Руководство для благородных девиц

Девочки поступали в заведение в 6-летнем возрасте и оставались там до 18-ти лет. Родственники подписывали соглашение, обязуясь не требовать её возвращения в семью раньше этого времени. В противном случае никто не гарантировал, что девочка получила сообразное с ожиданиями образование и воспитание. Устав института был строг — девушки жили по четкому распорядку дня, а видеться с родными могли только по выходным и праздникам и только в присутствии начальницы.

мед осмотр.jpg
Медосмотр

Набор воспитанниц осуществлялся каждые 3 года. Если по каким-то причинам освобождалось место, Уставом было запрещено принимать учениц со стороны — что не позволяло чуждому духу потревожить сложившийся в Училище уклад.

Набор в Институт благородных девиц осуществлялся раз в 3 года

Существовало четыре класса по возрастам, для каждого из которых была своя форма. С 6 до 9 лет носили коричневую, с 9 до 12 — голубую, с 12 до 15 — серую, а с 15 лет и до выпуска носили белую форму. Первый класс делился на четыре части (каждой давалась своя учительница). Девочки-малышки учились танцевать, вязать и шить. Изучали Закон Божий и катехизис, правила хорошего тона, русский и иностранный языки, арифметику, рисование, музыку вокальную и инструментальную. Во втором классе к числу изучаемых предметов прибавляется география, история и домоводство.

урок рукоделия.jpg
Урок рукоделия

Также полагалось научиться навыкам самообслуживания, таким как содержание в порядке своих волос и одежды. Третий класс делился на две части. В программу обучения добавляется, говоря современным языком, литература («чтение исторических и нравоучительных книг»), основы архитектуры и геральдики. Девочки приступают к ведению хозяйства (наблюдение на кухне, составление смет, самостоятельное шитьё для себя белья и платья из предоставленной материи). Начальство поощряет воспитанниц к написанию пьес для постановки их своими силами.

урок гимнастики.jpg
Занятия гимнастикой

И, наконец, в выпускном классе завершается изучение Закона Божия и остальных наук, через повторение и закрепление. Особое внимание уделяется практической деятельности по ведению хозяйства — девушки ведут запись расходов, ведут переговоры с поставщиками товаров, оценивают качество последних и производят расчёты и помогают учительницам в воспитании младших детей. Всё это призвано дать девушкам навыки и умения, которые пригодятся им в дальнейшей жизни, «в каком бы состоянии им жить ни случилось»…

спальня.jpg
Спальня

Питание в Смольном было скудным, дабы избежать «излишеств». Пример меню Института благородных девиц во второй половине XIX века: утренний чай с булкой, на завтрак кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон, в обед жидкий суп без мяса, на второе — мясо из этого супа, на третье — маленький пирожок и вечерний чай с булкой.

Питание в Институте благородных девиц было более чем скромным

В посты рацион становился еще скуднее: на завтрак давали шесть маленьких картофелин, или три средних, с постным маслом и кашу-размазню, в обед был суп с крупой, небольшой кусок отварной рыбы, прозванной голодными институтками «мертвечиной», и постный пирожок.

столовая.jpg
Столовая института

К личности учительницы Устав предъявляет чрезвычайно высокие требования. Именно педагогу надлежит «подавать примеры отличной добродетели, превосходного достоинства», действовать более благоразумием, кротостью и «непринуждённой весёлостью», чем строгостью. Всеми силами учительница стремится не допустить в воспитанницах и вида «всего того, что скукою, грустию или задумчивостью назваться может»!

Преподаватели-мужчины проводили уроки в присутствии надзирательницы

Главным врагом детского развития Екатерининский Устав справедливо объявляет праздность и побуждает учителей прививать воспитанницам охоту к чтению полезных книг, в том числе на иностранных языках. С первых лет предлагается задавать для выучивания наизусть краткие истории, которые детки могли бы пересказывать потом друг другу. Учителя мужского пола или мастера, привлекаемые в случае нужды к преподаванию в Училище, ведут уроки строго в присутствии учительницы или надзирательницы, не отклоняясь от темы занятий. Интересно отметить, что в «штатном расписании» Училища числятся по 5 священников и дьяконов.

В «Смольном» устраивались балы, куда приглашали кадетов

Не стоит думать, что воспитанницы закрытого учебного заведения вели замкнутый образ жизни и не смели рта раскрыть без приказ. По воскресеньям в институт приезжали дамы из общества и молодые люди. Воспитанницы давали концерт, разыгрывали спектакль, или же время посвящалось просто приятному разговору. Иногда устраивались балы, на которые приглашали кадетов. Воспитанницы старших классов должны были уметь играть роль учтивых хозяек. Устав требовал от них приветливости и благородства не только в обращении с равными себе людьми, но и самыми низшими. Даже такой строгий ритуал, как приём пищи в молчании, не обходился без исключений. Иногда дозволялось перекинуться словом, а «буде которая девица сделает какое остроумное замечание», то ей было позволено сообщить свою мысль всему классу для назидания.

чаепитие с госятми.jpg
Чаепитие с гостями дома

Главным событием в жизни воспитанниц был публичный экзамен, на котором присутствовали члены императорской семьи. При выпуске всем девушкам выдавались аттестаты. При Екатерине II «шифр» — золотой вензель в виде инициала императрицы — получали шесть лучших учениц, при Марии Фёдоровне — десять. Лучшие воспитанницы получали службу при дворе, некоторые становились фрейлинами.

экзамен на знание хороших манер.jpg
Экзамен на знание хороших манер

Прославляемая в Уставе Училища правая вера, радостный осмысленный труд, всестороннее практическое образование и доброжелательное отношение к людям без разбора их достоинств — это те уроки жизни, которые дали целую плеяду русских женщин — носительниц высоких идеалов чистоты, благородства, человеческого достоинства, веривших в то, что эти идеалы осуществимы, несмотря на все тяготы жизни. Ведь не случайно, что потом именно из «смолянок» вышли жены декабристов, без колебаний отравившиеся за своими мужьями на каторгу в Сибирь. Возник образ русской женщины, в котором находили потом свое вдохновение Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Толстой.

Тема для меня очень интересна, поэтому здесь ещё один текст о Смольном институте благородных девиц.

Появлению женского образования в России мы обязаны Екатерине II. По ее указу и проекту Ивана Бецкого в 1764 году был основан Смольный институт благородных девиц. Как любое учебное заведение, Смольный имел свой устав.
Diletant.media расскажет о некоторых его правилах.

Девочки поступали в заведение в 6-летнем возрасте и оставались там до 18-ти лет. Родственники подписывали соглашение, обязуясь не требовать её возвращения в семью раньше этого времени. В противном случае никто не гарантировал, что девочка получила сообразное с ожиданиями образование и воспитание. Устав института был строг — девушки жили по четкому распорядку дня, а видеться с родными могли только по выходным и праздникам и только в присутствии начальницы.

Набор воспитанниц осуществлялся каждые 3 года. Если по каким-то причинам освобождалось место, Уставом было запрещено принимать учениц со стороны — что не позволяло чуждому духу потревожить сложившийся в Училище уклад.

Набор в Институт благородных девиц осуществлялся раз в 3 года

Существовало четыре класса по возрастам, для каждого из которых была своя форма. С 6 до 9 лет носили коричневую, с 9 до 12 — голубую, с 12 до 15 — серую, а с 15 лет и до выпуска носили белую форму. Первый класс делился на четыре части (каждой давалась своя учительница). Девочки-малышки учились танцевать, вязать и шить. Изучали Закон Божий и катехизис, правила хорошего тона, русский и иностранный языки, арифметику, рисование, музыку вокальную и инструментальную. Во втором классе к числу изучаемых предметов прибавляется география, история и домоводство.

урок рукоделия.jpg

Урок рукоделия

Также полагалось научиться навыкам самообслуживания, таким как содержание в порядке своих волос и одежды. Третий класс делился на две части. В программу обучения добавляется, говоря современным языком, литература («чтение исторических и нравоучительных книг»), основы архитектуры и геральдики. Девочки приступают к ведению хозяйства (наблюдение на кухне, составление смет, самостоятельное шитьё для себя белья и платья из предоставленной материи). Начальство поощряет воспитанниц к написанию пьес для постановки их своими силами.

И, наконец, в выпускном классе завершается изучение Закона Божия и остальных наук, через повторение и закрепление. Особое внимание уделяется практической деятельности по ведению хозяйства — девушки ведут запись расходов, ведут переговоры с поставщиками товаров, оценивают качество последних и производят расчёты и помогают учительницам в воспитании младших детей. Всё это призвано дать девушкам навыки и умения, которые пригодятся им в дальнейшей жизни, «в каком бы состоянии им жить ни случилось»…

спальня.jpg

Спальня

Питание в Смольном было скудным, дабы избежать «излишеств». Пример меню Института благородных девиц во второй половине XIX века: утренний чай с булкой, на завтрак кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон, в обед жидкий суп без мяса, на второе — мясо из этого супа, на третье — маленький пирожок и вечерний чай с булкой.

Питание в Институте благородных девиц было более чем скромным.

В посты рацион становился еще скуднее: на завтрак давали шесть маленьких картофелин, или три средних, с постным маслом и кашу-размазню, в обед был суп с крупой, небольшой кусок отварной рыбы, прозванной голодными институтками «мертвечиной», и постный пирожок.

столовая.jpg

Столовая института

К личности учительницы Устав предъявляет чрезвычайно высокие требования. Именно педагогу надлежит «подавать примеры отличной добродетели, превосходного достоинства», действовать более благоразумием, кротостью и «непринуждённой весёлостью», чем строгостью. Всеми силами учительница стремится не допустить в воспитанницах и вида «всего того, что скукою, грустию или задумчивостью назваться может»!

Преподаватели-мужчины проводили уроки в присутствии надзирательницы.

Главным врагом детского развития Екатерининский Устав справедливо объявляет праздность и побуждает учителей прививать воспитанницам охоту к чтению полезных книг, в том числе на иностранных языках. С первых лет предлагается задавать для выучивания наизусть краткие истории, которые детки могли бы пересказывать потом друг другу. Учителя мужского пола или мастера, привлекаемые в случае нужды к преподаванию в Училище, ведут уроки строго в присутствии учительницы или надзирательницы, не отклоняясь от темы занятий. Интересно отметить, что в «штатном расписании» Училища числятся по 5 священников и дьяконов.

В «Смольном» устраивались балы, куда приглашали кадетов

Не стоит думать, что воспитанницы закрытого учебного заведения вели замкнутый образ жизни и не смели рта раскрыть без приказ. По воскресеньям в институт приезжали дамы из общества и молодые люди. Воспитанницы давали концерт, разыгрывали спектакль, или же время посвящалось просто приятному разговору. Иногда устраивались балы, на которые приглашали кадетов. Воспитанницы старших классов должны были уметь играть роль учтивых хозяек. Устав требовал от них приветливости и благородства не только в обращении с равными себе людьми, но и самыми низшими. Даже такой строгий ритуал, как приём пищи в молчании, не обходился без исключений. Иногда дозволялось перекинуться словом, а «буде которая девица сделает какое остроумное замечание», то ей было позволено сообщить свою мысль всему классу для назидания.

Главным событием в жизни воспитанниц был публичный экзамен, на котором присутствовали члены императорской семьи. При выпуске всем девушкам выдавались аттестаты. При Екатерине II «шифр» — золотой вензель в виде инициала императрицы — получали шесть лучших учениц, при Марии Фёдоровне — десять. Лучшие воспитанницы получали службу при дворе, некоторые становились фрейлинами.

экзамен на знание хороших манер.jpg

Экзамен на знание хороших манер

Прославляемая в Уставе Училища правая вера, радостный осмысленный труд, всестороннее практическое образование и доброжелательное отношение к людям без разбора их достоинств — это те уроки жизни, которые дали целую плеяду русских женщин — носительниц высоких идеалов чистоты, благородства, человеческого достоинства, веривших в то, что эти идеалы осуществимы, несмотря на все тяготы жизни. Ведь не случайно, что потом именно из «смолянок» вышли жены декабристов, без колебаний отравившиеся за своими мужьями на каторгу в Сибирь. Возник образ русской женщины, в котором находили потом свое вдохновение Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Толстой.

Взято:http://diletant.media/articles/26766193/

Женские драки, подъём в 6 утра, жутко неудобные платья. Вот как готовили «образцовых жён и матерей» в главном российском вузе для девиц. К слову, высшим учебным заведением Смольный не являлся — его программа была максимум гимназической. Ученицы с ужасом вспоминали, как ходили строем и в столовую, и в церковь. И тем не менее в учебное заведение «для своих» мечтала попасть каждая.

Немного истории

В XVIII веке, несмотря на все усилия, большинство девушек воспитывалось в «домостроевских» традициях: главное — выйти замуж, а значит, и учиться надо уходу за супругом. Дворянским дочкам, конечно, нанимали педагогов, но толк от этого был не всегда: часто представительницы того же уездного дворянства не умели даже грамотно писать. По-французски и по-немецки могли свободно разговаривать лишь единицы, хотя эти языки были крайне модными на протяжении XVIII–XIX веков. А главное — не было какой-то единой системы воспитания благородных девиц.

К тому моменту во Франции, например, давно существовал Королевский дом святого Людовика — светская женская школа. Екатерина II решила не отставать от «просвещённой Европы».

Государыня планировала забирать девочек из семей, чтобы оградить от невежества, и, поместив в «благородную среду», создать совершенно новый тип женщин. Преподаватели должны были делать из девочек «парфеток» — в переводе с французского означает «совершенный».

Преподаватели должны были делать из девочек "парфеток". Коллаж. Фото © Википедия, Public Domain Pictures

Преподаватели должны были делать из девочек «парфеток». Коллаж. Фото © Википедия, Public Domain Pictures

Уже после смерти Екатерины II её невестка, жена императора Павла I Мария Фёдоровна сделала так, что принимать в институт начали не только дворянок.

— «Мещанок» не возили во дворец для раздачи наград (и уж, разумеется, выпускниц-«мещанок» не брали во двор фрейлинами), не было у них ни императорских экзаменов (в присутствии особ из императорской фамилии), ни так называемого императорского бала, на котором с нами танцевали великие князья, иностранные принцы и особы высочайшей свиты, — указывает Александра Соколова в книге «Из воспоминаний смолянки».

Да и по решению Марии Фёдоровны учили мещанок только быть «хорошими жёнами». Срок их пребывания в учебном заведении сократили до шести лет. Дворянки же учились тогда по девять. Так что говорить о равном даже «женском» образовании для представительниц дворянства и других классов нельзя.

И тем не менее об учёбе в Смольном мечтала любая — по его окончании были шансы попасть во фрейлины к императрице. В практическом плане это означало дальнейший крайне выгодный брак: большинству фрейлин выбирали ну очень хорошую партию.

Женские драки

Девочек по возрастам делили на четыре класса. Коллаж. Фото © Википедия, Public Domain Pictures

Девочек по возрастам делили на четыре класса. Коллаж. Фото © Википедия, Public Domain Pictures

Изначально девочек забирали в Смольный в шесть лет, а отпускали «в общество» лишь в 18. Набор осуществлялся раз в три года.

Родственники девушек подписывали соглашение, что не будут просить вернуть воспитанниц раньше срока. Видеться с воспитанницами они могли лишь по выходным и праздникам и строго в присутствии педагогов.

— Были совершенно отчуждены от родных; хорошо ещё, если родители или близкие родственники жили в Петербурге, могли раз в неделю навещать девочку; а бывало и так: родители привезут дочь, уезжают обратно к себе за тысячу или более вёрст и только по окончании являются взять из института уже взрослую девушку. При мне были такие случаи, что ни дочь, ни мать с отцом не узнавали друг друга, — пишет Надежда Ковалевская («Воспоминания старой институтки»).

Девочек по возрастам делили на четыре класса. Отличались они и формой: с 6 до 9 лет носили кофейную, с 9 до 12 — голубую, с 12 до 15 — серую, а с 15 лет и до выпуска носили белые платья. Выглядели они, конечно, очень эффектно, но ходить в подобном было неудобно.

Одинаковые платья, одинаковые причёски (волосы нужно было зачёсывать в зависимости от класса на определённый манер. Тот факт, что у кого-то они кудрявые, никого не волновал — делай как все).

Девушки не всегда жили мирно между собой. Доходило и до «межклассовых» драк.

— «Голубые» дрались со старшим («белым») классом, дразнили маленьких из класса «кофейного» (мы были в платьицах кофейного цвета) и даже иногда дерзили классным дамам, — пишет Александра Соколова в книге «Из воспоминаний смолянки».

Но подобное поведение было скорее нонсенсом. За любые проступки девушек жёстко наказывали.

Казарма это или институт?

Коллаж. Фото © Википедия, Public Domain Pictures

Коллаж. Фото © Википедия, Public Domain Pictures

— Как только утром в шесть часов раздавался звонок, дежурные начинали бегать от кровати к кровати, стягивали одеяла с девочек и кричали: «Вставайте! Торопитесь!», — пишет в своих мемуарах одна из воспитанниц, Елизавета Цевловская.

Дальше молитва, умывание, столовая. Везде ходили строем.

— Куда бы мы ни двигались, мы выступали как солдаты — бесшумной стройной колонной. В столовую туда и назад строились восемь раз, по часу тратили, отправляясь на прогулки и в церковь, — вспоминает Цевловская.

После — уроки, обед, прогулка, молитва и сон. Во времена Павла I и после выходить разрешалось в строго определённое время под пристальным присмотром учителей. Гуляли, если это можно так назвать, воспитанницы строго по территории Смольного и под пристальным присмотром педагогов.

— То, что не отпускали нас из института ни при каких семейных обстоятельствах, я испытала на себе: за четыре месяца до выпуска я имела несчастье потерять отца, жившего в окрестностях Петербурга, и меня не отпустили отдать последний долг. Вот как строго относились к правилу не выпускать ни на шаг из института! — пишет Ковалевская.

Скудное питание и «холодильник» вместо спальни

Коллаж. Фото © Википедия, Public Domain Pictures

Коллаж. Фото © Википедия, Public Domain Pictures

Питание, судя по всему, было направлено в первую очередь на то, чтобы воспитанницы ни за что не поправились. К примеру, во второй половине XIX века девушкам на завтрак давали чай с булкой, немного масла и сыра, порцию молочной каши или макарон. На обед — жидкий суп без мяса, на второе — мясо из этого супа. Вечером давали ещё маленький пирожок и чай с булкой.

В посты условия были жёстче: на завтрак — шесть маленьких картофелин или три средних с постным маслом и каша-размазня. Обед — суп с крупой, небольшой кусок отварной рыбы, которая получила прозвище «мертвечина» за свои вкусовые качества, и постный пирожок.

Температура в спальнях не поднималась выше 16 градусов. Девушки рано ложились и рано вставали. Чтобы позвоночник был прямым — жёсткие кровати, для «молодости лица» — ледяная вода из Невы.

Наказания

Коллаж. Фото © Википедия, Public Domain Pictures

Коллаж. Фото © Википедия, Public Domain Pictures

Телесные наказания строго-настрого запрещались. Но за любой минимальный проступок девушек стыдили прилюдно.

Например, за сквернословие и дерзость воспитаннице надевали на шею огромный картонный красный язык. Носить заставляли от одного дня до семи.

Ношеный чулок как знак позора был, пожалуй, самым распространённым методом наказания. Его прикалывали к платью за небрежную причёску (прядь выпала), чуть мятую или небрежно залатанную одежду, чернильное пятно на пальце.

Наказания были и едой. Точнее так — голодными официально девушек не позволялось оставлять, но им могли запретить садиться за стол. А стоя есть было неприлично («как падшая женщина»).

Наказания были даже, если девушка во время урока повернулась к окну или просто что-то искала. За это к одежде прикалывали «бумажку позора» — просто обрывок бумаги.

Любовь

Первых студенток, ещё во времена Екатерины, учили и музыке, и арифметике, и истории с географией, и даже физике с архитектурой. Коллаж. Фото © Википедия, Public Domain Pictures

Первых студенток, ещё во времена Екатерины, учили и музыке, и арифметике, и истории с географией, и даже физике с архитектурой. Коллаж. Фото © Википедия, Public Domain Pictures

Как ни старайся, а девушки есть девушки, без первой детской влюблённости — никак. Причём многие, конечно, не могли крутить романы — да и с кем? Преподавателей-мужчин даже к середине XIX века (так называемый расцвет училища) было мало. Да и все они часто годились воспитанницам в дедушки. Хотя некоторых это не останавливало.

Но самым модным было страдать по кому-то из царской семьи: кто — по государю-императору, кто — по цесаревичу, кто — по его братьям. Встретить воспитанницы их могли во время выпускных экзаменов у старших классов или приёмов, которые давали при Смольном. Члены царской семьи наведывались во время праздников, могли посетить балы или театральные постановки при институте.

Одним из ярчайших примеров, пожалуй, стала Екатерина Долгорукова — морганатическая жена Александра II. Она страдала по императору и до учёбы в Смольном, а тот её вспомнил лишь в 1865 году. Тогда, в Вербное воскресенье, государь приехал в институт, где ему среди прочих представили 17-летнюю Долгорукову. Бурный роман, который завершился вторым браком государя, вспыхнул именно с этого «представления».

Но в основном это заканчивалось страданиями, вырезаниями лезвием у себя на запястье инициалов возлюбленного (надо ли говорить, что замеченные в этом несли суровое наказание?). Деревья в саду при институте, кстати, тоже претерпевали от действий «благородно страдающих» — на стволах нередко увековечивали информацию об объектах обожания.

— Институтки собирали и тщательно хранили кусочки жаркого, огурца, хлеба со стола, за которым обедал государь, выкрадывали платок, который разрезался на маленькие кусочки и распределялся между воспитанницами, носившими эти талисманы у себя на груди, — писала одна из выпускниц Смольного, Варвара Гарулли.

Александр II знал об этой привычке институток и однажды, отдавая им платок, потребовал, чтобы «с ним делали что хотели», а вот к любимому питомцу — собаке Милорду — даже не вздумали приближаться (не отрезать клочки шерсти на память).

Уровень образования

Коллаж. Фото © Википедия, Public Domain Pictures

Коллаж. Фото © Википедия, Public Domain Pictures

Единственное, пожалуй, что по-прежнему хромало, — уровень образования. Нет, первых студенток, ещё во времена Екатерины, учили и музыке, и арифметике, и истории с географией, и даже физике с архитектурой. Что уж говорить о литературе с французским — произведения Монтескьё у многих отлетали от зубов.

Как только за Смольный взялась невестка Екатерины II Мария Фёдоровна, нормы образования, мягко говоря, пересмотрели. Так, основное внимание стало уделяться тому, как женщина должна себя вести в обществе, как танцевать, о чём говорить. На уроках строго запрещали задавать вопросы учителю. Спросила что-то? Жди чулок на груди.

Представление о Гоголе и Пушкине девушки имели только по рассказам учителей. На французском могли изъясняться, на немецком с горем пополам — тоже. А вот задача прочитать хоть страницу на одном из иностранных языков могла поставить красавиц в тупик.

Да и разговаривать они могли на «инязе» благодаря тому, что в Смольном не реже раза в неделю устраивали дни того или иного языка: то есть переходить на любой другой строго запрещалось. В качестве наказания за ослушание могли заставить носить знак позора даже в родительский день (крайняя мера наказания).

Готовить они тоже умели… никак. По воспоминаниям Цевловской, во время уроков домоводства им максимум разрешали что-нибудь нарезать для блюда.

Попытки исправить ситуацию были. Так, в 1859 году инспектором классов назначили Константина Ушинского. Он стал вводить естествознание, в разы увеличил количество часов по русскому языку и литературе, сделал переходы в следующий класс ежегодными и сменил едва ли не весь преподавательский состав.

За последнее Ушинский жестоко поплатился: так, оставшиеся педагоги и их уволенные некогда коллеги засыпали руководство Смольного анонимными доносами. Ему и всему новому педсоставу пришлось уйти, и всё вернулось на круги своя.

***

Смольный институт существовал в столице вплоть до октября 1917 года. После этого его перевезли в Новочеркасск, выпустив студенток в последний раз в 1919 году. А после — закрыли «за ненадобностью».

Комментариев: 0

avatar

Для комментирования авторизуйтесь!

Полезные члены общества VS Инфантильные «институтки»

В 1764 году Екатерина II издала революционный для XVIII века указ о создании первого не только в Петербурге, но и вообще в Европе женского учебного заведения. Им стал Смольный институт, целью которого было «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». После выпуска девушкам гарантировали престижное трудоустройство: они могли остаться в институте и работать преподавательницами или классными дамами, получить службу при дворе, стать гувернантками или даже фрейлинами. 

В Смольный институт принимали девушек из семей с хорошей родословной не только из России, но и дружественных стран: Грузии, Швеции. Нужно было сдать экзамены по русскому и французскому языкам и иметь хорошее религиозное воспитание. «Кисейные барышни» покидали дом в шестилетнем возрасте после заключения с их родителями контракта, который запрещал прерывать обучение и выезжать девушкам за пределы заведения. Программа обучения предполагала три класса, каждый из которых длился четыре года.

Однако ожидание получить полезных для общества женщин не совпало с реальностью, и в стране не взлюбили будущих выпускниц. Девушки в течение многих лет были оторваны от реальности и практически не общались с внешним миром, поэтому для них было нормальным прыгать от радости, заламывать руки, рыдать или падать в обморок. За это их считали белоручками, осуждали их эксцентричность, сентиментальность и инфантильность, обзывали «институтками» и «кисейными барышнями» (выпускные платья девушек шились из кисеи).

Елизавета Водовозова: «После выхода из института я не имела представления о том, что прежде всего следует условиться с извозчиком о цене, не знала, что ему необходимо платить за проезд, и у меня не существовало портмоне».

Кто ты сегодня — мовешка или парфетка? Милочка или душечка поганая?

Стандарты образования в то время представляли специальную программу с чётким перечнем предметов, в день давалось по восемь уроков. Девочки изучали арифметику, грамоту, три иностранных языка, религиоведение, этикет, кулинарное искусство, рисование, музыку, вокал, географию, историю. Однако многие науки преподавались поверхностно: историю изучали по одному учебнику, на кулинарии жарили котлеты из готового фарша. Основной упор делался на правила поведения в обществе, слово Божье и физические упражнения.

Зинаида Мордвинова: «Устав настоятельно требовал, чтобы дети всегда имели вид бодрый, весёлый, довольный и „вольные действия души“. Поэтому предписывалось отнюдь не делать из наук предметов скуки, горя и отвращения и облегчать всякими способами усвоение знаний, обращая при этом внимание на степень развития и способности каждой девочки в отдельности».

После Екатерины II Смольным стала управлять жена Павла Первого, Мария Фёдоровна. При ней обучение и вовсе ограничилось вокалом, этикетом и танцами, которые, как считала императрица, помогают «от всех господствующих болезней». Из воспитанниц стали стремиться сделать не фрейлин, а покладистых жён.

Учителя старались подогнать всех девушек под один канон и делили их на «хороших» и «плохих». Если ученица проявляла индивидуальность, не вписывались в общие порядки, недостаточно аккуратно укладывала волосы, небрежно заправляла постель, даже просто громко говорила, то становилась плохой и получала прозвище «мовешка» (с французского mauvaise — «дурной»). Хороших девушек, которые держались прямо, вежливо общались и умели делать реверанс, дразнили «парфеткой» (parfaite — «совершенный»). Подруг называли «душечка» или «милочка», сокурсниц, с которыми не ладили, — «бессовестная душечка» или «душечка поганая». 

Руководство, как продемонстрировать любовь к учителю с дефектом

Преподаватели тоже проходили жёсткий отбор: предпочитались незамужние женщины старше 40 лет, которые сурово наказывали воспитанниц. Мужчин редко принимали в Смольный, чтобы они не отвлекали девушек: на работу могли взять либо женатого, либо пожилого, либо, что идеально, с внешними дефектами. Девушкам действительно не хватало чувств и эмоций, поэтому они выражали их по отношению ко всем учителям. Ученицы дарили предмету обожания подарки, обливали его шляпу духами, ели в честь него мыло, выкалывали булавкой инициалы возлюбленного и ночами пробирались в местную церковь, чтобы помолиться за здоровье его семьи.

Преподавательский состав в Смольном

Преподавательский состав в Смольном

Поклоняться девушки могли не только преподавателям-мужчинам, но и старшим воспитанницам или даже императору. Если в руках барышень оказывался царский платок, его разрезали на куски и носили на груди. Кусочки жаркого, огурца, хлеба со стола, где обедал правитель, хранились как драгоценности.

Что страшнее: тиковый передник или обед стоя?

Вместо физических наказаний использовалось унижение. Если ты сквернословила, тебе на шею подвешивали большой язык из красного картона. Если выглядела неряшливо, твоё платье украшали рваным чулком. Если провинилась, то либо неподвижно стояла посреди столовой, либо ела стоя, что считалось признаком падшей женщины. Самым жестоким наказанием было носить тиковый передник, удел простолюдинок.

Свидания с семьёй сводились к четырём часам в неделю в присутствии воспитателей, переписка контролировалась, важные послания передавались через горничную за взятку, а скучать по дому считалось слабостью. Мария Фёдоровна ввела правило, при котором девушки попадали в Смольный не в шесть, а в девять лет, чтобы «не возвращаться домой с отвращением». Однако при этом поездки к семье и вовсе запрещались.

Перед сном девушки пугали друг друга историями о белых дамах, чёрных рыцарях и отрубленных руках. Ходила легенда о замурованной в Смольном монахине. Поскольку после отбоя в комнатах должна быть тишина, ученицы проверяли друга друга на стойкость: важно было не завизжать от страха.

Вместо курорта — лазарет, вместо ужина — чай с булкой

Учениц воспитывали в казарменных условиях, чтобы выработать у них стойкий характер. Даже зимой помещения не прогревали выше 16°C, умываться приходилось холодной водой, спать на жёстких матрасах. Девушки стали мастерски использовать падения в обморок, чтобы попасть в местный лазарет и там согреться.

Питались девушки примитивно и некачественно, поэтому порой спорили из-за корки хлеба — «закорявочки». Ученицы ждали гостинцев от родственников, которые передавались тайно, или платили за деликатесы карманными деньгами прислуге. Многие девушки в мемуарах называли еду худшим воспоминанием.

Пример типичного меню: на завтрак — хлеб с маслом и сыром, молочная каша или макароны, чай. На обед — жидкий суп без мяса, мясо из супа, пирожок. На ужин — чай с булкой.
По средам, пятницам и в посты — постный суп с крупой, небольшой кусок отварной рыбы («мертвечина»), маленький постный пирожок.

Неугодные книги, опасные заповеди и редкие прогулки

Девушки жили в полной изоляции, гулять можно было только на собственной территории. Иногда их возили в театр, на выставки и придворные праздники, чтобы разбираться в культурных новинках. Раз в год барышень пускали в Таврический сад, предварительно закрыв его от других посетителей. На снег нельзя было ступать, поэтому зимой аллеи Смольного застилали досками, а принести в помещение снежок было большой удачей.

Читать можно было книги из скудного списка, причём неугодные странички вырывались. Классические произведения существовали в особых изданиях, в которых многоточий было больше, чем текста. Чтобы сохранить невинность в умах девушек, даже седьмую заповедь «Не прелюбодействуй» заклеивали бумажкой.

Варлам Шаламов: «Выброшенные места были собраны в особый последний том издания, который ученицы могли купить лишь по окончании института. Он представлял собой для институток предмет особого вожделения».

От «кофушки» до «синявки»: какого цвета твой возраст?

У девушек была униформа, цвет которой различался от возраста. Самые юные носили кофейные платья с белыми передниками (их называли «кофушками» или «кофульками»), ученицы среднего возраста — синие, старшие — белые с зелёными фартуками, пепиньеруи (девушки, которые закончили Смольный и обучались на классных дам, или «синявок») — серые. Причёска у всех была одинаковая: гладко зачёсанные косички. Если девушка содержалась благодаря частной стипендии, она носила на шее ленточку с цветом благотворителя. Шесть лучших выпускниц удостаивались белого банта, украшенного золотым вензелем с инициалами императрицы.

Конец «благородной» эпохи

История Смольного в Петербурге закончилась в 1917 году, когда в здание въехали представители новой власти. Тогда институт переехал в Новочеркасск. В феврале 1919 года там состоялся последний российский выпуск. Женское образование на этом не завершилось и продолжилось с 1919 года в Сербии. 

Среди знаменитых выпускниц Смольного — первая русская воздухоплавательница Прасковья Гагарина, одна из лидеров белогвардейского союза Мария Захарченко-Шульц, глава отряда юнкеров в 1917 году София де Боде, тройной агент ОГПУ и возлюбленная Максима Горького Мария Закревская-Бенкендорф-Будберг, арфистка Ксения Эрдели, поэтесса-футуристка Нина Хабиас, поэтесса-революционерка Мария Добролюбова.

Узнайте ещё больше о прошлом любимого города с KudaGo!

В рассылках «KudaGo в Петербурге прошлого» мы рассказываем о том, как горожане в ХХ веке проводили свой досуг. Читайте в других наших материалах о дореволюционных и советских ресторанах, дореволюционных ресторанах с собственным садом, сохранившихся кафе Петербурга и Ленинграда, прошлом городских рынков, торговых зданий и торговых центров, культовых местах Невского проспекта , главном дореволюционном развлечении, культовых брендах, фестивалях до революции, модных заведениях, зимних забавах и главных петербургских деликатесах.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+

Выдержки из Устава Императорского воспитательного общества благородных девиц

Раздел первый. О должностях господ попечителей и о принятии в общежитие благородных девиц

1. Попечительский совет. Помимо госпожи начальницы в него входят четыре наиболее знатные особы, назначенные Его Императорским Величеством.

2. В пансион принимаются девицы возрастом 11 лет. По особому распоряжению Его Императорского Величества, Ее Императорского Величества и членов попечительского совета в пансион могут быть приняты девицы в возрасте от 12 до 17 лет. После экзамена их присоединяют к соответствующему классу.

3. При поступлении в пансион родители или опекуны обязаны предоставить документы, подтверждающие благородное происхождение кандидаток. Помимо этого требуется предоставить документ с указанием полного имени, возраста и имен родителей. Данный документ выдается священником или местным префектом.

4. Родители и опекуны также обязаны предоставить информацию о наличии у кандидаток тяжелых заболеваний. Недопустимо принятие в пансион тяжело больных и имеющих увечья кандидаток.

5. Преимущество при приеме в пансион имеют девушки из малообеспеченных семей, а также сироты и дети военнослужащих, получивших во время боевых действий тяжелые ранения. Эти данные не подлежат разглашению и находятся у госпожи начальницы.

6. Все полученные при поступлении данные подлежат хранению в архиве до момента выпуска учениц.

7. В случае положительного решения в отношении кандидатки, она тотчас же поручается классной даме назначенного ей класса. Ей выдается соответствующая форма. Программа обучения для кандидатки определяется исходя из возраста и индивидуальных потребностей.

8. В случае поступления кандидатки в пансион, родители или их представители передают право опеки в пользу учреждения в лице госпожи начальницы вплоть до достижения ею 18 лет. И до достижения данного возраста отчуждение данных прав не дозволяется.

9. В случае, если ученица по достижении 18 лет по каким-либо причинам пожелает продлить свое нахождение в пансионе, это ей будет дозволено на срок не более 3 лет.

Раздел второй. О разделении учениц по возрасту и программе обучения

(7-2 классы опущены)

Первый класс

Штат пансиона:

– Госпожа надзирательница.

– Госпожи классные дамы для двух отделений класса.

– Прислуга.

Форма зеленого цвета.

Программа обучения:

– Знание законодательства

– Повторение курса прошлых лет

– География

– Иностранные языки (французский, немецкий. английский)

– Закон Божий

– Физика и естественные науки

– История Государства Российского

– Литература и словесность

– Педагогика

– Этикет

– Домоводство

– Танцы

– Рисование

– Музицирование и пение

Раздел третий. О госпоже начальнице

1. Госпожа начальница назначается Ее Императорским Величеством и является высшим должностным лицом пансиона.

2. Ее основными обязанностями являются обеспечение деятельности пансиона и общее руководство образовательным процессом.

3. В случае невозможности по каким-либо причинам осуществлять свою деятельность, госпожа начальница вправе временно передать часть своих полномочий Госпоже надзирательнице, классным дамам или членам попечительского совета.

4. Госпожа начальница отвечает за прием кандидаток в пансион, а также за их выпуск и выдачу соответствующих документов о прохождении обучения.

5. Для контроля за образовательным процессом госпожа начальница вправе посещать любое занятие по своему выбору.

6. Также на нее возлагается контроль за деятельностью персонала пансиона.

7. Для контроля за успеваемостью, госпожа начальница вправе проводить общие и особые экзамены, как перед классом, так и перед попечительским советом.

8. Госпоже начальнице надлежит быть примером для всего коллектива пансиона и его учениц. Особо поощряется демонстрация добродетели, достоинства, а также других качеств, присущих лицу ее положения.

9. Распределение и утверждение бюджета пансиона находится в ведении попечительского совета. Выдача денежных средств и контроль их расходования должностными лицами осуществляется госпожой начальницей.

10. Для обеспечения текущих нужд пансиона часть денежных средств выдается эконому, который обязан отчитываться перед госпожой начальницей не реже раза в месяц.

11. В обязанности госпожи начальницы входит поощрение особо отличившихся учениц, а также порицание особо отстающих.

Раздел четвертый. О госпоже надзирательнице

1. Госпожа надзирательница отчитывается только перед госпожой начальницей и попечительским советом.

2. В ее обязанности входит контроль и надзор за деятельностью и поведением классных дам и учителей.

3. В целях контроля за образовательным процессом, госпожа надзирательница вправе посещать любое занятие по своему усмотрению.

4. Как и руководитель пансиона, госпожа надзирательница должна обладать высокими морально-этическими качествами, такими как кротость, умеренность и благоразумие.

5. В случае необходимости, госпожа надзирательница вправе останавливать проведение занятий и прочих мероприятий пансиона.

Раздел пятый. О госпожах классных дамах

1. В каждом отделении класса надлежит быть по одной классной даме. Основная их обязанность состоит в том, чтобы контролировать процесс обучения непосредственно на местах, а также помогать учителям.

2. В случае невозможности учителями исполнять свои обязанности, они возлагаются на классных дам. В этом случае они обязаны следовать утвержденной программе обучения.

3. Также в обязанности надзирательниц входят:

– контроль за учителями и служанками,

– контроль за внешним видом учащихся,

– контроль за поведением подведомственных лиц.

4. Госпожи классные дамы получают указания только от госпожи начальницы и госпожи надзирательницы.

Раздел шестой. О господах учителях

1. Основная обязанность господ учителей состоит в том, чтобы обеспечивать образовательный процесс непосредственно на местах и следить за успеваемостью.

2. Господа учителя должны преподавать девицам науки согласно утвержденной программе.

3. В отсутствии классных дам на учителей также возлагается контроль за дисциплиной учениц.

4. В случае нарушения учителями требований, указанных выше, они подлежат увольнению или публичному порицанию.

5. В том случае, если в пансионе отсутствует штатный преподаватель какой-либо науки, то в этом случае для обеспечения образовательного процесса надлежит привлечь сторонних учителей. Контроль за их деятельностью возлагается на классных дам и госпожу надзирательницу.

Раздел седьмой. Заключительные положения

1. Воспитание должно опираться на два столпа:

– Христианская вера. Основной атрибут – молитва. Происходит три раза в день – перед трапезой, а также в праздничные дни и по особым случаям.

– Светская добродетель. Правила приличия, достойное и скромное поведение, долг перед семьей.

2. Посещения учениц возможны только в специально отведенное время.

3. Переписка учениц с родственниками и другими лицами возможна только с разрешения и под контролем классных дам.

Мы благодарим Степана Стрельника за неоценимую помощь в подготовке этого документа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синекод сироп от кашля для взрос инструкция как принимать отзывы
  • Audison bit one инструкция на русском
  • Ханса плита электрическая инструкция для духовки
  • Что такое суфд казначейство инструкция по применению
  • Руководство к зилам 131