Руководство частным унитарным предприятием

Унитарные предприятия на конкурентных рынках, созданные до 08.01.2020, подлежат ликвидации или реорганизации до 01.01.2025 (ст. 3 ФЗ от 27.12.2019 N 485-ФЗ).

1. Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.

2. Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия.

3. Руководитель унитарного предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества унитарного предприятия.

4. В случаях, предусмотренных федеральными законами и изданными в соответствии с ними правовыми актами, в унитарном предприятии могут быть образованы совещательные органы (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и другие). Уставом унитарного предприятия должны быть определены структура таких органов, их состав и компетенция.

Имущество частного унитарного предприятия (далее — частное предприятие) может находиться в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов). Частному предприятию такое имущество будет принадлежать на праве хозяйственного ведения <*>. Наряду с этим собственник имущества частного предприятия — физическое лицо вправе непосредственно осуществлять функции руководителя <*>.

В законодательстве не предусмотрено, каким именно образом в данном случае следует оформить отношения между юридическим лицом — частным предприятием и физическим лицом — собственником имущества, одновременно выполняющим функции его руководителя.

В юридической литературе в настоящее время также не существует единого мнения относительно указанного вопроса. Так, можно выделить следующие подходы:

1) гражданско-правовые отношения;

2) трудовые отношения с заключением трудового договора;

3) трудовые отношения без заключения трудового договора.

Вместе с тем специфика выплаты собственнику имущества вознаграждения за осуществление функций руководителя частного предприятия обусловлена особенностями имущественных отношений между собственником имущества и самим частным предприятием как юридическим лицом. Она зависит именно от того, на  каком основании собственник имущества осуществляет функции руководителя частного предприятия.

Так, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами. В предусмотренных законодательными актами случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через собственника имущества (учредителей, участников) <*>.

Если исходить из буквального толкования положений ГК, собственник имущества частного предприятия — физическое лицо, не занимая должность руководителя частного предприятия, вправе непосредственно осуществлять функции руководителя <*>. Это, в свою очередь, влечет возникновение гражданских прав и обязанностей у частного предприятия.

Вместе с тем ГК не содержит указаний на необходимость принятия по этому поводу каких-либо решений, в частности связанных с оформлением трудовых отношений: заключением трудового договора, включением собственника имущества в штатное расписание частного предприятия, а также применением иных норм, регулирующих трудовые отношения.

Также необязательно устанавливать какое-либо вознаграждение за выполнение функций руководителя. Наряду с этим согласно нормам ТК  собственник имущества в таком случае не является работником частного предприятия и, как следствие, ему не требуется начислять и выплачивать заработную плату. То есть собственник имущества вправе осуществлять функции руководителя частного предприятия безвозмездно. При этом его экономический интерес будет удовлетворен за счет получения части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении частного предприятия <*>.

Существует и другой применяемый на практике подход, согласно которому между собственником имущества частного предприятия, осуществляющим функции руководителя, и самим частным предприятием возникают трудовые отношения независимо от заключения трудового договора. Сторонники такой позиции исходят из следующего.

По общему правилу собственник имущества частного предприятия назначает на должность руководителя частного предприятия, заключает, изменяет и прекращает с ним трудовой договор (контракт) или гражданско-правовой договор в соответствии с законодательством <*>.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами <*>. Сторонами трудового договора являются наниматель и работник. Наниматель — это юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником <*>.

С учетом изложенного, несмотря на то что для руководителя нанимателем является не собственник имущества, а само частное предприятие, а лицом, уполномоченным подписывать трудовой договор с руководителем частного предприятия как нанимателем, является собственник имущества, невозможно заключение трудового договора собственником имущества предприятия с самим собой. Это обусловлено тем, что собственник имущества непосредственно заключает трудовой договор (контракт) с руководителем. Указанное подтверждается также судебной практикой <*>.

Хотя трудовой договор и не заключается, однако между руководителем — собственником имущества и частным предприятием возникают трудовые отношения. К ним должны применяться нормы трудового законодательства, ввиду того что на указанных лиц распространяется действие ТК, за исключением лишь норм главы 18 ТК <*>. Вследствие этого собственник имущества частного предприятия, осуществляющий функции его руководителя, также имеет право на гарантированную справедливую долю вознаграждения за труд, то есть своевременную выплату заработной платы <*>.

В частности, такого подхода относительно выплаты заработной платы собственнику имущества частного предприятия, осуществляющему функции руководителя, придерживаются специалисты инспекции МНС по Гомельской области. В своем разъяснении они указали, что так как обязательной составляющей трудовых отношений является начисление заработной платы, то руководителю частного предприятия должна быть начислена заработная плата в размере не ниже минимальной заработной платы, установленной в соответствии с законодательством, и с нее удержан и перечислен в бюджет подоходный налог. Подробнее с разъяснением можно ознакомиться здесь.

Интерес также представляет позиция Минтруда и соцзащиты относительно оформления трудовых отношений с руководителем общества с ограниченной ответственностью, являющимся единственным собственником имущества. Согласно данной позиции занятие единственным собственником имущества должности руководителя (должности, предусмотренной штатным расписанием) даже не на основании заключенного трудового договора (контракта) предполагает наличие обязательной составляющей трудовых отношений — заработной платы. Следовательно, необходимо установление собственником имущества себе как руководителю организации соответствующего оклада, который отражается в штатном расписании. Подробнее с позицией Минтруда и соцзащиты можно ознакомиться здесь.

Кроме того, отметим, что в целях начисления обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь физические лица, являющиеся собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридического лица и выполняющие функции его руководителя, относятся к работающим гражданам.

В законодательстве четко определены категории граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, которые являются плательщиками обязательных страховых взносов в бюджет фонда:

1) работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам;

2) на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм;

3) физические лица, являющиеся собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридического лица и выполняющие функции его руководителя (без необходимости заключать трудовой договор) <*>.

Таким образом, с учетом изложенного при констатации того, что осуществление функций руководителя частного предприятия собственником имущества независимо от наличия трудового договора влечет возникновение трудовых отношений, полагаем, что осуществление функций руководителя частного предприятия следует оформить решением собственника имущества. Кроме того, в данном решении следует указать, что выполнение функций руководителя осуществляется на возмездной основе, и определить размер вознаграждения. В то же время положения, которые указываются в трудовом договоре, могут быть закреплены не только в решении собственника об осуществлении функций руководителя частного предприятия, но и в локальных нормативных правовых актах частного предприятия, в частности в штатном расписании, положениях о руководителе частного предприятия и об оплате труда, правилах внутреннего трудового распорядка и др.

  • Откуда взялось такое название
  • Для чего нужны унитарные предприятия
  • Какие бывают унитарные предприятия
    • Право распоряжаться имуществом
  • Достоинства и недостатки унитарных предприятий
  • Что будет с ГУП и МУП в 2025 году

унитарное предприятие

Откуда взялось такое название

Унитарное предприятие (УП) является коммерческой организацией. У него есть имущество, но УП не может им владеть. Собственником и учредителем выступают государство, субъект России или муниципалитет. Унитарному предприятию его передают на правах оперативного управления или ведения хозяйственной деятельности.

Слово «унитарное» заимствовано из латинского ūnitās, что значит «единый, неделимый» – имущество запрещено разделять по долям, паям или вкладам, им владеет один собственник. Деятельность унитарных предприятий регулирует ФЗ №161 от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Чтобы быть спокойным за бизнес, создайте подушку безопасности. Открывайте срочный депозит в Совкомбанке на срок до 365 дней. И выбирайте, как вы хотите получать проценты: ежемесячно или по истечении всего срока. Подключить депозит можно онлайн.

Любой бизнес нуждается в подушке безопасности. Срочный депозит от Совкомбанка поможет защитить накопления от инфляции. Закажите обратный звонок на сайте банка и подключите депозит онлайн.

Для чего нужны унитарные предприятия

Хотя такие предприятия и называются коммерческими, но далеко не всегда они приносят прибыль. Тогда почему они так важны государству? УП создают в нескольких случаях.

  • Убыточные организации действительно никому не интересны, а решать социальные задачи необходимо. Например, предоставлять населению жилищно-коммунальные услуги по доступным ценам или содержать муниципальные поликлиники и школы. Поэтому государство и берет унитарные предприятия «под крыло».
  • Имущество, которое передают унитарным организациям, по закону нельзя приватизировать. Поэтому и создают УП, чтобы оно не лежало мертвым грузом, а приносило доход при производстве товаров и услуг.
  • Возмещение расходов, которые несет собственник имущества на его содержание.
  • Есть виды деятельности, которые находятся под контролем государства, их не передают в частные руки: например, потребности государства, безопасность страны, научная деятельность. Сюда можно отнести работу Монетного двора, оборонных предприятий, корпораций, связанных с атомной энергией и космической деятельностью, национальных исследовательских центров и пр.

Какие бывают унитарные предприятия

Их разделяют на три группы.

  1. ФГУП – федеральное государственное унитарное предприятие. Собственник имущества – государство. Имущество также может складываться из заемных средств банков, собственной прибыли, гос. дотаций. У таких организаций чаще всего две цели: решение государственных задач на федеральном уровне и получение прибыли. Часть прибыли они должны перечислять в федеральный бюджет.
  2. ГУП – учредителями, как и собственниками имущества, выступают региональные власти.
  3. МУП – муниципальное унитарное предприятие. Решение о его создании чаще всего исходит от органов местного самоуправления. Они же и являются собственниками переданного имущества. Действуют в рамках нормативных актов органов местного самоуправления (администрации района, города). Чаще МУПы ведут деятельность на государственные дотации.

муп это

Отличаются они также и величиной уставного фонда. Самый большой предусмотрен для ФГУП – не менее 500 тысяч рублей, а для МУП он не должен быть менее 100 тысяч рублей.

Примеры ФГУП: «Охрана» Росгвардии, «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», «Специальное конструкторское бюро Института радиотехники и электроники Российской академии наук».

Примеры ГУП: «Мосгортранс», ГУП Волгоградской области «Волгоградавтотранс», ГУП Саратовской области «Облводстрой».

Примеры МУП: «Расчетный центр», «Горэлектротеплосеть», «Ленинская центральная районная больница».

Полный список российских унитарных предприятий можно посмотреть на сайте РОСЕГРЮЛ. Там собраны действующие и ликвидированные организации.

Чем МУП отличается от МБУ?

Их довольно часто путают между собой. МБУ расшифровывается как муниципальное бюджетное учреждение. Оно, в отличие от МУП, не преследует коммерческую цель, а направлено на благо населения. Сферы деятельности, где встречаются МБУ, – спорт, образование, культура, социальная защита и занятость населения. Это могут быть дошкольные и образовательные учреждения, дома офицеров, реабилитационные центры и т. д.

Такие учреждения находятся под контролем и защитой государства, которое выделяет из бюджета средства для их существования.

Что такое национализация простыми словами

Право распоряжаться имуществом

Унитарному предприятию передают имущество для хозяйственного ведения или оперативного управления.

  1. В случае с хозяйственным ведением – это могут быть ФГУП, ГУП и МУП. Эти предприятия могут распоряжаться движимым имуществом без согласования с учредителем, недвижимым – только с его разрешения. У них нет прав сдавать недвижимое имущество в аренду, продавать его, предоставлять в залог и т. д. (ст. 18 ФЗ №161 от от 14.11.2002). Собственник контролирует, как используют имущество, а также получает часть прибыли от его использования.
  2. Для оперативного управления создают казенные предприятия (федеральные, региональные и муниципальные). Они могут распоряжаться имуществом исключительно с разрешения владельца. Такие предприятия вправе самостоятельно реализовывать произведенную продукцию (ст. 19 ФЗ №161 от 14.11.2002). Предприятия с правами оперативного управления имеют значительно меньше полномочий в отношении имущества. Владелец может изъять его, если используют в ненужных целях. Он также имеет право распределять доходы казенного предприятия.

Вся подноготная: выбираем организационно‑правовую форму бизнеса

Достоинства и недостатки унитарных предприятий

К плюсам можно отнести следующее:

  • решают важные социально значимые вопросы;
  • ведут деятельность под защитой государственных или муниципальных органов;
  • могут рассчитывать на финансовую поддержку от государства – дотации, субсидии и т. д.;
  • имеют минимальный риск банкротства, т. к. собственник приложит все усилия, чтобы этого не случилось;
  • вправе получать прибыль за счет имущества, переданного в управление;
  • находятся в более выгодном положении при проведении закупочных процедур, так как контракты для обеспечения нужд государства или муниципалитета имеют жесткие рамки и отсекают неподходящих кандидатов;
  • довольно часто выступают единственным игроком при предоставлении услуг населению – поставка электроэнергии, организация перевозки населения и т. д.

государственное унитарное предприятие

Из недостатков можно выделить:

  • строгий надзор за деятельностью от вышестоящих инстанций;
  • многоэтапный и затяжной процесс согласования при заключении крупных договоров;
  • необходимость согласовывать любые реорганизационные вопросы с собственником имущества;
  • необходимость направлять весомую часть прибыли в счет государственного бюджета;
  • неповоротливость и бюрократизм в решении управленческих вопросов.

Задумали открыть собственный бизнес? Одобряем ваше стремление! И поможем финансово – кредит для бизнеса под отличный процент от Совкомбанка.

Если вы горите идеей об открытии своего бизнеса, мы можем помочь вам! В Совкомбанке доступны кредиты для предпринимателей до 30 млн рублей. Вы составили бизнес-план и знаете, сколько средств вам понадобится для открытия собственного бизнеса? Смело рассчитывайте кредит и ежемесячный платеж по нему на нашем специальном калькуляторе!

Рассчитать кредит

Что будет с ГУП и МУП в 2025 году

Согласно статье № 485-ФЗ от 27 декабря 2019 г., в скором времени должно будет сильно сократиться число ГУП и МУП. Унитарные предприятия должны будут вести деятельность в конкретных сферах:

  • культура, искусство, кинематограф, сохранение культурного наследия;
  • естественные монополии;
  • деятельность вне территории РФ;
  • обращение с радиоактивными отходами;
  • обустройство быта населения Крайнего Севера и приравненной к нему местности;
  • иные случаи, прописанные в федеральных законах, актах президента и правительства РФ.

Унитарные предприятия, которые не соответствуют этим условиям, необходимо реорганизовать (например, в акционерное общество) или ликвидировать – до 1 января 2025 года. Иначе их будут ликвидировать по решению суда. Иск будет исходить от антимонопольной службы. В отдельных случаях унитарные предприятия могут продолжить работу – если существует риск ухудшения условий жизнедеятельности населения.

Таким образом власти планируют сократить расходы на поддержку убыточных предприятий. Также должны покинуть рынок организации, чья работа не соответствовала первоначальным целям. Это поможет развить здоровую конкурентную среду и улучшить качество предоставляемых населению услуг.

Содержание

  • Этапы создания МУП
  • Гражданское
    право
  • Унитарные предприятия
  • Государственные и муниципальные унитарные предприятия
      • Сущность унитарного предприятия
    • Формы унитарных предприятий
  • Имущество унитарного предприятия
  • Особенности финансов унитарных предприятий
  • Учредительные документы унитарного предприятия
    • Устав унитарного предприятия
    • Уставный фонд государственного унитарного предприятия
  • Новые записи:

Этапы создания МУП

Процесс создания МУП, как и любого юридического лица включает в себя следующие этапы и действия:

1. Принятие решения о создании.

Такое решение принимается главой муниципального образования. Готовится проект данного решения отраслевым подразделением администрации, по профилю деятельности которого и будет специализироваться МУП. Одновременно с проектом решения должен быть подготовлен проект технико-экономического обоснования. В этих документах, а так же в пояснительной записке отражаются ожидаемые результаты деятельности и необходимые для создания ресурсы. Пояснительная записка в обязательном порядке согласовывается с соответствующими профильными департаментами администрации МО (финансов, собственности, правовой). Решение о создании МУП подлежит обязательному согласованию с представительным органом МО.

2. Подготовка и утверждение учредительных документов МУП.

Учредительные документы регламентируют все основные аспекты деятельности предприятия. В число этих документов входит учредительный договор и устав. Для унитарных предприятий учредительным документом является устав.

В уставе МУП в обязательном порядке находят свое отражение следующие обязательные позиции:

— цель и предмет деятельности;

— имущество;

— права и обязанности;

— управление деятельностью;

— реорганизация и ликвидация

Цель и предмет деятельности определяется теми вопросами местного значения, для решения которых создается предприятие.

Состав имущества передаваемого муниципальным образованием МУП определяется профилем его деятельности. Особенностью этого имущества является то, что оно неделимо и распоряжение им строго контролируется муниципальным образованием.

МУП имеет право участвовать в деятельности других организаций, открывать филиалы представительств.

Предприятие не имеет право продавать, передавать в аренду или в иной форме использовать переданное ему имущество без согласия собственника. Собственник имеет право на получение части прибыли от деятельности МУП. Предприятие обязано отчитываться о результатах своей деятельности перед собственником. Отчетность осуществляется в ежеквартальном режиме и осуществляется по установленным формам. Наряду с традициионными формами статистической, налоговой отчетности в отчете МУП дополнительно дается информация о выполнении установленных для него финансовых показателей о направлениях использования прибыли, по численности работы и форме их оплаты.

Устав МУП готовится отраслевым органом, инициировавшим создание предприятия, и утверждается департаментом по управлению собственностью.

3. Назначение руководителя МУП.

Общий порядок назначения руководителя МУП предусматривает предложение отраслевым органом кандидатуры, согласование ее со службой по управлению муниципальным имуществом и главой МО. Затем кандидатура должна быть согласована с представительным органом (соответствующим комитетом городской думы).

Затем готовится приказ о назначении руководителя МУП и трудовой договор.

Данные документы подписываются одновременно с уставом МУП и решением о его создании.

4. Формирование уставного фонда.

Уставной фонд представляет собой стоимостную оценку имущества, которое передается МУП в хозяйственное ведение и которым оно отвечает по своим обязательствам). Минимальная величина уставного фонда должна быть равна 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Формирование уставного фонда осуществляется путем передачи соответствующего муниципального имущества от администрации МО МУП. Факт передачи оформляется актом, подписываемым представителем администрации и директором МУП. Предельный срок передачи составляет 3 месяца с момента создания МУП.

5. Оплата государственной пошлины осуществляется директором МУП. Размер пошлины равен 2000 руб.

6. Оформление заявления на регистрацию.

Оформляется от имени администрации МО и содержит информацию о том, что содержательные позиции устава соответствуют требованиям действующего законодательства, что содержащаяся в нем информация является достоверной и соблюден установленный порядок создания МУП.

7. Представление документов на государственную регистрацию.

Документы представляются в регистрирующий орган, в качестве которого выступают налоговые органы по месту нахождения МУП. В число предоставляемых документов входит:

— заявление;

— решение о создании;

— устав;

— акт передачи имущества.

8. Государственная регистрация МУП осуществляется в течение пяти рабочих дней с момента принятия документов и предусматривает внесение МУП в единый государственный Реестр юридических лиц. Предприятию выдается свидетельство о государственной регистрации.

9. Получение идентификационных или статистических кодов.

Указанные коды используются для нужд статистического и налогового учета. Присваиваются они в органах статистики и зависят от формы собственности, направления специализации, отраслевой принадлежности и др.факторов.

10. Постановка на налоговый учет

Осуществляется налоговыми органами одновременно с государственной регистрацией и предусматривает присвоение МУП ИНН

11. Открытие расчетного счета в банке

Производится директором МУП и в обязательном порядке предусматривает предварительное заверение образцов подписи распорядителей счета.

12. Изготовление печати и углового штампа.

13. Получение лицензии

Лицензия — это официальный документ дающий право предприятию заниматься определенным видом деятельности на определенной территории в течение определенного периода времени. Выдается лицензия полномочными на это органами. Она представляет собой бланк со многими степенями защиты, порядковым номером, с указанием выдавшего органа и указанием владельца лицензии.

Гражданское
право

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (п. 1 ст. 113 ГК, п. 1 ст. 2 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях). Эти две основные черты, включенные в легальное определение унитарного предприятия, отличают названную организационно-правовую форму от всех иных форм коммерческих организаций.

В форме унитарных могут быть созданы только государственные (федеральные или субъектов РФ) и муниципальные предприятия. Соответственно, имущество, на основе которого создано унитарное предприятие, находится в государственной или муниципальной собственности. Это имущество принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарное предприятие создается по решению собственника имущества в лице соответствующего государственного или муниципального органа, уполномоченного на принятие такого решения в соответствии с актами, определяющими компетенцию этого органа.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, утверждаемый органом, принявшим решение о создании предприятия. В силу прямого указания п. 2 ст. 52 ГК в учредительном документе унитарного предприятия должны быть определены предмет и цели его деятельности. Правоспособность унитарных предприятий является специальной. Они вправе заниматься только теми видами предпринимательской деятельности, право на занятие которыми предусмотрено уставом, и совершать сделки, необходимые для достижения уставных целей.

Единственным исполнительным органом унитарного предприятия является единоличный орган — директор (генеральный директор). Он назначается на должность и освобождается от должности собственником либо лицом, уполномоченным собственником, и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК). Порядок назначения руководителя на должность, порядок изменения и прекращения трудового договора с ним определяются в уставе унитарного предприятия.

Устав унитарного предприятия должен также содержать сведения о размере его уставного фонда (если таковой подлежит созданию), о порядке и источниках его формирования, о направлениях использования прибыли, получаемой унитарным предприятием, и иные предусмотренные законом сведения.

Как и для хозяйственных обществ, для унитарных предприятий установлено правило о том, что при уменьшении стоимости чистых активов ниже размера его уставного фонда собственник должен принять решение о соответствующем уменьшении уставного фонда. Если же их стоимость окажется ниже минимального размера уставного фонда, установленного законом, учредитель должен ликвидировать предприятие. При уменьшении уставного фонда учредитель обязан письменно уведомить об этом кредиторов предприятия. Права кредиторов, как и в хозяйственных товариществах и обществах, обеспечены возможностью требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения убытков.

ГК и Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях предусмотрена возможность создания унитарных предприятий двух видов. В зависимости от того, на каком вещном праве за унитарным предприятием закрепляется имущество собственника, выделяют предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, в соответствии с содержанием этого права самостоятельно распоряжается произведенной им продукцией, а также движимым имуществом, находящимся в его хозяйственном ведении, если иное не установлено законодательством. Недвижимым имуществом предприятие может распоряжаться лишь с согласия собственника. При этом сделки по распоряжению закрепленным за предприятием имуществом не должны лишать его возможности осуществлять уставную деятельность. Собственник имущества такого предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. Исключением является субсидиарная ответственность собственника в случае несостоятельности (банкротства) унитарного предприятия, наступившей вследствие выполнения указаний собственника. Минимальный размер уставного фонда таких унитарных предприятий определен Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. К моменту государственной регистрации унитарного предприятия его уставный фонд должен быть полностью оплачен учредителем.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), является коммерческой организацией, которая осуществляет предпринимательскую деятельность на основе имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и закрепленного за предприятием на праве оперативного управления, а также выделяемых ему средств из соответствующего бюджета или внебюджетных фондов. Денежные средства и иное имущество, полученные от реализации продукции (работ, услуг) такого предприятия, также используются им в его предпринимательской деятельности.

Федеральное казенное предприятие создается на основании решения Правительства РФ. Казенные предприятия субъектов РФ и казенные предприятия муниципальных образований создаются на основании решений, соответственно, органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, которые уполномочены на принятие таких решений нормативными актами, определяющими статус этих органов.

В уставе казенного предприятия определяется порядок распределения и использования доходов предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества. Собственнику принадлежит также право изымать у предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, доводить до предприятия обязательные заказы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, определять порядок распределения доходов казенного предприятия.

Как следует из правомочия оперативного управления, распоряжаться закрепленным за предприятием имуществом (и недвижимым, и движимым) оно может только с согласия собственника этого имущества и в пределах, не лишающих предприятие возможности осуществления его уставной деятельности. Производимую им продукцию предприятие реализует самостоятельно.

При недостаточности имущества казенного предприятия субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия несет собственник его имущества (п. 5 ст. 115 ГК), поэтому уставный фонд в казенном предприятии не формируется.

Реорганизация или ликвидация унитарного предприятия производятся по решению собственника. Возможна и принудительная ликвидация по установленным законом основаниям, в том числе (для предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения) по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия (т.е. смена статуса казенного предприятия на статус предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, и наоборот), как и переход права собственности на закрепленное за ним имущество к другому собственнику. Организационно-правовая форма унитарного предприятия в этих случаях сохраняется.

Унитарные предприятия

Органы управления акционерного общества

1. Общее собрание акционеров.

Общее собрание является высшим органом управления общества. К компетенции общего собрания относится внесение изменений и дополнений в устав, реорганизация и ликвидация общества, избрание членов совета директоров и досрочное прекращение полномочий, увеличение и уменьшение уставного капитала и пр.

2. Совет директоров.

Компетенция совета директоров – созыв годового и внеочередных общих собраний, определение приоритетных направлений деятельности АО, рекомендации по размерам дивидендов, создание филиалов.

3. Исполнительный орган общества.

Исполнительный орган может быть единоличным (директор, гендиректор) или коллегиальным (правление, дирекция). Уставом предусматривается наличие одного или и того и другого.

Компетенция исполнительного органа – вопросы руководства текущей деятельностью, организация выполнения решений общего собрания и совета директоров.

4. Контроль финансовой деятельности может осуществлять аудитор и ревизионная комиссия.

Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК. Общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ. Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В случае добровольной ликвидации общества, совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

Правовое положение государственных и муниципальных предприятий определяется ст. 113-115 ГК и ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ.

Унитарные предприятия – это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. В форме унитарных предприятий могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие (создано органами местного самоуправления) может быть создано в случаях:

· необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

· необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач;

· необходимости обеспечения научно-технической деятельности;

· необходимости производства продукции, изъятой из оборота и прочее.

Основная особенность правового положения государственных и муниципальных предприятий – это то, что они являются унитарными. Унитарные предприятия означают, что имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Имущество унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на ограниченном вещном праве – праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, подписываемый собственником имущества. Устав помимо сведений в соответствии со ст. 52 ГК, должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, размере уставного фонда, порядке и источниках его формирования. Фирменное наименование должно содержать указание на собственника имущества.

Учредителем предприятия может выступать РФ (правительство РФ), субъект РФ или муниципальное образование. Создание предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований не допускается.

Управление унитарных предприятий является самым простым. Органом унитарного предприятия является единоначальный руководитель, который назначается собственником.

Имущество формируется за счет имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления собственником, доходов предприятия от его деятельности и иных источников. Имущество является неделимым, не может быть распределено по кладам (долям, паям). Предприятие создает за счет чистой прибыли резервный фонд для покрытия убытков и иные фонды в порядке и размерах, предусмотренных уставом.

Предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник(РФ, субъекты РФ или муниципальные образования) не несет ответственности по обязательствам государственных и муниципальных предприятий (кроме случаев банкротства по их вине), созданных на праве хозяйственного ведения и несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества, созданного на праве оперативного управления.

Право оперативного управлениявведено в российское законодательство Основами гражданского законодательства СССР и республик в 1961 г., чему предшествовала разработка модели права оперативного управления академиком А.В. Венедиктовым, в частности, в его труде «Государственная социалистическая собственность». В Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. правовая модель оперативного управления была внесена в 1987 г.

Право хозяйственного ведения под наименованием «право полного хозяйственного ведения» было законодательно внедрено, как самостоятельная правовая модель, Законом СССР «О собственности в СССР».

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения – это федеральное государственное предприятие, государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие.

Такое унитарное предприятие является владельцем имущества (фактическим обладателем), пользователем (возможность извлечения из имущества прибыли и полезных свойств), распорядителем (продажа, аренда, залог), но только с согласия собственника. Распоряжение с согласия собственника означает, что руководитель унитарного предприятия не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, в залог, совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований.

Уставный фонд формируется собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия за счет денежных средств, ценных бумаг, других вещей, имущественных и иных прав, имеющих денежную оценку, и должен составлять для государственного предприятия – не менее 5000 размеров МРОТ, для муниципального предприятия – не менее 1000 размеров МРОТ.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления –федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.

Права казенного предприятия определены ст. 296, 297 ГК.

Казенное предприятие может быть создано в случаях, что и унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения, но по решению Правительства РФ.

Уставный фонд в казенном предприятии не формируется.

Казенное предприятие может:

– распоряжаться и отчуждать имущество только с согласия собственника;

– осуществлять деятельность (пользуется имуществом) в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником;

– распределять доходы в соответствии с порядком, утвержденным собственником;

– самостоятельно реализовывать произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами.

Таким образом, казенное предприятие, владеет, пользуется и распоряжается имуществом с согласия собственника, в соответствии с целями деятельности и заданиями собственника.

Устав казенного предприятия является типовым и утверждается Правительством РФ. Фирменное название должно содержать слово » казенное».

Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника имущества (добровольная ликвидация) и по решению суда (принудительная ликвидация) по основаниям, обозначенным в Гражданском кодексе и законодательстве. Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой прекращение его деятельности без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Собственник имущества унитарного предприятия (то есть, государство) имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Исходя из данного положения, государственное или муниципальное унитарное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

>Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Особенность унитарных предприятий заключается в отсутствии права собственности на имущество.

Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.

Унитарным государственное (муниципальное) предприятие считается еще и потому, что его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, акциям), в том числе и между работниками предприятия.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность — специфическая форма организации деятельности.

Унитарность характеризуется:

  • созданием юридического лица путем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения собственности нескольких лиц;
  • сохранением права собственности на имущество за учредителем;
  • закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления);
  • неделимостью имущества;
  • отсутствием членства;
  • единоличными органами управления.

К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:

  • необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена;
  • осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;
  • обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.

Цель деятельности унитарных предприятий — решение государственных задач на коммерческой основе.

Правила ст. 113-115, 294-297 ГК РФ регулируют только правовое положение предприятий и не затрагивают права и обязанности работников, как имеет место с участниками и членами хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов. Права и обязанности работников определяются прежде всего трудовым правом. Если унитарное предприятие с согласия собственника внесло вклад в хозяйственное общество, то получаемая прибыль не может распределяться между работниками предприятия, она становится имуществом этого предприятия в целом.

Имущество, выделяемое унитарному предприятию при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Органом унитарного предприятия выступает руководитель, который назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Формы унитарных предприятий

В соответствии с ГК РФ унитарные предприятия могут создаваться только в форме государственных и муниципальных предприятий, основанных:

  • на праве хозяйственного ведения (ГУПы и МУПы);
  • либо на праве оперативного управления — федеральные казенные предприятия (КУПы).

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ), создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредительным документом унитарного предприятия считается его устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия. Унитарное предприятие — единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в уставе.

Размер уставного фонда государственного предприятия не должен быть менее суммы, равной 5000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, а муниципального — не менее 1000 МРОТ. Уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если банкротство унитарного предприятия вызвано указаниями собственника. Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ) образуются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Учредительным документом казенного предприятия является устав, утвержденный правительством Российской Федерации, субъектом РФ или органом местного самоуправления.

Собственник-учредитель вправе изъять:

  • излишнее имущество;
  • неиспользованное имущество;
  • используемое не по назначению имущество.

Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника.

Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению правительства РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Имущество унитарного предприятия

Способы использования имущества унитарного предприятия:

  • хозяйственное ведение;
  • оперативное управление.

Имущество унитарного предприятия находится в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

При хозяйственном ведении унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами. При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.

Собственник имущества решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Собственник может передать имущество унитарному предприятию как в виде вклада в уставный фонд, так и сверх определенного уставного фонда.

В казенном предприятии уставный фонд не образуется.

Унитарное предприятие не имеет права учреждать дочерние предприятия. Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает запрет для государственных и муниципальных предприятий, созданных на праве хозяйственного ведения, выступать учредителем другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернего предприятия). Необходимость запрета обусловлена недопущением вывода из-под контроля имущества предприятий путем создания дочерних предприятий.

Финансовые ресурсы унитарных предприятий имеют те же источники, что и другие коммерческие предприятия.

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

  • имущество, переданное предприятию по решению собственника в оплату уставного фонда;
  • иное имущество, переданное предприятию по решению собственника;
  • прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;
  • заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;
  • амортизационные отчисления;
  • капитальные вложения и дотации из бюджета;
  • дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;
  • добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан;
  • иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе доходы от сдачи в аренду имущества.

Унитарное предприятие имеет право распоряжаться активной частью основных средств: имеет право продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям принадлежащие ему оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности с целью получения выручки от продажи активов.

Унитарное предприятие не может самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом. Продажа недвижимого имущества, которое находится у унитарного предприятия, осуществляется только с согласия собственника этого имущества.

Согласование сделок предприятия с имуществом, стоимость которого, определенная в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, превышает 150 млн. руб., осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом на основании решения правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению заместителем председателя правительства Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» сделки по продаже федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, осуществляются путем продажи имущества на аукционе. Его организатором выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

Согласование сделок федерального государственного унитарного предприятия в отношении закрепленного за предприятием в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества (за исключением передачи его в аренду) осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Согласно п. 5 указанного постановления средства, полученные от продажи имущества (за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, которые определяют исходя из фактических затрат и не могут превышать 3% цены продажи имущества и его балансовой стоимости), подлежат перечислению в федеральный бюджет в течение 25 дней с даты оплаты имущества.

Особенности финансов унитарных предприятий

Особенности финансов унитарных предприятий заключаются в способах формирования источников финансовых ресурсов.

Финансы унитарных предприятий заметно отличаются от финансов организаций и прежде всего финансов акционерных обществ. Эти отличия состоят в формировании уставного капитала, образовании и использовании прибыли, привлечении бюджетных источников финансирования и заемного капитала.

Уставный капитал унитарных предприятий образуется за счет закрепленных за унитарным предприятием основных и оборотных активов, его размер отражается в балансе предприятия на дату утверждения устава. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, а государственного унитарного предприятия — не менее 5000 МРОТ. Уставный фонд в унитарном предприятии выполняет те же функции, что и уставный капитал в других коммерческих организациях. Помимо того, что уставный фонд является материальной основой ведения унитарным предприятием хозяйственной деятельности, он выступает индикатором ее эффективности.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда на дату государственной регистрации такого предприятия и в течение трехмесячного срока стоимость чистых активов не будет восстановлена до размера минимального уставного фонда, собственник муниципального предприятия должен принять решение о его ликвидации.

Если же собственник в течение трех месяцев не принимает решение о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, кредиторы вправе потребовать от такого муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков.

Важным источником формирования финансовых ресурсов унитарного предприятия является прибыль. Она формируется в таком же порядке, как в других коммерческих организациях. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет прибыль унитарных предприятий как источник неналоговых доходов бюджета, Государственные и муниципальные унитарные предприятия ежегодно перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Порядок, размеры и сроки платежей определяются правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Часть прибыли унитарного предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, исчисляется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по его развитию, осуществляемых за счет чистой прибыли.

Порядок распределения прибыли в унитарном предприятии определяется его уставом. В соответствии с уставом прибыль после уплаты налогов отчисляется в фонд материального поощрения, фонд социальных мероприятий и другие стимулирующие фонды.

По решению собственника часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного фонда.

Оставшаяся после обязательных отчислений часть чистой прибыли используется предприятием на:

  • — внедрение, освоение новой техники и технологии, мероприятия по охране окружающей среды и труда;
  • — развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных активов;
  • — строительство, реконструкцию, обновление объектов основных средств;
  • — проведение научно-исследовательских работ, изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг.

Особенностью финансов унитарных предприятий может быть использование ими целевых бюджетных источников финансирования. Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.

Эти ассигнования предоставляются в форме дотаций, субвенций и субсидий.

Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению программ и проектов, а также на развитие и осуществление уставной деятельности унитарных предприятий.

Субвенции (бюджетные средства, которые предоставляются на безвозмездной основе); разновидность субвенций — грант, который может быть предоставлен в собственность или пользование как в виде денег, так и в виде имущества.

Государственные унитарные предприятия, в том числе и муниципальные, могут получать от государственного органа или органа местного самоуправления дотации на покрытие убытков. Данные средства не являются базой для налогообложения. Дотации — одна из форм государственной помощи в виде выделения из бюджета средств, направляемых на финансирование как капитальных вложений, так и текущих расходов. К таким расходам могут относиться дополнительные расходы унитарного предприятия в связи с проведением конверсии, закупкой комбикормов, расходами на отопление жилищного фонда и теплиц и т. д.

Теперь обратимся к особенностям привлечения заемных средств унитарными предприятиями. В связи с тем, что унитарное предприятие не является собственником имущества, использование заемных средств в качестве источников финансовых ресурсов становится довольно проблематичным. Оно не может, например, в качестве обеспечения кредита без согласия собственника предоставлять в залог кредитным организациям недвижимое имущество. Особенность организационно-правовой формы унитарного предприятия ставит его в неравные условия с другими участниками делового оборота вследствие ограниченности источников финансовых ресурсов.

Учитывая это обстоятельство, унитарным предприятиям, испытывающим недостаток финансовых ресурсов, собственник может предоставить в пользование бюджетные кредиты на условиях возвратности и платности. Предоставление бюджетных кредитов унитарным предприятием осуществляется на основании ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.

Источником погашения процентов по бюджетному кредиту является себестоимость.

Начисленные проценты по кредитам, используемым на инвестиции и конверсионные мероприятия, увеличивают балансовую стоимость инвестиций в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». Бюджетный кредит может быть получен под поставку (товаров) для нужд собственника унитарного предприятия. В этих отношениях собственник унитарного предприятия выступает как заказчик и кредитор.

Учредительные документы унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

  • решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

  • решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

  • устав.

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Устав унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.

Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.

Уставный фонд государственного унитарного предприятия

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Компьютерный стол каскад 8 полная инструкция сборки видео
  • Мирамистин для горла взрослым способ применения спрей инструкция
  • Инструкция по установке вытяжки kuppersberg f660
  • Валик игольчатый магнитный инструкция по применению
  • Новое руководство индии