Руководство для тренеров по футболу

Советы от Алексея Брусенцова, тренера юношеской команды мини-футбольного клуба «Норильский Никель».

Знакомлю вас с подборкой книг о футболе, мини-футболе, которые пригодятся в тренерской деятельности. Автобиографические пока опустил, напишу про них в следующей заметке.

Энциклопедии тренерской деятельности:

Райнер Мартенс — Успешный тренер. 2014 год.

В этой книге вы найдете информацию обо всем, что угодно. О физподготовке, о питании спортсменов, о том, как бороться с наркотиками и другими вредными привычками. О методах, принципах обучения и управления, психологии. В общем, все то, что мжет встретится в работе тренера.

Купить на Ozon.ru

Школа испанского футбола. 2015 год.

 

Различные упражнения, в том числе и игровые, которые помогут улучшить понимание игры и технических навыков ваших воспитанников. Есть детали. Плюс есть несколько советов для тренеров и молодых игроков.

Купить на Ozon.ru

Дейв Чемберс. Профессия — тренер. Наука и искусство. 2013 год.

 

Похожа на книгу Райнера Мартенса, но это не совсем так. Ее советую прочитать первой, а потом Мартенса. В ней личная организованность, управление командой, физподготовка и многое другое.

Николай Озолин. Настольная книга тренера. Переиздание. 2011 год.

 

Прочитал от корки до корки и рекомендую всем, кто хочет стать тренером или им уже является. Однозначно настольная.

Купить на Ozon.ru

Александр Кочетков. Управление футбольной командой. 2002 год.

 

Начинал свой тренерский путь именно с этой книги, а потом пошли и другие. Однозначно стоит прочесть. В продаже нет, можно поискать в библиотеках.

Ден Бланк. IQ в футболе. 2016 год.

 

Книга не только для новичков в футболе, но и для опытных игроков и тренеров. Раскрываются различные футбольные хитрости.

Купить на Litres.ru

Методические пособия:

В. Лях, З. Витковски — Координационная тренировка в футболе. 2010 год.

 

Эта научное пособие поможет вам в подборе упражнений и нагрузок для тренировки координационных способностей.

Купить на Labirint.ru

Дональд Киркендалл — Анатомия футбола. 2012 год.

 

Иллюстрированное руководство по развитию силы, скорости и выносливости. Рекомендую тренерам старших возрастных групп.

Купить на Ozon.ru

Брет Контрерас — Анатомия силовых упражнений с использованием в качестве отягощений собственного веса. 2014 г.

 

Иллюстрированное пособие по развитию силы, выносливости и координации движений. Много упражнений без тяжестей, которые можно выполнять дома, либо в спортзале без тренажеров.

Купить на Ozon.ru

Жан-Люк Чесно, Жерар Дюрз — Футбол. Обучение базовой технике. 2002 год.

 

Много схематичных упражнений и деталей в обучении футбольной техники. Ее уже не продают, возможно найдете на полках вашей ДЮСШ. У меня она в бумажном варианте. Буду делиться тем, что там есть.

Хорст Вайн. Как научиться играть в футбол. 2004 год.

 

Оригинальная методика воспитания и обучения юных футболистов, основанная на системе так называем “упрощенных игр” с учетом уровня физического и психического развития детей каждой возрастной категории. Однозначно в библиотеку тренера.

Купить на Ozon.ru

Учебники по мини-футболу:

Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В.П. Губа — Мини-футбол (футзал). Учебник. 2012 год.

 

Учебник пятилетней давности, но для тренеров, кто начинает свой путь в мини-футболе вполне может помочь. Здесь описана и техника и тактика игры, характеристики физических качеств и способностей. Организация и проведение мероприятий и соревнований по мини-футболу.

С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев, В.С. Левин, К.В. Еременко. Программа по мини-футболу (футзалу). 2008 год.

 

Примерная программа содержит учебный материал по основным видам подготовки. Сенситивные периоды, примерный план-график на год. Программный материал для практических занятий по технической, тактической и вратарской подготовке. Книжка на которой зиждится вся система мини-футбола в России.

В.П. Губа. Теория и методика мини-футбола. 2016 год.

 

В этом учебном пособии собрано все вышеназванное с несколькими добавлениями тактической подготовки.

Купить на Ozon.ru

В.С. Левин, С.С. Соколов. Мини-футбол (футзал). Тактика игры в атаке и обороне. 2016 год.

Совершенно новое и полезное пособие, которое поможет постичь азы расстановок в футзале, а также узнать несколько комбинций со стандартных положений (ауты, угловые, удары от ворот). Вышла ограниченным тиражом.

С. Андреев, Сирило. Техника дриблинга и финтов в мини-футболе (футзале). 2016 год.

Тоже новое пособие, которое показывает нюансы и технические элементы в отработке мини-футбольных финтов.

Tim Burns. Holistic Futsal. A total mind-body-spirit approach. 2003 год

 

Книга на английском языке. Часть своих статей я перевел из этой книги, и возможно буду еще переводить.

Купить на Amazon.com

Vic Hermans/Rainer Engler. Futsal. Technique. Tactics. Training. 2011 год.

 

Еще одна книга на забугорном. Есть упражнения, которые я тоже переводил для блога. Особенно для начальной подготовки. Постараюсь снова выбрать что-то оттуда.

Купить на Amazon.com

Книги по психологии:

Дэниел Койл — Код таланта. 2010 год.

 

Система выявления и развития таланта. Подойдет как для тренеров, так и для родителей. Советую прочитать самой первой из всех.

Эту книгу сейчас тяжело найти. Я успел ее купить. В электронном варианте не видел.

Джона Лерер. Как мы принимаем решения. 2010 год.

 

Книга с приставкой “супер”. Рекомендуется к прочтению. Просто берите и читайте.

В бумажном варианте вряд ли ее можно найти, зато можно скачать. Ссылка.

У. Тимоти Гэллуэй. Теннис. Психология успешной игры. 2010 год.

 

Книга про психологию. Вы узнаете, как научиться сосредоточению, узнаете что значит “Первое Я” и “Второе Я”.

Купить на Litres.ru

Марвин Маршалл. Дисциплина без стресса. Учителям и родителям. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться. 2014 год.

 

Отличное пособие о том, как общаться с детьми, какие методы применять, и что внешняя мотивация это не самый важный инструмент.

Купить на Litres.ru

Подборку автобиографических книг сделаю в следующей части. Если у вас есть интересные книги по психологии, педагогике, методике — делитесь названиями в комментариях.

Чтобы не пропустить ничего важного:

Заходите на мой канал в Telegram.

Подписывайте на группу в “VK”

Спасибо за внимание!

ТОП полезных книг для тренера по футболу

Тренеры футбольных клубов создают реальность, за которой наблюдают миллионы глаз. Это моменты триумфов, трудных поисков, веры в победу вопреки обстоятельствам. Но наставники – это обычные люди, которым свойственно сомневаться. Как быть всегда на волне успеха? Учиться у лучших! Мы собрали подборку книг для тренеров по футболу и тех, кто собирается начать обучение в этом направлении.

Футбольные стратегии

На конференциях ни один наставник команды не рассказывает о тактических схемах, но многое можно почерпнуть со страниц изданий.

Как были достигнуты победы команд: блокировкой или изматыванием противника?

  • Дэйв Чемберс «Профессия тренер». В книге изложены принципы, заимствованные из разных областей: спорта, психологии, социологии. Она подойдет наставнику любого уровня. Для укрепления знаний рекомендуется дополнительно проанализировать подход Райнера Мартенса.
  • Ден Бланк «IQ в футболе». Книга адресована игрокам, но будет интересна и тренерам. Здесь изложен способ к принятию умных игровых решений, психологическая работа на поле и типичные ошибки футболистов.
  • Алексей Зинин «Разоблачение игры». Менеджер, за плечами которого работа в Спартаке, Локомотиве, Краснодаре, делится концепциями, моделями и другими нюансами футбольной действительности.
  • Ринус Михелс «Тимбилдинг – путь к успеху». Величайший тренер века рассказывает о построении команд, выявлении талантов, тактике и психологии. Эта книга может стать настольной для менеджеров и тренеров.

Изучение стратегии и тактики поможет отработать ключевые моменты и уйти с поля победителем. Но одним ударом невозможно победить всей бойцов, поэтому аспект требует постоянного совершенствования.

Подготовка футболистов

Пинать мяч – это искусство, залогом успеха команды служит качественная подготовка каждого игрока.

  • Николай Озолин «Настольная книга тренера». Крупнейший специалист РСФРС в области физподготовки. Автор учит бороться за победу, преодолевать рекордные рубежи.
  • Карлос Кастанеро «Школа испанского футбола». Элементы игры, подкаты, удары, перехваты в соответствии с мировыми стандартами. Талантливый коуч делится секретом как обычного футболиста сделать выдающимся.
  • В. Лях., З. Витковски «Координационная тренировка» Упражнения и игры, подкрепленные научными исследованиями в лучших традициях Советского союза.
  • М.А.Годик «Физическая подготовка футболистов». Издание выпущено в рамках проекта ФСР и компании «Терра-Спорт». Здесь вы найдете подробные ответы о комплексном подходе к занятиям.
  • «Футбол: проблемы физической и технической подготовки». Пособие для специалистов в области теории футбола, теории физподготовки, магистрантов, аспирантов, профессиональных тренеров.

Средства и методы работы с футболистами у наставников разные, поэтому и результат их работы так отличается.

Ускорьте результаты в спорте, став востребованным тренером благодаря авторской системе из 4 шагов от экспертов Barсa Academy Coach

Биографии

Вдохновляющий опыт величайших коучей в истории футбола поможет комфортно провести время, найти ответы на значимые вопросы, секретные подходы, узнать непубличные факты.

  • Роберт Бизли «Жозе Моуринью с близкого расстояния». Здесь мало тренерских тайн, это книга о частых командировках, отношениях, спортивных достижениях. Рекомендуется читать тем, кто работает с медиа и интересуется жизнью гения.
  • Элмар Невелинг «Юрген Клопп. Биография величайшего тренера». Здесь харизматичный немец дает ответы на вопросы, которые ему обычно задают: работа с молодыми спортсменами, тактика, философия и жизненные принципы.
  • Джон Кросс «Арсен Венгер в Арсенале, инсайдерская история». Революционный подход, полностью изменивший Премьер-Лигу объединенного королевства, атакующий футбол и другие секреты.
  • Алекс Фергюсон «Автобиография». Мировой бестселлер с профессиональным взглядом на изнанку футбола. Под наставничеством легендарного сэра Алекса играли не менее легендарные футболисты: Роналду, Бэкхэм. Ему пришлось сражаться с такими асами, как Моуринью и Венгер.
  • Гильем Балаге «Пеп Гвардиола. На пике». История создателя собственного стиля в футболе, тщательные подготовки к каждой игре, безграничная вера в изложении известного журналиста.
  • «The Manager. Как думают футбольные лидеры». Во втором издании собраны секреты величайших руководителей.

Конечно, список звездных тренеров с годами растет, многие вещи уже не применимы на практике в современных реалиях. Но в истории всегда таится мудрость, невидимая другим.

Управление командой

Одних тренеров любят, а других – терпят. Эти чувства крайне сложно понять со стороны. Сталкиваясь с проблемами, наставник обязан находить мудрое решение.

  1. Алекс Фергюсон «Уроки лидерства». Как вести за собой, а не управлять, уметь делегировать и заменять, выстраивать надежный фундамент клуба. Издание входит в топ-3 литературы о футболе.
  2. А.П.Кочетков. “Как стать авторитетным наставником для ярких и неординарных личностей, объединить их усилия ради единой цели». Будьте уверены, эту книгу читали Ваши соперники.
  3. Дж. Биркиншоу и С.Крейнер «Команда победителей, лидерство в стиле Свена-Йорана Эрикссона». В шведском языке появилось выражение «Свенизируй свою жизнь». Взгляните на стиль руководства, создавший легендарные компании Скандинавии.

Противоборство и соперничество, командный дух, твердость или доброжелательность – футбол пропитан чувствами.

Детскому тренеру

Тренер для младших и средних групп становится педагогом и учителем. Как найти подход к формирующимся личностям, не упустить важные аспекты развития, дать волю к победе.

  1. Дэниэл Койл «Код таланта». Издание повествует об исследованиях, проведенных в юношеских футбольных школах Бразилии, рекомендуется к прочтению тренерам и родителям.
  2. О.Б. Лапшин «Теория и методика подготовки юных футболистов». Богатый личный опыт автора, тенденции развития резервов в футбольных клубах Испании и Европы.
  3. А.В. Петухов «Футбол. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов. Проблемы и пути решения». Автор – кандидат педагогических наук, более 20 лет проработавший в футбольном клубе. Послание адресовано тренерам, находящимся в поиске, способным воспринимать альтернативное видение.

Иногда на поиск ответов в книгах, нужно потратить уйму времени. Sport Univer предлагает готовые кейсы для тренеров всех уровней. Обучающие программы выстроены с учетом опыта мировых авторитетов, базируются на опыте коучей Испании и Европы. Наши консультанты подберут пакеты для решения конкретных задач.

Также вам может быть интересно:

Подберем курс и ответим на любой вопрос

Эту статью мы хотим посвятить футбольным и футзальным тренерам, которые ищут книги о футболе для построения грамотного тренировочного процесса или просто для личного саморазвития. Мы знаем, насколько сложен тренерский труд и насколько он недооценен, поэтому со своей стороны хотим внести небольшой вклад в ваше дело, бесплатно предоставив учебные материалы.

В нашей подборке вы найдете не только книги про футбол, но и литературу, посвященную спортивной психологии и тренерской работе. Данные материалы можно было найти на просторах сети, но мы сгруппировали их в одном месте, чтобы вам было проще искать. Также отметим, что наша подборка будет периодически пополняться по мере поступления к нам новых книг, методичек и других полезных ресурсов. Что же, давайте перечислим по категориям все книги, которые мы вам предлагаем скачать на русском языке.

Книги про футзал

№1. Теория и методика мини-футбола (футзала)

Авторы: Губа В.П.

Год выпуска: 2016

Формат и размер файла: fb2 (2.15 Мб)

Описание: учебник по мини-футболу (футзалу) является трудом, обобщающим теоретико-методический материал отечественных специалистов, и результаты многолетних исследований автора, в котором представлена методология организации учебно-тренировочного процесса. Прежде всего, курс лекций адресован слушателям «Академии футзала АМФР», ВШТ, студентам, аспирантам, преподавателям высших и средних учебных заведений, а также тренерам, работающим с юными и высококвалифицированными спортсменами.


№2. Программа по мини-футболу (футзалу)

Авторы: Андреев С. Н., Алиев Э. Г., Левин В. С., Еременко К. В.

Год выпуска: 2008

Формат и размер файла: PDF (692 Кб)

Описание: Примерная программа содержит учебный материал по основным видам подготовки. Сенситивные периоды, примерный план-график на год. Программный материал для практических занятий по технической, тактической и вратарской подготовке. Книжка на которой зиждится вся система мини-футбола в России.

Дополнение к этому материалу качайте здесь.


№3. Мини-футбол в школе

Авторы: Андреев С. Н., Алиев Э. Г.

Год выпуска: 2006

Формат и размер файла: docx (107 Мб)

Описание: в книге рассматриваются организационные и методические вопросы обучения тренировки юных футболистов в школьной секции мини-футбола, даются сведения по истории развития этой спортивной игры, физической и тактико-технической подготовке занимающихся, проведению внутришкольных соревнований и конкурсов, организации педагогического контроля за уровнем подготовленности учащихся.

Книга предназначена для учителей физической культуры, тренерского состава спортивных школ, студентов институтов физической культуры и факультетов физического воспитания высших педагогических учебных заведений, а также общественного актива.


Книги можно скачать архивом в формате zip (размер файла 9.21 Мб):

СКАЧАТЬ АРХИВ С КНИГАМИ

Книги о футболе

№1. Школа испанского футбола

Авторы: Кантареро К. Г., Роперо М. Т.

Год выпуска: 2015

Формат и размер файла: PDF (17 Мб)

Описание: на страницах этого издания Кантанеро рассказывает, как из обычного игрока сделать выдающегося футболиста (или самому стать таковым). Разбираются все элементы игры – пас, остановка мяча, ведение, финты, подкат, перехват, удар по воротам, игра головой. Отдельные главы книги посвящены тактикам и стратегиям игры.


№2. IQ в футболе. Как играют умные футболисты

Авторы: Ден Бланк

Год выпуска: 2016

Формат и размер файла: fb2 (2.11 Мб)

Описание: простым и доступным языком автор объясняет наиболее типичные ошибки, раскрывает основные концепции психологии футболистов и учит думать на поле. Тем не менее это не просто книга теоретических советов для игроков. Она полна практических инструкций, которые будут полезны футболистам любого уровня: от новичков до профессионалов, от школьной команды до футбольного клуба. Несомненно, книга будет интересна и тренерам, они получат возможность взглянуть на футбол под новым углом – изучить психологию игрока и усовершенствовать свою тактику.


№3. Силовые тренировки в футболе

Авторы: Майер Р.

Год выпуска: 2016

Формат и размер файла: PDF (10 Мб)

Описание: книга известного немецкого специалиста рассказывает довольно наглядно о том, какова роль силовой подготовки в футболе. В этой книге читатель найдет много полезных советов о физической подготовке, питании и многое другое.


№4. Подготовка футболистов в ведущих клубах Европы: монография

Авторы: Губа В. П., Стула А., Кромке К.

Год выпуска: 2017

Формат и размер файла: PDF (10 Мб)

Описание: в монографии впервые обобщен и проанализирован теоретико-методический материал и практический опыт подготовки юных футболистов в Российской Федерации и некоторых европейских странах. В частности, рассматриваются испанская, немецкая, нидерландская, чешская, польская и российская системы подготовки футболистов, а также европейских футбольных клубов «Аякс» (Нидерланды), «Ганновер 96», «Вердер», Бремен и «Карлсруэ» (Германия), «Барселона» (Испания).

Особый интерес монография представляет для российских тренеров, стремящихся к построению более эффективного тренировочного процесса. Собранные в книге материалы окажут существенную помощь в повышении квалификации специалистов в ВШТ, студентов и преподавателей высших учебных заведений.


№5. Массовый футбол

Год выпуска: 2012

Формат и размер файла: PDF (5 Мб)

Описание: организационно-методическое пособие подготовлено специалистами департамента инновационной политики, науки и образования и департамента массового и детско-юношеского футбола Российского футбольного союза на основе практической работы и рекомендаций Программы массового футбола ФИФА и Хартиимассового футбола УЕФА, а также Типовой учебно-тренировочной программы спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР.


№6. Футбол : типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ

Год выпуска: 2011

Формат и размер файла: PDF (3 Мб)

Описание: программа содержит обоснование структуры и содержания многолетней подготовки детей в ДЮСШ и СДЮШОР по футболу на спортивно-оздоровительном, начальном, учебно-тренировочном
этапах и этапе спортивного совершенствования. Детально рассмотрены вопросы программирования и комплексного контроля тренировочных и соревновательных нагрузок юных футболистов в зависимости
от их возраста и уровня подготовленности, а также формата соревнований.


№7. Физическая подготовка футболистов

Авторы: Селуянов В. Н., Сарсания С. К., Сарсания К. С.

Год выпуска: 2006

Формат и размер файла: PDF (61 Мб)

Описание: в данной монографии процессы энергообеспечении соревновательной деятельности, средства и методы физической подготовки футболистов описываются с учетом особенности рекрутирования мышечных волокон и особенностей их морфологии. Реакция организма футболиста рассматривается в целом на основе умозрительного и математического имитационного моделирования. Объективность положений и выводов доказывается данными, взятыми из литературы и собственных экспериментов.


№8. Оборонительная тактика в футболе

Авторы: Эйнс Бенгсбо, Биргер Пейтерсон

Год выпуска: 2012

Формат и размер файла: PDF (36 Мб)

Описание: для тренеров по футболу, спортсменов высокой квалификации, преподавателей и студентов высших учебных заведений физической культуры и спорта. Может быть полезна для игроков любого уровня и возраста, желающих совершенствовать свое мастерство. Более 100 схем иллюстрируют правильное расположение и перемещение игроков в обороне.


№9. Наступательная тактика в футболе

Авторы: Эйнс Бенгсбо, Биргер Пейтерсон

Год выпуска:

Формат и размер файла: PDF (95 Мб)

Описание: книга знакомит читателя с атакующим потенциалом игроков ведущих сборных команд мира. Способность контролировать и забивать мячи сначала отрабатывают на практических занятиях и только потом используют в игре. Наступательная тактика включает:

  • создание свободного пространства;
  • перемещение без мяча; проникающую передачу;
  • обводку защитника;
  • проход и выполнение удара по воротам.

Приведены более 150 схем, иллюстрирующих перемещение игроков и движение мяча и подсказывающих, как достичь совершенства в игре.


№10. Философия футбола

Авторы: Патрик фон Лиувен

Год выпуска: 2013

Формат и размер файла: PDF (1.5 Мб)

Описание: я рассматриваю эту книгу, как возможность для футбольных тренеров Украины и других стран познакомиться с путем, который проделала наша Академия за последние годы, с теми особенностями, благодаря которым в кратчайшие сроки нам удалось стать одной из ведущих футбольных школ в Европе. Сегодня у нас есть четкая структура, философия, талантливые игроки, опытные и сильные тренеры – все это ради того, чтобы воспитывать футболистов для первой команды.Я убежден, что делиться накопленным опытом с остальными – очень важно, а футбольное развитие никогда не должно заканчиваться. Эта книга поможет как начинающим, так и опытным тренерам, целым клубам ближе понять наши взгляды на развитие молодых игроков, перенять опыт одного из лучших клубов Европы и самим преуспеть в воспитании молодых талантов.


№11. Прессинг 

Авторы: Массимо Луккези

Формат и размер файла: PDF (4 Мб)

Описание: в книге представлены основы прессинга, их разновидность и другие тактические аспекты. Данный материал пригодится, как начинающим тренерам, так и футболистам, для саморазвития.


№12. Анализ тактики атакующих действий

Авторы: Массимо Луккези

Формат и размер файла: PDF (95 Мб)

Описание: в настоящей книге рассматриваются вопросы тактики игры футбольных команд в атаке.
Анализируются основные элементы тактики нападения и детально разбираются варианты построения атакующих действий при использовании различных тактических схем построения игры.
Приводятся упражнения для тренировки индивидуальных и групповых действий футболистов в нападении и даются рекомендации относительно возможных модификаций построения атакующих действий для повышения эффективности игры в атаке.


№13. Учебно-тренировочная программа по футболу для детей 6-7 лет с методическими рекомендациями

Авторы: А.Я. Ситников, Л.А. Каширина

Год выпуска: 2012

Формат и размер файла: PDF (610 Кб)

Описание: программа содержит обоснование структуры и содержания подготовки детей в ДЮСШ и СДЮСШОР по футболу на спортивно-оздоровительном этапе. Программа включает нормативную, организационную и методическую части и практический материал по подготовке юных футболистов. Программа соответствует требованиям предъявляемым к подготовке юных футболистов, и предназначена для тренеров и специалистов ДЮСШ и СДЮСШОР по футболу.


№14. Теория и методика подготовки юных футболистов

Авторы: Лапшин О.Б.

Год выпуска: 2009

Формат и размер файла: PDF (6 Мб)

Описание: в данном пособии охватываются основные этапы обучения и тренировки юных футболистов, раскрываются принципы данного процесса, приводятся примерные упражнения по разным разделам подготовки, а также рекомендуется технология планирования работы с игроками разных возрастных групп. Полезным являются разделы, раскрывающие современные тенденции подготовки юных футболистов в одной из ведущих футбольных стран Европы — Испании, а также педагогические аспекты деятельности тренера, работающего с молодыми игроками, тесты и контрольные испытания.


№15. Библиотека футбольного тренера. 140 игровых упражнений. Игра в численном неравенстве и завершение атаки

Авторы: Майкл Бил

Год выпуска: 2009

Формат и размер файла: PDF (19 Мб)

Описание: в настоящей книге представлено 140 упражнений для тренировки футболистами техники и тактики атакующих действий, в первую очередь в завершающей фазе атаки. Предлагаемые упражнения разработаны автором на основании многолетнего личного опыта тренерской деятельности и опыта работы ведущих тренеров. Каждое упражнение направлено на обучение игроков тем или другим необходимым навыкам игры в атаке и обороне и умениям играть нестандартно, проходит в форме соревнования и интересно для футболистов вне зависимости от их возраста и квалификации.


Книги можно скачать архивом в формате zip (размер файла 244 Мб):

СКАЧАТЬ КНИГИ О ФУТБОЛЕ

Книги о спортивной психологии, тренерстве и о разном

№1. Наука побеждать. Настольная книга тренера

Авторы: Николай Озолин

Год выпуска: 2004

Формат и размер файла: DJVU (20 Мб)

Описание: автор этой монографии, известный в прошлом спортсмен и тренер, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР — один из крупнейших специалистов в области теории и методики спортивной подготовки. Книга содержит много передовых идей по средствам и условиям подготовки спортсменов. По-новому трактуется построение предсоревновательного режима в связи с особо ответственным состязанием, подробно раскрываются вопросы воспитания способности бороться на самом высоком уровне за победу, преодолевать рекордные рубежи, проявлять с наибольшей силой потенциальные возможности организма. Даны также основы правил подготовки к стартам и участию в соревнованиях. Рассчитана на тренеров, но может быть полезна спортсменам, врачам, ученым и руководителям спорта.


№2. Анатомия силовых упражнений с использованием в качестве отягощения собственного веса

Авторы: Контрерас Бретт

Год выпуска: 2014

Формат и размер файла: PDF (6 Мб)

Описание: приводится 156 эффективных упражнений, позволяющих проработать основные группы мышц рук, груди, плечевого пояса, спины, живота, бедер, ягодиц и голеней, в которых в качестве отягощения используется только собственный вес. Книга снабжена полноцветными анатомическими иллюстрациями, подробными инструкциями и рекомендациями. Даются тренировочные программы, обеспечивающие постоянный прирост результатов.


№3. Как мы принимаем решения

Авторы: Джон Лерер

Год выпуска: 2010

Формат и размер файла: fb2 (1.6 Мб)

Описание: каждое мгновение мы принимаем решения: от очень важных до малозначимых и повседневных. Именно это свойство – умение делать свободный выбор – и делает человека человеком. Но как это происходит? Как работает мозг, в доли секунды обрабатывающий колоссальный объем информации? Как соотносятся разум и интуиция? Эти вопросы занимают не только философов и нейрофизиологов, но и каждого из нас. Джона Лерер не только увлекательно описывает, как устроен механизм принятия решений. Книга «Как мы принимаем решения» рассказывает и о том, как происходит процесс выбора, и одновременно помогает сделать этот процесс эффективнее.


№4. Теннис: психология успешной игры

Авторы: Гэллуэй У. Тимоти

Год выпуска: 2015

Формат и размер файла: PDF (1.7 Мб)

Описание: У. Тимоти Гэллуэй утверждает: вы не добьетесь ни в какой игре ни совершенства, ни радости, если не обратите должного внимания на неприметные хитрости «внутренней игры», цель которой — раскрытие и реализация потенциала, кроющегося внутри вашего тела. В этой книге он рассказывает о возможностях «внутренней игры» на примере игры в теннис.


№5. Координационные способности: диагностика и развитие

Авторы: Лях В.И.

Год выпуска: 2006

Формат и размер файла: PDF (2.6 Мб)

Описание: в настоящей книге делается попытка представить целостную, научно обоснованную методику развития координационные способности школьников с 1-го по 10-й классы, а также раскрываются методы диагностики этих способностей. Книга предназначена тренерам, специалистам, преподавателям физической культуры школ и вузов.


№6. Питание спортсменов: зарубежный опыт и практические рекомендации

Авторы: Борисова О.О.

Год выпуска: 2007

Формат и размер файла: PDF (14 Мб)

Описание: пособие представляет собой анализ литературных данных по вопросам питания в спорте и суммирует рекомендации ведущих российских и зарубежных специалистов . Цель пособи является популяризация знания о роли факторов питания и основных принципах построения адекватного рациона спортсмена. Особый интерес может привлечь тренти раздел пособия , где представлены конкретные требования к количественным и качественным характеристикам питания в зависимости от особенностей обменных процессов в различных видах спорта .


№7. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте, Общая теория и ее практические приложения

Авторы: Платонов В.Н.

Год выпуска: 2004

Формат и размер файла: PDF (28 Мб)

Описание: в учебнике рассмотрены исторические предпосылки создания теории подготовки спортсменов, основные аспекты методологии формирования знаний в сфере общей теории спортивной подготовки и современная система знаний. Всесторонне показаны основные принципы рационального построения подготовки национальных команд к Олимпийским играм и перспективы ее совершенствования. Дана характеристика олимпийским видам спорта, системе соревнований и соревновательной деятельности. Изложены основы современной подготовки спортсменов — закономерности формирования адаптации у спортсменов, энергообеспечение мышечной деятельности, нагрузка, утомление и восстановление в спорте, формирование долговременных адаптационных реакций в многолетней и годичной подготовке.


№8. Психология тренера: теория и практика

Авторы: Е.В. Мельник, Е.В. Силич, Н.В. Кухтова

Год выпуска: 2014

Формат и размер файла: PDF (1 Мб)

Описание: данное учебное издание представляет собой руководство к изучению особенностей деятельности и личности тренера (проведению диагностики, самосовершенствоваию личности). Содержание предлагаемого издания поможет систематизировать материал в области изучения психологии тренерской деятельности. Методические рекомендации могут быть использованы слушателями ИПК и ПК по специальности переподготовки «Тренерская работа», студентами высшего учебного заведения, учащимися училищ олимпийского резерва, по специальности «Спортивно-педагогическая деятельность», а также спортивными психологами и тренерами.


№9. Успешный тренер

Авторы: Райнер Мартенс

Год выпуска: 2014

Формат и размер файла: PDF (19 Мб)

Описание: книга Райнера Мартенса, известного американского тренера, доктора психологии, издавалась в США уже 4 раза. Автор предлагает самые современные научные материалы, проверенныеметоды обучения техническим и тактическим приемам и принципам спортивного менеджмента. В этой книге вы найдете информацию о физической подготовке, питании спортсменов, о том, как бороться с наркотиками и другими вредными привычками, о многом, что может встретиться в работе тренера.


№10. Теория и практика в подготовке команд мастеров

Авторы: П. Черепанов

Год выпуска: 2012

Формат и размер файла: PDF (13 Мб)

Описание: у вас в руках книга, в которой обобщен 30-ти летний опыт работы с футболистами высокой квалификации и в частности 10-ти летний стаж работы по научно-методическому обеспечению подготовки команды «Рубин» г.Казань к играм Чемпионата России среди команд премьер-лиги и к Европейским кубковым турнирам.


Книги можно скачать архивом в формате zip (размер файла 114 Мб):

СКАЧАТЬ КНИГИ О РАЗНОМ

Методические рекомендации для тренеров – преподавателей по футболу

Система многолетней спортивной подготовки

Организационная структура многолетней спортивной основывается на реализации этапов подготовки в соответствии с таблицей №1.

Таблица №1

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ

Основные задачи этапа

Период подготовки

Спортивно-оздоровительный

Расширение двигательных возможностей и компенсация дефицита двигательной активности

Весь период

Начальной подготовки

Базовая подготовка

до 3 лет

Учебно-тренировочный

Специализация и углубленная тренировка в избранном виде спорта

до 5 лет

Спортивного совершенствования

Совершенствование спортивного мастерства

до 3 лет

Высшего спортивного мастерства

Реализация индивидуальных возможностей

3 года и более (с учетом возрастного ценза)

Для обеспечения этапов многолетней спортивной подготовки спортивная школа использует систему спортивного отбора, включающую в себя:

а) тестирование детей;

б) сдача контрольных нормативов с целью комплектования учебных групп;

в) просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях.

2.4 Для анализа и корректировки учреждениями своей деятельности рекомендуется использовать следующие критерии

а) на спортивно-оздоровительном этапе.

— стабильное развитие общей физической подготовки обучающихся наряду с
основами технических навыков в избранном виде спорта;

— уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля

б) на этапе начальной подготовки

— стабильность состава обучающихся. Уровень потенциальных возможностей обучающихся в избранном виде спорта;

— динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся:

— уровень освоения основ техники в избранном виде спорта.

в) на учебно-тренировочном этапе

— состояние здоровья, уровень физической подготовленности обучающихся.

— динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями;

— уровень освоения объёмов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных программой спортивной подготовки по избранному виду спорта:

— выполнение нормативов массовых спортивных разрядов.

г) на этапе спортивного совершенствования:

— уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма обучающихся;

— динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях.

— зачисление воспитанников спортивной школы в училища олимпийского резерва и школы высшего спортивного мастерства

д) на этапе высшего спортивного мастерства

— стабильность успешных результатов выступления во всероссийских и
международных соревнованиях,

— достижение результатов уровня сборных команд России.

Комплектование учебных групп

Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки определяется с учетом техники безопасности в соответствии с учебной программой.

При отсутствии в утвержденной учебной программе нормативов по наполняемости учебных групп и максимальном объеме учебно-тренировочной нагрузки рекомендуется придерживаться параметров приведенных в таблице № 2

Этапы обучения

Период обучения (лет)

Минимальная наполняемость групп (чел)

Максимальный количественный состав группы (чел)

Максималь-

ный объём учебно-тренировочной нагрузки (час/нед.)

Спортивно-оздоровительный

весь период

15

30

до 6

Начальной подготовки

первый год

15

30

6

второй год

12

30

9

третий год

12

30

9

Учебно-тренировочный

первый год

10

20

12

второй год

Устанавливаются учреждением

20

14

третий год

16

16

четвертый год

16

18

пятый год

16

20

Спортивного совершенствования

до года

14

24

свыше года

12

28

Высшего спортивного мастерства

весь период

8

32

Таблица №2

Примечания:

1 Недельный режим учебно-тренировочной нагрузки является максимальным и устанавливается в зависимости от специфики вида спорта, периода и задач подготовки

2 Общегодовой объем учебно-тренировочной нагрузки, предусмотренный указанными режимами нагрузки (работы}, начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки свыше двух лет, может быть сокращен не более чем на 25 %.

Организация учебно-тренировочного процесса

Учебно-тренировочные занятия школы проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика.

Обязательность работы по индивидуальным планам рекомендуется устанавливать на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха обучающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях с учетом возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.

Медицинское обслуживание и контроль

В целях предупреждения нарушения здоровья у обучающихся спортивных школ следует предусматривать;

а) диспансерное обследование не менее двух раз в год;

б) дополнительные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях, после болезни или травмы;

в) контроль за использованием обучающимися фармакологических средств.

Подготовка спортсмена как многокомпонентный процесс

При анализе всей совокупности педагогических средств и других факто­ров, которые целенаправленно используются для достижения высоких спортив­ных результатов, условно можно выделить три компонента подготовки:

Первый компонент — система соревнований. Соревнования в системе подготовки спортсменов являются средством контроля за уровнем подго­товленности, способом выявления победителя, важнейшим средством повышения тренированности, совершенствования спортивного мастерства. При этом соревнования классифицируются на: подготовительные, конт­рольные, подводящие (модельные), отборочные и главные.

В современной соревновательной практике можно наблюдать три ме­тодических подхода. Первый — связан со стремлением спортсменов стар­товать возможно чаще, добиваясь высоких результатов в каждом соревно­вании. Второй — предполагает малоинтенсивную соревновательную практику, где основное внимание обращено на подготовку к главным со­ревнованиям сезона. И третий подход — соревновательная деятельность должна быть широкой, но строго дифференцированной: подготовитель­ные и контрольные соревнования используются лишь как средство подго­товки. Задача достигнуть высокий результат в них не ставится — вся систе­ма подготовки концентрируется на необходимости достижения высоких результатов в отборочных и (особенно) в главных соревнованиях. Данный подход считают специалисты наиболее плодотворным.

Очень важно, чтобы при планировании соревнований в течение года оптимально учитывалось единство тренировочной и соревновательной дея­тельности спортсменов в системе их подготовки.

Второй компонент — система спортивной тренировки. Она представ­ляет в системе подготовки спортсменов основную (практическую) ее часть. Спортивная тренировка охватывает в определенной мере все виды подго­товки спортсмена, хотя и не исчерпывает их. Наиболее полно в ней представлена физическая подготовка, а также практические разделы техничес­кой, тактической и психологической подготовки.

Цель спортивной тренировки: развитие личности спортсмена и на этом фоне достижение высоких спортивных результатов.

Основные задачи спортивной тренировки: развитие психических и физи­ческих качеств (общих и специальных), приобретение практических и тео­ретических знаний по специализации, гигиене, самоконтролю и т.д.

Основные направления спортивной тренировки: воспитание, обучение, повышение функциональных возможностей органов и систем организма.

Спортивная тренировка строится согласно закономерностям спортивной специализации и этим отличается от других видов физи­ческой культуры.

При характеристике суммарного эффекта системы тренировки и под­готовки спортсменов пользуются следующими понятиями:

а) тренированность: степень биологической приспособленности орга­низма к определенной работе (координация деятельности органов и систем со стороны ЦНС); выделяют общую и специальную тренированность;

б) подготовленность: это понятие более емкое, чем тренированность: физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовленность;

в) спортивная форма: оптимальная (наилучшая) готовность к спортив­ным достижениям для данного конкретного цикла тренировки. Все эти понятия означают определенное состояние спортсмена.

Третий компонент — система факторов, дополняющих тренировку и соревнования и оптимизирующих их эффект. Она включает в себя факто­ры общего режима жизни, организованного в соответствии с требования­ми спортивной деятельности, специализированное питание, специальные средства и методы восстановления после тренировочных и соревнователь­ных нагрузок, а также внетренировочные формы воспитания и самовоспи­тания спортсмена.

Только объединенные в целостную систему все перечисленные компо­ненты могут обеспечить наивысший рост спортивных результатов и общий положительный эффект спортивной деятельности. При этом педагог (тре­нер) должен искать новое, свое.

Современные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки. При всей важности организационных и материально-технических условий для роста спортивных достижений прогресс спорта прежде всего определяется совершенствованием системы спортивной тренировки, со­временные тенденции которого отражаются в следующих основных направ­лениях:

I. Резкий прирост объемов тренировочной работы.

II. Строгое соответствие системы тренировки спортсменов высокого класса со специфическими требованиями избранного для специализации вида спорта.

III. Постоянное увеличение соревновательной практики как эффек­тивного средства мобилизации функциональных ресурсов организма спорт­сменов, стимуляции адаптационных процессов и повышения на этой ос­нове эффективности процесса подготовки.

IV. Стремление к строго сбалансированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, стимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов.

V. Расширение нетрадиционных средств подготовки: использование приборов, оборудования и методических приемов, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсмена; применение тренажеров, обеспечивающих сопряженное совершенствование различных физических способностей и техники движений; проведение тренировки в условиях среднегорья и высокогорья, что позволяет интенсифицировать процессы адаптации к факторам тренировочного воздействия, повысить непосредственную подготовку к главным соревнованиям.

VI. Ориентация всей системы спортивной тренировки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности.

VII. Совершенствование системы управления тренировочным процес­сом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной дея­тельности и подготовленности с учетом как общих закономерностей ста­новления спортивного мастерства в конкретном виде спорта, так и индивидуальных возможностей спортсменов.

Основные функции и особенности спортивных соревнований

Спорт немыслим без соревнований и состязаний. Спортив­ная деятельность без своего главного составного элемента — соревнования полностью утрачивает свой смысл, свою специфику.

Соревнования возникают, когда у человека появляется как минимум установка «сделать что-то лучше, чем кто-то» и превзойти кого-либо в каком-либо отношении. Более полноценным является вариант, когда все соперники осознают соревновательность своих действий и одновременно имеют установку на выигрыш друг у друга.

На основе анализа многочисленных исследований можно считать, что главными осо­бенностями спортивных соревнований являются.

1) строгая регламентация деятельности участников соревнований, об­служивающего персонала и других лиц;

2) полифункциональность, полиструктурность и полипроцессуальность деятельности, протекающая в экстремальных условиях;

3) наличие в каждом соревновании процесса борьбы, противоборства, неантагонистического соперничества, конкуренции, которые проявляют­ся в стремлении одержать победу, достигнуть максимального результата;

4) высокая общественная и личная значимость для каждого спортсме­на и самого процесса борьбы и достигнутого спортивного результата;

5) высокий эмоциональный фон деятельности, вызванный максималь­ными физическими и психическими напряжениями (нередко превосходя­щими возможности спортсмена) в условия непосредственной борьбы за результат;

6) непосредственное или опосредованное взаимодействие соревную­щихся противников, при котором каждый стремится к достижению пре­восходства над соперниками и в то же время противодействовать им;

7) равенство условий и сравнимость результатов каждого участника соревнований с помощью определенного стандарта с результатами других спортсменов, знакомых с критериями сравнения и имеющих возможность оценить результат выступления.

Профилактические, реабилитационные и восстановительные

мероприятия в процессе занятия спортом

Итак, начнем с того, что профилактика спортивного травматизма – это комплекс организационно-методических мероприятий, направленный на постоянное совершенствование материально-технического обеспечения, улучшение условий проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований, постоянное повышение квалификации тренерско-преподавательского состава. В соответствии с различными причинами возникновения травм при занятии спортом выделяют следующие особенности профилактики:

— строжайшее выполнение всех требований общей методики занятий физическими упражнениями;

— составление планов и выбор методики занятий в соответствии не только с программами, но и с состоянием здоровья, с уровнем физического развития и тренированности занимающихся;

— обеспечение полноценной разминки и исключение острой перегрузки на занятиях;

— обеспечение страховки, взаимостраховки и самостраховки;

— правильное размещение занимающихся в спортивном зале, на площадке, стадионе;

— строгое выполнение инструкций и правил безопасности;

— применение «опасных» упражнений в форме учебных схваток, игр;

— контроль за состоянием и строительством спортивных сооружений и других мест занятий;

— систематический контроль за спортивным оборудованием, снаряжением, одеждой; систематическое проведение инструктажа работников спортивных сооружений и занимающихся.

— строгое выполнение врачебных рекомендаций, повышение уровня медицинской грамотности преподавателей, тренеров и спортсменов, хороший контакт в их работе с врачом.

Методика обучения техническим приёмам в спортивных играх

Методы – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и занимающихся, направленные на решение задач.

Наиболее распространённые методы, используемые в тренерской деятельности:

  1. методы наглядности, словесности.

  2. Методы практических упражнений – игровой и соревновательный.

  3. Методы формирования двигательных навыков – целостного обучения, расчленённый, комплексный.

Средствами обучения являются физические упражнения:

  1. Общеразвивающие упражнения.

  2. Специальные упражнения.

  3. Игровые и соревновательные упражнения.

Принципы обучения:

  1. Принцип сознательности.

  2. Активности.

  3. Наглядности.

  4. Доступности.

  5. Систематичности.

  6. Прочности.

Этапы обучения

  1. Ознакомление с техническим приёмом.

  2. Первичное освоение приёма в упрощённых условиях.

  3. Овладение техническим приёмом в постепенно усложняющихся условиях.

  4. Завершение формирования двигательного действия.

  5. Совершенствование спортивного мастерства.

ПЛАН–КОНСПЕКТ

учебно-тренировочного занятия по футболу

«__» ___________ 200 г. Группа ____________ Тренер _____________

Количество обучающихся _________ Место занятия ________________________

Инвентарь: мячи, фишки

ТЕМА: Технико-тактическая подготовка.

ЗАДАЧИ:

  1. Совершенствование техники владения мячом (ведение и остановка мяча, удар по мячу)

  2. Совершенствование технико-тактических взаимодействий

Организационные моменты:

    • проверить состояние места занятий;

    • проверить готовность учащихся к занятиям.

    • мотивация

Ход учебно-тренировочного занятия:

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

I

Подготовительная часть:

5 мин.

1. Бег с ведением мяча

2. Передача мяча внутренней стороной стопы

В парах (1 мяч на 2 игрока, расстояние между партнерами 15м.)

3. Передача головой

В парах (расстояние 5м.)

4. Ведение мяча с выполнением скрещивания

В парах

II

Основная часть:

36 мин.

1. Ведение мяча по линии штрафной площади с выполнением скрещивания и удара по воротам

8 мин.

В парах (расстояние 20м.). Обратить внимание на постановку опорной ноги. После выполнения удара партнеры меняются местами.

2. Удар средней частью подъема

8 мин.

Игрок №1 передает мяч на свободное место игроку №2. Игрок №2 останавливает мяч на линии штрафной площади подошвой. Игрок №1 производит удар по воротам. Затем оба игрока бегут на добивание мяча (расстояние между партнерами 15м.). После проведения удара партнеры меняются местами.

3. Игровое упражнение 4х2; 4х1

10 мин.

1-2 касания

4. Учебная игра 9х9

10 мин.

Гол засчитывается, если атакующая команда полностью перешла на половину поля соперника

III

Заключительная часть

Подведение итогов

Рефлексия

4 мин.

Тренер: _________________________________

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководитель службы продаж руководство
  • Руководитель службы продаж руководство
  • Руководство по хавку
  • Препарат кеппра инструкция по применению цена
  • Отофа ушные капли инструкция по применению цена детям отзывы