Руководство чтением это простыми словами

Ключевые слова:

Руководство детским чтением. Сущность. Споры. Система. Создатели системы. Библиотечное обшение в структуре общения. Виды общения. Межличностные отношения. Рекомендательная библиография. Список «100 книг». Библиотечное обслуживание.

Руководство чтением – одно из устоявшихся понятий библиотечной педагогики, пришедшее к нам из XIX века. Оно основано на знаниях психологии и педагогики чтения, на понимании критериев оценки литературных произведений. Этим термином пользовались выдающиеся отечественные педагоги и библиотековеды. Он вошел в название четырех изданий учебника для студентов библиотечных факультетов, вышедших в советское время и касающихся вопросов детского чтения. Этот учебник в своем труде «Дети. Время. Книга» крупнейший специалист в области детского чтения И. Н. Тимофеева назвала эпохой в библиотечной профессии.

Чтение – базовый компонент учебной деятельности, обеспечивающий успех школьника по всем учебным дисциплинам. Прежде чем тот освоит информационную грамотность, он должен научиться читать, воспринимать и понимать написанное. Без чтения нет ни образования, ни культуры. Этот тезис ставит руководство чтением в центр педагогической деятельности школьного библиотекаря, придает ему методологическое значение в системе образования.

В период социальной перестройки 90-х годов в России отношение к этому термину резко изменилось. Одни специалисты стали считать, что в демократическом обществе термину «руководство», понимаемому как «воздействие», применительно к чтению места нет. Как пишет Ю. А. Гриханов в статье «Руководство чтением», помещенной в «Библиотечной энциклопедии» (2007), некоторые библиотековеды предложили вообще не упоминать этот термин, учитывая его идеологизированность и авторитарность. Предлагалось заменить его другими – «активизация чтения», «поддержка чтения», «педагогическое сопровождение чтения». Применительно к рекомендательной библиографии стали использовать термин «организация чтения».

Чаще всего в качестве синонима термина «руководство детским чтением» используют в наши дни термин «педагогика детского чтения». Такое название, в частности, получил межведомственный сборник научных трудов «Педагогика детского чтения: история, теория, перспективы» (2002). В предисловии к этому сборнику дана следующая трактовка использованного понятия: «Это система научного знания о воспитательной направленности литературы для детей и юношества, о формировании интеллектуального и духовного облика ребенка-читателя под воздействием различных социальных факторов и воспитательных концепций». Не возражая в принципе против такого определения понятия, скажем, что оно, на наш взгляд, относится скорее к научной сфере. В то время как «руководство» тяготеет больше к практике, к конкретной работе с читателем.

Вернемся к этому термину. В раскрытии содержания руководства чтением, которое сделано Ю. А. Грихановым в «Библиотечной энциклопедии», никакой идеологизации и авторитарности нет. Все три названные его части:

– помощь читателю в выборе произведений печати в соответствии с интересами читателя, подбор и рекомендация литературы по теме запроса, содействие формированию новых интересов;

– содействие читателю в овладении навыками самостоятельного выбора книг;

– помощь в процессе чтения и восприятия прочитанного (беседы, обсуждения, обучение методам рационального чтения); – не несут в себе никакого довлеющего начала. Помощь и содействие – это не давление и тем более не насилие над читателем, а всего лишь участие библиотечного специалиста в выборе литературы и в ее восприятии, диктуемое его профессиональными обязанностями и личностными побуждениями.

Перечисленные элементы руководства чтением – это разные его направления, к которым нынче, в условиях кризиса чтения, присоединяют еще одно: продвижение идеи чтения, раскрытие его ценности. Эта задача первостепенной важности поставлена в программе «Поддержка и развитие чтения в России» (2006). В целом предложенная Ю. А. Грихановым система базируется на изучении и учете читательских интересов и потребностей посетителей библиотеки, их возрастных и тендерных особенностей и осуществляется разными формами и методами приобщения к книге, традиционно применяемыми в библиотеке.

Если мы заглянем в последнее издание учебника «Руководство чтением детей и юношества в библиотеке» (1992) и посмотрим тут на определение понятия «руководство чтением», то слова «воздействие», использованного в первых изданиях учебника, мы в нем уже не найдем. Оно заменено «общением». В основе процесса лежит установка на личность, взгляд на читателя как на субъект, а само руководство чтением детей нацелено на воспитание. Оценивая эту педагогическую систему, профессор Г. А. Иванова увидела в ней не вчерашний, а завтрашний день детской библиотеки. Хочется вместе с известным библиотековедом С. Г. Машиной задаться вопросом, который она поставила в своей книге «Публичная библиотека. Пути инновационного развития» (2009): «Не получится ли так, что, отринув теорию руководства чтением, с настороженностью относясь к феномену рекомендательной библиографии, мы вместе с их идеологическим наполнением оставили за бортом все те нравственные императивы и связанные с ними ценностные ориентации, которые составляли один из столпов русского просветительства?» (С.315). Сам автор не только не исключает в современных условиях этот аспект библиотечной работы, но видит в нем зерно инновационной деятельности: «Все те элементы руководства чтением, о которых мы в настоящее время говорим с извинительной интонацией, оказывается, входят в набор предпочитаемых функций американского библиотекаря». Все, что многие отнесли ко вчерашнему дню библиотечной педагогики, за рубежом подхвачено библиотекарями и выдается за их изобретение, использовать которое нам в России еще только предлагают.

Приведем в качестве примера опыт Японии, о котором рассказала доцент Университета Досися Киото, постоянный член комитета IFLA Юрико Накамура в докладе «Баланс и интеграция двух возможных основ теории школьного библиотечного образования: руководство чтением и формирование информационной культуры личности», произнесенном на Форуме школьных библиотекарей России «Михайловское-2009». Показательно, что вопрос о руководстве чтением она выдвинула в качестве теории школьного библиотечного образования и миссии японских школьных библиотек, что утверждено было в принятом еще в 1949 году в этой стране «Законе о школьных библиотеках». Осознание значимости руководства чтением не пошатнулось у японских специалистов даже в годы американской оккупации. Японские библиотекари и родители, вопреки американскому подходу к библиотечной деятельности как деятельности сугубо информационной, утверждали ценности руководства чтением детей, полагая, что оно должно предшествовать формированию информационной культуры. Важно подчеркнуть, что под руководством чтением в Японии понимают не только продвижение чтения, чтение вслух и обсуждение книг, но и подготовку детей через чтение к жизни и реальному поведению. Именно эта целевая установка обеспечивает, как сказала Юрико Накамура, полноту понятия «руководство чтением».

Японский опыт говорит о том, что термин «руководство чтением» вышел за пределы России – родоначальницы этого опыта, его теории и практики. Как утверждала библиограф И. Н. Тимофеева, руководство детским чтением – это вклад России в мировую педагогическую копилку, и нам не только негоже от него отказываться, но напротив, надо считать его нашим национальным достижением. Сама И. Н. Тимофеева, невзирая на мнение отдельных библиотековедов, негативно относящихся к термину «руководство чтением», не только без «извинительной интонации» использовала этот термин, но подчеркивала его незаменимость и ценность в наши дни. Она разработала две его системы. Одну – применительно к родителям и вложенную в энциклопедию «Что и как читать вашим детям от года до десяти» (2000), другую, составившую пособие «Дети. Время. Книга» (2009), она адресовала библиотекарям. По ее мнению, система руководства детским чтением, которую создавали наши великие учителя Ушинский, Толстой, Сухомлинский, выдержала проверку временем. Эта система отвечает на все вопросы образования, обучения, воспитания и развития детей средствами книги и чтения. Главные из них: как приохотить детей к печатному слову, какие книги следует рекомендовать в том или ином возрасте, как научить ребенка полноценному восприятию, как с помощью литературы развивать ум и сердце ребенка, а также познавательные интересы и способности. Наконец, как из читающей личности вырастить самостоятельно думающего, активного, творческого человека. Эта система, важная всегда, приобретает особую актуальность в период системного кризиса детского чтения, какой мы переживаем сегодня. Дело не в термине, а в том, что мы вкладываем в него.

Важно подчеркнуть, что идея связи руководства чтением с реальным поведением ребенка и опытом его жизни, о которой говорила Юрико Никамура, российскими библиотекарями-педагогами осознана давно. Следует в этой связи вспомнить книгу «Руководство к чтению поэтических сочинений» русского педагога Виктора Острогорского, изданную в Петербурге в 1875 году. Последнее, пятое издание вышло в свет в 1911 году. Долгая жизнь книги свидетельствует о потребности широкого круга читателей в подобного рода руководствах. О значении этой книги говорит тот факт, что она была одобрена Ученым комитетом Министерства народного просвещения для ученических библиотек средних учебных заведений и городских училищ, для библиотек учительских институтов и семинарий и для бесплатных библиотек-читален. В этой книге содержится обоснованное указание, подтвержденное массой примеров, как вести разговор о художественном произведении, какие вопросы, ведущие от литературы к жизни, ставить и обсуждать. Цель книги – содействовать воспитанию души, веры в добро и в человеческое достоинство. Автор рекомендовал читателям найти себе надежного руководителя в чтении, который бы знал хорошо возраст, жизнь, характер, вкус, настроение души растущего человека и умел выбрать такие книги, которые бы влияли, «сообразно с потребностями, то руководя, то одобряя, то развивая». Содержание разговора с читателем определялось не только спецификой художественного произведения, но и нравственными целями, чтобы читатели задумывались о самих себе, «чтобы с лицами, созданными поэтом, сравнивали себя самих, чтобы, взвешивая их дурные и хорошие планы, учились обдумывать и выполнять свои». Из названных целей и задач и складывалось руководство чтением художественных произведений в России.

Идея неразрывного единства руководства чтением с формированием жизненных установок ребенка, с его нравственностью и поведением красной нитью проходит через все четыре издания учебника «Руководство чтением детей в библиотеке», через опыт школьных и детских библиотекарей. Она проходит, в частности, и через творческую деятельность библиографа-методиста И. Н. Тимофеевой. Ее беседы с детьми о художественном произведении всегда переходили в разговор о жизни. Этому она учила библиотекарей, давая им советы, как беседовать с детьми о добре и зле, о любви и ненависти, о жестокости и милосердии, о стойкости и мужестве, о соблазне и его преодолении. И чтобы это был не абстрактный разговор, а сугубо конкретный, живой, вытекающий из образной природы того или иного произведения.

Эта же мысль подтверждается и опытом такого крупного специалиста в области детского чтения, какпсихолог РГДБ О. Л. Кабачек. Так, в статье «Хорошая книга выстраивает личность» она пишет: «Чтение настоящей художественной литературы формирует объемное, живое восприятие окружающего мира, природы, жизни. Подлинное художественное произведение всегда обращается к образам, воплощающим важнейшие культурные и нравственные ценности. Оно выводит человека к лицезрению и переживанию самых глубин жизни. Взаимодействие души ребенка с нравственным зарядом такого произведения потрясает ее, порождает катарсис – благотворный эмоциональный взрыв, помогает увидеть в обыденном вечное» («Виноград». – 2006. – № 3. – с. 14). Деятельность библиотекаря по руководству чтением призвана углубить и развить то в произведении, чего сам ребенок не всегда способен увидеть и осознать.

Само слово «руководить» означает «вести за руку», то есть направлять, помогать, корректировать, регулировать. Оно отвечает потребности самого ребенка в развитии, в восхождении к высотам культуры, чего самостоятельно, без участия взрослого, он сделать не в силах. «Дитя – говорил известный писатель и педагог В. Одоевский, – не может научиться из самих книг всему тому, что ему нужно знать. При книге необходимы объяснения и замечания искусного руководителя, который бы заставлял его беспрестанно вникать в смысл прочитанного и помог таким образом его разумению» (Одоевский В. Ф. Разговор с детьми  //  Избр. пед. соч. – М., 1955. –С. 171). Объяснения и замечания искусного руководителя необходимы ребенку и при выборе книг, чтобы в репертуар его чтения попадала доброкачественная духовная пища, а не суррогат.

Составляющие понятия «руководство чтением» в лапидарной форме определил еще К. Н. Ушинский. Этими составляющими он назвал две. Первая – что читать. Вторая – как читать. По его мнению, без этих составляющих чтение не имеет смысла. Сегодня для возрождения и претворения в жизнь педагогической системы руководства детским чтением настало благоприятное время.

Идея поддержана Рекомендациями парламентских слушаний «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей», а также общественно-государственным проектом «Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской федерации до 2015 года». В последнем документе говорится: «Деятельность библиотек общеобразовательных учреждений должна находиться в русле модернизации системы образования России и интегрироваться во все общенациональные, региональные и местные образовательные программы». И еще: «Обучение есть та грань, на которой обязанности школьного библиотекаря смыкаются с обязанностями учителей».

Руководство чтением проявляет себя в наши дни более всего в сфере библиотечного общения и реализуется преимущественно через библиотечное обслуживание и рекомендательную библиографию. Хотя в определение понятия «Библиотечное обслуживание» педагогических аспектов не заложено (согласно ГОСТУ 7.0-99, «Библиотечное обслуживание – это совокупность разных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг»), задачи библиотечного обслуживания фактически во многом смыкаются с задачами библиотечной педагогики. Согласно учебнику Ю. П. Мелентьевой «Библиотечное обслуживание» (2006), они предусматривают:

– поддержание высокого статуса книги и чтения как средства социализации (развитие, образование) личности;

– разработку методик и технологий приобщения к чтению, продвижение чтения;

– формирование высокого уровня культуры чтения и информационной культуры во всех читательских категориях.

«Без педагогической функции, – говорится в учебнике, – библиотечное обслуживание превращается в чисто технический процесс, а библиотека – в книгохранилище».

Главным элементом библиотечного обслуживания, как и педагогической деятельности школьного библиотекаря, является общение с читателем. Оно обычно предваряет выдачу книги и следует за ее возвращением. Именно в общении по поводу чтения реализуется чаще всего принцип сотрудничества библиотекаря с читателем, который нельзя свести к какой-то сумме правил или технологических процессов. Его важнейшая предпосылка – взаимный интерес библиотекаря и читателя друг к другу, готовность понять и принять нечто новое, идущее от конкретной личности. Диалог с читателем носит, как правило, не вопросно-ответный характер, а характер живой беседы.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. Именно поиски общения, как было выяснено, нередко приводят подростка в библиотеку и к установлению контактов с библиотекарем, ибо к общению располагает сама книга, нацеленная на ответную мысль читателя, ждущую разрешения в диалоге с другими людьми. Как педагогический процесс общение может осуществляться только при условии, если в нем заинтересован сам читатель.

По критерию цели называют несколько функций общения. Среди них – установление контакта, обмен информацией, стимулирование активности, взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний, установление отношений. Только на основе эмоционально-сердечных, доверительных субъектно-субъектных отношений и возможно влияние библиотекаря на развитие познавательных интересов ребенка, влияние через книгу на его внутренний мир, на качество чтения, на передачу читательского опыта от одного человека к другому, старшего поколения к младшему.

Научное направление, связанное с библиотечным общением, сформировалось в России в 90-е годы прошлого века. На сегодняшний день это одна из самых активно разрабатываемых проблем библиотечного обслуживания. Так, в монографии С. А. Езовой «Библиотечное общение как феномен исследования» в списке литературы содержится 304 названия книг и статей по этой теме. В числе названных работ есть и те, которые посвящены педагогической составляющей библиотечного общения с ребенком.

Особое место в системе библиотечного общения занимает индивидуальное общение, когда библиотекарь и читатель ведут диалог друг с другом. Индивидуальный стиль общения библиотекаря с читателем во многом определяется литературными предпочтениями библиотекаря. Все, что любит он, что ценит в литературе, чем увлечен, так или иначе сказывается на работе с читателем, вызывает желание одарить его, поделиться впечатлениями.

Второй субъект индивидуального общения – читатель. У каждого из них свой путь к книге и информационной культуре, свои учебные и личностные потребности, свое понимание мира. В выработке «своего» и состоит, по существу, смысл чтения. По тому, что читает ребенок и как читает, как оценивает книгу, можно судить о том, каков он сам. В индивидуальном, скрытом от других опыте переживаний, каким является восприятие читаемого, его радостях и огорчениях, восхищении и негодовании, в решении жизненных проблем, фантазии, в спорах с героями и вырабатывается личность, формируется характер. Каждая хорошая книга для ребенка – это ступень в его духовном развитии при условии, что этот мир переживаний будет насыщенным и богатым. Вот здесь и нужна «рука» библиотекаря, чтобы помочь ребенку через чтение открыть самого себя.

Как отмечает Ю. П. Мелентьева, при решении разных задач во взаимоотношениях библиотекаря и читателя могут создаваться два варианта общения: субъект-объектное и субъект-субъектное. Но то и другое строится не на авторитаризме или иерархии, как при взаимоотношении ученика и учителя, а на паритете, на сотрудничестве. Говоря о вариантах общения применительно к библиотечному обслуживанию, хочется сделать уточнения. При библиотечном обслуживании, когда библиотекарь удовлетворяет спрос читателя и не более того, сохраняются между ними субъект-объектные отношения. Когда же речь идет об общении, связанном с книгой, ее прочтением и обменом впечатлениями, здесь вступают в свои права субъект-субъектные, межличностные отношения, выходящие за рамки предоставления читателю библиотечных услуг.

Большое значение в руководстве чтением имеет рекомендательная библиография, отвечающая за репертуар чтения детей, противодействующая попаданию в круг их чтения литературного «мусора». Составление рекомендательных списков, включающих в себя золотое ядро детского чтения, заложено в традиции отечественной культуры: дать детям свод духовно безопасных книг, способных содействовать развитию ребенка, становлению его как личности и гражданина. Так, во вступительной статье к пособию И. В. Владиславлева «Что читать» (1918) H. A. Рубакин писал: «Укажите детям гг. взрослые, на существование возможно большего числа хороших книг, а воспользоваться вашими указаниями по своему хотению и выбрать из них по своему разумению наиболее для них интересное – это сумеет и сам юный читатель. Такая постановка дела и есть не что иное, как организация свободного и самостоятельного чтения, а это и есть идеал всякого чтения».

В условиях, когда чтение и воспитание рассматриваются как стратегический ресурс российского общества, вопрос о том, что читать детям, становится особенно актуальным. От того, что предлагается читать детям, зависит престиж чтения, отношение к нему и детей, и взрослых. Те и другие нуждаются в надежной подсказке: взрослые – в систематической информации о доброкачественной литературе, в отборе лучших книг для чтения детей, дети – в доступной им информации о лучших книгах. Как утверждает один из авторов учебника «Библиография детской литературы» E. H. Томашева: «Школьному и детскому библиотекарю нужны не только исчерпывающие сведения о микропотоке издаваемой литературы для детей, сколько оценочная информация, с этим потоком связанная, рекомендации и советы по использованию лучших материалов в работе с детьми разного возраста» (Томашева E. H. Библиография как экспертная система и организатор чтения детей  //  Шк. б-ка. – 2004. – № 7. – С. 33). Именно квалифицированный библиограф учит находить разницу между хорошей и плохой книгами, подсказывает пути использования литературы в различных видах деятельности. Дети предпочитают игровые формы библиографических пособий в бумажных и электронных вариантах (Г. С. Ганзикова). В последнее время рекомендацию лучших новинок осуществляют детские и юношеские журналы, введя рубрику «Премьера книги».

При отсутствии крупных рекомендательных изданий для детей стали пользоваться спросом малые библиографические формы, создаваемые силами самих библиотекарей: информационные листки, книжные закладки, картотеки: «Библиотекари читают. Библиотекари рекомендуют», самодельные списки «Читатели советуют». Хорошую помощь библиотекарям оказывают такие журналы, как «У книжной полки», «Читаем вместе», которых называют навигаторами в мире книг. Они адресованы взрослым читателям, но отдают должное и детям. Для школьных библиотек силами РГДБ составлен в 2008 году список «Круг чтения. Что читать дошкольникам и младшим школьникам» («Школьная библиотека», 2008. – № 10. – Вкладка). Заметным явлением в рекомендательной библиографии для детей последних лет является «Библиогид», создаваемый в электронном виде группой библиографов РГДБ.

В отборе лучших книг для детей стали принимать участие библиотекари отделов комплектования. Показателен в этом отношении опыт ЦГДБ им. A. C. Пушкина (Санкт-Петербург). Библиотека создала долговременный инновационный проект «Книжный хит-парад», цель которого – определить 10 лучших книг месяца. За десять лет библиотекой был сформирован уникальный набор из сотен книжных хит-парадов. В результате такой деятельности была создана книга «Миллениум. 1000 книг. Книжный микс» с богатым справочным аппаратом, издать которую взялось издательство «Школьная библиотека» в 2013 году (по частям книга опубликована в журнале «Школьная библиотека» в номерах 1–4 за 2013 год).

В последнее время важной подсказкой библиотекарю, что рекомендовать школьникам для самостоятельного чтения, является список «100 книг», к созданию которого подтолкнул специалистов В. В. Путин. Этот список, родившийся в результате общественного обсуждения, назван «Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению» (опубликован в журнале «Школьная библиотека», 2013, № 1). Этот перечень может быть использован школьным библиотекарем при организации внеклассной и внеурочной работы с учащимися, доведен до сведения родительского сообщества, служить содержательной основой для разработки дополнительной образовательной программы и для различных форм кулыуротворческой работы с детьми.

Из всего сказанного вывод напрашивается сам собой: руководство чтением было и есть ядро библиотечной педагогики, которую психолог О. Л. Кабачек назвала уникальной лабораторией, оперирующей всем лучшим в педагогике.

Особый раздел педагогической деятельности школьного библиотекаря по руководству чтением детей связан с воспитанием культуры восприятия литературных произведений, с развитием читательских способностей. В статье Ю. А. Гриханова («Библиотечная энциклопедия», 2007) он назван «помощью в процессе чтения и восприятия прочитанного». В этом отношении принятая в России модель «помощи» во многом отличается от западных моделей воспитания культуры чтения. Этой проблеме посвящен следующий раздел учебного пособия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Руководство чтением в контексте российских традиций

Автор статьи

Светлана Остапенко

Эксперт по предмету «Библиотечно-информационная деятельность»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Руководство чтением и его принципы

В современных условиях перед библиотекой и школой остро стоит вопрос развития интереса к чтению у детей и подростков. Нацеленность стандартов образования на развитие функциональной грамотности, формирование навыков чтения и работы с разными источниками информации, декларирует прагматический подход к книге. Сам по себе этот подход неплох, однако сугубо утилитарное отношение к литературе лишает читательскую деятельность важного аспекта эстетического общения с книгой, которая является произведением искусства слова. В этих условиях необходимо обращение к опыту, имеющемуся в отечественном библиотечном деле и педагогике чтения, для рационального руководства чтением детей и подростков, которое поможет объединить функциональный и эстетический подходы к читательской деятельности.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Определение 1

Руководство чтением представляет собой важный аспект педагогики чтения, который проявляется в наличии целенаправленного, специального организованного процесса управления читательской деятельностью детей и подростков для ее развития и совершенствования.

Руководство чтением не предполагает диктата со стороны педагога или библиотекаря, оно основывается на следующих принципах:

  1. Учет индивидуальных особенностей и потребностей ребенка при определении круга чтения.
  2. Гармоничное сочетание интересов ребенка с требованиями педагогики чтения.
  3. Ориентация на сильные стороны читательской деятельности.
  4. Рекомендательно-разъяснительный характер, исключающий принуждение к чтению.
  5. Развитие читательских навыков и интересов, способствующих прогрессу читательской культуры.

Руководство чтением в контексте российских традиций

Отечественные традиции в руководстве детским чтением начинают складываться еще в конце XVIII века, а в XIX-XX веках активно развиваются благодаря появлению массового книгоиздания и специальной детской литературы. К традиционным аспектам российской культуры детского чтения следует отнести следующие параметры:

«Руководство чтением в контексте российских традиций» 👇

  1. Эмоциональная составляющая, рассматривающая литературу как средство воздействия на чувственный мир ребенка. Недаром первый журнал для детей, изданный Н. Н. Новиковым в 1775 году, назывался «Детское чтение для сердца и разума», что подчеркивало особую значимость чтения для формирования духовной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
  2. Личная причастность к событиям произведения, которая предполагает формирование ценностного отношения к книге, ее героям, их поступкам, вовлечение читателя в диалог с книгой, автором, событиями за счет актуализации связи книги с личным опытом читателя, его духовным миром, потребностями и интересами.
  3. Развитие потребности в творческом осмыслении книги: литература становится источником не только духовно-эмоциональных переживаний, но и катализатором творческой деятельности ребенка. Это может быть связано с творческой интерпретацией произведения, например, с помощью рисунка, инсценировки, создания собственного литературного произведения по мотивам книги (комикса или буктрейлера).
  4. Ориентация на гуманистический, нравственный потенциал литературы и ее воспитательное значение для формирования внутреннего мира ребенка. Русская литература всегда выступала основой для развития мировоззрения, духовно-нравственных ценностей и норм, способствовала развитию самосознания и становлению гражданской позиции личности.
  5. Библиотерапевтический эффект русской литературы, который заключался в том, что ребенок, вовлекаясь в процессы сопереживания и сочувствия героям книг, получал необходимый жизненный опыт, усваивал законы общественной жизни.
  6. Интерес к внутреннему миру человека, его психологии, индивидуальности и неповторимости, приучавший ребенка к анализу своей внутренней жизни, развивавший навыки самооценки и критического отношения к себе.
  7. Диалогический характер литературы, развивавший у ребенка потребность в обсуждении произведения, его оценке, передаче своих чувств и впечатлений, обмене мнениями, которые способствовали коммуникативному развитию ребенка.

Как видно из приведенного перечня параметров, принципы руководства детским чтением, сформировавшиеся в отечественных условиях, базировались на традициях гуманистической педагогики чтения. Чтение не сводилось к обучению навыкам эффективного использования текста для извлечения информации. Оно приобретало огромное воспитательное значение, становилось фактором личностного развития и социализации подрастающего поколения.

Опираясь на лучшие традиции детского чтения, современная педагогика чтения должна опираться на имеющиеся принципы руководства чтением детей и подростков. Это предполагает следующие ориентиры в деятельности библиотек и центров детского чтения:

  1. Приоритет воспитательной функции чтения над утилитарной, практической (информационной).
  2. Использование разнообразных диалоговых форм в работе с юными читателями.
  3. Стимулирование творческой читательской активности.
  4. Учет индивидуальных особенностей читателей.
  5. Опора на жизненный опыт читателя.

Руководство чтением в контексте российских традиций является неотъемлемой частью педагогики чтения и востребовано современным обществом как инструмент развития культуры чтения подрастающего поколения.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 26.02.2023

Похожие материалы по теме

Библиотечно-информационная деятельность

#Статья

Автор(ы):
Светлана Остапенко

Библиотечно-информационная деятельность

#Статья

Автор(ы):
Светлана Остапенко

Библиотечно-информационная деятельность

#Статья

Автор(ы):
Светлана Остапенко

Языкознание и филология

#Статья

Автор(ы):
Татьяна Александровна Лисовская

Автор(ы):
Александр Палынский

Библиотечно-информационная деятельность

#Лекция

Библиотечно-информационная деятельность

#Лекция

Решение любого учебного вопроса за 300

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Руководство чтением– ключевое
 звено педагогической деятельности 
школьного...

    1 слайд

    Руководство чтением– ключевое
    звено педагогической деятельности
    школьного
    библиотекаря

  • Чтение – это  не  только  вопрос  о том, что читать, но и как читать. Чтение...

    2 слайд

    Чтение – это не только вопрос о том, что читать, но и как читать. Чтение – это базовый компонент жизни ребенка, его воспитания и образования.

  • Понятие
 «руководство чтением»	
        
 помощь читателю в выборе произведен...

    3 слайд

    Понятие
    «руководство чтением»

    помощь читателю в выборе произведений печати в соответствии с интересами читателя, подбор и рекомендация литературы по теме запроса, содействие формированию новых интересов;

    содействие читателю в овладении навыками самостоятельного выбора книг;

    помощь в процессе чтения и восприятия прочитанного (беседы, обсуждения,
    обучение методам чтения).

  • «Руководство чтением детей» – это целая система, которую создавали великие пе...

    4 слайд

    «Руководство чтением детей» – это целая система, которую создавали великие педагоги К. Ушинский, Л. Толстой, В.Сухомлинский и которая является вкладом России в мировую педагогическую копилку. Система выдержала испытание временем, ибо она отвечает на все вопросы образования, обучения, воспитания и развития детей средствами книги и чтения.

  • Главные составляющие педагогической системы:
- как приохотить детей к печатно...

    5 слайд

    Главные составляющие педагогической системы:
    — как приохотить детей к печатному слову;
    — какие книги следует рекомендовать в том или ином возрасте;
    — как научить ребенка полноценному восприятию;
    — как с помощью литературы развивать ум и сердце ребенка, а также познавательные интересы и способности;
    — как из читающей личности вырастить самостоятельно думающего, активного, творческого человека.

  • Главная задача деятельности школьной библиотеки – приобщение детей к чтению....

    6 слайд

    Главная задача деятельности школьной библиотеки – приобщение детей к чтению. Знакомя читателей с историческим опытом народа через книгу, библиотека призвана быть хранителем национальной культуры. Именно знакомство с культурой своей малой Родины позволяет чувствовать себя ее частью. Являясь хранителем творческого наследия страны, библиотека создает предпосылки для развития творческой активности читателей.
    Любое творчество невозможно без эстетического воспитания, поэтому библиотека вместе с педагогическим коллективом школы работает над всесторонним выявлением природных задатков и дарований детей.

  • «Всем   хорошим   во   мне   я обязан   книгам». 
М. Горький

    7 слайд

    «Всем хорошим во мне я обязан книгам».
    М. Горький

Сметанина Л. Б. Индивидуальная работа с читателями в библиотеке. Изучение читателей.

Об индивидуальной работе можно и нужно говорить более подробно, поскольку это самая трудоемкая, но и самая благодарная часть деятельности библиотекаря.

Индивидуальное обслуживание читателей – это деятельность библиотекаря по удовлетворению запросов читателей, консультирование при самостоятельном выборе книг и в ходе процессов работы с книгами.

Круг задач индивидуального обслуживания довольно широк: помощь в определении тематики чтения, выборе конкретной литературы, обсуждение прочитанного с целью определения и формирования читательских интересов и уточнения запросов, воспитания культуры чтения, оказаний помощи в поиске произведений печати и ознакомлении с библиографическими источниками и справочниками.

DSC03588.JPG

Что такое «Индивидуальная работа с читателями»? Это процесс, обеспечивающий непосредственное и систематическое общение библиотекаря с одним или одновременно несколькими читателями, учитывающий личностные особенности каждого.

Знаменитый принцип: «Каждому читателю – нужную книгу в нужный момент», особенно актуальный в работе с детьми, предполагает хорошее знание книги, другого информационного материала и прекрасное знание читателя, особенностей его развития, личности. Ошибочно считать, что индивидуальная работа – это только рекомендательные беседы и планы чтения. На самом деле – это весь комплекс работы на абонементе, включающий в себя и выставочную работу, и расстановку фонда открытого доступа, и справочно-библиографическое и информационно-библиографическое обслуживание, и просто общение с читателем, пусть даже и не несущее в результате рекомендацию книги.

Еще один термин, который мы используем, говоря об индивидуальной работе – это «Руководство чтением». Что такое «руководство чтением»? О руководстве чтением в полном и точном смысле слова можно говорить лишь применительно к определенным категориям читателей: читателям юным (имеющим незначительный жизненный опыт, небольшое пока образование и еще несложившиеся вкусы), к читателям малоподготовленным (малое образование и ограниченный жизненный опыт).

Руководство чтением – целенаправленное воздействие на содержание и характер чтения с помощью различных форм и методов деятельности библиотек.

Оно основано на принципах дифференцированного подхода к читателям, систематичности.

Руководство чтением базируется на изучении и учете читательских интересов и потребностей и осуществляется различными формами и методами индивидуальной, групповой и массовой работы, а также через справочно-библиографический аппарат библиотеки, систему рекомендательных библиографических пособий, систему наглядной пропаганды литературы, открытый доступ к фондам, средства массовой информации, через наиболее подготовленных читателей.

Индивидуальная работа с читателем требует определенных личностных качеств библиотекаря, прежде всего таких, как уважение к людям, отзывчивость, вежливость, умение понять интересы другого человека, коммуникабельность, выдержка, наблюдательность, любознательность, оперативность и четкость решений и действий, творческий подход к работе.

Каждая библиотека стремится удовлетворить интересы и запросы своих читателей, оказывая им действенную и целенаправленную помощь в выборе и использовании книг. Это возможно лишь в том случае, если библиотекарь знает своих читателей, ясно представляет себе их культурный уровень, их потребности. Но знание читателя не приходит само собой. Оно достигается в процессе систематического изучения читателей, их запросов, интересов, потребностей.

Юных читателей изучают многие организации и учреждения: научно-следовательские институты, кафедры институтов культуры, Российская государственная библиотека, областные библиотеки. Большое распространение получили комплексные исследования (например, «Чтение подростков», «Книга и чтение в жизни небольших городов»). Подобные исследования позволяют выявить место чтения в структуре интересов учащихся, содержание их чтения, мотивы обращения к литературе, выявление соотношения обязательного и досугового чтения, удельный вес чтения в свободном времени.

В библиотеке изучение читателя-ребенка осуществляется в повседневной работе и преследует конкретные практические цели. Изучая интересы, запросы, особенности восприятия литературных произведений, библиотекари разрабатывают наиболее эффективную систему руководства чтением.

Изучение читателей строится на основе единых принципов:

Первый принцип: изучать ребенка-читателя нужно в тесной связи с изучением его как личности. Это не значит, что библиотекарь должен заняться разносторонним целенаправленным изучением личности ребенка. Он общается с читателем в лучшем случае несколько раз в месяц и не имеет такой возможности. Но он наблюдает, изучает читателя как личность не прямо, а косвенно. Все методы изучения — беседа, наблюдение, анализ читательских формуляров, — не теряя своей библиотечной направленности, одновременно более глубоко раскрывают библиотекарю личность ребенка. Его характеристику как читателя можно составить, зная его интересы и увлечения, взаимоотношения с товарищами, семьей и школой.

Тогда будут понятны индивидуальные различия в чтении, в отношении к книге у ребят одного и того же возраста, и библиотекарь сможет формировать и направлять читательские интересы.

Второй принцип: изучая читателя-ребенка, одновременно развивать и направлять его интересы. Библиотекарь изучает ребенка в процессе руководства его чтением, одновременно воспитывая его как читателя.

Третий принцип: изучение читателя в детской библиотеке тесно связано с изучением книги. В самой книге, ее видовой и жанровой специфике необходимо выявлять потенциальные возможности и способы воздействия на читателя. Общего представления о книге и ее содержании библиотекарю недостаточно. Ему важно понимать, на какие читательские качества рассчитаны произведения разных видов и жанров, чего они требуют от читателя, как функционируют в его сознании. Чтобы осуществлять дифференцированное руководство чтением детьми этих произведений, библиотекарю нужно знать и особенности читателя, и особенности книги; уметь верно, соотнести их друг с другом.

Какие методы используются для изучения читателей:

Выделяются специфические библиотечные методы и методы, применяемые в педагогических, социологических исследованиях.

Чисто библиотечные: анализ читательских формуляров, читательских запросов, дневников наблюдения (при изучении групп читателей).

Общие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, экспериментальные методы.

В изучении читателей-детей важная роль принадлежит анализу читательского формуляра. На этом методе остановимся чуть подробнее.

Формуляр предназначен помимо учетной и контрольной функции для анализа чтения. Формуляр позволяет проводить анализ состава и запросов читателей. Служит источником социологических исследований, направленных на совершенствование обслуживания читателей библиотеки.

Формуляр – это основной документ, раскрывающий общее и особенное в чтении отдельного читателя или конкретной группы. Однако формальное ведение формуляра ничего не дает ни для изучения читателя, ни для руководства чтением.

Стандарт устанавливает два образца формуляра: для взрослых чи­тателей и для читателей дошкольного возраста и школьников 1-9-го клас­сов.

В формуляре три основные части: общие сведения о читателе; запись выданных книг; заметки библиотекаря.

Сведения о читателе позволяют выявить познавательные интересы, запросы, увлечения. Более глубокому изучению личности читателя, его отношения к книге и чтению способствуют и такие сведения: «О чем любит читать», «Какие предметы в школе считает наиболее интересными», «Любимое занятие», «Какими еще библиотеками пользуется».

Для изучения юного читателя ценны такие сведения, как дословно записанный спрос читателя, причина спроса и отношение к прочитанной книге, хотя таких специальных граф в формуляре нет.

Библиотекари должны вести записи в формуляре регулярно, каждый раз, когда ребенок берет или возвращает книгу. Анализ данных позволяет проследить эффективность работы библиотеки, формирование и углубление интересов читателя к литературе различных видов и жанров, изменения в читательском восприятии. Анализ формуляра позволяет выявить наиболее читаемую литературу, мотивы чтения, отношение к прочитанному.

Нужно периодически анализировать характер спроса, его причины. Определенность спроса на книгу, когда дети не только знают, о чем, но и что они хотят читать, и называют конкретные книги, конкретных авторов, может свидетельствовать о значительной роли библиотеки в формировании читателя.

Преобладание неопределенного или тематического спроса детей («что-нибудь интересное, не знаю что») — свидетельство того, что библиотека недостаточно работает со своими читателями, их чтение пущено на самотек, ребята плохо знают книгу, библиотечные формы пропаганды книги не оказывают воздействия на читательский спрос и культуру чтения детей.

По характеру запроса: жанровый, тематический, отражающий настроение (например, веселое), неопределенный, определенный (автор и название) – выявляем интересы читателя, его особенности восприятия, результаты руководства чтением.

Записи библиотекаря о причинах спроса позволяют получить данные и проанализировать: факторы, влияющие на спрос; роль справочно-библиографического аппарата библиотеки в читательском выборе; влияние конкретной социальной среды на чтение детей и подростков.

Анализ спроса и его мотивов позволяет выявить особенности влияния на чтение открытого доступа, книжных выставок, бесед библиотекаря, массовых мероприятий.

Для сокращения времени на запись о причинах спроса можно пользоваться системой условных сокращений: «ТВ» — телевидение; «б» — рекомендация библиотекаря; «о. д.» — открытый доступ; «кн. в.» – выставка.

В то же время в записях библиотекаря об отношении читателя к прочитанному, о характере читательского спроса необходимо фиксировать дословно читательские высказывания. Дословная запись многое раскрывает библиотекарю: и результаты его работы («Помните, Вы нам говорили»), и читательскую атмосферу в семье («Мама очень любила эту книгу раньше»), и особенности восприятия, манеру ребенка говорить о книге и т.д.

Недопустимы сокращения, формализация ответов, когда записывается высказывание ребенка о прочитанной книге. Конечно, невозможно в повседневной работе фиксировать в формуляре отношение читателя к каждой библиотечной книге. Но, если библиотекарь замечает что-то особенное, характеризующее отношение ребенка к конкретной книге, эту реакцию следует отметить.

Особенности чтения выявляем по графе пометки о прочитанном, намечаем пути индивидуальной работы (высказывания ребят говорят о возможностях восприятия, творческого воображения, уровне самосознания).

Анализ записей в формуляре позволяет проследить возрастные изменения в интересах читателей (ведь читательский формуляр рассчитан на несколько лет).

«Заметки библиотекаря» – это определенный итог руководства чтением отдельного читателя за конкретный отрезок времени и размышления, выводы о направлениях дальнейшей работы. В «Заметках библиотекаря» делаются записи, связанные с руководством и анализом чтения. Записи в эту графу формуляра каждого читателя необходимо производить, предварительно проанализировав общие сведения о читателе, соотнеся их с данными о мотивах выбора литературы («Спрос», «Причина спроса»), о содержании и разносторонности чтения (выдача за определенный отрезок времени), о критериях оценки различных видов и жанров литературы («Отношение к прочитанному»). Сюда же нужно записывать сведения о влиянии (или его отсутствии) семьи, школы, сверстников на чтение данного читателя, об его участии (или неучастии) в различных массовых мероприятиях библиотеки, о содержании выбора литературы из других источников (домашняя библиотека, школьная, библиотеки друзей и др.).

Такая развернутая характеристика чтения, составленная по итогам анализа читательского формуляра, а также на основе наблюдений, бесед с читателем, поможет библиотекарю успешно вести индивидуальную работу, повысит качество руководства чтением.

DSC03792.JPG

Другие методы изучения.

Наблюдение – важный метод изучения читателя-ребенка в библиотеке. Наблюдение – целеустремленное, систематическое визуальное изучение читателей с последующей систематизацией собранных материалов. Как выбирают книги на открытом доступе, как реагируют во время чтения вслух, как воспринимают рекомендации библиотекаря, как рассказывают о книгах.

Метод наблюдения можно использовать и для проверки действенности библиотечных мероприятий, проявляющейся в практическом поведении юных читателей (активны или пассивны во время мероприятий).

Библиотекарь чаще всего ведет наблюдение незаметно для читателя (это скрытое наблюдение). При открытом наблюдении – библиотекарь выполняет роль члена жюри, корреспондента. Наблюдение бывает непосредственное (прямой контакт) или косвенное (когда мы получаем сведения о читателе через других лиц).

Хорошо поставленное наблюдение за читателями-детьми расширяет знания библиотекаря об их читательском поведении.

Среди исследовательских методов, позволяющих изучить процессы детского чтения, важная роль принадлежит методам опроса: беседе, анкетированию, интервьюированию.

Беседа является основным методом не только индивидуального руководства чтением, но и изучения читателей. Она помогает выявить отдельные индивидуальные качества личности ребенка, характер и содержание его интересов, общий уровень познавательной активности, восприятие литературных произведений, восприимчивость к помощи взрослого. Эффективны как индивидуальные, так и групповые беседы.

Анкетирование – это письменный опрос, при котором читателю предлагается система вопросов. Анкетирование позволяет получить значительный объем информации, широко используется в изучении процессов детского и юношеского чтения. Анкетирование преимущественно используется для подростков и юношества. Для младших школьников письменный ответ затруднителен. Для них главный метод – интервьюирование. Это устный опрос, основой которого является перечень вопросов, используемых исследователем (в нашем случае – библиотекарем) в процессе собеседования с читателем. Этот метод позволяет установить личный контакт с опрашиваемым. При устном опросе меньше вопросов остается без ответа, так как всегда можно уточнить вопрос. Наибольшую активность проявляет читатель, а библиотекарь задает вопросы и наблюдает за реакцией. Таким образом, процесс интервьюирования включает в себя и опрос, и наблюдение. В этом его преимущество в сравнении с анкетой. Главная трудность в подготовке и проведении опроса – формулировка вопроса. Вопросы должны быть четко сформулированы. По содержанию выделяют 2 типа вопросов: деловые, касающиеся конкретных действий или знаний человека (например, «Выписывают ли тебе журналы, какие?»). Второй тип – выяснить мнение читателя, его отношение к какому-либо явлению (например: «С кем бы из героев книг ты бы хотел дружить? Почему?»).

В анкету включаются и ситуативные вопросы: «Что бы ты сделал, если бы…»; «Какие бы ты загадал желания, ели бы у тебя был цветик-семицветик?» (для младших); «Какого бы героя ты взял с собой в путешествие? Почему?» (для подростков).

Применяется и такая форма опроса, когда предлагается вопрос с веером ответов и свободной графой (допиши, подчеркни).

Широко используются моментальные опросы, предполагающие получение информации по одному или 2-3 вопросам.

Важнейший этап – подведение итогов опроса: группировка материала по определенным признакам. Важно не забывать, для чего проводили опрос, что хотели узнать и как использовать полученные результаты.

Экспериментдаетбольшие возможности для изучения читателей – выявляем мотивы чтения, уровень восприятия литературы разных видов и жанров, степень влияния библиотеки на развитие у детей навыков культуры чтения и др.

Эксперимент – это комплексный метод исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы.

В своей каждодневной работе с читателями библиотекарь не может (да и не должен) применять метод эксперимента в чистом виде, как его используют в научных исследованиях. Чаще всего он создает для юных читателей ситуации, которые можно охарактеризовать как естественный психолого-педагогический эксперимент, позволяющий сочетать изучение читателей с их воспитанием и развитием.

С их помощью он стремится не только определить и зафиксировать, например, содержание чтения, его разносторонность, круг предпочитаемых изданий, ведущие мотивы обращения к литературе и критерии читательских оценок, но ставит своей целью помочь каждому ребенку продвинуться с данной (зафиксированной) на следующую, более высокую стадию, пробуя разные приемы при рекомендациях книг, в беседах о прочитанном, во время громких чтений и т.п.

Например, чтобы выяснить, чем воздействует книга на ребенка — какие события и каких героев он выделяет, слушая выразительное чтение взрослого, какие настроения и чувства она вызвала, понравилась или нет и т.д., — можно организовать экспериментальное чтение и предложить его участникам сделать иллюстрации к книге (темы рисунков библиотекарь придумывает заранее в соответствии с целями эксперимента). При анализе рисунков разных читателей на одни и те же темы библиотекарь получит сопоставимые данные об индивидуальных и типологических особенностях восприятия литературы конкретного жанра и вида той или другой группой читателей.

Охарактеризованные методы изучения читателя-ребенка применяются библиотекарем в различных сочетаниях, обусловленных необходимостью решения конкретных задач воспитания. Наибольший успех достигается при комплексном использовании различных методов.

Итак, для чего мы изучаем читателя-ребенка в библиотеке? Для того, чтобы не только удовлетворять и поддерживать уже сложившиеся интересы читателей, но и побуждать новые читательские интересы, воспитывать высокий читательский вкус, разносторонние запросы. В библиотеке нет резкой грани между изучением читателя и его воспитанием.

 Назад

17 мая в детской библиотеке состоялся семинар библиотечных работников «Руководство детским чтением как основной принцип библиотечной педагогики». Руководство детским чтением всегда остается актуальной темой процесса чтения детей. Руководство чтением — это оказание важной и существенной помощи читателю в том, что читать и как читать.

Чтение в своей содержательной основе есть форма общения, а новые знания, полученные при общении с книгой, дают возможность более перспективного, творческого, интересного общения.

Библиотекари, работающие с детьми и подростками разнообразными методами библиотечной работы, стараются помочь юным читателям полюбить чтение, привить интерес к чтению и выбору интересующей литературы.

Для этого главный библиограф Центральной библиотеки муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая районная библиотека Татищевского муниципального района» Трифонова Е.Н. разработала для библиотекарей рекомендации в помощь эффективности работы сельских библиотек по детскому чтению: «Составление аннотированного списка для летнего чтения», «Составление библиографического пособия», «Составляем программу. Библиотечно-библиографические знания школьникам», а так же рекомендательный аннотированный список литературы для летнего чтения «Нескучное чтение».

Заведующей инновационно-методическим отделом Центральной библиотеки Ионовой М.Л. была разработана и организована акция «Чтение для сердца и разума», цель которой — вернуть престиж семейного чтения, приобщение детей к совместному чтению книг, воспитание любви к печатному слову. Для этого были разработаны методические рекомендации для библиотекарей о важности чтения с маленького возраста – «Книга, как и прежде, всех нужней», «Летний марафон книгочея». Для родителей, памятки и закладки о привитии любви к чтению – «Как любить ребенка», «Научите ребенка любить книгу», «Книги дома читаем, в игры играем», «Читайте детям сказки А.С. Пушкина».

На семинаре библиотекари делились своим опытом работы, рассказывая о работе с юными читателями и их родителями, руководителями детского чтения. Затрагивались вопросы массового библиотечного обслуживания читателей – детей в летний период. Библиотекари рассказывали о своей работе с этой категорией читателей, о том, как необходимо владеть методиками развивающего чтения, основами педагогики. Большое внимание библиотекари отдали традиционным формам работы, таким как: книжные выставки, обзоры, беседы по книгам, читательские конференции, литературные вечера, игры-путешествия и др.

О работе с маленькими детьми и их родителями, познакомила библиотекарь детской библиотеки Киселева Т.Г., начиная свой рассказ об оформлении библиотеки, о ее красочных книжных выставках с яркими и интересными книгами. О том, как нужно приобщать детей и родителей к библиотеке с маленького возраста. О том, что очень трудно удерживать внимание детей в столь юном возрасте и для этого библиотекари в своих традиционных мероприятиях, таких как громкое чтение, используют игрушки, театрализацию, подвижные игры, с помощью которых усиливается интерес к книге и чтению. Маленькие дети очень любят книги таких авторов как: А.Барто, К.Чуковский, Е.Благинина, С.Михалкова, которые пробуждают добрые чувства, учат хорошим поступкам.

Очень интересно представила библиотекарь Идолгской сельской библиотеки свою работу с детьми в любительских объединениях «Мы читаем и рисуем», «Уроки волшебства» в летний период. О том, как в неназойливой форме, дети приобщаются к книге с помощью бумаги, картона, цветных карандашей, лоскутков, пластилина, создавая своих любимых сказочных героев, одновременно прививая любовь к различным видам декоративно-прикладного искусства. А библиотекарь Большефедоровской сельской библиотеки представила работу краеведческого любительского объединения «Истоки», который действует в библиотеке. Любительское объединение «Истоки», воспитывает в детях любовь к своей малой Родине, его жителям, способствует пробуждению интереса у подростков к чтению краеведческой литературы, знакомит с героическим прошлым нашего народа. Ребята сами собирают информацию о жителях села, оформляют альбомы и папки-накопители. «Страницы истории родного села», «Души прекрасные порывы», «Поэзия. Судьба. Эпоха». Собранный материал используется в работе библиотеки. Подростки помогают библиотекарю оформлять информационные стенды «Пламя и пепел Афгана», «Время, запечатленное в лицах», участвуют в различных патриотических мероприятиях: «И пришло письмо с фронта», «Выбор предназначен судьбой».

Руководство чтением является основополагающим принципом современной библиотечной педагогики и сопровождает юного читателя, независимо от интересов, потребностей на протяжении всего процесса его общения с книгой или иным информационным источником в рамках библиотечного пространства. Роль библиотекаря в этой работе определяется уровнем его профессионализма, осмыслением значимости педагогического общения с маленьким читателем, общей культурой.

Управление культуры администрации муниципального района

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство народной власти
  • Инструкция к цифровому таймеру rev 66989 6
  • Стиль руководства салоном красоты
  • Часы электроника 5 инструкция по эксплуатации скачать
  • Aquilea colageno magnesio инструкция на русском