Руководство детским чтением это

Ключевые слова:

Руководство детским чтением. Сущность. Споры. Система. Создатели системы. Библиотечное обшение в структуре общения. Виды общения. Межличностные отношения. Рекомендательная библиография. Список «100 книг». Библиотечное обслуживание.

Руководство чтением – одно из устоявшихся понятий библиотечной педагогики, пришедшее к нам из XIX века. Оно основано на знаниях психологии и педагогики чтения, на понимании критериев оценки литературных произведений. Этим термином пользовались выдающиеся отечественные педагоги и библиотековеды. Он вошел в название четырех изданий учебника для студентов библиотечных факультетов, вышедших в советское время и касающихся вопросов детского чтения. Этот учебник в своем труде «Дети. Время. Книга» крупнейший специалист в области детского чтения И. Н. Тимофеева назвала эпохой в библиотечной профессии.

Чтение – базовый компонент учебной деятельности, обеспечивающий успех школьника по всем учебным дисциплинам. Прежде чем тот освоит информационную грамотность, он должен научиться читать, воспринимать и понимать написанное. Без чтения нет ни образования, ни культуры. Этот тезис ставит руководство чтением в центр педагогической деятельности школьного библиотекаря, придает ему методологическое значение в системе образования.

В период социальной перестройки 90-х годов в России отношение к этому термину резко изменилось. Одни специалисты стали считать, что в демократическом обществе термину «руководство», понимаемому как «воздействие», применительно к чтению места нет. Как пишет Ю. А. Гриханов в статье «Руководство чтением», помещенной в «Библиотечной энциклопедии» (2007), некоторые библиотековеды предложили вообще не упоминать этот термин, учитывая его идеологизированность и авторитарность. Предлагалось заменить его другими – «активизация чтения», «поддержка чтения», «педагогическое сопровождение чтения». Применительно к рекомендательной библиографии стали использовать термин «организация чтения».

Чаще всего в качестве синонима термина «руководство детским чтением» используют в наши дни термин «педагогика детского чтения». Такое название, в частности, получил межведомственный сборник научных трудов «Педагогика детского чтения: история, теория, перспективы» (2002). В предисловии к этому сборнику дана следующая трактовка использованного понятия: «Это система научного знания о воспитательной направленности литературы для детей и юношества, о формировании интеллектуального и духовного облика ребенка-читателя под воздействием различных социальных факторов и воспитательных концепций». Не возражая в принципе против такого определения понятия, скажем, что оно, на наш взгляд, относится скорее к научной сфере. В то время как «руководство» тяготеет больше к практике, к конкретной работе с читателем.

Вернемся к этому термину. В раскрытии содержания руководства чтением, которое сделано Ю. А. Грихановым в «Библиотечной энциклопедии», никакой идеологизации и авторитарности нет. Все три названные его части:

– помощь читателю в выборе произведений печати в соответствии с интересами читателя, подбор и рекомендация литературы по теме запроса, содействие формированию новых интересов;

– содействие читателю в овладении навыками самостоятельного выбора книг;

– помощь в процессе чтения и восприятия прочитанного (беседы, обсуждения, обучение методам рационального чтения); – не несут в себе никакого довлеющего начала. Помощь и содействие – это не давление и тем более не насилие над читателем, а всего лишь участие библиотечного специалиста в выборе литературы и в ее восприятии, диктуемое его профессиональными обязанностями и личностными побуждениями.

Перечисленные элементы руководства чтением – это разные его направления, к которым нынче, в условиях кризиса чтения, присоединяют еще одно: продвижение идеи чтения, раскрытие его ценности. Эта задача первостепенной важности поставлена в программе «Поддержка и развитие чтения в России» (2006). В целом предложенная Ю. А. Грихановым система базируется на изучении и учете читательских интересов и потребностей посетителей библиотеки, их возрастных и тендерных особенностей и осуществляется разными формами и методами приобщения к книге, традиционно применяемыми в библиотеке.

Если мы заглянем в последнее издание учебника «Руководство чтением детей и юношества в библиотеке» (1992) и посмотрим тут на определение понятия «руководство чтением», то слова «воздействие», использованного в первых изданиях учебника, мы в нем уже не найдем. Оно заменено «общением». В основе процесса лежит установка на личность, взгляд на читателя как на субъект, а само руководство чтением детей нацелено на воспитание. Оценивая эту педагогическую систему, профессор Г. А. Иванова увидела в ней не вчерашний, а завтрашний день детской библиотеки. Хочется вместе с известным библиотековедом С. Г. Машиной задаться вопросом, который она поставила в своей книге «Публичная библиотека. Пути инновационного развития» (2009): «Не получится ли так, что, отринув теорию руководства чтением, с настороженностью относясь к феномену рекомендательной библиографии, мы вместе с их идеологическим наполнением оставили за бортом все те нравственные императивы и связанные с ними ценностные ориентации, которые составляли один из столпов русского просветительства?» (С.315). Сам автор не только не исключает в современных условиях этот аспект библиотечной работы, но видит в нем зерно инновационной деятельности: «Все те элементы руководства чтением, о которых мы в настоящее время говорим с извинительной интонацией, оказывается, входят в набор предпочитаемых функций американского библиотекаря». Все, что многие отнесли ко вчерашнему дню библиотечной педагогики, за рубежом подхвачено библиотекарями и выдается за их изобретение, использовать которое нам в России еще только предлагают.

Приведем в качестве примера опыт Японии, о котором рассказала доцент Университета Досися Киото, постоянный член комитета IFLA Юрико Накамура в докладе «Баланс и интеграция двух возможных основ теории школьного библиотечного образования: руководство чтением и формирование информационной культуры личности», произнесенном на Форуме школьных библиотекарей России «Михайловское-2009». Показательно, что вопрос о руководстве чтением она выдвинула в качестве теории школьного библиотечного образования и миссии японских школьных библиотек, что утверждено было в принятом еще в 1949 году в этой стране «Законе о школьных библиотеках». Осознание значимости руководства чтением не пошатнулось у японских специалистов даже в годы американской оккупации. Японские библиотекари и родители, вопреки американскому подходу к библиотечной деятельности как деятельности сугубо информационной, утверждали ценности руководства чтением детей, полагая, что оно должно предшествовать формированию информационной культуры. Важно подчеркнуть, что под руководством чтением в Японии понимают не только продвижение чтения, чтение вслух и обсуждение книг, но и подготовку детей через чтение к жизни и реальному поведению. Именно эта целевая установка обеспечивает, как сказала Юрико Накамура, полноту понятия «руководство чтением».

Японский опыт говорит о том, что термин «руководство чтением» вышел за пределы России – родоначальницы этого опыта, его теории и практики. Как утверждала библиограф И. Н. Тимофеева, руководство детским чтением – это вклад России в мировую педагогическую копилку, и нам не только негоже от него отказываться, но напротив, надо считать его нашим национальным достижением. Сама И. Н. Тимофеева, невзирая на мнение отдельных библиотековедов, негативно относящихся к термину «руководство чтением», не только без «извинительной интонации» использовала этот термин, но подчеркивала его незаменимость и ценность в наши дни. Она разработала две его системы. Одну – применительно к родителям и вложенную в энциклопедию «Что и как читать вашим детям от года до десяти» (2000), другую, составившую пособие «Дети. Время. Книга» (2009), она адресовала библиотекарям. По ее мнению, система руководства детским чтением, которую создавали наши великие учителя Ушинский, Толстой, Сухомлинский, выдержала проверку временем. Эта система отвечает на все вопросы образования, обучения, воспитания и развития детей средствами книги и чтения. Главные из них: как приохотить детей к печатному слову, какие книги следует рекомендовать в том или ином возрасте, как научить ребенка полноценному восприятию, как с помощью литературы развивать ум и сердце ребенка, а также познавательные интересы и способности. Наконец, как из читающей личности вырастить самостоятельно думающего, активного, творческого человека. Эта система, важная всегда, приобретает особую актуальность в период системного кризиса детского чтения, какой мы переживаем сегодня. Дело не в термине, а в том, что мы вкладываем в него.

Важно подчеркнуть, что идея связи руководства чтением с реальным поведением ребенка и опытом его жизни, о которой говорила Юрико Никамура, российскими библиотекарями-педагогами осознана давно. Следует в этой связи вспомнить книгу «Руководство к чтению поэтических сочинений» русского педагога Виктора Острогорского, изданную в Петербурге в 1875 году. Последнее, пятое издание вышло в свет в 1911 году. Долгая жизнь книги свидетельствует о потребности широкого круга читателей в подобного рода руководствах. О значении этой книги говорит тот факт, что она была одобрена Ученым комитетом Министерства народного просвещения для ученических библиотек средних учебных заведений и городских училищ, для библиотек учительских институтов и семинарий и для бесплатных библиотек-читален. В этой книге содержится обоснованное указание, подтвержденное массой примеров, как вести разговор о художественном произведении, какие вопросы, ведущие от литературы к жизни, ставить и обсуждать. Цель книги – содействовать воспитанию души, веры в добро и в человеческое достоинство. Автор рекомендовал читателям найти себе надежного руководителя в чтении, который бы знал хорошо возраст, жизнь, характер, вкус, настроение души растущего человека и умел выбрать такие книги, которые бы влияли, «сообразно с потребностями, то руководя, то одобряя, то развивая». Содержание разговора с читателем определялось не только спецификой художественного произведения, но и нравственными целями, чтобы читатели задумывались о самих себе, «чтобы с лицами, созданными поэтом, сравнивали себя самих, чтобы, взвешивая их дурные и хорошие планы, учились обдумывать и выполнять свои». Из названных целей и задач и складывалось руководство чтением художественных произведений в России.

Идея неразрывного единства руководства чтением с формированием жизненных установок ребенка, с его нравственностью и поведением красной нитью проходит через все четыре издания учебника «Руководство чтением детей в библиотеке», через опыт школьных и детских библиотекарей. Она проходит, в частности, и через творческую деятельность библиографа-методиста И. Н. Тимофеевой. Ее беседы с детьми о художественном произведении всегда переходили в разговор о жизни. Этому она учила библиотекарей, давая им советы, как беседовать с детьми о добре и зле, о любви и ненависти, о жестокости и милосердии, о стойкости и мужестве, о соблазне и его преодолении. И чтобы это был не абстрактный разговор, а сугубо конкретный, живой, вытекающий из образной природы того или иного произведения.

Эта же мысль подтверждается и опытом такого крупного специалиста в области детского чтения, какпсихолог РГДБ О. Л. Кабачек. Так, в статье «Хорошая книга выстраивает личность» она пишет: «Чтение настоящей художественной литературы формирует объемное, живое восприятие окружающего мира, природы, жизни. Подлинное художественное произведение всегда обращается к образам, воплощающим важнейшие культурные и нравственные ценности. Оно выводит человека к лицезрению и переживанию самых глубин жизни. Взаимодействие души ребенка с нравственным зарядом такого произведения потрясает ее, порождает катарсис – благотворный эмоциональный взрыв, помогает увидеть в обыденном вечное» («Виноград». – 2006. – № 3. – с. 14). Деятельность библиотекаря по руководству чтением призвана углубить и развить то в произведении, чего сам ребенок не всегда способен увидеть и осознать.

Само слово «руководить» означает «вести за руку», то есть направлять, помогать, корректировать, регулировать. Оно отвечает потребности самого ребенка в развитии, в восхождении к высотам культуры, чего самостоятельно, без участия взрослого, он сделать не в силах. «Дитя – говорил известный писатель и педагог В. Одоевский, – не может научиться из самих книг всему тому, что ему нужно знать. При книге необходимы объяснения и замечания искусного руководителя, который бы заставлял его беспрестанно вникать в смысл прочитанного и помог таким образом его разумению» (Одоевский В. Ф. Разговор с детьми  //  Избр. пед. соч. – М., 1955. –С. 171). Объяснения и замечания искусного руководителя необходимы ребенку и при выборе книг, чтобы в репертуар его чтения попадала доброкачественная духовная пища, а не суррогат.

Составляющие понятия «руководство чтением» в лапидарной форме определил еще К. Н. Ушинский. Этими составляющими он назвал две. Первая – что читать. Вторая – как читать. По его мнению, без этих составляющих чтение не имеет смысла. Сегодня для возрождения и претворения в жизнь педагогической системы руководства детским чтением настало благоприятное время.

Идея поддержана Рекомендациями парламентских слушаний «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей», а также общественно-государственным проектом «Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской федерации до 2015 года». В последнем документе говорится: «Деятельность библиотек общеобразовательных учреждений должна находиться в русле модернизации системы образования России и интегрироваться во все общенациональные, региональные и местные образовательные программы». И еще: «Обучение есть та грань, на которой обязанности школьного библиотекаря смыкаются с обязанностями учителей».

Руководство чтением проявляет себя в наши дни более всего в сфере библиотечного общения и реализуется преимущественно через библиотечное обслуживание и рекомендательную библиографию. Хотя в определение понятия «Библиотечное обслуживание» педагогических аспектов не заложено (согласно ГОСТУ 7.0-99, «Библиотечное обслуживание – это совокупность разных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг»), задачи библиотечного обслуживания фактически во многом смыкаются с задачами библиотечной педагогики. Согласно учебнику Ю. П. Мелентьевой «Библиотечное обслуживание» (2006), они предусматривают:

– поддержание высокого статуса книги и чтения как средства социализации (развитие, образование) личности;

– разработку методик и технологий приобщения к чтению, продвижение чтения;

– формирование высокого уровня культуры чтения и информационной культуры во всех читательских категориях.

«Без педагогической функции, – говорится в учебнике, – библиотечное обслуживание превращается в чисто технический процесс, а библиотека – в книгохранилище».

Главным элементом библиотечного обслуживания, как и педагогической деятельности школьного библиотекаря, является общение с читателем. Оно обычно предваряет выдачу книги и следует за ее возвращением. Именно в общении по поводу чтения реализуется чаще всего принцип сотрудничества библиотекаря с читателем, который нельзя свести к какой-то сумме правил или технологических процессов. Его важнейшая предпосылка – взаимный интерес библиотекаря и читателя друг к другу, готовность понять и принять нечто новое, идущее от конкретной личности. Диалог с читателем носит, как правило, не вопросно-ответный характер, а характер живой беседы.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. Именно поиски общения, как было выяснено, нередко приводят подростка в библиотеку и к установлению контактов с библиотекарем, ибо к общению располагает сама книга, нацеленная на ответную мысль читателя, ждущую разрешения в диалоге с другими людьми. Как педагогический процесс общение может осуществляться только при условии, если в нем заинтересован сам читатель.

По критерию цели называют несколько функций общения. Среди них – установление контакта, обмен информацией, стимулирование активности, взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний, установление отношений. Только на основе эмоционально-сердечных, доверительных субъектно-субъектных отношений и возможно влияние библиотекаря на развитие познавательных интересов ребенка, влияние через книгу на его внутренний мир, на качество чтения, на передачу читательского опыта от одного человека к другому, старшего поколения к младшему.

Научное направление, связанное с библиотечным общением, сформировалось в России в 90-е годы прошлого века. На сегодняшний день это одна из самых активно разрабатываемых проблем библиотечного обслуживания. Так, в монографии С. А. Езовой «Библиотечное общение как феномен исследования» в списке литературы содержится 304 названия книг и статей по этой теме. В числе названных работ есть и те, которые посвящены педагогической составляющей библиотечного общения с ребенком.

Особое место в системе библиотечного общения занимает индивидуальное общение, когда библиотекарь и читатель ведут диалог друг с другом. Индивидуальный стиль общения библиотекаря с читателем во многом определяется литературными предпочтениями библиотекаря. Все, что любит он, что ценит в литературе, чем увлечен, так или иначе сказывается на работе с читателем, вызывает желание одарить его, поделиться впечатлениями.

Второй субъект индивидуального общения – читатель. У каждого из них свой путь к книге и информационной культуре, свои учебные и личностные потребности, свое понимание мира. В выработке «своего» и состоит, по существу, смысл чтения. По тому, что читает ребенок и как читает, как оценивает книгу, можно судить о том, каков он сам. В индивидуальном, скрытом от других опыте переживаний, каким является восприятие читаемого, его радостях и огорчениях, восхищении и негодовании, в решении жизненных проблем, фантазии, в спорах с героями и вырабатывается личность, формируется характер. Каждая хорошая книга для ребенка – это ступень в его духовном развитии при условии, что этот мир переживаний будет насыщенным и богатым. Вот здесь и нужна «рука» библиотекаря, чтобы помочь ребенку через чтение открыть самого себя.

Как отмечает Ю. П. Мелентьева, при решении разных задач во взаимоотношениях библиотекаря и читателя могут создаваться два варианта общения: субъект-объектное и субъект-субъектное. Но то и другое строится не на авторитаризме или иерархии, как при взаимоотношении ученика и учителя, а на паритете, на сотрудничестве. Говоря о вариантах общения применительно к библиотечному обслуживанию, хочется сделать уточнения. При библиотечном обслуживании, когда библиотекарь удовлетворяет спрос читателя и не более того, сохраняются между ними субъект-объектные отношения. Когда же речь идет об общении, связанном с книгой, ее прочтением и обменом впечатлениями, здесь вступают в свои права субъект-субъектные, межличностные отношения, выходящие за рамки предоставления читателю библиотечных услуг.

Большое значение в руководстве чтением имеет рекомендательная библиография, отвечающая за репертуар чтения детей, противодействующая попаданию в круг их чтения литературного «мусора». Составление рекомендательных списков, включающих в себя золотое ядро детского чтения, заложено в традиции отечественной культуры: дать детям свод духовно безопасных книг, способных содействовать развитию ребенка, становлению его как личности и гражданина. Так, во вступительной статье к пособию И. В. Владиславлева «Что читать» (1918) H. A. Рубакин писал: «Укажите детям гг. взрослые, на существование возможно большего числа хороших книг, а воспользоваться вашими указаниями по своему хотению и выбрать из них по своему разумению наиболее для них интересное – это сумеет и сам юный читатель. Такая постановка дела и есть не что иное, как организация свободного и самостоятельного чтения, а это и есть идеал всякого чтения».

В условиях, когда чтение и воспитание рассматриваются как стратегический ресурс российского общества, вопрос о том, что читать детям, становится особенно актуальным. От того, что предлагается читать детям, зависит престиж чтения, отношение к нему и детей, и взрослых. Те и другие нуждаются в надежной подсказке: взрослые – в систематической информации о доброкачественной литературе, в отборе лучших книг для чтения детей, дети – в доступной им информации о лучших книгах. Как утверждает один из авторов учебника «Библиография детской литературы» E. H. Томашева: «Школьному и детскому библиотекарю нужны не только исчерпывающие сведения о микропотоке издаваемой литературы для детей, сколько оценочная информация, с этим потоком связанная, рекомендации и советы по использованию лучших материалов в работе с детьми разного возраста» (Томашева E. H. Библиография как экспертная система и организатор чтения детей  //  Шк. б-ка. – 2004. – № 7. – С. 33). Именно квалифицированный библиограф учит находить разницу между хорошей и плохой книгами, подсказывает пути использования литературы в различных видах деятельности. Дети предпочитают игровые формы библиографических пособий в бумажных и электронных вариантах (Г. С. Ганзикова). В последнее время рекомендацию лучших новинок осуществляют детские и юношеские журналы, введя рубрику «Премьера книги».

При отсутствии крупных рекомендательных изданий для детей стали пользоваться спросом малые библиографические формы, создаваемые силами самих библиотекарей: информационные листки, книжные закладки, картотеки: «Библиотекари читают. Библиотекари рекомендуют», самодельные списки «Читатели советуют». Хорошую помощь библиотекарям оказывают такие журналы, как «У книжной полки», «Читаем вместе», которых называют навигаторами в мире книг. Они адресованы взрослым читателям, но отдают должное и детям. Для школьных библиотек силами РГДБ составлен в 2008 году список «Круг чтения. Что читать дошкольникам и младшим школьникам» («Школьная библиотека», 2008. – № 10. – Вкладка). Заметным явлением в рекомендательной библиографии для детей последних лет является «Библиогид», создаваемый в электронном виде группой библиографов РГДБ.

В отборе лучших книг для детей стали принимать участие библиотекари отделов комплектования. Показателен в этом отношении опыт ЦГДБ им. A. C. Пушкина (Санкт-Петербург). Библиотека создала долговременный инновационный проект «Книжный хит-парад», цель которого – определить 10 лучших книг месяца. За десять лет библиотекой был сформирован уникальный набор из сотен книжных хит-парадов. В результате такой деятельности была создана книга «Миллениум. 1000 книг. Книжный микс» с богатым справочным аппаратом, издать которую взялось издательство «Школьная библиотека» в 2013 году (по частям книга опубликована в журнале «Школьная библиотека» в номерах 1–4 за 2013 год).

В последнее время важной подсказкой библиотекарю, что рекомендовать школьникам для самостоятельного чтения, является список «100 книг», к созданию которого подтолкнул специалистов В. В. Путин. Этот список, родившийся в результате общественного обсуждения, назван «Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению» (опубликован в журнале «Школьная библиотека», 2013, № 1). Этот перечень может быть использован школьным библиотекарем при организации внеклассной и внеурочной работы с учащимися, доведен до сведения родительского сообщества, служить содержательной основой для разработки дополнительной образовательной программы и для различных форм кулыуротворческой работы с детьми.

Из всего сказанного вывод напрашивается сам собой: руководство чтением было и есть ядро библиотечной педагогики, которую психолог О. Л. Кабачек назвала уникальной лабораторией, оперирующей всем лучшим в педагогике.

Особый раздел педагогической деятельности школьного библиотекаря по руководству чтением детей связан с воспитанием культуры восприятия литературных произведений, с развитием читательских способностей. В статье Ю. А. Гриханова («Библиотечная энциклопедия», 2007) он назван «помощью в процессе чтения и восприятия прочитанного». В этом отношении принятая в России модель «помощи» во многом отличается от западных моделей воспитания культуры чтения. Этой проблеме посвящен следующий раздел учебного пособия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Библиографическое описание:

Лезина, О. М. Руководство детским чтением в начальной школе / О. М. Лезина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9885/ (дата обращения: 19.05.2023).



Можно ли и нужно ли руководить детским чтением? Этот вопрос задаёт себе современный учитель, формирующий современного юного читателя. Национальная программа поддержки и развития чтения одной из главных своих задач считает возрождение у подрастающего поколения интереса к чтению, возвращение его в ранг активных читателей [6, c.2]. Рассматривая вопрос руководства детским чтением, задумаемся над значением слова «руководство». Что это: контроль, побуждение, приобщение, принуждение или что-то иное? Согласитесь, каждое из этих слов несёт разные оттенки, разные смысловые значения. Контроль предполагает отслеживание количества и качества прочитанных книг. Побуждениекпрочтению книги предполагает внушение, стимул, мотив, толчок для прочтения той или иной книги. Приобщение предполагает деятельность, направленную на формирование читательской потребности. Так всё — таки, что же такое руководство? Понятие руководства включает в себя несколько аспектов. Это процесс воздействия на содержание и характер детского чтения, направленный на формирование культуры чтения.

Если рассматривать вопрос руководства детским чтением с точки зрения необходимости, надо выяснить, что предлагает современный книжный рынок юному читателю?

Большой урон детскому чтению принесла коммерциализации книгоиздания для детей. Классика оказалась на грани вымирания, а дети — заложниками чтения ширпотреба. Прилавки заполнены фэнтэзи, ужастиками, мистикой, где детское сознание уводится от реального мира в сторону антимира, герои сплошь супермены, где правят колдуны, монстры, маги, т. е. от подлинной жизни — к её имитации. Примерами для подражания становятся не нравственные герои, готовые к самопожертвованию, подвигу во имя своей Родины, а пустые персонажи, наделённые мистическими качествами. Спрос рождает предложение. Труднее становится найти спокойную, думающую литературу, которая не провоцировала бы агрессию, а вызывала сочувствие к обыкновенному человеку, желание придти на помощь ближнему, совершать добрые поступки.

Литература, сохранившаяся в библиотеках, и способная воспитывать в детях лучшие человеческие качества, за редким исключением, оказалась невостребованной или ушла в сектор редкого спроса [1, c.4]. Создалась ситуация тотального негатива, цинизма, развенчания в детском сознании всего святого: любви к родителям и Родине, героям Отечества, нашей истории, морали. Перестав читать книги о своих сверстниках и их проблемах, о животных и дальних странах, настроившись на волну фэнтэзи, обучаемые постепенно утрачивают способность к сопереживанию, к сочувствию, утрачивают привычку к духовной работе. Перед учителем встала задача увлечь детей чтением лучшей литературы, как отечественной, так и зарубежной. Востребованными стали слова Ушинского «Читать — это еще ничего не значит. Что и как читать — вот суть вопроса».

На сегодняшний момент в вопросе руководства детским чтением сложились две точки зрения. Назовём их условно «консервативная» и «либеральная». Консервативная точка зрения настаивает на необходимости, как и в старые времена, обучать чтению различной литературы, приобщать к литературе, на которой выросло ни одно поколение и, исходя из этого, формировать круг чтения детей нового века. Либеральная же точка зрения настаивает на свободном, ни кем и, ни чем не ограничиваемом чтении. Чтение должно стать для ребёнка обыденным само по себе. Так можно ли отпускать процесс руководства детским чтением на самотёк? Руководство необходимо, но необходимо в новых форматах [3, с.12].

В такой ситуации возрастает роль учителя как руководителя детским чтением. Перед учителем стоит задача организации деятельности юного читателя, направленной на повышения качества чтения, стимулирования читательской активности. Однако руководство чтением не ограничивается только подбором литературы и проверкой, прочитана и понята ли книга.

У младших школьников интерес к чтению ещё неустойчив. Младшие школьники ориентированы на продукты визуальной культуры, которые оказывают реальное воздействие на новое поколение. Развитие мультимедийных средств во многом меняет подходы по привлечению юных читателей к книге. Необходимо искать новые подходы, формы иметоды работы слитературой, которые, так или иначе, будут являться скрытым руководством чтением учащихся. При этом, нет установки на «конечный результат» ― прочтение всеми учениками класса книг из определенного рекомендуемого списка, так как круг чтения каждого школьника должен быть индивидуальным, отражающим его читательский уровень, интересы и предпочтения конкретного ученика.

Руководить повседневным чтением школьников можно инужно, во-первых, для дальнейшей успешной социализации детей и становления успешной личности, готовой к образованию и самообразованию. Во-вторых, руководство повседневным чтением необходимо в силу того, что должно помочь ориентироваться в многообразии современного книжного рынка, отбирать качественную в этико-эстетическом отношении литературу [4, с.18]. Целью руководства является оказание важной и существенной помощи юному читателю в том, что читать и как читать.

Можно сформулировать требования к руководителю детским чтением:

знать потребности и пристрастия читателей разного возраста;

знать новинки современной детской литературы наряду с великими книгами, которые бесспорно всегда современны;

быть носителем культуры чтения, а для этого хорошо разбираться в авторских смыслах, несущих ценностные ориентиры для юного читателя;

быть примером, способным увлечь за собой в мир лучшей, дающей пищу для ума и для сердца книги.

Одной из новых форм внеурочной деятельности, повышающей качество детского чтения, является участие в международном проекте «Книга года — выбирают дети». Участниками проекта становятся дети из разных уголков России и зарубежья. По итогам конкурса выбирается лучшая, по мнению детей книга.

Участники проекта учатся оценивать книги, выступать в роли критиков, «соавторов», иллюстраторов, учатся интерпретировать авторские тексты. Дети знакомятся с новинками отечественной и зарубежной детской литературы. Конкурсными являются книги-новинки, которые впервые публикуются в текущем году. Это произведения отечественных и зарубежных авторов для детей — художественные, познавательные, известных авторов и авторов-дебютантов, старые тексты с новыми авторскими иллюстрациями. Дети как члены детского жюри сами составляют критерии, по которому на их взгляд должна быть оценена книга. Затем заполняют оценочные бланки, что даёт возможность выбрать книги-победители.

Также дети участвуют в конкурсах по созданию буктрейлеров — видеороликов о конкурсных книгах, аудиотрейлеров — аудиозаписей, основной задачей которых является создание общего эмоционального впечатления, представление самых ярких и впечатляющих моментов книги, её сильных сторон. Буктрейлер — это короткий видеоролик, созданный по мотивам книги. Основная его задача — создать общее эмоциональное впечатление, рассказать о книге, заинтересовать зрителя, показать самые яркие и впечатляющие моменты книги, её сильные стороны. Это видеоролик, состоящий из краткой информации о книге и наиболее зрелищных фрагментов книги, видеоряд часто комбинируется из несвязанных фрагментов по принципу калейдоскопа, фрагменты сменяются очень быстро, больше производя эмоциональное впечатление на зрителя.

Аудиотрейлер строится на интриге: в начале задается какой-то вопрос, на который отвечает книга, или описывается ситуация, случившаяся в книге, или зачитывается самый напряженный момент в тексте.

Необычно представлен конкурс презентаций по книге. По условиям этого конкурса, презентация должна состоять из 9 слайдов, определённой направленности. Цель этого конкурса — осознание детьми нравственных идей книги (книжных месседжей), визуальное представление детьми книги с использованием мультимедийных технологий, максимально удобное для восприятия детской аудиторией.

Месседж — послание, идея, призыв, ценностная мысль, мораль, которую открывает книга для читателя; новая мысль, нравственная установка, которую несет книга в мир. Это идея, которую ребенок считает главной и актуальной для себя, которая была осознана читателем как личностно важное открытие. Такие новые формы работы с книгой создают нового современного читателя, способного оценивать достоинства и недостатки книги, понимать заложенные в ней нравственные смыслы, а значит становиться осознанным читателем.

Участники проекта «Книга года — выбирают дети» учатся писать «слово на обложку», критику на книгу, составлять отзыв по книге. Конкурс критиковлитературный конкурс, предполагающий создание детьми оригинальных текстов в жанре сочинения-рассуждения. Цель конкурса — представить свои наблюдения и критические замечания о конкурсной книге авторам книги и издателям. Задача: написать сочинение-рассуждение, обнаружить и назвать недостатки в тексте или в оформлении книги. Критические замечания составляются как тезисы с аргументами (утверждение с доказательствами и примерами).

Необычными являются такие конкурсы, как «ожившие картинки», где надо иллюстрацию из книги оживить, воссоздав все детали и конкурс «иллюстрация, которой не хватает», где дети должны обосновать необходимость своей иллюстрации в этом произведении. Таким образом, проект воспитывает активного, думающего читателя, способного делать осознанный выбор. Ребёнок может стать лидером чтения. Как член детского жюри проекта он становится «законодателем моды» детского чтения, он учится сам и учит других руководить своим чтение, т. е. делать осознанный выбор в пользу чтения развивающих книг, имеющие ценностные ориентиры. Сам ребёнок становится носителем этой культуры, что немало важно в этом возрасте.

Учителю — как руководителю детским чтением проект даёт возможность: получить новый опыт руководства; разрушить стереотипы; познакомиться с новинками современной детской литературы; поставить ребёнка в ситуацию выбора; обучить новым формам работы с книгой.

Отвечая на вопрос «можно ли и нужно ли руководить детским чтением», надо понимать, что деятельность, направленная на приобщение к литературе как к искусству слова, является важнейшим условием формирования нравственных ценностей юного читателя. Через литературу ребёнок получает первое понятие о добре и зле. Проблема современного читателя заключается в том, что дети читают то, что «на слуху», модно и легко воспринимается, но не дает «пищи» ни уму, ни сердцу. Нельзя недооценивать здесь роль учителя, как руководителя детским чтением, так как он становится проводником в мир лучшей, нравственной книги.

Литература:

  1. Барская Н. А. Наши дети и художественная литература. — Изд. М: Лепта, 2005
  2. Джежелей О. В. Учимся любить книгу. — Изд: Просвещение, 1982
  3. Степанова Л. Детское чтение — возможность диалога с ребенком в современном пространстве /Л. Степанова// Библиотечное дело. 2003
  4. Чирва А. Книга в твоих руках. — Изд: М., Просвещение, 1985
  5. Фостер Т. Искусство чтения. Как понимать книги. — Изд: М., 2015
  6. Национальная программа поддержки и развития чтения — http://www.library.ru/1/act/doc

Основные термины (генерируются автоматически): детское чтение, книга, ребенок, юный читатель, участник проекта, детское сознание, общее эмоциональное впечатление, современная детская литература, современный книжный рынок, современный читатель.

Похожие статьи

Воспитательный потенциал книги-игрушки для детей

детское чтение, книга, юный читатель, ребенок, участник проекта, современный читатель, современный книжный рынок, современная детская литература, общее эмоциональное впечатление, детское сознание.

Новейшая детская литература | Статья в журнале…

родитель, ребенок, детская литература, книга, семейное чтение, семья, форма работы, домашнее чтение, детский сад, будущий читатель.

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш…

Предпочтения детей и подростков в выборе литературы для…

Чтение расширяет детские горизонты, предлагая юному читателю как образы прошлого в мифах и легендах, настоящего, через современные романы, так и будущего, воссозданного в фантастике.

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике…

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство.

Cоциально-ценностная роль семейного чтения в развитии…

книга, произведение, детское чтение, ребенок, современная детская литература, семья, детская литература, детская

Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций… Полноценного развития юной личности невозможно без традиции семейного чтения.

Особенности литературных предпочтений и читательской…

Многие направления современной литературы включают описание фантастических миров, нереальных событий и уносят читателя

Используемые источники книг для чтения (школьная или городская библиотека, книжный магазин, сеть Интернет, друзья, родители, учитель).

Влияние детской художественной литературы на формирование…

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение.

Чтение художественной литературы как средство…

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, формирование личности ребенка, дошкольный возраст, детский сад, произведение, детский возраст, интерес ребенка. Подпишитесь на нашу рассылку

       Пузанова А.В., учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №365
Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Руководство
детским чтением в семье.

Материалы к
родительскому собранию.

Цель: Помочь родителям осознать ценность
детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников;
активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в
семье; вовлечь родителей в решение проблемы детского чтения.

«Если с детства у ребенка не
воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю
жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой»- А. Сухомлинский.

Сегодня задача
приобщения  ребенка к чтению очень усложнилась: дети не хотят читать.
Проведение досуга у телевизора и компьютера стало для детей более увлекательным
занятием, не требующим столь активной работы ума и души, как чтение. Мозг
ребенка, привыкающий работать на минимум усилий, становится неработоспособным
для выполнения многих задач. Тема детского чтения тесно связана с главной
заботой об образовании детей, об их успешной учебе, адаптации в быстро
меняющемся мире.

Неоспорима роль
книги для обучения и воспитания подрастающего поколения. Вопрос о детском
чтении — это один из самых важных вопросов, который играет большую роль в жизни
ребят, гораздо больше, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве,
остается в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие
ребенка. Из книг, которые дети читают, черпается определенное миропонимание,
книги вырабатывают у детей определенные нормы поведения. Хорошая книга — и
воспитатель, и учитель, и друг.

Не только в школе,
но и дома, в семье мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые
не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес
к книге. Иногда ребенок затрудняется решить задачу, потому что не умеет
правильно ее прочесть. Грамотное письмо тоже связано с навыками чтения. Некоторые
родители ошибочно полагают,    что любое чтение полезно. Другие считают, что за
чтением ребенка должны следить учитель и библиотекарь, а роль родителей в этом
не велика. Но и учитель, и библиотекарь не всегда могут оградить ребенка от
книг, предназначенных не для него. Чаще всего это не приносит пользы младшим
школьникам, так как они воспринимают художественные произведения поверхностно, следят
только за развитием сюжета, чтобы уловить основное содержание. При таком чтении
дети пропускают описание природы, характеристики героев, рассуждения автора.
Недостатки языка произведения оказывают вредное влияние на речь детей. Напрасно
родители гордятся тем, что их ребенок уже может читать книги для взрослых.
Далеко не каждая книга и не всякое чтение оказывает положительное влияние на
развитие и воспитание ребенка. В детском возрасте все впечатления особенно остры
и оставляют глубокий след на всю жизнь. Беспорядочное чтение с юных лет
развивает плохой литературный вкус, способствует появлению вредных привычек, портит
ребенка нравственно. Поэтому детским чтением необходимо целенаправленно и
вдумчиво руководить. И лучше родителей это никто не сделает.

Что значит руководить детским чтением?

Это значит учить искусству вдумчивого
чтения, уметь заинтересовать книгой, правильно направить мысли, которые вызваны
чтением. Маленькие дети жаждут общаться с родителями: читая вместе сказки, вместе
переживают за героев, вместе наслаждаются дивным звучанием родного языка, открывая
красоту и смысл слов. Давно известно, что детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание — великое дело, им решается участь человека. С малых лет хорошие
книги внушают ребенку добрые чувства и благородные мысли, побуждают к достойным
поступкам. Поэтому лучше всего читать книги Пушкина и Андерсена, Драгунского и
Киплинга, Льва Толстого и других писателей, великих, талантливых и благородных.
Наличие в доме собственной библиотеки или хотя бы полочки с книгами дает возможность
обмениваться книгами с товарищами, что немаловажно для возникновения интереса к
чтению. Очень хорошо, если в семье практикуется совместное чтение вслух, это
сближает родителей и детей, помогает понять интересы и увлечения детей. Как
читать вместе? Надо выбрать интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием
ждали, когда ее начнут читать. Читать книгу надо вслух по очереди. Это хорошая
тренировка для выразительности и четкости чтения. Но не следует переутомлять
детей. Продолжительность такого чтение 40-45 минут, чтобы не притуплялся
интерес к чтению. Для предотвращения утомляемости нужно использовать
физминутки, игровые приемы, чтобы дети не отвлекались во время чтения. Надо
стараться, чтобы дети пересказывали прочитанное. Для этого на первых порах
можно использовать вопросы:

-Что ты узнал из рассказа?

-Когда и где это было?

-Что понравилось больше всего?

Объяснить непонятные слова, спросить какие
слова и выражения запомнились. Предложить нарисовать портрет героя произведения
или картинку к понравившемуся эпизоду. Вся эта работа способствует глубокому
осмыслению ребенком прочитанного.

Для младших
школьников большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в
книге. Иллюстрации помогают понять и запомнить прочитанное. Важно научить
ребенка подмечать интересные детали рисунка. Многие иллюстрации дают
возможность представить предметы и те явления природы, которые ребенок не может
непосредственно увидеть.

В дальнейшем, приучая
ребенка к самостоятельному чтению, можно использовать следующий прием: кто-нибудь
из взрослых начинает читать вслух, на самом интересном месте останавливается и
предлагает ребенку дальше читать самому. Увлеченный событиями в книге и
желанием узнать, что дальше будет происходить с героями, ребенок чаще всего продолжает
читать самостоятельно. Потом родители могут проявить интерес и спросить
ребенка, как дальше разворачивались события, похвалить за самостоятельность.
Чтобы заинтересовать ребенка, родители могут рассказать какой-то занимательный
эпизод из книги. Ребенок обязательно спросит: «А что дальше?» В ответ
надо дать книгу и предложить прочитать. Следите, чтобы ребенок читал книгу
правильно, не торопясь. Часто дети, прочитав 5-6 страниц, заглядывают на
последнюю страницу, чтобы узнать, чем закончилась история. Дальше они уже
читают невнимательно, пропуская целые абзацы. Родители должны следить, чтобы у
детей не появилась эта вредная привычка.

Важное место в
детском чтении занимает ведение дневника чтения. Родители должны очень
терпеливо, но неуклонно требовать от ребенка, чтобы он запоминал фамилию
автора, название книги, даже фамилию художника-оформителя. Полезно спросить, какие
книги этого писателя читал он раньше и о чем они. Анализ содержания оформлять в
виде отзыва или иллюстрации. В отзыве отразить свое отношение к прочитанному.

Памятка для родителей «Что надо знать
родителям о детском чтении»

1.Чтение-это окно в мир познания. Оно
является залогом успешности по всем предметам.

2.Родителям следует показывать связь
чтения с успехами в учебе и в других делах.

3.Зная рекомендательный список литературы,
вы поможите ребенку выбрать нужную книгу.

4.Покупая книги, выбирайте яркие по
оформлению и интересные по содержанию.

5.Начинать чтение книги с обложки и
титульного листа.

6.Разговаривайте о прочитанном так, чтобы
ребенок чувствовал себя умным и понятливым.

7.Поощряйте дружбу с детьми, которые любят
читать.

8.Оказывайте помощь в оформлении
читательского дневника.

9.Приучайте детей читать детские журналы.

10.Только совместными усилиями школы и
семьи можно добиться того, чтобы ваш ребенок полюбил книгу.

Пусть ваши
старания, силы ,труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут
добрые всходы и чтение станет для них самой сильной страстью, приносящей
удовольствие.

Автор статьи

Светлана Остапенко

Эксперт по предмету «Библиотечно-информационная деятельность»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Руководство чтением и его принципы

В современных условиях перед библиотекой и школой остро стоит вопрос развития интереса к чтению у детей и подростков. Нацеленность стандартов образования на развитие функциональной грамотности, формирование навыков чтения и работы с разными источниками информации, декларирует прагматический подход к книге. Сам по себе этот подход неплох, однако сугубо утилитарное отношение к литературе лишает читательскую деятельность важного аспекта эстетического общения с книгой, которая является произведением искусства слова. В этих условиях необходимо обращение к опыту, имеющемуся в отечественном библиотечном деле и педагогике чтения, для рационального руководства чтением детей и подростков, которое поможет объединить функциональный и эстетический подходы к читательской деятельности.

Определение 1

Руководство чтением представляет собой важный аспект педагогики чтения, который проявляется в наличии целенаправленного, специального организованного процесса управления читательской деятельностью детей и подростков для ее развития и совершенствования.

Руководство чтением не предполагает диктата со стороны педагога или библиотекаря, оно основывается на следующих принципах:

  1. Учет индивидуальных особенностей и потребностей ребенка при определении круга чтения.
  2. Гармоничное сочетание интересов ребенка с требованиями педагогики чтения.
  3. Ориентация на сильные стороны читательской деятельности.
  4. Рекомендательно-разъяснительный характер, исключающий принуждение к чтению.
  5. Развитие читательских навыков и интересов, способствующих прогрессу читательской культуры.

Руководство чтением в контексте российских традиций

Отечественные традиции в руководстве детским чтением начинают складываться еще в конце XVIII века, а в XIX-XX веках активно развиваются благодаря появлению массового книгоиздания и специальной детской литературы. К традиционным аспектам российской культуры детского чтения следует отнести следующие параметры:

«Руководство чтением в контексте российских традиций» 👇

  1. Эмоциональная составляющая, рассматривающая литературу как средство воздействия на чувственный мир ребенка. Недаром первый журнал для детей, изданный Н. Н. Новиковым в 1775 году, назывался «Детское чтение для сердца и разума», что подчеркивало особую значимость чтения для формирования духовной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
  2. Личная причастность к событиям произведения, которая предполагает формирование ценностного отношения к книге, ее героям, их поступкам, вовлечение читателя в диалог с книгой, автором, событиями за счет актуализации связи книги с личным опытом читателя, его духовным миром, потребностями и интересами.
  3. Развитие потребности в творческом осмыслении книги: литература становится источником не только духовно-эмоциональных переживаний, но и катализатором творческой деятельности ребенка. Это может быть связано с творческой интерпретацией произведения, например, с помощью рисунка, инсценировки, создания собственного литературного произведения по мотивам книги (комикса или буктрейлера).
  4. Ориентация на гуманистический, нравственный потенциал литературы и ее воспитательное значение для формирования внутреннего мира ребенка. Русская литература всегда выступала основой для развития мировоззрения, духовно-нравственных ценностей и норм, способствовала развитию самосознания и становлению гражданской позиции личности.
  5. Библиотерапевтический эффект русской литературы, который заключался в том, что ребенок, вовлекаясь в процессы сопереживания и сочувствия героям книг, получал необходимый жизненный опыт, усваивал законы общественной жизни.
  6. Интерес к внутреннему миру человека, его психологии, индивидуальности и неповторимости, приучавший ребенка к анализу своей внутренней жизни, развивавший навыки самооценки и критического отношения к себе.
  7. Диалогический характер литературы, развивавший у ребенка потребность в обсуждении произведения, его оценке, передаче своих чувств и впечатлений, обмене мнениями, которые способствовали коммуникативному развитию ребенка.

Как видно из приведенного перечня параметров, принципы руководства детским чтением, сформировавшиеся в отечественных условиях, базировались на традициях гуманистической педагогики чтения. Чтение не сводилось к обучению навыкам эффективного использования текста для извлечения информации. Оно приобретало огромное воспитательное значение, становилось фактором личностного развития и социализации подрастающего поколения.

Опираясь на лучшие традиции детского чтения, современная педагогика чтения должна опираться на имеющиеся принципы руководства чтением детей и подростков. Это предполагает следующие ориентиры в деятельности библиотек и центров детского чтения:

  1. Приоритет воспитательной функции чтения над утилитарной, практической (информационной).
  2. Использование разнообразных диалоговых форм в работе с юными читателями.
  3. Стимулирование творческой читательской активности.
  4. Учет индивидуальных особенностей читателей.
  5. Опора на жизненный опыт читателя.

Руководство чтением в контексте российских традиций является неотъемлемой частью педагогики чтения и востребовано современным обществом как инструмент развития культуры чтения подрастающего поколения.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

В школе работаю с 1974 года, преподаю в основном в старших классах. Руководство детским чтением – вопрос, который волнует меня, как и всех словесников. Приемы руководства детским чтением существуют самые различные. Я остановлюсь на тех, которые использую сама.

Самой действенной, на мой взгляд, формой привлечения детей является популяризация книжных и журнальных новинок. Войдя в класс, учитель говорит, что вышел из печати новый номер литературно-художественного журнала и рассказывает, что в нем напечатано. «Теряю» на это 3-4 минуты, выигрываю много!

В своей работе учитываю знакомство старшеклассников не только с «Литературной Россией», «Литературной газетой», «Роман — газетой» «Юностью», «Дружбой народов», «Знамя», но и с журналами «Вокруг света», «Техника молодежи», «Знание – сила», «Наука и жизнь». В этих журналах также печатаются художественные произведения, есть рубрика «Поэзия».

Еще больший эффект дает такой прием: в конце урока без всяких вступлений подхожу к стенду, где помещена выставка новых книг и журналов, беру и читаю интересный отрывок, останавливаюсь на самом интригующем месте и говорю: «Что дальше? Какова судьба этих героев? Узнаете, прочитав…, называю автора произведения, название журнала, номер. Ребята все это записывают в литературные тетради.

Читательские конференции. Провожу их всегда в зале станичной библиотеки. Помнятся конференции по книгам Б. Васильева «А зори здесь тихие», В. Быкова «Сотников». Перед старшеклассниками выставка книг на военную тему, (библиотекарь сделает краткий обзор этих книг), иллюстрации к повестям, выполненные учениками, строго оформлен читательский зал: плакаты, лозунги. Во время конференции звучат песни: «Священная война», «Последний бой», «День Победы». Не остались девятиклассники равнодушными к произведениям современных авторов о войне. Только закончилась конференция, и в зале выдачи книг у столика библиотекаря столпились мои ученики: «Дайте мне эту книгу», «А мне вот эту».

Работаю в школе 34 года. Все эти годы старалась, пыталась ввести в урок поэтическую пятнадцатиминутку, в среду, раз в неделю. Главным содержанием поэтической «среды» является современная поэзия.

Это понятно почему. Преподаю я в 9-11 классах. Передо мной 15-17-летние юноши и девушки, у которых большая потребность понять свое время, осознать себя в нём. А. Твардовский заставляет задуматься о непреклонности и прямоте жизни настоящего человека, Н. Заболоцкий – вглядеться в красоту человеческих лиц», Л. Мартынов, введя в своё «Лукоморье», зовет к нравственным высотам. Современная поэзия утверждает величие, значительность человека: «Кто мы? – Фишки или великие? Гениальность в крови планеты? Нету физиков. Нету лириков. Лилипуты или поэты» (А. Возненесенский).

Как провожу занятия поэзии? В начале учебного года веду их сама, мои ученики являются слушателями, правда активными. Постепенно начинаю их втягивать в краткие беседы:

Каково впечатление от прочитанного? В чем согласны, в чем не согласны? Какие места в стихотворении запомнились, какие оставляют читателя равнодушным?

Вначале предлагаю стихи тех поэтов, которыми интересуются ребята – Л. Ошанина, Э. Асадова, Ю. Друниной, К. Симонова. И вот, идя от интересов ребят, постепенно и их вовлекаю готовить поэтические минуты. На конец первой четверти предлагаю план работы пятнадцатиминутки, возлагая проведение на учеников. 15 минут поэзии – это не так мало, как может показаться. Небольшой рассказ о жизни поэта, несколько стихотворений, выученных наизусть, отзыв о прочитанных стихах. Готовят поэтическую «среду» 5 человек. Чтобы готовиться было легче, для каждой параллели берем разную тематику. После проведения «среды» пятеро ребят сдают в кабинет поэтическую книжечку, где помещают собранный материал. К поэтическим «средам» оформляется стенд «Восход» — клуб любителей поэзии, где помещаются фотографии, сборники стихов, книги, статьи о поэте. Красиво написан девиз поэтической минуты. Заранее, по понедельникам, провожу репетиции. Самое интересное – готовить «среду». Надо много прочесть, а это захватывает. Невольно хочется узнать побольше, приходится перечитывать гору литературы, чтобы отобрать самое интересное. У каждой поэтической «среды» свое неповторимое лицо. В начале форму проведения пятнадцатиминутки предлагала я, но постоянно мои ребята сами изменяли форму проведения. «Среда», посвященная Николаю Рубцову, началась песней на слова Рубцова «Горенка», которую спел юноша под гитару: что создало особое лирическое настроение, рассказ о жизни Ольги Берггольц сопровождался иной музыкой, жестокими звуками войны, сигнал воздушной тревоги, визг и грохот обрушавшегося металла.

Пятнадцать минут поэзии! Они посвящены или творчеству одного поэта или нескольких, но объединены одной темой. На поэтических «средах» звучат стихи Л. Татьяничевой, В. Шефнера, Р. Рождественского, Е. Винокурова, Е. Евтушенко, Л. Ошанина, О. Казаковой, Н. Рубцова, С. Капутикян. Четвертая четверть! На ее «среды» планируем знакомство с творчеством кубанских поэтов: В. Сааковой, В. Бакалдином, И. Вараввой, Н. Доризо. Они нередко бывают гостями нашей школы. Тесная дружба у старшеклассников с К.А. Обойщиковым. Он автор стихов «Баллада о розах» и «Баллада о последнем патроне», а они о нашей школе, об ее питомцах, Герое Советского Союза Н. Приймаке, ученике Нововеличковской средней школы. Слушаем на встречах Кронида Александровича, затаив дыхание, захватывает поэтическое слово слушателей. Возникают вопросы:

Как стал Кронид Александрович поэтом?
Откуда черпает темы, образы?
Где достать сборники стихов?

На память о встрече кубанский поэт подарил нам свою фотографию, сборник стихов, оставил автограф в книге почетных гостей.

Частый гость нашей школы военный корреспондент, автор очерка о Н. Приймаке, поэт Украины Яков Иванович Захаров. А все началось с поэтической «среды», где шел разговор о том, что «героями не рождаются, ими становятся». Понравились стихи Якова Ивановича, и полетели письма в г. Ворошиловград. Захотелось больше узнать об этом удивительном человеке. В кабинете литературы оформлен планшет о жизни и творчестве Захарова, есть подаренные сборники стихов.

 К концу года для многих моих воспитанников стало потребностью читать стихи. появились красиво оформленные поэтические тетради, куда старшеклассники записывают понравившиеся им стихотворения. Я уверенна, что многие ребята не пройдут теперь равнодушно мимо книжного киоска или магазина, не скользнут безразличным взглядом по сборникам стихов; в станичной и школьной библиотеках не будут пылиться томики стихов: за ними придут участники поэтических «сред».

Прошел год, другой, и я почувствовала, как нуждаются мои воспитанники в занятиях литературного клуба, что мало проводить только поэтические «среды». Так 20 лет назад, в нашей школе был организован литературный клуб «Восход». Занятия его включают разные виды внеклассной работы: поэтические часы, конкурсы чтецов, конкурсы иллюстраторов, литературные вечера, диспуты, читательские конференции, переписку с музеями и писателями, экскурсии, спектакли, заседание литературной гостиной, литературное краеведение.

Любимое занятие клуба – поэтические часы, которые посвящены творчеству одного поэта (например, «Тема Родины в лирике Александра Прокофьева) или творчеству нескольких – «Слава – Вам павшие, слава» (по лирике военных лет кубанских поэтов). Школьники читают стихотворения наизусть, используется также авторское чтение, песни поэтов, положенные на музыку. И что сааме ценное ребята делятся своими впечатлениями от прочитанных стихотворений.

Надолго, думаю, запомнятся старшеклассникам музыкально-поэтический час. «Тебе одной плету венок», посвященный теме – Родина в лирике С. Есенина. (Приложение 1) В русских сарафанах, с наброшенными на плечи шалями у красавицы – березки собрались участники.

А музыкально-поэтический час «Музыка – моя жизнь», посвященный творчеству П. И. Чайковского… Камин, горящие свечи, великосветское общество на балу у губернатора… Звучит опера Чайковского «Евгений Онегин». Старшеклассники исполняют сцену дуэли Онегина и Ленского. Мы словно побывали в 19 веке. Стихи, музыка! Все так необыкновенно.

60-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне посвящен музыкально-поэтический час «Строка, оборванная пулей». С интересом слушали ребята рассказ о молодых поэтах, не вернувшихся с войны.

Я должна заметить, что сценарий мы составляем сами, а театральное оформление выполняет В.Г. Бамбизо, хореограф Дома культуры (у нас с ними тесное содружество). Выступают кружковцы на сцене станичного ДК.

Подготовили и спектакль, посвященный «детям 1812 г.». шли мои воспитанники вместе с ними на Сенатскую площадь, ехали в Сибирь, трудились на рудниках, закованные в цепи. Были у нас и очаровательная Машенька Раевская – М.Н. Волконская, и Полина Гебль, и трехлетняя Настенька Рылеева. Ребята – «восходовцы» — это и Иван Анненков, и Кондратий Рылеев, и Каховский, и князь Оболенский. Быть стойкими, верными Отечеству, долгу учат такие спектакли. И признаюсь честно: все книги о декабристах, которые можно только найти в нашей станице, прочитаны.

Составной частью работы кружка «Восход» является литературное краеведение.

Ребята очень увлеклись поиском материалов о писателях и их творчестве. 20 мая 2005 года исполнилось 80 лет со дня рождения Героя Советского Союза Николая Алексеевича Приймака, ученика нашей школы. О повиге 17-летнего парнишки из х. Приймаки писали С.Д. Скляренко, П.А. Павленко, М.Д. Лужнев, Н.С. Домешек, Я.И. Захаров, К.А. Обойщиков. Старшеклассники решили, во что бы то ни стало, найти произведения о подвиге Приймака. Отправлено письмо в г. Ворошиловград Я.И. Захарову, в г. Изяслав – Н.С. Домешеку. В райархиве ст. Динской Краснодарского края с интересов перелистывали пожелтевшие номера районной газеты «Трибуна», где в одном из номеров найден очерк С.Д. Скляренко «На Приймаковом хуторе», поэма М.В. Лужнева «Микола Приймак». В библиотеке им. Пушкина г. Краснодара с трудом разыскали очерк П.А. Павленко «Казачонок». Поиск продолжался… Мы в мае совершили поход по боевым местам Николая Приймака, где бывали и те, кто прославил бессмертный подвиг нашего земляка.

О декабристах, считали, знаем много: еще в прошлом году провели двухчасовое заседание литературной гостиной «Звезда пленительного счастья», урок – конференцию о поэтах — декабристах.

И вот он 2005 год – год 180-летия со дня восстания на Сенатской площади… За предложенную тему «Декабристы на Кубани» ребята взялись с желанием. Десятки отосланных писем в разные концы России, связанные с пребыванием здесь «богатырей, кованных из стали»… г. Новоселенгинск, п. Баргузин – Бурятской обл., г. Чита, г. Иркутск, ст. Прочноокопская, г. Адлер, п. Лазаревский, ст. Ивановская…, г. Краснодар. Десятки перечитанных книг, публикаций в газетах и журналах за последние 20 лет. К кому бы не обратились, встречали понимание, желание нам помочь, а это радовало, придавало силы.

Первыми, кто откликнулся, были ивановские следопыты, члены клуба СШ 18. Нашей радости нет предела: одно – читать, другое – самим увидеть. Встречу надолго не откладывали. Ивановская встретила нас знаменитыми лиманами. Но не терпелось побыстрее увидеть те места, которые связаны с пребыванием здесь декабристов. С 1835-1838 гг. в Ивановской бывали Н.И. Лорер, А. Бестужев-Марлинский, с.И. Кривцов, рядовые Тенгинского полка А.И. Одоевский в 1839 г. проследовал через Ивановскую в направлении Тамани. Две недели в Ивановке жил М.Ю. Лермонтов, проезжал по Екатеринодарскому тракту и А.С. Пушкин. Экскурсию начали с места, где находилось здание штаба Тенгинского полка, того полка, в котором отбывали ссылку многие декабристы. Напротив штаба Тенгинского полка – военный плац, видавший ни одно учение. Здесь в 1863 г. под воздействием идей декабристов было открыто одноклассное училище. Теперь на этом месте красуется здание средней школы 18. Красивое здесь место. Слева видна площадь – раньше это рыночная площадь с купеческими лавками, здание одной из них сохранилось, и мы сфотографировались рядом на память. А справа – звонница Сретенской церкви. Отрадно осознавать: где сейчас ступаем мы – бывали декабристы! И уж что нас совсем поразило – в парке находится пушка Тенгинского полка, отлитая еще в 1812 г. – «единственная достопримечательность станицы», — читаем мы в «Воспоминаняих» Лорера.

В свою Нововеличковскую возвращались через Краснодар. Автобус нас мчал почти по тому же Екатеринодарскому тракту. «Старый путь шел немного левее, — подсказывали нам сторожилы, — через Мышастовку, Марьянку, Копани». «На Тамань мимо нас никак не проедешь. Здесь последний перегон Екатеринодарского тракта», такова версия местных сторожилов — копанчан. А рассказ деда Середы об Екатерининском тракте, по которому давным-давно проезжал якобы Пушкин, еще раз ребят убедил: нашли-таки ту географическую точку, где проходил тракт на Тамань. Она, эта точка, в нескольких километрах от нашей станицы. Здесь и был поставлен то каменный столб с золотой старославянской вязью «По сей дороге старой, предания гласят, и Пушкин, и Лермонтов и другие писатели российские проследовали». А нам так хочется внести поправку … и декабристы. Вот так и вышли на очень интересную тему: «Кто следовали декабристов по Екатеринодарскому тракту». Загорелись и поехали по этой дороге на велосипедах. Вот еще один маршрут краеведческой экскурсии вписали в свою летопись «восходовцы».

Литературная гостиная – один из любимых занятий «восходовцев». В 2005 году мы ее посвятили «детям 12 года» — декабристам. Разделились по пятеркам. У каждой группы было задание. Ребята поставили на ноги всех: учителей, моих коллег, родителей, своих знакомых, чтобы подыскать нужный материал. Помимо докладов надо было рисовать, готовить поделки.

За подготовкой незаметно прошел месяц, другой. И вот литературная гостиная распахнула перед нами двери. Сидели за столиками по пять человек, сообщения были одно интереснее другого. «Мой милый Саша» — так названа была работа-доклад группы, которой руководит Оля Захарова. «Кюхля» — группы, где руководитель Сидорова Таня. Декабристу Николаю Бестужеву – личности в своем роде уникальной посвятили свои исследования группа Н. Репиной. О творческом подвиге – создании галереи портретов всех заключенных вместе с ним в сибирских каторжных острогах декабристов и жен посвятили рассказ ребята этой группы. «В добровольном изгнании» — сообщение пятерки во главе с Т. Блохой. Оно об очаровательной Муравьевой, юной Волконской, строгой Трубецкой. Поражаются мои девушки решительности любимых женщин и рассказывая о них, невольно смахивают слезу.

Любят «восходовцы» и рисовать. Серии рисунков самые разносюжетные. Это и к прочитанным книгам, и проба кисти – нарисовать портреты декабристов и их жен. Я из всех работ выделяю работу Димы Высоцкого. Отлично владеет карандашом. Каховскому, Бестужеву-Рюмину, Муравьеву-Апостолу, Пестелю, Рылееву посвятил свою работу.

65 – летию Победы, «Богатырям, кованным из стали» посвящается… такую надпись видим мы на читательском дневнике «восходовцев». Б. Васильев, В. Быков, А. Фадеев, Ю. Бондарев, В. Курочкин, Ю. Тынянов, А. Лебедев, С. Голубов,.. книги этих авторов прочитаны каждым членом клуба. В читательском дневнике оставлены отзывы. Жемчужинкой работы нашего клуба является сборник собственных стихов.

А благословил «восходовцев» на поэтический труд кубанский поэт Кронид Александрович Обойщиков.

Фотоматериалы мероприятий клуба представлены в Приложении 2.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • В мануале есть рисунки
  • Должностная инструкция заведующей филиалом детского сада
  • Руководство по безопасной работе на высоте
  • Милдронат таблетки инструкция по применению цена в могилеве
  • Окрашивание волос в домашних условиях пошаговая инструкция фото