Руководство для аспиранта

«Таким образом, на сегодняшний момент этот вопрос для нас совершенно ясен, что говорит о слабой его изученности».

Н.В. Тимофеев-Ресовский

Автор: Карина Казак (lynx)
Специально для Портала аспирантов.
Копирование без ссылки на сайт
www.aspirantura.spb.ru запрещено.

Введение

Данное руководство адресовано прежде всего тем аспирантам, которые приступили к обучению сразу после окончания вуза. Однако эти нехитрые рекомендации могут оказаться полезными и другим молодым ученым. Вероятно, наибольшую пользу из данного руководства извлекут аспиранты гуманитарных и естественных специальностей.

Приведенный здесь текст будет мало полезен недобросовестным диссертантам, для которых не имеет значение качество их работы, а важно лишь получение диплома кандидата наук.

  

Текст руководства для аспирантов разбит на главы, названия которых перечислены ниже на этой странице. Также для удобства чтения краткие названия всех глав приведены справа на каждой странице руководства.

Что такое аспирантура?
Кто такой научный руководитель?
Что делать сразу после окончания вступительных экзаменов в аспирантуру?
Работа с литературой
Определение темы диссертации
Кто такие испытуемые и где их раздобыть?
Выбор методов и методик исследования
Как обращаться с данными, получаемыми в ходе исследования
Как распределить время обучения в аспирантуре
Что необходимо сделать аспиранту помимо написания диссертации
Структура кандидатской диссертации
Как приступить к написанию диссертации
Что необходимо сделать к предварительной защите
Доклад на предварительной защите
Маленькая хитрость, которую можно использовать на защите
Если Ваша кандидатская диссертация «тянет» на докторскую
Дополнительные советы
Обсудить руководство для аспирантов в форуме

Дальше >>

Научный руководитель и индивидуальный план аспиранта

Научный руководитель и индивидуальный план аспиранта

Для некоторых поступление в аспирантуру – это ступень в карьерном росте, социальном статусе. Кто-то мечтает внести свой неоценимый вклад в науку, кого-то в этом убеждают преподаватели, считая, что лучшая характеристика аспиранта – это бывший добросовестный студент. Но нужно тщательно взвесить свои желания и возможности, цели и задачи, прежде чем решиться посвятить 3-4 года каждодневному непростому научному исследованию, написанию серьезной квалификационной работы на соискание ученой степени.

Как найти научного руководителя для диссертации

Как найти научного руководителя для диссертации – серьезный вопрос, с которым сталкивается каждый человек, решивший получить степень кандидата наук. От выбора руководителя во многом зависит качество диссертационной работы, эффективность обучения в аспирантуре, качество результатов исследований, время на подготовку труда, успешность защиты.

Научное руководство аспирантами на кафедре обычно осуществляет профессор, доктор наук. Одновременно у него их разрешается 5. Научным руководителем аспиранта может быть кандидат наук, имеющий звание доцента, он имеет право руководить работами трех соискателей. Чаще всего будущий кандидат сам выбирает себе руководителя, еще до начала учебы в аспирантуре. На что нужно обратить внимание в первую очередь:

  • компетентность потенциального руководителя в сфере, которую затрагивает тема диссертации, до уровня эксперта;
  • нужно ознакомиться с трудами будущего руководителя;
  • вес и авторитет в научном мире;
  • плодотворная исследовательская деятельность;
  • отношения с сотрудниками кафедры, с членами диссертационного совета — в случае конфликтности руководителя это отражается на аспиранте и продвижении его научной работы;
  • готовность помогать соискателю на отдельных этапах подготовки диссертации – разработка индивидуального плана, опубликование статей, поиск оппонентов, организация защиты, на примерах и по свидетельствам предшественников;
  • соотношение количества аспирантов с количеством защищенных диссертаций или отказов;
  • личные качества научного руководителя аспиранта, его заинтересованность, порядочность.

Научный интерес у руководителя и соискателя должен быть общим. Иначе неизбежны дискуссии и, как результат, затягивание времени написания работы, утверждения ее разделов, публикации статей, проведения исследований. Иногда могут навязать другую тему диссертации, в которой больше будет заинтересован научный руководитель аспиранта. Тогда придется отстаивать свою точку зрения или соглашаться. Но работа над диссертацией – это не обязательно увлекательные, выдающиеся открытия. Часто – это рутинный, во многом бюрократический процесс, занимающий несколько лет. И если научный руководитель аспиранта окажется равнодушным или непорядочным, а тема не интересна и не понятна, то успешный результат и сама защита будут под вопросом.

Индивидуальный план аспиранта

Индивидуальный план – путевая карта поэтапного продвижения по пути к защите диссертации. В нем должны быть подробно отражены все аспекты, этапы, компоненты обучения и написания работы. Такой план является обязательным для каждого аспиранта. Индивидуальный план разбивается по годам обучения. Он утверждается на ученом совете, дважды или один раз в год заслушивается и утверждается отчет о его выполнении.

Если пункты годового плана не выполнены, то аспирант может быть рекомендован к отчислению. Причиной может быть, как нерадивость студента аспирантуры, так и неудовлетворительное качество научного руководства аспирантами

Индивидуальный план в краткой форме составляется в первые несколько месяцев обучения лично аспирантом. После успешного утверждения краткого варианта на его основе составляется развернутый. Подробный план нужно подписать научным руководителем и также утвердить. Бланк этого документа или его образец находится в отделе аспирантуры. Аспирант заполняет его, согласовывая наиболее важные моменты с руководителем. Легче всего составить план, используя готовый заполненный пример.

В индивидуальный план обязательно нужно включить:

  1. сдачу кандидатских экзаменов с указанием дат;
  2. написание статей для публикации в научных сборниках с указанием тем;
  3. участие в семинарах и конференциях, выступления с докладом;
  4. подготовку глав диссертации с указанием ориентировочных сроков;
  5. научно — педагогическая работа – проведение семинаров, лабораторных, практических работ;
  6. прохождение практики в учреждении, на производстве.

Планирование по годам обучения аспирант должен осуществлять вместе с руководителем, который в силу своего опыта шире видит общие перспективы исследований, может подсказать темы статей, объективно наметить сроки выполнения пунктов плана. 

В идеале защита диссертации должна осуществиться по окончании аспирантуры. На практике все зависит от работоспособности исследователя, некоторых объективных или субъективных причин.

В один из разделов индивидуального плана включается пункт о написании автореферата диссертации – краткого изложения структуры, методики, актуальности, главных выводов научной работы, подготовка к предварительной защите, другие организационные моменты. Заполненный план хранится в личном деле в аспирантуре.

Портфолио аспиранта

Одним из современных механизмов мониторинга качества и уровня подготовки будущих ученых является портфолио. В него заносятся индивидуальные достижения соискателя во время учебы в аспирантуре, в процессе исследовательской и научно — педагогической деятельности, в ходе работы над статьями и самой диссертацией. Обычно портфолио оформляют в электронном виде, чаще в виде презентации. Это позволяет наглядно оценить процесс подготовки будущего ученого, вовремя выявить проблемы и недостатки, скорректировать план подготовки, оптимизировать руководство аспирантами.

Заполнение электронного портфолио – обязательное требование современных образовательных стандартов.

Шаблон, пример заполнения и положение о портфолио аспиранта можно найти на сайте высшего учебного заведения. Во время его создания происходит самооценка уровня подготовки и развития соискателя. Портфолио – действенный инструмент реализации и корректировки целей и задач аспиранта по повышению образовательного уровня и исследовательской компетентности. Оно служит основанием для аттестации будущего кандидата наук, позволяет упорядочить исследовательскую деятельность, выявить слабые места подготовки, определить рейтинг молодого ученого.

Заполнение портфолио происходит на всем протяжении обучения в аспирантуре, оно доступно на электронном сайте учебного заведения. В составе портфолио обязательно наличие индивидуального плана и характеристики аспиранта.

Характеристика аспиранта

Для рассмотрения на диссертационном совете требуется характеристика на аспиранта образец написания которой включает:

  • Фамилию имя отчество, год рождения.
  • Дату окончания вуза, специальность.
  • В текстовой части первый абзац описывает деятельность аспиранта в настоящий момент, предыдущую работу или учебу, тему будущей диссертации, перечисляются написанные статьи, проведенные эксперименты.
  • Заключительный раздел описывает качества аспиранта, как молодого ученого, личностные, психологические особенности.
  • В последнем предложении указывается, для чего предназначена, куда будет направлена характеристика.

Заполнить характеристику может сам соискатель или его руководство. Образцов и примеров достаточно на различных сайтах. Она подписывается руководителем или заведующим кафедрой. Характеристику аспиранта зачитывают перед защитой диссертации на заседании совета. Также она может понадобиться для соискательства на грант или стипендию. 

newzlnd.jpg

Научным руководителем аспиранта, осуществляющего обучение по программе подготовки научных или научно-педагогических кадров, может и должен быть тот наставник, кто не просто курирует своего подопечного, но и готов довести выпускника аспирантуры до успешной защиты кандидатской диссертации. Такое требование навеяно изменениями в нормативно-правых актах образовательной сферы, регулируемыми ФЗ № 517 от 30.12.2020 года. Условием успешного окончания аспирантуры становится предоставление диссера к защите на заседании госкомиссии.  

Кто может быть научным руководителем кандидатской диссертации

Поиск научного руководителя происходит из преподавательского состава вуза (сотрудников НИИ). Наставнику необходимо иметь учёную степень. Помимо этого, научная область в которой учёный осуществляет свою деятельность, должна соответствовать направлению подготовки, выбранному аспирантом. Научный куратор оказывает разностороннюю поддержку аспиранту:

  • научную;
  • методическую;
  • организационную.

Помощь направлена на выполнение обучающимся индивидуального плана, а также подготовки диссертационной работы. Научный руководитель контролирует выполнение требований, предъявляемые высшей аттестационной комиссией (ВАК) к научному кандидатскому труду. Это не просто педагог-наставник, но и учёный, являющийся экспертом в своей области, ведущий самостоятельную научно-исследовательскую деятельность. Поэтому принято назначать научных руководителей для аспирантов из числа докторов наук и/или с учёным званием профессор. Из этого негласного правила бывают исключения, поэтому учёный с кандидатской степенью и званием доцент также может быть назначен на руководство аспирантами.

В связи с нововведениями, вступающими в силу с 1 сентября 2021 года, возрастает ответственность учебного заведения (научно-исследовательского института) на базе которого проходит подготовка аспиранта, а также научного руководителя, курирующего молодого исследователя, поскольку стоит задача, чтобы выпускник не просто прошёл курс обучения, но и получил учёную степень кандидата наук.

Порядок назначения руководителя

Научного руководителя для аспиранта утверждают на заседании кафедры вуза или учёном совете НИИ, с учётом научной и/или педагогической нагрузки, имеющейся у претендента. Делается это с его согласия, подтверждённого письменно. Согласно пункту 31 приказа Минобрнауки РФ от 19.11.2013 года № 1259, на утверждение темы научно-исследовательского труда и назначение научного руководителя отводится 3 месяца с момента зачисления аспиранта. Эти решения закрепляются распорядительным актом учреждения, на базе которого состоит аспирантура (к примеру, приказом ректора вуза).

Организацией, на базе которой основана аспирантура, разрабатывается и утверждается положение о руководстве аспирантами, в котором определяют не только требования, предъявляемые к наставнику, но и количество аспирантов или соискателей, которых он будет курировать. Количество обучающихся, закреплённых за одним руководителем также устанавливается с его согласия. Решающим фактором становятся показатели научно-исследовательской деятельности учёного и эффективность предыдущих учеников (т.е. сколько из них защитили диссертацию). Если аспирант проводит исследования по смежным направлениям, ему дополнительно могут назначить научного консультанта, компетентного в изучаемой области. Отдельными вузами для одного куратора рекомендовано поручать руководство аспирантами не более 8 человек для доктора наук и 3-х – для кандидата.

Основные требования

К квалификационному уровню претендента на руководство студентами аспирантуры или прикреплёнными соискателями предъявляют определённые требования. Они прописаны отдельно для каждого направления подготовки и закреплены Федеральным госстандартом высшего образования (ФГОС ВО), но в части условий, предъявляемых непосредственно к научному руководителю, имеют сходство. Научный куратор должен:

  1. Быть кандидатом или доктором наук (к кураторству допускают учёных, получивших свой титул за рубежом, при условии, что он признан в РФ). 
  2. Осуществлять самостоятельно или быть участником научно-исследовательской деятельности, которая соответствует профилю подготовки студента аспирантуры.
  3. Иметь научные статьи в рецензируемых ВАК изданиях и журналах (отечественных и/или зарубежных), соответствующие выбранному аспирантом направлению.
  4. Принимать участие в национальных и международных научных конференциях, проверяя и сравнивая результаты своих исследований с подобными работами коллег из научного сообщества (направление исследований также должно соответствовать профилю аспиранта).

От выбора научного руководителя зависит тема научной работы и то как будет проходить процесс её написания и защиты. Стоит потратить время, чтобы изучить отзывы на предполагаемого наставника. Но всё же основная ответственность за процесс обучения в аспирантуре, за итоговую аттестацию, за успешную защиту своей работы на диссертационном совете и получение учёной степени лежит на самом аспиранте. Для начинающего учёного обучение в аспирантуре должно стать стартовой площадкой для будущих научных достижений.

Научный руководитель для аспиранта по написанию кандидатской диссертации

Научный руководитель для аспиранта по написанию кандидатской диссертации

Современные реалии диктуют необходимость непрерывного образования и движения от его ступени к другой. В обществе знаний и новых технологий престижно приобрести перспективный статус кандидата наук. Важную роль в осуществлении этой цели играет научный руководитель.

Кто может быть руководителем кандидатской диссертации

Руководитель назначается для поддержки молодого ученого в процессе написания диссертационного исследования. В каждом вузе для этого применяется положение о научном руководителе аспиранта, которое регламентирует порядок назначения научных руководителей аспирантам.

При этом порядок назначения может быть следующий:

  1. Если дипломированный магистр или специалист учится в аспирантуре очно или заочно, то он прикрепляется к кафедре, соответствующей номенклатурному номеру выбранной специальности. Одновременно для него распоряжением ректората утверждается наставник;
  2. Если человек, не обучавшийся в аспирантуре, желает защищаться, имеет высшее образование, достаточное число авторитетных публикаций, он имеет право прикрепиться к одной из кафедр для написания и защиты диссертационной работы. Для этого к соискателю приказом ректора вуза прикрепляется руководитель.

Издательство СибАК поможет опубликовать статью в журнале ВАК. Наличие публикаций необходимо для получения допуска к защите кандидатской диссертации.

Основные требования к руководителю кандидатской диссертации

  • степень доктора наук в отрасли знаний, избранной аспирантом, или звание профессора;
  • наличие публикаций по тематике диссертантского труда.

В приказе ректора о прикреплении соискателя указывается наставник. В дальнейшем его обязанности состоят в следующем:

  • помощь в корректном обосновании актуальной темы, обладающей новизной и перспективностью;
  • совместное планирование основных этапов реализации целей и задач теоретико-экспериментального труда;
  • систематическое консультирование и промежуточный контроль в процессе написания исследовательской работы;
  • психологическая поддержка и сопровождение, мотивирование подопечного;
  • участие в подготовительных мероприятиях перед процедурой защиты (оформление окончательного полного текста, автореферата и другой документации).

Необходимо найти научного руководителя для кандидатской диссертации с учетом определенного направления, в рамках которого проводится теоретико-экспериментальное исследование. При этом он должен отличаться высоким профессионализмом и компетентностью в вопросах, связанных с темой.

Как выбрать научного руководителя в аспирантуре?

Процесс выбора научного руководителя для работы в аспирантуре – достаточно серьезный и ответственный процесс. От него зависит, насколько эффективными будут выполнение аспирантами их индивидуальных планов и написание диссертации.

Основные рекомендации выбора научного руководителя в аспирантуре:

  1. Сферы интересов должны быть идентичными или как минимум соприкасаться с интересами будущего руководителя. Благодаря этому найти общий язык с куратором будет намного проще.
  2. Авторитетность – ключевое условие правильного выбора научного руководителя. Узнайте, пользуется ли он доверием в вузе и научных сообществах.
  3. Личностные качества. Стиль руководства и манера общения являются важнейшим критерием выбора, чтобы исключить конфликты в процессе работы.
  4. Опыт в проведении исследований и экспериментов. Неоспоримым плюсом является участие в научной деятельности, поскольку этот опыт окажет положительное влияние на аспирантов.
  5. Наличие защищенных диссертаций у его аспирантов. Выясните это заранее. Данные есть в ученом совете, на кафедре или в отделе кадров вуза.

К вопросу выбора научного руководителя в аспирантуре необходимо подходить со всей ответственностью.

Отличие научного руководителя от консультанта

В процессе подготовки помощь будущему кандидату могут оказывать два вида опытных и заслуженных сотрудников университета, института, лаборатории:

  • руководитель официально проводится распоряжением руководства, он должен быть из числа сотрудников кафедры, к которой прикреплен потенциальный кандидат;
  • консультант определяется на основании решения комиссии о прикреплении и утверждается приказом, при этом отличие в том, что он может быть представителем иного структурного подразделения научно-образовательной организации или стороннего учреждения.

Возможны особые, исключительные случаи, когда диссертант ходатайствует о назначении ему двух наставников, если проводимое изыскание посвящается решению проблем нескольких пограничных областей знания. И руководство, и консультирование входит в общую учебную нагрузку представителя профессорско-преподавательского состава, а количество академических часов, выделяемых на руководство или консультирование, одинаковое и равняется 25 часам в год.

Отзыв научного руководителя на кандидатскую диссертацию

На заключительном этапе подготовки диссертации на нее пишется отзыв. В его тексте в свободной форме дается общая характеристика диссертанта, а также оценка значимости и эффективности проведенного изыскания:

  • указываются сроки и итоги обучения в аспирантуре;
  • отмечается наличие удостоверений, дипломов, полученных в данный период в результате освоения дополнительных профессиональных образовательных программ;
  • предлагается обобщенное описание содержания работы и ее достоинств;
  • дается оценка исследования с точки зрения соответствия требованиям Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Российской Федерации;
  • перечисляются наиболее значимые заслуги и достижения защищающегося в профессиональной деятельности;
  • указывается на формы апробации и презентации результатов исследовательской деятельности;
  • отмечаются личностные качества диссертанта, его отношение к научно-исследовательской деятельности, инициативность, самостоятельность, творческий подход, заинтересованность избранной проблематикой;
  • проводится анализ результативности участия в научно-исследовательской работе факультета или института и др.

Отзыв научного руководителя на кандидатскую диссертацию (образец)

Отзыв одновременно с окончательным вариантом диссертационного текста и авторефератом размещается на сайте вуза, где планируется защита, и на официальном ресурсе ВАК. Во время защиты наставник выступает перед диссоветом, предлагая собственную независимую и объективную оценку диссертационного труда.

Наставник диссертанта, работающего над исследованием на соискание степени кандидата наук, сопровождает написание этого серьезного труда. Согласованностью их действий во многом определяются качество исследования и степень его соответствия требованиям ВАК РФ.

Автор:

Читайте также

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Энтерофурил 200 сироп для детей инструкция
  • Должностная инструкция старшей медсестры поликлиники медицинского учреждения
  • Айнил инструкция по применению в ветеринарии для лошадей
  • Ренессанс капитал руководство
  • По замыслам гитлеровского руководства следствием осуществления плана барбаросса должно быть стать