Вопрос №52. Схема конструкции илососа.
Илососные машины (илососы) предназначены для очистки колодцев водосточной сети от ила и других загрязнений, а также для транспортирования загрязнений к местам выгрузки. Илососные машины по суммарному объему отсеков для осадка и иловой воды разделяют на три класса: машины малой вместимости – до 4,0 м³; машины средней вместимости – от 4,0 до 8,0 м³ машины большой вместимости – от 8,0 м³ и более. Промышленность производила раньше илососные машины только одного типа — ИЛ-980В на базе автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 52). Рассмотрим конструкцию и работу современной илососной машины КО-507А (рис. 2).
Рис. 52. Илосос ИЛ-980В:
1 — стрела; 2 — цистерна; 3 — всасывающий шланг; 4 — вакуум-насос; 5 — труба
Рис. 53. Машина илососная КО-507А («Доркомтехника»):
1 — стрела; 2 — водяной бак; 3 — цистерна; 4 — насос; 5 — трубопровод; 6 — бак гидросистемы; 7 — проблесковый маяк; 8 — шасси; 9 —коробка отбора мощности (КОМ); 10 — дополнительное оборудование; 11 — брызгоотражатели
Илососная машина КО-507А включает: базовое шасси, накопительную цистерну, вакуум-нагнетательную систему, трансмиссию привода вакуум-насоса и насоса гидросистемы, гидросистему, пневмосистему, электрооборудование, а также дополнительное оборудование.
Накопительная цистерна предназначена для складирования на машине ила, забираемого из колодцев, и состоит из следующих основных узлов: цистерны, задней крышки, опоры стрелы и стрелы, гидроцилиндров подъема цистерны и задней крышки, механизма управления клапаном всасывающей трубы и прижимов задней крышки. Цистерна, как правило, имеет два отсека: для ила и для иловой воды.
Вакуум-нагнетательная система предназначена для создания разрежения или давления в цистерне при выполнении рабочих операций. Система состоит из вакуум-насоса водокольцевого типа, трубопроводов, четырехходового крана, кранов, предохранительного клапана и водоотделительного бачка. Схема вакуум-нагнетательной системы приведена на рис. 54.
Рис. 54. Вакуум-нагнетательная система машины КО-507А:
1 — вакуум-насос; 2 — кран четырехходовой; 3 — трубопровод; 4 — мановакуумметр; 5 — клапан поплавковый; 6- влагоотделитель; 7- бак водяной; 8- клапан предохранительный; 9- клапан
Трансмиссия обеспечивает привод вакуум-насоса и масляного насоса и состоит из коробки отбора мощности, устанавливаемой на коробку передач шасси. Гидрооборудование предназначено для подъема цистерны, подъема и опускания стрелы, открытия и закрытия задней крышки цистерны.
Пневмооборудование машины предназначено для управления клапаном всасывающей трубы, фиксатором поворота стрелы, четырехходовым краном и камерой уплотнения задней крышки цистерны. Электрооборудование осуществляет дистанционное управление включением вакуум-насоса, гидроцилиндров и пневмоцилиндров гидро- и пневмооборудования.
Илососная машина работает следующим образом. При подъезде к колодцу водосточной сети открывают его решетку. Всасывающую трубу снимают с кронштейна и опускают в колодец. После включения вакуум-насоса в цистерне образуется разрежение, под действием которого ил из колодца поступает по всасывающей трубе в иловый отсек цистерны. При заполнении илового отсека вода, содержащаяся в извлекаемых загрязнениях, осветляется и постепенно перетекает через зазоры между верхней частью поршня и обечайкой цистерны в отсек для иловой воды. Уровень воды в иловом отсеке контролируется. Излишки воды удаляются через сливную трубу. После заполнения илового отсека и слива иловой воды машина направляется к месту разгрузки. Здесь с помощью гидросистемы открывается задняя крышка, затем с помощью гидроцилиндров происходит подъем цистерны.
Для увеличения глубины очищаемых колодцев процесс забора ила из колодцев осуществляют следующим способом. Заборную трубу в процессе работы периодически выглубляют из пульпы с целью попадания в нее воздуха. Образующаяся воздушно-водяная смесь может засасываться под действием находящегося в цистерне вакуума с глубины, большей на 30 % критической глубины, указанной в технических характеристиках машин.
Основным разработчиком и изготовителем илососных машин является ОАО «Арзамасский завод коммунального машиностроения» (ОАО «АЗКМ»). Разгрузка цистерны от ила у всех машин осуществляется путем подъема цистерны при помощи гидроцилиндров при открытии задней крышки на угол до 60°. Эксплуатация машин рассмотренного типа может производиться только при положительных температурах окружающего воздуха. Илососные машины КО-510 и КО-507А, кроме отличия по вместимости рабочей емкости, имеют различные типы вакуумных насосов. Лопаточный насос с масляной смазкой машины КО-510 имеет пониженную производительность, но позволяет машине работать при отрицательных температурах до -20 °С по сравнению с водокольцевым насосом машины КО-507А, работающим до 0 °С.
Конструкция илососных машин развивается и совершенствуется. Повышение производительности может осуществляться за счет увеличения вместимости отсека для всасываемых загрязнений и повышения производительности вакуумных насосов. Существенным способом повышения эффективности эксплуатации илососных машин следует считать увеличение глубины всасывания загрязнений до 15 м. Совершенствование системы выгрузки в направлении интенсификации процесса разгрузки ила остается актуальной задачей.
Дата добавления: 2015-08-11 ; просмотров: 9709 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Руководство для илососной машины
Илососная машина КО-510 — ЗиЛ-433362
Илососная машина КО-510 на шасси ЗИЛ-433362 используется для очистки колодцев и канализационных систем от скоплений ила и первозки его к месту выгрузки. В состав специального оборудования входят цистерна, вакуумный насос с приводом, всасывающая стрела, гидравлическая, пневматическая и электрическая системы и дополнительное оборудование. Управление всасывающей стрелой ведётся с дистанционного пульта управления. Выгрузка ила производится опрокидыванием цистерны.
Технические характеристики Илососной машины КО-510 | |
---|---|
Базовое шасси | ЗиЛ-433362 |
Колесная формула | 4 х 2 |
Мощность двигателя, л.с. | 150 |
Вместимость цистерны, м 3 | 3,25 |
Глубина очищаемого колодца, м | 4,5 |
Производительность вакуум-насоса, м 3 /ч | 360 |
Максимальное разрежение в цистерне, МПа | 0,085 |
Время наполнения цистерны, мин. | 3 — 6 |
Вместимость баков для воды, м 3 | 20 |
Угол подъема цистерны, о | 60 |
Полная масса, кг | 11 200 |
Габаритные размеры, мм | 7 000 х 2 500 х 3 100 |
Илососная машина КО-524 — МАЗ-5337А2
Илососная машина КО-524 на шасси МАЗ-5337А2 (МАЗ-5340В2) предназначена для вакуумной очистки колодцев, ливневой и канализационной сетей от ила и транспортировки его к месту выгрузки. В состав специального оборудования входят: цистерна, вакуумный насос с приводом, всасывающая стрела, гидравлическая система и дополнительное оборудование. Управление всасывающей стрелой ведётся с дистанционного пульта управления. Выгрузка ила производится опрокидыванием цистерны.
Достоинства илососной машины КО-524:
- ящик для инструмента;
- укладка рукавов в пеналы;
- итальянские индикаторы уровня JUROP;
- максимальная защита вакуумного насоса;
- итальянские пневмокомпоненты CAMOZZI;
- дополнительный лючок для слива иловой воды;
- итальянский клапан ограничения давления JUROP;
- система автоматической смазки вакуумного насоса;
- дистанционная система контроля уровня ила в цистерне;
- всасывающие рукава из высококачественного материала;
- система жидкого охлаждения корпуса вакуумного насоса;
- улучшенный визуальный контроль за наполнением цистерны;
- дополнительное покрытие днища листом из нержавеющей стали;
- возможность работы на значительном удалении машины от колодца;
- итальянский вакуумный насос JUROP с жидким охлаждением и автоматической смазкой;
- поворот всасывающей стрелы на 240 градусов и фиксация ее от произвольного поворота;
- герметичная фиксация задней крышки с помощью винтовых зажимов и специального уплотнительного кольца итальянского производства.
Технические характеристики Илососной машины КО-524 | |
---|---|
Базовое шасси | МАЗ-5337А2 / МАЗ-5340В2 |
Двигатель | дизельный |
Мощность двигателя, л.с. | 227 / 240 |
Вместимость цистерны, м 3 | 8,2 / 6,2 |
Глубина очищаемого колодца, м | 8 |
Производительность вакуумного насоса, м 3 /ч | 720 |
Максимальное разрежение в цистерне, МПа | 0,085 |
Время наполнения цистерны, мин. | 8 |
Полная масса, кг | 18 000 / 19 000 |
Габаритные размеры, мм | 7 400 х 2 550 х 3 500 |
Илососная машина КО-510К — КамАЗ-43253
Илососная машина КО-510К на шасси КамАЗ-43253 предназначена для вакуумной очистки колодцев, ливневых и канализационных сетей от ила и транспортировки его к месту выгрузки. Илососная машина КО-510К рассчитана на эксплуатацию в макроклиматических районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от — 20 до + 40 градусов по Цельсию.
В состав специального оборудования илососной машины КО-510К входят: цистерна, вакуумный насос с приводом, всасывающая стрела, гидравлическая, пневматическая и электрическая системы, а также дополнительное оборудование (клапан ограничения давления, окно измерения уровня производства итальянской фирмы JUROP). Управление всасывающей стрелой ведётся с дистанционного пульта управления. Выгрузка ила производится опрокидыванием цистерны. Для улучшения разгрузки, на днище цистерны устанавливается лист из нержавеющей стали.
Технические характеристики Илососной машины КО-510К | |
---|---|
Базовое шасси | КамАЗ-43253 |
Колесная формула | 4 х 2 |
Двигатель | дизельный |
Вместимость цистерны, м 3 | 3,25 |
Глубина очищаемого колодца, м | 4,5 |
Производительность вакуум-насоса, м 3 /ч | 360 |
Максимальное разрежение в цистерне, МПа | 0,085 |
Время наполнения цистерны, мин. | 3 — 6 |
Угол подъема цистерны, о | 60 |
Полная масса, кг | 12 800 |
Габаритные размеры, мм | 7 600 х 2 500 х 3 320 |
Илососная машина КО-507А2 — КамАЗ-65115
Илососная машина КО-507А-2 на шасси КамАЗ-65115 (6х4) используется для вакуумной очистки колодцев, ливневой и канализационной сетей от ила и перевозки его к месту утилизации. Спецоборудование илососной машины КО-507А-2 состоит из цистерны, вакуумного насоса с приводом, всасывающей стрелы и другого оборудования.
Илососная машина КО-507А-2 оснащена насосом высокого давления и монитор-пистолетом для размыва ила в колодце. Управление всасывающим лючком ведётся с дистанционного пульта управления. Выгрузка ила производится опрокидыванием цистерны.
Какая спецтехника делает жизнь человека чище и безопасной. Ассенизаторская машина, это уникальный вид спецтехники, которую можно использовать в тех местах, где нет централизованной системы водоотведения или имеются ограничения по отводу жидкости или ЖБО (жидких бытовых отходов). Все нечистоты, жидкие формы бытовых и производственных отходов в системах отсутствия централизованной системы водоотведения, в лучшем случае попадают в выгребные готовые отборные ямы, в худшем в открытую среду окружающей природной сферы. Скопившиеся пары нечистот неблагоприятно оказывают влияние на окружающую среду, и только ассенизаторская машина может эффективно справиться с поставленной задачей сохранения среды окружающей природы и в то же время очистки от нечистот.
Нелёгкий путь к успеху
Впервые ассенизаторская машина появилась на постсоветском пространстве в начале 60-х годов прошлого столетия. Именно в этот период возникают первые звонки с неприятной экологической обстановкой. Принцип работы ассенизаторской машины должен был эффективно решить вопрос откачки нечистот и прочих ЖБО не только из выгребных ям, но и из других технологических объектов, например очистка строительной площадки, очистка прудов, засохших водоемов и т.д.
«Важно!Техника оснащена специальным навесным технологическим оборудованием, которое имеет характеристики герметичности, а значит, в достаточной мере обеспечивает первичную утилизации нечистот.»
Современные варианты комплектации вакуумных ассенизаторских машин оснащены улучшенными моделями насосного оборудования, специальными сигнальными предохранительными устройствами, технологическим резервуаром накопительного типа, автономным трубопроводным комплексом и гофрированным шлангом. Отметим, что навесное оборудование легко и без проблем монтируется на шасси многих автомобилей отечественного производства, например КАМАЗ, ЗИЛ, а самой известной моделью, которая изначально разрабатывалась для коммунальной сферы, стал ассенизатор КО 53.
Как работает ассенизаторская машина и другое оборудование?
Когда мы определились с тем, что такое ассенизатор, пришло время ответить на не менее важный вопрос о том, что такое ассенизаторская машина. Этот вид техники – основной инструмент для откачки стоков и их последующей транспортировки к месту утилизации.
Основу для машины составляет грузовой автомобиль. Наиболее часто используются модели от ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ и МАЗ. Но грузовик – это только колеса для перевозки содержимого. Основное ассенизаторское оборудование состоит из следующих элементов:
- Цистерна. Герметичный резервуар, внутрь которого закачиваются нечистоты. Отличается по строению и объему. Чем больше максимальная вместимость, тем выше требования к грузоподъемности автомобиля, на котором закреплен бак. При изготовлении выбирается материал, который легко дезинфицировать мощными агрессивными составами. Обычно внешние стенки окрашиваются в яркий цвет, чтобы транспорт был заметен на дороге.
- Насосный узел. Вакуумный насос отвечает за главную функцию машины – забор стоков. Благодаря большой мощности всасывания, удается быстро поднимать нечистоты с разной высоты. Так можно опорожнять даже глубокие септики и ямы. Допускается работать с нечистотами, загрязненными крупными посторонними включениями.
- Шланг для забора стоков. Изготавливается из прочного, стойкого к дезинфицирующим средствам и агрессивным средам, материала. В зависимости от его длины, отличается максимальное удаление места размещения машины от опорожняемого резервуара.
Кроме перечисленного, в состав ассенизаторского комплекта могут входить и дополнительные элементы – система контроля и сигнализирования о заполненности цистерны, коробка отбора мощности, дополнительный задний отбойник и многое другое.
Виды ассенизаторской техники
На заре развития ассенизаторской техники было реализовано два модельных ряда спецтехники. К первой группе относились машины, которые осуществляли отсос коллекторским способом, то есть, за счёт коллекторского двигателя. Второй вариант спецтехники, это встроенная вакуумная помпа, который чуть позже был признан технологичным и рациональным. В коммунальной сфере санитарные нормы для ассенизаторской машины отлично были реализованы на реализованной вакуумной технологии отсоса.
Вакуумный насос согласно общему технологическому строению создаёт разряжение внутри рабочей цистерны (полностью герметичная установка), вследствие чего происходит эффект всасывания ЖБО по специальному приёмному шлангу. Встроенные специальные датчики в автоматическом режиме управляют и регулируют режим наполняемости внутри цистерны, и при достижении определённого уровня емкости автоматически отключают работу вакуумного насоса.
Продолжительность работы системы всасывания зависит от общего объёма резервуара, согласно техническим данным спецтехники, средняя продолжительность полного заполнения цистерны составляет от 4 до 12 минут. По окончании процесса всасывания, транспорт своим ходом следует в пункт утилизации ЖБО или ТБО, производится опорожнение резервуара, причём самотёком или при помощи насоса.
В целом виды и типы спецтехники ассенизаторской машины имеют одинаковую схему работы, но отличаются по:
- Объёму наполняемости цистерны;
- Общая технологическая наполняемость емкости;
- Габариты и размеры ассенизаторской машины;
- Марка шасси, на которую устанавливается навесная техника.
Общее конструкционное строение спецтехники включает в себя несколько элементов:
- Цилиндрический резервуар, который имеет монтаж под небольшим углом конструкционного наклона, для удобства слива самотёком;
- Вакуумная помпа специального принципа действия;
- Сигнальное звуковое и световое предохранительное оборудование;
- Отсек с приёмным люком и встроенным всасывающим гофро-шлангом;
- Технологический кран для работы системы трубопровода;
- Вспомогательное навесное и электрооборудование.
Принципиальная часть работы ассенизаторской техники
Многие задаются вопросом, как работает ассенизаторская машина, и что нужно знать в процессе эксплуатации спецтехники. Интернет-журнал «О спецтехнике», который рассчитан на информацию об условиях аренды спецтехники в России и странах СНГ, готов предоставить вам подробные технические описания по каждой группе транспорта, используемый в качестве специализированной техники на правах аренды.
Как указывалось выше, ассенизаторская машина обустроена резервуаром или герметичной ёмкостью для утилизации откачанных ЖБО, вакуумным насосом, гофрированной трубой для откачки жидкости из септиков любой конструкции, выгребных ям, дренажный общих колодцев, сливных технологических комплексов, предусмотренные для станций автомоек, а также для природных водоёмов, небольших по размерам прудов и т.д. Общий принцип работы заключается в следующем:
- Один конец рабочего рукава шланга подключают к цистерне машины, а второй конец опускают в место откачки ЖБО или иной жидкой суспензии;
- При помощи вакуумного насоса происходит всасывание жидкости внутрь цистерны, причём допускается ее полное заполнение. Сигнально-предохранительное устройство автоматически отключит работу насоса в случае полного заполнения резервуара;
- По окончании работы машина самоходом направляется на специальную площадку по утилизации, которая отвечает высоким санитарным нормативным требованиям экологической безопасности.
«Основные характеристики ассенизаторской машины представлены в применении для конкретной модели вакуумного насоса. Ниже представлена таблица, на основании которой можно определить технические параметры насосного оборудования для конкретной модели спецтехники.»
Параметр насоса | Модель КО-503 | Модель КО-505А | Модель КО-510 |
КПД | 0,8-0,9 | 0,8-0,9 | 0,8-0,9 |
Мощность | 6 кВт | 9 кВт | 9 кВт |
Число оборотов | 1450 об/мин | 1150 об/мин | 1450 об/мин |
Производительность помпы | 240 м 3 в час | 310 м 3 в час | 360 м 3 в час |
Вращение ротора по конструкции | Есть правый и левый вариант | Есть правый и левый вариант | Есть правый и левый вариант |
Габариты | 470*225*280 мм | 520*290*300 мм | 670*338*310 мм |
Вес | 90 кг | 110 кг | 125 кг |
Ассенизаторская машина и её применение
Ассенизаторская машина (вакуумный ассенизатор) – это специальный автомобиль, который предназначен для выкачки и транспортировки нечистот из канализаций, отстойников и выгребных ям. Сам процесс откачивания происходит при помощи специальных заборных рукавов, а также создания вакуума в самой цистерне машины. Вакуум создаётся с помощью особого вакуумного насоса (например, «КО 503» или же «КО 503в»). Собственно, по названию насосов определяется модель самой ассенизаторской машины.
Такая техника, как ассенизаторская машина ГАЗ, находится практически в каждом коммунальном хозяйстве. Именно эта марка авто столь популярна по всей территории России. А для крупных канализаций применяются автомобили КАМАЗ, МАЗ и ЗИЛ. Также возможны и зарубежные аналоги.
Автомобиль-ассенизатор может выкачивать практически любые нечистоты (за исключением взрывоопасных и горючих жидкостей). Содержимое туалетов, выгребных ям, отстойников — со всем этим справляется ассенизаторская машина. Цена на такой транспорт варьируется в зависимости от марки автомобиля, типа вакуумного насоса, а также объёма цистерны.
При помощи труб и насоса загрязнённая жидкость транспортируется в герметичную ёмкость. Далее все нечистоты завозятся на специальную точку переработки. Процесс ассенизации способствует предотвращению кучи неисправностей, связанных с канализационной системой. Ведь при заполнении канализации различными фекалиями через некоторое время вся жидкость польётся обратно, откуда стекала. Чтобы предотвратить этот неприятный момент, и используются машины — ассенизаторы.
Помимо очищения выгребных ям и отстойников от нечистот, ассенизаторская машина может выполнить функцию осушения водоёма, очистки колодца или же просто вывезти трудноперерабатываемые отходы. И это только краткий список всех сфер применения ассенизатора.
Зачастую во многих крупных городах ассенизаторская машина практически не используется. Чаще всего этот транспорт заказывают жители частных домов для откачки фекалий из выгребных ям. Для некоторых людей, которые пользуются услугами ассенизатора (в частности и владельцев загородных домов), данная услуга является недёшевым удовольствием.
Применение ассенизаторской машины имеет много плюсов. Основной из них – это поддержка экологической чистоты в окружающей среде. Ассенизация помогает избежать множества природных проблем, оздоровляя при этом город и страну в целом.
Учитывая надёжность, удобство в эксплуатации, ремонтопригодность и остальные достоинства ассенизаторской машины, цены на неё вполне демократичны.
При выборе ассенизаторской машины каждый житель России может остановиться как на государственной, так и на частной организации. Но, заказывая государственную службу, не надейтесь на её быстрый приезд (впрочем, если у вас есть свободное время, можете смело ждать). Зато цены на услуги чуть ниже, чем у частных фирм. Конечно, лучше всего потратить больше денег и вызвать именно частную организацию. Машина приедет очень быстро и сделает всю работу за пять минут.
Принцип работы
В основе принципа работы машины-ассенизатора лежит применение сильного разрежения, засасывающего нечистоты из выгребной ямы или септика. Чтобы наполнить емкость отходами, применяют вакуумный насос, который и создает требуемое разряжение. От мощности насоса и наполненности цистерны зависит скорость закачки. Опустошают автомобиль самотеком. Чтобы выполнить это, шланг машины фиксируется в самой нижней части бочки.
Двигатель приводит в движение насос. Для этого силовая установка имеет специальный вал отбора мощности. Для нормальной работы машины этого оказывается достаточно.
Работа
Чтобы понять, как работает ассенизаторский автомобиль, нужно знать, что существует два типа таких машин:
- Обычный автомобиль. Такая машина имеет насос средней мощности и не слишком широкие шланги. Их используют для откачки из отстойников канализации и прочих технологических конструкций воды.
- Илососы. Эти машины устроены сложнее. Они оснащаются мощными насосами, которые могут справиться с достаточно густыми отходами. Нередко машины используют для очистки выгребных ям, различных прудов и ливневых стоков.
Работа автомобиля в общих чертах выглядит следующим образом. Техника подъезжает к месту выполнения очистки. Водитель готовит ее к работе, разворачивая шланг и опуская его в люк или колодец.
Если требуется, длину шланга можно нарастить. Потом заводится мотор и запускается насос. Работа ассенизаторского автомобиля много времени не требует. В зависимости от консистенции отходов или жидкости, процедура выборки одного куба может продолжаться от пары минут до десяти.
Если предполагается очистка выгребной ямы, то рекомендуется после первой откачки заполнить ее водой. После этого еще раз выполнить откачку. Такая последовательность дает возможность выполнить чистку качественнее и надежнее. Так из ямы извлекаются даже нижние слои грязи и ила.
Заканчивается рабочий цикл сливом отходов. Выполняется это самотеком. Но куда придется их сливать нельзя. Все отходы жизнедеятельности оставляются только в специально отведенных местах. После слива они очищаются вместе с другими канализационными водами. На сегодняшний день существуют специальные пункты утилизации, в которых жидкие отходы очищают и частично перерабатывают. Но в такие спецприемники принимают далеко не все виды нечистот и отходов.
Должностные обязанности
На водителя ассенизационной машины возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Выполнение маршрутного задания по откачке выгребных ям, канализационных колодцев и туалетов.
2.2. Выставление, мойка и снятие туалетных кабин.
2.3. Очищение колодцев.
2.4. Транспортировка и выгрузка в местах утилизации жидких бытовых отходов, не содержащих горючих и взрывоопасных веществ.
2.5. Заправка автомобиля топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью.
2.6. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдача его и постановка на отведенное место по возвращении.
2.7. Обеспечение корректного профессионального вождения автомобиля.
2.8. Строгое выполнение всех распоряжений непосредственного руководителя.
2.9. Прохождение ежедневных предрейсовых медицинских осмотров.
2.10. Ежедневное ведение путевых листов с указанием маршрута следования, пройденного километража, расхода топлива, а также количества отработанного времени.
2.11. Своевременная сдача путевых листов.
2.12. Осуществление контроля за техническим состоянием автомобиля, своевременное прохождение технического обслуживания и технического осмотра.
2.13. [Другие должностные обязанности].
[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного [число, месяц, год] М. П. |
Должностная инструкция водителя ассенизационной машины [наименование организации]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Водитель ассенизационной машины относится к категории рабочих и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2. На должность водителя ассенизационной машины принимается лицо, имеющее среднее (полное) общее образование, право на управление автомобилем категории [вписать нужное] и стаж вождения не менее [значение] лет.
1.3. Водитель ассенизационной машины назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].
1.4. Водитель ассенизационной машины должен знать:
— назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей;
— способы обеспечения высокопроизводительного и экономичного использования автомобилей;
— основные технико-эксплуатационные качества обслуживаемых автомобилей и их влияние на безопасность движения;
— правила дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей;
— признаки, причины, способы определения и устранения неисправностей;
— объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию автомобиля;
— способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей;
— порядок проведения технического обслуживания и правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках;
— правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта;
— влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля;
— способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;
— сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра;
— основы трудового законодательства;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
— правила пользования средствами индивидуальной защиты.
2. Должностные обязанности
На водителя ассенизационной машины возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Выполнение маршрутного задания по откачке выгребных ям, канализационных колодцев и туалетов.
2.2. Выставление, мойка и снятие туалетных кабин.
2.3. Очищение колодцев.
2.4. Транспортировка и выгрузка в местах утилизации жидких бытовых отходов, не содержащих горючих и взрывоопасных веществ.
2.5. Заправка автомобиля топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью.
2.6. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдача его и постановка на отведенное место по возвращении.
2.7. Обеспечение корректного профессионального вождения автомобиля.
2.8. Строгое выполнение всех распоряжений непосредственного руководителя.
2.9. Прохождение ежедневных предрейсовых медицинских осмотров.
2.10. Ежедневное ведение путевых листов с указанием маршрута следования, пройденного километража, расхода топлива, а также количества отработанного времени.
2.11. Своевременная сдача путевых листов.
2.12. Осуществление контроля за техническим состоянием автомобиля, своевременное прохождение технического обслуживания и технического осмотра.
2.13. [Другие должностные обязанности].
3. Права
Водитель ассенизационной машины имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. Требовать своевременного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортного средства и не выходить в рейс при отсутствии оплаченного полиса ОСАГО.
3.3. На бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.5. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.7. Прекратить эксплуатацию автомобиля в случае его неисправности и при несоответствии применяемых горюче-смазочных материалов и запасных частей техническим условиям, немедленно уведомив об этом непосредственного руководителя.
3.8. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Водитель ассенизационной машины несет ответственность:
4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность]
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
(1 оценок, среднее: 1,00 из 5)
Загрузка…
Настоящая инструкция разработана
на основе типовой инструкции по охране труда, с учетом требований
законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные
требования охраны труда, правил по охране труда в жилищно-коммунальном
хозяйстве и предназначена для водителя ассенизационной машины.
1. Общие требования охраны труда
1.1. К
самостоятельной работе допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие специальную
подготовку и права водителя соответствующего класса, прошедшие медицинский
осмотр, обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в
установленном порядке.
1.2. Работники
обязаны:
— соблюдать
Правила внутреннего трудового распорядка;
—
выполнять только ту работу, которую ему поручили;
— знать
местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, не
загромождать доступ к противопожарному инвентарю, гидрантам и запасным выходам;
— уметь
оказывать пострадавшим первую помощь;
—
применять средства индивидуальной защиты.
1.3. На водителя
ассенизационной машины могут воздействовать следующие опасные и вредные
факторы:
— патогенные микроорганизмы в сточных и природных
водах;
— повышенного уровня шума, инфразвука, ультразвука и
вибрации на рабочих местах;
— движущиеся машины и механизмы, подвижные части
производственного оборудования;
— повышенная или пониженная температура поверхностей
оборудования;
— недостаточная освещенность рабочей зоны.
1.4. Водитель
ассенизационной машины обеспечивается средствами
индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами выдачи специальной
одежды, специальной обуви и другими средствами индивидуальной защиты.
1.5. Не допускается выполнять
работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном
потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других
одурманивающих веществ.
1.6. Работник обязан немедленно извещать своего непосредственного
или вышестоящего руководителя о каждом несчастном случае, о всех замеченных им
нарушениях Правил, инструкций по охране труда, неисправностях оборудования,
инструмента, приспособлений и средств индивидуальной и коллективной защиты.
1.7. Лица,
не выполняющие настоящую Инструкцию, привлекаются к ответственности согласно
действующему законодательству.
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Пройдите предрейсовый медицинский
осмотр.
2.2. Наденьте исправную специальную
одежду.
2.3. Водитель перед выездом обязан
проверить:
— техническую исправность машины,
гарантирующую ее безопасную и бесперебойную работу на линии;
— давление воздуха в шинах на
соответствие нормам;
— наличие инструментов, аптечки и
инвентаря;
— заправку машины топливом, маслом, водой
и тормозной жидкостью, а также уровень электролита в аккумуляторной батарее.
2.4. Водителю запрещается:
— выезжать на линию в болезненном
состоянии или при сильной степени утомления, которая может повлиять на
безопасность движения и работ на линии;
— в течение смены передавать управление
машиной посторонним лицам, находящимся в нетрезвом состоянии или не имеющим при
себе удостоверение на право управления соответствующей машиной.
2.5. При работе на линии прежде чем выйти из кабины машины необходимо
убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.
2.6. Обо всех недостатках и
неисправностях вакуумной машины, инструмента, приспособлений и средств защиты,
обнаруженных при осмотре, доложить руководителю работ для принятия мер к их
устранению.
3. Требования охраны труда во время работы
3.1. При работе на проезжей части дороги
необходимо включить проблесковый маяк.
3.2. При подъезде к выгребам водитель
ассенизационной машины обязан внимательно осмотреть место работы и установить
минимальную дистанцию, обеспечивающую безопасный подъезд машины и подход
работника.
3.3. После остановки машины ее следует
затормозить, а в случае вынужденной установки на уклоне под колеса машины
следует подложить клинья или подкладки.
3.4. При работе ассенизационной машины в
темное время суток место работы должно быть освещено фарой, установленной на
машине сзади.
3.5. При снятии и установке всасывающего
рукава, а также его присоединении к лючку обязательно применение средств
индивидуальной защиты рук.
3.6. При необходимости производства работ
внутри цистерны ее следует предварительно тщательно промыть и
продезинфицировать.
3.7. Во время производства работ внутри
цистерны рядом с цистерной вблизи заливного люка должен находиться работник,
наблюдающий за производством работ и обеспечивающий безопасность их проведения.
3.8. Запрещается:
— работать внутри цистерны
ассенизационной машины без предварительной ее промывки, дезинфекции и
проветривания;
— пользоваться открытым огнем для осмотра
внутренней полости цистерны ассенизационной машины;
— работать внутри цистерны при работающем
двигателе ассенизационной машины.
3.9. При использовании машины не
допускается производство работ по наполнению цистерны и транспортировке
горюче-смазочных материалов, а также по очистке карбидных ям.
3.10. Максимальная скорость движения не
более 60 км/час.
3.11. Во избежание примерзания диска
приѐмного лючка при отрицательных температурах после выполнения опорожнения
цистерны рекомендуется диск лючка держать открытым.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. При несчастном случае:
— немедленно организовать первую помощь
пострадавшему, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103
или доставить его в медицинскую организацию.
4.2. При обнаружении пожара или признаков
горения (задымленность, запах гари и т. п.) необходимо:
— в случае возгорания топлива водитель
должен погасить огонь при помощи огнетушителей, кошмы, брезента, песка и других
подручных средств.
— при невозможности самостоятельной
ликвидации пожара немедленно сообщить о пожаре по телефону 101 (назвать адрес
объекта, место возникновения пожара, свою фамилию), а также своему
непосредственному руководителю.
4.3. При дорожно-транспортном
происшествии водитель, причастный к нему обязан без промедления остановиться и
не трогать с места транспортное средство и другие предметы, имеющие отношение к
происшествию. Сообщить о случившемся руководителю работ, записать фамилию и
адрес очевидцев происшествия и ожидать прибытия работников ГИБДД.
4.4. При выходе из строя деталей или
агрегатов движущейся ассенизационной машины необходимо отвести транспортное
средство на обочину или на край проезжей части дороги, выключить двигатель,
включить первую передачу и стояночный тормоз, подложить под колеса
противоугонные упоры и установить на расстоянии 15-30 м. позади него знак
аварийной остановки.
5. Требования охраны труда по окончании работ
5.1. Ассенизационную машину
после работы необходимо тщательно вымыть, очистить и хранить отдельно от других
транспортных средств.
5.2. Снять спецодежду и другие
средства индивидуальной защиты и убрать их в специально отведенное место.
5.3. Вымыть лицо и руки теплой
водой с мылом, при необходимости принять душ.
5.4. Обо всех недостатках
выявленных в течение работы, сообщить непосредственному руководителю.
Поделиться ссылкой:
Что такое илосос
Илососная машина – это разновидность техники, использующей вакуумный принцип работы. Она применяется для очищения канализационных или дренажных систем от илистых (и подобных илу) масс, их перевозки к пункту утилизации. Илососная спецтехника может эксплуатироваться в круглогодичном режиме.
Устройство илососа
В зависимости от характера работ, устройство илососного автомобиля может иметь особенности, но стандартная комплектация техники включает в себя следующие обязательные компоненты.
- Цистерна. Она предназначена для сбора, временного размещения и транспортировки отходов (ила, шлака, техжидкостей и пр.). Резервуар разделяется на 2 отсека: в назначение одного входит сбор отходов; второго – размещение воды, использующейся для размягчения отходов (отложений). Цистерна оснащается самосвальным гидроприспособлением и механизмом для открывания дна, облегчающих разгрузочные работы и обслуживание агрегата. В комплектацию илососной спецтехники могут входить цистерны, имеющие разный объем – от 3,5 куб.м до 18 куб.м.
- Шасси. Шасси предназначается для размещения всей функциональной инфраструктуры илососной машины: цистерны, модульное оборудование и пр.
- Вакуумный насос. Функционал насоса заключается в организации и осуществлении всасывания отходов посредством создания разряженного пространства в резервуаре. Вакуумный насос монтируется на шасси; его работоспособность обеспечивается либо за счет гидропривода, либо отбора мощности посредством КОМ-привода.
- Плунжерный насос. Он предназначен для размыва потоком воды уплотненные массы отходов, а также ликвидации налипания отходов на внутренние поверхности цистерны и труб. Принцип работы плунжерного насоса – гидропривод.
- Механизм для всасывания, оснащенный лебедкой, стрелой. Данная конструкция дает возможность применять спецтехнику удаленно от очищаемого объекта.
- Трубопровод (шланг). Шланг диаметром от 10 до 12 см используется для помещения отходов внутрь цистерны. Длина трубопровода может достигать нескольких десятков метров.
- Пульт д/у. Применяется для удаленного управления работой спецтехники.
- Системы мониторинга работы. Диагностические системы позволяют оценить бесперебойную работу спецтехники и защитить ее от выхода из строя (датчик автоглушения силового агрегата при достижении полноты загрузки резервуара; мановакууметр, предназначенный для контроля уровня давления в цистерне; система защиты насоса от проникновения в него отходов и пр.).
Схема илососа
Принцип работы илососной машины
- Илососная машина подгоняется на максимально близкое расстояние к месту проведения работ. При необходимости расчистки твердых наслоений отходов применяется плунжерный насос (водонапорный пистолет).
- Рукав, предназначенный для всасывания отходов (или стрела), помещается в место их сбора. Вакуумный насос включается.
- Всасываемые через гибкий рукав отходы поступают в отсек цистерны, предназначенный для их размещения.
- В процессе перевозки отходов они подвергаются расслаиванию: более концентрированные слои размещаются в заднем секторе резервуара, жидкие фракции располагаются в переднем секторе.
- При необходимости увеличения объема емкости излишки воды удаляют через специальную сливную трубу.
- В месте утилизации отходов при разгрузке илососной спецтехники задняя крышка открывается, а сам резервуар опрокидывается, позволяя отходам выйти в качестве осадка.
Принцип работы илососа
Чем отличается илосос от ассенизаторской машины
Илососную машину отличают от ассенизатора как технические, так и функциональные характеристики.
- Открывающаяся цистерна и гидроподъёмный механизм. Илососная спецтехника может использоваться для перевозки плотных масс отходов. Открывающаяся емкость, гидроподъемник дают возможность осуществлять выгрузку с помощью самосвального метода. Ассенизаторская техника способна перевозить только отходы в виде жидких фракций, которые можно сливать через шланг.
- Дополнительный резервуар. Конструкция илососа предусматривает наличие дополнительной емкости для хранения воды, которая может использоваться для размывания плотных слоев отходов.
- Водонапорный пистолет. Размывание плотных слоев отходов производится посредством гидропистолета, входящего в комплект илососной спецтехники. Ассенизатор не имеет такого устройства.
- Всасывающая стрела. Еще одно достоинство илососа, которым не обладает ассенизатор. С помощью данного узла возможно изменять направление рукава.
- КПД насоса. Насосы, применяемые в илососах, имеют больший КПД. Для закачки жидких фракций ассенизаторской технике не требуется мощного оборудования.
- Глубина работы. Илососы выгодно отличаются установкой мощного насосного оборудования, которое позволяет выкачивать отходы с глубины до 8 м и с производительностью около 720 куб.м/ч. Показатели ассенизаторской техники: 4 м и 360 куб.м/ч (соответственно).
- Дополнительное оборудование. Илососная спецтехника может доукомплектовываться дополнительными модулями – пультом д/у, авторежимом подачи всасывающего рукава и пр.
Как выбрать илосос для покупки
При выборе илососа необходимо оценить требования, которые должны предъявляться к функционалу спецтехники, который отличается по нескольким параметрам: мощность всасывания, объем резервуара, метод открывания дна, наличие дополнительного оборудования и возможности его установки (например, установка парогенератора для отогревания оборудования в суровых условиях).
Перед приобретением илососа рекомендуется определиться с параметрами его эксплуатации: глубине работы, количеству отходов, мощности насоса, длине шланга (до 32 м), емкости цистерны,объему бака для технической воды.
Применение дорогостоящей илососной спецтехники для выкачивания жидких отходов экономически нецелесообразно. При своевременной откачке системы канализации появление плотных илистых фракций невозможно. В подобных условиях следует приобрести обычную ассенизаторскую машину. При необходимости выкачивания твердых фракций (грязевых, илистых, глинистых и пр.) потребуется илососный автомобиль, позволяющий дополнительно промыть яму и трубы.
Насосы илососных машин: сравнительные характеристики
В илососах применим широкий ассортимент насосов с различными характеристиками.
Насос илососа
В таблице представлены варианты насосов и их основные харктеристики.
Насос илососа | Производительность, л/мин | Мощность, кВт | Обороты, об/мин | Расход воздуха, м3/ч |
---|---|---|---|---|
КО-510 | 6000 | 9 | 1450 | 360 |
Jurop PNR-122 | 12200 | 19 | 1300 | 732 |
Jurop PNR-124 | 1240 | 16 | 1300 | 744 |
Jurop PNR-155R | 15200 | 19 | 1300 | 910 |
Jurop PVT-200 | 21350 | 38 | 1400 | 1350 |
Jurop PVT-280 | 30800 | 56 | 3300 | 1850 |
Jurop PVT-400 | 43300 | 74 | 3300 | 2600 |
Jurop LC-300 | 8500 | 14 | 1300 | 510 |
Jurop LC-420 | 12000 | 18 | 1300 | 720 |
Jurop PVT-580 | 16300 | 17 | 1200 | 980 |
Jurop DL-180 | 17600 | 26 | 100 | 1056 |
Jurop DL-250 | 25000 | 41 | 1000 |
1500 |
Jurop DL-300 | 30000 | 51 | 1000 | 1800 |
Более подробно познакомиться с илососами можно в разделе «Вакуумные машины». Консультанты компании «СпецТрансАвто» окажут помощь при выборе оптимальной комплектации илососной спецтехники, предназначенной для решения Ваших задач.