21 июля 2022 г., Ник Полицци, Приглашенный писатель BeText.ru
Что такое шаманизм? Шаманы, окутанные тайной и часто неверно истолковываемые, практикуют одну из древнейших профессий в истории человечества.
Известные как целители/жрецы, шаманы способны по своему желанию использовать невидимые силы, действующие вокруг и внутри нас, чтобы помочь в великом исцелении и обрести мудрость.
В нашем современном мире мы стали слепы к этим более глубоким сферам сознания внутри и вокруг нас… но они все еще существуют.
Сегодня все больше людей пробуждается к шаманизму. Они помнят нашу врожденную и интуитивную связь с космосом и миром природы, которая является непоколебимой частью нас самих.
И они используют эту связь, эту сверхсилу, чтобы творить современные чудеса, исцелять незаживающие раны и болезни и восстанавливать свою жизнь.
В то время как каждая шаманская культура во всем мире имеет свою собственную систему верований, ритуалы, инструменты и методы и другие различия, многие из них имеют общие основные принципы и элементы.
Наша цель в этом руководстве — дать вам общее представление об этих общих чертах, поскольку мы исследуем, что такое шаманизм и что такое шаманское целительство. Мы надеемся и намерены, что это руководство поможет пробудить вас в мире шаманов, чтобы вы могли сами понять, подходит ли вам этот древний путь исцеления.
Слово шаман, шаман, тунгусского происхождения, происходящее из отдаленных Алтайских гор Сибири. Переводится как «тот, кто знает».
В традициях Сибири, Монголии и некоторых частей Китая он описывает человека, который соединяет физический мир и царство духов, чтобы принести равновесие и важную мудрость в свое сообщество и исцелить больных.
Хотя термин «шаман» не используется повсеместно во всем мире, понятие используется.
Во всем мире и на протяжении веков культуры, не имевшие никакой связи друг с другом, часто имели человека (мужчину или женщину), способного перемещаться между мирами и действовать как своего рода связующее звено.
В Северной Америке многие коренные племена используют термин «знахарь/женщина». Если вы находитесь в Корее, это муданг (что относится к женщине). В Индонезии это дукон Пако — это то, что вы могли бы назвать шаманом в Андах, в то время как в Южной Африке они известны под терминами сангома или иньянга.
Но есть важное различие, на которое мы должны обратить внимание.
Как написал Мирча Элиаде в своей основополагающей книге «Шаманизм», не каждый знахарь, целитель, маг или другой титул означает, что кто-то является шаманом.
У шаманов есть особая способность : говорят, что они обладают способностью входить в состояние транса и путешествовать в духовный мир, чтобы общаться с духами, исцелять болезни, возвращать потерянные души и получать важные сообщения для возвращения в свои общины. (Мы немного углубимся в роли и способности шаманов.)
Для наших целей здесь мы используем слово «шаман» как обобщающий термин — отчасти потому, что этот термин понятен большинству людей.
Но мы признаем, что многие культуры имеют разные почетные титулы и разные методы и способы практиковать это древнее искусство, и мы выражаем свое почтение этим культурам.
Когда зародился шаманизм?
История шаманизма уводит нас далеко — далеко назад, к предыстории человека на этой планете.
Ссылка на источник: https://www.pnas.org/content/105/46/17665
Археологи обнаружили в современном Израиле могилу возрастом 12 000 лет, которая, по их словам, была древним шаманским захоронением.
Находясь в Тассиле, Алжир, вы можете зайти в древнюю 5000-летнюю пещеру, чтобы увидеть картину, изображающую шамана с головой пчелы в окружении грибов.
Во Франции и Испании также были обнаружены наскальные рисунки, на которых изображены гибриды животных и людей, которые, по мнению многих историков, являются изображениями шаманов.
Где сегодня можно найти шаманов?
Везде.
Вы можете найти шаманские культуры или типы шаманизма по всему миру от Кореи (Мусок) до Ирландии (кельты/друиды), Южной Африки, Гавайев (Хуна), Монголии, Сибири, Амазонки, Перу, Мексики, Северной Европы, Зимбабве, континентальные Соединенные Штаты, Канада, Австралия, а также основной шаманизм — современный шаманизм, основанный Майклом Харнером и практикуемый на Западе.
Как выбирают шаманов?
Говорят, что никто не хочет становиться шаманом; они либо наследуют этот дар при рождении, либо получают его во время экстремальных жизненных испытаний или при столкновении со смертью. Многие считают, что шаманы обладают врожденной способностью соединяться с духами или сверхъестественным миром. Во многих шаманских культурах судьбы шаманов предопределены, передаются по родословной или в результате непреднамеренного посвящения, часто близкого к смерти.
Говорят, что другие шаманы испытывали это глубокое чувство — знание, будто их призвали, — что им суждено стать шаманами.
Вы не найдете шаманизма, изучаемого в большинстве школ. Это древняя традиция, передающаяся из уст в уста из поколения в поколение без каких-либо письменных свидетельств. И часто требуются годы трудного ученичества, чтобы овладеть шаманскими практиками и техниками.
Обучая ученика, шаман не только показывает ему церемониальные практики, лекарственные травы и методы общения с духовным миром и проникновения в него, но также и то, как пройти священный путь в этом мире.
Интересный факт… некоторые люди утверждают, что то, что мы называем шизофренией, на самом деле является следствием того, что кто-то обладает шаманскими способностями.
С какой религией связан шаманизм?
Шаманизм — это не такая религия, как христианство, ислам или иудаизм, где люди верят в единого центрального Бога. Это также не похоже на индуизм с многочисленными божествами или даже на язычество с религиозным подтекстом.
Хотя многие культуры верят во всемогущего Создателя или Высшее Существо, шаманизм и анимизм имеют гораздо больше общего.
Анимизм — это духовная вера в существование духа во всей природе. В каждом растении, камне, дереве, животном, месте, насекомом, человеке и даже предмете есть дух. Это убеждение гласит, что в реальности существует больше сфер, чем мы можем видеть. Шаманизм разделяет эту веру в то, что духи повсюду и во всем. Однако он идет еще дальше и включает в себя практики, которые позволяют шаманам путешествовать в мир духов, общаться и привлекать духов для руководства, мудрости и помощи в исцелении.
Какова роль шамана?
- Священник.
- Целитель.
- Поэт.
- экстрасенс.
- Духовный гид.
Это очень востребованные силы, которые шаманы использовали для своих сообществ на протяжении веков.
Сегодня мы в основном знаем шаманов как целителей-жрецов, исцеляющих болезни разума, тела, сердца и души. Они предлагают духовные и психологические консультации, но не такие, как мы знаем их на Западе.
На Западе мы разделили целительство и медицину. Но с шаманами все это связано. Итак, шаман стремится понять, что случилось с чьим-то духом, разумом, сердцем и телом.
Для шамана исцеление может иметь место только при лечении всего существа (включая душу).
Какие способности есть у шаманов?
Как мы упоминали ранее, считается, что шаманы являются живым мостом между этим измерением и тем, что мы не видим, обладая способностью отодвигать завесу реальности.
Как заметили эксперты по шаманизму, такие как Мирча Элиаде, написавший трактат «Шаманизм: архаические техники экстаза», шаманы обладают уникальной способностью изменять свое состояние сознания, чтобы путешествовать в духовный мир, где они могут общаться и получать непосредственный опыт. с помощью духов-помощников.
Некоторые из наиболее распространенных духов-помощников, с которыми может общаться шаман, включают:
- Силовые животные
- Духовные проводники
- Духи-хранители
- Души умерших шаманов
- Духи растений, природных стихий и горных пород
- В некоторых шаманских культурах боги и полубоги, а также духовные наставники
- Духовные учителя
Шаман молится духам-помощникам, разговаривает с ними, видит их и призывает их помочь в исцелении или поделиться мудростью, которая защитит и сохранит их общины.
Что такое шаманское целительство?
В шаманизме любая болезнь — будь то физическая, эмоциональная или ментальная — может иметь духовную составляющую, требующую лечения.
Укажите шаману, кто отправится в шаманское путешествие или полет души.
Путешествуя в царство духа, шаман будет искать указаний у духов-помощников о том, как исцелить своего пациента или снять любые внутренние / духовные блоки в своем пациенте, которые являются корнем его болезни.
Что такое шаманское возвращение души?
Иногда, чтобы исцелить своего пациента, шаман должен выполнить то, что называется возвращением души, когда шаман путешествует в мир духов, чтобы вернуть часть потерянной души своего пациента.
В некоторых шаманских культурах, включая Сибирь, Монголию, Китай и Индонезию, считается, что пациент может потерять часть своей души после того, как пережил травму, будь то разовое событие или повторяющееся с течением времени. Травма включает в себя эмоциональное, физическое, умственное или духовное событие, которое подавляет способность человека обрабатывать и справляться с ним.
Когда переживание становится слишком интенсивным, чтобы защитить себя, часть души может убежать, спрятаться или расколоться, оставив тело в физическом мире и отправившись в необычную реальность, находящуюся вне нашего времени и пространства.
Как правило, возвращение души является лишь частью лечения пациента. Шаманы верят, что когда душа разламывается и часть ее убегает, она оставляет внутри больного дыру, которая может заполниться болезнью.
Часто шаман сначала лечит болезнь, удаляя энергии, заполнившие дыру, а затем отправляется в путь, чтобы найти и вернуть потерянную часть души пациента.
Что такое шаманские духовные миры?
Чтобы ответить на вопрос «что такое шаманизм?» жизненно важно понять духовный ландшафт, лежащий в основе этой системы верований.
Точно так же, как шаманы носят разные титулы в разных частях мира, так же различаются имена и верования в духовном мире. Обычно шаманы путешествуют между тремя космическими зонами — небом, землей и подземным миром. В некоторых культурах считается, что в каждой из этих трех зон есть разные уровни.
Эти миры включают в себя:
- Верхний мир (небо)
- Средний мир (Земля)
- Нижний мир (Подземный мир)
- Мировое Древо (также известное как Древо Жизни, Космическое Древо)
Верхний мир (Небо)
Верхний мир — это царство богов, богинь, полубогов, мистических или религиозных деятелей и духовных учителей. Здесь шаманы получают глубокое понимание своего существа и более широкий и глубокий взгляд на опыт.
Средний мир (Земля)
Срединный мир — это место, куда шаманы путешествуют, чтобы понять событие — прошлое или настоящее, — которое произошло на физическом плане, или получить информацию о месте. В этом царстве шаманы могут стремиться работать с земными духами — камнями, растениями и другими природными элементами.
Нижний мир (Подземный мир)
Когда шаманы стремятся встретить своих могущественных животных или духов-хранителей/защитников или обрести мудрость в том, как облегчить исцеление и личную трансформацию пациента, они отправляются в Нижний мир.
Мировое Древо (также известное как Древо Жизни, Космическое Древо)
В то время как Верхний, Средний и Нижний миры специфичны для регионов, многие шаманские культуры — от Европы до Азии, Северной Америки, Австралии и Африки — разделяют веру в Мировое Древо, которое соединяет миры духов.
Мировое Древо имеет несколько значений. Это и ворота, и путь для духов и шаманов, чтобы достичь различных миров, таких как верхний или нижний миры. Это также отдельное место, часть духовного мира, куда могут путешествовать шаманы.
Шаманы часто изображают изображение Мирового Древа на своих священных предметах, таких как барабан или одежда, чтобы получать силу из других миров и передавать ее физическому.
Что такое шаманские церемонии и шаманские ритуалы?
Чтобы отправиться в шаманское путешествие, шаманы должны изменить свое состояние сознания, войдя в состояние, подобное трансу. Иногда шаман вызывает это состояние у своих пациентов, чтобы они могли получить доступ к царствам внутри себя, чтобы помочь в глубоком исцелении.
Чтобы изменить свое состояние сознания, шаманы будут использовать различные инструменты и техники во время ритуала или церемонии.
Сегодня шаманское исцеление и шаманские церемонии стали обычным явлением, поскольку все больше людей обращаются к себе, чтобы исцелиться.
Хотя вы, безусловно, можете работать один на один с шаманом, многие также проводят группы через шаманскую церемонию и шаманский ритуал.
Шаманские церемонии аяуаски, в частности, стали довольно популярными, хотя они незаконны в Соединенных Штатах, но легальны в некоторых частях Центральной и Южной Америки.
Это древнее лекарственное растение из Южной Америки заваривают в виде чая и подают участникам группы, которые пьют его под чутким руководством шамана. Церемония обычно проводится ночью и может длиться часами и привести к глубокой внутренней трансформации и исцелению.
Что используют шаманы, чтобы вызвать трансовое состояние?
Шаманы во всем мире обращаются к различным шаманским инструментам и техникам, чтобы изменить свое состояние сознания. Часто они также будут использовать несколько.
Давайте быстро взглянем на некоторые из наиболее распространенных инструментов и техник, которые шаманы используют, чтобы соединить наш мир с миром духов.
Растительная медицина (включая грибную медицину)
Когда мы слышим о современных шаманских церемониях исцеления, велика вероятность, что растительная медицина, включая грибную, играет главную роль. Такие растения, как аяуаска, псилоцибин, кактус сан-педро, мухомор (Amanita muscaria), i boga Tabernanthe iboga) и пейот, обладают психоактивными свойствами, которые при попадании внутрь разрушают стены реальности, изменяя ваше сознание.
Шаманы сами будут использовать лекарственные растения и грибы, или они могут попросить своих пациентов проглотить растения (часто в виде чая) или грибы. Целитель остается рядом, чтобы направлять пациента во время его путешествия.
Известно, что шаманские культуры Мексики, Центральной и Южной Америки, Соединенных Штатов, Австралии, Сибири и Африки используют психоактивные растения и грибы, чтобы вызвать транс.
Шаманские барабаны, погремушки и хлопки
Иногда именно звук уводит шамана из этого мира в невидимое. В некоторых культурах этот звук исходит от постоянного ритмичного барабанного боя или хлопков в ладоши.
Другие шаманские культуры, включая культуры Перу, Колумбии, Эквадора и некоторых коренных племен Северной Америки, обращаются к постоянному встряхиванию погремушки, чтобы направить шамана в мир духов.
Шаманские танцы
Некоторые шаманские культуры, в том числе народ сан в Ботсване и Намибии (когда-то известный как бушмены), сочетают танец с игрой на барабанах и пением. Интенсивность и повторение, возникающие в результате слияния этих инструментов, переносят шаманов из одного места в другое.
Через танцы шаманы также связывались с духами природы. Шаманы танцевали, чтобы воплотить дух солнца, дерева, птицы, ветра или другой части природы.
Пение и пение
Посмотрите на большинство духовных или религиозных практик по всему миру, и вы, вероятно, обнаружите, что во всех них присутствует та или иная форма воспевания. Особенно это касается шаманизма. Шаманы используют древние слова и фразы, чтобы связаться с духами и вызвать исцеление у своих пациентов.
Экстремальная температура
Если перед вашим мысленным взором возникла парилка, значит, вы попали в точку. Считается, что сильное потоотделение, которое вы обнаружите на церемониях парильни в Мексике или в Соединенных Штатах, помогает вашему телу освободиться от загрязнений, застрявшей энергии и способствует интенсивному исцелению.
Такие церемонии часто проходят в темноте и в группе, когда шаман инициирует и направляет участников в их путешествиях. Шаман также может использовать барабан и/или пение для более глубокого исцеления.
Шаманский костюм
Шаманские обряды священны. Они выполняются с величайшим уважением и почтением к духам. Шаман и их пациент полагаются на них для глубокого исцеления, которое вот-вот произойдет.
И это не легкое путешествие.
Чтобы поддержать то, что должно произойти, шаман носит специальный церемониальный костюм, который в зависимости от региона может включать в себя перья, одежду, представляющую определенное животное, кости (от животных, а иногда и от людей), раковины, определенные цвета, маску,
Все, что носит шаман, имеет глубокий символизм, который может быть предназначен для защиты от злых духов, позволяет шаману принять новое, волшебное, животное тело и помогает инициировать процесс, когда шаман покидает эту реальность для сверхъестественного.
Как узнать больше о шаманизме и шаманском целительстве
При полном использовании шаманское исцеление дает нам сверхспособность творить чудеса в нашей жизни. Но это требует мужества, дисциплины и готовности выйти за рамки того, что мы когда-либо считали возможным.
Итак.. что такое шаманизм? И как это может помочь вам в вашем исцеляющем путешествии — способствовать глубокому внутреннему, личному преобразованию? Что ж, тебе повезло.
Сегодня так много феноменальных ресурсов и шаманов, предлагающих нам свои дары и знания.
10 признаков того, что вы шаман и не знаете об этом
Лучшие книги по шаманизму
Это не исчерпывающий список, но вот некоторые из лучших книг, с которых стоит начать:
- Шаманизм: архаические техники экстаза, Мирча Элиаде. Это книга, которая принесла шаманизм на Запад в 1951 году. В наши дни может быть трудно достать копию, но если вы хотите глубоко погрузиться в различные шаманские культуры по всему миру, эта книга для вас.
- Путь шамана, Майкл Харнер. Традиционный в современной интерпретации, который стал основным
- Священная наука, Ник Полицци. Знаю, знаю, это я беззастенчиво затыкаю собственную книгу. Но это причина, по которой существует веб-сайт Sacred Science, и он дает вам окно в шаманское целительство и шаманов. Это был один из самых, если не самый преобразующий опыт в моей жизни.
Курсы шаманского целительства
Если вас тянет узнать больше о шаманском целительстве и о том, как интегрировать его в свою повседневную жизнь, то сегодня есть невероятно одаренные шаманы, которые делятся своими знаниями.
- 7-недельный курс шаманских путешествий с Сандрой Ингерман
- Внутренняя Алхимия
5 советов, как найти подходящего шаманского практикующего для вас
Популярность шаманизма в западном мире возросла. Это фантастическое развитие!
Но возможности капитализма не знают границ. Массовый приток духовного туризма в развивающиеся страны смешал шарлатанов с действительно одаренными, подлинными шаманами.
Прежде чем погрузиться с шаманом, вы, вероятно, захотите узнать, как отличить настоящего шамана, верно?
Многие из вмешательств, используемых шаманами, интенсивны. Будь то отвар психоактивного растения, горячая парилка или длительный период голодания. Поэтому важно знать, является ли целитель законным, прежде чем отдавать свою жизнь в его или ее руки.
То же самое относится и к шаманам, которых вы можете встретить там, где живете, — в конце концов, они существуют везде!
Так как же отличить настоящего шамана?
Хотел бы я сказать, что существует секретное рукопожатие, или пароль, или даже единственный вопрос, который вы можете задать, чтобы помочь вам отличить шарлатана от шамана.
Нет… но есть определенные подсказки, которые помогут вам найти подходящего шамана.
Вот мои 5 советов, которые помогут вам связаться с правильным шаманом, и которые я использовал в своих путешествиях, чтобы оставаться в безопасности и экономить время.
1. Копайте
Многие целители не афишируют свою деятельность, а многие шаманы в основном работают в своих семьях и сообществах — они могут даже работать полный рабочий день, занимаясь чем-то посторонним.
Так что может потребоваться немного усилий, чтобы найти подходящего шамана.
Одна из самых проверенных практик, известных человечеству, — это поиск рекомендаций от людей в нашем мире. Начните с людей из вашего окружения, которых вы уважаете и которые, по вашему мнению, находятся на том же целительном пути или на той же волне, что и вы. Вы можете быть приятно удивлены, обнаружив в своем кругу кого-то, кто работал с невероятным шаманом.
Если в вашем районе есть местный книжный магазин с уклоном на духовное и/или альтернативное целительство. Если вы это сделаете, у них могут быть связи с шаманами в вашем районе, хотя ваш пробег может варьироваться в зависимости от того, где вы живете.
Не заходите слишком далеко, потому что вы всегда можете обратиться к Интернету.
На самом деле, хотя это была серия совпадений, которые привели меня к встрече с Романом — шаманом, который вел меня и небольшую группу людей в путешествии, которое я описал в своей книге и документальном фильме (с таким же названием) «Священная наука» — одним из них был простой поиск в Интернете!
Есть несколько замечательных шаманских целителей, практикующих прямо сейчас, которых вы можете найти и с которыми можно работать, таких как Сандра Ингерман и практикующие, которых она собрала на своем веб-сайте Shamanic Healers (https://www.shamanicteachers.com/).
Кроме того, Фонд шаманских исследований Майкла Харнера (https://www.shamanism.org/) — еще один отличный ресурс, с которого можно начать ваше шаманское путешествие.
2. Проведите проверку биографических данных
Как только у вас есть имя или два, пришло время продолжить. Покопайтесь на их сайте. Прочтите все отзывы, которые сможете найти. Напишите и/или позвоните им и попросите время для разговора. Вы также можете попросить поговорить с бывшим пациентом.
Вы также найдете определенных шаманов, которые предлагают групповые семинары или групповые сеансы исцеления, которые для некоторых людей могут быть лучше, чем опыт один на один, или отличный предшественник более тесного сотрудничества с ними позже.
По сути, вы хотите почувствовать энергию шамана и почувствовать ли вы связь и желание работать с ними. (И ничего страшного, если вы этого не сделаете! Это знак, что вам нужно продолжать поиски.)
3. Остерегайтесь целителей, которых нужно замечать
Как вы думаете, как носят или выглядят шаманы? Если вы представили себе шамана в бейсболке, футболке с логотипом крупного бренда и шортах-карго, то вы правы.
В наши дни шаманы очень похожи на всех остальных, поэтому остерегайтесь тех людей, которые изо всех сил стараются разыграть «образ шамана». Так что любой, кто старается изо всех сил, чтобы его заметили, — это знак идти другим путем.
Яркость противоречит духовному пути.
4. Учитывайте их отношение к деньгам
Деньги обычно обмениваются на услуги шамана.
Но шаман или группа шаманов, которые настаивают на том, чтобы им заплатили полностью вперед, часто являются тревожным сигналом.
Большинство добросовестных целителей меньше заботятся о деньгах и больше заинтересованы в том, чтобы пациент подходил правильно. Если вы найдете подходящего шамана, он часто будет договариваться об оплате по скользящей шкале в зависимости от того, что человек может себе позволить.
5. Доверяйте своему чутью
Если шаман очень рекомендуется, он отвечает всем вашим требованиям, но все равно что-то не так, полагайтесь на свою интуицию. Уходите — это верно для любого целителя и метода лечения, который вы попробуете.
Поскольку медицина предков очень духовна, ваша интуиция будет вашим лучшим другом на каждом этапе пути, от проникновения в корень болезни до поиска правильного маэстро, который будет направлять вас в вашем путешествии.
Идите со своим сердцем и тем, с кем оно призывает вас работать, зная, что истинный шаман будет уважать ваши чувства.
Руководство для начинающих по шаманизму Заключение
Что такое шаманизм? Шаманизм — это древняя традиция, которая может предложить нам исцеление и мудрость… сегодня. Я получил пользу и видел, как другие пережили глубокое исцеление и трансформацию, потому что они обратились к шаманам и шаманскому целительству.
Используйте это окончательное руководство как шаг к тому, чтобы вспомнить, откуда вы пришли, кто вы есть и как вы можете быть в этом мире сегодня.
Оставайтесь любопытными,
Ник
Есть ли у вас опыт общения с шаманами и шаманского целительства? Мы хотели бы услышать от вас! Какими еще ресурсами, советами и интересными идеями вы можете поделиться, чтобы помочь своим братьям и сестрам на этом пути?
Использованная литература:
Элиаде, М. (2004). Шаманизм: архаичные техники экстаза. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
Фотиус, Э. (2016). Глобализация шаманизма аяуаски и уничтожение шаманизма коренных народов. Антропология сознания, Vol. 27, выпуск 2, стр. 151–179. (https://sites.tufts.edu/mythritualsymbol2017/files/2017/08/fotiou-ayahuasca-tourism.pdf)
Харнер, М. (1990). Путь Шамана. Сан-Франциско, Калифорния: Харпер Коллинз.
Лейтон, Р. (2000). Шаманизм, тотемизм и наскальное искусство: Les Chamanes de la Prehistoire в контексте исследований наскального искусства. Кембриджский археологический журнал, 10 (1), 169–186. (https://www.cambridge.org/core/journals/cambridge-archaeological-journal/article/abs/shamanism-totemism-and-rock-art-les-chamanes-de-la-prehistoire-in-the-context — исследования наскального искусства/E73A405EA2097744A4B8000B04F77185)
Руэлл, П. (2018). Тайна знахаря. Бостон, Массачусетс: Harvard Gazette. (https://news.harvard.edu/gazette/story/2018/12/study-suggests-shamans-acted-as-the-first-professional-class-in-human-society/)
Санчес АА. (2018). Исследование народной лечебной практики Курандеризмо в латиноамериканском сообществе. J медсестры общественного здравоохранения; 35(3):148-161. (https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/30024284/)
Сингх, Манвир. (2018). Культурная эволюция шаманизма. Поведенческие и мозговые науки. (https://www.researchgate.net/publication/318255042_The_culture_evolution_of_shamanism)
Таугур М. и др. (2009). Обзор curanderismo и практик исцеления среди мексиканцев и американцев мексиканского происхождения. Международная профессиональная терапия; 16 (1): 82-88. (https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1002/oti.265)
Троттер РТ 2-й. Curanderismo: картина мексикано-американского народного исцеления. J Altern Complement Med. 2001 Апрель; 7 (2): 129-31. (https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/11327518/)
Витцель, Майкл Э.Дж. 2011. Шаманизм в северной и южной Евразии: их отличительные методы изменения сознания. Информация по социальным наукам 50(1): 39-61. (https://dash.harvard.edu/bitstream/handle/1/8456537/witzel_shamanismnorthern.pdf?sequence=2)
Винкельман, М. (2010). Шаманизм: биопсихосоциальная парадигма сознания и исцеления. (https://www.researchgate.net/publication/323755883_Shamanism_A_biopsychosocial_paradigm_of_knowledgeness_and_healing)
Ник Полицци посвятил свою карьеру режиссуре и редактированию полнометражных документальных фильмов о естественных альтернативах традиционной медицине. Нынешняя роль Ника как режиссера документального фильма «Священная наука» и автора книги «Священная наука: древний путь исцеления для современного мира» проистекает из призвания чтить, сохранять и защищать древние знания и ритуалы коренных народов мир.
Итак, вы отложили свой бубен, тотемный посох и сумку с зельями ради вашего нового приобретения. Но не забрасывайте ваши навыки! Они вам пригодятся. Теперь вы узнаете, что делать, если ваш компьютер сглазили, как предотвратить получение заклинаний, и как поступать, чтобы ваш компьютер не превратили в зомби!
Сглаз и порча
Прежде всего, вам надо узнать, сглазили ли ваш компьютер. Как? Очень просто. Вам понадобится купленный у нас Специальный Диагностический Набор. В него входят Компас, окропленный Заговоренным Электролитом, и Особые Магические Травы.
Если вы уже стали Счастливым Обладателем Специального Диагностического Набора, пора действовать! Возьмите пучок Травы и истолките его в ступе. Высыпьте в кипяток и дайте настояться три часа. Выпейте натощак. После этого включите компьютер и точно следуйте указаниям Компаса. Запишите Его замечания в блокнот.
Что касается мебели и других предметов интерьера, их слушать категорически не рекомендуется. Как правило, они дают заведомо ламерские советы, так как не обладают Тайным Знанием, которое есть у любого Компаса из Специального Диагностического Набора.
Симптомы сглаза и порчи
Если у вас нет возможности провести полноценную диагностику (посылка со Специальным Диагностическим Набором еще в пути), вы можете пока самостоятельно попробовать найти симптомы сглаза у вашего двоичного фамильяра. Но заметим, что не все проблемы в жизни компьютера можно объяснять сглазом. Если ваш компьютер погиб смертью храбрых, пытаясь смоделировать поведение всех молекул в ста литрах воды, это еще не значит, что его сглазили на перманент шатдаун (кстати, ниже мы расскажем, как проводить обряд погребения системных блоков и органов, на которые в свое время навели порчу). Мудрость Ордена Жрецов Великой Унарной Системы Счисления гласит: «Компьютер, который сглазили, без перепосвящения не обойдется». Но не спешите унывать, ведь обычный компьютер работает в бинарной системе, так что, вовремя распознав сглаз, с ним можно бороться. Давайте определим основные симптомы.
1. Шумы при включении в розетку с напряжением 380В.
2. Брутальные результаты целочисленных операций.
3. Мрачное гудение DVD-дисковода. (Впрочем, возможно, что просто внутри началась предвыборная демонстрация кибергномиков.)
4. Нарушена последовательность литер на клавиатуре. Помните, что алфавит начинается так: АБВГД. Если у вас литеры идут в другом порядке — это повод серьёзно задуматься.
5. Странные картинки на Рабочем столе.
6. Пятна на мониторе, которые не исчезают даже при выключенном компьютере.
7. Порча на перманент шатдаун приводит к неожиданным посинениям экрана. Это происходит оттого, что компьютеру не хватает кислорода. Рекомендуются кислородные ванны и высокогорные курорты, но всё это редко помогает. В конце концов, вам придется похоронить компьютер по нашему способу.
8. Если в компьютер вселен демон искусственного интеллекта, возможны психические отклонения у этого демона. Между прочим, установить его присутствие непросто, ведь он сильнее любого противозлодушного амулета. О последнем мы расскажем подробнее позже.
9. Ненависть к шаману, удары током при попытке заменить материнскую плату во время работы.
10. Разрывы киберполя, потеря компьютером способности ориентироваться во времени и пространстве.
11. Компьютер неспособен к самостоятельному передвижению.
12. Неожиданное уменьшение или увеличение пиктограмм на Рабочем столе, предложения по их удалению.
13. Повышенное чувство гордости, выражающееся в безосновательном приятии или неприятии каких-либо ритуалов.
14. В регистрах попадаются странные знаки, напоминающие каббалистические письмена. Конечно, мог накосячить соседний шаман, но это тревожный признак, если ритуал инсталляции проводили вы лично.
15. При включении и выключении звучит странная музыка.
Бубен
Итак, вы определили, что вашего питомца сглазили. Если вы уже получили Специальный Диагностический Набор, следуйте рекомендациям Компаса. Советы мебели всячески игнорируйте, особенно это касается письменных столов. Специальные компьютерные столы, в виде исключения, могут давать дельные советы, но ценности они не представляют.
Однако если по каким-либо причинам Компас не смог решить вашего вопроса (или Его у вас ещё нет), следуйте нашим советам.
Во-первых, вам надо добыть специальный Бубен (ваш обычный не годится). Он крайне необходим для проведения практически всех ритуалов. Скорее всего, вам то же посоветует и Компас из Специального Диагностического Набора. Как же его сделать?.. Да-да, именно сделать, потому что приобрести не удастся.
Для этой цели нужен как минимум лазерный диск. Не думайте, что подходит любой. Разные диски следует использовать для разных целей. Так, чистые диски лучше всего подходят для ритуалов форматирования, перепосвящения компьютера божеству, посвящения новому божеству и тому подобных задач. Диски с записанными на них кодами противозлодушных амулетов применяются для прекращения нестандартного поведения компьютера (а также для понуждения к штатному режиму работы). Диски с раритетными кодами применяются только если шаман сам не знает, что он хочет сделать, но точно чего-то хочет.
Неплохой основой для Бубна может послужить жесткий диск, но такой материал используется редко, в виду возникающих неудобств. Однако, Бубен на такой основе является очень сильным артефактом. Сила его прямо зависит от ёмкости диска.
Когда есть основа для Бубна, дальнейшие действия не очень сложны. Следует просверлить восемь, тридцать две или шестьдесят четыре дырки. Такое их количество как две, четыре, шестнадцать, сто двадцать восемь и пятьсот двенадцать не слишком рекомендуется, но и не является нежелательным. Двести пятьдесят шесть является довольно сильным числом, а Тысяча Двадцать Четыре — и вовсе Священным, однако могут возникнуть чисто технические сложности, если вы решите изготовить Бубен именно с таким числом отверстий.
За любое другое количество дырок вас могут предать Анафеме. Не спрашивайте, кто. Поверьте, вы не хотите это узнать. Единственное число отверстий, которое не было нами упомянуто и на которое не распространится Анафема — e. В отличие от Тысячи Двадцати Четырех, оно не просто Священно, а Божественно. Однако, просверливание такого количества отверстий сопряжено с колоссальными трудностями. Если вам это удастся, то наши советы вам не понадобятся. Никогда. Потому что такое под силу только Просветленным Админам. Простым Великим Жрецам оно уже не даётся. Но допустим, что основа для Бубна уже подверглась предварительной подготовке.
Следующий шаг — навесить колокольчики, используя отверстия. Материал для колокольчиков подбирается в соответствии с задачами, для которых используется компьютер, над которым планируется проводить ритуал. В большинстве случаев подходят металлические основы трёхдюймовых дискет. Для ритуалов наладок сети, однако, больше подойдут коннекторы, при этом, следует помнить, что звучание такого Бубна будет неудовлетворительным. Это не является функциональным недостатком, но может негативно отразится на эстетическом восприятии шамана. Стандартные колокольчики подходят для Бубнов под велокомпьютеры и гидрологические приборы. Для расчетных терминалов, кассовых аппаратов и банкоматов следует навешивать монетки. Иногда это годится и для калькуляторов, но для них лучше использовать колпачки ручек. Все остальные случаи рассматривает Компас из Специального Диагностического Набора.
Загрузка…
На базе моей недолгой 4-летней практики шаманизма, а также всего уже мной тут написанного, я решила написать постинг для тех, кто хочет начать практиковать то же самое, хочет прикоснуться к миру духов и наладить с ними личные отношения без чужого посредничества, готов начать менять своё сознание и выходить на иной уровень восприятия. Изложенная мной информация получилась ориентированной в основном на Путь, а не на разовые упражнения. Ну, что получилось, то получилось.
Итак, с чего начать шаманскую практику людям, не имеющим о ней никакого представления?
1. Первым делом постараться забыть о том, что древние техники, видения, образы, ритуалы и мифология являются самыми правильными, а всё, что выглядит современным — неправильным. Если вы не избавитесь от этой изначальной установки, то вам только путь в православие и прочие долбославия, а не в мир духов. В связи с этим приготовиться всерьёз воспринимать своё воображение, какие бы образы оно ни посылало. Заранее принять тот факт, что в процессе практики неизбежно будут появляться сомнения, и настроиться идти по этому пути несмотря на них и несмотря на временные блоки и непонимание. Дать себе установку, что нет ничего объективного, и мир создан из суммы наших субъективных восприятий.
2. Погрузиться в шаманский контекст. Читать блоги и книги по шаманизму. Купить себе всяких аксессуаров, которые будут постоянно напоминать вам о том, на какую дорогу вы ступили. Постоянно помнить, что аксессуары и временно вами позаимствованные древние ритуалы сами по себе не имеют Силы, но лишь помогают вам сохранять концентрацию на Пути, на поиске вашей собственной Силы. Хорошо бы ещё почитать книги по трансперсональной психологии для общего развития. Но это опционально.
3. Вне отдельных периодов конкретно «практики» (шаманских путешествий) начать наблюдать за окружающим вас миром и находить паттерны и значимые для вас знаки и события. Дать себе установку, что абсолютно всё вокруг вас — это проявление Великого Духа. Если оно пока кажется бездушным и «нешаманским», это лишь временное впечатление, означающее, что вы ещё недостаточно прокачали в себе энергетику для получения более объективного впечатления о духовной ткани мира. Не только в дикой природе, но и даже в торговом центре, в подземном гараже, на остановке у дороги с оживлённым движением, и у вас на кухне присутствует Великий Дух. Постоянные попытки почувствовать присутствие Его и отдельных духов — это прокачка вашей энергетики в сторону их восприятия. Приготовиться к тому, что Великий Дух покажет себя не сразу. Но небольшие синхронии могут начать проявляться сразу же как некие значимые лично для вас (а не объективно) мелкие события и знаки.
4. Желательно прочитать книгу Михаила Радуги «Фаза». Она о внетелесном опыте (ВТО), который также называется астральными путешествиями и осознанными сновидениями. Это книга не о шаманизме, а об одном его техническом аспекте, который со временем может спонтанно сработать у людей, практикующих шаманские путешествия. Чтобы избежать испуга и не заработать себе блок в энергетике, надо знать, что это такое и что там может произойти. Поскольку в таких практиках проникаешь себе в подсознание, то могут начать вылезать наши собственные страхи и давние травмы под видом неприятных персонажей или сценариев. Теоретическая подготовка поможет здраво осознать «родство» этих персонажей с нами и не реагировать на них слишком эмоционально как на независимых сущностей. Практически всегда это не объективно существующие духи, суккубы, инкубы и прочие фольклорные персонажи, а зеркало, в котором отражается какая-то часть нашей души. Каждый монстр при правильном подходе (если с ним не бороться и не убегать от него) может стать ценным союзником.
С этим пунктом могут столкнуться далеко не все. Большинство людей начинают и годами практикуют на очень поверхностном уровне транса, где такого не случается. Техники ВТО — это более глубокий транс, схожий со сном, но с сохранённым сознанием. У отдельных людей он может случаться спонтанно, это какая-то личная особенность. Но в качестве техники безопасности о таких явлениях хорошо бы знать всем.
5. Для шаманских путешествий выделить себе отдельное время, когда вас никто не побеспокоит, включая детей и домашних животных. Зазвонивший телефон, ходящий по вам кот, залаявшая на дверь собака или вскрикнувший в соседней комнате ребёнок — всё это может сделать очень больно телу в трансе как от раздавшегося рядом взрыва. Хватит 15 минут абсолютного покоя и одиночества, плюс время на записывание и анализ, когда нужно одиночество для сосредоточения, но тишина уже не важна.
6. Достать себе запись с ровным звуком бубна, которая длится минут 15 и которую вам лично приятно слушать. Я на iTunes купила Evelyn Rysdyk. Есть ещё неплохие записи у Сандры Ингерман (Sandra Ingerman), Майкла Харнера (Michael Harner) и российского шамана Оларда Диксона. Последний был замечен на ВК. Можно ещё на ютубе поискать нравящуюся музычку и загрузить себе. В принципе, бубен не обязателен, можно практиковать и под спокойную музыку, типа музыки рейки, тета-ритмы, или под звуки природы. Бубен просто звучит аутентично, это один из «шаманских аксессуаров».
Специальные записи бубна имеют в конце специфический ритм возврата, что объясняется тем, что человек якобы может загуляться так, что не вернётся. Я считаю, что, если у вас нет всяких шизофренных состояний (при которых можно практиковать только под наблюдением опытного шамана), сильной диссоциации с собственным телом, частых неконтролируемых ВТО, галлюцинаций, нейрологических болезней с отключением сознания или суицидальных склонностей, то не стоит беспокоиться о том, чтобы «не вернуться». Я в своей жизни ни разу не встречала людей, которые бы не вернулись из шаманских путешествий в том виде, в каком мы их практикуем. Заснуть можно, это да. Я также не встречала людей, которые входят в какой-то особенный транс именно из-за бубна, из-за какой-то там особенной частоты, синхронизированной с частотой мозга или чего-то там ещё. Обычно современные ортодоксальные шаманы приводят именно такие аргументы. Возможно, в древности у людей были другие мозги и они, как эпилептики, отключались от любого мерного стука. Или, возможно, в шаманы брали людей с эпилептическими состояниями, при которых отключается дневное сознание и легче уплыть в мир духов. Теоретически погрузиться в транс для интроспекции можно без всяких особенных звуков и даже под тишину. Наработка глубины транса может происходить со временем. У каждого свои особенности, поэтому пробуйте разные сопровождения.
7. На первое время шаманские путешествия лучше делать лёжа, с повязкой на глазах и накрывшись одеялом. Телу должно быть максимально комфортно, чтобы от него максимально перестали идти сигналы и можно было сосредоточиться на интроспекции. Недостаток такого положения — легко заснуть, даже с бубном в наушниках.
8. Шаманское путешествие, как и многие эзотерические практики, обычно начинается сознательной визуализацией. Однако визуализировать могут не все, поэтому для начала надо учиться доверять другим своим сенсорным каналам и даже просто чистому смыслу, который внезапно возникает в голове. Информация может прийти в виде картинки, в виде слов, музыки, звуков природы; тактильных ощущений, перепадов температуры, субъективных ощущений изменения положения тела и движения; эмоций; запахов, вкуса во рту; внезапных воспоминаний из прошлого; чувства, что рядом кто-то есть, и знания, кто это и что это; в виде просто чистого знания.
Шансы на спонтанное получение образов повысятся, если одновременно вслушиваться в бубен (или что вы там слушаете). В этом случае, наверное, возникает что-то типа лёгкого самогипноза, слуховой канал перегружается, и через другие каналы могут начать самостоятельно всплывать запрошенные образы.
9. В моей практике самыми полезными я нахожу шаманские путешествия с заранее заданным вопросом или намерением. Примеры можно посмотреть у меня по тэгу «шаманские путешествия». Путешествия без намерения или вопроса рискуют стать просто бессвязным набором образов, но могут и наполнить вас инсайтами по разным вопросам или проблемам вашей текущей жизни.
Сюжет путешествия может быть как связной историей, так и набором отдельных образов. Они могут иметь для вас смысл или же пока быть полностью бессмысленными. Картинка может быть богатой, как в кино, а может и быть весьма бедной и содержать только абрисы, заполненные смыслами. После путешествия надо обязательно всё записывать в деталях. Можно тут же интерпретировать, если есть внутренняя уверенность, что полученный образ значит именно то, в чём мы уверены, а можно оставлять без всякого объяснения. Объяснение может прийти со временем, и самым неожиданным образом. При перечитывании спустя полгода-год могут всплывать такие смысловые измерения, о которых поначалу даже не подозреваешь.
Не стоит ориентироваться на то, что получают другие, как, например, я в описываемых мной шаманских путешествиях. У всех подсознание имеет совершенно разное наполнение и реализуется по-разному, как сны. Также я в своих путешествиях активно интерпретирую, что, вообще, на мой взгляд, вредно, но я не могу удержаться. Да и в принципе я могут получить всего пару образов за 15 минут, а расписать это на постинг на целую страницу.
Не стоит огорчаться, если ничего путного не пришло. Стоит попробовать в следующий раз. На эффективность путешествий может влиять психологическое и физическое состояние, фазы луны, просмотренные накануне фильмы, прочитанные книги, испытанные за день эмоции и другие посторонние неизвестные факторы. На первых порах может помочь смелость в использовании собственного воображения, а не пассивное ожидание, что в темноте перед глазами действительно что-то появится.
10. В самом первом шаманском путешествии надо получить себе духа-помощника. Традиционно дух-помощник из Нижнего Мира — это какое-нибудь животное, птица, насекомое или любое другое живое существо. Данный дух будет следить за безопасностью вашего физического тела, реализацией ваших рефлексов и т.п.
Начните путешествия с визуализации (или представления любым другим доступным вам образом), что вы спускаетесь глубоко под землю: через пещеру, дупло в дереве, спуск в погреб по лестнице, через погружение в водоём и т.п. Хотя визуализация начинается сознательно, далее с постепенным отпусканием вами контроля она может продолжиться спонтанно и начать разворачиваться так, как вы даже не ожидали.
То место, в которое вы попадёте, может выглядеть любым образом — и как земные глубины, и как туннель метро, и как наш обычный мир, и даже как космос. Надо принимать все образы. Там надо объявить о своём намерении встретить своё животное силы / духа-помощника / Союзника, и начать гулять, чтобы добавить динамики картинке. В какой-то момент как бы само по себе появится какое-нибудь животное. Я говорю «животное», но это лишь дань традиции, на самом деле у современного человека может появиться кто угодно, хоть персонаж фильма или видео-игры. Надо спросить у него, явился ли он, чтобы быть вашим Союзником, и дождаться однозначного ответа. Разойтись и пойти гулять дальше. Данный персонаж должен вам встретиться 3 раза и 3 раза подтвердить, что он будет вашим Союзником.
Такой дух может проявляться самыми разными способами. Например, прилетевший орёл в первый раз может предстать визуально, во второй — обдав ваше лицо ветром от крыльев, в третий — своим криком в вышине, упавшим с неба пером, появившимся перед вами огромным птичьим глазом, скалой в виде фигуры орла или лапой птицы, висящей на шее повстречавшегося вам аборигена. А может просто словом «орёл», проплывшем перед вами бегущей строкой. Или же мелодией песни, где поётся именно о нём.
Духов может быть больше одного, но в начале практики лучше не распыляться.
Если вам импонирует именно животный мир, сознательно выбирать себе красивых и благородных животных не следует, т.к. вы ещё не знаете, реально ли вы управляете вашим сознанием, или это делает команда ваших тараканов, только и ждущих случая навести морок. Позвольте любому персонажу появиться самому и принимайте всех, даже невзрачных, страшных или на первый взгляд бесполезных. Даже кроты и богомолы могут быть классными духами-помощниками. Если вдруг в Нижнем Мире появится не животное, а человек или растение, то следует принять их в качестве Союзника.
В конце путешествия почти у всех возникает мысль, а не придумал ли я это всё. Эту мысль надо проигнорировать и не позволять ей обесценивать полученные образы. Мы не представляем себе, кто или что управляет нашими мыслями и фантазиями. По своему опыту, я уже могу с уверенностью сказать, что наше ощущение, что мы ими управляем сами, — это иллюзия.
11. Во втором путешествии надо пойти в Верхний Мир, где, как утверждает традиция, обитают души когда-то живших людей и которые настолько прокачались, что после своей смерти решили помогать нам живущим. Как показала личная практика, это могут быть не только они, но и просто дорогие нам умершие люди, фантастические и другие созданные нашим воображением персонажи. В качестве примера: Иисус, Будда, Дева Мария, Алистер Кроули, Маркиз де Сад, Курт Кобейн, Валентина Толкунова и т.п., а также беззвестные души, которые, возможно, являются нашими предками, учителями, святыми, друидами, жрецами, а также богами, атлантами, ангелами, эльфами, хоббитами, драконами или инопланетянами. Не ограничивайте список тех, кого вам пошлёт подсознание для дальнейшей работы.
Чтобы попасть в Верхний Мир, надо начать визуализацию, как вы поднимаетесь куда-то: по лестнице, по дереву, подхваченные птицей, на ракете, или просто сами улетаете. Лезьте или летите, пока не почувствуете внутренне, что вы уже не в этом мире, а где-то в другом. Он не обязательно будет выглядеть как облака или космос. Он может быть похож и на улицу в вашем городе, и на природный ландшафт, и на комнату. Он постоянно меняет свой облик. Как и в первом путешествии, объявите о своём желании получить духа-помощника и дождитесь, пока пересечётесь с ним/ней 3 раза и получите от него/неё согласие 3 раза. Традиционно считается, что этот дух имеет человекообразную форму, но, если он явится в виде животного, облака или светового шара, примите такую его форму. Со временем он может её поменять, по сути оставшись тем же.
После этих 2 путешествий энергия полученных Союзников (духов-помощников, животных силы, проводников) станет проявляться в окружающем мире участившимися синхрониями. Чем больше вы с ними будете работать дальше, тем больше синхроний будете замечать.
12. Получив этих 2 Союзников, можно начинать делать обычные шаманские путешествия, которые описаны у меня в блоге. В начале каждого путешествия, отправляясь в Нижний или Верхний Миры, надо звать там вашего духа(ов), чтобы он вас сопровождал, защищал, советовал, приносил ответы и подсказки. Чем дольше работаете с вашими союзниками, тем сильнее ваша связь и, соответственно, их (и ваша) Сила. В какой мир отправляться в каждом конкретном случае, не важно. Позвольте вашему духу-помощнику отвести вас туда, где вы получите ответ на ваш вопрос.
Я выше написала, что те, кто не умеет визуализировать, должны положиться на другие сенсорные каналы. Это остаётся в силе, но следует на визуальный канал тоже обратить внимание и начать его развивать, потому что восприятие мира у нас в основном завязано на него. Если вы не можете визуализировать, то он не атрофирован, а просто слаб, как нетренированные мышцы. Если их пойти качать, то они усилятся. Если даже вне шаманского путешествия своим внутренним зрением через «не могу» пытаться свизуализировать в деталях вашего духа-помощника, это будет началом пути к качественным визуализациям. Как и на накачку мышц, на это может уйти какое-то время.
13. Полезно помнить, что получаемые в шаманских путешествиях образы — это не конкретные ответы, а
символы
. Если вы увидите, что дорогой вам человек умирает или что скоро наступит апокалипсис, это не значит, что вы пророчите. Это значит, что вам, например, следует расстаться с какой-то иллюзией на тему этого человека, а в случае апокалипсиса — что вам необходимо обратить особое внимание на исцелением вашей психики, т.к. символ апокалипсиса указывает на неважное её состояние.
Надо относиться осторожно ко всем образам, которые вы получаете касательно других людей. Если вы видите что-то хорошее, доброе, целительное, то другим людям можно об этом сказать, вреда в этом нет. Если вы видите что-то негативное, то держите это при себе, т.к. всегда есть ненулевая вероятность, что ваши собственные страхи и проекции настолько прочно укоренены в вашем подсознании, что управляют вашими шаманскими путешествиями. Пока вы не изучили ваш собственный внутренний зоопарк и не взяли руль управления вашей психикой в собственные руки (а сам ею очень мало кто рулит), всегда есть риск вашей необъективности в отношении другого человека.
То же самое относится ко всем решениям, касающимся лично вас. Если вам приспичило всё бросить и переехать в Сибирь для того, чтобы погрузиться в «настоящий шаманизм», и в ваших путешествиях ваши духи ликуют «да! да! да!», то перед принятием такого серьёзного решения (да и вообще любого решения, которое будет иметь последствия) надо всё перепроверить и попросить Великого Духа послать вам больше знаков и подтвердить данный путь как минимум через двух других независимых гадателей/шаманов/экстрасенсов.
Шаманская практика — это не готовый инструмент гадания и целительства, который можно быстро освоить и начать выдавать эффективный результат. В первую очередь, в первые годы, а для некоторых и до конца жизни, это техника самоисцеления, то есть приведения своего сознания и подсознания в такое состояние, в котором вашим пространством, вашей энергией, мыслями, эмоциями, управляете только вы, а не населяющие Мироздание духи. Ведь по умолчанию все люди управляются извне, и поэтому не имеют эффективных рычагов влияния на событийность, на энергетику, и имеют крайне слабую или вообще заблокированную интуицию.
Как только вы начнёте реструктуризацию ваших внутренних ресурсов и перенос локуса (точки воли) извне вовнутрь вас, как только разгребёте завалы накопившихся с детства эмоциональных блоков, травм, установок, программ, привязок (которые могут представать в шаманских путешествиях как злобные духи или безвыходные ситуации), и станете способны принимать по жизни решения, идущие за пределы всех этих блоков и установок, так начнёт улучшаться интуиция, и поступающая в шаманских путешествиях информация может начать относиться непосредственно к окружающему вас миру и к другим людям. Это будет заметно по накапливающемуся опыту соответствия полученных в путешествиях образов и последующего изменения реальности.
Для начала в шаманской практике дайте себе установку, что всё, что вы делаете, касается только ваших личных энергетических связей с окружающим миром и другими людьми. Фокус на вас не помешает тому, чтобы вы приносили из шаманских путешествий позитивные символические образы для других людей или чтобы вы строили сценарий ваших путешествий таким образом, чтобы в нём исцелять природные объекты, животных, здания. Исцелять других людей без их явной просьбы считается непрошенным вторжением в их энергетику, и на это есть риск получить откат. Для другого человека без спроса это можно делать, только если это ваш маленький ребёнок. В любом случае считается хорошим тоном перед каждым подобным действом в своём шаманском путешествии встретиться с Духом-проводником того, кого хотите исцелить, или с духом объекта или животного, и спросить разрешения, а также поинтересоваться у него, подходящий ли вы для этого человек.
Помните, что перед любой шаманской практикой всегда следует сначала призвать своих Союзников для помощи и защиты от нежелательных явлений, и вообще почаще делать путешествия с заданиями для них: доставить вам какую-то информацию, показать способ решения какого-то вопроса, показать обратную сторону какой-то проблемы, принести вам символ грядущей недели и т.п. . Также нелишним будет представлять, что они за вами следуют, когда вы не в шаманском путешествии, а занимаетесь своими повседневными делами. Если никто не слышит или не возражает, то с ними можно начать даже общаться вслух, как с невидимками, принимая их ответы своими мыслями у себя в голове (если они станут отвечать не через ваши собственные мысли, а независимыми голосами у вас в голове или за её пределами, то напишите мне, посмотрим, требуется ли помощь психиатра или всё идёт по плану). Это ещё одна шаманская практика, которую обычно дают на продвинутых уровнях, но я не вижу проблем, чтобы начать её с самого начала. Подробнее об одной из её разновидностей (тибетской) можно погуглить по слову «тульпа».
14. Как часто практиковать? Первые пункты данного списка показывают, что практиковать желательно вообще всё время, т.к. шаманизм — это постепенное изменение взгляда на мир, изменение восприятия, это Путь. Мы воспринимаем мир 24 часа в сутки, только почти никогда не делаем это сознательно, всегда автоматически, реактивно, как сон. Постоянно же сознательные попытки увидеть в окружающем нас мире единые смысловые потоки (духов) и их влияние на нас — это шаги в сторону того, чтобы начать набирать свою Силу.
Что же касается непосредственно шаманских путешествий, то тут всё зависит от индивидуальных обстоятельств и индивидуального «зова». В нашем кружке мы практикуем 1-2 раза в месяц по 3-4 путешествия. На отдельных выездных семинарах, посвящённых отдельным темам, за 2-3 дня можем делать 10-20 путешествий. Если делать их дома самостоятельно, то можно хоть каждую неделю. А для особо упоротых, типа меня, и каждый день. Только при очень активной практике на первых порах может возникнуть временное пресыщение, и придётся сделать перерыв, пока оно не пройдёт. И такое было, да…
***
Если есть вопросы, задавайте в комментариях.
Мишель Дж. Харнер ПУТЬ ШАМАНА или ШАМАНСКАЯ ПРАКТИКА. Руководство по обретению силы и целительству.
Мишель Дж. Харнер
ПУТЬ ШАМАНА или ШАМАНСКАЯ ПРАКТИКА.
Руководство по обретению силы и целительству.
Шаманская практика, всесторонне описанная в предлагаемой читателю книге, не может считаться явлением, противоречащим медицинским представлениям и методам. Она находится в русле решений тех же задач, которые ставит себе ортодоксальная медицина. Ее следует рассматривать как дополняющую традиционные медицинские и психологические способы лечения, если она не входит в конфликт с существующими врачебными рекомендациями и нормами.
Применение этих методов представляется уместным и по той причине, что, несмотря на высокий уровень развития современной терапии, она часто оказывается бессильной перед известным недугом.
Распространенным явлением стала ситуация, когда врач, забыв о своем профессиональном честолюбии, а движимый единственно желанием помочь больному, направляет его к знакомой бабке — костоправке, на заговор, к целителю биополем и т.д.
Это ни в коей мере не умаливает заслуги и компетентность современных эскулапов, но в то же время показывает скрытую от глаз широкой публики тенденцию расширения спектра терапевтических методов за счет нетрадиционных и таких, которые основываются на мистическом описании реальности.
Кроме очевидной медицинской прагматики, шаманская практика представляет собой путь духовного роста. Эта ее сторона, как представляется, является определяющей для преобладающего большинства людей, занятых поиском путей гармонизации себя и окружающего мира.
Книга расчитана на специалистов в области психологии, психиатрии, философии, а также на широкий круг духовных искателей и практикующих, целителей.
Шаманы, которых мы в нашем цивилизованном мире называем «знахарями» или «целителями», являются хранителями основ древней традиции использования специфических методов для приобретения и поддержания благополучия и здоровья, как для самих себя, так и для своих соплеменников. Шаманские методы поразительно похожи во всех уголках нашей планеты.
Эти, так называемые «примитивные люди», не имея, подобно нашему, уровня медицинской технологии были вынуждены пойти по пути развития специфических способностей, которые не требовали такого уровня медицинских и научных знаний, но, тем не менее, давали хорошие результаты при лечении болезней. Речь идет об использовании «духовных» сил, которые обретаются на путях шаманской практики. Пройдя через трудные испытания и ошибки, люди приходили к совершенно одинаковым заключениям. Этим и объясняется сущностная идентичность шаманских методов.
Камлание, являющееся важнейшим элементом шаманской практики, представляет собой огромное интеллектуальное и эмоциональное переживание, в которое одновременно вовлечены и пациент и шаман. Прилагая гигантские усилия и совершая героические путешествия в иной мир, шаман помогает пациенту изменить его обычное представление о реальности, включая и представление о том, что он болен. Шаман показывает пациенту, что тот не одинок в своей борьбе с болезнью и смертью, Целитель делится своей «специальной энергией» и убеждает, на очень глубоком уровне, своего пациента в том, что он добровольно предлагает ему свою помощь. Шаман, своей искренней заинтересованностью в судьбе пациента, вызывает в нем ответную позитивную эмоциональную реакцию, воодушевляя его на борьбу с болезнью.
В настоящее время, несмотря на высочайший уровень развития западной медицины, мы часто оказываемся бессильны существенно помочь больным. Это обстоятельство вынуждает как профессиональных медицинских работников, так и самих пациентов, к поиску дополнительных методов лечения. Здоровье и благополучие являются важнейшими атрибутами счастливой жизни, и не удивительно, что большое число людей занимаются этими проблемами. Многочисленные эксперименты на себе имеют одну и ту же цель: поиск альтернативных путей достижения благополучного существования.
Эффективность этих экспериментов, иногда трудных не только для диллетанта, но и для профессионала, часто весьма сомнительна. Эффективность же древних шаманских техник, подтверждаемая веками и тысячелетиями практики — очевидна.
Одной из задач этой книги является желание помочь интересующимся для начала ознакомиться с возможностью расширения числа способов лечения. Используя методы, описанные в этой книге, вы будете иметь возможность приобрести опыт получения мистической силы для помощи себе и другим. Мой опыт работы с учениками по обретению сил и способностей к целительству в Северной Америке и Европе убедительно показывает, что практически любой человек Запада может успешно освоить основы шаманской практики. Этот древний путь настолько могущественен и так глубоко воздействует на ваше сознание, что наша обычная культурная система верований и представлений о реальности становится несущественной.
Может возникнуть вопрос о том, как можно шаманство изучить по книге. Постановка такого вопроса оправдана. Да, конечно, это знание может быть приобретено только через собственный опыт. Вы должны изучать метод в процессе его использований. Таким образом вы сможете изучить множество техник: таких, как у индейцев Верхней Амазонки или Сибирских шаманов. В примитивных культурах, где шаман имеет свой определенный общественный статус, часто происходят спонтанные ответы на «вызов», т.е. приобретение шаманских способностей без предварительной тренировки, хотя другим требуются месяцы и даже годы для овладения ими под руководством практикующего шамана.
Люди западной культуры практически ничего не знают о шаманстве и путях достижения шаманских способноетей. Пусть этот факт не останавливает тех, кто заинтересуется этим направлением. Усиленной практикой, даже в одиночестве, можно добиться многого. Конечно, в нашей развитой технократической культуре мы не имеем возможности реализовать ситуацию ученичества однако письменные источники могут дать основные методологические установки. Хотя первые шаги в этой практике покажутся неуклюжими, все таки не оставляйте ее, и в дальнейшем ваши собственные переживания будут подтверждением правильности вашего пути.
Успех в шаманской практике всецело зависит единственно от количества личной силы, которая является также основой благополучия. Данная книга может предложить вам несколько основополагающих шаманских техник приобретения и восстановления личной силы, а также возможности использования ее для помощи другим. Эти техники, несмотря на свою простоту, очень мощные. Их использование не требует «веры» во что-либо, отличное от вашего представления о действительности в вашем обычном состоянии сознания; не требует оно и других интеллектуальных жертв. По сути эта практика не требует даже изменений в вашем бессознательном уме, она пробуждает только те скрытые способности, которые там уже есть. Несмотря на то, что базовые техники шаманской практики просты и относительно легки в изучении, ощутимый результат может быть достигнут при наличии самодисциплины, постоянства и сосредоточенности.
Особый интерес в шаманской практике представляет переход из так называемого «обычного состояния сознания (ОСС)» в «шаманское состояние сознания (ШСС)». Это состояние сознания (ШСС) является ключом к пониманию и знанию. Так, К. Кастанеда в своих книгах говорит о существовании двух реальностей: «обычной реальности» и «необычной реальности». Разницу между этими двумя состояниями можно проиллюстрировать, обратясь к мифологическим животным. Так, дракон, грифон и другие животные этого рода могут рассматриваться как «мифические», но только в ОСС, потому что в ШСС они реальны.
«Фантазии» — так в терминах, приложимых к личности, находящейся в ОСС, может быть проинтерпретирован опыт ШСС. И наоборот, личность, находящаяся в ШСС, может осознавать свой опыт проживания в ОСС как иллюзорный. Обе правы на своем месте, как смотрящие из своего собственного обособленного состояния сознания.
Шаман имеет существенное преимущество в способности свободно перемещаться между различными состояниями сознания. Он может войти в ОСС и, общаясь с простыми людьми, прямо согласоваться с ними по вопросу о природе реальности, исходя из этой же перспективы. Затем он может возвратиться в ШСС и получить непосредственное прдтверждение, доказывающее правоту других, которые описывают свои переживания в этом состоянии сознания. Наблюдение с одной собственной точки зрения является обычно основой для эмпирического заключения о реальности, но это еще не все: даже наука обычной реальности, которая не ставится под сомнение, утверждает, что существует только одно единственное состояние сознания, которое обосновывается непосредственным восприятием.
Представление о том, что ШСС — мифологично, не вызовет ни у кого возражения, а вот утверждение о том, что ОСС — мифологично, является совершенно неприемлемым. И если мы примем его, то мы попадаем в действительно необычную реальность. Конечно, крайне трудно непредвзято судить относительно достоверности опытов в контрастных состояниях сознания.
Для того, чтобы понять ту глубокую эмоцианальную враждебность, которую встретила работа К. Кастанеды в определенных кругах, необходимо иметь в виду, что она основывается именно на этом широко распространенном виде предубеждений, которые имеют весьма сложную и запутанную природу. На подобного рода предубеждениях основываются этноцентрические тенденции при рассмотрении различных культур. Но в интересующем нас случае это не какой-то отдельный зауженный культурный опыт, который в свою очередь вытекает из более фундаментальных противоречий, но узость самого опыта сознания. Не имея опыта переживания необычной реальности, достаточно трудно согласиться с фактом ее существования, а продолжая настаивать на привычной концепции с ее интерпретациями фактов, трудно надеяться на возможность приобрести этот опыт. Такое положение мы могли бы определить как когницентризм сознания по аналогии с этноцентризмом.
Шагом, ведущим непосредственно к решению этой проблемы, может стать для большинства людей приобретение опыта переживаний ШСС, т.е. они должны стать в некотором роде шаманами. Это даст им впоследствии возможность передать свое понимание необычной реальности тем, кто никогда не переживал ее. Их роль сравнима с ролью антрополога, который является непременным участником изучения других культур, отличных от его собственной. В дальнейшем он имеет возможность передать свое понимание изученной культуры людям своей популяции, которые иначе восприняли бы ее как чуждую, непонятную и даже безнравственную.
Антрополог учит других попытке избежать ловушки этноцентризма, подходя к пониманию культуры в терминах ее собственных представлений о реальности. Западные шаманы могут оказать подобную услугу в отношении когницентризма. Урок, данный антропологом, мы можем определить как культурный релятивизм. Подобно этому, Западные шаманы могли бы попробовать создать в некотором смысле когнитивный релятивизм. В дальнейшем, когда будет достигнуто эмпирическое знание переживаний ШСС, тогда может появиться и собственное отношение к этим, предваряющим опыт, представлениям. Придет время, когда станет возможным непредубежденный анализ ШСС переживаний с научной точки зрения в терминах ОСС.
Некоторые могут утверждать, что причина того, что человечество большую часть своего бодрствования проводит в ОСС, является то, что естественный отбор предполагает это как единственную возможность, поскольку это «действительная реальность». Другие же состояния сознания, не сводимые ко сну, являются отклонениями, которые мешают нашему выживанию. Другими словами, все аргументы сводятся к следующему: мы воспринимаем реальность таковой потому, что она всегда лучшая с точки зрения выживания. Но последние достижения нейрохимии показывают, что человеческий мозг сам вырабатывает вещества, которые меняют состояние сознания, включая галлюциногены, такие как диметилтриптамин, В терминах естественного отбора это кажется маловероятно. Это может иметь место, если только эта способность (менять состояние сознания) добавляет чего-то к достижению наилучшей выживаемости. Это показывает, что Мать Природа сама способна решить то, что изменение состояния сознания иногда превосходит обычное состояние.
Мы, на Западе, только начинаем оценивать то значительное влияние, влияние состояния сознания, которое может иметь на то, что мы прежде слишком часто воспринимали как вопросы чисто «физического» тела. Когда в каком-нибудь критическом положении туземный австралийский шаман или тибетский лама пускается в «быстрое путешествие» используя технику ШСС для пробегания больших расстояний с большой скоростью, становится очевидным, что это промежуточная техника, которая невозможна в ОСС.
Мы теперь узнали, что многие из наших лучших атлетов впадают в какое-то измененное состояние сознания, когда они устанавливают свои величайшие рекорды. В общем, кажется неуместным доказывать, что только одно единственное состояние сознания является доминирующим при всех жизненных обстоятельствах. Шаманы давно знали, что такое предположение не только верно, но и опасно для здоровья и благополучия. Шаман, использующий накопленное тысячелетиями знание и свой непосредственный опыт, знает, когда перемена в состоянии сознания уместна и даже необходима.
В ШСС шаман не только переживает такое, что невозможно в ОСС, но и действует в нем. Если бы даже было доказано, что то, что переживает шаман в ШСС, всего лишь проекции ума, это не сделало бы для него эту область переживаний менее реальной. В самом деле такое заключение означало бы, что переживания и поступки шамана не возможны, в любом смысле.
Упражнения, предлагаемые в этой книге, излагают мое личное представление и объяснение некоторых шаманских методов тысячелетней давности, которым я научился непосредственно от северои южноамериканских индейцев, пополненных информацией из этнографической литературы, включая литературу других континентов. Я приспособил эти методы так, чтобы люди Запада, не взирая на их религиозную и философскую ориентацию, могли использо вать эти приемы в ежедневной жизни. Приемы эти пригодны и для здоровых, и для «расстроенных», и для других каким-либо образом больных. С точки зрения шаманизма личная сила является основой здоровья при всех условиях жизни.
Чтобы извлечь серьезную пользу из этой книги, вы должны тщательно следить за тем, чтобы предпринимать эти упражнения или опыты точно в той последовательности, в какой они даются, не пытаясь делать последующие упражнения, пока еще не достигнут успех в предьщудущем. Иногда кому-нибудь удается пройти все ступени за немного дней, обычно же это требует недель и месяцев. Важна не быстрота, но постоянная личная практика. Пока вы продолжаете не прерываясь практиковать методы, которым научились, вы находитесь в процессе становления шаманом. А в какой момент вы уже стали шаманом? Этот статус может быть присвоен вам только теми, кому вы пытаетесь помочь в области силы и врачевания. Другими словами, стали ли вы действительно шаманом, определяется вашими успехами в шаманской работе.
Скоро вы обнаружите, что совершенно без употребления снадобий, вы можете изменить состояние своего сознания классическим шаманским способом и вступить в необыкновенную реальность шаманизма. Там, в ШСС вы можете стать видящим и лично предпринять знаменитое шаманское путешествие, чтобы приобрести из первых рук знание о скрытом мире. Вы сможете также обнаружить, как использовать ваши путешествия для врачевания и здоровья, применяя старинные методы, которые одновременно предвосхищают Западную психологию, медицину и духовность, и следуют за ними. Дополнительно вы сможете освоить методы, не требующие путешествий, при помощи которых поддерживают и совершенствуют личную силу.
Люди Запада нередко подходят к шаманским упражнениям вначале с некоторым трепетом. Однако в каждом известном мне случае тревогу вскоре сменяли чувства открытия, положительного воодушевления и уверенности в себе. Не случайно термин «экстаз» обычно относится к ШСС, так и к состоянию экзальтации и восторженного удовольствия. Шаманское переживание положительно, как было установлено за тысячи лет и как я убедился неоднократно в своих тренировочных классах, где был представлен широкий диапазон личностей.
Можно сказать, что ШСС безопаснее, чем сновидения. Во сне вы не способны по желанию выбраться из нежелательных переживаний или кошмаров. В противоположность этому вы желаете оказаться в состоянии ШСС и, поскольку это состояние сознательного бодрствования, вы способны в любое время пожелать оказаться вне его и вернуться в ОСС. Есть различия и в эксперименте с психоделическими снадобьями. В ШСС нет химически определенной продолжительности времени, которое вы должны провести в измененном состоянии сознания, и нет возможности оказаться замкнутым в «плохом путешествии». Единственная известная мне имеющая значение опасность, связанная с практикованием шаманизма, это общественная или идеологическая. Например, очевидно, что было опасным быть шаманом в Европе в эпоху инквизиции, и даже в настоящее время среди индейцев Хиваро можно подвегнуться обвинению в принадлежности к «плохим» или околдовывающим шаманам, практикующим вид шаманизма, которому здесь не учат.
Это по существу феноменологическое представление. Оно не немерено объяснить понятия и практику на языке психоанализа или какой-либо другой современной Западной системы.
Когда вы начинаете практиковать шаманские методы, старайтесь отложить критические предрассудки. Просто получайте удовольствие от приключения, каким является шаманский подход; впитывайте и практикуйте то, что вы читаете, а потом посмотрите, куда вас привели, ваши исследования. Через дни, недели и даже, может быть, годы после того, как вы воспользовались этими методами, у вас будет достаточно времени для размышления об их значении с Западной точки зрения. Эффективный способ изучения шаманской системы заключается в применении тех же основных концепций, что и они. Например, если я говорю о «духах», то это потому, что так говорят шаманы внутри системы. При практике шаманизма не нужно и даже отвлекает заниматься получением научного понимания, что могут действительно представлять «духи» и почему шаманизм действует.
Книги Карлоса Кастанеды, не взирая на вопросы, которые были подняты относительно степени их принадлежности к беллетристике, сослужили ценную службу, познакомив многих людей Запада с увлекательностью шаманизма и некоторыми заключенными в нем законными принципами. В своей книге я не буду повторять данных из трудов Кастанеды, я не ставлю себе задачу показать сходство его концепций и тех, что представлены в этой книге. Для большинства читателей его книг, однако, будет очевцдным много параллелей. Однако я должен отметить, что Кастанеда в своих книгах не подчеркивает моменты врачевания, хотя это есть одна из самых важных задач шаманизма. Возможно, это оттого, что его Дон Хуан в основном связан с воинственным (колдовским) видом шаманизма.
Главная цель этой книги — снабдить вступительным учебником шаманской методологии для здоровья и врачевания. Я мог бы написать гораздо больше и, может быть, я сделаю это в будущем, но уже здесь есть существенные основы для каждого, кто имеет способности и склонность к тому, чтобы начать.
Читайте также
Практика. Путь к единению
Практика. Путь к единению
Упражнение 1. Аффирмации, помогающие стать более открытым и при этом неуязвимымПодойдите к зеркалу, посмотрите в глаза своему отражению, и увидьте за внешностью свою высшую ангельскую суть. Произнесите не спеша, вслух:Я есмь искра Божия, я –
43. Майкл Харнер и Путь шамана
43. Майкл Харнер и Путь шамана
Духом-хранителем часто бывают животные силы – духовное существо, которое не только защищает шамана и служит ему, но становится для него второй личностью или альтер эго.
То, что человек имеет духа-хранителя, еще само по себе не делает его
Глава 6 ПРАКТИКА СИЛЫ
Глава 6 ПРАКТИКА СИЛЫ
Шаманы расходятся во мнениях относительно того, стоит ли советовать, сообщать людям, какое животное является их хранителем. Среди Хиваро его природа является наибольшей тайной. Они думают, что раскрытие природы животного может стать причиной, из-за
Глава четвертая Сеть силы шамана
Глава четвертая
Сеть силы шамана
Как вы могли убедиться, шаманские взгляды на природу Космоса очень сильно отличается от материалистических взглядов, согласно которым мир вокруг нас существует отдельно и независимо от всего остального. Шаман живет в причудливой и
Боги, способствующие обретению силы
Боги, способствующие обретению силы
Эти боги могли вызываться для увеличения силы, достижения успеха, получения энергии, вдохновения и богатства.АполлонАполлон — греческий бог Солнца, был братом-близнецом Артемиды. Как бог солнечного света, Аполлон отвечает за
ПРАКТИКА ШЕСТОГО ДНЯ. ЯВЛЕНИЕ СИЛЫ
ПРАКТИКА ШЕСТОГО ДНЯ. ЯВЛЕНИЕ СИЛЫ
Кастанеда велел нам надеть маски и встать в круг. Он и себе выбрал маску; его ассистентки надели маски тоже. Они уселись в угол, достали откуда-то по пустой тыкве и принялись слегка постукивать по ним. Под негромкий ритм этих «барабанов»
Глава 6 ПРАКТИКА СИЛЫ
Глава 6
ПРАКТИКА СИЛЫ
Шаманы расходятся во мнениях относительно того, стоит ли советовать, сообщать людям, какое животное является их хранителем. Среди Хиваро его природа является наибольшей тайной. Они думают, что раскрытие природы животного может стать причиной, из-за
Атрибуты шамана, предметы силы
Атрибуты шамана, предметы силы
Главнейшим атрибутом шамана является его костюм. Костюмы шаманов у разных народов бывают различные.В качестве примера приведем описание костюма сибирского шамана:»Платье шамана представляло собой кафтан из выделанной кожи, спереди
Путь шамана
Путь шамана
Я чувствовал огромную, невыразимую радость, настолько сильную, что я не мог сдерживать ее и разражался песней, могучей песней, в которой было лишь одно слово: радость, радость!.. и затем, в самый разгар такого приступа загадочного и непреодолимого блаженства, я
РЕЛИГИИ — РУКОВОДСТВО К РАЗВИТИЮ ИЛИ ПУТЬ К СПАСЕНИЮ?
РЕЛИГИИ — РУКОВОДСТВО К РАЗВИТИЮ ИЛИ ПУТЬ К СПАСЕНИЮ?
Повторюсь — я не оракул, и не судья, поэтому не сужу, а только предлагаю взглянуть с моей точки зрения на религии нашего мира. Сам я считаю себя православным, просто в силу того, что где родился там и сгодился. Начиная с