Руководство для эксперта учебных a

Каждый продюсер онлайн-школы рано или поздно сталкивается с проблемами при поиске экспертов. Один — сильный профессионал, но подаёт материал так, что студенты засыпают через пять минут. Другой отлично знает тему, но говорит медленно, постоянно запинается и сбивается с мысли. Третий харизматичен и хорошо смотрится в кадре, но слабо разбирается в материале. А те, кто сочетает в себе опыт, профессионализм, классную подачу материала и харизму, работают у конкурентов и уходить не собираются.

Студия видеопродакшена Videoset-insta снимает курсы для разных онлайн-школ и подбирает специалистов для собственных проектов. Руководитель студии Анна Хлебникова рассказывает, как выбрать эксперта и записать его лекции, чтобы курс получился классным.

Опытный, хорошо знающий тему. Проверить это несложно: нужно узнать, какое образование получил эксперт, сколько лет он работает в своей сфере, рекомендуют ли его заказчики, есть ли у него собственные методики. Стоит почитать его статьи и посты, посмотреть его выступления и узнать, приглашают ли его на конференции.

Если в команде работает профессионал из той же сферы, он может проверить знания кандидата.

Харизматичный и привлекательный. Важный момент: камера любит не всех. Бывает, что красивый человек в кадре выглядит плохо, поэтому под привлекательностью в первую очередь подразумевается киногеничность.

На харизматичного эксперта приятно смотреть, его нравится слушать, он с лёгкостью привлекает и удерживает внимание аудитории.

С хорошо поставленным голосом, умеющий подавать материал. У такого эксперта прекрасная дикция, он не экает и не мекает. Речь чистая и правильная, без слов-паразитов. А ещё он отлично умеет доносить информацию: структурированно, доходчиво, без лишних лирических отступлений.

Этот критерий, как и умение держаться в кадре, тоже можно проверить. Если у эксперта есть вебинары, видеоблог, он записывал курс или выступал на конференциях — смотрим ролики с его участием. Если видеоматериалов нет, нужно попросить кандидата записать короткое тестовое видеозанятие, буквально на 5–10 минут. Этого достаточно, чтобы оценить, как преподаватель держится в кадре, как говорит, умеет ли объяснять материал, в какой манере подаёт тему.

Другой вариант — попросить эксперта провести закрытый вебинар для сотрудников онлайн-школы. Это позволит увидеть, как специалист взаимодействует с чатом, подаёт информацию в режиме реального времени, как реагирует на неудобные вопросы, укладывается ли в отведённый отрезок времени.

С мощным социальным капиталом. У кандидата хорошо развиты соцсети, он выступает на крупных конференциях, публикует статьи на разных площадках.

Это важно по двум причинам:

  • если эксперт известен, привлечь людей на курс с его участием будет намного легче;
  • специалист сможет прорекламировать курс на свою аудиторию — уже лояльную и готовую учиться.

Это нормально — очень мало харизматичных красавцев с прекрасной дикцией, преподавательским талантом, множеством подписчиков и глубоким знанием темы.

Всё зависит от того, каким критериям специалист не соответствует.

Если у него нет опыта и знания темы — я категорически не рекомендую с ним работать. Люди, которые пересказывают чужие материалы, ведут курсы и по английскому, и по С++, и по макияжу, начинают преподавать после трёх месяцев поверхностного изучения темы, — это инфоцыгане.

Если же эксперт — сильный профессионал, недостатки поправимы.

Разберём разные ситуации ↓

Это случается часто: многие сильные специалисты не умеют или не хотят продвигаться на рынке, либо у них просто нет времени, чтобы вести соцсети, выходить в прямые эфиры, участвовать в нишевых конференциях и писать статьи для СМИ.

Есть несколько вариантов решения проблемы:

  • Онлайн-школа с сильным брендом сама может раскрутить эксперта: выпустить публикации с его участием на своих площадках, пригласить его на прямые эфиры, организовать открытые занятия, написать посты о нём.
  • Онлайн-школа может заказать продвижение для эксперта и помочь ему с раскруткой соцсетей.
  • Организовать для специалиста интервью с популярным человеком. Пусть звезда выступает в качестве интервьюера — это поможет быстро подогреть интерес к эксперту.
  • Если у школы есть популярный эксперт в той же нише, можно поставить его на онлайн-курсе в пару к новичку. Так будет легче раскрутить и курс, и нового преподавателя.

Вкладываться в продвижение эксперта особенно выгодно, если с ним планируется сотрудничать долго.

Особенно часто это случается, если человек боится камеры и очень волнуется на съёмках.

В этой ситуации можно использовать телесуфлер: эксперт будет читать текст с экрана. Если как следует отрепетировать запись с телесуфлером, преподаватель научится говорить естественно, а не просто читать с экрана.

Но иногда и это не спасает. У нас был случай, когда эксперт волновался до такой степени, что не мог прочитать им же написанный текст с телесуфлера. В таких ситуациях помогает другой человек. В нашем случае напротив эксперта, возле камеры встал методист — он задавал вопросы, а преподаватель отвечал. Смотрел он в камеру, а общался не с невидимой аудиторией, а со своим коллегой. На монтаже вопросы методиста мы, конечно, вырезали.

Ещё один вариант для таких случаев — записывать видеоуроки в формате интервью. Хороший собеседник сможет разговорить эксперта, задавать ему вопросы, как если бы это делали студенты, и получатся живые, интересные, классные видео.

Здесь может быть много вариантов: слова-паразиты, плохая дикция, длинные паузы и привычка заполнять эти паузами звуками «эээ» или «ммм», неприятный голос, заикание и многое другое.

Часть таких сложностей решается монтажом: мы просто вырезаем из видео все лишние паузы, оговорки и прочее. Правда, на вебинарах и прямых эфирах эксперта всё равно будет трудно слушать.

В некоторых случаях преподавателю стоит пройти курсы ораторского мастерства, поработать над постановкой голоса, обратиться к логопеду. Если помочь эксперту подготовиться к съёмкам, это пойдёт на пользу онлайн-курсу.

Или его просто не любит камера — так бывает.

Некоторые особенности внешности может исправить стилист-визажист с помощью правильно подобранной причёски, одежды, макияжа. Это касается и мужчин: например, хорошие косметические средства скроют дефекты кожи.

Поможет и оператор: выберет удачный ракурс для съёмки и подходящий план. Например, если эксперт стесняется своего живота, можно снимать от груди. Есть и режиссёрские приёмы, которые помогают красиво снять эксперта с особенностями внешности.

В некоторых ситуациях приходится прибегать к более серьёзным мерам. Пример из практики: когда я работала на телевидении, в одну из наших программ в качестве ведущего очень хотел попасть политолог. Он был сильным экспертом, но — с коричневыми зубами. Сниматься его не пускали, и никакой визажист не смог бы добиться, чтобы в кадре у эксперта была прекрасная улыбка. Желание стать телеведущим победило: эксперту поставили виниры. Кстати, на телевидении такое случается сплошь и рядом — ради красивой картинки приходится постараться.

Если все эти варианты не подходят, можно показывать эксперта в кадре по минимуму или не показывать вообще. Пусть большую часть времени на экране будет другой видеоряд, инфографика, презентация.

  • Освоите пошаговый алгоритм запуска образовательных проектов
  • На практике научитесь анализировать рынок онлайн-образования и формировать стратегию запуска курсов
  • Сможете пройти стажировку и вести проекты во время обучения

После того, как поиск эксперта увенчался успехом, настаёт время подготовки преподавателя к записи занятий.

Хорошая подготовка — это 80% успеха.

Большинство специалистов не любят сниматься. Я работаю в сфере видеопродакшена больше 20 лет и вижу это постоянно: люди волнуются и боятся камеры, они зажаты, напуганы, у них дрожит и срывается голос, а материал вылетает из головы. В кадре это сразу бросается в глаза, поэтому важно позаботиться о том, чтобы человек чувствовал себя комфортно на съёмочной площадке.

Расскажу, как это сделать.

При съёмках в арендованной студии хорошо, если преподаватель сможет приехать туда заранее, за несколько дней: посмотрит, как удобнее доехать, где парковка, где находится сама студия, как она обустроена, где гримёрка и туалет, как выглядит съёмочная площадка. Это поможет ему избавиться от огромного стресса, связанного с работой в незнакомом месте.

Если запись происходит в офисе или у эксперта дома (так тоже бывает), стоит заранее всё обустроить. Аппаратура преобразит помещение — к ней нужно привыкнуть. Чем больше времени на привыкание будет у преподавателя, тем спокойнее он почувствует себя на съёмках.

На площадку в достаточном количестве нужно принести воду. У спикера должна быть возможность пить столько, сколько нужно, чтобы не пересыхало горло.

Преподаватель должен себе нравиться — это обязательно! Если все его мысли заняты тем, как он выглядит в кадре, если одежда неудобная, а обувь жмёт, если некомфортно, — он не сможет записать видеолекции качественно.

У каждого человека есть образ самого себя — то, какими мы себя представляем. И когда наш внешний вид и голос на видео этому образу не соответствуют, мы ужасаемся: «Что, у меня действительно такой отвратительный голос? И я вот так двигаюсь? И фигура, и лицо такие пухлые? Какой кошмар!». Это сильный стресс, который может усилить страх камеры многократно, и человек не захочет «позориться снова».

Поэтому стоит понять, каким эксперт себя видит. Подобрать образ — одежду, причёску, макияж, — который одновременно соответствует профессии или статусу и подходит самому преподавателю.

Кроме того, перед съёмками специалист обязательно должен делать артикуляционную гимнастику, чтобы голос звучал лучше.

Также стоит сделать тестовую съёмку на несколько минут, чтобы эксперт увидел, как он выглядит в кадре, и понял, что нужно изменить.

Даже опытному эксперту сложно держать в голове большой объём материала, особенно если за день ему предстоит снять 5–10 уроков. Структура каждого урока, тезисы, текст для телесуфлера должны быть готовы к моменту съёмок.

Важно, чтобы эксперт не переживал из-за организационных моментов. Лучше, чтобы ими занимался продюсер: проследит, что структура верная, текст для телесуфлера есть, всё подготовлено. А методист напомнит, как нужно приветствовать зрителей и подводить итоги урока, проведёт репетицию, поправит эксперта, если нужно иначе подавать материал. Будет поддерживать в процессе съёмок, а перед записью следующего урока достанет листы со структурой и вместе с преподавателем пробежится по основным тезисам.

Такая поддержка очень полезна — благодаря ей эксперту гораздо легче сниматься.

Чем тщательнее эксперт подготовится к записи, тем больше лекций получится снять за один день и тем раньше будет готов монтаж.

Репетиции особенно важны, если эксперт будет выходить в прямой эфир или вести вебинар, открытое занятие. Чем короче выступление, тем больше внимания нужно уделить репетициям — иначе преподаватель не сможет дать информацию быстро и структурированно, без пауз и запинок. Методологу или продюсеру лучше присутствовать на репетиции и подсказывать, как можно улучшить выступление.

В день записи лекций стоит воздержаться от репетиций, других важных дел или волнительных событий. Не нужно просыпаться с утра пораньше и повторять материал до самых съёмок — к началу записи эксперт будет измотан.

Советую напомнить преподавателю простые правила ↓

  • Поесть лучше за 2 часа до начала съёмок. Можно взять с собой небольшой перекус, но наедаться нельзя, иначе сниматься будет трудно.
  • Обязательно выспаться! Не рекомендую начинать съёмки в 8–10 утра, особенно если до студии далеко ехать. Накануне эксперту следует лечь пораньше, а не повторять материал до самой ночи. Да и голосу с утра нужно проснуться 🙂
  • Настроиться на лучшее: погулять, принять ванну, думать о том, как отлично всё пройдёт на съёмках.

Команде онлайн-школы стоит позаботиться о том, чтобы эксперт получал удовольствие от записи лекций. Хвалите, делайте комплименты, улыбайтесь, шутите. Чем позитивнее настроены участники процесса, тем лучше. И съёмка пройдёт быстрее и легче, и эксперт будет настроен позитивно — на видео это заметно, и ученики это увидят. Да и в целом спикер будет меньше бояться съёмок, а значит, запись дальнейших материалов пройдёт хорошо.

Или стоит напомнить, чтобы он наградил себя сам: например, сходил в спа-салон, если ему давно этого хотелось.

Награда важна: она закрепляет ощущение, что съёмки — это классно и весело. Тем более эксперт эту награду заслужил. Поверьте моему опыту, сниматься на камеру ничуть не легче, чем выступать в зале перед большой аудиторией. Это трудно, это выматывает, поэтому наградить за такой труд нужно обязательно.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

При разработке дистанционных курсов неопытные методологи часто допускают одну и ту же ошибку: получив от заказчика материалы, они формируют содержание курса полностью на их основе, и отказаться от какой-то части информации, пусть даже и лишней, им бывает сложно.

При этом важно понимать, что материалы составляет эксперт – опытный, знающий своё дело, но не знакомый с принципами и технологиями обучения сотрудник, и чаще всего он не является заказчиком проекта. Приняв от заказчика задачу, методолог взаимодействует с экспертом в части полноты и правильности изложенной в курсе информации.

Однако структура и содержание курса должны определяться не материалом, который предоставил эксперт, а задачами, которых важно достичь пользователю в результате прохождения конкретного курса. И задача методолога – выстроив эту структуру, добиться от эксперта необходимой для её реализации информации. И не важно, являетесь ли вы методологом в онлайн-школе или работаете внутри компании, и ваш заказчик сам по себе эксперт. Путь создания дистанционного обучения от этого не меняется.

Команда методологов «Смарт Лайн Мультимедиа» подготовила для вас простой и понятный путеводитель, который поможет грамотно выстроить работу с экспертами и получить от них максимум полезной информации, чтобы создать действительно эффективный курс.

Этап 1. Сбор информации

От результатов этого этапа зависит то, каким будет курс.

Задачи методолога:

Совместно с экспертом определить:

  • Цели курса.
  • Особенности целевой аудитории.
  • Ожидаемые результаты.
  • Степень включённости эксперта в процесс разработки.
  • Частоту встреч для обсуждения возникших в ходе работы вопросов.
  • Редактор, в котором необходимо разработать курс.
  • Формат подачи материала (учебное видео, электронный курс, тренажёр, вебинар и т.д.)

Сложности: мнение эксперта и реальные запросы ЦА могут не совпадать, он может не разбираться в особенностях платформ, не знать форматов обучения, переоценивать возможности своей включённости и т.д.

Рекомендации методологу:
На старте, помимо общения с экспертом, хорошо было бы использовать опросы и интервью с будущими участниками обучения, чтобы получить реальную картину по их ЗУНам и «больным» вопросам, касающимся темы обучения.

До встречи с экспертом – подготовить подробный бриф, который будет содержать:

  • Гипотезы о желаемых результатах обучения.
  • Описание портрета целевой аудитории (которое нужно уточнить совместно с экспертом).
  • Возможные форматы дистанционного обучения с учётом цели обучения и специфики компании.

На встрече с экспертом:

  • Задавать уточняющие вопросы до тех пор, пока ответ не станет ясным.
  • Помочь ему чётко сформулировать цели и задачи курса.
  • Собрать все его запросы, ожидания и ограничения (чтобы понять, что из этого можно реализовать и при помощи каких инструментов).

Этап 2. Проектирование курса

Это этап проработки структуры курса.

Задачи методолога:

  • Выстроить структуру курса.
  • Обсудить с экспертом последовательность шагов пользователя для достижения целей курса.
  • Разделить курс на модули в соответствии с выделенными шагами.
  • Определить задачи и результаты каждого из них.
  • Согласовать с экспертом способы проверки результатов обучения для каждого модуля.

Сложности: эксперта уже на этом этапе сильно волнует проработка деталей, а методологу важно для начала посмотреть на курс в целом. Мы ещё не строим дом, а только готовим его проектную документацию.

Рекомендации методологу:

  1. Возвращать эксперта к задаче проработки структуры.
  2. Не отвлекаться на оценку материала и понимание того, есть он или его ещё нет (недостающий материал можно подобрать позже).
  3. Подготовить и заполнить с экспертом матрицу каждого модуля по 4 параметрам:
  • Ожидаемый результат модуля.
  • Знания, которые понадобятся пользователю, чтобы его достичь.
  • Умения, которые понадобятся пользователю, чтобы его достичь.
  • Критерии, по которым мы проверим, что результат достигнут.

Этап 3. Согласование концепции

Этот этап определяет практическую ценность курса.

Задачи методолога:

  • Предложить варианты реализации материала.
  • Обосновать формат проверочных заданий (с учетом особенностей целевой аудитории и задач курса).

Сложности: есть опасность увлечься деталями и «креативными украшательствами» или, наоборот, использовать один/несколько стандартных вариантов, которые всем уже приелись.

Рекомендации методологу:

  • Тренировать насмотренность, знать современные тренды, понимать, как меняется пользователь онлайн-обучения. Читайте, учитесь, смотрите фильмы, ролики, посещайте конференции, мастер-классы. Чем больше вы знаете, тем быстрее возникают идеи, как можно подать экспертный материал для конкретной аудитории. При этом важно всё время держать в фокусе цели курса и планируемый результат.
  • Оценивайте каждую концепцию по 3 критериям:
  1. Полезность для пользователя (в том числе, насколько ему будет интересно, понятно и комфортно обучаться при такой подаче материала).
  2. Трудоёмкость реализации (в том числе, готовность/возможность/умение эксперта участвовать в разработке; помните, что самые крутые идеи погибнут без адаптации их к реальности совместно с экспертом).
  3. Возможность реализации проекта в этой концепции при текущих ограничениях (финансы, время, знания и т.д.)

Этап 4. Разработка курса

Это этап, на котором прорабатывается содержание каждого модуля и курса в целом.

Задачи методолога:

  • Оценить и структурировать имеющийся материал.
  • Убрать лишние детали, запросить дополнительные элементы, которых не хватает.
  • Иногда – подготовить и согласовать новый материал.
  • Подготовить сценарий каждого модуля и проверочных заданий.
  • Получить их экспертную оценку и согласование.

Сложности: экспертам сложно даже представить, что какой-то материал может быть не важен. Ведь это то, что накоплено в «банке тайных знаний» за множество лет. Методологу важно аккуратно и корректно помочь эксперту разделить его знания на те, которые будут использованы в этом курсе, и те, которые останутся для следующих обучений.

Ещё одна возможная сложность на этом этапе – это отсутствие у эксперта знаний о том, как трансформировать материал. Например, он эксперт в продукте, но не имеет экспертизы в продажах или никогда не занимался обучением.

Рекомендации методологу:

Чтобы эксперту было легче фильтровать материал, договоритесь с ним, как вы поступаете с «лишней» информацией, – её можно добавить бонусом для самостоятельного изучения желающими или собрать в дополнительный курс (для новичков, продвинутый уровень и т.д.).

Для фильтра используйте в беседе с экспертом вопросы типа:

  • Как это поможет пользователю решить задачи этого модуля/курса?
  • Что он должен сделать с этой информацией после изучения?
  • и т. д.

При отсутствии у эксперта экспертизы в смежном направлении задача методолога – предложить варианты, показать плюсы и минусы и вместе найти решение. Для этого можно «скопировать» опыт эксперта-смежника, запустить тестовое исследование, проанализировать опыт аналогичных продуктов, а затем обсудить и оценить выявленную технологию с экспертом.

Этап 5. Корректировка курса после запуска

Это редко встречающийся, но крайне полезный этап. Он позволяет улучшить не только текущий курс, но и учесть выявленные «слабые» места для разработки других обучающих продуктов для компании.

Договариваться о возможных будущих корректировках курса нужно на первых встречах. Правда, ценность этого этапа есть только в том случае, если это базовое обучение, не подверженное частым изменениям. Ведь если курс посвящён продукту, а в компании каждые полгода полностью обновляется продуктовая линейка, такая трудоёмкая работа будет неоправданной.

Задачи методолога:

  • Собрать обратную связь и оценить результаты участников.
  • Понять сложности прохождения программы.
  • Проанализировать процент доходимости и точки, в которых прохождение курса бросают.

Всё это дает возможность внести коррективы в курс и сделать его лучше.

Сложности: отсутствие статистики или доступа к ней, плохо собранные данные.

Рекомендации:

  • Проговорите с экспертом на этапе проектирования/ разработки возможность и необходимость корректировки курса после запуска.
  • Определите сроки оценки запуска и критерии, по которым вы хотите получить статистику.
  • Подберите и встройте инструменты сбора информации в курс. Для этого может использоваться статистика платформы обучения, анкеты, опросы, интервью пользователей и т.д.
  • Обязательно привлекайте к анализу эксперта. Большую часть выявленных недостатков можно будет решить с помощью корректировки формулировок и заданий, и эксперт поможет вам сделать это быстро.

Следуя нашим рекомендациям и последовательно решая методологические задачи, вы сможете справиться со всеми сложностями и создать максимально полезный для конечного пользователя курс. И помните – каждый должен быть профессионалом в своём деле. Не ждите от эксперта компании знаний по педагогике и методологии. Станьте сами для него таким экспертом!

Онлайн-образование имеет множество отличий от традиционного подхода к обучению, и главное из них — ориентация на практические навыки. Основной упор в онлайн-школах сделан именно на отработке полученных знаний. Занятия ведутся под руководством практических экспертов. Это означает, что специалист не только обладает теоретической базой, но и активно использует знания на практике. О том, как найти такого эксперта для онлайн-курса, поговорим далее. В команде онлайн-школы эксперт играет одну из ключевых ролей.

Оглавление

  • 1 Задачи эксперта онлайн-курса
  • 2 Где найти эксперта
  • 3 Каким критериям должен соответствовать преподаватель, претендующий на роль эксперта
    • 3.1 Опыт работы
    • 3.2 Образование
    • 3.3 Опыт преподавания
    • 3.4 Раскрученность в соцсетях
    • 3.5 Коммуникабельность, готовность идти на контакт
  • 4 Как эффективно работать с экспертом

Задачи эксперта онлайн-курса

Задачи эксперта онлайн-курса сложно обозначить в двух словах, ведь реальные рабочие обязанности во многом определяются тематикой, загрузкой и наличием в штате школы других специалистов. Из обязательных можно отметить:

  • подготовку учебных материалов,
  • запись или живое проведение занятий.

Что касается дополнительных задач эксперта онлайн-курса, то можно выделить следующие:

  • составление учебной программы;
  • анализ конкурентных продуктов;
  • подготовка дидактических и наглядных пособий;
  • написание чек-листов и памяток с кратким содержанием;
  • проверка домашних заданий;
  • обратная связь.

Часть из этих задач эксперта онлайн-курса могут взять на себя кураторы. Они, в частности, общаются со слушателями, выясняют, какие моменты оказались непонятны, проверяют домашние работы и т.д. Если в школе есть методист, то он возьмет на себя работу по подготовке учебных планов, подкорректирует содержание курса, чтобы он на 100 % отвечал ожиданиям студентов, поможет на этапе создания дополнительных материалов и презентаций.

Но на начальном этапе, когда сотрудников совсем немного, все эти задачи эксперта онлайн-курса, скорее всего, лягут на плечи одного человека.

Оставь контакты и мы пришлем кейсы, которые уже сработали

Не изобретай велосипед

Где найти эксперта

Продюсер и эксперт в онлайн-школе являются теми специалистами, с которых обычно и начинается создание курса. Продюсер генерирует идею обучения и разрабатывает стратегию реализации задуманного. Эксперт же занимается вопросами, касающимися непосредственно учебной программы.

Если продюсер и эксперт в онлайн-школе работают в тандеме, то это замечательно, поскольку позволяет ускорить разработку курса. Но часто бывает так, что идея обучения есть, а эксперта еще предстоит найти. Где и как это можно сделать?

В каждой сфере есть «звездные» эксперты – специалисты с большим медийным весом, раскрученные и широко известные. Но решение пригласить в проект топового эксперта для онлайн-курса не всегда верное, и вот почему:

  • Если раскрученный специалист не имеет опыта преподавания, то может оказаться плохим учителем для запуска курса, не способным донести информацию для широкой аудитории. Или если человек работал только в B2B-секторе, где в роли слушателей выступают другие специалисты с определенной базой, его могут раздражать «глупые» вопросы от учеников, которые не имеют базовых знаний.
  • Востребованный раскрученный эксперт для онлайн-курса может не подойти и по финансовым критериям. Такой специалист и так имеет хороший уровень дохода, и дополнительная работа за процент ему может быть просто не интересна. А именно на процент обычно договариваются продюсер и эксперт в онлайн-школе.

Но решение есть, ведь задачи эксперта онлайн-курса вполне может выполнять специалист, не обладающий таким колоссальным профессиональным опытом, особенно если речь идет о создании курса для новичков, а не о повышении квалификации.

эксперт онлайн курса

Каким критериям должен соответствовать преподаватель, претендующий на роль эксперта

Давайте определимся с основными требованиями, которым должен соответствовать кандидат на роль эксперта в вашем будущем онлайн-курсе:

Опыт работы

Опыт работы очень важен, ведь только так можно приобрести по-настоящему ценные практические знания, за которыми в онлайн-школу и приходят студенты. Специалисту, проработавшему в одной сфере 3-5 лет, уже будет чем поделиться: в его практике наверняка найдутся успешные и провальные кейсы, которые можно будет разобрать с учениками. Кроме того, за этот срок он сможет определить действительно важные моменты и отбросить те знания, которые на деле не используются.

Образование

В некоторых областях можно стать отличным специалистом, не имея высшего образования и окончив курсы. К таким темам относятся дизайн, флористика, маркетинг, SMM, реклама, рукоделие, эзотерика и т.д. Для них гораздо важнее иметь практический опыт и успешные кейсы.

Но для некоторых тем наличие у эксперта профильного образования просто обязательно. Примеры таких направлений: медицина, нутрициология и диетология, психология, педагогика.

Начни зарабатывать на своих знаниях!

Ищем эксперта для запуска проекта

Опыт преподавания

Важно найти эксперта для курса в интернете, который не только будет обладать определенным багажом знаний, но и окажется талантливым преподавателем. Если у человека есть опыт работы над онлайн-курсами, стоит попросить у него несколько записей, чтобы оценить манеру держаться перед камерой, речь, дикцию, способность ясно и четко выражать свои мысли. Также пригодится и опыт публичных выступлений.

В качестве потенциального эксперта можно рассмотреть и специалиста без опыта преподавания. Но не стоит сразу полагаться на его возможности. Лучше договориться о записи пробного урока или проведения живой трансляции, чтобы убедиться, что этот человек справится с поставленными задачами.

Раскрученность в соцсетях

Если претендент на роль эксперта вашего online-курса имеет профили в соцсетях и занимается их продвижением, вы сможете извлечь из этого дополнительную выгоду. Во-первых, если база подписчиков большая, им можно будет предложить обучение в качестве тестовой группы, чтобы откатать программу. Во-вторых, по активности пользователей вы сможете оценить, насколько подписчикам нравится контент, насколько они лояльны.

Коммуникабельность, готовность идти на контакт

Приглашая человека со стороны в качестве эксперта для образовательного проекта, нужно понимать, что с этим человеком вам придется долго и тесно работать. Сначала нужно будет утвердить программу, подготовить материал, несколько раз корректировать его, записать курс, доснять что-то. В общем, работа большая и продолжительная. И комфортнее ее делать с тем, кто разделяет ваши взгляды и придерживается таких же ценностей.

Как эффективно работать с экспертом

Чтобы избежать недопонимания, нужно еще до начала работы обговорить ключевые моменты. Вам надо будет рассказать эксперту, что конкретно от него требуется, и сразу обозначить сроки. Будет полезным также предоставить пару примеров курсов, которые вам нравятся по компоновке. После достижения устной договоренности необходимо зафиксировать все в договоре или через электронную переписку. Причем сроки желательно устанавливать не для всего проекта, а для каждой подзадачи.

Поскольку ваш эксперт вряд ли будет сразу обладать необходимыми компетенциями для онлайн-образования, нужно оставить за собой право окончательной правки. Человек должен воспринимать это спокойно и не биться за каждое слово в презентации.

Ну а если вы не хотите тратить время на поиск эксперта, проверку кандидатов и собеседования, а также продвижение онлайн-школы, доверьтесь опыту специалистов 360 MEDIA. Мы точно знаем, какие специалисты нужны для онлайн-курса, и сможем подобрать для вашего бизнеса лучших экспертов с учетом требований и бюджета.

#Руководства

  • 2 авг 2022

  • 0

Как работать с экспертами: гайд для методистов

Чем покорить даже «сложных» специалистов, как распознать самозванцев и просто не ударить в грязь лицом.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Юлия Голанцева

Руководитель методистов направлений «Управление» и «Мультимедиа» в Skillbox.

Из этой статьи вы узнаете:

  • с какими экспертами работает методист;
  • как понять, действительно ли эксперт разбирается в теме, и что делать, если он совсем не тот, кем казался;
  • как устроена работа с экспертами на разных этапах;
  • как строить беседу и деликатно прерывать монолог.

В основе практически любой учебной программы для взрослых лежат знания и опыт экспертов — профессионалов в той теме, которой посвящён курс. И методисту важно найти с ним общий язык. Для этого надо стать немножко психологом, дипломатом и организатором. Разберёмся в базовых правилах продуктивного общения.

В создании учебного курса эксперты могут выступать сразу в нескольких ролях:

  • консультантов,
  • авторов программы,
  • спикеров,
  • проверяющих преподавателей,
  • наставников.

Чаще всего методист взаимодействует с экспертами как с авторами или спикерами:

  • Автор программы — эксперт с комплексным видением предметной области, которой посвящён курс. Он помогает создать концепцию программы. Такой специалист прекрасно разбирается в теории, но может и не обладать большим практическим опытом в отдельных аспектах темы. Это не страшно, ведь его главная задача — дать общее, системное представление о предмете курса.

    Методист начинает взаимодействие с автором на этапе разработки программы, когда уже есть результаты исследований рынка, конкурентов, аудитории и сложилось представление, каким будет готовый образовательный продукт.

  • Спикер помогает готовить материалы для отдельных тематических блоков программы и отлично разбирается в конкретном вопросе. В отличие от автора программы, он может не иметь комплексного видения темы, которой посвящён курс, зато у него есть другие преимущества — например, опыт решения прикладных задач.

Для создания сильной программы методисту всегда требуется хороший эксперт. Но, как показывает практика, не все эксперты одинаково компетентны.

Обычно выделяют четыре уровня компетентности. Разберёмся, как взаимодействовать с представителями каждого из них.

Это специалисты, которые действительно обладают нужным объёмом знаний и опыта. Они бывают:

  • Осознанно компетентные. Идеальные эксперты с точки зрения простоты работы с ними: они чётко и подробно отвечают на вопросы. Чаще всего их ответы не нужно переформулировать, их можно сразу записать в программу. Некоторым таким специалистам по силам и самостоятельно поработать с программой, если дать им инструкции, как это делать. Возможно, даже особых правок дальше не потребуется.
  • Неосознанно компетентные. Эти специалисты хорошо владеют предметом, но их знания работают как бы на интуитивном уровне. Они не всегда могут сразу объяснить, почему нужно делать что-то именно так, а не иначе, и быстро и коротко ответить на другие вопросы. Информацию приходится «вытаскивать» — задавать множество наводящих вопросов, подходить к теме с разных сторон. Работать с такими экспертами сложнее, чем с осознанно компетентными.

Представьте, что вы долго разговаривали с экспертом, задали ему миллион вопросов, и он охотно на них отвечал, но из ответов невозможно составить программу. Появляется ощущение, что что-то идёт не так, хотя первые «звоночки» трудно объяснить.

Такое нечасто, но случается. Возможно, вы имеете дело с одним из двух явлений:

  • Неосознанная некомпетентность. Такой человек может искренне думать, что знает много и делает всё идеально, но он заблуждается и переоценивает свои возможности — на самом деле предметом он не владеет или владеет на уровне, которого недостаточно для участия в создании программы.
  • Осознанная некомпетентность. Это люди, которые просто хорошо изображают из себя экспертов, создают себе имидж.

Конечно, хорошо бы отсекать некомпетентных экспертов ещё на уровне отбора. Но если вы уже начали с ними работать, главное — понять это как можно раньше.

Для этого понадобится всего три вопроса:

  • Что?
  • Как?
  • Почему или зачем?

Вот как это работает:

  • Оцените суть и полноту ответов эксперта («Что?»). Если эксперт отвечает односложно, неглубоко, поверхностно, это всегда чувствуется, даже если вы ничего не понимаете в теме.
  • Уточните, как то, что рассказал эксперт, происходит на практике, и оцените его уверенность («Как?»). Если он не может дать толковых объяснений, проявляет неуверенность, это должно насторожить.
  • Проверьте логику и аргументацию в ответах («Почему? Зачем?»). Задавайте уточняющие вопросы, попросите объяснить ещё раз. Если логика нарушена или её вообще нет, собеседник запутается.

Если оказалось, что ваш «эксперт» в действительности не владеет темой, тут всё очевидно — нужно с ним прощаться и приглашать другого специалиста. Ваша задача как методиста — донести эту ситуацию до продюсера, который и должен принять такое решение.

Но чаще бывает, что эксперт вроде бы в целом знающий, просто может ошибаться в отдельных аспектах темы. Если такие подозрения есть, то имеет смысл пригласить других специалистов, которые помогут в работе над программой или выскажут альтернативное мнение по спорным моментам.

Например, в моей практике был случай, когда эксперт ошибся в формулах, о которых шла речь в курсе. Когда у меня возникло такое подозрение, он отказался верить в свою ошибку, а мне предложил не вмешиваться в его работу, раз уж у меня нет экспертных знаний в этих вопросах. Тогда мы привлекли стороннего эксперта, и он подтвердил, что ошибки действительно есть; их, конечно, исправили.

Чтобы выстроить работу с экспертом максимально эффективно и комфортно, важно придерживаться определённых правил.

Вот что нужно для стандартной рабочей встречи.

Без предварительной подготовки вы рискуете сразу показать себя не в лучшем свете, а это означает предсказуемые трудности в работе с экспертом. Особенно тщательно нужно готовиться к первой встрече, если вы ещё не имеете большого опыта в работе с авторами и спикерами.

Есть несколько моментов, которые стоит продумать заранее.

  • Определите для себя поэтапный план работы с экспертом и результат каждого этапа.

У вас должно быть чёткое представление обо всех деталях, которые могут интересовать эксперта: что будет происходить на каждой встрече, когда начнутся съёмки курса, сколько времени всё это займёт и так далее.

Если вы уверенно отвечаете на такие вопросы, эксперт убедится, что имеет дело с профессионалом и ситуация под контролем. И наоборот, неуверенность в ответах для эксперта — показатель того, что к вам не стоит особенно прислушиваться.

  • Опишите целевую аудиторию курса, сформулируйте его цели и результаты, оформите концепцию программы.

Всё это предстоит обсуждать с экспертом в самом начале совместной работы. И делать это лучше не просто на словах: оформите информацию в понятную таблицу или схему на виртуальной доске.

  • Подготовьте ссылки на все документы, которые понадобятся на встрече, и откройте к ним доступ.

Заранее позаботьтесь о том, чтобы показать эксперту на встрече только нужные документы и чтобы все ссылки были у вас в быстром доступе. Так вы точно избежите неприятных заминок или ситуации, когда эксперт видит не предназначенную для него информацию.

Есть несколько основных правил, соблюдение которых поможет вам стать с экспертом одной командой и избежать недопонимания и конфликтных ситуаций.

  • Общайтесь с экспертом на равных.

По моему опыту, самая продуктивная работа с экспертом получается, когда вам удалось стать партнёрами, напарниками, командой. Поэтому методисту важно проявить собственную экспертность с первых секунд общения. Поможет в этом профессиональная насмотренность и начитанность.

Прежде чем просить эксперта что-то сформулировать, объясните, почему нужно сделать это именно так и что случится, если сделать иначе. Таким образом вы сразу снимете все вопросы и возражения, покажете, что вы профессионал в своём деле — а значит, ваше мнение важно, к нему нужно прислушиваться.

Даже самые «звёздные» эксперты включаются в продуктивное сотрудничество, когда начинают верить в методиста и видят пользу в его работе.

А вот общаться из позиции «снизу» и, наоборот, давить не стоит. Ведь общение на равных не отменяет того, что эксперт в вашем тандеме — главный и что последнее слово остаётся за ним, если это касается экспертизы в теме курса.

  • Формируйте у эксперта правильные ожидания.

Причина большинства проблем и конфликтных ситуаций обычно в том, что ожидания эксперта не оправдались, а коммуникация изначально была непрозрачной.

Поэтому так важно на первой встрече сразу проговорить все детали: рассказать, в чём особенности программы, перечислить всё, что будет происходить в процессе работы над ней, объяснить, как вы будете взаимодействовать, и так далее. Стоит чётко описать роль каждого участника команды — методиста, продюсера, копирайтера и других.

Особое внимание уделите времени работы над программой, ведь многие эксперты недооценивают сложность и длительность процесса разработки. Конечно, точные сроки не всегда известны — тогда можно назвать хотя бы среднее значение.

Например, если вы в большинстве случаев тратите на разработку программы один месяц, можно сказать: «Чаще на работу у нас уходит месяц, иногда это получается сделать быстрее, но процесс может и затянуться. Всё зависит от сложности и размера программы».

  • Методист — ведущий встречи.

Встречу с экспертом, если она касается проектирования программы, проводит методист. Поэтому коллег, присутствующих на встрече, лучше заранее предупредить, чтобы они не вмешивались в ваш диалог с экспертом.

Дело в том, что разработка — творческий процесс, и сбить специалиста с мысли внезапным вопросом не по теме обсуждения очень легко. Так что если коллегам нужно что-то обсудить с экспертом, то лучше попросить их сделать это в конце встречи, специально выделив на это время.

  • Не стоит спорить с коллегами при эксперте.

Бывает, что коллеги не согласны с вами. В этом случае ни в коем случае нельзя затевать спор в присутствии эксперта. На встрече вы в любом случае заодно, а обсуждение спорных вопросов оставьте на потом. Публичные конфликты и перепалки на мотивации эксперта точно скажутся отрицательно.

  • И с самим экспертом тоже лучше не спорить.

Предлагать идеи или вносить возражения стоит аккуратно, даже если вы раньше работали в той же сфере, что и ваш эксперт, и отлично знакомы с темой. Всё же специалистом выступает здесь он.

А как быть, если вы слышите явную ошибку в словах эксперта? Например, он объясняет какой-то термин, но вы знаете, что определение на самом деле другое. Важно обратить внимание на ошибку деликатно, не свысока. То есть не в формате «Вообще-то всё совсем не так», а, например, так: «У меня был опыт работы в этой сфере, и мы называли это вот так. Как вы считаете, может быть, стоит здесь что-то уточнить или изменить?»

В этом случае вы просто даёте эксперту возможность для самопроверки, и он не подумает, что у вас есть сомнения в его профессионализме.

  • Заканчивайте любую свою реплику вопросом к эксперту.

Например, вы прокомментировали какое-то высказывание или предложение эксперта и сразу же задаёте вопрос: «Мне кажется, это уместно включить в следующий блок программы. Как вы считаете?»

Это простой механизм, который позволяет постоянно удерживать внимание вашего собеседника, не прерывать нить беседы и управлять ходом встречи.

  • Важно всегда благодарить и мотивировать, но делать это естественно.

Одобрения свысока («Вы сегодня такой молодец!») — не лучший тон. Помните, что вы общаетесь на равных. Например, формулировка: «Вы высказали столько классных идей, мы здорово сегодня поработали» — сработает куда лучше.

  • Тайминг — это святое.

Опоздания на встречи неприемлемы, но если такое происходит, предупредите коллег, которые тоже будут на встрече, или самого эксперта. Кроме того, важно следить за таймингом на встрече, при необходимости уточните, может ли эксперт задержаться, — например, если осталось совсем немного до финализации небольшого этапа.

Если эксперт подробно и чётко отвечает на ваши вопросы — вам повезло, наслаждайтесь работой и просто фиксируйте его ответы в программе.

Сложнее работать, если вам достался эксперт-«молчун». Вы ждёте от него развёрнутых ответов, а он отвечает односложным «да» и «нет» — и молчит. В этом случае вам потребуется задавать массу уточняющих вопросов. Придётся натренироваться в искусстве интервьюирования. К счастью, даже самые неразговорчивые эксперты рано или поздно включаются в работу.

Самый сложный случай — эксперт говорит много, но пользы от этого мало. Он часто отклоняется от темы встречи, при этом кажется, что вставить слово в его монолог невозможно. Здесь возникает риск, что работа над курсом сильно затянется, потому что время встреч расходуется неэффективно. Придётся учиться направлять речь эксперта в нужное русло, при необходимости не стесняться перебивать. Главное — делать это деликатно.

Вот что важно при работе экспертами всех типов:

  • Не терять фокус. Методист не может позволить себе засмотреться в окно или рисовать в тетради, пока эксперт что-то рассказывает: надо ловить каждое слово.
  • Формулировать и фиксировать тезисы. В случае с идеальным экспертом это, безусловно, проще. А если эксперт выдаёт информацию довольно сумбурно, то задача формулировать и фиксировать ключевые мысли в программе лежит именно на методисте.
  • Слушать активно. «Ага», «угу», «м-м-м», «понятно» — всё это, конечно, банально, но зато отлично работает. В случае с многословными экспертами — особенно. Без реплик с вашей стороны они могут увлечься и потерять нить беседы. Активное слушание позволяет как бы заземлять человека и напоминать, что он говорит не на свободную тему, а отвечает на конкретный вопрос.
  • При необходимости аккуратно «влезать» в монолог и финализировать вопрос. После «ага» и «угу» прервать монолог гораздо удобнее, и чаще всего это выглядит корректно. Можно использовать такие фразы: «Смотрите, я записала, давайте проверим формулировки…» или «Правильно ли я понимаю, что…»

    Бывают, конечно, особые случаи, к которым и подходы нужны нестандартные. Однажды мне попался очень многословный специалист, с которым не срабатывали никакие привычные методы. Каждый раз в конце встречи он повторял: «Ой, я снова так много говорил, что же вы меня не остановили?», но в его монолог невозможно было деликатно вклиниться. Тогда, пользуясь его же разрешением, я стала говорить так: «Уважаемый N, простите, мне придётся вас перебить». Он спокойно это воспринял, и процесс пошёл быстрее.

  • Отправить список вопросов и попросить наговорить ответы. Это крайняя мера на случай, когда ничего больше не помогает. Конечно, можно попросить и ответы в письменном виде, но не каждый на это согласится. В моей практике был эксперт, который честно сказал, что не будет ничего писать, потому что любит поговорить.

Подводя итоги: главное — хорошо подготовиться, быть тактичным и не бояться давать обратную связь. Это залог плодотворной и успешной работы с любым экспертом.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше

← Предыдущий урок
Это второй урок из цикла статей «Марафон: как создать онлайн-курс». Если вы здесь впервые, лучше начните с начала.

Этот материал пригодится тем, кто верстает электронный курс по незнакомой теме и хочет сделать каждый пиксель максимально полезным для сотрудников.

Мы расскажем, кто такие предметные эксперты, почему они важны, как наладить с ними контакт и получить в срок нужную информацию.

Предметный эксперт — гуру в своем деле. Он знает все нюансы и тонкости продаж, детально разбирается в технике безопасности или бесстрашно отжигает за токарным станком ИЖ-250.

Предметный эксперт

Для разработчика электронных курсов предметный эксперт — основной источник информации и главный генератор идей. Он поможет четко сформулировать цели обучения и подобрать нужные материалы, а также даст ценные советы и комментарии. Без него выпустить качественный курс по незнакомой теме почти невозможно.

01-1.png

Владимир Раджапов,
управляющий менеджер по развитию бизнеса компании eQueo

«В eLearning самый главный не тот, кто делает курсы или администрирует систему дистанционного обучения. Самый главный — эксперт предметной области. Он готовит материалы, от которых зависит продуктивность сотрудников. Если эксперт отгрузил вам некачественный контент, то ни верстка, ни дизайн не спасут курс от провала.

Получить от экспертов желаемое часто не так уж просто. Для того, чтобы ваш проект сдвинулся с мертвой точки, они должны быть искренне в нем заинтересованы».

Шаг 1. Установите дружеский контакт

Уважение — фундамент добрых отношений. Если вы относитесь к людям с признательностью, они всегда будут рады вам помочь.

предметный эксперт eLearning

Чтобы общение развивалось только в позитивном ключе, с самого начала дайте эксперту понять — вы цените его помощь. Будьте вежливы и тактичны, не навязывайтесь и не докучайте, к примеру, лишними звонками по телефону. Цените чужое время.

Если в компании только запускают дистанционное обучение, то ваш напарник, скорее всего, не знает о его принципах и особенностях.

О чем нужно рассказать эксперту в первую очередь:

  • Что такое дистанционное обучение.
  • Чем отличается от очного и как сделать его эффективным.
  • Почему в электронном курсе особенно важны примеры и практика.
  • Какова роль эксперта в создании курса, что от него требуется и сколько времени займет.
  • Как выглядит процесс разработки курсов.

Покажите несколько образцовых курсов, чтобы эксперт лучше понимал eLearning и знал, на что равняться. Расскажите также о технических возможностях курса, об ограничениях (к примеру, по времени), о принципах работы над сценарием и оформлением.

После короткого инструктажа у эксперта исчезнет страх перед неизведанным — задача ясна. Он четко представляет, с чем имеет дело, и может взвешенно принимать решения.

Шаг 3. Объясните цели и задачи курса

Если вы прошли первый урок из гайда, то уже изучили аудиторию, определили цели, задачи и тип будущего курса. Поделитесь этими данными с экспертом.

предметный эксперт eLearning

Так ему будет проще понять, какой материал нужно подготовить и в каком объеме: отгрузить побольше текстовой информации с описанием продуктов, выдержками из инструкций или сделать упор на кейсы и примеры из личного опыта.

Перед первой встречей обязательно сформулируйте вопросы по теме будущего курса: о чем важно рассказать, на чем расставить акценты и т.д. Эти вопросы станут опорными точками вашего диалога.

Александр Воробьев

Александр Воробьев,
консультант по организации дистанционного обучения

«Изучите область интересов эксперта: принципы работы и терминологию. Так вы больше расположите к себе человека, а заодно сможете, например, создать глоссарий для будущего курса.

Рассказывая о планах, обязательно спросите, что на этот счет думает сам эксперт: почему нужно выпустить такой курс, как он улучшит жизнь сотрудников, что стоит заложить в основу. Это не только поможет прояснить цели обучения, но и увеличит интерес специалиста к проекту».

По итогу первой встречи составьте бриф. Внесите туда все данные о будущем курсе: для кого, в чем должен помочь и т.д. Этот документ станет для вас главным ориентиром в дальнейшей работе.
Скачать шаблон брифа →

Шаг 4. Сообщите о сроках и ожидаемых результатах

На старте совместной работы оговорите сроки, задачи и результаты, которые ожидаете на каждом этапе проекта. Договоритесь о том, что необходимо сделать эксперту и чем будете заниматься вы.

Не бойтесь пересматривать сроки и список задач, которые необходимо выполнить. После устного обсуждения деталей обязательно отправьте вдогонку email с подробным описанием обновленного плана.

Шаг 5. Составьте график встреч

Печальная истина: ваш проект у эксперта не в приоритете. Основная работа отнимает у него львиную долю времени, потому заранее согласуйте график встреч.

предметный эксперт eLearning

Подробно распишите, что должно быть готово к каждому обсуждению. Это поможет организовать работу и не сорвать дедлайн.

01-1.png

Владимир Раджапов,
управляющий менеджер по развитию бизнеса компании eQueo

«Я встречаюсь с экспертом три раза. Первая встреча — вводная. Я рассказываю о технических возможностях и ограничениях электронного курса, оговариваю цели и задачи проекта, рассказываю о ЦА. На второй встрече эксперт показывает подготовленный контент. Здесь важно выслушать его идеи. Третья встреча — я демонстрирую сверстанную черновую версию будущего курса и фиксирую правки от эксперта.

График встреч помогает войти в ритм и понять, сколько времени нужно на работу. Однако никакое расписание не застрахует от форс-мажоров».

Поскольку информация, которую предоставляет эксперт, многое решает, придется подстраиваться под его график. Иногда он может отменить встречу по независящим от него причинам. Будьте гибче! Если нет возможности встретиться лично, созвонитесь через Skype или, к примеру, спишитесь «Вконтакте».

Шаг 6. Предоставьте эксперту право выбирать контент

«Нужна только текстовая информация, желательно развернутые статьи», «Подберите побольше обучающих роликов», «Кейсы, кейсы, больше кейсов!» — не загоняйте эксперта в рамки по контенту. Разрешите использовать в работе данные из всех доступных источников и в любом формате. Так больше шанс получить эксклюзивный материал и зарядить будущий курс максимальной пользой.

При этом у эксперта не должно возникать впечатление, что ваша роль в проекте — добавить лоска к готовой презентации. Объясните, что вместе вы создаете нечто совершенно уникальное.

Денис Антипов

Александр Лопарь,
eLearning-эксперт

«Будьте бдительны! Иногда эксперты вместо практических знаний отгружают больше теории. Если при встрече ваш напарник скажет «Это надо знать», спросите: «А чем это пригодится сотруднику завтра на работе?». Заставьте эксперта думать о практической пользе каждой строчки и каждой картинки в курсе.

Поблагодарите эксперта за предоставленные файлы, сказав что-то вроде «здесь есть отличные идеи, которые можно использовать в нашем курсе». Однако оставьте за собой право обработать материал».

Шаг 7. Установите критерии качества будущего курса

Эксперты — профессионалы в своем деле, а не в методике обучения. Часто они не знают, как лучше упаковать собранный материал.

предметный эксперт eLearning

Идеалом кажется PowerPoint-презентация, до отказа набитая информацией. И это нормально. Прокачать презентацию до уровня электронного курса – ваша задача.

01-1.png

Татьяна Леванова,
разработчик онлайн-курсов компании «Данио»

«С некоторыми экспертами сложно работать, т.к они не хотят выкинуть и слова из презентации. Сразу объясните, что электронный курс — это квинтэссенция знаний. Здесь важно дать только то, чем сотрудник воспользуется уже завтра. Все остальное — в корзину.

В качестве решения win-win предложите эксперту оформить всю лишнюю информацию в pdf и встройте в курс как дополнительный материал. Особо любознательные изучат его отдельно. Остальные не будут перенапрягаться».

Если вы еще не показали эксперту примеры курсов, на которые равняетесь, то сейчас самое время. Лучше всего сработает «комплект» из трех примеров, которые отражают общую идею и ваше видение.

Шаг 8. Согласуйте итоговую работу

Мы забегаем вперед, но очень важно показать готовый курс эксперту. В противном случае вы рискуете не только выпустить некачественный контент, но и потерять верного помощника.

01-1.png

Ксения Серебрякова,
специалист по дистанционному обучению компании Tele2

«Эксперты должны быть довольны результатом, но к их замечаниям стоит относиться хладнокровно. Если критика касается содержания и смысла — я вношу изменения. Если судят оформление, интерактив — последнее слово оставляю за собой, ведь в этом я разбираюсь лучше. При этом я стараюсь деликатно объяснить, почему нужно именно такое оформление или анимация с точки зрения педагогического дизайна.

Полезно еще раз сослаться на примеры, которые вы взяли за образец. Сконцентрируйте внимание эксперта на том, как интерактивные элементы делают учебный материал интереснее. Покажите, как интерактивность и правильный дизайн помогают учащимся лучше усвоить информацию».

Но прежде чем отправить на согласование готовый курс, нам с вами нужно пройти еще семь уроков. В следующем мы расскажем, как обработать материалы эксперта и подготовить сценарий.

До встречи!

Если вам понравилась статья, дайте нам знать — нажмите кнопку Поделиться.

А если у вас есть идеи как можно улучшить текст — расскажите нам. Мы будем рады доработать материал!

← Предыдущий урок    Следующий урок → 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Центральные органы гос управления осуществлявшие руководство
  • Циперметрин для растений инструкция по применению
  • Тонометр mark of fitness mf 30 инструкция
  • Портал для биокамина своими руками пошаговая инструкция
  • Gess массажер для лица инструкция по применению