Руководство детской изобразительной деятельностью

Руководство изобразительной деятельностью

детей дошкольного возраста.

Все дети любят рисовать, лепить, конструировать. В этом проявляется их стремление к самовыражению, к воспроизведению полученных впечат­лений. Родителям не следует пускать этот процесс на самотек. В продук­тивной деятельности детей проявля­ется соответствие их представлений реальным предметам или явлениям. Эти представления ребенка об изображаемом либо точные, полные, либо поверхностные, а иногда и искажен­ные.

Внимание детей приковывает окружающий мир, та жизнь, которая совершается на их глазах. Родители не должны быть безучастными к тому, на что смотрит ребенок, как понимает то, что видит, какие при этом чувства его волнуют. Живое восприятие окружающего – важнейшая основа жизни ребенка. Помощь взрослого заключается, прежде всего, в отборе впечатлений. Если же впечатления хаотичны, не соответствуют возрасту, пониманию ребенка, то детям от них мало пользы. Нечеткость, неясность представлений о предмете, явлении ведет к нечеткости в его изображении. Для изображения увиденного, понятого ребенком родителям важно приобрести сыну (дочери) все необходимое. Для рисования ребенку нужна бумага, простые и цветные карандаши и фломастеры (желательно по цвету более контрастные относительно бумаги: красные, синие, зеленые, черные, коричневые).

Надо подумать и о месте, где он будет работать, где и как будет хранить материалы и продукты своего труда. Хорошо иметь для этого отдельный столик с открытой полкой или детский секретер. Только поставить их надо так, чтобы свет падал с левой стороны (если ведущая рука правая). Родителям надо обращать внимание на то, чтобы ребенок правильно сидел, не горбился, не наклонялся очень низко.

Ребенку необходимо отвести такое место в квартире, где всегда без помех и ограничений, не боясь закапать краской, паркет или случайно испачкать мебель, он может порисовать. Лучше постелить там толстую оберточную бумагу или коврик, который не жалко испачкать, лучше иметь для этих занятий нарукавники, фартук или рабочий халатик специально для рисования, лучше, наконец, потратить время на то, чтобы приучить вашу дочь или сына делать уборку после рисования, чем запрещать им пользоваться краскам лишь на том основании, что они пачкаются.

Увлекательным видом занятий дома являются книжки – раскраски. Родители должны помочь детям в этих занятиях. Прежде всего, необходимо внимательно рассмотреть каждую картинку, прочитать текст под ней, потом поговорить о цвете, которым лучше раскрасить рисунок, подумать, чем лучше раскрасить (карандашами или красками). У ребенка может не сразу получиться ровное и аккуратное раскрашивание. Он может заходить за контуры рисунка. Покажите терпеливо, как следует это делать, успокойте сына (дочь), скажите, что он обязательно научится. Пусть ребенок закрасит 1 – 2 картинки, не более, но бережно отнесется к своей работе. Раскрашенный до конца альбом желательно рассматривать с ребенком, можно предложить показать его воспитателю, детям.

Для развития детских способностей к рисованию необходимо заинтересованное, в меру требовательное отношение взрослых к детской работе, их доброжелательная критика, вера в силы ребенка. Не излишние похвалы, ни насмешливое критическое отношение к детской работе не могут создать той благоприятной атмосферы, в которой успешно бы развивалось детское творчество.

Таким образом, занятия с разнообразными материалами являются для ребенка совершенно необходимыми творческими занятиями. Рисование не пустая забава для детей. Занятия ребенка с разными изобразительными материалами способствуют художественному, эстетическому развитию ребенка, дают возможность узнать свойства различных материалов. Дети научаются лучше различать форму, цвет, величину предметов, сопоставлять, сравнивать их по этим показателям, учатся управлять движениями рук, ставить цель перед собой и осуществлять ее. Изобразительная деятельность способствует развитию воли, воспитывает характер.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/442218-rukovodstvo-izobrazitelnoj-dejatelnostju-dete

Самостоятельная изобразительная деятельность детей дошкольного  возраста.

                               Выполнила:

                                                                                Емерова Надежда

                                                                                Дмитриевна

                                                    Введение

      Н.Михайленко, Н.Короткова в методических рекомендациях отмечают важность обеспечения самостоятельной деятельности детей, так как в ее рамках развивается творческая  активность в разных видах деятельности (игре, конструировании, изобразительной деятельности и др.) Здесь ребенок получает возможность самореализации, так как становится хозяином действий, отношений, обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познает себя. В связи с этим, авторы определяют важность разделения педагогического процесса на три составляющих блока, а среди них – блок свободной самостоятельной деятельности детей, имеющий значение для решения задач всестороннего воспитания личности ребенка. В своей свободной деятельности ребенок актуализирует способности и умения, складывающиеся как на занятиях, так и  в совместной деятельности со взрослым. Самостоятельная активность ребенка создает необходимый базис для познавательной мотивации и интереса к собственной познавательной деятельности. [9]

     Проблемы проявления у детей инициативы, самостоятельности и художественно-творческих проявлений, а также характеристике педагогических условий, обуславливающих их развитие, исследовали такие ученые, педагоги как, Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, В.А.Езикеева, Т.Г.Казакова, Л.Н.Комиссарова, Л.Я.Панкратова, Л.В.Пантелеева, Г.Н.Пантелеев, А.Е.Шибицкая, Л.С.Фурмина и др. и в 1980 году вышла в свет коллективная монография под редакцией Н.А.Ветлугиной «Самостоятельная художественная деятельность дошкольников». Как отмечает Н.А.Ветлугина: «Деятельность ребенка может быть названа художественной, если она непосредственно связана с различными видами искусства», и дети, в силу своих возрастных особенностей, «сами находят форму организации своей художественной практики». В связи с этим, авторы

рассматривают самостоятельную художественную деятельность детей как

деятельность по инициативе самих детей, в которой они активно осваивают доступные им виды искусства, организуя свои действия в форме игр, упражнений и придавая им репродуктивный или творческий характер. [10]  

    Г.Г.Григорьева отмечает, что самостоятельная художественная деятельность различна по содержанию, возникает под влиянием различных мотивов и ребенок проявляет себя в ней как субъект деятельности (самостоятельно ставит цель, определяет средства ее достижения, выполняет работу и получает результат), что представляет особую ценность, так как представляет одну из форм самодеятельности дошкольника. [3]

    Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его способностей. Самостоятельная художественно-творческая  деятельность способствует самоактуализации детей, развитию у них самостоятельности, инициативы, активности, творческих проявлений, интереса к собственной художественной деятельности. Поэтому имеет значение обеспечение возможности саморазвития, самореализации детей в самостоятельной   изобразительной деятельности.

      Задачи развития самостоятельной изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.

     Самостоятельная  изобразительная деятельность детей  различна по своему содержанию: это и театрализованные игры, и художественно-словесное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика. Как отмечает Н.А.Ветлугина, все эти виды искусства выступают как самостоятельные, и в их тесных взаимосвязях, являют собой синтетическую художественную деятельность. Анализируя труды А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, Н.А.Ветлугина определяет самостоятельную художественную деятельность детей как реализацию отношения ребенка к различным видам искусства, и как то «среднее звено», которое связывает объект (искусство) и субъект (ребенка). [10]

    Проблема формирования самостоятельной   изобразительной деятельности детей в детском саду широко рассматривается в педагогических трудах, и как отмечает Г.Г.Григорьева, все аспекты в данном случае рассматриваются применительно к изобразительной деятельности. Самостоятельная изобразительная деятельность осуществляется в свободное время и как игра возникает по инициативе ребенка. Ребенок выбирает тему, ставит цель, определяет  средства изображения, выполняет работу и получает результат. Автор отмечает, что смысл самостоятельной деятельности заключается в формировании у детей способности к самостоятельному отражению своих впечатлений. [3]

    Н.А.Ветлугина, анализируя исследования развития самостоятельной деятельности, отмечает сходство ее с игровой, так как и та и другая возникают по инициативе детей в соответствии с индивидуальными интересами детей, осуществляются по самостоятельному замыслу, в них отражаются имеющиеся впечатления детей, их отношение к процессу деятельности. Но у игры и художественно-творческой деятельности имеются

различия. Мотивом художественной деятельности, по мнению Н.А.Ветлугиной,  часто выступает стремление детей к усовершенствованию

полученных умений. Коллектив авторов под руководством Н.А.Ветлугиной, опираясь на основные положения А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, сформулировали примерную структуру самостоятельной художественной деятельности [10] :

Структурный компонент

Характер проявления

1

возникновение художественных замыслов (цели) как проявление интересов ребенка, обусловленных внутренними мотивами, имеющимся художественным опытом.

самостоятельный выбор ребенком того или иного вида деятельности, нахождение формы ее организации, привлечение сверстников к участию, к установлению взаимоотношений и распределению ролей, в подготовке материальных условий к ее осуществлению.

2

реализация замысла, качество которой зависит от владения способами переноса имеющегося опыта в новые условия.

применение адекватных способов действий – воспроизводящих и творческих, ранее усвоенных, но видоизмененных детьми.

3

самоконтроль действий, стремление приблизиться к поставленной цели.

совершенствование ребенком своих действий по ходу развития деятельности, высказывание предположений по ее дальнейшему ходу и окончанию.

    Источником самостоятельности являются впечатления от восприятия окружающей действительности, в своих работах дети выражают свои чувства, различные представления, интересы, стремления. Полученный на занятиях художественный опыт, усвоенные знания, умения, навыки дети переносят в новые необычные условия, где проявляются их интересы, склонности к определенному виду деятельности, к любимой тематике. Искусство также является источником самостоятельной изобразительной деятельности. Различные его виды, живопись, музыка, литература, театр, кино и т.д., обогащают дошкольников различными впечатлениями, способствуют созданию детьми выразительных образов. [8]

   Н.П.Сакулина подчеркивает, что в процессе самостоятельной художественной деятельности проявляются различные склонности ребенка.  Склонность  к  изобразительной   деятельности    говорит  о   наличии очень

разнообразных по своему характеру способностей, которые в дальнейшем могут   найти    различное    общественное    применение.   В    детской

самостоятельной изобразительной деятельности выражаются художественные склонности – любовь к цветосочетаниям, к созданию ритма узоров, выражение сказочных образов, картин природы.[12]

   Таким образом, возникая по собственной инициативе детей, самостоятельная художественная деятельность проходит без непосредственного участия и помощи взрослого. Но исследователи самостоятельной художественной деятельности Н.А.Ветлугина и др. считают этот  процесс  не  спонтанным,  а  педагогически  обусловленным,   который

зависит от установления правильного соотношения субъектных и объектных причин. [10] Те художественные интересы,  сформированные с помощью взрослого, накопившиеся впечатления, желание закрепить то, что не до конца усвоено – все это способствует проявлению самостоятельности в художественно-творческой деятельности. В связи с исследованиями Н.А.Ветлугиной и ее соавторов, а также из опыта работы Е.Скибиной и С.Косенко [13] можно выделить

задачи развития самостоятельной  изобразительной  деятельности:

  1. выявить особенности самостоятельной изобразительной деятельности детей, возникающей по их собственной инициативе;
  1. определить уровень способов самостоятельных действий, приобретенных детьми в процессе художественно-продуктивных занятий;
  1. установить состояние предметно-развивающей среды, способствующей самостоятельной деятельности детей;
  1. создать условия, стимулирующие проявления самостоятельной  изобразительной деятельности;
  1. формировать интерес к самостоятельной  изобразительной деятельности, используя наиболее эффективные методические приемы;
  1. систематизировать планирование работы по самостоятельной художественно-творческой деятельности;
  1. изучить особенности семейного окружения, укрепляющего или разрушающего стремление ребенка к художественным проявлениям;
  1. обобщить опыт педагогических приемов, стимулирующих самостоятельные действия детей.

   Г.Г.Григорьева отмечает, что уровень самостоятельной деятельности детей

различен в разные возрастные периоды, что связано с возрастными психофизическими возможностями дошкольников в овладении деятельностью и условиями, в которых идет ее развитие. Но при создании благоприятных условий к концу дошкольного детства у детей оформляется довольно высокий уровень самостоятельности изобразительной художественно-творческой деятельности. [3]

   В процессе изобразительной деятельности, как отмечает Т.С.Комарова, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получилось. Но самое главное – создавая изображение, ребенок приобретает разнообразные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. [6] Поэтому важно обеспечивать самостоятельную изобразительную  деятельность детей, где каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

   Работы детей, выполненные в свободное от занятий время, могут дать воспитателю информацию, которая поможет определить уровни овладения детьми различными изобразительными навыками, что поможет спланировать индивидуальную работу, тематику художественно-продуктивных занятий, наметить задачи и методы обучения детей. Анализ проявляемого в самостоятельной деятельности индивидуального опыта детей позволяет определить характер познавательной деятельности детей на занятиях, что дает возможность организовать занятия на творческом уровне. [3]

   Таким   образом,   задачи   развития     самостоятельной    изобразительной  деятельности   позволяют    определить    характер    проявления

самостоятельности детей, их предпочтения, склонности, пути активизации детей, создание условий, обогащения предметно-развивающей среды, а также эффективные приемы руководства данной деятельностью и условия ее организации.

        Характер самостоятельной изобразительной  деятельности детей.

   Самостоятельная деятельность детей, как правило, возникает в свободное от режимных моментов и от занятий время. Н.П.Сакулина отмечает, что  самостоятельная художественно-творческая деятельность возникает в игре.

В творческих ролевых играх, отражающих различные стороны жизни, может включаться и изобразительная деятельность – выполнение рисунков, лепки, исполнение песен и т.п. Сам же процесс рисования, лепки и вырезывания и т.п. легко и непосредственно переходит в игру – сделанные детьми поделки служат игрушками, да и сам процесс создания для ребенка уже игра, содержание игры выражается также в речи, движении. [12]

    Т.Г.Казакова также определяет, что одной из наиболее ярких форм самостоятельной деятельности является игра, она может быть различной в зависимости от содержания деятельности. Самоорганизация детей приобретает в основном две формы:

  • сюжетно-ролевая игра;
  • упражнения, которые чаще всего имеют индивидуальный характер.

Эти формы существуют параллельно, имеют место в каждой возрастной группе, но форма упражнений характерна для детей старшего дошкольного возраста. [15]

   В самостоятельной изобразительной деятельности дети, как правило, действуют индивидуально. Иногда они объединяются по интересам, действуют коллективно по трое-четверо или большими группами, коллективное  творчество      обогащает   детей.      По   своей   собственной  

инициативе   дети    могут   себя проявлять   в различных видах художественно-творческой деятельности. Т.Г.Казакова в пособии «Эстетическое воспитание в детском саду» отмечает, что в младшем дошкольном возрасте возникают простейшие формы самостоятельной деятельности (рассматривание иллюстраций в книге, рисование цветными мелками, палочкой на снегу, на песке и т.п.), у старших дошкольников наблюдается более развернутый характер. Самостоятельная художественная

деятельность часто имеет синтетический характер: дети могут одновременно рисовать   и    напевать   знакомые   мелодии,   рассматривать   картинки   и

произносить вслух известные им стихи или потешки, показывать сценки из кукольного спектакля и петь песни или танцевать и т.д. Такое соединение различных     видов    деятельности    дает    ребенку     возможность    полнее

мобилизовать свой художественный опыт, ярче проявить свои склонности и способности. [15]

      Самостоятельная изобразительная деятельность постепенно с возрастом обогащается по содержанию, в то же время может быть разнообразна по видам. Сочетание музыки, пения, движения, изобразительной деятельности способствует более яркому воплощению игрового, музыкального, графического образа. Такие проявления говорят о довольно высоком уровне  проявления самостоятельной изобразительной деятельности.

    Г.Г.Григорьева определяет высокий уровень развития самостоятельной изобразительной деятельности детей в следующих проявлениях [3] :

  • Специфические мотивы. 

— Ребенком движет стремление выразить мысли, чувства, свои впечатления о мире, ребенок в своем творчестве желает быть понятым и принятым взрослыми и детьми, стремиться получить одобрение, адресует им свою работу, т.е. деятельность вызывается общественно-направленными мотивами.

— Интерес, склонность к данному виду деятельности – важный и часто встречающийся побудитель самостоятельной деятельности, в свою очередь, вызываются различными причинами: ощущение успеха и наличием соответствующих   способностей,   потребность    в    творчестве,   пока  еще

неосознанная, но формирующаяся. Эти специфические мотивы деятельность весьма ценны для формирования общей направленности личности ребенка, так как они входят в общую структуру мотивационно-потребностной сферы дошкольника и влияют на его поведение в целом.

  • Целеполагание.

Проявляется в постановке ребенком все более разнообразных целей согласно

впечатлениям, которые его волнуют. Для личностного развития важно, что у ребенка появляются самостоятельные устремления определения  темы  изображения.                                            

  • Способность под влиянием действенных мотивов искать и находить средства для достижения цели.

Проявляется в деятельности когда дошкольник относительно свободно владеет способами изображения, не боится поисковой деятельности при отсутствии каких-то изобразительных решений, тогда детское «хочу» объединяется с «могу» и ребенок испытывает радость от деятельности.

    Г.Г.Григорьева отмечает, что «очень важно, чтобы операционально-техническая сторона деятельности, реализующее это «могу», выполнялась не на чисто репродуктивном, а на творческом уровне». [3] Яркое впечатление, осмысленное, анализирующее восприятие, способность к переносу,     варьированию,    поиску    способов     изображения     при

соответствующем контроле (сравнение получаемого результата с представлением и корректировка образа) – это все и есть, по мнению Г.Г.Григорьевой моменты творческого поиска в деятельности. Проявляется в том, что ребенок самостоятельно отбирает материал, ярко представляет себе образ, находит способы изображения, комбинируя известные, видоизменяет, дополняет их и изобретает новые.

  • Получение удовлетворяющего ребенка результата.

Проявляется в отношении ребенка к продукту своей деятельности: стремление применить его в соответствии с первоначальным смыслом деятельности (подарить, привлечь зрителей к восприятию и сопереживанию содержания, бескорыстное удовлетворение от удачного поиска и исполнения задуманного).

   Под влиянием формирования мотивационно-потребностной сферы личности в самостоятельной художественной деятельности у детей возникает инициатива в выборе тем, разработка замыслов, активный поиск способов изображения и самооценка получаемого результата в соответствии с замыслом и предназначением работы. [3]

    Но, как отмечает Т.Г.Казакова, может быть и более низкий уровень самостоятельности, если ребенок не освоил нужных способов действий в

процессе специально-организованной или совместной со взрослым деятельности. Следовательно, чтобы дети по своему желанию и интересам

могли выбирать различные виды художественной деятельности, необходимо

дать им достаточные знания, сформировать определенные навыки и умения. [15]

    Источниками  самостоятельной изобразительную  деятельности детей могут выступать следующие явления:

  • Впечатления от восприятия окружающей действительности, разнообразные жизненные ситуации (прогулка в лес, посещение театра, цирка, рассматривание иллюстраций, новые игрушки) оставляют след в памяти ребенка, вызывая, как правило, положительные эмоции.
  • Изобразительное искусство является также источником детской

самостоятельной деятельности. Различные его виды оказывают наиболее сильное влияние на развитие индивидуальных творческих проявлений детей, особенно это касается детей старшего дошкольного возраста, так как они имеют определенный запас знаний и представлений об окружающем.

  • Значительно обогащает самостоятельную изобразительную деятельность детей произведения художественной литературы, в частности стихи классиков детской литературы и сказки.
  • Праздничные утренники и развлечения с яркими интересными сценариями – это волнующее и радостное событие для каждого ребенка. Активное участие ребенка в них находит отражение в самостоятельной художественно-творческой деятельности. Дети

          передают свои впечатления в соответствии с опытом и умениями.

  • Наиболее сильным побудителем, по мнению Т.Г.Казаковой [15], является художественный опыт, который дети приобретают на занятиях. Систематическое обучение в каждой возрастной группе позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем знаний,

            умений и навыков в области музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности. Желание поупражняться в способах

             действий, полученных на занятиях, часто возникает у детей, они изображают то, что особенно им близко.

  • Также одним из особенных условий возникновения у детей желания самостоятельно действовать – это предметно-развивающая среда, оснащение групповой комнаты необходимым материалом, оборудованием и пособиями. Оборудованная зона изобразительной деятельности соответствующими материалами, где ребенок имеет возможность пользоваться разнообразными пособиями,  способствует созданию творческого настроения.

    Пожалуй, наиболее характерным проявлением самостоятельной художественно-творческой деятельности детей является рисование. Н.Аллахвердова в книге «Дети рисуют» отмечает, что все виды художественного   творчества,    кроме   рисования,   требуют  времени  для

овладения определенными формами самовыражения, а пока ребенок этими формами овладевает, он, обычно, уже вырастает и не способен передать в них необычность своего детского восприятия мира. [1] Только в рисовании дети с самого начала свободны от ограничений, и поэтому рисование им ближе всего. Это та область творчества и труда, где ребенок выступает наравне со взрослыми, а порой и превосходит их. Как пишет Н.Сергеева, в рисунках детей проявляется сложнейший мир души, который малыш открывает внимательному наблюдателю: «рисунок – это откровение детской души, рассказ ребенка о самом себе, о своей боли и радости, о том, о чем не скажешь словами, о том, что еще не понимаешь, не осознаешь, но остро чувствуешь». [11] Поэтому очень важно давать возможность ребенку  выражать    себя    в    различных   видах    изобразительной    деятельности,

действовать самостоятельно, проявлять инициативу в выборе той деятельности, которая отвечает его потребностям, способностям, желаниям.

    Итак, самостоятельная изобразительная деятельность детей весьма разнообразна по содержанию, она развитие творческих способностей, обладает большими возможностями для решения разнообразных воспитательных задач, развития мотивационно-потребностной сферы личности, инициативности, творческой активности детей дошкольного

возраста. Следовательно, со стороны педагога требуется чуткое руководство, а также создание необходимых условий для самореализации детей.

Современные требования к условиям организации самостоятельной изобразительной  деятельности.

    Руководство самостоятельной изобразительной деятельностью требует от воспитателя внимательного отношения и тонкого руководства. Г.Г.Григорьева отмечает, что инициативу ребенка легко нейтрализовать, и даже можно невольно разрушить замыслы детей и разрушить саму деятельность, поэтому в целях сохранения самостоятельности и активизации творчества детей, руководство такой деятельностью должно быть косвенным. [3] Н.А.Ветлугина определяет, что особенности воздействия воспитателя в том, что он незаметно для ребенка побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные педагогическое условия. [15]

   Г.Г.Григорьева отмечает, следующее: «Самостоятельной деятельности детей должно быть отведено место и время в режиме дня». Также определяет специфику руководства [3] :

  1. Обучение на занятиях и развитие при этом самостоятельных способов деятельности.

Здесь предполагается, что обучение на художественных занятиях нужно построить так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию или показу   воспитателя,    но и   без   его  помощи. Руководство изобразительной

деятельностью, по мнению Т.С.Комаровой, требует от воспитателя умения тактично поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала. [6]     Г.Г.Григорьева отмечает, что содержание самостоятельной изобразительной деятельности определяет эмоционально-интеллектуальный опыт детей, который может быть тесно связан с содержанием соответствующих занятий. Увлеченность темой – наиболее ценный побудитель самостоятельной деятельности. Оборудование, материал, работы, поделки детей, выполненные на занятиях, введенный педагогом в зону самостоятельной деятельности, позволяют обеспечить взаимосвязь между обучением на занятиях и самостоятельной художественной деятельностью.[3]

  1. Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, в том числе и художественных, от восприятия произведений искусства, предметов народного творчества, праздников, развлечений.

Любой вид художественного творчества, по словам Т.Г.Казаковой, основывается на развитии эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения. Все это способствует обогащению деятельности – любой, в том числе и самостоятельной. Благодаря восприятию произведений изобразительного искусства, народного творчества меняется установка на конечный результат деятельности, появляется внимание к изобразительному материалу, его особенностям. Особенно яркое впечатление производят изделия народного декоративно-прикладного творчества. [5]

    Дети, также получают массу впечатлений от праздников и развлечений, от звучания музыки, песен, красочного художественно-оформленного помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова. По мнению Н.А.Ветлугиной, дети приобщаются к общественным явлениям, отраженным в художественно-образной форме, и это становится косвенным побудителем, вызывающем у них желание передать свои впечатления и переживания в иной художественной форме: рисунке, игре, танце и т.д. [15]

  1. Работа с семьей с целью создания благоприятных условий для этой деятельности в домашнем кругу.

Г.В.Лабунская отмечает, что важную роль играет семья в эстетическом воспитании, эстетической восприимчивости ко всему окружающему, художественном развитии во всестороннем развитии личности ребенка. Автор отмечает важность воспитания у детей наблюдательности, умения видеть, рассматривать, анализировать.  Интерес родителей к искусству способствует   развитию   интереса   и  у  детей,   способствует   обогащению

содержания самостоятельной изобразительной деятельности, чем богаче впечатления, получаемые ребенком в семье, тем интереснее и богаче его самостоятельная деятельность. [7] Поэтому, отмечает Г.Г.Григорьева, родителям необходимо рассказать об условиях, которые следует создать для ребенка в семье, раскрыть смысл изобразительной деятельности, значение ее для общего развития детей, объяснить, на каком уровне находится деятельность их детей, чем могут помочь ему родители. [3]

  1. Создание материальной среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную изобразительную деятельность.

   Принципы построения предметно-развивающей среды, направленной на решение задач формирования творческого начала личности ребенка, развития его индивидуальности, активизации личностно-ориентированной модели воспитания определены В.А.Петровским, для развития самостоятельной художественно-творческой деятельности из них Г.Г.Григорьева выделяет следующие [3]:

  • Принцип дистанции и сближения позиции взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта. Размещение, оформление предметной среды должно удовлетворять желание ребенка уединиться в творчестве, в то же время, способствовать доверительному общению со взрослым. То есть необходимо иметь в групповом помещении место, которое может быть отделено (условное зонирование)  от пространства групповой комнаты, но в то же время иметь доступ и место для коллективного творчества.
  • Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества. 

     Предметная среда, оснащение зоны все должно побуждать у детей     инициативу, давать простор для творчества, следовательно, в размещении оборудования необходима вариативность. Для детей младшего дошкольного возраста предлагается рисование на длинной полосе бумаги, на доске, на стене, что способствует сближению детей, объединению их рисунков. Для более старших дошкольников предлагается размещение на ленточных столах, стол-«пятилистник», что способствует общению детей, обмену впечатлениями. В зоне изобразительной деятельности необходимо иметь доску, а еще лучше мольберты, которые дети могут передвигать по мере необходимости.

  • Принцип стабильности – динамичности развивающей среды. Данный принцип реализуется в смене и обогащении предметного содержания, его разумной смене, рациональном расположении, позволяющего реализовывать замыслы в любое время, в любой обстановке. Дети должны иметь возможность изменять среду по своему усмотрению, если этого требуют их замыслы, интересы, настроение. Также необходимо предусмотреть, чтобы место для самостоятельной деятельности было хорошо освещено, имелись шкафы или полки для размещения изобразительного материала, к которым дети имеют свободный доступ. Важно предоставить в распоряжение детей бумагу различного цвета, фактуры, формата, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, сангину, мел, краски, кисти для рисования и аппликации, глину, пластилин, природный и бросовый материал, всевозможные детские музыкальные и шумовые инструменты, атрибуты к театрализованным играм, костюмы, маски, наборы для конструирования и игрушки для обыгрывания построек и т.п. Качество и количество меняются в зависимости от возрастной группы. В групповой комнате также необходимо иметь место для демонстрации детских работ (паспарту, рамки, стенды), а также использовать детские работы в качестве украшения групповой комнаты. В зонах изобразительной деятельности полезно иметь альбом, папки с репродукциями картин, фотографиями предметов декоративно-прикладного искусства и т.п.
  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Данный принцип воплощается в определении специального места и расположения материала по изобразительной деятельности, это может быть комната-

Студия или уголок в групповой комнате. Место для самостоятельной изобразительной деятельности может быть обозначено информативной и функциональной эмблемой. В местах, специально предусмотренных для изобразительной деятельности, можно использовать соответствующую музыку, магнитофонные записи звуков живой природы. Также необходимо предусмотреть выносной материал для изобразительной деятельности на прогулке в соответствии с сезоном. В групповой комнате, в помещении ДОУ целесообразно устраивать мини-галереи для демонстрации как детских работ, так и репродукций картин известных художников.

    Таким образом, современные требования к организации самостоятельной художественно-творческой деятельности требует от воспитателя следующего: создания благоприятных педагогических условий —  чуткого косвенного руководства, в случае, если ребенок отдает предпочтение какой-либо деятельности, необходим индивидуальный подход, внимание взрослого к продуктам детской деятельности, создания благоприятной предметной среды, обеспечивающей ребенку выбор деятельности, в соответствии с его интересами, а самое главное, имеющей развивающий характер.

                                                            Заключение

   Итак, педагогический процесс в ДОУ, условно разделенный на три блока, обеспечивает в рамках блока свободной самостоятельной деятельности детей возможность саморазвития ребенка, свободно выбирать деятельность, отвечающую его способностям, склонностям, интересам. В процессе самостоятельной деятельности у детей развивается творческая активность, интерес к собственной познавательной деятельности, самостоятельность в выборе тем для изображения и самореализации. Действуя самостоятельно, ребенок получает возможность самоутверждения в себе само и в коллективе сверстников, что имеет важное значение для развития полноценной личности ребенка.

    Такие авторы, как Г.Г.Григорьева, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, одним из важных условий развития и активизации самостоятельной художественно-творческой деятельности детей выделяют наличие предметно-развивающей среды, способствующей развитию интереса, инициативы, а также специфику взаимодействия воспитателя с детьми в данном виде деятельности.

    Предметная среда помогает развитию интересов и способностей детей в самостоятельной деятельности, удовлетворяет потребность в творческих проявлениях, самовыражении, осуществлении замысла путем выбора соответствующего предмета оборудования, пособия или материала деятельности. Оборудованная предметная среда побуждает детей к творческому преобразованию окружающего пространства путем оформления интерьера, его части с использованием результатов собственной продуктивной деятельности.

    Таким образом, в самостоятельной изобразительной деятельности дошкольники приобщаются к художественному опыту, что в свою очередь, способствует развитию воображения, фантазии, эстетического вкуса, самостоятельности и др., необходимых для всестороннего развития личности дошкольника.

              Особенности проявления детьми интереса к самостоятельной     изобразительной деятельности.

    Анализ ситуации в группе показал, что большинство детей отдают предпочтение в самостоятельной изобразительной деятельности рисованию, особый интерес вызывает рисование гуашью, которая дает яркий, контрастный след на листе бумаги, а также интерес к действиями с данным изобразительным материалом связан с тем, что у детей имеются сформированные навыки в работе с ним. Но имеется категория детей, которые не проявляют интерес  к какой-либо художественно-творческой деятельности.

Показатели проявлений предпочтений детей в процессе самостоятельной изобразительной деятельности.

 Как правило, желание рисовать самостоятельно у детей группы возникало после занятий изобразительной деятельностью. Учитывая это, занятия по рисованию старались планировать с учетом того, чтобы у детей было достаточно времени для проявлений самостоятельности в данном виде деятельности. В своих рисунках дети чаще изображают то, что видели в окружающем мире, при рассматривании иллюстраций, различные предметы,

явления.

   Также данный анализ выявил, что дети группы не интересуются аппликацией,   конструированием   из   бумаги   в   процессе самостоятельной

деятельности. Что позволило определить перспективу дальнейших задач воспитательной деятельности по обогащению содержания самостоятельной деятельности детей в аппликации и конструировании из бумаги.

   На данном же этапе была намечена работа по насыщению эмоционального опыта детей, самостоятельно выбирать из уже освоенных средств выразительности и способов выражения своих впечатлений на задуманную тему. А также по обогащению в процессе занятий  умений и навыков детей, необходимых для воплощения своих замыслов.

 Работа по формированию навыков самостоятельной изобразительной деятельности детей группы.

    Руководство самостоятельной изобразительной деятельностью детей требует от воспитателя знания того, что представляет из себя детское творчество, особенно детское, знания, умения и навыки изобразительной деятельности детей, умение тонко и тактично поддерживать  инициативу и самостоятельность, а также способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала. Для развития самостоятельной художественно-творческой деятельности, к которой дети проявляют огромный интерес, им необходимы навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами овладеть не могут, а также наличие развивающей и побуждающей к деятельности предметно-развивающей среды.

            В связи с интересами детей, работа по развитию самостоятельной художественной деятельности была проведена следующим образом:

     Пополнен уголок изобразительной деятельности разнообразными изобразительными материалами и оборудованием, соответственно возрасту. По возможности, было спланировано нахождение его в непосредственной близости с природным и книжным уголком.

       Были подобраны и составлены конспекты занятий, тематика которых отвечала интересам детей.

    В   связи   с   тем,   что   понятны и близки детям образы сказочных героев, впечатления от окружающей действительности, в тематику занятий художественно-продуктивной деятельности были включены занятия на следующие темы:

  Проведена индивидуальная работа с теми детьми, которые проявляют наибольший интерес к самостоятельному рисованию.

    Индивидуальная работа проводилась с детьми группы, особое внимание уделялось детям, проявлявшим интерес к рисованию. Данная работа  заключалась в вызывании у ребенка интереса к изобразительным материалам, желание действовать, побуждении потребности посильно  вносить элементы изображения в свои игры. Укрепление в каждом ребенке веры в свои силы, желания добиваться результата и всячески помогать ему в этом. Способствование переносу усвоенных приемов работы с материалами в свободную самостоятельную деятельность, побуждение к вариативному их использованию. Проведение индивидуальных выставок работ детей

                                             Анализ проделанной работы.

    В процессе проведения работы по развитию самостоятельной художественно-творческой деятельности дети группы активно пользовались изобразительными материалами, в основном использовали для рисования гуашевые краски, цветные карандаши.

    Анализируя уровень развития самостоятельной изобразительной деятельности, был получен следующий результат:

  • повысилось количество детей, предпочитающих самостоятельное рисование в свободное время;
  • на момент окончания работы, в группе не осталось детей, которые не имели каких-либо определенных увлечений, каждый из них смог реализовать себя в каком-либо виде художественно-продуктивном виде

деятельности;

  •  у детей сформировался интерес к рисованию, появление замысла, а также его реализация доступными средствами выразительности;
  • полученные в ходе занятий навыки рисования оказывали влияние на развитие самостоятельной изобразительной деятельности, на воплощение замыслов детей, а также повысили уровень самостоятельности, активности в использовании изобразительного материала;
  • но, по-прежнему, к таким видам деятельности как, аппликация и конструирование из бумаги, дети не проявляли интереса, следовательно, следующий этап работы будет направлен на развитие данных видов деятельности.

Показатели проявлений предпочтений детей в процессе самостоятельной изобразительной деятельности по завершении работы.

Таким образом, на развитие самостоятельной изобразительной  деятельности большое влияние оказывает чуткое руководство со стороны воспитателя, индивидуальная работа с детьми, а также занятия по изобразительной деятельности с учетом интересов и склонностей детей.

                                                                   Заключение.

    Являясь одним из любимых и доступных видов детской деятельности, рисование развивает изобразительные способности ребенка, способствует его художественному   развитию,   помогает     передать   свое   отношение    к окружающей действительности с помощью доступных ему выразительных средств. Рисование способствует развитию эстетического восприятия, формирует у детей чувство формы, цвета.

    Изобразительные возможности ребенка 4 – 5 лет еще весьма ограничены и связаны с развитием различных комплексов умений, т.е. умения владеть рукой, подчинять движения руки контролю глаза, правильно пользоваться материалами. А художественное творчество напрямую связано с развитием данных умений у детей. Поэтому большое значение имеет развитие изобразительных умений в самостоятельной деятельности детей, создание условий в которых ребенок он испытывает радость от процесса и результата собственной деятельности.

    Рисование играет важную роль в общем развитии ребенка. Самоценным  в самостоятельном рисовании является формирование уверенности в себе и своих возможностях, целенаправленность деятельности, самоопределение себя ребенком-дошкольником.

                                                                    Литература

  1. Аллахвердова Н. Дети рисуют. – М. : Знание, 1980. – 96 с.
  2. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М. : ТЦ «Сфера», 2002. – 80 с.
  3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 1999. – 344 с.
  4. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. М. : Просвещение, 2006. – 192 с.
  5. Казакова Т.Г. Мир природы и детское творчество. // Дошкольное воспитание. – 2006. — № 7.
  6. Комарова Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. – 2005. — № 2.
  7. Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. – М. : Педагогика, 1970. – 47 с.
  8. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. / Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и др. – М. : Просвещение, 1991. – 256 с.
  9. Михайленко Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания. // Дошкольное воспитание. – 1992. — № 5 – 6.
  10. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. / Н.А.Ветлугина. – М. : Педагогика, 1980. – 208 с.
  11. Сергеева Н. Рисунки – откровения детской души. // Обруч. – 2006. -№1.
  12.  Система эстетического воспитания в детском саду. / Н.А.Ветлугина. – М., 1962. – 370 с.
  13.  Скибина Е., Косенко С. Воспитание самостоятельной художественной деятельности детей. // Дошкольное воспитание. – 1984.- № 12.
  14.  Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: средняя группа. – М. : Владос, 2000. – 144 с.
  15.  Эстетическое воспитание в детском саду. / Н.А.Ветлугина. – М. : Просвещение, 1978. – 207 с.

Методы и приемы руководства
самостоятельной изобразительной деятельностью дошкольников

Восприятие окружающей деятельности
лежит в основе самостоятельной деятельности детей. Она возникает, если
ребёнок хочет нарисовать, слепить или сделать игрушку в подарок маме,
воспитателю, изготовить украшение к празднику, пособие для занятия или
сюжетно- ролевой игры или просто поупражняться в умениях и навыках,
полученных на занятиях.

Известны разнообразные виды
самостоятельной изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация,
конструирование. Нередко ребёнок выполняет несколько её видов. Например, при
изготовлении платьев для кукол сначала вырезает, а потом их раскрашивает или
украшает аппликацией.

Самостоятельная творческая
деятельность детей может развиваться и на свежем воздухе, на прогулках, вне
помещения. Это может быть выкладывание узоров из листьев на земле, рисование
на асфальте цветными мелками, палочкой- на мокром песке, лепка из глины,
выкладывание изображений из шишек, камешков, прутиков, поделки из сучьев и
веток растений, зимой- создание поделок из снега и льда.

Вся группа методов- организация
целенаправленного наблюдения, беседа, вопросы (будь то наблюдение
деятельности или непосредственное восприятие натуры, рассматривание
произведений искусства) — направлена на то, чтобы обеспечить развитие
самостоятельной деятельности детей.

Дошкольники зрительно воспринимают
явления деятельности, предметы, изображения (картины, иллюстрации, образы
декоративно- прикладного искусства, игрушки и др). Воспитатель сопровождает
рассматривание словами, оно способствует раскрытию образного содержания,
вызывает интерес к нему. Беседа строится так, чтобы развивать у детей
самостоятельность наблюдения, восприятия, мышления, чему способствуют
сформированные соответствующим образом вопросы, заставляющие подумать, прежде
чем правильно ответить. Воспитатель ставит задачу детей в процессе наблюдений
действительности замечать характерные признаки предметов, анализировать
форму, определять сходство и различие, видеть богатство окружающего мира.
Главная направленность методов заключается в развитие самостоятельных
действий детей. Это происходит на каждом этапе деятельности: при формирование
замысла (выбор объекта, содержание будущей композиции), отборе материала(
бумага, краски, пастель, цветные мелки), реализация замысла( нахождение
выразительных средств для наилучшего воплощения содержания рисунка, лепки,
аппликации), оценке продукта деятельности( дети самостоятельно решают, что из
выполненного самое выразительное по форме, цвету, композиции).

Говоря о формировании способов
самостоятельных действий детей в изобразительной деятельности, нужно особо
отметить такие методические приемы, как использование иллюстративного
материала и показа способа действия.

На формирование самостоятельной
изобразительной деятельности влияют праздники и развлечения. Можно предложить
детям сделать подарки выпускникам (закладки для книг), а также
пригласительные билеты для гостей.

Формы самостоятельной изобразительной
деятельности детей требуют косвенного руководства воспитателя, особенно в
многообразной деятельности (организация теневого театра, выполнение поделок
для игр- драматизаций, рисование декораций, оформление помещений детского
сада к праздникам и развлечениям и др).

Обогащение самостоятельной
изобразительной деятельности детей происходит за счет приобретенного на
занятиях, поэтому особую важность имеет устойчивость получаемых навыков и
умений. Необходимо давать такой объем знаний по изодеятельности, чтобы дети
могли их усвоить и перенести в самостоятельную деятельность.

Самостоятельность у
дошкольников в изобразительной деятельности не возникает сама по себе, однако
руководство должно носить косвенный характер. Воспитание ее требует соблюдения
определенных педагогических условий, которые помо
гут
педагогу избежать ошибок, организовать работу с дошкольниками по воспитанию
самостоятельности в изобразительной деятельности наиболее эффективно.

Поэтому, планируя работу с детьми,
воспитатель должен заранее продумать и методы руководства самостоятельной
деятельностью. Он оказывает детям необходимую помощь: помогает организовать
игру, активизирует малоактивных детей, предлагая им интересное задание,
побуждая их время от времени проявлять собственную инициативу, помогает
оформить замысел, когда он не отчетлив, советует в выборе материалов,
иллюстраций, в организации коллективной работы. Метод прямых указаний не
приемлем. Несмотря на то, что деятельность вне занятия самостоятельная, ею надо
руководить, но тонко, не навязчиво.

Так, необходимо убедиться в том, знает
ли ребенок, что он будет изображать, что ему для этого понадобится. Часто
бывает, что ребенок принимается за работу без отчетливого представления о том,
что будет делать. В результате, не успев начать, он бросает, снова берется и
снова бросает. Это воспитывает дурную привычку.

Если в процессе изображения встретятся
затруднения, надо посоветовать, как их преодолеть. Ребенок нуждается и в оценке
своего результата. Работы, выполненные в свободное от занятий время, следует
подписывать и хранить в специальной папке.

Самостоятельная художественная
деятельность дошкольников проходит большей частью в помещении. Однако педагог
может организовать ее и на воздухе: рисование на асфальте цветными мелками,
лепка из глины, рисование с натуры цветков, листьев (акварелью, гуашью,
пастелью, цветными карандашами), создание на песке из камушков изображений
(солнышка, животных, людей), изготовление изделий из папье-маше, плетение из
ниток, тесьмы, соломки, поделки из сучьев и веток растений; зимой — создание
скульптур из снега с использованием цветного льда для украшений.
     Одним из эффективных приёмов подготовки детей к
самостоятельной деятельности  отдельно можно выделить освоение навыков
работы в нетрадиционных техниках изображения. С помощью нетрадиционных техник изображения
развивается творчество, воображение. Эта техника предоставляет возможность
достаточно простыми способами получить красивый, необычный результат, даёт
больше шансов для самовыражения, дети получают больше возможностей для
творчества. После ознакомления с новой техникой изображения, ребенок может
применять её в самостоятельной деятельности.

   Руководство изобразительной
деятельностью детей с помощью игровых приемов

Наталья
Владимировна Меркулова,
воспитатель МДОУ
ЦРР-детский сад № 44 «Колокольчик», г. Серпухов


        Игра в дошкольном детстве – один из любимых видов деятельности детей. В
игре ребенок смел, раскрепощен, может заново пережить события, особенно
взволновавшие его. Такое переживание событий возможно потому, что в игре всегда
присутствует воображаемая, мнимая ситуация (ситуация «как будто»). В игре
ребенок творит. Возможность развить у дошкольников творческие способности в
игре и привлекает внимание педагога к этому виду деятельности детей, позволяет
ему использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности.
      Игра –
самая увлекательная и захватывающая для дошкольника деятельность. Когда он
играет, он живет в созданной им, воображаемой ситуации, а реальная обстановка
комнаты отступает на задний план. Стулья превращаются в корабль, красная кофта
становится флагом, разбросанные вещи — волнами, а сам он —  капитаном.

Что дает ребенку игра? Она является
средством познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но,
в то же время, приятная для ребенка деятельность, доставляющая ему
удовольствие. Даже препятствия, которые в ней приходится преодолевать, не
угнетают ребенка.
Теория Д. Эльконина констатирует, что игра – особая
форма отражения окружающей действительности, средство социализации; игра
развивает ребенка, помогает ориентироваться в мире человеческих отношений,
человеческой деятельности.

Игровые
приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение
дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии
предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Игра на занятии должна
быть похожа на настоящую игру.

Одним
из признаков игрового приема является игровая задача.  Игровая задача — это
определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми. Например,
воспитатель предлагает детям: «Построим мишке  домик», «Подумайте, как можно
помочь зайчику перебраться через речку». Включаясь в предлагаемую игровую
ситуацию, дети сами ставят игровые задачи. 

Умело используя игровой
прием, можно увеличивать количество игровых задач, развивать сюжетно-игровой
замысел. Важно, чтобы и дети были активны при выполнении игровых действий. Это
развивает у них творческие способности. Необходимым условием активности детей
является определенный запас знаний, наличие ярких впечатлений о данном явлении.
В этих случаях дети увлечены происходящими на занятиях событиями, придумывают
игровые действия и способы их выполнения. Разнообразные по содержанию игровые
действия должны соответствовать дидактическим задачам. Не всякие игровые
действия, даже будучи интересными и понятными детям, помогают решить
поставленные дидактические задачи.
. Именно изобразительная
деятельность является наиболее эффективность средством для развития у детей
творческих способностей, всестороннего развития ребенка – а это одна из важных
задач педагогики.

В процессе рисования, лепки,
аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому
изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получилось. Но
самое главное, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания,
углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он начинает
осмысливать качество предметов, запоминает их характерные особенности и детали,
овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться их осознанно
использовать. Еще в древности заметили, что рисование способствует
разностороннему развитию ребенка.

Игровые приемы, используемые при руководстве изобразительной деятельностью, выбираются
педагогом с учетом особенностей игры детей, логики ее развития, с одной
стороны, и особенностей изобразительной деятельности — с другой. Только в этом
случае руководство будет безболезненным и эффективным. Это особенно необходимо
при руководстве творческой деятельностью, воздействие на которую должно быть по
возможности незаметным для ребенка, бережным в смысле сохранения детских
чувств, настроения.

Все
игровые приемы условно можно разделить на две большие группы: сюжетно-игровые
ситуации по типу режиссерских игр и сюжетно-игровые ситуации с ролевым
поведением детей и взрослых.

Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр развертываются по
поводу игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других объемных или
плоскостных предметов. Ребенок и воспитатель действуют с ними, как в
режиссерских играх. Другие игровые ситуации этого типа развертываются по 
поводу рисунка (рисованное изображение более условно, и возможно активного
действия с ним более ограниченны). Дети и воспитатель действуют одновременно в
том и другом случае и как сценаристы, и как режиссеры, и как актеры.

Прием
обыгрывания предметов или игрушек
(объемных и
плоскостных), картин-панорам, природного, бросового материала, очень
распространен. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски,
карандаши и т.п.). Ведь с кисточкой, карандашами можно разговаривать,
советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с
горки, «прыгать как зайчик, «ходить» как медведь и т.п.).  Прием обыгрывания
игрушек, предметов принимается детьми, так как учитывает присущий ребенку
интерес к предметам и действиям с ними.

Используя этот прием,
можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием
интересы детей.

Другой
прием — обыгрывание изображения
. Как правило,
этот прием применяется по окончании рисования, (лепки). Полученное изображение
используется при этом как своеобразный игровой предмет.

Содержание игровых
действий зависит от содержания изображения. Если изображена птица, то она может
«летать», «садиться» на деревья, «клевать» зерна и т. д.  Нарисовал малыш
дорожку — по ней будут «ходить» звери, люди и т.п. Таким образом, содержание
игровых действий определяется содержанием действий, осуществляемых с этим
предметом в реальной жизни. А способы выполнения этих действий могут быть
различными, в большей степени они зависят от того, является изображение объемным
или плоскостным. Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет
педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. 

Педагог
может использовать и такой прием, как обыгрывание незаконченного
(еще только создаваемого) изображения.
Его можно назвать
сюжетно-изобразительной игрой. Этот прием направлен на руководство процессом
изображения, и потому он как бы сопровождает его. Воспитатель ставит следующие
задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей,
стимулирование изобразительного способа его воплощения. Способы выполнения
игрового действия в этом случае разнообразны. Они могут быть выражены словом.
Так, воспитатель, увидев нарисованную девочку в длинной шубке, спрашивает ее:
«Ты не замерзла без шапки?», тем самым неназойливо подсказывая
малоинициативному ребенку возможность развития замысла и выполнения более
выразительного рисунка. Процесс использования этого приема представляет собой,
по существу, постановку детям разнообразных игровых задач, побуждение к их
принятию и самостоятельной постановке новых. Вследствие этого происходит
частично совместное, частично самостоятельное развитие сюжетно-игрового
замысла. Игровой прием стимулирует не только совершенствование замысла, но и
выполнение его специфическими, изобразительными средствами. Таким образом,
стимулируется изобразительное творчество.

 В
руководстве изобразительной деятельностью возможно применение другой группы игровых
приемов с ролевым поведением детей и взрослых.
Детям
предлагается роль художников, фотографов, гончаров, строителей, продавцов,
покупателей. Младшим детям — роль зайчиков, медведей и т.д. Например,
дети-художники подготовительной группы могут рисовать афиши по сказке или
разным сказкам. Самые красивые и выразительные афиши потом можно использовать
для оформления игр-драматизаций, кукольного театра.  Выделение игрового приема
с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями развития игры. Однако
в той или иной роли ребенка привлекают или разнообразные действия человека
(игрового персонажа), или взаимоотношения. В зависимости от этого строится и
содержание игрового приема. Учитывая знания детей, их интересы, предпочтения,
уровень игры в группе, воспитатель разрабатывает эти игровые приемы.  Некоторым
художникам-мастерам предлагают рассказать, какую посуду они придумали. Это
делается с целью демонстрации обучения детей замысливанию образа.

Все вышеизложенные приемы
сочетают в себе основные признаки игры и своеобразие детской изобразительной
деятельности. Вследствие этого они близки и понятны детям, не нарушают
естественности изобразительного процесса. В реальном процессе обучения
используются в различных сочетаниях все виды игровых приемов.

Важнейшим условием творчества
является развитие восприятия у детей, формирование разнообразного сенсорного опыта.
Знания и представления об окружающем педагог формирует целенаправленно. Это
специальные наблюдения и рассматривание предмета в ходе дидактических
игр.
Педагог направляет восприятие ребенка на те, или иные свойства и
качества предметов (явлений). Это можно сделать, используя дидактические игры.

В игре педагог может:

1.                
Научить ребенка различать геометрические
фигуры по форме: «нарисуем фрукты» (банан, яблоко, сливу и т.д.)

2.                
В процессе разнообразных дидактических игр
дети учатся выделять цвет предметов, называть их оттенки, закрепляют и развивают
знания и представления о цвете, у них формируется чувство цвета:

·                  
«Покажи такого же цвета» (колечко,
фломастер, шарик, кубик и т.д.)

·                  
«рисуем море» (подбор оттенков от более
светлого к более темному цвету)

·                  
«Собери гусеницу» (одна из холодных стран –холодные
тона, другая из теплых – теплые тона)

3.                
Ребенок учится различать предметы по
величине, длине, высоте, ширине,   толщине (в изображении деревьев, кустов),
используя такие практические действия, как наложение, прикладывание,
ощупывание, измерение, группировка предметов по признаку (используются
игры-вкладыши с геометрическими фигурами и предметными фигурками).

4.                
Благодаря дидактическим играм в
повседневности дети учатся воспринимать такие характеристики, как далеко,
близко, там, здесь, верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, вокруг, в
стороне, через движение тела, конечностей, поворотов головы и глаз, через
изменение местоположения предмета. (Пейзаж – рассматривание картин).

5.                
Дети учатся воспринимать временные
характеристики.

6.                
Воспринимать позы и движения тела, головы,
конечностей. «Фигура замри» (мимика). Рисуем настроение.  Какого цвета счастье?

7.                
Узнавать предмет по его отдельным
свойствам и частям.

В дидактических играх ребенок учится
видеть, понимать окружающий мир, переносить увиденное, услышанное в свое
творчество, и, наоборот, новые знания и умения переносить в игру. В этом и
состоит главная связь между дидактической игрой и изобретательностью.

Дидактическая игра – это иногда
«взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда –
«поиск и открытие», и всегда –  радость.

                      
Список литературы:

1.    
Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников
изобразительной деятельности. – М,: Просвещение, 1995.

2.    
Григорьева, Г.Г. Развивайте дошкольника в изобразительной
деятельности. / Г.Г. Григорьева – М.: АСА
DЕМА, 2000.

Коллективная изобразительная деятельность
– эффективное средство решения многих
воспитательных и дидактических задач.
Коллективная форма организации дает
возможность каждому ребёнку формировать
умения и навыки работать вместе, строить
общение, развивает привычку к взаимопомощи
и пр. Детские работы вызывают у них
восхищение. Организация коллективной
работы осуществляется в 3 этапа:

1. Подготовительный.Задачи:
углубление знаний по теме будущей
работы, формирование ярких художественных
образов.2. Основной— выполнение
работы. Задачи: предоставить детям
возможность воплотить в композиции
образы окружающей действительности,
создание условий для творческого
взаимодействия детей.3. Заключительный.Это
период взаимодействия детей уже с
завершённой работой.

Любая коллективная работа должно иметь
целевое назначение. Воспитатель подводит
детей к тому, чтобы вместе сделать
картину, которую трудно было бы сделать
одному. Во время выполнения коллективных
работ дети учатся общаться с взрослым
и друг с другом. Если на начальном этапе
проведения таких работ, дети общаются
в основном с воспитателем, то чуть позже
начинается общение друг с другом.
Постепенно, под руководством взрослого,
дети планируют, договариваются,
спрашивают, подсказывают, сопереживают.
Задача воспитателя научить детей как
договариваться, уступать друг другу,
ценить помощь товарища.

В младших группахдети выполняют
задание каждый на своем листе, а в конце
занятия все работы объединяются в одну
– две общие композиции. С самого начала
дети должны знать, что у них получиться
общая композиция. Уже в младшей группе
дети могут выполнять задание на одном
листе, создавая два одинаковых по
сложности изображения, далее группа
может быть увеличена до трех – четырех
и более детей.

Со средней группывозможно выполнение
задания на одном листе. Дети встают
перед столами, на которых расположены
длинные листы. Каждый определяет свое
место – кладет ладошки на бумагу так,
чтобы локти соседа не мешали. Затем все
дети выполняют одинаковое задание, а
потом дополняют рисунок деталями по
желанию. Может быть и такой вариант:
каждый ребенок выполняет изображение
на листе такого же цвета, как общий фон
композиции, после выполнения задания,
маленькие листочки наклеиваются на
общий лист, который объединяет все
работы. Этот вариант может быть использован
и в младших группах.

В старших группахможно после
подготовки общего фона разделить лист
на части и после выполнения задания
соединить все части в том же порядке.

Коллективная работа может быть выполнена
как на одном, так и на нескольких занятиях. При
этом важно, чтобы каждое занятие имело
вид завершенности определенного этапа.

38. Методические особенности руководства декоративной деятельностью детей разных возрастных групп.

Первоначальные изобразительные навыки
дети приобретают в первой и второй
младших группах, причем некоторые
задания во второй младшей группе носят
декоративный характер (например, украсить
края платочка полосками). Но основная
цель такого занятия — не создание узора,
а закрепление умений проводить прямые
линии в разных направлениях. Непосредственное
обучение декоративному рисованию
начинается с детьми четырех лет.

Задания по декоративному рисованию в
средней группе по композиционным задачам
сходны с наклеиванием готовых форм.
Вначале дети учатся проводить кистью
ровные линии и наносить между ними
ритмично повторяющиеся мазки или точки,
чередовать мазки по цвету, меняя их
положение, когда узор усложняется.

Детям пятого года жизни можно поставить
более сложные задачи декоративного
рисования, так как уровень развития
эстетических чувств в этом возрасте
гораздо выше.

В старшей группе в качестве композиционного
приема чаще применяют принцип чередования
элементов, что делает узор более
декоративным. Чередование может включать
2-3 элемента, различных по форме или
цвету. В старшей группе дети учатся
использовать различные цвета спектра
в сочетании с цветным фоном. В старшей
группе детей учат составлять узоры на
объемных формах.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ldk 300 инструкция по программированию pc admin
  • Как восстановить мили в аэрофлоте инструкция
  • Препарат итраконазол инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Протон электротекс руководство
  • Должностная инструкция ведущего специалиста по работе с молодежью