Руководство детской поликлиникой

Зарегистрирован в Минюсте РФ 5 марта 2007 г.
Регистрационный N 9013

В соответствии с пунктом 5.2.11. Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080) и в целях дальнейшего совершенствования организации оказания первичной медико-санитарной помощи детскому населению приказываю:

1. Утвердить:

Примерный порядок организации деятельности детской поликлиники согласно приложению N 1.

Примерную структуру детской поликлиники согласно приложению N 2.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.И. Стародубова.

Министр М. Зурабов

Приложение N 1

Примерный порядок организации деятельности детской поликлиники

1. Примерный порядок организации деятельности детской поликлиники (далее — Порядок) регулирует организацию деятельности, управления, формирования структуры детской поликлиники.

2. Детская поликлиника создается органом местного самоуправления (или руководителем лечебно-профилактического учреждения муниципального района (городского округа) как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение муниципального района (городского округа) или как структурное подразделение лечебно-профилактического учреждения муниципального района (городского округа) для оказания по территориальному принципу первичной медико-санитарной помощи детскому населению.

3. Детская поликлиника обеспечивает оказание детскому населению первичной медико-санитарной и медицинской помощи врачами-педиатрами участковыми лечебно-профилактического отделения, врачами-специалистами консультативно-диагностического отделения, врачами отделений неотложной медицинской помощи, восстановительного лечения, медико-социальной помощи, а также организацию медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.

4. Детская поликлиника осуществляет взаимодействие с территориальными учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, учреждениями родовспоможения (родильный дом и женская консультация), учреждениями образования и другими учреждениями по вопросу охраны здоровья детей.

5. Деятельность детской поликлиники осуществляется в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Порядком.

6. Руководство детской поликлиникой, созданной как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение, осуществляет главный врач, который назначается на должность и освобождается от должности органом местного самоуправления.

Руководство детской поликлиникой, созданной в структуре лечебно-профилактического учреждения, осуществляет заместитель главного врача (заведующим отделением), который назначается на должность и освобождается от должности руководителем лечебно-профилактического учреждения.

7. Структура и штатная численность медицинского и иного персонала детской поликлиники утверждается руководителем лечебно-профилактического учреждения в зависимости от объема проводимой лечебно-профилактической работы.

8. Финансирование деятельности детской поликлиники осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

9. Учет и отчетность осуществляется детской поликлиникой в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

10. Детская поликлиника может использоваться для учебных целей высшими (средними) медицинскими образовательными учреждениями (факультетами), образовательными учреждениями системы послевузовского профессионального образования или научно-исследовательскими институтами.

11. Детская поликлиника осуществляет:

— диагностику и лечение различных заболеваний и состояний;

— антенатальную охрану плода (патронаж беременных педиатром);

— первичный патронаж новорожденных и детей раннего возраста в установленные сроки;

— оказание первой (доврачебной, врачебной) и неотложной медицинской помощи детям при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях, оказание медицинской помощи детям врачами-специалистами, своевременное направление их на госпитализацию;

— установление медицинских показаний и направление детей в лечебно-профилактические учреждения государственной системы здравоохранения для получения специализированных видов медицинской помощи;

— динамическое медицинское наблюдение за ростом и развитием ребёнка, в том числе физическим и нервно-психическим, за детьми с хронической патологией, детьми-инвалидами, состоящими на диспансерном учете, их своевременное оздоровление, в том числе детей, имеющих право на получение набора социальных услуг;

— профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых заболеваний, в том числе гепатитов В и С, ВИЧ-инфекции, выявлению факторов риска заболеваний, инвалидности, смертности;

— проведение профилактических осмотров детей раннего возраста, а также детей в декретированные возрастные сроки, в том числе работающих подростков;

— диспансерное наблюдение детей с наследственными заболеваниями, выявленными в результате неонатального скрининга, и патронаж семей, имеющих детей указанной категории;

— оказание консультативной, диагностической, лечебной, медико-социальной помощи детям с острыми и хроническими заболеваниями, детям-инвалидам;

— оказание дополнительной медицинской помощи детям, имеющим право на получение набора социальных услуг;

— организацию медицинской помощи по восстановительной медицине;

— экспертизу временной нетрудоспособности;

— направление детей на медико-социальную экспертизу;

— работу по охране репродуктивного здоровья подростков;

— врачебное консультирование и медицинскую профессиональную ориентацию с учетом состояния здоровья детей;

— медико-социальную подготовку детей к поступлению в образовательные учреждения и контроль за течением адаптации;

— медицинское обеспечение подготовки юношей к военной службе;

— выполнение профилактической и лечебно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях;

— контроль за организацией рационального питания детей раннего возраста, а также детей, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях;

— санитарно-гигиеническое воспитание и образование, проведение работы по формированию здорового образа жизни среди детей, в том числе в образовательных учреждениях и семьях;

— врачебный контроль за детьми, занимающимися физической культурой и спортом;

— медицинское обеспечение детей в учреждениях отдыха и оздоровления;

— передачу детей по достижении соответствующего возраста на медицинское обслуживание в городскую (районную) поликлинику;

— проведение медицинских осмотров учащихся образовательных учреждений перед началом и в период прохождения практики в организациях, работники которых подлежат предварительным и периодическим медицинским осмотрам;

— выполнение индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов (медицинские аспекты);

— диагностическую и лечебную работу на дому и в амбулаторных условиях;

— обеспечение работы стационара на дому, дневного стационара;

— проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, вакцинопрофилактики в установленном порядке;

— оказание медико-социальной и психологической помощи детям и семьям, имеющим детей;

— работу по сохранению и пропаганде грудного вскармливания;

— контроль за выполнением режима, своевременным проведением мероприятий по профилактике алиментарных расстройств, рахита, анемии и разработку комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;

— установление медицинских показаний и направление детей на санаторно-курортное лечение, в том числе детей, имеющих право на получение набора социальных услуг;

— внедрение новых профилактических, диагностических и лечебных технологий;

— организационно-методическую работу и планирование деятельности поликлиники;

— анализ работы поликлиники, в том числе анализ эффективности диспансерного наблюдения.

Приложение N 2

Примерная структура детской поликлиники

Руководство поликлиники, в том числе

— административно-хозяйственная часть.

Информационно-аналитическое отделение:

— регистратура;

— оргметодкабинет (кабинет статистики).

Лечебно-профилактическое отделение (педиатрическое):

— кабинеты педиатров участковых;

— кабинет здорового ребенка;

— прививочный кабинет;

— процедурный кабинет.

Консультативно-диагностическое отделение:

— кабинеты врачей-специалистов;

— кабинеты функциональной диагностики;

— кабинеты лучевой диагностики.

Лаборатория.

Отделение неотложной медицинской помощи.

Отделение восстановительной медицины.

Отделение медико-социальной помощи.

Отделение организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях:

— медицинские кабинеты образовательных учреждений.

Дневной стационар.

Стационар на дому.

Врачебный здравпункт.

Фельдшерский здравпункт.

ОРГАНИЗАЦИЯ
РАБОТЫ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

Детская
поликлиника — лечебно-профилактическое
учрежде­
ние,
являющееся
структурным
подразделением
детской
больни­цы
или
самостоятельным
медицинским
учреждением,
которое
обеспечивает
в
районе
деятельности
внебольничную
помощь
де­тям.

Принципы
и
порядок
работы
детской
поликлиники
во
мно­гом
схожи
с
таковыми
в
поликлинике
для
взрослых,
однако
име-я
характерные
только
для
данного
учреждения
особенности.
Основные
принципы
работы
детской
поликлиники:

1.
Принцип
участковости
(800
детей
на
одном
территори­альном
участке).

2.
Преемственность
в
работе
врачей,
оказывающих
лечебно-филактическую
помощь
детям.

3.
Этапность
в
лечении

4.
Непрерывность
активного
динамического
наблюдения
за
здоровьем
ребенка,
начиная
с
антенатального
периода.

Детская
поликлиника
может
входить
в
состав
ТМО,
работая
в
контакте
с
другими
лечебно-профилактическими
учреждениями

или
района.
Основные
задачи
детской
поликлиники:

организация
и
проведение
комплекса
профилактических
оприятий
среди
детского
населения,
которая
включает:
обес­печение
динамического
медицинского
наблюдения
за
здоровыми
детьми;
проведение
профилактических
осмотров
и
диспансериза­ции
детей;
проведение
профилактических
прививок;
организацию
сбора
грудного
молока
и
обеспечение
бесперебойной
работы
входящих
в
ее
состав
молочных
кухонь
и
молочно-раздаточных
пунктов;
проведение
лекций,
бесед,
занятий
в
школе
матерей
и
т.п.


лечебно-консультативная
помощь^детям
на
дому
и
в
поли­клинике,
в
т.ч.
квалифицированная
специализированная
меди­цинская
помощь;


направление
детей
на
лечение
в
стационары,
больницы
на
восстановительное
лечение
в
санатории,
отбор
их
в
специализи­рованные
детские
ясли-сады,
лесные
школы
и
др.


лечебно-профилактическая
работа
в
детских
дошкольных
учреждения
и
школах.


противоэпидемиологические
мероприятия.


правовая
защита
детей.

В
детской
городской
поликлинике
целесообразно
организо­вать
методический
совет
по
воспитанию
здорового
ребенка,
а
также
совет
медицинских
сестер,
которые
работают
в
соответст­вии
с
действующими
положениям
ч.

Структура
детской
поликлиники:


фильтр
с
отдельным
входом
и
изоляторы
с
боксами;


кабинеты
врачей-педиатров
и
врачей
узких
специально­стей;


кабинет
по
профилактической
работе
с
детьми
(кабинет

здорового
ребенка);


отделение
восстановительного
лечения;


лечебно-диагностические
кабинеты;


регистратура,
гардероб,
другие
вспомогательные
помеще­ния,
холлы
для
ожидания;


административно-хозяйственная
часть

самостоятельных
поликлиниках).

В
современных
условиях
в
городах
строятся
преимущест­венно
крупные
детские
поликлиники
на
600-800
посещений
в
смену.
Они
имеют
все
условия
для
правильной
организации
ле­чебно-профилактической
работы:
необходимый
набор
помеще­ний
для
специализированных
кабинетов,
залы
лечебной
физкуль­туры,
бассейны
для
плавания,
водо-
и
грязелечебницы,
кабинеты
для
свето-
и
электролечения,
перелвижные
физиотерапевтические
кабинеты
для
дошкольных
и
школьных
учреждений.

В
соответствии
с
действующим
нормативом
в
детской
поли­клинике
работают:

1.
Врачебный
персонал
(на
10.000
детей):


врач-педиатр
(участковый)
■•
12,5
должности;


врачи
узких
специальностей

4,64
должности.

2.
Врачи
детских
учреждений:


детские
ясли

врач-педиатр

на
180-200
детей;


детский
сад

врач-педиатр

на
600
детей;


школа

врач-педиатр

на
2000
учащихся.

3.
Заведующий
педиатрическим
отделением:


при
наличии
в
штате
отделения
6,5
должности
врачей

0,5
ставки;


при
наличии
более
9
указанных
должностей
-1,0
ставка.

4.
Средний
медицинский
персонал:


участковые
медсестры

1,5
ставки
на
каждую
должность
врача-педиатра;


медсестры
по
профилактической
работе
со
здоровыми
детьми;


в
поликлинике,
обслуживающей
до
10.000
детей,

1,0
должность,
более
10.000
детей

2
должности.

Во
главе
самостоятельной
детской
поликлиники
стоит
глав­ный
врач,
во
главе
поликлинического
отделения
объединенной
больницы

заведующий
отделением.

На
должность
главного
врача
детской
городской
поликли­ники
назначают
врача,
имеющего
опыт
лечебной
и
организаци-

1ой
работы.
Главный
врач
осуществляет
непосредственное
руководство
деятельностью
поликлиники
и
несет
ответственность
за
качество
и
культуру
лечебно-профилактической
помощи
детям,
а
также
административно-хозяйственную
и
финансовую
деятельность
^поликлиники.
Он
разрабатывает
план
работы
поликлиники
по
указанию
лечебно-профилактической
помощи
детям
в
районе
вятельности
и
обеспечивает
его
выполнение.
J
Главный
врач
проводит
подбор
и
укомплектование
поли­клиники
медицинским
персоналом
и
административно-хозяйст­венными
кадрами
и
несет
ответственность
за
их
работу,
осущест­вляет
расстановку
кадров
в
поликлинике,
организует
повышение
квалификации
врачей
и
другого
персонала
поликлиники,
осуще­ствляет
мероприятия,
направленные
на
улучшение
материально-технической
базы
поликлиники.

Права
и
обязанности
главного
врача
детской
городской
по-шклиники
регламентированы
положением
о
главном
враче
дет­ской
городской
поликлиники.

Ответственность
за
качество
лечебно-профилактической
по­мощи
в
детской
городской
поликлинике,
культуру
работы
персо­нала
несет
также
заведующий
педиатрическим отделением.

На
должность
заведующего
педиатрическим
отделением
на­значают
врача-педиатра,
имеющего
опыт
лечебной
и
организаци­онной
работы
в
поликлинике.
Он
непосредственно
подчиняется
главному
врачу
учреждения.

Заведующий
педиатрическим
отделением
осуществляет
не­посредственное
руководство
и
контроль
за
лечебно-профилак­тической
работой врачей; консультирует больных
с тяжелыми, сложными для диагностики
формами заболеваний; контролирует
обоснованность выдачи листков
нетрудоспособности по уходу за больными
детьми; обеспечивает своевременную
госпитализацию больных, которым
необходимо стационарное лечение. Лечение
детей, нуждающихся в госпитализации,
но оставленных по ка­ким-либо причинам
на дому, проводится под постоянным
кон­тролем заведующего отделением.
Заведующий отделением обес­печивает
проведение мероприятий по повышению
квалификации врачей-педиатров и среднего
медицинского персонала.

Главной
задачей участкового
врача-педиатра
является
проведение профилактических мероприятий,
направленных на обеспечение гармоничного
физического и нервно-психического
развития детей, проживающих на территории
участка, на сниже­ние заболеваемости
и смертности путем оказания своевременной
и высококвалифицированной медицинской
помощи.

Права
и обязанности участкового педиатра
регламентиро­ваны положением об
участковом враче-педиатре детской
город­ской поликлиники.

Участковый
врач-педиатр работает под руководством
заве­дующего отделением, по плану,
составленному на основе анализа состояния
здоровья детей.

Участковый
врач-педиатр имеет права выдавать листки
ц трудоспособности, давать распоряжения
подчиненным ему сред ним и младшим
медицинским работникам, вносить
предложения о поощрении этих работников
или наложении на них дисципли­нарных
взысканий за отдельные упущения в работе
или наруше­нии правил внутреннего
распорядка.

В
работе участкового педиатра выделяют
несколько основ­ных разделов работы:
профилактическая, противоэпидемическая,
лечебная, работа по формированию
здорового образа жизни, ра­бота с
медицинской документацией.

ОРГАНИЗАЦИЯ
ЛЕЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Лечебная
работа участкового педиатра включает:


лечение на дому детей с острыми
заболеваниями к отношение активных
посещений к первичным вызовам составля­ет
2:1.

В
лечении детей, особенно раннего возраста,
имеет исклю­чительное значение
своевременное начало лечения. Участковые
врачи-педиатры, выполняя вызов к больному
ребенку, должны иметь с собой набор
необходимых медикаментов ив
случае на­добности оказывать больному
помощь на дому сразу же после установления
диагноза, даже если ребенок сразу
направляется в стационар. При необходимости
врач должен обеспечивать ребен­ка
медикаментами на один прием.

Участковая
медицинская сестра
выполняет
назначения врача по лечению больного
ребенка на дому, контролирует вы­полнение
родителями врачебных рекомендаций по
лечению, пи­танию, режиму и уходу за
больным ребенком.

По
заявке лечащего врача детская городская
поликлиника обеспечивает больному
ребенку проведение на дому необходи­мых
лабораторных, функциональных исследований
и консульта­ций врачей узких
специальностей.

Заведующая
отделением
детской
городской поликлиники осуществляет
контроль за организацией лечения больных
детей на дому, в необходимых случаях
оказывает консультативную пс мощь.

Участковый
врач в случае необходимости организует
питализацию ребенка и продолжает
наблюдение за его здоровьем после
выписки ребенка из стационара, уделяет
особое внимание нуждающимся в долечивании
— систематическом наблюдении в домашней
обстановке. При направлении ребенка в
стационар ле­чащий врач подробно
указывает диагноз заболевания, тяжесть
состояния, длительность и течение
заболевания, проведенное ле­чение и
обследования, индивидуальные особенности
ребенка, пе­ренесенные инфекционные
заболевания, сведения об отсутствии
контакта ребенка с инфекционными
больными дома, в детских учреждениях и
в школе. При невозможности госпитализировать
ребенка (отказ родителей, отсутствие
места в стационаре, каран­тин и др.)
организуется стационар на дому. При
этом ребенку обеспечивается весь
комплекс необходимых лечебных и
диагно­стических мероприятий,
лабораторных обследований в соответ­ствии
с тяжестью и характером заболевания,
пост медицинской

сестры
или ее регулярное посещение несколько
раз в
день.
Но­чью ребенку оказывает помощь
врач-педиатр неотложной или скорой
помощи. Участковый врач посещает ребенка
ежедневно до полного выздоровления.
Ребенок должен быть осмотрен заве­дующим
отделением.

Важным
элементом работы участкового педиатра
следует считать экспертизу временной
нетрудоспособности в
связи
с за­болеванием ребенка. При выдаче
листков нетрудоспособности участковый
врач руководствуется действующими
инструкциями. Непосредственным помощником
участкового врача — педи-

а
является участковая
медицинская сестра.
Обязанности
участковой медицинской сестры: —
профилактическая работа по развитию и
воспитанию здо-Ьго
ребенка;
— оказание медицинской помощи больным
детям на дому по назначению врача;


проведение
дородовых патронажей беременных женщин
своего территориального участка,
активное выявление наруше­ния
самочувствия беременной и своевременное
информация акушера-гинеколога женской
консультации и участкового врача-v
диатра;


совместное
(с участковым врачом-педиатром) посещение
Новорожденных в первые 3 дня после
выписки из родильного до­ма;


обеспечение
систематического наблюдения за здоровыми
и больными детьми;


контроль
выполнения родителями лечебных
назначений;


проведение
ежемесячного планирования профилактиче­ских
прививок детям, не посещающим дошкольные
учреждения;


работа
по своевременной организации врачебных
осмотров детей, состоящих на диспансерном
учете;


выполнение
назначенных врачом лечебных процедур
на дому;


оказание
помощи врачу при проведении медицинских
ос­мотров детей;


санитарно-просветительная
работа по установленной фор­ме;


повышение
своей квалификации.

Наряду
с участковой службой в детских поликлиниках
орга­низована специализированная
помощь, которая является со­ставной
частью единой цепочки поликлиника —
стационар — сана­торий.

С
учетом распространенности заболеваний
специализиро­ванная помощь может
быть представлена:


в
виде специализированных кабинетов
поликлиники;


в
виде районных и межрайонных
специализированных диспансеров.

В
крупных городах создаются специализированные
центры, в состав которых входят:
амбулаторное звено (консультативный
поликлинический прием), специализированный
стационар, спе­циализированный
санаторий.

В
зависимости от мощности поликлиники
объем представ­ленной в ней
специализированной помощи может быть
различ­ным.

Исходя
из распространенности отдельных видов
патологии, обычно в поликлинике может
быть организован прием враче следующих
узких специальностей: ЛОР, хирург,
окулист, невр< патолог. Врачи-урологи-нефрологи,
ортопеды, эндокринолог врачи функциональной
диагностики и др. представлены район
ными (в крупных городах) и межрайонными
специалистами.

Районные
специалисты ведуг прием на базе одной
из дет­ских поликлиник, межрайонные
— в каждом из прикрепленных районов.

Специализированные
кабинеты поликлиник должны быть оснащены
современной аппаратурой для проведения
диагности­ческих и лечебных мероприятий.

Основные
задачи врачей узких специальностей:


организация
и проведение лечебной и профилактическо
работы с детьми;


прием
детей с отклонениями в состоянии здоровья
и пр филактические осмотры согласно
утвержденному администраци ей графику;


оказание
консультативной и лечебной помощи на
дому;


диспансерное
наблюдение детей с длительными
заболева­ниями и обеспечение
систематического наблюдения и лечения
до снятия с учета по медицински!-!
показаниям, изучение эффек­тивности
диспансеризации
и
лечения;


проведение
санитарнс~пгюсветительной
работы
среди
на-селения
по
профилактике
заболеваний;


повышение
своей
квалификации,
участие
в
работе
по
по­вышению
квалификации
врачей
и
среднего
медицинского
персо­нала
по
своей
специальности;


внедрение
в
практику
работы
новейших
методик
я
схем
диагностики
и
лечения;


заполнение
медицинской
документации;


составление
заявок
на
необходимую
медицинскую
аппара-

медикаменты,
инструментарий
и
оборудование.
Врач
узкой
специальности
работает
в
тесном
контакте
с
ши
врачами
детской
поликлиники,
участвует
в
оздоровле-_
летей
в
школах
и
дошкольных
учреждениях.

ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Главной
целью
профилактической
деятельности
участково-

ед
натра
является
проведение
мероприятий,
способствующих
ильному
физическому
и
нервно-психическому
развитию
де­тей,
внедрение
гигиенических
навыков
в
повседневную
жизнь
семьи.

Основным
методом
в
профилактической
работе
является
диспансерный
метод

метод
активного
динамического
наблю­дения
не
только
за
больными,
но
и
за
здоровыми
детьми.

Организация
профилактических
мероприятий,
направлен­ных
на
охрану
здоровья
ребенка»
фактически
начинается
до
его
рождения.
Наблюдение
за
здоровьем
беременной
женщины
осу­ществляете!
совместно
женской
консультацией
и
детской
поли­клиникой.
С
момента
взятия
беременной
женщины
на
учет
поли­клиника
организует
проведение
патронажей
беременной,
совме­стно
с
женской
консультацией
проводит
занятия
школы
молодых
матерей.

По
указанию
и
под
руководством
участкового
врача-педиатра
участковая
медсестра
детской
поликлиники
должна
провести
не
менее
двух
дородовых
патронажей.
Цель
проведения
дородовых
патронажей:

— выясняй состояние
здоровья беременной, социальное положение
и психологический климат в семье, условия
жизни будущего ребенка.

• дать необходимые
рекомендация по режиму труда, отдыха,
питания, по подготовке уголка
новорожденного, обучить прави­лам
ухода зам ребенком и вскармливания.

Первый дородовый
патронаж проводится посте поступления

сведений
о беременной из женской консультации,
второй обычно на 31-32 педелях беременнхти.

В случае отягощенного
акушерского анамнеза, неблагопо­лучного
протекания беременности, участковый
педиатр проводит третий дородовый
патронаж, непосредственно перед родами

Согласно существующему
положению, врач-педиатр я ме­дицинская
сестра детской поликлиники посещают
новорожден­ного в первые 2 дня после
выписки из родильного дома. Если в семье
родился первый ребенок, двойня или у
матери нет молока, патронажное посещение
рекомендуется сделать в первый день
после выписки. В дальнейшем участковая
медсестра посещает ребенка на дому
через 1-2 дня в течение первой недели и
ежене­дельно — в течение первого месяца
жизни.

Участковый врач
повторно посещает ребенка на дому на
14 лень, затем на 21 день жизни.

Близнецы, недоношенные
детч, дета, родившиеся с крупной массой
тела, получившие родовую травму,
родившиеся у матерей ‘ с патологией
беременности и родов или перенесших
инфекцион­ные заболевания во время
беременности, дети, выписанные из
отделений патологии новорожденных,
дети из неблагополучных в социальном
плане семей — относятся к группам риска
и нахо­дятся под особым наблюдением
участкового педиатра (по инди­видуальному
плану).

При патронажном
посещении на 4-й неделе жизни новорож­денного
участковая медицинская сестра приглашает
мать на пер­вый прием в поликлинику.

Участковый
педиатр наблюдает здорового ребенка
на пер­вом году жизни 1 раз в месяц,
желательно в условиях поликлини­ки
Во время приема врач осуществляет
контроль за правильным физическим я
нервно-психическим развитием ребенка,
дает не­обходимые рекомендация матери
по вскармливанию, организа
ции режима дня, закаливанию,физическому
воспитанию, профилактике рахита и по
другим вопросам

Участковая
медицинская
сестра посещает на дому здорового
ребенка первого года жизни
не
реже одного
раза
в месяц

Медицинское
наблюдение за развитием
детей
ЭТОЙ Возрастной
группы должно
проводнться
с
учетом индивидуальных особенностей
ребенка и наиболее ответственных
периодов в жизни детей первого года
жизни.

Участковый
врач-педиатр
обеспечивает
профилактическое

наблюдение
за
«неорганизованными» детьми и возрасте
ОТ 3 до 7 лет.
В этот
период
врач
осматривает детей но реже I раза в год
с заключительной диспансеризацией
перед поступлением в школу. Антропометрию
проводят
у детей в возрасте 5 лет и 6-7 лет.
Осо­бое
внимание в
этот период обращают на организацию
режима, нервно-психическое
и
физическое развитие ребенка, готовность
детей
I
школе.

Для
осуществления профилактической роботы
со
здоровыми детьми раннего возраста в
составе
детской поликлиники органи
густея кабинет
профилактической
работы
с детьми
(кабинет
здорового
ребенка).

В
кабинете здорового ребенка
работает
фельдшер или
меди­цинская
сестра, прошедшие подготовку по
профилактической ра­боте с детьми и
санитарно-просветительной
работы с
населением.

Руководство работой
кабинета осуществляет заведующий одним
из педиатрических отделений.

Медицинский
персонал
кабинета здорового ребенка работа­ет
под
контролем главной
(старшей)
медицинской
сестры
детской
городской
поликлиники.

Основные
задач
и кабинета здорового ребенка:


пропаганда
здорового образа жизни в семье;


обучение родителей основным
правилам воспитания здо­рового ребенка
(режим,
питание, физическое воспитание,
закали­мте, уход и
др.);

санитарное
просвещение
родителей по вопросам гигиени­ческого
воспитания детей, профилактики заболеваний
и отклоне­ний в развитии ребенка.

В этих
целях медицинский персонал
кабинета здорового
ребёнка:


оказывает помощь участковым врачам-педиатрам
в
проведении
занятий школ молодых матерей, отцов;

— проводит
индивидуальные и коллектнвные беседы
с родителями детей раннего возраста,
выдает им памятки и методическую
литературу по вопросам охраны здоровья
ребенка;

— обучает родителей
методик-е ухода за детьми, организации
режима дня, возрастным комплексам
массажа, гимнастики, про­ведению
закаливающих процедур, технологии
приготовления детского питания, правилам
введения докорма и прикорма;

— проводит работу
по профилактике рахита у детей, выдай
витамин «Д», организует кварцевнние
детей и др.;


совместно с участковым педиатром и
участковой медицин­ской сестрой
проводит индивидуальную подготовку
детей к поступлению в
детское
дошкольное учреждение;

— обучает участковых
медицинских сестер вопросам
профи­лактической работы с детьми,
методике массажа, гимнастики, за­каливающих
процедур и др.;

• сообщает
участковым врачам-педиатрам и медицинским
сестрам о выявленных нарушениях в
развитии ребенка и ошиб­ках, допускаемых
родителями в уходе за детьми;


осуществляет связь с центром здоровья
для изучения и распространения новых
материалов
по
вопросам развития и вос­питанию
здорового ребенка;


комплектует материалы для оформления
кабинета, саднитарно-просветительну ю
литературу,
таблицы, плакаты, пособия,
памятки,
выставки по основным вопросам
профилактической ра­боты
со
здоровыми детьми;

• ведет
необходимую рабочую
документацию
и учет
инструктивно-методических
материалов по
развитию
и
воспитанию детей раннего
возраста.

Кабинет здорового
ребенка должен быть обеспечен методическими
материалами по вопросам развития и
воспитания здорового ребёнка, профилактике
заболеваний

Приложение N 1

к Приказу

Министерства здравоохранения

и социального развития

Российской Федерации

от 23 января 2007 г. N 56

ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК

ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

1. Примерный порядок организации деятельности детской поликлиники (далее — Порядок) регулирует организацию деятельности, управления, формирования структуры детской поликлиники.

2. Детская поликлиника создается органом местного самоуправления (или руководителем лечебно-профилактического учреждения муниципального района (городского округа) как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение муниципального района (городского округа) или как структурное подразделение лечебно-профилактического учреждения муниципального района (городского округа) для оказания по территориальному принципу первичной медико-санитарной помощи детскому населению.

3. Детская поликлиника обеспечивает оказание детскому населению первичной медико-санитарной и медицинской помощи врачами-педиатрами участковыми лечебно-профилактического отделения, врачами-специалистами консультативно-диагностического отделения, врачами отделений неотложной медицинской помощи, восстановительного лечения, медико-социальной помощи, а также организацию медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.

4. Детская поликлиника осуществляет взаимодействие с территориальными учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, учреждениями родовспоможения (родильный дом и женская консультация), учреждениями образования и другими учреждениями по вопросу охраны здоровья детей.

5. Деятельность детской поликлиники осуществляется в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Порядком.

6. Руководство детской поликлиникой, созданной как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение, осуществляет главный врач, который назначается на должность и освобождается от должности органом местного самоуправления.

Руководство детской поликлиникой, созданной в структуре лечебно-профилактического учреждения, осуществляет заместитель главного врача (заведующий отделением), который назначается на должность и освобождается от должности руководителем лечебно-профилактического учреждения.

7. Структура и штатная численность медицинского и иного персонала детской поликлиники утверждается руководителем лечебно-профилактического учреждения в зависимости от объема проводимой лечебно-профилактической работы.

8. Финансирование деятельности детской поликлиники осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

9. Учет и отчетность осуществляется детской поликлиникой в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

10. Детская поликлиника может использоваться для учебных целей высшими (средними) медицинскими образовательными учреждениями (факультетами), образовательными учреждениями системы послевузовского профессионального образования или научно-исследовательскими институтами.

11. Детская поликлиника осуществляет:

— диагностику и лечение различных заболеваний и состояний;

— антенатальную охрану плода (патронаж беременных педиатром);

— первичный патронаж новорожденных и детей раннего возраста в установленные сроки;

— оказание первой (доврачебной, врачебной) и неотложной медицинской помощи детям при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях, оказание медицинской помощи детям врачами-специалистами, своевременное направление их на госпитализацию;

— установление медицинских показаний и направление детей в лечебно-профилактические учреждения государственной системы здравоохранения для получения специализированных видов медицинской помощи;

— динамическое медицинское наблюдение за ростом и развитием ребенка, в том числе физическим и нервно-психическим, за детьми с хронической патологией, детьми-инвалидами, состоящими на диспансерном учете, их своевременное оздоровление, в том числе детей, имеющих право на получение набора социальных услуг;

— профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых заболеваний, в том числе гепатитов B и C, ВИЧ-инфекции, выявлению факторов риска заболеваний, инвалидности, смертности;

— проведение профилактических осмотров детей раннего возраста, а также детей в декретированные возрастные сроки, в том числе работающих подростков;

— диспансерное наблюдение детей с наследственными заболеваниями, выявленными в результате неонатального скрининга, и патронаж семей, имеющих детей указанной категории;

— оказание консультативной, диагностической, лечебной, медико-социальной помощи детям с острыми и хроническими заболеваниями, детям-инвалидам;

— оказание дополнительной медицинской помощи детям, имеющим право на получение набора социальных услуг;

— организацию медицинской помощи по восстановительной медицине;

— экспертизу временной нетрудоспособности;

— направление детей на медико-социальную экспертизу;

— работу по охране репродуктивного здоровья подростков;

— врачебное консультирование и медицинскую профессиональную ориентацию с учетом состояния здоровья детей;

— медико-социальную подготовку детей к поступлению в образовательные учреждения и контроль за течением адаптации;

— медицинское обеспечение подготовки юношей к военной службе;

— выполнение профилактической и лечебно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях;

— контроль за организацией рационального питания детей раннего возраста, а также детей, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях;

— санитарно-гигиеническое воспитание и образование, проведение работы по формированию здорового образа жизни среди детей, в том числе в образовательных учреждениях и семьях;

— врачебный контроль за детьми, занимающимися физической культурой и спортом;

— медицинское обеспечение детей в учреждениях отдыха и оздоровления;

— передачу детей по достижении соответствующего возраста на медицинское обслуживание в городскую (районную) поликлинику;

— проведение медицинских осмотров учащихся образовательных учреждений перед началом и в период прохождения практики в организациях, работники которых подлежат предварительным и периодическим медицинским осмотрам;

— выполнение индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов (медицинские аспекты);

— диагностическую и лечебную работу на дому и в амбулаторных условиях;

— обеспечение работы стационара на дому, дневного стационара;

— проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, вакцинопрофилактики в установленном порядке;

— оказание медико-социальной и психологической помощи детям и семьям, имеющим детей;

— работу по сохранению и пропаганде грудного вскармливания;

— контроль за выполнением режима, своевременным проведением мероприятий по профилактике алиментарных расстройств, рахита, анемии и разработку комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;

— установление медицинских показаний и направление детей на санаторно-курортное лечение, в том числе детей, имеющих право на получение набора социальных услуг;

— внедрение новых профилактических, диагностических и лечебных технологий;

— организационно-методическую работу и планирование деятельности поликлиники;

— анализ работы поликлиники, в том числе анализ эффективности диспансерного наблюдения.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПЕДИАТРИЧЕСКИМ ОТДЕЛЕНИЕМ И УЧАСТКОВОГО ВРАЧА-ПЕДИАТРА ДЕТСКОЙ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

Основное звено в работе детской поликлиники — педиатрический участок. Участковый врач-педиатр заботится о здоровье будущего ребенка задолго до его рождения, принимает все меры к созданию необходимых условий для его правильного развития, осуществляет непрерывное наблюдение за состоянием здоровья, организует рациональное вскармливание, физическое воспитание, закаливание ребенка. Зная условия и особенности жизни каждой семьи, участковый врач-педиатр находит соответствующие индивидуальные формы и наиболее эффективные методы воспитания здорового ребенка.


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПЕДИАТРИЧЕСКИМ ОТДЕЛЕНИЕМ ДЕТСКОЙ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

Заведующий педиатрическим отделением детской поликлиники руководит деятельностью участковых врачей-педиатров, организует работу отделения и несет ответственность за качество и культуру обслуживания детей. Заведующий педиатрическим отделением проводит свою

работу совместно со старшей медицинской сестрой отделения (Приказ МЗ СССР№ 60 от 19.01.1983).
На должность заведующего педиатрическим отделением назначают врача-педиатра со стажем работы по специальности не менее 5 лет, имеющего опыт практической работы и организаторские способности. Заведующий педиатрическим отделением непосредственно подчиняется главному врачу учреждения (заместителю главного врача больницы по поликлиническому разделу работы, заведующему поликлиникой). Назначение и увольнение заведующего педиатрическим отделением проводит главный врач поликлиники.
Заведующий педиатрическим отделением работает со всеми остальными подразделениями поликлиники: подростковым кабинетом городской поликлиники, врачебно-физкультурным диспансером, противотуберкулезным диспансером, территориальной санитарно-эпидемиологической станцией, домом санитарного просвещения. Он согласовывает свою деятельность с районным управлением (отделом) просвещения, обществом Красного Креста, заведующими дошкольными учреждениями, директорами школ.
На заведующего педиатрическим отделением возложены следующие задачи.
• Участие в подборе и расстановке медицинских кадров.
• Осуществление руководства и контроля за лечебно-профилакти
ческой и санитарно-просветительной работой врачей отделения.
• Участие в составлении планов и графиков работы участковых
врачей-педиатров, контроль за выполнением ими ежемесячных планов
работы.
• Участие в переводе подростков в городскую поликлинику.
• Консультирование больных в поликлинике, на дому, назначение
рекомендаций по лечению.
• Обеспечение своевременной госпитализации больных детей, под
лежащих стационарному лечению.
• Контроль обоснованности выдачи листков нетрудоспособности по
уходу за больными детьми на дому.
• Анализ основных качественных показателей и представление от
четов о работе отделения в установленные сроки.
• Обеспечение проведения мероприятий по повышению квалификации врачей-педиатров и среднего медицинского персонала, проведение
административных совещаний, инструктаж вновь поступивших врачей
и медицинских сестер.
• Внедрение новых передовых форм медицинского обслуживания
детей.

• Участие в отборе детей на санаторное лечение и в оформлении медицинских заключений на детей-инвалидов с детства.
• Доведение до сведения работников отделения приказов, распоряжений, инструктивно-методических указаний вышестоящих органов и
обеспечение их своевременного выполнения, проведение приема сотрудников и населения в установленные дни и часы.
• Ведение работы в коллективе по воспитанию добросовестного отношения к труду, внимательного и чуткого отношения к детям и родителям, чувства ответственности за порученное дело.
Заведующий педиатрическим отделением входит в состав клинико-экспертной комиссии, основные функции которой перечислены ниже.
• Проведение экспертной оценки качества и эффективности лечебно-диагностического процесса.
• Принятие решений о продлении листа нетрудоспособности.
• Принятие решений об обучении школьников на дому, освобождении от итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений, предоставлении академического отпуска по состоянию здоровья
студентам.
• Контроль качества оказания медицинской помощи детям.
Категории детей, подлежащих обязательной консультации заведую
щего педиатрическим отделением, приведены ниже.
• В поликлинике.
? Новорожденные групп риска.
? Дети первого года жизни при переводе на смешанное или искусственное вскармливание, с избытком массы тела, тяжелы
ми проявлениями рахита и анемии.
? Дети с хроническими заболеваниями, состоящие на диспансерном учете у педиатров и специалистов по форме 030/у (для
отработки и коррекции планов ведения и лечения).
? Дети с длительными и постоянными медицинскими отводами
от профилактических прививок.
• На дому.
? Тяжелобольные дети, оставленные для лечения на дому («стационар на дому»), и, в первую очередь, больные дети первого
года жизни.
? Дети, больные острой пневмонией, острыми желудочно-кишечными заболеваниями.
? Больные дети всех возрастов с неясными диагнозами.
Заведующий педиатрическим отделением имеет право отдавать распоряжения и указания работникам отделения, представлять работни
ков отделения к поощрению и вносить предложения о наложении взыскания на лиц, нарушающих трудовую дисциплину и неудовлетворительно выполняющих свои обязанности.
Заведующий педиатрическим отделением отчитывается в своей работе перед главным врачом (заместителем главного врача) и населением.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Злокачественные опухоли руководство
  • Пустырник таблетки инструкция по применению при беременности
  • Медролгин уколы инструкция по применению цена
  • Мануал honda odyssey ra3
  • Как создать сайт в контакте самому бесплатно пошаговая инструкция