Необходимость
изучения накопившихся материалов и
теоретического обобщения опыта работ
по сбору сведений об экспорте и импорте
привела к возникновению статистики
внешней торговли. В настоящее время
в связи с ростом масштабов экономического
и научно-технического сотрудничества
государств, реализуемого через каналы
внешней торговли, часто используется
более широкое название данной науки —
статистика внешнеэкономических
связей ВЭС.
В
статистике ВЭС объектами учета выступают
товары и услуги, составляющие экспорт
и импорт страны и все связанные с ними
операции. внешней торговли по
географическим районам мира, группам
стран и отдельным странам. В статистике
внешней торговли проводятся расчеты
индексов стоимости, средних цен,
физического объема экспорта и импорта,
индексов условий торговли и других
показателей.
Основой
этих показателей служат данные
статистического учета внешнеторговых
операций, который осуществляется во
всех странах по определенной
методологии. Значение внешнеторговой
статистики определяется экономической
и политической ролью, которую играют
внешняя торговля и другие формы
экономических связей для большинства
стран мира
Во
многих странах внешнеторговая статистика
наиболее развитая отрасль экономической
статистики, имеющая хорошее организационное
обеспечение и разработанную методологию.
О высоком уровне развития этой отрасли
статистики свидетельствует тот факт,
что в настоящее время почти все страны
мира публикуют данные о внешней торговле
в регулярно издаваемых статистических
сборниках различной периодизации
(месячных, квартальных, годовых). Растущее
значение сведений о ВЭС для правильной
организации экономической жизни
современного государства и определило
большую достоверность, надежность этих
статистических данных, охватывающих
широкий круг показателей по внешней
торговле.
В
статистике внешней торговли используются
как универсальные статистические
методы, рассматриваемые в курсе «Общая
теория статистики», — статистическое
наблюдение, группировка данных, различные
виды относительных и средних величин,
показатели динамических рядов,
индексы и т.п., так и своя методология,
разработанная в соответствии со
спецификой отрасли.
Основная
задача внешнеторговой статистики любой
страны — надлежащая организация
статистического учета экспорта и
импорта, что предполагает целый комплекс
мер по обеспечению качественного
сбора, обработки данных, их систематизации
и анализа. Помимо традиционных
статистических задач, в настоящее
время перед статистикой внешней торговли
стоит ряд новых задач.
Вопрос 2. Организация вэс в рф и за рубежом.
В
РФ. В условиях перестройки всей системы
внешнеэкономической деятельности
первоочередной задачей стала организация
единой рациональной системы сбора и
обработки данных о внешней торговле
страны, включающей в себя всех участников
внешнеэкономической деятельности.
С 1 апреля 1989 г. право непосредственного
осуществления экспортно-импортных
операций предоставлено всем предприятиям
и организациям, продукция которых
обладает конкурентоспособностью на
мировом рынке. В этих условиях
существовавшая до конца 80-х гг. система
организации статистики, основанная на
материалах отчетности всесоюзных
экспортно-импортных объединений,
входивших в Министерство внешних
экономических связей СССР и других
внешнеторговых организаций, изжила
себя. Была поставлена задача организации
первичного статистического учета в
таможенных пунктах страны при прохождении
внешнеторговых грузов через границу
и переход на таможенную статистику.
Поэтапное
введение таможенной статистики внешней
торговли, осуществляемое в России с
1991 г., потребовало перестройки всей
системы статистической информации о
внешнеэкономических связях, создания
принципиально новой информационной
технологии, основанной на применении
автоматизированных банков данных,
В
связи с переходом на таможенную статистику
в составе Государственного таможенного
комитета (ГТК) РФ создано управление
таможенной статистики и анализа, на
которое также возложено выполнение
всех задач, связанных с обеспечением
качественного сбора, обработки и анализа
данных по тем экспортно-импортным
операциям, которые осуществляются с
перемещением товаров через государственную
границу страны. Учет всех остальных
внешнеэкономических операций (совместное
строительство, техническое содействие,
аренда и пр.) возложен на Госкомстат
России и осуществляется в соответствии
с утвержденной методологией.
Таким
образом, в настоящее время головной
организацией в области статистического
учета внешнеторговых операций является
ГТК РФ, а основным первичным документом
государственной внешнеторговой
статистики России — грузовая таможенная
декларация (ГТД). ГТД России, разработанная
на основе декларации (Единого
административного документа) ЕС, содержит
все важнейшие сведения, используемые
в статистическом учете внешнеторгового
оборота: происхождение, объем и краткая
характеристика товара, перемещаемого
через границу, его цена, адрес
грузополучателя и др. (всего 13
показателей, формирующих статистику
внешнеторгового оборота). Поэтому в
работе ГТД с момента ее заполнения
применяются единые принципы и методы
учета и единый порядок записи данных.
При заполнении деклараций должны
использоваться общепринятые цифровые
коды международных и национальных
классификаторов — классификаторы
предприятий и организаций, видов
транспорта, таможенных учреждений,
классификатор валют, а также Товарная
номенклатура внешнеэкономической
деятельности (ТН ВЭД).
За
рубежом. В настоящее время в мировой
статистической практике используются
разные принципы, приемы и способы учета
внешнеторговых операций, следовательно,
применяется различная методология.
Расхождение методологических принципов
учета связано с различием систем
организации учетных работ и затрудняет
на практике сопоставление данных о
внешней торговле.
Особенности
методологии современной внешнеторговой
статистики во многом определяются
национальными традициями, сложившимися
в практике статистического учета той
или иной страны, а также степенью
воздействия на нее рекомендаций по
учету внешнеторгового оборота
международных статистических органов,
среди которых первостепенное значение
имеют рекомендации Статистической
комиссии ООН. Они составляют основу
методологических положений по
внешнеторговой статистике большинства
стран мира, и рекомендации Евростата
для стран — членов Европейского Союза.
Эти
рекомендации сформулированы в наиболее
важных международных документах,
касающихся внешнеторговой статистики:
«Статистика
международной торговли товарами.
Концепции и определения». ООН, 1970 г.
Первое пересмотренное издание этих
рекомендаций Статистической комиссии
ООН вышло в 1982 г. Второе издание (СМТТ-2)
опубликовано в 1998 г. и рекомендовано
для использования всем странам мира с
1 января 1999 г.;
Руководство
для пользователей по статистике внешней
торговли». Евростат, изд. 3-е, 1990 г.,
с последующими дополнениями 1995 и
1998 гг.
Большинство
стран мира придерживаются именно этих
рекомендаций при осуществлении
статистического учета внешнеторговых
операций.
В
соответствии с рекомендациями
статистической комиссии ООН в товарооборот
страны должны включаться все товары и
ценности, ввоз и вывоз которых изменяет
(уменьшает или увеличивает) материальные
ресурсы страны, т.е. в экспорт и импорт
страны могут включаться также такие
товары, ввоз и вывоз которых совершается
на некоммерческой основе — в порядке
оказания безвозмездной помощи
(правительственной, частной или
общественной) или в форме дара. В некоторых
странах установлены количественные
границы для регистрации таких поставок
в статистическом учете. Например,
статистика ФРГ в публикуемых в ежемесячно
выходящем справочнике «Внешняя
торговля» показателях внешней торговли
учитывает все поставки в форме дара
стоимостью от 1000 марок ФРГ и более.
Таким
образом, согласно методологии ООН и
других основных международных
организаций понятие объекта статистического
учета не ограничивается только товарами,
являющимися предметами коммерческих
сделок, а охватывает все поставки через
границу, которые отвечают критерию
изменения запасов материальных ресурсов
страны.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
Общие положения
Экономическая интеграция стран, связанная с либерализацией международной торговли услугами, повышением интенсивности международного проникновения капитала, ускоренным распространением в масштабах всего мира технологий, облегчает трансграничное оказание услуг, развитие новых способов их поставки, одновременно открывая новые возможности как для поставщиков услуг, так и для их потребителей. Развитие данной сферы внешней торговли играет важную роль в организации международного производства и потребления товаров.
Учитывая это, международные организации совершенствуют систему правил международной торговли, обеспечивающих справедливую и недискриминационную интеграцию в международной торговле услугами для всех участников, стимулирование экономической активности посредством выработки четких и прозрачных правил доступа на национальные рынки, дальнейшее развитие международной торговли посредством ее либерализации. Правительства стран, со своей стороны, принимают отдельные меры в сфере регулирования разных способов поставки международных услуг, направленные на привлечение прямых инвестиций, создание глобальных цепочек добавленной стоимости, производство и экспорт товаров.
Обязательным условием оценки эффективности мер правительства страны, а также степени интеграции страны в мировую экономическую систему является наличие качественной статистики в этой области. Новая разработка Банка России, предоставляющая данные о распределении внешней торговли Российской Федерации услугами по способам поставки, направлена на развитие такой статистики и позволяет оценить, конкурентоспособна ли Российская Федерация в международной торговле услугами, какова степень вовлеченности страны в процессы мировой глобализации, показать насколько сильны позиции российских поставщиков услуг и насколько открыт национальный рынок для иностранных поставщиков услуг. Данная статистика восполняет пробелы в информационном обеспечении участников торговых переговоров, способствуя принятию взвешенных обоснованных решений для соблюдения баланса между интересами национальных производителей услуг и тенденциями развития мирового рынка услуг.
Международные стандарты формирования статистики внешней торговли услугами по способам поставки
Статистика внешней торговли услугами по способам поставки формируется в соответствии с Руководством по статистике международной торговли услугами (2010 год, ООН) , гармонизированным с Системой национальных счетов (2008 год, ООН), Руководством по платежному балансу и международной инвестиционной позиции (2010 год, МВФ), а также Генеральным соглашением по торговле услугами ВТО.
Согласно профильному Руководству международная торговля услугами охватывает следующие две категории операций:
- услуги, предоставляемые в рамках трансграничных операций, то есть между резидентами и нерезидентами. Данные операции отражаются в статистике платежного баланса и являются предметом настоящей методики;
- услуги, предоставляемые предприятиями, созданными на местах, но контролируемыми из-за границы, т.е. путем установления коммерческого присутствия за рубежом. Данные операции не носят трансграничного характера, не отражаются в статистике платежного баланса и не являются предметом настоящей методики.
Способы поставки услуг определяются исходя из места нахождения поставщика и потребителя на момент предоставления услуги с учетом их национальной принадлежности или страны происхождения.
Способ поставки 1. Трансграничное предоставление: и поставщик, и потребитель находятся на экономической территории своих стран. К способу поставки 1 относятся услуги, предоставляемые потребителю на экономической территории его резидентной принадлежности поставщиком, находящимся за границей (например, телекоммуникационные услуги, юридические консультации по телефону, брокерские услуги). При этом имущество поставщика в процессе оказания услуги может перемещаться с экономической территории поставщика на экономическую территорию потребителя.
Способ поставки 2. Потребление за границей: потребитель либо его имущество находятся за пределами экономической территории своей страны (например, туристская деятельность, выезд за границу для изучения иностранных языков, ремонт судов за границей).
Способ поставки 3. Коммерческое присутствие: поставщик услуги создает дочернюю компанию, филиал, отделение или коммерческое представительство на экономической территории другой страны, через которые он оказывает свои услуги. Целью такого присутствия является обеспечение более тесного контакта с потребителем на разных этапах производства, продажи, доставки и предпродажного обслуживания (например, финансовые услуги, предоставляемые отделением иностранного банка, медицинские услуги, оказываемые находящейся в иностранной собственности больницей или учебные курсы, предоставляемые школой, находящейся в иностранной собственности). С коммерческим присутствием часто, но не всегда ассоциируются потоки прямых инвестиций.
Способ поставки 4. Присутствие физических лиц: физическое лицо (наемный работник иностранного поставщика услуг или самозанятое физическое лицо) находится за пределами экономической территории своей страны для оказания им услуги (например, выезд специалиста для оказания технической консультации).
В соответствие с Приложением к Генеральному соглашению по торговле услугами ВТО о перемещении физических лиц1, предоставляющих услуги, способ поставки 4 не применим для физических лиц, которые стремятся получить доступ на рынок труда, а также для физических лиц, постоянным местом жительства или трудоустройства которых на постоянной основе является принимающая страна. Таким образом, в периметр статистики международной торговли услугами не включаются следующие операции:
- оказание услуг самозанятым физическим лицом, пребывающим за границей более одного года, поскольку он становится резидентом принимающей экономики и в статистике платежного баланса не отражается;
- оказание услуг физическим лицом, пребывающим за границей до одного года, заключившим договор трудового найма с компанией-резидентом принимающей экономики, поскольку данная операция учитывается в статистике платежного баланса в категории первичных доходов в части оплаты труда.
Распределение услуг в статистике международной торговли услугами по способам поставки основано на сведениях о территориальном местонахождении участников операции (потребителя и поставщика) в момент предоставления услуги, а также о типе поставщика (физическое лицо или коммерческое предприятие) (СХЕМА 1).
1 Annex on Movement of Natural Persons Supplying Services Under the Agreement.
СХЕМА 1. Способы поставки: статистические критерии.
Распределение данных статистики внешней торговли Российской Федерации услугами по способам поставки
Распределение данных статистики внешней торговли Российской Федерации услугами по способам поставки дополняет методику формирования данных по внешней торговле услугами Российской Федерации, являющуюся частью методологии составления платежного баланса страны.
Источником данных для распределения по способам поставки является банковская отчетность, содержащая пооперационные сведения о расчетах по внешнеторговым контрактам на выполнение работ, оказание услуг, и формы федерального статистического наблюдения об услугах, предоставленных нерезидентам или оказанных нерезидентами.
По отдельным видам услуг, источником формирования данных по которым является банковская отчетность, для отнесения операций к способам поставки 2 или 4 принимается следующий подход:
- в случае оказания резидентом Российской Федерации нерезиденту услуги, оплаченной нерезидентом со счета, открытого в банке, расположенном на территории Российской Федерации, считается, что потребитель-нерезидент находится на экономической территории Российской Федерации, т.е. вне территории своей резидентной принадлежности, экспорт таких услуг относится к способу поставки 2.
- в случае оказания резидентом Российской Федерации нерезиденту услуги, оплаченной нерезидентом на счет резидента, открытый в банке-нерезиденте, считается, что поставщик услуги-резидент находится на экономической территории потребителя и осуществляет экспорт услуг по способу поставки 4.
- в случае оказания нерезидентом услуг, оплаченных резидентом Российской Федерации со своего счета, открытого в банке-нерезиденте, считается, что резидент потребляет услугу вне территории Российской Федерации, импорт таких услуг относится к способу поставки 2.
- в случае оказания нерезидентом услуги, оплаченной резидентом на счет нерезидента, открытый в банке, расположенном на территории Российской Федерации, считается, что поставщик услуги — нерезидент находится на экономической территории потребителя, т.е. в Российской Федерации, и осуществляет импорт услуг по способу поставки 4.
Подходы, примененные к конкретным видам услуг, описаны ниже .
- Услуги по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам
Услуги по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам, в полном объеме относятся к способу поставки 2, поскольку имущество потребителя в целях получения услуги перемещается на экономическую территорию поставщика и весь процесс оказания и потребления услуги осуществляется на экономической территории поставщика.
- Услуги по техническому обслуживанию и ремонту товаров
Услуги по техническому обслуживанию и ремонту товаров в основном относятся к способу поставки 2, поскольку имущество потребителя перемещается в целях получения услуги на экономическую территорию поставщика.
Исключение составляют случаи, когда услуга по техническому обслуживанию и ремонту товаров предоставлена на экономической территории потребителя. Поставщик может направить своих специалистов в целях оказания услуги к потребителю, при этом имущество потребителя не покидает своей экономической территории, и услуга осуществляется на экономической территории потребителя. В этой ситуации, а также если услугу предоставляют самозанятые физические лица на экономической территории потребителя, услуги относятся к способу поставки 4.
- Транспортные услуги
Трансграничные пассажирские перевозки относятся к способу поставки 1. Внутренние перевозки нерезидентов транспортными компаниями-резидентами Российской Федерации по экономической территории иностранного государства (экспорт), а также внутренние перевозки резидентов Российской Федерации транспортными компаниями-нерезидентами по экономической территории Российской Федерации (импорт) относятся к способу поставки 4.
Грузовые перевозки относятся к способу поставки 1, за исключением:
- внутренних грузовых перевозок транспортными компаниями-резидентами Российской Федерации в интересах нерезидентов по экономической территории иностранного государства (экспорт), а также внутренних грузовых перевозок транспортными компаниями-нерезидентами в интересах резидентов Российской Федерации по экономической территории Российской Федерации (импорт), которые относятся к способу поставки 4;
- внутренних грузовых перевозок транспортными компаниями-резидентами Российской Федерации в интересах нерезидентов по экономической территории Российской Федерации (экспорт), а также внутренних грузовых перевозок транспортными компаниями-нерезидентами в интересах резидентов Российской Федерации по экономической территории иностранного государства (импорт), которые относятся к способу поставки 2.
Вспомогательные и дополнительные транспортные услуги, которые предоставляются иностранным судам и иным транспортным средствам в российских портах, аэропортах, ангарах, на железнодорожных и автомобильных станциях, грузовых терминалах (экспорт) и российским судам и иным транспортным средствам в иностранных портах, аэропортах, ангарах, на железнодорожных и автомобильных станциях, грузовых терминалах (импорт) относятся к способу поставки 2. Комиссионные и агентские вознаграждения относятся к способу поставки 1, так как данный вид услуг, как правило, является трансграничным.
- Поездки
Услуги по статье «Поездки» относятся к способу поставки 2, поскольку связаны с их потреблением физическими лицами за границей.
Руководство по статистике международной торговли услугами, 2010 год, ООН рекомендует при распределении услуг по способам поставки расходы на товары, совершаемые во время поездок за границу, не учитывать ни по одному из способов поставки, однако ввиду сложности выделения затрат на приобретение товаров из общего объема понесенных расходов физическими лицами за рубежом это положение в данной методике не применяется.
- Строительство
Строительные компании, осуществляющие строительные работы менее чем один год на экономической территории иностранного государства, создают на этой территории коммерческое присутствие, которое не приводит к созданию предприятия прямого инвестирования — резидента принимающей экономики в силу краткосрочности данных операций. Тем не менее услуги, оказанные такими строительными компаниями, относятся к способу поставки 3. Таким образом, экспорт услуг категории «Строительство за рубежом» в значительной мере, а импорт услуг категории «Строительство в России» преимущественно относятся к способу поставки 3.
Исключение составляют следующие услуги:
- строительные услуги, оказанные временно присутствующими на экономической территории Российской Федерации самозанятыми физическими лицами — нерезидентами (импорт) и временно присутствующими за пределами Российской Федерации самозанятыми физическими лицами — резидентами (экспорт), классифицируются по способу поставки 4;
- субподрядные работы, выполненные резидентами Российской Федерации в рамках договоров на строительные работы на экономической территории Российской Федерации, заключенных нерезидентами (экспорт), а также субподрядные работы, выполненные нерезидентами в рамках договоров на строительные работы за рубежом, заключенных резидентами Российской Федерации (импорт), относятся к способу поставки 2.
- Страхование и услуги негосударственных пенсионных фондов
Перестрахование, вспомогательные услуги по страхованию, страхование жизни (включая услуги негосударственных пенсионных фондов) и страхование внешнеторговых грузов отражаются по способу поставки 1.
Исключение составляют случаи, когда вспомогательные услуги по страхованию (услуги по оценке убытков, услуги страховых агентов и брокеров) предоставлены на экономической территории потребителя самозанятыми физическими лицами или направленными поставщиком к потребителю специалистами, такие услуги относятся к способу поставки 4.
Услуги других видов прямого страхования, оказанные потребителю, находящемуся вне страны свой резидентной принадлежности (представительству иностранного юридического лица или физическому лицу — нерезиденту), относятся к способу поставки 2.
- Финансовые услуги
Финансовые услуги в подавляющем числе случаев предоставляются с использованием способа поставки 1.
Исключение составляют следующие случаи:
- потребитель услуги (представительство иностранного юридического лица или физическое лицо — нерезидент) находится вне страны свой резидентной принадлежности — способ поставки 2;
- финансовые услуги (например, консультации по финансовому посредничеству) предоставлены на экономической территории потребителя самозанятыми физическими лицами или направленными поставщиком услуги к потребителю специалистами — способ поставки 4.
- Плата за пользование интеллектуальной собственностью
Плата за пользование интеллектуальной собственностью относится к способу поставки 1.
- Телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги
Телекоммуникационные услуги относятся к способу поставки 1.
Компьютерные и информационные услуги отражаются по способу поставки 1. Исключение составляют следующие случаи:
- потребитель услуги (представительство иностранного юридического лица или физическое лицо — нерезидент) находится вне страны свой резидентной принадлежности — способ поставки 2;
- компьютерные и информационные услуги предоставлены на экономической территории потребителя самозанятыми физическими лицами или направленными поставщиком услуги к потребителю специалистами — способ поставки 4.
- Прочие деловые услуги
- Услуги, входящие в категорию прочих деловых услуг (услуги в области научных исследований и разработок, юридические услуги, услуги по аудиту, бухгалтерскому учету, оптимизации налогообложения, консультационные услуги и услуги по связям с общественностью, услуги в области архитектуры, инженерные услуги, услуги в технических областях, услуги по переработке отходов и очистке окружающей среды, услуги в области сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых), относятся к способу поставки 1.
Исключение составляют следующие случаи:
- потребитель услуги (представительство иностранного юридического лица или физическое лицо — нерезидент) или имущество потребителя находится вне страны свой резидентной принадлежности — способ поставки 2;
- услуги предоставлены на экономической территории потребителя самозанятыми физическими лицами или направленными поставщиком к потребителю специалистами — способ поставки 4.
- Услуги рекламы, маркетинга, изучения общественного мнения осуществляются посредством способа поставки 1 за исключением услуг, предоставленных на экономической территории потребителя самозанятыми физическими лицами или направленными поставщиком к потребителю специалистами — способ поставки 4.
- Услуги операционного лизинга относятся к способу поставки 1, так как полностью предоставляются трансгранично.
- Прочие услуги в составе категории «Прочие деловые услуги» (посреднические услуги в сфере торговли, полиграфические работы и издательские услуги, а также прочие услуги, не распределенные по другим категориям) относятся к способу поставки 1.
Исключение составляют услуги по организации промышленных ярмарок, выставок, конференций и симпозиумов, а также жилищно-эксплуатационные и коммунальные услуги — относятся к способу поставки 2.
- Услуги, входящие в категорию прочих деловых услуг (услуги в области научных исследований и разработок, юридические услуги, услуги по аудиту, бухгалтерскому учету, оптимизации налогообложения, консультационные услуги и услуги по связям с общественностью, услуги в области архитектуры, инженерные услуги, услуги в технических областях, услуги по переработке отходов и очистке окружающей среды, услуги в области сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых), относятся к способу поставки 1.
- Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха
Основным способом поставки данных услуг является способ поставки 1.
Исключение составляют следующие случаи:
- потребитель услуги (представительство иностранного юридического лица) находится вне страны свой резидентной принадлежности — способ поставки 2;
- услуги предоставлены на экономической территории потребителя самозанятыми физическими лицами или направленными поставщиком к потребителю специалистами — способ поставки 4.
- Государственные товары и услуги, не отнесенные к другим категориям
Государственные товары и услуги, не отнесенные к другим категориям, в соответствии с международными рекомендациями не распределяются по способам поставки в силу того, что они не предоставляются на коммерческой или конкурентной основе.
Последнее обновление страницы: 12.11.2021
Методология ведения статистики взаимной и внешней торговли товарами государств ЕАЭС
В целях реализации пункта 4 Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации Евразийского экономического союза (приложение N 4 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и пункта 3 статьи 360 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза Коллегия Евразийской экономической комиссии РЕШИЛА:
1. Утвердить прилагаемые:
Методологию ведения статистики взаимной торговли товарами государств – членов Евразийского экономического союза;
Методологию ведения таможенной статистики внешней торговли товарами государств – членов Евразийского экономического союза.
2. Признать утратившими силу:
Решение Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 525 «О Единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств – членов Таможенного союза»;
Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 837 «Об Инструкции о порядке формирования данных таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств – членов Таможенного союза»;
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 4 декабря 2012 г. N 257 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке формирования данных таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств – членов Таможенного союза»;
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 марта 2013 г. N 50 «О внесении изменений в Единую методологию ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств – членов Таможенного союза»;
пункт 2 изменений, вносимых в решения Комиссии Таможенного союза (приложение к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11 июня 2013 г. N 127 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза»);
пункт 3 изменений, вносимых в решения Комиссии Таможенного союза (приложение к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 декабря 2014 г. N 237 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза в отношении классификаторов, используемых для заполнения таможенных деклараций, и их использования»).
3. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии
Т. Саркисян
УТВЕРЖДЕНА
Решением Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 25 декабря 2018 г. N 210
МЕТОДОЛОГИЯ
ведения статистики взаимной торговли товарами
государств – членов Евразийского экономического союза
(в ред. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии
от 28.12.2021 г. N 185)
I. Общие положения
1. Настоящая Методология разработана в соответствии с пунктом 4 Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации Евразийского экономического союза (приложение N 4 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор)) в целях установления единых методологических подходов к ведению статистики взаимной торговли товарами государств – членов Евразийского экономического союза (далее соответственно – статистика взаимной торговли товарами, государства-члены), соответствующих международному стандарту «Статистика международной торговли товарами: концепции и определения, 2010 год» и обеспечивающих сопоставимость официальной статистической информации государств-членов о товарах, перемещаемых между государствами-членами во взаимной торговле.
2. Настоящая Методология предназначена для применения уполномоченными органами государств-членов (далее – уполномоченные органы).
II. Основные понятия
3. Понятия, используемые в настоящей Методологии, означают следующее:
«взаимная торговля товарами» – импорт и экспорт товаров между государствами-членами;
«импортер» – лицо государства-члена, выступающее стороной сделки и приобретшее в соответствии с ней у другого лица товар, ввезенный (перемещенный) на территорию государства-члена с территории другого государства-члена (под приобретением товара понимается его покупка, мена, возврат, а также принятие товара на срок от 1 года по договору финансовой аренды (лизинга) либо хранения, принятие товара по консигнационному соглашению, на переработку, после переработки, в качестве безвозмездной, гуманитарной либо технической помощи, дара, вклада в уставный фонд);
«импорт товаров» – ввоз на территорию государства-члена с территории другого государства-члена товаров, которые добавляются к запасам материальных ресурсов государства-члена;
контрагент — лицо, выступающее стороной внешнеторговой сделки с импортером или экспортером;
(абзац введен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.12.2021 N 185)
«страна назначения товара» – государство-член, на территории которого товар будет потребляться, использоваться, подвергаться переработке, или государство-член, на территорию которого перемещается товар, сведения о котором указаны в транспортных (товаросопроводительных) или иных документах, подтверждающих перемещение товара с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
«страна отправления товара» – государство-член, с территории которого был отправлен товар, сведения о котором указаны в транспортных (товаросопроводительных) или иных документах, подтверждающих перемещение товара с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
«страна происхождения товара» – государство, определенное в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых (вывозимых) товаров, установленными в соответствии с правом Евразийского экономического союза;
«страна происхождения товара» – государство, определенное в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых (вывозимых) товаров, установленными в соответствии с Договором;
«товар» – любое движимое имущество, являющееся объектом сделки, в соответствии с которой оно перемещается с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
«торгующая страна» – государство, на территории которого зарегистрировано лицо, выступающее стороной сделки, в соответствии с которой товар перемещается с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
«участник внешнеэкономической деятельности» – импортер и (или) экспортер;
«экспортер» – лицо государства-члена, выступающее стороной сделки и реализовавшее в соответствии с ней другому лицу товар, вывезенный (перемещенный) с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена (под реализацией товара понимается его продажа, мена, возврат, а также передача товара на срок от 1 года по договору финансовой аренды (лизинга) либо хранения, передача товара по консигнационному соглашению, на переработку, после переработки, в качестве безвозмездной, гуманитарной либо технической помощи, дара, вклада в уставный фонд);
«экспорт товаров» – вывоз с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена товаров, которые уменьшают запасы материальных ресурсов государства-члена.
Иные понятия, используемые в настоящей Методологии, применяются в значениях, определенных Договором и иными международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
III. Источники информации
4. Основным источником информации для ведения статистики взаимной торговли товарами являются сведения, содержащиеся в документах, представляемых участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные органы при взаимной торговле товарами в соответствии с законодательством государств-членов (далее – статистические документы). Уполномоченные органы в целях формирования статистики взаимной торговли товарами могут использовать иные источники информации.
5. Законодательством государств-членов могут быть установлены статистические пороги учета товаров. Участники внешнеэкономической деятельности могут не отражать сведения о товаре в представляемых в уполномоченные органы статистических документах в случае, если значения стоимости (количества либо другой характеристики) ввезенного (вывезенного) товара ниже таких порогов.
6. Учет товаров в статистике взаимной торговли товарами осуществляется преимущественно на основании общей системы торговли, предполагающей учет всех перемещаемых между государствами-членами товаров, которые добавляются к запасам материальных ресурсов государств-членов в результате их ввоза на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена либо уменьшают запасы материальных ресурсов государств-членов в результате их вывоза с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена.
Отдельные категории товаров, определение наличия или отсутствия необходимости учета которых может вызывать затруднения, указаны в пунктах 7 и 8 настоящей Методологии.
7. Учету подлежат следующие категории товаров:
а) товары, обладающие особыми характеристиками:
немонетарное золото;
банкноты, ценные бумаги и монеты, не находящиеся в обращении;
товары военного и двойного назначения;
носители информации, записанные и незаписанные, за исключением носителей контента, разработанного по индивидуальному заказу;
товары, бывшие в употреблении;
отходы и скрап;
б) товары, перемещаемые особым способом:
электроэнергия, природный газ, нефть (нефтепродукты), вода и другие товары, перемещаемые посредством стационарного транспорта (трубопроводным транспортом, по линиям электропередачи и др.);
товары, отправленные (полученные) международными почтовыми отправлениями или посредством курьерской службы, в том числе на основании сделок, совершенных с использованием электронных средств (электронная торговля), за исключением периодических изданий (газет, журналов), получаемых физическими лицами по прямой подписке;
в) товары, перемещаемые на основании особых сделок:
по бартерным соглашениям;
в качестве безвозмездной, гуманитарной и технической помощи;
в качестве подарков и пожертвований;
по консигнационным соглашениям;
по договорам хранения на срок от 1 года;
по договорам финансовой аренды (лизинга) на срок от 1 года;
по договорам переработки с переходом права собственности или без перехода права собственности (товары для переработки, товары, полученные в результате переработки (компенсирующая продукция));
возвращенные товары (ранее вывезенные и учтенные в экспорте товаров, а затем возвращенные товары учитываются в импорте товаров, ранее ввезенные и учтенные в импорте товаров, а затем возвращенные товары учитываются в экспорте товаров);
г) товары, перемещаемые на основании сделок с особым участником:
товары, реализуемые в интересах государства-члена;
товары, поставляемые в рамках государственных программ внешней помощи;
военные репарации и реституции;
транспортные средства, ввезенные (вывезенные) физическими лицами в целях постоянного размещения, а также другие товары, ввезенные (вывезенные) физическими лицами, если объем импорта (экспорта) таких товаров признается экономически значимым для государства-члена;
товары, ввезенные (вывезенные) в результате сделок между взаимосвязанными лицами (головными организациями и (или) предприятиями их прямого инвестирования);
товары, ввезенные (вывезенные) в качестве вкладов в уставные фонды;
товары, полученные на территории одного государства-члена от международных организаций, расположенных на территориях других государства-членов, а также отправленные с территории одного государства-члена международным организациям, расположенным на территориях других государств-членов;
товары, произведенные и вывезенные иностранными юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территории государства-члена;
товары, перемещаемые мигрантами, если объем импорта (экспорта) таких товаров признается экономически значимым для государства-члена;
д) товары, учитываемые, как правило, при переходе права собственности:
водные и воздушные суда;
спутники и их носители, ввезенные на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена либо вывезенные с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена с переходом права собственности. При этом спутник, произведенный и запущенный на территории одного государства-члена от имени и по поручению другого государства-члена, учитывается в экспорте товаров одного государства-члена и импорте товаров другого государства-члена;
выловленные рыба и морепродукты, произведенные рыбопродукты, минералы, добытые с морского дна, спасенный груз:
сгруженные с водного судна одного государства-члена на водное судно другого государства-члена в открытом море;
сгруженные с водного судна одного государства-члена в порту другого государства-члена;
бункерное топливо, балласт, крепежная оснастка, товары, перемещаемые в качестве припасов, и иные материалы:
приобретенные для водного или воздушного судна одного государства-члена на территории другого государства-члена;
сгруженные с водного или воздушного судна одного государства-члена в порту другого государства-члена.
8. Не подлежат учету следующие категории товаров:
а) транзитные товары (товары, которые ввозятся на территорию государства-члена и вывозятся за пределы его территории в целях их доставки на территорию другого государства-члена либо третьей страны);
б) товары (включая пробы и образцы товаров), временно ввезенные (вывезенные) на срок до 1 года, в том числе предназначенные для демонстрации и (или) использования в ходе проведения выставочно-ярмарочных, культурных, спортивных, зрелищных и других мероприятий;
в) товары, ввезенные (вывезенные) по договору операционной аренды;
г) монетарное золото;
д) банкноты, ценные бумаги и монеты, выпущенные в обращение (за исключением используемых для нумизматических целей);
е) периодические издания (газеты, журналы), получаемые физическими лицами по прямой подписке;
ж) товары, ввезенные дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств в государстве-члене для обеспечения функционирования и официального пользования и вывозимые обратно;
з) товары, вывезенные для обеспечения функционирования и официального пользования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами государства-члена в других государствах-членах и ввозимые обратно;
и) товары, ввезенные (вывезенные) международными организациями, расположенными на территории государства-члена;
к) товары, перемещаемые между государством-членом и его территориальными анклавами, искусственными островами, установками, сооружениями, иными объектами, находящимися за пределами его территории, в отношении которых государство-член обладает исключительной юрисдикцией;
л) товары, ввезенные (вывезенные) в целях ремонта или технического обслуживания (в том числе безвозмездных (гарантийных)), а также возвращаемые после ремонта или технического обслуживания (в том числе безвозмездных (гарантийных));
м) товары, ввезенные (вывезенные) в целях их использования для безвозмездных (гарантийных) ремонта и (или) технического обслуживания, а также возвращаемые обратно;
н) товары, ввезенные (вывезенные) в качестве средства перевозки (транспортировки), многооборотная (возвратная) тара;
о) товары, перемещаемые трубопроводным транспортом, необходимые для проведения его пусконаладочных работ;
п) товары, перемещаемые в качестве припасов, за исключением указанных в подпункте «д» пункта 7 настоящей Методологии;
р) товары, поставляемые в счет залога;
с) товары, ввезенные (вывезенные) по рекламациям;
т) спутники и их носители, ввезенные на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена без перехода права собственности и запущенные с территории государства-члена;
у) спутники и их носители, вывезенные с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена без перехода права собственности и запущенные с территории этого другого государства-члена;
ф) товары, ввезенные на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена для их уничтожения.
9. По общему правилу товары учитываются:
при импорте товаров – по дате поступления товара;
при экспорте товаров – по дате отгрузки товара.
Датой поступления (отгрузки) товара считается дата оприходования (списания) товара в бухгалтерском учете в порядке, установленном законодательством государства-члена.
В государстве-члене, не имеющем общей границы с другими государствами-членами, товары учитываются по дате пересечения его границы.
Категории товаров, учитываемые не по общему правилу, указаны в пункте 10 настоящей Методологии.
10. Товары, перемещаемые посредством стационарного транспорта (трубопроводным транспортом, по линиям электропередачи и др.), учитываются в месяце, в котором осуществлена поставка товара.
Товары, указанные в подпункте «д» пункта 7 настоящей Методологии, учитываются, как правило, по дате перехода права собственности.
Момент учета товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, перемещаемых в виде отдельных компонентов в течение определенного периода времени, устанавливается в соответствии с законодательством государств-членов.
VI. Классификация товаров
11. В качестве классификатора товаров применяется единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС).
ТН ВЭД ЕАЭС основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (далее – ТН ВЭД СНГ).
В качестве примера в таблице приведены применяемые для целей ведения статистики взаимной торговли товарами классификационные группировки ТН ВЭД ЕАЭС с указанием их соответствия международной основе.
Наименование классификационной группировки |
Подсубпозиция |
|||||||||
Субпозиция |
||||||||||
Товарная позиция |
||||||||||
Группа |
||||||||||
Разряд кода ТН ВЭД ЕАЭС |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Международная основа |
Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации |
|||||||||
ТН ВЭД СНГ |
12. При формировании уполномоченными органами статистики взаимной торговли товарами в случае невозможности использования кода ТН ВЭД ЕАЭС может применяться условный код.
VII. Стоимостная оценка товаров
13. Под статистической стоимостью товара понимается определенная условиями сделки стоимость товара, приведенная к единому базису цен в соответствии с терминами, описанными в Правилах Международной торговой палаты по использованию национальных и международных торговых терминов «Инкотермс 2010».
По общему правилу статистическая стоимость рассчитывается:
для импортируемых товаров – по типу цен CIF;
для экспортируемых товаров – по типу цен FOB.
Особенности расчета статистической стоимости импортируемых и экспортируемых товаров указаны в пунктах 14 и 15 настоящей Методологии.
14. Статистическая стоимость товаров, импортируемых посредством водного транспорта, рассчитывается в ценах CIF в порту ввоза государства-члена, на территорию которого импортируется товар.
В случае импорта товаров посредством другого вида транспорта и в случае, если цены CIF неприменимы, статистическая стоимость таких товаров рассчитывается в ценах CIP в пункте ввоза на границе государства-члена, на территорию которого импортируется товар.
15. Статистическая стоимость товаров, экспортируемых посредством водного транспорта, рассчитывается в ценах FOB в порту вывоза государства-члена, с территории которого экспортируется товар.
В случае экспорта товаров посредством другого вида транспорта и в случае, если цены FOB неприменимы, статистическая стоимость таких товаров рассчитывается в ценах FCA, а в случае, если цены FOB и FCA неприменимы, – в ценах DAP в пункте вывоза на границе государства-члена, с территории которого экспортируется товар.
16. Статистическая стоимость отдельных категорий товаров рассчитывается исходя из стоимости товара, определенной с учетом следующих особенностей:
а) в отношении немонетарного золота, а также коллекционных монет из драгоценных металлов, которые не выступают в качестве платежного средства, используется их коммерческая стоимость;
б) в отношении банкнот, ценных бумаг и монет, не находящихся в обращении, используется стоимость бумаги, металла и затрат на их печатание и штамповку, а не их номинальная стоимость;
в) в отношении записанных носителей информации используется суммарная стоимость носителя информации и содержащейся на нем информации;
г) в отношении товаров, полученных в результате переработки (компенсирующей продукции), используется их полная стоимость (стоимость товаров, подлежащих переработке, и стоимость, добавленная в результате переработки, в том числе стоимость услуг по переработке).
17. Статистическая стоимость товара выражается в долларах США и в единицах национальных валют государств-членов. Пересчет в доллары США и единицы национальной валюты государства-члена осуществляется по курсу, установленному национальным (центральным) банком государства-члена на дату учета товара.
VIII. Количественный учет товаров
18. Количественный учет товаров (за исключением электроэнергии) осуществляется в основной единице измерения – в килограммах (вес нетто).
Для отдельных категорий товаров учет их количества осуществляется также в дополнительных единицах измерения, указанных в ТН ВЭД ЕАЭС (в штуках, литрах, квадратных метрах, кубических метрах и др.).
IX. Географическое распределение
19. Для целей географического распределения импорта и экспорта товаров странами-партнерами признаются:
при импорте товаров – страна отправления товара;
при экспорте товаров – страна назначения товара.
20. В качестве классификатора стран мира применяются классификаторы стран мира государств-членов.
X. Показатели статистики взаимной торговли товарами
21. Для целей ведения статистики взаимной торговли товарами наблюдение проводится по следующим основным показателям:
а) отчетный период (месяц);
б) направление перемещения товара (импорт или экспорт);
в) код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;
г) страна назначения товара;
д) страна происхождения товара;
е) страна отправления товара;
ж) торгующая страна;
з) вес нетто (в килограммах);
и) код дополнительной единицы измерения в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;
к) количество товара в дополнительной единице измерения в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;
л) статистическая стоимость товара (в долларах США);
м) статистическая стоимость товара (в единицах национальной валюты государства-члена);
н) вид транспорта на границе государства-члена (показатель используется по усмотрению уполномоченного органа);
о) характер сделки в соответствии с классификатором, используемым в государстве-члене (показатель используется по усмотрению уполномоченного органа).
21.1. В целях гармонизации уполномоченные органы осуществляют сбор информации по формам статистических документов, которые должны содержать следующие обязательные сведения:
а) направление перемещения товара (импорт или экспорт);
б) код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;
в) описание товара;
г) страна назначения товара;
д) страна происхождения товара;
е) страна отправления товара;
ж) торгующая страна;
з) вес нетто (в килограммах);
и) код дополнительной единицы измерения в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;
к) количество товара в дополнительной единице измерения в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;
л) стоимость товара и код валюты;
м) статистическая стоимость товара (в долларах США);
н) наименование и идентификационный номер экспортера (импортера);
о) наименование и идентификационный номер контрагента.
(п. 21.1 введен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.12.2021 N 185)
21.2. Уполномоченные органы государств-членов могут дополнять формы статистических документов иными, чем предусмотрены настоящей Методологией, показателями и сведениями в соответствии с законодательством государств-членов.
(п. 21.2 введен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.12.2021 N 185)
22. На основе увязки данных статистики взаимной торговли товарами с данными других отраслей статистики и данными регистров (государственных, статистических, бизнес-регистров и др.) по усмотрению уполномоченного органа формируются данные о следующих характеристиках участников внешнеэкономической деятельности (интегрированные данные):
а) вид экономической деятельности;
б) размер (численность работников);
в) форма собственности;
г) административно-территориальная принадлежность.
XI. Распространение данных
23. Данные статистики взаимной торговли товарами, не содержащие информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательством государств-членов, распространяются на регулярной основе путем их размещения на официальных сайтах (порталах) уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также опубликования в статистических изданиях.
23. Данные статистики взаимной торговли товарами распространяются на регулярной основе путем их размещения на официальных сайтах (порталах) уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также опубликования в статистических изданиях.
Данные статистики взаимной торговли товарами распространяются в агрегированном виде с соблюдением требований законодательства государств-членов о защите конфиденциальной информации.
24. В целях повышения доверия к распространяемым данным статистики взаимной торговли товарами и для их правильной интерпретации публично размещаются метаданные, содержащие подробные сведения об источниках информации, методах статистических досчетов (в случае их проведения), методологических подходах к формированию данных.
В целях обеспечения достоверности данных статистики взаимной торговли товарами осуществляется их актуализация на регулярной основе.
В интересах пользователей заблаговременно публично сообщается о датах размещения (опубликования) данных статистики взаимной торговли товарами и их актуализации.
XII. Конфиденциальность информации
25. Сведения, содержащиеся в статистических документах, представленные участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные органы, используются исключительно в целях формирования официальной статистической информации государств-членов о взаимной торговле товарами.
Сведения об импорте (экспорте) товаров отдельным участником внешнеэкономической деятельности являются конфиденциальными. В соответствии с законодательством государств-членов к конфиденциальной информации могут относиться и другие сведения о взаимной торговле товарами.
Для защиты конфиденциальной информации уполномоченными органами применяются специальные технические приемы, обеспечивающие сохранение полноты данных статистики взаимной торговли товарами.
26. Сведения об импорте (экспорте) товаров отдельным участником внешнеэкономической деятельности уполномоченными органами предоставляются исключительно в случаях, предусмотренных законодательством государств-членов, Договором и иными международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Уполномоченные органы и иные государственные органы, их должностные лица, иные лица, получившие в силу законодательства государства-члена, Договора и иных международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза, доступ к конфиденциальной информации, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено.
(абзац введен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.12.2021 N 185)
Нарушение конфиденциальности информации влечет ответственность в соответствии с законодательством государства-члена.
(абзац введен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.12.2021 N 185)
27. Защита конфиденциальной информации гарантируется уполномоченными органами в соответствии с законодательством государств-членов и осуществляется на основе принципов пассивной и (или) активной конфиденциальности.
Принцип пассивной конфиденциальности предполагает принятие уполномоченными органами дополнительных мер защиты конфиденциальной информации при распространении данных статистики взаимной торговли товарами по обоснованной просьбе участника внешнеэкономической деятельности.
Принцип активной конфиденциальности предполагает принятие уполномоченными органами дополнительных мер защиты конфиденциальной информации при распространении данных статистики взаимной торговли товарами в соответствии с требованиями законодательства государства-члена либо с целью предотвращения идентификации сведений об отдельном участнике внешнеэкономической деятельности.
XIII. Обеспечение сопоставимости данных
28. Расхождение статистических данных государств-членов о взаимной торговле товарами может быть вызвано различными причинами, в том числе:
а) особенностями стоимостной оценки импорта и экспорта товаров;
б) различием моментов учета импорта и экспорта товаров;
в) отличием подходов к классификации товаров;
г) наличием статистических порогов учета товаров;
д) особенностями учета отдельных категорий товаров;
е) неточностью сведений, содержащихся в источниках информации;
ж) конфиденциальностью информации.
29. В целях обеспечения достоверности данных статистики взаимной торговли товарами уполномоченными органами проводятся двусторонние встречи экспертов по сопоставлению данных статистики взаимной торговли товарами для выявления причин возможных расхождений и их минимизации.
УТВЕРЖДЕНА
Решением Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 25 декабря 2018 г. N 210
МЕТОДОЛОГИЯ
ведения таможенной статистики внешней торговли товарами
государств – членов Евразийского экономического союза
(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии
от 31.08.2019 N 128)
I. Общие положения
1. Настоящая Методология разработана в соответствии с пунктом 3 статьи 360 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – Таможенный кодекс) в целях установления единых методологических подходов к ведению таможенной статистики внешней торговли товарами государств – членов Евразийского экономического союза (далее соответственно – статистика внешней торговли товарами, государства-члены), соответствующих международному стандарту «Статистика международной торговли товарами: концепции и определения, 2010 год» и обеспечивающих сопоставимость официальной статистической информации государств-членов о внешней торговле товарами с государствами, не являющимися членами Евразийского экономического союза (далее – третьи страны).
2. Настоящая Методология предназначена для применения уполномоченными органами государств-членов (далее – уполномоченные органы).
3. Понятия, используемые в настоящей Методологии, означают следующее:
«внешняя торговля товарами» – импорт и экспорт товаров между государством-членом и третьими странами;
«импортер» – лицо государства-члена, выступающее стороной сделки и приобретшее в соответствии с ней у другого лица товар, ввезенный (перемещенный) на территорию государства-члена с территории третьей страны (под приобретением товара понимается его покупка, мена, возврат, а также принятие товара на срок от 1 года по договору финансовой аренды (лизинга) либо хранения, принятие товара по консигнационному соглашению, на переработку, после переработки, в качестве безвозмездной, гуманитарной либо технической помощи, дара, вклада в уставный фонд);
«импорт товаров» – ввоз на территорию государства-члена с территории третьей страны товаров, которые добавляются к запасам материальных ресурсов государства-члена;
«страна назначения товара» – государство, на территории которого товар будет потребляться, использоваться, подвергаться переработке, или государство, на территорию которого перемещается товар, сведения о котором указаны в транспортных (перевозочных) или иных документах, подтверждающих перемещение товара на территорию государства-члена с территории третьей страны или обратно;
«страна отправления товара» – государство, с территории которого был отправлен товар, сведения о котором указаны в транспортных (перевозочных) или иных документах, подтверждающих перемещение товара на территорию государства-члена с территории третьей страны или обратно;
«страна происхождения товара» – государство, определенное в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых (вывозимых) товаров, установленными в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор);
«товар» – любое движимое имущество, являющееся объектом сделки, в соответствии с которой оно перемещается на территорию государства-члена с территории третьей страны или обратно;
«торгующая страна» – государство, на территории которого зарегистрировано лицо, выступающее стороной сделки, в соответствии с которой товар перемещается на территорию государства-члена с территории третьей страны или обратно;
«участник внешнеэкономической деятельности» – импортер и (или) экспортер;
«экспортер» – лицо государства-члена, выступающее стороной сделки и реализовавшее в соответствии с ней другому лицу товар, вывезенный (перемещенный) с территории государства-члена на территорию третьей страны (под реализацией товара понимается его продажа, мена, возврат, а также передача товара на срок от 1 года по договору финансовой аренды (лизинга) либо хранения, передача товара по консигнационному соглашению, на переработку, после переработки, в качестве безвозмездной, гуманитарной либо технической помощи, дара, вклада в уставный фонд);
«экспорт товаров» – вывоз с территории государства-члена на территорию третьей страны товаров, которые уменьшают запасы материальных ресурсов государства-члена.
Иные понятия, используемые в настоящей Методологии, применяются в значениях, определенных Договором, Таможенным кодексом и иными международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
III. Источники информации
4. Основным источником информации для ведения статистики внешней торговли товарами являются сведения, содержащиеся в декларациях на товары и иных документах, представляемых таможенным органам государств-членов (далее – таможенные документы). Уполномоченные органы в целях формирования статистики внешней торговли товарами могут использовать иные источники информации.
5. В целях ведения статистики внешней торговли товарами сведения, содержащиеся в таможенных документах, используются в объеме, необходимом для проведения наблюдения по основным показателям статистики внешней торговли товарами, указанным в пункте 25 настоящей Методологии.
6. Учет товаров в статистике внешней торговли товарами осуществляется на основании общей системы торговли, предполагающей учет всех перемещаемых между государством-членом и третьими странами товаров, которые добавляются к запасам материальных ресурсов государства-члена в результате их ввоза на территорию государства-члена с территории третьей страны либо уменьшают запасы материальных ресурсов государства-члена в результате их вывоза с территории государства-члена на территорию третьей страны.
Отдельные категории товаров, определение наличия или отсутствия необходимости учета которых может вызывать затруднение, указаны в пунктах 7 и 8 настоящей Методологии.
Таможенные процедуры, при помещении под которые либо после завершения действия которых товары учитываются в импорте товаров, экспорте товаров либо не подлежат учету в статистике внешней торговли товарами, указаны в пунктах 9 – 11 настоящей Методологии.
7. Учету подлежат следующие категории товаров:
а) товары, обладающие особыми характеристиками:
немонетарное золото;
банкноты, ценные бумаги и монеты, не находящиеся в обращении;
товары военного и двойного назначения;
носители информации, записанные и незаписанные, за исключением носителей контента, разработанного по индивидуальному заказу;
товары, бывшие в употреблении;
отходы и скрап;
б) товары, перемещаемые особым способом:
электроэнергия, природный газ, нефть (нефтепродукты), вода и другие товары, перемещаемые посредством стационарного транспорта (трубопроводным транспортом, по линиям электропередачи и др.);
товары, полученные (отправленные) международными почтовыми отправлениями или посредством курьерской службы, в том числе на основании сделок, совершенных с использованием электронных средств (электронная торговля), за исключением периодических изданий (газет, журналов), получаемых физическими лицами по прямой подписке;
в) товары, перемещаемые на основании особых сделок:
по бартерным соглашениям;
в качестве безвозмездной, гуманитарной и технической помощи;
в качестве подарков и пожертвований;
по консигнационным соглашениям;
по договорам хранения на срок от 1 года;
по договорам финансовой аренды (лизинга) на срок от 1 года;
по договорам переработки с переходом права собственности или без перехода права собственности (товары для переработки, товары, полученные в результате переработки (компенсирующая продукция));
возвращенные товары (ранее вывезенные и учтенные в экспорте товаров, а затем возвращенные товары учитываются в импорте товаров, ранее ввезенные и учтенные в импорте товаров, а затем возвращенные товары учитываются в экспорте товаров);
г) товары, перемещаемые на основании сделок с особым участником:
товары, реализуемые в интересах государства-члена;
товары, поставляемые в рамках государственных программ внешней помощи;
военные репарации и реституции;
транспортные средства, ввезенные (вывезенные) физическими лицами в целях постоянного размещения, а также другие товары, ввезенные (вывезенные) физическими лицами, если объем импорта (экспорта) таких товаров признается экономически значимым для государства-члена;
товары, ввезенные (вывезенные) в результате сделок между взаимосвязанными лицами (головными организациями и (или) предприятиями их прямого инвестирования);
товары, ввезенные (вывезенные) в качестве вкладов в уставные фонды;
товары, полученные на территории государства-члена от международных организаций, расположенных на территориях третьих стран, а также отправленные с территории государства-члена международным организациям, расположенным на территориях третьих стран;
товары, произведенные и вывезенные иностранными юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территории государства-члена;
товары, перемещаемые мигрантами, если объем импорта (экспорта) таких товаров признается экономически значимым для государства-члена;
д) товары, учитываемые, как правило, при переходе права собственности:
водные и воздушные суда;
спутники и их носители, ввезенные на территорию государства-члена с территории третьей страны либо вывезенные с территории государства-члена на территорию третьей страны с переходом права собственности. При этом спутник, произведенный и запущенный на территории государства-члена от имени и по поручению третьей страны, учитывается в экспорте товаров государства-члена, а спутник, произведенный и запущенный на территории третьей страны от имени и по поручению государства-члена, учитывается в импорте товаров государства-члена;
выловленные рыба и морепродукты, произведенные рыбопродукты, минералы, добытые с морского дна, спасенный груз:
сгруженные с водного судна третьей страны на водное судно государства-члена в открытом море (учитываются в импорте товаров);
сгруженные с водного судна государства-члена на водное судно третьей страны в открытом море (учитываются в экспорте товаров);
сгруженные с водного судна третьей страны в порту государства-члена (учитываются в импорте товаров);
сгруженные с водного судна государства-члена в порту третьей страны (учитываются в экспорте товаров);
бункерное топливо, балласт, крепежная оснастка, товары, перемещаемые в качестве припасов, и иные материалы:
приобретенные для водного или воздушного судна государства-члена на территории третьей страны (учитываются в импорте товаров);
реализованные для водного или воздушного судна третьей страны на территории государства-члена (учитываются в экспорте товаров);
сгруженные с водного или воздушного судна третьей страны в порту государства-члена (учитываются в импорте товаров);
сгруженные с водного или воздушного судна государства-члена в порту третьей страны (учитываются в экспорте товаров).
8. Не подлежат учету следующие категории товаров:
а) транзитные товары (товары, которые ввозятся на территорию государства-члена и вывозятся за пределы его территории в целях их доставки на территорию другого государства-члена либо третьей страны);
б) товары (включая пробы и образцы товаров), временно ввезенные (вывезенные) на срок до 1 года, в том числе предназначенные для демонстрации и (или) использования в ходе проведения выставочно-ярмарочных, культурных, спортивных, зрелищных и других мероприятий;
в) товары, ввезенные (вывезенные) по договору операционной аренды;
г) монетарное золото;
д) банкноты, ценные бумаги и монеты, выпущенные в обращение (за исключением используемых для нумизматических целей);
е) периодические издания (газеты, журналы), получаемые физическими лицами по прямой подписке;
ж) товары, ввезенные дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств в государстве-члене для обеспечения функционирования и официального пользования и вывозимые обратно;
з) товары, вывезенные для обеспечения функционирования и официального пользования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами государства-члена в третьих странах и ввозимые обратно;
и) товары, ввезенные (вывезенные) международными организациями, расположенными на территории государства-члена;
к) товары, перемещаемые между государством-членом и его территориальными анклавами, искусственными островами, установками, сооружениями, иными объектами, находящимися за пределами его территории, в отношении которых государство-член обладает исключительной юрисдикцией;
л) товары, ввезенные (вывезенные) в целях ремонта или технического обслуживания (в том числе безвозмездных (гарантийных)), а также возвращаемые после ремонта или технического обслуживания (в том числе безвозмездных (гарантийных));
м) товары, ввезенные (вывезенные) в целях их использования для безвозмездных (гарантийных) ремонта и (или) технического обслуживания, а также возвращаемые обратно;
н) товары, ввезенные (вывезенные) в качестве средства перевозки (транспортировки), многооборотная (возвратная) тара;
о) товары, перемещаемые трубопроводным транспортом, необходимые для проведения его пусконаладочных работ;
п) товары, перемещаемые в качестве припасов, за исключением указанных в подпункте «д» пункта 7 настоящей Методологии;
р) товары, поставляемые в счет залога;
с) товары, ввезенные (вывезенные) по рекламациям;
т) спутники и их носители, ввезенные на территорию государства-члена с территории третьей страны без перехода права собственности и запущенные с территории государства-члена;
у) спутники и их носители, вывезенные с территории государства-члена на территорию третьей страны без перехода права собственности и запущенные с территории третьей страны;
ф) товары, ввезенные (вывезенные) и учтенные в импорте (экспорте) товаров, при изменении таможенной процедуры повторно не учитываются (без изменения направления перемещения товара).
9. В импорте товаров учитываются:
а) товары, ввезенные на территорию государства-члена с территории третьей страны и помещенные под следующие таможенные процедуры:
выпуск для внутреннего потребления;
переработка на таможенной территории;
временный ввоз (допуск) (на срок от 1 года);
реимпорт;
таможенный склад (за исключением товаров, в отношении которых предполагается завершение действия данной таможенной процедуры в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 161 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза);
свободный склад;
свободная таможенная зона;
переработка для внутреннего потребления;
отказ в пользу государства;
беспошлинная торговля;
б) товары, ввезенные на территорию государства-члена с территории третьей страны после завершения действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории.
10. В экспорте товаров учитываются:
а) товары, вывезенные с территории государства-члена на территорию третьей страны и помещенные под следующие таможенные процедуры:
экспорт;
переработка вне таможенной территории;
временный вывоз (на срок от 1 года);
реэкспорт (за исключением товаров, вывезенных после временного хранения на территории государства-члена);
б) товары, вывезенные с территории государства-члена на территорию третьей страны после завершения действия следующих таможенных процедур:
переработка на таможенной территории;
свободный склад;
свободная таможенная зона;
переработка для внутреннего потребления;
в) товары, вывезенные с территории государства-члена на территорию третьей страны после помещения их под таможенную процедуру беспошлинной торговли.
11. В статистике внешней торговли товарами не учитываются товары, помещенные под следующие таможенные процедуры:
а) временный вывоз (на срок до 1 года);
б) временный ввоз (допуск) (на срок до 1 года);
в) таможенный транзит;
г) специальная таможенная процедура;
д) уничтожение.
12. По общему правилу товары учитываются по дате выпуска товара (принятия первоначального решения о выпуске товара), проставленной в декларации на товары.
Категории товаров, учитываемые не по общему правилу, указаны в пункте 13 настоящей Методологии.
13. Товары, перемещаемые посредством стационарного транспорта (трубопроводным транспортом, по линиям электропередачи и др.), учитываются в месяце, в котором осуществлена поставка товара.
Товары, указанные в подпункте «д» пункта 7 настоящей Методологии, учитываются, как правило, по дате перехода права собственности.
Момент учета товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, перемещаемых в виде отдельных компонентов в течение определенного периода времени, устанавливается в соответствии с законодательством государств-членов.
VI. Классификация товаров
14. В качестве классификатора товаров применяется единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС).
ТН ВЭД ЕАЭС основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (далее – ТН ВЭД СНГ).
В качестве примера в таблице приведены применяемые для целей ведения статистики внешней торговли товарами классификационные группировки ТН ВЭД ЕАЭС с указанием их соответствия международной основе.
Наименование классификационной группировки |
Подсубпозиция |
|||||||||
Субпозиция |
||||||||||
Товарная позиция |
||||||||||
Группа |
||||||||||
Разряд кода ТН ВЭД ЕАЭС |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Международная основа |
Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации |
|||||||||
ТН ВЭД СНГ |
15. При формировании уполномоченными органами статистики внешней торговли товарами в случае невозможности использования кода ТН ВЭД ЕАЭС может применяться условный код.
VII. Стоимостная оценка товаров
16. Под статистической стоимостью товара понимается определенная условиями сделки стоимость товара, приведенная к единому базису цен в соответствии с терминами, описанными в Правилах Международной торговой палаты по использованию национальных и международных торговых терминов «Инкотермс 2010».
По общему правилу статистическая стоимость рассчитывается:
для импортируемых товаров – по типу цен CIF;
для экспортируемых товаров – по типу цен FOB.
Особенности расчета статистической стоимости импортируемых и экспортируемых товаров указаны в пунктах 17 и 18 настоящей Методологии.
17. Статистическая стоимость товаров, импортируемых посредством водного транспорта, рассчитывается в ценах CIF в порту ввоза государства-члена, на территорию которого импортируется товар.
В случае импорта товаров посредством другого вида транспорта и в случае, если цены CIF неприменимы, статистическая стоимость таких товаров рассчитывается в ценах CIP в пункте ввоза на границе государства-члена, на территорию которого импортируется товар.
18. Статистическая стоимость товаров, экспортируемых посредством водного транспорта, рассчитывается в ценах FOB в порту вывоза государства-члена, с территории которого экспортируется товар.
В случае экспорта товаров посредством другого вида транспорта и в случае, если цены FOB неприменимы, статистическая стоимость таких товаров рассчитывается в ценах FCA, а в случае, если цены FOB и FCA неприменимы, – в ценах DAP в пункте вывоза на границе государства-члена, с территории которого экспортируется товар.
19. Статистическая стоимость отдельных категорий товаров рассчитывается исходя из стоимости товара, определенной с учетом следующих особенностей:
а) в отношении немонетарного золота, а также коллекционных монет из драгоценных металлов, которые не выступают в качестве платежного средства, используется их коммерческая стоимость;
б) в отношении банкнот, ценных бумаг и монет, не находящихся в обращении, используется стоимость бумаги, металла и затрат на их печатание и штамповку, а не их номинальная стоимость;
в) в отношении записанных носителей информации используется суммарная стоимость носителя информации и содержащейся на нем информации;
г) в отношении товаров, полученных в результате переработки (компенсирующей продукции), используется их полная стоимость (стоимость товаров, подлежащих переработке, и стоимость, добавленная в результате переработки, в том числе стоимость услуг по переработке).
20. Статистическая стоимость товаров выражается в долларах США. Пересчет в доллары США осуществляется по курсу, установленному национальным (центральным) банком государства-члена на дату регистрации декларации на товары.
VIII. Количественный учет товаров
21. Количественный учет товаров (за исключением электроэнергии) осуществляется в основной единице измерения – в килограммах (вес нетто).
Для отдельных категорий товаров учет их количества осуществляется также в дополнительных единицах измерения, указанных в ТН ВЭД ЕАЭС (в штуках, литрах, квадратных метрах, кубических метрах и др.).
IX. Географическое распределение
22. По общему правилу для целей географического распределения импорта и экспорта товаров странами-партнерами признаются:
при импорте товаров – страна происхождения товара;
при экспорте товаров – страна назначения товара.
23. Учет импорта товаров осуществляется по стране отправления товара в следующих случаях:
а) товар помещен под таможенную процедуру реимпорта;
б) страной происхождения товара является государство-член;
в) товар относится к группе 97 ТН ВЭД ЕАЭС «Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат».
24. В качестве классификатора стран мира применяются классификаторы стран мира государств-членов.
X. Показатели статистики внешней торговли товарами
25. Для целей статистики внешней торговли товарами наблюдение проводится по следующим основным показателям:
а) отчетный период (месяц);
б) направление перемещения товара (импорт или экспорт);
в) код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;
г) страна назначения товара;
д) страна происхождения товара;
е) страна отправления товара;
ж) торгующая страна;
з) вес нетто (в килограммах);
и) код дополнительной единицы измерения в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;
к) количество товара в дополнительной единице измерения в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;
л) статистическая стоимость товара (в долларах США);
м) таможенная процедура (показатель используется по усмотрению уполномоченного органа);
н) особенность перемещения товара (показатель используется по усмотрению уполномоченного органа);
о) вид транспорта на границе государства-члена;
п) характер сделки в соответствии с классификатором, используемым в государстве-члене (показатель используется по усмотрению уполномоченного органа).
26. На основе увязки данных статистики внешней торговли товарами с данными других отраслей статистики и данными регистров (государственных, статистических, бизнес-регистров и др.) по усмотрению уполномоченного органа формируются данные о следующих характеристиках участников внешнеэкономической деятельности (интегрированные данные):
а) вид экономической деятельности;
б) размер (численность работников);
в) форма собственности;
г) административно-территориальная принадлежность.
XI. Распространение данных
27. Данные статистики внешней торговли товарами распространяются на регулярной основе путем их размещения на официальных сайтах (порталах) уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также опубликования в статистических изданиях.
Данные статистики внешней торговли товарами распространяются в агрегированном виде с соблюдением требований законодательства государств-членов о защите конфиденциальной информации.
28. В целях повышения доверия к распространяемым данным статистики внешней торговли товарами и для их правильной интерпретации публично размещаются метаданные, содержащие подробные сведения об источниках информации, методах статистических досчетов (в случае их проведения), методологических подходах к формированию данных.
В целях обеспечения достоверности данных статистики внешней торговли товарами осуществляется их актуализация на регулярной основе.
В интересах пользователей заблаговременно публично сообщается о датах размещения (опубликования) данных статистики внешней торговли товарами и их актуализации.
XII. Конфиденциальность информации
29. Отношение к информации, содержащейся в таможенных документах, регулируется положениями Таможенного кодекса и законодательством государств-членов.
30. Сведения об импорте (экспорте) товаров отдельным участником внешнеэкономической деятельности являются конфиденциальными. В соответствии с законодательством государств-членов к конфиденциальной информации могут относиться и другие сведения о внешней торговле товарами.
Для защиты конфиденциальной информации уполномоченными органами применяются специальные технические приемы, обеспечивающие сохранение полноты данных статистики внешней торговли товарами.
31. Сведения об импорте (экспорте) товаров отдельным участником внешнеэкономической деятельности уполномоченными органами предоставляются исключительно в случаях, предусмотренных законодательством государств-членов, Договором и иными международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
32. Защита конфиденциальной информации гарантируется уполномоченными органами в соответствии с законодательством государств-членов и осуществляется на основе принципов пассивной и (или) активной конфиденциальности.
Принцип пассивной конфиденциальности предполагает принятие уполномоченными органами дополнительных мер защиты конфиденциальной информации при распространении данных статистики внешней торговли товарами по обоснованной просьбе участника внешнеэкономической деятельности.
Принцип активной конфиденциальности предполагает принятие уполномоченными органами дополнительных мер защиты конфиденциальной информации при распространении данных статистики внешней торговли товарами в соответствии с требованиями законодательства государства-члена либо с целью предотвращения идентификации сведений об отдельном участнике внешнеэкономической деятельности.
XIII. Обеспечение сопоставимости данных
33. Расхождение статистических данных государства-члена и третьей страны о торговле товарами между ними может быть вызвано различными причинами, в том числе:
а) системой торговли, на основании которой ведется учет товаров;
б) особенностями стоимостной оценки импорта и экспорта товаров;
в) различием моментов учета импорта и экспорта товаров;
г) различием подходов к определению стран-партнеров;
д) отличием подходов к классификации товаров;
е) особенностями учета отдельных категорий товаров;
ж) неточностью сведений, содержащихся в источниках информации;
з) конфиденциальностью информации.
34. В целях обеспечения достоверности данных статистики внешней торговли товарами уполномоченными органами государств-членов и третьих стран проводится работа по сопоставлению данных о торговле между ними для выявления причин возможных расхождений и их минимизации.