Руководство для рабов

Я думаю, книга популярна именно потому, что у нее заманушная обложка, и ее покупают по угару. Это книжка, которую один топ подарит другому топу в качестве шутки или подколки с намеком на его деспотизм.

Из нее можно узнать немного исторических фактов, что делает ее полезной в графе «Повышение кругозора». Например, интересно описано восстание Спартака.

Но также в книге много отвратительного обращения с людьми, пыток и сексуальных утех.

Это самый главный вопрос к этой книге. Рабство уже давно в прошлом, и подчиненные — не рабы, и управляются они совсем не так. И поэтому материал устарел. Но для меня эта книга показалась актуальной, именно поэтому я и начал ее читать, а вовсе не из-за смешной обложки.

Римский рабовладелец благородного происхождения. Пять лет служил в римской армии легионером, участвуя в военных операциях, после чего вернулся в Рим —  управлять своими земельными владениями.

Прочитав книгу, у меня сложилось четко негативное мнение о нем как о личности. Жадный, завистливый, коррумпированный и оборзевший. Вдобавок ко всему, еще и любил 14-летних мальчиков.

Стиль письма

Она написана очень странным языком. Этот древний римлянин пишет как современный человек, и мне это не нравится. Я не ощущаю никакого римского стиля речи автора. Как говорится, «НЕ ВЕРЮ!». Это плохой перевод. Например, переводчик написал, а корректор пропустил фразу «Я не должен никому ни копейки». Ну какие еще копейки в древнем Риме? Ну неужели ж нельзя было написать «Я не должен никому ни гроша»?. И вот так криво-косо вся книга.

«Слово живое и мертвое», изд. 4, Нора Галь

Что же советует римлянин

Нужно быть высокомерным

Чтобы рабы уважали нужно вести себя как господин. Не вздумать дружить с рабами, не вздумать им улыбаться.

Круговая порука

По их закону, если один из рабов убивает своего хозяина, то к смерти приговариваются все рабы этого хозяина, сколько бы их ни было. Это сделано для того, чтобы заставить всех рабов среди своих предотвращать заговоры.

Также, рабов казнили, если на хозяина напали какие-то враги, и рабы его не защитили. Если хозяин совершал самоубийство в присутствии рабов, их тоже казнили за то, что не предотвратили.

Покупать рабов из разных мест, а не из одного

Для того, чтобы они говорили на разных языках и не могли болтать друг с другом или сговориться между собой на побег или восстание. Рабам нужно затруднить сотрудничество между друг другом. Где-то я такой подход уже видел… В армии. Призывают отовсюду и отправляют куда попало.

Кнут и пряник. Причем, буквально

От хозяйств, где трудятся рабы, римляне получали меньше прибылей, чем от хозяйств, где работали свободные граждане. Причина в том, что у раба нет стимула работать хорошо. Он работает за еду, и сколько бы он ни работал, все равно получит только еду. Но есть несколько методов, чтобы замотивировать рабов:

1. Обеспечьте рабов едой настолько, чтобы они могли работать, но не настолько, чтобы они обленились. Людьми невозможно управлять, не вознаграждая их усилий. Рабы работают плохо в том случае, если хорошая работа не приносит преимуществ, а за плохую не наказывают. Поэтому следите за поведением ваших рабов и выделяйте еду соответственно.

2. Дать рабу долгосрочную цель. (посулить карьерный рост до свободного человека). Свобода как награда за лояльность и трудолюбие. Если раб поверит, что цель достижима , он будет работать усердно.

3. Дать что-то, что раб не захочет потерять. Например, позволение рабу иметь детей. Если они заимеют детей, то смогут наслаждаться семейной жизнью, но если вы будете недовольны ими, вы можете продать их детей другому владельцу.

4. За высокую производительность предоставлять хорошим рабам выходные.

5. В ваших интересах обращаться с рабами великодушно. Если они работают хорошо, вы в отношениях с ними всегда должны проявлять воспитанность и корректность. Не следует позволять им быть наглыми и всюду соваться со своим мнением, но если они занимают управленческие позиции, вы должны обращаться с ними уважительно. Автор пишет, что рабы хорошо реагируют на такое обращение и работают потом с большим энтузиазмом. Такие рабы готовы умереть за своего хозяина, настолько велика их преданность. Они могут говорить с хозяином, но молчат под пытками врага, пытающегося выбить из них сведения, которые повредят хозяину.

Четкие обязанности

За каждую часть работы должен отвечать вполне определенный работник, т.к. в противном случае никто конкретно ни за что не отвечает и тогда работа идет плохо.

Назначить главного раба

На должность типа исполнительный директор. Он будет за всем следить и управлять. Но меня удивляет, что на эту должность он ставит одного из своих рабов, а не нанимает свободного гражданина Рима за деньги.

Нельзя полностью полагаться на главного раба

Нужно часто наведываться в свои имения. Иначе управляющий продаст что-нибудь или вырубит все деревья, чтобы половину дохода от этого отдать вам под видом прибыли от его эффективного управления, а другую половину положить себе в карман.

Рабы, даже во главе с управляющим, оставленные без присмотра, приведут хозяйство в упадок. Они отдадут скот напрокат, животных будут держать впроголодь, землю вспашут как попало и сделают вид, что семена пошли на посев, в то время как на самом деле они половину семян продали, положив деньги себе в карман. А урожай совсем растает из-за их воровства. Вы обнаружите, что управляющий, и наиболее влиятельные рабы находятся в сговоре, поскольку все они от этого выигрывают. В проигрыше будете только вы, хозяин.

Приезжайте без предупреждения.

Сколько у тебя рабов, столько у тебя врагов

Они будут лгать вам по поводу того, сколько пищи они съели, или заявлять, будто что-либо стоит дороже, когд на самом деле оно стоит дешевле. Они станут притворяться больными, чтобы не работать. Они будут стоять на кухне у печи, чтобы пропотеть, а потом демонстрировать вам эти капли пота как признак тяжелой лихорадки.

Они будут растягивать на весь день работу, которую можно сделать за час.

Они постоянно испытывают вас, присматриваясь, что и где можно урвать. Они будут плевать вам в суп и прятать ваши книги просто чтобы досадить вам. Сделают вид, что споткнулись и прольют рыбный соус вам на голову.

Они будут распускать слухи между рабов из других хозяйств о том, какой вы жестокий, жадный и похотливый, и эти слухи дойдут до других рабовладельцев, которые на совместной трапезе будут подкалывать вас.

Забавные моменты

В книге написано, что у Диогена, который жил в бочке, оказывается, тоже был один раб. И он сбежал.

Рабский менталитет

Рабов в то время иногда освобождали в награду за хорошую службу. Так вот, автор с большим негодованием и досадой пишет о том, что у этих рабов вовсе не было никакого рабского менталитета (он не использовал это словосочетание). Автора бесило то, что освобожденные рабы с неиссякаемым упорством рвались к успеху. Политикой им заниматься было нельзя по закону (за что автор благодарит всех богов), поэтому они шли в торговлю и очень быстро становились богатыми. Их тяга к богатству и общественному положению была в 3 раза сильнее, чем у тех свободных граждан, которые никогда не были рабами. И автор находил это весьма возмутительным. Особенно то, что они начинали смотреть на знать как на равных.

Как-то раз автор встретился со своим бывшим рабом, которого когда-то освободил, а у того уже был свой бизнес. И начал этот рабовладелец давать ему советы, как ему свой бизнес вести. Но бывший раб его перебил, прервал его речь, от чего Марк Сидоний возмутился и надавал ему пощечин.

После этого он был просто в шоке от того, что этот бывший раб потащил его в суд, где заявил, что своими пощечинами он его обесчестил как свободного гражданина. Всё закончилось тем, что судья оказался знакомым Марка Сидония Фалкса, и заявил, что это абсурд, когда тот, кто совсем недавно являлся всего лишь частью имущества своего господина, заявляет о бесчестии, нанесенному ему бывшим хозяином. Как бывший раб, он никогда не имел никакой части в глазах хозяина, поэтому обесчестить его невозможно.

Вывод

По крайней мере, прочитавшие эту книгу любители словосочетания «офисное рабство» или «работа от слова раб», увидят, какой жестью было рабство на самом деле. И поймут, что настоящие рабы согласились бы драться насмерть за возможность поменяться с ними местами.

Оценки:

Повышение общего кругозора: 4/5

Практическая польза: 0/5

Драйв при прочтении: 2/5

Если поискать эту книгу в контакте, то видно, что в менеджерских пабликах ее нет, т.к. она бесполезна. Зато чей-то обзор на нее крайне популярен во всевозможных бизнес-цитатниках

Причем, я почему-то предполагаю, что книгу там читать никто не собирается, а только репостят.

Один и тот же пост об этой книге символ-в-символ скопирован, по-моему, во всех бизнес-цитатниках, что есть в контакте. Возможно, чтобы создать отвращение к наемному труду как к таковому, ассоциировав его с рабством. И сплотить этих успешных бизнесменов вокруг единой идеи.



Прочитал, а точнее, прослушал аудиоверсию книги «Как управлять рабами». Очень интересно и открывает глаза на то, как, видимо, искренне размышляют государственные руководители о жителях страны. А ещё интересно наблюдать, как автор отмечает изменения в обществе: снижение социально-приемлемого уровня насилия по отношению к рабам. Короче, как обычно — выписка.

Введение

‹…› Основную часть работы по хозяйству выполняют рабы. Это особенно выгодно, поскольку означает, что хозяин домовладения не должен опираться на посторонних лиц для получения нужных услуг. Все мы знаем, как унизительно просить помощи и как скучно и утомительно привлекать к работе сторонних исполнителей. Они никогда не являются в оговоренный срок, могут запросить завышенную плату за услуги и, не имея потребности гордиться своим трудом, выполняют задания кое-как. Если же у нас есть рабы, мы можем быть уверены, что работа будет выполнена именно так, как мы этого пожелаем.

Интересно, что экономика учит нас думать ровно наоборот.

Избегайте рабов, которые постоянно находятся в состоянии печали и тоски. Быть рабом — не самая завидная доля, и те, кто склонен к депрессии, только усугубят таковую. Такое поведение — один из источников раздражения для рабовладельцев: в самом деле, как можно опираться на работников, которые чуть что — разражаются слезами, а то и пытаются прибегнуть к суициду? Согласно закону, продавец обязан дать потенциальному покупателю информацию о том, не было ли у раба попыток суицида. Но мы не всегда можем быть уверены, что нам говорят правду, поэтому лучше доверять своему инстинкту. Суицид — более распространенная проблема, чем вы можете подумать. Поскольку, как говорит пословица, «лучше умереть, чем быть рабом». Или ещё: «От того, что вам не нравится быть рабом, вы будете несчастны. Но от этого вы не перестанете быть рабом».

Глава 1. Как купить раба

Если вы увидели раба, в котором заинтересованы, не постесняйтесь хорошенько осмотреть его. Как вы сняли бы попону с лошади, которую собираетесь купить, чтобы лучше рассмотреть её особенности и обнаружить любые существующие или потенциальные недостатки, так же вы должны заставить работорговца снять одежду с раба. Уж кому-кому, а работорговцам доверять нельзя: нередко они стремятся скрыть при помощи одежды дефекты раба. Чтобы скрыть колени, вывернутые внутрь (деформация коленного сустава), на раба надевают длинную тунику. Или яркой одеждой пытаются отвлечь внимание от худосочности и невзрачности объекта продажи. Удостоверьтесь, что у мужчин-рабов в наличии оба яичка: вы же, наверное, хотите, чтобы они могли размножаться. Другими словами, не стесняйтесь прощупать и расковырять всё, что потребуется, дабы убедиться, что вы знаете всю правду об экземпляре товара, который стоит перед вами.

Если речь идет о существе женского пола, поинтересуйтесь, способна ли эта женщина к деторождению. Будьте в курсе относительно того, не было ли у неё мертворожденных младенцев, регулярны ли у неё менструации.

Комментарий к главе (тоже из книги):

В настоящее время неясно, действительно ли римляне занимались активным «разведением» своих рабов. Размножение рабов происходило естественным образом, учитывая то, что им часто позволялось иметь половых партнеров. Хозяин, как представляется, одобрял такие партнёрские отношения, но степень его участия в их создании неизвестна. Если хозяин был в курсе, разумно предположить, что он хотел бы предотвратить связь между двумя беспокойными, доставляющими ему хлопоты рабами, но это ещё не означает, что он стремился управлять биомассой своих рабов путём подбора хорошо сложенных и здоровых партнёров. Хозяева также предавались сексуальным утехам со своими рабами, что имело следствием (по крайней мере, если в этом участвовали особи женского пола) рождение детей. Дети, рождённые рабыней, юридически являлись рабами, даже в том случае, если их отцом был рабовладелец.

Глава 2. Как взять от рабов всё, что они способны дать

Хороших рабов очень деморализует, если они видят, что всю тяжелую работу делают они, а еду приходится делить пополам с теми, кто отлынивал. Важно также, чтобы каждый раб имел чётко определённую долгосрочную цель. Если вы интересуетесь их жизнью, в них может пробудиться надежда усердным трудом заработать себе свободу. Вы поймёте, что это сколь справедливо, столь и выгодно — предлагать свободу как долгосрочную цель, как награду за лояльность и трудолюбие. Если раб поверит, что эта цель достижима, он будет работать усердно, приближая её. Позволение рабу иметь детей даёт ему ещё один стимул работать усердно. Если они заимеют детей, то смогут наслаждаться семейной жизнью. Но если вы будете недовольны ими, вы можете в виде наказания продать их детей другому владельцу.

Не стоит считать, что рабский труд — это оптимальный выбор для вашего имения. Запущенную землю определённо лучше обрабатывать с применением труда наёмных работников, а не рабов, поскольку она требует большего количества специальных навыков и бо́льших усилий.

О, а тут уже понятная экономика.

Катон считал, что рабы должны либо работать, либо спать. Он действительно был счастлив иметь рабов, которые много спят, считая, что таких контролировать значительно легче, чем тех, кто полон энергии и невесть что способен натворить ‹…› Он считал, что половое влечение рабов относится к вещам, наиболее трудно поддающимся контролю, поэтому он выделял им специальное место, где они могли бы встречаться с женщинами-рабынями. Однако постоянные отношения не приветствовались. С моей точки зрения, это не способ вести хозяйство. Гуманность всё-таки предполагает наличие каких-то человеческих прав, даже если речь идет о жалком рабе.

Я всегда хвалю тех, кто работает хорошо, и всегда слежу за тем, чтобы никому даже в голову не пришло, будто они получают преимущества потому, что льстят мне. На самом деле, если они пытаются сказать мне, какой я замечательный, я наказываю их, чтобы поняли, что лестью они ничего не добьются, что нужно просто работать и давать результаты.

Я обучаю своих новых управляющих следующим вещам, которые, я считаю, помогут им стать более нравственными. (Это главным образом известные высказывания и старомодные советы, но в данном случае они уместны.) Я запрещаю им использовать рабов для иных дел, чем те, что связаны с интересами хозяина. Иначе вы можете обнаружить, что новые руководители используют своё положение, заставляя рабов выполнять их личные поручения, в то время как рабы должны работать на благо имения в целом. Управляющие не должны питаться отдельно от подчиненных; пусть едят ту же пищу, что и работники. Ничто так не раздражает усталого раба, как созерцание начальника работ, поглощающего вкусную и роскошную еду, когда сам раб получит только обычный скудный паёк. Это также означает, что управляющий должен проследить, чтобы общая пища была приготовлена должным образом, была питательной и полезной для здоровья.

Посещения собственных владений могут преподнести и неприятные сюрпризы. Однажды я посетил свое имение на юге Италии. Во время инспекционной поездки, когда я шел пешком через цветущие поля, к моим ногам вдруг бросилась женщина, которая была привязана за толстую веревку и держала в руках вилы. Её волосы были острижены, тело грязное, а туника рваная. «Пожалейте меня, хозяин! — запричитала она. — Я свободнорождённая, но была схвачена пиратами и продана вашему молодому управляющему как рабыня». Я поверил ей, потому что слог её был изящен, а черты лица благородны, что говорило о высоком, а не рабском происхождении. Она объяснила, что управляющий пытается заставить её сожительствовать с ним. Она умоляла меня освободить её и говорила, что вернёт мне 2000 сестерциев (столько она стоила) по возвращении домой, в семью, откуда её выкрали пираты. Она сорвала тунику и показала ужасные следы побоев: управляющий бил её. Я был глубоко тронут этой историей. «Вам не о чем беспокоиться, — сказал я, — вы можете вернуться домой без всякого возмещения расходов. Это просто безобразие и бесчестный поступок — содержать в таких условиях особу знатного происхождения, да ещё такую красавицу». Я вызвал управляющего, потерявшего стыд раба по имени Сосфен, и сказал ему: «Ты чудовище! Ты видел, чтобы даже с самыми никчемными рабами я обращался подобным образом?» Он признался, что купил её у перекупщика рабов, потому что она ему понравилась. Я снял его с поста управляющего, вернув на прежнее место, а женщине позволил помыться, переодеться в чистую одежду и отослал её домой.

‹…› в ваших интересах — обращаться с рабами великодушно. Если они работают хорошо, вы в отношениях с ними всегда должны проявлять воспитанность и корректность ‹…› Как я уже говорил, я общаюсь с ними, спрашиваю их мнения и даже совета, если по данному вопросу они знают больше меня. Я нахожу, что рабы хорошо реагируют на такое обращение и работают потом с бóльшим энтузиазмом. Иногда я применяю этот подход даже к тем, кто наказан — посажен на цепь в тюремной камере. Я посещаю этих провинившихся, проверяю, как они прикованы, а также спрашиваю, не считают ли они, что наказаны несправедливо. Потому что даже самый смиренный раб со значительной долей вероятности может быть наказан несправедливо: над ним ведь столько «начальства». Между тем именно эти простые, бесхитростные рабы, которым нечего терять, наиболее опасны, если их вывести из себя чрезмерно жестоким отношением. Я даже захожу так далеко, что позволяю им жаловаться на надсмотрщиков и изредка удовлетворяю их жалобы. Таким образом, нарушителям дается клапан, через который они могут выпустить пар, а управляющие и надсмотрщики знают свое место и опасаются превышать полномочия: ведь даже самый ничтожный раб может и пожаловаться, если его ущемляют несправедливо. И много чего может порассказать об управляющих.

Глава 3. Рабы и секс

Разведение рабов является полезным и выгодным делом, но вы должны иметь в виду, что оно требует определённых затрат капитала и много времени. С сельскими рабами дело обстоит проще. Поскольку они остаются на ферме целый день, всё, что требуется, — это закрепить за ними женщин. Сложнее с пастухами: они, как правило, пасут свои стада в горных долинах и лесистой местности. Жильё у них временное — такое, какое смастерят своими руками, условия суровые. Поэтому желательно посылать с ними женщин, которые помогали бы во всём и готовили еду. Однако следует убедиться, что они достаточно здоровые и способны выжить в таких условиях. Часто они успешно занимаются той же работой, что и мужчины, ухаживая за стадом, заготавливая дрова, управляясь по хозяйству. Когда дело доходит до кормления их отпрысков, я замечал, что они кормят детей грудью, не отрываясь от работы: в одной руке бревно, в другой — младенец. Это к тому, чтобы отметить, насколько мягкотелы и изнеженны современные молодые мамаши, которые по нескольку дней лежат под москитной сеткой, восстанавливая силы после родов.

Я предпочитаю приглашать своих управляющих обедать со мной, чтобы обсудить возможных партнёрш: пусть почувствуют свою причастность к решению, важному для всех нас. Выбирая женщину, которая будет в итоге управительницей хозяйства, вы должны остановиться на такой, которая продемонстрирует наибольшую умеренность в том, что касается еды, вина, сна и секса. А также она должна иметь самую лучшую память, проявлять самое большое усердие в выполнении любых задач и больше всех стремиться угодить хозяину. Это стремление вы можете поощрять: показывайте ей, как вы счастливы, когда она вам угодила, и как разочарованы, если у неё не получилось угодить.

Глава 4. Что делает раба рабом, и откуда берутся хорошие рабы.

Рабы почти всегда стоят ниже своих хозяев, и печальным фактом является то, что большинство рабов не получают таких образования и обучения, которые могли бы сделать их лучше. А ещё более печальный факт сегодняшней жизни состоит в том, что мы уже шагу не можем ступить без обслуги. Рабы выращивают для нас еду и готовят её. Они стирают нашу одежду и носят наш груз. Я знаю одного известного римского гражданина, который настолько не был способен к самоограничению и настолько потерял свое достоинство, что приставил к себе раба, который за обедом удерживал его за руку, если он поглощал слишком много пищи. Вот уж позор-то: он скорее готов повиноваться рабу, чем самому себе. Такие хозяева, которые не могут побороть своего болезненного пристрастия к роскошной жизни, и есть истинные рабы — рабы своих низменных влечений.

Глава 5. Наказание рабов

Следует также помнить, что владение рабами дает владельцу возможность личного совершенствования. Оно учит нас управлять своими инстинктами. Это ещё одна причина, по которой я стараюсь не бить рабов собственными руками. Куда лучше сдержать свой гнев на несколько минут и вместо того, чтобы поддаться губительному и недостойному приступу гнева, внимательно посчитать, сколько ударов розгой или хлыстом провинившийся раб заслуживает. А затем наказание будет исполнено другим слугой, специально обученным, или нанятым для этой цели человеком.

Пауза перед наказанием рабов также даёт возможность утвердить свое моральное превосходство. В конце концов, мы простили галлов и бриттов за сопротивление нам — почему бы не продемонстрировать тот же дух прощения перед этими рабами, ещё более ничтожными? Разве мы не способны проявлять милосердие к несчастному рабу, вся вина которого в том, что он был ленив или болтлив? Если это ребёнок, его проступок извинителен из-за его возраста, если женщина — из-за её пола. Как мы слишком уважаем тех, кто стоит выше нас, чтобы сердиться на них, так же мы должны слишком уважать себя, чтобы сердиться на наших рабов. Едва ли это акт героизма — послать несчастного в тюрьму, чтобы потом остывать несколько дней.

Глава 6. Когда помогут только пытки

Рабы — злостные лжецы, и правду они могут сказать, только если заставить их корчиться от боли. Единственное исключение: раб не может свидетельствовать против своего хозяина, кроме случаев государственной измены.

Надо сказать, в прошлом некоторые владельцы заходили слишком далеко в пытках своих рабов, чтобы заставить их сказать так называемую «правду». Женщина по имени Сассия однажды пыталась сфабриковать доказательства того, что её сын Клуенций убил своего отчима Оппианика. Поэтому она пытала трёх рабов (их звали Стратон, Аскла и Никострат), но они выдержали пытки и ничего не сказали. Какая женщина уймется, не достигнув желаемого? Она продолжала, используя всё более изощрённые пытки. Свидетели пыток уже не могли выносить их вида. В конце концов опустил руки даже палач. Разъярённая Сассия требовала продолжения, но один из свидетелей заявил, что такой допрос направлен не на то, чтоб добиться истины, а на то, чтобы заставить рабов говорить неправду. Другие свидетели согласились с этим, и все они покинули зал. Но разбушевавшаяся женщина продолжала мучить рабов. В конце концов Никострат умер, а Стратона она распяла, предварительно вырвав язык, чтобы помешать ему инкриминировать преступление ей самой.

В те времена Сассия имела полное право подвергать пыткам своих рабов, чтобы они помогли ей узнать правду о случившемся. Но она делала это с такой жестокостью, которая в наше время уже не дозволена: наши великие императоры решили лично вникать в подобные истории отношений между хозяином и его рабами. Как мы видели, хозяева уже не могут просто убить своих рабов без веской на то причины. Рабы имеют право обратиться в суд ‹…›

Новая этика!

Особенно шокирует то, что даже один из наших императоров злоупотреблял применением пыток для получения показаний от рабов, обеспечивая осуждение их хозяев. Так, Домициан всякий раз, когда хотел пополнить государственную казну и набить свой собственный карман, выбирал своей целью определённых сверхбогатых людей. Но, не в силах привлечь этих людей к ответственности в соответствии с нормами права, он обвинял их в государственной измене. После этого он подвергал пыткам их домашних рабов (разрешения владельцев не требовалось ввиду тяжести их обвинения), чтобы подтвердить так называемые факты по поводу заговоров их хозяев против императора. На самом деле зачастую он не марал руки пытками. Он просто поощрял и подкупал рабов, чтобы они свидетельствовали против хозяев. Тем самым Домициан продемонстрировал, что в отношении нравственных принципов и моральных качеств он ничуть не выше раба.

Глава 7. Развлечения и игры

Ни при каких обстоятельствах не позволяйте вашим городским рабам пристраститься к обыкновению приезжать в центр города и бесцельно там слоняться. Оглянуться не успеете, как они превратятся в бездельников, привыкших к праздному времяпрепровождению. Такие бродят по Марсову полю, околачиваются возле цирка и театров, охочи до азартных игр, сидят в кабаках и тавернах, занимаются развратом в борделях. И даже если вы насильственно вернёте их к прежним обязанностям, они никогда не перестанут мечтать об этих безумствах.

Глава 8. Помните о Спартаке!

Позвольте мне рассказать историю о префекте Рима по имени Педаний Секунд — человеке, наделённом властью, который, тем не менее, был убит обычным рабом. Неясно, почему раб был одержим желанием мести. Либо потому, что Педаний отказался дать ему вольную, либо потому, что у раба были любовные отношения с одним из мальчиков хозяина, а он не мог разделить с ним любовь. Какой бы ни была причина, но он его убил. Поэтому, согласно древнему закону, все рабы домохозяйства Педания были обречены на смерть, ибо не сумели спасти его. Ведь хотя бы один из них должен был знать что-нибудь, или подозревать, или вмешаться, чтобы не допустить убийства?

Комментарий к главе (тоже из книги):

Сплетни и болтовня также были для рабов способом попытаться изменить поведение их хозяев. Сплетничая, они доводили сведения о скверном обращении с ними хозяина до более широкой аудитории. Тем самым они наносили удар по репутации хозяина, представляя его как дурного человека. Совет, данный Цицерону во время предвыборной агитации, показывает: сплетни часто исходят из домашних хозяйств.

Глава 9. Освобождение рабов

Многие рабы жаждут свободы. Несмотря на тот факт, что они не имеют никакой социальной ценности (являясь просто собственностью другого человека — хозяина), они чувствуют себя униженными и заслуживающими лучшего обращения. И хотя в моральном плане им, как правило, грош цена, они считают, что заслуживают того, чтобы быть свободными. Многие из них, похоже, смутно чувствуют какую-то несправедливость своего положения: с чего это вдруг они должны быть рабами? Даже при том, что моральные и правовые аргументы, которые им приводят, вески и неопровержимы… Такие рабы знают, что они будут освобождены, если это принесёт выгоду их владельцу. Освобождение — та самая «морковка», при помощи которой можно заставить раба трудиться усердно и честно.

«Похоже, смутно чувствуют какую-то несправедливость своего положения»!

На самом деле стать свободными хотят не все рабы. Некоторые так довольны семьёй, где они живут, тесными отношениями с хозяином, что, похоже, не много приобретут, получив свободу и возложив на себя все заботы и всю ответственность этого статуса.

Тоже вечная тема про то, что угнетаемые не так-то уж и хотят свободы.

Нередко владелец освобождает рабыню, потому что имеет к ней нежные чувства и хочет, чтобы их отношения завершились законным браком. Хотя это, возможно, в некотором смысле и предосудительно, но нет ничего удивительного, если хозяин, будучи одиноким, сближается с привлекательной молодой рабыней, которая стремится угодить ему. Если вы окажетесь в таком положении, не забудьте подчеркнуть: вы освобождаете девушку на условиях брака. Я знаю несколько таких случаев, когда старый дурень втрескается в молоденькую, даст ей вольную в ожидании свадьбы — а она сбежит с молодым. Или ещё нередко случается, что ваш вольноотпущенник хочет заплатить вам за рабыню, которой вы владеете, чтобы вы отпустили её: у него с ней сложились любовные отношения, когда он ещё сам был рабом. В таких случаях было бы жестоким лишить верного слугу возможности вкусить плоды семейного блаженства. Однажды даже случилось так, что вольноотпущенница вернулась, чтобы выкупить своего партнёра. Опять же, мне трудно было ответить отказом, учитывая долгие годы её верной службы и тот факт, что она родила мне трёх здоровых сыновей. Что касается женщин-рабынь, я обычно не рассматриваю вопрос об их освобождении, пока они не вышли из детородного возраста или не нарожали уже достаточно. Моя семья имеет слишком большую необходимость в доморощенных рабах, чтобы я потакал всем их желаниям.

Сколько нужно служить, чтобы заслужить свободу? Есть доводы в пользу максимального ограничения числа лет службы. 20—30 лет рабства — это слишком уж сурово. Я вообще считаю, что освобождать нужно тридцатилетних: у получивших свободу должно быть время, чтобы найти свое место в обществе и продолжать оказывать вам услуги в качестве лояльного вольноотпущенника. Некоторые считают, что достаточно пяти-шести лет службы. Если римский солдат попадает в рабство в результате пленения во время войны и выкупается государством, он отрабатывает стоимость выкупа пятью годами службы в качестве государственного раба.

Не стоит удивляться, что наши вольноотпущенники благодарны нам. Мы купили их как ничтожных рабов, захваченных у варварских племен, или, если они воспитаны дома, мы вырастили их за свой счёт. Затем, после оказанных нам услуг, мы позволили им найти свой путь в величайшем обществе мира. Как полноправные граждане, они и их потомки будут среди наиболее успешных и цивилизованных граждан на земле.

Глава 10. Проблемы с вольноотпущенниками

Освобождение рабов — всегда милость со стороны хозяина. Хозяин, оглядываясь назад, на многие годы честной службы конкретного раба, впадает в сентиментальное настроение и хочет почувствовать тёплый свет, исходящий от акта манумиссии. Мы думаем, что наши вольноотпущенники пойдут по жизни, храня в своей душе благодарность к нам, что они захотят возместить нам нашу щедрость и доброту, что нет такого, чего бы они не сделали, чтобы помочь нам хоть в малом. Мы ожидаем, что раб, получив свободу, будет счастлив оказать должное уважение бывшему хозяину, занимающему более высокое социальное положение. Увы, мы ошибаемся. Ибо вольноотпущенники чаще всего не проявляют к бывшему хозяину того почтения, какое должны бы. Вместо этого они проникаются идеями быстрого достижения успеха, резкого улучшения своего благосостояния, каким бы хорошим оно ни было.

Вот же какие!

Приведу пример: вот мой вольноотпущенник Сервий. Я воздал ему, образованному человеку, должное, даровав ему свободу, и он, как это принято, взял моё имя: Марк Сидоний Сервий. Но едва он освободился от своих оков, как стал вести себя по отношению ко мне так, будто мы равны. Он обращался ко мне с фамильярностью и редко давал себе труд явиться, чтобы засвидетельствовать почтение утром. Однажды он даже прервал меня, когда я объяснял ему, как, по моим представлениям, он должен развивать своё дело, которому я обеспечил финансовую поддержку. Я вспылил, дал ему несколько лёгких пощечин и недвусмысленно сообщил, что я думаю о его поведении. Что было дальше — вы не поверите! Он потащил меня в суд. За пощечину! Он утверждал, что я обесчестил его, как свободного гражданина, таким обращением. Естественно, судья, которого я знаю на протяжении многих лет как человека, обладающего здравым смыслом, подошёл к вопросу иначе. Он прекратил дело, заявив, что это абсурд, когда тот, кто совсем недавно являлся всего лишь частью имущества своего господина, заявляет о «бесчестии», нанесённом ему бывшим хозяином. Как бывший раб, он никогда не имел никакой чести в глазах хозяина, поэтому «обесчестить» его невозможно.

Глава 11. Христиане и их рабы

Христиане всегда кажутся имеющими «пунктик» в отношении секса, то же и в связи с рабами. Некоторые из них, похоже, считают, что это неправильно, когда хозяин делит постель с рабом. Они заявляют, что, если глава домохозяйства имеет интимные связи с рабынями, его жена недалеко ушла от статуса рабыни. Они говорят, что, когда глава домохозяйства ведёт себя аморально, он подрывает мораль рабов. Они справедливо утверждают, что хозяин в доме — голова: его стиль жизни устанавливает стандарты поведения для всех. Но они продолжают настаивать, что половая связь хозяина с рабынями порочна, ибо у последних нет выбора и они становятся рабами чужой похоти. Это обычная христианская болтовня. И вы будете наивны, если поверите, что на самом деле богатые христианские владельцы не ведут себя так же (как римляне). Почему бы и нет? В конце концов, бывало ли когда-нибудь такое, чтобы рабыни не пользовались вниманием хозяина?

«Обычная христианская болтовня»!

Марк Фалкс: Как управлять рабами

Марк Фалкс Как управлять рабами

  • Название:

    Как управлять рабами

  • Автор:

  • Издательство:

    Array Литагент «Олимп-Бизнес»

  • Жанр:

  • Год:

    2016

  • Город:

    Москва

  • Язык:

    Русский

  • ISBN:

    978-5-9693-0323-2

  • Рейтинг книги:

    5 / 5

  • Избранное:

    Добавить книгу в избранное

  • Ваша оценка:

    • 100
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

Как управлять рабами: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Как управлять рабами»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Цепочка событий – не случайных, но не связанных между собой, – побудила римского патриция по имени Марк Сидоний Фалкс составить это пособие-наставление античного топ-менеджера. Во все века (а от времен, описываемых в книге, нас отделяет более двух тысячелетий) главное в искусстве управления – управление людьми. Труд Фалкса посвящен именно этому, и мудрость римлянина очень полезна нам, хоть отношения большинства работников с большинством работодателей и претерпели существенные изменения. Современному руководителю вряд ли будет полезно знание о том, где в столице Италии купить сотрудников-евнухов и как при найме отличить соискателя, которого долго морили голодом, от сытого и здорового, попавшего в плен после поражения в битве. Каждое слово, каждая деталь в повествовании автора (от лица римлянина Фалкса книгу записал известный британский историк Джерри Тонер) выверены по десяткам исторических источников – от Аристотеля до Катона. Все уроки от Марка Сидония Фалкса важны и актуальны сегодня. Например: «…жизнь раба – это не только тяжкий труд до седьмого пота. В ней должно быть время для отдыха и нехитрых развлечений. Это разумно при условии, что рабы прилично себя ведут и выполняют свою нелегкую работу. Ведь довольный раб будет в дальнейшем хорошо работать, и наоборот: рабы, погрязшие в нищете, измученные невзгодами и страданиями, совершенно не склонны к трудовому энтузиазму, всегда пытаются увильнуть и отвертеться от любого задания». Книга «Как управлять рабами» предназначена руководителям коммерческих организаций различной юридической формы и государственных унитарных предприятий; студентам и преподавателям высших и специальных учебных заведений; администраторам государственных и некоммерческих организаций; офицерам всех родов войск, а также любителям истории Древнего Рима и ценителям мудрых советов, изложенных в прекрасном переводе на русский язык. Джерри Тонер, д-р наук, профессор, руководитель исследований по античной филологии в Кембриджском университете, преподаватель факультета античной литературы. Его научная деятельность посвящена истории и культуре общества Древнего Рима. В настоящее время работает над рядом проектов, исследующих общественные отношения низших слоев римского населения. Совместно с Мэри Бирд ведет курс «Массовая культура в Римской империи». После защиты докторской диссертации по античной литературе в Кембриджском университете Тонер в течении 10 лет был инвестиционным менеджером в лондонском фонде фондов и управлял активами на 15 миллиардов долларов. Свой опыт в бизнесе Джерри Тонер использует, курируя учебу студентов программ MBA и EMBA, а также возглавляет Комитет по инвестиционной стратегии.

Марк Фалкс: другие книги автора

Кто написал Как управлять рабами? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Уважаемые правообладатели!

Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

Как управлять рабами — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Как управлять рабами», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Джерри Тонер, Марк Фалкс

Как управлять рабами

Предисловие к русскому изданию

Ведий Поллион, богатый римлянин, решил произвести впечатление на императора Августа и отдал приказ наказать молодого раба за какую-то провинность, бросив в пруд с муренами. Однако Август не был впечатлен. Более того, он был возмущен необъяснимой жестокостью и приказал Ведию освободить мальчика.

Можество римлян, как и Август, считали чрезмерную жестокость по отношению к рабам неприемлемой и шокирующей. Они понимали, что запугать рабов – вовсе не означает заставить их хорошо работать. Рабы были для хозяина дорогим капиталовложением, и жестокость по отношению к ним означала причинение ущерба собственным активам. Римляне предпочитали использовать иные методы, побуждающие рабов работать лучше и охотнее, – от небольших поощрений и долгосрочных стимулов до действий, направленных на улучшение моральной атмосферы в домохозяйстве и выработку командного духа. Из этого опыта мы способны почерпнуть больше, чем может показаться на первый взгляд, представлений о том, как успешно управлять людьми в современном мире, в компаниях и корпорациях.

Кроме того, книга «Как управлять рабами» показывает, как римляне относились к руководству и лидерству. Они понимали, что существует огромная разница между наличием организационных навыков, позволяющих создать некую структуру, и способностью действенно руководить ею. Одна из проблем современных менеджеров заключается в том, что они зачастую неуютно чувствуют себя в лидерской позиции. Они стремятся сохранять со всеми дружеские отношения. В Риме такая слабость послужила бы предметом для насмешек. Разве Юлий Цезарь вел свои легионы, убеждая их вникнуть в необходимость покорения Галлии? Успешные лидеры должны выделяться из общей массы и использовать свои выдающиеся способности, чтобы вдохновить, уговорить, а иногда и просто заставить людей делать то, что сделать необходимо.

Некоторые западные читатели нервно реагируют на данную книгу, говоря, что владеть рабами и управлять подчиненными – это совершенно разные вещи. В общем смысле они, конечно, правы. Но при более глубоком рассмотрении вопроса мы обнаружим немало общего между двумя разными ситуациями. Это неудобная истина, но истиной она от этого быть не перестает: как древние рабовладельцы, так и сегодняшние корпорации стремятся по максимуму использовать свои человеческие ресурсы. Если смотреть глубже, управление другими людьми всегда предполагает поиск решений извечных проблем: оценка работников в условиях ограниченной информации, мотивация их, поощрение, поддержание дисциплины и наложение взысканий и, наконец, способы расстаться с ними. Как бы мы ни стремились замаскировать суровые реалии наемного труда пышной риторикой взаимного сотрудничества и дружеских отношений в условиях «работы в одной команде», нам будет полезно прислушаться к прямолинейно-честным высказываниям древних римлян. В те времена каждый ясно сознавал свое место, пусть даже иногда, как ни ужасно, место в очереди на казнь.

Я думаю, что российским читателям гораздо лучше, чем их британским современникам, ведомы нравы необузданного капитализма. Взлеты и падения последних двух десятилетий наглядно продемонстрировали им как преимущества, так и проблемы, которые может нести с собой экономический либерализм. Я также ожидаю, что российская читающая публика сумеет по достоинству оценить те качества, которые присущи Марку Сидонию Фалксу. Это решительный администратор, которому не свойственны слабости сегодняшних западных руководителей. Он хорошо понимает, что надо делать, чтобы подчиненные его уважали, как поддерживать порядок в доме и в хозяйстве. Если для достижения этих целей придется с кем-то обойтись жестко, ну что ж – такова суровая жизненная необходимость.

Джерри ТонерКембридж, январь 2015

Предисловие

Я никогда раньше не сталкивалась с таким персонажем, как Марк Сидоний Фалкс, но этот тип людей мне знаком. Во времена Рима было немало тех, кто владел огромным числом рабов и едва ли давал себе труд задуматься над этим. Рабовладение было абсолютно нормальной, естественной частью общественного уклада. Нет, римляне, конечно, думали о своих рабах, но на свой лад: как ими управлять, как за их счет предстать в выгодном свете перед друзьями. А кто поумнее (не исключено, что к таковым относится и Фалкс), те могли порой испытывать страх. Их беспокоило то, о чем рабы говорят за их спинами, и то, насколько долог век культуры Древнего Рима. Римский лозунг «Сколько рабов – столько врагов» известен Фалксу. Как и ставший притчей во языцех случай, имевший место во времена правления императора Нерона, когда римский плутократ был убит одним из его четырехсот рабов. Как мы увидим дальше, Фалксу не спалось бы в своей постели, если бы для устрашения не были подвергнуты казни все рабы того хозяйства[1].

Читать дальше

Похожие книги на «Как управлять рабами»

Представляем Вашему вниманию похожие книги на «Как управлять рабами» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.

Обсуждение, отзывы о книге «Как управлять рабами» и просто собственные мнения читателей. Оставьте ваши комментарии, напишите, что Вы думаете о произведении, его смысле или главных героях. Укажите что конкретно понравилось, а что нет, и почему Вы так считаете.

Иванов Егор

(рецензий 2 / оценок +25)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

0

По сути компиляция античных источников по теме рабства и рабовладения. Охватывает слишком большой период римской истории, около 400 лет за которые существенно менялся сам характер рабовладения, чтоб быть вложенным в уста одного персонажа — Марка Сидония Фалкса. Более интересно как этакий ликбез по истории античного рабовладения, благо автор в конце каждой главы даёт отсылки к источникам, откуда взят тот или иной эпизод. Как из пособия по управленческой деятельности что-то новое вряд ли отсюда можно почерпнуть. Можно рекомендовать скорее тем, кто интересуется историей античности. Есть вторая книга этого автора «Upgrade по-римски. Руководство для варваров», тоже компиляция уже на более общую тему — римского менталитета и римского национального характера.

Прошаренко Артём

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

0

Давно хотел написать отзыв, да руки не доходили. Книга интересная, своеобразная и местами дикая. Читал не как пособие по менеджменту, а как художественную книгу. Советую прочитать тем, кого уже рвёт от напыщенных жестких таймингов и прочих наборов букв.

(рецензий 3 / оценок +12)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+1

Полная чушь. Лишь раздел после каждой главы в виде «Комментариев» нашего современника имеет какое-то отношение к античной истории. Книга рассчитана на отечественных или западных придурков, явно не осиливших курс истории средней школы. Редкое чувство — жаль потраченных денег, благо хватило часа , чтобы ознакомиться с этой ерундой.

(рецензий 19 / оценок +75)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+6

Вторая рецензия на книгу, по прошествии времени,
актуальность книги раскрылась когда на работу были приняты жители таджикистанаузбекистана. Макаренко тихо курит в сторонке. Принципы данной книги подошли на 100%

Марина

(рецензий 12 / оценок +28)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+1

Очень живо себе представила, как покупаю рабов. На самом деле, в нашей профессии (я — HR-директор) собеседовать розничный персонал дело начинающих, но даже сейчас, «охотясь» на руководителями департаментов, готова признать, что их логика тоже бывает не менее рабская, чем у сотрудника, который работает почти что «за еду». Интересная книга для нашей профессии. Почти учебник с историческими сравнениями для образности. Рекомендую.

Светлана

(рецензий 11 / оценок +14)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

0

Настольная книга. Подчиненных у меня нет, но зато я теперь лучше понимаю многих своих сослуживцев. Книга глубокая и с тонким юмором. Редкое сочетание. Полезна будет всем. И в истории Римской империи себя лучше будете чувствовать и на людей в офисе по-другому смотреть.

Жданова Марина

(рецензий 17 / оценок +47)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+1

Некоторым начальникам главу этой книги о Спартаке нужно перечитывать. Терпение у людей рано или поздно заканчивается. Даже у ничтожеств и тварей дрожащих. Управлять не значит: унижать

Эсана

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+1

Классная книга. Советы римского патриция со «случайными» словечками вроде «персонал», «мотивация». Вот у меня всегда был вопрос: человека всегда нужно жестко мотивировать? Это же и есть скотский принцип. Вол в поле за еду и по привычке. Свободному человеку не нужна мотивация, она у него внутренняя. Я бы эту книжку рекомендовала для старших классов и институтов. Чтобы молодежь понимала: или выбираешь свою профессию «по любви» или участь раба тебя в том или ином варианте не минует. Вот это выбор, вот это мотивация.

Олег

(рецензий 11 / оценок +21)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+1

Особенно интересные главы о наказаниях, поощрения, обучении, сексе. Размышления о безопасности рабовладельца. Можно сказать — вековая мудрость. Мне всегда было интересно тема манипуляции человеческим страхом потерять работу и стабильность. Вот в чем наше рабство.

Александр Мартынов

(рецензий 10 / оценок +21)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

0

Провокация, наверное, но очень стильная, тонкая. Может кто из читателей после прочтения примкнет к левым, кто-то пойдет «Гладиатора» пересмотрит. В любом случае – книга свежая какая-то. Читал с интересом.

(рецензий 5 / оценок +12)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

0

Я покупала эту книгу думая что там написано как управлять персоналом. И что название этой книги просто такое броское. Но название книги реально отображает смысл книги. Там реально про рабов и Рим. Я очень надеялась что к концу книги автор проведет черту между античными рабами и нынешними наемными работниками, но нет. Рассказывается как выбрать раба, какие уловки у работорговцев, как их содержать, чем кормить, как наказывать и тд. Странные советы типа того чтобы перед покупкой раба нужно посмотреть не вывернуты ли у него колени назад, иначе он тогда и гроша не стоит. Короче когда я поняла что в этой книге ничего другого не будет я перестала ее читать. Жаль потраченные деньги, как по мне. Да и не приятно было читать про ту жестокость хозяев над робами.

Natali*

(рецензий 1834 / оценок +5604)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+15

Возрастная аудитория:

От 18 лет

Эта книга предназначена скорее для интересующихся античной историей, чем для специалистов по менеджменту. Историки хорошо знают, что в Древнем Риме была по существу своего рода прикладная наука об управлении домохозяйством, включая и управление рабами. Вот современный экономист-историк и попробовал эту науку реконструировать — собрать воедино рассеянные по многим источникам данные о том, как управляли рабами. Как источник по античной экономике книга написана очень хорошо. Современным менеджерам это не очень пригодится, а то прочитают, как надо пытать рабов, и начнут… А с ценой книгоиздатели что-то явно потеряли чувство меры.

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

0

Возрастная аудитория:

От 18 лет

Книга представляет собой некую смесь: с одной стороны это управленческие советы начинающему менеджеру, а с другой — введение в тему жизни рабов времен имперского Рима.
Как ни жаль, но истории в ней все-таки меньше, а вся информация дается очень кратко, но зато с обилием ссылок на разные источники.

О качестве печати также необходимо упомянуть, так как оно находится на очень высоком уровне. Книга поставляется в красивой обложке, а в целом ее приятно держать в руках и листать.

Рекомендую в качестве легкого и приятного чтения на уикенд.

(рецензий 19 / оценок +75)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+7

Книга не понравилась, автор то отсылает к юридическим аспектам, то к уже набившим оскомину обычаям того времени из учебников истории, периодически вступая в диалог с Марком Сидонием.
Единственная сильная мысль автора которая и побудила купить книгу — попытка провести параллель между современными обществом и прошлым сквозь призму «наемная работа — тоже рабство» но эта мысль практически полностью раскрыта в статье о книге http://secretmag.ru/articles/2015/07/10/slaves/ ««Как управлять рабами». Советы античного топ-менеджера» Остальное в книге Вода.
Не рекомендую как подарок, так и для личного чтения.
Брал как подарок управленцу — прочитав заменил подарок на «Педагогическую Поэму» А. Макаренко

Бестселлер известного британского профессора Джерри Тонера, основанная на рекомендациях и воспоминаний древнеримского патриция Марка Сидония Фалкса

Существует такой и грустный анекдот: «В древности рабам давали столько пищи, одежды и времени для отдыха, чтобы они не умерли от голода, холода и усталости. В общем, никаких серьезных изменений в трудовых отношениях с тех времен не произошло». Эта и другие шутки на тему «офисного рабства», как правило, воспринимаются достаточно негативно и уже успели набить определенную оскомину. Однако, если отодвинуть в сторону некоторые культурные различия и мешающие думать предрассудки, то можно принять очень продуктивный факт, а именно – некоторые принципы выстраивания отношений господина и рабов (простите, руководителя и подчиненных) действительно остались такими же, как и две тысячи лет назад.

Именно об этом – бестселлер известного британского профессора Джерри Тонера (доктора наук и преподавателя факультета античной литературы в Кембриджском университете), основанная на рекомендациях и воспоминаний древнеримского патриция Марка Сидония Фалкса. Книга, которую Тонер написал от лица Фалкса, является разносторонним пособием античного топ-менеджмента – здесь раскрыты, пожалуй, все аспекты, касающиеся организации работ и «кадровой политики» в немаленьком поместье патриция. Хотя ценность данного труда не только в ценных указаниях и исторической достоверности (книга выверена по многочисленным источникам – от Канта до Аристотеля).

«Как управлять рабами» с трудом вписывается в рамки привычных литературных жанров. Критики и читатели до сих пор не могут определиться с однозначным ярлыком для книги. Можно ли назвать ее переводом, если Джерри Тонер указан на титульном листе всего лишь как соавтор? Или это стилизованный исторический роман? Или же все-таки – сатира в духе Джонатана Свифта, блестящая критика устройства современного общества, сдобренная практическими рекомендациями, которые прошли многовековую проверку?

Пока критики спорят, читатели просто получают удовольствие и от тонкого римско-британского юмора, в духе которого выдержана вся книга, и от тех практических уроков, которые из данного бестселлера можно почерпнуть. На самом деле, хотя многие сведения, указанные в труде Фалкса и Тонера (поверим создателям книги и будем условно считать их соавторами), и потеряли свою прикладную ценность (например, вряд ли современным руководителям пригодятся сведения о местах покупки евнухов в Древнем Риме или признаки, по которым можно определить рабов, не пригодных к тяжелому физическому труду), многие перечисленные приемы кадровой политики можно с успехом перенести в реальность сегодняшнего дня. Для удобства читателей, желающих извлечь из чтения именно прикладную пользу, характерный римский стиль повествования и соответствующая лексика разбавлены вполне современными HR-терминами (персонал, сотрудники и т.п.).

Итак, какие же приемы эффективной организации работы предлагают античный аристократ Марк Сидоний Флакс и его современный соавтор, историк Джерри Тонер?

Четкая организация работы и групп ответственности

Патриций советует разделить всех работников имения на группы, каждая примерно по десять человек, с таким расчетом, что эти команды будут распределены по всему имению и будут заниматься каждая своим делом. Флакс предостерегает как от слишком маленьких групп (два-три человека или, хуже того, в одиночку) – их работу сложно курировать, так и от чересчур больших — чем обширнее группа, тем легче принцип личной ответственности растворяется в ответственности коллективной. Если работник не чувствует, что именно он отвечает за конкретный результат, то и результат общего труда скорее всего пострадает. Чем четче определены обязанности каждого раба в отдельности, тем продуктивнее он работает.

Важность руководителя среднего звена

Именно начальники над группами, по мнению Марка Флакса, обеспечивают бесперебойную и продуктивную производительность труда. Разумеется, такой человек должен быть строгим и в определенных местах даже безжалостным к подчиненным. Однако определенное внимание патриций также уделяет и другой стороне медали – нравственному воспитанию надсмотрщиков. Они ни в коем случае не должны использовать труд подчиненных для выполнения своих личных дел и решения личных проблем (помимо прочего, это крадет труд раба у «общего блага» — состояния дел в имении в целом). Кроме того, руководитель среднего звена не должен сильно возвышаться над коллективом – Флакс отмечает, что ничто так не раздражает уставшего раба, как надсмотрщик, сидящий на более удобном месте и вкушающий более богатую пищу. Поэтому в имении патриция надсмотрщики питались совместно с рабами и получали тот же продуктовый набор, что и их подчиненные.

Не перекладывайте на подчиненных те функции, которые легко можете легко выполнить сами и не набирайте большой штат сотрудников, если можно обойтись меньшим

Марк Сидоний Флакс приводит в качестве иллюстрации к данному наставлению одного своего знакомого, разбогатевшего вольноотпущенника. Тот, желающий показать, насколько он важная персона, держал специального невольника для того, чтобы он во время встреч и приемов напоминал хозяину имена гостей. Патриций с возмущением и неодобрением отмечает вульгарность этого хвастливого жеста и подчеркивает, что держать большое количество рабов ради демонстрации своего богатства и могущества — не только показушно, но и расточительно.

Поощряйте рабов, которые выполняют свои функции продуктивно

Жестокость, утверждает патриций, является палкой о двух концах, и больнее всего она бьет не по рабу, а именно по хозяину. Без пряника кнут бесполезен и разрушителен. Другими словами, наказывая нерадивых работников, не забудьте наградить тех, кто, в противовес лентяям, выполнил свою работу хорошо. Иначе прилежные рабы, получающие то же количество пищи, что и их менее трудолюбивые товарищи, потеряют стимул качественно трудиться на благо хозяина, и будут выполнять свой ежедневный урок абы как, лишь бы не получить наказание.

Сидоний заостряет внимание читателя на тех рабах, которые прослужили определенной семье долгое количество лет (чем не старожилы компании?). Если с рабом обращаться жестоко, то он раньше или позже, но придет в негодность и станет не опорой своего хозяина, а обузой. Если же раб видит, что его труд оценивается по заслугам и важен для хозяина – он старается соответствовать получаемым поощрениям и работать еще лучше, служа семье своих господ в течение нескольких поколений.

Не забывайте про корпоративную культуру, но в то же время придерживайтесь определенной субординации с подчиненными

Сатурналии – праздник, который древние римляне отмечали с широким размахом, с веселыми бесчинствами и обильными винными возлияниями. Марк Флакс рассказывает о том, как весело он проводит это время, напиваясь до потери контроля вместе со своей домашней челядью, ныряя в водоем с лицом, измазанным сажей, и танцуя вместе с рабами неприличные танцы. В противовес себе он приводит своего приятеля, «ученого сухаря», пережидающего Сатурналии в одиночестве в своем кабинете, дабы не смущать челядь – и в сердцах называет этого ученого идиотом. Праздник, подчеркивает патриций, есть отличная возможность завоевать искреннюю любовь своих рабов, когда ты делишь с ними эйфорию веселья, они начинают больше тебя уважать.

Однако после винных возлияний наступает похмелье, а после праздников – трудовые будни. Поэтому наутро после Сатурналий патриций обычно делает более строгое лицо, чем в обычные дни. И вполне возможно, что именно тот раб, который накануне под воздействием винных паров неуважительно повел себя по отношению к господину, получит выговор или наказание за не слишком прилежную работу.

Характер и личные качества имеют не меньшее значение, чем навыки

При приеме решения о покупке раба, стоит исходить не только из списка его практических навыков. О том, будет ли данный невольник полезен в хозяйстве, скажет и его поведение во время торгов. Внимательно посмотрите на заинтересовавшего вас работника. Не кажется ли он слишком меланхоличным? Тогда вряд ли из него выйдет толк – быть рабом и так незавидная доля, и незачем напоминать об этом остальной вашей челяди. Может быть, раб глядит чересчур вызывающе, а его поза имеет чересчур независимый вид и признаки еще не подавленной воли? Такой работник, даже обладая хорошими навыками, тоже не принесет добра вашему хозяйству. Он будет выказывать неповиновение надсмотрщикам, а обладая развитой физической силой или скрытыми организаторскими навыками, способен даже на бунт. Идеальный вариант – раб, обладающий усредненным характером (не забитый, но и не слишком смелый).

Тимбилдинг не всегда приносит пользу

На первый взгляд кажется, что рабы, которые лучше понимают друг друга (например, привезенные из одной страны. Или хотя бы просто понимающие языки друг друга) способны к более плодотворной совместной работе, поскольку могут договориться. На самом деле, именно чересчур хорошие отношения в команде иногда могут принести господину серьезные проблемы. Сперва невольники просто договариваются отдохнуть или отвлекаются на разговоры, от чего страдает производительность труда, а затем они совместно разрабатывают план побега или восстания против хозяина.

Будьте строгими, когда это нужно

Марк Флакс подчеркивает, что оставаться друзьями со своими рабами, соблюдая определенные рамки приличия, не только уместно, но даже полезно для состояния дел в имении. Однако дружба с челядью — это такая же палка о двух концах, как и вышерассмотренная жестокость. Видя ваше доброе к ним отношение рабы начинают отлынивать от работы и иногда даже придумывают хитрые предлоги, чтобы вызвать вашу жалость и получить какие-либо привилегии и послабления. Они симулируют лихорадку, вызывая обильное потоотделение путем стояния у печи, или лгут о цене купленной вещи, прибавляя ей половину стоимости и складывая разницу себе в карман. Если вы будете потакать своим работникам во всем и закрывать глаза на несерьезные акты неповиновения, то рискуете прослыть недостаточно властным господином и в итоге сами станете рабом своих рабов.

Юрий Богомолов
Основатель и автор бизнес-портала Businessmens.ru

Автор статьи

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ксимелин спрей инструкция по применению взрослым от чего помогает
  • Работа в меркурий гвэ пошаговая инструкция заполнения всд
  • Йодинол в ветеринарии инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Магний в таблетках цена инструкция по применению взрослым от чего
  • Гидрокортизон мазь для наружного применения инструкция по применению мазь