Руководство деятельности системы коллегий это

Коллегии — центральные административные органы, созданные Петром I с 1717 по 1722 годы, для замены приказов (устаревшей системы исполнительных органов). Основой регламента коллегий послужило шведское законодательство, а сама система построена на основе опыта её функционирования в Германии и Швеции.

Система коллегий в результате реформы центрального управления Петра I
Система коллегий

Учреждение коллегий вводило три новых принципа:

  • Отраслевое разделение ведомств (приказы дублировали функции друг друга)
  • Совещательный (коллегиальный) характер принятия решений.
  • Общие правила функционирования органов власти по Генеральному регламенту 1720 года.

Значение коллегий

Учреждение системы коллегий стало завершающим этапом централизации и бюрократизации государственных органов управления. Вместе с Правительствующим Сенатом, Святейшим Синодом и Тайной канцелярией, коллегии образовывали органы центрального управления (помогающие императору и действующие от его имени) в абсолютистской монархии Петра I.

Кроме того, постепенная замена приказов на коллегии стала окончательным ударом по системе местничества, которая была отменена ещё в 1682 году, но неофициально продолжала существовать.

Тайная канцелярия - один из центральных органов управления
Центральные органы управления

История создания Коллегий

Еще в 1712 году при участии иностранных советников была попытка создать Торговую коллегию. Искушенные чиновники и юристы из Европы были приглашены для работы в государственных учреждениях Русского царства. За образец для выработки собственных правил была взята шведская коллежская система, бывшая на тот момент лучшей в Европе.

Фактически же, настоящая работа над созданием системы коллегий началась только в конце 1717 года. 22 декабря 1717 г. был издан царский указ «О штате Коллегий и о времени открытия оных», положивший начало реформе Коллегий. Быстро изменить приказную систему было невозможно, поэтому было принято решение отказаться от резких изменений в государственном устройстве. Приказы либо заменялись коллегиями, либо переводились в подчинение им (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь различных судебных приказов). Сам Петр I называл «первейшими» (т.е. главными) только три коллегии — иностранных дел, военную и Адмиралтейств-коллегию.

В 1718 году был утвержден список первых 9 коллегий:

  1. Иностранных дел.
  2. Военная коллегия.
  3. Адмиралтейств-коллегия.
  4. Камер-коллегия
  5. Юстиц-коллегия.
  6. Коммерц-коллегия.
  7. Штатс-контора.
  8. Берг-Мануфактур-коллегия.
  9. Ревизион-коллегия.
Здание Коллегий
Панорамный вид на здание Коллегий, расположенных на Васильевском острове в С.-Петербурге, выполненный Дж. А. Аткинсоном в период 1802-1805

В дальнейшем, по мере необходимости создавались новые коллегии или происходила реорганизация уже существующих:

В 1720 создана Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел.

В 1721 году для замены Поместного приказа учреждена Вотчинная коллегия.

В 1722 году произошло разделение Берг-Мануфактур-коллегии на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, а также создана Малороссийская коллегия для замены Малороссийского приказа. Таким образом, отвечая на вопрос «сколько коллегий было при Петре I» можно перечислить их список к 1722 году:

  1. Иностранных дел.
  2. Военная коллегия.
  3. Адмиралтейств-коллегия.
  4. Камер-коллегия
  5. Юстиц-коллегия.
  6. Коммерц-коллегия.
  7. Штатс-контора.
  8. Берг-коллегия.
  9. Мануфактур-коллегия.
  10. Ревизион-коллегия.
  11. Малороссийская коллегия.
  12. Вотчинная коллегия.
  13. Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел.
Состав коллегии при Петре I
Штатный состав коллегии при Петре I

При этом, стоит отметить, что созданный в 1720 году Главный магистрат и в 1721 Святейший Синод (называющийся также Духовной коллегией), были образованы по «коллежскому принципу», обладали правами и функциями коллегий, дополняя центральный аппарат управления административными единицами контроля уровня города и религиозной категории правоверных христиан.

Loading…

Коллегии как органы власти в России

Здание Двенадцати коллегий в Петербурге. Неизвестный художник третьей четверти XVIII века. По гравюре Е. Г. Внукова с рисунка М. И. Махаева

Органы государственной власти в России  не раз претерпевали изменения. Так Пётр I заменил приказы коллегиями. Что такое коллегии?  Каковы их компетенции? Почему приказы были заменены коллегиями ? Разберёмся  в этом.

Коллегии

Коллегии –это органы  центральной государственной власти, которые были утверждены Петром I в  1718-1720 гг. Специально для них было сооружено здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге, которое находится и сейчас на Васильевском острове. Автором проекта был архитектор Д.Трезини.

Преимущества коллегий по сравнению с приказами

  • Систематизация органов власти, чёткое распределение полномочий ( в приказах часто одни и те же функции выполняло несколько приказов), охват деятельностью коллегий почти всех сфер общественной жизни .

  • Коллегиальность принятия решений, совещательный характер принятия решений членами коллегий («все лучшее устроение через советы бывает»)

Из истории

  • 1716- первая попытка создания коллегии – создана Торговая коллегия

  • 1717 – официальное начало складывания коллегиальной системы государственного управления.

  • 1718 – было сформировано 9 коллегий

  • 1720- создание Главного магистрата, который , на правах коллегии, координировал магистраты, их работу.

  • 1720 – образована Юстиц- коллегия Лифляндских и Эстляндских дел

  • 1721- образована Вотчинная коллегия

  • 1722- разделение Берг-мануфактур-коллегии на Берг-коллегию и мануфактур- коллегию

  • 1726- создана Коллегия экономии

  • 1802 – Александр I заменил коллегии министерствами.

Компетенции коллегий при Петре I

Коллегии

Компетенция

Первые Президенты коллегий при Петре I

Коллегия чужестранных дел

Внешняя политика

Головкин Г.И.

Камер- коллегия

Управление государственными доходами

Голицын Д.М.

Юстиц- коллегия

Контроль за судопроизводством

Матвеев А.А.

Коммерц-коллегия

Торговля

Толстой П.А.

Штатс- контор — коллегия

Распределение государственных рас ходов, составление штатов всех ведомств

Мусин-Пушкин И.А.

Берг-коллегия

Добыча полезных ископаемых, тяжёлая промышленность

Брюс Я.В.

Мануфактур- коллегия

Лёгкая промышленность

Брюс Я.В.

Ревизион-коллегия

Проведение финансового контроля со стороны государства

Долгорукий Я.Ф.

Военная коллегия

Руководство армией( комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутных войск)

Меньшиков А.Д.

Адмиралтейств- коллегия

Руководство флотом

Апраксин Ф.М.

Вотчинная коллегия

Землевладение

Кропотов И.И.

Духовная коллегия ( 1721)

Управляла духовными делами ( позже — Святейший Правительствующий синод).

С 1722- введена должность обер-прокурора — светского человека.

Первый – Болтин И.В.

Главный магистрат( 1720)

Контроль за городским управлением

Трубецкой Ю.Ю.

Структура коллегий

  • Во главе коллегий — Президент (назначался Сенатом с учётом мнения царя, императора)

  • Вице-президент — заместитель Президента коллегии ( назначался Сенатом с учётом мнения царя, императора)

  • 3-4 коллежских советника

  • 4 коллежских асессора ( заседателя)

  • Вспомогательный персонал:

— секретарь

— нотариус

— переводчик

— актуариус  регистрировал и составлял акты)

— копиисты

— регистратор

— канцеляристы

 Контролировали деятельность коллегий — фискал и прокурор.

Генеральный регламент

В 1720 году Пётр I  учредил Генеральный регламент, который определял компетенции той или иной коллегии.

Работа коллегий

  • Рабочий день начинался в 6 или 8 часов утра (это зависело от времени года)

  • Продолжительность рабочего дня – 5 часов

  • Работа велась ежедневно, кроме воскресенья и праздничных дней.

  • Канцелярия коллегии готовила дела. Далее они отправлялись на рассмотрение в Общее присутствие коллегий. Решение должно было быть принято большинством голосов. Если решение не принималось, то вопрос передавался на рассмотрение Сената.

  • Прокурор, который был в каждой коллегии, следил за правильностью принятия решений, за быстроту решения вопросов, , за отсутствие волокитства.

  • Всё делопроизводство в коллегии вёл секретарь, у него же хранилась печать коллегии.

Значение   коллегий

Плюсы

Минусы

Создана централизованная система управления государством

Некоторые коллегии могли выполнять примерно одни и те же функции ( например, Берг- и Мануфактур- коллегии).

Государственным управлением охвачены многие  сферы общественной жизни

Не все сферы жизни были охвачены деятельностью коллегий. Долгое время вне их компетенций оставались полиция, почта, медицина и даже образование.

Чёткое распределений функций между коллегиями

Решение принималось коллегиально, поэтому спросить за результаты деятельности конкретного человека было невозможно. Это осложняло контроль за  деятельностью коллегий.

Генеральный регламент определял единые нормы деятельности всех коллегий

Коллегии нанесли последний удар по местничеству, которое хотя и было отменено в 1682 году, однако продолжало ещё существовать  неофициально.

Таким образом, создание коллегий  вместо приказов было значительным  шагом вперёд в реформировании органов государственного управления. Однако существенные отрицательные моменты привели к тому, что в начале XIX века Александр I заменил коллегии министерствами, которые существуют и до сих пор.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 Здание Двенадцати коллегий на Васильевском острове в Санкт-Петербурге(строительство — 1722-1742. Архитектор Д. Трезини)

Обновлено: 18.05.2023

В 1717-1721 гг. в России шли административные реформы, связанные с ликвидацией приказов и созданием коллегий. Создаваемые коллегии стали центральными органами в отраслевом управлении. Они были размещены в здании Двенадцати коллегий. Данное здание расположилось в пределах Васильевского острова. В 1802 г. эти органы прошли модификацию в рамках системы министерств.

Причины учреждения

  • систематического разделения ведомств с устранением дублирования функций, что позволило бы избавиться от хаоса в управлении;
  • совещаний в принятии решений по государственным делам.

Образец структуры внедряемых органов реформаторы взяли в Швеции и Германии, а регламент коллегий при этом базировался на нормах шведского законодательства.

Создание коллегий

Первая попытка создать Торговую коллегию была предпринята в 1712 г. Участие в этом процессе принимали иностранцы, а примером стали шведские коллегии. Однако коллегиальная система стала формироваться лишь в 1717 г., хотя быстро ликвидировать приказную систему не получилось. В результате новые коллегии стали поглощать старые приказы или начали контролировать их деятельность. В 1717 г. создается реестр коллегий. В него включили коллегии Военная и Иностранных дел, Адмиралтейств-коллегию, Камер-коллегию, Юстиц-коллегию, Коммерц-коллегию, Штатс-контору, Берг-Мануфактур-коллегию, Ревизион-коллегию.

С 1720 г. начал работу Главный магистрат, координирующий деятельность всех магистратов, играя еще и роль апелляционного судебного органа. Примерно в этом же году создают Юстиц-коллегию Лифляндских и Эстляндских дел. Полномочия этого органа сводилась к контролю над присоединенными шведскими провинциями. В следующем году, вместо Приказного приказа, создали Вотчинную коллегию, а еще через год Берг-Мануфактур-коллегию разделили. Вместо нее, стали работать Берг-коллегия с Мануфактур-коллегией. Принимается решение и о создании Малороссийской коллегии вместо Малороссийского приказа. В 1726 г. учредили Коллегию экономии, а в 1763 г. – Медицинскую коллегию.

20.02.1720 г. Петр I утвердил Генеральный регламент, которым руководствовались коллегии в своей деятельности. С ним в практику государственного управления вошел особый механизм ведения делопроизводства. Все решения принимались коллегиально.

Создание коллегий

Особенности коллегиальной системы управления

Коллегии заседали каждый день, кроме воскресенья и праздников. Рабочий день длился с 6 ч. или с 8 ч. утра до 5 ч. вечера. Все документы готовила Канцелярия коллегий, передавая их Общему присутствию коллегии. Здесь проходило обсуждение и утверждение на основе большинства голосов. Если решение не принималось, то дело передавали в Сенат.

Надзор за правильностью принятия решений и исполнение указов осуществлял прокурор при коллегии. Секретарь организовывал делопроизводство в коллегии, готовил дела к обсуждению, докладывал по сути дел и вел справочную работу, оформляя в последующем принятые решения и контролируя исполнение.

С введением коллегий завершилась централизация и бюрократизация госаппарата. Ведомственные функции были четко распределены, появились единые нормы функционирования.

Петр 1. Создание коллегий.

Петр 1. Создание коллегий.

Петровскими коллегиями историки называют центральные органы управления в России, которые были сформированы в период правления Петра Первого вместо устаревшей системы приказов. Размещались коллегии в специально отстроенном для них колоссальном здании, которое так и прозвали дом Двенадцати коллегий. В 1802 году они были встроены в обновлённую систему министерств, а после её стремительного развития были вовсе упразднены.

Причины появления коллегий

В 1718 и 1719 годах происходит ликвидация прежних основных государственных органов и их последующая подмена более подходящими. Формирование Сената в 1711 году, согласно утверждениям современных историков, являлось главным сигналом к разработке коллегий, представляющих собой совершенно отличные органы отраслевого управления. По плану самого государя, данные коллегии должны были не только полностью вытеснить систему приказов, но и внести в существующую систему государственного управления следующие два начала:

  • Совещательный порядок рассмотрения и решения дел.
  • Систематическое разделение ведомств (чаще всего, приказы лишь подменяли друг друга и выполняли одну и ту же работу, что вносило непонимание в систему управления).

При этом, царь Пётр Первый решает выбрать в качестве основы форму управления центральных органов, которая на тот момент функционировала в европейских странах. В частности, в Германии и Швеции. Законодательной базой для управления коллегиями послужила позаимствованное у Швеции законодательство.

Так, уже в 1712 году делается первая попытка правителя Российской империи (при участии иностранцев) учредить Торговую коллегию. Для этого царь нашёл опытных чиновников и юристов, которые до этого осуществляли деятельность в развитых европейских странах. Стоит отметить, что в этот период самыми квалифицированными работниками данной сферы считались шведы. Вот почему Пётр старался заполучить такие кадры и взял за образец для своей Торговой коллегии шведские органы управления.

Однако, сама система коллегий сложилась лишь к 1717 году, ведь как оказалось, довольно непросто заменить одну систему управления другой в одночасье. Таким образом, приказы либо подчинялись коллегиям, либо постепенно поглощались ими.

Реестр коллегий Российской империи

К 1718 году в России был принят реестр коллегий в который входили:

Спустя два года был сформирован Главный магистрат, координировавший функционирование каждого магистрата и являющийся для них судебной апелляционной инстанцией.

В этом же году появляется так называемая Юстиц-коллегия Эстляндских и Лифляндских дел, которая впоследствии (с 1762 года) именуется Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел и занимается судебными и административными вопросами работы протестантских церквей.

В 1721 году формируется Вотчинная коллегия, которая заменяет Поместный приказ, а спустя год Берг-Мануфактур-коллегия разделяется на Мануфактур-коллегию и Берг-коллегию. В этом же году учреждается Малороссийская коллегия, поглотившая со временем Малороссийский приказ.

Создание коллегий завершило процесс бюрократизации и централизации государственного аппарата Российской империи. Чёткое разграничение всех ведомственных функций, а также общие нормы осуществления деятельности, регулируемые Генеральным регламентом – все эти нововведения существенно возвышали коллегии над приказами.

Данный Генеральный регламент был составлен при участи самого Петра Первого и издан двадцать восьмого февраля 1720 года и являлся документом. Данный документ определял порядок, взаимоотношение и организацию коллегий и их отношения с местными органами власти и Сенатом.

Кроме этого, появление коллегий нанесло сокрушительный удар по системе местничества, которая хотя и была упразднена в 1682 году, но существовала неофициально.

Необходимо отметить, что замысел царя Петра Первого полностью разграничить ведомственные функции и передать каждому чиновнику собственный порядок действий, был претворён не в полной мере. Как правило, коллегии продолжали подменять друг друга, как и приказы. К примеру Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии фактически выполняли одну и ту же работу.

При этом, вне сферы контроля петровских коллегий довольно долго оставались почта, просвещение, медицина, а также полиция. Однако, со временем, в системе коллегий появлялись новые отраслевые органы или же канцелярии. Например, Аптекарский приказ, осуществляющий деятельность в Петербурге с 1721 года стал Медицинской канцелярией.

Такие канцелярии могли быть как коллегиальными, так и единоначальными. Канцелярии не имели чёткого регламентирования, как коллегии, но были приближены к ним по значению и структуре.

Историческая таблица: основные функций коллегий

Место коллегий в системе органов государственной власти

Место коллегий в системе органов государственной власти

Место коллегий в системе органов государственной власти

В 1711г. Был подписан проект организации особой коллегии для руководства горной промышленностью. В 1712г. – появились проекты организации Коммерц-коллегий и Ревизион-коллегии, в 1715г. Начата проработка вопроса об организации центральных органов управления и изучения опыта Дании, Швеции, Австрии. 1718г. начали работать три коллегии: Военная Адмиралтейская, Иностранная.

Реформа госаппарата началась в конце 1717 – начале 1718г., когда Петр составил своеобразную программу предстоящих преобразований:

Он определил число и компетенции коллегий

Назначил в них президентов

12 Декабря 1718г. Реестр коллегиям. О должности, в которой управлять надлежит.

(Это первоначальная структура нового центрального аппарата)

Чужестранных дел (посольский приказ). Всякие иностранные и посольские дел и пересылке со всеми окрестностями государствами и приезды послов и посланников и приезды курьеров и других иноземцев.

Камер (казенные сборы) всякое расположение и ведение денежных доходов всего государства.

Юстиция (т.е. расправа гражданских дел) судные и розыскные дела, в той же коллегии в ведение и поместный приказ.

Ревизион. Счет всех государственных приходов и расходов.

Воинской. Армия и гарнизоны и все воинские дела, которые были ведомы в Воинском приказе и которые прилучаются во всем государстве.

Адмиралтейский. Флот со всеми морскими воинскими службами, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями.

Комерц. Смотреть над всеми торговыми действиями.

Штатс – контор (казенный дом). Введенье всех государственных расходов.

Берг и Мануфактур. Рудокопные заводы и все прочие ремесла и рукоделия, и заводы. 1

Они возникли не на пустом месте. От начала северной войны создание армии, флота, дипломатии требовали других форм организации аппарата управления. Поэтому существующие приказы – Военный, Адмиралтейский, посольский сориентировались на специализацию, именно здесь прижились коллегионые (совместные) методы ведения дел. Это облегчило их переход к коллегиям.

Главной коллегией стала – камер коллегия, ведавшая всем приходом денег и бюджетным планированием поступлений. Штат – контор коллегия – обеспечивала расход на нужды государства. Ревизион коллегия – вела наблюдение и контроль за работой финансовых органов. Это было независимое от других коллегий учреждение.

В старых приказах три финансовые функции приход, расход и контроль вел каждый приказ. Сам приказ облагал население налогами.

Юстиц. коллегия заменила несколько судных приказов, отобрала судебные функции. Произошла унификация, централизация юстиции.

Особое место в системе управления заняли коллегии, ведавшие торговлей и промышленностью: комерц коллегии, Берг – мануфактур коллегии

Реформа 1718 – 1720-х годов упразднила приказы, канцелярии и ввела коллеги. В отличие от приказов решения принимались теперь коллегиально.

Посольский приказ заменила Коллегия иностранных дел во главе с канцлером П.П. Шафировым. Были образованы следующие коллегии: Военная (фельдмаршал, князь А Меньшиков), Адмиралтейская (генерал – адмирал Ф. Апраксин ), Комерц коллегия (князь Д. Галицин), Юстиц коллегия (Тайный советник граф А. Матвеев), Ревизион коллегия Сенат, коммерц коллегия (граф П. Толстой), Штатс – контор коллегия (граф И. Мусин-Пушкин), Берг – мануфактур коллегия (генерал фельдцейхмейстер Я. Брюс).

Коллегии не охватывали всех отраслей управления. Дворцовое, ямское, строительное, медицинское дело – находились в ведении специальных приказов, палат, контор.

Политическим сыском занимался Преображенский приказ (Тайная канцелярия с 1718г.) Им руководил князь Ф. Ромадановский.

Сначала каждая коллегия имела свой регламент, а с 1720г. руководствуясь с Генеральным регламентом, он определял единообразное организационное устройство, порядок деятельность. В 1721г. была создана в Москве вотчинная коллегия, она ведала дворянским землевладением.

При каждой коллегии были

1722г. – для управления Украиной создается Малороссийская коллегия в г. Глухов.

Для ведения поместных дел вотчинную контору юстиц коллегии сделал Петр I Вотчиной коллегий. Ревизион и штшатс-контор коллегии стали конторами Сената.

1721г. было 11 коллегий в 1723 – 10.

1722г. началось строительство здания 12 коллегий. План состоял из 12 участков:

Аудиенц контора (зал для торжественных приемов)

Коллегия иностранных дел

Камер и штатс контора

Коллегии стали основой центральной системы управления.

1720г. вместо Бурмистрской палаты возникает главный магистрат управляющий городским сословием ремесел и купечеством.

А в Москве вместо Бурмистрской палаты возникла ратуша

Главный магистрат стал во главе городовых магистров, они сменили земские избы.

Задачи главного магистрата:

Исполнение административных – полицейских функций

Судебных функций в городе

Развитие городских ремесел и торговли

Зашита купцов и ремесленников

Президентом этой коллегии магистрата был купец Исаев.

С созданием коллегии, разработкой регламента закладывается основа унификации и бюрократизации госуправления.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Как царь Петр совет по управлению флотом придумал

В России военный флот и органы управления им появились практически одновременно — в царствование Петра I, в 1696 году. И по мере того, как развивался этот новый для страны вид вооруженных сил, трансформировалась и система флотского управления. Процесс этот был непростым и занял два с лишним десятка лет. Только 4 апреля 1718 года начала свою деятельность Адмиралтейств-коллегия — первый орган управления флотом, который надолго пережил своего создателя, Петра Великого, и просуществовал до начала XIX века.

Коллегии вместо приказов

Формальный отсчет существования введенной Петром I коллегиальной системы управления страной идет с 19 (по ст. ст.) февраля 1711 года, когда петровским указом был создан Сенат. Он стал высшим государственным органом законодательной, исполнительной и судебной власти в России и просуществовал без перерывов, хотя и трансформируясь и теряя свои функции, триста с лишним лет — до самой Октябрьской революции.

Этот состав руководства Адмиралтейств-коллегии, определенный регламентом Петра I, сохранялся практически неизменным до начала XIX века. Менялась структура подразделений, обеспечивавших деятельность коллегии, трансформировались, переименовывались, появлялись и исчезали новые подчиненные должности, но верхушка коллегии сохранялась и по-прежнему осуществляла коллегиальное руководство русским морским флотом. И только в 1802 году, когда император Александр I решил ввести министерства с единоличным управлением каждым из них, Адмиралтейств-коллегия потеряла прежнее значение. Вместо нее всей деятельностью флота стало руководить учрежденное в числе первых восьми министерство морских сил, а первым министром стал вице-президент Адмиралтейств-коллегии вице-адмирал граф Николай Мордвинов — один из создателей Черноморского флота. Впрочем, коллегия еще четверть века просуществовала как совещательный орган при морском министерстве, после чего была переименована в Адмиралтейств-совет, в ведении которого остались исключительно хозяйственные вопросы.

Читайте также:

      

  • Допуск родителей на территорию школы в период пандемии коронавируса в россии
  •   

  • Дайте определение ассимиляции приведите примеры кратко
  •   

  • Высшее образование в японии кратко
  •   

  • Статья формирование ууд в начальной школе
  •   

  • Региональное исследование оценка готовности к обучению в школе учащихся первых классов

Коллегии при петре 1

Общее понятие

С 1711 года император решил создать центральное координационное правление в соответствии с западноевропейским прототипом. Петр 1 сознательно выбрал шведский коллегиальную систему. Этот же порядок рекомендовал ученый-теоретик Лейбниц.

Государь сделал два шага для достижения цели:

Петр 1 отправил за рубеж людей

  • отправил за рубеж людей для ознакомления с бюрократической практикой управления и канцелярией;
  • из-за границы пригласил специалистов в этой области для развития коллегиального регламента на местах.

Иностранные знатоки при всей значимости никогда не занимали руководящих постов. Высшим назначением для них была должность вице-президента. Правителями объявлялись представители русского народа. За этим император следил лично.

Причины реформ

Создание Сената в 1711 году

В 1717—1719 годах ликвидировались устаревшие государственные органы управления. Вместо них пришли новые организационные структуры, подходящие для петровской обновленной России. Создание Сената в 1711 году стало основой для формирования структуры отраслевого координирования. Устаревшие приказы часто повторялись и выполняли аналогичные функции, что приводило к путанице. Некоторые вопросы хозяйствования совсем не попадали под действие порядка и не охватывались приказной системой.

По мнению царя, такие учреждения должны были служить заменой неповоротливому приказному порядку и усовершенствовать принципы регулирования путем:

  • подразделения ведомств в соответствии с отраслями экономики, обороны и другими направлениями;
  • решения дел в совещательном порядке.

Периодом создания коллегиальной системы управления при Петре 1 считается 1717 год. Смена приказного строя в границах целого государства оказалась кропотливым делом. Приказы постепенно подчинялись коллегиям или поглощались ими.

Эволюция структуры

В первые годы изменений была создана Торговая коллегия при содействии иностранцев. Из Швеции и Германии присылались опытные деятели юриспруденции и чиновники для реформаторской работы.

Коллегии при Петре 1 и их функции:

Военная коллегия

  • Военная коллегия управляла сухопутными войсками, работала в период с 1719—1802 год.
  • Адмиралтейская — координировала деятельность флота (1717−1827).
  • Иностранных (чужестранных) дел — ведала контактами с другими странами (1718−1831).
  • Берг-магистратура была главной в тяжелом производстве (1719−1806).
  • Мануфактурный синод заведовал легкой промышленностью (1719−1806).
  • Юстиц-орган был генеральным регулировщиков в области судопроизводства (1718−1781).
  • Коммерц —управляла торговыми делами (1719−1804).
  • Камер- коллегия соотносила государственные налоги и доходы (1718−1800).
  • Штатс-контора учитывала расходы в масштабах государства (1717−1781).
  • Ревизионное собрание осуществляло контроль состояния финансов (1717−1787).
  • Вотчинная — управляла решением вопросов в области земельного законодательства (1721−1785).
  • Главный магистрат осуществлял регулирование общественного устройства городов (1720−1795).

Коллегиальное управление делами страны работало вплоть до 1802 года. Затем был разработан «Манифест о создании министерств». В нем предусматривалось постепенное введение более прогрессивной системы для координации хозяйственной деятельности государства в отличие от коллегиального строя.

Работу коллегий контролировал Генеральный регламент, который Петр 1 утвердил 28 февраля 1720 года. Впоследствии формирование утратило свое значение после составления Свода законов России. Генеральный регламент являлся уставом, в соответствии с которым коллегии и все принадлежащие к ним конторы и канцелярии вершили дела. Областью действия считались внутренние земские учреждения империи и организации ближнего и дальнего зарубежья.

Регламент осуществлял системное делопроизводство, которое впоследствии получило определение коллежского в соответствии с наименованием отраслевых подразделений — коллегий. Петр 1 уделял внимание совещательному принятию вопросов на общих собраниях.

Недостатки в системе

Грандиозный замысел императора не был претворен в жизнь в полной мере. Четкого разграничения обязанностей и выдачи плана каждому служащему не произошло. Коллеги подменяли один другого при необходимости, по аналогии с когда-то действующими приказами. Например, Мануфактура, Берг и Коммерц-отделения выполняли похожие обязанности.

Медицинской канцелярия

Коллегиальная система разрабатывалась без учета того, что в структуре осталось неподконтрольным просвещение, почта, медицина, полиция. Постепенно консолидация наполнялась новыми подразделами и стала приобретать законченную структуру. Например, аптекарский приказ, существовавший в Петербурге (новой столице) с 1722 года, реформировался в Медицинскую коллегию. В 1725 году это формирование стало именоваться Медицинской канцелярией.

Для Петра 1 важным в этих реформах было то, что они проводились на западный манер. Правление государя отличалось стремлением реформировать структуру государства именно в этом направлении. Большинство объединений вводились не потому, что они считались необходимыми элементами. Основной причиной нововведений было стремление перекопировать черты управления западных стран.

Примером служит полное соответствие трех денежных структур (Штатс-конторы, Камер и Ревизион-коллегии) шведским аналогичным консолидациям. Большинство объединений просуществовали долго, несмотря на такое положение. Коллегии были упразднены только в результате реформ Екатерины 2 и Александра 1.

Деятельность и значение

Сенат назначал коллегиальных руководителей (вице-президентов). Для выбора президента консолидации требовалось мнение императора.

Помимо упомянутых должностей, в структуру совета входили:

Сенат назначал коллегиальных руководителей

  • советники — 4;
  • заседатели (асессоры) — 4;
  • канцелярский актуариус для составления актов и учета;
  • секретарь;
  • переводчик;
  • регистратор;
  • подьячие.

Президент представлял главную персону в собрании, но не выносил постановлений без согласия коллегиальных членов. Вице-президент выполнял обязанности главы, если тот отсутствовал, в остальное время помогал президенту в повседневной работе. Собрания объединения проходили каждый день с перерывом на праздники и воскресенья. Начиналась работа в 6 или 8 часов утра, в зависимости от сезона, и продолжалась на протяжении 5 часов.

Материалы дела в канцелярии подготавливались к обсуждению. Оттуда поступали в коллегиальное общее присутствие, где подвергались критическим замечаниям или принимались голосованием. Решения, которые отклонялись коллегиальным большинством, поступали на рассмотрение в Сенат. Этот высший орган был единственным, кому подчинялась любая консолидация.

При каждом объединении работал прокурор

При каждом объединении работал прокурор, который координировал правильность решений и сроки вынесения вердиктов по поступающим делам. В его обязанности входил контроль исполнения коллегиальных указов самим управленческим формированием и подчиненными структурами. Не последняя роль отводилась секретарю, который отвечал за делопроизводство, подготовку бумаг к обсуждению. Референт вел учет справочной работы, оформлял решения в положенном виде, вел записи-таблицы об исполнении дел, хранил печать органа.

Полное формирование системы завершило процесс централизации камер государственного аппарата. Новый департамент отличался от старой приказной структуры строгим распределением ведомственного подчинения и общими нормативами деятельности в соответствии с генеральным регламентом. Создание коллегиального управления нанесло сильный удар по мошеннической системе местничества, которая перестала существовать в 1682 году.

Военная и Адмиралтейская коллегия

Приказ о формировании Военной консолидации Петр 1 подписал в 1719 году, но началом ее деятельности считается 1720-й. В общий состав ведомства входили 454 солдата. Всего собрание насчитывало 530 лиц, приписанных к капитулу. Несколько десятков мест (около 80) постоянно были свободными, так как в стране не хватало профессиональных офицерских кадров.

Военная и Адмиралтейская коллегия

Военное ведомство делилось на три подразделения:

  1. Армейское — регулировало существование сухопутных войск.
  2. Артиллерийское — занималось делами огнестрельных орудий и стрелковых военнослужащих.
  3. Гарнизонное — регулировало караульные и гарнизонные части.

Лицами, кто возглавлял коллегию при Петре 1, были Репин А. И. и Меньшиков А. Д. Ведомство перестало существовать после указа государя и передало обязанности соответствующему Министерству.

Адмиралтейство сформировалось для управления гражданским и военным флотом. С начала работы им командовал Апраксин Ф. А. Ведомство контролировало верфи, корабельную артиллерию, решало проблемы военнослужащих. Объединение занималось провиантом, казначейством, вопросами обмундирования, закупкой и поставкой материалов. Впоследствии перешло под управление Морского Министерства.

Иностранное и Вотчинное объединения

Объединение иностранных дел

Объединение иностранных дел преобразовывалось из Посольского приказа. Во все время функционирования им правил Головки Г. И. Коллегия представляла собой прототип Министерства иностранных дел и решала вопросы сотрудничества с другими странами.

Иностранное ведомство переформировалось из Поместного приказа и решало земельные вопросы. Служба регистрировала владения и поместья, движение собственности от одного хозяина к другому, выдавала государственные площади в пользование. Отдел занимался конфискацией наделов и другими спорными вопросами. До 1727 года служба располагалась в Москве, но затем переместилась в Санкт-Петербург.

Берг и Мануфактур-капитул

Мануфактуры при петре 1

Берг-коллегия стала самостоятельной структурой для контроля работы горно-рудной и тяжелой промышленности. Ее рабочие центры находились в Сибирском и Уральском регионе. При Петре 1 ведомством управлял Брюс Я. В. Коллегия совмещала свою деятельность с работой Мануфактур-объединения, поэтому Брюс был назначен руководителем обеих структур. Деятельность направлялась на расширение тяжелой отрасли и увеличение количества заводов.

Мануфактур-объединение создавалось для строительства тканных и текстильных фабрик — основных структурных элементов легкой промышленности. В 1722-м коллегия ликвидировалась, а восстановление произошло только в 1742 году. Аналогичная остановка деятельности случилась в 1779—1796 году. Приказ о ликвидации был подписан в 1806-м.

Коммерц и Камер-собрание

Вначале Коммерц-объединением руководил Апраксин, но затем в руководителях значился Толстой П. А. Следующим был Бутурлин И. Ф. Ведомство решало вопросы, которые возникали в процессе торговых операций. В 1731 году система приняла на себя обязанности Берга, Главного магистрата и Мануфактур-коллегии. Екатерина подписала указ об упразднении службы, но после ее смерти Павел 1 продлил работу объединения до 1804 года.

Камер-служба являлась любимой структурой Петра, так как она решала вопросы, связанные со взиманием налогов. На протяжении всего существования объединение возглавлял Голицин Д. М., затем Кошелев. Последним руководителем был Плещеев А. Л. В 1785 году службу прикрыли, но из-за многочисленных откупов ее вновь открыли в 1797 году.

Штатс и Ревизион служба

Штатс-контора

Штатс-контора выполняла контроль государственных расходов. Структура организации была скопирована со шведской модели и полностью ее повторяла. Она перешла под управление Сената в 1723 году. Самостоятельность организации возвратила Анна Иоановна в 1730 году. Ликвидировала службу Екатерина 2.

Ревизион-ведомство занималось координацией финансовых потоков в государстве. Управлял работой службы Долгоруков Я. Ф. В последующие годы коллегия перешла под руководство Сената (1723−1725). После возвращения самостоятельного статуса руководил отделением Бибиков И. И. Службу ликвидировала Екатерина 2.

Юстиц-контора и Главный магистрат

Орган Юстиц-коллегии работал в качестве Верховного суда Российской империи и принимал на рассмотрение различные дела. В Петровскую эпоху деятельностью руководил Матвеев А. А., затем его сменил на посту Апраксин П. М. После смерти государя службе вменили дополнительную функцию ведения «крепостной канцелярии».

Главный магистрат формировался в качестве единого объединения для координирования городских управлений отдельных городов. Помимо этого, служба утверждала судебные вердикты гражданского и уголовного характера и контролировала налоговые сборы в населенных пунктах. Президентом ведомства был Трубецкой Ю. Ю., затем служил Долгоруков А. Г. После смерти царя магистрат переименовался в Ратушу. Он прекратил существование в 1795 году.

  1. Коллежская система центрального управления

Коренная
перестройка приказной системы произошла
в период с 1718 по 1720 г., когда вместо
приказов были созданы коллегии.
Преимущество коллегий перед приказами
состояло в том, что компетенция их была
строго ограничена, причем в законодательном
порядке; дела рассматривались и решались
коллегиально; структура была единообразной.

Функции,
внутреннее устройство и порядок
делопроизводства в коллегиях определялись
Генеральным регламентом коллегий.

Военная
коллегия ведала сухопутными войсками,
занималась подготовкой офицеров,
рекрутскими наборами, вооружением и
финансированием армии. В ее ведении
находилось вещевое и провиантское
снабжение армии, а также строительство
военных укреплений.

Адмиралтейская
коллегия руководила постройкой как
военного, так и торгового флота,
осуществляла управление военно-морскими
силами государства: подготовкой офицеров,
матросов, снабжением, финансированием
и вооружением. Кроме того, коллегия
ведала лесным хозяйством, так как флот
в те времена строился из леса.

Коллегия
иностранных дел осуществляла прием и
отправление посольств, дипломатическое
делопроизводство и т.д.

Три
коллегии явились финансовыми: Камер-,
Штатс-контор- и Ревизион-коллегия.

Камер-коллегия
являлась главным органом финансового
управления, она занималась вопросами
государственных доходов. В ее ведении
также были подряды, соляные промыслы,
монетное дело, содержание государственных
дорог, снабжение населения хлебом во
время неурожаев.

Штатс-контор-коллегия
(впоследствии Штатс-контора) ведала
вопросами государственных расходов.
Она составляла росписи государственных
расходов на содержание армии,
государственного аппарата, являлась
также государственным казначейством,
выдавая денежные суммы учреждениям по
указанию царя или Сената.

Ревизион-коллегия
была наделена функциями финансового
контроля. Она следила за расходованием
денежных средств центральными и местными
учреждениями путем сверки приходных и
расходных книг.

Развитие
промышленности, торговли, усиление роли
купечества вызвали появление специальных
коллегий для руководства промышленностью
и торговлей.

Так,
Берг-коллегия управляла горно-рудной
и металлургической промышленностью,
занималась строительством казенных
предприятий, осуществляла надзор за
частными предприятиями, обеспечивала
заводы рабочей силой, производила
геологическую разведку полезных
ископаемых. Всей же остальной крупной
промышленностью управляла
Мануфактур-коллегия. Она руководила
строительством казенных мануфактур,
следила за их работой, качеством изделий,
выполнением правительственных заказов,
снабжала рабочей силой казенные и
частные предприятия, поощряла частных
предпринимателей, давала разрешения
на открытие мануфактур.

Коммерц-коллегия
осуществляла руководство торговлей,
главным образом внешней. В ее ведении
был экспорт корабельного леса, пеньки,
мехов и других товаров, вывоз которых
составлял монополию государства. Она
также покровительствовала купеческим
компаниям.

Вотчинная
коллегия выделилась из Юстиц-коллегии
в 1721 году. Она ведала дворянским
землевладением. В ее компетенцию входил
разбор земельных споров.

Юстиц-коллегия
являлась центральным учреждением,
ведавшим судебной частью, на нее
возлагались задачи по организации
местных судебных учреждений, назначению
на судебные должности, надзору за судами
и т.п. Юстиц-коллегия являлась апелляционной
инстанцией в отношении губернских
надзорных судов.

Делами
духовенства занималась созданная в
1721 г. Духовная коллегия, переименованная
затем в Святейший Правительственный
Синод.

В
1720 г. был образован на правах коллегии
Главный магистрат для руководства
деятельностью магистратов. Он имел
коллегиальное устройство. В отличие от
коллегий деятельность Главного магистрата
распространялась лишь на одну группу
населения-горожан.

В
результате проведения реформы органов
центрального управления произошла
дальнейшая централизация государственного
аппарата. Вместо большого количества
приказов было создано несколько коллегий,
что позволило установить повседневный
контроль над их деятельностью. Аппарат
стал более простым, а также и более
гибким орудием в руках господствующего
класса для удержания в повиновении
народных масс. Деятельность коллегий
в отношении дел, отнесенных к их ведению,
простиралась на всю территорию
государства. Впервые появились органы,
руководившие развитием промышленности
и торговли, что отвечало задачам
экономического развития страны. Также
впервые в особых учреждениях были
сосредоточены юстиция и финансы.

Это-положительные
стороны вновь созданных центральных
органов управления. Однако реформа не
была до конца последовательной. Так,
отраслевой принцип, положенный в основу
выделения и разграничения компетенции,
не был до конца выдержан. Судебными и
финансовыми делами, помимо специальных
коллегий, занимались также Берг-,
Мануфактур-,и Каммерц-коллегии (сбор
промысловых налогов, таможенных пошлин,
суд над купцами, работными людьми и
т.д.). Не все из низ были построены по
отраслевому принципу. Так, Вотчинная
коллегия и Главный магистрат строились
по сословному принципу, первая занималась
только делами дворянства, а вторая –
купечества. Следует также иметь в виду,
что коллегии не охватывали всех сторон
государственного управления. Вне сферы
их деятельности были почта, полиция,
просвещение, медицина и т.д. Для
руководства ими возникли центральные
учреждения под различными названиями:
приказы, канцелярии, палаты и др.
Действовала и часть старых приказов.

Коллегии
не имели отношения к дворцовому
управлению. Дворовыми землями и
крестьянами управлял Приказ большого
дворца. Канцелярия дворцовых дел,
учрежденная в 1700 г., управляла царским
дворцом, в нее поступали доходы с
дворцовых земель.

В
70-80 г. 18 в. Большинство коллегий было
упразднено. Продолжали свою работу лишь
четыре коллегии: Военная, Адмиралтейская,
Иностранных дел и Медицинская (с 1763 г.).
Однако в 1796 году коллегии вновь были
восстановлены, но с введением в них
единоначалия. Каждая коллегия подчинялась
«директору на коллегией», имевшего
право личного доклада царю.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция администратора компьютерной сети предприятия
  • Пульт gal lm p003 инструкция по эксплуатации
  • Кобактан шприц инструкция по применению в ветеринарии цена
  • Руководство республики армения
  • Аоп 3 опрыскиватель инструкция по применению