Руководство для алтарников всенощное бдение

На чтение 15 мин Просмотров 5 Опубликовано 11 апреля 2023 Обновлено 11 апреля 2023

Содержание

  1. Устав-схема Всенощного Бдения
  2. Устав-схема Всенощного Бдения
  3. Всенощное бдение в схеме для алтарника
  4. Схемы Богослужений
  5. Схема Литургии (состоит из 3‑х частей):
  6. 1) Схема Проскомидии
  7. 2) Схема Литургии оглашенных
  8. 3) Схема Литургии верных
  9. Схема Литургии Преждеосвященных Даров (служится только в Великий пост)
  10. Схема утрени на всенощном бдении
  11. Схема великого повечерия.

Устав-схема Всенощного Бдения

Устав-схема Всенощного Бдения

Краткий устав-схема Всенощного бдения

Вечерня великая (в соединении с утреней)

Отверзаются царские врата. Каждение алтаря.

Приидите, поклонимся. (трижды). Каждение всего храма.

Хор: Благослови, душе моя, Господа. (псалом 103-й).

Закрываются царские врата.

Светильничные молитвы (тайно читает священник).

Ектения великая: Миром Господу помолимся. Яко подобает Тебе. (возглас).

Пение 1-го антифона 1-й кафизмы. И чтение 1-й кафизмы

Ектения малая: Паки и паки. Яко Твоя держава.

Господи, воззвах и стихиры на Господи, воззвах.

И ныне. Богородичен догматик или стихира.

Отверзаются царские врата. Вход с кадилом.

Закрываются царские врата.

Ектения сугубая: Рцем вси. Яко Милостив и Человеколюбец.

Ектения просительная: Исполним вечернюю молитву. Яко Благ и Человеколюбец.

Ныне отпущаеши. Трисвятое. Отче наш. Яко Твое есть Царство.

Отверзаются царские врата.

Тропарь. (Каждение хлебов, если была лития.)

Благословение хлебов (если была лития).

Благословлю Господа. (Псалом 33-й), кончая словами: . не лишатся всякого блага.

Благословение Господне на вас. Аминь.

Закрываются царские врата.

Утреня (с полиелеем)

Шестопсалмие (псалмы: 3, 37, 62, 87, 102 и 142).

Утренние молитвы (священник читает тайно).

Ектения великая. Яко подобает Тебе всякая слава.

Отверзаются царские врата.

Полиелей. Хвалите Имя Господне. Величание (если есть).

На воскресной всенощной тропари: Ангельский собор удивися.

Ектения малая. Яко благословися Имя Твое.

На воскресной всенощной: Воскресение Христово видевше.

Слава. Молитвами Апостолов.

И ныне. Молитвами Богородицы.

Помилуй мя, Боже. (1-й стих 50-го псалма)

Стихира (праздника или воскресная)

Спаси, Боже, люди Твоя. Милостию и щедротами.

Закрываются царские врата.

После 3-й песни канона малая ектения. Яко Ты ecu Бог наш.

После 6-й песни канона малая ектения. Ты бо еси Царь мира.

Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим.

По 9-й песни канона малая ектения. Яко Тя хвалят вся Силы небесныя.

Стихиры на хвалитех. И ныне. Богородичен.

Отверзаются царские врата.

Слава Тебе, показавшему нам свет.

Тропарь отпустительный и Богородичен.

Ектения сугубая: Помилуй нас, Боже. Яко Милостив и Человеколюбец.

Ектения просительная: Исполним утреннюю молитву. Яко Бог милости и щедрот.

Премудрость. Благослови. Сый благословен.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Слава Тебе, Христе Боже. Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови.

Отпуст великий. Многолетие.

Закрываются царские врата. Чтение 1-го часа.

Краткий устав-схема Часов

Первый час

Приидите, поклонимся (трижды).

Пс. 5: Глаголы моя внуши, Господи.

Пс. 89: Господи, прибежище был еси нам.

Пс. 100: Милость и суд воспою.

Слава — тропарь праздника или святого.

И ныне — Богородичен: Что Тя наречем.

Стопы моя направи. Да исполнятся.

Кондак праздника или святого.

Именем Господним благослови, отче.

Третий час

Приидите, поклонимся (трижды).

Пс. 16: Услыши, Господи, правду мою.

Пс. 24: К Тебе, Господи, воздвигох душу мою.

Слава — тропарь праздника или святого.

И ныне — Богородичен: Богородице, Ты еси лоза.

Кондак праздника или святого.

Именем Господним благослови, отче.

Молитвами святых отец наших.

Владыко, Боже Отче Вседержителю.

Шестой час

(После молитвы третьего часа.)

Приидите, поклонимся (трижды).

Пс. 53: Боже, во имя Твое спаси мя.

Пс. 54: Внуши, Боже, молитву мою.

Пс. 90: Живый в помощи Вышняго.

Слава — тропарь праздника или святого.

И ныне — Богородичен: Яко не имамы дерзновения.

Кондак праздника или святого.

Именем Господним благослови, отче.

Молитвами святых отец наших.

Молитва: Боже и Господи сил.

Девятый час

Приидите, поклонимся (трижды).

Пс. 83: Коль возлюбленна селения Твоя.

Пс. 84: Благоволил ecu, Господи, землю Твою.

Пс. 85: Приклони, Господи, ухо Твое.

Слава — тропарь праздника или святого.

И ныне — Богородичен: Иже нас ради рождейся от Девы.

Кондак праздника или святого.

Именем Господним благослови, отче.

Молитва: Владыко Господи, Иисусе Христе Боже наш.

Источник

Всенощное бдение в схеме для алтарника

КРАТКИЙ УСТАВ-СХЕМА ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ

(в отсутствии диакона, обозначенные диаконские возгласы и ектеньи, совершает священник)

Отвергаются царские врата. Подавать кадило справа у престола

Все духовенство и причт хором у горнего места: Приидите, поклонимся.

Каждение всего храма (совершает свящ. с дьяконом).

Благослови, душе моя, Господа. (псалом 103-й).

Закрываются царские врата и забирается кадило

Ектения великая: Миром Господу помолимся.

Возглас: Яко подобает Тебе.

Пение 1-го антифона 1-й кафизмы. Блажен муж …

Ектения малая: Паки и паки.

Кадило подавать справа у престола

Господи, воззвах и стихиры на Господи, воззвах.

Каждение храма (поскольку обычно поется три стихиры, то происходит каждение только солеи. Совершает дькон или свящ., если нет дькона).

Отверзаются царские врата

Богородичен догматик или стихира.

Свечу к иконе – затем к вратам – благословение иерея – к иконе

Свечу в алтарь (если лития – свеча остается)

Д: Премудрость прости, Прокимен глас . .

Возглас: Яко Милостив и Человеколюбец.

(Паримии, если есть. Д: Премудрость, Чт: . чтение, Д: Вонмем).

Сподоби, Господи. (обычно с народом)

Ектения просительная: Исполним вечернюю молитву.

Возглас: Яко Благ и Человеколюбец. –

Д: Главы наша Господу преклоним

Стихиры на стиховне. С и Н, Богородичен.

Чт: Трисвятое … по Отче наш

Отверзаются царские врата

[ ( Каждение хлебов, если была лития)

Богородице Дево радуйся …(с народом).

Благословение хлебов (если была лития ] .

Благословлю Господа. (Псалом 33-й), кончая словами: . не лишатся всякого блага

Св: Благословение Господне на вас.

Закрываются царские врата (Начало может петься хором — тогда врата не закрываются до чтеца).

Шестопсалмие (псалмы: 3, 37, 62, 87, 102 и 142).

Перед 87 исход священника к вратам.

Ектения великая: Миром Г. помолимся

Св : Яко подобает Тебе всякая слава. Бог Господь, и явися нам.

Малая Ектения: Паки и паки…

Отверзаются царские врата — брать кадило и свечу [ свящ. (и дьяконскую) , можно и помазок сразу ]

Каждение всего храма. На воскресной всенощной тропари: Ангельский собор удивися.

Ектения малая – Паки и паки …

Возглас: Яко благословися Имя Твое.

Вынос Евангелия (со свечами перед Ним, свечи сначала ставятся пред вратами)

Свечу на ступеньку перед Евангелием – Д: прокимен – свечи и Евангелие на центр перед священником – свечу справа (две свечи — по бокам) от Евангелия – чтение Евангелия — (если Вс.бдение на воскресение, то на солею, свечи перед Евангелием)затем) свечу за аналой — Евангелие вместо (рядом) с иконой дня.

На воскресной всенощной: Воскресение Христово видевше.

50-й псалом. (В приходских храмах обычно поется только 1-й стих псалма).

Слава. Молитвами Апостолов.

И ныне. Молитвами Богородицы. Помилуй мя, Боже. (1-й стих 50-го псалма).

Стихира (праздника или воскресная)

Д. с солеи: Спаси, Боже, люди Твоя.

По входе св-ка с Ев-лием закрываются царские врата

Канон: 9 хвалебных песней Священного Писании Ветхого.

(После 3-й и 6-й песней канона следует малая ектенья; кроме того, после 6-й песни поются или читаются посвященные празднику песни – кондак и икос – древний жанр молитвенной поэзии, употреблявшийся в этой части утрени до распространения канонов и вытесненный последними).

После 3-й песни канона малая Ектения.

После 6-й песни канона малая ектения

После 7-ой песни готовить кадило

По 8-й песни канона: Богородицу и Матерь Света в песне возве­личим.

Величит душа Моя Господа. (с народом)

По 9-й песни канона малая ектения

Возглас: Яко Тя хвалят вся Силы небесныя.

Отверзаются царские врата (на и Ныне

Св: Слава Тебе, показавшему нам свет.

Славословие великое: Слава в вышних Богу …

Тропарь отпустительный и Богородичен.

Ектения сугубая: Помилуй нас, Боже.

Св : Яко Милостив и Человеколюбец.

Ектения просительная: Исполним утреннюю молитву.

Св: Яко Бог милости и щедрот.

Возглас: Твое бо есть еже миловати …

Возглас: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Возглас: Слава Тебе, Христе Боже.

Слава и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови.

Отпуст великий: Воскресый из мертвых …

Источник

Схемы Богослужений

Схема Литургии (состоит из 3‑х частей):

1) Схема Проскомидии

  1. Изъ­я­тие Св. Агн­ца из пер­вой просфо­ры.
  2. Постав­ле­ние Агн­ца на дис­ко­се и напол­не­ние чаши вином с
    водою.
  3. Изъ­я­тие частиц из про­чих четы­рех просфор.
  4. Постав­ле­ние звез­ди­цы над дискосом.
  5. Покры­тие дис­ко­са и поти­рапокро­ва­ми.
  6. Каж­де­ние при­го­тов­лен­ных Агн­ца и частиц.
  7. Чте­ние молит­вы о при­ня­тии Св. Даров и отпуст.

2) Схема Литургии оглашенных

  1. Начи­на­тель­ные воз­гла­сы диа­ко­на и священника.
  2. Вели­кая екте­ния.
  3. Пса­лом 1‑й изоб­ра­зи­тель­ный “Бла­го­сло­ви, душе моя, Господа”
    (102) (пер­вый антифон).
  4. Малая екте­ния.
  5. Вто­рой изоб­ра­зи­тель­ный пса­лом (145) — “Хва­ли, душе моя,
    Гос­по­да” (вто­рой антифон).
  6. Пение гим­на “Еди­но­род­ный Сыне и Сло­ве Божий”.
  7. Малая екте­ния.
  8. Пение Еван­гель­ских запо­ве­дей бла­женств и тро­па­рей “бла­жен­ны” (тре­тий
    антифон).
  9. Малый вход с Евангелием.
  10. Пение “При­и­ди­те Поклонимся”.
  11. Пение тро­па­ря и конда­ка.
  12. Воз­глас дья­ко­на: “Гос­по­ди, спа­си благочестивыя”.
  13. Пение Три­свя­то­го.
  14. Пение про­ким­на.
  15. Чте­ние Апо­сто­ла. Пение алил­лу­а­рия.
  16. Чте­ние Еван­ге­лия.
  17. Сугу­бая ектения.
  18. Екте­ния об огла­шен­ных.
  19. Екте­ния с пове­ле­ни­ем огла­шен­ным оста­вить храм.

3) Схема Литургии верных

  1. Сокра­щен­ная вели­кая ектения.
  2. Пение 1‑й части Херу­вим­ской пес­ни и чте­ние священником
    молит­вы Вели­ко­го входа.
  3. Вели­кий вход и пере­нос Св. Даров.
  4. Пение 2‑й части Херу­вим­ской пес­ни и постав­ле­ние Св. Сосудов
    на Престол.
  5. 1‑я про­си­тель­ная екте­ния (О пред­ло­жен­ных, чест­ных Дарех):
    при­го­тов­ле­ние моля­щих­ся к освя­ще­нию Даров.
  6. Воз­глас: “Воз­лю­бим друг дру­га, да еди­но­мыс­ли­ем исповемы”.
  7. Пение Сим­во­ла веры. (после воз­гла­са “Две­ри, две­ри пре­муд­ро­стию вонмем”).
  8. Воз­глас “Ста­нем
    добре…”.
  9. Евха­ри­сти­че­ская молит­ва (3 части).
  10. Освя­ще­ние Св. Даров (во вре­мя пения: “Тебе поем…”).
  11. Про­слав­ле­ние Божи­ей Мате­ри (“Достой­но есть…”).
  12. Поми­но­ве­ние живых и умер­ших (“И всех, и вся…”).
  13. 2‑я про­си­тель­ная екте­ния (Об освя­щен­ных чест­ных Дарах).
  14. Пение «Отче наш».
  15. Воз­но­ше­ние Св. Даров. (“Свя­тая Святым…”).
  16. При­ча­ще­ние свя­щен­но­слу­жи­те­лей в алта­ре и “при­част­ный” стих.
  17. Пред­по­след­нее явле­ние Св. Даров и При­ча­ще­ние мирян.
  18. Воз­глас “Спа­си, Боже, люди Твоя” и пес­но­пе­ние “Виде­хом Свет Истинный”.
  19. Послед­нее явле­ние Св. Даров и пес­но­пе­ние “Да испол­нят­ся уста наша”.
  20. Бла­го­дар­ствен­ная екте­ния за Причащение.
  21. Заам­вон­ная молитва.
  22. “Буди имя Гос­подне” и 33‑й псалом.
  23. Послед­нее бла­го­сло­ве­ние священника.

Схема Литургии Преждеосвященных Даров (служится только в Великий пост)

  1. Воз­глас диа­ко­на и свя­щен­ни­ка: “Бла­го­сло­вен­но царство”…
  2. Чте­ние псал­ма 103: “Бла­го­сло­ви, душе моя, Господа”.
  3. Вели­кая ектения.
  4. Кафиз­мы.
  5. Малая екте­ния, или три малых екте­нии (после каж­дой из трех
    кафизм), во вре­мя кото­рых совер­ша­ет­ся пере­не­се­ние Св. Агн­ца с Престола
    на жертвенник.
  6. “Гос­по­ди воззвах”.
  7. Сти­хи­ры “на Гос­по­ди воззвах”.
  8. Вечер­ний вход с кади­лом (или с Еван­ге­ли­ем, если поло­же­но по Уставу).
  9. “Све­те тихий”…
  10. Чте­ние пер­вой паремии.
  11. Воз­гла­сы: “Пре­муд­рость, про­сти. Свет Христов
    про­све­ща­ет всех”.
  12. Чте­ние вто­рой паремии.
  13. Пение: “Да испра­вит­ся молит­ва моя”.
  14. Молит­ва Св. Ефре­ма Сири­на.
  15. Чте­ние Еван­ге­лия (если поло­же­но по Уставу).
  16. Сугу­бая ектения.
  17. Молит­ва за Государя.
  18. Екте­ния об оглашенных.
  19. Екте­ния о про­све­ща­е­мых. Воз­глас: “Яко Ты еси просвещение
    наше” (С 4 неде­ли Вели­ко­го поста).
  20. Малая екте­ния о вер­ных. Воз­глас “Яко подобает”…
  21. Вто­рая малая екте­ния о верных.
  22. “Ныне силы небесныя”.
  23. Вели­кий вход с Пре­ждео­свя­щен­ны­ми Дарами.
  24. Вто­рая часть молит­вы: “Верою и любо­вию приступим”.
  25. Молит­ва Св. Ефре­ма Сири­на.
  26. Про­си­тель­ная ектения.
  27. Молит­ва Гос­под­ня “Отче наш”.
  28. Воз­глас: “Пре­ждео­свя­щен­ная Свя­тая Святым”.
  29. Пред­по­след­нее явле­ние Св. Даров (“Бла­го­слов­лю Господа”).
  30. Послед­нее явле­ние Св. Даров.
  31. Бла­го­да­ре­ние за Причащение.
  32. Заам­вон­ная молит­ва (“Вла­ды­ко Вседержителю”).
  33. “Буди имя Гос­подне бла­го­сло­вен­но” (три­жды) и пса­лом 33.
  34. Послед­нее бла­го­сло­ве­ние священника.
  35. Отпуст.

Схема утрени на всенощном бдении

  1. Шесто­псал­мие (псал­мы 3, 37, 62, 87, 102, 142).
  2. Вели­кая ектения.
  3. “Бог Гос­подь и яви­ся нам”.
  4. Тро­парь вос­крес­ный или празд­ни­ку или
    Святому.
  5. Чте­ние кафизм.
  6. Малая екте­ния.
  7. Поли­е­лей (“Хва­ли­те имя Господне”).
  8. Вос­крес­ные “непо­роч­ны” тро­па­ри (“Бла­го­сло­вен еси, Господи”).
  9. Вели­ча­ние (под вели­кие праздники).
  10. Малая екте­ния.
  11. Седаль­ны или ипа­кои.
  12. Сте­пен­ны (под вели­кие празд­ни­ки анти­фон 4 гласа:
    “От юно­сти моея”)…
  13. Чте­ние Евангелия.
  14. “Вос­кре­се­ние Хри­сто­во видевше”.
  15. Воз­глас диа­ко­на “Спа­си, Боже, люди Твоя”…
  16. Канон (малые екте­нии на 3‑й и 6‑й песнях).
  17. “Вели­чит душа моя Господа”.
  18. Экза­по­стил­ла­рий или све­ти­лен.
  19. “Вся­кое дыха­ние да хва­лит Гос­по­да” и сти­хи­ры на хвалитех.
  20. Бого­ро­ди­чен: “Пре­бла­го­сло­вен­на еси Бого­ро­ди­це Дево” (учеб.
    Часосл.).
  21. Вели­кое сла­во­сло­вие.
  22. Вос­крес­ный отпу­сти­тель­ный тро­парь или тропари
    праздника.
  23. Сугу­бая ектения.
  24. Про­си­тель­ная ектения.
  25. Отпуст.
  26. Пер­вый Час (см. схе­му Часов).

Схема великого повечерия.

Пер­вая часть.

  1. Обыч­ное начало.
  2. “При­и­ди­те покло­ним­ся” и Пса­лом 69 (См. Уч. Часосл.).
  3. Канон св. Андрея Крит­ско­го (в пер­вые 4 дня Вели­ко­го поста).
  4. Шесть псал­мов: 4, 6, 12, 24, 30, 90.
  5. “С нами Бог”.
  6. Тро­па­ри: “День пре­шед, бла­го­да­рю Тя, Господи”.
  7. Сим­вол веры.
  8. Молит­ва: “Пре­свя­тая Владычице”.
  9. Три­свя­тое по “Отче наш”.
  10. Тро­па­ри и Бого­ро­дич­ны (Раз­лич­ные по дням недели).
  11. “Гос­по­ди поми­луй” 40 раз; отпу­сти­тель­ные молит­вы: “Сла­ва и
    ныне”, “Чест­ней­шую Херу­вим” и др.
  12. Молит­ва “Гос­по­ди, избав­ляй нас от вся­кия стре­лы, летя­щия во
    дни”.

Вто­рая часть.

  1. “При­и­ди­те покло­ним­ся” (три­жды), псал­мы 50 и 101;
  2. Молит­ва
    Манас­сии: “Гос­по­ди Все­дер­жи­те­лю, Боже отец наших”.
  3. Три­свя­тое по “Отче наш”.
  4. Тро­па­ри: “Поми­луй нас, Гос­по­ди, поми­луй нас”.
  5. “Гос­по­ди поми­луй” 40 раз и те же отпу­сти­тель­ные молитвы.
  6. Молит­ва: “Вла­ды­ко Боже, Отче вседержителю”…

Тре­тья часть.

  1. “При­и­ди­те покло­ним­ся” (три­жды).
  2. Псал­мы 69 и 142 и Вели­кое славословие.
  3. Три­свя­тое по “Отче наш”.
  4. Канон рядо­вой.
  5. Пение: “Гос­по­ди сил с нами буди”.
  6. “Гос­по­ди поми­луй” 40 раз. Молит­ва: “Иже на вся­кое вре­мя и
    на вся­кий час” и те же отпу­сти­тель­ные молитвы.
  7. “Гос­по­ди и Вла­ды­ко живо­та моего”…
  8. Молит­ва: “Несквер­ная, неблазная”…
  9. “И даждь нам, Вла­ды­ко, на сон гря­ду­щим”…, “Пре­слав­ная
    Прис­но­де­во”, “Упо­ва­ние мое отец”.
  10. Вели­кий отпуст. Чте­ние свящ. мол. “Вла­ды­ко многомилостиве”.
  11. Сугу­бая ектения.

Источник

Обновлено: 18.05.2023

Порядок бденной службы (Всенощное бдение, не воскресное)

Поем: Свете Тихий.

Поем: Прокимен

Поем: Сугубая ектения.
Поем: Сподоби, Господи…
Поем: Просительная ектения.

Поем:Лития. Стихиры и «Господи, помилуй».

Поем: Ныне отпущаеши

Читаем: Трисвятое – по Отче наш (если была Лития – это читает диакон)

Читается Шестопсалмие.
Поем: Ектения великая
Поем: Бог Господь на глас тропаря. Потом поем тропари.
Тропарь святому – дважды. Слава и ныне: Богородичен по гласу этого тропаря
Если есть 2 святых 1-му святому — дважды, Слава: 2-му святому
Если попразднство: Празднику — дважды, Слава: святому, И ныне: Праздника

Читаем: Кафизмы. После каждой кафизмы малая ектения и потом читаем седальны

Поем: Полиелей («Хвалите имя Господне»).
Величание и псалом избранный.
Малая ектения. Седальны полиелейные (если есть). Степенна 4-го гласа. Прокимен. Евангелие.
50-й псалом.
Слава: Молитвами . [имя святого], Милостиве очисти…
И ныне: Молитвами Богородицы, Милостиве очисти…
Помилуй мя, Боже… + стихира по 50-м псалме
Диакон: Спаси Боже, люди Твоя… Поем: Господи, помилуй – 12 р.

Поем: Всякое дыхание да хвалит Господа. Читаем Хвалитные псалмы и поем Стихиры на Хвалитех(8 стихир).
на 4 или на 6 — как указано в Минее
Слава: святому
И ныне: Богородичен

Поем: Великое славословие. Тропарь святому, Слава и ныне: Богородичен по гласу этого тропаря или Празднику (если попразднство)

Поем: Две ектении
Полный отпуст

На часах

Тропарь: святому
Кондак: если два кондака, то на 1-м часе читается тот, который пелся по 3-й песни, на 3-м – тот, который пелся после 6-й песни, потом чередуем.

Благослови, моя душе, Господа. (псалом 103-й).

Закрываются врата царские и забирается кадило

Ектения великая: Господу Миром помолимся.

Возглас: Яко подобает Пение.

Тебе 1-го антифона 1-й кафизмы. Блажен муж &

малая Ектения: Паки и паки.

Возглас: Яко держава Твоя.

Кадило подавать справа у престола

Господи, воззвах и стихиры на Господи, Каждение.

воззвах храма (поскольку обычно поется стихиры три, то происходит каждение только солеи. дькон Совершает или свящ., если нет Отверзаются).

дькона царские врата

Богородичен догматик стихира или.

Свечу к иконе вратам к затем благословение иерея к иконе

Свечу в алтарь (лития если свеча остается)

Д: Премудрость прости, глас Прокимен . .

Закрываются царские врат

Возглас: Милостив Яко и Человеколюбец.

(Паримии, если есть. Д: чтение, Чт: . Премудрость, Д: Вонмем).

Ектения сугубая: Рцем Сподоби.

вси, Господи. (обычно с народом)

Ектения Исполним: просительная вечернюю молитву.

Возглас: Яко Человеколюбец и Благ.

Св: Мир всем

Д: Главы наша преклоним Господу

Св : Буди держава&

Лития (если Стихиры).

есть на стиховне. С и Н, Богородичен.

Чт: Отче & по Трисвятое наш

Св: Яко Твое есть Отверзаются.

Царство царские врата

[ ( Каждение если, хлебов была лития)

Богородице Дево народом &(с радуйся).

Благословение хлебов (если была Буди ] .

лития Имя Господне.

Благословлю Господа. (кончая 33-й), Псалом словами: . не лишатся всякого блага

Св: Господне Благословение на вас.

Закрываются царские Начало (врата может петься хором — тогда закрываются не врата до чтеца).

Шестопсалмие (102: 3, 37, 62, 87, псалмы и 142).

Перед 87 исход священника к Ектения.

вратам великая: Миром Г. помолимся

Св : Яко Тебе подобает всякая слава. Бог Господь, и нам явися.

Малая Паки: Ектения и паки&

Отверзаются царские врата — кадило брать и свечу [ свящ. (и дьяконскую) , можно и сразу помазок ]

Исход в притвор (храм)

Имя Хвалите Господне.

Величание (если есть).

свящ Свечу (и дьякону)

Каждение всего храма. На всенощной воскресной тропари: Ангельский собор удивися.

малая Ектения Паки и паки &

Возглас: Яко Имя благословися Твое.

Вынос свечами (со Евангелия перед Ним, свечи сначала пред ставятся вратами)

Свечу на ступеньку перед прокимен Д: Евангелием свечи и Евангелие на центр перед свечу священником справа (две свечи — по бокам) от чтение Евангелия Евангелия — (если Вс.бдение на воскресение, то на свечи, солею перед Евангелием)затем) свечу за Евангелие — аналой вместо (рядом) с иконой дня.

На всенощной воскресной: Воскресение Христово видевше.

50-й приходских. (В псалом храмах обычно поется только 1-й псалма стих).

Слава. Молитвами Апостолов.

И ныне. Богородицы Молитвами. Помилуй мя, Боже. (1-й стих 50-го псалма).

праздника (Стихира или воскресная)

Д. с солеи: Спаси, люди, Боже Твоя.

Св: Милостию и щедротами.

По входе св-ка с Ев-закрываются лием царские врата

Канон: 9 хвалебных Священного песней Писании Ветхого.

(После 3-й и 6-й песней следует канона малая ектенья; кроме того, песни 6-й после поются или читаются посвященные песни празднику кондак и икос древний жанр поэзии молитвенной, употреблявшийся в этой части утрени до канонов распространения и вытесненный последними).

После 3-й песни малая канона Ектения.

Св: Яко Ты еси Бог После.

наш 6-й песни канона малая ектения

Св : Ты бо Царь еси мира.

После 7-ой песни готовить песни

Всенощным бдением, или всенощною, называется такое богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.В статье приведены фотографии основных моментов Богослужения и некоторые песнопения службы.

Всенощным бдением, или всенощною, называется такое богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.В статье приведены фотографии основных моментов Богослужения и некоторые песнопения службы.

Всенощное бдение, или всенощная, — такое богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней.

Всенощное бдение

Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершается более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.

Потом, из снисхождения к немощам верующих, стали начинать это богослужение несколько раньше и делать сокращения в чтении и пении, а потому оно и кончается теперь не так поздно. Прежнее же название его всенощным бдением сохранилось.

Вечерня

Вечерня по своему составу напоминает и изображает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, затем, надежду людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования.

В ответ на это призывание хор торжественно поет 103-й псалом о сотворении мира, прославляя премудрость Божию: «Благослови душе моя, Господа! Благословен еси, Господи! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело (т. е. весьма) … вся премудростию сотворил еси. Дивна дела Твоя, Господи! Слава Ти, Господи, сотворившему вся!

Во время этого пения священник выходит из алтаря, проходит среди людей и совершает каждение всего храма и молящихся, а диакон предшествует ему с свечой в руке.

Всенощное бдение. Каждение
Каждение

Это священнодействие напоминает молящимся не только сотворение мира, но и первоначальную, блаженную, райскую жизнь первых людей, когда Сам Бог ходил среди людей в раю. Открытые царские врата знаменуют, что тогда райские двери были открыты для всех людей.

Но вот люди соблазненные диаволом, нарушили волю Божию, согрешили. Своим грехопадением люди лишились блаженной райской жизни. Они были изгнаны из рая — и двери райские для них закрылись. В знамение этого, по совершении каждения в храме и по окончании пения псалма, царские врата закрываются.

Диакон выходит из алтаря и становится перед закрытыми царскими вратами, как некогда Адам перед замкнувшимися вратами рая, и возглашает великую ектению:

После великой ектении и возгласа священника поются избранные стихи из первых трех псалмов:

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых.
Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет…
Блажен человек, который не ходит на совет с нечестивыми.
Ибо знает Господь жизнь праведных, и жизнь нечестивых погибнет…

Затем диакон возглашает малую ектению: «Паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся…

После малой ектении хор стихами из псалмов взывает:

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…
Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…
Услыши мя Господи…
Господи! к Тебе взываю: услышь меня…
Пусть направится молитва моя, как фимиам кадильный к Тебе…
Услышь меня, Господи.

Во время пения этих стихов диакон совершает каждение храма.

Последняя стихира называется богородичен или догматик, так как эта стихира поется в честь Божией Матери и в ней излагается догмат (главное учение веры) о воплощении Сына Божия от Девы Марии. В двунадесятые праздники вместо богородична-догматика поется особая стихира в честь праздника.

Вечерний вход. Всенощное бдение
Вечерний вход

Хор в это время поет песнь Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу: «Свете тихий святые славы Бессмертного Отца, Небесного, Святого, Блаженного, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными. Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит. (Тихий свет святыя славы, Безсмертнаго Отца небеснаго, Иисусе Христе! Достигши заката солнечного, видевши свет вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа Бога. Ты, Сын Божий, жизнь дающий, достоин быть воспеваем во все времена голосами преподобных. Потому мир прославляет Тебя).

В этом песнопении-гимне, Сын Божий именуется тихим светом от Небесного Отца, ибо пришел Он на землю не в полной Божественной славе, а тихим светом этой славы. В песнопении этом говорится, что только голосами преподобных (а не нашими грешными устами) может возноситься Ему достойная Его песнь и совершаться должное прославление.

Вечерний вход напоминает верующим о том, как ветхозаветные праведники, согласно обетованию Божию, прообразам и пророчествам, ожидали пришествия Спасителя мира и как Он явился в мир для спасения человеческого рода.

Кадило с фимиамом, при вечернем входе, означает, что молитвы наши, по ходатайству Господа Спасителя, как фимиам, возносится к Богу, а также означает и присутствие в храме Духа Святого.

Крестообразное благословение входа означает, что через крест Господень вновь открываются нам двери рая.

По окончании пения прокимна, в большие праздники читаются паремии. Паремиями называются избранный места Священного Писания, в которых содержатся пророчества или указываются прообразы, относящиеся к празднуемым событиям, или преподаются наставления, исходящие как бы от лица тех святых угодников, чью память мы совершаем.

В большие праздники после сугубой и просительной ектении совершается лития и благословение хлебов.

Лития, слово греческое, значит общее моление. Лития совершается в западной части храма, около входных западных дверей. Это моление в древней церкви совершалось в притворе, с той целью, чтобы дать возможность стоявшим здесь оглашенным и кающимся принять участие в общей молитве по случаю большого праздника.

Лития. Всенощное бдение
Лития

Вслед за литией бывает благословение и освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, в память также древнего обычая раздавать пищу молящимся, приходившим иногда издалека, чтобы они могли подкрепиться во время продолжительного богослужения. Пять хлебов благословляются в воспоминание насыщения Спасителем пяти тысяч пятью хлебами. Освященным елеем (оливковым маслом) священник потом, во время утрени, после целования праздничной иконы, помазывает молящихся.

Конец вечерни — молитва св. Симеона Богоприимца и Ангельское приветствие Богородице (Богородице, Дево, радуйся) — указывают на исполнение обетования Божия о Спасителе.

Сразу же после окончания вечерни, при всенощном бдении, начинается утреня чтением шестопсалмия.

Чтец перед чтением Шестопсалмия. Всенощное бдение
Чтец перед чтением Шестопсалмия

Утреня

Вторая часть всенощного бдения — утреня напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир, для нашего спасения, и Его славное Воскресение.

Затем читается шестопсалмие, т. е. шесть избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102 и 142), в которых изображается греховное состояние людей, исполненное бед и напастей, и горячо выражается ожидающаяся людьми единственная надежда на милосердие Божие. Шестопсалмию молящиеся внимают с особым сосредоточенным благоговением.

После шестопсалмия, диакон произносит великую ектению.

После этого поется тропарь, т. е. песнь в честь праздника или празднуемого святого, и читаются кафизмы, т. е. отдельные части Псалтири, состоящая из нескольких последовательных псалмов. Чтение кафизм, так же как и чтение шестопсалмия, призывает нас помыслить о нашем бедственном греховном состоянии и возложить всю надежду на милость и помощь Божию. Кафизма значит сидение, так как во время чтения кафизм можно сидеть.

Полиелей

Полиелей есть самая торжественная часть всенощной и выражает собою прославление милости Божией, явленной нам в пришествии Сына Божия на землю и совершении Им дела нашего спасения от власти диавола и смерти.

Полиелей начинается торжественным пением хвалебных стихов:

Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуия!

Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуия!

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа!

т. е. прославляйте Господа, потому что Он благ, потому что милость Его (к людям) во век — всегда.

При пении этих стихов в храме возжигаются все светильники, царские врата открываются, и священник, предшествуемый диаконом со свечою, выходит из алтаря и совершает каждение по всему храму, в знак благоговения к Богу и святым Его.

На Всенощном бдении

Полиелей. Всенощное бдение
Полиелей

После пения этих стихов поются в воскресные дни особые воскресные тропари; т. е. радостные песни в честь Воскресения Христова, в которых говорится, как ангелы явились мироносицам, пришедшим ко гробу Спасителя, и возвестили им о воскресении Иисуса Христа.

В другие же великие праздники, вместо воскресных тропарей, поется перед иконою праздника величание, т. е. краткий хвалебный стих в честь праздника или святого.

(Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего)

Величание. Всенощное бдение
Величание

После воскресных тропарей, или после величания, диакон произносит малую ектению, затем прокимен, и священник читает Евангелие.

На воскресной службе читается Евангелие о Воскресении Христа и о явлениях воскресшего Христа Своим ученикам, а в другие праздники читается Евангелие, относящееся к празднуемому событию или к прославлению святого.

Чтение Евангелия. Всенощное бдение
Чтение Евангелия

По прочтении Евангелия, в воскресной службе поется торжественная песнь в честь воскресшего Господа:

Всенощное бдение. Суть богослужения

Евангелие выносится на средину храма, и верующие прикладываются к нему. В другие праздники верующие прикладываются к праздничной иконе. Священник их помазывает благословенным елеем и раздает освященный хлеб.

Чтение канона. Всенощное бдение
Чтение канона

Канон разделяется на девять частей (песней). Первый стих каждой песни, который поется, называется ирмос, что значит связь. Этими ирмосами как бы связывается весь состав канона в одно целое. Остальные стихи каждой части (песни), большею частью читаются и называются тропарями. Вторая песнь канона, как покаянная, исполняется только в Великом посту.

Всенощное бдение

Хор в это время поет песнь Богородицы:

По окончании песни Богородицы, хор продолжает пение канона (9-ой песни).

Об общем содержании канона можно сказать следующее. Ирмосы напоминают верующим ветхозаветные времена и события из истории нашего спасения и постепенно приближают мысль нашу к событию Рождества Христова. Тропари же канона посвящены новозаветным событиям и представляют собою ряд стихов или песнопений во славу Господа и Божией Матери, а также в честь празднуемого события, или же святого, прославляемого в этот день.

Хор поет великое славословие, которое начинается словами:

После этого диакон произносит подряд две ектении: сугубую и просительную.

В заключение хор поет молитву, чтобы Господь сохранил на многие лета Православное Епископство, правящего архиерея и всех православных христиан.

Сразу же, после этого, начинается последняя часть всенощного бдения — первый час.

Возможно, Вам будут интересны эти материалы:

Всенощное бдение совершается накануне особо чтимых праздничных дней, в том числе в субботу вечером (оно относится к воскресенью).

Как известно, богослужебный день наступает раньше астрономического и начинается с вечера: » И был вечер, и было утро: день один » (Быт. 1:5).

Структура Всенощного бдения сложна. Тем, кто его посещает, необходимо иметь о ней представление, хотя бы для того, чтобы ориентироваться, что именно происходит в тот или иной момент времени.

Всенощное бдение состоит из трех служб:

  • Великая вечерня (Великая — потому что отличается от будничной, по своей структуре она более объёмная и торжественная);
  • Полиелейная утреня (Полиелейная — потому что в ней есть Полиелей — специальный блок богослужения);
  • Первый час.

Великая вечерня

Читаются Паремии — отрывки из Ветхого Завета, отражающие суть праздника.

Лития (часть богослужения с шествием священников в притвор храма): Стихиры на литии, Литийные прошения, Молитва главопреклонения.

Полиелейная утреня

Канон (гимнографическое произведение, основанное на библейских песнях).

Праздничное окончание:

Первый час

Читаются псалмы, молитвы, гимны (по Часослову).

Таким образом, Всенощное бдение — это очень сложное и длительное богослужение. На практике оно занимает около двух часов.

Идеальное Всенощное бдение, т.е. строго соответствующее Уставу, длилось бы около 8 часов, поэтому в приходских храмах оно никогда не совершается в полном виде.

При сохранении структуры, указанной выше, оно сокращается за счёт неполного исполнения псалмов, песен канона, других песнопений, молитв и чтений.

Читайте также:

      

  • Фриз это в архитектуре кратко
  •   

  • Индуктивность собственная и взаимная кратко
  •   

  • Культура ораторской речи кратко
  •   

  • Биография алексей тимофеевич прасолов кратко
  •   

  • Электрометаллургия это в химии кратко

Войти

Адрес электронной почты

Пароль

Я забыл свой пароль!

Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Регистрация

Имя

Адрес электронной почты

Пароль

Получать информационную рассылку службы Елицы.Записки

C правилами ознакомлен

Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Сообщество

Алтарник

  • Лента

  • |
  • Участники

  • |
  • Фото

    91

  • |
  • Видео

    33

  • |
  • Мероприятия

    0

Игорь

08 сен 2018

Практическое руководство для Алтарников. Всенощное Бдение и Литургия

Здесь Вы сможете также найти ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ (В седмичный день) ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ; СЛУЖБА С ПОЛИЕЛЕЕМ (В седмичный день) (Октоих отменяется полностью) ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ; Всенощное бдение, краткая схема и многое другое

Перейти на DOC PLAYER

  • 3555
  • 3
  • 0

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Заказать молебен святителю Луке Крымскому (Войно-Ясенецкому) у…

    Заказать молебен, сорокоуст или помин на год у чудотворной ико…

    Храм Гроба Господня в Иерусалиме. 3d экскурсия, виртуальный ту…

    Доброе утро

    Горе тебе, опустошитель!

    Вопросы батюшке

    Задай свой вопрос

    Виртуальный 3д-тур по Храму Гроба Господня

    Заказать молебен

    Чудотворной Казанской иконе Божие Матери

    Вопросы юристу

    Задай свой вопрос

    Молитва по соглашению

    Наши проекты

    Вопросы психологу

    Задай свой вопрос

    Наша статистика

    • Регистраций269747
    • Посетителей

      183968

    • Священников1173
    • Храмов всего19720
    • Активных храмов12202


    Показать статистику
    Скрыть статистику

    © 2013-2023 Елицы.
    Все права защищены
    Правила | О нас | Партнеры
    Служба поддержки | Разработчикам
    Паломничество к православным святыням
    Помочь проекту | Мобильная версия

    Мы в ВконтактеМы в FacebookМы в Одноклассиках

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зоостим инструкция по применению для крс
  • Хеви дьюти моющее средство инструкция по применению
  • Стада таблетки инструкция по применению цена
  • Gp powerbank s360 инструкция на русском
  • Инструкция смарт часов honor gs pro