Зарегистрирован в Минюсте РФ 5 марта 2007 г.
Регистрационный N 9013
В соответствии с пунктом 5.2.11. Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080) и в целях дальнейшего совершенствования организации оказания первичной медико-санитарной помощи детскому населению приказываю:
1. Утвердить:
Примерный порядок организации деятельности детской поликлиники согласно приложению N 1.
Примерную структуру детской поликлиники согласно приложению N 2.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.И. Стародубова.
Министр М. Зурабов
Приложение N 1
Примерный порядок организации деятельности детской поликлиники
1. Примерный порядок организации деятельности детской поликлиники (далее — Порядок) регулирует организацию деятельности, управления, формирования структуры детской поликлиники.
2. Детская поликлиника создается органом местного самоуправления (или руководителем лечебно-профилактического учреждения муниципального района (городского округа) как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение муниципального района (городского округа) или как структурное подразделение лечебно-профилактического учреждения муниципального района (городского округа) для оказания по территориальному принципу первичной медико-санитарной помощи детскому населению.
3. Детская поликлиника обеспечивает оказание детскому населению первичной медико-санитарной и медицинской помощи врачами-педиатрами участковыми лечебно-профилактического отделения, врачами-специалистами консультативно-диагностического отделения, врачами отделений неотложной медицинской помощи, восстановительного лечения, медико-социальной помощи, а также организацию медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.
4. Детская поликлиника осуществляет взаимодействие с территориальными учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, учреждениями родовспоможения (родильный дом и женская консультация), учреждениями образования и другими учреждениями по вопросу охраны здоровья детей.
5. Деятельность детской поликлиники осуществляется в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Порядком.
6. Руководство детской поликлиникой, созданной как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение, осуществляет главный врач, который назначается на должность и освобождается от должности органом местного самоуправления.
Руководство детской поликлиникой, созданной в структуре лечебно-профилактического учреждения, осуществляет заместитель главного врача (заведующим отделением), который назначается на должность и освобождается от должности руководителем лечебно-профилактического учреждения.
7. Структура и штатная численность медицинского и иного персонала детской поликлиники утверждается руководителем лечебно-профилактического учреждения в зависимости от объема проводимой лечебно-профилактической работы.
8. Финансирование деятельности детской поликлиники осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9. Учет и отчетность осуществляется детской поликлиникой в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
10. Детская поликлиника может использоваться для учебных целей высшими (средними) медицинскими образовательными учреждениями (факультетами), образовательными учреждениями системы послевузовского профессионального образования или научно-исследовательскими институтами.
11. Детская поликлиника осуществляет:
— диагностику и лечение различных заболеваний и состояний;
— антенатальную охрану плода (патронаж беременных педиатром);
— первичный патронаж новорожденных и детей раннего возраста в установленные сроки;
— оказание первой (доврачебной, врачебной) и неотложной медицинской помощи детям при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях, оказание медицинской помощи детям врачами-специалистами, своевременное направление их на госпитализацию;
— установление медицинских показаний и направление детей в лечебно-профилактические учреждения государственной системы здравоохранения для получения специализированных видов медицинской помощи;
— динамическое медицинское наблюдение за ростом и развитием ребёнка, в том числе физическим и нервно-психическим, за детьми с хронической патологией, детьми-инвалидами, состоящими на диспансерном учете, их своевременное оздоровление, в том числе детей, имеющих право на получение набора социальных услуг;
— профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых заболеваний, в том числе гепатитов В и С, ВИЧ-инфекции, выявлению факторов риска заболеваний, инвалидности, смертности;
— проведение профилактических осмотров детей раннего возраста, а также детей в декретированные возрастные сроки, в том числе работающих подростков;
— диспансерное наблюдение детей с наследственными заболеваниями, выявленными в результате неонатального скрининга, и патронаж семей, имеющих детей указанной категории;
— оказание консультативной, диагностической, лечебной, медико-социальной помощи детям с острыми и хроническими заболеваниями, детям-инвалидам;
— оказание дополнительной медицинской помощи детям, имеющим право на получение набора социальных услуг;
— организацию медицинской помощи по восстановительной медицине;
— экспертизу временной нетрудоспособности;
— направление детей на медико-социальную экспертизу;
— работу по охране репродуктивного здоровья подростков;
— врачебное консультирование и медицинскую профессиональную ориентацию с учетом состояния здоровья детей;
— медико-социальную подготовку детей к поступлению в образовательные учреждения и контроль за течением адаптации;
— медицинское обеспечение подготовки юношей к военной службе;
— выполнение профилактической и лечебно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях;
— контроль за организацией рационального питания детей раннего возраста, а также детей, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях;
— санитарно-гигиеническое воспитание и образование, проведение работы по формированию здорового образа жизни среди детей, в том числе в образовательных учреждениях и семьях;
— врачебный контроль за детьми, занимающимися физической культурой и спортом;
— медицинское обеспечение детей в учреждениях отдыха и оздоровления;
— передачу детей по достижении соответствующего возраста на медицинское обслуживание в городскую (районную) поликлинику;
— проведение медицинских осмотров учащихся образовательных учреждений перед началом и в период прохождения практики в организациях, работники которых подлежат предварительным и периодическим медицинским осмотрам;
— выполнение индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов (медицинские аспекты);
— диагностическую и лечебную работу на дому и в амбулаторных условиях;
— обеспечение работы стационара на дому, дневного стационара;
— проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, вакцинопрофилактики в установленном порядке;
— оказание медико-социальной и психологической помощи детям и семьям, имеющим детей;
— работу по сохранению и пропаганде грудного вскармливания;
— контроль за выполнением режима, своевременным проведением мероприятий по профилактике алиментарных расстройств, рахита, анемии и разработку комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;
— установление медицинских показаний и направление детей на санаторно-курортное лечение, в том числе детей, имеющих право на получение набора социальных услуг;
— внедрение новых профилактических, диагностических и лечебных технологий;
— организационно-методическую работу и планирование деятельности поликлиники;
— анализ работы поликлиники, в том числе анализ эффективности диспансерного наблюдения.
Приложение N 2
Примерная структура детской поликлиники
Руководство поликлиники, в том числе
— административно-хозяйственная часть.
Информационно-аналитическое отделение:
— регистратура;
— оргметодкабинет (кабинет статистики).
Лечебно-профилактическое отделение (педиатрическое):
— кабинеты педиатров участковых;
— кабинет здорового ребенка;
— прививочный кабинет;
— процедурный кабинет.
Консультативно-диагностическое отделение:
— кабинеты врачей-специалистов;
— кабинеты функциональной диагностики;
— кабинеты лучевой диагностики.
Лаборатория.
Отделение неотложной медицинской помощи.
Отделение восстановительной медицины.
Отделение медико-социальной помощи.
Отделение организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях:
— медицинские кабинеты образовательных учреждений.
Дневной стационар.
Стационар на дому.
Врачебный здравпункт.
Фельдшерский здравпункт.
ОРГАНИЗАЦИЯ
РАБОТЫ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ
Детская
поликлиника — лечебно-профилактическое
учреждение,
являющееся
структурным
подразделением
детской
больницы
или
самостоятельным
медицинским
учреждением,
которое
обеспечивает
в
районе
деятельности
внебольничную
помощь
детям.
Принципы
и
порядок
работы
детской
поликлиники
во
многом
схожи
с
таковыми
в
поликлинике
для
взрослых,
однако
име-я
характерные
только
для
данного
учреждения
особенности.
Основные
принципы
работы
детской
поликлиники:
1.
Принцип
участковости
(800
детей
на
одном
территориальном
участке).
2.
Преемственность
в
работе
врачей,
оказывающих
лечебно-филактическую
помощь
детям.
3.
Этапность
в
лечении
4.
Непрерывность
активного
динамического
наблюдения
за
здоровьем
ребенка,
начиная
с
антенатального
периода.
Детская
поликлиника
может
входить
в
состав
ТМО,
работая
в
контакте
с
другими
лечебно-профилактическими
учреждениями
или
района.
Основные
задачи
детской
поликлиники:
—
организация
и
проведение
комплекса
профилактических
оприятий
среди
детского
населения,
которая
включает:
обеспечение
динамического
медицинского
наблюдения
за
здоровыми
детьми;
проведение
профилактических
осмотров
и
диспансеризации
детей;
проведение
профилактических
прививок;
организацию
сбора
грудного
молока
и
обеспечение
бесперебойной
работы
входящих
в
ее
состав
молочных
кухонь
и
молочно-раздаточных
пунктов;
проведение
лекций,
бесед,
занятий
в
школе
матерей
и
т.п.
—
лечебно-консультативная
помощь^детям
на
дому
и
в
поликлинике,
в
т.ч.
квалифицированная
специализированная
медицинская
помощь;
—
направление
детей
на
лечение
в
стационары,
больницы
на
восстановительное
лечение
в
санатории,
отбор
их
в
специализированные
детские
ясли-сады,
лесные
школы
и
др.
—
лечебно-профилактическая
работа
в
детских
дошкольных
учреждения
и
школах.
—
противоэпидемиологические
мероприятия.
—
правовая
защита
детей.
В
детской
городской
поликлинике
целесообразно
организовать
методический
совет
по
воспитанию
здорового
ребенка,
а
также
совет
медицинских
сестер,
которые
работают
в
соответствии
с
действующими
положениям
ч.
Структура
детской
поликлиники:
—
фильтр
с
отдельным
входом
и
изоляторы
с
боксами;
—
кабинеты
врачей-педиатров
и
врачей
узких
специальностей;
—
кабинет
по
профилактической
работе
с
детьми
(кабинет
здорового
ребенка);
—
отделение
восстановительного
лечения;
—
лечебно-диагностические
кабинеты;
—
регистратура,
гардероб,
другие
вспомогательные
помещения,
холлы
для
ожидания;
—
административно-хозяйственная
часть
(в
самостоятельных
поликлиниках).
В
современных
условиях
в
городах
строятся
преимущественно
крупные
детские
поликлиники
на
600-800
посещений
в
смену.
Они
имеют
все
условия
для
правильной
организации
лечебно-профилактической
работы:
необходимый
набор
помещений
для
специализированных
кабинетов,
залы
лечебной
физкультуры,
бассейны
для
плавания,
водо-
и
грязелечебницы,
кабинеты
для
свето-
и
электролечения,
перелвижные
физиотерапевтические
кабинеты
для
дошкольных
и
школьных
учреждений.
В
соответствии
с
действующим
нормативом
в
детской
поликлинике
работают:
1.
Врачебный
персонал
(на
10.000
детей):
—
врач-педиатр
(участковый)
■•
12,5
должности;
—
врачи
узких
специальностей
—
4,64
должности.
2.
Врачи
детских
учреждений:
—
детские
ясли
—
врач-педиатр
—
на
180-200
детей;
—
детский
сад
—
врач-педиатр
—
на
600
детей;
—
школа
—
врач-педиатр
—
на
2000
учащихся.
3.
Заведующий
педиатрическим
отделением:
—
при
наличии
в
штате
отделения
6,5
должности
врачей
—
0,5
ставки;
—
при
наличии
более
9
указанных
должностей
-1,0
ставка.
4.
Средний
медицинский
персонал:
—
участковые
медсестры
—
1,5
ставки
на
каждую
должность
врача-педиатра;
—
медсестры
по
профилактической
работе
со
здоровыми
детьми;
—
в
поликлинике,
обслуживающей
до
10.000
детей,
—
1,0
должность,
более
10.000
детей
—
2
должности.
Во
главе
самостоятельной
детской
поликлиники
стоит
главный
врач,
во
главе
поликлинического
отделения
объединенной
больницы
—
заведующий
отделением.
На
должность
главного
врача
детской
городской
поликлиники
назначают
врача,
имеющего
опыт
лечебной
и
организаци-
1ой
работы.
Главный
врач осуществляет
непосредственное
руководство
деятельностью
поликлиники
и
несет
ответственность
за
качество
и
культуру
лечебно-профилактической
помощи
детям,
а
также
административно-хозяйственную
и
финансовую
деятельность
^поликлиники.
Он
разрабатывает
план
работы
поликлиники
по
указанию
лечебно-профилактической
помощи
детям
в
районе
вятельности
и
обеспечивает
его
выполнение.
J
Главный
врач
проводит
подбор
и
укомплектование
поликлиники
медицинским
персоналом
и
административно-хозяйственными
кадрами
и
несет
ответственность
за
их
работу,
осуществляет
расстановку
кадров
в
поликлинике,
организует
повышение
квалификации
врачей
и
другого
персонала
поликлиники,
осуществляет
мероприятия,
направленные
на
улучшение
материально-технической
базы
поликлиники.
Права
и
обязанности
главного
врача
детской
городской
по-шклиники
регламентированы
положением
о
главном
враче
детской
городской
поликлиники.
Ответственность
за
качество
лечебно-профилактической
помощи
в
детской
городской
поликлинике,
культуру
работы
персонала
несет
также
заведующий
педиатрическим отделением.
На
должность
заведующего
педиатрическим
отделением
назначают
врача-педиатра,
имеющего
опыт
лечебной
и
организационной
работы
в
поликлинике.
Он
непосредственно
подчиняется
главному
врачу
учреждения.
Заведующий
педиатрическим
отделением
осуществляет
непосредственное
руководство
и
контроль
за
лечебно-профилактической
работой врачей; консультирует больных
с тяжелыми, сложными для диагностики
формами заболеваний; контролирует
обоснованность выдачи листков
нетрудоспособности по уходу за больными
детьми; обеспечивает своевременную
госпитализацию больных, которым
необходимо стационарное лечение. Лечение
детей, нуждающихся в госпитализации,
но оставленных по каким-либо причинам
на дому, проводится под постоянным
контролем заведующего отделением.
Заведующий отделением обеспечивает
проведение мероприятий по повышению
квалификации врачей-педиатров и среднего
медицинского персонала.
Главной
задачей участкового
врача-педиатра является
проведение профилактических мероприятий,
направленных на обеспечение гармоничного
физического и нервно-психического
развития детей, проживающих на территории
участка, на снижение заболеваемости
и смертности путем оказания своевременной
и высококвалифицированной медицинской
помощи.
Права
и обязанности участкового педиатра
регламентированы положением об
участковом враче-педиатре детской
городской поликлиники.
Участковый
врач-педиатр работает под руководством
заведующего отделением, по плану,
составленному на основе анализа состояния
здоровья детей.
Участковый
врач-педиатр имеет права выдавать листки
ц трудоспособности, давать распоряжения
подчиненным ему сред ним и младшим
медицинским работникам, вносить
предложения о поощрении этих работников
или наложении на них дисциплинарных
взысканий за отдельные упущения в работе
или нарушении правил внутреннего
распорядка.
В
работе участкового педиатра выделяют
несколько основных разделов работы:
профилактическая, противоэпидемическая,
лечебная, работа по формированию
здорового образа жизни, работа с
медицинской документацией.
ОРГАНИЗАЦИЯ
ЛЕЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Лечебная
работа участкового педиатра включает:
—
лечение на дому детей с острыми
заболеваниями к отношение активных
посещений к первичным вызовам составляет
2:1.
В
лечении детей, особенно раннего возраста,
имеет исключительное значение
своевременное начало лечения. Участковые
врачи-педиатры, выполняя вызов к больному
ребенку, должны иметь с собой набор
необходимых медикаментов ив
случае надобности оказывать больному
помощь на дому сразу же после установления
диагноза, даже если ребенок сразу
направляется в стационар. При необходимости
врач должен обеспечивать ребенка
медикаментами на один прием.
Участковая
медицинская сестра выполняет
назначения врача по лечению больного
ребенка на дому, контролирует выполнение
родителями врачебных рекомендаций по
лечению, питанию, режиму и уходу за
больным ребенком.
По
заявке лечащего врача детская городская
поликлиника обеспечивает больному
ребенку проведение на дому необходимых
лабораторных, функциональных исследований
и консультаций врачей узких
специальностей.
Заведующая
отделением детской
городской поликлиники осуществляет
контроль за организацией лечения больных
детей на дому, в необходимых случаях
оказывает консультативную пс мощь.
Участковый
врач в случае необходимости организует
питализацию ребенка и продолжает
наблюдение за его здоровьем после
выписки ребенка из стационара, уделяет
особое внимание нуждающимся в долечивании
— систематическом наблюдении в домашней
обстановке. При направлении ребенка в
стационар лечащий врач подробно
указывает диагноз заболевания, тяжесть
состояния, длительность и течение
заболевания, проведенное лечение и
обследования, индивидуальные особенности
ребенка, перенесенные инфекционные
заболевания, сведения об отсутствии
контакта ребенка с инфекционными
больными дома, в детских учреждениях и
в школе. При невозможности госпитализировать
ребенка (отказ родителей, отсутствие
места в стационаре, карантин и др.)
организуется стационар на дому. При
этом ребенку обеспечивается весь
комплекс необходимых лечебных и
диагностических мероприятий,
лабораторных обследований в соответствии
с тяжестью и характером заболевания,
пост медицинской
сестры
или ее регулярное посещение несколько
раз в
день.
Ночью ребенку оказывает помощь
врач-педиатр неотложной или скорой
помощи. Участковый врач посещает ребенка
ежедневно до полного выздоровления.
Ребенок должен быть осмотрен заведующим
отделением.
Важным
элементом работы участкового педиатра
следует считать экспертизу временной
нетрудоспособности в
связи
с заболеванием ребенка. При выдаче
листков нетрудоспособности участковый
врач руководствуется действующими
инструкциями. Непосредственным помощником
участкового врача — педи-
а
является участковая
медицинская сестра. Обязанности
участковой медицинской сестры: —
профилактическая работа по развитию и
воспитанию здо-Ьго
ребенка;
— оказание медицинской помощи больным
детям на дому по назначению врача;
—
проведение
дородовых патронажей беременных женщин
своего территориального участка,
активное выявление нарушения
самочувствия беременной и своевременное
информация акушера-гинеколога женской
консультации и участкового врача-v
диатра;
—
совместное
(с участковым врачом-педиатром) посещение
Новорожденных в первые 3 дня после
выписки из родильного дома;
—
обеспечение
систематического наблюдения за здоровыми
и больными детьми;
—
контроль
выполнения родителями лечебных
назначений;
—
проведение
ежемесячного планирования профилактических
прививок детям, не посещающим дошкольные
учреждения;
—
работа
по своевременной организации врачебных
осмотров детей, состоящих на диспансерном
учете;
—
выполнение
назначенных врачом лечебных процедур
на дому;
—
оказание
помощи врачу при проведении медицинских
осмотров детей;
—
санитарно-просветительная
работа по установленной форме;
—
повышение
своей квалификации.
Наряду
с участковой службой в детских поликлиниках
организована специализированная
помощь, которая является составной
частью единой цепочки поликлиника —
стационар — санаторий.
С
учетом распространенности заболеваний
специализированная помощь может
быть представлена:
—
в
виде специализированных кабинетов
поликлиники;
—
в
виде районных и межрайонных
специализированных диспансеров.
В
крупных городах создаются специализированные
центры, в состав которых входят:
амбулаторное звено (консультативный
поликлинический прием), специализированный
стационар, специализированный
санаторий.
В
зависимости от мощности поликлиники
объем представленной в ней
специализированной помощи может быть
различным.
Исходя
из распространенности отдельных видов
патологии, обычно в поликлинике может
быть организован прием враче следующих
узких специальностей: ЛОР, хирург,
окулист, невр< патолог. Врачи-урологи-нефрологи,
ортопеды, эндокринолог врачи функциональной
диагностики и др. представлены район
ными (в крупных городах) и межрайонными
специалистами.
Районные
специалисты ведуг прием на базе одной
из детских поликлиник, межрайонные
— в каждом из прикрепленных районов.
Специализированные
кабинеты поликлиник должны быть оснащены
современной аппаратурой для проведения
диагностических и лечебных мероприятий.
Основные
задачи врачей узких специальностей:
—
организация
и проведение лечебной и профилактическо
работы с детьми;
—
прием
детей с отклонениями в состоянии здоровья
и пр филактические осмотры согласно
утвержденному администраци ей графику;
—
оказание
консультативной и лечебной помощи на
дому;
—
диспансерное
наблюдение детей с длительными
заболеваниями и обеспечение
систематического наблюдения и лечения
до снятия с учета по медицински!-!
показаниям, изучение эффективности
диспансеризации
и
лечения;
—
проведение
санитарнс~пгюсветительной
работы
среди
на-селения
по
профилактике
заболеваний;
—
повышение
своей
квалификации,
участие
в
работе
по
повышению
квалификации
врачей
и
среднего
медицинского
персонала
по
своей
специальности;
—
внедрение
в
практику
работы
новейших
методик
я
схем
диагностики
и
лечения;
—
заполнение
медицинской
документации;
—
составление
заявок
на
необходимую
медицинскую
аппара-
медикаменты,
инструментарий
и
оборудование.
Врач
узкой
специальности
работает
в
тесном
контакте
с
ши
врачами
детской
поликлиники,
участвует
в
оздоровле-_
летей
в
школах
и
дошкольных
учреждениях.
ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Главной
целью
профилактической
деятельности
участково-
ед
натра
является
проведение
мероприятий,
способствующих
ильному
физическому
и
нервно-психическому
развитию
детей,
внедрение
гигиенических
навыков
в
повседневную
жизнь
семьи.
Основным
методом
в
профилактической
работе
является
диспансерный
метод —
метод
активного
динамического
наблюдения
не
только
за
больными,
но
и
за
здоровыми
детьми.
Организация
профилактических
мероприятий,
направленных
на
охрану
здоровья
ребенка»
фактически
начинается
до
его
рождения.
Наблюдение
за
здоровьем
беременной
женщины
осуществляете!
совместно
женской
консультацией
и
детской
поликлиникой.
С
момента
взятия
беременной
женщины
на
учет
поликлиника
организует
проведение
патронажей
беременной,
совместно
с
женской
консультацией
проводит
занятия
школы
молодых
матерей.
По
указанию
и
под
руководством
участкового
врача-педиатра
участковая
медсестра
детской
поликлиники
должна
провести
не
менее
двух
дородовых
патронажей.
Цель
проведения
дородовых
патронажей:
— выясняй состояние
здоровья беременной, социальное положение
и психологический климат в семье, условия
жизни будущего ребенка.
• дать необходимые
рекомендация по режиму труда, отдыха,
питания, по подготовке уголка
новорожденного, обучить правилам
ухода зам ребенком и вскармливания.
Первый дородовый
патронаж проводится посте поступления
сведений
о беременной из женской консультации,
второй обычно на 31-32 педелях беременнхти.
В случае отягощенного
акушерского анамнеза, неблагополучного
протекания беременности, участковый
педиатр проводит третий дородовый
патронаж, непосредственно перед родами
Согласно существующему
положению, врач-педиатр я медицинская
сестра детской поликлиники посещают
новорожденного в первые 2 дня после
выписки из родильного дома. Если в семье
родился первый ребенок, двойня или у
матери нет молока, патронажное посещение
рекомендуется сделать в первый день
после выписки. В дальнейшем участковая
медсестра посещает ребенка на дому
через 1-2 дня в течение первой недели и
еженедельно — в течение первого месяца
жизни.
Участковый врач
повторно посещает ребенка на дому на
14 лень, затем на 21 день жизни.
Близнецы, недоношенные
детч, дета, родившиеся с крупной массой
тела, получившие родовую травму,
родившиеся у матерей ‘ с патологией
беременности и родов или перенесших
инфекционные заболевания во время
беременности, дети, выписанные из
отделений патологии новорожденных,
дети из неблагополучных в социальном
плане семей — относятся к группам риска
и находятся под особым наблюдением
участкового педиатра (по индивидуальному
плану).
При патронажном
посещении на 4-й неделе жизни новорожденного
участковая медицинская сестра приглашает
мать на первый прием в поликлинику.
Участковый
педиатр наблюдает здорового ребенка
на первом году жизни 1 раз в месяц,
желательно в условиях поликлиники
Во время приема врач осуществляет
контроль за правильным физическим я
нервно-психическим развитием ребенка,
дает необходимые рекомендация матери
по вскармливанию, организа
ции режима дня, закаливанию,физическому
воспитанию, профилактике рахита и по
другим вопросам
Участковая
медицинская
сестра посещает на дому здорового
ребенка первого года жизни
не
реже одного
раза
в месяц
Медицинское
наблюдение за развитием
детей
ЭТОЙ Возрастной
группы должно
проводнться
с
учетом индивидуальных особенностей
ребенка и наиболее ответственных
периодов в жизни детей первого года
жизни.
Участковый
врач-педиатр
обеспечивает
профилактическое
наблюдение
за
«неорганизованными» детьми и возрасте
ОТ 3 до 7 лет.
В этот
период
врач
осматривает детей но реже I раза в год
с заключительной диспансеризацией
перед поступлением в школу. Антропометрию
проводят
у детей в возрасте 5 лет и 6-7 лет.
Особое
внимание в
этот период обращают на организацию
режима, нервно-психическое
и
физическое развитие ребенка, готовность
детей
I
школе.
Для
осуществления профилактической роботы
со
здоровыми детьми раннего возраста в
составе
детской поликлиники органи
густея кабинет
профилактической
работы
с детьми (кабинет
здорового
ребенка).
В
кабинете здорового ребенка
работает
фельдшер или
медицинская
сестра, прошедшие подготовку по
профилактической работе с детьми и
санитарно-просветительной
работы с
населением.
Руководство работой
кабинета осуществляет заведующий одним
из педиатрических отделений.
Медицинский
персонал
кабинета здорового ребенка работает
под
контролем главной
(старшей)
медицинской
сестры
детской
городской
поликлиники.
Основные
задач
и кабинета здорового ребенка:
—
пропаганда
здорового образа жизни в семье;
—
обучение родителей основным
правилам воспитания здорового ребенка
(режим,
питание, физическое воспитание,
закалимте, уход и
др.);
санитарное
просвещение
родителей по вопросам гигиенического
воспитания детей, профилактики заболеваний
и отклонений в развитии ребенка.
В этих
целях медицинский персонал
кабинета здорового
ребёнка:
—
оказывает помощь участковым врачам-педиатрам
в
проведении
занятий школ молодых матерей, отцов;
— проводит
индивидуальные и коллектнвные беседы
с родителями детей раннего возраста,
выдает им памятки и методическую
литературу по вопросам охраны здоровья
ребенка;
— обучает родителей
методик-е ухода за детьми, организации
режима дня, возрастным комплексам
массажа, гимнастики, проведению
закаливающих процедур, технологии
приготовления детского питания, правилам
введения докорма и прикорма;
— проводит работу
по профилактике рахита у детей, выдай
витамин «Д», организует кварцевнние
детей и др.;
—
совместно с участковым педиатром и
участковой медицинской сестрой
проводит индивидуальную подготовку
детей к поступлению в
детское
дошкольное учреждение;
— обучает участковых
медицинских сестер вопросам
профилактической работы с детьми,
методике массажа, гимнастики, закаливающих
процедур и др.;
• сообщает
участковым врачам-педиатрам и медицинским
сестрам о выявленных нарушениях в
развитии ребенка и ошибках, допускаемых
родителями в уходе за детьми;
—
осуществляет связь с центром здоровья
для изучения и распространения новых
материалов
по
вопросам развития и воспитанию
здорового ребенка;
—
комплектует материалы для оформления
кабинета, саднитарно-просветительну ю
литературу,
таблицы, плакаты, пособия,
памятки,
выставки по основным вопросам
профилактической работы
со
здоровыми детьми;
• ведет
необходимую рабочую
документацию
и учет
инструктивно-методических
материалов по
развитию
и
воспитанию детей раннего
возраста.
Кабинет здорового
ребенка должен быть обеспечен методическими
материалами по вопросам развития и
воспитания здорового ребёнка, профилактике
заболеваний
Приложение N 1
к Приказу
Министерства здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
от 23 января 2007 г. N 56
ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ
ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ
1. Примерный порядок организации деятельности детской поликлиники (далее — Порядок) регулирует организацию деятельности, управления, формирования структуры детской поликлиники.
2. Детская поликлиника создается органом местного самоуправления (или руководителем лечебно-профилактического учреждения муниципального района (городского округа) как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение муниципального района (городского округа) или как структурное подразделение лечебно-профилактического учреждения муниципального района (городского округа) для оказания по территориальному принципу первичной медико-санитарной помощи детскому населению.
3. Детская поликлиника обеспечивает оказание детскому населению первичной медико-санитарной и медицинской помощи врачами-педиатрами участковыми лечебно-профилактического отделения, врачами-специалистами консультативно-диагностического отделения, врачами отделений неотложной медицинской помощи, восстановительного лечения, медико-социальной помощи, а также организацию медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.
4. Детская поликлиника осуществляет взаимодействие с территориальными учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, учреждениями родовспоможения (родильный дом и женская консультация), учреждениями образования и другими учреждениями по вопросу охраны здоровья детей.
5. Деятельность детской поликлиники осуществляется в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Порядком.
6. Руководство детской поликлиникой, созданной как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение, осуществляет главный врач, который назначается на должность и освобождается от должности органом местного самоуправления.
Руководство детской поликлиникой, созданной в структуре лечебно-профилактического учреждения, осуществляет заместитель главного врача (заведующий отделением), который назначается на должность и освобождается от должности руководителем лечебно-профилактического учреждения.
7. Структура и штатная численность медицинского и иного персонала детской поликлиники утверждается руководителем лечебно-профилактического учреждения в зависимости от объема проводимой лечебно-профилактической работы.
8. Финансирование деятельности детской поликлиники осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9. Учет и отчетность осуществляется детской поликлиникой в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
10. Детская поликлиника может использоваться для учебных целей высшими (средними) медицинскими образовательными учреждениями (факультетами), образовательными учреждениями системы послевузовского профессионального образования или научно-исследовательскими институтами.
11. Детская поликлиника осуществляет:
— диагностику и лечение различных заболеваний и состояний;
— антенатальную охрану плода (патронаж беременных педиатром);
— первичный патронаж новорожденных и детей раннего возраста в установленные сроки;
— оказание первой (доврачебной, врачебной) и неотложной медицинской помощи детям при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях, оказание медицинской помощи детям врачами-специалистами, своевременное направление их на госпитализацию;
— установление медицинских показаний и направление детей в лечебно-профилактические учреждения государственной системы здравоохранения для получения специализированных видов медицинской помощи;
— динамическое медицинское наблюдение за ростом и развитием ребенка, в том числе физическим и нервно-психическим, за детьми с хронической патологией, детьми-инвалидами, состоящими на диспансерном учете, их своевременное оздоровление, в том числе детей, имеющих право на получение набора социальных услуг;
— профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых заболеваний, в том числе гепатитов B и C, ВИЧ-инфекции, выявлению факторов риска заболеваний, инвалидности, смертности;
— проведение профилактических осмотров детей раннего возраста, а также детей в декретированные возрастные сроки, в том числе работающих подростков;
— диспансерное наблюдение детей с наследственными заболеваниями, выявленными в результате неонатального скрининга, и патронаж семей, имеющих детей указанной категории;
— оказание консультативной, диагностической, лечебной, медико-социальной помощи детям с острыми и хроническими заболеваниями, детям-инвалидам;
— оказание дополнительной медицинской помощи детям, имеющим право на получение набора социальных услуг;
— организацию медицинской помощи по восстановительной медицине;
— экспертизу временной нетрудоспособности;
— направление детей на медико-социальную экспертизу;
— работу по охране репродуктивного здоровья подростков;
— врачебное консультирование и медицинскую профессиональную ориентацию с учетом состояния здоровья детей;
— медико-социальную подготовку детей к поступлению в образовательные учреждения и контроль за течением адаптации;
— медицинское обеспечение подготовки юношей к военной службе;
— выполнение профилактической и лечебно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях;
— контроль за организацией рационального питания детей раннего возраста, а также детей, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях;
— санитарно-гигиеническое воспитание и образование, проведение работы по формированию здорового образа жизни среди детей, в том числе в образовательных учреждениях и семьях;
— врачебный контроль за детьми, занимающимися физической культурой и спортом;
— медицинское обеспечение детей в учреждениях отдыха и оздоровления;
— передачу детей по достижении соответствующего возраста на медицинское обслуживание в городскую (районную) поликлинику;
— проведение медицинских осмотров учащихся образовательных учреждений перед началом и в период прохождения практики в организациях, работники которых подлежат предварительным и периодическим медицинским осмотрам;
— выполнение индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов (медицинские аспекты);
— диагностическую и лечебную работу на дому и в амбулаторных условиях;
— обеспечение работы стационара на дому, дневного стационара;
— проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, вакцинопрофилактики в установленном порядке;
— оказание медико-социальной и психологической помощи детям и семьям, имеющим детей;
— работу по сохранению и пропаганде грудного вскармливания;
— контроль за выполнением режима, своевременным проведением мероприятий по профилактике алиментарных расстройств, рахита, анемии и разработку комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;
— установление медицинских показаний и направление детей на санаторно-курортное лечение, в том числе детей, имеющих право на получение набора социальных услуг;
— внедрение новых профилактических, диагностических и лечебных технологий;
— организационно-методическую работу и планирование деятельности поликлиники;
— анализ работы поликлиники, в том числе анализ эффективности диспансерного наблюдения.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПЕДИАТРИЧЕСКИМ ОТДЕЛЕНИЕМ И УЧАСТКОВОГО ВРАЧА-ПЕДИАТРА ДЕТСКОЙ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ
Основное звено в работе детской поликлиники — педиатрический участок. Участковый врач-педиатр заботится о здоровье будущего ребенка задолго до его рождения, принимает все меры к созданию необходимых условий для его правильного развития, осуществляет непрерывное наблюдение за состоянием здоровья, организует рациональное вскармливание, физическое воспитание, закаливание ребенка. Зная условия и особенности жизни каждой семьи, участковый врач-педиатр находит соответствующие индивидуальные формы и наиболее эффективные методы воспитания здорового ребенка.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПЕДИАТРИЧЕСКИМ ОТДЕЛЕНИЕМ ДЕТСКОЙ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ
Заведующий педиатрическим отделением детской поликлиники руководит деятельностью участковых врачей-педиатров, организует работу отделения и несет ответственность за качество и культуру обслуживания детей. Заведующий педиатрическим отделением проводит свою
работу совместно со старшей медицинской сестрой отделения (Приказ МЗ СССР№ 60 от 19.01.1983).
На должность заведующего педиатрическим отделением назначают врача-педиатра со стажем работы по специальности не менее 5 лет, имеющего опыт практической работы и организаторские способности. Заведующий педиатрическим отделением непосредственно подчиняется главному врачу учреждения (заместителю главного врача больницы по поликлиническому разделу работы, заведующему поликлиникой). Назначение и увольнение заведующего педиатрическим отделением проводит главный врач поликлиники.
Заведующий педиатрическим отделением работает со всеми остальными подразделениями поликлиники: подростковым кабинетом городской поликлиники, врачебно-физкультурным диспансером, противотуберкулезным диспансером, территориальной санитарно-эпидемиологической станцией, домом санитарного просвещения. Он согласовывает свою деятельность с районным управлением (отделом) просвещения, обществом Красного Креста, заведующими дошкольными учреждениями, директорами школ.
На заведующего педиатрическим отделением возложены следующие задачи.
• Участие в подборе и расстановке медицинских кадров.
• Осуществление руководства и контроля за лечебно-профилакти
ческой и санитарно-просветительной работой врачей отделения.
• Участие в составлении планов и графиков работы участковых
врачей-педиатров, контроль за выполнением ими ежемесячных планов
работы.
• Участие в переводе подростков в городскую поликлинику.
• Консультирование больных в поликлинике, на дому, назначение
рекомендаций по лечению.
• Обеспечение своевременной госпитализации больных детей, под
лежащих стационарному лечению.
• Контроль обоснованности выдачи листков нетрудоспособности по
уходу за больными детьми на дому.
• Анализ основных качественных показателей и представление от
четов о работе отделения в установленные сроки.
• Обеспечение проведения мероприятий по повышению квалификации врачей-педиатров и среднего медицинского персонала, проведение
административных совещаний, инструктаж вновь поступивших врачей
и медицинских сестер.
• Внедрение новых передовых форм медицинского обслуживания
детей.
• Участие в отборе детей на санаторное лечение и в оформлении медицинских заключений на детей-инвалидов с детства.
• Доведение до сведения работников отделения приказов, распоряжений, инструктивно-методических указаний вышестоящих органов и
обеспечение их своевременного выполнения, проведение приема сотрудников и населения в установленные дни и часы.
• Ведение работы в коллективе по воспитанию добросовестного отношения к труду, внимательного и чуткого отношения к детям и родителям, чувства ответственности за порученное дело.
Заведующий педиатрическим отделением входит в состав клинико-экспертной комиссии, основные функции которой перечислены ниже.
• Проведение экспертной оценки качества и эффективности лечебно-диагностического процесса.
• Принятие решений о продлении листа нетрудоспособности.
• Принятие решений об обучении школьников на дому, освобождении от итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений, предоставлении академического отпуска по состоянию здоровья
студентам.
• Контроль качества оказания медицинской помощи детям.
Категории детей, подлежащих обязательной консультации заведую
щего педиатрическим отделением, приведены ниже.
• В поликлинике.
? Новорожденные групп риска.
? Дети первого года жизни при переводе на смешанное или искусственное вскармливание, с избытком массы тела, тяжелы
ми проявлениями рахита и анемии.
? Дети с хроническими заболеваниями, состоящие на диспансерном учете у педиатров и специалистов по форме 030/у (для
отработки и коррекции планов ведения и лечения).
? Дети с длительными и постоянными медицинскими отводами
от профилактических прививок.
• На дому.
? Тяжелобольные дети, оставленные для лечения на дому («стационар на дому»), и, в первую очередь, больные дети первого
года жизни.
? Дети, больные острой пневмонией, острыми желудочно-кишечными заболеваниями.
? Больные дети всех возрастов с неясными диагнозами.
Заведующий педиатрическим отделением имеет право отдавать распоряжения и указания работникам отделения, представлять работни
ков отделения к поощрению и вносить предложения о наложении взыскания на лиц, нарушающих трудовую дисциплину и неудовлетворительно выполняющих свои обязанности.
Заведующий педиатрическим отделением отчитывается в своей работе перед главным врачом (заместителем главного врача) и населением.