Руководство для вокалистов

основы вокала

Люди поют с самых древних времен. И как тогда, так и сейчас пение – это особый способ выразить свои чувства, эмоции, настроение. И кто бы ни хотел научиться делать это красиво? Я думаю, многие. Конечно, подготовка профессионального певца занимает довольно большой период времени, но если начать с малого, то вас увлечет сам процесс, и вы будете замечать положительное влияние тех упражнений, которые я хотела бы вам предложить: петь вам станет легче и приятней. Дело в том, что физиологически мы все способны петь: у нас есть голосовые связки, гортань и собственно наше тело, но когда речь идёт об обучении вокалу, речь на самом деле идёт о том, как научиться управлять процессами, рождающимися в нашем теле и голосовом аппарате.

Вокал, который вы слышите в песнях или на концертах – это то, к чему пришёл певец, освоив дыхательную технику, научившись попадать в ноты (интонирование); он научился использовать резонаторы и обладает своим собственным тембром (по которому вы кстати всегда его узнаете); певец  не чеканит слова, а поёт согласно вокальной орфоэпии (есть например своя специфика в произношении при исполнении песни на английском или любом другом иностранном языке и она не всегда совпадает с нормами языка разговорного).  И чтобы научиться петь красиво и  профессионально важно освоить вышеперечисленные «пункты».

Я собрала здесь упражнения, которые не должны показаться вам сложными, но которые помогут вам сделать шаг вперед на пути к мастерству.

Дыхание

Постановка правильного дыхания – это то, с чего начинается путь любого вокалиста. Почему так важно научиться правильно дышать? Дело в том, что неправильный вдох, недостаточный вдох  или вообще его отсутствие ведёт к зажимам, при которых вы вместо пения переходите на крик, поёте «на связках», а это нередко приводит к травмам голосового аппарата. У всех, наверное, был опыт пения в компаниях,  после которого «садился» голос. Меж тем, от дыхания зависит сила голоса, его свобода, тембр, выносливость и выразительность исполнения.

На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных упражнений: следить, чтобы  при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не поднимались плечи; при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть активным,  более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не напряженный. Выдох должен быть экономным, но одновременно с этим свободным.

Конечно, полезно знать анатомию человека, ведь мы работаем с таким «музыкальным инструментом» как  тело человека. Для начала найдите диафрагму (брюшную диафрагму). Это широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. Её  граница условно проходит по нижнему краю рёбер. Если вдох произведен верно, он задействует эту главную дыхательную мышцу.

Дыхательные упражнения

  1. Спокойный равномерный вдох без рывка, без задержки. Выдыхая, расслабляйтесь.
  2. Короткий вдох, длинный спокойный выдох. Следите за тем, чтобы не отпускать весь набранный воздух сразу. Равномерный выдох.
  3. «Кш». Вдох, затем выдох со звуком «кш», как будто прогоняете кошку или птицу.  Это упражнение включает в работу мышцы, отвечающие за выдох. Упражнение следует делать  уверенно, но не «нагло», не агрессивно, следите за шеей – она не должна напрягаться.

Интонирование

Чистое интонирование – это попадание в ноты. Чаще всего проблемы возникают из-за отсутствия синхронизации между слухом и голосом. Почему так важно чисто петь? Любая нота обладает своей частотой, может быть, вы это помните еще из курса школьной физики. Так вот когда человек не попадает в ноту – он не попадает в конкретную частоту, и излучает, можно сказать, частоту, находящуюся рядом, вследствие этого возникает диссонанс и то, что мы слышим, улавливается нашим ухом как что-то неправильное, негармоничное. Научиться попадать в ноты нам поможет любимое еще из детства  занятие (кто в детстве посещал музыкальную школу) – это сольфеджио. В данном случае мы развиваем разные грани своего музыкального слуха: слышать и распознавать, слышать и воспроизводить, запоминать и воспроизводить ноты. Для тех, кто не знаком с теорией музыки (которая имеет прямое отношение к практике) рекомендация такая: петь интервалы. Например, всем известная «В лесу родилась ёлочка» — на словах «в лесу» поётся интервал под названием «большая секста», а первые 2 ноты нашего гимна (который «Россия священная наша держава…») – это интервал «кварта».  При этом всём любая песня – это последовательность  интервалов, как бы прозаично это не звучало. И любая фальшь возникает именно тогда, когда вы тот или иной интервал берёте неверно – занижая или завышая ноту.

Упражнения на интонирование

  1. Поём восходящую гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)
  2. Поём нисходящую гамму (до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до)
  3. Поём гамму от тоники поступенно (до-ре, до-ми, до-фа, до-соль, до-ля, до-си, до-до).

Тоника – это первая ступень лада. Вы можете сыграть до-мажорную гамму   по белым клавишам фортепиано от ноты «До». Гамма Ля минор так же играется по белым клавишам от ноты «Ля». Это самые простые (условно, конечно же) гаммы, которые вы можете сыграть даже без знаний особенностей строения минорного и мажорного лада.

Если у вас дома есть инструмент  — поупражняйтесь таким образом:

  1. Не глядя на клавиатуру фортепиано, нажмите одновременно 2 ноты (которые образуют интервал) и воспроизведите их сначала по отдельности, затем попробуйте соединить – перейдите от нижней ноты к верхней и обратно. Это вырабатывает у вас «чувство тональности»: вы запоминаете интервалы, включается не только наша обычная память, но и мышечная память.

Резонаторы

 Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата.  Это придает ему силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр – это индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех других.

Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие обертоны голоса.

Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда же входят зубы  и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны.

Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном отделах, иногда в лопатках и спине.

Голос, его ровность звучания на всех регистрах зависит от способности пользоваться резонаторами автоматически.

Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации.

 Упражнения для резонаторов

  1. Чтобы задействовать головной регистр, чтобы его почувствовать  попробуйте крикнуть долгое «Хээээй», без напряжения, как будто хотите докричаться до кого-то вдалеке.  Челюсть при этом должна быть расслаблена, язык и гортань тоже расслаблены.
  2. Лягте на пол, на спину, освободите все мышцы, затем свободно в потолок крикните Эээй.
  3. Перевернитесь на живот, прикасаясь лбом к рукам, выдохните спокойно несколько раз. Крикните в этом положении Эээй. В состоянии лёжа на животе вам будет легко ощутить напряжение в задней части шеи и в челюсти, прочувствовать мышцы, участвующие в процессе и постепенно научиться контролировать их.

Упражнения для развития мышц лица

  1. Поднимите и опустите поочередно левую и правую бровь
  2. Поднимите и опустите правую щеку, затем левую
  3. Поднимите и опустите сначала  верхнюю, потом нижнюю губу
  4. Оттяните и опустить в сторону правый угол рта, затем левый
  5. Сморщите переносицу, двигайте ею вверх, потом вниз.

Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно,  хочется как можно скорее начать петь и распевки и песни, и  всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.

Автор: Александра Селиванова

Ключевые слова:1LLL

Выбор песни, которую пытаешься разучить — это первое, о чём ты должен подумать. Концепция должна быть во всем, и выбор песни — это очень концептуальная история.

Нужно реально оценивать свои вокальные возможности. По неопытности человек может тянуться к тем песням, которые ему совсем не подходят. И если ты по каким-то причинам самостоятельно пока не можешь справиться с конкретной песней, значит, надо попытаться найти хорошего преподавателя, чтобы он скорректировал репертуар и сказал: «Вот на этом тебе учиться стоит, здесь ты будешь выглядеть выигрышно, а это совсем не твоё».

Всегда найдется ниша, в которой человек будет себя чувствовать комфортно. Поэтому с выбора материала и надо начинать.

У любого профессионального вокалиста всегда есть какая-то приоритетная для него зона, в которой ему комфортно и хорошо. Из этих соображений и надо выбирать себе репертуар. Если у тебя, скажем, низкий грубый голос, то не стоит брать теноровые песни, которые поют мальчики с высокими голосами. Для девочек то же самое. Если ты поешь где-то вверху, то нужно брать и репертуар такой, хотя бы тембрально похожий.

В любом случае, если ты боишься, что самостоятельно с песней не справишься, значит надо попробовать обратиться к специалистам, поискать опытных преподавателей.

В категории материалов

: 110

Показано материалов

: 1-20



И. Левидов. Охрана и культура детского голоса

Автор: И. Левидов
Год: 1939
Издательство: Музгиз
Страниц: 112
Формат: PDF
Размер: 10,3 МВ
Язык: русский

Идея охраны и культуры детского голоса получает в условиях нашей действительности все более широкое и планомерное практическое осуществление. В этом сказывается одна из характерных черт социалистического строя, при котором забота о развитии всех народных сил, способностей, дарований поднята на уровень общегосударственной задачи. Самая мысль об охране и воспитании детского голоса могла плодотворно развиться только на советской почве; она нашла действенный отклик среди школьных преподавателей пения и в кругах музыкальной и всей советской общественности.
Значение литературы по вопросу детского пения очень велико, тем более потому, что при обучении пению детей нельзя целиком переносить сюда приемы и методы вокального обучения взрослых. Особенности детского голосового аппарата, детского организма и интеллекта вызывают необходимость разработки специальной научно-обоснованной методики вокальной работы с детьми. Создание такой методики — сложная задача, решение которой стоит на очереди и обусловлено дальнейшим накоплением опыта экспериментальной и учебно-практической работы.
Автор надеется, что публикуемая ныне работа в какой-то мере восполнит существующий пробел и, не претендуя на роль методики, тем не менее окажет посильную помощь работникам в области детского пения, так как излагает уже накопленный опыт, следовательно, содержит известные методические элементы.

Вокал |
Просмотров: 1350 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 03.05.2021
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)

Г. Науменко. Фольклорная азбука. Методика обучения детей народному пению

Автор: Г. Науменко
Год: 2013
Издательство: Современная музыка
Страниц: 136
Формат: PDF
Размер: 6,0 МВ
Язык: русский

Автор представляет в книге концепцию методики работы с детьми по обучению их народному пению с учетом новых сведений по музыкальному интонированию и певческим возможностям детей, а также на базе их творческого потенциала, песенного фольклора, который дети исполняют в своих играх и забавах. Адресована она руководителям детских хоровых коллективов, учителям музыки дошкольных учреждений и общеобразовательных школ; также может использоваться в качестве одного из учебных пособий к курсам «Введение в народоведение» и «Мир народной культуры», разработанным для начальной и средней школы, а также программам «Наследие», «Истоки», «Радуга», «Развитие». Одной из целей «Фольклорной азбуки» является попытка поднять интерес к более широкому использованию песенного фольклора в сфере детского музыкального образования и, прежде всего, в одном из наиболее массовых его видов — хоровом пении.

Вокал |
Просмотров: 1169 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 13.04.2021
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)

В. Беляева. Воспитание голоса в народной манере пения

Автор: В. Беляева
Год: 1980
Издательство: М.: б.и.
Страниц: 46
Формат: PDF
Размер: 2,5 МВ
Язык: русский

Певцы народного плана любимы слушателями. Таких исполнителей в России много, и внимание им уделяется большое. Между тем, о специфике работы с певцами названного жанрово-стилистического направления вокалисты, преподаватели пения почти не писали. Больше внимания уделяли этой теме фольклористы и хормейстеры, однако же, не очень углубляясь в вокальную «технологию», рассматривая преимущественно вопросы общемузыкального характера. Известно, что теория народного пения сильно отстает от запросов практики. В этих условиях особенно ценны любые методические разработки, помогающие воспитывать исполнителей народного плана.
Педагог Государственного музыкального училища им. Гнесиных В.М. Беляева прошла академическую вокальную школу, но весьма хорошо зарекомендовала себя в многолетних занятиях с «народными» певцами. В публикуемой работе отражен в основном ее личный опыт.

Вокал |
Просмотров: 812 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 02.12.2020
| Рейтинг: 2.0/1
| Комментарии (0)

Н. Александрова. Вокал. Краткий словарь терминов и понятий

Автор: Н. Александрова
Год: 2015
Издательство: Лань
Страниц: 352
Формат: PDF
Размер: 1,0 МВ
Язык: русский

В словарь включено более 500 статей, посвященных различным сферам и понятиям вокального искусства. Словарь содержит термины, касающиеся жанров и форм вокальной музыки (академической, народной, церковной и др.), строения и функций голосового аппарата, различных видов вокальной техники, а также ряд понятий из смежных областей (эстетика, театр).
Издание предназначено для музыкантов, вокалистов, учащихся музыкальных учебных заведений и широкого круга любителей музыки и пения.

Вокал |
Просмотров: 2942 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 15.05.2020
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)

И. Силантьева. Путь к интонации. Психология вокально-сценического перевоплощения

Автор: И. Силантьева
Год: 2009
Издательство: М.: Товарищество научных изданий КМК
Страниц: 644
Формат: PDF
Размер: 4,4 МВ
Язык: русский

В книге «Путь к интонации» предпринята попытка преодолеть антагонизм художественного инстинкта и современного научного знания в обращении с  материалом искусства, столь зыбким и требующим высокой ответственности, как психика исполнителя. Каждая страница, шаг за шагом, помогает певцу обрести умение создавать произведение искусства – оперный персонаж – в соответствии со своей уникальной природой на фоне систематизированных знаний о психологических механизмах перевоплощения, а также освоить практические приемы формирования персонажного сознания, возведения архитектоники личности сценического героя и обретения способности взглянуть на мир его глазами.
Книга утверждает преимущественное влияние внутренней, психической природы на процесс перевоплощения в условиях сознательного стимулирования и последовательной организации ее возможностей посредством специальных приемов с учетом действия музыкального фактора. Результатом пути становится отражение содержания модулирующего персонажного сознания в разнообразии образно-смыслового вокального интонирования певца-актера.
Монография предназначена в качестве теоретического и практического пособия для студентов и педагогов по специальностям «оперная подготовка», «академическое пение», «актерское мастерство»; материалы предназначены стать основой лекционных курсов по истории и теории вокального исполнительского искусства, психологии творчества. Содержание книги ориентировано как на студента-вокалиста, так и на стажера оперного театра, певца-мастера, педагога по вокалу, композитора, дирижера и режиссера оперного театра, а также предназначается тем любителям пения, кто занят неустанным самосовершенствованием своего природного дара.

Вокал |
Просмотров: 2003 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 15.05.2020
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)

О. Сафронова. Распевки. Хрестоматия для вокалистов

Автор: О. Сафронова
Год: 2016
Издательство: Лань
Страниц: 68
Формат: PDF
Размер: 3,1 МВ
Язык: русский

Хрестоматия включает упражнения по вокальной технике, снабженные комментариями и рекомендациями. В книге собрано около трехсот распевок, многие из которых опубликованы впервые, и скороговорки. Имеются список литературы и список интернет-ресурсов. К учебному пособию прилагается диск с записями распевок, которые помогут обучающимся в самостоятельных занятиях. Книга адресована учащимся, студентам и преподавателям вокала.

Вокал |
Просмотров: 6012 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 25.04.2020
| Рейтинг: 2.9/7
| Комментарии (0)

А. Руденко, Л. Райкова. Распевание. Методическое пособие

Автор: А. Руденко, Л. Райкова
Год: 2006
Издательство: Оренбург:
Страниц: 22
Формат: PDF
Размер: 0,7 МВ
Язык: русский

В методическом пособии последовательно рассматриваются все этапы распевания. Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания. Распевание способствует быстрой слуховой организации коллектива, концентрации внимания певцов, подготавливает, разогревает голосовой аппарат.

Вокал |
Просмотров: 2418 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 12.04.2020
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)

Н. Успенский. Древнерусское певческое искусство

Автор: Н. Успенский
Год: 1965
Издательство: Музыка
Страниц: 240
Формат: PDF
Размер: 44,2 МВ
Язык: русский

Певческое искусство Древней Руси, так же как и замечательное наследство древнерусской письменности, архитектуры, монументальной живописи, является неотъемлемой частью национального культурного достояния. Его образцы обладают высокой и непреходящей художественной ценностью. Но в отличие от древней русской литературы, изобразительного искусства или зодчества, которые очень хорошо изучены и известны как в оригинале, так и в многочисленных воспроизведениях, переводах и копиях, певческое искусство той поры остается даже для большинства близких к музыке людей совершенно неизведанной областью.

Вокал |
Просмотров: 1398 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 19.02.2020
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)

Г. Пожидаева. Певческие традиции Древней Руси

Автор: Г. Пожидаева
Год: 2006
Издательство: М.: Знак
Страниц: 880
Формат: PDF
Размер: 28,6 МВ
Язык: русский

В книге, написанной на материале певческих рукописей XI-XVII вв., рассматривается древнерусское церковное пение как система. Автор выстраивает его классификацию на основе музыкально-речевых моделей, выявляет типологию. Опора на основные языковые и структурные элементы позволяет воссоздать картину эволюции древнерусской певческой культуры как историко-стилистический процесс. Исторический аспект исследования обогащен обращением к византийским истокам – от литургики, церковно-певческой книжности до музыкальной письменности.
На основе выработанного автором метода с применением структурного анализа определены стилистические особенности распевов, раскрывается композиционная техника распевщиков. По стилистическим признакам впервые установлено существование двух региональных традиций – среднерусской и северной.
Приложения содержат песнопения древнерусской монодии и раннего многоголосия, представленные в оригинальной нотации и авторской расшифровке крюкового письма. Впервые в отечественной медиевистике расшифрованы не только знаменные, но и кондакарные песнопения XI-XII вв., по-новому прочитаны образцы раннего многоголосия.
Книга обращена к профессиональным музыкантам, филологам, специалистам в области древнерусской культуры, а также широкому кругу любителей музыки и всем интересующимся историей отечественной культуры. Для профессиональных музыкантов, специалистов, занимающихся исследованиями в области церковного пения, литургики, для филологов и историков музыки, занимающихся изучением музыкальной культуры Древней Руси, богослужебных текстов, гимнографии, Для исследователей, изучающих историю Русской Церкви, искусствоведов, культурологов, археографов. Книга может быть рекомендована в качестве учебного и научного материала для преподавателей, воспитанников и студентов духовных учебных заведений, преподавателей, студентов, аспирантов и научных сотрудников богословских вузов и факультетов (учебные предметы «Церковное пение», «Церковное искусство», «Литургика»).

Вокал |
Просмотров: 682 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 13.01.2020
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)

О Павлищева. Методика постановки голоса

Автор: О. Павлищева
Год: 1964
Издательство: Музыка
Страниц: 124
Формат: PDF
Размер: 3,1 МВ
Язык: русский

Данная работа ставит своей целью краткое изложение некоторых вопросов теории пения и основных методических приемов, рекомендуемых в практике вокально-технической работы с солистом и хором. Автором учитывались основные требования современного прикрытого звучания сольного, хорового и оперно-хорового академического пения.
Методический материал отобран с расчетом на применение его в хоровых классах и в классах постановки голоса.

Вокал |
Просмотров: 3899 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 28.10.2019
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)

М. Рудзик. Специальные методики музыкально-певческого воспитания

Автор: М. Рудзик
Год: 2015
Издательство: Курск: КГУ
Страниц: 140
Формат: PDF
Размер: 11,0 МВ
Язык: русский

В первой части пособия рассматриваются актуальные проблемы музыкально-певческого воспитания школьников в контексте современных задач здоровьесберегающей музыкальной педагогики. Вторая (основная) часть содержит подробное описание наиболее известных и распространенных в школьной практике авторских методических систем развития голоса начинающих певцов (Г.П. Стуловой, А.Н. Стрельниковой, В.В. Емельянова, Д.Е. Огороднова, Г.А. Струве и др.). В заключительную часть вошли: обширный список рекомендуемой литературы, методические рекомендации к практической работе по развитию детско-го голоса и нотное приложение. Видеоприложение содержит мастер-классы отдельных авторов, упомянутых в пособии, а также фрагменты музыкальных занятий с использованием специальных певческих методик. Пособие окажет помощь будущим и работающим учителям музыки, вокалистам и хормейстерам в постижении основ певческой работы с детьми и овладении современными вокальными технологиями.
Учебно-методическое пособие адресовано студентам музыкальных и дирижерско-хоровых факультетов, педагогам-музыкантам образовательных учреждений различного типа, посвятившим себя творческой работе по музыкально-певческому воспитанию детей и под-ростков.

Вокал |
Просмотров: 2867 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 21.07.2019
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)

Е. Старовойтова. Исполнительская интерпретация

Автор: Е. Старовойтова
Год: 2010
Издательство: Луганск: ГУ «ЛНУ имени Тараса Шевченко»
Страниц: 150
Формат: PDF
Размер: 0,7 МВ
Язык: русский

В учебно-методическом пособии изложено основное содержание лекционных и практических занятий курса «Исполнительская интерпретация».
К каждой теме добавлен список рекомендованной литературы, также вопросы и задания для самопроверки, приведены задания для самостоятельной работы студентов, темы рефератов, а также требования к зачетно-модульному контролю.
Пособие предназначено для иностранных студентов специальности «Музыкальное искусство» специализаций «Академическое пение» и «Эстрадное пение».

Вокал |
Просмотров: 1411 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 04.07.2019
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)

А. Менабени. Методика обучения сольному пению

Автор: А. Менабени
Год: 1987
Издательство: Просвещение
Страниц: 96
Формат: PDF
Размер: 7,2 МВ
Язык: русский

В пособии рассматриваются принципы и методы вокального обучения, отражен особенности работы с детьми, говорится о строении голосового аппарата, в том числе детского, о певческом дыхании, о способах овладения техническими навыками пения, развития вокального певческого голоса, его выразительности.

Вокал |
Просмотров: 6665 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 27.04.2019
| Рейтинг: 1.0/1
| Комментарии (0)

Е. Железнова. Чижик. Читаем, рисуем, играем, поем. Альбом для обучения пению от 3 до 6 лет

Автор: Е. Железнова
Год: 2007
Издательство: ИД Катанского
Страниц: 48
Формат: PDF
Размер: 14,9 МВ
Язык: русский

Забавные песенки и упражнения для пения с записью рисунка мелодий значками-картинками помогут малышам чисто петь, а прилагаемый к альбому аудиодиск с аккомпанементом ко всем песенкам и упражнениям обеспечит музыкальное сопровождение для домашних занятий. В альбоме имеется также фортепианный аккомпанемент к песенкам и упражнениям.
Известный художник Вячеслав Сергеев нарисовал для малышей замечательные картинки-раскраски ко всем песенкам.
Автор учебно-методического пособия — известный педагог, чья программа музыкального воспитания «Музыка с мамой» получила признание в России и за рубежом.
Книга адресована музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений, руководителям студий дополнительного образования, педагогам детских музыкальных школ, воспитателям и родителям.

Вокал |
Просмотров: 3171 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 06.04.2019
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)

Б. Ефименкова. Ритм в произведениях русского вокального фольклора

Автор: Б. Ефименкова
Год: 2001
Издательство: Композитор
Страниц: 256
Формат: PDF
Размер: 10,2 МВ
Язык: русский

Настоящая работа посвящена систематическому описанию ритмической организации традиционных вокальных текстов русского фольклора. Категорию ритма мы берем в широком значении, которое охватывает все стороны временной структуры текста, включая его архитектонику, т. е. ритм формы. Это вытекает из специфических особенностей материала исследования — народной ритмической системы модального типа, базирующейся на наборе ритмических формул и их комбинациях.
Ритм в музыке устной традиции играет первостепенную роль. Это наиболее самостоятельный и значимый ее компонент, который является не только главным носителем текстообразующей функции, но и важнейшим средством выразительности, основой эстетической организации художественного текста. В русском музыкальном фольклоре именно ритмическая сторона текстов чаще всего выступает знаком их функции, что обусловливает ее четкую выраженность, рельефность, ее семантическую нагруженность.
Не удивительно, что ритмический склад народных песен, причитаний, былин и духовных стихов постоянно привлекал пристальное внимание собирателей и исследователей русского фольклора. Однако до сих пор в отечественной науке не сложилась теория народной ритмической системы, нет полной типологической систематики ее конкретных форм. Требует определенной доработки и сам аналитический аппарат подобных исследований.
Все это объясняет актуальность темы нашей книги. В ней предпринята попытка воссоздать, пользуясь выражением В.Н. Холоповой, «систематизированное многообразие» ритмических форм основного — вокального пласта русского народного музыкального творчества.

Вокал |
Просмотров: 1968 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 01.04.2019
| Рейтинг: 5.0/1
| Комментарии (0)

А. Яковлева. Русская вокальная школа. Исторический очерк развития от истоков до середины XIX столетия

Автор: А. Яковлева
Год: 1999
Издательство: МГК им. П.И.Чайковского
Страниц: 96
Формат: PDF
Размер: 5,7 МВ
Язык: русский

Учебное пособие к лекционному курсу «История вокального искусства». Монография посвящена становлению и развитию русской вокальной школы — одного из выдающихся направлений мировой музыкальной культуры. В раскрытии эволюции вокальной музыки, исполнительского творчества и вокальной педагогики автор опирается на синтез историко-хронологических и монографических принципов, высвечивая наиболее значимые этапы и национальные традиции русской певческой культуры. Пособие адресовано педагогам, студентам и учащимся музыкальных учебных заведений, а также любителям музыки.

Вокал |
Просмотров: 2190 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 10.02.2019
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)

Т. Бугакова. Соотношения и связи речевой и музыкальной интонаций

Автор: Т. Бугакова
Год: 2005
Издательство: Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО
Страниц: 16
Формат: PDF
Размер: 1,7 МВ
Язык: русский

В данной работе рассматриваются вопросы: взаимодействия и связи музыкальных и речевых интонаций, прослеживается их развитие, степень эмоционального воздействия. Работа состоит из теоретического материала, проиллюстрированного нотными примерами, взятыми из произведений, часто исполняющихся в репертуаре вокалистов-иллюстраторов. Пособие адресовано учащимся и преподавателям средних учебных заведений.

Вокал |
Просмотров: 1828 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 25.01.2019
| Рейтинг: 5.0/1
| Комментарии (0)

В. Экнадиосов. Постановка голоса

Автор: В. Экнадиосов
Год: 2011
Издательство: Минск: БГУКИ
Страниц: 114
Формат: PDF
Размер: 3,2 МВ
Язык: русский

Рассматриваются проблемы академического пения, воспитания индивидуальности певца, гармонично сочетающего вокально-технические данные с художественным воплощением вокального репертуара.
В качестве практического материала предлагаются упражнения выдающихся певцов, а также разножанровый репертуар, предоставляющий педагогу возможность выбора с учетом вокальных данных студентов, изучающих хоровое и вокальное искусство.
Адресуется студентам и преподавателям высших учебных заведений.

Вокал |
Просмотров: 3011 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 25.01.2019
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)

Б. Тевлин. Работа с хором. Методика и опыт

Автор: Б. Тевлин
Год: 1972
Издательство: Профиздат
Страниц: 208
Формат: PDF
Размер: 12,7 МВ
Язык: русский

В статьях, помещенных в сборнике, обобщается ценный практический опыт известных хоровых дирижеров и педагогов, освещаются теоретические вопросы деятельности хорового коллектива.
В них содержатся интересные хоровые сведения по истории русского хорового искусства, практические советы, которые помогут организовать работу в хоровом коллективе, академическом и народном.
Сборник рассчитан на руководителей и участников самодеятельных хоров.
Составление и общая редакция сборника профессора Московской Государственной консерватории Б. Г. Тевлина.

Вокал |
Просмотров: 1604 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 23.01.2019
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)

В. Палкин. Вокально-хоровые упражнения

Автор: В. Палкин
Год: 1967
Издательство: Харьков: ХГИК
Страниц: 26
Формат: PDF
Размер: 0,9 МВ
Язык: русский

Руководители хоровой самодеятельности часто сталкиваются с проблемой привития певцам во вновь созданном хоре основных элементов вокальной культуры.
Ничто таким сложным в работе с хоровым коллективом не оказывается для молодых специалистов-хормейстеров, как надлежащая вокальная работа с поющими, потому что путь достижения вокально-технического мастерства является очень сложным и довольно продолжительным.
Решение этой трудной задачи в воспитании высоко-художественного коллектива будет успешным тогда, когда руководитель хора знает основные закономерности вокального звукообразования, которое включает в себя навыки правильного певческого дыхания, атаки звука, резонирования и тембров. Сюда же необходимо отнести навыки развития диапазонов хоровых партий и работу над различными видами звуковедения — легато, стаккато, маркато, нон легато.
Целям освоения вышеназванных навыков и служат вокально-хоровые упражнения, которые состоят из небольших мелодических фраз и попевок. В хорах применяются такие несложные распевки на четыре голоса, т.н. гармонические, которые приучают коллектив слушать четырехголосие, ощущать аккорд. Такие упражнения позволяют руководителю наряду с вокальной работой осуществлять работу над строем.
Каждая репетиция хора в обязательном порядке должна начинаться с вокально-хоровых упражнений, преследующих самые различные цели и задачи. Эти упражнения обычно поют 15-20 минут.
Распевания хора можно проводить по двум направлениям: а) сначала распеть отдельные группы хора, после чего приступить к совместному распеванию всего коллектива; б) распевание проводится со всем хором, что чаще всего встречается в хоровой практике.

Вокал |
Просмотров: 2162 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 12.01.2019
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)


Вы забыли о технике вокала? Вы хотите улучшить свой голос, но не знаете, с чего начать? Мы позаботимся о вас.

В этой статье мы рассмотрим абсолютно необходимые принципы вокальной техники. Эти вокальные техники призваны сохранить ваш голос, сделать вас более сильным певцом и обеспечить лучший контроль дыхания, что поможет вам расти как вокалисту.

Ниже мы поделимся некоторыми из лучших вокальных техник, предложим несколько вокальных упражнений и предоставим полный глоссарий по технике пения, чтобы вы могли прорваться через жаргон и начать петь.

Что такое вокальная техника?

Ваш голос — это инструмент. Как и у любого другого музыкального инструмента, существуют определенные способы использования голоса для достижения различных звуков и лучшие практики, позволяющие максимально использовать ваш голос в лучшую сторону.

В этом руководстве мы постараемся раскрыть технику пения, связанную с уходом за голосовыми связками, ориентацией в различных стилях музыки и выступлением перед аудиторией.

Грудной голос против головного голоса

Вокальные регистры или вокальная регистрация относятся к различным голосовым связкам, которые обычно признаются преподавателями вокала. По сути, эти регистры представляют собой различные схемы вибрации голосовых связок, которые обычно занимают определенную область внутри исполнителя. Обычно голоса разделяют на три зоны: головную, грудную и смешанную. Существуют также менее обсуждаемые регистры фри и вистл, но во время исполнения вы будете работать в основном с тремя следующими типами вокала:

Глава

Головной голос находится выше грудного и включает в себя более высокий вокальный регистр. Головной голос относится к любым высоким нотам, не напряженным и не фальцетным. Когда вы поете более высокие ноты в своем диапазоне, вы, скорее всего, поете головным голосом. Головной голос получил свое название потому, что при пении высоких нот большинство певцов чувствуют резонанс, локализованный в головном диапазоне.

Грудь

Грудной голос или модальный голос — это более естественный регистр, который резонирует по направлению к центру вашего тела. Грудной голос обычно полнее, чем головной, и имеет более низкие, густые и теплые тона. Модальный голос больше всего напоминает ваш обычный разговорный голос.

Смешанные

Существует область между пением головным и грудным голосом, которая называется смешанным голосом. Смешанный голос сложнее определить и практиковать, но освоение его даст вам больше контроля и создаст плавный переход от низких нот к высоким нотам вашего вокального диапазона.

что такое вокальная техника

Вокальные стили

Существует множество различных техник пения в зависимости от того, чего вы пытаетесь добиться с помощью своего голоса. Вот несколько техник пения, которые вы, возможно, захотите изучить в процессе поиска своего уникального голоса и вокального стиля.

Вибрато

Вибрато — это небольшое изменение высоты тона при воспроизведении устойчивой ноты. Его также можно описать как вибрацию голоса, которая имитирует вибрато, наблюдаемое в инструментальном мире. Для некоторых певцов вибрато является естественным, в то время как другие певцы имеют более ровный тон.

Бельтинг

Белтинг — это смелая, более теплая техника звучания, при которой певец может проецировать часть своего грудного и смешанного голоса на толпу. Освоить эту технику довольно сложно, поэтому лучше всего учиться под руководством преподавателя пения, чтобы не повредить свой голос.

Фальцет

Фальцет, как правило, присущ только мужским голосам и описывает частотный диапазон чуть выше грудного регистра голоса. Он обычно более высокочастотный и является одним из наиболее распространенных вокальных приемов, звучащих в популярной музыке. Например, песня «Night Fever» группы Bee Gees полностью исполнена фальцетом:

Скаттинг

Скэттинг — это форма вокальной импровизации. Эта вокальная техника наиболее часто встречается в джазовой музыке и присоединяет звук к неразличимым слогам. Певец импровизирует с ритмом в мелодии самым инструментальным образом.

Йодлинг

Эта древняя форма пения обусловлена быстрым переходом высоты тона из низкого регистра в высокий, или фальцетом. Она и сегодня используется во многих культурах.

Техника эстрадного вокала

В большинстве случаев в популярной музыке тембр привязан к почти разговорному голосу, чистому и четкому. Иногда можно услышать полный пояс у таких невероятных певиц, как Кристина Агилера, но для исполнения популярной музыки не обязательно быть вокальным акробатом.

вокальные стили

8 вокальных техник, которые должен использовать каждый певец

По-прежнему целесообразно посещать уроки вокала, чтобы освоить правильную вокальную технику, но вот несколько жизненно важных вокальных техник, которые могут принести пользу каждому музыканту.

1. Поддержка дыхания

Одна из самых важных вокальных техник, которую должен понять каждый певец, — это важность поддержки дыхания. Как люди, мы обладаем естественным стремлением сразу же выпускать вдыхаемый воздух из диафрагмы. Однако для создания устойчивых нот и фраз во время пения нам необходимо задерживать дыхание.

Вы можете приучить свое тело дольше удерживать воздух во время пения с помощью такой практики, как диафрагмальное дыхание. Когда вы дышите диафрагмой, а не верхней частью легких, вы можете удерживать воздух. Диафрагма расположена непосредственно под легкими внутри грудной полости и служит основной мышцей для дыхания.

грудной голос против головного

Вы хотите заметить, как реагирует ваша диафрагма, когда вы поете музыку. По мере освоения контроля дыхания вы можете начать «бюджетировать» воздух или рассчитывать, сколько воздуха нужно выпустить в каждый момент времени, чтобы успеть пропеть всю вокальную фразу.

Когда вы поете, старайтесь держать плечи как можно более неподвижными. Движение вашего дыхания должно быть сосредоточено в нижней части грудной полости, а не в верхней половине дыхательной системы. Обратите внимание, как расширяются и сокращаются мышцы живота, когда вы изменяете уровень давления воздуха в организме.

2. Гидратация

Гидратация необходима для правильной вокальной техники. Вода помогает смазывать голосовые связки, позволяя им вибрировать в полную силу. Это также может помочь предотвратить травмы от чрезмерного использования. Хотя структура голосовых связок может показаться довольно простой, на самом деле они состоят из множества слизистых оболочек, которым необходима влага для изменения высоты тона и получения чистого звука.

Лучшим напитком, несомненно, является вода, поскольку напитки с добавлением сахара и кофеина могут обезвоживать вас. Убедитесь, что у вас под рукой много воды комнатной температуры, когда вы тренируетесь или выступаете. Большинству людей необходимо не менее 4 литров воды в день, поэтому пейте много и часто!

Если вы обнаружили, что ваш голос легко пересыхает, приобретите увлажнитель воздуха. Держите его включенным в комнате для тренировок, чтобы максимально использовать свой голос.

3. Отдых

Одна из самых важных вокальных техник — это полноценный отдых и расслабление, чтобы восстановить силы организма и голоса. Существует тесная связь между качеством сна и качеством вокала, поэтому приоритет отдается полноценному ночному отдыху. Среднестатистическому взрослому человеку для нормального функционирования организма требуется не менее 7 часов сна в сутки, а при интенсивной деятельности, например, при живых выступлениях, — еще больше.

Во время подготовки к выступлению постарайтесь свести к минимуму крики и излишние разговоры. Следите за своим питанием и заботьтесь о себе, чтобы выступить как можно лучше.

4. Осанка

Правильная осанка при пении позволяет легко вбирать воздух и петь определенные стили музыки. Правильная техника пения предполагает, что вы должны стоять прямо, а руки держать расслабленными по бокам тела. Держите ноги на небольшом расстоянии друг от друга или слегка расставив одну ногу перед другой.

Держите позвоночник прямо и старайтесь держать лицо вперед во время исполнения. Вы можете обнаружить, что при попытке взять определенные ноты на внешних границах вокального диапазона вы естественно поворачиваете голову вверх или вниз. Постарайтесь не поддаваться этому желанию — это только исказит вашу подачу и затруднит восстановление контроля над дыханием.

5. Разогрейте свой голос

Разогрев голоса невероятно важен и помогает растянуть голосовые связки, чтобы вы могли петь во всем диапазоне, не напрягаясь. Она также поможет расслабить тело и снять нервное напряжение во время выступления на сцене.

Существует множество способов разогреть голос, поэтому найдите тот стиль, который подходит именно вам. Ниже мы рассмотрим несколько техник разминки, но вы можете найти множество дополнительных упражнений в Интернете или попросить преподавателя вокала предоставить вам дополнительные варианты.

6. Расслабьтесь

Хотя это и не кажется техникой пения, но если уделить время расслаблению своего тела, это может помочь воздуху течь свободнее и улучшить исполнение. Напряжение в теле может привести к напряжению голосовых мышц, в результате чего вы будете петь с придыханием или вообще потеряете опору. Хотя это легче сказать, чем сделать, практика и тренировка успокоения во время выступления является невероятно эффективной вокальной техникой.

7. Фокус

Распространенные вокальные техники сосредоточены на том, где и как звук выходит из вашего тела. В классическом пении важно сосредоточиться на форме рта при произнесении гласных звуков, таких как A, E, I, O и U. Например, классическая музыка может выбрать более вытянутую палитру, в то время как техника эстрадного вокала может быть более размашистой. В поп-музыке ясность может быть более приоритетной, чем общий тон. Поэтому сосредоточьтесь на том, какая вокальная техника имеет наибольший смысл для того контекста, в котором вы выступаете.

8. Практика

Помните, что ваши голосовые связки или голосовые складки состоят из мышц. Это означает, что их необходимо тренировать, чтобы восстановить их силу. Когда речь идет о технике пения, она стоит вашего времени только в том случае, если вы позволяете себе регулярно практиковать правильную технику пения. Для достижения наилучших результатов включите занятия и исполнение музыки в свой обычный распорядок дня.

вокальные техники для начинающих

Разминки по вокальной технике

Готовы ли вы начать петь? Вот несколько основных упражнений по технике вокала, которые помогут вам разогреть голос и максимально улучшить вокальные данные.

Гудение

Напевание — одно из лучших вокальных упражнений, которое не разбудит соседей. Эта техника пения помогает растянуть голосовые связки, расслабить мышцы лица и улучшить дыхание, готовя вас к звездному выступлению.

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения помогут вам выработать контроль над дыханием во время пения, что позволит вам исполнять большие музыкальные отрывки. Это еще одно вокальное упражнение, которым можно заниматься, пока ваш голос находится в состоянии покоя.

Зрительное чтение

Хотя певцам вовсе не обязательно читать ноты, для классических певцов это абсолютная необходимость. Вы можете разогреть свой голос с помощью чтения.

Октавные скачки

Еще один способ разогреть голос — переходить из одной октавы в другую во время пения. Это поможет вам научиться брать высокие ноты и легко переходить от среднего голоса к смешанному и головному.

Глоссарий по вокальной технике

Для того чтобы понять технику пения, необходимо владеть
языком музыки
. Вот некоторые из наиболее важных терминов вокальной техники в расшифрованном виде:

Акапелла

Акапелла относится к вокальной технике, когда певец или группа певцов выступают без инструментального сопровождения или бэк-трека. Среди известных современных исполнителей акапелла — группа Pentatonix:

Альт

В аранжировке хора SATB альты занимают второе место по высоте тона, сразу за сопрано. Альты обычно поют гармонию, чтобы сопровождать мелодию.

Бас

Басовая партия в аранжировке хора SATB — это самый низкий голос. Эти певцы, возможно, более ритмически сфокусированы, чем другие певцы, поскольку они помогают поддерживать темп остального хора.

Canon

Канон — это музыкальное произведение, в котором одна и та же мелодия исполняется отдельными группами певцов в разное время.

Дикция

Дикция относится к произношению вокальных выражений. Вокальные техники сосредоточены на произнесении четких, ясных согласных и формировании рта в соответствии с каждым гласным звуком.

Гармония

Технически говоря, гармония — это когда две или более нот звучат одновременно. Когда речь идет о технике пения, гармония обычно подразумевает одну или несколько вокальных партий, призванных поддерживать мелодию различными гармоническими интервалами. Например, партии хора альтов обычно поются в гармонии.

Licks

Вокальный лик или вокальное украшение — это повторяющийся гармонический рисунок или фраза, которые помогают придать вокальной партии больший интерес.

Overtone

Обертоновое пение, иначе известное как гармоническое пение, требует точных манипуляций с голосовым трактом для одновременного воспроизведения более чем одного тона.

Парландо

Парландо — это сложная вокальная техника, которая в классической музыке находится где-то между речью и пением.

Passagio

Этот термин описывает область, которая служит переходом между различными вокальными регистрами. В итальянском языке этот термин означает просто «переход».

Фразы

Музыкальная фразировка — это формирование последовательности нот и создание своеобразного музыкального предложения.

Размещение

Постановка голоса — это техника пения, при которой вокалист представляет свой звук в определенной части лица. Это может помочь певцам научиться управлять своим уникальным тембром и еще больше воплощать музыку.

Зарегистрироваться

Вокальный регистр — это набор тонов, которые производятся при определенной вибрации голосовых складок. Некоторые из типов вокального регистра включают модальный или грудной голос, головной голос, вокальный фрай или пульс, а также свистковый регистр.

Резонанс

Технически говоря, вокальный резонанс возникает, когда голосовые складки выравниваются с тоном в голосовом тракте. Он также описывает качество усиления во время пения.

Круглый

Раунд — это тип канона, в котором по крайней мере 3 разных голоса поют одну и ту же мелодию. Мелодия начинается в разное время разными партиями. Однако мелодия построена таким образом, что при наложении друг на друга разные голоса остаются гармоничными.

Запускается

Вокальный прогон, иногда называемый мелизмом, — это искусство пения нескольких разных нот подряд. Эти длинные серии нот обычно выделяются из остальной части песни и считаются высококвалифицированной техникой.

Зрительное пение

Зрительное пение — это процесс, в ходе которого вокалист читает ноты с листа и способен воспроизвести их без помощи инструмента. Многие вокалисты осваивают эту вокальную технику, изучая слоги сольфеджио.

Сольфеджио

Сольфеджио или сольфеджирование — это метод обучения вокальной технике, при котором для обучения зрительному пению и вокальному воплощению используются определенные слоги. Эти слоги также имеют соответствующие знаки рук, что еще больше ускоряет процесс обучения.

Сирены

Вокальные сирены используются для перехода от самой низкой ноты в вашем вокальном диапазоне к самой высокой. Этот прием является отличной вокальной разминкой и назван в честь звука машины скорой помощи.

Сопрано

Это самый высокий голос в аранжировке для хора SATB. В классическом пении мелодию обычно исполняют сопрано.

Тенор

Теноры — это самый высокий мужской голос в аранжировке хора SATB. Как и сопрано, они обычно поют мелодию, хотя иногда могут исполнять и гармонию.

Тимбр

Вокальный тембр относится к качеству вокального тембра. Он описывает текстуру и цвет голоса вокалиста.

Трилл

Трель определяется как быстрое чередование двух или более нот. Этот вокальный прием обычно исполняется в одном из высоких вокальных регистров, как правило, певицей-сопрано.

Унисон

Унисон — это когда хоровые партии поют одну и ту же мелодию в целом.

советы по стилю вокала

Надеемся, что это полное руководство по технике вокала поможет вам укрепить свой природный голос. Преподаватель по вокалу может помочь вам продвинуться еще дальше, но самостоятельное понимание техники очень важно для того, чтобы стать лучшим певцом.

Наслаждайтесь развитием своего голоса с помощью этих проверенных техник пения!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Таблетки мукалтин инструкция по применению взрослым в бумажной упаковке
  • Кетопрофен 100 мг таблетки инструкция по применению цена
  • Пневматический пистолет байкал мр 53м инструкция
  • Целитель для растений инструкция по применению
  • Пошаговые руководства всего видео