Руководство для плавания по б морю

Руководство для плавания во льдах Белого моря

Logo

Библиографическое описание : 

Морозов Н. Руководство для плавания во льдах Белого моря. — 1921

Заглавие/название : 

Руководство для плавания во льдах Белого моря

URI (Унифицированный идентификатор ресурса) : 

Дата загрузки ресурса: 

2020-04-09T09:22:15Z

Располагается в коллекциях:

Файлы ресурса:

№ п/п

Файл

Описание

Размер

Действия

1

юш342_Morozov N. Rukovodstvo dlya plavaniya vo l’dah Bel.pdf

98.63 MB

Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.

часть Атлантического океана, далеко вдающаяся внутрь Северной Европы. Оно отделяется от Северного, или Немецкого моря (его залива Каттегат) тремя проливами Зунд, Большой и Малый Бельт между материками Швеции на В и Ютландии на З и Датскими о-ми. Длина с С на Ю около 1500 км, ширина от 180 до 360, пространство 412000 кв. км, самая северная оконечность у Торнео — 65°61′ с. ш., южная 53°30′ с. ш., восточная у Петербурга 47°58′ в. д., западная у Фленсбурга 27°25′ в. д. Глубина в среднем выводе очень мала — 63 м, всего более она к С от о-ва Готланда — 265 м. В середине главной части моря она около 183 м и еще менее в заливах Ботническом — не более 137 м, Финском — 64 м и Рижском — 49 м. Б. море глубоко вдается в материк на С (Ботнический зал.), В (Финский зал.) и ЮВ (Рижский зал.). На южном берегу заливы далеко не так значительны. Замечательны по удобству стоянки Кильский, обращенный в прусскою военную гавань, и полупресноводные лиманы, отделенные от моря узкой песчаной косой Куриш-гаффа и Фриш-гаффа. Берега очень разнообразны: в Швеции и Финляндии преобладает гранит, и особенно от Вазы до Гангеуда в море вдается множество скалистых полуостровов, а у берегов тысячи каменистых островов, или шхер. Южный берег Финского залива состоит по большей части из скал плитняка силурийской формации, круто падающих к морю. Есть возвышенности и в Курляндии, но вообще как здесь, так и в Лифляндии и Пруссии берега плоски и песчаны, далее на З в Мекленбурге, Голштинии, на о-ве Рюгене и Датских о-вах берега меловые. Состав дна такой же, как соседних берегов. Островами Б. море очень богато, и некоторые из них больших размеров. Важнейшие — Рюген у южного берега, в Пруссии, затем группа Датских о-вов у входа в море, главные — Зеландия, Фиония, Мён, Фальстер, Лааланд и лежащий отдельно, почти в средине южной части моря, тоже датский Борнгольм, шведские о-ва Готланд и Эланд. России принадлежит значительная группа островов у входа в Финский и Рижский заливы, главные — Эзель и Даго, меньшие Вормс, Мэн и т. д., затем между главной частью моря и Ботническим заливом России же принадлежат Аландские о-ва, число их очень велико. В середине Финского залива — о-в Гохланд.

Замечательно изменение границ моря и материка на Б. море; оно отступает от обоих берегов Финского и Ботнического залива (обыкновенно принимают 1,2 до 1,6 м в столетие для северных берегов Финляндии и 0,6 м для южных), а на южных берегах Швеции и на берегах Куриш-гаффа, напротив, затопляет берега.

КАРТА БАЛТИЙСКОГО МОРЯ.

КАРТА БАЛТИЙСКОГО МОРЯ.

Б. море по содержанию солей есть самое пресноводное из всех морей, что зависит от впадения в него до 40 рек с пресной водой. По содержанию солей Б. м. делится на 3 области: к первой области относятся Ботнический, Финский и Рижский заливы, ко второй области — средний водоем моря до прусского берега и меридиана южной оконечности Швеции; к третьей — западное, узкое продолжение моря до Бельтов. В северной части Ботнического залива вода почти пресная (0,26 — 0,39%), в проливе Кваркен ее можно даже пить. В Финском заливе от устьев Невы до Кронштадта, вода также почти пресная (около 0,35%). За Кронштадтом вода уже солена, но до острова Гохланда ее еще употребляют для питья. В Рижском заливе содержание солей не постоянное, что зависит от направления ветров (недалеко от устья Двины — 0,58%). Во второй области содержание солей колеблется между 6 и 11 на 1000. В третьей области Б. м. содержание солей зависит от того, идет ли течение из Категата в Балтийское море или обратно. Волна на Балтийском море не более 1,5 метров высоты и 9 — 12 метров ширины. Волнения моря всего менее ощутительны при северо-восточном ветре. Приливов и отливов почти нет.

Благодаря малому содержанию солей, малой глубине и суровости зимы, Б. море замерзает на большое пространство, хотя и не каждую зиму. Так, напр., проезд по льду от Ревеля в Гельсингфорс возможен не каждую зиму, но в суровые морозы и глубокие проливы между Аландскими о-вами и обоими берегами материка покрываются льдом, и в 1809 г. русская армия со всеми войсковыми тяжестями перешла здесь до льду в Швецию и в 2-х других местах через Ботнический залив. В 1658 г. Шведский король Карл Х перешел по льду из Ютландии в Зеландию. В более открытой части моря порты, не слишком защищенные, замерзают далеко не всякую зиму и во всяком случае обыкновенно лишь на несколько дней, напр., в пределах России особенно Либава и Виндава, несколько более лед обыкновенно держится в Балтийском порте и Гангеуде, долее в Ревеле, Пернове, Риге, еще долее в устьях Невы и восточной части Финского залива и особенно в Северной части Ботнического. Ниже приведены данные о продолжительности замерзания моря и низовий впадающих в него рек:

———————————————————————————————————-

| Широта.   |                                                             | Число дней      |

|                 |                                                             | подо льдом.     |

|———————————————————————————————————|

| 54°           | Устье р. Травы у Любека                     | 32                    |

|———————————————————————————————————|

| 54°           | Грейфсвальдский залив                       | 58                    |

|———————————————————————————————————|

| 57°           |                             | у Аренсбурга         | 149                   |

|——————|                              |———————————————————|

| 58°           | Рижский залив      | у Пернова              | 135                   |

|——————|                              |———————————————————|

| 57°           |                             | у Церельск. маяка | 40                    |

|———————————————————————————————————|

| 57°           |                             | у Риги                   | 121                   |

|——————| Западная Двина    |———————————————————|

|                 |                             | Восточный             | 165                   |

|———————————————————————————————————|

| 60°           |                             | Малый                   | 153                   |

|——————| Кронштат рейды    |———————————————————|

|                 |                             | Большой                | 162                   |

|———————————————————————————————————|

| 60°           | Нева в Петербурге                               | 147                   |

|———————————————————————————————————|

| 60°           | Внутренний рейд у Ганге                      | 86                    |

|———————————————————————————————————|

| 65°           | Улеа у Улеоборга                                 | 175                   |

———————————————————————————————————-

Средние температуры воздуха:

———————————————————————————————————

|                         | Года   | Января   | Апреля   | Июля   | Октября    |

|——————————————————————————————————-|

| Копенгаген       | 7,4      | 0,1          | 5,7          | 16,6     | 8,2            |

|——————————————————————————————————-|

| Кенигсберг       | 6,6      | 3,1          | 5,6          | 17,3     | 8,0            |

|——————————————————————————————————-|

| Либава             | 6,6      | 3,2          | 4,2          | 16,9     | 8,4            |

|——————————————————————————————————-|

| Митава             | 6,4      | 5,0          | 4,9          | 17,6     | 6,9            |

|——————————————————————————————————-|

| Балт. порт        | 4,6      | 5,4          | 1,6          | 16,1     | 6,3            |

|——————————————————————————————————-|

| Ревель             | 4,4      | 6,4          | 1,5          | 16,6     | 5,9            |

|——————————————————————————————————-|

| Петербург         | 3,7      | 9,4          | 2,1          | 17,8     | 4,5            |

|——————————————————————————————————-|

| Гельсингфорс   | 3,9      | 6,9          | 1,0          | 16,4     | 5,6            |

|——————————————————————————————————-|

| Ганге                | 4,4      | 4,3          | 0,4          | 15,5     | 6,4            |

|——————————————————————————————————-|

| Торнео             | 0,3      | 12,3        | 1,5          | 15,5     | 1,3            |

———————————————————————————————————

Из этого видно, что в Дании, у входа в Балтийское море, год на 3,7°, а январь на 9,3° теплее, чем у вост. оконечности Финского залива, и год на 7,1°, а январь на 12,2° теплее, чем у северн. оконечности Ботнического залива. Положение у открытых, редко замерзающих частей моря увеличивает температуру зимы и осени, но понижает температуру лета. Так, в Ганге, на ЮЗ Финляндии январь теплее, чем в Митаве, лежащей на 3° южнее, а июль такой же, как в Торнео. Таяние льда имеет влияние на понижение температуры летних месяцев. Скандинавское побережье зимой теплее, чем русское; в июле месяце температура на русском побережье почти на 3° теплее, чем на западных берегах в Швеции. По данным германской морской обсерватории, средняя годовая температура местностей бассейна Балтийского моря вообще выше 0°; ниже она только на северной части Ботнического залива. Температура в Б. м. всего ниже в январе; в феврале замечается незначительное повышение, в марте температура значительно повышается (за исключением Южной Швеции), в июле температура достигает maximum’a. — Атмосферное давление всего выше на южном берегу Балтийского моря зимой (762 мм), к СЗ давление падает и всего ниже на берегу Ботнического залива. Атмосферное давление в Ботническом заливе очень равномерное. Воздушные течения у берегов Б. моря в общем не сильны. Из ветров, в летнее время, в западной части Б. моря дуют преимущественно юго-западные, по южным берегам — западные; в жаркое время года, по отношению к частоте восточных и западных ветров, на восточном и западном берегах Б. м. замечается явление, обратное тому, что бывает в зимнее время, а именно: на запад. берегу чаще дуют восточные ветры, а на восточном — западные. Осенью, вследствие влияния континентального тепла, ветры, дующие с континента к морю, бывают гораздо чаще, чем летом. В течение дня направление ветров меняется по берегам, как в других морях: по утрам, вследствие значительного охлаждения береговой полосы ночью, ветра дуют к морю; днем, когда земля успевает достаточно нагреться — с моря, и к вечеру ветры снова дуют с континента. Наибольшее число бурь приходится на зиму и весну; наименьшее на лето. Направление бурь осенью — с З и ЮВ, а летом — с З. С апреля до сентября бури всего чаще в области Финского залива и севернее. Относительная влажность меньше всего зимой, больше всего летом и падает к осени, когда она все-таки выше, чем весной; в течение дня влажность увеличивается в холодные часы и понижается в более теплые. Среднее количество дождя в области Б. м. в году = 500. В Дании и Шлезвиге = 620 — 623; на Ю в Мекленбурге = 505, в Померании = 572, в Пруссии = 549, в наших Остзейских губерниях то же, что и в Мекленбурге. На русском прибережьи наименьшее количество дождя приходится на февраль и март месяцы; в Ботническом заливе — на апрель, по немецкому прибережью — в июле; в других частях бассейна Б. м. — в августе; на крайнем севере и западе Б. м. — в сентябре.

Температура воды Б. м. так же колеблется, как и температура воздуха, но в общем она ниже, чем в других морях (между 15° и 17,75° летом). По утрам в летнее время температура воды падает иногда ниже 12°, что объясняется южным ветром, сгоняющим верхние, более теплые слои воды в океан. При северном ветре, вода значительно теплее. Наивысшей температуры вода достигает в августе месяце, но не выше 18°. Грунт Б. м. весьма разнообразен: в южных частях — песок; в восточных ил и песок, у шведских и частью финляндских берегов камень.

Места для купанья на Б. м. весьма многочисленны; наилучшие из них следующие: Аландские острова, Аренсбург, Апенраде (в Малом Бельте), Балтийский порт, Выборг, Виндава, Вустров, Вернемюнде, Гельсингфорс, Гунгербург, Гапсаль, Гросс-Мюритц, Готеборг, Герингсдорф, Дивенов, Доберан, Дистернброк, Куттеркюль, Кунда, Кранд, Колберг, Киль, Копенгаген, Либава, Лизекиль (в Скагерраке), Мэррекюль, Мисдрой, Мариенлист, Марштранд, Нарва, Ораниенбаум, Пернов, Путбус, Ревель, Рига, Рефнес, Рюгенвалде, Стокгольм, Силамегги, Свинемюнде, Травемюнде, Цоппот, Шмецк. Характер морских купаний на берегу Б. м. не везде одинаков; купанья эти можно разделить на три категории. К первой категории принадлежат купанья с характером островным, каковы Вернемюнде, Вустров и т. д. Ко второй категории принадлежат купанья южного берега Балтийскато моря, имеющие впереди себя море, сзади обширные леса, защищающие от континентальных ветров. К третьей категории нужно причислить местности, где находятся возвышенности и скалы, напр. Путбус.

Флора и фауна Б. моря имеют характер переходный от моря к пресноводному озеру. Так, часто морские моллюски, как и устрицы, Муа trunats, Littorina littoralis и т. д. находятся только в зап. части моря, где вода солонее. Рыбы также отчасти пресноводные, морские же становятся мельче при приближении к заливам и устьям рек, напр., сельди, кильки, треска и т. д. Рыболовство в Б. море менее значительно, чем в Каспийском у устья рек, впадающих в него, и рыба служит главным образом для продовольствия местных жителей в свежем виде. Указанные выше рыбы не заходят в восточную часть Финского залива и устья рек, где ловятся особенно: лосось, корюшка, ряпушка и др. Тюлени водятся у Аландских о-вов. Из ископаемых находят янтарь в южной части моря, от Копенгагена до Курляндии, особенно у Померании. Б. море опасно для плавания вследствие множества островов, подводных скал и рифов; опасность уменьшается благодаря множеству маяков, из которых около половины содержит Россия. В Б. море впадает много значительных рек, важнейшие: Траве, Одер, Висла, Неман, Виндава, Зап. Двина, Пернава, Нарова, Луга, Нева, Улеа, Торнеа, Лулеа, Питеа, Умеа, Даль-Эльф — исток оз. Мэлера у Стокгольма и Мотала. Речная область, изливающая свои воды в Б. море, около 2313000 кл. Выгодное положение Б. моря уже давно повело к тому, что на нем производится обширная торговля. Уже Птоломей называл его Венедским морем, от славянского народа Вендов, или Венедов, обитавших на южном поморье Балтийского моря, в нынешних Померании и Мекленбурге, и занимавшихся мореплаванием. Вероятно и скандинавы ранее занимались им, несколько позже оно началось в вост. части моря, но здесь приобрело особенное значение, благодаря большому протяжению судоходных рек и озер, дававших удобные пути внутрь материка. На заре русской истории мы уже видим торговые пути, особенно путь из варяг в греки, который обогатил Новгород. Другие пути, с небольшими волоками, вели в область Волги и ее притоков. Позднее особенно оживились пути, ведущие к Рижскому заливу и восточной части южного берега моря, и у устьев рек были основаны большие торговые города Рига и Данциг. Особенное значение в торговле Б. моря имел в средние века Ганзейский союз (см. это сл.), важнейший город которого был Любек. Центральная фактория Ганзы для торговли с северными и восточными странами была в г. Висби на о. Готланде.

В оживленных сношениях с Ганзой состоял Новгород. Несколько позже Ганзы началось военное и торговое преобладание Дании на Балтийском море. В конце XVI и до начала XVIII ст. торговый путь через Финский залив и Неву утратил свое значение. Благодаря войнам, разгрому Новгорода Иоанном Грозным, неприязни к России Швеции и Немецкого ордена — заграничная морская торговля России шла главным образом через Архангельск. Основание Петербурга Петром Великим, перенесение сюда столицы и устройство каналов, соединяющих области рек, впадающих в Финский залив, с областью Волги подняли торговлю в устьях Невы до небывалой прежде высоты. Очень большое значение имела и постройка железных дорог, особенно Николаевской, Московско-Рязанской и Рязанско-Козловской. Но друтие железные дороги потом стали отвлекать грузы от Петербурга, частью к более удобным и на менее продолжительное время замерзающим русским портам (Ревелю, Риге, Либаве), частью за границу, к Кенигсбергу. В настоящее время по ввозу Петербург с Кронштадтом все-таки остается решительно первым портом Б. моря; вообще же важнейших портов Б. моря — 10; именно в России: Петербург, Ревель, Рига, Либава; в Германии: Пиллау (порт Кенигсберга), Данциг, Штетин и Любек; в Дании — Копенгаген, в Швеции — Стокгольм. Ни один из этих портов однако далеко не имеет таких оборотов, как Лондон, Ливерпуль, Гамбург, Антверпен и Нью-Йорк. Из второстепенных портов можно еще назвать в Германии: Фленсбург, Киль, Висмар, Росток, Штральзунд, Эльбинг и Мемель, в России: Виндаву, Аренсбург, Пернов, Балтийский порт, устье Наровы, Выборг, Гельсингсфорс со Свеаборгом, Ганге, Або, Улеаборг; в Швеции: Истод и Висби. Привоз и отпуск товаров изменялся, в следующих размерах с 40-х гг.

Русские порты без Финляндии.

—————————————————————————————————————————————————

|                                       | Средний вывоз.                           | Средний привоз.                         |

|                                       |———————————————————————————————————|

|                                       | 1840—49   | 1850—60   | 1888      | 1840—49   | 1850—60   | 1888      |

|                                       |———————————————————————————————————|

|                                       | В тысячах рублей.                                                                           |

|————————————————————————————————————————————————-|

| Петербург и Кронштадт  | 83485        | 34408        | 84240    | 43378        | 62386        | 61920    |

|————————————————————————————————————————————————-|

| Ревель                           | 285            | 468            | 20723    | 495            | 700            | 41873    |

|————————————————————————————————————————————————-|

| Рига                               | 13253        | 14303        | 53806    | 4239          | 4109          | 22189    |

|————————————————————————————————————————————————-|

| Либава                           | 743            | 1080          | 51236    | 140            | 164            | 24234    |

—————————————————————————————————————————————————

Отсюда видно, что торговля всех портов увеличилась, но Ревеля и Либавы в гораздо большей степени, чем Петербурга и Риги. Очень большой ввоз Ревеля объясняется тем, что он служит зимним портом для Петербурга. Главные статьи вывоза Балтийских портов — хлеб в зерне, особенно рожь и овес, лен и пенька, льняное семя, лес. Привоза — чай, хлопок, вино, дорогие мануфактурные изделия и до самого, недавнего времени — железо во всех видах, от чугуна до машин включительно.

Литература: «Лоция» (изданная Гидрографическим департаментом, также изд. им карты и атласы); «Segelhandb. für die Ostsee»; (Берлин, 1878); «Jahresb. des Komission zur Untersuch, der deutsch. Meere» (с 1873 г.); Акерман, «Phys. geogr. des Ostsee» (Гамбург, 1883); Штукенбер, «Hydr. des russ. Reiches», т. I; Небольсин, «Обозр внешн. торговли России» (изд. Деп. там. сбор.); Веселовский, «Климат России» (1857 г.); Воейков, «Климаты земного шара» (1884).

11

16.5. Расписания радиопередач для мореплавателей

Сведения о работе радиостанций, передающих для мореплавателей навигационные и гидрометеорологические сообщения, приводятся в руководствах:

А. «Расписание радиопередач навигационных и гидрометеорологических сообщений для мореплавателей» (№№ 3004, 3005).

Б. «Расписание факсимильных гидрометеорологических радиопередач» (№ 3008).

16.5.1. Расписание радиопередач навигационных и гидрометеорологических сообщений для мореплавателей

Это руководство для плавания составляется по типовой схеме:

1.Вводные документы – номенклатура и название этого раздела аналогичны вводным документам других руководств для плавания.

2.Описание радиопередач – дается по отделам, объединяющим определенные географические районы.

В каждом отделе расписания описание ведется в географической последовательности стран, включаемых в настоящий отдел, а описание радиостанций внутри каждой страны дается в алфавитном порядке их названий.

Каждое описание в обязательном порядке содержит:

1.→ порядковый номер;

2.→ название радиостанции и ее позывной сигнал;

3.→ номер по соответствующему английскому руководству и название радиостанции в иностранном написании;

4.→ район обслуживания;

5.→ режим работы (частота, длина волны, род работы);

6.→ мощность станции;

7.→ время (Гринвичское);

8.→ содержание передач с указанием района обслуживания и кода, которым передается сообщение;

9.→ дополнительные данные.

3.Приложения – содержат таблицы перевода:

1.→ градусов Фаренгейта (°F) в градусы Цельсия (° С) и в градусы абсолютной температурной шкалы Кельвина (К);

2.→ узлов в м/с и км/ч;

3.→ атмосферного давления из мм рт.ст. в мбары;

4.→ количество осадков из дюймов в мм.

Атакже схемы районов передачи штормовых предупреждений и прогнозов погоды.

4.Указатели (на русском и иностранных языках) составлены в алфавитном порядке. Они описывают позывные сигналы радиостанций и названия радиостанций.

16.5.2. Расписание факсимильных гидрометеорологических передач

Это руководство также составлено по типовой схеме:

1.Вводные документы – обложка, лист для учета корректуры, титульный лист и текст на оборотной стороне титульного листа расписания – оформляются аналогично вводным документам других руководств для плавания.

2.Указатель районов факсимильных радиопередач содержит географические названия районов плавания и названия радиостанций, обслуживающих эти районы. В общих замечаниях приводятся сведения, поясняющие порядок пользования руководством.

12

В перечне условных обозначений для указания содержания передач, а также в указателях содержания передач и географических районов даются условные обозначения, применяемые в радиопередачах для обозначения содержания передач и указания географического района.

3. Описание радиостанций дается в алфавитном порядке их названий. По мере накопления корректурного материала к расписаниям радиопередач издаются дополнения, в которых сведения предыдущих дополнений не дублируются.

16.6.Специальные руководства для плавания

Враспоряжении мореплавателей (кроме уже отмеченных руководств) представляется и ряд других руководств и пособий:

1.правила плавания;

2.навигационногеографические обзоры;

3.радиолокационные описания маршрутов;

4.руководства для захода в отдельные порты;

5.сводные описания опасных, запретных и ограниченных для плавания районов и другие документы.

16.6.1. Навигационногидрографический обзор

Навигационно-гидрографический обзор (НГО) отдельного моря или части океана представляет собой обобщенное введение к навигационным описаниям нескольких книг (частей или выпусков) лоции такого моря или части океана.

НГО составляются на основании различных материалов и пособий по океанографии, метеорологии, физической и экономической географии и т.п.

Обзор состоит обычно из 3-х основных разделов:

1.навигационно-географического очерка;

2.→ гидрометеорологического очерка;

3.→ справочного отдела,

содержание которых идентично подобным разделам лоции.

Лоции, являясь универсальным руководством для плавания, могут оказаться не вполне удобными для использования на судах отдельных типов или на судах, плавающих по определенным маршрутам.

В настоящее время признано целесообразным издание маршрутных руководств для плавания. Существуют также частные руководства для плавания, издаваемые различными ведомствами:

1.→ пособие для плавания Черноморскими проливами;

2.→ рекомендации для плавания по реке Темза;

3.→ рекомендации для плавания проливами Большой Бельт, Зунд и Каттегат;

4.→ рекомендации для плавания судов норвежскими шхерами и др.

Хорошую оценку у моряков получили изданные в последнее время «карты-лоции» для районов интенсивного судоходства и проливных зон (Босфор, Дарданеллы, Зунд и др.).

16.6.2. Радиолокационные описания маршрутов

Широкое распространение РЛС на судах морского флота вызвало необходимость оборудования берегов пассивными и активными отражателями, а также издания радиолокационных карт, альбомов и других специальных пособий.

Одним из таких пособий являются маршрутные радиолокационные описания, в которых приводятся сведения об условиях радиолокационной ориентировки и фотографий с экранов РЛС изображения различных районов побережья.

13

16.6.3. Руководства для захода судов в порты

Эти руководства издаются в виде самостоятельных книг и представляют собой навигационные пособия, описывающие условия плавания в омывающих территорию прибрежного государства морях, и имеющие свой Адмиралтейский номер.

Все руководства для захода судов в порты издаются по однотипной схеме и содержат: 1) → вводные документы; 2) → навигационное описание; 3) → описание РМКОВ; 4) → алфавитный указатель.

16.6.4. Сводное описание опасных, запретных и ограниченных для плавания районов

Руководство «Сводное описание опасных, запретных и ограниченных для плавания районов состоит из 6 основных отделов:

I.

→ Районы, опасные от мин;

II.

→ Бывшие опасные от мин районы, открытые для надводной навигации;

III.

→ Районы запретные, опасные и закрытые для плавания;

VI.

→ Районы боевой подготовки иностранных флотов;

V.

→ Районы, запретные для якорной стоянки и лова рыбы;

VI.

→ Районы, в которых плавание небезопасно или ограничено какими бы то ни было

постановлениями иностранных государств (районы ограниченного плавания, районы свалки

боезапаса и др.).

В приложениях помещены схемы (карты) перечисленных районов и сборный лист для подбора необходимых схем.

Руководство корректируется по ИМ.

При выборе фарватеров мореплаватель должен учитывать, для каких судов (размагниченных или для всех) и с какой предельной осадкой открыт фарватер. Суда, идущие по протраленным фарватерам, должны заботиться, чтобы глубина под килем была не менее 2-х метров.

Такая осторожность особо необходима при приближении к портам или районам, где во время войны проводились минные операции.

Большую опасность представляют также свободно плавающие мины, сорванные с якоря. В таких районах необходимо усиливать бдительность, выставлять впередсмотрящего.

16.7. Нумерация морских навигационных руководств и пособий

Адмиралтейский номер любого морского навигационного руководства и пособия для плавания, изданного Гидрографической службой, состоит из 4-х цифр:

1-я цифра вид руководства или пособия:

«1» –

лоции;

«2» –

огни и знаки (огни);

«3» –

РТСНО;

«4» –

руководства и правила плавания;

«5» –

резерв;

«6» –

гидрометеорологические пособия;

«7» –

каталоги;

«8» –

таблицы для определения места судна с

«9» –

специальные пособия (правила,

помощью РНС;

инструкции и т.п.).

2-я цифра Океан:

«1» – Северный Ледовитый океан; «2» – Атлантический океан; «3» – Индийский океан; «4» – Тихий океан; «0» – несколько океанов,

(для справочных изданий 2-я цифра может быть любой).

3-я и 4-я цифра – порядковый номер этого вида руководства или пособия для плавания в данном районе (№ 1225 – лоция Атлантического океана).

14

Дополнениям и приложениям к руководствам для плавания присваиваются те же номера, что и основным руководствам.

Адмиралтейский номер руководства или пособия для плавания печатается на обложке, титульном листе и на корешке книги.

Выводы

1.Морские навигационные руководства и пособия для обеспечения общего мореплавания

предназначены для обеспечения решения общих задач мореплавания и делятся на 2 подгруппы:

1.→ морские навигационные руководства;

2.→ морские навигационные пособия.

2.Морские навигационные руководства представляют собой официальные издания для мореплавателей, в содержание которых входят правила, наставления, указания либо рекомендации навигационного и правового характера, невыполнение которых возлагает на мореплавателя ответственность за возможные последствия.

3.К основным морским навигационным руководствам относятся:

1.→ лоции;

2.→ огни и знаки (огни);

3.→ РТСНО;

4.→ расписания передач навигационных и гидрометеорологических сообщений для мореплавателя;

5.→ расписания факсимильных гидрометеорологических передач;

6.→ правила плавания;

7.→ описания маршрутов;

8.→ каталоги карт и книг;

9.→ гидрометеорологические атласы и таблицы.

4.Морские навигационные пособия представляют собой официальные издания для мореплавателей, содержащие навигационно-гидрографические, гидрометеорологические, геодезические, астрономические и другие различного рода справочные данные, предназначенные для использования при решении задач судовождения.

5.К морским навигационным пособиям относятся:

1.→ Океанские пути Мира;

2.МППСС-72;

3.МСС-65;

4.→ Общие правила морских торговых и рыбных портов государств;

5.→ Обязательные постановления по морским портам;

6.→ Описание особенностей судовых огней военных кораблей и сигналов, подаваемых кораблями для обеспечения безопасности плавания;

7.→ Сборник Международных соглашений и законодательных актов по вопросам мореплавания;

8.→ Таблицы ширины территориальных вод и специальных зон зарубежных государств;

9.→ Условные знаки для морских карт и карт внутренних водных путей;

10.→ Общие положения об установлении путей движения судов;

11.→ Астрономические таблицы и пособия;

12.→ другие издания, перечень которых определяет служба мореплавания для каждого типа судна.

Примечание: Самоконтроль знаний по теме проводится по тестовым заданиям к главе на базе приложения «Компьютерная система тестирования знаний «OPENTEST».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Руководящим документом для судов гражданских ведомств являются «Правила корректуры, комплектования и хранения карт и руководств для плавания на судах гражданских ведомств» №9038 ГУНиО МО

Судовая коллекция карт, атласов, руководств и пособий для плавания в морских водах и по внутренним водным путям комплектуется в соответствии с обязательным перечнем, определенным судовладельцем с учетом района плавания судна и возможных его изменений.

Капитану судна предоставляется право дополнять установленную судовую коллекцию отдельными частными картами и планами по своему усмотрению, в том числе и иностранными картами и пособиями.

Судно снабжается откорректированными на день получения картами, атласами, руководствами и пособиями для плавания электрорадионавигационными камерами (ЭРНК) судовладельца по заявкам капитана.

Для удобства заказа карт и руководств для плавания, а также для ускорения набора карты и руководства по плаванию объединяют в комплекты. Номера карт и руководств для плавания каждого комплекта определяются судовладельцем.
Комплект должен охватывать

определенный географический район

(море, часть океана) или отдельные участки маршрута плавания.

Система пятизначных адмиралтейских номеров карт и руководств для плавания облегчает их подбор , так как номер заключает в себе информацию о масштабе карты и географическом объеме, охватываемом картой или руководством.

В судовую коллекцию включаются следующие карты и руководства для плавания
Морские навигационные карты:
а) Планы (масштаб 1:500 — 1:25 000) — для захода судов на рейды, в порты, на якорные места и передвижение в этих акваториях;
б) Частные карты (масштаб 1:25 000 — 1:50 000) — для плавания в непосредственной близости от берегов, при проходе узкостей и т.п.;
в) Путевые карты (масштаб 1:100 000 — 1:500 000) — для плавания между портами в значительном удалении от берегов и вне их видимости;
г) Генеральные карты (мельче 1:500 000) — для прокладки пути судна при плавании в открытом море в большом удалении от берегов, а также для общего изучения района плавания и предварительной прокладки

Радионавигационные карты
— обычные навигационные карты с нанесенными на них сетками изолиний для определения места судна с помощью радионавигационных систем (РНС). Карты включаются в судовую коллекцию только при наличии на судне приемоиндикаторных устройств.
В этом случае соответствующие обычные навигационные карты на судно не выдаются;

Навигационные промысловые карты
— обычные навигационные карты масштабов 1:100 000 — 1:500 000 с дополнительной нагрузкой для обеспечения промыслового лова рыбы. Карт ыимеют подробную выраженную специальными условными обозначениями характеристику грунта морского дна, сетку промысловых квадратов и сетку одной из РНС, если район, охваченный картой, находится в зоне действия РНС.
Такие карты включают в судовую коллекцию только рыбопромысловых судов;

Карты внутренних водных путей
Масштаб 1:5 000 — 1:100 000. Для обеспечения плавания по рекам, озерам, водохранилищам и каналам;

Вспомогательные, справочные карты и номограммы:
а) Карты радионавигационных систем содержат сведения о местоположении РНС, зонах их действия и точности определения места при их использовании
б) Карты для плавания по дуге большого круга (№92012, 93012, 94012, 95012) служат для решения задач, связанных с прокладкой дуг больших кругов
в) Шлюпочные карты №19, 20, 21, 22, 23, 24 предназначаются для снабжения спасательных шлюпок судов I и II категории и рыбопромысловых судов океанского плавания.
Шлюпочные карты упакованы комплектами в герметические полиэтиленовые пакеты.
Комплект №1 — включает все шесть карт, комплект №2 — карты №19 и 20 (Атлантический океан), комплект №3 — карты №21, 22, 23 и 24 (Индийский и Тихий океан), комплект №5 — карты №23 и 24 (тихий океан);
г) Карты гидрометеорологических элементов — используются для справок о течениях, волнениях, приливах, льдах, ветрах, туманах, об опасных явлениях и других гидрометеорологических элементах;
д) Номограмма №90199 — применяется для определения начального курса при плавании по дуге большого круга;
е) Карты-сетки — (в проекции Меркатора в масштабах 1:200 000 — 1:1 000 000, на которых оцифровываются только параллели) предназначены для графической прокладки пути судна при плавании в открытом море.

Руководства и пособия для плавания:
а) Лоции — для получения навигационно-гидрографической и гидрометеорологической информации, необходимой для обеспечения безопасности плавания;
б) Огни и знаки — для получения сведений о навигационном оборудовании;
в) Радиотехнические средства навигационного оборудования — для выбор асведений о радионавигационных системах, радиомаяках, океанских судах службы погоды и радиопеленгаторных станциях;
г) Расписания передач навигационных и гидрометеорологических сообщения для мореплавателей — для получения информации о радиостанциях, передающих указанные сведения;
д) Таблицы для определения места судна при помощи радионавигационных систем — для построения на морских картах отрезков линий положения при определении места с помощью РНС;
е) Правила плавания (по внутренним водным путям, по каналам и фарватерам);
ж) Описания маршрутов — только для промысловых судов
з) Каталог карт и книг — перечень карт и руководств для плавания, предназначенных для обеспечения общего мореплавания)
и) Астрономические таблицы и пособия — Морской астрономический ежегодник (МАЕ), Мореходные таблицы (МТ-75), Высоты и азимуты светил (ВАС-58)
к) Гидрометеорологические атласы и таблицы — атласы течений, климатических данных и гидрометеорологических условий плавания, таблицы приливов и течений.
л) Справочные издания — Оканские пути Мира; Международные правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72), адм.№9017; Международные свод сигналов, адм.№9016;Условные знаки морских карт и карт внутренних водных путей, адм.№9025; Рекомендации для плавания в районах разделения движения, адм.№9037; и другие издания ГУНиО МО, перечень которых определяется в зависимости от типа судна и района плавания

Суда, осуществляющие плавание по внутренним водным путям и заходящие в реки, должны обязательно иметь карты и руководства, обеспечивающие плавание по этим путям.
Кроме того, такие суда должны иметь Правила плавания по внутренним водным путям РФ, Особенности движения и стоянки судов в бассейнах, издаваемые Администрациями бассейна.

Судовая коллекция карт и руководств для плавания делится на три группы:
Первая группа включает комплекты карт и руководств для плавания, предназначенные для обеспечения плавания:
— по судоходной линиии, на которой закреплено судно, а для промысловых судов — в традиционные районы промысла;
— между определенными портами в соответствии с рейсовым заданием;
— каталоги карт и книг и сводные описания режима плавания на морях, омывающих берега РФ.

Вторая группа включает карты и руководства для плавания, которые могут быть использованы в предстоящем плавании в случаях отклонения судна от намеченного пути, непредвиденного захода в порт-убежище и т.д.

Третья группа включает все остальные карты и руководства для плавания, входяще в судовую коллекцию

Для поддержания карт, атласов, руководств и пособий для плавания на судне должны быть:
— Извещения мореплавателям (ИМ) № 1 ГУНиО МО СССР;
— Извещения мореплавателям № 1 ГС флота (по району плавания);
— подшивки ИМ ГУНиО, ИМ ГС флота и Извещений судоводителям (ИС), начиная с номеров, следующих за теми, по которым в ЭРНК произведена корректура карт, атласов и руководств для плавания;
— журналы (подшивки радиограмм) ПРИП, НАВИП, НАВАРЕА;
— подшивки навигационной и путевой информации для ВВП.

Опрос по теме. Комплектование судна картами, атласами, руководствами и пособиями для плавания

ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ, ОБОРУДОВАНИЮ
И СНАБЖЕНИЮ СУДОВ, СЛЕДУЮЩИХ
ПО СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ

Настоящие Требования учитывают особо сложные и опасные условия плавания по Северному морскому пути и направлены на обеспечение безопасности мореплавания и предотвращение загрязнения морской среды и северного побережья России, являющегося особо уязвимым районом, где запрещается любой сброс нефтепродуктов и других вредных веществ и их смесей, содержащих такие вещества сверх установленных норм, в соответствии с действующим законодательством.

Разработаны в соответствии с Положением об Администрации Северного морского пути, утвержденным Постановлением Совета Минстров СССР № 683 от 16.09.71 г. (СП СССР, 1971, № 07, ст. 124), и Правилами плавания по трассам Северного морского пути (правило 1, п. 1.5 и правило 4), утвержденными министром морского флота 14.09.90 г.

  1. Определения

1.1. «Администрация» — Администрация Северного морского пути.

1.2. «Штабы» — штабы морских операций — специальные навигационные службы Мурманского и Дальневосточного морских пароходств, непосредственно осуществляющие морские ледовые операции по Северному морскому пути, общая координация работы которых осуществляется Администрацией.

1.3. «Требования» — требования к конструкции, оборудованию и снабжению судов, следующих по Северному морскому пути.

1.4. «СМП» — Северный морской путь.

1.5. «Инспектор» — главный государственный инспектор или государственный инспектор Администрации, или лицо, ею уполномоченное.

1.6. «Нефтепродукты» — нефтепродукты любого рода, включающие сырую нефть, очищенные нефтепродукты, жидкое топливо, масло, их отходы, отстои и смеси с другими веществами.

1.7. «Вредные вещества» — любые вещества, которые при попадании в море могут представлять опасность для живых ресурсов, морской флоры и фауны или здоровья человека, вызывать помехи для деятельности на море, включая рыболовство, и ухудшить качество морской воды для различных видов ее использования.

1.8. «Правила Регистра СССР» — Правила классификации и постройки морских судов Регистра СССР.

1.9. «Правила плавания» — Правила плавания по трассам Северного морского пути.

1.10. «Руководство для плавания» — Руководство для сквозного плавания судов по Северному морскому пути.

1.11. «Судовладелец» — лицо или организация, которым принадлежит судно.

1.12. «Самoxoднoe судно» — судно с механическим двигателем, предназначенным для его движения.

1.13. «Несамоходное судно» — судно, не имеющее механического двигателя для его движения.

1.14. «Ледокол» — специальное судно, предназначенное для проводки, околки, буксировки и выполнения спасательных и других работ во льдах.

1.15.«Ледовая обстановка» — распределение льдов различных характеристик в районе плавания.

1.16. «Благоприятные ледовые условия» — наличие льда сплоченностью до 3 баллов.

1.17. «Неблагоприятные ледовые условия» — наличие льда сплоченно­стью 7 баллов и более и припая.

1.18. «И К О» — иностранное классификационное общество.

  1. Общие положения.

2.1. Требования распространяются, если не оговорено иное, на все суда валовой вместимостью 300 рег. т и более, совершающие рейсы по СМП. Возможность плавания судов меньшей вместимости является предметом специального рассмотрения администрации.

2.2. Суда, следующие по СМП, кроме выполнения настоящих требований, должны удовлетворять действующим Правилам Регистра РФ для судов, имеющих в символе класса знаки категории ледового усиления Arc4 (ЛУ4), Arc5 (ЛУ5), Arc6 (ЛУ6) либо знаки эквивалентных категорий ледового усиления других классификационных обществ, а также удовлетворять требованиям действующих международных конвенций и Кодекса ИМО.

Суда категории ледового усиления Arc4 (ЛУ4) Регистра РФ или эквивалентных категорий ледового усиления других классификационных обществ могут быть допущены Администрацией (Штабом) к плаванию под проводкой ледокола в летний навигационный период на трассах западного (до 1250 вост. долг.) района СМП и на отдельных участках восточного района СМП при благоприятных условиях плавания.

2.3. Ледоколы допускаются к плаванию по СМП в ледовых условиях, соответствующих знакам их ледового усиления. Эксплуатация ледокола в более тяжелых ледовых условиях, чем предусматривает категория его ледового усиления, допускается в каждом конкретном случае по разрешению Администрации (Штаба) после рассмотрения соответствую­щей документации, представленной судовладельцем и подтверждающей, что состояние корпуса, механизмов и систем ледокола обеспечивает необходимую безопасность мореплавания в рассматриваемом районе и исключает возможность загрязнения моря.

2.4. Эксплуатация судов категории ледового усиления Ice3 (ЛУ3) может быть допущена в виде исключения по специальному разрешению Администрации (Штаба) в период летней навигации на трассах западного района СМП при благоприятных условиях плавания и благоприятном их прогнозе. Эксплуатация во льдах в восточном районе СМП судов категории ледового усиления Ice3 (ЛУ3) не допускается.

2.5. Плавание по СМП транспортных судов категории ледового усиления Ice3 (ЛУ3) и Ice2 (ЛУ2), находящихся в эксплуатации и приписанных к арктическим портам на момент издания настоящих Требований, может быть допущено в виде исключения только в период летней навигации при благоприятных ледовых условиях в пределах прибрежной полыньи арктических морей.

Плавание в указанном районе таких судов может осуществляться только в летний период по специальному разрешению Администрации (Штаба) с учетом их технического состояния и конкретных ледовых условий.

2.6. Суда внутреннего плавания (класса речного Регистра М-СП, М-пр, О-пр), выходящие в море, могут быть допущены к плаванию по СМП в районах и в сроки, установленные для них внутренним законодательством, при этом ледовые условия в этих районах должны быть не тяжелее условий, установленных в требованиях речного Регистра для судов соответствующих классов.

2.7. Суда внутреннего и смешанного плавания при их перегонах в период летней навигации могут быть допущены на трассу СМП только для разовых переходов. Возможность, условия и обеспечение перегонов судов внутреннего и смешанного плавания по трассам СМП определяются в каждом конкретном случае Администрацией (Штабом) с учетом реальной ледовой обстановки на трассе, ледового класса судна (категории ледового усиления), технического состояния его корпуса, механизмов и систем при условии предоставления судовладельцем обоснований и мероприятий, предпринятых для обеспечения безопасности перехода и предотвращения загрязнения морской среды.
_____________________

Имеется ввиду протокол по установлению условий, которым должны удовлетворять суда его плавания, выходящие в море (ИМ 4799/95), Сообщение 79/95
2.8. Разовые проводки кораблей и судов ВМФ по трассам СМП осуществляются по специальному разрешению Администрации (Штаба) после рассмотрения и согласования проекта дооборудования, обеспечивающего безопасность проводки и предотвращение загрязнения морской среды (ИМ 4799/95), сообщение 79/95.

2.9. Несамоходные суда могут быть допущены к плаванию по СМП при условии, что они удовлетворяют настоящим Требованиям по разделам 3 и 6, а способ буксировки одобрен Администрацией (Штабом). Необходимость удовлетворения другим разделам Требований определяется в каждом отдельном случае Администрацией (Штабом).

2.10. Капитан (судовладелец) судна, которое должно следовать по СМП, подает Администрации (Штабу) заявку на ледовую проводку или проход по СМП, подтверждающую степень удовлетворения судна настоящим Требованиям.

2.11. Осмотр судна для проверки его соответствия Требованиям производится за счет судовладельца и может быть выполнен в портах Мурманск, Находка, Владивосток, Провидения, а также в любом другом удобном для судовладельца порту.

2.12. Суда, совершающие рейсы по СМП, могут быть освобождены Администрацией (Штабом) от выполнения отдельных положений Требований, если после осмотра выяснится, что судно в достаточной мере отвечает требованиям безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды для совершения рейса в заданных ледовых условиях.

2.13. Осмотры осуществляются инспектором согласно Инструктивным материалам по надзору за выполнением Требований. Администрация может поручить проведение осмотра доверенным инспекторам или организациям, признанным ею.

2.14. Место контрольного осмотра (порт, портовый пункт, рейд и т. п.), производимого согласно разделу 6 Правил плавания, устанавливается Администрацией (Штабом) с учетом маршрута судна.

2.15. При осмотре судна капитан (судовладелец) представляет инспектору всю необходимую информацию с указанием пунктов Требова­ний, которым судно не удовлетворяет, и судовые документы, включая Свидетельство о годности судна к плаванию, если оно предусмотрено национальными требованиями, классификационное свидетельство и международные свидетельства, подтверждающие выполнение требований Конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74/78), Конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОJI — 73/78), Международной конвенции о грузовой марке (1966 г.), а также Кодексов ИМО по безопасности, конструкции и оборудованию для специальных 35 типов судов (ядерные суда, химовозы, газовозы и др.).

2.16. По результатам осмотра инспектор составляет акт осмотра судна и принимает решение о возможности и условиях прохода судна по СМП с выдачей соответствующего разрешения.
3. Корпус судна
3.1. Все суда должны иметь двойное дно по всей ширине и на всем протяжении между переборками форпика и ахтерпика. Высота двойного дна должна соответствовать действующим правилам классификационных обществ.

На судах с ледокольным форштевнем и коротким форпиком двойное дно может не доходить до переборки форпика в районе наклонного форштевня при условии, что водонепроницаемые отсеки, расположенные между переборкой форпика и переборкой в месте примыкания форштевня к линии киля, используется исключительно для размещения незагрязняющих веществ.

Цистерны в двойном дне и двойных бортах не должны использоваться для размещения нефтепродуктов и других вредных веществ. На эксплуатирующихся, на момент издания настоящих Требований, судах допускается использование цистерн с двойным дном и двойными бортами для размещения запасов топлива и смазочных материалов.

3.2. Грузовые танки танкеров дедвейтом более 5 тыс. т для перевозки нефтепродуктов, а также грузовые цистерны химовозов и газовозов должны располагаться на расстоянии не менее 0,76 м от наружной обшивки корпуса судна. Емкости в двойном дне и двойных бортах танкеров могут использоваться в качестве цистерн изолированного балласта или должны быть пустыми.

3.3. Форма корпуса судов, предназначенных для эксплуатации на СМП, должна быть приспособлена для плавания в ледовых условиях Арктического бассейна. При использовании форм новых обводов, отличающихся от рекомендуемых Правилами Регистра РФ, возможность эксплуатации этих судов на трассах СМП должна быть согласована с Администрацией (Штабом). Плавание судов с носовыми бульбообразными обводами, как правило, не допускается.

3.4. Ледовая прочность и конструкция корпуса судов, предназначенных для плавания по трассам СМП, должны удовлетворять требованиям действующих Правил Регистра РФ для судов категории ледового усиления Arc6 (ЛУ6), Arc5 (ЛУ5), Arc4 (ЛУ4) или эквивалентным требованиям других классификационных обществ.

3.5. Для обеспечения безопасного, с учетом прочности корпуса плавания по трассам СМП рекомендуется иметь Ледовый паспорт судна или, при отсутствии такового, Временные рекомендации по безопасным скоростям движения во льдах, позволяющие судоводителям определять скорость безопасного движения судна во льдах в зависимости от района эксплуатации и сезона ледовых условий на трассе, а также технического состояния корпуса.

3.6. При решении вопроса о возможности плавания по трассам СМП отечественных судов, построенных по Правилам Регистра РФ, действовавшим до 1981 г., техническое состояние, конструкция и прочность корпуса судов должны быть предметом специального рассмотрения Администрации (Штаба).

3.7. Для обеспечения буксировки вплотную за ледоколом в носовой части корпуса судна должны быть предусмотрены дополнительные подкрепления обшивки и набора, а также предусмотрена возможность крепления в носовой оконечности буксирного стропа. В случае необходимости должно быть предусмотрено устройство для удаления и укладки на судне становых якорей.
4. Механические установки
4.1. Механические установки должны удовлетворять требованиям Правил Регистра РФ или эквивалентным правилам иностранных классификационных обществ (ИКО) для судов соответствующих категорий.

4.2. Время реверса главного двигателя (в маневренном режиме) или перекладки лопастей ВРШ с «полного вперед» на «полный назад» должно быть не более 45 с.

4.3. Главные двигатели при работе на задний ход должны развивать не менее 70 % частоты вращения переднего хода.

4.4. Гребные винты должны иметь не менее четырех лопастей и изготовляться из нержавеющей стали или высокопрочной бронзы.

Рекомендуется использовать гребные винты со съемными лопастями.

4.5. Туннели гребных валов должны иметь водонепроницаемые закрытия с местным и дистанционным управлением. На судах, вступивших в эксплуатацию до издания настоящих Требований, допускается наличие только местного привода.

4.6. На всех судах один из кингстонных ящиков должен быть ледовым с устройствами для обогрева и продувки.
5. Системы и устройства
5.1. Все суда должны быть оборудованы закрытой сточной системой с установкой для биологической очистки или для физико-химической обработки и обеззараживания сточных вод. Производительность установки должна быть достаточной для одновременной обработки сточных и хозяйственно-бытовых вод. Для сбора отходов (шлама) из установки должна быть предусмотрена сборная цистерна с вместимостью, достаточной для автономного плавания судна в течение 30 суток.

В случае отсутствия установки для обработки сточных вод должна быть предусмотрена система со сборной цистерной, вместимость которой достаточна для сохранения на борту сточных вод при нахождении судна в районах, запретных для их сброса.

5.2. На каждом судне должен быть установлен сепаратор для льяльных вод, обеспечивающий содержание нефти в сбросе не 15 млн-1, и предусмотрены накопительные цистерны для хранения запрещенных к сбросу на трассе СМП загрязненных нефтепродуктами льяльных, промывочных и балластных вод, в том числе из льял трюмов при перевозке токсических грузов. Объем накопительных цистерн должен быть достаточным для автономного плавания судна в течение 30 суток.

5.3. Каждое судно должно иметь установку для сбора и уничтожения (сжигания) мусора и производственных отходов, загрязненных нефтепро­дуктами (отходы сепарации и фильтрации топлива, масла, обтирки и т. п.), или емкость для хранения таких отходов, вместимость которой достаточна

для автономного плавания судна в течение 30 суток.

5.4. Цистерны, указанные в пп.5.1 и 5.2 должны иметь трубопровод, выведенный на палубу на оба борта судна, и соответствующее насосное оборудование для выкачки загрязненных вод на плавсборщик или причал.

5.5. Балластные цистерны, примыкающие к наружному борту выше грузовой ватерлинии, включая цистерны в двойных бортах, должны иметь систему обогрева.
6. Остойчивость и непотопляемость
6.1. Остойчивость судов в неповрежденном состоянии должна удовлетворять требованиям Регистра РФ или действующим международным требованиям, представленным в международных конвенциях, кодексах и других документах ИМО.

6.2. Остойчивость судна должна быть проверена с учетом его обледенения. Количество льда на квадратный метр площади общей горизонтальной проекции открытых палуб следует принимать не менее 30 кг, а площади боковой поверхности парусности 15 кг.

6.3. Деление на отсеки и остойчивость судна в поврежденном состоянии должны отвечать требованиям Правил Регистра РФ или международных Правил, изложенных в Конвенциях СОЛАС-74/78, МАРПОJI-73/78 и других документах, разработанных ИМО для различных типов судов.

6.4. Независимо от выполнения требований п. 6.3 все суда должны удовлетворять требованиям п. 6.5 при ледовых повреждениях, указанных в п. 6.6. Предполагаемые ледовые повреждения для нефтеналивных судов, химовозов, газовозов, сухогрузных судов категории ледового усиления Arc6 (LU6), буровых и пассажирских судов могут располагаться в любом месте в пределах зоны ледовых повреждений; для сухогрузных судов категории ледового усиления Arc5 (ЛУ5) и Arc4 (ЛУ4), включая суда типа «ро-ро»,- между водонепроницаемыми переборками, платформами и палубами. Требования п. 6.5 не распространяются на случаи затопления машинного отделения при кормовом его расположении для судов категории ледового усиления Arc5 (ЛУ5) длиной менее 90 м и категории ледового усиления Arc4 (ЛУ4) длиной менее 125 м.

6.5. Требования к аварийной осадке и остойчивости поврежденного судна считаются выполненными, если удовлетворяются следующие условия:

6.5.1. Аварийная ватерлиния после спрямления судна, а для случаев, когда спрямление не производится — после затопления, проходит ниже палубы переборок.

6.5.2. Начальная метацентрическая высота судна в конечной стадии затопления для ненакрененного положения, определенная методом постоянного водоизмещения, до принятия мер по ее увеличению должна быть не менее 0,05 м.

6.5.3. Угол крена при несимметричном затоплении не должен превышать 20° (для пассажирских судов 15°), а после принятия мер по спрямлению 12°.

6.5.4. Диаграмма статической остойчивости поврежденного судна в конечной стадии затопления должна иметь площадь не менее 0,0175 м/рад, протяженность участка с положительными плечами не менее 20° и максимальное плечо не менее 0,1 м в пределах этой протяженности.

6.6. В расчетах аварийной остойчивости должны приниматься следующие размеры ледовых повреждений в зоне их расположения от основной линии до уровня 1,2 ал в пределах длины Lл:

  • протяженность по длине 0,045 Lл, если середина пробоины находится на расстоянии 0,4 Lл от носового перпендикуляра и 0,015 Lл в любой другой части судна;
  • глубина повреждения, измеренная по нормали к наружной обшивке в любой точке площади расчетного повреждения, 0,76 м;
  • размер по вертикали 0,2 ал.

Здесь Lл — длина судна по ватерлинии, соответствующей осадке до верхней границы ледового пояса.
7. Технические средства судовождения и связи
7.1. Вся электрорадионавигационная аппаратура и средства радиосвязи, устанавливаемые, на судах, по своим характеристикам должны соответствовать требованиям международных конвенций, Правил Регистра РФ или ИКО и условиям плавания в Арктике. Аппаратура должна быть снабжена необходимыми запасными деталями, а также заводскими инструкциями по ее эксплуатации и ремонту.

7.2. Все суда, плавающие по СМП, должны быть оснащены конвенционными средствами судовождения со следующими дополнениями:

7.2.1. Гирокомпас с репитерами на всех постах управления, эхолот и радиопеленгатор устанавливаются на всех судах.

7.2.2. На судах валовой вместимостью 1600 рег. т и более, а также на всех пассажирских судах устанавливаются две радиолокационные станции, работающие независимо друг от друга, одну из которых рекомендуется иметь с длиной волны 10 см. На судах меньшей вместимости необходимо иметь одну станцию с длиной волны 3 см.

7.2.3. На всех судах должен быть установлен приемоиндикатор радионавигационной или космической навигационной системы, обеспечивающей определение места судна с точностью не менее 100 м при вероятности 95 %.

7.2.4. На всех судах должен быть установлен лаг для измерения скорости. Рекомендуется использовать радиолаг или гидроакустический лаг с системой излучателей — приемников, защищенных от возможных ударов о лед.

7.3. В дополнение к обычным конвенционным средствам радиосвязи суда должны быть оборудованы:

7.3.1. Судовой наземной станцией для спутниковой связи.

7.3.2. Приемником навигационных предупреждений (НАВТЕКС).

7.3.3. Спутниковым аварийным радиобуем.

7.3.4. Аппаратурой для звукозаписи и приема факсимиле, включая прием карт гидрометеорологической информации.

7.3.5. УКВ станцией для связи с самолетами, вертолетами и судами в караване, работающей на частоте 122,5 МГц.

8. Снабжение и аварийное имущество
8.1. На каждом судне к началу следования по СМП должен быть предусмотрен по меньшей мере двойной запас топлива и смазочных материалов из расчета планируемого маршрута плавания по СМП. При транзитном проходе по СМП запасы топлива и смазочных материалов должны приниматься не менее чем на 30 суток. При расчетах запасов топлива в качестве расчетной должна приниматься скорость полного хода на чистой воде. Запасы пресной воды (с учетом пополнения от опреснитель­ной установки), продовольствия и всех других видов судового снабжения должны быть не менее чем на 60 суток.

8.2. На судне должны быть в наличии запасные части, инструмент и противопожарный инвентарь, номенклатура и количество которых определяются соответствующими требованиями Правил Регистра РФ или правилам и других классификационных обществ для судов соответствующих категорий.

Кроме того, в комплекте запасных частей должен быть гребной винт или две запасные лопасти на каждый винт в случае установки винтов со съемными лопастями.

8.3. Все суда должны иметь аварийное снабжение в объеме, определяемом Правилами Регистра РФ или правилами других классификационных обществ для судов неограниченного района плавания, и дополнительное снабжение согласно таблице 1.

Таблица 1

Предмет снабжения Характеристика Количество на судне
1 2 3
  1. Блоки и канифас-блоки для подъема на палубу сменяемого поврежденного винта или лопастей
  1. Переносное газосварочное оборудование для

сварки и резки (кроме танкеров)

  1. Прожектор с комплектом запасных ламп для освещения канала
  1. Переносной электропогружной насос производительностью 100 т/ч с комплектом шлангов
  1. Комплекты теплой одежды
  1. Гидротермокостюмы (рекомендуются)
Комплект

Комплект (вес около 30 кг)
Не менее 2 кВт

1

1

1

2

По числу членов экипажа +3

По числу членов экипажа и пассажиров на судне

9. Комплектация экипажа
9.1. Численность экипажа при плавании во льдах должна обеспечивать, как правило, трехсменную вахту, где она предусмотрена, на постах управления судном и механизмами.

9.2. Капитан судна или лицо, его заменяющее на ходовой вахте, должны обладать минимальными знаниями по плаванию во льдах в соответствии с дополнением к правилу 11 п. 2 международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков к несению вахты (1978 г.), иметь опыт управления судном при плавании в ледовых условиях по трассам СМП не менее 15 сут. При отсутствии такого опыта обязательно взятие на судно ледового лоцмана (Правила плавания, п. 4).

9.3. Капитан судна или лицо, его заменяющее на ходовой вахте, должны знать сигналы, применяемые ледоколами при ледовой проводке и приведенные в Руководстве для плавания.

9.4. Радиоспециалисты должны знать правила радиосвязи в Арктике.

9.5. Экипаж судна должен быть предупрежден о запрещении сброса загрязняющих веществ и мусора на трассе СМП и об ответственности за загрязнение моря и ледового покрова в соответствии с законами Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Маска с перцем для роста волос compliment инструкция по применению
  • Руководство моспромстрой фото
  • Урж2км модель 3 руководство по эксплуатации
  • Мануал для магнитолы тойота
  • Квадрокоптер syma x15w инструкция на русском