Руководство деятельностью спортивной организации

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации
от 29.10.2015 № 798н

Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта


581
Регистрационный
номер

Управление деятельностью и развитием физкультурно-спортивной организации


05.008

(наименование
вида профессиональной деятельности)

Код

Основная
цель вида профессиональной деятельности:
Обеспечение эффективности и соответствия уставным целям деятельности физкультурно-спортивной организации

Группа
занятий:

1120

Руководители учреждений, организаций и предприятий

1432

Руководители организаций физической культуры и спорта

(код
ОКЗ)

(наименование)

(код
ОКЗ)

(наименование)

Отнесение
к видам экономической деятельности:

91.33

Деятельность прочих общественных организаций, невключенных в другие группировки

92.6

Деятельность в области спорта

92.61

Деятельность спортивных объектов

92.62

Прочая деятельность в области спорта

(код
ОКВЭД)

(наименование
вида экономической деятельности)


Описание

трудовых функций, входящих в
профессиональный стандарт (функциональная
карта вида профессиональной
деятельности)

Обобщенные
трудовые функции
Трудовые
функции
код

наименование уровень
квалификации
наименование код

уровень
(подуровень) квалификации

A

Руководство деятельностью в области физической культуры и спорта по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта

6

Управление эксплуатацией инвентаря и оборудования, используемого для деятельности в области физической культуры и спорта по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях

A/01.6

6

Управление персоналом, задействованным в физкультурно-спортивной работе по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях

A/02.6

6

Руководство физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях

A/03.6

6

Контроль и учет деятельности в области физической культуры и спорта по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях

A/04.6

6

B

Руководство планированием, аналитической и методической деятельностью в области физической культуры и спорта

6

Разработка и утверждение текущих и перспективных планов работы, определение целевых показателей деятельности

B/01.6

6

Руководство методическим и информационным обеспечением деятельности физкультурно-спортивной организации

B/02.6

6

Контроль и учет исполнения планов, результатов информационного и методического обеспечения деятельности физкультурно-спортивной организации

B/03.6

6

C

Руководство технической эксплуатацией, ремонтом и модернизацией спортивного и технологического оборудования, спортивного сооружения (объекта спорта)

6

Управление процессами технической эксплуатации, ремонта и модернизации спортивного и технологического оборудования

C/01.6

6

Управление персоналом, задействованным в работах по технической эксплуатации, ремонту и модернизации спортивного и технологического оборудования

C/02.6

6

Руководство подготовкой спортивного и технологического оборудования для проведения спортивных и иных массовых мероприятий и осуществления физкультурно-спортивной деятельности

C/03.6

6

Контроль и учет технической эксплуатации, ремонта и модернизации спортивного и технологического оборудования, спортивного сооружения (объекта спорта), разработка направлений технического развития организации

C/04.6

6

Обеспечение безопасности работников, участников спортивных соревнований и посетителей при использовании спортивного и технологического оборудования, спортивного сооружения (объекта спорта)

C/05.6

6

D

Руководство деятельностью по консультированию и тестированию в области физической культуры и спорта

6

Текущее планирование деятельности по тестированию и консультированию

D/01.6

6

Управление материальными ресурсами, используемыми при проведении консультирования и тестирования

D/02.6

6

Управление персоналом, задействованным в проведении тестирования и консультирования

D/03.6

6

Управление процессами проведения тестирования в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (Комплекс ГТО)

D/04.6

6

Управление процессами консультирования по вопросам развития физической культуры и спорта

D/05.6

6

E

Руководство спортивной подготовкой

7

Текущее планирование спортивной подготовки

E/01.7

7

Управление материальными ресурсами и инфраструктурой спортивной подготовки

E/02.7

7

Управление персоналом, осуществляющим спортивную подготовку

E/03.7

7

Руководство тренировочной, образовательной и методической деятельностью при осуществлении спортивной подготовки

E/04.7

7

Руководство приносящей доход деятельностью при осуществлении спортивной подготовки

E/05.7

7

Организация контроля и учета спортивной подготовки

E/06.7

7

Руководство обеспечением безопасности при осуществлении спортивной подготовки

E/07.7

7

F

Руководство комплексной деятельностью в области физической культуры и спорта

7

Текущее планирование комплексной деятельности в области физической культуры и спорта

F/01.7

7

Управление материальными ресурсами для осуществления комплексной деятельности в области физической культуры и спорта

F/02.7

7

Управление персоналом, задействованным в осуществлении комплексной деятельности в области физической культуры и спорта

F/03.7

7

Руководство деятельностью структурных подразделений, связанной с проведением физкультурных, спортивных массовых мероприятий и осуществлением физкультурно-спортивной деятельности

F/04.7

7

Руководство приносящей доход деятельностью при осуществлении комплексной деятельности в области физической культуры и спорта

F/05.7

7

Организация контроля и учета комплексной деятельности в области физической культуры и спорта

F/06.7

7

Руководство обеспечением безопасности при осуществлении комплексной деятельности в области физической культуры и спорта

F/07.7

7

G

Стратегическое руководство деятельностью по сопровождению развития физической культуры и спорта

7

Управление содержанием, сроками реализации проектов и затратами по организационному, ресурсному, методическому, информационному, научному сопровождению развития физической культуры и спорта

G/01.7

7

Управление персоналом, задействованным в организационном, ресурсном, методическом, информационном, научном сопровождении развития физической культуры и спорта

G/02.7

7

Управление заинтересованными сторонами и обменом информацией при реализации организационного, ресурсного, методического, информационного, научного сопровождения развития физической культуры и спорта

G/03.7

7

Управление материальными ресурсами и поставками для реализации организационного, ресурсного, методического, информационного, научного сопровождения развития физической культуры и спорта

G/04.7

7

Управление качеством реализации организационного, ресурсного, методического, информационного, научного сопровождения развития физической культуры и спорта

G/05.7

7

Организация контроля и учета организационного, ресурсного, методического, информационного, научного сопровождения развития физической культуры и спорта

G/06.7

7

Обеспечение условий для развития внутри и межрегиональных спортивных связей

G/07.7

7

H

Стратегическое руководство подготовкой спортивных сборных команд, спортсменов высокого класса и спортивного резерва

8

Стратегическое планирование деятельности по обеспечению и сопровождению подготовки спортивных сборных команд, спортсменов высокого класса и спортивного резерва

H/01.8

8

Управление материальными ресурсами для обеспечения и сопровождения подготовки спортивных сборных команд, спортсменов высокого класса и спортивного резерва

H/02.8

8

Управление персоналом, задействованным в обеспечении и сопровождении подготовки спортивных сборных команд, спортсменов высокого класса и спортивного резерва

H/03.8

8

Руководство централизованной работой по развитию спортивного потенциала

H/04.8

8

Руководство процессом централизованной тренировочной работы организаций, осуществляющих спортивную подготовку спортивных сборных команд

H/05.8

8

Руководство медицинским, научно-методическим и информационно-аналитическим сопровождением подготовки спортивных сборных команд, спортсменов высокого класса и спортивного резерва

H/06.8

8

Обеспечение координации работ федераций по видам спорта и организаций физической культуры и спорта по подготовке спортсменов высокого класса и их участию в официальных всероссийских и международных спортивных соревнованиях в составе спортивных сборных ком

H/07.8

8


Сведения
об организациях – разработчиках
профессионального стандарта

Ответственная организация-разработчик

ООО ЦСК «Локомотив»

Генеральный директор
Попов А. В.
Наименования организаций-разработчиков
1.

АНО «Консультационно-аналитический центр физической культуры и спорта «Багира», город Москва
2.

Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями, город Москва
3.

ГБУ Воронежской области «Центр спортивной подготовки сборных команд «Школа высшего спортивного мастерства», город Воронеж
4.

МБОУ ДОД ДЮСШ 5 города Ростов- на-Дону, город Ростов-на-Дону
5.

Общероссийская общественная организация «Союз конькобежцев России», город Москва
6.

Общероссийская общественная организация «Федерация спортивного туризма России», город Москва
7.

РОО «Федерация академической гребли, гребли на байдарках и каноэ, гребного слалома Московской области», город Москва
8.

ФГБОУ СПО «Государственное среднее профессиональное училище (техникум) олимпийского резерва города Щелково Московской области», город Щелково, Московская область
9.

ФГБОУ СПО «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва города Самары», город Самара
10.

ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», город Москва
11.

МГУ им. М.В. Ломоносова, экономический факультет, город Москва

Совет по профессиональным квалификациям

Совет по профессиональным квалификациям в сфере физической культуры и спорта

 

Возврат к списку

Наименование квалификации:

Руководитель деятельностью физкультурно-спортивной организации, объединения (8 уровень квалификации)

Уровень квалификации:

8

Реквизиты профессионального стандарта:

Приказ Минтруда России от 29.10.2015 № 798н

Квалификационное требование:

Трудовые функции:

Возможные наименования должностей, профессий и иные дополнительные характеристики:

Директор (заведующий) физкультурно-спортивной организации ЕКС, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта», п. II.

Особые условия допуска к работе:

1. —

Перечень документов для прохождения профессионального экзамена:

1. 1. Диплом о высшем образовании (магистратура, специалитет) в области физической культуры и спорта

2. 2. Документы, подтверждающие наличие стажа работы на должности специалиста, а также на руководящих должностях в организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта не менее пяти лет или не менее трех лет при наличии результатов в работе, отмеченных государственными почетными знаками и званиями

Срок действия свидетельства о квалификации:

4 года

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Управленческая
деятельность и ее основные характеристики

1.2 Управленческая
деятельность в сфере физической культуры и спорта

Вывод к разделу

Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Методы исследований

2.2 Организация исследования

Раздел 3. ОСОБЕННОСТИ
УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОГРАНИЗАЦИИ

3.1 Структура и
содержание управленческой деятельности

3.2 Факторы, влияющие на эффективность
управленческой деятельности

Вывод к разделу

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Общепризнанным является тот
факт, что сфера физической культуры и спорта (ФКС), призвана
решать многие социально-экономические проблемы, такие, как объединение
общества, отвлечение молодежи от пагубных привычек, профилактика заболеваний,
увеличение средней продолжительности жизни и ее качественного уровня.

 Многие годы в
нашей стране подготовке менеджеров не уделялось должного внимания. Представление
о менеджменте сводилось к кругу вопросов, касающихся организации труда.
Менеджерами, как правило, становились признанные специалисты или номенклатурные
работники. Лучшее, что они могли сделать, так это сначала перенести свои
профессиональные знания на управление организацией, а затем, путём приобретения
практического опыта и получения отдельных знаний на курсах повышения
квалификации, достичь того, что называется профессионализмом.

Управленческая деятельность – специально организованная
интеллектуальная деятельность, которая направленная на достижение желаемого
результата [1]. Отдельные элементы управленческой деятельности в определенной
мере присущи всем категориям работников физической культуры и спорта —
тренерам, преподавателям, учителям физической культуры, инструкторам и т. д.
Так, по данным исследования Д.Е.Несытова (2000) тренеры на организационную
работу затрачивают до 10-12% рабочего времени, а старшие тренеры на
организационную работу затрачивают до половины своего рабочего времени.

Однако рождение
спортивного менеджмента как профессии связано с появлением профессиональных
управляющих — руководителей физкультурных и спортивных организаций.
Управленческая деятельность (спортивный менеджмент) как особый вид трудовой
профессиональной деятельности работников физкультурных организаций возникает на
определенной стадии разделения и кооперации их труда.

В теории
менеджмента существует довольно много определений термина «менеджер».
Все они базируются на понимании сущности менеджмента. Поэтому в современной
теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления)
отдельным работником, рабочей группой, трудовым коллективом, различными
социальными организациями, действующими в рыночной среде. В связи с изложенным
ключевым элементом спортивного менеджмента является физкультурно-спортивная
организация, выступающая первичным, системообразующим элементом отрасли
физической культуры и спорта [10].

 Спортивный
менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной
деятельности, направленной на достижение целей физкультурно-спортивной
организации, действующей в рыночных условиях [10].

Исходя из всего
вышесказанного, актуальность темы на современном этапе развития общества
очевидна.

Цель
исследования —
изучить управленческую деятельность руководителя физкультурно-спортивной
организации для повышения ее эффективности.

Задачи
исследования
:

1.
Проанализировать данные специальных литературных источников и выявить
современные подходы к изучению управленческой деятельности;

2.Определить факторы,
влияющие на эффективность управленческой деятельности;

3. Определить
структуру и содержание управленческой деятельности руководителя
физкультурно-спортивной организации.

Объект
исследования –
процесс управления физкультурно-спортивной организацией.

Предмет
исследования –
механизм управленческой деятельности физкультурно-спортивной организации.

Методы
исследования
:

Метод анализа и
изучение литературных источников, в т.ч.: научное описание, пояснение, анализ и
синтез, обобщение, сравнение и логический метод.

Практическая
значимость

исследования заключается в получении информации об управленческой деятельности
руководителя физкультурно-спортивной организации, основные результаты могут
быть использованы в процессе подготовки кадров по специализации «менеджмент и
управление физического воспитания и спорта»

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В
УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Управленческая деятельность и ее основные характеристики

В годы перехода нашей экономики на рыночные основы ведения
хозяйства наряду с привычным словосочетанием «управленческая деятельность»
стало нередким и другое «менеджмент организации». В настоящее время они, чаще
всего используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Основанием для
этого служит одинаковая сущность категорий, выражаемых русским словом
«управление» и английским «менеджмент».

Управление реализуется через выполнение ряда управленческих
действий, получивших название функций управления. Впервые их состав был
сформулирован А. Файолем (1918), который выделил пять основных исходных функций
управления: планирование, организация, распоряжение, координирование и
контроль. В последующих разработках состав функций управления пополнялся, в том
числе и за счет детализации тех или иных видов управленческих работ [1,2].

Функции управления, которые являются составными частями любой
управленческой деятельности вне зависимости от особенностей то или иной
организации, называются общими. В их составе выделяют: планирование,
организация, координирование, мотивацию и контроль[15,17,18]. Их содержание
раскрывается следующим образом:

·     Планирование –
вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации и
ее составных частей;

·     Организация –
формирование структуры организации и управления, а также обеспечение всем
необходимым для ее нормальной работы: персоналом, материалами, оборудованием,
зданием, рабочими местами и пр.;

·     Координация –
обеспечение бесперебойности, непрерывности процесса управления с целью
достижения согласованности в работе всех звеньев организации;

·     Мотивация – это
активизация людей, работающих в организации, чтобы побудить их эффективно
трудится для выполнения ее целей;

·     Контроль –
количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации (Рис
1.1).

Рис 1.1 Функции
управления

Научные
исследования последних лет, проведенные в экономике, биологии, социологии, а
также в сфере физической культуры и спорта, характерны тем, что они в значительной
степени опираются на методы подходов в управлении. Сущность современных
проблем, выдвинутых практикой, в том числе и в спорте, характеризуются большой
сложностью. Для их решения используют четыре основных подхода к управлению
организациями:

• классический,
или традиционный подход;

• процессный
подход;

• системный
подход;

• ситуационный
подход [2].

Суть
традиционного подхода: отдельно рассматривается работа, администрирование,
персонал, мотивация труда, лидерство, организационная культура и т.д.

Процессный подход
к управлению отражает необходимость интегрировать все виды деятельности по
решению управленческих проблем в единую цепочку, разорванную в результате
«чрезмерного увлечения» функциональным подходом, при котором каждая из функций
рассматривается вне связи с другими. При этом внимание фокусируется на
взаимосвязанности отдельных действий, каждое из которых, в свою очередь,
является процессом.

Суть системного
подхода: организация рассматривается как система, со своим входом (цели,
задачи), выходом (результаты работы по показателям), обратными связями (между
персоналом и руководством), внешними воздействиями (экономические факторы,
конкуренты).

Суть
ситуационного подхода: методы управления могут меняться в зависимости от
ситуации. На практике результаты деятельности организации анализируются в
различных практических ситуациях; ищутся наиболее значимые ситуационные
факторы, влияющие на показатели хозяйственной деятельности в динамике,
прогнозируются последствия (будущий спрос, затраты, финансовые поступления и
т.д.); на основании полученных данных планируется будущая деятельность
организации [2].

Таким образом, управление представляется как динамические
изменяющиеся в пространстве и времени, связанные между собой управленческие
функции, целью которых является решение проблем и задач организации [3]. Процесс
управленческой деятельности обеспечивается профессионально подготовленными
специалистами в области управления, которые формируют организации и управляют
ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Умение ставить
и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор (1903,
1911) определял, как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать
это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать
определенная категория людей – менеджеры, чья работа состоит в организации и
руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Они обеспечивают
условия для производительности и эффективного труда занятых в организации
работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому
управленческая деятельность – это еще и умение добиваться поставленных целей,
направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации
[11,12].

Управление нередко идентифицируется с органами или аппаратом
управления. Менеджмент – специфический орган современных организаций, как
коммерческих, так и некоммерческих. Без него организация как целостное
образование не может существовать и работать эффективно. Главная задача людей,
занятых в этом аппарате, — это эффективное использование и координация всех
ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, труда, информации) для
достижения ее целей. Поэтому они должны:

1.  
Знать, как планировать, организовать и управлять организацией и
людьми;

2.  
Знать и уметь применять технологию управленческих работ в
определенной области;

3.  
Учитывать особенности той организации, в которой они работают (ее
цели, политику, историю, сильные и слабые стороны) [3,11].

Аппаратный подход в управленческой деятельности фокусирует
внимание на его структурном составе, на характере связей между звеньями
структуры управления, на степени централизации и децентрализации распределения
функций, на полномочиях и ответственности работников, занимающих разные позиции
в организации.

1.2 Управленческая деятельность в сфере физической культуры и
спорта

Спорт является неотъемлемым компонентом жизни современного
общества, сферой активной любительской и профессиональной деятельности многих
людей. По мере развития общества социальная роль спорта и степень социального
воздействия возрастают, расширяются функции, усложняется вся система спорта и
деятельность спортивных организаций. В последние годы одной из главных является
проблема управления как развитием спорта в целом, так и деятельностью отдельных
организаций. Сложность ее решения заключается в том, что на ряду с возрастанием
значимости эффективного управления развитием спорта эта проблема является одной
из наименее изученных, поскольку до настоящего времени основное внимание ученые
уделяли «технологии» тренировочного процесса [1].

Вместе с тем, накопленный опыт в экономике говорит о том, что
существенный прогресс в любой сфере человеческой деятельности может быть
достигнут только при условии, когда вместе с совершенствованием «технологии»
происходит и совершенствование системы управления и управленческого труда.
Сфера спорта в этом отношении не представляет исключения. Поэтому повышения
повышение эффективности управления и управленческой труда на всех уровнях
системы является одной из важнейших задач.

Совершенствование управления деятельностью спортивных организаций
не может быть достаточно эффективной без обобщения и использования достижений
науки и практики в сфере управления вообще, в отрыве от общих концепций и опыта
управленческой деятельности. Еще К. Маркс указывал на то, управление является
имманентно присущей характеристикой каждой организации, где осуществляется
деятельность и взаимодействие людей. Всякий непосредственно общественный труд
или совместный труд нуждается в управлении.

Как известно, любая деятельность, в том числе и в сфере физической
культуры и спорта, зависит не только от того, кто действует и на что она
направлена, но и от того, какие закономерности, принципы, методы, способы,
приемы, средства при этом применяются. Центральным понятием нашего исследования
является управленческая деятельность, которую классики рассматривали как
систему, включающую в себя субъект и объект, цель, систему действий, средства и
конечный результат [2].

Так как субъектом и объектом управленческой деятельности являются
люди, то мы можем отнести к виду социального управления, а, следовательно,
позаимствовать его методологию. Более всего нас в данном аспекте интересуют
принципы, они делятся на две группы. Первую из них составляют те, которые определяют
содержание управления. К ним относятся принципы политического подхода,
объективности и системности, гласности. Следующую группу составляют принципы
организации процесса управления. Среди них: принципы основного звена,
проблемной ориентации, конечно-целевой направленности, конкретности [6].

Особого внимания заслуживает принцип обратной связи, без которого
само существование организации немыслимо, ибо, как можно управлять объектом, не
зная, как он реагирует на управляющие сигналы? Обратная связь позволяет
субъекту и объекту управления меняться местами. Это хорошо видно на примере
общественного мнения, которое может тормозить или ускорять проведение возможных
реформ из центра, превращая объект в субъект управления.

К специфике следует отнести также то, что физкультурно-спортивная
деятельность более других направлена на человека, по сути, являясь
оздоровительной, ориентируя его на управление самим собой и на само созидание.

Вывод к разделу

Управленческая деятельность – специально организованная интеллектуальная
деятельность, которая направленная на достижение желаемого результата.

Процесс управленческой деятельности обеспечивается профессионально
подготовленными специалистами в области управления, которые формируют
организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их
достижения. Поэтому повышения эффективности управления и управленческой труда
на всех уровнях системы является одной из важнейших задач.

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Методы исследования

Для достижения
цели исследования нами применялись следующие методы:

Метод анализа и
изучение литературных источников, в т.ч.: научное описание, пояснение, анализ и
синтез, обобщение, сравнение и логический метод [2,15].

Научное описание
заключалось в установлении и фиксации результатов теоретических или
эмпирических исследований авторов литературных источников с помощью выбранной
системы обозначения и выражения этих результатов в понятиях науки, в рамках
управления физкультурно-спортивными организациями.

Важную роль в
данном исследовании играли общенаучные методы познания: анализ и синтез как
расчленения процесса управления физкультурно-спортивной организацией на этапы и
процедуры и объединение их в целое; сравнение — основывалось на установлении
различий и сходства технологии управления физкультурно-спортивной организацией;
обобщение — установление общих свойств и признаков управленческой деятельности
руководителя физкультурно-спортивной организации.

Изучение
законодательных и нормативных актов и библиографический поиск литературных
источников дали возможность составить общее целостное представление об объекте
исследований, подтвердить актуальность проблемы и создать основу для
последующих исследований.

2.2 Организация исследования

Работы над
исследованием состоит из трех основных этапов:

· подготовительный;

· аналитический;

· заключительный.

На первом этап
осуществлялась формирование проблем исследования, определение основного набора
исследовательских средств (методика, техника исследования, порядок их применения),
а также определение цели и задач исследования, сбор эмпирического материала для
изучения особенностей управленческой деятельности руководителя
физкультурно-спортивной организацией.

Аналитический этап проведения исследований по теме курсовой работы предусматривал
интерпретацию полученной эмпирической информации и описание его результатов. С
помощью этих методов были выявлены: особенности управленческой деятельности
руководителя физкультурно-спортивной организации.

Заключительный
этап
предполагал
теоретический анализ, обобщение и обсуждение данных, полученных на первом и
втором этапах исследования, а также их описание и разработка теоретических
выводов.

РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ
ОГРАНИЗАЦИИ

3.1 Структура и
содержание управленческой деятельности

Рассмотрев
сущность и основные принципы управления, мы неизбежно приходим к выводу,
согласно которому управление представляет собой сложный и многогранный процесс
взаимосвязанных функций, которые органически связаны с определенными
структурными компонентами. Поэтому при исследовании управленческой деятельности
мы уделяем внимание определению структуры и функций этой деятельности.
Структура управления не остается неизменной, а характеризуется подвижностью и
изменчивостью. Из определения её сущности становится очевидным, что она
предполагает систематическое воздействие субъекта управления на объект,
составляющий предметную область управленческой деятельности. А это означает,
что двумя исходными, первичными компонентами управленческой структуры являются
субъект и объект управления [4].

Субъект
управления — это лицо, группа лиц или специально созданный орган, являющийся
носителем управленческого воздействия на объект (управляемую подсистему),
осуществляющий деятельность, направленную на сохранение качественной специфики,
обеспечение его нормального функционирования и успешное движение к заданной
цели.

Объект управления
— это система, на которую направлены все виды управленческого воздействия с
целью ее совершенствования, повышения качества функций и задач, успешного
достижения запланированной цели (целей).

В исследовании
управленческой деятельности на передний план выдвигаются отношения и
взаимодействия людей, вовлеченных в тот или иной вид деятельности и
объединенных в те или иные спортивные организации. В структуре управления
наряду с дифференциацией людей на две основные группы, из которых первые
разрабатывают и осуществляют управленческие решения, а вторые осуществляют
производственную, политическую и иную деятельность в соответствии с принятыми
решениями, существует ряд компонентов, которые в наиболее существенных своих
чертах определяются теми задачами, которые решаются в процессе осуществления управленческой
деятельности [4].

Основные задачи
управленческой деятельности:

1. Определение основной цели или дерева целей (для многоуровневой)
организации, выработка стратегии действий по ее достижению и формулирование
концепции деятельности и развития данной организации — корпорации, фирмы и т.п.

2. Формирование
корпоративной культуры, т.е. объединение персонала вокруг общефирменной цели
(или целей). Самое важное в управлении — не стремление поставить других людей в
одностороннюю зависимость от себя, искусственно приподнять свой статус, усилить
свое влияние в организации, а сплотить ее персонал на четкое осознание стоящей
перед организацией цели и активную, квалифицированную, добросовестную
деятельность во имя ее достижения.

3. Хорошо
продуманная и рационально организованная мотивация персонала на достижение цели
фирмы (организации) и успешное решение стоящих перед нею проблем.

4. Формирование
организационного порядка, т.е. системы относительно стабильных, долговременных
иерархических связей, стандартов, норм и должностей, нередко зафиксированных
документально (устав организации) и регулирующих взаимодействия между
организациями, а также между подразделениями и людьми как членами организации
по поводу осуществления их функций. Организационный порядок воплощается в
формальную организацию, обеспечивающую стабильность и устойчивость,
результативность управления ею.

5. Разработка и
осуществление технологии изменений, ведь эффективность управления в решающей
степени определяется по способности к изменениям, по умению вовремя понимать их
необходимость и столь же вовремя начинать и быстро проходить переходный этап.

6. Четкое
определение диагностики управления или, говоря иными словами, определение точек
наибольшей и наименьшей управляемости и — вполне вероятно — точек неуправляемости,
которые имеются или могут возникнуть в каждой организации. Установление
диагностики управления очень важно, ибо оно дает возможность преодолеть часто
встречающееся противоречие между ростом и развитием, между масштабами
управления, с одной стороны, и его целями, методами и средствами, — с другой.

7. Четкое
представление о том, какова должна быть реализация управленческого решения. К
сожалению, в существующей в настоящее время практике управленческой
деятельности многих организаций, предприятий, учреждений и т.п. реализация
принимаемых решений не воспринимается в качестве самостоятельного структурного
компонента и важной стадии разработки и осуществления управленческого решения.
Более того, управленческие решения зачастую вообще не просчитываются на
реализуемость, а это существенно снижает возможности контроля за их
выполнением.

8. Разработка
системы контроля за выполнением принятого решения, определение и применение
стимулов его эффективного исполнения, а также санкций против лиц, социальных
групп, организаций или их подразделений, срывающих выполнение принятых решений
или недостаточно целеустремленно и активно действующих во имя поставленных
управляющей подсистемой целей и задач.

 Все названные
структурные компоненты не действуют в отрыве друг от друга, а в процессе своего
взаимодействия образуют более или менее целостную и динамично развивающуюся
структуру управления, своеобразный «управленческий многогранник», действующий
в широком диапазоне. В состав структуры управления наряду с основными
компонентами управленческой деятельности входит организационная структура
управления [4,15]. Она характеризуется распределением целей и задач между
различными уровнями и звеньями управленческой деятельности. Следовательно, под
организационной структурой управления понимается совокупность уровней и звеньев
управленческой деятельности в единстве с их функциональными областями,
расположенными в строгой соподчиненности и обеспечивающими взаимосвязь между
управляющей и управляемой системами для эффективного достижения целей. Она
ориентирована на установление четких взаимодействий между отдельными
подразделениями системы управления, распределением между ними прав,
обязанностей и ответственности.

В организационной
структуре управления выделяются следующие основные элементы: уровни (ступени)
управления, его звенья и связи горизонтальные и вертикальные [4, 15].
Вертикальные связи мы только что рассмотрели, характеризуя иерархическую
соподчиненность, при которой низовое звено управления находится в вертикальной
управленческой зависимости от среднего звена, а то, в свою очередь, в
вертикальной зависимости от высшего управленческого звена. Кроме того, в
системе управления существуют горизонтальные связи, характеризующиеся
расстановкой конкретных руководителей во главе отдельных подразделений.

В связи с тем,
что в системе управления наряду с горизонтальными связями функционируют и связи
вертикальные, существуют и вертикальные структуры управления. В них отчетливо
вырисовывается иерархическая соподчиненность разных структурных уровней
управленческой деятельности. Типичным проявлением такой управленческой
структуры является «управленческая вертикаль»[4, 7, 9].

Структурная
динамика управленческой деятельности органично взаимосвязана с выполняемыми ею
функциями. Их единство и взаимообусловленность (функция порождает
соответствующую структуру, а возникновение новой структуры неизбежно приводит к
появлению новой функции, либо превращает латентную функцию, ранее не заметную
для управления, в открытую) образует сложную и многогранную систему
управленческой деятельности.

3.2 Факторы, влияющие на эффективность управленческой деятельности

Исследования,
проведенные в сфере управления, определили субъективные и объективные факторы,
от которых зависит эффективность деятельности организации [1, 2]. Обобщение
имеющихся данных позволяют выделить основные факторы, влияющие на эффективность
деятельности спортивных организаций, важнейшими из которых являются:

1.   Позиция руководителя
организации, применяемые им методы и стиль руководства;

2.   Система подбора, расстановки
и повышения квалификации кадров;

3.   Структура спортивной
организации;

4.   Эффективность и полнота
управленческого воздействия на организацию и ее подразделения;

5.   Качество и полнота
обеспечения деятельности организации;

6.   Теснота взаимодействия между
работниками, подразделениями внутри организации и между организацией и внешней
средой;

Ключевым фактором, который в значительной степени определяет
эффективность деятельности спортивной организации, является позиция
руководителя организации, применяемые им методы и стиль руководства [1,3].
Специалисты в области управления выделяют несколько относительно контрастных
позиций, которые могут занимать руководители организации.

Позиция первая. Руководитель рассматривает спортивную организацию
как раз и навсегда данную ему административную единицу, руководя которой он
может обеспечить себе приемлемый уровень жизни. Для этого только необходимо
выполнять формальные требования и предписания вышестоящих начальников и
организаций. Отсюда нежелание идти на какой-либо риск, противление каким-либо
нововведениям и изменениям, формальное соблюдение инструкций и выполнение
плановых заданий. Такой подход даже при видимости благополучия ведет к застою,
неэффективному использованию финансовых и материальных ресурсов. Организации,
имеющие руководителей такого типа, не приносят практически никакой пользы, хотя
и используют ресурсы, иногда не дефицитные.

Вторая позиция характерна тем, что руководитель стремится к
росту достижений организации, главным образом за счет ее экстенсивного развития
– увеличения количества учебных групп спортсменов, тренеров, объемов
финансового и материально-технического обеспечения. В основе такого подхода
лежит примитивное понимание действия закона перехода количества в качество,
т.е. предполагается, что рост результатов прямо пропорционален росту количества
занимающихся спортсменов, работающих тренеров, затраченных финансовых и
материальных ресурсов. Организации, во главе которых стоят руководители,
занимающие такую позицию, отличаются гипертрофированной структурой, большим
расходованием финансовых и материальных ресурсов и сравнительно малым
коэффициентом полезного действия каждого отдельного тренера.

Такие организации имеют некоторые преимущества перед
маломощными организациями (но не всегда), однако на ряду с повышением
расходованием ресурсов в них снижается степень управляемости, а в некоторых
случаях может происходить утечка финансовых и материальных ресурсов ввиду их
«избыточности».

Третья позиция характеризуется тем, что руководитель
стремится к управлению организацией на основе использования достижений науки и
практики. Он применяет научные методы управления организацией, научные подходы
к организации тренерского труда, процесса подготовки спортсменов, связывает
механизм стимулирования с конечным результатом и главный ресурс видит в
повышении эффективности труда как основного фактора роста возможностей
организации.

Руководитель занимающий такую позицию, видит свой личный
успех через призму успеха организации, а успех организации – через призму
успеха каждого сотрудника. Такой руководитель не боится риска, он расчетлив,
компетентен, чувствует новое, самостоятельно решает сложные вопросы, ведет
непрерывный поиск внутренних ресурсов и возможностей, комплексно подходит к
решению задач. Важным показателем при таком руководстве являются не только
абсолютные достижения организации, но и высокая эффективность деятельности
каждого работника.

Важное значение для эффективной работы спортивной организации
имеет как общая позиция руководителя, так и применяемые им методы и стили
руководства. Проблема применения стиля руководства является одной из важнейших
в управленческой деятельности.

Стиль руководства
— способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из
важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации
потенциальных возможностей людей и коллектива [4,15]. Большинство
исследователей выделяют следующие стили руководства:

• Директивный
стиль (авторитарный);

• Демократический
стиль (коллегиальный);

• Либеральный
стиль (попустительский или анархический);

• Комплексный
(табл.1.1).

Таблица 1.1 Стили
руководства

Стиль

Характеристика

Директивный стиль
(авторитарный)

Высокая централизация
руководства, доминирование единоначалия.

Демократический стиль
(коллегиальный)

Распределение полномочий,
инициативы и ответственности между руководителем и подчиненными. Руководитель
всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам,
принимает коллегиальные решения.

Либеральный стиль
(попустительский или анархический)

Отсутствие активного
участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по
течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние
коллектива.

Комплексный

Включает в себя все стили

Директивный стиль
управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием
единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему,
единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не
прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления
являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот.
Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы
дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость
и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на
морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению
инициативности, самоконтроля и ответственности работников.

Демократический
стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и
ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и
подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение
коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные
решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива
по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб,
пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную
работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы.
Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе,
отстаивает интересы подчиненных.

Либеральный стиль
управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в
управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или
требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не
рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов,
стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на
самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в
творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и
творческой индивидуальностью.

Не существует
«плохих» или «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация, вид
деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают
оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства.
Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе
эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех
стилей руководства.

Вывод к разделу

Рассмотрев
сущность и основные принципы управления, мы неизбежно приходим к выводу, согласно
которому управление представляет собой сложный и многогранный процесс
взаимосвязанных функций, которые органически связаны с определенными
структурными компонентами.

Исследования,
проведенные в сфере управления, определили субъективные и объективные факторы,
от которых зависит эффективность деятельности организации. Обобщение имеющихся
данных позволяют выделить основные факторы, влияющие на эффективность
деятельности спортивных организаций. Ключевым фактором, который в значительной
степени определяет эффективность деятельности спортивной организации, является
позиция руководителя организации, применяемые им методы и стиль руководства.

Выводы

1. Мы
проанализировали данные специальных литературных источников и выявили
современные подходы к повышению эффективности управленческой деятельности
руководителя физкультурно-спортивной организации. Реализуются единые подходы к
обеспечению управленческой деятельности, основанные на его приоритетности и
признании высокой социальной значимости.

2. Управленческая
деятельность в спортивной организации осуществляется на основе специальных
действий, которые называются функциями управления. Под функциями управления
принято понимать совокупность действий, целью которых является повышение
эффективности деятельности объекта управления. Функции управления, которые
являются составными частями любой управленческой деятельности вне зависимости
от особенностей то или иной организации, называются общими. В их составе
выделяют: планирование, организация, координирование, мотивацию и контроль.

3. Обобщение
имеющихся данных позволяют выделить основные факторы, влияющие на эффективность
деятельности спортивных организаций, важнейшими из которых являются:

·
Позиция
руководителя организации, применяемые им методы и стиль руководства;

·
Система
подбора, расстановки и повышения квалификации кадров;

·
Структура
спортивной организации;

·
Эффективность
и полнота управленческого воздействия на организацию и ее подразделения;

·
Качество
и полнота обеспечения деятельности организации;

·
Теснота взаимодействия
между работниками, подразделениями внутри организации и между организацией и
внешней средой.

Ключевым фактором, который в значительной степени определяет
эффективность деятельности спортивной организации, является позиция
руководителя организации, применяемые им методы и стиль руководства.

4. Структура
управления характеризуется подвижностью и изменчивостью. Из определения её
сущности становится очевидным, что она предполагает систематическое воздействие
субъекта управления на объект, составляющий предметную область управленческой
деятельности. А это означает, что двумя исходными, первичными компонентами
управленческой структуры являются субъект и объект управления.

Литература

1.Анненков В.И. Барчан Н.Н. Киселёв Б.И. Моисеев А.В. Государственная
служба: Организация управленческой деятельности. КноРус.-2010 . — с. 156-158

2.Жмарев Н.В. Управление деятельностью спортивной
организации. — К, 1989. – с. 56-60

3.Жмарев Н.В. Системный подход и целевое управление в
спорте.-К, 1984

4.Заветный С.А. Социальное управление и личностное
управление: истоки и взаимодействие.- Харьков,1999. – с. 37 – 38

5.Золотов М.И., Кузин В.В. и др. Менеджмент и
экономика физической культуры и спорта. 2-е издание. М.: Академия, 2004. – с.
85 -87

6.Карпов А.В. Психология менеджмента. — М, 2005. – с.
23-25

7.Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы
научных исследований: Уч. пособие / Под ред. А. А. Лудченко. -К.: О-во
«Знания», КОО, 2000.- с.114

8.Мудрик В.И. Методология как основа исследования
технологии организационно-управленческой деятельности в сфере физической
культуры и спорт. Харьков, 2007. – с. 120-123

9.Мудрик В.И., Олийник М.О, Приходько И.И.,
научно-методические основы управления физической культурой и спортом в Украине.
– Харьков, 2001. – с.40

10. Переверзин И.И. Искусство спортивного
менеджмента.- М.: Советский спорт, 2004. – с. 43

11. Переверзин И.И. Менджмент спортивной организации.
– М.: СпортАкадемПресс, 2002. – с. 50

12. Переверзин И.И. Подготовка спортивных менеджеров.
2-е издание. М, 2001. – с. 85-88

13. Переверзин И.И. Современный российский спортивный
менеджер и модель его подготовки. М.: Физкультура и спорт, 2006. – с. 464

14.Расин М.С. Пути оптимизации управленческой
деятельности в сфере физической культуры и спорт // Теория и практика
физической культуры. 2002. № 2 – с. 134-136

15.Слепенков И.М., Аверин Ю.П.Основы теории социального
управления. – М. – с. 156

16.Шкуратова И.П., Габдулина Л.И. Стили общения. –
2000. – с. 45

Размещено на
Allbest.ru

Директор (заведующий) физкультурно-спортивной организации

Должностные обязанности. Осуществляет руководство физкультурно-спортивной организацией, обеспечивая подготовку и проведение спортивно-массовых и зрелищных мероприятий. Планирует, контролирует и анализирует административно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность физкультурно-спортивной организации; организует и контролирует работу персонала. Организует взаимодействие всех структурных подразделений физкультурно-спортивной организации. Организует спортивно-массовую и оздоровительную работу среди населения, пропаганду занятий физической культурой и спортом. Обеспечивает выполнение финансовых обязательств физкультурно-спортивной организации. Планирует и организует оснащение физкультурно-спортивной организации спортивно-технологическим и инженерным оборудованием, инвентарем и материалами, осуществляет контроль за их правильным использованием. Организует своевременный капитальный и текущий ремонт зданий, сооружений и оборудования. Организует обеспечение физкультурно-спортивной организации квалифицированными кадрами, содействует наилучшему использованию знаний и опыта работников. Заключает трудовые договоры с работниками физкультурно-спортивной организации. Организует формирование и поддержание в актуальном состоянии системы мотивации работников физкультурно-спортивной организации. Осуществляет контроль за соблюдением правил по охране труда и пожарной безопасности. Содействует реализации мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в области физической культуры и спорта; перспективы технического, экономического и социального развития физической культуры и спорта; профиль, специализацию и особенности структуры спортивного сооружения; порядок составления и согласования планов административно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности; порядок заключения и исполнения договоров; основы экономики, организации труда и управления; основы трудового законодательства; нормативные документы, регламентирующие работу со служебной информацией; антидопинговые правила; основы работы на персональном компьютере; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области физической культуры и спорта или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физической культуры и спорта, стаж работы в должностях специалистов физкультурно-спортивных организаций не менее 3 лет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Решение конфликта с руководством
  • Philips xenium e207 руководство пользователя
  • Плита kaiser exclusive safety glass инструкция
  • Препарат аэртал инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Инструкция по эксплуатации микроволновки lg smart inverter