Руководство детским коллективом планирование

План
работы классного руководителя по формированию коллектива

Задача

Содержание
деятельности

Ответственные

1.
Развивать у детей интерес друг к другу


Классный час на тему: «Это Я» (презентация себя);


Коллективное составление проекта по интересам учащихся;


Игры на развитие интереса друг к другу(«Созвездие», «Снежный ком» и т.д.).

Учащиеся

Родители

Кл.руководитель

2.
Учить детей помогать друг другу


Тьютерство;


Акции «Помоги!» (например детский дом);


Находить того, кому нужна помощь.

Учащиеся

Кл.руководитель

Учащиеся

3.
Учить детей уважать друг друга


Использовать методические и игровые приемы («Утро начинается с улыбки», «
Дружеская мойка»Приложение №1).


Классный час на тему: «Речевые формулы»(Приложение №2);


Утренники ««Да здравствуют вежливость и доброта!».

Кл.руководитель

Кл.руководтель
и учащиеся

4.
Учить детей слушать и слышать друг друга


Круглые столы;


Театральные представления;


Конкурсы «чтецов».

Кл.руководитель

Учащиеся

5.
Учить детей доверять друг другу


Классный час «Дружба – чудесное слово»;


«Откровенные» классные часы;


Игры на доверие друг другу(Приложение №3)

Кл.руководитель

Учащиеся

Кл.руководитель

6.Учить
детей понимать друг друга


Создание ситуаций;


Создание кружка «Немой театр»;


Игры на понимание друг друга (н-р игра «Пойми меня», «Испорченный
видеомагнитофон» Приложение №4)

Кл.руководитель

7.
Учить детей сочувствовать друг другу


Беседы-рассуждения на темы: «Что такое сочувствие?», «Зачем и почему мы
должны сочувствовать друг другу?»


Участие класса в волонтерстве;


Игры на развитие сочувствия.(Приложение №5)

Кл.руководитель  

Учащиеся

Кл.руководитель

Игры на сплочение
детского коллектива

Приложение № 1    

«Утро начинается с
улыбки»

   Каждый день в начале первого
урока предлагаю детям посмотреть друг на друга поздороваться и улыбнуться
(прекрасный заряд настроения, а с таким зарядом и работа спорится).

« Дружеская мойка»

Дети выстраиваются в два ряда на
большом расстоянии друг от друга. Один ребёнок проходит  между рядами (через
«мойку»), другие дети поочередно пожимают ему руку, дружески похлопывают по
спине, одновременно произносят слова похвалы, симпатии, поощрения (в результате
такой «мойки» появляется сияющий, радостный и счастливый ребёнок).
Целесообразно, пропускать через «мойку» 1-2 человек в день.

Приложение №2

Классный час на
тему: «Речевые формулы»

Объяснить детям, в каких ситуациях,
что принято говорить, проиграть в эти ситуации,  потом придумать ситуации, в
которых можно использовать те или иные «речевые формулы», потом они могут
придумать и использовать «свои» слова и выражения.
Важно
объяснить детям, что одни и те же слова и фразы можно произнести с разной
интонацией и очень часто «тон делает фразу» и одни и те же слова (в зависимости
от интонации) могут восприниматься по-разному. Например, ребенок может
попробовать произнести фразы: «ты молодец» (с восхищением и с насмешкой), «я
очень рада за тебя» (с одобрением и с огорчением), «спасибо тебе» (с благодарностью
и с обидой). Это поможет понять значение интонации при общении.

Знакомство:

— Меня зовут … А тебя как?

— Я хочу с тобой познакомиться,
меня зовут…

— Давай познакомимся. Как тебя
зовут?

— Хочешь будем играть вместе. Меня
зовут… а тебя?

 — Мама, это мой друг
(одноклассник), его зовут…

Благодарность:

 — Спасибо!

 — Большое спасибо!

 — Спасибо, я так рад…

 — Спасибо, вот здорово…

 — Спасибо, мне нравится…

Просьба:

 — Можно я возьму…

 — Дай мне, пожалуйста…

 — Мне очень нужна эта книга, можно
ее взять?

 — Помоги мне, пожалуйста…

 — Можно я сделаю это, а ты…

Предложение:

 — Давай вместе пойдем (сделаем),
посмотрим…

 — Если хочешь, возьми…

 — Если хочешь, я могу помочь…

Отказ:

 — Спасибо, но мне не нравится…

 — Спасибо, я не хочу это делать…

 — Мне это не нравится, я не буду
это делать…

 — Нет, я не пойду…

 — Сейчас я не хочу…

Согласие,
поддержка:

 — Я тоже так думаю…

 — Мне это тоже нравится…

 — Я согласна, ты прав…

 — Я бы тоже так сделал…

 — Ты правильно сделал, все будет
хорошо.

Извинение:

 — Прости, пожалуйста…

 — Извини, я не хотел…

 — Извини, это получилось случайно…

 — Прости. Я не хотела тебя
обидеть…

 — Прости, я был не прав…

Предложение
помощи:

 — Я могу тебе помочь, давай…

 — Хочешь, мы сделаем это вместе…

 — Хочешь, я тебе помогу…

 — Помочь тебе?

 Приложение №3

«Путь доверия»

 Один из  двоих надевает повязку на
глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет ведущим. Когда ты ведущий — ты
должен провести «слепого» ребенка по помещению так, чтобы он
чувствовал себя спокойно и уверенно. Время от времени делай паузу, чтобы твой
товарищ смог потрогать различные вещи: большие и маленькие, гладкие и
шероховатые. Ты можешь провести его к месту, где предмет издает звук или запах.
Только ничего не говори при этом. Через пять минут я позвоню колокольчиком —
тогда вы поменяетесь ролями. А еще через пять минут я позвоню еще раз — и тогда
вы возвращаетесь обратно в круг, и мы поговорим о том, что вы пережили во время
прогулки. Перед началом договоритесь с партнером, как он вас будет вести: за
руку или как-то по-другому.

Приложение №4

«Пойми меня»

Игра «Пойми меня», в которой одному
предлагают изобразить удивление, одобрение, страх, угрозу, злость, восхищение,
радость и другие чувства, а другим – выделить те признаки, по которым эти
чувства определяют. Хочу отметить, что для многих детей эта задача может
оказаться очень сложной, т.к. дети плохо дифференцируют и свои и чужие чувства.

« Испорченный
видеомагнитофон
»

Участники садятся в кругу. Дается
задание – передать эмоциональное состояние, используя только невербальные
средства. Состояние передает один участник следующему по кругу. Остальные сидят
с закрытыми глазами. Когда каждый из группы получил и передал состояние, первый
передающий сопоставляет то, что он получил, с тем, что передавал. Зачастую
бывает, что начинают передавать удивление, возвращается гнев и т.д. Начинающий
передавать состояние отмечает, кто из группы наиболее достоверно его воспринял,
а где произошел сбой. После этой игры у участников возникает желание понять,
что такое невербальное отношение, как расшифровать и понимать других по позе,
жестам, выражению лица.

«М-М-М по
кругу»

«М-М-М по кругу». Группа
сидит в кругу. Первый человек долго тянет звук м-м-м-м-м… на определенной
высоте. В тот момент, когда он заканчивает, следующий должен подхватить, и так
далее по кругу. Важно, чтобы звук не прерывался.

Приложение №5

«Скульптор»

Инструкция: Разойдитесь свободно по
комнате, кто куда хочет. Я хотела бы поиграть с вами в игру, которая называется
«Скульптор». Я буду вам называть чувство, а ваша задача — изобразить
его своим телом. Давайте сначала попробуем изобразить любопытство. Начнем с
лица. Какое у вас бывает лицо, когда что-то будит в вас любопытство? Что
происходит с вашим лбом? Видели ли вы, как человек, которого что-то
заинтересовало, чуть-чуть приоткрывает рот? А что происходит с вашими руками?
Как вы держите голову? А ноги? Не хотели бы вы приподняться? У вас минута
времени для того, чтобы изобразить любопытство (своим лицом и телом). Потом я
обойду вас всех, чтобы рассмотреть все интересные фигуры.

Вы можете помочь отдельным детям
найти подходящие экспрессивные жесты, например, Вы можете подсказать:
«Покажи мне, что твои руки любопытные» и т.д.Теперь перейдем к
следующему чувству. Расслабьтесь, встряхните руками и ногами. Теперь покажите
мне очень усталого человека. Выразите всем телом усталость. Сделайте усталое
лицо, усталые руки, ноги, усталую голову. Учтите, что «статуя» не
обязательно должна стоять, она может также сидеть или лежать.Потом дайте детям
подобным образом выразить несколько обычных повседневных чувств, используя все
главные части тела. Постепенно дети ухватят метод и заметят, что чувство можно
выражать очень многими частями своего тела.Основные чувства, которые Вы можете
предложить — радость, ярость, страх, нежность. Если у Вас сложилось
впечатление, что дети поняли идею игры, то можно детям самим назвать чувства,
которые им хотелось бы изобразить.А этот вариант игры Вы можете попытаться
провести и с восьмилетними детьми…Разойдитесь по четверкам, встаньте так,
чтобы вы могли видеть друг друга. Я хочу, чтобы вы изобразили, как могут
меняться чувства. У вас есть минута времени, чтобы попробовать показать такие
изменения. Например, сначала вы показываете, что вы устали, а затем усталость
покидает ваше тело, и вы выглядите все бодрее и бодрее. (1 минута).Здесь тоже
сначала сами предложите варианты. Очень хороши следующие переходы: любовь —
ненависть, скука — интерес, подобострастие — властность, навязчивость —
сдержанность и т.п. Когда дети поймут идею, они могут сами, посовещавшись,
предложить подобные полярности.

«Многоликость
чувств»(с 10 лет)

Цели: Очень важно, чтобы дети как
можно раньше научились понимать свое окружение. Ведь чувства выражаются
преимущественно не впрямую — словами, а опосредствованно — лицом, позой,
движением, голосом. Когда дети научатся распознавать чувства другого, им будет
легче идентифицировать себя с другой личностью. В этой игре дети учатся
замечать чувства другого человека и связывать эти наблюдения с собственными
переживаниями.

Материалы: Каждому ребенку
понадобится иллюстрированный журнал, бумага для рисования, клейкая лента и
карандаши.

Инструкция: Сегодня мы посмотрим, как
можно выразить свои чувства с помощью лица и тела. Пролистайте журнал и найдите
картинку, изображающую человека, который вас заинтересует. Вырежьте ее и
приклейте на бумагу. (10 минут.)

Теперь внимательно изучите картинку
и рассмотрите лицо человека. Каким образом это лицо выражает грусть или
радость, любопытство или скуку? Затем рассмотрите позу человека: как он держит
голову, что он делает со своими руками, ногами, всем телом? И что он этим
выражает? Напишите рядом с картинкой, какое чувство испытывает изображенный на
ней человек. (10 минут.)

Выберите теперь сами какое-нибудь
чувство, которое вам интересно, нарисуйте человека, испытывающего это чувство.
Вы можете найти себе образец или придумать что-нибудь сами. Не страшно, если
ваша картинка не очень красива; главное, чтобы было показано, как лицом и телом
выражается это чувство. (5 минут.)

Подумайте, пожалуйста, что вы
ощущаете, когда испытываете это чувство:

— как изменяется ваше лицо?

— как вы дышите?

— в каком состоянии находятся ваши
мышцы?

— что вы ощущаете в теле?

— какие движения вы делаете при
этом?

— какие мысли или образы приходят
вам в голову, когда вами овладевает это чувство?

— что вам больше всего хочется
сделать, когда вы испытываете это чувство?

Опишите, как вы справляетесь с этим
чувством. (10 минут.)

Теперь приклейте это описание под
вашу картинку. Разойдитесь по тройкам и покажите друг другу свою работу.
Спросите, что переживают другие, когда испытывают выбранное вами чувство. (10
минут.)

Составьте затем из всех эскизов с
текстами небольшой альбом. Дайте детям при случае рассмотреть все картинки. (5
минут.)

Анализ упражнения:

— Легко ли тебе заметить чувства
другого человека?

— На что ты обращаешь особенное
внимание — на звуки голоса, на движение, на выражение лица?

— Про кого из детей в классе ты
можешь сказать, что тебе легко понимать, какое чувство он испытывает?

— Про каких детей ты можешь
сказать, что тебе сложно угадать, какое чувство они испытывают?

— Насколько хорошо ты можешь
оценить чувства учителя?

— Хорошо ли другие люди понимают
твои чувства?

— Какие чувства тобой владеют,
когда ты испытываешь желание помочь другим людям?

— Какие чувства тобой владеют,
когда ты испытываешь желание уйти?

— Какие чувства тебе чужды или
неприятны?

— Веришь ли ты, что животные
(например, собаки) могут понимать чувства человека?

— Почему люди так часто скрывают
свои чувства?

Как воздействовать на детский коллектив

В этой лекции – рекомендации, как организовать плодотворное взаимодействие с детьми. Они помогут вам заинтересовать детей обучением, вовлечь в групповую работу и снизить количество конфликтов.

Выстраивайте с детьми личностное общение

В зависимости от ситуации ваше общение с детьми может быть как формализованным, так и личностным. Но важно, чтобы личностного общения было больше: так дети лучше вас понимают и осознают, чего вы от них ждете. Личностное общение предполагает, что дети получают от вас просьбы и различные объяснения, чувствуют, что вы обеспокоены какой-то ситуацией. Формализованное общение – это требования, угрозы и инструкции в адрес детей.

Пример

Как заменять формализованные фразы на личностные

Вместо «Тебе следует поторопиться!» – «Ты долго думаешь: может быть, тебе нужна помощь?»

Вместо «Говорите тише» – «Я прошу соблюдать тишину»

Вместо «Если не прекратишь разговаривать, я поставлю двойку» – «Ты пытаешься прояснить задание? Объяснить тебе еще раз?»

Давайте детям больше самостоятельности

Успешные педагоги редко прибегают к дисциплинарным способам взаимодействия с детьми, потому что это неэффективно. Жесткая дисциплина в классе или группе обычно дает обратный результат: у детей пропадает мотивация к обучению. Ниже читайте советы, как работать с детьми, чтобы они проявляли самостоятельность и сохранили учебную мотивацию.

Совет 1. Организуйте деятельность детей, а не дисциплину. Если будете уделять мало внимания тому, чем и как заняты дети на уроках, то впоследствии придется тратить силы на дисциплину. Чтобы дети плодотворно работали на занятиях, и им было интересно:

– давайте четкие инструкции;

– выделяйте голосом моменты, на которые надо обратить особое внимание, а не просто повышайте голос в любых ситуациях;

– называйте детей по имени, а не по фамилии;

– поощряйте детей за успехи;

– старайтесь общаться с юмором.

Совет 2. Позволяйте детям принимать решения в ходе занятий. Чем больше у них возможностей проявить самостоятельность, тем лучше они усваивают материал, который вы даете. В каких ситуациях ребенок может быть самостоятельным, смотрите на рисунке 1.

Рисунок 1. Когда ребенок проявляет самостоятельность

C:UserselobanovaDesktopШКОЛА14. ПсихпедМодуль 3Тема 2рисы1.1.png

Учитывайте знания детей, когда делите их на рабочие группы

Бывает, что вам нужно поделить детей на рабочие группы, чтобы раздать коллективные задания. Прочитайте два совета, как это можно сделать, чтобы обошлось без обид, конфликтов, а работа детей дала результаты (рисунок 1).

Совет 1. Пусть дети сами выберут для себя группу. Не стоит формировать группы бездумно. Составляйте их с учетом того, кому какие знания и навыки надо проработать. Но предложите детям самостоятельно решить, в какую группу они хотят. Так они почувствуют, что управляют учебным процессом наравне с вами и заинтересуются заданием, которое вы для них запланировали.

Пример

Как предложить детям разбиться на рабочие группы

Ваши возможные слова: «Ребята, сегодня мы работаем в группах. Предлагаю выбрать группу. Если считаете, что не совсем хорошо усвоили новую тему, поработайте в первой группе. Если считаете, что разобрались в теме, и готовы выполнить практическое задание, выбирайте вторую группу»

Если видите, что кто-то из детей сомневался при выборе группы, уточните у него: «Почему ты выбрал именно эту группу? Как ты рассуждал?»

Совет 2. Помогите детям, которые не могут выбрать для себя группу. Не делайте выбор за ребенка, а просто направьте: важно, чтобы он проявил самостоятельность. Но будьте готовы к тому, что ребенок сделает выбор, который не согласуется с вашим мнением.

Пример

Как помочь ребенку выбрать рабочую группу

Можно сказать так: «На предыдущем занятии ты выполнил не все задания. Может, тебе начать работу в первой группе? Или ты готов попрактиковаться во второй группе?»

В работе с детьми подключайте психологические компетенции

Любой педагог  всегда немного психолог, ведь дети в классе или группе разные, к каждому ребенку нужно искать свой подход. Чтобы вам будет проще взаимодействовать с детским коллективом, прочитайте и сохраните  памятку. 

Памятка. Как взаимодействовать с детским коллективом

C:UserselobanovaDesktopШКОЛА14. ПсихпедМодуль 3Тема 2рисы2.png

LOGO_Action_MCFR.png

Краткое
содержание

Обучение
детей общению и взаимодействию с людьми.

Основное отличие работы с детскими
группами от работы с группами и
коллективами взрослых. Обучение детей
умениям и навыкам межличностного
взаимодействия и общения. Учет в общении
возрастных особенностей детей,
объединенных в группы и коллективы.
Общие и частные цели педагогического
руководства детскими коллективами,
методы и средства реализации этих целей.
Обучение распределению обязанностей
и ролевым формам внутригруппового
взаимодействия. Развитие организаторских
умений и исполнительских навыков у
детей, роль групповых норм и правил в
их усвоении. Обучение деловому
взаимодействию, функционально-ролевой
адаптации и взаимозаменяемости в работе.
Формирование умения устанавливать и
поддерживать личные контакты с товарищами.
Воспитание у детей способности оставаться
независимыми в группе, уважать мнения
и учитывать интересы других ее членов.
Обучение умению вести дискуссию,
предупреждать возникновение и разрешать
уже возникшие межличностные конфликты.
Возрастные возможности научения детей
коммуникативным умениям и навыкам.
Особое значение младшего школьного
возраста в обучении общению.
Управление
межличностными отношениями в детских
группах и коллективах.
Деловые
и личные взаимодействия в детских
группах и коллективах, их значение для
развития ребенка как личности. Деловые
связи в учении, игре и труде, их значение
для формирования специфических деловых
качеств личности у ребенка. Основные
направления развития деловых отношений
детей, возрастные особенности становления
и преобразования этих отношений.
Необходимость чувственных ориентиров
для самоуправления совместной
деятельностью у дошкольников. Обсуждение
и составление планов совместной работы
у детей младшего школьного возраста.
Самоуправление деятельностью в
подростковом и раннем юношеском возрасте.
Формирование и укрепление нравственной
основы деловых взаимоотношений —
главная задача воспитания. Возрастные
преобразования нравственных норм личных
взаимоотношений детей. Построение
личных взаимоотношений детей на основе
концепции морального развития Л.
Колберга.
Организация
детской групповой деятельности.

Необходимость оптимальной организации
совместной деятельности детей в группах
и коллективах, условия и требования,
которым должна соответствовать эта
организация. Возрастные аспекты
определения оптимальной величины
детских групп и коллективов. Систематическое
изменение состава и распределения ролей
между детьми в группах и коллективах.
Требование равноправия и независимости
личностей в коллективе. Приближение
содержания деятельности детских групп
и коллективов к условиям жизни взрослых
людей. Роль задач, решаемых в детских
группах и коллективах, для интеллектуального
и личностного развития детей.
Развитие
личности в детских группах и коллективах.

Сложность решения проблемы влияния
детских групп и коллективов на развитие
личности ребенка, двойственность такого
влияния. Усиление положительных и
ослабление отрицательных следствий
воздействия детских коллективов на
личность ребенка. Включение ребенка в
совместную деятельность и разные виды
общения с целью его личностного развития.
Практические пути решения проблемы
разностороннего развития личности
через организацию многопрофильных
детских групп и коллективов со сменяемыми
руководителями.

ОБУЧЕНИЕ
ДЕТЕЙ ОБЩЕНИЮ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ЛЮДЬМИ

Стиль
и методы руководства детскими группами
и коллективами должны отличаться от
приемов руководства коллективами
взрослых людей, так как в качестве
основной задачи в управлении детскими
группами и коллективами ставится задача
обучения и воспитания у детей умений и
навыков группового взаимодействия.
Существуют и возрастные особенности
руководства детскими коллективами,
отражающие специфику возрастной
психологии и обеспечивающие преемственность
в развитии соответствующих коммуникативных
умений. Выясним, каковы особенности
педагогического руководства детскими
группами и коллективами с учетом общих
задач обучения и воспитания, а затем
ответим на вопрос о специфике руководства
объединениями детей разного возраста,
начиная от раннего дошкольного и кончая
старшим школьным возрастом.
Практически
организуя работу детских групп и
коллективов, педагог должен преследовать
следующие цели:
1. Научить детей
правильно распределять между собой
роли в совместной деятельности и
выполнять свои ролевые обязанности.
2.
Научить детей быть руководителями в
групповой деятельности.
3. Научить
детей подчиняться заданным правилам
совместной работы, быть также и хорошими
исполнителями.
4. Научить детей умело
общаться друг с другом, устанавливать
и поддерживать хорошие деловые
взаимоотношения.
5. Научить детей
создавать в группе эмоционально
благоприятные личные взаимоотношения.
6.
Научить каждого ребенка быть независимым
в группе или коллективе, преследуя
собственные цели, в то же самое время
не ущемлять интересов других членов
группы.
7. Научить детей умело вести
дискуссию, высказываться самим и слушать
других, доказывать свою правоту и
признавать правильность позиций других
людей.
8. Научить детей снимать конфликты
в сфере личных и деловых межличностных
отношений.
Обучение правильному
распределению обязанностей предполагает
проведение систематической разъяснительной
работы, направленной на то, чтобы убедить
детей в том, что коллективная деятельность,
построенная на основе разделения
функций, их специализации и кооперации,
координации усилий членов группы,
является прогрессивной. При правильной
организации такая работа идет на пользу
всем без исключения людям, порождая
значительный материальный выигрыш,
обеспечивая социальную и моральную
поддержку и способствуя развитию каждого
как личности. Это происходит тогда,
когда группа или коллектив не доминируют
над личностью, не ущемляют ее интересов
и не подавляют ее. Следует особо
подчеркнуть значимость каждой роли в
группе для развития индивида как
личности, необходимость ролевой
взаимозаменяемости, при которой каждый
имеет право и возможность побывать в
различных социально-психологических
ролях. Результатом такой работы должно
стать научение детей самостоятельному
распределению обязанностей в группе,
решение этой задачи без вмешательства
взрослых.
Две самые важные роли, которые
встречаются практически во всех
организованных группах детского типа,—
это роли
руководителя и исполнителей.

Их выполнению в первую очередь необходимо
обучить детей. Ребенку прежде всего
нужно показать, как собрать детей,
распределить между ними обязанности,
добиться того, чтобы каждый из них хорошо
понял и принял свою роль. Следующий этап
обучения преследует цель усвоения
функций по координации, контролю
совместной деятельности, подведению
ее итогов. Сначала взрослому нужно
научить ребенка подчиняться ему, а затем
— своим товарищам, причем необходимо
следить за тем, чтобы от внешнего контроля
за своей деятельностью ребенок постепенно
переходил к внутреннему самоконтролю,
от добросовестного выполнения обязанностей
в присутствии других людей к добросовестному
их исполнению наедине с самим собой. Не
менее важно своевременно научить детей
подчиняться другим и быть хорошими
исполнителями своих обязанностей внутри
социальной группы. Важным моментом
обучения исполнительской деятельности
является научение следованию заданным
в группе или коллективах правилам
поведения. Большую пользу в этом плане
ребенку может принести включение его
в групповую работу, предполагающую
строгое следование различным правилам,
варьирование время от времени самого
характера этих правил, действующих в
группе.
Обучение деловому
общению с

целью поддержания эффективного
взаимодействия предполагает развитие
у ребенка умения менять стратегию и
тактику внутригруппового поведения в
зависимости от ситуации и особенностей
партнера по совместной деятельности,
гибко приспосабливаться к нему. Для
этого ребенок должен быть готов взять
на себя разные роли в группе, а при
необходимости—обязанности товарищей
по деятельности, научиться действовать
решительно, быстро и уверенно в любой
ситуации.
Важным условием хорошего
делового взаимодействия являются
благоприятные личные взаимоотношения
членов группы. Поэтому Детей необходимо
также учить устанавливать хорошие
личные контакты, располагать к себе
людей, создавать и поддерживать у них
хорошее настроение. Это требует усвоения
детьми приемов эмоционально благоприятного
межличностного
общения.

Особую
педагогическую задачу составляет
воспитание у ребенка способности
оставаться
и в коллективе свободной, независимой

личностью,
не обезличиваться и не утверждать свое
личное «Я» за счет свободы и подавления
личностей в других людях, нарушая их
интересы. Практическое решение данной
проблемы иногда осложнено тем, что не
каждый взрослый человек в состоянии
вести себя так как положено, готов стать
примером и образцом для подражания со
стороны детей.
В совместной деятельности
у людей нередко возникают споры,
дискуссии, противоречия во взглядах,
могущие, если их своевременно не снять,
перерасти в конфликт, завести совместную
деятельность в тупик. Имея в виду
природную импульсивность детей, их
эмоциональную экспансивность и
несдержанность, неумение контролировать
свои действия и поступки, важно как
можно раньше научить детей следовать
определенным правилам в спорах и
дискуссиях —

таким, которые предупреждают возникновение
конфликтных и тупиковых ситуаций в
совместной деятельности. Таковы общие
цели психолого-педагогической работы
с детскими группами и коллективами.
Обсудим теперь возможность их практической
реализации в работе с детьми разного
возраста.
Мы знаем, что первый явно
выраженный интерес к сверстникам дети
начинают проявлять уже в раннем возрасте.
Начиная с этого времени у них уже можно
воспитывать полезные формы группового
поведения, обучать необходимым
коммуникативным умениям и навыкам. Что
же касается усвоения детьми ролевых
форм поведения, то оно может стать
эффективным начиная примерно с дошкольного
возраста, когда у детей впервые появляются
сюжетно-ролевые игры. Важно не просто
наблюдать за тем, как естественно
развивается этот процесс, но и разумно
им управлять, вводя новые сюжеты и
изменяя правила взаимодействия. В
старшем дошкольном возрасте у детей
вполне могут воспитываться навыки
организаторской и исполнительской
деятельности, самостоятельность в
распределении ролей, прав и
обязанностей.
Младший школьный возраст
в социально-психологическом, воспитательном
отношении был до сих пор своеобразным
«белым пятном». Психологи и педагоги
много рассуждали на тему о том, как
обучать детей этого возраста и строить
их учебную деятельность, но мало
представляли воспитание личности в
данном возрасте, особенно в групповых
условиях. Между тем умелое управление
детскими группами и коллективами может
дать весомые воспитательные результаты.
В младшем школьном возрасте можно и
нужно, например, обучать детей гибкости
общения с целью поддержания эффективного
делового взаимодействия друг с другом.
Этот же возраст вполне подходит для
формирования у детей умения устанавливать
и поддерживать эмоционально положительные
личные взаимоотношения с людьми. В это
время можно научить ребенка быть
независимым, следовать своим целям в
коллективном взаимодействии и в то же
самое время уважать интересы других.
Можно
предположить, что младшим школьникам
вполне доступно элементарное научение
в сфере ведения споров и дискуссий,
включая способность слушать и понимать
других, предупреждать и устранять
конфликты в межличностных отношениях.
Словом, этот возраст обладает значительными,
далеко еще не полностью исследованными
и использованными на практике резервами
психического и поведенческого развития
детей. Одной из причин того, почему
подростки и многие старшеклассники не
умеют общаться, почему взрослым совместно
с ними бывает так трудно решать различного
рода задачи, является то, что этому детей
в младшем школьном возрасте никто
специально не учит.
Подростковый
возраст можно рассматривать как время
окончательного оформления коммуникативных
умений и навыков. В эти годы перед детьми
необходимо ставить настоящие деловые
задачи, подобные тем, которые стоят
перед группами и коллективами взрослых
людей. Руководить детскими группами в
старшем школьном возрасте должны
наиболее опытные, психологически
компетентные учителя и воспитатели,
хорошо владеющие методикой и техникой
ведения различных видов психокоррекционной
работы.

УПРАВЛЕНИЕ
МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ В ДЕТСКИХ
ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ
Управление
межличностными отношениями в детских
группах и коллективах составляет
педагогическую задачу повышенной
значимости. Большая роль межличностным
отношениям в детском возрасте отводится
потому, что в эти годы в системе
человеческих интерперсональных связей
происходит активный процесс становления
личности, а межличностные отношения
представляют собой наиболее эффективное
средство управления развитием личности.
В
социально-психологически зрелых группах
и коллективах, т. е. в таких объединениях
детей, которые заняты какой-либо серьезной
совместной деятельностью, существуют
два основных вида отношений: деловые
и личные.
Их развитие и функционирование оказывает
преимущественное влияние на формирование
деловых и личных качеств ребенка, и
первый педагогически важный вывод,
который может быть сделан на основе
констатации этого факта, заключается
в необходимости параллельного развития
в детских группах и коллективах как
деловых, так и личных взаимоотношений
их участников.
Что же входит в понятие
системы деловых отношений? Какова их
база и условия оптимального формирования
в детских группах? К деловым
отношениям

в группах детей можно отнести те, которые
складываются в игре, учении и труде —
основных видах совместной Деятельности
детей. Сюда входят руководство, подчинение,
распределение обязанностей, координация
действий, составление планов и программ,
их обсуждение и реализация, подведение
итогов, оказание взаимопомощи и др. В
каждом подвиде деловых отношений
формируется и развивается то или иное
социально полезное личностное качество
или группа таких качеств. Например,
включение ребенка в руководство детским
коллективом способствует становлению
у него практического интеллекта и
ответственности, более глубокого
понимания интересов других людей и
умения учитывать их на практике.
Выполнение в группе роли подчиненного
развивает у ребенка дисциплинированность,
а личное участие в распределении
обязанностей формирует у него более
широкий взгляд на проблему деловых
связей и отношений людей, тренирует
наблюдательность и память.
Руководство
товарищами по группе с целью координации
их усилии развивает у ребенка оперативность
и гибкость мышления. Составление планов
и программ совместной деятельности, их
обсуждение и подведение итогов побуждают
детей к совершенствованию коммуникативных
умений и навыков, в том числе умения
слушать, понимать, излагать свои мысли,
доказывать, сотрудничать, идти на
компромисс.
Управление деловыми
взаимоотношениями детей в процессе их
индивидуального развития постепенно
охватывает разные сферы деятельности:
игру, учение и труд. Это одно из направлений
в развитии у детей умения работать
вместе с другими людьми. Второе направление
связано с постепенным переходом от
внешней организации и контроля
деятельности к самоуправлению и
самоконтролю в детских группах и
объединениях, причем прогрессивное
развитие личности ребенка по этой
логической линии в разных видах
деятельности может происходить
независимо. Желательно, чтобы в
сюжетно-ролевых играх детей вначале
участвовали взрослые, а затем всю игру
организовывали и проводили сами дети.
В
управлении деловыми взаимоотношениями
детей имеются определенные возрастные
особенности. Отметим некоторые из них.
В дошкольном возрасте все деловые
отношения и условия их развития должны
быть представлены для детей в
наглядно-действенной или наглядно-образной
форме, так как более высокий уровень
интеллектуального развития им еще не
доступен. Это не исключает возможность
использования взрослым словесных
воздействий при руководстве деятельностью
детей. Однако когда ставится задача
перевода деловых отношений детей на
рельсы самоуправления, то наличие
достаточного количества чувственных
сигналов и ориентиров. Для детей следует,
по-видимому, считать обязательным
моментом в данном случае
социально-психологического научения.
К
совместному планированию как более
развитой и сложной форме деловых
отношений можно переходить в старшем
дошкольном или в младшем школьном
возрасте. Взрослый человек должен уметь
объяснить детям, что такое план
деятельности, для чего и как он
составляется. Вместе с детьми ему следует
разработать два или три простейших
плана, по которым в дальнейшем будет
разворачиваться их совместная
деятельность. Переходить к самостоятельному
планированию дети могут к концу младшего
школьного возраста, причем не только в
игре и труде, но также и в учебной
деятельности.
Развитую систему
самоуправления и самоконтроля деятельности
можно включать в подростковом и в раннем
юношеском возрасте, Причем участие
взрослого в управлении здесь сводится
в основном к роли консультанта и
советчика. Это не значит, что совместную
деятельность подростков надо пускать
на самотек, просто методы руководства
ею в это время должны быть существенно
иными, чем в более ранних возрастах. Их
следует строить с учетом трех важнейших
обстоятельств. Во-первых, с расчетом на
то, что складывающиеся деловые отношения
в конечном счете должны вырасти до
уровня взрослых; во-вторых, имея в виду
специфические особенности детей
подросткового и раннего юношеского
возраста; в-третьих, с учетом того факта,
что создаваемая система отношений,
несмотря на ее приближение к взрослости,
в данном возрасте играет еще подчиненную
роль по сравнению с другими, ведущими
видами деятельности детей.
Личные
взаимоотношения детей,

их развитие и руководство детскими
группами и коллективами имеют свою
логику. Поскольку главной задачей
развития отношений становится укрепление
и обогащение их нравственной основы,
то задача педагога сводится к тому,
чтобы в виде нормативов и образцов
задавать и действенно поддерживать
необходимые нормы нравственности,
реализуя их в системе детских групповых
межличностных отношений. Важнейшими
из них являются порядочность, доброта,
ответственность, сочувствие, готовность
прийти на помощь.
Такие отношения
могут создаваться в группах детей,
начиная с раннего возраста, причем
формирование и укрепление нравственных
отношений в детских группах должно
находиться на первом месте по сравнению
с деловыми взаимоотношениями. Такая
постановка вопроса объясняется тем,
что сами по себе деловые отношения
автоматически не несут нравственное
начало, а если человеческие взаимоотношения
не основываются на высокой нравственности,
то могут привести к формированию и
укреплению отрицательных личностных
свойств у ребенка.
Нравственные основы
детских взаимоотношений с возрастом
развиваются. Логика их преобразования
может быть описана в русле концепции
развития детской морали, по Л. Колбергу.
На начальном этапе морального развития
ребенка, которому свойственна так
называемая доконвенциональная мораль,
нормы и правила поведения детям должны
разъясняться. Необходимо добиваться
того, чтобы сами дети в конечном счете
научились давать нравственные объяснения
своим поступкам, и всего этого вполне
можно достичь в возрасте от 2—3 до 4—5
лет.
В группах старшего дошкольного
и младшего школьного возраста допустимо
переходить к построению межличностных
отношений на базе конвенциональной
морали, т. е. к уяснению того, что
нравственные нормы существуют и
развиваются независимо от мнений
отдельных людей и обязательны для всех.
Развитие детской морали можно ускорить
при правильно организованном руководстве
их очными взаимоотношениями в подростковом
и раннем юношеском возрасте. Весьма
положительную роль могли бы сыграть
уроки нравственности, проводимые людьми,
в моральном отношении высокоразвитыми,
культурно образованными.

ОРГАНИЗАЦИЯ
ДЕТСКОЙ
ГРУППОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ни
одна из идей, которые высказывались в
двух первых параграфах этой главы, не
будет успешно реализована без должной
организации деятельности детских групп
и коллективов. Эта организация должна
быть такой, чтобы объективно создать
оптимальные условия для научения и
воспитания личности, для приобретения
ею тех положительных качеств, о которых
говорилось выше. Каковы же эти условия
и какой, исходя из них, должна быть
совместная деятельность детей?
Первое
такое условие — обеспечение
каждому члену детской группы или
коллектива возможности для активного
участия во всех ее делах.

Второе условие — получение
богатого и разнообразного опыта общения
и совместной деятельности в группах.

Третье условие — использование
в группах или коллективах таких норм и
правил взаимодействия, которые интересы
личностного развития детей ставят на
первый план.

Четвертое условие — воссоздание
в практической деятельности детских
групп и коллективов той социальной
реальности, с которой дети, став взрослыми,
обязательно должны будут столкнуться.

Деятельность развивающих детских групп
и коллективов следует организовывать
таким образом, чтобы постепенно готовить
детей к взрослой жизни. Пятое условие
выявление
задатков ребенка и превращение их в
способности.

Первое
из обозначенных условий может быть
выполнено лишь тогда, когда количество
участников в детской группе относительно
невелико,

т. е. такое, которое позволяет каждому
члену группы свободно вести себя и с
полной отдачей сил включиться в совместную
деятельность. Практика показывает, что
оптимальной по составу является группа
численностью от 3 до 7 человек. Объясняется
это тем, что группа данной величины
обеспечивает активное участие каждого
человека в совместной деятельности,
позволяя вместе с тем наилучшим образом
распределить обязанности между членами
группы и скоординировать их действия.
Для
того чтобы выполнить второе условие,
рекомендуется систематически
изменять состав и распределение ролей
в детских группах.
Это
позволяет детям получать богатый и
разнообразный опыт общения, усваивать
различные формы ролевого поведения,
вырабатывать нужные и достаточно гибкие
коммуникативные умения и навыки. Чем
меньше возраст детей, тем меньшей по
величине должна стать группа, в которой
все это происходит. Например, для детей
раннего и дошкольного возраста можно
рекомендовать создание групп по 2—4
человека в каждой, для детей младшего
школьного возраста — 3—5 человек, для
подростков и юношей — группы по 5—7
человек. Благодаря постепенному
увеличению размера группы с возрастом
задачи, которые детям приходится решать,
становятся сложнее, и это обогащает
опыт их межличностного общения.
Сошлемся
в этой связи только на один пример. Для
того чтобы успешно взаимодействовать
друг с другом, члены группы должны
установить хорошие личные взаимоотношения.
Если в группе, состоящей из двух человек,
таких отношений всего одна пара, а в
группе из трех человек — шесть пар, то
в группе из пяти и семи человек их
соответственно будет уже тридцать и
сорок два.
Третье из названных условий
будет соблюдено, если отношения
между группой и каждым отдельно взятым
ее членом будут строиться на равноправной,
демократичной основе.

Это в данном случае означает, что каждый
ребенок в группе получает такие же
права, как группа в целом, и если его
мнение расходится с мнением большинства
других членов группы, то за самим ребенком
остается право поступить в том или
другом случае по-своему.
Нередко то,
чем на практике заняты детские группы
и коллективы, бывает достаточно интересно
для детей как развлечение, но настолько
оторвано от социальной действительности
и взаимоотношений взрослых людей, что
практически не готовит ребенка к жизни.
Для того чтобы коллективные формы
детского существования стали для них
настоящей школой жизненной подготовки,
необходимо обеспечить выполнение
четвертого условия. Здесь без активной
помощи взрослых, без совместной творческой
работы социологов, психологов и педагогов,
по-видимому, не обойтись. Составляя
программу коллективного воспитания
детей, необходимо позаботиться о том,
чтобы в нее вошли групповые
дела, связанные с решением наиболее
сложных жизненных проблем.

В их число обязательно должны органически
войти те виды совместной деятельности
детей, в которых решаются проблемы
нравственного, политического,
экономического и культурного характера.
Виды деятельности, в которые практически
включаются дети, должны не только
готовить их к жизни, но психологически
развивать. В общении со сверстниками
ребенок не просто удовлетворяет свои
потребности — такая единственная
функция совместной деятельности не
имела бы особой ценности, но развивается,
а настоящее развитие возможно лишь в
процессе постановки и решения разнообразных
задач. Детские группы и коллективы, по
крайней мере в учреждениях
учебно-воспитательного типа, должны
создаваться для решения определенных,
развивающих задач и находиться в зоне
ближайшего (потенциального) развития
ребенка.

РАЗВИТИЕ
ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКИХ ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ

Теперь
мы подошли, пожалуй, к самым сложным и
ответственным вопросам: о развитии
детей в группах и коллективах и о разумном
педагогическом руководстве этим
процессом. Сложность поставленных
вопросов состоит в том, что группа или
коллектив могут оказывать двойственное,
как положительное, так и отрицательное
влияние на личность, и важно усилить
первое, сведя к минимуму второе.
Вне
общения со взрослыми людьми и другими
детьми ребенок вряд ли приобретет нужные
ему человеческие качества. Следовательно,
коллектив ему необходим. Но коллектив,
как мы выяснили ранее, при наделении
его слишком большими полномочиями и
властью над личностью, а также при
недостаточно высокое уровне собственного
развития ребенка может препятствовать
его дальнейшему росту. Педагог на
практике сталкивается, таким образом,
со сложной задачей: как, управляя
развитием самого коллектива, усиливать
его положительное и уменьшать возможное
отрицательное воздействие на личность
ребенка.
Для того чтобы положительно
и разносторонне влиять на личность
ребенка, детский коллектив должен жить
достаточно разнообразной жизнью,
включающей виды деятельности,
способствующие развитию личности. На
практике большинство детских коллективов
чаще всего заняты одним, реже двумя и
очень редко тремя разными видами
деятельности. В них ребенок не в состоянии
получить возможность для разностороннего
личностного развития. Тогда остается
один выход: сделать
ребенка активным участником сразу
нескольких детских коллективов, занятых
различными видами деятельности и в
совокупности обеспечивающих ребенку
нужное разнообразие личностного
роста.

Это
не есть единственно возможное и
оптимальное решение проблемы, так как
в пределах доступного для ребенка
социального окружения не всегда находится
нужное количество разнообразных по
содержанию деятельности детских
объединений. Тогда можно сделать так,
чтобы ребенок непосредственно участвовал
в работе двух, максимум — трех детских
коллективов, каждый из которых, в свою
очередь, занимался бы двумя-тремя
различными видами деятельности,
взаимодополняющими друг друга в их
влиянии на личностное развитие ребенка.
Участвуя в деятельности каждого из них,
ребенок будет иметь возможность
приобретать достаточное количество
различных полезных личностных свойств,
причем в зависимости от его собственных
способностей и склонностей. Разумно,
чтобы каждым детским коллективом в этом
случае руководили два-три педагога —
специалисты в различных областях
человеческой деятельности.

Темы
и вопросы для обсуждения на семинарах

 Тема
I. Обучение детей умениям и навыкам
общения

1. Основные психолого-педагогические
задачи работы с детскими группами и
коллективами.
2. Цели педагогического
руководства коллективами.
3. Обучение
распределению обязанностей, ролевым
формам поведения и деловому общению.
4.
Развитие организаторских и исполнительских
умений.
5. Научение эмоционально
благоприятному межличностному общению,
умению вести дискуссии, предупреждению
и разрешению конфликтов.
6.Обучение
независимому внутригрупповому поведению,
учету мнений и интересов  других
людей.

Т
е м а 2. Управление межличностнымн
отношениями в детских группах

1. Значение деловых и личных
взаимоотношений для развития личности
ребенка в детских группах и коллективах.
2.
Основные направления формирования и
развития деловых отношений детей.
3.
Возрастные особенности управления
деловыми взаимоотношениями.
4. Приоритет
нравственных взаимоотношений над
деловыми.
5. Возрастные возможности
укрепления моральной основы детских
групповых взаимоотношений.

 Тема
3. Организация деятельности детских
групп и коллективов

1. Условия оптимальной организации
совместной деятельности детей в группах
и коллективах.
2. Социально-психологические
основы организации групповой деятельности
детей.
3. Оптимальная величина и состав
детских групп, их возрастная изменчивость.
4.
Требование равноправия личности ребенка
и детского коллектива.
5. Приближение
содержания и задач совместной деятельности
детей к проблемам жизни взрослых
людей.
Тема
4.
Развитие личности в детских группах и
коллективах

1.Двойственность
влияния детских групп и коллективов на
развитие личности ребенка.
2.Практические
пути решения проблемы разностороннего
развития личности ребенка в группах и
коллективах.

Темы
для рефератов

1.Психолого-педагогические
основы работы с детьми в первых классах
школы по развитию у них умений и навыков
общения.
2.Ускоренное развитие
нравственной основы личных взаимоотношений
у детей дошкольного возраста.
3. Пути
повышения эффективности деятельности
детских групп и коллективов.
4.
Практические средства усиления
положительных и уменьшения отрицательных
влияний коллектива на развитие личности
ребенка.

Темы
для самостоятельной исследовательской
работы

1.
Общие психолого-педагогические основы
руководства детскими группами и
коллективами с целью воспитания у детей
коммуникативных умений и навыков.
2.
Возрастные аспекты управления деловыми
и личными взаимоотношениями детей в
группах и коллективах.

  1. Социально-психологические
    основы организации совместной
    деятельности детей в группах и
    коллективах.

  2.  Оптимизация
    развития личности ребенка в группах и
    коллективах.

Литература

I

Активные
методы обучения педагогическому общению
и его оптимизация.— М., 1983.
(Подготовка
школьников к общению: 40—48. Подготовка
школьников к организаторской деятельности:
48—55.) •
Бернс
Р. В.

Развитие Я-концепции и воспитание.—
М., 1986.
(Стиль преподавания: 357—365.)
Гуткина
Н. И.

Психологические проблемы общения
учителя с подростком // Вопросы
психологии.—1984.—№ 2.—С. 99—106.
Конфликты
в школьном возрасте: пути их преодоления
и предупреждения.— М., 1986.
(Конфликты
в условиях школы: 4—18.)
Проблемы
школьной
игры:

психолого-педагогический аспект— М.,
1987.
(Управление самостоятельной
сюжетно-ролевой игрой детей:
129—140.)
Фридман
Л.

М. Педагогический опыт глазами психолога:
Книга для учителя.— М., 1987.
(Обучающая
деятельность учителя: 184—189.) II
Аникеева
Н. П.

Психологический климат в коллективе.—
М., 1989.
(Влияние учителя на психологический
климат класса: 39—69. Межличностные
отношения в детском коллективе: 70—86.
Обучение школьников общению:
131—183.)
Вереникина
И. М.

Преодоление возможных конфликтных
ситуаций между учителем и учащимися на
уроке // Вопросы психологии — 1986.—№
З.—С. 71—77.
Коломинский
Я. Л., Панько Е. А.

Учителю о психологии детей шестилетнего
возраста: Книга для учителя.— М.,
1988.
(Учитель и дети шестилетнего
возраста: 173—183.)
Кон
И. С.

Психология ранней юности.— М.,
1989.
(Взаимоотношения юношей со взрослыми:
106—127.)
Маркова
А. К. и

др. Формирование мотивации учения: Книга
для учителя.— М., 1990.
(Тренинг гуманных
отношений между учителем и учащимися:
180—189.)
Мухина
В. С.

Шестилетний ребенок в школе: Книга для
учителя начальных классов.— М.,
1986.
(Учитель и шестилетний ребенок:
117—127.)
Немов
Р. С., Кирпичник А. Г.

Путь к коллективу: Книга для учителей
о психологии ученического коллектива,—
М., 1988.
(Пути развития ученического
коллектива и повышения эффективности
его деятельности: 89—135.)
Особенности
психического развития детей 6—7-летнего
возраста.—
М., 1988.
(Психолого-педагогическая
работа с детьми-шестилетками:
111—128.)
Проскура
Е. В.

Развитие познавательных способностей
дошкольника.— Киев, 1985.
(Руководство
познавательной деятельностью дошкольников:
73—85.)
Развитие
общения дошкольников со сверстниками.—
М., 1989.

(Роль
взрослого и игрушки в организации
контактов между детьми первого года
жизни; 50—54.)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Для большинства классных руководителей
планирование – это не очень приятная, простая и
понятная процедура. Они считают, что план нужен
администрации школы, и потому составляют его
формально и не находят в этом своего интереса и
смысла.

Конечно, план классного руководителя – это
только часть его работы, и отношение к
планированию зависит от отношения учителя к
воспитанию учеников вне урока. Большинство
педагогов понимают значение такой работы и
относятся к ней, по крайней мере, добросовестно, а
многие находят в ней и большой личностный смысл и
удовлетворение.

Планирование – это творческий процесс, не
прекращающийся на протяжении всей работы с
детьми.

Начиная работу по планированию воспитательной
работы в классе, прежде всего, важно осознать
место и суть этого плана в системе деятельности
самого классного руководителя, иначе говоря,
ответить на вопросы: зачем, как и что планировать.

Цель моей работы: поделиться опытом
планирования наших классных руководителей,
которые имеют рабочий план воспитательной
деятельности, помогающий составить
воспитательную систему класса, написать
развёрнутую характеристику воспитанникам, иметь
полную картину развития личности учеников.

Планирование, необходимое в первую очередь
классному руководителю, а не администрации
школы, является насущной частью его
профессиональной деятельности в работе с детьми.

Мы считаем, что первое с чего необходимо начать
планирование – это изучение основных законов
государства в области образования и локальных
актов школы. А это: закон РФ “Об образовании”,
“Конституция РФ”, “Конвенция прав ребёнка”,
“Устав ОУ”, положение о классном руководителе.

Планирование воспитательной работы
основывается на сотрудничестве педагога,
детского коллектива, родителей учащихся и
общественности, осмыслении ими целей и задач
своей совместной деятельности и на желании
сделать школьную жизнь интересной, полезной,
творческой. Поэтому мы разработали структуру
плана воспитательной работы для классного
руководителя. Ею пользуются, как опытные
педагоги, так и начинающие классные
руководители.

Структура плана воспитательной работы
классного руководителя:

  1. Анализ воспитательной деятельности за
    прошедший учебный год (если с классом работали
    ранее).
  2. Воспитательные цели и задачи на предстоящий
    период работы, основанные на анализе
    воспитательной деятельности и диагностики
    классного коллектива на начало учебного года.
  3. Характеристика классного коллектива совместно
    с социальным паспортом класса.
  4. Жизнедеятельность классного коллектива.
  5. Работа с родителями учащихся.
  6. Совместная деятельность с общественностью.
  7. Индивидуальная работа с учащимися
    (индивидуальная карта ученика, портфолио)
  8. Работа с учащимися из “группы риска”.
  9. Взаимодействие с учителями – предметниками.
  10. Педагогические наблюдения.
  11. Литература для проводимых мероприятий.

Анализируя воспитательную деятельность за
прошедший период, педагог выясняет, что сделано с
классом:

А) количество проведённых мероприятий, формы и
методы проводимых мероприятий, их
результативность, влияние на классный коллектив,
в общем, и в частности на отдельных
воспитанников, которые находятся у педагога на
контроле;

Б) работа с органами самоуправления –
активность общая и отмечаются отдельные
активисты по классу и школе;

В) работа с родителями – формы работы, их
эффективность, результаты совместных КТД,
активные родители, на которых опирается в работе
педагог;

Г) работа с общественностью – какие структуры
были задействованы, насколько эффективно
сработано это взаимодействие, формы работы;

Д) итоговые выводы по анализу воспитательной
деятельности с классом – какие задачи в процессе
работы решены и что не удалось выполнить
полностью и почему.

Сделав вывод, классный руководитель видит: над,
чем необходимо ему работать в этом году, какие
цели и задачи поставить на будущее.

Целеполагание – важнейший компонент любой
осознанной педагогической деятельности. Цели
определяют принципы, содержание, формы и методы
деятельности педагога. В работе классного
руководителя целеполагание имеет исключительно
большое значение. Классный руководитель может
поставить перед собой, детьми, родителями и
учителями разнообразные цели: глобальные и
частные, ближайшие, средние и далёкие,
стратегические и тактические.

Необходимо при целеполагании опираться на
пожелания учащихся (Приложение
1) и учитывать следующие требования:

  1. реальность – выдвижение и обоснование целей, с
    учётом возможностей конкретной ситуации;
  2. преемственность – осуществление связей между
    целями и задачами на каждом этапе деятельности;
  3. согласованность и непротиворечивость –
    включение в процесс целеполагания всех
    участников деятельности;
  4. конкретность – направленность на достижение
    результата, который можно “измерить”;
  5. диагностичность – выдвижение, обоснование и
    корректировка целей на основе постоянного
    изучения потребностей и возможностей всех
    участников педагогического процесса.

Итак, мы подошли к следующему этапу работы над
планированием воспитательной деятельности –
это диагностика и мониторинг развития классного
коллектива. Мы применяем в этом случае несколько
видов анкетирования всех участников
воспитательного процесса:

  1. Уровни воспитанности, межличностных отношений
    (социометрия), познавательного интереса, в 5 – 11
    классах – психологическая самоаттестация
    коллектива, удовлетворённость школьной жизнью,
    самооценка черт характера, для 7 – 11 классов
    профессиональная диагностика (Приложение 2)
  2. Полученные данные обязательно сравниваются с
    уже имеющими показателями по предыдущему
    учебному году, строится график развития
    классного коллектива и уже классный
    руководитель может наблюдать в каких областях
    ему, прежде всего, необходимо работать –
    ставятся конкретные цели и задачи
    воспитательной работы на ближайшее развитие, а
    также планируются на будущее вперёд. Диагностика
    классного коллектива проводится минимально 2
    раза в год – сентябрь и апрель (Приложение 3)

Цели и задачи сформулированы и теперь
необходимо ещё раз (а начинающий педагог впервые)
составить характеристику своего классного
коллектива. (Приложение 4)

Жизнедеятельность классного коллектива
строится по типу линейнохронологического
плана, где содержится перечень мероприятий,
расположенных понедельно. Также определяются
приоритетные направления воспитательной
деятельности, исходя из цели работы школы.

  1. Общекультурное направление – эстетическое
    развитие, культура здоровья, экология
  2. Общеинтеллектуальное направление – работа на
    уроке и внеурочная деятельность через
    внеклассные предметные мероприятия
  3. Социально-нравственное направление –
    самоуправление, профессиональная подготовка.

В нашей школе планирование затрагивает 5
разделов: Искусство. Родословный корень;
Окружающая среда. Здоровье; Интеллект; Жизнь в
человеческом обществе (детская республика
“Подросток”); Хозяин земли, т.е. согласно
основных методических рекомендаций мы стараемся
охватить основные виды внеурочной деятельности:
познавательную, общественную, эстетическую,
ценностно-ориетационную, досуговую.

Мероприятия планируются исходя из социального
заказа родителей, пожеланий учащихся и
потребностей современного времени. Поэтому,
чтобы в будущем легче было отслеживать
эффективность проводимых воспитательных дел,
педагог ведёт страницу “Педагогические
наблюдения”, где фиксирует результативность
проводимых мероприятий, эффективность выбранных
форм и методов, участие детей, родителей и
общественности в реализации запланированных
дел.

Но при этом важно не перегружать план. В месяц
разумно проводить два классных часа (время
классного руководителя для работы с классом в
любой форме – организационный и тематический) и
одно коллективное дело. Остальное время
отводится на индивидуальную работу, встречи с
родителями, учителями и текущие дела по
заполнению документации классного руководителя.

Проводимые воспитательные мероприятия,
классный руководитель накапливает в своей
методической копилке – это конспекты бесед по
различным тематикам, планы КТД, сценарии и т.д..

Работа с семьей предполагает наличие “Карты
семьи” (Приложение 5),
тематику родительских собраний, работу с
классным родительским комитетом. Отдельно
фиксируются протоколы родительских собраний и
заседаний родительского комитета. Как и при
планировании воспитательной работы с классным
коллективом, так и в работе с родителями, педагог
записывает основную использованную
методическую литературу для тематических
мероприятий. Кроме классного руководителя,
родительские собрания и классные мероприятия с
воспитанниками планируются в работе социального
педагога школы, валеолога и медицинского
работника, заместителей директора по
учебно-воспитательной и воспитательной работе.

Связь с общественностью является необходимым
звеном плана воспитательной работы, т.к. учащиеся
не живут изолированно, общаясь только со своими
одноклассниками в школе и семьей. В этом разделе
вносятся планы работы сельской библиотеки –
музей, музыкальной школы, сельского Дома
Культуры, реабилитационного центра города и
других общественных организаций, которые могут
внести существенный вклад в дело воспитания
подрастающего поколения.

Индивидуальная работа с учащимися необходима
для отслеживания развития личности каждого
воспитанника. Для этого разработана
“Индивидуальная карта ученика”, где
фиксируются его психо-физиологическое,
интеллектуальное и нравственное развитие (Приложение 6). “Портфолио
ученика” — это, как правило, отдельная папка, в
которую ученик вносит свои достижения по
разделам:

  1. Резюме-знакомство
  2. Мои учебные успехи
  3. Научно-исследовательская и другая внеурочная
    деятельность
  4. Сундук регалий – грамоты, дипломы, медали,
    благодарности и др.

Помощь по заполнению “Портфолио” оказывают
родители, педагог контролирует наполняемость
данной папки.

Раздел, необходимый в работе педагога, — работа
с учащимися из “группы риска”. Современная
жизнь поставила многих подростков в условия
необходимого выживания, поэтому некоторые из них
попадая в сложные жизненные ситуации, ведут себя
неадекватно. В результате – учёт классного
руководителя, социального педагога и даже
комиссии по делам несовершеннолетних. Педагог
внимательно следит за развитием такого ребёнка,
намечая индивидуальный план работы с ним,
записывая встречи и беседы с таким учеником,
давая необходимые советы воспитаннику и его
родителям, подводя итоги такой индивидуальной
работы.

Работа с учителями – предметниками строится не
только на консультации о слабо и хорошо
успевающих учениках, но и отслеживании учащихся
“зоны повышенного внимания”, т.е. ребят, к
которым необходим индивидуальный подход в связи
с их психо-физиологическими особенностями,
ребят, которым необходима индивидуальная
консультация по тому или иному предмету.

По существу, создание плана воспитательной
работы классного руководителя означает
разработку проекта воспитательного процесса, в
котором есть задачи воспитания и средства их
достижения.

Хотелось бы отметить, что не так важна форма
плана и количество дел в нём, важно другое: знать
детей, любить их, терпеть. Это значит, что мы
должны все время узнавать их, наблюдать, изучать
специально и в ежедневном непосредственном
общении. Любить – значит заниматься ими,
проводить с ними время, организовывать их
содержательные занятия. А терпеть – означает не
спешить видеть их сразу такими замечательными,
какими вы их хотите видеть. Надо уметь ждать.
Всходы будут.

Литература:

  1. Организация воспитательной работы в школе.
    Пособие для директоров общеобразовательных
    учреждений. Москва “Школьная пресса” 2004 г.
  2. Работа классного руководителя. Методическое
    пособие. Москва 2005 г.
  3. Воспитание сельского школьника. Байбородова
    Л.В., Чернявская А.П.. Москва 2002 г.
  4. Справочник для заместителя директора школы по
    воспитательной работе. Москва 2002 г.
  5. Научно-методический журнал “Классный
    руководитель” № 3 Москва 2003 г.
  6. Организация воспитательной работы в классе.
    Созонов В.П. Москва 2000 г.
  7. Воспитательная работа в школе. Пособие для
    директоров и педагогов общеобразовательных
    учреждений. Москва “Школьная пресса” 2004 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СИНЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

141830, Московская область, Дмитровский район, п. Новосиньково, д.70, тел./факс 8 (496) 229-64-71

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Руководитель ШМО

Зам. директора по ВР Директор школы _____________/Н.П. Заркова/

__________ /Л.Н. Самосюк/ ____________/Е.В.Хомутова/

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

С КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

7 А класса

на 2014-2015 учебный год

Классный руководитель Кукушкина Ольга Валентиновна

Характеристика класса

В 7А классе обучаются 28 учащихся — 10 мальчиков и 18 девочек. Класс имеет средний творческий потенциал. Основной вид деятельности – учеба, но не все учащиеся заинтересованы в получении новых знаний из различных предметных областей. Успеваемость по итогам прошлого учебного года следующая:

— учащиеся, успевающие на «отлично» -4: Мочалова Аня, Сиверцева Мария Дуданова Юлия, Якушевич Мария;

— учащиеся, успевающие на «хорошо» -12. Что составляет 57 % от общего количества. Но в класса есть ученики, которые слабо успевают по многим предметам. В данном учебном году стоит усилить контроль над успеваемостью, посещаемостью уроков и поведением этих учащихся. В классе есть подросток, требующий особого внимания со стороны учителей и классного руководителя (Шинкин Никита…). С ним проводилась и будет проводиться индивидуальная работа воспитательного характера.

В классе сформирован актив, который занимается решением проблемных вопросов и организационными моментами, вовлекая в эту деятельность остальных членов класса.

Уровень сплоченности классного коллектива вырос по сравнению с прошлым учебным годом, характер взаимоотношений в классе ровный, дух товарищеского взаимопонимания присутствует. Мальчики охотно общаются, стараются помогать друг другу, вместе проводят свободное время. Общий психологический фон в классе благоприятен. Общественные поручения стараются выполнять в срок, с классным руководителем ученики находятся в доверительных отношениях. Большинство учащихся класса в свободное от учёбы время занимаются в спортивных секциях и различных кружках школы и посёлка.

Дети очень общительны и заинтересованы в общении с другими классами. У каждого из учащихся есть товарищи из других классов. У них общие интересы. Учащиеся 7 класса очень хорошо относятся к окружающим: и к педагогам, и к другим детям. Они всегда приветствуют учителей и друг друга. Культура поведения и общения учащихся соответствует нормам.

Осуществляется совместный контроль классного руководителя и учителей-предметников за учебной деятельностью. Предметники постоянно приглашаются на родительские собрания.

ЦЕЛЬ: создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

В соответствии с поставленной целью определены задачи:

1. Продолжить развивать в коллективе дружеские отношения, отношения заботы, взаимопомощи и взаимоподдержки;

2.Развивать умение микроколлективов организовывать свою деятельность по участию в коллективно творческих

делах и коллективно общественных делах, вырабатывать алгоритмы выполнения поручений;

3.Воспитание личности учащегося – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов

страны;

4.Формирование нравственных ценностей подрастающего поколения;

5. Формирование осознанного отношения к своему здоровью; а также профилактике вредных привычек и

девиантных форм поведения.

Режим работы с классом

Ежедневно:

  • Организация питания

  • Контроль над посещаемостью и дисциплиной

  • Организация дежурства в кабинете

Еженедельно:

  • Проверка дневников (пятница)

  • Проведение классных мероприятий (четверг)

  • Индивидуальная работа с учащимися – ежедневно (по мере необходимости).

Каждый месяц:

  • Посещение уроков в классе.

  • Консультации школьного психолога

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 7А КЛАССА

на 2014-2015 учебный год

Направление

Задача

Основные мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Гражданско-

патриотическое 

-воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной

1.Кл. час «Моя малая родина»( в форме устного журнала)

2. Круглый стол «Права и обязанности школьников» (Конвенция ООН о правах ребенка. Ст. 12. 13, 15 Права ребенка)

3. Посещение школьного музея

Сентябрь

Октябрь

В течение года

Кл.руководитель

Руководитель музея, классный руководитель

1.Кл. Ч. «Преступление или увлечение?» (дискуссия)

2.Смотр строя и песни, посвященный 73-ой годовщине битвы под Москвой

Декабрь

Ноябрь

Кл. рук., актив класса

Педагог-организатор по ОБЖ, классный руководитель

1.Классный час «День народного единства – история и современность».

2.Поздравления защитникам Отечества. Встречи с ветеранами ВОВ, афганской и чеченской войн. Беседа: «В жизни есть место подвигу.»

Ноябрь

Февраль

Кл.рук., актив класса

1.Единый классный час «Помним ли мы тех, кто уже не придет никогда». Поздравления с Днем Победы

2.«Вахта памяти», посвященная Дню Победы

Май

Кл.рук., актив класса

Старшая вожатая

1.Единый классный час «Утро космической эры», посвященного Дню космонавтики..

Апрель

Кл.рук., актив класса

Интеллектуальное

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

1.Диспут «Можем ли мы считать себя взрослыми»

2.Час общения «С книгой дружить – век не тужить!»

3.Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

4.Классный час «Ученье – твой главный труд» (итоги успеваемости за четверть)

Сентябрь

Октябрь

Январь

Ноябрь

Актив класса

Кл.руководитель,

библиотекарь

Школьные предметные олимпиады

Октябрь

Учителя-предметники

Игра «Колесо истории»

Апрель

Классный руководитель

1.Круглый стол «Все профессии важны- выбирай на вкус»

2.Конкурсная программа «Как стать успешным?»

Март

Май

Классный руководитель, учащиеся

Духовно-

нравственное

-формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам,

-воспитание эстетической, правовой, экологической культуры учащихся

1.Кл.ч. «Учеба, посещаемость и дисциплина»

. Беседа: Как научиться управлять собой.

2.Кл. час «Вежливость – это сила, или слабость?»

Сентябрь

Ноябрь

Классный руководитель, учащиеся

1.Кл.час: «Мои достоинства, мои недостатки»( Самоанализ качеств, тест, анкетирование

Декабрь

Кл.руководитель

1.«Покормите птиц зимой» (экологическая акция)

2.Круглый стол «Зимние православные праздники.»

3.Классный час — диалог «Есть ли границы у свободы?»

4.Кл. час «Что для меня ценно?» Учеба, посещаемость, дисциплина

Декабрь-

Январь

Февраль

Март

Актив класса, учитель биологии

Кл. руководитель

1.Кл. час «Летопись моей семьи»

Апрель

Кл. руководитель,

родители, учащиеся

Художественно-

эстетическое

-развитие чувственных мироощущений, потребности в прекрасном,

-развитие индивидуальных задатков и способностей

1.День Знаний. Торжественная линейка.

2.Оформление стенда в классе «Школьная жизнь 7А класса». Выпуск газет, оформление кл. уголка.

3.Праздник-поздравление «День именинника»

1 сентября

В течение года

Кл. руководитель,

учащиеся

Актив классса

1.Соревнования: «А ну-ка, мальчишки!», выпуск газеты-поздравления «Ты- будущий защитник!»

2.Международный женский день Конкурсная программа «Веселые девчата», выпуск газеты-поздравления «Нашим девочкам посвящается!»

Февраль

Кл. руководитель

Март

Кл. руководитель, актив

1.Праздник «День славянской письменности и культуры».

Май

Кл.руководитель,

библиотекарь

1.Заочное путешествие «Семь чудес света»

апрель

Кл. руководитель, актив

Спортивно-оздоровительное

развитие потребностей заниматься физкультурой и спортом;
— воспитание потребности в здоровом образе жизни;
— развитие навыков гигиены и соблюдение режима дня.

1.Единый классный час по ПДД «Безопасная дорога в школу» (Целевые профилактические мероприятия «Внимание — дети!»)

2.«Знатоки дороги. Законы улиц и дорог.» Ролевая игра

3.«Улица полна неожиданностей» (Показ видеоролика)

сентябрь

Кл. руководитель

ноябрь

декабрь

Кл. руководитель,

1.Участие в школьных соревнованиях

по плану школы

Учитель физкультуры

1..Беседа «Гигиена тела»

2..Классный час «Красиво! Вкусно! Полезно».

3..Классный час (в рамках единого дня профилактики правонарушений, употребления ПАВ) «Наркомания – болезнь века!?»

4.«Суд над сигаретой» Классный час в виде игрового занятия

5..Беседа о профилактике ОРВИ.

6.Беседа «Не шути с огнем!»

7.«Береги здоровье смолоду» (конкурс рисунков, фотографий)

октябрь

ноябрь

декабрь

ноябрь

апрель

Май

Кл.руководитель. учащиеся,фельдшер

Классный руководитель,

актив класса

1. « Мое здоровье в моих руках « Классный час с выпуском стенгазеты

2.День здоровья, посвящённый памяти Лаврова А. И.

3.Классный час «Техника безопасности учащихся – инструктаж на период каникул».

октябрь

по плану школы

в конце каждой четверти

Классный руководитель

Педагог-организатор по спорту

Классный руководитель

Трудовое

-развитие потребности в творческом и физическом труде,

-воспитание бережливости, аккуратности, ответственности за результаты труда,

-развитие навыков самообслуживания

1.Классный час «Выборы самоуправления»

2.Трудовой десант по благоустройству территории школы

Сентябрь,

Октябрь,

Апрель,

май

Классный руководитель,

актив

3.Организация дежурства в классе и в школе

сентябрь

Классный руководитель, актив

4.Генеральная уборка класса

ноябрь,

февраль,

май

Классный руководитель, учащиеся

Классный руководитель КУКУШКИНА О.В.

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ на 2014-2015 учебный год

Диагностика семьи, изучение ребенка

  1. Психолого-педагогическая диагностика семейного воспитания:

    • организация и проведение тематических родительских собраний и тренингов;

    • заполнение карты «Социальный паспорт класса»

  2. Родительские собрания:

  • О родительском авторитете. Жизненные цели подростков. Как помочь подростку обрести уверенность в себе.

  • Агрессия, её причины и последствия.

  • Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации.

  1. Индивидуальная работа с родителями

  • Анализ успеваемости и дисциплины

  • Воспитываем культуру поведения детей в общественных местах.

Санитарно-гигиеническое воспитание и лечебно-оздоровительная работа

1.Здоровье современных детей.

2.Половое воспитание в период полового созревания.

Учебный процесс

  1. Проведение консультаций для родителей по организации помощи детям в освоении материала по предметам.

  2. Подготовить памятки для родителей по оказанию помощи детям в учебе.

Внеучебная воспитательная работа

  1. Организация совместной деятельности родителей и детей в классе:

  • Планирование совместных дел;

  • Совместное обсуждение проблем и их решение.

  1. Подготовка к мероприятиям и праздникам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по электропунктурной диагностике
  • Холодильник candy soft line a class futura инструкция разморозки
  • Гидрокортизон гель для глаз инструкция по применению
  • Моющий пылесос филипс триатлон 1400 инструкция по влажной уборке
  • Коделак бронхо инструкция по применению цена сироп с чабрецом взрослым