобильные библиотеки, в том числе комплекс информационно-библиотечного обслуживания, который представляет собой специально оборудованную мобильную библиотеку, обеспечивающую реализацию образовательных, просветительских, социально-политических функций.

17. Библиографическая работа библиотек представляет собой деятельность, направленную на организацию справочно-библиографического аппарата, информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей, пропаганду библиотечно-библиографических знаний, составление библиографических материалов различного назначения, консультативную и методическую деятельность при выборе документов.

Осуществляя библиографическую работу, библиотеки формируют фонды справочных и библиографических изданий, готовят библиографические справки по запросам пользователей, проводят библиографические обзоры и консультации, ведут систематический и алфавитный каталоги, тематические картотеки (базы данных) книг, газетных и журнальных статей по актуальным вопросам, темам боевой и общественно-государственной подготовки.

Каталоги предоставляются пользователям для выбора документов, они помещаются на видном и удобном месте. Возле каталогов вывешиваются краткие правила пользования ими. Электронный каталог и правила пользования каталогом могут быть представлены на сайте библиотеки и (или) воинской части, структурным подразделением которой является библиотека.

18. Массовая работа библиотек включает в себя деятельность по пропаганде военной, научной, технической, специальной, художественной и иной литературы в интересах решения задач обучения и воспитания личного состава воинских частей и удовлетворения его духовных потребностей.

Осуществляя массовую работу, библиотеки организуют беседы и лекции, в том числе на литературные темы, встречи с авторами книг, читательские конференции и литературные вечера, устные журналы, тематические книжные выставки и выставки новых поступлений, вечера книги, создают литературные кружки, клубы книголюбов и другие любительские объединения, взаимодействуют с государственными, муниципальными и другими библиотеками, писательскими, научными организациями и издательствами в целях использования их возможностей для проведения культурно-шефских мероприятий по пропаганде книги.

19. Организация работы библиотек осуществляется в соответствии с настоящим Руководством и положением, которое утверждается командиром воинской части, в ведении которого находится данная библиотека, либо уставом (если библиотека является юридическим лицом).

Деятельность библиотеки организует начальник (директор, заведующий) библиотеки, который отвечает за организацию работы библиотеки, профессиональную подготовку работников, комплектование, учет и сохранность библиотечного фонда.

Распорядок работы библиотеки и обязанности ее работников утверждаются командиром воинской части, в ведении которого находится библиотека, или иным должностным лицом, которому подчиняется библиотека.

Для поддержания в библиотеках чистоты и порядка в каждом месяце устанавливается санитарный день. Выдача документов в этот день не производится. Для своевременной и правильной обработки и расстановки фондов ежедневно в библиотеках предусматривается два часа на внутрибиблиотечную работу.

Каждая библиотека должна иметь необходимый набор помещений для выполнения решаемых задач, в состав которых входят помещения для книгохранения, читательская и служебная зоны.

В помещениях библиотеки создаются условия безопасного хранения документов: температурно-влажностный режим, освещение, а также условия пожарной и иной безопасности. Библиотеки могут быть оборудованы системами предотвращения несанкционированного выноса документов, в том числе на основе технологий радиочастотной идентификации.

Помещения читательской зоны должны обеспечивать комфортные условия работы пользователей с документами на различных видах носителей, имеющимися в библиотеке. Библиотечная среда должна обеспечивать лицам с ограничениями по здоровью возможность свободно пользоваться услугами, предоставляемыми библиотекой.

Запрещается использование библиотечных помещений не по прямому назначению или перемещение библиотек в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.

Библиотеки оснащаются специальной библиотечной техникой, инвентарем, мебелью (стеллажами, шкафами, витринами для книжных выставок, ящиками для каталогов и др.) и оборудованием, в том числе техническими средствами для обеспечения деятельности библиотек (приложение N 4 к настоящему Руководству).

20. Документация библиотеки включает:

устав библиотеки (для юридических лиц), положение (для библиотек, являющихся структурными подразделениями воинских частей); положения об отделах (других структурных подразделениях) библиотеки;

правила пользования библиотекой;

распорядок работы библиотеки;

функциональные обязанности работников библиотеки;

инвентарные книги учета библиотечного фонда;

книгу суммарного учета библиотечного фонда;

регистрационные карточки учета периодических изданий;

тетради учета документов, выданных в передвижные библиотеки;

тетрадь учета документов, принятых от пользователей библиотеки взамен утерянных;

формуляры пользователей библиотеки;

дневник работы библиотеки (дневники работы отделов, других структурных подразделений библиотеки);

дело с планами работы библиотеки;

дело с актами на списанные документы;

инвентарную книгу учета хозяйственного имущества.

Для штемпелевания книг, журналов и газет библиотека должна иметь прямоугольной формы штемпель размером 1,5 x 4 см.

Дневник работы библиотеки (приложение N 5 к настоящему Руководству) ведется ежедневно и отражает количество посещений библиотеки, выдачи документов по основным отделам фонда, а также проведение массовых мероприятий и библиографическую работу библиотеки.

21. Библиотеки осуществляют деятельность на основе привлечения общественности. В целях развития инициативы своих пользователей в библиотеках могут избираться общественные советы или иные общественные органы библиотек. Количественный состав и срок их полномочий определяются на местах исходя из условий деятельности библиотек.

Общественный совет библиотеки изучает запросы пользователей и вносит свои предложения по улучшению деятельности библиотеки, принимает участие в проведении массовых мероприятий по пропаганде книги, содействует благоустройству помещений библиотеки, привлекает пользователей к ремонту библиотечного фонда.

22. Финансирование библиотек на приобретение литературы, библиотечной техники и проведение библиотечных мероприятий, а также материально-техническое обеспечение библиотек, ремонт их помещений и оборудования производятся в установленном порядке за счет средств Министерства обороны в пределах ассигнований, выделенных на эти цели, через довольствующие органы, а библиотек организаций Вооруженных Сил — за счет средств этих организаций.

V. Библиотечный фонд

23. Библиотечный фонд составляют книги и иные печатные издания, рукописи, аудиовизуальные материалы и другие материальные носители информации, электронные издания, лицензионные сетевые ресурсы, которые представляют собой упорядоченную совокупность документов, организационно и функционально связанных между собой, подлежащих учету, комплектованию, хранению и использованию в целях библиотечного обслуживания.

24. Комплектование библиотечных фондов осуществляется: на основе планового снабжения; путем приобретения литературы в книготорговых организациях, подписки на периодические и продолжающиеся (подписные) издания; в форме книгообмена с другими библиотеками; путем получения книг в дар и в виде пожертвований от юридических и физических лиц, а также из других источников.

25. Состав библиотечного фонда должен соответствовать профилю библиотеки, задачам обучения и воспитания личного состава.

Военно-научные библиотеки формируют библиотечные фонды в основном по профилю обслуживаемой воинской части и смежным отраслям, связанным с решением служебных задач.

Массовые военные библиотеки комплектуют библиотечные фонды по всем отраслям знаний.

Библиотечный фонд библиотек образовательных организаций Министерства обороны формируется в зависимости от типа образовательной организации, реализуемых образовательных программ и разрешенных видов деятельности, комплектуется печатными и электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и обеспечивает научную (научно-исследовательскую) деятельность и воспитательную работу.

Библиотеки образовательных организаций Министерства обороны комплектуют, организуют хранение и использование общедоступных материалов научных конференций, диссертаций, рефератов, выпускных квалификационных и других работ, подготовленных в данной образовательной организации, разрабатывают и издают библиографические пособия по ее профилю (направленности).

Библиотечный фонд библиотек военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны по своим задачам и характеру деятельности также входит в систему военно-научной информации Министерства обороны.

26. Организация библиотечных фондов включает техническую обработку документов, их каталогизацию и расстановку.

Техническая обработка документов предполагает штемпелевание, простановку инвентарных номеров и библиотечных шифров, заполнение книжных формуляров, наклейку на книги кармашков, контрольных листов сроков возврата, ярлыков, штрих-кодов, радиочастотных меток.

Каталогизация состоит из библиографического описания документов, их индексирования и формирования библиотечных каталогов.

Библиографическое описание документов, входящих в состав библиотечного фонда, производится на основании действующих единых правил описания. При составлении электронной библиографической записи используются Российские правила каталогизации, подготовленные Российской библиотечной ассоциацией (формат RUSMARC).

Индексирование включает систематизацию и предметизацию документов.

Систематизация библиотечных фондов библиотек производится по таблицам библиотечной классификации.

Систематизация библиотечных фондов, каталогов и картотек в военно-научных библиотеках и библиотеках образовательных организаций Министерства обороны осуществляется по схеме «Библиотечно-библиографическая классификация. Таблицы для военно-научных библиотек».

Массовые военные библиотеки систематизируют свои фонды по схеме «Библиотечно-библиографическая классификация. Таблицы для массовых библиотек».

Предметизация библиотечных фондов предполагает определение предметной рубрики документов в соответствии с их содержанием.

Для более полного раскрытия содержания документа дополнительно используются другие информационно-поисковые языки (классификационные схемы, тезаурусы, рубрикаторы), используемые в библиотеках и органах научно-технической информации Российской Федерации, а также национальные авторитетные файлы.

Для обеспечения поиска и нахождения документов в библиотечных фондах создаются каталоги. Каталоги создаются в карточной и электронной формах.

Основные виды карточных каталогов: алфавитный, систематический, предметный. Также могут создаваться иные виды каталогов (нумерационный, топографический, географический и другие).

В библиотеках применяются следующие виды расстановки фондов: систематическая, алфавитная, тематическая, предметная, формальная. Могут применяться сочетания различных видов расстановок.

В массовых военных библиотеках применяется сочетание систематической и алфавитной расстановки с тематической.

Книги вместе с брошюрами расставляются на полках в соответствии с принятым в библиотеке видом расстановки фондов. Справочные издания выделяются на отдельные полки. Журналы и газеты выделяются отдельно от книг и размещаются в алфавитно-хронологическом порядке названий. Микрофильмы, диапозитивы, грампластинки и электронные издания хранятся в специальных коробках в нумерационном порядке.

27. Учет библиотечных фондов организуется и ведется в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 1077 «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда».

Списание документов из библиотечного фонда оформляется в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2013 г. N 222дсп «Об утверждении Порядка списания с учета вооружения, военной техники и других материальных средств в Вооруженных Силах Российской Федерации».

28. Библиотеки систематически освобождают свои библиотечные фонды от документов, которые не пользуются читательским спросом, а также по причинам утраты, ветхости, дефектности, устарелости по содержанию и непрофильности.

Документы, имеющиеся в библиотеке в большом количестве экземпляров или не соответствующие профилю ее библиотечного фонда, передаются в установленном порядке в другие библиотеки.

Библиотечные фонды библиотек расформированных воинских частей передаются в другие библиотеки или сдаются в отделы хранения технических средств складов центров материально-технического обеспечения.

Вопрос передачи документов из одной массовой военной библиотеки в другую, а также использования библиотечных фондов массовых военных библиотек расформированных воинских частей решает заместитель командующего по работе с личным составом военного округа (Северного флота).

Вопрос об использовании документов из библиотечных фондов военно-научных библиотек и библиотек образовательных организаций Министерства обороны решает руководитель вышестоящего органа военного управления по подчиненности.

Работники библиотек соблюдают правила учета, хранения и использования библиотечных фондов и организовывают в установленном порядке их ремонт и реставрацию.

Командиры воинских частей создают условия, обеспечивающие сохранность библиотечных фондов.

VI. Руководство библиотечным делом в Вооруженных Силах

29. Координацию деятельности органов военного управления по развитию библиотечного дела в Вооруженных Силах осуществляет Департамент культуры.

Департамент культуры разрабатывает предложения по развитию библиотечного дела в Вооруженных Силах, осуществляет формирование и ведение Электронной библиотеки и каталога Единой электронной библиотеки, участвует в формировании и пополнении библиотечных фондов массовых военных библиотек.

Главное управление по работе с личным составом Вооруженных Сил осуществляет организацию деятельности по совершенствованию работы массовых военных библиотек.

30. В целях выработки предложений и практических рекомендаций, а также координации деятельности библиотек образуется совет по развитию библиотечного дела в Вооруженных Силах, который состоит из представителей заинтересованных органов военного управления, библиотек, выполняющих функции центральных, а также из представителей библиотек других органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления, юридических лиц, работающих в сфере библиотечного дела (по согласованию).

В состав совета входят председатель, заместитель председателя, члены совета и секретарь.

Персональный состав совета и положение о нем утверждаются по представлению директора Департамента культуры Министерства обороны Российской Федерации статс-секретарем — заместителем Министра обороны Российской Федерации, который является председателем совета.

31. Руководство работой библиотек осуществляют командиры воинских частей, в ведении которых находятся библиотеки, или руководители библиотек (организаций Вооруженных Сил). Они направляют практическую деятельность библиотек и систематически проверяют их работу, организуют плановое комплектование и сохранность библиотечных фондов, укрепление материально-технической базы библиотек, своевременное их финансирование и укомплектование библиотечными кадрами.

Практическое руководство массовыми военными библиотеками осуществляют органы военного управления по работе с личным составом, заместители командиров воинских частей по работе с личным составом, которые отвечают за содержание и направленность деятельности массовых военных библиотек, использование библиотечных фондов в интересах нравственного и культурного воспитания личного состава воинских частей.

Непосредственное руководство деятельностью массовой военной библиотеки осуществляет начальник (заведующий) клуба, начальник (директор, заведующий) Дома офицеров, которые утверждают планы работы библиотеки, проверяют их выполнение, совместно с заведующим библиотекой обеспечивают комплектование, использование и сохранность библиотечного фонда, организуют массовые мероприятия по пропаганде книги.

В образовательных и научных организациях Министерства обороны руководство повседневной работой библиотек осуществляют заместители начальников по научной и учебной работе (начальники учебных отделов, заместители начальников по научной работе).

Приложение N 4

к Руководству (п. 19)

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ

Наименование

Количество

Библиотека Дома офицеров

Библиотека солдатского клуба

Автоматизированное рабочее место, компл.

5

3

Копировальный множительный аппарат, шт.

1

1

Телевизор, шт.

1

1

Точка доступа в сеть «Интернет», компл.

1

1

Телефон (факс), шт.

1

1

Сейф для документации, шт.

1

1

DVD-плеер, шт.

1

1

Примечание. Для библиотек центральных (окружных) домов офицеров технические средства, обеспечивающие работу указанных библиотек, формируются отдельным табелем к штату, разрабатываемому Главным организационным мобилизационным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Воспитание личного состава

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство ремонту заз форза
  • Lg 32lb530u сервис мануал
  • Управление фсб по приморскому краю руководство
  • Руководства по visual studio
  • Нимустин инструкция по применению цена отзывы