Руководство для эколога предприятия

11.10.2012

Г.Н.Ерилин, эколог

Связаться с автором, либо заказать услуги в области охраны окружающей среды Вы можете, написав на электронный адрес erilingleb@tut.by

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ НАЧИНАЮЩЕГО ЭКОЛОГА НА ПРЕДПРИЯТИИ

В настоящее время внедрение на предприятиях и в организациях экологических требований происходит быстро — предписания, проверки и штрафы территориальных органов Минприроды и иных контролирующих инстанций способствуют этому процессу. Достаточно создано и ВУЗов, готовящих промышленных экологов (хотя, конечно же, уровень подготовки в них разный). Стало нормальным иметь штатную единицу — эколога, на которую приглашаются большей частью молодые экологи — вчерашние выпускники. Также часто происходит наделение полномочиями (и обязанностями, соответственно) лиц, далеких прежде от вопросов экологии на предприятии. Главный вопрос остается в непринятии требований в области охраны окружающей среды работниками предприятий, особенно давно работающими — ведь в прежние времена таких требований было значительно меньше. Поэтому тяжело представить, допустим, главному механику, работающему на предприятии с 70-х годов прошлого века, что отходы надо раздельно собирать, мешающие деревья нельзя рубить, а отработанное масло не сливается в канализацию — ведь до этого так работали годами. Кроме того, выполнение экологических требований — это дополнительная статья затрат для предприятия (например, услуги сторонних организаций стоят достаточно дорого, а без них не обойтись, а что уж говорить про установку современного газоочистного оборудования в цехах), а в условиях кризиса в экономике первоочередными являются платежи по заработной плате, коммунальным услугам, электроэнергии и пр. — соответственно, эколог с его требованиями представляется этаким «нахлебником» на плечах работников. Но законодательство в области охраны окружающей среды с каждым годом ужесточается, а контролирующие органы законы читают.

 Итак, ситуация в целом по стране в данной области нам известна. Предположим, что Вы — начинающий эколог, закончивший недавно специализированный ВУЗ и распределенный на промышленное предприятие или Вы работаете на предприятии в должности инженера по охране труда, и на Вас возложили выполнение обязанностей эколога. Предположим худший вариант — до Вас эколога не было. С чего ж начинать?

Часть первая. Ознакомительная.

Шаг 1. Знакомство с предприятием, производством.

Познакомьтесь со своим предприятием, обойдите все цеха, познакомьтесь с начальниками цехов, различных служб и т.п. Пока просто познакомьтесь. Обходя территорию предприятия, сразу оцените в общих чертах:

как хранятся отходы, вторичные материальные ресурсы,

соблюдаются ли санитарные требования,

• где в каких цехах есть источники выбросов, газоочистные установки, системы вентиляции,

• как осуществляется уход за растительными миром,

• не разливаются ли ГСМ на почву,

• не происходит ли несанкционированных рубок.

• как происходит снабжение предприятия водой — есть ли своя скважина или снабжение централизованное из городского водопровода;

как происходит сброс вод.

Шаг 2.Знакомство с отчетностью и документооборотом по экологии.

Посмотрите:

• как ведется учет и сдается отчетность в области охраны окружающей среды — кто ведет,

• какие документы заполняются,

• какие документы должны заполняться и не заполняются,

• кто ответственный и за какие вопросы,

• как рассчитывается экологический налог,

• какие штрафы давались предприятию (любо должностным лицам),

• какие выданы предписания,

• когда были проверки и по каким вопросам и когда будут.

Шаг 3.Знакомство с организацией мероприятий по экологии по направлениям.

Посмотрите, все ли сделаны необходимые документы по каждому из направлений:

Наименование направления

Наименование мероприятий

В области охраны атмосферного воздуха

— проведена ли инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, когда получено разрешение, не просрочено ли, те ли выбросы производятся на предприятии, что и в разрешении?

— разработан ли том ПДВ?

— разработаны ли паспорта на газоочистные установки, своевременно ли проводится проверка их эффективности?

— разработаны ли паспорта на системы вентиляции?

-ведется ли учет (ПОД-1-3)?

В области обращения с отходами

— получено ли разрешение на хранение/захоронение отходов? Не просрочено ли?

— составляются ли сопроводительные паспорта при вывозе отходов?

— проводится ли инвентаризация отходов?

— ведется ли раздельный сбор?

— разработан ли весь необходимый пакет документов (инструкция, нормативы и пр.)?

— оборудованы ли места хранения отходов?

-ведутся ли ПОД-9,10?

В области водопользования

— если есть свои скважины и  разработаны ли проекты зоны санитарной охраны, проводятся ли анализы?

— получено ли разрешение на спецводопользование (в необходимых случаях)?

— как проводится первичный учет воды и кто за него отвечает?

— разработаны ли нормативы водопользования?

— как обстоят дела с нормативами допустимых сбросов (в случаях необходимости)?

-как осуществляется контроль за сбросами?

-ведутся ли ПОД-6 (7),8?

Почвенный слой

— не происходит ли проливов ГСМ и как они ликвидируются?

— положено ли твердое покрытие в предполагаемых местах проливов?

— не было ли предписаний по рекультивации почвенного слоя и как они выполнены?

Растительный мир

— проведен ли учет объектов растительного мира и согласно какого постановления?

— не просрочена ли учетная документация?

— удалялись ли объекты растительного мира и получалось ли для этого разрешение?

— как осуществляется уход, озеленение?

Санитарно-защитная зона

— попадает ли предприятие под категорию тех, для которых устанавливаются границы санитарно-защитной зоны?

— были ли предписания на эту тему?

— разработан ли и согласован проект санитарно-защитной зоны предприятия?

— соблюдается ли план мероприятий, указанный в проекте?

Производственные  экологические наблюдения

— разработана ли инструкция ПЭК?

— установлен ли список ответственных?

— как это отражено в приказах,

— назначены ли ответственные лица?

— проведены ли инструктажи и есть ли росписи в журналах?

— разрабатываются ли планы-графики ПЭК и планы природоохранных мероприятий?

-проводится ли локальный мониторинг (в необходимых случаях),  аналитический контроль (отбор проб и проведение измерений)?

Экологический паспорт предприятия

— разработан ли и насколько полностью внесена в него информация о предприятии, велся ли?

— нет ли недостающих разделов?

В общем и целом

-сдается ли необходимая отчетность?

— назначены ли ответственные приказами?

Часть вторая. Анализ.

Шаг 4.Разработка плана действий.

Оценив ситуацию, разработайте для себя оптимальный план действий.

Разбейте вопросы на:

а) такой-то учет не ведется, а необходимо вести, необходимо сдавать такую-то отчетность;

б) в таких-то цехах нарушают такое-то законодательство в области охраны окружающей среды;

в) такие-то документы не разработаны, а их разработка необходима.

Разработайте меры действий по всем этим пунктам, но для начала составьте полный план по производственному экологическому контролю , разработайте ежегодный план мероприятий и продумайте вопросы в части назначения ответственных.

Итак:

• по пункту «а» — необходимо начать и наладить учет, то есть: сбор информации, занесение ее в учетные документы, сдача отчетности. Назначить ответственного. Вести должен будет ответственный.,

• по пункту «б» — в начале необходимо для начала провести инструктаж по данным вопросам для потенциальных и реальных нарушителей, издание приказа с указанием ответственных, ознакомление с приказом под роспись. а также дать всем расписаться под приказами об ответственности и в журналах (провести первичный инструктаж),

• по пункту «в» — необходимо создать план, в какие сроки что будет сделано, что своими силами, а что путем заключения договора со сторонними организациями.

Часть третья. Работа с руководством.

Шаг 5. Подготовка и встреча с руководством предприятия.

Идя на прием к руководителю предприятия вы должны быть тщательно подготовлены. Ваша информация должна содержать следующие данные по предприятию:

• расписываете, что именно не так,

• чем это грозит,

• где происходит,

как можно это исправить.

Ваша цель — привлечь внимание к проблеме, убедить руководителя и склонить на свою сторону.

С собой имейте:

• готовые предложения по каждому вопросу,

• приказы о назначении ответственных, особенный акцент сделайте о назначении ответственных) — лучше придите с готовыми приказами — возможно, руководитель сразу их и подпишет. И напишите

• докладные о необходимых мерах.

 Если Вы удачно проведете эту часть — то половина успеха обеспечена.

Часть четвертая. Практическая.

Шаг 6. Наведение порядка, приучение работников к требованиям в области охраны окружающей среды и поддержание достигнутого.

Дальше начинайте осуществление своих планов.

Мероприятие

Примечание

Назначение ответственных и проведение инструктажей

Снятие с себя ответственность за чужие нарушения

Наведение порядка в отчетности

Заставлять работать тех, кто является ответственным

Отрегулируйте сбор информации:

— о потребленной воде

— и прочее

Постоянно требуйте необходимую информацию

Инспекционные проверки своего предприятия

Указание недостатков, требование исправления

В случае нарушения:

— не соблюдение раздельного сбора отходов,

-вывоз отходов без сопроводительных паспортов,

— рубка деревьев,

— разлитие масла,

— не скашивание травы или не уборка территории и т.д.

Составляется докладная записка руководству

Освобождение себя от ответственности, которая существует на Вас по умолчанию

Внедрение системы актов-предписаний

В рамках ПЭК

Личная работа по разработке документов

При невозможности -поиск сторонних организаций, заключение с ними договора (аргумент для руководства- крайняя необходимость)

Посещение семинаров

Проведение семинаров для своих сотрудников ( возможно привлечение работников сторонних специализированных организаций)

В какой последовательности все делать? В принципе, важно все. В первую очередь:

• Следите:

— чтобы разрешения были действующими, непросроченными,

— за правильным обращением с отходами, растительным миром и пр.,

— за содержанием территории предприятия,

— за своевременностью контроля (пробоотбора и т.п.), если таковой обязательный.

• Начните одновременно с выбросов, отходов, почвенного слоя и производственных экологических наблюдений.

• Далее проведите учет объектов растительного мира (без сторонней организации не обойтись) и составление документации по воде.

• Разработайте экологический паспорт предприятия.

• Закажите проект санитарно-защитной зоны (эти работы стоят дорого).

• Ну и, конечно же, постоянно следите за соблюдением требований законодательства.

В общем, Ваша задача — наведение порядка, приучение работников к требованиям в области охраны окружающей среды и поддержание достигнутого.

Связаться с автором для консультаций и заказа услуг можно по  е-мэйл erilingleb@tut.by

Автор: Г.Н.Ерилин

Источник: ИП Ерилин

Сейчас на календаре лето — чудесное время, месяцы блаженной расслабленности, в т.ч. и в сфере промышленной экологии. Отчетная пора миновала, можно не спеша заниматься рутинной работой, планировать бюджет на будущий год, подыскивать учебные курсы и потенциальных контрагентов. Однако лето и начало осени — спокойное время лишь для опытных специалистов-экологов. Ведь именно сейчас вчерашние студенты, полные теоретических знаний по промышленной экологии, устраиваются на свою первую работу по специальности.

Начинающим экологам предстоит разбираться в основах и профессиональных тонкостях этой не слишком простой специальности и, как это часто бывает, разбираться в одиночку. Руководство и «производственники» на предприятиях обычно не имеют ни малейшего понятия об экологии, а эколог очень часто в штате числится в единственном числе, поэтому спросить совета по большей части бывает не у кого.

Именно в это время на профессиональных форумах в Интернете идет девятый вал дилетантских вопросов из разряда «чем выбросы отличаются от сбросов?». И как правило, такие вопросы остаются без ответа, потому что опытным специалистам недосуг объяснять основы основ.

Нередко это приводит к тому, что отчаявшийся новичок, утонув в ворохе непонятных бумаг, терминов и законов, бросает профессию, даже не разобравшись. И зря — профессия эколога незаурядная, иногда творческая, часто нервная, но в целом интересная. Именно поэтому автор статьи решила написать небольшой гайд — руководство для только что пришедших в экологию будущих специалистов с целью помочь им разобраться в азах своего дела и прикинуть «фронт работ».

Итак, вы устроились на среднее по размерам промышленное предприятие инженером-экологом (варианты — инженер по охране окружающей среды, просто эколог, довольно часто идет совмещение с охраной труда и промышленной безопасностью, чего неопытным лучше избегать). Допустим, до этого на предприятии уже работал эколог, но давно ушел, не оставив никаких инструкций. Возможно, предприятие вообще новое, и эколога на нем не было, т.е. придется начинать все с нуля. Что делать?

Шаг 1. Найти все документы

Прежде всего нужно найти все имеющиеся на предприятии документы, которые могут относиться к экологии. Соберите их все в кучу и составьте реестр того, что уже есть, со сроками действия и согласованиями руководства предприятия и надзорных органов.

Основные надзорные органы, имеющие отношение к природоохранной деятельности:

• Роспотребнадзор;

• Росприроднадзор;

• природоохранная прокуратура;

• Министерство, Департамент, Комитет по охране окружающей среды и экологии — названия бывают разные, но в целом смысл один — это местный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере экологии.

Какие документы вы можете обнаружить?

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2019.

Алгоритм действий начинающего эколога на предприятии

Все действия начинающего эколога, пришедшего на работу, должны быть направлены на реализацию основной цели – контроль и соблюдение требований существующего законодательства в области охраны природы на предприятии.

Должностные  обязанности эколога

Для четкого понимания, с чего начать свою работу экологу на предприятии, необходимо знать перечень должностных обязанностей:

  • участие в выборе сырья, производственной технологии и оборудования с целью создания экологически безопасного продукта и процесса;
  • проведение необходимых расчетных операций по нормам и налогам, которые должны уплатить предприятия в качестве компенсации выбросов;
  • улучшение характеристик продукции с экологической точки зрения для повышения ее конкурентоспособности на рынке товаров;
  • аудит информации по количеству образуемых отходов, их утилизации;
  • взаимодействие со службами, которые следят за соблюдением норм и требований по обеспечению экологической безопасности на предприятии; 
  • создание инструкций по обращению с отходами: их складирование, хранение и утилизация;
  • проведение инструктажей, ведение документации по экологическим нормам и стандартам;
  • сотрудничество со структурными подразделениями в вопросах природоохраны;
  • работа с документацией по вопросам получения разрешений и лицензий на обращение с отходами, др.

Требования в сфере экологической безопасности изменяются, совершенствуются законодательные акты. Для обеспечения легальной деятельности в рамках законодательства, инспектор по охране окружающей среды должен постоянно следить за нововведениями и обновлениями. 

С чего начать специалисту по охране окружающей среды?

Чуть выше мы изложили лишь примерный перечень должностных обязанностей эколога. На каждом предприятии существуют свои особенности. Чтобы не упустить никакие моменты не только относительно обязанностей, но и в рамках полномочий, а также прав, необходимо тщательно изучить должностную инструкцию инженера-эколога.

Не менее важный этап — знакомство с деятельностью предприятия. Понятно, что территория и производство будут рассматриваться с природоохранной точки зрения:

  • расположение зданий и сооружений;
  • размещение офисной и производственной зоны предприятия;
  • экологические нюансы в технологических процессах;
  • выявление факторов загрязнения окружающей среды; 
  • зеленые насаждения, их количественная и качественная оценка;
  • мусорные контейнеры: их наличие, расположение, количество, качество сортировки отходов и др.

Изучение документации по природоохране на предприятии, которая уже существует на данный момент. К ней относятся внутренние документы, уставы, приказы, отчеты, ведомости – одним словом все те юридические бумаги, которые возникли в процессе ведения природоохранной деятельности на предприятии.

Второй большой пакет документов – это разрешительная документация. В нее включены допуски, лицензии, паспорта и др. Важно проверить, насколько они все актуальны, нет ли просроченных допусков и разрешений. 

Еще один блок документов — это заключенные договоры с организациями, которые обслуживают оборудование, предоставляют услуги по утилизации, вывозу отходов.

После тщательного изучения того, что уже имеется на предприятии в области экологии, молодой специалист должен приступить к созданию собственного плана действий по охране окружающей среды.

Статьи по теме

санитарно-защитная зона

Уменьшение санитарно-защитной зоны

загрязнение атмосферного воздуха

Глобальные тенденции загрязнения воздуха

Как перерабатывают металлолом

Как перерабатывают металлолом

Чтобы выполнить природоохранные требования, предприятие:

  • получает разрешение – для предприятий с выбросами в окружающую среду (ч. 4 ст. 23 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ);
  • ставит объекты с негативным воздействием на окружающую среду на государственный учет (п. 3 ст. 11 Закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ);
  • составляет паспорт на отходы I–IV классов опасности (ст. 14 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ);
  • получает лицензию – для предприятий, которые собирают, транспортируют, перерабатывают, утилизируют, обеззараживают и хранят отходы I–IV классов опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ);
  • рассчитывает и перечисляет плату за загрязнение окружающей среды;
  • отчитывается в Росприроднадзор;
  • обучает руководителя и ответственного за экологическую безопасность (ст. 73 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ);
  • разрабатывает программу экологического контроля и экологическую документацию.

За нарушение правил экологической безопасности Росприроднадзор привлечет ответственных должностных лиц и организацию к административной ответственности (ст. 23.29 КоАП).

Как оформить разрешительную документацию

До начала хозяйственной деятельности руководитель предприятия или иное лицо, в чьи должностные обязанности входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должны определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС).

Виды НВОС:

  • выбросы загрязняющих и иных веществ в атмосферный воздух;
  • сбросы загрязняющих и иных веществ в водный объект;
  • размещение отходов производства и потребления.

Для оказания каждого вида негативного воздействия на окружающую среду хозяйствующий субъект должен иметь специальное разрешение (п. 4 ст. 23 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Соответствующие разрешительные документы называются:

  • разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух (Административный регламент, утв. приказом Минприроды от 25.07.2011 № 650);
  • разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (Административный регламент, утв. приказом Минприроды от 09.01.2013 № 2);
  • документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (приказ Минприроды от 25.02.2010 № 50).

Отсутствие необходимых документов при фактическом оказании перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду является основанием для привлечения к административной ответственности:

  • по части 1 статьи 8.21 КоАП за выбросы в атмосферный воздух – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
  • части 4 статьи 8.13 КоАП за сбросы в водный объект или части 1 статьи 8.14 КоАП – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 руб. и 100 000 руб. (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
  • статье 8.2 КоАП за размещение отходов – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Если организация оказывает негативное воздействие на окружающую среду и не имеет разрешения, то она обязана возместить вред, причиненный окружающей среде, как в добровольном (как правило, по требованию органа государственного экологического надзора), так и в судебном порядке.

Как поставить объект на государственный учет

С 1 января 2015 года юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые эксплуатируют любой объект НВОС, обязаны поставить его на государственный учет (п. 1 ст. 69.2 Закона «Об охране окружающей среды»).

При постановке на учет присваивают каждому объекту одну из четырех категорий, от которых зависит количество и характер требований к объекту в области охраны окружающей среды. Например, объекты IV категории освобождены от основных природоохранных обязанностей. На эти объекты не требуется оформлять разрешительную документацию, представлять отчетность, вносить платежи за НВОС, и на этих объектах не проводят плановые проверки в рамках экологического надзора.

Порядок постановки объекта на государственный учет зависит от момента ввода в эксплуатацию и определяется с учетом следующих особенностей:

  • в отношении объектов, которые ввели в эксплуатацию после 1 января 2015 года, – в течение шести месяцев с момента введения в эксплуатацию;
  • объектов, эксплуатация которых началась до 1 января 2015 года, – до 1 января 2017 года.

СИТУАЦИЯ

Нужно ставить на учет организацию, у которой единственный вид отходов – бытовой и офисный мусор

Нет, не нужно.

Росприроднадзор регистрирует организации, у которых есть объекты негативного воздействия на окружающую среду (ст. 4.2 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Деятельность, в результате которой образуется бытовой и офисный мусор, нельзя считать основанием для постановки на учет в Росприроднадзоре.

Как организовать экологическую службу

Российское законодательство не содержит положений, которые прямо устанавливают обязанность организовывать экологическую службу как структурную единицу предприятия. Закон «Об охране окружающей среды» содержит лишь косвенное упоминание о необходимости организации структурного подразделения предприятия, которое фактически выполняет функции экологической службы (п. 3 ст. 67 Закона «Об охране окружающей среды»). Кроме того, необходимо представлять в орган государственного экологического надзора сведения об организации экологической службы и лицах, ответственных за осуществление производственного экологического контроля (п. 3 ст. 25 Закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

Если на предприятии экологическая служба организована в качестве отдельного подразделения, то она включает специалистов организации, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования. При этом экологическая служба может именоваться отделом, департаментом, управлением и т. д.

Если отдельная служба не создана, то можно выбрать один из двух вариантов определения лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства:

  • назначение лиц, входящих в состав службы охраны труда, с обязанностями в области обеспечения экологической безопасности. В этом случае служба охраны труда именуется службой охраны труда, промышленной безопасности и экологической безопасности (охраны окружающей среды);
  • наем лиц, ответственных за соблюдение требований в области охраны окружающей среды, на условиях аутсорсинга. При этом целесообразно назначить должностное лицо, ответственное за вопросы охраны окружающей среды.

Какие требования к экологу

За экологию на предприятии отвечает руководитель, либо он возлагает ответственность на специального работника с высшим образованием – эколога (инженера по охране окружающей среды).

Квалификационные требования к специалисту по экологической безопасности (в промышленности) установлены приказом Минтруда от 31.10.2016 № 591н.

Предусмотрено два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды для отдельных категорий специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:

  1. подготовка в области экологической безопасности (ст. 73 Закона «Об охране окружающей среды»);
  2. профессиональная подготовка в области обращения с отходами I–IV классов опасности (ст. 15 Закона от 10.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Подготовка проводится в соответствии с приказом МПР от 18.12.2002 № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами» с выдачей сертификата (свидетельства) на право обращения с отходами I–IV классов опасности.

Пройти оба вида подготовки можно в форме дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации в Учебном центре «Строитель».

Если лица, ответственные за экологическую безопасность, и лица, допущенные к обращению с отходами, не обучены, то предприятие несет административную ответственность в соответствии со статьями 8.1, 8.2 КоАП.

Эколог:

  • контролирует соблюдение природоохранных требований;
  • участвует в обучении работников;
  • разрабатывает проекты планов мероприятий по охране окружающей среды и контролирует их выполнение;
  • участвует в экологической экспертизе;
  • участвует в работах по очистке вод, предотвращению загрязнений, выбросов, уменьшению технологических отходов и т. д.;
  • следит за соблюдением правил охраны природы и состоянием окружающей среды в районе предприятия;
  • участвует в расчете экологических платежей;
  • составляет техническую документацию;
  • участвует в проверке соответствия оборудования природоохранным требованиям;
  • составляет экологическую отчетность.

Такие правила следуют из части 1 статьи 73 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, части 1 статьи 15 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, Квалификационного справочника, утвержденного постановлением Минтруда от 21.08.1998 № 37.

Кому и как составить паспорт отходов

На отходы I–IV классов опасности паспорт нужно составить всем предприятиям. На отходы V класса опасности составление паспорта отхода не обязательно. Нужно лишь наличие подтверждения класса опасности, которое выдают по результатам лабораторного биотестирования (п. 4 постановления Правительства от 16.08.2013 № 712).

На каждый конкретный вид отходов заполните индивидуальную форму, которая приведена в постановлении Правительства от 16.08.2013 № 712.

Паспорт отходов I–IV классов опасности составьте на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду (п. 3 постановления Правительства от 16.08.2013 № 712). В случае образования отходов из продукции, утратившей свои потребительские свойства, сведения возьмите из компонентного состава исходника.

В форме паспорта отразите технологический процесс, в ходе которого образовался отход, или процесс утраты продукцией своих потребительских свойств. Укажите рекомендуемый способ переработки отходов, необходимые предосторожности при обращении с данными отходами и возможные ограничения.

Паспорт действует бессрочно (п. 8 постановления Правительства от 16.08.2013 № 712).

ВНИМАНИЕ

Наличие паспорта отхода не освобождает организацию или индивидуального предпринимателя от разработки лимитов на размещение отходов (ПНООЛР).

Заверенные предприятием копии паспортов отходов, а также копии документов, которые подтверждают отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направьте в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности. Документы отправьте любым способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручите их под подпись (п. 7 постановления Правительства от 16.08.2013 № 712).

СИТУАЦИЯ

Как определить класс опасности отходов

Класс опасности отходов определите по Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), который введен в действие приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, или с помощью расчетно-экспериментального метода, в случае если отход не включен в классификатор.

Классификация отходов:

  • отходы I класса: чрезвычайно опасные, например ртуть, лампы люминесцентные;
  • тходы II класса: высокоопасные, например отходы серной кислоты, синтетических масел, опилки свинцовые;
  • отходы III класса: умеренно опасные, например пыль цинкосодержащая, шлак плавки меди, смазочно-охлаждающие масла;
  • отходы IV класса: малоопасные, например пыль древесная, бой стекла;
  • отходы V класса: практически неопасные, например солома, зерноотходы.

СИТУАЦИЯ

Как вывозить опасные отходы

Вывозить опасные отходы может как сама организация, так и подрядная лицензированная организация по договору.

Чтобы самостоятельно вывозить отходы, предприятию нужны:

  • лицензия;
  • паспорт отходов;
  • транспортные средства, которые снабжены специальными знаками;
  • документация для транспортирования и передачи отходов, в которой указано количество транспортируемых отходов, цель и место назначения их транспортирования.

Такие правила указаны в статье 16 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ и пункте 30 статьи 12 Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ.

Если отходы не утилизировать, предприятие могут оштрафовать от 100 000 до 250 000 руб. либо приостановить деятельность до 90 суток (ст. 8.2 КоАП).

СИТУАЦИЯ

Нужно ли заключать договор на утилизацию ртутьсодержащих отходов, если фактически за прошедший год такие отходы не образовывались. На предприятии эксплуатируют ртутьсодержащие лампы

Да, нужно.

Потребители ртутьсодержащих ламп осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с постановлением Правительства от 03.09.2010 № 681. Если за отчетный период движения отходов не произошло, целесообразно это отразить в журнале, сделав соответствующую запись по итогам отчетного периода. Выход лампы из строя может произойти в любой момент, поэтому потребители таких ламп обязаны своевременно сдать ее на утилизацию в специализированную организацию согласно пункту 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 03.09.2010 № 681.

Материал взят из Системы Охрана труда.

Эта статья может быть полезна для Вас, если вы хотите привести экологическую документацию на предприятии в порядок и не знаете с чего начать. В статье мы попытаемся классифицировать и систематизировать отчетность в сфере экологии и подробно описать все доступным и понятным языком.

Согласно нормам действующего законодательства, в сфере промышленной экологии, природопользования и защиты окружающей среды для организаций и предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создающих угрозу жизни, здоровью или имуществу граждан должна вестись различная документация, отчетность, должны выдаваться специальные разрешения, лицензии, экспертные заключения, проводится замеры уровня негативного воздействия и т.д. В данной статье речь пойдет только про документацию.

С целью классификации всего объема экологической документации, объекты контроля промышленной экологии подразделены на 5 групп:

Исходя из этого, всю экологическую документацию на предприятии можно систематизировать следующим образом:

  • Документы по охране атмосферного воздуха
  • Документы по охране водных ресурсов
  • Документы в области обращения с отходами производства и потребления
  • Документы по охране и рациональному использованию недр
  • Общие документы предприятия в области экологии

Документы по охране атмосферного воздуха

Документация предприятия по охране атмосферного воздуха разрабатывается для предприятий, имеющих стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха, и включает в себя:

1. Материалы инвентаризации выбросов вредных веществ

Инвентаризация выбросов – структурирование сведений о распределении источников выбросов на территории предприятия, об их количестве и составе.

N 96-ФЗ. Статья 22. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Инвентаризация выбросов – один из начальных этапов разработки и согласования проекта ПДВ.

2. Том ПДВ

3. Разрешение на выброс загрязняющих веществ

Проект ПДВ и Разрешение на выброс загрязняющих веществ – основные документы, регламентирующие выбросы загрязняющих веществ на территории предприятия. Законодательно регулируется ФЗ №7-ФЗ Об охране окружающей среды и ФЗ № 96-ФЗ Об охране атмосферного воздуха.

ПДВ – норматив (максимально допустимая масса) выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Разрабатывается 1 раз в 5-7 лет и согласуется в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», Роспотребнадзоре и Росприроднадзоре. 

На основании проекта ПДВ организация получает разрешение на выбросы.

4. Журналы ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3

Это специальные типовые формы регистрационных журналов для учета количества и выбросов и их характеристик. 11 июня 2014 года на основании Приказа Росстата № 430 данные формы учета были отменены. Однако производить первичный учет в области охраны атмосферного воздуха предприятия все так же обязаны, но вправе осуществлять его в любой форме (в том числе продолжать использовать формы ПОД-1, ПОД-2 и ПОД-3).

Скачать образцы журналов ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3

5. Документы на установки очистки газа (ГОУ и ПГУ)

Совсем недавно были внесены изменения относительно установок очистки газа. Если ранее всем предприятиям, на территории которых находилось газоочистное оборудование, было необходимо оформлять паспорта ГОУ и ПГУ, в которых содержалась информация о характеристиках оборудования и нормативах эксплуатации, то сейчас регистрация ГОУ и паспортов ГОУ в органах государственной власти не предусмотрено.

Предприятиям необходимо самостоятельно регистрировать используемые ГОУ и вести реестр ГОУ. Скачать Правил эксплуатации установок очистки газа

6. Статотчетность по форме 2-ТП (воздух)

Все юридические лица и ИП, имеющие стационарные источники выбросов объемом выбросов более 10 тонн в год или объемом выбросов от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности обязаны предоставлять форму 2-ТП воздух в надзорные органы. Данная форма ежегодной отчетности содержит информацию обо всех источниках выбросов в атмосферу, в том числе организованных и неорганизованных.

Скачать Приказ Росстата от 04.08.2016 N 387 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой»

Документы по охране водных ресурсов

При использовании водных объектов все хозяйствующие субъекты обязаны осуществлять мероприятия по охране водных ресурсов от загрязнения. В связи с этим, на предприятии должен быть разработан полный пакет документов по охране водных ресурсов. Он может включать в себя:

1. Договор на водоснабжение и водоотведение

2. Право пользования водным объектом

3. Первичный учет объема сброса сточных вод и/или дренажных вод

4. Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект

5. Проект НДС

Каждое предприятие, которое в процессе своей хозяйственной деятельности осуществляет сброс сточных вод (бытовых, поверхностных и производственных) в водный объект необходимо получить соответствующее Разрешение на сброс загрязняющих веществ. Для получения такого Разрешения на сброс требуется разработка Проекта норматива допустимых сбросов (НДС).

Обратите внимание, что речь идет о сбросе именно в водный объект, а не на рельеф местности.

6. Отчет 2-ТП (водхоз)

По данной форме отчитываются все юридические лица и индивидуальные предприниматели:

  • осуществляющие сброс (отведение) сточных вод;
  • осуществляющие забор (изъятие) из водных объектов 50 м3 воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов);
  • получающие воду из систем водоснабжения объемом 300 м3 и более в сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельскохозяйственной продукции;
  • получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов), осуществляющие забор (изъятие) воды из водных объектов объемом 150 м3 и более в сутки для производства сельскохозяйственной продукции;
  • имеющие системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объема забираемой воды

Данный отчет содержит информацию о выбросах в водоемы и использование воды для нужд предприятия, включая полный перечень загрязняющих веществ и их объемы. 

Скачать Приказ Росстата от 19.10.2009 № 230 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росводресурсами федерального статистического наблюдения об использовании воды»

7. При наличии водоохранных сооружений:

  • проектная и фактическая производительность;
  • техническое состояние;
  • проектные и фактические параметры очистки.

8. Договор на вывоз сточных вод

Договор на вывоз сточных вод от неканализованных объектов и документы, подтверждающие исполнение договора.

Документы в области обращения с отходами производства и потребления

Согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельности в области обращения с отходами, обязаны вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Учет может проводиться в формате следующей документации:

1. Материалы инвентаризации отходов

Инвентаризация отходов – нормативы, содержащие сведения о видах отходов, их характеристиках, источниках образования, способах размещения, использования и обезвреживания. Инвентаризацию проводят все предприятия, образующие любые отходы в процессе своей деятельности. Полученные результаты оформляются в виде акта инвентаризации отходов.

Инвентаризация позволяет в дальнейшем установить классификацию отходов на предприятии, разработать ПНООЛР и составить отчетность по форме 2-ТП (отходы).

2. Паспорта на отходы 1-4 класса опасности

Согласно 89-ФЗ, паспорт опасного отхода – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Вид и класс отхода определяется в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов.

Согласно все тому же 89-ФЗ, все (без исключения!) предприятия должны подтвердить отнесение отходов, образованных в процессе его деятельности, к определенному классу и разработать паспорта отходов, если требуется.

На отходы I-IV классов составляются паспорта и согласуются в Росприроднадзоре. Паспорт разрабатывается на каждый вид отхода, утвержденные паспорта действуют бессрочно.

Обратите внимание, что с введением нового ФККО паспорта отходов, выданные до 1 августа 2014 не действительны, и подлежат переоформлению!

Отходы V класса опасности паспортизации не подлежат, однако предприятие должно провести биотестирование, чтобы доказать, что отход не опасен.

3. ПНООЛР

ПНООЛР – проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Данные нормативы контролируют количество производимых отходов, их виды, обоснование количества предельного накопления и возможности размещения на полигонах.

Разработка ПНООЛР необходима всем предприятиям, на которых образуются отходы, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства (так — до конца 2018 года.)

ПНООЛР содержит общую характеристику деятельности предприятия, сведения об отходах и классах опасности (из паспортов отходов), описание каждого вида отходов по хим. составу и физ. характеристикам, расчеты ежегодных объемов отходов, сведения о площадках для размещения отходов и лимиты на размещение и др.

Срок действия проекта – 5 лет, по истечении этого срока проект разрабатывается и согласуется заново.

Что будет с ПНООЛР в 2019 году читайте тут.

4. Лицензия на осуществление деятельности в области обращения с отходами

Лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности. Выданная лицензия действует бессрочно на всей территории РФ.

5. Статотчетность по форме 2-ТП (отходы)

Данный отчет содержит информацию об образовании отходов производства и потребления на предприятии, их видах и составе, а также об использовании, обработке, транспортировке и размещении.

С 2012 года, сдавать отчетность по форме 2-ТП (отходы) стало обязательным для всех предприятий, образующих отходы (без исключения!). В 2017 году была утверждена новая форма 2-ТП Отходы.

Скачать Приказ Росстата от 10.08.2017 N 529 «Об утверждении статистического наблюдения за отходами (2-ТП отходы)»

Также следует обратить внимание на другие изменения 2017 года, такие как особенности заполнения формы для обособленных подразделений организации.

Приказ № 529. При наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений

Также была введена новая графа 11 «Передача отходов другим хозяйствующим субъектам для обработки». В данной графе приводится количество отходов, переданных в течение отчетного года другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для обработки.

6. Отчетность СМСП

Эту отчетность предоставляют все малые и средние предприятия, в процессе деятельности которых образуются отходы. С 2019 год такую отчетность будут предоставлять предприятия, относящиеся к III категории (негативного воздействия на окружающую среду). Отчетность сдается в территориальный орган Росприроднадзора.

Скачать Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30 «Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов СМП»

7. Техническая характеристика установок по обезвреживанию отходов (при наличии)

8. Технологический регламент производственного процесса по обезвреживанию отходов (при наличии)

9. Договоры на передачу, транспортирование, обезвреживание отходов, лицензии контрагентов на осуществление деятельности в области обращения с отходами

10. Сведения о профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами и др.

В каждой организации, лица, ответственные за обращение с опасными отходами должны пройти соответствующее повышение квалификации.

ФЗ №7: Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Про обучение в сфере экологической безопасности читайте тут.

Документы по охране и рациональному использованию недр

1. Лицензия на право пользования участками недр

2. Экспертизы запасов полезных ископаемых

Общие документы в области экологии

1. Программа и отчет ПЭК

Производственный экологический контроль (ПЭК) – это система мер, реализованная на предприятии и направленная на соблюдение требований действующего законодательства РФ в сфере экологии и природопользования. Для осуществления ПЭК на каждом предприятии, осуществляющими деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту должна быть разработана специальная Программа производственного экологического контроля, учитывая специфику применяемых технологий и производственного процесса, а также оказываемого воздействия на окружающую среду.

Всем предприятиям (которые осуществляют ПЭК) необходимо ежегодно до 25 марта сдавать отчет в территориальный орган Росприроднадзора (либо в региональное Министерство экологии).

Требования к содержанию программы ПЭК и форме предоставления соответствующего отчета указаны в Приказе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.02.2018 г. № 74.

Скачать Приказ Минприроды России от 28.02.2018 N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»

2. План мероприятий по охране окружающей среды

План мероприятий по охране окружающей среды представляет собой список действий, направленных на снижение негативного воздействия, оказывающего объектом в процессе своей производственной деятельности. План включает в себя наименование и описание планируемых работ, сроки выполнения, сметные стоимости и источники финансирования, а также список ответственных лиц.

С 1 января 2019 года такой план должен быть разработан и утвержден на объектах II и III категории, в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и/или нормативов допустимых сбросов. Для предприятий I категории разрабатывается и утверждается Программа повышения экологической эффективности.

3. Статотчетность по форме 4-ОС

Предприятия, у которых имеются очистные сооружения, которые самостоятельно или через сторонние организации осуществляют природоохранные мероприятия, которые платят за НВОС более 100 рублей в год сдают статистическую отчетность по форме 4-ОС.

За предоставление этих данных компании получает определенные льготы. Такая форма сдается по каждому обособленному подразделению и отдельно по юридическому лицу строго до 25 января ежегодно.

4. Декларация о плате за НВОС

Плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) вносят юридические лица и предприниматели, которые ведут деятельность, оказывающую на нее негативное воздействие. Для этого каждый объект, оказывающий НВОС, должен встать на учет, и ему должна быть присвоена соответствующая категория.

Каждое предприятие должно материально компенсировать вред, наносимый окружающей среде. Для этого предприятия уплачивают соответствующий взнос.

Дополнительно к платежам, предприятия составляют соответствующую декларацию по негативному воздействию и представляют ее Росприроднадзор ежегодно до 10 марта года следующего за отчетным.

Скачать Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»

Скачать Приказ Минприроды России от 09.01.2017 N 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» 

Скачать Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 «Об исчислении и взимании платы за НВОС…»

5. Обучение специалистов по экологической безопасности

Для каждого предприятия и организации: лица, ответственные за принятие решений в сфере промышленной экологии, должны иметь соответствующую подготовку (Ст. 73 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»). Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, обязаны иметь соответствующие документы о квалификации. Подробно про обучение читайте тут.

6. Локальная документация

Под локальной документацией понимается комплект документов предприятия в области промышленной экологии и природопользования. Сюда можно отнести: приказы и назначении ответственных лиц, положения, инструкции, перечни и прочее. На наш взгляд, грамотно составленная локальная документация является основой для правильного распределения обязанностей, контроля и управления системой экологической безопасности на каждом предприятии.

Для тех, у кого нет времени или возможности разбираться с экологическим законодательством, мы предлагаем услугу полного экологического сопровождения. Подробная информация — тут.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кофеварка поларис pcm 0109 инструкция по применению
  • Электронное руководство по ремонту техническому обслуживанию
  • Микомакс для детей инструкция по применению
  • Руководство full hd car dvr 1080p
  • Смена юридического адреса ооо в 2022 году пошаговая инструкция электронно