Отчет С
Рефлексивный отчет о необходимых
преобразованиях в школе на основе данных исследования ее стартовых возможностей
В стремительно
изменяющемся обществе школы работают все в более сложных условиях. Поэтому,
чтобы эффективно справляться с процессами изменений, очень важно правильно
определить приоритеты развития с учетом особенностей школы, обеспечить четкое
понимание общих целей педколлектива и видение стратегического планирования. Всё
это в значительной степени позволяет сделать анализ данных школьного
исследования, в результате которого должны будут определены потребности для
изменений и приоритеты развития.
Обсудив все
определенные проблемы школы, исходя из анализов анкетирования по ключевым
компетенциям педагогов, где компетенция оценивания «западает», анкетирования
учащихся и родителей, где указывается на необъективное оценивание учащихся, для
исследования в период практики команда развития выбрала приоритетное направление: «Развитие
компетентности оценивания и анализа учебного процесса», цель которого: «Содействие
совершенствования формирования у учителей навыков оценивания обучения, для
повышения у учащихся мотивации к обучению». Учителя школы не умеют разрабатывать
критерии оценивания, что приводит к необъективному выставлению оценок.
Наблюдается низкая мотивация учащихся к обучению, слабый познавательный интерес.
Следовательно, и качество знаний низкое. При
применении учителем этих навыков в своей практике, у учащихся повысится
мотивация к обучению через объективность выставления оценок. Для плодотворной и
качественной работы по внедрению изменений необходимо стратегически
запланировать каждый шаг своих действий, т.е. составить план развития школы
(Приложение 1).
С классами, где будем
проводить исследование и внедрять изменения (5-7 классы), мы определились
единогласно. Потому как мотивация к обучению (как мы выяснили) снижается с
переходом в среднее звено и, так как при сборе данных их мнения по оцениванию и
организации работы на уроке разделились. Из анкетных данных родителей 5 – 7 классов
выяснилось, что в этих классах одной из главных проблем является оценивание
учащихся. Фокус – группой для реализации практики (как было указано в отчёте В)
решено было взять учителей профессионального сообщества (ПС) естественно –
математического цикла. Их знания и накопленный опыт, готовность к изменениям, убеждения
и активная позиция к новшествам и инновациям, помогут нам в последовательном
изменении и улучшении школьной практики. Считаем, что для начала внедрения
изменений этого контингента будет достаточно.
При очередной встрече
с командой развития, обсуждая результаты диагностики, в совместной
профессиональной беседе мы пришли к выводу, что с определением проблемы
исследования, с фокус – группой учителей и учащихся, как объектами исследования
и внедрения изменений, не ошиблись.
В ходе сессий на
курсах повышения квалификации я поняла, что важным для руководства управлением
изменениями в школе является создание общего видения и ценностей в своей
команде, а это в нашей команде есть. Во время первого этапа мы сработали очень слажено, поэтому было
решено, оставить действующую команду развития. Но, взвесив все «за» и «против»,
посовещавшись, командой было принято решение вовлечь ещё в процесс реализации
плана развития школы достаточно активных, творческих учащихся – Лидеров
Школьного Парламента, для обеспечения обратной связи между учащимися и
учителями, для проведения опроса на последнем этапе. Активно поработав на этапе
сбора данных, совместно анализируя анкетные данные, члены команды четко и ясно
понимали необходимость внедрения изменений в школьную практику, наметили пути
изменения практики обучения, основанные на рекомендациях ОСЭР о необходимости
изменений подходов в преподавании и обучении (Руководство для учителя первого
уровня, стр.117. Материалы симпозиума по теме «Ключевые компетенции для Европы», Берн, 1996, стр.109). Основной вопрос, который мы
определили, стал: каким образом улучшить объективность оценивания?
Определившись с
проблемой, объектом исследования и творческой группой, мы запланировали свои
дальнейшие действия. Для того чтобы реализовать цель нашего плана, необходимо решить
серию задач, направленных на ее достижение. Ключевой задачей определили: «Оказание помощи учителям в освоении
новых подходов в преподавании и обучении». Так же сформулировали критерии успеха:
·
повысится
профессиональный уровень педагогов;
·
педагоги
освоят теоретические положения в области формативного оценивания, методы и приёмы;
·
педагоги овладеют
навыками разработки инструментариев оценивания и будут релевантно использовать
их в своей практике;
·
учащиеся будут
принимать участие в разработке целей урока, критериев оценивания своих работ,
работ одноклассников и критериев успеха;
·
будет обеспечена
своевременная и качественная обратная связь между учителем, учениками и
родителями.
Успешная реализация
плана развития школы даст ожидаемые результаты:
Учителя:
·
обеспечивают
хорошую обратную связь в отношении работы учащихся;
·
применяют методы
самооценки и взаимооценки учащихся при выполнении работы;
·
формативно оценивают
работы учащихся;
·
разрабатывают критерии по
дескриптору по каждому уроку для оценивания работы учащихся;
·
определяют
причины недостатков учеников в обучении, интерпретация путём исследовательского
метода;
·
создают
благоприятное условие для эффективного влияния и развития ученика.
Родители:
·
осознают
необходимость изменения школьной практики;
·
понимают, на каком уровне обученности находится их ребенок;
·
смогут
отслеживать прогресс в обучении.
Внедрение в школьную практику семи модулей
программы и подхода Lesson Study,
оказание индивидуальной поддержки учителям в планировании уроков, составлении
краткосрочных и среднесрочных планов, всё это может оказать положительное
влияние на процесс обучения в целом.
Наша творческая
группа разработала схему взаимодействия по реализации плана развития школы.
Процесс менторинга будут осуществлять 2 учителя третьего уровня и я – слушатель
первого уровня, мы же выступим и в роли коучей, передавая те знания, которые получили на уровневых курсах ЦПМ. Психолог школы будет проводить с
учителями всевозможные тренинги, что поможет безбарьерно и наиболее успешно
реализовать план развития.
Немаловажным, даже
главным, элементом в школьной практике является рефлексия, так как рефлексия даёт возможность
педагогу, оценив произошедшее, выявить плюсы и минусы урока, увидеть, насколько
плодотворным было обучение, понять, как ученики включились в процесс обучения
и выстроить дальнейшую линию обучения. Мы будем оказывать профессиональную помощь в развитии у
учителей навыков рефлексии для отслеживания своей педагогической деятельности.
Мы, команда развития, попытаемся создать в школе условия коллаборативной среды,
атмосферы сотрудничества, сотворчества и профессиональной поддержки через
деятельность профессиональных сообществ, реализацию процессов коучинга и
менторинга. Проведение
менторинга и коучингов станет частью школьной системы профессионального
развития учителей, которые расширят свои представления об идеях и содержании
программы курсов, познакомятся с новыми подходами в обучении и будут готовы
применять на уроках стратегии формативного оценивания.
Менторами для учителя
математики и учителя географии будут учителя 3 уровня, которые помогут им в совершенствовании
своей педагогической практики. Процесс
менторинга будет представлен в виде серии встреч. Учителям будет предложена
помощь в составлении поурочных планов, в организации и проведении уроков,
подсказана литература, которую они смогут использовать для самообразования. Я
же буду оказывать менторинг учителю начальных классов, которая сама предложила
себя в качестве менти. Обосновала
свое предложение личным желанием научиться внедрять в свою практику модуль
«Оценивание» и вообще все 7 модулей, осуществлять рефлексию о своей практике и
тем, что ее класс является выпускным из начального звена, а на следующий год
возьмет 1-ый класс. Так как целесообразно было бы начать обучать учащихся,
применяя новые подходы в преподавании и обучении, с первых дней поступления в
школу. Такая инициатива учителя признана творческой группой положительным
началом изменений школьной практики. С менти мы определили темы, цели и формы работы. По окончании менторинга наши
подопечные должны будут дать открытые уроки, как подтверждение тому, чему
научились.
Для результативного
разрешения поставленных задач мы предложим коллективу ознакомиться с видами и
формами оценивания, будем формировать умение учителей разрабатывать критерии к
выполнению заданий, критерии успеха для себя и учащихся. Так как формативное оценивание
является новой формой оценки в казахстанской системе образования, может
возникнуть множество вопросов от учителей. Решать эти вопросы мы будем вместе,
вооружая учителей всеми необходимыми ресурсами по возникшим вопросам. Большое
внимание будем уделять практической направленности для успешного обучения и
формирования навыков и познавательного интереса у учителей. Для этого
запланировали коучинги (два во время практики и 1 после). Темой первого
коучинга выбрали «Современные подходы к оцениванию», она соответствует целям профессионального
развития учителей и выявленной проблемы. Целью коучинга будет — показать важность современных форм, сравнить
традиционную и инновационную системы оценивания, как использовать современные
формы оценивания для отслеживания уровней достижения учащихся и, каким образом
они смогут повлиять на результативность. И к концу нашего занятия они должны будут
мотивированы на использование разных видов оценивания для улучшения обучения
ученика, использовать формативное оценивание как инструмент для измерения
прогресса учащихся, планировать цель урока, критерии успеха и обратную связь в
формативном оценивании для отслеживания уровней достижения учащихся.
Решили, что следующие коучинги будут являться логическим продолжением первого, будут направлены на рассмотрение
стратегий, методов и приёмов. Темы сможем определить по обратной связи и по
анализам посещения уроков после проведенного первого коучинга.
Планируя исследование
урока, который, по моим убеждениям, является главным процессом учебной
деятельности, фокус-группа обратила внимание на предложение директора школы о
том, чтобы в 5 классе продолжить исследование и провести второй цикл, так как в
прошлом году в этом классе уже внедрялся подход Lesson Study. Ознакомившись с основными принципами
подхода Lesson Study,
изучив приёмы и методы, опыт наших зарубежных коллег, а так же анализ 1 цикла
исследования и, так как одной из проблем в этом классе мы определили
«Оценивание», то предложение директора фокус-группа посчитала уместной. Создана
группа по реализации подхода, составлен план и определены сроки.
Отвечая на главные
вопросы политиков в сфере образования, и для школ в целом, и для учителей в
частности, «Что подлежит изучению учащимися в 21-м веке?» и «Каким образом
учителя подготовят учащихся к 21-му веку?» (Руководство для учителя первого
уровня, стр.116) понимаем необходимость тесного сотрудничества с родительской
общественностью, которая практически не участвует в процессе планирования
работы школы. Для обеспечения обратной связи между учителями, родителями,
учениками было принято разместить на 1 этаже в рекреации стенд «Голос
родителей», где родители и учащиеся смогут задавать вопросы, вносить свои
предложения и идеи. Ещё один способ вовлечения родителей в процесс развития
школы – это родительское собрание, которое проведем в новом формате, в форме
родительской конференции. Так же Председатель Попечительского совета родителей
(член команды развития) предложила привлекать родителей во время проведения
классных часов, открытых уроков, которые будут запланированы в ПРШ, с целью
вовлечения родителей в процесс обучения и воспитания.
Принимая во внимание
инициативное предложение Председателя Школьного Парламента, ученицы 11-го
класса, организацию и проведение интервью с учащимися и с родительской
общественностью на завершающем этапе мы решили поручить школьному пресс-центру.
Также на страницах школьной газеты будут печататься материалы школьных
изменений. Это приведет к вовлеченности ученического актива в процесс
планирования и реализации нашего плана. Лидеры классов должны будут
организовать в каждом классном кабинете стенд «Голос ученика», где учащиеся
могут оставить предложения, а, возможно, и комментарии по организации уроков и
мероприятий в школе. Таким образом, дети смогут принять участие в планировании учебного процесса, в частности,
планировании уроков, разработке целей и задач урока, составлении критериев
успеха.
С информацией о ходе
реализации плана развития коллектив будем знакомиться через информационный
стенд «Профессиональное развитие», который разместим в методическом кабинете
школы. Так мы будем доводить до сведения всего коллектива информацию о
мероприятиях, проводимых в рамках школьной практики, так как не все учителя
вовлечены в процесс внедрения изменений. Здесь же учителя смогут «оставить свой
голос» по происходящим изменениям в школе.
Для осуществления
взаимоподдержки и сотрудничества между учителями вне школы мы продолжим работу
своего школьного сетевого сообщества «Педмастерство» (http://communityschool.ucoz.ru/) и школьного сайта (http://sc0021.esil.akmoedu.kz/). Организуем на страницах
сообщества и сайта форумы по проблеме оценивания, чат-общения для обмена
мнениями, предложений и комментариев, будем информировать образовательное
сообщество об изменениях школьной практики в нашей школе. Кроме того, учителя
школы зарегистрированы на разных образовательных сайтах, мы предложим им вести
активную деятельность по обмену опытом на личных страницах порталов.
Особенно сложно было
согласовать время проведения
коучинга и мастер-класса на уровне района. Заведующая методическим кабинетом
проявила глубокий интерес к нашей проблеме исследования и отметила, что данная
проблема прослеживается практически во всех школах района. Но из-за
загруженности учителей и методистов, наше выступление было решено провести в
январе, так как в нашей школе на январь месяц запланирован семинар учителей
казахского, английского языка и математики.
Для всех видов мероприятий будем
разрабатывать формы наблюдений, которые помогут оценить деятельность группы по
реализации плана развития школы.
Обсудив все
мероприятия, которые будем проводить в процессе реализации плана развития
школы, нами была составлена циклограмма работы «Руководство и управление
развитием школы» (Приложение 2). Циклограмма составлена по дням недели и
поможет творческой группе четко и стратегически определить временные рамки всех
планируемых мероприятий, рационально использовать энергетические ресурсы членов
команды развития, своевременно и качественно проводить сбор данных и рефлексию
по прошедшей неделе, вносить (по мере необходимости) изменения и корректировку
в план развития школы.
Завершим практику
сбором данных путем анкетирования всех участников учебного процесса (учителей,
учеников и родителей), чтобы определить уровень результативности внедрения
изменений в школьную практику, что поможет обозначить «новую» позицию школы для
дальнейшего стратегического планирования.
Использованная литература и интернет
ресурсы:
1.
Руководство
для учителя первого уровня.
2.
Раздаточные
материалы для учителя первого уровня.
3.
Совет Европы:
Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы». Берн, 1996.
Приложение 1
План развития
школы
Приоритетное направление: Развитие
компетентности оценивания и анализа учебного процесса
Цель: Содействие в
совершенствовании формирования у учителей навыков оценивания обучения, для
повышения у учащихся мотивации к обучению
Ключевые задачи |
Ожидаемый результат |
— улучшение качества взаимодействия |
— — — |
— оказание помощи учителям в освоении новых |
Учителя: — обеспечивают хорошую обратную — применяют методы самооценки и взаимооценки — формативно оценивают работы учащихся, — разрабатывают критерии по дескриптору по — определяют причины — создают благоприятное |
Цель |
Действия |
Лидеры |
Сроки |
Критерии |
Участники, |
Мониторинг |
Улучшение качества взаимодействия |
Встреча с |
Сало Е.А. |
14.09.2015 |
— ознакомлена с — согласованы — сформирован |
Директор школы, |
— — |
Встреча |
Сало Е.А. |
15.09.2015 |
— коллектив — создана группа — определена — установлены |
Коллектив |
— — — |
|
Заседание |
Сало Е.А. |
16.09.2015 |
-установлено -распределены -составлен |
Команда |
— — — — |
|
Заседание |
Сало Е.А. |
18.09.2015 |
— — — — |
Члены ПС ЕМЦ, анкеты, |
— — |
|
Посещение |
Члены группы |
21.09.2015 28.09.2015 |
— определена |
Учителя |
— |
|
Анкетирование |
Сизоненко О.А – |
19.09 – |
— |
Учащиеся 5 |
— |
|
Анкетирование |
Сизоненко О.А – |
19.09 – |
— — |
родители, анкеты |
— |
|
Обработка |
Группа развития |
22.09 – |
— — |
Группа развития, |
— — |
|
Промежуточный |
Группа развития |
26.09.2015 |
— — |
Группа развития, |
— |
|
«Голос |
Мутафиди Г.М. – |
постоянно |
— |
Учителя, |
— — |
|
Анкетирование |
Сизоненко О.А. – |
20.10.2015 |
— поймут, что труд их оценивается; — будут знакомы с подходами в системе оценивания. |
Учащиеся 5 – 7 |
— |
|
Родительское |
Мутафиди Г.М. – |
21.10.2015 |
— — понимают, на каком уровне обученности находится их ребенок; — смогут отслеживать прогресс в обучении. |
Родители 5 |
— — — |
|
Активизация |
Группа развития |
25.09, 2.10, |
— |
Фокус – группа, |
— |
|
Оказание помощи учителям в освоении новых |
Менторинг |
Ментор – Сало Е.А. |
22.09.2015 |
— |
Менти – |
— — |
Менторинг. |
Ментор – Микулич 3 уровень. Ментор – 3 уровень |
22.09.2015 |
— — — |
Менти – Менти – |
— |
|
Серия |
Менти – Менти – |
24.09.15 25.09.15 |
Учителя владеют методикой применения модулей программы, |
Учащиеся 6 и 7 |
— — — |
|
Менторинг |
Ментор – Сало Е.А. |
29.09.2015 |
— — |
Менти – |
— — |
|
Коучинг |
Коуч – Микулич |
30.09.2015 |
— |
Члены ПС ЕМЦ, |
— — |
|
Классный |
Менти – |
2.10.2015 |
— |
Учащиеся 4 |
— — — |
|
Посещение |
группа развития |
5.10.2015 |
— |
Учителя ПОС ЕМЦ, |
— |
|
Менторинг |
Ментор – Сало Е.А. |
6.10.2015 |
— — |
Менти – |
— |
|
Реализация 2 |
Модератор – |
6.10.2015 |
— — |
Команда LS, план 1 |
— |
|
Коучинг |
Коуч – Сало Е.А. |
7.10.2015 |
— |
Члены ПОС ЕМЦ, |
— — — |
|
Урок |
Микулич Н.А, 3 уровень |
8.10.2015 |
— — |
Учащиеся 5 |
— — — |
|
Проверка |
группа развития |
12.10.2015 |
— |
Учителя ПОС ЕМЦ, |
— |
|
Менторинг. Планирование |
Ментор – Сало Е.А. |
13.10.2015 |
— — — |
Менти – |
— |
|
Реализация 2 |
Модератор – |
13.10.2015 |
— |
Команда LS, |
— |
|
Урок |
Лекасова А.И., 3 уровень |
15.10.2015 |
— — |
Учащиеся 5 |
— — — |
|
Открытый урок по |
Менти – |
16.10.2015 |
— владеет методикой применения модулей программы, — эффективно проходит оценивание |
Учащиеся 4 |
— — — |
|
Рефлексия |
Ментор – Сало Е.А. |
20.10.2015 |
Рефлексирует |
Менти – |
— |
|
Семинар |
Сало Е.А |
23.10.2015 |
— — |
Группа |
— |
|
Коучинг №3. «Знание и понимание учащимися критериев |
Лекасова А.И., 3 уровень |
ноябрь |
— |
Фокус – группа, |
— — — |
Приложение
2
Циклограмма работы
«Руководство и управление развитием школы».
Дни |
Социальное |
||
Фокус-группа |
Школьный |
Родители |
|
Понедельник |
Посещение уроков |
Оглашение |
Консультирование |
Вторник |
Менторинг. Профессиональные |
Консультирование |
Работа |
Среда |
Профессиональное Коучинг-сессия |
Определение |
Определение |
Четверг |
Lesson Study, Коррекция |
Обратная связь, |
Обратная связь, интервью |
Пятница |
Работа сетевого |
Пресс-центр |
Участие в работе |
Суббота |
Сбор данных за |
Предмет |
Английский язык |
Класс 9 |
Тема урока: |
«Grammar. Quantitative pronouns» |
|
Цели |
Изучение и систематизация основной информации о количественных местоимениях, умение находить отличительные особенности каждого из них через использование стратегии «Jigsaw» |
|
Конкретный результат обучения |
Учащиеся демонстрируют знания о количественных местоимениях, знают случаи их употребления, умеют находить характерные для каждого местоимения особенности, приводят свои собственные примеры, умеют работать в группе, соблюдают правила. |
|
Подход в преподавании / обучении |
Использование новых подходов в преподавании и обучении, на основе внедрения в собственную практику активных методик, основанных на самостоятельном поиске знаний учащимися в целях формирования знаний по теме |
|
Источники: |
English: Учебник для 9 класса общеобразовательной школы / Т.Т. Аяпова, З.С. Абильдаева, Ж.А. Тутбаева — Алматы: «Атамұра», 2013. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014 Активные методы обучения и преподавания. Сборник. 2012 Образовательный портал www.cpm.kz |
Достарыңызбен бөлісу:
Настройки поиска
По убыванию
По возрастанию
- Классному руководителю
Настоящее «Руководство для учителя» является основным материалом по изучению и освоению Программы курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ
Республики Казахстан «Эффективное обучение» (далее — Программа), ожидаемыми результатами которой является сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться
и, как следствие, – становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими
компетентность в цифровых технологиях.
Скачать РУКОВОДСТВО ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Войти на портал с помощью социальных сетей
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.