Руководство для учителя по музыке

Вокальные упражнения

       Так как урокам музыки в общеобразовательной школе отведено мало времени (один академический час в неде-лю), хочется как можно богаче и насыщеннее его препо-дать. На уроках можно использовать любой организации-онный момент для вокальной деятельности, учитывая стремление и любовь учащихся к пению. В данном разделе подобраны вокальные упражнения, разнопланового характера, жанра и манеры исполнения, наиболее понравившиеся и запомнившиеся ребятам во время распевания на уроках музыки. Пользуясь ими на протяжении многих лет, я записала фонограммы к ним, для более удобной вокальной работы, которые прилагаю к данному пособию на компакт-диске. Если брать их за основу, то задачи к ним можно менять в зависимости от поставленной цели работы.

 Упражнение 1.  Музыкальное приветствие.

Исполняется с целью эмоционального настроя учащихся в предстоящей деятельности на уроке.

Муз.Д.Е.Огороднова

Приветствие

Упражнение  2. Музыкальное прощание.

Исполняется для придания целостности всего урока.

Муз.Д.Е.Огороднова

Прощание

 Упражнение  3.  Физкультминутка.

 Используется в качестве музыкального фрагмента для сня-тия напряжения или переключения с одного вида деятель-ности на другой. Для физкультминутки подбирается любая подвижная песня, в которой движения согласованы с текстом.

  Упражнение  4.   «Ё Ле Ви»

Общепринятые в системе относительной сольмизации руч-ные знаки, которые дают в процессе пения наглядные, зри-тельные и двигательные представления о взаимоотноше-ниях ступеней в ладу.

ЁоЛеВи

 Упражнение  5.   «Ма Мэ Ми Мо Му»

Опевание главных ступеней лада, дающее постепенное и последовательное освоение ладовых интонаций.

Ма-ме-ми-мо-му

 Упражнение  6.   «Я пою песенку свою»

Пение в нисходящем порядке высокого, среднего, низкого звука в пределах квинты. Чисто интонировать мелодию, на основе  мажорного трезвучия. Развивать ладотонический слух. Уметь находить самостоятельно нижний звук от верхнего, среднего и т.д.

Я%20пою%20песенку%20свою

 Упражнение  7.   «Мы перебегали берега»

 Чистое интонирование мелодии вверх и вниз, задавая темп от медленного к быстрому. Работа над дикцией и артику-ляцией.

Мы%20перебегали%20берега

 Упражнение  8.   «По дороге Петя шёл»

Поступенное пропевание гаммы вверх и скачкообразное терционное движение мелодии вниз, формирующее умение передавать в пении тонкие динамические  изменения, ис-полняя песню естественным звуком, без напряжения. Уп-ражнять в умении удерживать интонацию на высоком звуке.

По%20дороге%20Петя%20шел

 Упражнение  9.   «Ду Ба Ду Ба»

Пение в восходящем и нисходящем порядке главных сту-пеней лада с интонационными акцентами. Закреплять на-вык звуковысотной ориентировки. Уметь петь в соответ-ствии с показом дирижерского жеста.

Дубадуба

Упражнение  10. «Ворона»

Слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки. Учить петь выразительно. Передавая игровой, шутливый характер песни.

Карга

Упражнение  11.   «Марш»

Учить различать и самостоятельно определять направление мелодии. Слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки в начале песни. Упражнять в чистом интонировании скачкообразного движения мелодии вниз.

Марш

Упражнение  12.  «Звуки музыки»

Знакомство  с нотной грамотой в игровой форме. Учить на-ходить нужную певческую интонацию, заканчивая на ус-тойчивых звуках. Развивать ладотонический слух.

Звуки%20музыки

Упражнение  13.  «Игра в животных»

Петь выразительно, передавая игровой характер песни. Упражнять в чистом пропевании интервальных скачков (вверх и вниз), закрепляя навык звуковысотной ориенти-ровки, добиваясь осмысленного, быстрого и точного про-певания одного и того же мелодического оборота выше- ниже.

Муз. и сл. Ф. М.Минубаев

Игра%20в%20животных

Упражнение  14.  «Распевание гласных звуков»

Учить правильно произносить гласные «а», «о», «э», «и», «у», исполняя легко, подвижно без крика. Упражнять в рас-познавании и чистом интонировании мелодии с движением вверх по ступеням гаммы.

Распевание%20гласных%20звуков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие адресовано учителям музыки, работающим по учебно-методическим комплектам «Музыка» для 1-4 классов начальной школы. В методике работы с учащимися 1 класса предлагается последовательное изучение материала. Методика работы с УМК 2-4 классов излагается по концентрическому принципу, путем сквозного описания каждого из семи разделов. Конкретные способы и приемы подачи музыкального материала, описанные в пособии, безусловно, можно применять вариативно, творчески подходить к выбору последовательности изучения музыкального (художественного) материала, вариативно планировать учебный процесс и драматургию конкретного урока

Методическое письмо

О преподавании учебного предмета «Музыка» 
в условиях введения федерального компонента государственного
стандарта общего образования

I. Государственный
стандарт общего образования 

и его назначение.

Государственный стандарт общего
образования
 – нормы и требования, определяющие
обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего
образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень
подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования
к обеспечению образовательного процесса

Назначением
государственного стандарта общего образования является
 обеспечение равных
возможностей для всех граждан в получении качественного образования; единства
образовательного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от
перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; преемственности
образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности
получения профессионального образования; социальной защищенности обучающихся;
социальной и профессиональной защищенности педагогических работников; прав
граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и
требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных
учреждений; основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на
предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения
образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств
бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к
образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего
образования.

Государство
гарантирует
 общедоступность и бесплатность общего
образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых
государственным стандартом общего образования.

Государственный
стандарт общего образования
 является
основой 
разработки федерального базисного учебного
плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской
Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по
учебным предметам; объективной оценки уровня подготовки выпускников
образовательных учреждений; объективной оценки деятельности образовательных
учреждений; определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг,
оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством
на всей территории Российской Федерации; установления эквивалентности
(нострификации) документов об общем образовании на территории Российской
Федерации; установления федеральных требований к образовательным учреждениям в
части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный
стандарт общего образования включает
 три
компонента: 
федеральный компонент,
региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного
учреждения.

Федеральный
компонент государственного стандарта общего образования
 разработан
в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и
Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29
декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума
Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден
приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента
государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 (стандарт размещен на
сайте
 www.ed.gov.ru)

Федеральный
компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом
основных направлений
 модернизации общего образования. В
соответствии со стратегией модернизации он выстроен как средство развития
российского образования, системного обновления его содержания.

Федеральный
компонент –
 основная часть государственного стандарта общего
образования
, обязательная для всех государственных,
муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и
имеющих государственную аккредитацию. Он
 устанавливает обязательный
минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню
подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся
[1],
а также нормативы учебного времени.

Федеральный
компонент
 структурирован по
ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное)
общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.

В
соответствии с Конституцией Российской Федерации
 основное
общее образование
 
является обязательным, и оно
должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент
стандарта общего образования выстроен по
 концентрическому
принципу: 
первый концентр – начальное общее и
основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.

Федеральный
компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования
представлен на
базовом и профильном уровнях.

Порядок
введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.
 Федеральный
компонент вводится с 2005/2006 учебного года в IX классах для организации
предпрофильной подготовки; с 2006/2007 учебного года в I, V и X классах.
Поэтапный период введения стандарта завершается в 2010 году. Образовательные
учреждения по мере готовности и по решению учредителя имеют право вводить
федеральный компонент с 2004/2005 учебного года. Кроме того, уже с 2004 года
федеральный компонент становится основой для развития системы переподготовки и
повышения квалификации педагогических кадров, деятельности Федерального
экспертного совета, групп по подготовке Единого государственного экзамена,
авторов рабочих учебных программ и учебников.

II.
Место учебного предмета «Музыка» в федеральном базисном учебном плане.

Федеральный
базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования
 (далее
– ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного
стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и
Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12;
утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного
учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.

ФБУП
вводится в том же порядке, что и федеральный компонент государственного
стандарта общего образования.

В
федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподавание
учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего
образования. При этом установлено годовое распределение часов, что дает
возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение
учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на
принципах дифференциации и вариативности. В качестве примерных приводится
расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю.

В
инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений
Российской Федерации на предмет «Музыка» в V–VII классах отводится по 35 часов,
из расчета 1 час в неделю, в VIII–IX – по 17 часов, из расчета 1 учебный час в
две недели (общий объем – 140 часов).

III.
Федеральный компонент образовательного стандарта 

по музыке.

Федеральный
компонент содержит стандарт по музыке для основного общего образования и
определяет:

  • цели;
  • обязательный
    минимум содержания основных образовательных программ;
  • требования к
    уровню подготовки выпускников.

Искусство
– явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности,
поэтому приоритетные цели художественно-музыкального образования, лежат в
области воспитания духовного мира школьников, развития их
эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать
окружающий мир по законам красоты. Изучение искусства в основной школе призвано
сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему
знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой
деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной
художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие
личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического,
художественного восприятия мира, в воспитании музыкального вкуса, потребности в
общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня
эрудиции в сфере искусства, в сознательном выборе видов музыкально-творческой
деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность,
реализовать творческие способности. Общие цели конкретизируются в предмете
«Музыка», отражая специфику музыкального искусства.

Обязательный
минимум содержания основных образовательных программ
 
обобщенное содержание музыкального образования, которое каждое образовательное
учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного
права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме
набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке
в основные образовательные программы начального общего и основного общего
образования. Обязательный минимум распределяет учебный материал по ступеням
общего образования, обеспечивает их преемственность и представляет обучающимся
возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях)
образования.

Обязательный
минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем в
рамках ступеней общего музыкального образования и не определяет нормативы
учебного времени, отводимые на изучение данной предметной темы в рамках учебной
программы.

В
обязательном минимуме прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого
является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников.
Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом
контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Требования
к уровню подготовки выпускников
 
установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного
минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования,
необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне
общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным
минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам.
Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного
учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической
деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой разработки
контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников
образовательных учреждений, реализующих программы основного общего образования

Результаты изучения курса
«Музыка», приведенные в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников»,
полностью соответствует стандарту и направлены на реализацию личностно
ориентированного, деятельностного подходов; овладение знаниями и умениями,
востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в звучащем
пространстве, значимыми для развития музыкальной культуры.

Рубрика «Знать/понимать»
включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится
учащимися. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных
видах деятельности, в том числе творческой: воспринимать и оценивать,
воспроизводить, различать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать,
определять, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д. В
рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного
процесса и нацеленные на решение жизненных задач.

Стандарт является основой
объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений.
Необходимо разводить минимум содержания музыкального образования и требования к
уровню подготовки учащихся. Для учителя минимум – это уровень предъявления
документом такого содержания музыкального образования, объем которого школа
 обязана обеспечить,
а ученик
 может освоить. Стандартом
предусмотрен большой люфт между минимумом содержания и требованиями к уровню
подготовки учащихся. Ориентация учебного процесса на требования резко снизит
уровень музыкального образования. Школа должна реализовать обязательный минимум
содержания, представленный в стандарте, имеет право расширить содержание
образования, которое может быть освоено учащимися в соответствии с их
возрастными возможностями.

Введение Федерального
компонента образовательного стандарта по музыке будет способствовать решению
задач модернизации школы, повышения качества преподавания предмета «Музыка»,
достижения каждой школой определенного уровня музыкальной подготовки учащихся,
отвечающего современным социокультурным требованиям.

IV.
Концептуальные основы и новизна образовательного стандарта по музыке

В отличие от общепринятого
представления о стандарте как унификации, сводящей значение предмета до перечня
дидактических единиц, смысл данного образовательного стандарта по музыке
заключается в том, что его содержание мыслится как ядро, оболочка которого
может расширяться, наполняясь новыми содержательными связями, усиливающими его
интеллектуальный и эмоциональный потенциал.

В основной школе сохраняется
целевая установка музыкального образования на формирование музыкальной культуры
учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры. Тем самым предусмотрена
ориентация уроков музыки на приобщение учащихся к музыкальному искусству и к
музыкальной культуре в целом.

В основе подхода к разработке
стандарта по музыке лежит концептуальное положение о соответствии содержания
музыкального образования возрастным приоритетам подростков. Характерное для них
проявление собственной позиции, чаще всего не совпадающей с общепризнанной,
требует особого внимания к поиску противоречий в явлениях искусства и жизни,
что становится движущей силой развития художественно-образного мышления и
самоопределения подростка в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Основополагающими в стандарте
являются установки на раскрытие интонационно-образной природы музыкального
искусства, его места и значения в жизни общества и каждого человека; на
творческое самораскрытие ребенка в музыкальной деятельности; на утверждение
национальных и общечеловеческих ценностей, становление и социализацию личности
ученика в современном мире.

В содержании музыкального
образования усилена роль гражданственно-патриотического воспитания (знакомство
с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными
ориентирами). В то же время акцент ставится на формировании позитивного,
заинтересованного отношения к познанию музыкальных культур других стран.

Стандарт ориентирован прежде
всего на деятельностное освоение искусства, что позволяет повысить мотивацию
обучения, в наибольшей степени реализовать музыкально-творческие способности,
возможности и потребности учащихся. Успешность школьника в различных видах
музыкальной деятельности смягчает свойственные для этого возраста кризисные
явления.

Основными чертами современной
методики является развивающий характер музыкальной деятельности, обеспечивающей
такое общение, при котором ведущую роль играет само искусство, а учитель
стимулирует совместный поиск нестандартных решений, вскрывающий смысл
существования музыки в жизни каждого человека и общества в целом. Необходимо
погружение школьников в музыкальное искусство, предоставление ему возможность
прикоснуться к тайнам творчества в качестве композитора–исполнителя–слушателя.
Никакие современные технические средства не могут заменить живое слово учителя,
живое звучание музыки, звучание детского голоса.

Особое внимание уделяется
приобретению компетентности слушателя и исполнителя; развитию умений
ориентироваться в современном музыкально-информационном пространстве;
способности различать позитивные и негативные явления и влияния масс-культуры,
манипулирующей общественным сознанием, а также интеграции полученных знаний в
собственной музыкально-творческой деятельности, умении организовать свой
культурный досуг. Все это будет способствовать воспитательному воздействию
искусства на личность школьника.

В содержании образования
усилено внимание к информационным технологиям, которые активно входят в
повседневную жизнь человека: зрелищные и экранные искусства, электронная
музыка, игра на синтезаторе. Учащимся предоставляется свобода самоопределения в
видах и формах музыкально-художественного творчества, реализованного в
разнообразных индивидуальных и коллективных формах работы.

Разгрузка содержания
образования. 
Проблема разгрузки содержания,
остро стоящая перед образованием, имеет свою специфику в образовательной
области «Искусство». В стандарте она осуществляется за счет выделения двух
уровней учебного материала – материала, который должен быть
 освоен учащимися,
и материала, изучаемого на уровне
 ознакомления с ним.
Двухуровневое изложение учебного материала предоставляет учителю возможность в
определенных границах корректировать содержание учебного предмета в
соответствии с уровнем подготовки учащихся конкретного класса, сферой их
музыкальных интересов, вкусов и потребностей.

Один час в неделю, отведенный
на урок музыки в базисном учебном плане, предусматривает ответственность
учителя за высокий уровень преподавания предмета, раскрытия основных его
функций и особенностей воздействия на человека и общество. Разгрузка не должна
быть связана с упрощением содержания учебных программ по музыке. Она возможна
только на основе установления оптимального соответствия между теоретической и
практической направленностью содержания образования. При этом приоритетное
значение в содержании занятий приобретает опыт музыкально-творческой
деятельности.

Решение проблемы разгрузки
учебного предмета и вместе с тем достижение высокого уровня его освоения
учащимися видится в интенсификации учебного процесса посредством создания
педагогических условий, способствующих формированию личностно-ценностного
отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям, пробуждения и всемерного
раскрытия их творческого потенциала в разнообразных видах музыкальной
деятельности. Тем самым становится возможным значительное повышение
эффективности музыкальных занятий даже в условиях отведенного на него
минимального количества учебного времени.

Разгрузка в преподавании
искусства обеспечивается усилением деятельностного компонента, мотивированного
личностным эмоциональным опытом ребенка и определяется способностью учителя
погрузить ребенка в активное проживание художественных произведений, а не
теоретизировать по поводу искусства. Главное – ориентация учащихся на
самоопределение в культуре и саморазвитие.

IV. Приоритетные направления в
преподавании музыки.

Преподавание музыки надо рассматривать
во всем объеме ее существования как вида искусства, включающего в себя все виды
музыкально-творческой деятельности, связанные с единством деятельности
композитора, исполнителя, слушателя. Основой преподавания музыки является ее
деятельное освоение, на первый план выходит опыт творческой деятельности,
который в новом стандарте становится более разнообразным и вариативным. Более
того, раздел, связанный с постижением школьниками основ музыкальной культуры и
самих произведений искусства прежде всего предполагает собственно музыкальную
деятельность в ее различных проявлениях как на уроках музыки, так и в процессе
участия в музыкально-художественных событиях класса, школы,
общественно-значимых проектах. Значение хорового пения как наиболее доступной
формы приобщения детей к музыке не только не умаляется, но его функции в рамках
целостного урока искусства расширяются.

Впервые
в примерных программах выделены общеучебные умения, навыки, универсальные
способы деятельности и ключевые компетенции.

Приоритетами
для учебного предмета по музыке на этапе основного общего образования являются:

эмоционально-ценностная
деятельность
 — 
личностное, эмоционально-прочувствованное общение с произведениями искусства,
осуществляемое в различных видах музыкальной деятельности под руководством
учителя;

познавательная
деятельность
 
наблюдение, выявление интонационно-жанровой основы изучаемых музыкальных
произведений, их стилевых особенностей; моделирование художественно-творческого
процесса в слушательской, исполнительской деятельности, импровизации и
сочинении музыки; поиск и выделение значимых связей и отношений между частями
музыкального целого; выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация произведений музыкального искусства по
одному или нескольким предложенным основаниям; поиск оригинальных решений и
самостоятельное выполнение учебно-творческих задач;

информационно-коммуникативная
деятельность
 
адекватное восприятие и переживание эмоционально-смыслового содержания музыки;
освоение знаний о музыкальном искусстве, музыкальной культуре; воплощение
своего личностно-ценностного отношения к музыке и музыкальной деятельности в
процессе коллективного музицирования; умение вступать в речевое общение,
участвовать в диалоге, полилоге (овладение интонационной выразительностью
речи); использование различных источников информации;

рефлексивная
деятельность
 
оценивание процесса и результата собственной музыкальной деятельности и
деятельности других учащихся с позиции приобретаемого опыта эмоционально-ценностных
отношений, осваиваемых музыкальных знаний, умений и навыков, опыта учебной
музыкально-творческой деятельности; осознанное определение сферы своих
музыкальных интересов и возможностей.

К
концу обучения в основной школе учащиеся овладевают способами музыкальной
деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы (пение, слушание,
игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое
движение, импровизация и сочинение), умениями интонационно-образно воспринимать
и интерпретировать содержание музыкального произведения, определять его
жанровую и стилевую принадлежность и основные средства выразительности,
характеризовать своеобразие исполнительской трактовки произведения и воплощать
свой замысел в музыкальном исполнении; проявляют определенный уровень эрудиции,
знают основные жанры народной и профессиональной музыки, основные произведения
крупнейших русских и зарубежных композиторов и высказывают собственные суждения
о музыкальных явлениях, понимая возможности искусства в отражении вечных
проблем жизни.

V.
Соотношение содержания стандарта, примерных и авторских рабочих программ.

Примерные программы по музыке
для основного общего образования составлены на основе федерального компонента
государственного стандарта общего образования. Примерные программы
конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта и дают примерное
распределение учебных часов по разделам курса с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, возрастных особенностей учащихся.

Примерные программы является
ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников (а также
могут использоваться при тематическом планировании курса учителем). При этом
авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части
структурирования учебного материала, определения последовательности изучения
этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов
деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерные программы
содействуют сохранению единого образовательного пространства, не сковывая
творческой инициативы учителей, предоставляют широкие возможности для
реализации различных подходов к построению учебного курса.

Примерная
программа по музыке искусству разработана на основе Федерального компонента
государственного образовательного стандарта общего образования, рассчитана на
пять лет обучения и является ориентиром для разработчиков авторских программ,
составления рабочих программ учителем школы и других документов,
регламентирующих отбор содержания, форм и методов музыкального образования в
основной школе общеобразовательных учреждений разных типов.

Необходимо обратить особое
внимание на то, что все обозначенные в примерной программе тематические разделы
и подразделы следуют рассматривать не как отдельные учебные темы, изучение
которых возможно последовательно, одна за другой, а как основополагающие
 сквозные
учебные линии
, разворачивающиеся на протяжении всех лет обучения в основной
школе.

В содержании и структуре
примерной программы по музыке для V-VII классов основной школы выделяются два
раздела: «Основы музыкальной культуры» и «Опыт музыкально-творческой
деятельности», которые органически связаны между собой и ориентированы на
практически-деятельностное освоение учебного материала.

Первый из них – «Основы
музыкальной культуры» – целесообразно представить в авторских, рабочих
программах в виде ряда
 конкретных учебных тем.
Формулировки тем и их общее количество могут варьироваться в соответствии с
авторской концепцией, на основе которой создается рабочая программа.
Выстраивание учебного материала рекомендуется на основе концентрического
принципа, который предполагает все более полное и многоаспектное изучение
учащимися основных закономерностей музыкального искусства и их претворения в
разнообразных жанрах и стилях народной и профессиональной музыки; выявление
общего и особенного в развитии отечественной и зарубежной музыкальной культуры.

Второй раздел – «Опыт
музыкально-творческой деятельности» не предполагает выделения конкретных
учебных тем, а органично входит во все учебные темы, обеспечивая возможность их
многогранного освоения в различных видах музыкальной деятельности.

В содержании и структуре
примерной программы по музыке для VIII–IX классов основной школы также
выделяются два основных раздела: «Музыка в формировании духовной культуры
личности» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».

В первом разделе «Музыка в
формировании духовной культуры личности» целесообразно выделить учебные темы,
направленные на раскрытие специфики музыки и ее места в ряду других искусств;
своеобразия воплощения в творчестве композиторов различных эпох и стилевых
направлений вечных для искусства духовно-нравственных тем; на осмысление
общественно-преобразующей и личностно-преобразующей функций искусства. Второй
раздел «Опыт музыкально-творческой деятельности выстраивается на тех же
основаниях, что и в V-VII классах.

В примерных программах по
музыке для V–VII и VIII–IX классов предусмотрен резерв свободного учебного
времени в объеме не менее 10 % для реализации авторских подходов, использования
разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов
обучения и педагогических технологий.

При разработке авторских,
рабочих программ целесообразно предусмотреть осуществление разносторонних
связей предмета «Музыка» с другими предметами, прежде всего в рамках
образовательной области «Искусство». Такие связи направлены на
полихудожественное развитие ребенка посредством выявления общего и различного в
художественно-образной природе музыки и изобразительного искусства. Аналогичные
связи могут устанавливаться между предметами «Музыка» и «Литература».
Желательны также связи предмета «Музыка»  с предметами «Русский язык» и
«Иностранный язык», направленные на рассмотрение музыки как особого языка
общения. Возможно и установление связей с другими учебными предметами.

Переход на преподавание музыки
в условиях введения стандарта и реализации примерной программы основного общего
образования по музыке в авторских, рабочих программах возможен при следующих
условиях:

  • наличие в
    учебном заведении профессионально подготовленного учителя музыки;
  • соответствие материально-технической
    базы школы тем требованиям, которые предъявляются к ней нормативными
    государственными документами, регламентирующими переход школы на новые
    учебные программы;
  • соответствие
    учебного плана школы Федеральному базисному учебному плану для
    образовательных учреждений Российской Федерации;
  • учета в
    авторской, рабочей программах по предмету «Музыка» профиля учебного
    заведения и тех педагогических условий, в которых будет осуществляться
    преподавание учебного предмета в конкретной школе.

VI.
Рекомендации по использованию действующих учебников 

и УМК.

При
организации изучения музыки, выборе учебников и УМК, а также составлении
поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами:

  • стандарт общего
    образования по музыке;
  • примерные
    программы по музыке;
  • требования к
    оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
    наполнением стандартов по музыке.

    Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий,
    рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в
    образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2004/2005
    учебный год, утверждены приказом Минобразования России от 15 января 2004
    г. № 111.

    Каждый учитель имеет право выбора одной из программ музыкального образования,
    утвержденных Федеральным экспертным советом Минобразования Российской
    Федерации. Возможна замена музыкального материала. Главное, чтобы каждое
    произведение, звучащее в классе, отвечало следующим требованиям:
    художественность и увлекательность для детей, педагогическая
    целесообразность и воспитательная значимость. На данном этапе введения
    стандарта учитель может использовать существующие учебно-методические
    комплекты по музыке.

Обязательный минимум
содержания не исключает и, более того, предполагает применение разных подходов
к преподаванию музыки и частных методик, отвечающих целевым установкам
государственного стандарта.

Важной задачей при разработке
рабочих учебных программм является установление
 преемственности в
преподавании музыки на разных ступенях обучения. Она предполагает: единую
целевую направленность на формирование музыкальной культуры учащихся как части
их духовной культуры; развитие музыкальных интересов, потребной, вкусов детей;
ориентацию учебно-воспитательного процесса на постижение музыкального искусства
как искусства художественно-образного, раскрытие интонационной природы музыки,
установление связей музыки с другими видами искусства и жизнью; всестороннее
раскрытие музыкально-творческого потенциала детей в самых различных видах и формах
музыкальной деятельности; установку на самовыражение ребенка как слушателя,
исполнителя и композитора; развитие музыкальности, эмоционально-ценностного
отношения к искусству, природных музыкальных задатков и способностей;
формирование практических умений и навыков в исполнительской, слушательской
деятельности, в импровизации и сочинении музыки.

[1]      
Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся как составляющая федерального
компонента устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации. В настоящее время эти нормативы определяются в соответствии с
Санитарно-эпидемио-логическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 178-02),
зарегистрированными в Минюсте России 05.12.02 г., рег. № 3997.

  • Интернет-магазин

  • Где купить

  • Аудио

  • Новости

  • LECTA

Мой личный кабинет

Корпорация Российский учебник.

Платформа LECTA.

Дошкольное образование

Начальное образование

Алгебра

Английский язык

Астрономия

Биология

Всеобщая история

География

Геометрия

Естествознание

ИЗО

Информатика

Искусство

История России

Итальянский язык

Китайский язык

Литература

Литературное чтение

Математика

Музыка

Немецкий язык

ОБЖ

Обществознание

Окружающий мир

ОРКСЭ, ОДНК

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Французский язык

Химия

Черчение

Шахматы

Экология

Экономика

Финансовая грамотность

Психология и педагогика

Внеурочная деятельность

Дошкольное образование

Начальное образование

Алгебра

Английский язык

Астрономия

Биология

Всеобщая история

География

Геометрия

Естествознание

ИЗО

Информатика

Искусство

История России

Итальянский язык

Китайский язык

Литература

Литературное чтение

Математика

Музыка

Немецкий язык

ОБЖ

Обществознание

Окружающий мир

ОРКСЭ, ОДНК

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Французский язык

Химия

Черчение

Шахматы

Экология

Экономика

Корпорация Российский учебник

Мой личный кабинет

Методическая помощь

Алгебра

Английский язык

Астрономия

Биология

Всеобщая история

География

Геометрия

Естествознание

ИЗО

Информатика

Искусство

История России

Итальянский язык

Китайский язык

Литература

Литературное чтение

Математика

Музыка

Немецкий язык

ОБЖ

Обществознание

Окружающий мир

ОРКСЭ, ОДНК

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Французский язык

Химия

Черчение

Шахматы

Экология

Экономика

Вебинары

Курсы

Каталог

Алгебра

Английский язык

Астрономия

Биология

Всеобщая история

География

Геометрия

Естествознание

ИЗО

Информатика

Искусство

История России

Итальянский язык

Китайский язык

Литература

Литературное чтение

Математика

Музыка

Немецкий язык

ОБЖ

Обществознание

Окружающий мир

ОРКСЭ, ОДНК

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Французский язык

Химия

Черчение

Шахматы

Экология

Экономика

Рабочие программы

Интернет-магазин

Где купить

Контакты

Аудио

Новости

LECTA

  • Главная
  • Методическая помощь
  • Материалы и мероприятия
  • Музыка

  • Методические пособия

  • Очистить фильтр

Методические пособия по музыке

Фильтр

Выберите уровень образования

Начальное образование

Выберите класс

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Предмет

Алгебра
Английский язык
Астрономия
Биология
Внеурочная деятельность
Всеобщая история
География
Геометрия
Естествознание
ИЗО
Информатика
Искусство
История России
Итальянский язык
Литература
Литературное чтение
Математика
Немецкий язык
ОБЖ
ОРКСЭ, ОДНК
Обществознание
Окружающий мир
Право
Русский язык
Русский язык. Обучение грамоте
Технология
Физика
Физическая культура
Финансовая грамотность
Французский язык
Химия
Черчение
Шахматы
Экология
Экономика
Музыка

Линия УМК

Линия УМК Усачёвой-Школяр. Музыка (5-8)
Линия УМК В. А. Усачёвой, Л. В. Школяр. Музыка (1-4)
Линия УМК В. В. Алеева. Музыка (1-4)
Линия УМК В. В. Алеева. Музыка (5-9)
Линия УМК Л. В. Школяр. Музыка (5-8)
Линия УМК Т. И. Баклановой. Музыка (1-4)

Тип

Вебинары
Выставки
Дидактические материалы
Из опыта педагогов
Интервью
Конкурсы и акции
Конференции, форумы и фестивали
Мастер-класс
Материалы для внеурочной деятельности
Методический семинар
Наглядные и раздаточные материалы
Нотное приложение
Презентации к урокам
Проектная деятельность
Рабочие программы
Разработки уроков (конспекты уроков)
Статьи
Технологические карты уроков
Методические пособия

2

Фильтр



Методические пособия

Методические пособия

Искусство. Музыка. 9 класс. Методическое пособие

08 октября 2018

Методические пособия

Музыка. 7 класс. Методическое пособие

03 ноября 2017

Методические пособия

Музыка. 8 класс. Методическое пособие

19 октября 2017

Методические пособия

Музыка. 4 класс. Методическое пособие

10 октября 2017

Методические пособия

Музыка. 6 класс. Методическое пособие

10 октября 2017

Методические пособия

Музыка. 5 класс. Методическое пособие

10 октября 2017

Методические пособия

Искусство. Музыка. 8 класс. Методическое пособие

22 сентября 2017

Методические пособия

Искусство. Музыка. 7 класс. Методическое пособие

22 сентября 2017

Методические пособия

Музыка. 3 класс. Методическое пособие и аудиоприложение

22 сентября 2017

Методические пособия

Искусство. Музыка. 6 класс. Методическое пособие

08 сентября 2017

Методические пособия

Искусство. Музыка. 5 класс. Методическое пособие

25 августа 2017

Методические пособия

Музыка. 3 класс. Методическое пособие

14 августа 2017

Методические пособия

Музыка. 2 класс. Методическое пособие

03 августа 2017

Методические пособия

Музыка. 4 класс. Методическое пособие

03 августа 2017

Методические пособия

Музыка. 2 класс. Методическое пособие

03 августа 2017

Методические пособия

Музыка. 1 класс. Методическое пособие

25 июля 2017

Методические пособия

Музыка. 4 класс. Методическое пособие

14 июля 2017

Методические пособия

Музыка. 1 класс. Методическое пособие и аудиоприложение

04 июля 2017

Методические пособия

Музыка. 3 класс. Методическое пособие

28 июня 2017

Методические пособия

Музыка. 2 класс. Методическое пособие

28 июня 2017

Методические пособия

Музыка. 1 класс. Методическое пособие

26 июня 2017



Методические пособия

Методические пособия

Музыка. 2 класс. Методические рекомендации по работе с учебником (на примере уроков 5–8, вторая четверть)

13 августа 2016



Методические пособия

Методические пособия

Музыка. 1 класс. Методические рекомендации по работе с учебником (на примере 11 уроков, третья четверть)

13 августа 2016



Методические пособия

Методические пособия

Музыка. 3 класс. Методические рекомендации по работе с учебником

13 августа 2016



Методические пособия

Методические пособия

Раздел «Музыкальные салоны». Музыка. 4 класс. Методические рекомендации по работе с учебником

13 августа 2016



Методические пособия

Методические пособия

Музыка. 6 класс. Методические рекомендации по работе с учебником

13 августа 2016



Методические пособия

Методические пособия

Музыка. 7 класс. Методические рекомендации по работе с учебником

13 августа 2016



Методические пособия

Методические пособия

Музыка. 5 класс. Методические рекомендации по работе с учебником

13 августа 2016

1
2

08 октября 2018

Методические пособия

Искусство. Музыка. 9 класс. Методическое пособие


Читать материал

03 ноября 2017

Методические пособия

Музыка. 7 класс. Методическое пособие


Читать материал

19 октября 2017

Методические пособия

Музыка. 8 класс. Методическое пособие


Читать материал

10 октября 2017

Методические пособия

Музыка. 4 класс. Методическое пособие


Читать материал

10 октября 2017

Методические пособия

Музыка. 6 класс. Методическое пособие


Читать материал

10 октября 2017

Методические пособия

Музыка. 5 класс. Методическое пособие


Читать материал

22 сентября 2017

Методические пособия

Искусство. Музыка. 8 класс. Методическое пособие


Читать материал

22 сентября 2017

Методические пособия

Искусство. Музыка. 7 класс. Методическое пособие


Читать материал

22 сентября 2017

Методические пособия

Музыка. 3 класс. Методическое пособие и аудиоприложение


Читать материал

08 сентября 2017

Методические пособия

Искусство. Музыка. 6 класс. Методическое пособие


Читать материал

25 августа 2017

Методические пособия

Искусство. Музыка. 5 класс. Методическое пособие


Читать материал

14 августа 2017

Методические пособия

Музыка. 3 класс. Методическое пособие


Читать материал

03 августа 2017

Методические пособия

Музыка. 2 класс. Методическое пособие


Читать материал

03 августа 2017

Методические пособия

Музыка. 4 класс. Методическое пособие


Читать материал

03 августа 2017

Методические пособия

Музыка. 2 класс. Методическое пособие


Читать материал

25 июля 2017

Методические пособия

Музыка. 1 класс. Методическое пособие


Читать материал

14 июля 2017

Методические пособия

Музыка. 4 класс. Методическое пособие


Читать материал

04 июля 2017

Методические пособия

Музыка. 1 класс. Методическое пособие и аудиоприложение


Читать материал

28 июня 2017

Методические пособия

Музыка. 3 класс. Методическое пособие


Читать материал

28 июня 2017

Методические пособия

Музыка. 2 класс. Методическое пособие


Читать материал

26 июня 2017

Методические пособия

Музыка. 1 класс. Методическое пособие


Читать материал

13 августа 2016

Методические пособия

Музыка. 2 класс. Методические рекомендации по работе с учебником (на примере уроков 5–8, вторая четверть)


Читать материал

13 августа 2016

Методические пособия

Музыка. 1 класс. Методические рекомендации по работе с учебником (на примере 11 уроков, третья четверть)


Читать материал

13 августа 2016

Методические пособия

Музыка. 3 класс. Методические рекомендации по работе с учебником


Читать материал

13 августа 2016

Методические пособия

Раздел «Музыкальные салоны». Музыка. 4 класс. Методические рекомендации по работе с учебником


Читать материал

13 августа 2016

Методические пособия

Музыка. 6 класс. Методические рекомендации по работе с учебником


Читать материал

13 августа 2016

Методические пособия

Музыка. 7 класс. Методические рекомендации по работе с учебником


Читать материал

13 августа 2016

Методические пособия

Музыка. 5 класс. Методические рекомендации по работе с учебником


Читать материал

1
2

Нужна помощь?

Методическая разработка: «Основные музыкально-педагогические технологии преподавания предмета «Музыка» в начальной и основной школе».

В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения необходимы новые подходы к преподаванию предмета «Музыка». Использование современных педагогических технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащихся, формируя эмоционально-положительное отношение к предмету, соответствуя реалиям сегодняшнего дня.

В преподавании музыки, в связи с внедрением ФГОС, я использую следующие технологии:

1.Технология развития ассоциативно – образного мышления 

Данная технология базируется на связи музыки с разными видами искусства – кино, изобразительном искусством, литературой, театром. На уроке музыки взаимодействие искусств помогает осваивать язык музыки, сравнивая и выявляя его «сходства и различия» с языком других видов искусств. Развитие процессов восприятия практически можно наблюдать во всех видах музыкальной и практической деятельности учащихся: слушание и размышление о музыке, развитие певческих способностей детей, музыкально-ритмические движения, инструментальное музицирование и пластическое интонирование, а так же импровизация (речевая, вокальная, ритмическая, пластическая, художественная). Формирование восприятия музыки у учащихся происходит в процессе интонационно-образного анализа музыкальных произведений (музыка утра и вечера, музыка зимы и осени и т.д.)

Используя методику анализа музыкального произведения, я включаю в этот процесс выявление жанров(песня, танец, марш); стиля (народного или композиторского, старинная музыка или современная, русская или зарубежная); слежу за тем, как развиваются и движутся интонации (интонации – темы – музыкальные образы). Для каждого ребенка любое музыкальное произведение может ассоциироваться с личными воспоминаниями, или с какими — то событиями, при этом вызываются определенные эмоции, например: «1й концерт для фортепиано с оркестром» П. И. Чайковского, «Ноктюрн» Ф. Шопена, «Рассвет на Москва-реке» М. Мусоргского, пьесы из детского альбома П. Чайковского и др.

2. Технология проблемно-развивающее обучение.

Проблемно обучение-это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е.

— строят гипотезу,

— намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,

— аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

Применение проблемного обучения вызывает у учащихся большой интерес к учебе, стимулирует учащихся преодолевать трудности, способствует более быстрому развитию творческого мышления и воображения. Безусловно, все сказанное не исключает необходимости информационно-сообщающего изложения учебного материала. В практике школьного обучения следует разумно сочетать приемы и методы обучения, исходя как из конкретной цели урока, так и из общих задач развития личности ученика.

3. Игровая технология

Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым детьми видом деятельности. Известен факт, что школьники во время игры мало устают, а мозг и интеллект их активно работает.

Взаимосвязь музыки и ритмики помогает правильно понять художественное произведение. Например, после прослушивания программной пьесы у детей возникает интересный замысел игры. Они распределяют роли, предлагают свой план развития сюжета, инсценируя народную песню, стараются по — своему изобразить действие.

В структуре урока музыки ритмические движения являются его частью, длящейся три – пять минут, выполняющие роль двигательной разрядки.

Занимаясь, играя, дети чувствуют себя более раскрепощено на праздничных мероприятиях, ведь не секрет, что они обычно боятся выступать, боятся сцены, боятся показать свои знания и умения. Считаю необходимостью включать различные виды движений под музыку в начальной школе. Детям этого возраста свойственна подвижность, и они с удовольствием выполняют различные движения под музыку, включаются в музыкальные игры, связанные с движением. Движение под музыку развивает творческую фантазию, воображение ребенка. Различные творческие задания позволяют активно влиять на личность ребенка, давая выход детскому стремлению к самовыражению, чем создают на уроке особую эмоционально насыщенную атмосферу погружения в мир музыкального искусства.

На уроках использую такие песенные музыкально – ритмические движения, как: «Антошка», В.Шаинского, «Научи нас веселиться», «Танцуйте, сидя», Б.Савельева, «Хлопай, не зевай», р.н.м., «Топ, топ, хлоп, хлоп», «Буги – Вуги», «Золотой ключик», В.Плешака (танец «Летка — Енька»), «Казачок» р.н.м., «Плетень» р.н.п, « Зеленые ботинки», частушки, игра « На чем играем?», «Тень,тень , потетень», фольклорная музыкальная игра « Идет коза по лесу», игру на музыкальных инструментах и многое другое.

4. Здоровьесберегающая технология

        На своих уроках я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

·         музыкотерапия

·         вокалотерапия

·         ритмотерапия

·        терапия творчеством

·        улыбкотерапия

       К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда. 

Например, некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. 
 Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще.

Отдельно хочу выделить необходимость включения в процесс обучения народный песенный фольклор, так как музыка и движение, драма и рисунок, отражение национального характера и культуры, всё это способствует развитию художественного ассоциативного ряда фантазии и мышления. Под музыку песни развиваются музыкально — творческие способности детей. Исполняя народные песни, появляется желание свободно двигаться и общаться. Творческие способности детей активно проявляются в инсценировании народных песен. Исполнение сопровождается звучанием народных инструментов, мимикой и жестами. В процессе работы большое внимание уделяется разнообразным заданиям, связанным с метроритмом: различные виды ходьбы, связанные с передачей метрической пульсации; элементы танцевальных движений, в первую очередь различные виды танцевального шага: притопы, шаг польки, выставление ноги на пятку или на носок, хороводный шаг, переменный шаг, шаг с подскоком. Исполняя произведения не только по заданному учителем образцу, ученики вкладывают свое отношение путем создания новых образцов и действий.

Встречаясь со всем классом на уроке музыки один раз в неделю, невозможно узнать индивидуальные черты характера, способности, интересы каждого ребенка, но при разучивании песенного народного материала раскрывается талант ребят, непринужденность, естественность во всех видах музыкальной деятельности.

5. Технологии развития голоса и слуха одна из главных в процессе развития певческой культуры учащихся. Необходимо тщательно отбирать вокально – хоровой репертуар, в коллективах использовать разные формы исполнительства; хоровое, ансамблевое, сольное.

Репертуар должен соответствовать возрасту ребенка, песенное творчество представляет собой импровизацию детьми попевок, несложных мотивов, которые сопровождают их игры, выражают удивление, радость, сожаление.

6. Технология критического мышления

Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:

• На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.

•На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

• Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

7. Информационные технологии — это многочисленные аудио и видеоматериалы, цифровые компоненты учебно – методических комплектов по музыке, клавишный синтезатор, медиапроектор, персональный компьютер, комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики) и др.

Итак, применение данных технологий отличается высокой результативностью и способствует:

  • личностному развитию учащихся;

  • повышению интереса школьников к учебным занятиям;

  • росту познавательной активности учащихся в процессе обучения; изменению самооценки учащихся;

  • воспитанию активности и самостоятельности; формированию учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;

  • развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;

  • овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства;

Таким образом, технологии музыкального образования, описанных мною, взаимодействуют с общедидактическими технологиями развивающего, проблемного, личностно-ориентированного обучения. При этом технологии преподавания предмета «Музыка» ориентированы на специфику комплексной музыкально-педагогической деятельности учителя музыки, триединство деятельности композитора, исполнителя, слушателя, интонационно-образную и жанрово-стилевую природу музыки, формирование универсальных учебных действий – личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных, информационных.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Траумель с мазь инструкция по применению цена купить
  • Препарат торнадо инструкция по применению дозировка
  • Теплон аппарат физиотерапевтический инструкция по применению
  • Витон лекарство для людей инструкция по применению цена отзывы
  • Mannol 9990 motor doctor инструкция по применению на русском языке