Руководство для пленэра

На фото изображено - Особенности пленэрной живописи: как подготовиться к пленэру, рис. Пленэр

Содержание

1. Что такое пленэр, особенности техники
2. История пленэрной живописи
3. Советы начинающим пленэристам
4. Как подготовиться к пленэру

Что такое пленэр, особенности техники

Дословно «пленэр» переводится с французского языка как «открытый воздух». Техника заключается в написании картин на природе. Этот вид живописи дарит художникам возможность раскрыться, максимально точно передать буйство окружающих красок. Главная особенность пленэра в том, что живописец должен успеть поймать момент. Дорабатывать картину в мастерской нежелательно, ведь она будет уже не такой живой, потеряет свою изюминку. Цель пленэрной живописи – до мельчайших подробностей передать красоту окружающей природы.

Если вы решили постигнуть данный вид живописи, готовьтесь, что сразу это может не получиться. Техника довольно сложная, ведь в течение дня меняется освещенность, пейзаж постоянно пополняется новыми оттенками, тенями и т.п. Пока светит солнце, в картине преобладают одни краски, как только солнце закрывается тучей, яркие оттенки пропадают.

На фото изображено - Особенности пленэрной живописи: как подготовиться к пленэру, рис. Рисование на пленэре

Зачастую пленэрные рисунки имеют небольшие размеры. Этому есть логичное объяснение. Ведь иногда художник в поисках красивых видов вынужден располагаться в труднодоступных местах. А тащить на гору или в чащу леса большой мольберт и холст тяжело и неудобно.

СОВЕТ! Новичкам лучше писать пленэрные картины масляными красками, поскольку с ними проще работать. Мазки хорошо ложатся друг на друга, слои получаются густыми и плотными. Светлыми тонами можно перекрывать темные.

На фото изображено - Особенности пленэрной живописи: как подготовиться к пленэру, рис. Работа маслом

Более опытные пленэристы используют в работе акварель, которая позволяет передавать легкость тонов. Благодаря подтекам краски на картине создаются необычные эффекты. Главное преимущество акварели – быстрое высыхание.

Купить акварельные краски

Некоторые художники предпочитают писать картины при вечернем освещении. Это еще сложнее, ведь времени на создание пленэра остается меньше. Тела и предметы в лучах заходящего солнца выглядят иначе, приобретают новые блики и оттенки.

Также живописцы не боятся выходить на природу в плохую погоду. В коллекции каждого заядлого пленэриста есть картины, написанные в ненастье. Их главная особенность – рассеянный свет.

На фото изображено - Особенности пленэрной живописи: как подготовиться к пленэру, рис. Рисование пейзажа

Работа на пленэре позволяет очистить взгляд: художник начинает лучше различать оттенки. Можно писать один и тот же пейзаж много раз, но картина всегда будет получаться разной. Ведь каждый раз по-другому будет светить солнце, падать тени, дуть ветер и т.д. Пленэр во многом зависит от личных ощущений художника. Он должен успеть запечатлеть то, что увидел и почувствовал.

История пленэрной живописи

Первые упоминания о данной технике датируются началом XV века – эпохой Раннего Возрождения. Тогда начали набирать популярность пейзажи. В поисках вдохновения художники выезжали на природу, делали наброски. Вернувшись домой, они продолжали создавать картины, воспроизводя в памяти увиденные пейзажи.

Пленэр как отдельный вид изобразительного искусства зародился в начале XIX века. Изобретение пленэрной живописи приписывают двум британцам – Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону. Они первыми стали заканчивать свои картины на свежем воздухе, не дорабатывая их в мастерской. В Англии к такой технике отнеслись скептически, зато парижские живописцы приняли ее на «ура». Популярность пленэра во Франции стала активно расти.

На фото изображено - Особенности пленэрной живописи: как подготовиться к пленэру, рис. На пленэре

Когда стали выпускать краски в тюбиках, количество пленэристов возросло. В конце XIX века начали появляться сообщества ярых поклонников пленэра. Некоторые из них работали в стиле импрессионизма. Популярность этого вида живописи распространилась на многие страны, включая Россию. Пленэрные картины создавали Исаак Левитан, Валентин Серов и другие русские выдающиеся художники.

На фото изображено - Особенности пленэрной живописи: как подготовиться к пленэру, рис. На пленэре

Не теряет актуальности пленэрная живопись и сегодня. Многие современные художественные школы организуют курсы пленэра. Группы выходят на улицу, рисуют пейзажи. Профессиональные живописцы, собираясь на природу, в поход, на велопрогулку, обязательно берут с собой холст и краски. Ведь никогда не знаешь, где и когда наткнешься на красивый пейзаж, который захочется увековечить в картине.

Советы начинающим пленэристам

Постигнуть эту технику непросто. Даже если вы прочтете массу статей по пленэрной живописи, это не сделает вас профессиональным пленэристом. Нужно много и долго практиковаться. Но некоторые советы и хитрости позволят вам быстрее освоиться в пленэрной живописи.

1. Многое зависит от того, как и где вы расположитесь. Фотографу для красивого снимка нужно выбрать ракурс, а художнику – подобрать освещение. Лучше размещаться в тенистых местах, чтобы на объекты падали солнечные лучи. Если же вы расположитесь на солнце, а изображаемые объекты окажутся в тени, это испортит и картину, и ваше зрение.

На фото изображено - Особенности пленэрной живописи: как подготовиться к пленэру, рис. Выбор места

2. Следующий совет не похож на художественный: «Обязательно надевайте шляпу с полями или кепку с козырьком!» Это нужно не только, чтобы защититься от палящего солнца. Благодаря ограниченному обзору, вам будет легче сфокусироваться на объектах.

На фото изображено - Особенности пленэрной живописи: как подготовиться к пленэру, рис. Художник в широкополой шляпе

3. Приобретите этюдник, он значительно упрощает создание пленэров.

На фото изображено - Особенности пленэрной живописи: как подготовиться к пленэру, рис. Этюдник

Подобрать этюдник

4. Пленэрные картины нужно писать очень быстро. Сначала наносите на холст основные цвета широкими мазками. К примеру, изобразите небо, землю, крупные объекты. Затем переходите к детализации картины.

5. Делайте перерывы в работе как минимум каждый час. Благодаря короткому отдыху вы будете смотреть на пейзаж по-новому, а глаза не будут уставать.

6. Начинайте с небольших пленэров. Рекомендуемый размер 10х15 см.

На фото изображено - Особенности пленэрной живописи: как подготовиться к пленэру, рис. Небольшая работа

7. Не забывайте регулярно сравнивать тона и цвета объектов. Периодически смотрите на пейзаж, не фокусируясь на нем. Это позволит четче увидеть цветовые оттенки.

8. Завершая пленэр, снова оцените первый план, внесите в него мелкие детали. Это позволит сделать картину живой и законченной.

Как подготовиться к пленэру

Собираясь на пленэр, вы должны определиться, какого результата хотите добиться. Четко сформулируйте цель, можете даже записать ее на бумаге. Готовясь к пленэру, вам следует точно понимать, зачем вы туда идете.

Поставив перед собой цель, переходите к выбору места. При возможности сначала просто посетите то место, где планируете творить. Сходите туда в разное время дня, в разную погоду. Оцените, как падает свет, выберите ракурс. Подумайте, что нужно взять с собой, чтобы работать было удобнее. Может там есть лавочка, а может нужно взять складной стульчик.

На фото изображено - Особенности пленэрной живописи: как подготовиться к пленэру, рис. Пленэр на берегу моря

Не забывайте, что погода бывает непредсказуемой. Если прогноз обещает солнечный день, это не значит, что неожиданно не поднимется ветер или не начнется дождь. Возьмите с собой на пленэр теплую одежду и зонт на случай непогоды. Также захватите прищепки для фиксации бумаги на планшете. Помните, что при рисовании красками, вы можете испачкать одежду. Надевайте то, что вам не жалко.

На фото изображено - Особенности пленэрной живописи: как подготовиться к пленэру, рис. На случай непогоды

Не расстраивайтесь, если с первого раза красивая картина у вас не получится. У каждого свои возможности. Первый пленэр позволит вам оценить, как быстро вы работаете, что у вас вызывает трудности. Может два часа на свежем воздухе для вас – непосильная работа.

Особое внимание следует уделить выбору материалов. Для начала работайте тем, чем вам удобнее всего. Неважно что это будет: карандаши, акрил, масляные краски и т.п. Если вы еще точно не определились, в какой технике будете работать, соберите следующий набор:

  • цветные и простые карандаши;
  • ластик;
  • точилка или нож;
  • маркеры и линеры;
  • тушь и перо;
  • краски базовых цветов;
  • палитра;
  • несколько кисточек.

Подобрать все материалы для работы

СОВЕТ! Если вы планируете работать акварелью или гуашью, возьмите с собой воду, чтобы разводить краски и мыть кисти.

Также подумайте, на чем вы будете творить. Проще всего взять с собой холст. Если планируете писать на бумаге, подберите жесткую подложку, к примеру, планшет или специальную доску. Желательно использовать плотную бумагу. Обращайте внимание и на ее фактуру. Для работы тушью подходит гладкая бумага. Собираетесь писать пастелью – используйте фактурную бумагу.

На фото изображено - Особенности пленэрной живописи: как подготовиться к пленэру, рис. Материалы для работы

Выбрать бумагу для рисования

НА ЗАМЕТКУ! Не забывайте о важных мелочах. Обязательно захватите питье и какой-нибудь перекус. Чтобы вытереть руки от краски, пригодятся влажные салфетки.

Если вы понимаете, что не успеете закончить картину на свежем воздухе, сфотографируйте пейзаж. А дома дорисуйте пленэр, глядя на фото.

На фото изображено - Особенности пленэрной живописи: как подготовиться к пленэру, рис. Рисование пейзажа

У пленэрной живописи много поклонников. Ведь ничто больше не дарит столько вдохновения как природа. Работая на пленэре, кажется, что время остановилось. Вы остаетесь один на один с выбранным пейзажем, а все другое перестает существовать. Рисование на свежем воздухе откроет перед вами новые возможности, обогатит с профессиональной стороны.

Огромный выбор товаров для художников

Практика живописи на пленэре.

Методические рекомендации преподавателям

художественной школы.

Разработала преподаватель высшей категории

МБОУДОД «ДХШ»

Шулакова Елена Дмитровна

2018

Практика живописи на пленэре. Методические рекомендации преподавателям художественной школы.

Наряду с изображаемым объектом (натурой), заметную роль в обучении играет среда, которая проявляет себя не только как световоздушное окружение изображаемой натуры, но как активный психологический фактор.

В качестве серьёзного психологического затруднения на пути к определению обусловленного цвета, т. е. цвета в среде, выступает константность восприятия. С одной стороны, для поддержания остроты зрительного восприятия цветовая среда должна быть изменчивой, динамичной, а с другой – для выполнения этюда необходимо достаточно устойчивое состояние мотива. Данное противоречие успешно разрешается в ходе этюдов с натуры по мере овладения навыками быстрого «схватывания» особенностей формы и цвета предметов, т.е. за счёт тренировки аконстантного видения в набросках и в краткосрочных (15-30 минут) этюдах. При этом следует иметь в виду, что цвет в природе воспринимается человеком не только как определённое состояние, но в тоже время как его изменение, как переход одного состояния в другое.

Цветовые отношения натуры можно определять практически мгновенно ( в художественной практике это явление известно как первое впечатление), но при дальнейшем наблюдении из-за адаптации зрения и константности восприятия они могут несколько искажаться. Поэтому первое впечатление надо обязательно запоминать немедленно, до начала основной работы с материалом.

Умение видеть обусловленный цвет, или, как говорят художники, видеть цвет в среде, даёт возможность выбрать основную группу красок на палитре для основного построения этюда.

Практическая работа на пленэре является в определённой мере творческой деятельностью, хотя и не сводится к ней. В данном случае творческая деятельность не самоцель, поскольку конечной целью её является не создание картины как произведения искусства, а овладение приёмами и методами, принципами и закономерностями изобразительного языка.

Как уже подчёркивалось ранее, существенной особенностью живописи на пленэре является активное воздействие окружения на натуру, вследствие чего значительно сложнее, чем в классной аудитории, складывается изобразительная деятельность учащегося.

Нередко учащийся, недостаточно сознавая целесообразность консультации, игнорирует её и пытается преодолеть возникающие трудности самостоятельно. В конце концов, он запутывается в своей работе, начиная новый этюд, идёт по старому пути и снова терпит неудачу. На пленэре часто встречаются подобные проблемные ситуации, когда, находясь друг от друга на значительном расстоянии, учащиеся не всегда могут рассчитывать на своевременную помощь со стороны педагога. Поэтому на пленэре первостепенное значение имеют предварительные (установочные) консультации с педагогом, которые настраивают учащихся на определённые требования программы. Наряду с этим учащимся полезно участвовать в групповых просмотрах этюдов, активно участвовать в обсуждение ошибок, стремиться самостоятельно выявлять просчёты в собственных работах.

В процессе практики по изобразительному искусству на пленэре возникает необходимость в систематическом изучении наглядных образцов заданий. Наблюдения показали, что наибольший интерес вызывают образцы, выполненные самими учащимися.

Опыт убеждает в том, успешное изучение нового учебного материала по живописи возможно только в условиях доброжелательной критики, помощи и поддержки педагога и товарищей. Взаимное обсуждение успехов и неудач в группе даёт возможность активизировать успешную самостоятельную работу с натуры.

Хорошо известно, что любое учебное задание начинается с его объяснения. Однако новый теоретический материал не сразу используется в практических занятиях, хотя и осознаётся учащимися достаточно полно с самого начала. Эта временная задержка реакции учащегося, так называемый скрытый период, служит нередко поводом для ошибочных выводов в работе.

В работе с натуры на пленэре с первых же дней обнаруживается ряд общих недостатков. Наиболее распространёнными из них являются следующие:

-случайность выбора мотива;

-неопределённость композиционного построения по отношению к формату;

-дисгармония основных отношений: неба, земли и воды;

-шаблонность в применении одного технического приёма (работа по сырому или по сухому);

-незавершённость работы с натуры на первом плане и излишняя детализация дальнего плана, контрастное решение второстепенных деталей на краях этюда;

-отсутствие доминирующего цвета в этюде, изолированность цвета предметов от окружающей среды;

-при работе акварелью чрезмерное употребление воды (размывы тона), перенасыщение цветовых отношений, много открытого цвета, взятого без учёта освещения световоздушной среды (отсюда в летних этюдах ядовитая зелень и ложное расцвечивание теней желтоватыми и фиолетовыми пятнами, отсутствие теплохолодности на изображаемых предметах).

В период обучения учащиеся имеют возможность заметить ряд различий в работе с натуры в условиях класса и на пленэре. Если в помещении класса глубина пространства учебных постановок определяется всего лишь несколькими метрами, то в пейзаже с открытым пространством глубина до объектов на горизонте измеряется десятками и сотнями метров. Например, пространство учебной постановки «натюрморт» находится на расстоянии одного-двух метров от рисующего. Как показывают наблюдения, в цветовом отношении такая глубина не обеспечивает учащимся достаточно наглядного сравнения переднего плана с дальним. Поэтому неслучайно в мастерской многие учащиеся одинаково отчётливо прописывают как первый план, так и детали дальнего плана, который является всего лишь фоном натюрморта. Однако на пленэре у многих учащихся в пейзажных этюдах допускается явная недоработка первого плана. Следовательно, необходимо разнообразить пространственные условия натуры на пленэре, что будет способствовать совершенствованию зрительного восприятия многопланового пространства.

Глубокое знание свойств света, как важного фактора среды необходимо для изучения живописи, как в условиях мастерской, так и на пленэре. Свет, отражаясь от поверхности предметов, получает в воздушной среде некоторые изменения на пути к наблюдателю. Например, в солнечный день предметы, освещённые прямым светом, не воспринимаются голубыми, как небо. Голубой, «небесный» оттенок они приобретают преимущественно в тени, т.е. при освещении отражённым светом неба. Освещение прямым солнечным светом по силе светового потока во много раз больше, чем освещение отраженным от неба светом. Поэтому голубизна теней и полутеней обычно кажется менее заметной, чем яркое освещение поверхностей тела, обращённых к солнцу.

Итак, на цвет предметов в пленэре влияют как прямое солнечное, так и рассеянное, «окрашенное» освещение неба. При этом немаловажное значение имеет состояние неба – характер облачности.

В условиях пленэра следует учитывать и общее влияние воздушной среды.

Находясь под открытым небом, художник видит предметы, которые погружены в воздух. Чем дальше от наблюдателя в пространстве расположены видимые объекты, тем сильнее сказывается действие воздуха. Дальние планы заметно окрашиваются синими оттенками.

Цветовой тон, обусловленный воздушной перспективой, малозаметен на ближних предметах и ярче на дальних планах. Например, в открытом многоплановом пейзаже легко различается, что он холоднее по цвету на горизонте, чем на первом плане. Внимательно присмотревшись к далям, можно убедиться, что там и поверхность земли и лес, и различные предметы слегка подёрнуты голубой прозрачной дымкой. Сравнивая удалённые детали пейзажа с ближними, можно установить, что на первом плане характер световых отношений иной, чем вдали. При анализе формы и цвета предметов первого плана и одновременном сравнении их с удалёнными объектами становится очевидным, что ближние детали пейзажа имеют не только множество цветовых и светлотных контрастов, но и значительную насыщенность, чёткость границ. Не замечая этого, учащиеся нередко перегружают этюд излишними подробностями цвета и рельефа предметов на дальних планах.

Учащимся необходимо разобраться  в сути такого понятия, как «общее цветовое состояние этюда». Художник постоянно сравнивает наблюдаемые мотивы и состояния, ещё до начала этюда мысленно «прокручивая» различные варианты цветового решения будущего изображения. Если общий тон определяется в процессе выполнения этюда, то неизбежны значительные переделки и уточнения, что ведёт к «замыленности» этюда. Удачный, с ходу написанный этюд получается лишь в том случае, когда общий цветовой тон и большие отношения в нём художник находит до непосредственного исполнения в материале. Учащимся необходимо вырабатывать профессиональную остроту цветового зрения. Его ключевой основой служит способность художника запоминать состояние, но не привыкать к нему, удерживать в памяти предыдущие состояния ив тоже время «проецировать» на них новые. Чем больше несовпадений при сравнении двух или более состояний замечается художником, тем больше вероятность  правильной оценки общего цветового тона в наблюдаемом мотиве.

В живописи на пленере в художественной школе применяются акварель и гуашь. Учащиеся младших классов изучают сначала акварель. Планшет из фанеры, складной стульчик,  бумага, карандаши, набор красок, губка, кисти с палитрой и баночка с запасом воды – это минимальный перечень живописных принадлежностей, необходимых для краткосрочных этюдов и набросков.

На пленэре применяются все основные приёмы работы акварелью: по сырому, лессировки, живопись по сухой бумаге, «мозаичный набор».

Наиболее широко на этюдах на пленэре, где продолжительность работы колеблется от нескольких минут (15-20мин.) до трёх часов, часто используется приём алла прима, то есть приемы быстрого пастозного письма, обеспечивающего достаточную интенсивность цвета и прочность сцепления красочного слоя с основой.  

В период пленэрной практики следует пользоваться различными графическими материалами: пастелью, восковыми мелками, цветными карандашами, гелевой ручкой, углём, сангиной и другими материалами. Следует отметить, что во многих видах графической работы с натуры начинающие художники наибольшее предпочтение отдают простому карандашу. Его сдержанный серебристый тон, разнообразие возможностей штриха позволяют передавать сложнейшие нюансы формы объектов пленэра, как в линейном так и в светотеневом изображении.

Важнейшие требования к рабочей одежде на пленэре — удобство для работы, однотонность и сдержанность по цвету. Если в расцветке верхней одежды преобладают яркие, насыщенные цвета, контрастные сочетания, то во время работы с натуры на палитру и картинную плоскость могут попадать значительные рефлексы от одежды, которые мешают работе, затрудняют восприятие красок на палитре и поиск цветовых отношений.

Итак, любой комплекс пленэрного оборудования должен быть направлен на создание оптимальных условий для всестороннего и гармоничного развития учащихся, для их творческого труда в области изобразительного искусства. При этом технические средства обучения не должны подавлять и имитировать природу, притуплять остроту и свежесть первого впечатления от неё.

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА В УСЛОВИЯХ ПЛЕНЭРА

I. Композиция этюда:

1) выбор мотива, темы и сюжета;

2) выбор точки зрения;

3) образное обобщение натуры средствами графики;

4) образное обобщение натуры средствами живописи;

5) выбор формата изображения.

Эскиз композиции этюда формируется в ходе созерцания натуры, в результате активного запоминания первого впечатления, путём чередования графических и живописных поисков в набросках и этюдах – нашлёпках. Именно в них всесторонне и наглядно анализируется и синтезируется образ натуры.

II. Подготовительный рисунок:

1) определение пропорций, движения и характера          пространственных планов;

2) типизация основных форм;

3) индивидуализация деталей композиционного центра.

Живопись без предварительных зарисовок и подготовительного рисунка требует определённого мастерства и представляется сложной для начинающего художника. В дальнейшем по мере накопления опыта, и без подготовительного рисунка можно переходить к исполнению этюда кистью от начала до конца.

С самого начала рисунок под живопись намечается предельно лаконично, по возможности без исправлений, чтобы не повредить основу под живопись и не загрязнять её графитом карандаша.

III. Обобщённое живописно-пластическое изображение (лепка формы          цветом):

1) определение общего цветового тона;

2) передача общих больших тоновых и цветовых отношений, пропоциональных натуре;

3) обобщённая моделировка объёмной формы, выявление градаций светотени и их тщательная живописная проработка с учётом воздушной перспективы.

На этом этапе прежде всего выявляется общий тон и строятся основные цветовые отношения между объектами пейзажа. Ключевым моментом создания колорита этюда является определение общего тонового и цветового состояния  освещённости натуры. Уточняя общее состояние тонально- цветовых отношений, следует найти контрольные отношения в этюде: 1) между самым светлым и самым тёмным объектами натуры; 2) между самым тёплым и самым холодным цветами натуры; 3) между самым интенсивным и самым «блёклым» цветами натуры. Например, деревья на первом плане заметно отличаются между собой по своей окраске. На некотором удалении от первого плана можно заметить, что индивидуальные качества отдельных деревьев трудно различимы, по цвету они объединяются в локальные цветовые пятна. Окончательное «проявление» общего цветового оттенка наиболее отчётливо проступает на самом дальнем плане. На расстоянии нескольких километров лесные дали сливаются с окружающими предметами, которые даже при ясной погоде неразличимы по своим очертаниям, размерам и цветовым тонам.

Как один из приёмов выполнения этюда на пленэре можно привести совет опытного художника Г. Савицкого: «Как целесообразнее начинать писать пейзаж: с первого или второго плана? Это зависит от того что в живописном отношении является ведущим, т.е. на чём строится вся тональность этюда. Может получиться такое положение, что как раз на горизонте, при стыке неба с землёй и находится живописный лейтмотив всей вещи. В таком случае в первую очередь эти отношения и нужно решить, их прежде всего и берите, и уже к этому добавляйте всё остальное. А может этюд построиться и так, что основным будет первоплановое пятно, а затем дальнейшее пространство пейзажа. В этом случае начинайте отталкиваться от первого плана, подчинив ему всё остальное».  

IV. Завершение этюда:

1) окончательное выявление главного и второстепенного в цветовом строе этюда;

2) подчинение всех частей изображения целому, усиление или ослабление деталей по цветовому оттенку, светлоте и насыщенности.

В конце работы над этюдом при окончательном сравнении его с натурой возникает необходимость исправить некоторые детали по тону и цветовой насыщенности или смягчить резкость границ предметов. В виду особой сложности учебных и творческих задач на завершающем этапе этюда приёмы усиления или ослабления общего тона в акварельной живописи могут успешно использоваться только тогда, когда одновременно учитывается главный центр композиции. Именно подчинение деталей целому и выявление основной группы предметов с образно-смысловым акцентом дают решить учебные задачи в этюде.

Используемая литература:

1.Базанова М.Д., Пленэр (учебная летняя практика в художественном училище)- М., «Изобразительное искусство», 1994

2.МасловН.Я., Пленэр (практика по изобразительному искусству) – М., «Просвещение», 1984

П Р И Л О Ж Е Н И Е

(Приложение проиллюстрировано авторскими работами.)

          Лесное озеро


            Закат над озером (быстрый этюд)

        Ландшафт в селе Микулино

           Озеро Глыбай

          Мостик через Десну (стрела)        

Весна уже почти, а лето ещё не. Но рисовать на пленэре уже можно. Рассказываем, как это сделать и почему пленэр — это классно.

Плюсы пленэрного пейзажа


Автор фото: Кирилл ’Фарке’ Корнилов. Источник: @farkeone

Вот несколько особенностей пленэра, которые порадуют любого художника.


Леонардо да Винчи

  • Во-первых, свежий воздух. Конечно, погода нестабильна, солнце иногда скрывается за облаком в самый неподходящий момент, но ничто не затмит счастья показать на холсте красоту природы. Это настоящий азарт.
  • Иногда фотографии убивают вдохновение. Они либо такие скучные и плоские, что отбивают всякую тягу к творчеству, либо настолько хороши, что нет смысла пытаться сделать их лучше.
  • Изменчивость условий иногда способствует выразительности. Поскольку времени мало и каждый мазок важен, на пленэре нельзя мешкать. Такая концентрация на процессе часто идет на пользу картине.

Оборудование

Для работы на открытом воздухе возьмите раскладной стул, несколько мягких карандашей (или любые другие инструменты, которыми вы хотите рисовать) и альбом для рисования с бумагой хорошего качества. Если у вас нет альбома, вы можете прикрепить несколько листов к доске клейкой лентой (листы размером 38×28 см подойдут как нельзя лучше).

В небольшую сумку положите также бутылку воды, несколько тканевых или бумажных салфеток, чтобы вытирать руки, и что-нибудь поесть, чтобы восстановить силы.

Самое важное правило


Автор фото: akrylova_art. Источник: @akrylova_art

Труднее всего найти подходящее место. В отличие от натюрморта, где все расставлено по вкусу художника, или портрета, когда можно в любую минуту попросить модель, скажем, опереться на одну руку, изменить что-то в пейзаже не в наших силах; приходится искать идеальный вид.

Самый важный совет: как только нашли что-то подходящее, беритесь за дело. Не надо думать: «Да, неплохо, но, может, за поворотом будет лучше». Не будет.

Будете плутать и искать что-то более интересное, а в итоге вернетесь обратно. Так бывает каждый раз. Первый вид всегда лучший.

Подготовка

Выбрав место, которое кажется вам многообещающим, походите в разных направлениях, глядя на выбранную панораму с разных точек зрения (к примеру, можно присесть на землю или встать на возвышение).

  • На каждой из точек делайте небольшие наброски, чтобы определить основные, светлые и темные, очертания будущего изображения (рисуйте, не боясь неправильно передать форму объектов; лучше обратите внимание на контраст оттенков, относительные размеры и пропорциональные отношения). Оцените формат рисунка: горизонтальный или вертикальный (книжный или портретный).
  • Продумайте композицию, добавьте или уберите те или иные элементы, выберите крупный план или панорамный, общий вид.

Естественный свет: проблемы и решения


Автор фото: Александра Трофимова. Источник: @ alexandratro__

Большую трудность на пленэре представляет свет.

  • Если день солнечный, сюжет хорошо освещен, и было бы неплохо, если бы свет (не слишком яркий) падал и на холст.
  • Прямой солнечный свет на холсте мешает оценить яркость краски: на улице кажется, что картина контрастная, а в студии она предстает в средних тонах. Поэтому следует отвернуть холст от солнца.
  • Но в тени может быть слишком темно для работы. Лучше всего встать под дерево или навес, но они не везде есть.
  • Иногда спасают зонты, но те частенько не выдерживают порывов ветра.

Каждый сеанс на пленэре — импровизационная задача, и решать ее надо творчески.

Свет облачного неба создает стабильно холодное освещение, но сложен для работы на пленэре. В отличие от солнечного света, который хорошо подчеркивает основные элементы, он равномерный и не дает выразительного контраста. Если пейзаж залит светом облачного неба, лучше подчеркнуть его. Пусть эффект спокойного свечения не так выразителен, но в нем есть своя привлекательность. Особенно выигрышно он смотрится в городских пейзажах.

Отзыв художника

Барбара Дженике — сторонник пленэрной живописи: «Регулярная живопись с натуры научила меня понимать, как на самом деле падает свет и ложатся тени в пейзаже. Камера с ее погрешностями неспособна правильно передавать светотени. Собираясь писать по фотографии, я обычно предварительно обрабатываю ее в Photoshop, чтобы она выглядела максимально приближенно к пейзажу, как я его помню».

Выбор сюжета

Еще одна трудность для художника на пленэре — выбор, что писать. При таком количестве вариантов — прекрасные деревья, живописные камни, интересные здания, динамичные горы и пр. — легко растеряться и застыть столбом с кистью в руке, не находя решения. Тут приходит на помощь опыт работы с натюрмортом.


Автор фото: Мария Ланина. Источник: @lani_mari

Чтобы не метаться между вариантами, бывалый натюрмортист ищет динамику света и делает его главным персонажем. Тогда выбор сужается. Как бы ни были интересны дерево или камень, они не пройдут отбор, если ничего не добавят к выразительности света. Одной «интересности» недостаточно; живописцу нужно подчеркнуть динамику света.

Отзыв художника

Кристин Бэйл — прекрасный пейзажист, предпочитает писать с натуры. Главным для себя художник считает «понимание того, как свет работает в картине». Ей кажется, что пленэр — «лучшая студия для изучения света». Выбирая вид для картины, Кристин прислушивается к своему внутреннему голосу. Главное — «правильно переданное настроение, а не фотографическая точность».

Куда идти



Ни дня без кисти

Если раньше вы не писали в этом жанре, возможно, вам интересно, куда лучше отправиться на пленэр или где сделать хорошие фотографии для работы в студии. Вот несколько идей.

  • Посещайте парки (большие и маленькие, местные, городские или национальные), это кладези прекрасных видов.
  • Поезжайте на автомобиле за город, там откроются потрясающие красоты: небо, облака, поля, амбары, ручьи, речки, холмы вдали, деревенские тропки и многое другое.
  • На пляже найдется вдохновение для пейзажа с водой, дюнами, утесами, пещерами.
  • Присоединитесь к местной пленэрной группе, чтобы ходить с ними в проверенные места. Вы всегда сможете рассчитывать на товарищескую поддержку. К тому же, возможно, они имеют организованный доступ в закрытые для посещения объекты частной собственности или предпринимают совместные творческие поездки.

Отзыв художника

«Живопись на пленэре — серьезное испытание. Но если картина получится удачной, вы испытаете с чем не сравнимое удовольствие. Это вы поймете сразу по тому, как вам удалось передать освещение и как тона облаков, неба, воды и суши дополняют друг друга», — рассказывает Рэндалл Когберн. Он полагает, что благодаря частым занятиям живописью научился «наблюдать, смешивать краску, класть мазок — и повторять это снова».

Коронный прием

Отвернитесь и нагнитесь. Это отличный прием для работы на пленэре. Взгляните на ваш пейзаж с необычного ракурса — вверх ногами и снизу вверх. Иногда это как раз тот угол зрения, который сразу подскажет вам, чего не хватает картине. Чтобы не стать объектом насмешек (а также, возможно, потерять равновесие), можно для начала перевернуть саму картину вверх ногами.


Автор фото: Юлия. Источник: @vodicapy

Трудности

Самая распространенная проблема — преодолеть стеснение. Вам придется перебороть дискомфорт от того, что вы рисуете на виду у прохожих или любопытных детей. Не беспокойтесь: вы познакомитесь и с интересными людьми!

Погода тоже может создать неудобства. Одевайтесь сообразно времени года: носите удобную обувь, головной убор и берите с собой большой зонт нейтрального цвета, чтобы создать тень или укрыться от дождя. В плохую погоду можно работать даже из машины, где вы надежно защищены от дождя, ветра и холода.

Преодоление усталости

В живописи обустройство места на пленэре — самое утомительное занятие. Приходится тащить оборудование до места, отваживать чересчур общительных прохожих, предусмотреть, чтобы ничего не сдуло ветром. Из-за этого начинающий художник иногда воздевает руки к небу и ретируется в студию. Тут выходи один: терпеть. Да, поверьте — результат стоит этих трудностей.

По материалам книг «Живопись маслом», «Ни дня без кисти»
Обложка отсюда

Почему я так люблю рисовать в городе и на природе — писала подробную статью. После нее меня стали спрашивать, что же все-таки нужно взять на пленэр и как правильно к нему подготовиться.

Так что вот мои очень практические советы — 7 пунктов, 7 ключевых вопросов, на которые нужно ответить себе, прежде чем выйти на пленэр. 

Пункт 1-й — идеологический

Пленэр художника как собраться инструкция руководство | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной

Определитесь с результатом — с чем вы хотите вернуться с пленэра?

Если вы просто хотите прокачать навыки рисования пейзажа — это одно. Если вы готовитесь написать картину дома и хотите с натуры сделать несколько предварительных этюдов — это другое. И собираться такие люди будут по-разному.

Предположу, что второе — уже более узкая профессиональная задача, и мои объяснения, скорее всего, не нужны.

Но даже если вы любитель, учитесь или просто хотите приятно провести время, стоит выбрать себе цель, чтобы не уйти разочарованным.

Целью может быть:

  • создать серию из 2-3 быстрых набросков с натуры выбранными материалами,
  • сделать одну законченную зарисовку понравившегося пейзажа,
  • поучиться компоновке объектов и сделать три варианта одного вида,
  • опробовать свойства новой акварели.

И так далее.

Как правильно собраться на пленэр: пошаговое руководство | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной

Как правильно собраться на пленэр: пошаговое руководство | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной

В своей инструкции я буду исходить из того, что вы не профессионал, возможно, рисуете и просто хотите для себя попробовать пленэр, чтобы почувствовать, что это такое.

Внимание: подбор материалов рассчитан на графиков, я с холстами и красками предпочитаю все-таки возиться дома, в более комфортных и предсказуемых условиях.

Что сделать: сформулировать (лучше даже письменно, в блокноте, дневнике) зачем вы идете на пленэр и с чем хотите вернуться.

Пункт 2-й — географический

Пленэр художника как собраться инструкция руководство | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной

Лучше заранее, если есть такая возможность, сходить туда, где вы собираетесь работать.

Посмотреть разные точки, увидеть, какой свет в это время дня, откуда падает. Выбрать для себя удачный ракурс.

Узнать, наконец, есть ли там место, где можно сесть или куда положить альбом, или придется устраивать все самостоятельно.

Есть ли рядом кафе, куда можно забежать в туалет, или заказать напиток?

Если вы смущаетесь публики — выбирайте более тихие, непроходные места, не вставайте сразу у Зимнего дворца или на углу Фонтанки и Невского. Но на самом деле, скорее всего, вы мало кого заинтересуете, и спокойно проведете свои 1,5-2 часа, ни с кем так и не заговорив.

Что сделать: выберите на карте 2-3 места, которые вам нравятся, съездите туда и посмотрите, куда вы сядете и что вы будете видеть с этого места. В зависимости от места подготовьте то, на чем вы будете сидеть (пенка или складной стульчик , просто куртка или рюкзак, который не жалко будет положить на землю).

Пункт 3-й — погодный

Пленэр художника как собраться инструкция руководство | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной

Погода в Петербурге, как вы сами понимаете, непрогнозируема и капризна как нигде. Поэтому даже если вы рассчитываете на хорошую погоду, лучше иметь с собой еще один слой одежды сверху, и пусть лучше она будет непромокаемой.

Также обязательно проверяйте ветер. При сильном ветре лучше выбрать закрытое место (двор, парк с деревьями) вместо продуваемой набережной. С собой стоит взять канцелярские прищепки, чтобы закрепить лист в альбоме или на планшете.

Если вы сидите на открытом пространстве в солнечный день — шляпа и солнцезащитный крем ваши лучшие друзья. Но тут каждый решает за себя сам.

Что сделать: посмотрите прогноз погоды, но в любом случае возьмите легкую куртку или хотя бы кофту, головной убор.

! Если вы рисуете красками или сухой пастелью — одежда должна быть такой, чтобы вам не было жалко ее случайно испачкать.

Пункт 4-й — физический

Пленэр художника как собраться инструкция руководство | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной

Рассчитайте свои силы. Возможно, сделать это с первого раза не получится. В том смысле, что сложно сразу соотнести желаемый результат и ваши реальные возможности за единицу времени.

Дайте себе возможность притереться, опробовать этот формат.

Вы быстро работаете или вы медленный художник? Это не хорошо и не плохо, это ваша натура.

Для меня час рисования — это много. Два часа — очень много. Больше не могу, устаю физически и эмоционально.

Если работа не закончена за этот срок, я делаю много подробных фотографий и заканчиваю картину дома.

Свернуться раньше придется, если помешала погода или другие обстоятельства. Главное — не расстраиваться из-за этого и не откладывать надолго доделывание работы, все-таки лучше не входить в одну и ту же реку дважды.

Что делать: возьмите с собой питье (я люблю термокружки — очень удобно!), перекус, не забудьте на месте подробно и с разных ракурсов сфотографировать, что вы рисуете, вдруг придется дорабатывать пейзаж уже из дома.

Пункт 5-й — материальный

Пленэр художника как собраться инструкция руководство | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной

Пора определиться, какими именно материалами вы будете творить. Общая рекомендация — для начала берите то, в чем вы уверены, что часто используете и любите.

Если ваш конек — цветные карандаши, соберите их в дорогу. Если любите акрил — берите его. Но если вы всегда мечтали начать рисовать акварелью — то сразу идти на пленэр и там начинать разбираться с новыми красками я не советую. К чему лишние нервы?

Если вы не знаете, что же взять, или хотите работать в смешанной технике — соберите с собой мини набор под названием «разное». Туда могут войти:

  • несколько цветных и пастельных карандашей,
  • простые карандаши разной мягкости и ластик или клячка,
  • несколько маркеров,
  • линеры разной толщины,
  • тушь и перо (подробности об этом материале читайте тут),
  • несколько базовых цветов акрила или акварели — лучше взять основные цвета, из которых потом можно намешать любые другие,
  • палитра, если вы берете краски,
  • 2-3 кисти разной толщины,
  • небольшой набор масляной или сухой пастели.

Я не работаю в одной цветовой гамме, мне нужна вся палитра. Но если вы любите ограниченную палитру — вам будет гораздо легче определиться, что брать.

Что сделать: определитесь с материалами, возьмите с собой свои любимые плюс дополнительные на случай внезапного вдохновения.

Пункт 6-й — бумажный

Пленэр художника как собраться инструкция руководство | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной

Возможно, вы пойдете прямо с холстом — тогда это пункт можете пропустить.

Но если вы будете пользоваться графическими материалами, то вам понадобится бумага в склейке, в блокноте или отдельные листы.

Если это листы — нужна будет жесткая подложка (книга, кусок фанеры, что-то довольно плотное, планшет, специальная доска с креплением) и зажимы для бумаги.

Для каждого вида материалов лучше подходит своя бумага — в идеале. Для акварели есть миллион сортов, поскольку я не специалист, тут я вам не посоветую.

В целом лучше брать более плотную бумагу, особенно если вы сами еще не знаете, каким материалом будете пользоваться. Вдруг вы рисовали пастелью, а вам захочется сделать небо акварельным? Или проработать деревья акрилом? Тонкая бумага от воды некрасиво сморщится, толстая равномерно впитает воду и ее не поведет от краски.

Вторая деталь, на которую лучше обратить внимание — фактура бумаги. Абсолютно гладкая бумага подойдет для работы пером и тушью. Фактурная — для пастели (частички краски лучше зацепятся за неровности в бумаге). Для смешанной техники выбирайте некий средний вариант. Слишком выраженная фактура может помешать.

Цвет бумаги — я почти всегда выбираю цветную бумагу, мне цветной фон помогает оттолкнуться, подобрать цвет работы. Кому-то легче начинать с чистого белого листа. Если вы берете цветную бумагу — берите сразу несколько цветов, чтобы было из чего выбрать. 

Формат — для меня лучше не меньше А4, а лучше А3 или еще больше. Но если вам спокойнее работать на маленьком формате — берите привычный для вас размер! 

Что сделать: в зависимости от материалов подберите тип бумаги для работы, плотность не менее 200 г, фактура лучше не очень сильная, цвет и размер на ваше усмотрение, количество — с запасом. Не забудьте про планшет или какую-то другую жесткую подложку, на которой вы будете рисовать! 

Пункт 7-й — технический

Пленэр художника как собраться инструкция руководство | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной

Не забудьте взять:

  • канцелярский нож — заточить карандаши,
  • воду в бутылке — не для питья, а для красок, или водная кисть, 
  • удобный пенал для материалов — если вы ходите постоянно, то возможно, будет удобнее этюдный ящик,
  • влажные салфетки — чистить руки после работы,
  • фотоаппарат/телефон,
  • хорошее настроение и много энергии.

Пленэр художника как собраться инструкция руководство | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной

И хорошего вам рисования!

Подписаться на телеграм-канал Натальи Ковалевой

Слово «Пленэр» сегодня является исключительно художественным термином. Оно имеет французское происхождение и дословно переводится, как «открытый воздух» (plein air). Пленэр – это отражение в картине богатства красок и разнообразия естественного освещения, которые дают окружающая атмосфера и солнечный свет.

Сама техника написания картин на природе, вне художественной мастерской, при естественном освещении также называется пленэром. Эта техника характеризуется правдивостью передачи всего богатства натуры в естественных условиях. В отличие от студийной живописи, ставшей уже традиционной, пленэр позволяет художнику передать малейшее изменение цвета натуры.

Для работы на открытом воздухе вполне приемлемы любые техники живописи, однако каждая из них имеет свои особенности и, прежде всего, это связано с тем, что время работы мастера ограничено. Он не может себе позволить скорректировать наброски в мастерской. Картина должна быть закончена «здесь и сейчас», иначе результат будет совершенно иным, так как смена освещения сыграет определяющую роль в цветопередаче.

Содержание

  1. Особенности пленэра
  2. История пленэра
  3. Простые секреты рисования на пленэре
  4. Подготовка к работе
  5. Работа с естественным светом
  6. Выбор сюжета
  7. Где писать картины

Особенности пленэра

Не каждый начинающий живописец сможет освоить технику пленэра в кратчайшие сроки, так как она считается достаточно сложной. В течение светового дня окружающая среда, дающая освещенность, постоянно меняется, пополняя реальную картину новыми цветовыми оттенками. При переменной облачности солнечный свет периодически делает акценты на светлых красках, но как только солнце спрячется за облако, эти объекты словно уходят на второй план.

При выборе видов красок для пленэра у художника не возникает никаких ограничений. В ход идут как акриловые, так и акварельные или масляные краски. Основная его задача заключается не в подборе красок. Для правдивой передачи красоты натуры необходимо учитывать сезон, время суток, погоду и ряд других нюансов.

Пленэр во Пскове

Пленэр во Пскове

Можно заметить, что большинство пленэрных работ отличаются небольшими размерами рисунка.

Это вполне объяснимо особенностью техники, ведь художник должен взять с собой все необходимые материалы, добраться к месту работы, определить наиболее подходящий ракурс, для чего порой нужно занять позицию в труднодоступном месте.

Традиционно под пленером подразумевался один из видов живописной техники, но с течением времени это понятие несколько расширилось. Самое главное – рисование должно вестись на природе, под открытым небом, и совершенно не важно, будет ли это рисование красками или карандашами.

Художник может применять и дополнительные инструменты (маркеры, графические планшеты).

Термин «пленэр» вошел и в лексикон фотографов, которые любят «охотиться» на природе за живописными кадрами.

Основная цель техники пленэра состоит в том, чтобы не просто передать природную красоту, но и «вдохнуть жизнь» в картину, показав динамичность пейзажа, его непостоянство. Многие художники считают, что простые карандаши могут отразить это движение, передать изменение освещенности и правильно показать игру света и тени, однако именно краски предоставляют гораздо больше возможностей и упрощают работу мастера.

Плэнер на природе

Для новичков рекомендуется работать с масляными красками. Соответственно, они должны запастись всеми материалами для работы с данным типом красок.

Живопись масляными красками традиционно считается достаточно простой, так как художник получает возможность накладывать мазки друг на друга и даже перекрывать темные тона светлыми.

Слои масляной краски отличаются плотностью и густотой. Если мазки накладывать пастозно, то можно на картине сформировать текстуру. Для пленэрной техники это один из излюбленных художниками прием, который добавляет любому пейзажу объема и жизненной свежести.

Однако и акварель не уходит на второй план, а в современном искусстве пользуется огромной популярностью. Акварельные краски отлично передают легкость и прозрачность тонов, а их замысловатые подтеки и вливания могут создать интересные визуальные эффекты, которые встречаются в живой природе. Помимо этого у акварели есть один существенный плюс – высокая скорость высыхания.

Это значит, что художник уже в конце трудового дня увидит реальный результат своей работы.

Работая на пленэре, художник обязан уметь чувствовать натуру, передавать цвета, которые в природе выражены гораздо более ярко, нежели в мастерской. В цветопередаче участвует не только солнце, но и небо, трава, земля и другие предметы окружающей среды. Все тела способны отражать свет.

Одни это делают в большей степени, а другие – в меньшей. Особенно выразительной считается игра рефлексов на телах со светлыми поверхностями. Именно поэтому художник на пленэре берет за ориентир такие тела.

В графике

Если в мастерской он может обозначить форму предмета игрой света и тени, то здесь тени нет вообще. Есть только рефлексы, закон формирования которых является основной работы художников-пленэристов.

Для начинающих художников есть несколько полезных советов. Так, к примеру, в первые дни рекомендуется заниматься короткими этюдами на непродолжительных сеансах. Нужно научиться быстро и энергично работать, чтобы почувствовать все возможности ярких красок.

Художники эти занятия называют так: «Необходимо расписаться». Далее рекомендуется попрактиковаться на постановках, в которых наблюдается изобилие света. Затем тот же этюд выполняется «против света». Только так художник может познать все возможности освещения.

Следующий тип пленэра – постановка в лучах пробивающегося сквозь листву деревьев света. Примером может служить молодая девушка в белом одеянии, стоящая в тени деревьев. За счет того, что сквозь крону проникает солнечный цвет, в ее кружеве могут наблюдаться нехарактерные оттенки: зеленые, голубые, фиолетовые. Светлая одежда девушки будет являться центром.

Данный прием уже можно назвать сложным, так как освещение динамично меняется. За счет шевеления кроны области света и тени быстрой сменяют друг друга. Такие пленэры выполняются в несколько сеансов, так как художник не переписывает картину после смены света и тени, а ожидает повтор освещения.

Большой интерес вызывают пленэры при вечернем свете. Но здесь есть свои нюансы. Во-первых, продолжительность сеанса достаточно маленькая. Во-вторых, тела, освещенные заходящим солнцем, приобретают новые оттенки, переливаясь оранжевыми бликами и создавая новые рефлексы. Если сами тела становятся бронзовыми или золотистыми, то их тени синеют.

Таким образом, вечерние композиции требуют от художника особого видения, а также умения преобразовывать палитру.

При ненастной погоде художники не отказываются от проявления творчества, поэтому пленэры в ненастье достаточно часто встречаются в личной коллекции любого мастера. Они примечательны тем, что пишутся в рассеянном свете. Зато у такой обстановки есть несомненные плюсы.

Церковь во Пскове

Церковь на рисунке

Один из них состоит в том, что освещенность существенно не меняется на протяжении длительного времени, а это означает, что художник может работать спокойно, уделяя внимание моделировке форм предметов.

Важнейшая особенность пленэра – необходимость передачи многообразия солнечного света и освещения атмосферы.

Художник должен обладать техникой «a la prima» (то есть, завершения картины до того момента, пока краски еще не засохли). Ярким примером пленэра стали работы художников-импрессионистов. Именно они возвели этюд в статус полноценной самостоятельной картины.

Импрессионисты часто пренебрегали существовавшие академические правила живописи и создали свой собственный метод, передающий их впечатления от окружающего мира. Метод этот сводился к применению чистых красок и рефлексии, наблюдаемых на поверхностях предметов. Сегодня пленэр является неотъемлемой частью живописи с натуры.

История пленэра

Официально история пленэра начала свое развитие около 200 лет назад, но методика уходит своими корнями во время расцвета Раннего Возрождения, то есть, в начало XV века. Именно в эпоху Возрождения в Европе набирает популярность пейзажный жанр. Художники зачастую уезжали из своих домов, чтобы творить, создавая сочные и реалистичные картины.

Но картину не завершали на природе, а лишь делали основные ее наброски, формируя основную композицию. Лишь вернувшись в свою мастерскую, художник дорабатывал свое произведение. Он писал картину по сделанным зарисовкам, а также по памяти или на основе собственных ощущений. Подобный метод был актуальным еще как минимум 300 лет, вплоть до того времени, как в Европе наступила эпоха романтизма.

Пленэрная живопись в современном ее понимании зародилась в Англии только к началу XIX века.

В любом источнике указано, что ее родоначальниками являются выдающиеся художники Джон Констебль и Ричард Паркс Бонингтон. Они были первыми, кто вопреки устоявшимся традициям начал писать картины на природе от начала и до конца. Первая пленэрная картина Констебля «Строительство лодки возле мельницы Флэтфорд» была написана в 1815 году.

Подписаться на телеграм-канал Натальи Ковалевой

Город Выборг

Нововведения английских художников общество восприняло с определенной прохладой, однако уже в 1824 году на выставке в Париже картины, выполненные в технике пленэр, приобрели ошеломительный успех. Надо отдать должное, французские любители художественного искусства поддержали новое течение.

Ярым поклонником техники пленэр выступил Камиль Коро, после чего к нему присоединились Теодор Руссо, Жан-Франсуа Милле, Жюль Дюпре и многие другие представители известной в то время Барбизонской школы.

На развитие популярности техники пленэра оказало непосредственное влияние усовершенствование или изобретение новых материалов. После 40-х годов 19 века наладилось промышленное производство красок в тюбиках. Они были удобны в применении, поэтому художник под открытым небом работал в более приемлемых условиях.

Пленэр приобрел популярность и в Италии. В 1860 году группа художников объединилась в течение, которое было известно, как «Макьяоли». Членами группы стали такие художники, как Телемако Синьорини, Джованни Фаттори, Джузеппе Аббати. Любовь к пленэру у них возникла на фоне страстной борьбы с академизмом. Они считали, что искусство приемлет творческие импровизации, а не просто подчиняется строгим ранее сформулированным законам.

Определенный вклад в развитие пленэрной живописи внес знаменитый Клод Моне. Как было уже указано ранее, многие импрессионисты заинтересовались данной техникой живописи. К их числу можно отнести таких художников, как Камиль Писарро, Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль.

Уже к концу XIX века арт-сообщества сторонников пленэрной живописи появились во многих западных странах. Подавляющее большинство членов сообщества являлись импрессионистами и работали с пейзажем. Крупнейшие школы, объединившие в себе любителей пленэра, — Школа реки Гудзон (США), Ньюлинская школа (Англия),  Хаймхаузенская и Ворпсведская колонии художников (Германия).

В России пленэрная живопись также нашла своих последователей. К их числу можно отнести Исаака Левитана, Василия Поленова, Константина Коровина, Валентина Серова.

Популярность живописи на «открытом воздухе» не была пиковой. Она не спадала на протяжении всего двадцатого столетия. Мастера, работающие в самых разных художественных направлениях, широко использовали приемы рисования естественной натуры.

В настоящее время во всех художественных школах ведется обучение работы на природе. Именно благодаря пленэру были изобретены специальные краски в тубах и более удобные мольберты, планшеты и этюдники.

Простые секреты рисования на пленэре

Невозможно научиться рисованию методом прочтения статей. Для того, чтобы стать художником, нужно изучать теоретические вопросы и практиковаться под руководством опытных наставников.

Не спорим, есть самородки, обладающие природным талантом, однако задатки нужно развивать.

Зато в статье опытные мастера делятся секретами с начинающими художниками. Их советы позволяют в более короткие сроки освоить ту или иную технику.

Летний пейзаж

Картина акварелью

Техника пленэра тоже обладает своими секретами, которые, хоть и не сложны, зато далеко не очевидны.

  • Результат работы зависит от выбора расположения самого художника, подобно тому, как фотограф предварительно выбирает подходящий ракурс. Так как мастер переносит на холст естественные краски, то основные элементы композиции должны получить максимум освещения. Рекомендуется выбрать позицию в тенистом месте, чтобы солнечные лучи освещали объекты. В противном случае они получатся темными, а сам художник, работая на солнце, может испортить зрение.
  • Второй секрет кажется парадоксальным и не имеющим к живописи никакого отношения. Однако это не так. Художнику рекомендуется надевать шляпу или кепи с козырьком, даже если он пребывает в тени. Дело в том, что ограничивая обзор, можно повысить способность фокусироваться на пейзаже, чтобы более отчетливо его рассматривать.
  • Этюдник в последнее время стал незаменимым инструментом в арсенале любителя пленэра. Тем не менее, его отсутствие не должно пустить день насмарку. Можно писать пейзажи, расположив бумагу на планшете, а краски – прямо на земле. Для посадки удобно взять небольшой раскладной стульчик. Палитра удерживается нерабочей рукой, а планшет кладется на колени.
  • У мастеров есть такое устоявшееся выражение: «Глаз замылился». Это состояние, когда глаза привыкают к оттенкам и некоторые из них могут не отличаться друг от друга. Именно поэтому картины на открытом воздухе нужно писать с максимальной скоростью. Существует даже определенный пошаговый алгоритм. Сначала широкими мазками наносятся основные цвета (земля, небо, деревья на переднем плане и вдали). На данный этап работы должно уйти не более 15 минут времени. Остальные элементы можно уже прорисовать не спеша.
  • Даже если у вас есть силы работать без остановки, все равно рекомендуется делать перерывы после каждого часа работы. Это дает возможность не только отдохнуть, но и по-новому взглянуть на натуру, окинуть ее свежим взглядом.
  • И. Левитан призывал писать пленэры небольших форматов. По его мнению, в большой картине «больше вранья». Тем самым он хотел сказать, что для написания картины большого формата требуется больше времени и красок. Длительная работа вносит свои коррективы, поэтому художник не может в точности передать все оттенки натуры. Размер этюда не должен превышать размеров альбомного листа, а в идеале он составляет 10х15 см.
  • Рекомендуется как можно чаще сравнивать разные объекты по тону и цвету. Полезно также оценивать натуру, смотря на нее несфокусированным взглядом. В тот момент, когда детали становятся размытыми, глаза наиболее четко видят цветовые тона.
  • В финальной части работы следует вернуться еще раз в первому плану и детализировать его. В результате проработки картина станет более завершенной.

Подготовка к работе

После того, как вы выбрали красочное место, на котором хочется творить, следует его хорошенько изучить. Походите вокруг, оцените разные панорамы и выберите себе оптимальный ракурс.

Улочки Выборга

Даже на одном месте сидя и стоя художник видит по-разному. Если есть возможность, то сделайте наброски на каждой позиции.

Не нужно заботиться о форме. Она может быть и не совсем правильной.

Важнее на пленэре передать контраст оттенков, а также правильные пропорции. Окончательно решите вопросы относительно целесообразности крупного плана, панорамного вида или общего вида.

Работа с естественным светом

Игра света создает для художника, работающего на пленэре, большую трудность. Было бы неплохо, если бы естественный свет падал на холст, но при этом он не был бы слишком ярким.

Однозначно такие условия создаст только похожий ясный денек. Чрезмерное количество света, падающего под прямым углом к холсту, искажает реальную яркость красок. Если картина на открытом воздухе будет казаться контрастной, то в помещении некоторые тона вовсе сольются, а остальные усреднятся. Все-таки рекомендуется холст отвернуть от солнца.

В пасмурную погоду для работы может быть мало света. Тень дерева или навес – прекрасное место положения художника для рисования, но не всегда можно найти такие места. Частично проблему решает зонт или шезлонг.

Минус состоит в том, что они слишком громоздкие, и к тому же не могут устоять перед порывами сильного ветра.

Единой теории для освещения нет, поэтому мастера рекомендуют к данной проблеме подходить творчески. Холодный свет от облачного неба доставляет художнику определенные проблемы. Он словно прячет тона, в то время как солнечный свет — более мягкий и подчеркивает элементы композиции. Холодный свет хорошо подходит для городских пейзажей.

Выбор сюжета

Оказывается, не так просто выбрать, что писать на пленэре. Вариантов здесь предостаточно: деревья и прочая растительность, камни, песчаные карьеры, здания, горы. И чем больше вариантов стоит перед художником, тем дольше он будет выбирать, теряя время с кистью в руке.

На реке

Красивый скетчинг

Если есть опыт работы с натюрмортом, то в данном случае он может пригодиться. Бывалый художник не выбирает вид натуры. Для него главным «персонажем» является динамика света.

Например, если он увидит красивый камень или изящное дерево, однако эти объекты не оказывают никакого влияния на выразительность света, то они не пройдут «кастинг».

За одну только форму настоящий художник натуру не оценит.

Где писать картины

Если вы решили заняться пленэром, вышли из дома, но не можете решить, где найти ту природную красоту, которая побуждает к творению, то придется воспользоваться чужими идеями. Прекрасным решением будет посещение парков. Например, Наталья Ковалева сделала пленэр в городе Выборге.

Подсолнухи на плэнэре

Парки отдыха красивы в любое время года. В них так много чудесных видов. Стоит только захотеть их увидеть. Отправитесь в автопутешествие. Как только вы выедете за город, вашему вниманию предстанут поля, реки, луга, красивое небо, закат.

Посетите пляж. Там вы найдете множество решений для работ с водой. Это не только теки и озера. В водной тематике могут присутствовать утесы, дюны, горы и пещеры. Наконец, найдите единомышленников.

Наверняка в вашем городе есть группы любителей пленэра, о которых вы не знаете. Полезно их поиск начать с соцсетей.

Подписаться на телеграм-канал Натальи Ковалевой

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как восстановить сбербанк онлайн на андроид пошаговая инструкция
  • Первая психологическая помощь руководство для работников на местах книга
  • Должностная инструкция начальника отдела жкх администрации района
  • Дикловит свечи инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена
  • Сульсен форте шампунь от перхоти с кетоконазолом инструкция по применению