Руководство большого кремлевского дворца

ФГБУК «Государственный Кремлёвский Дворец»:

Адрес: 103132, Москва, Кремль, Государственный Кремлёвский Дворец

Генеральный директор — художественный руководитель

Народный артист России

Шаболтай Петр Михайлович

Факс для отправки писем на имя генерального директора: +7(495)
606-70-03

Кассы Государственного Кремлёвского Дворца

Продажа билетов в кассах: ежедневно с 12:00 до 20:00.

Без выходных и перерыва на обед.

Режим работы администрации: с понедельника по пятницу с 11:00 до 19:00

Адрес: ул. Воздвиженка, д. 1

Проезд до ст. метро «Библиотека им. Ленина», «Арбатская», «Боровицкая»

Заместитель генерального директора

(по техническим вопросам)

Заслуженный деятель искусств России

Бакин Сергей Анатольевич

Начальник отдела по реализации билетов

Кутявин Сергей Викторович

Главный специалист репертуарно-творческого управления

(Вопросы проведения мероприятий)

Гарнова Анна Викторовна

Служба главного администратора

Режим работы: по будням с 10:00 до 19:00, перерыв с 13:00 до 14:00

Пресс-секретарь

Ярошевский Константин Валерьевич

Аккредитация СМИ

Начальник отдела рекламы

Самохина Юлия Николаевна

ОРГАНИЗАЦИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ВЫПУСКНОГО БАЛА

Вопросы и предложения по организации мероприятия Всероссийского выпускного бала в Кремле необходимо направлять по адресу: tvoy_vypusknoy@mail.ru

Кравченко Михаил Геннадьевич

Директор театра «Кремлёвский балет»

Троицкий Николай Сергеевич

Дворец
Большой Кремлёвский дворец
Moscow 09-13 img20 Grand Kremlin Palace.jpg
Главный фасад Большого Кремлёвского дворца
55°45′00″ с. ш. 37°36′56″ в. д.HGЯO
Страна
  • Flag of Russia.svg Россия[1]
Город Москва, Московский кремль
Архитектурный стиль Псевдорусский стиль
Автор проекта К. А. Тон
Архитектор Тон, Константин Андреевич
Основатель Николай I
Дата основания 1838—1849 годы
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771510302110326 (ЕГРОКН). Объект № 7710353025 (БД Викигида)
Сайт kreml.ru/en/main/kremlin…
Commons-logo.svg Большой Кремлёвский дворец на Викискладе

Большо́й Кремлёвский дворе́ц[2][3][4] — один из дворцов Московского Кремля. Построен в 1838—1849 годах по повелению императора Николая I группой русских архитекторов под руководством К. А. Тона (Н. И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарёв, Н. А. Шохин[5]).

Длина дворца составляет 125 метров, высота — 47 метров; общая площадь составляет около 25 000 м². Ансамбль дворца включает в себя Теремной дворец, девять церквей (с 14, 16, 17 веков), вестибюль и около 700 комнат. Здание дворца образует прямоугольник с внутренним двором. Пять залов дворца (Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский), названные по имени орденов Российской империи, в настоящее время используются для государственных и дипломатических приёмов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации.

Содержание

  • 1 Предыстория
    • 1.1 Первые дворцы московских царей (кон. XV—XVII вв.)
    • 1.2 Императорские резиденции (1712—1838)
  • 2 История строительства
  • 3 Структура и архитектура
  • 4 Современное использование дворца
  • 5 Залы дворца
    • 5.1 Андреевский зал
    • 5.2 Александровский зал
    • 5.3 Владимирский зал
    • 5.4 Георгиевский зал
    • 5.5 Екатерининский зал
  • 6 В кино
  • 7 Литература
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

Предыстория[править | править код]

Первые дворцы московских царей (кон. XV—XVII вв.)[править | править код]

Первые каменные здания дворцового комплекса были построены итальянским зодчим Алевизом Фрязином в 1499—1508 годах.
К концу XVII века в комплекс входили:

  • Грановитая палата
  • Средняя Золотая палата
  • Столовая палата
  • Теремной дворец
  • Набережная палата
  • Запасной дворец
  • Набережный сад
  • Гербовые ворота
  • Дворец царицы Натальи Кирилловны
  • Хоромы царевен

Императорские резиденции (1712—1838)[править | править код]

После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург (1712 г.) кремлёвские дворцы потеряли своё значение, часть помещений стала использоваться московскими отделениями правительственных департаментов, другая часть постепенно ветшала и страдала от пожаров (1715, 1722 и особенно 1737 г.).

Небольшое оживление наступило в 1730-е гг., при царице Анне Иоанновне, когда императорский двор значительную часть времени пребывал в Москве.

Однако процесс разрушения зданий Большого Кремлёвского дворца был связан не столько с техническим состоянием зданий, сколько с их моральным старением — планировка дворца была рассчитана на средневековый быт московских князей и не могла удовлетворять изменившимся потребностям нового времени.

Дворцовый ансамбль в Лефортово (Зимний и Летний Анненгофы) во время коронации Елизаветы Петровны, фрагмент гравюры 1742 года

Ещё при Анне Иоанновне неподалёку от Арсенала были возведены новые императорские апартаменты «Зимний Анненгоф» — деревянный дворец в стиле барокко (архитектор Ф.-Б. Растрелли).

При Елизавете Петровне двор возвратился в Петербург, однако было решено построить в Кремле новую императорскую резиденцию — «Новый» или «Зимний дворец»]] (в качестве летнего использовался дворец Анны Иоанновны «Анненгоф» в Немецкой слободе). В 1749 г. были снесены Средняя Золотая и Набережная палаты, а на их подклетах был выстроен новый дворец в стиле барокко (окончен в 1752 г., архитектор Ф.-Б. Растрелли). Облик нового дворца в упрощённом виде отдалённо напоминал Большой Петергофский дворец — нижний ярус представлял собой массивный подклет, ритмично прорезанный глубокими арками, верхний этаж представлял собой изящное здание с центральным ризалитом, в котором помещался аудиенц-зал, по бокам от которого располагались жилые покои императрицы и комнаты приближённых.

Следует отметить, что, несмотря на строительство нового дворца, здания Кремля воспринимались как часть национальной истории: в 1759 году был выпущен указ о сохранении прежнего вида кремлёвских стен и башен.

Фрагмент гигантского макета Баженова (Музей Архитектуры)

В царствование Екатерины II кремлёвский дворец был признан мало соответствующим величию империи. В 1768 году архитектором В. И. Баженовым был создан проект и крупномасштабный макет будущего кремлёвского дворца. Дворец должен был занимать всю приречную территорию Кремля, поднимаясь от берега Москва-реки и закрывать собой весь Боровицкий холм и все его постройки. Для этих целей в 1770 году была разобрана кремлёвская стена вдоль реки с Тайницкими воротами, Петровской, Первой и Второй Безымянной башней. Внутри Кремля были разрушены все монастырские подворья кроме Троицкого, Житный и Денежный дворы, Запасной дворец Бориса Годунова с Верхним Набережным садом, недавно построенная по проекту Ухтомского галерея Оружейной палаты, а также тянувшийся от Архангельского собора на восток по бровке холма корпус приказов, другие древние палаты и церкви.

1 июня 1773 года произошла торжественная закладка нового дворца. Вскоре он дал трещины и стал сползать под гору Архангельский собор, стало ясно, что столь масштабное строительство нецелесообразно. В 1774 году работы были прекращены. Позднее была восстановлена крепостная стена и разобранные ранее башни вдоль Москва-реки (до 1778 года, по проекту М. Ф. Казакова), южный фасад Архангельского собора подпёрли контрфорсами, а прочие древние строения исчезли навсегда.

Отголоском масштабного строительства в Кремле начала 1770-х годов можно считать возведение здания для московского отделения Сената (современный Сенатский дворец), или, как он назван в проекте, «дома присутственных мест» (1776-88, архитектор М. Ф. Казаков) и строительство, по проекту того же архитектора, нового Митрополичьего дома на территории Чудова монастыря (впоследствии Малый Николаевский дворец).

Работы на существующем здании кремлёвского дворца ограничились обновлением интерьеров и фасадов, устройством мезонина и портика в центре главного фасада жилого этажа, обращённого к реке (около 1800 года, по проекту архитектора Н. А. Львова). После войны 1812 г. здание было восстановлено в формах классицизма (1816—1817 гг, архитекторы А. Н. Бакарев и И. Т. Таманский, по проекту В. П. Стасова) и позднее надстроено ещё одним этажом (1823 г., архитектор В. П. Стасов). Здание приобрело достаточно однообразный облик, характерный для того времени (см. губернаторский дворец в Казанском Кремле) — некоторое оживление в облик главного фасада вносила массивная аркада первого этажа, оставшаяся почти без изменений ещё от дворца Ф.-Б. Растрелли.

История строительства[править | править код]

Николай I перед Большим Кремлёвским дворцом. Художник Е. И. Ботман (1856)

Победа в войне 1812 г., начало (после долгих исканий) реализации масштабного проекта храма Христа Спасителя вновь приковали взоры к Кремлёвскому дворцу. Укрупненный масштаб строящегося неподалеку от Кремля храма поставил вопрос о строительстве в Кремле нового здания, символизирующего обновление образа Москвы, возрождения её столичных функций, освященных многовековой традицией. Было решено построить дворец, архитектура которого органично связывалось с древними постройками Кремля.

В 1837 г. составление проекта дворца Николай I поручил своему любимому архитектору Константину Тону, автору проекта храма Христа Спасителя. За образец стилистического решения предполагавшегося дворца К. А. Тону было указано взять проектное решение Коломенского дворца (1836 г., арх. Андрей Штакеншнейдер, проект не осуществлен), в монументальных формах развивавшего композицию кремлёвского Теремного дворца. Общее руководство строительными работами было поручено исполнительному камергеру Льву Боде, который формально находился в подчинении у престарелого князя А. М. Урусова.

В 1839 г., одновременно с храмом Христа Спасителя, началось строительство нового дворца, завершенное в 1849 г. В проектировании и строительстве Большого Кремлёвского дворца принимал участие большой коллектив московских мастеров. В 1838 г. главным архитектором был назначен К. А. Тон, главным художником Ф. Солнцев, «архитекторскими помощниками» — П. А. Герасимов и Н. А. Шохин; Ф. Ф. Рихтер был назначен старшим архитектором, заменявшим К. А. Тона в общих вопросах (только с 1843 г.). Проектированием интерьеров и внутреннего убранства занимались архитекторы Ф. Ф. Рихтер и Н. И. Чичагов[5]. Стажировку на строительстве дворца проходил молодой И. С. Каминский. Освящение дворца состоялось 3 апреля 1849 года в присутствии императора Николая I[6]

Первоначально Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата рассматривались как единый комплекс, который должен был строиться одновременно. В 1842 г. строительство было разделено на две очереди. Освящение готового дворца состоялось с большой пышностью на Пасху 1849 года. Император Николай I лично проинспектировал ансамбль и остался очень доволен. Он пожелал украсить стены в Георгиевской зале мраморными досками с именами всех полков, имеющих георгиевские знамена, начиная с Преображенского.

Парад внутри залы начался с молебствия, которое вёл митрополит Филарет. Затем по знаку государя четверо седых дворцовых гренадеров подняли доску с именем Преображенского полка и начали прибивать её к стене. В ту минуту, когда они дотронулись до доски, Николай, обернувшись к преображенцам, закричал «ура!», которое дружно было принято их рядами. По окончании церемонии император лично повёл солдат смотреть свои новые палаты[7].

Участники строительства были щедро вознаграждены. Например, Боде неожиданно «пожалован был, обойдя при этом 81-го старшего (в том числе двух министров) в обер-гофмейстеры, в президенты Московской дворцовой конторы, Александровской лентой, брильянтовой медалью и одновременно 50 000 рублей серебра; сверх того, один из его сыновей награждён был вдруг и чином и орденом»[7]. Придворные старожилы не могли припомнить подобных проявлений монаршей милости с начала XIX века.

Структура и архитектура[править | править код]

Дворец построен в псевдорусском стиле. При строительстве мастера ориентировались на древнерусские традиции, это было продемонстрировано включением в ансамбль древних палат и теремов. С наружного фасада дворец выглядит трехэтажным, но фактически состоит из двух этажей. Первый этаж выступает вперед и образует наверху открытую террасу. Окна дворца, построенные в форме арок и разделенные узкими простенками, придают ему вид закрытой галереи. Двухъярусный фасад второго этажа поделен пилястрами и сплошь украшен резными белокаменными наличниками окон в стиле русской архитектуры XVII века. Помещения второго этажа двусветные. В центре здания над крышей возвышается трибун, который завершается золоченой балюстрадой. Трибун перекрыт фигурной кровлей, на скатах которой с двух сторон помещены часы, а с двух других — часовые колокола. Сейчас действуют только часы. У парадного входа в Большой Кремлевский дворец расположен большой мраморный вестибюль. Во внутреннем убранстве дворца присутствуют элементы разных стилей — классицизма, рококо, барокко.

В дворцовый комплекс, помимо вновь построенного здания, были также включены сооружения XVI—XVII веков: Грановитая палата, Теремной дворец, Золотая царицына палата и дворцовые церкви, включая древнейшее из сохранившихся до настоящего времени здание Москвы — церковь Рождества Богородицы на Сенях (1393 г.). Во внутреннем пространстве находился один из древнейших храмов столицы — собор Спаса на Бору, снесённый советской властью в 1933 году.

Своим главным фасадом дворец выходит на Кремлёвскую набережную. В наружной отделке здания использованы мотивы Теремного дворца: так, окна выполнены в традициях русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине. Согласно задумке Николая I, дворец должен был стать памятником славы русского воинства. Так, его пять парадных залов — Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский и Екатерининский — названы в честь пяти орденов Российской империи, а их оформление выдержано в соответствующей стилистике.

Современное использование дворца[править | править код]

Изначально дворец служил московской резиденцией российских императоров и их семей. После прихода к власти большевиков многие помещения дворца использовались под жильё. С 1934 года в нём проходили сессии Верховного Совета СССР, для чего Андреевский и Александровский залы были сломаны и по проекту архитектора И. А. Иванова-Шица[5] в 1933—1934 годах перестроены в один большой зал заседаний. Однако форма зала в виде вытянутого прямоугольника была неудобна для работы, так как задние ряды были слишком удалены от трибуны и президиума. С 1962 года съезды КПСС были перенесены в Кремлевский дворец съездов, с 1970 г. сессии Верховного Совета СССР переместились в главный зал Кремлевского Президиума.

В 1990 году в зале заседаний проходил первый съезд народных депутатов РСФСР.

По решению Президента России, в 1994—1999 гг. Андреевский и Александровский залы были восстановлены в изначальных формах.

По состоянию на 2018 год Большой Кремлёвский дворец выполняет роль парадной резиденции Президента России. В его залах проходят важные общегосударственные церемониалы, такие как вручение государственных наград или верительных грамот, и прочее. В Андреевском зале проходит инаугурация президента Российской Федерации.

Посещение и осмотр Дворца частными лицами возможно лишь в составе экскурсионных групп по предварительной записи.

Залы дворца[править | править код]

Андреевский зал[править | править код]

Андреевский зал с императорским троном

По личному повелению Николая I ещё при строительстве дворца зал был посвящён Ордену святого апостола Андрея Первозванного. Андреевский зал стал тронным залом большого дворца и главным императорским залом Московского Кремля. В 1932 году был превращён в зал заседаний, где проходили партийные съезды (до 1959 г.) и сессии Верховного Совета СССР, впоследствии — РСФСР и Российской Федерации. Восстановление зала в первоначальных формах осуществлено в 1994—1999 годах.

Александровский зал[править | править код]

Примыкающий к Андреевскому Александровский зал получил своё имя в честь Ордена Святого Александра Невского, учреждённого Екатериной I в 1725 году. Так же как и Андреевский зал, в 1930-е годы был разрушен и превращён в зал заседаний Верховного совета СССР. В 1994—1999 годах восстановлен.

Владимирский зал[править | править код]

Зал, названный в честь Ордена святого Владимира, построен на месте древнего Постельного крыльца и связывая воедино постройки XV—XX веков, представляет собой некий аналог крытого внутреннего двора, свет в который попадает сквозь круглое окно светового фонаря в вершине купола. Из Владимирского зала можно попасть в Святые Сени Грановитой палаты, Георгиевский зал, Теремной дворец и другие помещения Кремлёвского дворца. Стены и пилястры зала облицованы розовым мрамором.

Георгиевский зал[править | править код]

Один из самых парадных залов дворца — Георгиевский. Был назван в честь Ордена святого Георгия Победоносца, утверждённого Екатериной II в 1769 году и ставшего высшей военной наградой Российской империи. Белое с золотом большое парадное помещение Георгия Победоносца, по выражению митрополита Филарета, предназначено быть храмом славы победоносного русского воинства. На стенах Георгиевского зала изображены золотые звёзды и орденские повязки с девизом «За службу и храбрость».

Екатерининский зал[править | править код]

Екатерининский зал, расположенный в Парадной половине дворца, в прошлые века был тронным залом российских императриц. Получил своё название в честь единственного женского ордена в России — Ордена Святой Екатерины, учреждённого в 1714 году. Зал украшают пилястры на массивных столбах, стоящих по сторонам от входа, с узорами из мельчайших кусочков малахита. В отделке Екатерининского зала широко используются лепные украшения. Орнамент паркета был разработан академиком Ф. Г. Солнцевым.

В кино[править | править код]

В 1955 году во дворце проходили съёмки фильма «Весенние голоса»[8].

Литература[править | править код]

  • Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. — М.: Искусство, 1983. — 504 с. — 25 000 экз.
  • Большой Кремлёвский дворец: указатель к его обозрению / Сост. С. П. Бартенев. — М.: Синодальная типография, 1909. — 140 с.

Примечания[править | править код]

  1. ArchINFORM — 1994.
  2. Большой Кремлёвский дворец Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  3. Большой Кремлёвский дворец
  4. Большой Кремлёвский дворец — статья из Гуманитарного словаря
  5. 1 2 3 Памятники архитектуры, 1983, с. 339.
  6. Пятидесятилетие московского Кремлёвского дворца // Неделя строителя. — 1899. — № 16. — С. 126.
  7. 1 2 М. Корф. Записки. М.: Захаров, 2003. Стр. 461—463.
  8. Весенние голоса на сайте ruskino.ru

Ссылки[править | править код]

commons: Большой Кремлёвский дворец на Викискладе
  • Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Большой Кремлёвский дворец. Проверено 14 апреля 2008. Архивировано 28 февраля 2012 года.  (рус.)
  • Официальный сайт президента России. Большой Кремлёвский дворец. Проверено 14 апреля 2008. Архивировано 28 февраля 2012 года.  (рус.)
  • Официальный сайт президента России. Большой Кремлёвский дворец. — Резиденции президента. Проверено 14 апреля 2008. Архивировано 28 февраля 2012 года.  (рус.)
  • Большой Кремлёвский Дворец. Фотографии из блогов. Архивировано 28 февраля 2012 года.

Современный Большой Кремлевский дворец — это целый комплекс зданий на территории Московского Кремля, построенных в разные периоды, с XV по XIV столетие. На огромной территории расположились сооружения входившие когда-то в состав древней великокняжеской резиденции: Теремной дворец, Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Апартаменты и дворцовые церкви.

В проектировании и строительстве Большого Кремлевского дворца принимал участие коллектив московских архитекторов под руководством Константина Тона, который параллельно вёл проект возведения Храма Христа Спасителя на Воздвиженке. В творческой группе были заняты архитекторы Николай Шохин, Николай Чичагов, Пётр Герасимов, Фёдор Рихтер.

За образец стилистического оформления кремлёвского ансамбля был взят нереализованный проект Коломенского дворца, разработанный ещё в 1836 году архитектором Андреем Штакеншнейдером — автором Мариинского дворца в Санкт-Петербурге.

Распоряжением императора Николая I от 5 марта 1838 года гласит: «начать нынешнею весною с новых оного частей и окончить в четыре года как главное, так и все принадлежащие к оному здания».

Большой Кремлевский дворец был освящён на Пасху 3 (16) апреля 1849 года в присутствии императора Николая I и членов его семьи. Во двор нового комплекса была вписана древняя церковь Спаса на Бору, построенная в начале XIV века — второй каменный храм Москвы, после Успенского собора (в 1930-х церковь была снесена).

Фото: Большой Кремлевский дворец. Снимок Николая Найденова. 1884 год / «ImWerden», электронная библиотека Андрея Никитина-Перенского

Из-за того, что к XIX веку на территории Кремля уже существовала царская резиденция, Николаевский дворец, новый назвали Большой Кремлёвский. По проекту Тона он выполнен в русско-византийском стиле, главный фасад обращён на Кремлевскую набережную, а на соборную площадь выходит парадный подъезд — Благовещенский.

На фоне роста национальной идеи, в архитектуре также стала востребована милитаристская символика. Согласно задумке императора Николая I, комплекс Большого Кремлевского дворца должен был стать памятником военных достижений России и русского воинства. Парадные залы дворца получили имена святых покровителей военных орденов Российской империи: Андреевский, Георгиевский, Александровский, Владимирский и Екатерининский.

После завершения строительства в 1851 году Оружейной палаты, единый ансамбль Большого Кремлевского дворца получил завершённый вид — все постройки гармонично сочетались между собой, формируя новый архитектурный облик территории Московского Кремля.

Фото: Экипаж Николая II перед Большим Кремлевским дворцом. 1896 год / Wikimedia Commons

Большинство современников положительно оценили получившийся проект, отмечая архитектурную композицию комплекса и стилистическое соответствие. Однако нашлись и скептики. Например, Достоевский сравнивал новый дворец с огромным сундуком, установленным на боку Боровицкого холма.

Общая площадь Большого Кремлевского дворца составляет 25 тыс. квадратных метров. До 1917 года фасад дворца украшали пять белокаменных барельефов в виде двуглавых орлов, над которыми находились гербы Москвы, Санкт-Петербурга, Польши, Казани, Тавриды и Астрахани. После Октябрьской революции их заменили гербы СССР. В 1990-х гербы сменили двуглавые орлы.

Фото: Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0

По состоянию на 2022 год Большой Кремлёвский дворец является действующей резиденцией президента России, где проводятся официальные мероприятия, например, церемония инаугурации президента РФ.

Автор: Сергей Мельников

Обложка: © Boris Sakic / CC BY-SA 4.0

From Wikipedia, the free encyclopedia

«Kremlin Palace» redirects here. Not to be confused with the State Kremlin Palace.

Grand Kremlin Palace

Большой Кремлёвский дворец

Grand Kremlin Palace, Moscow.jpg

View from across the Moskva River

Map
General information
Architectural style Russian Revival, Byzantine Revival
Location Moscow, Russia
Coordinates 55°45′00″N 37°36′57″E / 55.75°N 37.6158°ECoordinates: 55°45′00″N 37°36′57″E / 55.75°N 37.6158°E
Construction started 1837
Completed 1849
Height 47 m
Technical details
Floor area 25,000 sq. m

The Grand Kremlin Palace (Russian: Большой Кремлёвский дворец, romanized: Bolshoy Kremlyovskiy dvorets)[1] is a building in the Moscow Kremlin. For much of the 19th century, it served as the official residence of the Russian emperor in Moscow. Designed by a team of architects under the management of Konstantin Thon (the architect of the Kremlin Armoury and the Cathedral of Christ the Saviour), the palace was intended to emphasise the greatness of Russian autocracy.

As of 2023, the Grand Kremlin Palace serves as the official working residence of the president of Russia; it also houses a museum.

History[edit]

Kremlin Palace and churches. Early 1920s

The Grand Kremlin Palace was formerly the tsar’s Moscow residence.

It was built from 1837-1849 on the site of the estate of the Grand Princes, which had been established in the 14th century on Borovitsky Hill; its construction involved the demolition of the previous Baroque palace on the site, designed by Rastrelli, and the Church of St. John the Baptist, constructed to a design by Aloisio the New in place of the first church ever built in Moscow.

Thon’s palace is 124 metres long, 47 metres high, and has a total area of about 25,000 square metres. It includes the earlier Terem Palace, nine churches from the 14th, 16th, and 17th centuries, the Holy Vestibule, and over 700 rooms. The buildings of the Palace form a rectangle with an inner courtyard. The building appears to be three stories, but is actually two; the upper floor has two sets of windows. The west building of the Palace held state reception halls and the imperial family’s private chambers.

Its five reception halls (Georgievsky, Vladimirsky, Aleksandrovsky, Andreyevsky, and Ekaterininsky) are named for orders of the Russian Empire: the Orders of St. George, Vladimir, Alexander, Andrew, and Catherine. Georgievsky Hall is used today for state and diplomatic receptions and official ceremonies. International treaties are signed at the Vladimirsky Hall. It also leads to the Palace of Facets, Tsarina’s Golden Chamber, Terem Palace, the Winter Palace, and the Palace of Congresses. Aleksandrovsky Hall and Andreyevsky Hall were combined in Soviet times to be used for meetings and conferences of the Supreme Soviet of the USSR; they were lavishly restored in accordance with Thon’s designs in the 1990s. Currently it is the official residence of the President of the Russian Federation, though it is rarely used for this purpose.

Structure and architecture[edit]

The Grand Kremlin Palace is 125 metres long and 47 metres high. The total area of the complex exceeds 25,000 square metres.[2] In plan, the Grand Kremlin Palace is presented in the form of a square with a small Cour d’honneur, in the centre of which was the Church of the Saviour on Boru, demolished in the 1930s.[3][4] The main façade of the complex faces the Kremlin embankment, with the palace’s Annunciation Entrance overlooking Sobornaya Square.[5]

Architect Konstantin Thon repeated the composition of the previous palace complex, consisting of various buildings of different times. Art historians suppose that following the peculiarities of Old Russian architecture the complex was asymmetrical. Presumably, the arcade of the ground floor was an allegory for the composition of the palace of Ivan III, and the winter garden corresponded to the ancient Kremlin parks.[6] The façades of the complex corresponding to the decoration of the Terem Palace, in particular, the architect repeated the framing of the windows in greatly enlarged dimensions. They are in the form of arches with narrow piers, giving the building a resemblance to an enclosed gallery. The second tier is divided by pilasters and richly decorated with carved white-stone platbands in Russian-Byzantine style with double arches in the centre, typical for Russian architecture of the 17th century.[7] Before 1917, the facade of the palace was decorated with five white-stone bas-reliefs in the form of two-headed eagles, above which were the emblems of Moscow, St Petersburg, Kazan, Astrakhan, Poland and Tavrida. After the October Revolution, they were replaced with the letters СССР and the coat of arms of the Soviet Union.[8]

Layout[edit]

The palace has a geometric plan characteristic of late classicism. However, the main entrance is not in the centre of the main facade, but in the eastern part of the palace, which was unusual for the architecture of that period. The entranceway is modestly decorated and is highlighted on the outside by a pair of lights hanging on chains. The shape of the doors corresponds to the window openings. The location of the entrance was necessitated by the need to accommodate a straight grand staircase of 66 steps, the length of which would not have allowed the structure to be installed in the centre of the complex. It is made of Revel stone. The walls of the room are made of artificial marble and the columns are made of natural Serdobol marble. A staircase leads to the first floor to the vestibule, from where the enfilade of grand double-height halls and ceremonial chambers begins.[9] Next to the main entrance on the ground floor is a marble vestibule with polished granite columns, as well as the Own Half of the Imperial Family.

Current status[edit]

As of 2022, the Grand Kremlin Palace is the current residence of the Russian president, where official events are held. For example, the inauguration of the President of Russia takes place in The Hall of the Order of St. Andrew. Excursions take place during free time from official events according to requests from organisations addressed to the Head of the Commandant’s Office of the Moscow Kremlin. Visitors may see the Faceted Chamber, the premises of the Teremnoy Palace, the Private Half of Their Imperial Majesties, and the ceremonial halls of the orders, except for the Catherine Palace. The tour itinerary also does not include the Emperor’s study and the Golden Chamber of Tsaritsyno.[10]

Interiors of the ceremonial halls[edit]

The Hall of the Order of St. George[edit]

The Hall of the Order of St. George (Georgievsky Hall) is the first and largest of the staterooms of the palace. It was named after the Order of St. George the Victorious, which was approved by Catherine II in 1769 and which was the highest military decoration of the Russian Empire. The walls of the room are decorated with gold embossed stars and insignia with the motto «For Service and Bravery» («Za Sluzhbu i Khrabrost«). The room is covered by a semi-cylindrical coffered ceiling supported by eighteen pylons. At the top, they are decorated with statues symbolising the country’s military victories. By order of the emperor, marble plaques with a list of the regiments, crews and batteries which had received the St George Colors were installed in the room. In addition, the names of all the holders of the order were engraved on the walls.

Initially, civil servants and representatives of the Moscow nobility gathered in St George’s Hall during the celebrations. During a reception on the occasion of the 1945 Victory Parade, invited servicemen gathered in St George’s Hall. The room was subsequently used for the presentation of military awards, decorations and prizes to figures of science and culture, as well as meetings of party representatives with civilians.[11][12]

The Hall of the Order of St. Alexander Nevsky[edit]

The Hall of the Order of St. Alexander Nevsky was named after the Order of St. Alexander Nevsky, established by Catherine I in 1725.[13] The room is situated in the central part of the first floor on the south façade of the complex and is connected with The Hall of the Order of St. George by massive silver-plated doors with gold ornaments, depicting the Order’s ribbons and stars.

The rectangular room is 31 metres long, 20 metres wide and 20 metres high. The hall is decorated with the coats of arms of the provinces and districts of the Russian Empire, wall mirrors, four marble fireplaces and candelabrums made in the factories of the Duke of Leuchtenberg. From above, it is covered by an elliptical dome on four pylons with images of the Order’s coats of arms, stars and the monogram of St. Alexander.[14] The parquet is of thirty species of wood.

Initially in The Hall of the Order of St. Alexander Nevsky six paintings of the artist Feodor Moller, representing the moments from Alexander Nevskiy’s life, were placed: his entrance to the liberated Pskov, The Battle of the Neva, his marriage with the Polotsk princess, his stay in Golden Horde.

In the 1930s the room was reconstructed and became part of the Assembly Hall. The interiors were restored in 1994-1999 and the room was subsequently used for meetings of the State Council.[15]

The Hall of the Order of St. Vladimir[edit]

The Hall of the Order of St. Vladimir was named after the Order of St. Vladimir, instituted by Catherine the Great in 1782. Light enters the hall only through a lantern in the centre of the hipped dome from which hangs a tiered chandelier made in a factory in St Petersburg. The three-toned structure was originally placed in The Anteroom, for which it proved too large, and it was later re-hung in The Hall of the Order of St. Vladimir.[16] The room also had four-floor lamps of dark bronze.

The spatial composition of the room reminds of a baptistery and is designed as a rotunda with a by-pass gallery and a balustrade on the first-floor level. The room was originally a square in plan with sides of sixteen metres each, but the niches in the corners give it a resemblance to an octagon.[17] The decoration of the room corresponded to the symbols of the Order and was done in a range of white, pink and pale green colours. The walls and pilasters are lined with pink and white marble, and the star-shaped parquet is made of more than twenty kinds of wood.[18] The dome of the hall is decorated with mouldings depicting the Order of St. Vladimir.

After 1918, the Hall of the Order of St. Vladimir was used for signing treaties between the USSR and foreign countries.

The Hall of the Order of St. Andrew[edit]

The Hall of the Order of St. Andrew was the main room in the enfilade of official rooms dedicated to the military honours of the Russian Empire. It corresponded to the Order of St. Andrew, which Peter the Great established in 1698.[19]

The hall was used for ceremonial events and the coronations of Alexander II, Alexander III and Nicholas II were held within its walls. Initially, the centrepiece of the room was the throne of the incumbent monarch, decorated with carvings and precious stones. At the end of the 19th century, the pedestal was replaced by three seats for Emperor Nicholas II, Empresses Alexandra Feodorovna and Maria Feodorovna.[20]

After the Russian Revolution, the Comintern congresses, conventions and summit meetings were held in the Hall of the Order of St. Andrew. In 1933-1934, the Hall of the Order of St. Andrew and the Hall of the Order of St. Alexander Nevsky were merged and rebuilt to hold meetings of the Supreme Soviet of the USSR.[21]

In 1993, Russian President Boris Yeltsin ordered the restoration of the historic appearance of the chambers.

After the reconstruction, the room was used for solemn meetings and events. Now the hall is used for sessions of the State Council and meetings of foreign ambassadors. The inauguration of the Russian president takes place in the Hall of the Order of St. Andrew.

The Hall of the Order of St. Catherine[edit]

The Hall of the Order of St. Catherine served as the throne room for Russian empresses and was named after the Order of St. Catherine, established in 1714.[22] Flanking the entrance are pilasters on massive pillars decorated with malachite mosaic patterns. The walls are decorated with orderly reliefs, made in filigree and decorated with rhinestones. The parquet was designed by Fedor Solntsev.[23]

In the 20th century, the halls of the Grand Kremlin Palace were used for meetings of the Soviet of the Union and the Soviet of Nationalities, as well as various committees during sessions of the Supreme Soviet of the USSR. During World War II, solemn meetings with foreign delegations were organised in the Grand Kremlin Palace. Seventeen events were held within the walls of The Hall of the Order of St. Catherine during this period. Chinese diplomat Soong Ziwen and General Dwight Eisenhower, among others, were present at these receptions.

As of 2018, the hall was not included in the tour programme of the Grand Kremlin Palace, as the room was used for meetings of the Russian president with foreign delegations and negotiations.[24]

Gallery[edit]

  • The Hall of the Order of St. Andrew

  • Detail of plaques in Georgievsky Hall

    Detail of plaques in Georgievsky Hall

  • Aleksandr Hall during coronation of Nicholas II, 1896

    Aleksandr Hall during coronation of Nicholas II, 1896

  • Chandelier in the Hall of the Order of St. Vladimir

    Chandelier in the Hall of the Order of St. Vladimir

  • Second tier details characteristic of Russian-Byzantine style

    Second tier details characteristic of Russian-Byzantine style

  • Overview map of Kremlin. Grand Kremlin Palace marked.

    Overview map of Kremlin. Grand Kremlin Palace marked.

  • "СССР" and emblem of the Soviet Union embedded in the upper arches of the palace during Soviet era

    «СССР» and emblem of the Soviet Union embedded in the upper arches of the palace during Soviet era

References[edit]

  1. ^ «About The Grand Kremlin Palace in Moscow [En]».
  2. ^ Moskva. Firenze: Bonechi. 2010. ISBN 978-88-476-1952-4. OCLC 955259716.
  3. ^ Kondratʹev, I. K. (1996). Sedai︠a︡ starina Moskvy. Moskva: Voennoe izd-vo. ISBN 5-203-01664-X. OCLC 35719639.
  4. ^ Bogatskaja, Irina Andreevna (2009). Kreml’ = The Kremlin : [al’bom]. Sergej Jastržembskij. Moskva: Belyj gorod. ISBN 978-5-7793-1638-5. OCLC 780707726.
  5. ^ «Что собой представляет Большой Кремлевский дворец. Справка». РИА Новости (in Russian). 25 December 2008. Retrieved 11 August 2021.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  6. ^ Bogatskaja, Irina Andreevna (2009). Kreml’ = The Kremlin : [al’bom]. Sergej Jastržembskij. Moskva: Belyj gorod. ISBN 978-5-7793-1638-5. OCLC 780707726.
  7. ^ «Что собой представляет Большой Кремлевский дворец. Справка». РИА Новости (in Russian). 25 December 2008. Retrieved 11 August 2021.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  8. ^ «👉Большой Кремлевский Дворец: история и фото». liveinmsk.ru (in Russian). Retrieved 11 August 2021.
  9. ^ Romani︠u︡k, Sergeĭ; Романюк, Сергей (2013). Serdt︠s︡e Moskvy : ot Kremli︠a︡ do Belogo goroda. Moskva. ISBN 978-5-227-04778-6. OCLC 900164001.
  10. ^ «Посещение Алмазного фонда, Большого Кремлёвского дворца и Мавзолея В.И. Ленина». www.kreml.ru (in Russian). Retrieved 14 September 2021.
  11. ^ «Большой Кремлевский Дворец в годы Великой Отечественной войны». vvprf.ru (in Russian). Retrieved 16 August 2021.
  12. ^ «Колодный Лев. Хождение в Москву (Весь текст) — ModernLib.Net». modernlib.net. Retrieved 16 August 2021.
  13. ^ Romani︠u︡k, Sergeĭ; Романюк, Сергей (2013). Serdt︠s︡e Moskvy : ot Kremli︠a︡ do Belogo goroda. Moskva. ISBN 978-5-227-04778-6. OCLC 900164001.
  14. ^ Devi︠a︡tov, S. (2014). Moskovskiĭ Kremlʹ iz glubiny vekov. E. Zhuravleva. Moskva. ISBN 978-5-91926-180-3. OCLC 906679100.
  15. ^ Sergievskai︠a︡, Irina (2014). Moskva paradnai︠a︡ : taĭny i predanii︠a︡ Zapretnogo goroda. Moskva. ISBN 978-5-4438-0588-7. OCLC 879321943.
  16. ^ Devi︠a︡tov, S. (2014). Moskovskiĭ Kremlʹ iz glubiny vekov. E. Zhuravleva. Moskva. ISBN 978-5-91926-180-3. OCLC 906679100.
  17. ^ Bogatskaja, Irina Andreevna (2009). Kreml’ = The Kremlin : [al’bom]. Sergej Jastržembskij. Moskva: Belyj gorod. ISBN 978-5-7793-1638-5. OCLC 780707726.
  18. ^ Romani︠u︡k, Sergeĭ; Романюк, Сергей (2013). Serdt︠s︡e Moskvy : ot Kremli︠a︡ do Belogo goroda. Moskva. ISBN 978-5-227-04778-6. OCLC 900164001.
  19. ^ Mikhaĭlov, K. P. (2010). Moskva, kotorui︠u︡ my poteri︠a︡li. Moskva: I︠A︡uza. ISBN 978-5-699-43721-4. OCLC 708649540.
  20. ^ Moskovskiĭ Kremlʹ, Krasnai͡a ploshchadʹ. I. I͡U. I͡Udakov, И. Ю. Юдаков (Izd. 2-e, perer. i dop ed.). Moskva: Nat͡sionalʹnoe geogr. ob-vo «Veche». 2007. ISBN 9785953323956. OCLC 1194425853.{{cite book}}: CS1 maint: others (link)
  21. ^ Bogatskaja, Irina Andreevna (2009). Kreml’ = The Kremlin : [al’bom]. Sergej Jastržembskij. Moskva: Belyj gorod. ISBN 978-5-7793-1638-5. OCLC 780707726.
  22. ^ Romani︠u︡k, Sergeĭ; Романюк, Сергей (2013). Serdt︠s︡e Moskvy : ot Kremli︠a︡ do Belogo goroda. Moskva. ISBN 978-5-227-04778-6. OCLC 900164001.
  23. ^ Devi︠a︡tov, S. (2014). Moskovskiĭ Kremlʹ iz glubiny vekov. E. Zhuravleva. Moskva. ISBN 978-5-91926-180-3. OCLC 906679100.
  24. ^ «Учреждена Экспедиция кремлёвского строения». Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина (in Russian). Retrieved 3 September 2021.

External links[edit]

  • Official Kremlin Museums Site
  • Большой Кремлевский дворец

Характеристики Большого Кремлёвского дворца

Статус: входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Московский Кремль и Красная площадь»

Координаты: 55.750595 северной широты, 37.61535 восточной долготы

Адрес: Россия, г. Москва, Кремлёвская наб., 1, стр. 3

Дата основания: 1838 год

Архитектурный стиль: русско-византийский стиль

Архитектор: Константин Тон

Основатель: Николай I

Состояние: музейный комплекс

Официальный сайт: https://www.kreml.ru/museums-moscow-kremlin/

Местное время:

Погода:17 °Cоблачно с прояснениямиОщущается как: 16 °C

Давление: 766 мм рт.ст.Влажность: 77%Ветер: 3.98 м/c

История создания Большого Кремлёвского дворца

На месте, где сегодня находится Большой Кремлёвский дворец, ещё в XII веке стояли небольшие деревянные хоромы, в которых останавливались князья Древней Руси. Эти постройки не отличались особым изяществом. Но в XIII веке город стал центром Великого княжества Московского, и постепенно здесь стали появляться каменные строения для семьи великого князя.

Княжеский дворец существовал во времена Ивана Калиты (начало XIV века). То, что резиденции правителей Великого княжества Московского были возведены именно в этой части Кремля, легко объяснить чрезвычайно удобным расположением: любое здание в таком месте было широко видно уже у реки, доминирующее над всеми другими зданиями крепости.

Начиная с княжения Дмитрия Донского появлялись всё новые постройки, которые соответствовали значимости Московского княжества своим убранством. Тогда же был основан Благовещенский собор. В конце XVI века было положено начало строительства великокняжеского дворца Ивана III. Но после того, как Санкт-Петербург стал столицей, московские терема и дворцы занимали коллегии Российской империи.

В 1768 году архитектор Василий Баженов предложил план нового Кремлёвского дворца в классическом стиле, оговаривавший соединение части имеющихся построек. Так, крылья нового ансамбля должны были обступить колокольню Ивана Великого и отдельные конституции Соборной площади. При этом предполагалось ликвидировать часть домов XV—XVI веков, не учитывая историческую значимость объектов.

Согласно проекту, дворец Баженова должен быть иметь гораздо большие пропорции, чем нынешнее здание. Масштабная идея Баженова отвечала интересам Екатерины II: ей хотелось уверить европейских сторонников в состоятельности страны в преддверии Турецкой войны. Он должен был стать уникальным памятником, сопоставимым с мифологическим Акрополем. В своём плане Баженов желал воплотить тезис: «Москва — Третий Рим».

Прототипом дворца стал собор Святого Петра. Монументальный план Баженова разрабатывался с 1767 по 1775 год во многих вариантах. Самым необходимым этапом работы сам архитектор находил создание образчика и называл это «половиною практики». Именно в модели он апробировал запроектированное в чертежах, обдумывал специфику рельефа и связь нового сооружения со старыми.

Вскоре после начала строительных работ южная стена Архангельского собора покрылась трещинами. Центр сооружения основывался на насыпном грунте, а котлован, проходивший вблизи, нарушил целостность укреплений. В этот же период рухнула одна из стен нового дворца. Была набрана комиссия, которая установила, что для укрепления ветхих строений надлежит ускорить постройку фундамента.

Это объяснение подтверждало, что угрозы для старых строений нет, но подобное мнение не устраивало Екатерину, которая в силу многих факторов уже охладела к этому проекту. Ведь этот план противопоставлял старую Москву, которую она недолюбливала, новой столице — Санкт-Петербургу. Неразумность дорогого строительства стала ясна из-за восстания Пугачёва и войны с Турцией.

Скоро государыня растеряла интерес к проекту. Через определённое время из-за нехватки средств работы приостановили. Строительство было прекращено указом Екатерины II в мае 1775 г. Увидеть, каким должен был выглядеть принятый Екатериной Великой дворец, можно в музее архитектуры имени Алексея Щусева: здесь находится подлинный 17-метровый макет, законченный Баженовым.

После Отечественной войны 1812 г. Москва очень пострадала от пожаров. При восстановлении города было принято решение сделать московские резиденции царской семьи отвечающими своему статусу. Новый план резиденции составили во время царствования Николая I после пожара в Зимнем дворце в 1837 году, когда были утрачены значительные исторические реликвии.

Дата основания Большого Кремлёвского дворца — 1838 год. По приказу Николая I архитектор Константин Тон спроектировал сооружение на базе несгораемых конструкций из чугуна и железа. Ему помогали Пётр Герасимов и Николай Шохин. Государь самостоятельно контролировал плоды работы. Окончательно комплекс Большого Кремлёвского дворца был завершён в 1851 г.

Своё название строение получило потому, что в Кремле уже был Малый Николаевский дворец, который служил резиденцией для императорской семьи. В 1856—1859 годы проходила реконструкция дворца после пожара. Николай I использовал новый дворец как место для проведения торжественных обрядов, таких как крестный ход и процессия на праздник Благовещения. Александру II он служил местом официальных приёмов.

Коронация Александра III (1883) — одно из главных событий императорской жизни, связанное с дворцом. На рассвете 15 мая улицы и набережные в центре города были запружены пешеходами и экипажами, которые двигались к разным воротам Кремля, где пропускали только по билетам. Вечером зажглась иллюминация. Её проект был подготовлен известным изобретателем и военным инженером М. П. Фабрициусом.

Александр III не проявлял большого интереса к резиденции, и в его время дворец использовался главным образом для жилья высших чинов и членов императорской семьи. В честь коронации Николая II в Георгиевском зале Кремлёвского дворца для зарубежных послов был устроен роскошный ужин. Последний император в российской истории и его семья использовали дворец как свой основной дом до последнего часа.

После революции 1917 г. дворец был передан под управление Временного правительства. Во время Гражданской войны в нём находился штаб Красной армии. Далее дворец использовался для различных государственных нужд. В период с 1919 по 1935 год здесь находился Кремлёвский дворец съездов, где проводились важнейшие мероприятия, включая съезды КПСС.

Во время Великой Отечественной войны архитектурный ансамбль был переоборудован для использования в качестве госпиталя и штаба верховного командования. Здесь проходили оперативные совещания, принимались решения о боевых действиях и разрабатывались стратегии ведения войны. Также во дворце располагалась палата, которая управляла финансами страны.

В 1955—1961 годы проходили реставрационные работы. В послевоенное время дворец стал использоваться как место проведения официальных церемоний и встреч глав государств. В 1961 г. состоялось открытие здания для посещения — основной дворец государства стал доступен для туристов и гостей столицы. В 1990-е был открыт музей, в котором можно увидеть исторические артефакты и залы с золотым убранством.

В 1985 г. здесь проводилась встреча лидеров СССР и США Михаила Горбачёва и Рональда Рейгана, которая открыла дверь к концу холодной войны. В своей богатой истории дворец принимал многих известных гостей. Одним них был французский шансонье и актёр Ив Монтан, игравший с Мэрилин Монро и Роми Шнайдер. В Москву он приехал в 1956 г. с женой Симоной Синьоре.

В этот же год состоялся визит знаменитости другого рода — премьер-министра Бельгии. Поль-Анри Спаак, «отец-основатель Евросоюза», прибыл по приглашению Никиты Хрущёва. В 1994 г. королева Великобритании Елизавета II впервые посетила страну. Её и раньше приглашали в Москву, но из-за советского режима она всегда отказывалась: в память о своём деде Георге V, который был двоюродным братом Николая II.

Через год здесь побывала принцесса Диана. Она приехала ради посещения Тушинской детской больницы, поскольку являлась патроном фонда госпиталя в Лондоне. В 1995 году здесь прошли концерты гастрольного тура Элтона Джона, который оставил восторженные отзывы о здании и атмосфере мероприятия. Классическая рок-музыка во дворце действительно оставляет сильное впечатление.

В 2009 г. здесь проводился саммит АТЭС, на котором присутствовали лидеры 21 страны Азиатско-Тихоокеанского региона, включая президента США Барака Обаму. Немецкий канцлер Ангела Меркель также посетила Большой Кремлёвский дворец во время своего визита в Россию в 2018-м. Тогда же дворец был выбран местом проведения торжественной церемонии жеребьёвки чемпионата мира по футболу FIFA.

Большой Кремлёвский дворец

Особенности архитектуры Большого Кремлёвского дворца

Большой Кремлёвский дворец — крупнейший дворец в России, стоящий на территории Кремля в самом центре Москвы. Он был построен в 1837—1851 гг. архитектором Константином Тоном по заказу правителя Николая I. Стиль Большого Кремлёвского дворца — русско-византийский, сочетает русский классицизм и древнерусское зодчество, и частично ранневизантийский стиль.

Главная идея строительства содержалась в создании царственного здания, которое отвечало бы статусу главы государства. Площадь сооружения составляет 25 тысяч кв. м. Архитектурный комплекс содержит в себе не только основной корпус, но и иные сооружения — Теремной дворец, Сенатский дворец, Оружейную палату, Грановитую палату и другие. Тон рассматривал дворец как продолжение архитектуры соседних зданий.

Дворец характеризуется сочетанием правильной симметрии классического типа и имитации декора Древней Руси. Изысканность сочетается с тяжёлой монументальностью объёмов. Эти черты характерны для эклектизма в России. Дворец также не имеет узнаваемого центра: он состоит словно из однородных ячеек, фасады которых не соответствуют внутренней планировке.

Центральное здание формирует прямоугольник с внутренним двором, построено между 1838 и 1849 гг. Считается самым представительным в архитектурном ансамбле. Снаружи оно выглядит относительно простым: главный фасад развёрнут параллельно Москве-реке, с центральным корпусом, украшенным четырьмя позолоченными часами. На фасаде здания есть три ряда окон; нижняя часть немного шире верхней.

В центральной части здания особенно выделяются орнаменты кокошника в возвышающейся части фасада под куполом: это решение напоминает древнерусскую архитектуру XIV—XVII веков. Также привлекают внимание пять двуглавых орлов, представляющих герб Российской империи: Королевства Польского, Казанского, Московского, Астраханского, Великого княжества Финляндского и Крымского.

Трибуна перекрыта четырёхскатной фигурной кровлей, на скатах которой находятся часы и часовые колокола. В верхней точке трибуны располагается открытая площадка, на которой поставлен флагшток. До революции на кокошниках трибуны высились двуглавые орлы, а выше были гербы всевозможных городов и областей. Сейчас на трибуне изображается герб Советского Союза.

Даже два верхних ряда окон основаны на традициях старинной московской архитектуры: двойные арочные дуги разбиты узкими простенками и гирькой посередине, как в теремах XVII века. Облицовка из белого известняка напоминает проёмы в верхней части Теремного дворца. Окна декорированы резными наличниками. Окна первого этажа представляют собой застеклённые порталы.

С главного фасада здание кажется трёхэтажным, но на самом деле в нём всего два этажа. Помещения второго этажа двусветные, то есть со стенами в два этажа. Первый ярус корпуса образует сверху открытую террасу. Подножие облицовано природным татаровским камнем, добытым в месторождении поблизости от деревни Татарово. Залежи были полностью исчерпаны из-за нужд строительства.

Одной из ключевых особенностей дворца является величественная главная лестница. Широкая лестница из ревельского камня декорирована золотой резьбой и обрамлена стенами из хорошо выполненного имитированного мрамора. Она ведёт из вестибюля на второй этаж дворца, где расположены самые богатые комнаты, предназначенные для приёмов зарубежных делегаций и церемоний.

Большой Кремлёвский дворец

Интерьер Большого Кремлёвского дворца

Императорские покои Большого Кремлёвского дворца

Большой Кремлёвский дворец — музей, в котором представлены экспозиции, посвящённые разным эпохам истории России. Экспозиции обладают многоуровневой структурой, каждый зал перетекает в другой, образуя целостное пространство исторической эпохи. Интерьеры отвечают монументальной архитектуре дворца, при этом в них присутствуют интимность и домашний уют.

Помещения декорированы архитекторами Ф. Рихтером, Н. Чичаговым и В. Бакаревым, которые создали наброски для архитектурной отделки и предметов интерьера. Всего здесь более 400 вещей декоративно-прикладного искусства, произведённых под заказ в мастерских Генриха Гамбса и Андре-Шарля Буля. Комнаты используются как музейные экспозиции, воспроизводящие жизнь императорской семьи.

Столовая

Зал Столовой открывает анфиладу Собственной половины. Столовая применялась для чаепитий и обедов императорской семьи. Стены зала покрыты имитацией белоснежного и жёлтого мрамора, декор исполнен в стиле классицизма. В комнате размещены четыре тёмных лаковых стола и стулья XVIII века, а также матово-белые изваяния древнегреческих образов из мифов о богах и героях.

Гостиная императрицы

Гостиная исполнена в стиле рококо в мягких приглушённых тонах. Мебель, рамы зеркал и настенные панели декорированы позолотой. Мебельный комплект в стиле Людовика XV из древесины голубовато-зелёного цвета тоже позолочен и обит узорчатой тканью сложного плетения. Волнообразные линии мебели имеют филигранную резьбу. Основным декором покоев служат фарфоровые изделия.

Кабинет императрицы

Кабинет Александры Фёдоровны был построен для чтения и развлечений и оформлен в стиле «буль» французского мебельщика Андре Буля. Обстановка и двери декорированы панцирем черепахи, перламутром и медью, всё в тёмно-малиновых тонах, подобно французским замкам конца XVII — начала XVIII вв. Все декоративные элементы покрыты позолотой.

Будуар императрицы

Будуар — помещение для купания, одевания или сна — оформлен в серебристо-розовой гамме. Обстановку изготовил мебельщик Питер Гамбс. Включает 24 предмета мебели разной формы, выполненных из орехового дерева и украшенных шёлком. В нём располагается камин, исполненный из малахита с золочёными украшениями, и каминные часы, отображающие время, дни недели, месяцы и фазы Луны.

Опочивальня

В императорской опочивальне установлены две колонны из мрамора с позолоченными капителями. Владычествуют голубой и золотой цвета. Золочённый мебельный набор в стиле позднего Возрождения. На камине молочного цвета установлены часы «Ночь». Они представляют собой литой диск с римскими цифрами в виде тёмно-синего шара, звёздами и бронзовыми купидонами по бокам.

Кабинет императора

Кабинет соединяется с дежурной, приёмной и фельдъегерской. Имеет окна, выходящие на храм Христа Спасителя и Москву-реку, отделан ясенем для звукоизоляции. В XIX веке стены кабинета были декорированы картинами, посвящёнными войне 1812 г., а с потолка свисала бронзовая люстра. По желанию Николая II картины были сняты, а люстру заменили бесхитростным многоламповым светильником.

Большой Кремлёвский дворец

Парадные залы Большого Кремлёвского дворца

Большой Кремлёвский дворец имеет пять торжественных залов, которые носят имена российских орденов. Эти помещения выделяются просторностью и торжественным оформлением, а ключевая их ценность — в архитектурных решениях, отделке интерьеров и предметах декоративно-прикладного искусства, таких как осветительные приборы и мебель. Во многих заметны следы современности.

Аванзал

Аванзал служит входной галереей. Его фасад декорирован фигурными композициями и росписью. Статуи «Аполлон и музыка» были сделаны итальянскими ваятелями Антонио Аньезе и Иваном Козловским и установлены в 1848 г. Роспись аванзала исполнена в 1848—1851 гг. мастерами Московской мануфактуры П. Лахтионовым и Л. Герасимовым в манере русского классицизма.

При входе в аванзал расположены две хрустальные вазы в бронзовой позолоченной оправе, произведения умельцев Петербургского императорского завода. Высота их составляет 3 м. Большие двери выполнены из орехового дерева, причём для их изготовления использовалась только подгонка, без гвоздей. Они представляют собой примечательный образчик работы русских краснодеревцев XIX в.

Покрытие аванзала сделано из 20 дорогих пород деревьев мастеровыми московской фабрики Георга Миллера в 1845 г. Рядом с окном красновато-коричневый с прожилками камин из полудрагоценного камня — яшмы. Размещение камина возле места, где проходят сильные потоки воздуха, свидетельствует о том, что архитекторы решили применить калориферную систему отопления.

С открытых балконов можно наслаждаться видом на центр города. Аванзал декорирован фонарями и цветами, создающими уютную атмосферу. В центральной части размещены два небольших фонтана, сделанных по проекту Константина Тона в 1850—1851 гг. Они были добавлены в 1860-е годы, вместе со скульптурой «Конь графа Орлова». Рядом — высокие белоснежные колонны, поддерживающие крыльцо аванзала.

На стене аванзала — баталия «Кто с мечом к нам придёт — от меча и погибнет», изображающая святого князя Александра Невского, закрывающего своё сердце в битве на Чудском озере в 1242 году. На парадной галерее лестницы — крупное историческое полотно, изображающее Дмитрия Донского во время Куликовской битвы 8 сентября 1380 года. Также здесь висит картина «Выступление В. Ленина на III съезде комсомола».

Владимирский зал

Зал в стиле XIX в., названный в честь ордена Святого Владимира. Автор дворцового ансамбля Константин Тон был удостоен этого ордена. Помещение расположено на первом этаже дворца. Этот зал намного меньше по размеру и квадратный в плане (каждая сторона по 16 м), сильно отличается своей архитектурой и убранством от других парадных, но не уступает им в великолепии.

Зал образует уникальное пространство под большим сводом, без разделения на части рядами колонн или пилястр. Структура помещения решена в виде ротонды. В зале устроены ниши, придающие ему схожесть с восьмигранником. Главное украшение — огромная бронзовая люстра, расположенная точно в центре свода. Свет проникает не через окна, а через небольшой стеклянный купол в самой верхней точке.

Георгиевский зал

Георгиевский зал — крупнейшее парадное помещение дворца. Изначально зал использовался для праздничных мероприятий, где встречались штатские чины и представители дворянства. Главная тема оформления зала — воздаяние русской воинской славе. Назван он в честь ордена Святого Георгия Победоносца (высшей военной награды, учреждённой Екатериной II).

Потолок сделан в виде полуцилиндра, опирающегося на 18 пилонов, увенчанных статуями. Скульптуры созданы российским мастером итальянского происхождения Джованни Витали. Это аллегорические фигуры, представляющие провинции Российской империи. Грандиозное украшение дополняется большими барельефными изображениями эпонима ордена — Святого Георгия верхом на лошади, сражающегося с драконом.

Стены декорированы подвязками с лозунгом «За службу и храбрость», установлены мраморные доски со списком получивших Георгиевские знамёна. Здесь можно увидеть имена более 11 тысяч награждённых, включая А. В. Суворова и М. И. Кутузова. Позднее в зале собрались военнослужащие на приёме по случаю парада Победы. Здесь Иосиф Сталин в мае 1945-го произнёс тост: «За великий русский народ!».

Александровский зал

Пышный зал с розовыми мраморными стенами и золотой отделкой, он обнаруживает элементы византийской архитектуры. На месте Александровского зала прежде размещалась Посольская палата, которая существовала с правления Ивана III до времени Елизаветы Петровны. Был назван в честь ордена Святого Александра Невского. В зале находятся гербы губерний и областей Российской империи.

Имеет парусные своды. Освещают помещение люстры на 4,5 тыс. ламп. Украшен зал шестью картинами живописца Фёдора Моллера, изображающими моменты из жизни Александра Невского: его въезд в освобождённый Псков, Невская битва, его женитьба на полоцкой принцессе, его пребывание в Золотой Орде. Торжественные церемонии в зале посещали «почётные городские дамы».

Андреевский зал

По личному постановлению Николая I был построен тронный зал, посвящённый ордену Святого Андрея Первозванного, символика которого украшает стены, дверь и своды. Зал украшают золочёные двери с орденскими крестами и цепями, бронзовые люстры и бра, камины из яшмы серо-фиолетового цвета и паркетный узор из множества дорогих пород дерева. 48 титулярных гербов изображены на фризе.

Стены зала покрыты лазурными шёлковыми полотнами. В помещение проникает много света через 18 окон. Пространство зала организовано 5 парами больших опор, которые дробят его объём на три нефа (части помещения, отделённые рядами колонн) — большой и периферийные. Всевидящее Око над престолом, покрытое сусальным золотом, символизирует верховенство Бога над царской властью.

Императорский престол осенён шатром с золотой парчой и декорирован горностаевой мантией, а на плафоне (круглой части вверху) располагается герб Российской империи. Три трона — реконструкция кресел, которые в начале XX в. занимали Николай II, его супруга Александра Фёдоровна и его мать Мария Фёдоровна. Оригиналы хранятся в Оружейной палате.

Между 1933 и 1934 гг. стена, разделявшая Андреевский и Александровский залы, была снесена, чтобы оборудовать самый большой зал заседаний Верховного комитета КПСС, способный вместить более 2500 делегатов. Сбили даже лепнину. После падения советской власти правительство новой России решило восстановить исторический облик залов.

В период с 1994 по 1998 год проходили реставрационные работы. Группе флорентийских компаний, в том числе Ferdinando Marinelli Art Foundry, удалось вернуть им первоначальное оформление. В Андреевском зале проходили церемонии инаугурации президентов России. Сегодня над двойным рядом окон, как и прежде, изображено оружие провинций царской империи.

Кавалергардский зал

Кавалергардский зал отделял парадную женскую часть дворца от мужской. Здесь прежде дежурил отряд кавалергардов. Зал отделан белоснежным мрамором. Обстановка сделана из кавказской чинары, чтобы соответствовать национальности черкесов, составлявших собственную охрану государя. На камине установлены часы «Рафаэль в храме Славы». Здесь также висит картина И. Айвазовского «Панорама Кремля».

Екатерининский зал

Находится в стороне от прочих парадных залов. Орден Святой Екатерины был учреждён Петром I в 1714 г. и является единственным женским орденом в России. Зал украшен пилястрами на мощных столбах с мозаичными узорами из малахитовой крошки. Стены покрыты орденскими рельефами, выполненными филигранью. Покрытие зала сделано по наброскам художника Фёдора Солнцева.

Превалируют розовый и серебряный цвета, повторяя полосы ордена Святой Екатерины. Здесь проходили важные протокольные мероприятия, связанные с женской половиной императорского дома. Впоследствии зал использовался для проведения переговоров на высшем уровне. Вначале в зале не было мебели, но потом появился мягкий стёганый гарнитур в стиле французских дворцов эпохи Людовика XV.

Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца

Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца

Музеи Большого Кремлёвского дворца

Выставочный комплекс Большого Кремлёвского дворца включает в себя несколько отдельных музеев, размещённых вне его стен: Оружейную палату, Грановитую палату, Большую Царицыну палату и Теремной дворец. Здесь сосредоточены коллекции оружия и доспехов, ювелирные изделия, предметы быта, творения искусства, отображающие стиль жизни русских правителей в различные эпохи.

Оружейная палата

Название музея происходит от правительственного казнохранилища, в состав которого в 1720 году вошли кремлёвские мастерские. С 1806 года сокровищница была открыта для дворянства, а с 1918 года — для всех. Включает более 4000 экспонатов, сделанных в период с XII по XIX вв. Ядро коллекции составили драгоценности из кремлёвских мастерских и подарки от заграничных вельмож.

В Оружейную палату входит Алмазный фонд. Самый знаменитый предмет фонда — большая императорская корона, которая была создана для Екатерины II. Форма короны основана на средневековой византийской концепции: внизу — собственно корона, вверху — две полусферы. Посередине двух частей проходит арка бриллиантовых лавровых листьев, представляющая власть монархии.

Грановитая палата

Своё название Грановитая палата получила из-за парадного фасада, сделанного в духе итальянской архитектуры. Строительство было поручено двум итальянским архитекторам, Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари, которые оказали большое влияние на кремлёвский комплекс в годы работы в Российской империи: в частности, большая часть башен внешних стен Кремля была спроектирована ими.

Дворец был закончен в 1492 г. Сегодня здесь можно увидеть отреставрированные фрески по сюжетам из Библии и Хронографов — памятников древнерусской литературы второй половины XV в., в которых упорядочены даты исторических событий. На своде представлены герои мифов о сотворении мира. В западной части палата соединена с Большим Кремлёвским дворцом через Владимирский зал.

Большая Царицына палата

Также известна как Золотая Царицына палата. Была возведена в XVI в. и называлась Наугольной. Использовалась как престольный зал цариц и помещение для проведения церемоний, таких как приёмы и поминальные обряды по ушедшим в иной мир. В XVII веке служила для приёмов верховного духовенства и приближённых. В облике восточной стены сохранились ордерный антаблемент и резные обрамления окон.

Теремной дворец

Возведён в 1635—1662 гг. Строение использовалось как резиденция царей, место проведения духовных и государственных церемоний и выставочный зал. Внешне сочетает черты древнерусского зодчества и итальянского стиля. Внутри палаты расписаны орнаментами, библейскими сюжетами и геральдическими знаками, имеются изразцовые печи, арочные окна с цветными витражами.

Теремной дворец

Теремной дворец

Режим работы Большого Кремлёвского дворца

Большой Кремлёвский дворец — это не только архитектурный памятник и музей. В здании находятся офисы Администрации президента РФ, Совета безопасности и других органов. Кроме того, здесь проводятся конференции, форумы и концерты. Поэтому надо учитывать, что дата и время экскурсии могут переноситься из-за официальных мероприятий.

Дворец открыт для посещений всю неделю, кроме понедельника и последнего четверга месяца. Режим работы в будние дни — с 10:00 до 18:00, в выходные и праздники — с 10:00 до 20:00. Внутри функционирует касса, в которой можно приобрести билеты на экскурсии и другие мероприятия, а также купить сувениры. Касса закрывается в 17:00. Посетителям рекомендовано регистрироваться на экскурсии заранее.

Проводятся различные виды экскурсий: обзорные, тематические программы и мастер-классы по искусству. Экскурсоводы говорят на русском и английском языках. Стоимость билетов зависит от выбранной программы и возрастной категории посетителя. Цена обычного билета для взрослых составляет около 700 рублей, для детей и подростков до 18 лет — около 350 рублей.

Следует учитывать, что посещение музея может занять несколько часов, поэтому предпочтительно запланировать свой визит заранее. В музее есть кафе, где можно перекусить. Необходимо следовать правилам посещения, в том числе — запрету на фото- и видеосъёмку в отдельных залах. Перед входом охрана сканирует посетителей, как в аэропорту, поэтому лучше не брать с собой никаких жидкостей и металлических предметов.

Большой Кремлёвский дворец

Как добраться

Большой Кремлёвский дворец (адрес: Кремлёвская наб., 1, стр. 3) находится на территории Кремля. Чтобы добраться до музея, можно воспользоваться метро. Ближайшие станции — «Библиотека имени Ленина», «Александровский сад» и «Боровицкая». В 15 минутах от музея располагается станция «Площадь Революции». Также можно доехать на троллейбусе или автобусе, в том числе туристическом.

Помимо общественного транспорта, до Большого Кремлёвского дворца можно добраться на автомобиле. В непосредственной близости находятся платные парковки, на которых можно оставить автотранспорт на время посещения музея. Вход на территорию Кремля — через Кутафью башню (адрес: Манежная ул., дом 2/10с2), которая сама по себе является достопримечательностью.

Большой Кремлёвский дворец

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по экономии электроэнергии на предприятии образец
  • Пороги уаз патриот из профильной трубы пошаговая инструкция
  • Гомеовокс инструкция по применению взрослым как принимать отзывы
  • Образец инструкции по делопроизводству в школе рб
  • Должностная инструкция начальника отдела развития бизнеса