Руководство брежнева внутренняя политика

Правление Брежнева


Правление Брежнева

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 519.

Обновлено 22 Февраля, 2022

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 519.

Обновлено 22 Февраля, 2022

Годы правления Леонида Ильича Брежнева иногда называют эпохой застоя, так как в этом время стало заметно старение руководства СССР, стабильность кадров и снижение темпов роста советской экономики. Правление Брежнева продолжалось 18 лет, с 14 октября 1964 года до 10 ноября 1982 года. Сначала занимал пост первого секретаря ЦК КПСС, а с 1966 года — генерального. С июня 1977 года и до смерти Брежнев совмещал партийный пост с государственным — Председателем Президиума Верховного Совета СССР.

Внутренняя политика

Леонид Брежнев оказался во главе СССР после смещения Никиты Хрущёва на Пленуме в октябре 1964 года.

Леонид Брежнев 1965

Рис. 1. Леонид Брежнев 1965.

Одним из его первых шагов стала ликвидация ряда хрущёвских новшеств, которые привели к ухудшению ситуацию в экономике СССР:

  • Ликвидация 47 совнархозов и возвращение отраслевых министерств. Отказ от управления народным хозяйством по территориальному принципу.
  • Отменой разделения обкомов на промышленные и сельскохозяйственные.

В 1965 году началось проведение экономической реформы, получившей название «косыгинской». Она была противоречивой. С одной стороны, в 1970-е осталось множество проблем в сельском хозяйстве, как в Нечерноземье, так и на целине. Несмотря на повышение закупочных цен для колхозов и совхозов, их рентабельность оставалось низкой.

В промышленности был взят курс на передачу части прибыли предприятиям, которым также предоставили право корректировать плановые показатели. В СССР при Брежневе было построено почти 2000 крупных промышленных предприятий. К 1982 году почти завершилось строительство БАМа (Байкало-Амурской магистрали). Бурно развивались топливо-энергетический комплекс за счёт освоения нефтегазовых месторождений Сибири, космическая отрасль и атомная энергетика.

Нефтяной кризис 1973 года дал Советскому Союзу выгоду в виде роста цен на энергоносители. Из-за этого развитие экономики стало идти экстенсивными методами. Темпы роста стали снижаться. Тяжёлым ударом по экономике СССР и стран социалистического блока стало падение цен на нефть в начале 1980-х.

В идеологии при Брежневе новым явлением стала доктрина «развитого социализма». Власти отказались от хрущёвской антирелигиозной кампании и идеи построения социализма к 1980 году. Особенностями брежневского периода стал рост пьянства в СССР и снижение уровня рождаемости.

Ключевыми фигурами в управлении СССР при Брежневе были: министр иностранных дел Андрей Громыко, Председатель Совета министров Алексей Косыгин, идеолог партии Михаил Суслов и руководитель КГБ Юрий Андропов. Министром финансов весь период нахождения Брежнева у власти был Василий Гарбузов. В 1977 году была принята новая конституция.

Политбюро при Брежневе

Рис. 2. Политбюро при Брежневе.

Внешняя политика

По ряду направлений внешняя политика при Брежневе была неудачной. Отношения с Китаем в середине 1960-х испортились окончательно. В 1969 году дошло до вооружённых столкновений на острове Даманский на Дальнем Востоке. Брежневу не удалось восстановить дипломатические отношения с Албанией.

Зато блок социалистических государств пополнился следующими государствами: Никарагуа, Гренада, Лаос, объединённый Вьетнам, Кампучия, Ливия, все бывшие португальские колонии в Африке (крупнейшие — Мозамбик и Ангола), Южный Йемен, Ирак и Эфиопия. В 1970-е ухудшились отношения с двумя странами социалистической ориентации — Египтом и Сомали.

В 1968 году войска СССР и стран ОВД (кроме Румынии) были введены в Чехословакию для ликвидации «Пражской весны». В 1974 году Брежнев встретился с президентом США Никсоном, и это событие принято считать началом краткой по времени разрядки, то есть примирения государств с разным общественным строем. Она длилась недолго и завершилась избранием на пост президента США Рейгана в конце 1980 года. В 1975 году в Хельсинки Брежнев подписал соглашение о нерушимости границ в Европе.

Основные события правления Л. И. Брежнева можно представить в таблице:

Дата

Событие

1965 год

Упразднение совнархозов, восстановление министерств, начало экономической реформы Косыгина

1968 год

Ввод войск в Чехословакию

1969 год

Конфликт на острове Даманском

1974 год

Встреча Брежнева с Никсоном, разрядка международной напряжённости

1975 год

Хельсинские соглашения

1977 год

Принятие новой конституции

1979 год

Ввод войск в Афганистан

К концу правления Леонида Брежнева относится начало Афганской войны — в декабре 1979 года. Она продолжалась 10 лет, в ней погибло около 15 тыс. советских солдат. Внешнеполитических успехов она не принесла, так как просоветское руководства Афганистана продержалось у власти недолго после вывода войск в 1989 году.

Леонид Брежнев, 1981 г.

Рис. 3. Леонид Брежнев, 1981 г.

Заключение

Что мы узнали?

Кратко говоря о правлении Леонида Брежнева в СССР, несмотря на внешнее спокойствие и стабильность в стране, в 1970-е в экономике СССР получили развитие ряд негативных явлений. Важными пунктами в правлении Брежнева были косыгинская реформа, ввод войск в Чехословакию и Афганистан, разрядка международной напряжённости между США и СССР.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 519.


А какая ваша оценка?

Внутренняя политика Брежнева

«Эпоха застоя» — так характеризуют
публицисты экономическое и политическое
состояние СССР в период правления Л. И.
Брежнева (с 1964 по 1982 годы). Консерватизм
и отсутствие политической дальновидности
генсека Брежнева приближали советскую
экономику к развалу. Он отдавал особое
предпочтение развитию военно-промышленного
комплекса, на что растрачивалась основная
часть бюджетных средств. Был создан
мощный комплекс, но это негативно
отразилось на экономике в целом и
усугубило кризис в стране. Происходит
замедление научно-технического прогресса,
экономические реформы «замораживают»,
резко снижаются темпы роста сельского
хозяйства и промышленности. Все эти
факторы стали приводить Советский Союз
к отставанию в развитии от лидеров
мировых держав. В это же время
внутриполитическая ситуация складывалась
не лучшим образом. Принимается новая
Конституция СССР. В основном законе
страны говорилось о полновластии народа,
как о главном принципе власти. На деле
же все обстояло иначе. При Брежневе
возрастает и усиливается бюрократический
аппарат. Партийцы и приближенные Леонида
Ильича свободно занимаются произволом,
казнокрадством, злоупотребляют служебным
положением. Процветает коррупция среди
чиновников. Активно ведется борьба с
инакомыслящими. Под руководством
Брежнева органами государственной
безопасности применяются репрессивные
меры в отношении членов правозащитных
движений. Ужесточается цензура.
Возобновляется преследование литературных
деятелей за их произведения. Однако
помимо негативных моментов во внутренней
политике СССР, следует выделить такое
важное историческое событие, как первый
выход человека в открытый космос (1965
г.).

Внешняя политика ссср при Брежневе

Что касается внешней политики, проводимой
Брежневым, то она носила неоднозначный
характер. СССР совместно с мощными
державами США и Великобританией
подписывают ряд договоров (о мирном
использовании космического пространства,
о нераспространении ядерного и
бактериологического оружия и другие).
Принимается множество соглашений о
сотрудничестве с различными странами
(Египтом, Индией, Сирией, Ираком и т.д.).
Наряду с принятием мирных политических
постановлений, в годы правления Брежнева
принимаются решения о вводе советских
войск совместно с некоторыми европейскими
войсками на территорию Чехословакии
(август 1968 г.). Менее чем через десять
лет, в 1979 году войска СССР направляются
в Афганистан. Помимо этого, Л. И. Брежнев
выступает инициатором доктрины об
ограничении суверенитета для
социалистических государств. Иными
словами, те государства, которые
попытались бы не считаться с руководством
Советского Союза при построении своей
внешней и внутренней политики, могли
быть подвергнуты определенным санкциям
(от простого запугивания, до военного
вторжения). Столь агрессивное поведение
СССР обесценило прежние договоры по
поддержанию мира. Советский Союз под
руководством Брежнева стремительно
подходил к развалу.

37.Внешняя политика
СССР в 1950-е – начале 1980-х гг.

Советская внешняя политика решала
основную проблему этого периода —
снижение противостояния между Востоком
и Западом.

Взаимоотношения СССР с капиталистическими
странами стали более взвешенными.

С целью ослабить международную
напряженность был подписан ряд договоров:
четырехстороннее соглашение по Западному
Берлину, советско-американский договор
об ограничении систем противоракетной
обороны и др.

Летом 1966 г. с визитом в Москве побывал
президент Франции Шарль де Голль, в 1970
г. — канцлер ФРГ В.Брандт (прибыв в Москву,
он заключил договор с СССР о неприменении
силы во взаимоотношениях). На переговорах
были подтверждены послевоенные границы.
21 декабря 1972 г. ФРГ заявила о признании
ГДР. Оба германских государства были
приняты в ООН.

В 1972 г. состоялись встречи с американскими
президентами Р.Никсоном и сменившим
его Д.Фордом. Наметился курс на разрядку
напряженности в отношениях между двумя
державами.

26 мая 1972 г. в Москве был заключен договор
ОСВ-1. Стороны договорились об ограничении
числа межконтинентальных ракет и ракет
подводного базирования. В 1978 г. был
заключен договор ОСВ-2 об ограничении
подземных ядерных испытаний и
противоракетной обороне: Объем
советско-американской торговли возрос
в 8 раз.

Наметились положительные сдвиги в
отношениях с Великобританией, ФРГ,
Италией, Францией и другими капиталистическими
державами.

30 июля 1975 г. в Хельсинки состоялось
Общеевропейское Совещание по безопасности
и сотрудничеству (СБСЕ). В нем приняли
участие 33 государства, в итоговом
документе закреплялись десять принципов
во взаимоотношениях стран-участников
СБСЕ: суверенное равенство государств,
их территориальная целостность,
нерушимость границ, мирное урегулирование
споров, невмешательство во внутренние
дела, уважение прав человека, равноправие
народов, взаимовыгодное сотрудничество,
выполнение обязательств по международному
праву.

Продолжилось развитие сотрудничества
со странами народной демократии. Перед
СССР стояла задача укрепления
социалистического лагеря, сплочение
его в политическом, военном и экономическом
отношениях.

В 1971 г. была принята программа экономической
интеграции стран участников СЭВ,
оказавшая положительное влияние на
развитие экономики социалистических
стран. Однако изолированность СЭВ от
мировой экономики пагубно сказывалась
на темпах экономического развития, что
в свою очередь становилось причиной
кризисных ситуаций в отношениях между
социалистическими странами.

В 1968 г. в Чехословакии руководство
компартии во главе с А.Дубчеком предприняло
попытку провести демократические
преобразования в обществе и построить
социализм с «человеческим лицом». В
ответ на территорию Чехословакии были
введены совместные войска пяти стран
— участниц ОВД. Произведена смена
правительства, во главе которого Москвой
был поставлен Г.Гусак.

В мае 1970 г. Чехословакия подписала
договор о союзе с СССР. Чехословакия,
Польша и ГДР стали оплотом социализма
в Европе. Эти события нанесли колоссальный
ущерб международному престижу СССР и
имели тяжелые внешнеполитические
последствия.

В 1969 г. территориальный конфликт между
СССР и Китаем закончился вооруженными
столкновениями на полуострове Даманский.

Конфликт в Польше был спровоцирован
резким ростом цен, вызвавшим волну
протеста. Борьбу за независимость
организовал профсоюз «Солидарность»
во главе с популярным лидером Л.Вапенсой.
13 декабря 1981 г. в Польше было введено
военное положение.

С 1973 г. между странами Варшавского
Договора и НАТО велись переговоры о
сокращении вооруженных сил в Европе.
Однако введение советских войск в
Афганистан в декабре 1979 г. перечеркнуло
все усилия, переговоры зашли в тупик.

38.Курс М.С. Горбачёва
на «обновление общества».
Социально-экономические и политические
преобразования в СССР (1985-1991 гг.)

  К началу 1980-х годов Советский Союз
серьезно отставал от передовых стран
Запада. Крайне медленно развивались
гражданские отрасли экономики, при этом
миллиарды рублей тратились на гонку
вооружений и содержание армии. Устаревшая
политическая система тормозила развитие
страны. 

   В 1985 году Советский
Союз возглавил молодой и энергичный
руководитель Михаил Сергеевич Горбачев.
Он объявил о начале перестройки.
Предполагалось ускорить экономический
рост за счет освоения новых технологий,
укрепления дисциплины и заинтересованности
людей в результатах своего труда. Народ
поддержал политику нового лидера и
поверил в него. 

   Во внешней
политике Горбачев высказался в поддержку
нового курса, получившего название
«новое мышление». СССР отказывался от
противостояния с Западом и предложил
закончить «холодную войну». США. Были
проведены переговоры с президентом США
Рональдом Рейганом. В ходе них были
достигнуты договоренности о разрядке
международной напряженности и сокращении
ядерных запасов. Горбачев (или «Горби»,
как его звали на Западе) стал самым
популярным мировым политиком. 

  
Однако внутренняя политика Горбачева
отличалась противоречивостью, многие
планы были не продуманы и нереалистичны.
В ходе антиалкогольной кампании были
уничтожены ценнейшие виноградники. Не
выполнялись обещания, данные народу
(каждой семье по отдельной квартире к
2000 году). Тяжелым ударом по перестройке
стала авария на Чернобыльской атомной
электростанции в 1986 году. Радиоактивному
загрязнению подверглись территории
трех республик (Украины, Белоруссии,
России). Тысячи людей вынуждены были
бросить свои дома и переселиться из
30-ти километровой зоны в более безопасные
районы. 

   Для Советского
Союза обычной практикой было сокрытие
информации об авариях и несчастьях.
Получалось так, что в СССР не горели
заводы, не падали самолеты, не тонули
подводные лодки. Но Чернобыльская авария
была такой огромной, что скрыть ее не
удалось. Горбачеву и его окружению
пришлось объявить о переходе к политике
гласности. Желая ускорить ход реформ,
Горбачев с конца 1980-х гг. начал процесс
демократизации политической системы.
В 1989 году в СССР (впервые с 1917 года) прошли
свободные выборы. Ведущие публицисты
(«прорабы перестройки») в изданиях,
выходивших миллионными тиражами
вскрывали преступления советских
руководителей. Однако гласность и
демократизация поставили под сомнение
монополию КПСС на власть, которая была
основой советского государства. 

 
Экономические реформы (создание
кооперативов, коммерческих банков) были
не последовательны, часто вызывали
резкое неприятие у общества. Из магазинов
стали исчезать самые необходимые
продукты и товары, на улицах больших и
малых городов вытянулись огромные
очереди. 

   К началу 1990-х
годов доверие к политике перестройки
и популярность Горбачева были подорваны.
Главная причина — падение жизненного
уровня основной массы населения. Политика
перестройки зашла в тупик. С распадом
СССР она потерпела поражение, но привела
к формированию основ рыночных отношений,
значительно расширила гражданские
свободы.

39. Внешняя политика
России 1985г. – 1990-е годы.

С началом перестроечного процесса стали
происходить серьезные изменения во
внешней политике СССР. С уходом с поста
министра иностранных дел А.А.Громыко
произошла смена руководства министерства.
Во внешнюю политику пришли люди с новым
мышлением.

Внешнеполитический курс стал выбираться
на основе мнения экспертов.

Горбачев заявил о приоритете
общечеловеческих ценностей над классовыми
и отказе от основного постулата советской
идеологии о расколе мира на две
противоборствующие общественно-политические
системы. Мир признавался единым и
неделимым.

Основным инструментом разрешения
международных вопросов признавался не
баланс сил, а баланс их интересов. Исходя
из этого, были определены основные
направления внешней политики: смягчение
противостояния между Востоком и Западом
посредством переговоров, урегулирование
региональных конфликтов, расширение
экономических связей с мировым
сообществом.

Особое значение придавалось
советско-американским отношениям.
Ежегодными стали «встречи в верхах», в
результате были подписаны соглашения
об уничтожении ракет средней и меньшей
дальности. В июле 1991 г. М.С.Горбачев и
Дж. Буш подписали договор об ограничении
наступательных вооружений. Достигнут
значительный успех в переговорном
процессе о снижении количества обычных
вооружении в Европе. Подписав этот
договор в ноябре 1990 г., СССР выдвинул
встречную инициативу и в одностороннем
порядке сократил численность сухопутных
войск на 500 тыс. человек.

В апреле 1991 г. М.С.Горбачевнанес
визит в Японию с целью подготовить почву
для подписания мирного договора и
оживления двухсторонних отношений.
Советская делегация официально признала
существование территориальных разногласий
с Японией, связанных с изменением границ
в результате их пересмотра в 1945 г.

В мае 1989 г. в результате визита Советской
делегации в Пекин произошла нормализация
отношений с Китаем, подписаны долгосрочные
соглашения о политическом, экономическом
и культурном сотрудничестве.

Был положен конец бессмысленной войне
Советского Союза в Афганистане. Процесс
урегулирования и вывода войск осуществлялся
поэтапно: в феврале 1988 г. было объявлено
о выводе войск, который начался 15 мая
1988 г. и завершился в феврале 1989 г.

Политика отказа от применения силы в
международных отношениях, в том числе
и по отношению к союзникам, ускорила
процесс падения коммунистических
режимов в странах восточной Европы. В
Чехословакии, Польше, Болгарии, Румынии,
Венгрии, ГДР к власти пришли новые
демократические силы.

В ноябре 1989 г. прекратила существование
Берлинская стена — символ раздела Европы.
Лидеры новых государств взяли курс на
разрыв связей с СССР и сближение со
странами Запада.

1 июля 1991 г. юридически оформлен роспуск
Варшавского Договора. К этому времени
советские войска покинули Венгрию и
Чехословакию.

Была решена самая большая проблема
европейской политики — «германский
вопрос». В 1990 г. в Москве состоялась
встреча канцлера ФРГ Г.Коля с М.С.Горбачевым.
В ходе переговоров было достигнуто
соглашение об объединении двух германских
государств и вхождении единой Германии
в состав НАТО. В марте этого же года в
ГДР были проведены многопартийные
выборы, победу в которых одержал блок
буржуазно-консервативных партии.

В ноябре ГДР вошла в состав ФРГ.

В период перестройки произошла интеграция
СССР в мировое сообщество. Началась
работа представителей СССР в международных
конференциях и встречах лидеров ведущих
стран.

На западе резкий поворот во внешней
политике связывали с именем президента
СССР Горбачева. В 1990 г. он был удостоен
Нобелевской премии мира. Выросло доверие
к СССР.

40. Россия в начале
ХХI
века: экономическая и политическая
жизнь страны.

«Революция сверху»
в России в 90-х гг. привела к формированию
рынка труда, товаров, жилья, фондового
рынка. Однако эти перемены были лишь
началом переходного периода экономики.

Неудавшийся «путч»
ГКЧП и завершение перестройки означали
не только конец социалистического
реформаторства в СССР, но и победу тех
политических сил, которые видели в
смене модели общественного развития
единственный выход страны из затяжного
кризиса. Это был осознанный выбор не
только власти, но и большинства
общества.

«Революция сверху» в
России в 90-х гг. привела к формированию
рынка труда, товаров, жилья, фондового
рынка. Однако эти перемены были лишь
началом переходного периода экономики.

В ходе политических
преобразований была демонтирована
советская система организации власти.
Вместо нее началось формирование
политической системы, основанной на
разделении властей.

Из-за передела
властных полномочий между ослабленным
федеральным Центром и набирающими
силу регионами (в первую очередь
национальными) усилились центробежные
тенденции. В этой ситуации сохранение
государственного единства страны
явилось важнейшей задачей.

Многие проблемы
духовной жизни были связаны со сменой
модели общественного развития,
переходом от господства единственной
в прежние годы коммунистической
идеологии к идейному плюрализму, отказом
от ряда традиционных нравственных
ценностей, заимствованием массовой
западной культуры. Распад СССР
радикально изменил геостратегическое
положение России. Была разрушена
единая система безопасности и обороны
страны. НАТО вплотную придвинулось
к границам России. В то же время сама
Россия, преодолев прежнюю изолированность
от западных стран, оказалась, как никогда
прежде, интегрированной во многие
международные структуры.

К началу XXI в. Россия
утратила статус великой мировой державы.
Занимая 12 % мировой суши, она к концу
XX в. производила лишь 1 % мирового
валового продукта. Налицо был кризис
федеративных отношений, социальной
сферы. До минимума упал жизненный
уровень населения. Необходимо было
принять срочные меры для исправления
положения.

Новый стратегический
курс был предложен В. В. Путиным, сделавшим
ставку на укрепление государственности
и достижение через это возрождения и
расцвета страны, с учетом всего
положительного опыта, накопленного на
всех этапах отечественной истории
XX в. 
Реализуя его, в короткий
исторический срок стране удалось:

  •  в экономике
    вступить в завершающую стадию построения
    государственного социально
    ориентированного рынка;

  •  в политике
    создать модель политической системы,
    избавленной от вмешательства в дела
    власти как отечественных олигархов,
    так и иностранных государств, и
    международных организаций;

  •  в духовной
    жизни обеспечить соблюдение конституционных
    прав и свобод граждан, развитие
    глобальной сети коммуникаций,
    вовлеченность России в мировое
    культурное и информационное пространство;

  •  во внешней
    политике сформулировать суть национальных
    интересов на новом этапе развития
    и приступить к их решению.

Соседние файлы в предмете История

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Приход к власти Л. И. Брежнева:

В январе – феврале 1959 года состоялся XXI съезд КПСС, на котором была провозглашена полная и окончательная победа социализма в СССР, также было торжественно заявлено, что раз социализм построен, то самое время заняться строительством коммунизма.

Леонид Ильич Брежнев

В октябре 1961 года состоялся XXII съезде КПСС, где был намечен поэтапный план построения коммунизма к 1980 году, то есть у советской власти было еще 20 лет для того, чтобы построить идеальное государство. Как брался смело утверждать Никита Сергеевич: «Следующее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Однако реальность была далека от планов и программ.

В 1961 году были поставлены следующие задачи:

1. Обеспечить материально-техническую базу коммунизма, что значило – выйти на первое место в мире по уровню жизни;

2. Перейти к коммунистическому самоуправлению;

3. Сформировать нового человека, который будет жить в коммунистическом будущем.

Кроме того, в Устав КПСС были внесены некоторые новые положения:

1. О возможности проведения внутрипартийных дискуссий;

2. О сменяемости партийных кадров в центре и на местах;

3. О расширении прав местных партийных органов;

4. О выдвижении руководящих кадров исключительно на основе их деловых качеств.

Все эти положения, будь они, конечно, реализованы на деле, смогли бы изменить облик власти, могли бы способствовать формированию принципов открытости и даже демократизации партийной системы. Однако, это были лишь пустые постулаты, которые на деле не несли за собой абсолютно никаких изменений.

Вообще шаги Н. С. Хрущева, непоследовательные и смелые, вызывали тревогу и опасения у тех, чьи интересы оказались задеты в результате его реформ. Против преобразований, декларируемых первым секретарем, выступал партийный аппарат, военные, интеллигенция, массы трудящихся — то есть почти все. Уровень жизни в начале 1960-х годов после некоторого улучшения вновь стал хуже.

Итог: в октябре 1964 года Никита Хрущев вполне демократическим путем был отстранен от власти, обвинен в «волюнтаризме и субъективизме», лишен возможности руководить партией и страной и отправлен на пенсию. Он стал первым лидером страны, отправленным в отставку политическими противниками и первым, оставшимся в живых лидером. Это, конечно, была заслуга самого Хрущева.

Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 года — Генеральным секретарем) был избран Л. И. Брежнев. Председателем Совета Министров СССР стал А. Н. Косыгин.

Консервация политического режима

2.1. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры

Основные характеристики:

  • Усилился контроль партии и государства за всеми сферами жизни общества (фактически возрождение сталинизма).

  • Отмена сменяемости (ротации) партийной номенклатуры (что способствовало в итоге появлению «геронтократии» (власть старцев)).

  • Возрождена система льгот и привилегий партийной и государственной номенклатуры.

  • Усиление нападок на критику И. В. Сталина и сталинизма (репрессии возвращаются).

  • Кампания в прессе по возвеличиванию Л. И. Брежнева (неосталинизм).

  • Преследование инакомыслящих (более мягкими методами, чем при И. В. Сталине).

2.2. Укрепление роли армии и органов безопасности:

В это время возрастает роль армейских генералов и армии как таковой, а также органов госбезопасности. С приходом к власти Брежнева увеличилось в несколько раз финансирование оборонных программ.

1967 год — начало массовой установки в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет (залог будущего военно-стратегического паритета с США).

1976 год — начало установки ядерных ракет средней дальности в Восточной Европе.

Итоги:

  • Укрепление обороноспособность страны.

  • Усиление позиций военного руководства во властных структурах.

  • Производство и содержание военной техники, разработка перспективных моделей вооружений не позволяли повысить уровень жизни советских людей и улучшить их быт

С 1967 года руководителем КГБ становится секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов, который начал уделять особое внимание борьбе с инакомыслием. По его предложению создается пятое управление КГБ, цель которого – борьба с диссидентством (диссиденты – граждане СССР, открыто выражавшие свои политические взгляды, которые существенно отличались от господствующей в то время коммунистической идеологии). Сотрудники пятого управления внедрялись в общественные и государственные организации, должны были наблюдать, прослушивать телефонные звонки попавших под подозрение лиц, подсматривать и подслушивать в поисках информации.

Картинки по запросу андропов

Юрий Владимирович Андропов

Диссидентов не расстреливали и не отправляли в лагеря, их лечили в специализированных психиатрических лечебницам («ведь только сумасшедший человек может быть недоволен советским строем»). Органы госбезопасности контролировали даже научные дискуссии в университетах, ведь в них тоже могла содержаться крамола.

Итог: Массовый террор ушел в прошлое, но политические преследования приобрели более изощренный характер.

Принятие Конституции СССР 1977 года

Приближался 1980 год, а вместе с ним и тот момент, когда должен наступить коммунизм, но на горизонте его пока не было видно. Это нужно было как-то объяснить советскому народу, для чего и была придумана концепция «развитого социализма» (промежуточной стадии между социализмом и коммунизмом)

Общие положения:

  • Закреплено понятие развитого социализма («Конституция развитого социализма»).

  • Объявлено о построении общенародного государства.

  • В Конституции было закреплено руководящее положение коммунистической партии (статья 6 гласила: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза»).

  • Усиление экономической и политической роли союзного центра и ущемление прав республик.

  • Расширены права общественных организаций в политической жизни (разумеется, только формально).

  • Введены принципы межгосударственного общения (в основе Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе «Хельсинки-75»).

Советское общество на переломе: истоки диссидентского движения и неосталинизм

  • В середине 1960-х годов под воздействием хрущевской «оттепели» возникло диссидентское движение, куда вошли правозащитные, национально-освободительные, религиозные организации и движения (диссидентство – движение советских граждан, оппозиционно настроенных по отношению к политике властей и ставящих целью либерализацию политического режима в СССР).

Причин возникновения этого движения было несколько:

1. Отход советского руководства от политики «оттепели»;

2. В 1975 году СССР подписал Хельсинские соглашения, в которых говорилось о правах человека. Разница между заявленными правами и советской действительностью и послужила причиной возникновения диссидентов.

3. То же самое с Конституцией 1977 года. В ней также провозглашались права и свободы граждан, которые на практике не соблюдались.

Целями этого движения были:

― Выработка в людях демократических убеждений;

― Предоставление населению реальных гражданских и политических прав и свобод;

― Отмена цензуры и предоставление свободы творчества;

― Снятие “железного занавеса” и установление тесного контакта с Западом;

― Недопущение неосталинизма.

Членами диссидентского движения организовывались забастовки и митинги. Духовным лидером правозащитного движения стал академик А. Д. Сахаров («отец водородной бомбы»). Вдохновителем гонений на диссидентов выступил Суслов (идеолог партии).

С диссидентами и внутренними оппозиционерами боролось КГБ во главе с Андроповым.

Поворотным событием Брежневской политики, ознаменовавшим начало борьбы с диссидентами и переход к эпохе неосталинизма, стал арест и приговор к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писателей А. Синявского и Ю. Даниэля за публикацию своих произведений за границей (судебный процесс длился с 1965 по 1966 год).

  • В 1967 году арестовали поэта Ю. Галанскова и публициста А. Гинзбурга (их обвиняли в том, что они опубликовали за границей «Белую книгу» (сборник документов) по делу Синявского и Даниэля).

    В последующие годы подверглись гонениям и вынуждены были покинуть страну выдающиеся деятели литературы и искусства (А. Солженицын, И. Бродский, В. Аксенов, скульптор Э. Неизвестный, кинорежиссер А. Тарковский, музыканты М. Ростропович и Г. Вишневская).
    Тема преступлений эпохи «большого террора» с конца 1960-х годов фактически оказывается под запретом, начинает формироваться образ великого полководца И. В. Сталина, одержавшего победу в Великой Отечественной войне, что свидетельствует об окончательном отходе от политики «оттепели» и демократических тенденций в области идеологии и культуры.

  • В 1969 произошло создание первой в СССР открытой гражданской ассоциации «Инициативная группа защиты прав человека в СССР». Ассоциация занималась составлением текстов и обращений, адресованных ООН и содержащих сведения о политических преследованиях в СССР.

  • В 1975 году замполит большого противолодочного корабля «Сторожевой» Балтийского флота капитан 3-го ранга В. Саблин арестовал командира и повел корабль в нейтральные воды, чтобы обратиться к руководству страны с революционным воззванием. В нем говорилось: «Граждане, Отечество в опасности! Его подтачивают казнокрадство и демагогия, показуха и ложь…». «Сторожевой» был остановлен советской авиацией. Саблин расстрелян.

  • В 1976 году в Москве создана группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР (Московская Хельсинская группа, МХГ). Это была правозащитная организация, целью которой было содействие практическому выполнению гуманитарных статей Хельсинских соглашений 1975 года.

В конце 1979 – начале 1980 года произошел арест и ссылка почти всех лидеров и активных участников не только правозащитного движения, но и национальных и религиозных организаций. Помимо ареста и ссылок, с диссидентами боролись следующими методами:

1.Помещали в психиатрические лечебницы;

2. Выдворяли из страны;

3. Лишали советского гражданства;

4. Накладывали запрет на творческую деятельность;

5. Увольняли с работы.

Помимо диссидентов и правозащитников, в Советском союзе существовали так называемые «шестидесятники». Шестидесятники — субкультура советской интеллигенции, в основном захватившая поколение, родившееся приблизительно между 1925 и 1945 годами. Историческим контекстом, сформировавшим взгляды «шестидесятников», были годы сталинизма, Великая Отечественная война, итоги XX съезда КПСС и эпоха «оттепели». Однако ещё в детстве им пришлось пережить мировоззренческий кризис, так как эта среда сильно пострадала от так называемых сталинских «чисток». У некоторых «шестидесятников» родители были посажены или расстреляны. Обычно это не вызывало радикального пересмотра взглядов, однако заставляло больше рефлексировать и приводило к скрытой оппозиции режиму.

Экономическое развитие СССР 1964 – 1982 гг. и социальная политика

Аграрная реформа 1965 года

После реформ Хрущева в экономике царил хаос: кукурузная кампания была провалена, зерна в стране не хватало и его приходилось закупать из США, система управления (ВСНХ и местные совнархозы) была слишком бюрократизирована и порождала местнические отношения между регионами. Эту ситуацию необходимо было исправлять. С 1965 года реализовывалась аграрная реформа.

Основные этапы преобразований в деревне:

  • Повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

  • Увеличение капиталовложений в деревню.

  • Устранение ранее установленных ограничений на ведение личного подсобного

    хозяйства колхозников.

  • Перераспределение национального дохода в пользу сельского хозяйства (государственных средств вложено больше, чем в космические программы).

Итоги:

Временное ускорение сельскохозяйственного производства и снижение остроты продовольственного вопроса.

Реформы в промышленности: замыслы и результаты

В промышленности, как и в сельском хозяйстве произошли серьезные перемены. Данные реформы также носят название реформ А. А. Косыгина.

Будущие преобразования преследовали несколько целей:

1. Повысить эффективность работы народного хозяйства;

2. Ускорить темпы роста экономики;

3. Задействовать экономические методы стимулирования экономики (раньше все держалось на энтузиазме и на административных рычагах).

Алексей Николаевич Косыгин

Основные меры:

  • Снижение плановых показателей, спускаемых на предприятие. Если раньше заводы и фабрики жестко контролировались министерствами (на них спускалось несколько сотен плановых показателей, которые они должны были выполнить), то теперь число плановых показателей сокращалось до 5, главными из которых была рентабельность производства, размер прибыли и объем реализованной (а не произведенной продукции).

  • Усиление экономического стимулирования (на предприятиях разрешалось создавать поощрительные фонды, деньги из которых могли направляться на материальное поощрение лучших рабочих).

  • Восстановление отраслевых министерств вместо совнархозов.

  • Введение элементов хозрасчета (предприятие при хозрасчете практически переставало контролироваться, переводилось на самоокупаемость и самофинансирование: само решало, где закупать сырье, куда сбывать продукцию, что делать со своей прибылью; вводились элементы оптовой торговли между предприятиями, хотя раньше этот процесс также контролировало государство).

Итоги:

  • Рост объемов промышленного производства на 50%.

  • Экстенсивный характер развития производства (во второй половине 1960-х годов было построено около 1900 новых предприятий, в том числе Волжский автозавод в Тольятти).

  • Физический износ и моральное старение оборудования.

  • Повышение производительности труда в конце 1960-х – начале 1970-х годов.

  • Повышение заинтересованности работников в результатах своего труда.

Однако в 1970-е вновь начался спад темпов производства. Реформа 1965 года «ушла в песок», хотя формально ее никто не отменял. Рыночные элементы были задавлены административно-командной системой. Плановых показателей к середине 1980-х годов стало больше тысячи, предприятия были лишены самостоятельности.

В чем кроется причина неудачи реформы? Почему «начали за здравие, а закончили за упокой»?

Причины неудачи:

1. Непоследовательность и половинчатость, содержавшиеся непосредственно в самом замысле реформы. Сочетание экономических начал с жестко централизованной плановой экономикой, как показывает мировой и отечественный опыт, дает лишь кратковременный эффект, а затем вновь происходит доминирование административных принципов и подавление экономических;

2. Некомплексный характер реформы. Ни о какой демократизации производственных отношений, изменении форм собственности и перестройке политической системы речь даже не шла;

3. Слабая кадровая подготовленность и обеспеченность реформы. Инерция мышления руководящих хозяйственных кадров, давление на них прежних стереотипов, отсутствие творческой смелости и инициативы у непосредственных исполнителей преобразований обусловливали половинчатость замысла реформы и обрекали ее в итоге на неудачу;

4. Противодействие реформе со стороны партийного аппарата и его руководителей (Л. И. Брежнева, Н. В. Подгорного, Ю. В. Андропова), боявшихся, что экономика может выйти из-под партийного контроля, а реформа — поставить под сомнение сущность социалистического строя;

5. Негативную роль сыграли Чехословацкие события 1968 года, где аналогичные новации привели к началу демонтажа политической системы, что очень испугало советское руководство.

Экономика в 1970-1980-е годы

После неудавшейся Косыгинской реформы начали нарастать кризисные явления.

Экономика 1970 – начала 1980-х годов имела следующие особенности:

1. Снижение темпов экономического развития год от года. Это явление получило название «застой».

2. В середине 1960-х годов Советский Союз приступил к реализации беспрецедентного углеводородного мегапроекта — освоению уникальных нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири.

Для активизации экономики этого региона в 1974 году было решено вернуться к строительству БАМ (Байкало-Амурской магистрали, первая попытка строительства которой предпринималась до Великой Отечественной войны).

Благодаря Западно-Сибирскому проекту страна вышла в мировые энергетические лидеры. В 1975 году СССР добыл почти 500 миллионов тонн «черного золота» и обогнал многолетнего чемпиона по нефтедобыче — США. После энергетического кризиса 1973 года СССР быстро наращивал объемы нефтяного экспорта в западные страны, которые, в отличие от союзников по соцлагерю, расплачивались свободно конвертируемой валютой. Объемы валютных поступлений СССР от нефтяного экспорта поразительны. Если в 1970 году выручка СССР составляла 1,05 миллиардов долларов, то в 1975 году уже 3,72, а к 1980 году возросла до 15,74 миллиардов долларов.

СССР пошел по экстенсивному пути развития экономики. Вместо того, чтобы вкладываться в наукоемкие отрасли и компьютеризацию, советские лидеры вывозили природные ресурсы и получали за это нефтедоллары.

3. Остаточный принцип финансирования легкой промышленности, преимущественное развитие ВПК и тяжелой промышленности. Дефицит товаров народного потребления формировал «теневую экономику», развивается «черный рынок».

4. Проблемы с внедрением в производство достижений научно-технического прогресса (из-за излишней бюрократизации).

Социальная политика Л. И. Брежнева

В СССР проводилась широкомасштабная социальная политика. Некоторые считают эпоху Брежнева «Золотым веком социализма». И на это есть несколько причин:

1. Отсутствовала безработица

2. Существовало бесплатное образование и здравоохранение

3. Гарантировалось пенсионное обеспечение

4. Существовали высокие расходы на науку, культуру и спорт

5. Именно в эпоху Брежнева у многих советских граждан появляются телевизоры, холодильники, автомобили.

Внутренняя политика Брежнева (кратко)

Л.И. Брежнев возглавлял Советское государство в период с 1964 по 1982 годы. Период его руководства страной среди историков и политиков принято называть «эпохой застоя». Внутренняя политика Леонида Ильича сотоварищи имела как минусы, так и плюсы (недаром многие из тех, кто жил тогда, вспоминают это время с ностальгией). Но в целом, консерватизм и недальновидность с каждым годом правления генсека приближали огромную страну к развалу. Основная часть бюджета тратилась на создание предприятий военного характера. Мощный военно-промышленный комплекс довел экономическую ситуацию в стране до критического состояния. Темпы научно-технического прогресса сильно замедлились.

Экономическая политика Л.И. Брежнева

Реформа А.Н. Косыгина

Экономическая реформа главы Правительства СССР Косыгина, проводимая в 1965–1970 годы, решала задачи повышения заинтересованности предприятий в увеличении объемов производства, рост промышленности и сельского хозяйства. Теперь предприятия должны были выполнять установленный государством план, что говорило об усилении административно-командной системы. Зато они могли увеличивать свою прибыль, продавая сверхплановую продукцию.

Однако, в 1970 году реформа завершается: центральные руководители осознали, что экономические преобразования дают слишком много самостоятельности на местах, а полномочия аппарата управления ослабевают. В этот период Брежневу не хватает знаний и решительности, что в конечном итоге приводит к его постепенному отстранению от дел и передачи власти подчиненным.

Антикризисные меры в промышленности

Чтобы улучшить ситуацию в промышленности, государство выбрало экстенсивный путь развития, при котором было построено большое количество новых предприятий, но на существующих заводах и фабриках условия труда и технологические процессы не совершенствовались.

Руководство страны сделало попытку улучшить действовавшие формы хозяйствования. 10-я пятилетка, стартовавшая в 1976 году, получила название «пятилетка эффективности и качества». Однако намеченные планы удалось реализовать лишь частично, а индустрия развивалась слишком медленными темпами. При этом одной из особенностей внутренней политики Брежнева было пренебрежение реальными потребностями людей. Например, наблюдался острый дефицит популярной художественной литературы, ее продавали редко, в больших очередях в обмен на макулатуру, в то время, как книжные магазины были забиты полными собраниями сочинений Ленина и прочей коммунистической пропагандой, которую никто не читал.

Борьба с проблемами в сельскохозяйственной сфере

Чтобы преодолеть трудности в аграрной сфере экономики, государство увеличило финансирование отрасли и количество поставляемой на село техники. Для роста производства сельхозпродукции началось создание агропромышленных комплексов, объединявшие колхозы, транспортные и торговые предприятия. Но эффективности такие объединения не принесли.

В последний год правления Брежнева была принята продовольственная программа, ставившая задачу развития всего аграрного комплекса – от поля до прилавка магазина. Она также не помогла преодолеть отраслевой кризис.

Социальная политика Брежнева

Во времена правления Брежнева общественная жизнь протекала по следующим принципам:

  • среди основной массы населения существовала уравнительная система получения материальных благ. При этом повышение оплаты на низкооплачиваемых профессиях и понижение зарплаты инженерного персонала не учитывало профессиональные качества и личные достижения;
  • финансирование сельских школ, больниц, детских садов осуществлялось по остаточному принципу. В конечном итоге это привело к массовому оттоку жителей из деревень в города;
  • правящая партийная верхушка наоборот, перевела себя в класс особо привилегированных. Для партийной элиты предназначались лучшие дома отдыха, клиники и весь дефицит товаров и продовольствия.

В государстве шло подавление любого инакомыслия, действовала жестокая цензура, государственная пропагандистская машина работала на полную мощь. Новая Конституция СССР 1977 года и московская Олимпиада 1980 не помогли изменить к лучшему жизнь в стране. Возможно, добиться конкретных успехов Брежневу помешали его почтенный возраст и многочисленные недуги.

К сожалению, итогом внутренней политики Брежнева стали потеря большей частью общества инициативности, желания развиваться и приобретение привычки жить только одним днем. Глобальные перемены в стране начались только через два с лишним года после окончания его эпохи.

Период правления советского вождя Л. И. Брежнева вошел в историю России как время ярких контрастов, политического застоя и стал «золотым временем» для бюрократии. Эти годы стали началом конца великого СССР.

Леонид Ильич Брежнев правил великой союзной страной с 1964 года и вплоть до 1982 (своей смерти). В период правления первого и последнего президента СССР М. Горбачева данное время получило название «период застоя». Основным политическим принципом данных времен считалась стабильность во всем, поэтому великих реформ в Брежневское правление люди не дождались.

Л.И. Брежнев стал генеральным секретарем сразу же после того, как с этой должности был смещен Никита Хрущев. Несмотря на то, что политика Брежнева была куда более продуманной и последовательной, данный этап в истории СССР принято называть застоем. Все дело в том, что последние несколько лет жизни Леонид Брежнев не мог нормально управлять страной, отличаясь пассивностью и бездеятельностью. И все же, в период застоя проходило множество реформ, как строго позитивных, так и резко неудачных.

  1. 1 Предисловие
  2. 2 Политический сектор
  3. 3 Внутренняя политика
  4. 4 Конституция развитого социализма
  5. 5 Реформа Косыгина-Либермана
  6. 6 Культура периода застоя
  7. 7 Внешняя политика
  8. 8 Плюсы и минусы политики Леонида Брежнева
  9. 9 Итоги правления Брежнева

Предисловие

Леонид Ильич Брежнев родился не в очень богатой, но достаточно душевной украинской семье, получил начальное образование, а также среднее профессиональное. Юноша работал на металлургическом заводе, параллельно получал образование инженера, в дальнейшем отслужил в армии и после (с 1937 г.) с головой ушел в политическую деятельность.

Политика Л. И. Брежнева была тесно связана с такими понятиями как «развитой социализм» и «застой». Эти контрастные, полностью противоположные политические курсы следовали друг за другом во второй половине прошлого столетия.

Интересно! Большинство ученых считают, что такие достаточно резкие перемены в политическом курсе, связаны прежде всего с самим состоянием советского вождя. В начале своего правления он отличался бодростью духа, волевыми и уверенными решениями, относительной молодостью и амбициозностью, а по прошествии лет превратился в больного, зависимого от лекарств человека, который уже мало что понимал и контролировал.

Леонид Ильич Брежнев часто обвиняется современниками в полном разрушении на мельчайшие части одной из самых лучших и развитых экономик 20 столетия. После сокрушающей политик Хрущева наступило время умеренных преобразований, чаще всего практически незаметных и незначительных, которые вернули страну к устаревшему консерватизму.

Политический сектор

На период «Застоя» пришелся расцвет отечественной бюрократии. Аппарат политического управления государством стал централизованным. Представители бюрократического общественного слоя получили гораздо больше льготных выплат и привилегий, нежели в минувшие годы.

При правлении Сталина они всячески остерегались ссылок в исправительные учреждения, при хрущевских реорганизациях систем управления тоже испытывали неконтролируемый страх. Новый лидер, вопреки опасениям, стал их покровителем, выразителем интересов и мнений. Элита давно грезила о размеренности и отсутствии кадровых перестановок.

Бюрократами называли представителей чиновничества, злоупотреблявших своей властью и выполнявших обязанности лишь формально. Они имели право подписывать и оформлять документы, обращения, правовые акты. Неизменно представляли государственную власть. Без их письменного подтверждения документ не имел правовой силы.

Численность бюрократов в общей сложности составляла 18 млн человек. Увеличивалось количество выпускаемых приказов и инструкционных документов, регламентировавших деятельность работников народного хозяйства. Их предпочтения отводились на второй план.

1977 год ознаменовался принятием новой Конституции СССР. В ней описывались предпосылки появления развитого социалистического сообщества. Главнейшей целью служило создание и укрепление единой общности – советской народности.

Из партийного Устава исключили пункт о смене кадровых сотрудников. Номенклатурный контроль ослабевал с каждым годом. Будущих работников предприятий обучали в элитных заведениях (Высшая партийная школа, Академия общественных наук при Центральном Комитете).

Кумовство, клановая сплоченность и коррупция стали распространенными явлениями. Высокопоставленные чиновники злоупотребляли своим статусом, стремились обеспечить родственникам и приятелям достойное («хлебное») положение.

Государственно-партийный аппарат управления и неформальная экономика стали неделимы. Подверглась необратимым изменениям и идеологическая составляющая. В 1980-х годах устранялись из прессы упоминания о сталинских репрессиях. Ужесточались наказания за «инакомыслие» (диссидентство).

Интересный факт: Наименование оппозиционного движения «Диссиденты» дословно переводится с английского как «не соглашающиеся, инакомыслящие».

 Участники диссидентского движения считали важным соблюдение прав человека и норм гуманности. Представители государственной власти применяли к ним разнообразные репрессии (арест, ссылка в концентрационное учреждение, отправление в психиатрическую клинику, увольнение с работы, исключение из партийного объединения), чтобы подавить сопротивление. Известные члены оппозиции – физик-теоретик Андрей Сахаров (лишен вознаграждений и выслан из столицы) и драматург Александр Солженицын (выслан за границу).

В иностранных регионах диссиденты выпускали в печать самодельные журнальные издания, брошюры, книжные сборники. Обрела востребованность неподцензурная разновидность печати («самиздат»).

Внутренняя политика

После организованного свержения Никиты Сергеевича Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС новым советским вождем стал Леонид Ильич Брежнев. Первые шаги нового советского вождя были весьма амбициозными. В экономической сфере власти придерживались девиза «догнать и перегнать США по ключевым показателям развития».

Огромное значение во внутренней политике Брежнев отдавал развитию военно-промышленного комплекса страны, на что и тратилась большая часть государственного бюджета. Во времена его правления был создан один из самых мощных военных комплексов в мире, но, к сожалению, это достаточно негативно отразилось на экономике советского союза и значительно приблизило ее к развалу. В целом в стране наступил экономический кризис, произошло замедление научно-технического прогресса, снизились темпы развития сельского хозяйства и промышленного блока. Все эти факторы не привели к основной цели Брежнева, а только увеличили отставание в развитии от лидеров мировых держав.

Внутриполитическая ситуация также складывалась не самым лучшим образом. В 1977 году была принята одна из самых противоречивых конституций СССР, которая вошла в историю под названием «Конституция развитого социализма», или «Брежневская конституция».

В новом основном государственном законе говорилось о полновластии народа, в нем закреплялись гарантии прав и свобод советских граждан. В то же время этот документ закреплял всеми известную 6 статью, которая фактически объявляла монопольное право коммунистической партии на управление советским народом. Именно во времена правления Брежнева усилился бюрократический аппарат, его приближенные люди стали откровенно заниматься произволом, воровством, злоупотребляли свои служебным положением, брали взятки.

Реформа Косыгина-Либермана

Для того, чтобы достичь желаемых темпов развития и приблизится к результатам мировых держав, было принято решение провести социально-экономическую реформу, разработкой которой занимался в большей степени А. Н. Косыгин, председатель совета Министров СССР.

Реформа Косыгина-Либермана — проводилась 1965 — 1970 годах. Это была серьезная попытка ввести в народное хозяйство реальные экономические методы управления, расширить хозяйственную самостоятельность предприятий, подключить к уже устаревшим идеологическом стимулам материальное стимулирование, что бы дать возможность умному трудолюбивому человеку зарабатывать достойные труда деньги.

Экономическая реформа по сути была направлена на предоставление определенной экономической свободы разнообразным предприятиям и разработку системы поощрений и материальных ценностей.

Реформа предполагала:

  1. Повышение закупочных цен;
  2. Установление надбавки в размере 50% от оклада за сверхплановую переработку (в зависимости не только от количественных показателей, но и качественных);
  3. Ослабление давления на личные подсобные хозяйства и контроля за ними;
  4. Сокращение числа обязательных плановых показателей.

В ходе Косыгинской реформы была сделана попытка в сторону перехода к интенсивному качеству роста советской экономики, был создан фундамент для планируемого дальнейшего развития государства. Однако реформа была проведена на половину, и в конечном итоге власти ее свернули, так и не достигнув поставленных целей.

Следовало бы отметить, что отметить что схожим путем пошла и Китайская компартия, только она свою реформу довела до конца, а потому и удержала свою власть и двинула свою экономику. Косыгина-Либермана объявляли деятелями, способствующими в капиталистическом уклоне.

В конце 70-х —начале 80-х годов XX века новым явлением в сельском хозяйстве СССР стало формирование агропромышленных комплексов.

А. Косыгин

Председатель Совета Министров.

М. Суслов

В годы правления Л. Брежнева занимал пост секретаря ЦК КПСС по идеологии.

А. Громыко

Министр Иностранных Дел.

К. Черненко

Генеральный секретарь ЦК КПСС 1984-1985гг.

Н. Подгорный

Председатель ЦИК СССР и Президиума Верховного Совета.

П. Шелест

Выступил против Хрущёва.

А. Шелепин

Член ВКП(б) с апреля 1928 года, член ЦК КПСС. Советский партийный и государственный деятель. Участник отставки Хрущева.

Г. Цуканов

Член ЦК КПСС.

Культура периода застоя

Застой, который охватил многие сферы жизнедеятельности того времени, коснулся и культуры страны. Во многом данная сфера в период правления Брежнева развивалась по законам инерции, которая задана была ей в периоды правления предшественников Брежнева. Сказать, что достижений не имелось вообще, невозможно, однако яркого и нового было создано слишком мало. Политика упиралась в количественные показатели, но никто не заботился о качестве и новизне.

В годы правления Брежнева культура подразделялась на два эшелона: официальную и «подпольную», которая не признавалась государством. Если в сталинские времена подпольной культуры вообще не могло существовать, так как все неугодные просто уничтожались самыми разными способами. То во времена, отдаленные от сталинской политики, репрессивный подход уже был не нужен. Все было куда проще, на неугодных оказывалось давление посредством отлучения зрителя или читателя от искусства того или иного деятеля.

Внешняя политика

Советские власти избегали всяческих потрясений во внешней политике, в период правления Брежнева была объявлена «разрядка» между двумя сверхдержавами. Были подписаны многие соглашения, согласно которым сокращалось ядерное оружие (ОСВ-1), уменьшалась вероятность возникновения ядерной войны и приостанавливалось наращивание военных мощей. Однако локальных конфликтов и продолжения гонки вооружений избежать не удалось.

Серьезной проблемой тех времен стали взаимоотношения с Китаем, власти которого обвинили СССР в переходе к капитализму. В итоге начали происходить приграничные небольшие конфликты, самым крупным из которых была стычка на Даманском острове в 1969 году.

В 1968 году у СССР обострились отношения с Чехословакией, власти советского союза подозревали, что от руководства противника исходила угроза социалистическому строю. Как следствием, организованным военным вмешательством верхушку Чехословакии сменили, а отношения ухудшились.

Огромным провалом политики «разрядки» стало введение русских войск на территорию Афганистана в 1979 году. За 10 лет кровопролитной и жестокой афганской войны СССР потеряло большую часть молодого мужского населения, страны ООН дружно критиковали действия советского союза, а США вновь стали называть СССР «империей зла».

Плюсы и минусы политики Леонида Брежнева

ЗАГНИВАНИЕ

РАЗВИТИЕ

НЕ УДАЛАСЬ интенсификация промышленного и сельскохозяйствен­ного производства.

В качестве одной из основных задач экономической политики СССР в 70-е гг. — в первой половине 80-х гг. провозглашалась интенсификация производства.

Подъем экономики СССР в середине 70-х годов XX века был связан с благоприятной конъюнктурой внешнего рынка энергоносителей (нефти и газа).

Росло влияние партийного аппарата на все сферы жизни общества, бесконтрольность и отсутствие гласности вели к разложению.

Сдвиг в обеспечении жильем.

Принцип «уравнительной оплаты труда».

Рост денежных доходов населения.

Преобладание низко-квалифицированного труда.

КАМАЗ, БАМ, ВАЗ.

В 1970-е гг. производительность труда в СССР составляла от американской 50% в промышленности и 20% в сельском хозяйстве, так как отсутствовали экономические стимулы для роста произ­водства.

Использование неэкономических форм стимуляции труда (моральное поощрение).

Экономика СССР не была интегрирована в мировую.

Развитие военной промышленности.

В 1970-е гг. производительность труда в СССР составляла от американской 50% в промышленности и 20% в сельском хозяйстве, так как развитие экономики СССР шло по экстенсивному пути.

Количественный рост работников (развитие вширь, экстенсивный фактор).

Ухудшение состояния земель из-за обширной мелиорации и химизация.

Освоение космоса.

Понижение урожайности.

 

Незаинтересованность колхозников в интенсификации труда.

Первый крупный нефтепровод (Дружба) который позволил провести нефть до ГДР (Германии).

Рост закупки продовольствия за границей.

 

Доля машин оборудования в экспорте СССР постоянно снижалась.

 

Все современные российские нефтекомпании сегодняшних дней положили свое начало именно при Брежневской эпохе.

Итоги правления Брежнева

Л.И. Брежнев в течение долгих лет усердно работал над развитием сферы тяжелой промышленности, а также на интенсивной программой освоения космоса. В результате, международный авторитет СССР рос на фоне общего снижения внутренних экономических показателей.

Брежнев в период своего правления придерживался цели, привести страну к прежнему виду, он хотел законсервировать нарастающие недовольства и приостановить развал. Однако сила инерции и неудачные попытки проведения реформ, свели все ожидания на нет. Процесс распада государства уже был запущен, а неудачные внешняя и внутренняя политика значительно ухудшили положение.

Последние годы правления Брежнева и вовсе были связаны с серьезным экономическим и социальным кризисом. Принявший страну Горбачев оказался последним генеральным секретарем в истории СССР. После длительного застоя, восстановить экономику было практически невозможно, а страну ожидал самый серьезный и продолжительный кризис в современной истории.


Список литературы:

  • История: СССР в последние десятилетия своего существования (1945–1991): учебное пособие / составитель Л. А. Комаристая. — Барнаул: АлтГИК, 2019. — 147 с.
  • История России. XX — начало XXI века: учебник для вузов / Д. О. Чураков [и др.]; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 311 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13567-1.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по ремонту kia cerato с 2004 скачать бесплатно
  • Инструкция по эксплуатации эскалатора в метро
  • Ронидазол для кошек инструкция по применению
  • Авторитарный стиль руководства картинки для презентации
  • Опенинг руководство по семенам фей