Руководство для кураторов

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»

Методические рекомендации

по организации работы куратора учебной группы

Разработчики:

Найдёнова Т.М., зам.директора по УВР ГБПОУ «БКТиС»;

Бирбаева Я.Ж., педагог-психолог ГБПОУ «БКТиС», кандидат социологических наук;

Седых Н.В., социальный педагог ГБПОУ «БКТиС»;

Суворова А.Л., социальный педагог ГБПОУ «БКТиС».

г. Улан-Удэ,

2021

Содержание

1. Ведение

2. Функции куратора учебной группы

3. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность

4. Полезная информация

5. Содержание папки по воспитательной работы

6. Приложения

  1. Введение

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически »

К. Д. Ушинский

Одни в кураторе видят человека, несущего ответственность за все происходящее в группе: успеваемость, посещаемость, поведение и многое другое и считают, что он обязан решать различного рода вопросы и проблемы. Другие считают, что это чисто формальная должность и к обязанностям и просьбам куратора относятся соответственно.

Основы воспитательного процесса

 Быть куратором студенческой группы – это серьезное и ответственное поручение. Куратор выступает в роли наставника, воспитателя, организатора и непосредственного исполнителя многих профессиональных дел. Совместно с активом группы ему приходится проводить со студентами большую воспитательную работу, требующую определенных знаний и творческих способностей.

Управление процессом профессионального становления будущего специалиста включает в себя создание:

– социокультурной воспитательной среды (от оформления аудиторий до соблюдения традиций вуза, высоконравственного образа жизни и поведения);

– условий для самовыражения (научно-исследовательская, общественно-полезная, культурно-досуговая, спортивная и пр. деятельность);

– условий для коммуникации и взаимодействия (дискуссионные встречи, клубы, конференции, культурное общение и пр.).

Особенностью деятельности куратора, влияющей на успех в воспитательной работе, является широкая коммуникабельность. Куратор содействует совершенствованию учебно-воспитательного процесса в группе, углубляет профессиональную направленность воспитания, способствует развитию у обучающихся интереса к учебе и избранной профессии.

Цели деятельности куратора:

—  воспитательная работа, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

 — мотивация  обучающихся к обучению и освоению содержания образовательной программы в полном объеме.

Задачи деятельности куратора:

— создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности обучающегося  путем гуманизации межличностных отношений, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости, формирование навыков общения обучающихся, основанных на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности;

— формирование необходимых качеств у обучающихся для достижения высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;

— формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношение к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности, по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ,  способных нанести вред здоровью человека; культу насилия, жестокости и агрессии; обесцениванию жизни человека и др.;

— взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе в вопросах информационной безопасности детей;

— формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

— организация социально открытого пространства, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

— обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого обучающегося;

— формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества, развитие творческого потенциала обучающихся; их организационно-коммуникативных навыков;

—  оказание помощи и поддержки обучающимся, нуждающимся в укреплении собственной жизненной и социальной позиции, в приобретении навыков организаторской, управленческой и других видов деятельности;

—  ориентация обучающихся на формирование их социальной и профессиональной мобильности, на развитие способностей к самоопределению, саморазвитию и самореализации;

—  привлечение обучающихся  к участию в различных внутренних и внешних мероприятиях  при реализации рабочей программы воспитания и календарно-тематического плана воспитательной работы колледжа;

— формирование и развитие коллектива группы;

— организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

2. Функции куратора учебной группы

1. Участвовать в разработке рабочих программ воспитания и календарных планов  воспитательной работы колледжа, а после ее утверждения формировать на ее основе календарный план воспитательной работы группы (месячный, годовой и пр.);

2. Планировать формирование развивающей образовательной среды, в том числе с привлечением ресурсов внешней социокультурной и профессиональной среды для успешной социализации, профессионального самоопределения обучающихся.

3. Представлять и защищать интересы группы и отдельных обучающихся на собраниях (заседаниях) органов управления колледжа, в подразделениях по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел, органах опеки и попечительства, органах социального обеспечения, других органах и организациях.

4. Обеспечивать соблюдение установленных мер социальной поддержки отдельных категорий обучающихся (малообеспеченных, социально незащищенных, с особыми образовательными потребностями).

5. Создавать педагогические условия для проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, включения обучающихся в различные виды деятельности в соответствии с их способностями, образовательными запросами обучающихся и их родителей (законных представителей):

  • информировать о возможностях дополнительного образования, использования ресурсов внешней социокультурной среды для разностороннего развития, личностного и профессионального самоопределения обучающихся;
  • проводить индивидуальные консультации и групповые мероприятия, обеспечивающие педагогическую поддержку личностного и профессионального самоопределения, привлекать к проведению таких мероприятий заинтересованных лиц и заинтересованные организации (родителей обучающихся, работодателей, представителей общественности, местной власти, средств массовой информации, служб занятости, медицинских организаций).

6. Формулировать цели и задачи взаимодействия с родителями (законными представителями) с учетом:

  • специфики семейного воспитания;
  • возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  • особенностей социального и этнокультурного состава группы.

7. Организовывать и проводить индивидуальные и групповые встречи (консультации) с родителями (законными представителями) с целью информирования о ходе и результатах образовательной деятельности студентов, повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), привлечения родителей (законных представителей) к организации внеурочной деятельности и общения обучающихся группы.

8. Координировать деятельность сотрудников колледжа и родителей (законных представителей), взаимодействие с руководством колледжа при решении задач обучения и воспитания обучающихся в соответствии со сферой своей компетенции; содействовать достижению взаимопонимания, профилактике и разрешению конфликтов.

9. Контролировать ход и качество образовательного процесса в группе.

10. Формулировать  предложения по персональным делам обучающихся, в том числе связанным с поощрениями, дисциплинарными или административными взысканиями.

11. Информировать социальное окружение об успехах и достижениях обучающихся в различных видах деятельности.

12. Планировать деятельность группы  с участием обучающихся, их родителей (законных представителей), сотрудников колледжа, в том числе планировать досуговые и социально значимые мероприятия, включать обучающихся группы в разнообразные социокультурные практики, профессиональную деятельность.

13. Оказывать организационно-педагогическую поддержку формирования и деятельности органов самоуправления группы.

14. Оказывать организационно-педагогическую поддержку общественной, научной, творческой и предпринимательской активности обучающихся.

3. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность

Внешние нормативные документы:

Конституция Российской Федерации, Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации, устанавливающие право каждого гражданина на образование и закрепляющие осуществление процессов воспитания и обучения как предмета совместного ведения с Российской Федерацией;

—  Семейный кодекс Российской Федерации;

— Конвенция о правах ребенка;

— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

— Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ;

— Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ;

— Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ;

—  Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ;

— Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7 мая 2012 г. N 597;

— Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. 2018 года N 204;

— Постановление Правительства Российской Федерации «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных организаций за выполнение функций классного руководителя, а также педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за выполнение функций классного руководителя (куратора)» от 30 декабря 2005 г. № 850 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2006 г. № 548, от 10 ноября 2020 г. № 1800, от 7 июля 2021 г. № 1133);

— Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. N 996-р;

—  Приказы Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. N 373, «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 N 1897, «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» от 17 мая 2012 г. N 413;

— Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» от 11 мая 2016 г. N 536 .

-Письмо Минпросвещения России «О методических рекомендациях» от 12 мая 2020 г. № ВБ-1011/08.

Внутренние нормативные документы:

— Устав колледжа;

— СК-БКТиС-2.4.27 Положение об организации работы куратора в учебных группах;

— СК-БКТиС-2.3.4 Положение о стипендиальном обеспечении, компенсационных выплатах и материальной поддержке обучающихся;

— СК-БКТиС-2.4.4  Положение о постановке на внутриучрежденческий учет и о снятии с внутриучрежденческого учета обучающихся;

— СК-БКТиС-2.4.7  Положение о совете по профилактике правонарушений;

— СК-БКТиС-3.6.2 Положение о мерах социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, находящихся на полном государственном обеспечении;

— СК-БКТиС-2.4.12 Положение о мерах поощрения и дисциплинарной ответственности обучающихся;

— СК-БКТиС-2.4.14  Правила внутреннего распорядка обучающихся, проживающих в общежитии;

— СК-БКТиС-2.3.18 Правила внутреннего распорядка обучающихся;

— СК-БКТиС-2.4.9 Положение о единых требованиях к внешнему виду и одежде обучающихся;

— СК-БКТиС-2.4.13 Положение о студенческом самоуправлении в колледже;

— прочие документы.

4. Полезная информация

Рекомендации при планировании работы куратора учебной группы

1. Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст обучающихся, т.е. учитывать особенности ведущей деятельности как психологической основы для данного возраста.

2. Планирование внеклассных мероприятий должно предполагать некую системность, а не спонтанность.

3. Планирование должно учитывать цели и задачи воспитательной системы колледжа, мнение обучающихся и их родителей.

4. Если куратор начинает работу с группой впервые, он должен внимательно изучить систему воспитательных мероприятий предыдущего  куратора и по возможности продолжить начатое им в коллективе, вносить изменения согласно действующих нормативно-правовых актов.

5. Куратор при анализе воспитательной работы обязан выявить проблемы коллектива группы и учебного заведения, которые необходимо решить в будущем году.

6. Куратор должен помнить, что внеклассные мероприятия должны быть разнообразными: интересными и развивающими по форме и содержанию.

7. Планирование должно учитывать даты, связанные с историей страны, города, учебного заведения. Нельзя забывать события, которые связаны с историей человечества, судьбами людей.

8. В составлении плана воспитательной работы могут и должны участвовать как обучающиеся, так и их родители. Это необходимо для того, чтобы четко представлять себе уровень требований и притязаний взрослых и детей к себе и другим, к жизни в коллективе группы.

Памятка куратору

Способствуйте созданию и поддержанию благоприятной, дружеской атмосферы в группе, побуждайте учащихся к совместной деятельности и сотрудничеству. Придерживайтесь такого стиля взаимоотношений с подростками, чтобы в трудной жизненной ситуации при необходимости каждый учащийся мог обратиться к вам за помощью. Помните о неэффективности авторитарного стиля при взаимодействии с подростками. Чрезмерные запреты, ограничения и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию, направленную как на других, так и на самого себя.

Классный час используйте как возможность для беседы о будущем и перспективах в жизни. В подростковом возрасте формируется картина будущего, поэтому подростки обычно видят или совсем отдаленное будущее, или текущий момент. Поговорите о том, какие цели ставят перед собой учащиеся, как намерены их добиваться, помогите им составить план конкретных и реалистичных действий.

Обязательно обращайте внимание на ситуации, в которых кто-либо из учащихся становятся объектом агрессии со стороны других. Говорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, при этом оставайтесь нейтральным, не занимая строну кого-либо из участников конфликта. Объясните учащимся, что для достижения успеха ценен и важен опыт ошибок, неудач. Возможность учиться на ошибках является одним из способов развития личности.

Помогайте учащимся найти те сферы, в которых они могут быть успешными.

Если вы понимаете, что у вас по каким-либо причинам не получается сохранить контакт с учащимся или классом, обратитесь за помощью к психологу.

5. Содержание папки по воспитательной работы

На каждую учебную группу куратор ведет папку по воспитательной работе, в которой на протяжении всего периода обучения собирается информация о работе.

        Папка по воспитательной работе должна содержать:

  1. Титульный лист (Приложение № 1);
  2. Циклограмма работы куратора (Приложение № 2);
  3. Списочный состав учебной группы (по годам) (Приложение № 3);
  4. Планы воспитательной работы (по годам) (Приложение № 4);
  5. Анализ воспитательной работы группы работы (по полугодиям) (Приложение № 5);
  6. Состав актива учебной группы (самоуправление); (Приложение № 6)
  7. График дежурств по кабинету (Приложение № 7);
  8. Протоколы собрания группы (Приложение № 8);
  9. Социальный паспорт группы (Приложение № 9);
  10. Диагностика обучающихся учебной группы (Приложение № 10);
  11. Тематический план классных часов (Приложение № 11);
  12. Методические материалы (разработки) классных часов, внеклассных мероприятий и т.п. (Приложение № 12);
  13. Протокол проведения классных часов (Приложение № 13);
  14. Инструктажи (журнал инструктажей) (Приложение № 14);
  15. Занятость обучающихся во внеурочное время, Карта занятости в каникулярный период  (Приложение № 15);
  16. Итоги рубежного контроля (Приложение № 16);
  17. Документы, подтверждающие работу с родителями (законными представителями) обучающихся (Приложение № 17);
  18. Документы, направленные на работу с проблемными обучающимися, группы «риска» (Приложение № 18);
  19. Достижения обучающихся (учебной группы) (Приложение № 19);
  20. Прочие документы (Приложение № 20);
  21. Дневник педагогических наблюдений за обучающимися (Приложение № 21).

6. Приложения

Приложение № 1

  1. Титульный лист

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»

Воспитательная работа

Группа № ___________

Профессия (специальность) «______________________»

 Куратор учебной группы

_____________________________

ФИО

Приложение № 2

  1. Циклограмма работы куратора учебной группы

Циклограмма работы куратора учебной группы (ПРИМЕР)

Цикличность

Содержание

Ежедневно

-Встреча со студентами для выяснения психологического климата, настроя на учебную деятельность, состояния здоровья

— Контроль посещаемости

— Индивидуальная работа со студентами (по необходимости)

— Индивидуальная работа с родителями (по необходимости)

Еженедельно

— Работа с документацией

— Работа с активом группы

— Проведение воспитательного мероприятия по плану (в том числе, экскурсий, конкурсов, посещение театров, выставок и т.д.)

— Работа с родителями

— Посещение уроков в группе

— Взаимодействие с участниками воспитательного процесса (преподаватели, социальный педагог, психолог, медсестра, зав.учебной части, замдиректора по УВР)

— Организация помощи студентам в учебной деятельности

— Тематический классный час

Ежемесячно

— Составление и утверждение плана воспитательной работы на месяц

— Анализ заболеваемости, подведение итогов посещаемости, успеваемости группы

— Составление и утверждение графика дежурства в аудиториях (совместно с активом группы)

— Собрание группы по итогам посещаемости, успеваемости, воспитательной работы в группе

— Консультации с участниками воспитательного процесса

— Участие в заседании методического объединения кураторов колледжа

Один раз в полугодие

— Работа с документацией (оформление журнала куратора)

— Анализ воспитательной работы за полугодие

— Планирование воспитательной работы на период каникул

— Анализ заболеваемости, подведение итогов посещаемости, успеваемости группы

— Проведение родительского собрания

Один раз в год

— Проведение открытого воспитательного мероприятия

— Работа с документацией (по итогам года)

— Анализ воспитательной работы в группе, постановка задач и составление плана воспитательной работы на следующий учебный год

— Методическая работа в рамках методического объединения кураторов (выступление с методической темой, методической разработкой и т.п.)

— Составление и корректировка социального паспорта группы

Приложение № 3

  1. Списочный состав учебной группы

Списочный состав группы № ______

ФИО

Дата рождения

П/номер

Нацио-

нальность

Домашний адрес

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

25

Приложение № 4

  1. Планы воспитательной работы

План воспитательной работы группы № ______________

на _________________ учебный  год

Составляется на основании календарно-тематического плана воспитательной работы по профессии/специальности

Дата

Содержание и формы деятельности

Участники

Место проведения

Ответственные

Коды ЛР  

СЕНТЯБРЬ

1

Торжественная линейка «Здравствуй колледж!»

01.09.2021

1  курс

Центральный

вход

Заместитель

директора по УВР

2

Информационная пятиминутка в учебных группах «День окончания Второй мировой войны»

02.09.2021

1-4 курс

учебные аудитории

Преподаватели истории, обществознания

3

Акция «БКТиС против терроризма» (ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом)

03.09.2021

1-4 курс

аккаунт социальной сети Инстаграмм

Заместитель

директора по УВР

4

Тематические классные часы «Уроки Беслана!»

(ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом)

03.09.2021

1-4 курс

учебные аудитории

кураторы учебных групп

5

Вечер знакомства «Давай знакомиться!» (для проживающих в общежитии)

07.09.2021

1-4 курс

общежитие колледжа

воспитатели

6

Тематический классный час «Безопасность» (инструктажи по безопасному поведению в колледже, общественных местах, об административной ответственности за совершение противоправных действий)

06.09. —

17.09.2021

1-4 курс

учебные аудитории

кураторы учебных групп

7

Общегрупповые собрания для выборов актива учебной группы

06.09. – 24.09.2021

1-4 курс

учебные аудитории

кураторы учебных групп

8

Проведение входной диагностики

06.09. – 30.09.2021

1-4 курс

онлайн формат

педагог-психолог, социальный педагог, кураторы учебных групп

9

Тематические беседы «Выборы – дело каждого из нас!»

08.09. – 16.09.2021

1-4 курс

учебные аудитории

кураторы учебных групп

10

Разъяснительная работы о социально-профилактическом тестировании

15.09. – 30.09.2021 г.

1-4 курсы

(до 19 лет)

учебные аудитории

педагог-психолог, социальный педагог, кураторы учебных групп

….

……………………..

Октябрь

1

Поздравления ветеранов колледжа «Спасибо Вам!»

01.10. – 04.10.2021

1-4 курс

по месту жительства ветеранов

заместитель директора по УВР, кураторы учебных групп, старосты учебных групп

2

Тематический классный час «Профобразование — кузница кадров», «История нашего колледжа»

01.10. – 04.10.2021

1-4 курс

учебные аудитории

кураторы учебных групп

3

Праздничный концерт посвященный  профессиональному празднику День учителя

05.10.2021

1-4 курс

актовый зал

заместитель директора по УВР, социальный педагог, педагог-организатор

……

…………

Приложение № 5

  1. Анализы воспитательной работы

Анализ воспитательной работы

за ____ полугодие/год

_____________________ уч.года

Ф.И.О. куратора   __________________________________________________________

Группа №  ____________________

Профессия/специальность:  ______________________________________________

1.Общие сведения группы:

В группе обучаются _______ человек:

________ чел. – юношей

________ чел. – девушек

В городе проживает ___ чел., из них иногородних проживающих у родственников ____ чел. (ФИО………………) , на съемных квартирах без родителей (законных представителей) _________ чел. (ФИО………………..).

В общежитии колледжа проживает ________ чел.

Обучающихся имеющих статус дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей _____ чел. (ФИО…………….)

На начало учебного года (периода) в группе списочный состав __________ чел., на текущий момент списочный состав группы ____________ чел.

В течение данного учебного периода из группы были отчислены ________ чел, ФИО, причина. Ушли в академический отпуск ________ чел., ФИО, причина.

В течение данного учебного периода обучающиеся учебной группы принимали участие в следующих мероприятиях (перечислить общие участия и результаты, именные участия и результаты):

Дата

Статус

(уровень)

Мероприятие

Участники (ФИО), если вся группа  указать — групповое участие

Результат

        В учебной группе есть обучающиеся находящиеся на учете (указать внутриучрежденческий или внешний, ФИО, причины постановки, описать проделанную работу и результата (в случае отсутствия результата также указать, что результата нет)).

        По итогам полугодия или года учебная группа имеет следующие результаты учебного процесса:

наименование показателя

показатель

примечание

средний балл по учебной группе

качество знаний

% успеваемости

обучающиеся имеющие неаттестации

ФИО

описать проведенную работу с каждым обучающимся

обучающиеся имеющие право на получение академической стипендии по итогам экзаменационной сессии

ФИО

обучающиеся имеющие право на получение повышенной академической стипендии (обучающиеся на «отлично» и «хорошо»)

ФИО

Вывод  по итогам воспитательной работы за отчетный период ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Куратор                                                                ______________________________                         

Приложение № 6

  1. Состав актива учебной группы (самоуправление группы)

Состав актива учебной группы № ___________

на __________________  ________________ уч.г.

(период)

№№

ФИО

должность в составе актива группы

примечание

Приложение № 7

  1. Графики санитарных уборок (дежурств)

График санитарных уборок учебной аудитории №  ___________

на __________________  ________________ уч.г.

(период)

Составляете в произвольной форме.

Приложение № 8

  1. Протоколы групповых собраний

Протокол собрания группы № ________

Дата: ____________

Форма проведения: __________________

Присутствуют:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Повестка собрания:

  1. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. ___________________________________________________________________________________________________________________________
  3. ___________________________________________________________________________________________________________________________

Слушали:

1. ______________________________________  

2._____________________________________

3. ____________________________________

4. ____________________________________

Решение:

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Секретарь собрания                __________________                ____________

Приложение № 9

  1. Социальный паспорт учебной группы

Социальный паспорт учебной группы № ____

на 20__ — 20__ учебный год

Критерии

Общее

количество

Юноши

Девушки

Примечания

Количество

студентов

Возраст студентов

14 лет

15 лет

16 лет

17 лет

18 лет

Национальность

Русские

Буряты

Другие

Семья

Социальный статус

Сироты

Неполные семьи

(без отца)

Неполные семьи

(без матери)

Дети с ослабленным здоровьем

Дети инвалиды

Многодетные семьи

Малообеспеченные семьи

(уровень доходов ниже реального прожиточного минимума)

Материальное состояние семей:

— высокий уровень доходов

— уровень доходов соответствующий прожиточному минимуму

Жилищно-бытовые условия:

— собственный дом

— отдельная благоустроенная квартира

— коммунальная квартира

— общежитие

— не имеют жилья

Неблагополучные семьи:

— родители не оказывают должного внимания детям

— родители пьют

— родители не справляются с воспитанием ребенка

— родители стоят на учете в милиции

Дополнительные сведения о семье:

— родители –инвалиды

— имеют статус беженцев

— нуждающиеся в материальной помощи

— нуждающиеся в трехразовом питании

Родители

Средний возраст

От 30-40 лет

%

От 40-50 лет

%

От 50 лет и старше

%

Образование:

— без образования

— среднее

— средне-специальное

— высшее

— неполное высшее

Место работы родителей:

— бюджетная сфера

— коммерция, бизнес, торговля

— МВД, ФСБ, МО

— сельское хозяйство

— Гос. промышленные предприятия

— безработные

«Проблемные» студенты

— стоящие на учете внутри колледжа

— на учете в КДН

— на учете в милиции

— на учете в РНД

— условно осужденные

Список неблагополучных (проблемных) семей

ФИО студента

Сведения о родителях

Домашний адрес,

телефон

Тип воспитания в семье

Причина неблагополучия

(основная проблема)

ФИО

Место работы

1

2

3

4

Список неполных семей

ФИО студента

Сведения о родителях

Домашний адрес, телефон

ФИО

Место работы

Список многодетных семей

ФИО студента

Сведения о родителях

Количество

детей в семье

Домашний адрес, телефон

ФИО

Место работы

1

2

3

4

Семьи признанные малообеспеченными (на основании справки из соц.защиты)

ФИО студента

ФИО родителей

Домашний адрес, телефон

Характер оказываемой помощи

1

2

3

4

Опекунские семьи

ФИО студента

ФИО опекуна

Причины опекунства

Домашний адрес, телефон

Приложение № 10

  1. Диагностика обучающихся учебной группы

Экспресс-карта наблюдения

ФИО обучающегося ____________________________ Группа _______ Дата ___________

№№

индикаторы наблюдения

никогда

иногда

часто

всегда

Нарушение аппетита

0

1

2

3

Нарушение сна

0

1

2

3

Нарушение состояния здоровья: частые простуды, кашель, насморк и пр.

0

1

2

3

Потеря интереса к колледжу, снижение успеваемости

0

1

2

3

Пропуски занятий без уважительной причины или «по болезни»

0

1

2

3

Снижение когнитивных функций

0

1

2

3

Эмоциональная нестабильность; резкие перепады настроения: ощущает то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния

0

1

2

3

Нарушение межличностных коммуникаций: замкнутость в отношениях с семьей и друзьями; изменение прежнего круга общения: потеря старых друзей, отсутствие желания находить новых

0

1

2

3

Появление специфических интересов: к лекарствам, оружию, шок-контенту и пр.

0

1

2

3

Склонность к риску

0

1

2

3

Неустойчивая моральная система («плохо» и «хорошо»)

0

1

2

3

Жестокость к окружающим людям или животным

0

1

2

3

Самовольные уходы из дома (общежития)

0

1

2

3

Специфический словарь: специфические слова и словосочетания насильственного содержания, жаргонизмы, термины из фармакологии, прямые или косвенные высказывания о намерении хода из жизни и пр.

0

1

2

3

Особая жизненная философия: оправдание убийств, нездоровая заинтересованность вопросами смерти, идеализация смерти, право человека на употребление наркотиков и пр.

0

1

2

3

Телесные повреждения и самоповреждения: синяки, ссадины, порезы, следы от инъекций, ожоги и пр.

0

1

2

3

Изменения скорости речи и движений

0

1

2

3

Неопрятность и неряшливость внешнего вида

0

1

2

3

Экстравагантность внешности: крашеные волосы, пирсинг, татуировки, одежда с агрессивными надписями и изображениями

0

1

2

3

Проявление интереса к оружию больше чем характерно для возраста

0

1

2

3

Отсутствие контакта со сверстниками/одноклассниками

0

1

2

3

Отсутствие увлечений соответствующих возрасту вне интернета

0

1

2

3

Наличие специфических символов/логотипов на одежде и личных вещах

0

1

2

3

Семья в социально опасном положении

5

Результат наблюдения:

Общая сумма баллов ____________        Группа риска ______________

Примечание __________________________________________________________________        

Куратор _____________________________________________________________________        

Карта наблюдения разработана для экспресса-диагностики отклоняющегося поведения, в том числе суицидального, заполняется куратором один раз в полугодие. Карта наблюдения поможет определить риски неблагополучия обучающегося, даст возможность педагогу-психологу и социальному педагогу определить те группы обучающихся, которые требуют дополнительного внимания со стороны субъектов профилактики.

Необходимо определить выраженность каждого индикатора, ориентируясь на следующие значения:

  1. баллов — признак отсутствует;
  2. балл — минимальная степень выраженности;
  3. балла — не систематичный, но фиксируемый характер;
  4. балла — систематичный характер наблюдаемого признака.

После определения степени выраженности каждого индикатора подсчитывается общая сумма баллов.

  1. группа — от 0 до 18 баллов — низкая степень риска отклоняющегося поведения обучающегося.
  2. группа — от 19 до 36 баллов — умеренная степень риска отклоняющегося поведения обучающегося.
  3. группа — от 37 до 54 баллов — значительная степень риска отклоняющегося поведения обучающегося.
  4. группа — от 55 до 74 баллов — высокая степень риска отклоняющегося поведения обучающегося.

Важным параметром наблюдения является изменение суммы баллов в динамике (в первом и во втором полугодии). Необходимо также обращать внимание на количество баллов, приближающихся к границе групп (например, 34-36 балл, 53-54 баллов), так как они свидетельствуют о возможном переходе обучающегося в «группу риска». Обучающиеся, попавшие в 3 и 4 группы, требуют повышенного внимания со стороны куратора и нуждаются в дополнительной социально-психологической диагностике, на основании результатов которой педагогом-психологом и социальным педагогом составляется профиль обучающегося.

После заполнения экспресс-карты наблюдения на каждого обучающегося группы куратор заполняет протокол диагностики обучающихся учебной группы.

Протокол диагностики обучающихся учебной группы ____________

_____ полугодие 20___ — 20___ учебный год

ФИО обучающегося

Сумма баллов

Степень риска

Примечание: _________________________________________________________________        

Куратор _____________________________________________________________________        

Копию протокола диагностики обучающихся учебной группы куратор передает социальному педагогу или педагогу-психологу.

        Прочие диагностики проводятся на усмотрение куратора.

Приложение № 11

11. План тематический классных часов

План тематический классных часов на _______    _______ уч.г.

№№

тема классного часа

дата проведения (заполняется по факту проведения)

примечание

Приложение № 12

12. Методические материалы (разработки) классных часов, внеклассных мероприятий и т.п.

В данный раздел необходимо поместить методические разработки планируемых и проведенных мероприятий.

Приложение № 13

  1. Протокол классных часов (внеклассных мероприятий)

ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»

Протокол классного часа (внеклассного мероприятия)  № _____

 группа № _____________

Дата: ____________

Куратор ________________________________________________________

Присутствуют: ________ чел.

Тема: __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Цель: __________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

После проведения мероприятия,  с обучающимися, были рассмотрены следующие вопросы:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Краткий анализ мероприятия: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Куратор                __________________                ____________________

Приложение № 14

  1. Инструктажи

        В данном разделе размещаются проведенные инструктажи с обучающимися.

Приложение № 15

  1. Занятость обучающихся во внеурочная время (в период каникул, длительных выходных дней и т.п.)

Занятость студентами во внеурочное время группы № ____

ФИО

Кружки художественного

творчества

Спортивные секции

Другие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Карта занятости студентами группы № _____

(лето, зима), (местонахождение, род занятий)

ФИО

июль

август

Роспись обучающихся,

Родителей, контактные телефоны

1

Иванов Иван Иванович

г.Улан-Удэ, ул.Советская, 16-5

отдых дома

г.Улан-Удэ, ул.Советская, 16-5

работа, кафе «Бочка» официант

Согласовано с родителями

89050441618

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Приложение № 16

  1. Итоги рубежного контроля

        В данный раздел помещаются ведомости рубежного контроля, в том числе по месяцам.

Приложение № 17

  1. Документы, подтверждающие работу с родителями (законными представителями)

Сведения о родителях

ФИО студента

ФИО родителей

Место

работы,

должность

Контактный телефон

Поручения

1

2

3

4

5

6

7

Протокол родительского собрания группа № ________

Дата: ____________

Форма проведения: __________________

Присутствуют:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Повестка собрания:

  1. ________________________________________________________________________
  2. ________________________________________________________________________
  3. ________________________________________________________________________

Слушали:

1. __________________________________  – куратор учебной группы

2._____________________________________

3. ____________________________________

Решение:

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Секретарь собрания                __________________                ____________

Состав родительского комитета

Поручение

ФИО

Контактный телефон

Председатель

Казначей (при необходимости)

основной состав 2-3 чел.

   Индивидуальная работа с родителями

Дата

ФИО родителя

Обсуждаемые вопросы

Темы консультаций

Результат

 Посещение родительских собраний

ФИО

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

Совместная работа с родителями

Дата

Мероприятие (краткое содержание)

Результат

Приложение № 18

  1. Документы, направленные на работу с проблемными обучающимися, обучающими группы «риска»

Индивидуально-профилактическая работа с проблемными обучающимися, обучающимися из группы «риска»

ФИО

дата начала проблем

содержание проблемы (пропуски учебных зжанятий, употребление ПАВ, попытки суицида и т.п.)

источник полученной  информации

дата проведения профилактической работы

содержание профилактической работы (беседа, звонок родителям, выезд на дом и т.п.)

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

__________________________________________________________________

(ФИО)

Дата рождения __________________  Группа № ____________

Уровень обученности _________________________

Поведение в ПОО_________________________________________________________

Сведения о причинах постановки на внутриучрежденческий учет _____________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Круг общения, характер взаимоотношений в семье, со сверстниками, взрослыми __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Посещение дополнительного образования (кружки)________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вредные привычки_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Интересы, увлечения и др. ______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Куратор ___________________________________________________

«____» ___________20___г.

   Индивидуальная работа с проблемными обучающимися, обучающимися из группы «риска»

Дата

ФИО обучающегося

дата беседы

краткое содержание

примечание

Лист регистрации беседы

От «____» ________________ 20 ___ г.                                                 № ___

Улан-Удэ

__________________________________

__________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подписи:_____________________________________________________________________

ПЛАН

индивидуальной воспитательно-профилактической работы

с обучающимся ____________________________________ ______группы

(ФИО)

 № п/п

Основные виды деятельности

Срок

Ответственные

Взаимодействие со специалистами и другими педагогами образовательного учреждения (психолог, социальный педагог, воспитатель и др.)

Учебно-воспитательная деятельность

(педагоги предметники, педагоги дополнительного образования и др.)

Работа с семьей

Совместная деятельность со специалистами других учреждений

и служб профилактики

(ПДН, КДН, опека и попечительство, учреждения дополнительного образования, спорта, культуры, соц.защитные учреждения и др.)

Социальный педагог _________________________________________

Куратор ___________________________________________________

«        »        20__г.

Приложение № 19

  1. Достижения обучающихся (индивидуальные, групповые)

№№

дата участия

мероприятие

состав участников

результаты

примечание

В данный раздел помещаются копии или оригиналы результатов участия в различных мероприятиях.

Приложение № 20

  1. Прочие документы

Приложение № 21

  1. Дневник педагогических наблюдений

Оформляется в удобной форме для куратора (может быть общая тетрадь, может быть анкета, приведенная ниже).

Анкета обучающегося

Фамилия______________________________________________________________________

Имя ________________________________________________________________________

Отчество ____________________________________________________________________

Особые отметки (например – ребенок сирота, ребенок-инвалид)____________________________

Дата рождения _______________________________________________________________

Номер школы (образовательной         организации, где проходил обучение до колледжа) _____________________________________________________________________________

Домашний адрес по прописке __________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Фактический адрес проживания _________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Контактный телефон__________________________________________________________

ФИО законного представителя __________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Степень родства _______________________________________________________________

Место работы, должность _______________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Адрес местожительства ________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контактный телефон __________________________________________________________

ФИО родственника проживающего в г.Улан-Удэ __________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Степень родства ______________________________________________________________

Контактный телефон ___________________________________________________________

Адрес местожительства ________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Увлечения  ___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Замечания за время учебы (даты и темы встреч, телефонных звонков):___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

{«id»:13970,»url»:»/distributions/13970/click?bit=1&hash=91604a90c2650116d868cf1db62d454cb2b1436d305e0040effcaed4203feae5″,»title»:»u041au0442u043e u043fu0440u043eu0432u0435u0440u044fu0435u0442 u0432u0430u0448u0435u0433u043e u0448u043eu0444u0435u0440u0430 u043du0430 u0442u0440u0435u0437u0432u043eu0441u0442u044c? u0410 u043du0430 u0440u0438u0441u043a u0438u043du0444u0430u0440u043au0442u0430? «,»buttonText»:»u0423u0437u043du0430u0442u044c»,»imageUuid»:»29370595-d77a-5707-95b9-2f7879cddd4d»}

В настоящий момент все больше людей переходят в формат online-обучения, используя для этого семинары, курсы, online-школы. При этом одну из основных ролей играет куратор, главной задачей которого является полное сопровождение участников на всех этапах обучения.

Для того, чтобы понять, как выстраивается процесс кураторства, что надо делать для успешного профессионального развития в этой сфере и как избежать основных ошибок, Вы можете ознакомиться с небольшой памяткой куратору с полезными материалами, а также методическими рекомендациями кураторам.

1. Будьте готовы к заполнению анкеты куратора, а также прохождению теста куратора, необходимых для определения ваших профессиональных навыков. На основании данных показателей происходит распределение кураторов для работы с определенными группами участников школ.

2. В каждой отдельной online-школе существуют собственная специфика руководства для кураторов. Эта информация отражена во внутренней должностной инструкции куратора, методических инструкциях куратора группы, а также иных заготовленных текстах для куратора.

3. Методическая работа куратора также играет значительную роль в формировании учебного процесса. План методической работы может представлять из себя систему взаимодействия с группой на основе результатов проводимых психологических и иных тестов, а также через адаптацию методов и форм взаимодействия других кураторов. Кураторам необходимо активно участвовать в обсуждении вопросов и принятии решений относительно жизни и деятельности участников курируемой группы.

4. Для отслеживания результатов проделанной кураторами работы используется план работы куратора группы, ориентированный на специфику участников группы и сферы обучения. Далее куратором составляется отчет о проделанной работе, помогающий оценить успехи проводимой работы и выявить пути улучшения предоставляемого участникам online-школы сервиса.

5. Эффективными являются общие собрания кураторов, дающие возможность разобрать ошибки кураторов в процессе взаимодействия с участниками школ, а также разработать новые концепции поведения.

6. Уровень профессионализма куратора может повышаться посредством посещения курсов повышения квалификации, участия в конкурсах кураторского мастерства, обмена опытом с коллегами из иных сфер.

7. Если пользователи школы являются несовершеннолетними, возможно привлечение членов семьи для улучшения процесса обучения.

8. Важным элементом является систематическая разработка подготовительных материалов и иных документов куратора для интерактивности взаимодействия в рамках обучающего процесса. Например, можно определить отдельного куратора внутри команды, который будет курировать online-инициативу остальных кураторов и объединять подготовительные материалы.

9. Куратору необходимо составить порядок четкого, последовательного руководства над группой. В online-образовании важен централизованный подход к управлению, в связи с чем следует создать единую кураторскую схему и последовательность программ для всех предлагаемых курсов, которая согласует результаты на уровне отдельной программы и конкретного курса.

10. И последний, но не менее важный пункт – фидбэк участников школ. Понимание того, насколько людям нравится то, что Вы делаете, намного упрощает выстраивание учебных процессов и повышает эффективность взаимодействия участников и кураторов внутри online-школы.

    1. Задачи

1.1 Постоянное участие в жизни группы в течение учебного года: помощь в решении проблем, работа по созданию дружеской атмосферы в группе, интерес к личности каждого студента.

1.2 Контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов: проверка журнала посещаемости, посещение учебных занятий, беседы с преподавателями.

1.3 Помощь в вопросах, связанных с учебным расписанием, занятиями, сессией.

1.4 Знание бытовых условий и состояния здоровья каждого студента в группе.

1.5 Изучение научных интересов студентов; привлечение их к исследовательской работе.

1.6 Приобщение студентов к студенческой жизни, предоставление возможности для самореализации.

1.7 Индивидуальная работа со студентами: как с теми, у которых возникают проблемы с адаптацией в вузе, так и с теми, кто стремиться к более глубокому изучению учебных дисциплин. Куратор также должен уделять внимание вопросам взаимодействия с сокурсниками, преподавателями, личным проблемам студентов.

1.8 Работа с родителями: доведение до их сведения необходимой информации о посещаемости (не посещаемости), успеваемости (неуспеваемости), поведении студента в вузе.

1.9 Этическое и эстетическое воспитание студентов в группе: контроль за внешним видом, поведением студентов группы, соблюдением ими правил внутреннего распорядка в университете; привитие интереса к культуре и искусству.

    2. Порядок работы куратора

2.1 Заочное знакомство с группой.
Знакомство с группой необходимо начинать за несколько дней до начала учебного года. Работа куратора в этот период заключается в подготовки списка группы (занесением его в журнал куратора), ознакомление с личными делами студентов: выявление потенциальных лидеров, заведомо слабых по успеваемости студентов (согласно школьным оценкам). Всю необходимую информацию занести в журнал куратора на листы для заметок, в личные листы студентов.

2.2 Знакомство с университетом, институтом.
Знакомить студентов с институтом и университетом (историей, традициями, особенностями, требованиями к студентам) можно начать уже 1 сентября и продолжить в течение ближайших месяцев.
Знакомить студентов с институтом и университетом можно следующим образом:
– заочное знакомство: беседы с группой, просмотр фильма об истории института и университета;
– экскурсия по институту, по наиболее интересным и необходимым для студентов местам в вузе (главный корпус, учебный корпус, библиотека и т.д.);
– посещение музеев университета;
– знакомство со студенческой жизнью в университете: с системой студенческого самоуправления, с подразделениями воспитательной системы, с общественными организациями;
– знакомство и пояснение Устава университета, института, прав и обязанностей студентов.

2.3 Выбор актива группы.
Актив группы выбирается в сентябре месяце, но не в первые дни учебы (на это время может быть назначен временный староста). Состав актива группы зависит от существующей в институте системы студенческого самоуправления. В любом случае актив группы представляют староста, заместитель старосты и профорг.
Выборы актива проводит куратор или временный староста в присутствии куратора. До того как проводить выборы, необходимо познакомить студентов с полномочиями и обязанностями представителей актива. Нельзя допускать, чтобы человека выбирали против его желания, а также, чтобы студенты равнодушно относились к выбору актива группы. Также необходимо сразу сказать студентам, что актив группы в конце учебного года (а при необходимости и в течение года) по итогам работы может быть переизбран. И не забудьте провести перевыборы в апреле-мае месяце!
Задача куратора во время выборов актива группы состоит в том, чтобы настроить студентов на серьезное отношение к происходящему, направить студентов в решении вопросов выбора актива, но не решать все за них (даже если их выбор кажется вам не совсем верным).

2.4 Час куратора.
Час куратора проводится один раз в неделю. Однако в зависимости от учебного периода и состояния дел в группе его можно проводить несколько раз в неделю (в первые месяцы учебного года), а можно раз в две недели. Продолжительность часа куратора также относительно условна: он может длиться больше часа или 15-20 минут в зависимости от ситуации. Тематика часа куратора:
– решение повседневных проблем и вопросов, появившихся у группы;
– обсуждение актуальных вопросов современной жизни (знание и защита собственных прав, ценность семьи для современной молодежи, городской и сельский образ жизни и т.д.);
– встречи с выпускниками факультета (института), специалистами, представителями общественных организаций и др.;
– проведение деловых игр на коллективное взаимодействие, на сплочение и развитие доверия студентов друг к другу;
– индивидуальные беседы со студентами об их посещаемости, соответствии званию студента, проблемах, возникающих с учебой.

2.5 Мероприятия с группой.
Кроме часа куратора преподавателю необходимо вместе с группой принимать участие в мероприятиях, организуемых в институте и в университете.
Куратор в течение учебного года организует также внутригрупповые мероприятия, мероприятия между группами и курсами. Направления данных мероприятий:
– посещение культурных мест нашего города: театров, выставок, музеев;
– спортивные (футбол, волейбол, лыжные прогулки и т.д.);
– пешие походы, выезды на природу;
– поездки в другие города, по историческим местам;
– интеллектуальные игры;
– Дни именинников;
– издание настенной газеты;
– мероприятия, посвященные празднованию памятных дат, государственных и профессиональных праздников;
– дискуссионные клубы.

2.6 Подведение итогов первого семестра и учебного года.
Подведение итогов проводится на собрании группы в конце учебного семестра. Итоги подводятся по нескольким позициям:
– успеваемость;
– посещаемость;
– социальная активность студентов;
– сплоченность коллектива и общая атмосфера в группе, возникающие в этом плане проблемы;
– перевыборы актива группы (в конце учебного года).

МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

«Работа
наша такая, забота наша большая»

Кураторство
– незаменимая и при правильной организации, эффективная система взаимодействия
преподавателей и студентов. Она позволяет решать многие задачи, в том числе
оказывать студентам помощь в учёбе и в других студенческих проблемах,
передавать молодёжи жизненный опыт, знания, традиции, оказывать определённое
воздействие на их мировоззрение и поведение.

Куратор осуществляет свою деятельность в студенческой
группе с
I по IV курс в техникуме на основании
утверждённого плана работы. Согласует организацию воспитательной работы в
группе с деятельностью других преподавателей, работающих в ней. В своей
деятельности куратор подчиняется заместителю директора по воспитательной работе.

Работа
куратора в нашем техникуме считается составной частью его педагогической
деятельности и отражается в индивидуальных планах.

Содержание
работы куратора студенческой академической группы включает в себя:

        
постоянное участие в жизни
группы в течение учебного года: помощь в решении повседневных студенческих
проблем, работа по созданию дружеской атмосферы в группе, интерес к личности
каждого студента;

        
контроль за успеваемостью
студентов;

        
знание бытовых и семейных
условий и состояния здоровья каждого студента в группе;

        
помощь в вопросах,
связанных с учебным расписанием, занятиями, сессией;

        
привлечение студентов к
исследовательской работе, изучение их научных интересов;

        
приобщение студентов к
студенческой жизни, предоставление возможности для самореализации;

        
индивидуальная работа со
студентами: как с теми, у которых возникают проблемы с адаптацией в
университете, так и с теми, кто стремится к более глубокому изучению учебных
дисциплин.

        
Взаимоотношения с сокурсниками, преподавателями, личные проблемы также должны
находиться в поле зрения куратора:

        
доведение до сведения учебной
части и родителей необходимой информации об успеваемости, посещении занятий и
поведении в университете;

        
этическое и эстетическое
воспитание студентов в группе: беседы о поведении, этикете, привитие интереса к
культуре, искусству.

        
Контроль за соблюдением ими правил внутреннего распорядка техникума.

Функции куратора

1.    
Организационная функция куратора:

обеспечение участия студентов в мероприятиях техникума;

координация работы группы с
деятельностью других подразделений
техникума;

выявление активных студентов с
последующим привлечением их к участию в различных сферах жизни
техникума;

информационное обеспечение группы.

2. Воспитательная функция куратора:

– воспитание ответственного отношения к учебе и
общественно-полезному труду;


формирование сплочённого студенческого коллектива и воспитание личности,
умеющей согласовывать свои интересы с интересами коллектива;

профилактика асоциального поведения студентов.

3. Методическая функция куратора:

обучение студентов навыкам организаторской
деятельности, умению работать в коллективе;

– планирование воспитательной
работы с группой;

– оказание методической помощи по организации
самообразования и свободного времени студентов.

Права куратора

Куратор имеет право:

– вносить предложения по организации воспитательной работы
техникума;

–   на предоставление аудитории для
проведения собраний с группой;

получать методическую и
информационную поддержку своей деятельности в управлении организации
воспитательной работы со студентами;

– выходить в дирекцию с предложениями по представлению к поощрению или порицанию студентов;

Обязанности куратора

Куратор обязан:

осуществлять свою деятельность на
основе годового плана работы;

иметь о студентах группы
необходимые сведения: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места
жительства родителей, адрес проживания студента на
период учебы, год окончания школы, год поступления в университет,
принадлежность к общественной организации студентов, перечень выполняемых
общественных поручений, участие в научно-исследовательской и кружковой работе,
материальное обеспечение, место работы родителей, номера телефонов (рабочий и
домашний);

иметь сведения и проводить анализ
успеваемости студентов и посещаемости ими занятий, об уровне внутриколлективных отношений;

посещать все мероприятия,
участниками которых являются студенты группы;

доводить до сведения студентов информацию о работе группы, отделения, об
мероприятиях в которых задействованы студенты техникума;

в случаях нарушений студентами
трудовой и общественной дисциплины принимать своевременные меры воздействия.

Требования к организации воспитательной работы в группе

Организация деятельности куратора должна строиться на
основе элементов системы воспитательной работы, а именно:

     адаптации первокурсников к студенческой жизни;

     гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания;

     пропаганды и внедрения физической культуры и здорового образа жизни;

     проведения встреч, бесед, семинаров, направленных на профилактику асоциального
поведения;

     форм поощрения студентов за достижения в учёбе и внеучебной деятельности
и порицания за нарушения правил внутреннего распорядка техникума.

Порядок и формы работы кураторов

Заочное
знакомство с группой.

Заочное знакомство с группой
необходимо начинать за несколько дней до начала учебного года. Работа куратора,
в этот период, заключается в подготовке списка группы (занесения его в журнал
куратора), ознакомление с информацией карточки абитуриента: выявление
потенциальных лидеров, заведомо слабых по успеваемости студентов (согласно
школьным оценкам).

1 сентября.
Девиз дня – «Мы вместе».

В первый учебный
день куратор:

         
присутствует вместе со студентами своей группы на
торжественных мероприятиях (как факультетских, так и на общеуниверситетских);

         
помогает разобраться с учебным расписанием;

         
организует первое знакомство с группой;

         
проводит знакомство с учебным корпусом, чтобы
помочь студентам освоиться в стенах факультета (университета);

         
настраивает студентов на серьёзное и ответственное
отношение к учёбе, к жизни в университете, на бережное отношение к материальным
ценностям, предоставленным в их пользование (аудитории, парты, оргтехника и
т.п.).

Знакомство с техникумом

Знакомство студентов с техникумом
(историей, традициями, требованиями к студентам) необходимо начать с 1 сентября
и продолжать в течение двух-трёх месяцев.

Примерная программа знакомства с техникумом:

    
заочное знакомство: беседы с группой, лекции или
просмотр фильмов об истории техникума;

    
экскурсия по техникуму;

    
знакомство со студенческой жизнью в техникуме: с
системой студенческого самоуправления, художественной самодеятельностью,
спортом;

    
с подразделениями техникума, работой учебной части,
управлением организации воспитательной работы со студентами;

    
разъяснение основных правил, прав и обязанностей
студентов.

Знакомство в группе. Вечер знакомств. Выезд на природу.

         Хорошо подготовленное и проведённое
знакомство группы позволяет, во-первых, студентам лучше узнать своих
однокурсников, во-вторых, получить максимальную информацию о студентах.

         Для того, чтобы быстрее и успешнее
познакомить студентов друг с другом существует множество методик (паспорт
знакомств, «Снежный ком», «Я и Ты» и т.д.)

Выбор актива группы.

         Актив
группы выбирается в сентябре. Актив группы состоит из старосты и профорга,
которые избираются на общем собрании группы.

         Куратор
должен организовать проведение выборов актива. До того, как проводить выборы,
необходимо ознакомить студентов с правами и полномочиями представителей актива.
Нельзя допускать, чтобы кандидатуру выбирали против его желания, а также, чтобы
студенты равнодушно относились к выбору актива группы. Следует предупредить
студентов, что актив всегда можно переизбрать.

         Задача
куратора во время выборов актива группы состоит в том, чтобы настроить
студентов на серьёзное отношение к происходящему и не влиять на принятие
решений (даже если будет казаться, что выбор сделан неверным).

Час куратора.

Час
куратора рекомендуется проводить один раз в неделю, а в первые месяцы учебного
года несколько раз в неделю. Примерная тематика часа куратора:

        
решение повседневных проблем и вопросов,
появившихся у группы;

        
обсуждение актуальных вопросов современной жизни
(знание и защита собственных прав, ценность семьи для современной молодёжи,
городской и сельский образ жизни и т.д.);

        
встречи с преподавателями, специалистами,
представителями общественных организаций и др.;

        
проведение деловых игр на коллективное
взаимодействие, на сплочение и развитие доверия студентов друг к другу;

        
беседы с отдельными студентами об их успеваемости,
посещаемости, участии в делах группы, техникума.

Деятельность
куратора по адаптации студентов 1 курса

в техникуме.

Адаптация
первокурсника в техникуме — первая, наиважнейшая задача куратора. На этом этапе
куратору необходимо:

    
узнать о своих студентах
как можно больше: сначала заочно, по карточке абитуриента, потом во время
встреч и бесед (можно привлечь Студенческий совет
техникума для анкетирования);

    
создать в группе атмосферу
доброжелательности, товарищества и взаимопомощи, выявить и подобрать актив
группы (старосту, профорга);

    
ознакомиться с условиями
проживания студентов (особенно в общежитиях).

Второй задачей куратора является
информирование студентов о возможности самореализации в техникуме.

С помощью кураторских часов
первокурсники получают возможность правильно сориентироваться в новой для них
обстановке и, самое главное, в этот момент закладывается основа патриотизма к
своему техникуму, отделению; происходит знакомство с богатыми традициями техникума.

Первая сессия для студента всегда стресс и проведение
для первокурсников методического семинара «Моя первая сессия» явилось бы
большим подспорьем и снизило бы студенческие переживания.

Актуальность профилактики наркомании и
ВИЧ-инфекции не подлежит сомнению, и куратор при поддержке управления
организации воспитательной работы со студентами может выступать с инициативой
проведения лекций и бесед в группе силами специалистов по профилактике этих
явлений.

В современных условиях патриотическое
воспитание студенчества целесообразно начинать с воспитания корпоративного
сознания. Прививая любовь к своему отделению, техникуму, подчёркивая
неразрывность интересов отрасли и государства мы воспитываем патриотов своей
Родины.

Работа всего коллектива техникума
должна быть направлена на формирование этого мировоззрения, и здесь очень важна
координация деятельности всех сотрудников и служб (посещение культурных мест
города, области: музеев, выставок, театров; проведение юбилеев, тематических
вечеров, встреч с выдающимися учёными, поездки по родному краю, конкурсы
рефератов и т.п.). Немаловажно воспитание у студентов уважения и
доброжелательности к людям других взглядов, национальностей, вероисповеданий.

Помощь студентам в учёбе и профессиональном росте

Куратор студенческой академической
группы обязан анализировать итоги экзаменационных сессий, после чего необходимо
проводить собрания группы и беседы с отстающими студентами. Положительный
эффект приносит практика оповещения родителей об успеваемости студентов:
отстающие прилагают больше усилий по сдаче сессии, а выражение благодарности за
учёбу студента мотивирует последнего на поддержание успеваемости или её
повышение.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Акип 4126 руководство по эксплуатации
  • Инфоаптека программа для аптек инструкция по применению
  • Мосэдо руководство пользователя
  • Фосфалюгель инструкция по применению суспензия взрослым
  • Таблетки от давления апровель инструкция по применению