Руководство деловой игрой

При разработке и
проведении деловых игр
следует учитывать ряд принципов, обеспечивающих
эффективность их применения.

1.
Репрезентативность
и достаточность элементов игровой
си­
туации.
Это означает,
что составные части, или компоненты,
игры должны достаточно полно представлять
имитируемую ситуацию в аспекте,
соответствующем целям деловой игры, и
содержать ин­формацию, позволяющую
понять суть проблемы и принять адек

ватное
решение. При моделировании конкретной
ситуации приходится сокращать информацию
о ней, выбирать и отображать глав­ным
образом лишь существенные для принятия
решений факторы и фрагменты действительности.

2. Модульный
характер игры.
Сравнительно
новое для российского научно-учебного
лексикона понятие «модуль»
означает
комплекс материалов, служащих одной,
имеющей прикладное значение учебной
цели. В этот комплекс обычно входят:
теоретическая часть, описание ситуации
(кейса), примеры, иллюстрации, схемы,
вопросы, ответы, методические рекомендации.
Модульный подход способствует глубокому,
всестороннему и активному усвоению
материала. Применительно к структуре
деловой игры обычно выделяют несколько
сравнительно простых модулей,
каждый из
которых представляет собой комплекс
элементов, образующих организационное
и или функциональное единство. Это могут
бытьследующие модули:

□ организационные
модули:

  • модуль участника
    игры. Он содержит всю информацию,
    необходимую для игрока, которым может
    быть целая ко­манда;

  • модуль руководителя
    игры, характеризующий весь ком­плекс
    действий (в том числе расчетов)
    руководителя;

  • функциональные
    модули деловой игры. Они имитируют
    отдельную, относительно автономную
    функцию или область деятельности
    (например, оценку персонала, освобождение
    кадров и т.п.);

  • этапные модули,
    характеризующие комплекс задач и
    дей­ствий определенного, относительно
    завершенного этапа игры.

Модульная структура
деловой игры позволяет отрабатывать
ее отдельные элементы, или фрагменты,
в зависимости от целей обу­чения,
интересов участника и темпов усвоения
материала каждым обучаемым.

3. Системность
использования деловой игры, ее включенность
в
обучающую
программу.
Деловая
игра приносит желаемый эффект лишь
тогда, когда она опирается на теоретические
знания, ясные

представления о той
области деятельности, которую она
имитирует, и является логическим
продолжением учебного процесса, его
переходящим в практическую поведенческую
стадию заключени­ем. В современных
условиях желательна компьютеризация
деловой игры или ее фрагментов. Это
заметно расширяет ее обучающие
возможности.

Основные аспекты
деловой игры. Подготовка игры.

Проведение деловой
игры должно базироваться на принципах
эффективности(реализации
цели) и экономии,
т.е.достижении
максимальных результатов при минимальных
временных, финан­совых и других
расходах. Организация деловой игры как
специфи­ческого активного метода
обучения включает ряд аспектов. Важ­нейшие
из них:

  1. подготовка игры,

  2. формирование
    игровой группы,

  3. руководство игрой,
    контроль за ее процессом,

  4. подведение итогов
    и оценка результатов.

Подготовка игры
включает ряд мероприятий, обеспечивающих
создание общих условий ее эффективности.
К ним относятся:

  • обеспечение
    соответствия выбранной игровой методики
    учебным целям и уровню подготовленности
    участников;

  • проверка пригодности
    аудиторий для занятий;

  • использование
    адекватных характеру игры способов
    фик­сации ее процесса, поведения
    игроков. Это могут быть за­писи
    руководителя и других участников (в
    том числе на­блюдателей) игры, видео-
    и/или аудиозаписи и др.;

  • определение
    способов анализа игрового процесса. К
    ним относятся: периодические спонтанные
    замечания и реко­мендации руководителя;
    детальная проработка важнейших эпизодов
    и ролей; сопоставление собственных
    пережива­ний игроков и характеристик
    наблюдателей; оценка дей­ствий игроков
    с помощью заранее известной системы
    кри­териев или оценочных шкал и т.д.;

  • обеспечение
    содержательной насыщенности и целевой
    на­правленности мероприятия. Эпизоды
    игры должны рабо­тать на реализацию
    общей цели. Обеспечивая спонтанность,
    естественность поведения участников,
    процедура игры вме­сте с тем не должна
    быть слишком затянутой или уходить
    слишком далеко от поставленных целей;

  • оптимизация
    требований к участникам — от них не
    следу­ет требовать слишком много или
    слишком мало;

  • структурирование
    игры во времени, обеспечение пример­ного
    соблюдения ее временного регламента
    при начале, продолжительности пауз,
    завершении этапов и всего про­цесса
    игры;

  • определение форм
    оценочных коммуникаций с игроками. Это
    могут быть констатация правильных и
    неправильных


действий,
вопросы, предложения альтернативных
вариан­тов поведения, обмен мнениями
между игроками и наблю­дателями и
т.п.; □ соразмерное использование
технических средств обучения, особенно
при анализе поведения игроков и подведении
итогов.

Большие возможности
для повышения эффективности игро­вого
обучения и выходящего за пределы игровой
процедуры дальнейшего самопознания ее
участников дает видеозапись.
С ее помощью
становится возможным для участников
игры:

— посмотреть и
проанализировать свое поведение как
бы со

стороны,

а для руководителя
и всех участников:

  • отобрать, отдельно
    рассмотреть и детально обсудить
    наибо­лее важные эпизоды игры,
    подобрать оптимальные вариан­ты
    поведения;

  • проверить
    правильность самооценок игроков, а
    также оце­нок наблюдателей и
    руководителя;

  • установить степень
    успеха обучаемых посредством
    сопос­тавления фрагментов первого
    и повторных проигрываний ими одних и
    тех же ролей или ситуативных действий.

Конечно, при
просмотре видеозаписи следует обращать
осо­бое внимание на корректность ее
использования. Так, например, многократные
показ и публичное обсуждение ошибочных
форм поведения отдельных игроков может
задевать их чувство собствен­ного
достоинства.

Формирование
игровой группы

Исходный момент
практической работы по организации
деловой игры —формирование
игровой группы. Последняя
включает
всех участников игры и мо­жет состоять
из нескольких команд. Деятельность по
формирова­нию игровой группы
предполагает оценку индивидуальных
ка­честв обучаемых, степени их
подготовленности к деловой игре, их
игровой мотивации (формальное участие
или искренняя заин­тересованность,
стремление отличиться или же научиться
ново­му).
Цель
игры должна соответствовать потребностям
ее участни­
ков.
Эффективность
игры резко снижается из-за участия в
ней некомпетентных людей, незнакомых
с ее теоретическими осно­вами и тем
родом деятельности, который она имитирует.

Все участники
должны хорошо знать условия и правила
игры и соблюдать их. Для большинства
игр желателен однородный по уровню
знаний, опыта и компетентности состав
участников. Не менее важно, чтобы между
ними установились отношения доверия и
открытости. Только в этом случае оценки,
советы, замечания и критика будут
правильно восприниматься и окажут
обучаемым реальную
помощь. Вышеназванные требования
относятся не только к
непосредственным участникам — игрокам,
но к зрителям, ко­торые также входят
в круг обучаемых, выполняют в процессе
игры роли наблюдателей, аналитиков,
оценщиков и др.

Многие деловые
игры предусматривают формирование
команд. Обычно команда состоит из 5—6
участников. В рамках одной ко­манды
целесообразно распределение участников
по выполняемым ролям или функциям.
Команде следует работать на коллегиальной
основе, избегая авторитарных методов
принятия решений. В зак­рытых играх
командам-участницам категорически
запрещается обмениваться в процессе
игры информацией и коллективно об­суждать
принимаемые решения.

Руководство
игрой
и
подведение
ее итогов

Один из важнейших
факторов успеха деловой
игры — это руководство
игрой,

контроль за ее
процессом.
Руководство
может быть индивидуальным — в про­стых
играх, и коллективным — в сложных
(например, в плановых играх). Руководитель
выполняет в организации игры следующие
функции:

  • оценивает
    целесообразность проведения игры и
    формирует

    (лучше на основе
    добровольности) состав ее участников;

  • знакомит с условиями
    и правилами игры, консультирует
    участников;

  • готовит или
    адаптирует применительно к конкретным
    ус­ловиям базу данных для начального
    периода игры; устанав­ливает ее
    регламент;

  • осуществляет
    текущий контроль за соблюдением правил
    игры;

  • следит за соблюдением
    в процессе игры этических норм, защищает
    «меньшинство» от группового давления
    и пре­дотвращает возможные личные
    обиды и конфликты;

  • помогает выявлять
    и анализировать неэффективные способы
    действий и овладевать эффективными
    моделями поведения;

  • следит за
    ориентацией игрового процесса на
    достижение

    поставленных целей,
    предотвращает возможные отклоне­ния
    и «заносы» (например, переход участников
    ролевой игры к
    выяснению личных взаимоотношений);



  • собирает
    по завершению игры ее рабочие документы
    (ре­шения задач, отчеты и т.п.) и
    проверяет правильность их заполнения;

  • оценивает результаты
    выполнения заданий, поведение уча­стников
    и т.п., делает общие выводы, дает частные
    реко­мендации конкретным участникам
    игры.

Для выполнения
этих и некоторых других функций
руководи­тель должен обладать
соответствующими качествами:

  • чувствовать
    состояние участников и обладать
    коммуника­ционными способностями;

  • уметь вербализировать
    (точно выражать в словах) чувства и
    поведение участников и делать обобщения;

  • быть объективным,
    не стоять на стороне какого-либо
    учас­тника или команды;

  • уметь корректно
    сопоставлять правильные и неправильные
    позиции участников, не задевая чувство
    собственного дос­тоинства их носителей;

  • быть внимательным
    к каждому участнику, учитывать инте­ресы
    отдельных игроков и всей группы;

  • уметь понятно
    представить ситуацию, обрисовать и
    пока­зать правильные образцы поведения;

  • быть готовым
    находиться в тени, на заднем плане игры,
    удерживаться от чрезмерного вмешательства
    в ее процесс, предоставляя тем самым
    широкую свободу действий ее уча­стникам.

В полной мере
удовлетворять этим и некоторым другим
требо­ваниям может лишь квалифицированный
и опытный руководи­тель.

Подведение
итогов и оценка результатов деловой
игры
являются
ее
заключительным и чрезвычайно важным
для реализации целей игры моментом. В
процессе оценки следует руководствоваться
в первую очередь заранее установленными
критериями. Грамотное подведение итогов
помогает участникам адекватно оценить
свои сильные и слабые стороны, утвердиться
в собственном мнении, сделать
соответствующие выводы относительно
дальнейшего зак­репления изученных
образцов поведения и их внедрения в
по­вседневную деятельность. При
подведении итогов игры желатель­но
ранжировать ее участников в зависимости
от достижений, ана­лизировать и
объяснять причины успеха лидеров и
отставания аутсайдеров.

Важнейшие виды
деловых игр,

используемых в
управлении персоналом

Рассмотренная
выше общая классификация деловых игр
осно-нывается главным образом на их
формальных признаках и не явля­ется
исчерпывающей. В зависимости от
содержательной конструк­ции
и целей среди
деловых игр, наиболее широко используемых
в уп­
равлении
персоналом, можно выделить:

  • ролевые игры, в
    том числе психодраму и социодраму,

  • групподинамические
    упражнения,

  • плановые игры,

  • групповые дискуссии,

  • метод (изучения)
    конкретной ситуации.

17

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В школе и университете преподаватели твердят, что учеба требует серьезных усилий — какие тут могут быть игры. Оказывается, это не всегда так. «Несерьезные‎»‎ методы обучения помогают лучше понять материал и наладить коммуникацию между участниками.

О том, как использовать метод деловой игры для повышения компетенций сотрудников, рассказала эксперт по обучению и развитию персонала Анна Донская. Вместе с Анной разобрались, как организовать и провести игру, которая понравится команде и принесет пользу компании.

Вы узнаете

👉 Что такое деловые игры и какие задачи они выполняют

👉 Виды деловых игр

👉 Как организовать игру

👉 Где взять сценарий деловой игры

👉 Этапы проведения деловой игры

👉 Как оценить проведенную деловую игру

👉 Примеры деловых игр

Что такое деловые игры и какие задачи они выполняют

Деловая игра — это симуляция профессиональной деятельности сотрудников для обучения, укрепления командного духа, повышения вовлеченности и удовлетворенности персонала. 

Деловая игра как метод обучения выполняет 4 задачи:

  1. Формирует и помогает отработать навык.
  2. Способствует быстрому усвоению знаний.
  3. Мотивирует осмыслить приобретенный опыт и внедрить его в работу.
  4. Помогает выявить сильные и слабые стороны участников.

У любой деловой игры есть цель, роли, формат, механика и правила. Это отличает игру от лекций, тренингов, мастер-классов и других способов обучения команды.

Плюсы и минусы метода деловой игры

Плюсы

Минусы

Игра объединяет обучение и развлечение. Такое сочетание помогает быстрее усваивать новые знания. Всегда будут люди, которых придется уговаривать поучаствовать в игре.
За одну игру можно обучить больше участников, чем за время тренинга или мастер-класса. Некоторые относятся к играм несерьезно, так как не верят в их пользу.
Любая деловая игра сплачивает коллектив и тренирует умение находить общий язык с окружающими. Игровой процесс требует модерации, иначе может выйти из-под контроля и закончиться конфликтом.
Вымышленные условия помогают выйти из зоны комфорта и мыслить нестандартно.

Виды деловых игр

По сути, деловые игры делятся на неформальные и бизнес-игры. 

Неформальная игра — это, например, веревочные курсы, пейнтбол или Имаджинариум. На первый взгляд, такие активности сложно назвать деловой игрой. Но они помогают прокачать софт-скиллы и личностные качества участников: коммуникабельность, умение договариваться и принимать решения. 

Действия бизнес-игры разворачиваются в условиях, близких к профессиональным. Задача сотрудников — найти решение проблемы или прийти к определенному результату. Например, суть деловой игры «‎Город на Марсе»‎ в том, что сотрудники должны построить первый в мире город в космосе. Это тренирует навыки, которые необходимы для работы над масштабным проектом. 

В зависимости от формата деловая игра может проводиться онлайн, офлайн или в смешанном виде.

По целям использования метода деловые игры бывают:

  • обучающие — помогают отработать навыки и развить личностные качества;
  • оценочные — направлены на определение уровня развития компетенций;
  • командообразующие — способствуют сплочению команды;
  • поисковые — нацелены на поиск решений реальных проблем бизнеса.

Классификация деловых игр по целям условна. Часто одна игра может быть направлена на все четыре цели.

Как организовать игру

Организацию лучше доверить специалисту, который знает, как работает метод деловой игры, умеет устраивать подобные активности. Если в компании таких сотрудников нет, обратитесь к провайдерам корпоративного обучения. 

Процесс работы над деловой игрой состоит из трех шагов:

  1. Определение бизнес-цели.
  2. Анализ целевой аудитории.
  3. Создание дизайна игры.

Шаг 1: сформулировать бизнес-цель

Сначала нужно ответить на вопрос, зачем сотрудникам участвовать в игре. Обычно цель — это то, что опосредованно повлияет на результаты бизнеса. Например, целью деловой игры для менеджеров по продажам может быть изучение новых способов отработки возражений. 

Не стоит связывать цель игры с прибылью компании. Вряд ли только благодаря одной деловой игре сотрудники смогут приносить бизнесу больше денег.

Также на этом этапе важно определить критерии, по которым вы оцените успешность деловой игры. Такими критериями могут быть положительные отзывы участников или обратная связь руководителя о том, что сотрудники стали применять полученные знания в работе.

Шаг 2: проанализировать целевую аудиторию

Чтобы создать полезную деловую игру, нужно предварительно изучить целевую аудиторию, понять специфику работы и психологический портрет участников. 

Иногда сотрудники не хотят участвовать, потому что не понимают, как это поможет в реальной работе. Чтобы избежать подобных проблем и создать сценарий игры в профессиональном поле участников, изучите:

  • системы, в которых работают специалисты;
  • ситуации, с которыми они часто сталкиваются.

Неформальную игру сложнее адаптировать под реальные задачи компании. Если связь игрового процесса с работой неочевидна, заранее объясните участникам, какие навыки они смогут прокачать. В конце игры предложите команде порефлексировать. Пусть каждый выскажется, чем активность напоминала рабочие процессы и как можно использовать приобретенный опыт.

Также важно помнить об убеждениях, ценностях и интересах участников. Допустим, сотрудники предпочитают посиделки с настолками, а не активности на природе. Тогда придумайте игру, в которой им не придется бегать и прыгать. Выход из зоны комфорта должен быть умеренным. Если вся команда окажется в непривычных обстоятельствах, ситуация может выйти из-под контроля. 

Шаг 3: определиться с дизайном игры

Чтобы составить сценарий игры, нужно:

  • продумать реальность и ситуацию, в которой будут разворачиваться события;
  • сформулировать игровую цель — результат, к которому должны прийти участники;
  • описать роли участников;
  • продумать правила и этапы игры.

Где взять сценарий деловой игры

Провайдеры корпоративного обучения предлагают готовые сценарии или могут создать деловую игру специально для компании. Но если вы уверены, что справитесь сами, идеи механик можно почерпнуть из разных источников:

  1. Настольные игры. Правила настолок можно менять. Например, разрешить вытягивать брусок в Дженге только одному человеку, которого выбрала команда. Это поможет капитану научиться принимать решения, а остальным — договариваться.
  2. Детские игры — активности, где нужно что-то собрать или смоделировать обстановку, как, например, в игре «‎Магазин».‎
  3. Опыт других компаний, которым они делятся на конференциях о корпоративном обучении.
  4. Рабочая задача, которая пока не выполнена. Ее можно геймифицировать, чтобы прокачать навыки сотрудников и найти варианты решения.
  5. Книги о деловых играх:
    • ‎«‎Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни»,
    • ‎«‎Бизнес-игры: создание революционных продуктов с помощью клиентов»‎,
    • ‎«‎Serious game: деловая игра — инструмент развития бизнеса»‎.

Этапы проведения деловой игры

Любая деловая игра состоит из вступления, основной части и заключения.

Вступление — это введение участников в игру. Ведущий объясняет механику, правила и игровую цель, распределяет роли. Также проводят демоэтап, чтобы сотрудники попробовали делать то, что от них требуется.

Основная часть — сам игровой процесс. Он зависит от сценария, но в любом случае включает коммуникацию участников, решение задач и промежуточное осмысление хода игры.

Завершение — подведение итогов и рефлексия. Участников стоит спросить, какие знания они получили в ходе игры, что давалось легко, а что было сложно, какой опыт возьмут с собой и как смогут применять его в работе.

Как оценить проведенную деловую игру

Нельзя забывать, что цель метода деловой игры — обучение, а не развлечение. Чтобы оценить результат, используйте модель Киркпатрика: 

Модель оценки эффективности обучения Дональда Киркпатрика состоит из четырех уровней

Реакция. С помощью опроса или интервью узнайте, насколько сотрудники остались довольны деловой игрой как методом обучения. 

Усвоение. Уточните у участников, какие знания и умения они приобрели или укрепили. 

Поведение. Попросите руководителей понаблюдать, изменился ли подход участников игры к работе. Например, начали ли они ставить более реалистичные цели, если игра учила методике целеполагания SMART.

Результат. Киркпатрик советует оценить в измеримых показателях, насколько эффективнее стали работать участники. Но надо понимать: значительно прокачать навык с помощью одной только игры будет сложно — это не волшебная таблетка. Поэтому оценивать эффективность стоит только после комплекса мероприятий. Например, руководители прослушали курс о том, как давать обратную связь, а потом закрепили знания в игре. Тогда можно измерить, насколько изменилось качество фидбэка.

Примеры деловых игр

Игра по менеджменту «‎Идея на миллион»‎

Деловая игра: процесс. В распоряжении участников 60 карточек, которые разложены по 6 колодам. Каждая колода соответствует этапу запуска стартапа: «‎Подготовка»,‎ «Поиск средств», «Представления о клиентах», «Продукт и его характеристики», «Производство» и «Промо». Внутри каждой карточки задание: например, за 30 секунд придумать запоминающийся слоган или убедить инвестора выделить деньги на проект. 

Первый участник вытягивает карточку и зачитывает задание. Остальные по очереди предлагают решение. Затем первый участник выбирает лучший ответ и отдает карточку его автору. Далее задание вытягивает второй участник. Выигрывает тот, у кого в конце игры оказалось больше карточек.

Задания можно придумать самостоятельно или взять за основу готовую игру издательства МИФ.

Игра на лидерство «Взаперти‎»‎ 

Деловая игра: процесс. Участники оказались заперты в офисе. Задача каждой команды — за 30 минут выбрать капитана и собрать 10 предметов, которые помогут выжить в замкнутом пространстве. Затем капитану нужно расположить вещи от самых значимых к неважным. Он может делать это самостоятельно или с учетом мнения коллег. 

В конце игры нужно провести рефлексию: понять, по какому принципу команда выбрала капитана, довольна ли она его действиями и как сам капитан оценивает себя.

Игра на решение проблем «‎Круг»‎ 

Деловая игра: процесс. Участники встают спинами друг к другу, берутся за руки и образуют тесный круг. Доброволец встает снаружи. Его задача — за 3 минуты попасть внутрь круга. Для этого он может использовать обещания, лесть, хитрость, уговоры, ловкость. 

После игры важно проанализировать, какие методы использовали добровольцы и что дало наилучший результат.

Игра на командообразование «Путеводитель для марсиан‎»‎

Деловая игра: процесс. Марсиане прилетели в путешествие на Землю. Задача команд — взять на себя роль турагентства и создать путеводитель для гостей с помощью материалов для творчества. У игры мало вводных, поэтому участники могут подойти к решению задачи прагматично или креативно — любой вариант будет верным.

Выводы

  1. Деловая игра — это метод развития компетенций и сплочения команды, который основан на имитации профессиональной деятельности сотрудников. 
  2. Зачем применять метод деловой игры:
    • помогает узнать новое и потренировать полученные навыки;
    • способствует более глубокому пониманию приобретенных знаний;
    • позволяет лучше понять, как внедрить умения в работу;
    • подсвечивает сильные и слабые стороны сотрудников.‎
  3. Есть разные классификации игр:
    • по сути — неформальные и бизнесовые;
    • по формату — проводятся онлайн, вживую и в смешанном виде; 
    • по целям — обучающие, оценочные, командообразующие, поисковые.
  4. Организация деловой игры состоит из трех этапов: 
    • определение бизнес-цели,
    • анализ целевой аудитории, 
    • создание дизайна игры.
  5. Любая деловая игра состоит из трех частей:
    • вступление — объяснение условий игры, распределение ролей;
    • основная часть — игровой процесс;
    • завершение — разбор итогов игры, анализ результатов.
  6. Оценить эффективность проведенной игры можно с помощью модели Киркпатрика. Для этого нужно понять:
    • насколько игра понравилась участникам; 
    • узнали ли сотрудники что-то новое;
    • смогли ли участники применить новые знания в повседневных задачах;
    • как изменились количественные метрики эффективности работы сотрудников (если на прокачку навыка было направлено несколько видов обучения).
  7. Можно использовать деловую игру как метод обучения. Но нельзя полагаться только на нее одну: важно комбинировать различные инструменты, чтобы сотрудники лучше прорабатывали навыки.

Организация и проведение

деловой игры.

Понятие  формы – деловая игра.

Деловые игры способствуют повышению интереса к рассматривае мой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решения сложных задач, формиру ют и тренируют их практические умения и навыки. Деловая игра — это в определенной степени репетиция деятельности педагога. Она дает возможность проиграть любую педагогическую ситуацию в ли цах, что позволяет понять психологию человека, встав на место ре бенка, его родителей, заведующей или коллеги.

По определению А.А. Балуева (А.А. Балуев. Методы активного обучения». — М.: Профиздат, 1986), существует пять модификаций деловой игры, рассмотрим две из них.

Имитационные игры. В них педагоги имитируют свою деятельность на занятии, прогулке, в игре, то есть как бы руководят этими процессами, но с воображаемыми детьми, отрабатывают методику проведения какого-либо процесса, вида детской деятельности.

Метод инсценировки. Он предполагает принятие на себя роли
какого-либо участника педагогического процесса и действие в соответствии с этой ролью, проявляя при этом знание педагогики, психологии и методики, то есть весь свой педагогический арсенал.

В этих играх может быть отработано поведение педагога в опреде ленных ситуациях: беседа с родителями, разрешение конфликта между детьми и т.д.

Деловыми играми часто называют также игры, основанные на телевизионных передачах: КВН, «Поле чу дес», «Счастливый случай», различные викторины, а также разрабо танные ими или адаптированные к педагогическим проблемам дет ского сада игровые приемы (они оказывают существенную помощь не только в совершенствовании педагогического мастер ства, но и в сплочении педагогов, создании коллектива единомы шленников).

Изучение проблем воспитательно-образовательной работы в дет ском саду через деловые игры помогает как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и вос питательных мероприятий. Этот метод ценен тем, что учит практи ческому выполнению этических профессиональных норм и правил поведения; это творческая, свободная деятельность, что и увлекает ее участников; метод имитации (подражания, изображения, отра жения) принятия решений в различных ситуациях по заданным или выбираемым самими участниками правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими. Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, лег кости и указывает на связь этого процесса с положительными эмо циями, вызывает высокую активность участников в разрешении реальных педагогических проблем, позволяет связывать теорию с практическим опытом.

Требования по организации и проведению деловой игры.

 «Как часто мож но проводить деловую игру со всем коллективом?». Целесообразно ее использовать 1—2 раза в год. Хорошо, если старший воспитатель сам поиграете под руководством опытного методиста, прочувствуете игру «изнут ри» и только затем приступит к подготовке и проведению такого занятия в своем коллективе.

В методической работе деловая игра является  частью единой системы.

Подготовка и проведение деловой игры — процесс творческий. Взяв модель уже разработанной игры, можно изменить ее отдельные элементы или содержание без изменения модели.

Наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо отработана сама игровая модель действий участников. Необходимо помнить, что они не могут предварять се минары, практические занятия, а должны проводиться в конце обучения.

Непосредственная разработка материалов деловой игры включа ет в себя следующие этапы:

  1. создание проекта деловой игры;
  2. описание последовательности действий;
  3. описание организации проведения игры;
  4. составление заданий для участников;
  5. подготовка оборудования.

Проект деловой игры

  1. Название деловой игры, ее цели.
  2. Состав участников.
  3. Время, необходимое для проведения каждого фрагмента игры и на игру в целом.
  4. Суть проблемы, подлежащей решению.
  5. Состояние исследуемого вопроса.
  6. Руководство деловой игрой.
  7. Перечень необходимого оборудования, литература для предва рительного изучения.

Для разработки деловой игры необходимо создать имитацион ную и игровую модели, которые должны органически наклады ваться друг на друга, что и определяет структуру игры.  

Приступая к разработке модели деловой игры, необходимо чет ко сформулировать ее цели: закрепление полученных знаний, вы работка необходимых навыков; изучение опыта; формирование твор ческого мышления; обучение культуре взаимоотношений; совершен ствование навыков принятия коллективных решений и т.д.

Формулируя общие цели, мы предоставляем возможность каж дому участнику найти средства достижения собственных целей.

В каждой игре выделяются свои роли и определяется необходимое количество игроков. Роли могут быть профессиональ ные и межличностные, исполнение которых способствует созданию проблемных ситуаций («лидер», «конформист», «консерватор» и т.д.).

Подготовка деловой игры — это не только продумывание целей, конструирование модели, но и выбор технических, наглядных и других средств обеспечения занятий. В сценарии должно быть учте но, где, когда, кем и какие средства будут использоваться, какие условные обозначения, графики необходимо подготовить.

Важно продумать, как лучше расположить участников игры с учетом требований педагогической техники общения, выбрать свою оптимальную организацию отведенного пространства, при которой цель общения достигается ясно и свободно.

Вот несколько вариантов размещения участников общения, предло женных В.П. Дубровой и Е.И. Милашевич (Витебский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова). Прямоугольником с кру жочком внутри обозначен организатор, кружочками — члены группы.

Блочный метод размещения: подходит для организа ции диспутов, дискуссий. Участники обеспечены микрофонами (могут быть условные). В случае необходимости микрофоны выставляются и в зале.

 Расположение лицом к лицу: применяется в случае, если между педагогами предполагается полемика или предстоят «перего воры».

Треугольники: если педагогический коллектив немногочислен, воспитатели могут непосредственно общаться друг с другом

 Круглый стол: круговые формы размещения участников позволяют сделать пе дагогический коллектив самоуправляемым. Возможность взаимных контактов становится максимальной, минимизируется роль организатора. Если участников много, образуется «круглый стол с аквариумом». В этом случае создаются особые правила для участни ков внешнего круга, которые наблюдают за ходом общения во внут реннем круге. Результаты их наблюдения излагаются в общей дис куссии.

Продумывая все элементы деловой игры, важно определить формы оценки. Часто применяются балльная система за каждый этап и подсчет всех оценок в конце игры. Иногда используется анкетиро вание. Отметим, что продуманная система оценки связана с функ цией стимулирования, поэтому иногда следует продумать оценку личного вклада каждого в достижение общей цели, например: от мечается группа-победитель, а в ней выделяется лидер (по сумме баллов). Иногда возможно оценивать то или иное решение словами: «творческий подход», «красивая мысль», «корректное решение».

Для оценивания в деловые игры вводятся роли экспертов, ана литиков, представителей заказчика и т.п. Целесообразно наглядно оформить оценки на специальных табло, схемах, экранах.

В заключение следует предложить игрокам объективно оценить результаты всей игровой деятельности, таким образом провести за ключительный анализ: что нужно учесть в дальнейшем, какой ин формацией овладеть. Это станет важным фактором после игрового интереса участников к познавательной деятельности.

Приложение.

Сценарий деловой игры

на тему: «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

1.        Цель:

          — уточнение знаний педагогов, компетентность в осуществле нии ведущих задач учебного года;

  1. развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные во просы;
  2. контроль за соблюдением педагогами правил культуры рече вого общения, тактичного поведения.

2.        Правила игры:

  1. уметь слушать других;
  2. вырабатывать общее решение вопроса;
  3. принимать активное участие в игре;
  4. не оспаривать оценку жюри;
  5. соблюдать культуру речи и тактичность;
  6. придерживаться регламента.

3.        Атрибуты игры:

  — эмблема команды;

—        значки капитанов;

         — большой куб с цифрами;

—        колокольчик;

           — песочные часы;

—        аудиокассета с записью легкой музыки;

  1. воздушные шары с листами-вопросами внутри;
  2. табло для демонстрации результатов;
  3. бланки-протоколы у жюри.

4.        Ход игры:

Ведущий (старший воспитатель) представляет команды, жюри (заведующий, психолог, старший логопед) и предлагает всем занять свои места. Он напоминает правила игры, и игра на чинается.

Разминка

Капитаны команд по очереди бросают куб с цифрами и получа ют для своей команды вопрос.

  1. Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности? (Игра.)
  2. Что в первую очередь влияет на формирование человеческой лич ности? (Воспитание, социальная и природная среда, наыедственность.)

Рубрика «Говори правильно»

I. Ведущий предлагает капитанам с помощью куба выбрать для своей команды скороговорку 1 или 2.

  1. В живом уголке жили ежи да ужи.
  2. Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

II.        Ведущий объявляет «музыкальную паузу», во время которой жюри подводит первые итоги. Ведущий оглашает его решение и выставляет баллы на табло.

III.        Ведущий предлагает командам выбрать какой-то воздушный шар. Капитаны достают из них листы с двумя вопросами для каж дой команды.

1.        Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника?

На первый план выдвигается общение со сверстниками.

Диалог с товарищем приобретает характер скоординированных пред метных и речевых действий, дети уже умеют привлекать к себе внима ние соседа, интересуются его делами и высказываниями и т.д.

2.        Назовите главные задачи познавательного развития.

Развитие общих познавательных способностей: умение наблю дать, отбирать необходимую информацию, обобщать способы соб ственной деятельности и т.д.

3.        Перечислите функции речи старшего дошкольника.

  1. Речь служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям.
  2. Речь служит важным источником знаний об окружающем мире, средством их фиксации.
  3. Речь — как область объективных отношений, которые познает ребенок.
  4. Речь — как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка и т.д.

4.        Назовите задачи познавательного развития в процессе воспи тания патриотических чувств.

•        Развитие общих познавательных способностей: наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, делать выводы и т.д.

« Воспитание любви к Родине, развитие чувства гордости за свой народ и страну».

• Воспитание доброжелательного отношения к людям других национальностей, элементарной этики межнациональных отноше ний и т.д.

IV.        Музыкальная пауза, во время которой жюри обсуждает отве ты и оценивает их. Учитывается не только их правильность, но и поведение членов команд во время обсуждения, корректность, четкость, грамотность и выразительность речи.

V.        Ведущий объявляет общий результат, вручает небольшие суве ниры, благодарит за участие.

       Рекомендации
по разработке и проведению деловых игр

Применение в практической деятельности
методов
имитационного моделирования было вызвано в связи с изменившимися
условиями современного производства,
требованиями в кратчайшие сроки дать
оптимальные варианты
решений с меньшими затратами трудовых и материальных ресурсов. В
деловых играх, в которых обрабатываются приемы
творческого мышления
в коллективе, активизируется процесс
получения профессиональных знаний,  усиливается самостоятельность
игроков.

Рассмотрев
значение деловых игр в учебном процессе можно о
тметить следующие преимущества:

       
деловая   игра  дает  возможность   протекания   процесса  в сжатые сроки;

       
деловая  игра является  специфической  формой  обучения, дополняющая и
активизирующая известные методы обучения —
лекции, практические занятия и т.д.;

       
деловая игра способствует повышению профессиональной подготовки;

       
деловая игра концентрирует практический опыт принятия решений;

       
деловая игра порождает интеллектуальную конкуренцию, что приводит к углублению процесса
усвоения знаний;

       
деловая игра
развивает способность вести дискуссию;

       
деловая  игра выявляет характерные  признаки  поведения студентов            (пассивность,          многословность, недисциплинированность).

Таким
образом, деловая игра как специальный вид
деятельности,
направленный на усвоение и применение конкретных
знаний умений и
навыков, является средством обучения, основной смысл и назначение которого —
научить действовать.

Игра
должна представлять собой самостоятельную деятельность обучающегося в рамках
конкретных правил и условий,
направленную на поиск, обработку и усвоение
учебной
информации для принятия решений в проблемной ситуации. Обеспечивая
динамичность и продуктивность мышления,
оперативность памяти в процессе
умственной и познавательной
деятельности,     учебная     игра    
становится     как     средством
интеллектуального   развития,   так   и  
средством   педагогической
эвристики.

Для
совершенствования организации и проведения деловых игр
можно сделать ряд
рекомендаций разработчикам и пользователям
деловых игр:

1.  деловые игры следует
использовать только там, где они
действительно   необходимы.   Это  
получение   целостного   опыта
будущей профессиональной деятельности,
развернутой во времени
и пространстве;

2.           
к разработке игры следует подходить системно и учитывать ее влияние на другие виды работы с
учащимися;

3.           
в    деловой    игре    нужны    предметная    и    социальная компетентность
участников, поэтому следует начинать подготовку
к   деловым   играм  
с   анализа   конкретных   производственных
ситуаций и
разыгрывания ролей;

4.           
структурные компоненты деловой игры должны сочетаться таким
образом, чтобы она не стала ни тренажером, ни азартной
игрой;

5.           
игра должна строиться на принципах саморегулирования. Преподаватель
действует перед игрой, до начала учения, в конце и при анализе игры, что
требует большой подготовительной работы,
теоретических и практических навыков
конструирования деловой
игры;

6.           
режим   работы   обучающихся   в   процессе   деловой   игры   не укладывается в
рамки традиционного поведения их на занятии и
должен быть подчинен
логике моделируемого производственного
процесса;

7.           
наиболее  приемлемы  компактные  деловые  игры, рассчитанные на 4
часа практических занятий. Их лучше проводить
на последних часах
последнего дня учебной недели, учитывая
эмоциональный заряд.

Педагогические
особенности и обучающие возможности игры,
а также
оптимистическое отношение к ней учащихся позволяют
включить данный вид
деятельности в учебный процесс в вузе и
сделать его средством педагогической
коммуникации. Причем
несомненное преимущество игры перед другими средствами обучения
обнаруживается в том, что она способна обеспечить на
занятии все формы
работы (индивидуальную, парную, групповую и
коллективную), что
позволяет каждому обучаемому максимально
эффективно использовать учебное время
и ощутить работу языка
как средства живого общения.

Деловая
игра, представляющая собой групповое упражнение по
выработке решения,
имитирующих реальность, является одним из эффективных способов решения
проблемных ситуаций в учебном
процессе. Деловая игра как
форма проблемного обучения представляет
собой надежное средство пробуждения
интереса к
профессиональной деятельности и условие для продолжения студентами
процесса познания самостоятельно, вне стен учебного заведения. Игра
есть также
своеобразная практика, и нарабатываемый в ней опыт
достаточно близок к профессиональной
работе.

С каждым годом повышается требование к учебному процессу, профессиональных учебных заведений связанное с поиском путей решения задач, повышением качества обучения, развития активности как черты личности, становление новых отношений между преподавателем или мастером производственного обучения и обучающимися.

Повышение умственной нагрузки на занятиях заставляет задуматься над тем, как поддерживать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов и приемов обучения, которые активизировали бы мысль обучающихся. Внимание сосредотачивается на обнаружении нового неисследованного, интересного. Оно составляет окно, через которое обучающийся смотрит в мир знаний, открывает в них новое. Таковыми являются деловые игры при обучении.

Данная тема выпускной работы «Методика подготовки и проведения деловых игр в процессе обучения профессии, специальности», данная тема дает возможность раскрыть потенциал обучающихся на практическом обучении.

Объектом исследования выпускной работы является деловая игра, как имитационный метод подготовки обучающихся при овладении ими умениями и навыками в процессе производственного обучения.

Методика организации и проведения деловой игры - Определение деловой игры (ДИ)

Определение деловой игры (ДИ)

В последнее время деловые и имитационные игры находят все более широкое применение в самых разных областях: в основном в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании, истории. Имитационные игры используются для подготовки специалистов в соответствующих областях, а также для решения задач исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений. Разрабатываются имитационные игры и как способ коммуникации между специалистами разных областей, как особый язык будущего.

При описании этого метода встречаются разные термины. Обычно, если игра проводится экономистами, то она называется деловой игрой (business game), реже -управленческой (management game) или операционной. В сфере политики, городского планирования, как правило, используется термин «имитационная игра» (simulation game). Наиболее распространенным и общим, пожалуй, на Западе является термин «имитационная игра», или «игровая имитация», хотя единого мнения по вопросам терминологии среди специалистов нет. Использование термина «имитационная игра» связано с выделением существенных характеристик этого метода. С одной стороны, имитация понимается очень широко как замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием с моделями, макетами, замещающими реальный объект изучения. В социальных науках широкое распространение получила машинная имитация, реализующая формальную модель той или иной исследуемой системы. С другой стороны, существуют собственно игровые методы, в которых участники принимают на себя определенные роли, вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом, стремясь достигнуть своих ролевых целей. Предполагается, что «игровая имитация» или «имитационная игра» объединяет эти два подхода. Она основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Таким образом, в основе деловой игры лежит имитационная модель, однако реализуется данная модель благодаря действиям участников игры. Они берут на себя роли административных работников или политических деятелей и разыгрывают заданную хозяйственную, управленческую или политическую ситуацию в зависимости от содержания игры. Традиционно также подчеркивание того факта, что деловые или имитационные игры являются «серьезными» играми для взрослых, а не развлечением, не отдыхом и т.п.

Следует специально отметить, что деловую или имитационную игру необходимо отличать от других активных методов обучения, с одной стороны, и от методов социально-психологического тренинга — с другой. Надо признать, что в этом вопросе существует большая путаница: термины употребляются небрежно и подчас такие разные методы как групповая дискуссия, ролевые игры (также сама по себе достаточно разнородная область) и деловые игры попадают в одну компанию и обозначаются общим понятием «деловая игра». Трудность заключается как в недостаточной теоретической рефлексии данных эмпирически сложившихся методов, так и в отсутствии тех теоретических критериев, на основе которых можно было бы проводить сравнение подобных практик и их классификацию. Существующие попытки классификации носят или сугубо эмпирический (перечисление разных методов как они исторически сложились в разных областях знания и практики) или квазитеоретический характер.

Деловая игра как метод исследования в психологии

1. Для психологического исследования оказывается крайне важным тот факт, то в деловых или имитационных играх воспроизводится некая экономическая или политическая ситуация и деятельность человека в ней в ее существенных компонентах. Игра (определенный класс деловых игр) воспроизводит взятые из действительности ситуации, что позволяет исследовать человека в условиях, максимально приближенных к жизненным.

2. Деловые игры задействуют личность участников. Наличие
личностной вовлеченности участников в разыгрываемые ситуации,
выраженность и глубина переживаний в ходе имитаций являются ярким
эмпирическим фактом.

Практически в каждой работе, посвященной методу деловой или имитационной игры, отмечается присущая им эмоциональная насыщенность, эмоциональная напряженность, указывается на повышение мотивации обучения, возбуждение интереса к изучаемому предмету.

  1. Воспроизводимая деятельность осуществляется в условиях относительной неопределенности в отношении того решения, которое должно быть принято. В разных играх эта неопределенность задается по-разному. В случае «жесткой» имитации предполагается выбор из имеющихся альтернатив решения. В свободных» имитациях, более полно приближенных к условиям реальной действительности к воспроизводящих ее более целостно, участники сами формулируют проблемы и не ограничены в своих решениях и действиях. В одних случаях участникам четко задается игровая цель и способ выигрыша в данной игре, в других – ситуации, возникающие в игре, предоставляют игрокам большую свободу; они могут сами поставить перед собой цель и использовать для ее достижения те средства, которые им предоставляют правила игры. Каков характер неопределенности игровых ситуаций, предстоит решать в каждом конкретном случае специально.
  2. Деловые игры представляют собой искусственные ситуации со специально разработанными правилами, в которых играющего постоянно ставят в неожиданные положения, «загружают» решением конфликтов, проблем и т.п. Следствия условности игровых ситуаций является ненаказуемость поведения участников со стороны социальных институтов, отсутствие санкций и последствий от игровых действий в реальной жизни. Психологическим следствием данных и ряда других особенностей игры является то, что она позволяет снять или уменьшить сознательный контроль личности за своим поведением.
  3. Сравнивая имитационную игру с другими методами исследования личности, следует отметить, что деловые игры обладают рядом преимуществ как по сравнению с лабораторными методами, так и с исследованием личности в естественных условиях.

Имитационная игра предоставляет возможность наблюдать актуальные проявления личности, ее сиюминутную жизнь, а не ограничиваться результатами ретроспективного характера.

Игровые ситуации воспринимаются участниками не как особые экспериментальные ситуации, а как продолжение их обычной жизни, как реальные жизненные ситуации.

Можно выделить следующие приемы и подходы к использованию деловой игры в психологическом исследовании:

  1. Игра выступает как модель реальных ситуаций и событий, исход
    которых известен; в имитациях принимают участие разные группы
    испытуемых, подобранные на основе предварительно выявленных
    психологических качеств к черт; исследуется роль тех или иных
    психологических переменных в формировании реального решения.
  1. Игра используется как модель возможных в будущем ситуаций, событий; в имитациях принимают участие психологически разные группы испытуемых; группы подбираются на основе данных тестирования; исследуется роль личностных факторов в формировании конкретных решений, прогнозируется возможный исход моделируемых событий в действительности.
  2. Логика самого метода наталкивает исследователей на такой подход, когда изучение личности осуществляется в ходе ее направленного изменения, воздействия на нее в ходе имитационной игры.
  3. Ряд исследований посвящен валидизации метода имитационной
    игры, сравнению результатов данного метода с другими методами и с
    поведением в реальной жизни.

В других работах, наоборот, именно игровая имитация выступает как аналог реального поведения и, таким образом, позволяет проверить валидность других «вербальных» тестов.

Основные компоненты деловой игры

Деловая игра – это разновидность непродуктивной деятельности, в результате которой имитирующая конкретные производственные ситуации, реальные взаимоотношения между людьми, заданные их профессиональными обязанностями. Во время игры отрабатываются профессиональные, личностно – коммуникативные навыки, идеи и стратегии поведения.

  • Компоненты игровой деятельности:
  • Задание участникам – выиграть согласно правилам;
  • Распределение игровых ролей;
  • Определение игровых действий;

Определение механизмов и критериев деятельности учащихся; Тип взаимодействия – конкуренция; Результат – выявленный победитель.

Игровые действия определяются целевым аспектом игры. Они могут задаваться сценарием игры или формироваться самими игроками в зависимости от их личного понимания ситуации и поставленными перед конкретными задачами.

Моделирование в игре – это создание макетов, которые заменяют объекты реальной ситуации. Модель игры реализуется в соответствии правил которые относятся ко всем компонентам игры. Они могут быть перенесены в игру из реальной жизни или придуманы учащимися.

Задачи деловых игр:

  • Выявить индивидуальные и коллективные способности учащихся, степень их подготовленности и профессиональной деятельности;
  • Повысить интерес учащихся к учебному процессу;
  • Обучать учащихся в условиях имитации реальных ситуаций;
  • Развивать навыки решения проблем в условиях максимально приближенных к реальной ситуации.

Игра выступает как модель реальных ситуаций и событий, исход
которых известен; в имитациях принимают участие разные группы
испытуемых, подобранные на основе предварительно выявленных
психологических качеств к черт; исследуется роль тех или иных
психологических переменных в формировании реального решения.

Игра используется как модель возможных в будущем ситуаций, событий; в имитациях принимают участие психологически разные группы испытуемых; группы подбираются на основе данных тестирования; исследуется роль личностных факторов в формировании конкретных решений, прогнозируется возможный исход моделируемых событий в действительности.

Логика самого метода наталкивает исследователей на такой подход, когда изучение личности осуществляется в ходе ее направленного изменения, воздействия на нее в ходе имитационной игры.

Ряд исследований посвящен валидизации метода имитационной
игры, сравнению результатов данного метода с другими методами и с
поведением в реальной жизни.

В других работах, наоборот, именно игровая имитация выступает как аналог реального поведения и, таким образом, позволяет проверить валидность других «вербальных» тестов.

В последние годы появились работы, посвященные деловым и
имитационным играм в советской психология. Деловые игры в них
выступают прежде всего как метод исследования целостной деятельности.

Предметом анализа является моделируемая сложно-организованная и многоуровневая деятельность человека.

Проект деловой игры

  1. Название деловой игры, ее цели.
  2. Состав участников.
  3. Время, необходимое для проведения каждого фрагмента игры и на игру в целом.
  4. Суть проблемы, подлежащей решению.
  5. Состояние исследуемого вопроса.
  6. Руководство деловой игрой.
  7. Перечень необходимого оборудования, литература для предва рительного изучения.

Для разработки деловой игры необходимо создать имитацион ную и игровую модели, которые должны органически наклады ваться друг на друга, что и определяет структуру игры.  

Приступая к разработке модели деловой игры, необходимо чет ко сформулировать ее цели: закрепление полученных знаний, вы работка необходимых навыков; изучение опыта; формирование твор ческого мышления; обучение культуре взаимоотношений; совершен ствование навыков принятия коллективных решений и т.д.

Формулируя общие цели, мы предоставляем возможность каж дому участнику найти средства достижения собственных целей.

В каждой игре выделяются свои роли и определяется необходимое количество игроков. Роли могут быть профессиональ ные и межличностные, исполнение которых способствует созданию проблемных ситуаций («лидер», «конформист», «консерватор» и т.д.).

Подготовка деловой игры — это не только продумывание целей, конструирование модели, но и выбор технических, наглядных и других средств обеспечения занятий. В сценарии должно быть учте но, где, когда, кем и какие средства будут использоваться, какие условные обозначения, графики необходимо подготовить.

Важно продумать, как лучше расположить участников игры с учетом требований педагогической техники общения, выбрать свою оптимальную организацию отведенного пространства, при которой цель общения достигается ясно и свободно.

Вот несколько вариантов размещения участников общения, предло женных В.П. Дубровой и Е.И. Милашевич (Витебский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова). Прямоугольником с кру жочком внутри обозначен организатор, кружочками — члены группы.

Блочный метод размещения: подходит для организа ции диспутов, дискуссий. Участники обеспечены микрофонами (могут быть условные). В случае необходимости микрофоны выставляются и в зале.

 Расположение лицом к лицу: применяется в случае, если между педагогами предполагается полемика или предстоят «перего воры».

Треугольники: если педагогический коллектив немногочислен, воспитатели могут непосредственно общаться друг с другом

 Круглый стол: круговые формы размещения участников позволяют сделать пе дагогический коллектив самоуправляемым. Возможность взаимных контактов становится максимальной, минимизируется роль организатора. Если участников много, образуется «круглый стол с аквариумом». В этом случае создаются особые правила для участни ков внешнего круга, которые наблюдают за ходом общения во внут реннем круге. Результаты их наблюдения излагаются в общей дис куссии.

Продумывая все элементы деловой игры, важно определить формы оценки. Часто применяются балльная система за каждый этап и подсчет всех оценок в конце игры. Иногда используется анкетиро вание. Отметим, что продуманная система оценки связана с функ цией стимулирования, поэтому иногда следует продумать оценку личного вклада каждого в достижение общей цели, например: от мечается группа-победитель, а в ней выделяется лидер (по сумме баллов). Иногда возможно оценивать то или иное решение словами: «творческий подход», «красивая мысль», «корректное решение».

Для оценивания в деловые игры вводятся роли экспертов, ана литиков, представителей заказчика и т.п. Целесообразно наглядно оформить оценки на специальных табло, схемах, экранах.

В заключение следует предложить игрокам объективно оценить результаты всей игровой деятельности, таким образом провести за ключительный анализ: что нужно учесть в дальнейшем, какой ин формацией овладеть. Это станет важным фактором после игрового интереса участников к познавательной деятельности.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

  • Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Специфика возрастных особенностей подростка в сфере обучения и воспитания
  2. Содержание и методика формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
  3. Урок в системе обучения: отечественный и зарубежный опыт
  4. Задачи музыкального воспитания детей
  5. Основные виды педагогической деятельности
  6. Моделирование как метод научного исследования
  7. Классификация методов профессионального обучения по Л Г.Семушиной
  8. Как оформить мини музей
  9. Типы семейных отношений
  10. Особенности ролевой игры в раннем возрасте

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Smartgen genset controller инструкция на русском языке
  • Smartgen genset controller инструкция на русском языке
  • Полисорб инструкция отзывы пациентов принимавших препарат
  • Бентонит для осветления самогона инструкция по применению
  • Candy посудомоечная машина 60 см встраиваемая инструкция по применению