Руководство деятельностью системы коллегий что это

Коллегии — центральные административные органы, созданные Петром I с 1717 по 1722 годы, для замены приказов (устаревшей системы исполнительных органов). Основой регламента коллегий послужило шведское законодательство, а сама система построена на основе опыта её функционирования в Германии и Швеции.

Система коллегий в результате реформы центрального управления Петра I
Система коллегий

Учреждение коллегий вводило три новых принципа:

  • Отраслевое разделение ведомств (приказы дублировали функции друг друга)
  • Совещательный (коллегиальный) характер принятия решений.
  • Общие правила функционирования органов власти по Генеральному регламенту 1720 года.

Значение коллегий

Учреждение системы коллегий стало завершающим этапом централизации и бюрократизации государственных органов управления. Вместе с Правительствующим Сенатом, Святейшим Синодом и Тайной канцелярией, коллегии образовывали органы центрального управления (помогающие императору и действующие от его имени) в абсолютистской монархии Петра I.

Кроме того, постепенная замена приказов на коллегии стала окончательным ударом по системе местничества, которая была отменена ещё в 1682 году, но неофициально продолжала существовать.

Тайная канцелярия - один из центральных органов управления
Центральные органы управления

История создания Коллегий

Еще в 1712 году при участии иностранных советников была попытка создать Торговую коллегию. Искушенные чиновники и юристы из Европы были приглашены для работы в государственных учреждениях Русского царства. За образец для выработки собственных правил была взята шведская коллежская система, бывшая на тот момент лучшей в Европе.

Фактически же, настоящая работа над созданием системы коллегий началась только в конце 1717 года. 22 декабря 1717 г. был издан царский указ «О штате Коллегий и о времени открытия оных», положивший начало реформе Коллегий. Быстро изменить приказную систему было невозможно, поэтому было принято решение отказаться от резких изменений в государственном устройстве. Приказы либо заменялись коллегиями, либо переводились в подчинение им (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь различных судебных приказов). Сам Петр I называл «первейшими» (т.е. главными) только три коллегии — иностранных дел, военную и Адмиралтейств-коллегию.

В 1718 году был утвержден список первых 9 коллегий:

  1. Иностранных дел.
  2. Военная коллегия.
  3. Адмиралтейств-коллегия.
  4. Камер-коллегия
  5. Юстиц-коллегия.
  6. Коммерц-коллегия.
  7. Штатс-контора.
  8. Берг-Мануфактур-коллегия.
  9. Ревизион-коллегия.
Здание Коллегий
Панорамный вид на здание Коллегий, расположенных на Васильевском острове в С.-Петербурге, выполненный Дж. А. Аткинсоном в период 1802-1805

В дальнейшем, по мере необходимости создавались новые коллегии или происходила реорганизация уже существующих:

В 1720 создана Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел.

В 1721 году для замены Поместного приказа учреждена Вотчинная коллегия.

В 1722 году произошло разделение Берг-Мануфактур-коллегии на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, а также создана Малороссийская коллегия для замены Малороссийского приказа. Таким образом, отвечая на вопрос «сколько коллегий было при Петре I» можно перечислить их список к 1722 году:

  1. Иностранных дел.
  2. Военная коллегия.
  3. Адмиралтейств-коллегия.
  4. Камер-коллегия
  5. Юстиц-коллегия.
  6. Коммерц-коллегия.
  7. Штатс-контора.
  8. Берг-коллегия.
  9. Мануфактур-коллегия.
  10. Ревизион-коллегия.
  11. Малороссийская коллегия.
  12. Вотчинная коллегия.
  13. Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел.
Состав коллегии при Петре I
Штатный состав коллегии при Петре I

При этом, стоит отметить, что созданный в 1720 году Главный магистрат и в 1721 Святейший Синод (называющийся также Духовной коллегией), были образованы по «коллежскому принципу», обладали правами и функциями коллегий, дополняя центральный аппарат управления административными единицами контроля уровня города и религиозной категории правоверных христиан.

Loading…

Коллегии как органы власти в России

Здание Двенадцати коллегий в Петербурге. Неизвестный художник третьей четверти XVIII века. По гравюре Е. Г. Внукова с рисунка М. И. Махаева

Органы государственной власти в России  не раз претерпевали изменения. Так Пётр I заменил приказы коллегиями. Что такое коллегии?  Каковы их компетенции? Почему приказы были заменены коллегиями ? Разберёмся  в этом.

Коллегии

Коллегии –это органы  центральной государственной власти, которые были утверждены Петром I в  1718-1720 гг. Специально для них было сооружено здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге, которое находится и сейчас на Васильевском острове. Автором проекта был архитектор Д.Трезини.

Преимущества коллегий по сравнению с приказами

  • Систематизация органов власти, чёткое распределение полномочий ( в приказах часто одни и те же функции выполняло несколько приказов), охват деятельностью коллегий почти всех сфер общественной жизни .

  • Коллегиальность принятия решений, совещательный характер принятия решений членами коллегий («все лучшее устроение через советы бывает»)

Из истории

  • 1716- первая попытка создания коллегии – создана Торговая коллегия

  • 1717 – официальное начало складывания коллегиальной системы государственного управления.

  • 1718 – было сформировано 9 коллегий

  • 1720- создание Главного магистрата, который , на правах коллегии, координировал магистраты, их работу.

  • 1720 – образована Юстиц- коллегия Лифляндских и Эстляндских дел

  • 1721- образована Вотчинная коллегия

  • 1722- разделение Берг-мануфактур-коллегии на Берг-коллегию и мануфактур- коллегию

  • 1726- создана Коллегия экономии

  • 1802 – Александр I заменил коллегии министерствами.

Компетенции коллегий при Петре I

Коллегии

Компетенция

Первые Президенты коллегий при Петре I

Коллегия чужестранных дел

Внешняя политика

Головкин Г.И.

Камер- коллегия

Управление государственными доходами

Голицын Д.М.

Юстиц- коллегия

Контроль за судопроизводством

Матвеев А.А.

Коммерц-коллегия

Торговля

Толстой П.А.

Штатс- контор — коллегия

Распределение государственных рас ходов, составление штатов всех ведомств

Мусин-Пушкин И.А.

Берг-коллегия

Добыча полезных ископаемых, тяжёлая промышленность

Брюс Я.В.

Мануфактур- коллегия

Лёгкая промышленность

Брюс Я.В.

Ревизион-коллегия

Проведение финансового контроля со стороны государства

Долгорукий Я.Ф.

Военная коллегия

Руководство армией( комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутных войск)

Меньшиков А.Д.

Адмиралтейств- коллегия

Руководство флотом

Апраксин Ф.М.

Вотчинная коллегия

Землевладение

Кропотов И.И.

Духовная коллегия ( 1721)

Управляла духовными делами ( позже — Святейший Правительствующий синод).

С 1722- введена должность обер-прокурора — светского человека.

Первый – Болтин И.В.

Главный магистрат( 1720)

Контроль за городским управлением

Трубецкой Ю.Ю.

Структура коллегий

  • Во главе коллегий — Президент (назначался Сенатом с учётом мнения царя, императора)

  • Вице-президент — заместитель Президента коллегии ( назначался Сенатом с учётом мнения царя, императора)

  • 3-4 коллежских советника

  • 4 коллежских асессора ( заседателя)

  • Вспомогательный персонал:

— секретарь

— нотариус

— переводчик

— актуариус  регистрировал и составлял акты)

— копиисты

— регистратор

— канцеляристы

 Контролировали деятельность коллегий — фискал и прокурор.

Генеральный регламент

В 1720 году Пётр I  учредил Генеральный регламент, который определял компетенции той или иной коллегии.

Работа коллегий

  • Рабочий день начинался в 6 или 8 часов утра (это зависело от времени года)

  • Продолжительность рабочего дня – 5 часов

  • Работа велась ежедневно, кроме воскресенья и праздничных дней.

  • Канцелярия коллегии готовила дела. Далее они отправлялись на рассмотрение в Общее присутствие коллегий. Решение должно было быть принято большинством голосов. Если решение не принималось, то вопрос передавался на рассмотрение Сената.

  • Прокурор, который был в каждой коллегии, следил за правильностью принятия решений, за быстроту решения вопросов, , за отсутствие волокитства.

  • Всё делопроизводство в коллегии вёл секретарь, у него же хранилась печать коллегии.

Значение   коллегий

Плюсы

Минусы

Создана централизованная система управления государством

Некоторые коллегии могли выполнять примерно одни и те же функции ( например, Берг- и Мануфактур- коллегии).

Государственным управлением охвачены многие  сферы общественной жизни

Не все сферы жизни были охвачены деятельностью коллегий. Долгое время вне их компетенций оставались полиция, почта, медицина и даже образование.

Чёткое распределений функций между коллегиями

Решение принималось коллегиально, поэтому спросить за результаты деятельности конкретного человека было невозможно. Это осложняло контроль за  деятельностью коллегий.

Генеральный регламент определял единые нормы деятельности всех коллегий

Коллегии нанесли последний удар по местничеству, которое хотя и было отменено в 1682 году, однако продолжало ещё существовать  неофициально.

Таким образом, создание коллегий  вместо приказов было значительным  шагом вперёд в реформировании органов государственного управления. Однако существенные отрицательные моменты привели к тому, что в начале XIX века Александр I заменил коллегии министерствами, которые существуют и до сих пор.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 Здание Двенадцати коллегий на Васильевском острове в Санкт-Петербурге(строительство — 1722-1742. Архитектор Д. Трезини)

У этого термина существуют и другие значения, см. Коллегии.

Пётр Великий

Колле́гии — центральные органы отраслевого управления в Российской империи, сформированные в петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системе приказов. В 1802 году коллегии были встроены во вновь созданную систему министерств и с её развитием постепенно упразднены.

Содержание

  • 1 Причины образования коллегий
  • 2 Эволюция системы коллегий
  • 3 Генеральный регламент
  • 4 Работа коллегий
  • 5 Значение коллегий
  • 6 Минусы в работе коллегий
  • 7 Ссылки
  • 8 Литература

Причины образования коллегий

В 1718 — 1719 годах проходила ликвидация прежних государственных органов, замена их новыми, более подходящими для молодой петровской России.

Образование Сената в 1711 году послужило сигналом к формированию органов отраслевого управления — коллегий. По замыслу Петра I они должны были заменить неповоротливую систему приказов и внести в управление два новых начала:

  1. Систематическое разделение ведомств (приказы часто подменяли друг друга, выполняя одну и ту же функцию, что вносило хаос в управление. Иные же функции бывали и вовсе не охвачены каким-либо приказным производством).
  2. Совещательный порядок решения дел.

Форма новых центральных органов управления была заимствована в Швеции и в Германии. Основой для регламента коллегий послужило шведское законодательство.

Эволюция системы коллегий

Уже в 1712 году была сделана попытка учредить Торговую коллегию при участии иноземцев. В Германии и других странах Европы набирались опытные юристы и чиновники для работы в русских государственных учреждениях. Шведские коллегии считались лучшими в Европе, они и были взяты за образец.

Система коллегий, однако, начала складываться только в конце 1717 года. «Сломать» приказную систему в одночасье оказалось делом непростым, поэтому от единовременного упразднения пришлось отказаться. Приказы либо поглощались коллегиями, либо подчинялись им (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь приказов).

Уже в 1718 году был принят реестр коллегий:

  1. Иностранных дел (внешняя политика).
  2. Казённых сборов.
  3. Юстиц-коллегия.
  4. Коммерц-коллегия (торговля).
  5. Штатс-контора (ведение государственных расходов и составление штатов по всем ведомствам).
  6. Камер-коллегия (управление государственными доходами: назначение лиц, заведовавших сбором государственных доходов, установление и отмена податей, соблюдение равенства между податями в зависимости от уровня доходов)
  7. Берг-Мануфактур-коллегия (промышленность и добыча полезных ископаемых).
  8. Ревизион-коллегия.
  9. Военная коллегия (армия).
  10. Адмиралтейств-коллегия (флот).

В 1720 году был создан Главный магистрат (на правах коллегии). Этот орган координировал работу всех магистратов и являлся для них апелляционной судебной инстанцией.

Около 1720 года учреждена Юстиц-коллегия Лифляндских и Эстляндских дел, с 1762 года получившая название Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел, занимавшаяся административно-судебными вопросами присоединённых шведских провинций, а также вопросами деятельности протестантских церквей на всей территории империи.

В 1721 году учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, а в 1722 году Берг-Мануфактур-коллегия разделилась на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию.

В 1726 году учреждена Коллегия экономии.

Коллегиальное управление имело место вплоть до 1802 года, когда «Манифестом об учреждении министерств» было положено начало более прогрессивной, министерской системе.

Генеральный регламент

Деятельность коллегий определял Генеральный регламент, утверждённый Петром I 28 февраля 1720 года (утратил значение с изданием Свода законов Российской империи).

Полное название этого нормативного акта: «Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не только во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина подданнейше поступать имеют».

Генеральный регламент ввёл систему делопроизводства, получившую название «коллежской» по названию учреждений нового типа — коллегий. Доминирующее значение в этих учреждениях получил коллегиальный способ принятия решений присутствием коллегии. Этой форме принятия решений Петр I уделял особое внимание, отмечая, что «все лучшее устроение через советы бывает» (глава 2 Генерального регламента «О преимуществе коллегий»).

Работа коллегий

Сенат участвовал в назначении президентов и вице-президентов коллегий (при назначении президента учитывалось мнение царя (императора)). Кроме них, в состав новых органов входили: четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус (канцелярский служащий, регистрирующий акты или их составляющий), регистратор, переводчик, подьячие.

Президент был первым лицом в коллегии, но он ничего не мог постановить без согласия членов коллегии. Вице-президент замещал президента во время его отсутствия; обычно же помогал ему в исполнении его обязанностей как председателя коллегии.

Заседания коллегий проходили ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней. Начинались они в 6 или 8 часов утра, в зависимости от времени года, и продолжались 5 часов.

Материалы для коллегий готовились в Канцелярии коллегии, откуда передавались в Общее присутствие коллегии, где обсуждались и принимались большинством голосов. Вопросы, по которым в коллегии не удалось принять решение, передавались в Сенат — единственное учреждение, которому коллегии были подчинены.

При каждой коллегии состоял прокурор, обязанностью которого было наблюдать за правильным и безволокитным решением дел в коллегии и исполнением указов как коллегией, так и подчиненными ей структурами.

Центральной фигурой канцелярии становится секретарь. На нем лежала ответственность за организацию делопроизводства коллегии, подготовку дел к слушанию, докладывание дел на заседании коллегии, ведение справочной работы по делам, оформление решений и контроль за их исполнением, хранение печати коллегии.

Значение коллегий

Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций, единые нормы деятельности (по Генеральному регламенту) — всё это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

Кроме того, создание коллегий нанесло последний удар по системе местничества, отменённой ещё в 1682 году, но имевшей место неофициально.

Минусы в работе коллегий

Грандиозный замысел Петра I разграничить ведомственные функции и дать каждому чиновнику чёткий план действий, был претворён в жизнь не полностью. Зачастую коллегии подменяли друг друга (как когда-то приказы). Так, например, Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии могли выполнять одну и ту же функцию.

Вне сферы контроля коллегий долгое время оставались важнейшие функции — полиция, просвещение, медицина, почта. Постепенно, правда, система коллегий дополнялась новыми отраслевыми органами. Так, Аптекарский приказ, действовавший уже в новой столице — Петербурге, с 1721 года был преобразован в Медицинскую коллегию, а с 1725 года — в Медицинскую канцелярию.

Ссылки

  • Коллегии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Текст Генерального регламента
  • Статья о делопроизводстве в коллегиях

Литература

  • Исаев И.А. История государства и права России. — М., 2006.
  • Под ред. Титова Ю. П. История государства и права России. — М., 2006.

Обновлено: 18.05.2023

В 1717-1721 гг. в России шли административные реформы, связанные с ликвидацией приказов и созданием коллегий. Создаваемые коллегии стали центральными органами в отраслевом управлении. Они были размещены в здании Двенадцати коллегий. Данное здание расположилось в пределах Васильевского острова. В 1802 г. эти органы прошли модификацию в рамках системы министерств.

Причины учреждения

  • систематического разделения ведомств с устранением дублирования функций, что позволило бы избавиться от хаоса в управлении;
  • совещаний в принятии решений по государственным делам.

Образец структуры внедряемых органов реформаторы взяли в Швеции и Германии, а регламент коллегий при этом базировался на нормах шведского законодательства.

Создание коллегий

Первая попытка создать Торговую коллегию была предпринята в 1712 г. Участие в этом процессе принимали иностранцы, а примером стали шведские коллегии. Однако коллегиальная система стала формироваться лишь в 1717 г., хотя быстро ликвидировать приказную систему не получилось. В результате новые коллегии стали поглощать старые приказы или начали контролировать их деятельность. В 1717 г. создается реестр коллегий. В него включили коллегии Военная и Иностранных дел, Адмиралтейств-коллегию, Камер-коллегию, Юстиц-коллегию, Коммерц-коллегию, Штатс-контору, Берг-Мануфактур-коллегию, Ревизион-коллегию.

С 1720 г. начал работу Главный магистрат, координирующий деятельность всех магистратов, играя еще и роль апелляционного судебного органа. Примерно в этом же году создают Юстиц-коллегию Лифляндских и Эстляндских дел. Полномочия этого органа сводилась к контролю над присоединенными шведскими провинциями. В следующем году, вместо Приказного приказа, создали Вотчинную коллегию, а еще через год Берг-Мануфактур-коллегию разделили. Вместо нее, стали работать Берг-коллегия с Мануфактур-коллегией. Принимается решение и о создании Малороссийской коллегии вместо Малороссийского приказа. В 1726 г. учредили Коллегию экономии, а в 1763 г. – Медицинскую коллегию.

20.02.1720 г. Петр I утвердил Генеральный регламент, которым руководствовались коллегии в своей деятельности. С ним в практику государственного управления вошел особый механизм ведения делопроизводства. Все решения принимались коллегиально.

Создание коллегий

Особенности коллегиальной системы управления

Коллегии заседали каждый день, кроме воскресенья и праздников. Рабочий день длился с 6 ч. или с 8 ч. утра до 5 ч. вечера. Все документы готовила Канцелярия коллегий, передавая их Общему присутствию коллегии. Здесь проходило обсуждение и утверждение на основе большинства голосов. Если решение не принималось, то дело передавали в Сенат.

Надзор за правильностью принятия решений и исполнение указов осуществлял прокурор при коллегии. Секретарь организовывал делопроизводство в коллегии, готовил дела к обсуждению, докладывал по сути дел и вел справочную работу, оформляя в последующем принятые решения и контролируя исполнение.

С введением коллегий завершилась централизация и бюрократизация госаппарата. Ведомственные функции были четко распределены, появились единые нормы функционирования.

Петр 1. Создание коллегий.

Петр 1. Создание коллегий.

Петровскими коллегиями историки называют центральные органы управления в России, которые были сформированы в период правления Петра Первого вместо устаревшей системы приказов. Размещались коллегии в специально отстроенном для них колоссальном здании, которое так и прозвали дом Двенадцати коллегий. В 1802 году они были встроены в обновлённую систему министерств, а после её стремительного развития были вовсе упразднены.

Причины появления коллегий

В 1718 и 1719 годах происходит ликвидация прежних основных государственных органов и их последующая подмена более подходящими. Формирование Сената в 1711 году, согласно утверждениям современных историков, являлось главным сигналом к разработке коллегий, представляющих собой совершенно отличные органы отраслевого управления. По плану самого государя, данные коллегии должны были не только полностью вытеснить систему приказов, но и внести в существующую систему государственного управления следующие два начала:

  • Совещательный порядок рассмотрения и решения дел.
  • Систематическое разделение ведомств (чаще всего, приказы лишь подменяли друг друга и выполняли одну и ту же работу, что вносило непонимание в систему управления).

При этом, царь Пётр Первый решает выбрать в качестве основы форму управления центральных органов, которая на тот момент функционировала в европейских странах. В частности, в Германии и Швеции. Законодательной базой для управления коллегиями послужила позаимствованное у Швеции законодательство.

Так, уже в 1712 году делается первая попытка правителя Российской империи (при участии иностранцев) учредить Торговую коллегию. Для этого царь нашёл опытных чиновников и юристов, которые до этого осуществляли деятельность в развитых европейских странах. Стоит отметить, что в этот период самыми квалифицированными работниками данной сферы считались шведы. Вот почему Пётр старался заполучить такие кадры и взял за образец для своей Торговой коллегии шведские органы управления.

Однако, сама система коллегий сложилась лишь к 1717 году, ведь как оказалось, довольно непросто заменить одну систему управления другой в одночасье. Таким образом, приказы либо подчинялись коллегиям, либо постепенно поглощались ими.

Реестр коллегий Российской империи

К 1718 году в России был принят реестр коллегий в который входили:

Спустя два года был сформирован Главный магистрат, координировавший функционирование каждого магистрата и являющийся для них судебной апелляционной инстанцией.

В этом же году появляется так называемая Юстиц-коллегия Эстляндских и Лифляндских дел, которая впоследствии (с 1762 года) именуется Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел и занимается судебными и административными вопросами работы протестантских церквей.

В 1721 году формируется Вотчинная коллегия, которая заменяет Поместный приказ, а спустя год Берг-Мануфактур-коллегия разделяется на Мануфактур-коллегию и Берг-коллегию. В этом же году учреждается Малороссийская коллегия, поглотившая со временем Малороссийский приказ.

Создание коллегий завершило процесс бюрократизации и централизации государственного аппарата Российской империи. Чёткое разграничение всех ведомственных функций, а также общие нормы осуществления деятельности, регулируемые Генеральным регламентом – все эти нововведения существенно возвышали коллегии над приказами.

Данный Генеральный регламент был составлен при участи самого Петра Первого и издан двадцать восьмого февраля 1720 года и являлся документом. Данный документ определял порядок, взаимоотношение и организацию коллегий и их отношения с местными органами власти и Сенатом.

Кроме этого, появление коллегий нанесло сокрушительный удар по системе местничества, которая хотя и была упразднена в 1682 году, но существовала неофициально.

Необходимо отметить, что замысел царя Петра Первого полностью разграничить ведомственные функции и передать каждому чиновнику собственный порядок действий, был претворён не в полной мере. Как правило, коллегии продолжали подменять друг друга, как и приказы. К примеру Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии фактически выполняли одну и ту же работу.

При этом, вне сферы контроля петровских коллегий довольно долго оставались почта, просвещение, медицина, а также полиция. Однако, со временем, в системе коллегий появлялись новые отраслевые органы или же канцелярии. Например, Аптекарский приказ, осуществляющий деятельность в Петербурге с 1721 года стал Медицинской канцелярией.

Такие канцелярии могли быть как коллегиальными, так и единоначальными. Канцелярии не имели чёткого регламентирования, как коллегии, но были приближены к ним по значению и структуре.

Историческая таблица: основные функций коллегий

Место коллегий в системе органов государственной власти

Место коллегий в системе органов государственной власти

Место коллегий в системе органов государственной власти

В 1711г. Был подписан проект организации особой коллегии для руководства горной промышленностью. В 1712г. – появились проекты организации Коммерц-коллегий и Ревизион-коллегии, в 1715г. Начата проработка вопроса об организации центральных органов управления и изучения опыта Дании, Швеции, Австрии. 1718г. начали работать три коллегии: Военная Адмиралтейская, Иностранная.

Реформа госаппарата началась в конце 1717 – начале 1718г., когда Петр составил своеобразную программу предстоящих преобразований:

Он определил число и компетенции коллегий

Назначил в них президентов

12 Декабря 1718г. Реестр коллегиям. О должности, в которой управлять надлежит.

(Это первоначальная структура нового центрального аппарата)

Чужестранных дел (посольский приказ). Всякие иностранные и посольские дел и пересылке со всеми окрестностями государствами и приезды послов и посланников и приезды курьеров и других иноземцев.

Камер (казенные сборы) всякое расположение и ведение денежных доходов всего государства.

Юстиция (т.е. расправа гражданских дел) судные и розыскные дела, в той же коллегии в ведение и поместный приказ.

Ревизион. Счет всех государственных приходов и расходов.

Воинской. Армия и гарнизоны и все воинские дела, которые были ведомы в Воинском приказе и которые прилучаются во всем государстве.

Адмиралтейский. Флот со всеми морскими воинскими службами, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями.

Комерц. Смотреть над всеми торговыми действиями.

Штатс – контор (казенный дом). Введенье всех государственных расходов.

Берг и Мануфактур. Рудокопные заводы и все прочие ремесла и рукоделия, и заводы. 1

Они возникли не на пустом месте. От начала северной войны создание армии, флота, дипломатии требовали других форм организации аппарата управления. Поэтому существующие приказы – Военный, Адмиралтейский, посольский сориентировались на специализацию, именно здесь прижились коллегионые (совместные) методы ведения дел. Это облегчило их переход к коллегиям.

Главной коллегией стала – камер коллегия, ведавшая всем приходом денег и бюджетным планированием поступлений. Штат – контор коллегия – обеспечивала расход на нужды государства. Ревизион коллегия – вела наблюдение и контроль за работой финансовых органов. Это было независимое от других коллегий учреждение.

В старых приказах три финансовые функции приход, расход и контроль вел каждый приказ. Сам приказ облагал население налогами.

Юстиц. коллегия заменила несколько судных приказов, отобрала судебные функции. Произошла унификация, централизация юстиции.

Особое место в системе управления заняли коллегии, ведавшие торговлей и промышленностью: комерц коллегии, Берг – мануфактур коллегии

Реформа 1718 – 1720-х годов упразднила приказы, канцелярии и ввела коллеги. В отличие от приказов решения принимались теперь коллегиально.

Посольский приказ заменила Коллегия иностранных дел во главе с канцлером П.П. Шафировым. Были образованы следующие коллегии: Военная (фельдмаршал, князь А Меньшиков), Адмиралтейская (генерал – адмирал Ф. Апраксин ), Комерц коллегия (князь Д. Галицин), Юстиц коллегия (Тайный советник граф А. Матвеев), Ревизион коллегия Сенат, коммерц коллегия (граф П. Толстой), Штатс – контор коллегия (граф И. Мусин-Пушкин), Берг – мануфактур коллегия (генерал фельдцейхмейстер Я. Брюс).

Коллегии не охватывали всех отраслей управления. Дворцовое, ямское, строительное, медицинское дело – находились в ведении специальных приказов, палат, контор.

Политическим сыском занимался Преображенский приказ (Тайная канцелярия с 1718г.) Им руководил князь Ф. Ромадановский.

Сначала каждая коллегия имела свой регламент, а с 1720г. руководствуясь с Генеральным регламентом, он определял единообразное организационное устройство, порядок деятельность. В 1721г. была создана в Москве вотчинная коллегия, она ведала дворянским землевладением.

При каждой коллегии были

1722г. – для управления Украиной создается Малороссийская коллегия в г. Глухов.

Для ведения поместных дел вотчинную контору юстиц коллегии сделал Петр I Вотчиной коллегий. Ревизион и штшатс-контор коллегии стали конторами Сената.

1721г. было 11 коллегий в 1723 – 10.

1722г. началось строительство здания 12 коллегий. План состоял из 12 участков:

Аудиенц контора (зал для торжественных приемов)

Коллегия иностранных дел

Камер и штатс контора

Коллегии стали основой центральной системы управления.

1720г. вместо Бурмистрской палаты возникает главный магистрат управляющий городским сословием ремесел и купечеством.

А в Москве вместо Бурмистрской палаты возникла ратуша

Главный магистрат стал во главе городовых магистров, они сменили земские избы.

Задачи главного магистрата:

Исполнение административных – полицейских функций

Судебных функций в городе

Развитие городских ремесел и торговли

Зашита купцов и ремесленников

Президентом этой коллегии магистрата был купец Исаев.

С созданием коллегии, разработкой регламента закладывается основа унификации и бюрократизации госуправления.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Как царь Петр совет по управлению флотом придумал

В России военный флот и органы управления им появились практически одновременно — в царствование Петра I, в 1696 году. И по мере того, как развивался этот новый для страны вид вооруженных сил, трансформировалась и система флотского управления. Процесс этот был непростым и занял два с лишним десятка лет. Только 4 апреля 1718 года начала свою деятельность Адмиралтейств-коллегия — первый орган управления флотом, который надолго пережил своего создателя, Петра Великого, и просуществовал до начала XIX века.

Коллегии вместо приказов

Формальный отсчет существования введенной Петром I коллегиальной системы управления страной идет с 19 (по ст. ст.) февраля 1711 года, когда петровским указом был создан Сенат. Он стал высшим государственным органом законодательной, исполнительной и судебной власти в России и просуществовал без перерывов, хотя и трансформируясь и теряя свои функции, триста с лишним лет — до самой Октябрьской революции.

Этот состав руководства Адмиралтейств-коллегии, определенный регламентом Петра I, сохранялся практически неизменным до начала XIX века. Менялась структура подразделений, обеспечивавших деятельность коллегии, трансформировались, переименовывались, появлялись и исчезали новые подчиненные должности, но верхушка коллегии сохранялась и по-прежнему осуществляла коллегиальное руководство русским морским флотом. И только в 1802 году, когда император Александр I решил ввести министерства с единоличным управлением каждым из них, Адмиралтейств-коллегия потеряла прежнее значение. Вместо нее всей деятельностью флота стало руководить учрежденное в числе первых восьми министерство морских сил, а первым министром стал вице-президент Адмиралтейств-коллегии вице-адмирал граф Николай Мордвинов — один из создателей Черноморского флота. Впрочем, коллегия еще четверть века просуществовала как совещательный орган при морском министерстве, после чего была переименована в Адмиралтейств-совет, в ведении которого остались исключительно хозяйственные вопросы.

Читайте также:

      

  • Допуск родителей на территорию школы в период пандемии коронавируса в россии
  •   

  • Дайте определение ассимиляции приведите примеры кратко
  •   

  • Высшее образование в японии кратко
  •   

  • Статья формирование ууд в начальной школе
  •   

  • Региональное исследование оценка готовности к обучению в школе учащихся первых классов

Коллегии

В
1717 начинается замена приказов коллегиями.

За
образец при создании коллегий Петр I
взял устройство шведских органов
центрального управления.

Фактически
коллегии стали работать в 1718-1719. 50
приказов заместили 12 коллегий.

1717-1719
годы были подготовительным периодом
становления новых учреждений — коллегий.
Образование коллегий вытекало из
предшествующего приказного строя, т.к.
большинство коллегий создавалось на
базе приказов, и являлись их правопреемниками.
Система коллегий не сложилась сразу.
По указу 14 декабря 1717г. было создано 9
коллегий: Военная, Берг, Ревизион,
Иностранных дел, Адмиралтейская, Юстиц,
Камер, Штатс-контор, Мануфактур. Всего
к концу 1-ой четверти XVII
века существовало 13 коллегий, которые
стали центральными государственными
учреждениями, формируемыми по
функциональному принципу. Генеральный
регламент коллегий (1720г.) устанавливал
общие положения управления, штаты и
порядок делопроизводства. Присутствие
коллегии составляли: президент,
вице-президент, 4-5 советников, 4 асессора.
Штат коллегии состоял из секретарей,
нотариуса, переводчика, актуариуса,
копиистов, регистраторов и канцеляристов.
При коллегиях состоял фискал (позднее
прокурор), который осуществлял контроль
за деятельностью коллегий и подчинялся
генерал-прокурору. Коллегии получали
указы только от монарха и Сената и имели
право не исполнять указы последнего,
если они противоречили указам царя.
Коллегии выполняли сенатские указы,
присылали копии своих решений и доклады
о своей деятельности в Сенат.

Коллегия
иностранных дел
заменила
собой Посольскую канцелярию. Ее
компетенция была определена указом от
12 декабря 1718г., в которую входило ведать
«всякими иностранными и посольскими
делами», координировать деятельность
дипломатических агентов, заведовать
сношениями и переговорами с иностранными
послами, осуществлять дипломатическую
переписку. Особенностями коллегии
являлось то, что в ней «никаких судных
дел не судят».

На
Военную коллегию возлагалось
управление «всеми воинскими делами»:
комплектование регулярной армии,
управление делами казачества, устройство
госпиталей, обеспечение армии. В системе
Военной коллегии находилась военная
юстиция, состоящая из полковых и
генеральных кригсрехтов.

Адмиралтейская
коллегия
ведала «флот со всеми
морскими воинскими служители, к тому
принадлежащими морскими делами и
управлениями» и руководствовалась
в своей деятельности «Регламентом о
управлении адмиралтейства и верфи»
(1722) и «Регламентом морским». В ее
состав входили Военно-морская и
Адмиралтейская канцелярии, а также
Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая,
Канальная конторы и Партикулярная
верфь.

Малороссийская
коллегия
была образована указом от
27 апреля 1722г., с целью «Ограждать
малороссийский народ» от «неправедных
судов» и «утеснений» налогами
на территории Украины. Она осуществляла
судебную власть, ведала сборами податей
на Украине. В последние годы существования
основными ее целями была ликвидация
самоуправления и прежних органов власти.

Камер-коллегия
должна была осуществлять «высшее
надзирание» за всеми видами сборов
(таможенные пошлины, питейные сборы),
наблюдала за хлебопашеством, собирала
данные о рынке и ценах, контролировала
соляные промыслы и монетное дело.
Камер-коллегия имела свои органы: в
провинциях — конторы камерирских дел,
в дистриктах — учреждения земских
комиссаров.

Штатс-контор-коллегия
по регламенту 1719г. осуществляла
контроль за государственными расходами,
составляла государственный штат (штат
императора, штаты всех коллегий, губерний,
провинций). Она имела свои провинциальные
органы — рентереи, которые являлись
местными казначействами.

Ревизион-коллегия
должна была осуществлять финансовый
контроль за использованием государственных
средств центральными и местными органами
«ради порядочного в приходе и расходе
исправления и ревизии всех счетных
дел». Ежегодно все коллегии и канцелярии
присылали в коллегию счетные выписки
по составленным ими приходным и расходным
книгам и в случае несходства судили, и
наказывала чиновников за преступления
по доходам и счетам. В 1722г. функции
коллегии были переданы Сенату. В круг
обязанностей

Берг-коллегии
входили вопросы металлургической
промышленности, управление монетными
и денежными дворами, закупка золота и
серебра за границей, судебные функции
в пределах ее компетенции. Была создана
сеть местных органов: Московский
обер-берг-амт, Казанский берг-амт,
Керченский берг-амт. Берг-коллегия была
объединена с другой — Мануфактур-коллегией
«по сходству их дел и обязанностей»
и как одно учреждение просуществовало
до 1722г.

Мануфактур
коллегия
занималась вопросами всей
промышленности, исключая горнодобывающую,
и управляла мануфактурами Московской
губернии, центральной и северо-восточной
части Поволжья и Сибири. Коллегия давала
разрешение на открытие мануфактур,
обеспечивала выполнение государственных
заказов, предоставляла различные льготы
промышленникам. Также в ее компетенцию
входило: ссылка осужденных по уголовным
делам на мануфактуры, контроль технологии
производства, снабжение заводов
материалами. В отличие от других коллегий
она не имела своих органов в провинциях
и губерниях.

Коммерц-коллегия
содействовала развитию всех отраслей
торговли, особенно внешней. Коллегия
осуществляла таможенный надзор,
составляла таможенные уставы и тарифы,
наблюдала за правильностью мер и весов,
занималась постройкой и снаряжением
купеческих судов, выполняла судебные
функции.

С
организацией Главного магистрата
(1720г.) вопросы внутренней и внешней
торговли отошли в его ведение. Функции
Главного магистрата как центрального
учреждения заключались в организации
развития торговли и промышленности в
городах и управление посадским населением.

Юстиц-коллегия
(1717-1718гг.) руководила деятельностью
губернских надворных судов; осуществляла
судебные функции по уголовным
преступлениям, гражданским и фискальным
делам; возглавляла разветвленную
судебную систему, состоявшую из
провинциальных нижних и городских
судов, а также надворных судов; действовала
как суд первой инстанции по «важным
и спорным» делам. Ее решения могли
быть обжалованы в Сенате.

Вотчинная
коллегия,
образованная в 1721г.: разрешала
земельные споры и тяжбы, оформляла новые
пожалования земель, рассматривала
жалобы на «неправые решения» по
поместным и вотчинным делам.

Тайная
канцелярия
(1718г.) ведала сыском и
преследованиями по политическим
преступлениям (дело царевича Алексея).
Существовали и другие центральные
учреждения (старые сохранившиеся
приказы, Медицинская канцелярия).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как одеть съемные виниры на зубы подробная инструкция
  • Эстровэл отзывы женщин при климаксе цена инструкция по применению
  • Синупрет экстракт инструкция по применению для детей
  • Должностная инструкция заместителя коммерческого директора по продажам
  • Электроплита электролюкс стеклокерамика инструкция условные обозначения