Руководство двигательной активности в доу

Филиал №1

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Верхнекетский детский сад».

Верхнекетского района Томской области          

Доклад на тему.

                                                                                                    Подготовил   воспитатель:

1 квалификационной категории

                    Колчанова Елена Викторовна.

                                         Доклад на тему.

        «Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке»

В детском саду используются разные формы работы по физическому воспитанию (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения, физкультурные праздники и т.д.) направленные на повышение двигательной активности детей. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребёнок находился в поле его зрения.

             Методика проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке.  

     Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.

Выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.

В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.

В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.)

При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.

Например, применение подгруппового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством взрослого, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях. В связи с особенностями выполнения некоторых движений (лазание по гимнастической лестнице, упражнения в равновесии, прыжки в длину и высоту с разбега) используются  поточный и индивидуальные способы.

Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки. Например, упражнение в лазании выполняется детьми поочерёдно, а упражнение с мячами — фронтально, т. е. всеми детьми одновременно.

Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. Каждая подгруппа выполняет своё задание. Например, дети первой и второй подгруппы (с высоким и средним уровнем подвижности) выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости, при этом воспитатель осуществляет контроль. Дети третьей подгруппы (с низким уровнем подвижности) упражняются в разных видов прыжков через скакалку.

Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 минут .

Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять её 3-5 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила.

При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.

В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учётом уровней подвижности и физической подготовленности (необходимо, чтобы в обеих командах приблизительно поровну было и тех, и других детей).

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности.

К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий.

На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры.

Общая длительность игры составляет 10-12 минут.

В плане воспитательно-образовательной работы записывается:

Название П/и, цель.

Основное движение, способы организации с учётом уровней подвижности.

   В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуется имеющиеся навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительное взаимодействие со сверстниками.

 Утренняя прогулка — наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Они подбираются в зависимости от предшествующей работы в группе, их количество и время различны в течение недели. Так, в дни проведения физкультурных занятий в зале на прогулке организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение. Их продолжительность в средней группе составляет 15-20 минут. В те дни, когда физкультурные занятия не проводятся, планируются подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движений. Их продолжительность в средней группе составляет 20-25 минут.

 Содержание игр и физических упражнений на прогулке для детей должно предусматривать:

 1.   использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, упражнений требующих высокой координации движений;

2.   соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;

 3.  применение разных способов организации дошкольников;

 4.  рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;

5.   создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей;

6.  активизацию детской самостоятельности;

 7.  стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Подвижные игры с разными видами движений (бегом, прыжками, метанием, лазанием) планируются на прогулке ежедневно. Каждую неделю детям предлагается для разучивания новая подвижная игра, которая повторяется в течение месяца 2-3 раза в зависимости от сложности содержания. Кроме того, каждый месяц проводится по 6-8 подвижных игр освоенных ранее.

 Кроме подвижных игр, на прогулке необходимо использовать разнообразные упражнения в основных видах движения. Перечень упражнений в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании, равновесии дан в типовой программе «Физическая культура в детском саду» (1994 г.).

 При распределении упражнений в основных видах движений значительное место отводится прыжкам и подскокам. Это действенное средство для повышения двигательной активности детей и воспитания у них скоростно-силовых качеств, выносливости. На прогулке имеются все необходимые условия для использования разных видов упражнений. Средним  дошкольникам можно предлагать прыжки на двух ногах на месте,  и с изменением положения ног (ноги врозь, одна нога вперёд — другая назад: попеременно на правой и левой ноге; с поворотом и т.д.); многообразные прыжковые упражнения: спрыгивание с высоты в обруч, впрыгивание на высокие препятствия перепрыгивание через предметы; прыжки в длину с места и с разбега, в высоту с разбега; прыжки с короткой скакалкой с разными способами.

 Наряду с бегом и прыжками используются упражнения в метании, бросании и ловле мяча с целью подготовки детей к спортивным играм (баскетбол, теннис и т.д.).

 В прогулку могут быть включены различные упражнения с мячом: прокатывание по земле, узкой дорожке; подбрасывание и ловля; удары о стену; метание в цель и на дальность.

 На прогулке значительное место следует отводить спортивным упражнениям, способствующих формированию разнообразных двигательных навыков и качеств. Спортивные упражнения планируются в зависимости от времени года (зимой — катание на санках, ходьба на лыжах; весной и летом — катание на самокате). В средней  группе в зимний период  дети в основном катаются на санках;  на горках;  ходьба по ограниченной поверхности;  прыжки с места в длину;  прыжки на одной ноге с чередованием;  перепрыгивание через очищенную дорожку; метание снежков  в снежную корзину;  пройти точно по следам; прогнуться  пролезть в конуру (высокие, низкие воротики ); перелезть через сугроб; спрыгивание с крыльца, приземляясь на две ноги.

Спускаясь на санках с горки, дети могут выполнять разные задания; лечь на живот, спину, встать на колени и т.д. задание можно усложнить — построить воротца из прутьев. Проезжая через них, дети учатся управлять санками на ходу: опускать на снег ногу с той стороны, в которую надо повернуть; крепко сжав санки коленями, слегка наклонив туловище назад — в сторону поворота. Вызывают у детей интерес игровые упражнения «Гонки санок», «Успей первым», «Быстрые упряжки» и др.

 Обучение спортивным упражнениям и играм с элементами спорта проводится на физкультурных занятиях и закрепляется на прогулке.

 При подборе игр и упражнений для прогулки необходимо так сочетать основные движения, чтобы одно было хорошо знакомо детям, а другое новое, требующее большого внимания и контроля воспитателя во время его выполнения.

 Важным моментом является распределение игр и упражнений с учётом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными. Поскольку некоторые упражнения в метании по степени интенсивности относятся к  малоэффективным,  для получения соответственной физической нагрузки целесообразно следующее сочетание: бег-метание (бросание и ловля)- прыжки. Например:

 1.  Подвижная игра с бегом «Мы весёлые ребята»;

2.  Упражнение с мячом; подбросить вверх и поймать двумя руками;

3. Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд (дистанция 5-6 м), прыжки поочерёдно на правой и левой ноге.

  При подборе игр и упражнений важно учитывать время года и место их проведения.

В сентябре, мае, июне обязательны игры с более длительным бегом, с элементами соревнований, игры, эстафеты.

Примерный подбор игр и упражнений для проведения на прогулке летом.

1.   Подвижная игра  с бегом «Весёлые соревнования».

2.   Подвижная игра «попади в круг».

 3.   Метание мешочков с песком вдаль (рас. 1.5 – 2м).

4. Подвижная игра «палочка – выручалочка».

Поздней осенью и ранней весной на прогулке необходимо вводить разнообразные физические упражнения с обручем, скакалкой, кольцом и др. Их можно организовать под навесом на веранде.

Примерный подбор игр и упражнений для проведения на прогулке в весеннее — осенний период.

1.  Подвижная игра с бегом «Догони свою пару».

2. Прокатывание обруча по ровной дорожке («Кто дальше  всех проктит обруч?»).

3.   Прыжки через скалку разными способами.

Зимой планируется, скольжение по ледяным дорожкам с использованием разнообразных заданий (присесть, повернуться и т.д.). В программное содержание зимней прогулки могут быть включены игры-эстафеты на санках, игры кто быстрее, кто выше бросит снежок. Наличие разнообразных построек способствует развитию основных движений (ходьба и бег, метание снежков и т.п.).

Примерный подбор игр и упражнений для проведения на прогулке зимой.

1.  Подвижная игра с бегом «Быстро возьми, быстро положи».

 2.  Катание на санках. Игра-эстафета «Гонки санок».

3.  Прыжки со снежных валов.

4. Подвижная  игра «кто быстрее слепит десять снежков».

5.Подвижная игра «кто наберет больше снежков».

6.Катание на горках  на санках ледянках.

Планирование работы по развитию движений на прогулке в  средней группе должно обеспечить системность, последовательность подачи программного материала, повышать двигательную активность детей.

 Значительное внимание следует уделять вопросам организации игр и физических упражнений. Как мы уже говорили, выбор их проведения зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие состоялось в перовой половине дня, тот игры и упражнения желательно организовывать в середине или в конце прогулки, а в начале предоставить возможность самостоятельно поиграть. В остальные дни организовать двигательную активность детей в начале прогулке, что позволит обогатить содержание их самостоятельных игр. При проведении игр и упражнений следует использовать разные способы организации детей.

При организации знакомых игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание правил. Педагог обращает внимание лишь на важные моменты в игре, от которых зависит её ход и выполнение правил.

 При разучивании новой подвижной игры необходимо дать чёткое, лаконичное объяснение её содержания. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и в ходе её уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.

 При организации игр соревновательного характера важная роль принадлежит воспитателю, он должен помочь детям разделиться на команды. Большое значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведения в игре. К обсуждению результатов игры привлекают дошкольников, приучают их оценивать своё поведение и поведение товарищей. Это способствует формированию положительных взаимоотношений в процессе двигательной деятельности детей.

Педагогическое руководство двигательной активностью детей в самостоятельной деятельности на прогулке.

Помимо организованных форм работы по развитию движений в двигательном режиме детей 4- 5 лет большое место занимает самостоятельная деятельность. У ребёнка появляется возможность играть, двигаться по собственному желанию. Однако и здесь его действия зависят во многом от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве двигательной активностью детей можно повлиять на разнообразие их игр, движений не подавляя инициативы.

 Таким образом, в руководстве двигательной активностью детей на прогулке могут быть выделены 2 основных этапа.

 Вначале устанавливаются контакты воспитателя с каждым ребёнком, выясняется его интерес к играм и физкультурным пособиям, выявляется наличие у него двигательного опыта. На этом этапе могут быть применены следующие методы и приёмы: совместное выполнение упражнений ребёнка с воспитателем или другими детьми; объяснение и показ более сложных элементов движения; поощрения. Основным направлением руководства двигательной активности детей является обогащение её разнообразными движениями.

 На втором этапе осуществляется более интенсивное воздействие воспитателя на двигательную активность дошкольника. Мало подвижные дети вовлекаются в деятельность, которая способствует развитию интереса к играм и физическим упражнениям. Подвижных детей нацеливают на спокойную деятельность, которая способствует снижению двигательной активности.

В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место должно отводиться показу разнообразных движений с физкультурными пособиями. При этом важно учитывать индивидуальные проявления каждого ребёнка. Так, чрезмерно подвижным детям следует показать действия, требующие точности выполнения при пользовании пособием. Малоподвижным детям можно предложить активные действия и движения, не требующие точности выполнения: прыгнуть из обруча в обруч, через скакалку и т.д.

 Необходимым приёмом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (дидактические игры, игры с песком и т.д.), а мало подвижных — на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (лазание по гимнастической стенке, бег со скакалкой и т.д.).

 Все предложенные педагогические приёмы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строится с учётом интереса ребёнка к играм и разным видам деятельности.

Консультация для воспитателей.

«Двигательная активность детей в ДОУ. Организация двигательной деятельности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС.»

Руководитель ФВ Дмитриева В.В.

МБДОУ «Детский сад №34»/декабрь 2018/

Движение – одна из основных физиологических потребностей растущего организма. Ограничение его чревато задержкой развития, снижением иммунитета и замедлением роста в целом. Разнообразие активности способствует совершенствованию механизмов адаптации и комплексному развитию всех систем. Рациональный двигательный режим – это необходимое условие для нормального формирования и развития детского организма.

В настоящее время, в период обновления системы дошкольного образования, вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, полноценного развития личности ребёнка уделяется особое внимание. Так ФГОС ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в т. ч. их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.

Для успешной организации работы по «физическому развитию» детей важно не только соблюдать требования ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации программы ДОУ и Развивающей Предметно Пространственной Среде, но и уровень профессиональных умений педагогов.

Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности.

Мы знаем, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность (ДА). Согласно данным, современные дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Недостаточная двигательная активность — гиподинамия отмечается не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у малышей. Поэтому организация двигательного режима дошкольников является актуальной и занимает важное место в системе дошкольного образования.

Для педагогов детского сада не секрет, что основными причинами ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности. Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития.

Современные дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. У детей, которые большую часть времени проводят в статическом положении (у телевизора, играя в тихие игры за столом, увеличивается нагрузка на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

Движение – главное условие нормального роста и развития организма.

Потребность в движении, в двигательной активности учёные называют кинезофилией – врожденной биологической потребностью человеческого организма. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на здоровье, психофизическом благополучии детей, негативно влияет на двигательное и социальное развитие ребёнка. Движение является обязательным компонентом любого вида деятельности дошкольника, в том числе и игры, выступая в качестве её операционального состава. Низкий уровень двигательных умений, однообразие движений приводят к обеднению содержания игровой деятельности ребёнка и, наряду с другими причинами, ограничивают его возможности реализовать себя в игре со сверстниками. Игра и движения, объединяясь, становятся необходимым условием и средством разностороннего развития и воспитания дошкольника.

Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни. Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.

Целью формирования двигательной активности является не только удовлетворение биологической потребности, но и полноценное развитие способностей детей. 

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, «ДА» положительно влияет на все системы организма и необходима каждому человеку.

Двигательная активность влияет на физиологические функции всего организма. Активный ребенок лучше спит, чаще пребывает в хорошем настроении и обладает большей работоспособностью. Усиливается кровоснабжение скелетных мышц и внутренних органов, улучшается обмен веществ,  совершенствуется нервная система.

ДА способствует:

• Повышению устойчивости организма к различным заболеваниям

• Росту физической работоспособности

• Нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем

• Формированию личностных качеств

• Улучшению психолого – эмоционального состояния

• Укреплению психического здоровья.

• И др

Таким образом, дети, регулярно занимающиеся физкультурой, имеют преимущества передмалоподвижными: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем. Следует рационально организовывать двигательный режим с учетом дошкольного возраста, интересов, функциональных возможностей организма, индивидуальных особенностей ребенка.

Специалистами доказано, что основными причинами нервно – психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста, являются – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так и по интенсивности. Одна из важных проблем современного общества — это малоподвижный образ жизни.

Двигательная активность является видом деятельности образовательной области «Физическое развитие».

ФГОС ДО определены целевые ориентиры по физическому развитию на этапе завершения ДО у ребенка. Развита мелкая и общая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. ЦО являются ориентирами для: — построения воспитательно – образовательной работы в ДОУ. Следовательно, задача педагогов ДОУ – создание всех необходимых условий для достижения ребенком дошкольного возраста ЦО.

 Двигательная активность дошкольника должна соответствовать:

его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.

Двигательный режим в ДОУ состоит из трех блоков:

1. Специально организованное обучение.

2. Совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах.

3. Свободная, самостоятельная деятельность детей.

Формы организации двигательной ДА в ДОУ в том числе нашем

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.

1. Физкультурно-оздоровительные занятия в ходе режимных моментов, это:

— утренняя гимнастика,

— прогулка

физминутки

— динамические паузы м/у занятиями

— П/и и физ. упражнения на прогулке

— гимнастика после сна

— дыхательная гимнастика

— гимнастика для глаз

— пальчиковая гимнастика — индивидуальная работа по физ. Воспитанию

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Предлагаем проводить занятия по физической культуре не менее трёх раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе) по подгруппам. Формирование подгрупп должно осуществляться с учётом трёх основных критериев: состояния здоровья, уровня ДА и физической подготовленности.

2. Организованная двигательная деятельность, включает в себя:

— физ. занятия

— хореография

логоритмика

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учётом уровня ДА.

3. Самостоятельная двигательная деятельность: организуется в зависимости от инд. особенностей детей, проводится ежедневно в помещении и на открытом воздухе.

Самостоятельная двигательная деятельность — это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка. Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются разнообразные движения. Преимущество ее заключается в том, что ребенок сам выбирает движения, двигается в своем темпе, делает паузы, чередует их. По данным физиологов (И. А. Аршавского, С. М. Громбах), дети в этом виде деятельности в большей степени удовлетворяют свою потребность в движении, чем в организованной деятельности. В дошкольном возрасте самостоятельная двигательная деятельность имеет свою специфику.

В чем она заключается?

Двигательная деятельность малышей тесно связана с игрой, следовательно, с предметами, игрушками, пособиями.

Взрослые должны позаботиться о том, чтобы в распоряжении ребят были игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность, повышающие интерес к движениям. Задача взрослых — научить детей правильно и разнообразно их использовать. Постепенно, по мере овладения детьми действием с оборудованием, воспитатель приучает малышей действовать совместно с одним предметом, например, покатать мяч друг другу или прокатить его по очереди по дорожке.

Как мы отмечали выше, двигательный опыт у малышей еще невелик, поэтому самостоятельная двигательная деятельность должна проходить под наблюдением взрослого при непосредственном его участии. Наблюдая за детьми, играя с ними, родители, воспитатели видят, как формируются интересы малышей, к чему они больше склонны. Личное участие взрослого в играх детей активизирует малышей, создает у них радостное настроение. Взрослый помогает ребенку своевременно сменить вид деятельности, чтобы не допустить утомления.

Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке. Важно, чтобы на участке, помимо стационарных пособий, были и выносные пособия: мячи, ведерки, метелки, лопатки, санки, ледянки. Зимой самостоятельная двигательная деятельность будет более содержательной, если на участке есть снежные постройки: горки, снежные валы, тропинки из снега, ледяные дорожки, разноцветные льдинки, снеговик с обручем, в который дети могут бросить льдинки, снежки, легкие пластмассовые шайбы и т. п. В разное время года взрослые продумывают различные двигательные задания. Зимой можно пройти по снежному валу, перелезть через него, пройти по тропинке из снега, пройти след в след, перебросить снежок или льдинку через снежный вал, съехать с горки, подняться на горку (для детей первой младшей группы, т.к. она не заливается).

В самостоятельной двигательной активности детей обязательно должны учитываться индивидуальные особенности.

Так, детям с высоким уровнем ДА (гиперактивные дети, как правило, присуща однообразная деятельность с большим количеством бесцельного бега. Эти дети отличаются неумением выполнять движения в умеренном темпе и нежеланием заниматься спокойными видами деятельности, чередовать активные действия с пассивными.

У детей с низким уровнем ДА (малоподвижные дети) преобладают игры низкой степени интенсивности. Эти дети, как правило, предпочитают играть в одиночку или вдвоем. Малоподвижные дети не желают участвовать в коллективных играх спортивного характера, так как постоянно испытывают неуверенность в своих действиях.

Для детей со средним уровнем ДА характерна разнообразная деятельность, насыщенная играми и спортивными упражнениями разной степени интенсивности.

Педагог должен влиять на выбор детьми соответствующих упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений. Он учит детей играть сообща, побуждает более ловких детей, хорошо владеющих движениями, помогать своим сверстникам.

Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие родители и дети соседнего ДОУ. К таким занятиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде, игры – соревнования, спартакиады.

4. Физкультурно – оздоровительная дея-ть: это

— неделя здоровья (2 раза в год)

— дни здоровья (раз в квартал)

— физкультурный досуг (раз в месяц)

— физкультурный спортивный праздник (2 раза в год)

5. Совместная физкультурно – оздоровительная работа ДОУ с семьями, подразумевает участие родителей (законных представителей) в физкультурно – оздоровительных массовых мероприятиях ДОУ

Все эти виды занятий по физической культуре, догоняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребёнка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении. При этом следует помнить, что двигательная активность оптимальна в том случае, когда её основные параметры (объём, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, а также когда обеспечивается её соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной, правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.

ДА детей имеет ярко выраженные индивидуальные проявления, что в основном определяется индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности, устойчивостью интересов к определенным играм, педагогическими воздействиями и прочее. Разброс индивидуальных показателей ДА детей в течение одного дня пребывания их в дошкольном учреждении составляет у четырехлетних детей — 8200-10800, у пятилеток — 10800-13600 движений, у шестилеток- 12500-15200 движений, у семилеток — от 13000 до 15500 движений.

В зависимости от степени подвижности детей необходимо распределить их на три основные подгруппы (высокая, средняя и низкая подвижность). С помощью разных педагогических приемов добиватся постепенного вовлечения малоподвижных детей в активную деятельность, а также переключения детей с высокой интенсивностью ДА с активной на более спокойную деятельность. Индивидуальную работу с детьми, отстающими в отдельных видах движений, можно проводить во время прогулки и в вечерние часы, когда спортивный зал свободен.

Содержание такой работы должно включать разнообразные двигательные задания, направленные на развитие и совершенствование недостаточно выраженных двигательных навыков и физических качеств детей. Двигательные задания предлагаются детям в виде игровых упражнений, которые подбираются с учетом уровня ДА детей. Так, детям с высоким уровням ДА предлагаются задания на развитие внимания, координации движений, ловкости, требующей точности выполнения действий. Детям с низким уровнем ДА — на развитие быстроты и скорости движений, на быстрое переключение с одного движения на другое. К детям со средним уровнем ДА предъявляются более высокие требования к качеству выполнения задания.

10 слайд

Организация двигательного режима

Формы организации

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Поготов. к школе группа

Утренняя гимнастика

6-8 минут

6-8 минут

8-10 минут

10-12 мин

Хороводная игра или игра средней подвижности

2-3 мин

2-3 мин

3-5 мин

3-5 мин

Физминутка во время занятия

2-3 мин

2-3 мин

2-3 мин

2-3 мин

Динамическая пауза между занятиями (если нет занятий по физкультуре или муз)

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

Подвижная игра на прогулке

6-10 мин

10-15 мин

15-20 мин

15-20 мин

Индивид. работа по развитию движений на прогулке

8-10 мин

10-12 мин

10-15 мин

10-15 мин

Динамический час на прогулке

15-20 мин

20-25 мин

25-30 мин

30-35 мин

Физкультурные занятия

15-20 мин

20-25 мин

25-30 мин

30-35 мин

Музыкальные занятия

15-20 мин

20-25 мин

25-30 мин

30-35 мин

Гимнастика после дневного сна

5-10 мин

5-10 мин

5-10 мин

5-10 мин

Спортивные развлечения

20мин
1 раз/мес

30 мин
1 раз/мес

30 мин
1 раз/мес

40-50 мин
1 раз/мес

Спортивные праздники

20 мин
2 раза/год

40 мин
2/год

60-90 мин
2/год

60-90 мин
2/год

День здоровья

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

Подвижные игры во 2 половине дня

6-10 мин

10-15 мин

15-20 мин

15-20 мин

Прогулки, походы

1 час
1 раз/квартал

1,5 часа
1 раз/квартал

Самостоятельная двигательная деятельность

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Регуляция двигательного режима необходима для нормального развития ребенка. Важен личный пример родителей и пропаганда здорового образа жизни в семье. Семейные физкультурные мероприятия (походы, катание на велосипедах) способствуют закладке здоровых привычек у ребенка. А чем более хорошими физическими данными будут наделены малыши с дошкольного детства, тем увереннее и они будут чувствовать себя дальше.

Организовывая разные формы двигательной активности педагог обязан:

• Наблюдать за состоянием детей

• Регулировать нагрузку

• Правильно подбирать место проведения

• Подбирать оборудование

Литература:

М.А.

Рунова

«Двигательная активность ребенка в детском саду»,

издательство МОЗАИКА — Синтез, Москва 2000 г.

Степаненкова

Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие для студентов

высш

.

пед

. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001г.

Журнал «Дошкольное воспитание» №1 за 2004 г., статья «Организация

самостоятельной двигательной деятельности»

.

Консультация для педагогов

«Двигательная деятельность дошкольников

в соответствии ФГОС ДО»

подготовила заместитель заведующего по ВОР

 Кулак Светлана Александровна    

(Презентацию для консультации можно скачать здесь)

Двигательная деятельность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием  гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.

Наверное, никто не сомневается в том, что движение имеет огромное значение в жизни ребенка. Действительно, когда он движется — ходит, бегает, прыгает, бросает мяч, катается на велосипеде и т.д., дыхание его ускоряется, сердце бьется чаще, а это значит, что и организм лучше работает, активизируются процессы роста и развития.

Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.

Задача воспитателя — активизировать интерес к движению,  научить управлять движениями, обогащать состав движений и содержание двигательной деятельности в целом,  развивать двигательное творчество.

Двигательная активность способствует:

— повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;

—  росту физической работоспособности;

— нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;

— появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Двигательная деятельность является видом деятельности образовательной области «Физическое развитие» и представляет формы организации двигательной активности (на слайде).

Проводя разные формы двигательной деятельности, воспитатель обязан:

— наблюдать за состоянием детей, регулировать нагрузку (увеличивать или уменьшать время игры),

— изменять при необходимости некоторые правила игры, регулировать длительность пауз в игре,

— выбирать место для проведения игр,

— изменять сложность препятствий, преодолеваемых в игре,

— определять дистанцию для пробежек, количество прыжков.

Во всех формах двигательной деятельности решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем отличительной особенностью в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.

Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности происходит: в ходе режимных моментов, в организованной детской деятельности, в самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии с семьями.

Повышение  двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению потребностей ребенка в движении. Это условие требует от педагога детальной  продуманности, четкой организации режима детей:

— чередование  активной и пассивной деятельности;

— использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по двигательной деятельности.

Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю двигательную деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит общеизвестным видам двигательной активности: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы  и т.д.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на  поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических  и погодных условий). Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:

• Традиционный комплекс утренней гимнастики

• Утренняя гимнастика в игровой форме

• С использованием полосы препятствий

• С включением оздоровительных пробежек

• С использованием простейших тренажеров.

Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

— разминка в постели и самомассаж;

— гимнастика игрового характера;

— с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

— пробежки по массажным дорожкам.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

При правильной организации и содержании подвижных игр у детей воспитывается внимание и наблюдательность, дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а следовательно развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребенка.

При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно пользоваться так называемыми сигнальными словами, диктующими то или иное действие. Их надо произносить четко, требовательно, несколько громче остальных и выделять предварительно паузой.

Руководство организованной двигательной деятельностью на прогулке обеспечивает воспитатель группы. В любую минуту она обязана оказать детям помощь — при уточнении правил игры, распределении ролей, команд; подготовки мест для проведения эстафет, соревнований. Некоторые упражнения (езда на самокате, велосипеде, ходьба по узкой дорожке) требуют непосредственного внимания и помощи взрослого — страховка, поддержка, совместное выполнение движений.

С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы:

— рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть);

— включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный);

— лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений;

— создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость;

— вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.

Самостоятельная двигательная деятельность детей дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся:

— оздоровительный бег на воздухе;

— двигательная разминка во время перерыва между занятиями;

— индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке;

— прогулки-походы в парк;

Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.

Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.

Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в помещении, но и на участке детского сада.  В течение года с детьми старшего дошкольного возраста следует проводить 2-3 праздника на воздухе и в зале.

Дни здоровья проводятся с детьми всех возрастов один раз в квартал.

Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) также происходит в ходе режимных моментов, в организованной детской деятельности, в самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии с семьями.

Поощряя активность каждого ребёнка, нужно развивать его стремление заниматься ещё и ещё. В этом помогают упражнения, основанные на игровых приёмах. Окрашенные эмоционально, они делают движения для ребёнка желанными и доступными. Играя, ребёнок «незаметно» осваивает основные движения. При этом необходимо давать детям возможность учиться разнообразным способам действия, не требуя от них глубокой технической отработки (это задача последующих лет). И самое главное, каждому малышу следует дать почувствовать, что у него не только всё получается, но каждый раз — всё лучше и лучше.

Второе место в двигательном режиме детей занимают занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Рекомендовано проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю  первой половине дня (одно на воздухе). Основные типы физкультурных занятий:

•  традиционное

•  игровое

• сюжетное

• по интересам

• тематическое

• комплексное

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная  деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность. Физкультурный  уголок с набором спортивного инвентаря  (мячи, обручи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки для подвижных игр,  коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья.

Необходимо целесообразное оснащение групповых участков оборудованием и выносным оборудованием (cкакалки, футбольные и баскетбольные мячи, самокаты, мешочки для метания на дальность). Размещение его должно способствовать двигательной активности детей, а его подбор — поддерживать у детей интерес к разным видам движений. В повседневной жизни следует предоставлять детям больше самостоятельности, не стеснять инициативу, стремление к двигательному творчеству. Желательно участие воспитателя в играх: личный пример взрослого повышает у детей интерес к двигательной деятельности, позволяет педагогу ненавязчиво следить за всей группой детей и направлять деятельность каждого ребёнка.

В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья  детей, закаливанию организма  и совершенствованию его функций, при тесном взаимодействии с семьёй.

Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60 % от всего времени бодрствования.

   При правильной организации двигательной активности в семье и  в детском саду ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения со взрослыми и сверстниками. Его деятельность разнообразна и соответствует возрастным возможностям.

30.09.2017

Руководство самостоятельной двигательной активностью детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя).

Горбунова Эльмира Константиновна

педагог дошкольного образования

Ребёнок активно познаёт мир, используя для этого пока ещё небольшой запас движений: ползание, лазанье, перелезание, бросание, катание и др. Его движения ещё не координированы, шаги при ходьбе и беге семенящие и шумные, отсутствует согласованность в работе рук и ног, при резких движениях он часто падает. Но сколько положительных эмоций получает маленький исследователь от удовлетворения данной ему природой потребности в движении!

Оценить




1673

Содержимое разработки

Руководство

самостоятельной двигательной

активностью детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя).

Дошкольный возраст — период приобретение ребенка к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия — миром людей, предмета, природы и собственным внутренним миром.

Ребёнок активно познаёт мир, используя для этого пока ещё небольшой запас движений: ползание, лазанье, перелезание, бросание, катание и др. Его движения ещё не координированы, шаги при ходьбе и беге семенящие и шумные, отсутствует согласованность в работе рук и ног, при резких движениях он часто падает. Но сколько положительных эмоций получает маленький исследователь от удовлетворения данной ему природой потребности в движении!

Двигательная активность (ДА) — это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение — это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Маленький ребенок — деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений — один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей. В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.

В связи с катастрофическим ростом заболеваемости детей в целом по стране, снижением уровня их физической подготовленности возникает необходимость в поиске новых эффективных подходов к организации в современных условиях воспитания и обучения, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья подрастающего поколения.

В педагогической практике недостаточно внимания уделяется организации самостоятельной активности. Она не рассматривается как составляющая физической культуры и средство развития личности человека. Эти и другие факторы уменьшают возможность сохранения здоровья воспитанников в образовательных учреждениях.

Для укрепления здоровья детей необходимо совершенствовать систему физического воспитания, активизировать двигательную деятельность, осуществлять индивидуально – дифференцированный подход в воспитании, обучении и развитии ребенка.

Несмотря на то, что дети очень любят играть в подвижные игры, они не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую, самостоятельно. Взрослый становится уже руководителем самостоятельной деятельности ребенка. Это руководство осуществляется путем показа, а также посредством словесного рассказа, объяснений и указаний. В освоении детьми новых движений, в развитии самостоятельной двигательной активности ребенка взрослому принадлежит ведущая роль.

Актуальность данной проблемы в том, что дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.

С позиции изучаемой мною проблемы, необходимо подчеркнуть, что приобретение ребенком огромного количества двигательных умений и навыков, которые в значительной мере перекрывают врожденные двигательные задатки благодаря высокой пластичности мозга и удлиненному периоду биологического созревания, может быть достигнуто только при целенаправленном грамотно организованном двигательном режиме в группе.

Дети затрудняются организовать свою деятельность, также неблагоприятно сказывается на двигательной активности. Дети находят себе занятие, учитывая свои интересы, но разнообразить свою деятельность, еще не могут. Во многом подвижность детей зависит от их двигательных умений.

Возникает потребность в организованной двигательной деятельности.

Двигательный режим в течение дня включает в себя как организованную, так и самостоятельную деятельность детей. Можно выделить следующие приоритеты в режиме дня: одно из таких принадлежит физкультурно–оздоровительным занятиям. К ним относятся такие виды двигательной деятельности:

Организация утренней гимнастики направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Она проводится нами ежедневно в помещении. Содержание утренней гимнастики составляют в основном общеразвивающие упражнения, соответствующие возрасту детей, знакомые им. Комплекс упражнений мы составляем на две недели. На второй недели комплекс усложняется. В него вносятся изменения. Применяем на утренней гимнастике и различные пособия: кубики, флажки, султанчики, ленты, мячи, что способствует повышению степени двигательной активности детей. Иногда проводим утреннюю гимнастику в игровой форме, куда включаем общеразвивающие упражнения имитационного характера («снежинки кружатся»«птички летают» и т. п).

Физкультминутки на занятиях умственной деятельностью применяются с целью предупреждения утомления на занятии, связанном с длительным сидением в однообразной позе, требующем сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей. Для проведения физкультминуток используем разные формы: упражнения общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, ног, туловища, движения, сопровождаемые речью («Мы листики осенние на веточках сидели. Ветер дунул, полетели. Летели. Летели, на землю сели.», имитационные движения: показать, как «кошка умывается», как «зайчик прячется, прислушивается» и т. п., игровые упражнения («Зайка серенький сидит…»).

Я заметила, что, если ребёнок много двигается, привыкание его к новой обстановке значительно облегчается. Малыши охотнее идут в группу, быстрее перестают плакать. Поэтому в утренние часы и в свободное от занятий время я стараюсь создавать условия для активной двигательной деятельности. Использую музыкальные игры, игры-забавы, которые собраны по образцу народных игр. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении. Сочетание движений со словом помогает ребёнку осознать содержание игры, что в свою очередь, облегчает выполнение действий. Эти игры помогают завоевать симпатии детей, их доверие, разумное послушание. Малыши очень любят подвижные игры, которые провожу по утрам и предлагаю детям разные варианты проведения одной и той же игры.

Я использую физкультурно-игровую среду в группе, используя совсем незначительное количество простых пособий, но расставляя их по-разному. В течение дня физкультурные пособия меняются. Это необходимо для создания у малышей интереса к движениям, а также для частой смены двигательной деятельности, объясняемой возрастными и психологическими особенностями детей. Однообразие обстановки и движений недопустимо в группах младшего дошкольного возраста, так как в этом случае задерживается их физическое и общее развитие. Чувство «мышечной радости», испытанное ребёнком в процессе активной двигательной деятельности, сопровождает его весь день.

Известно, что профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь тогда, когда родители становятся активными помощниками и единомышленниками. Несогласованность требований, предъявляемых в детском саду и дома, вызывает у ребёнка чувство растерянности, обиды и даже агрессии. Поэтому я стараюсь заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе. Родителей я постоянно держу в курсе событий, знакомлю с работой детского сада на совместных мероприятиях, оформляю информацию в «Уголке для родителей». При этом использую традиционные и современные формы работы с родителями.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что методические приёмы, применяемые в различных формах двигательной применяемые в различных формах двигательной деятельности, являются эффективными и позволяют развивать ребёнка физически, укреплять здоровье, корректировать психофизическое развитие и поведение детей.

Двигательная активность – это естественная потребность детейдошкольного возраста, необходимо при ее организации уделять большое внимание планированию. Наиболее рационально планировать двигательную активность по этапам.

1 этап педагогического процесса – «Утро». Задача воспитателя – уделить внимание каждому пришедшему ребенку, создать у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться полезной двигательной деятельностью. Утром обязательно следует провести утреннюю гимнастику, необходимую для разогрева определенных групп мышц.

Утром целесообразно планировать деятельность игры малой или средней подвижности(Найди, что спрятано, Пронеси мяч не задев кегли и пр.). При планировании следует учитывать, какие занятия будут после завтрака. Если будет занятие, предполагающее длительную статическую позу (математика, развитие речи, изодеятельность), то лучше запланировать игры средней подвижности; если предстоит физкультурное занятие, то целесообразнее запланировать более спокойную двигательную деятельность, направленную на разогрев определенных групп мышц.

2 этап педагогического процесса – «Вторая половина дня»
Основная педагогическая задача данного этапа – вызвать желание завтра снова прийти в детский сад. Для ее реализации необходимо в группе создавать положительный эмоциональный настрой, чтобы каждому ребенку было комфортно.

Во второй половине дня обязательно проводят бодрящую гимнастику после сна и закаливающие мероприятия с использованием корригирующих дорожек.

Во вторую половину дня целесообразно планировать самостоятельную двигательную активность, используя различное физкультурное оборудование. Необходимо детям выстраивать полосы препятствия, тем самым стимулируя выполнение различных видов деятельности (перепрыгнуть с косички на косичку, пройти по дорожке и пр., создаватьэкстремальные» условия для движения, например, натягивать шнуры, ленты, верески на разной высоте.

Воспитателю, для развития самостоятельной двигательной активности, необходимо разработать серию подвижных игр, которая позволит детям активно двигаться в условиях групповой комнаты. Вводить игру следует постепенно, используя их как для физминуток, так и для занятий по физкультуре.

Таким образом, организация рационального двигательного режима является одним из условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Систематическая, правильно организованная деятельность воспитанников играет важную роль в физическом состоянии детей, поэтому расширение и обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста – одна из основных задач, стоящая перед воспитателями ДОУ.

ПРОГУЛКА.

Игры и развлечения на свежем воздухе особенно полезны. Во время игр на просторе, в природных условиях у детей формируются умения использовать приобретенныедвигательные навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развивается ловкость, быстрота, они становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность.

Хотя решающая роль в руководстве играми принадлежит воспитателю, чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при организации и проведении игр.

Незначительная усталость, вызываемая участием в подвижной игре, полезна: систематически повторяясь, она способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности. Но так как эти игры эмоциональны и очень привлекательны для детей, то нередко, увлекшись игрой, они могут перевозбуждаться, переутомляться. Внешними признаками утомления являются чрезмерная одышка, резкое покраснение лица, усиленное потоотделение, ухудшение координации движений. В таких случаях дети могут жаловаться на легкое головокружение, усталость. Признаком начинающегося переутомления является снижение интереса к тому виду деятельности, в котором в данный момент ребенок участвует. Переутомление может неблагоприятно отразится на общем состоянии ребенка, привести к нарушению сна, снижению аппетита, вызвать двигательное беспокойство или наоборот, вялость. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы игры с высокой двигательной активностью разумно сочетались с более спокойными видами деятельности. Вместе с тем нельзя забывать о том, что воспитание ловкости, выносливости, силы и быстроты у детей может быть достигнуто лишь при условии систематических и довольно значительных нагрузок.

Подвижные игры на прогулке в режиме дня проводятся ежедневно 2 раза в день и являются дополнением к обязательным занятиям урочного типа. Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. Продолжительность одной подвижной игры 7 – 15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья). Правила подвижных игр диктуют быстрые разнообразные физические действия участников. Ситуация игры постоянно изменяется, предъявляя к игроку требования по концентрации внимания, правильному его распределению и переключению, хорошей координации движений.

Игры помогают решать важные задачи воспитания и обучения детей: учат слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательно относиться к занятиям.

Использование подвижных игр требуют соблюдения следующих методических принципов.

1. Учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры, тем большее значение имеет сюжетный, ролевой рисунок, постепенно усложняются правила, значительнее становится роль личной инициативы.

2. Подбор игр в соответствии с лечебно–педагогическими и воспитательными задачами.

3. Соблюдение физиологических закономерностей адаптации к нагрузкам.

4. Четкое объяснение правил игры и распределение ролей.

В задачи воспитателя при руководстве играми и развлечениями входит наблюдение за состоянием играющих и регулированием нагрузки. Дозировать ее в играх можно, пользуясь общепринятыми приемами:

1. Увеличивать или уменьшать общее время игры, а так же изменять количество повторений всей игры или отдельных эпизодов.

2. Регулировать длительность перерывов в игре или проводить игры совсем без перерывов.

3. Проводить игру на большем или меньшем участке, с большим или меньшим количеством препятствий.

Воспитатель должен ориентироваться на подготовку детей, условия окружающей местности. Однако не следует считать организацию двигательной активности обязательной для проведения абсолютно со всеми детьми. Очень важно учитывать их индивидуальные возможности и способности. Игры и упражнения посложнее можно предложить более подготовленным детям. Детей с некоторой задержкой двигательного развития, физически более слабых необходимо систематически привлекать к участию в доступных им играх, усложняя их постепенно.

Целенаправленное развитие физических качеств особенно важно в старшем дошкольном возрасте, в период подготовки к школе. Поэтому надо использовать игры и упражнения, выполнение которых требует от детей больших усилий, проявление настойчивости, выносливости, смелости. Так, в некоторых упражнениях для старших дошкольников расстояние для пробегания в медленном темпе рекомендуется увеличить до 1000- 1500 метров. Эта рекомендация научно обоснована, норма выполнения доступна детям при правильной организации проведения пробега.

Работники ДОУ должны постоянно заботиться о том, чтобы дети играли в местах, отвечающих санитарно–гигиеническим требованиям, в одежде и обуви, соответствующей не только времени года, но и погоде.

При подборе подвижных игр и развлечений важно учитывать индивидуальные возможности и способности детей. Рассмотрим их подробнее.

Младшие дошкольники.

Дети младшего дошкольного возраста активны, они много двигаются, ходят, бегают, лазают, выполняют некоторые другие движения, но их опыт двигательной активности еще невелик, а движения недостаточно координированы. Совместные действия в коллективе сверстников, ориентировка в пространстве затруднительны. Малыши еще не владеют целым рядом двигательных навыков, поэтому часто содержание их деятельности однообразно.

Для повышения активности и обогащения движений младших дошкольников большое значение имеет создание необходимых условий, использование различных предметов, игрушек (мячей, шариков, обручей, кубиков, совков и т. п., побуждающих их к различным двигательным действиям.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/269965-rukovodstvo-samostojatelnoj-dvigatelnoj-aktiv

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ  САД «ТЕРЕМОК»  ПГТ
ГВАРДЕЙСКОЕ»   СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Консультация для воспитателей

«Формирование активности и организация двигательного режима в детском
саду»

Подготовил:

Инструктор по физической
культуре

Зеленская М.А.

пгт .
Гвардейское, 2018г

Дата
проведения: сентябрь 2018г.

«Формирование активности и организация двигательного режима в
детском саду»

Двигательная активность,
физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления
здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний,
обязательные условия здорового образа жизни. 

Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех
движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Она положительно
влияет на все системы организма и необходима каждому человеку. Движение —
главное проявление жизни; без него немыслима творческая деятельность.
Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех
жизненных процессах.

Особенно
большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для
маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке
умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В
огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к
физическому и психическому совершенствованию. Разнообразная мышечная
деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях
всего. Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные
средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности,
профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни. 

Среди
многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность
растущего организма, двигательная активность (ДА) – это естественная
потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием
всестороннего развития и воспитания ребенка. Исследования последних лет
показывают, что функциональные возможности организма ребенка не реализуются на
должном уровне в процессе разных видов занятий по физической культуре. Кроме
того, двигательная активность дошкольников за время пребывания их в детском
саду составляет менее 50% периода бодрствования, что не позволяет полностью
обеспечить биологическую потребность ребенка в движении. Двигательная
активность дошкольников является важным показателем физической готовности детей
к обучению в школе.

Характеристика
двигательной активности детей дошкольного возраста:

В
детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на
3 составные части: активность в процессе физического воспитания;
физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и
трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Эти
составляющие тесно связаны между собой.

К
характеристикам двигательной активности можно отнести такие параметры, как
«уровень двигательной активности» и «двигательный тип».

Выделяют
три уровня двигательной активности:

*     
Высокий уровень. Для детей характерны высокая
подвижность, высокий уровень развития основных видов движений, достаточно
богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную
деятельность. Некоторые дети этой группы отличаются повышенной психомоторной возбудимостью,
гиперактивностью.

*     
Дети со средним уровнем двигательной
активности имеют средние и высокие показатели физической подготовленности и
высокий уровень развития двигательных качеств. Для них характерно разнообразие
самостоятельной двигательной деятельности.

*     
Низкий уровень двигательной активности
— малоподвижные дети. У них наблюдается отставание показателей развития
основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая
пассивность, застенчивость, обидчивость.

Под «двигательным
типом» 
понимается набор индивидуальных двигательных особенностей,
присущих данному ребенку. Индивидуальные двигательные особенности выявляются в
процессе наблюдения за ребенком в течение длительного времени с фиксацией в
дневнике тех видов движений, которые он предпочитает, выполняет с
удовольствием. Л.М. Лазарев  выделяет следующие
двигательные типы ребенка:

o  
Взрывной. Дети с этим типом
двигательной активности предпочитают быстрое, непродолжительное по времени
движение;

o  
Циклический. Дети циклическим типом
двигательной активности склонны к длительным, монотонным движениям (лыжи, бег
на длительной дистанции);

o  
Пластический. Дети с пластическим типом
движений предпочитают мягкие, плавные движения;

o  
Силовой. Дети с силовым типом
предпочитают силовые нагрузки.

В
настоящее время общепринятыми критериями оценки суточной двигательной
активности являются: ее продолжительность, объем и интенсивность.
Индивидуальные различия в этих показателях настолько велики, что специалисты
рекомендуют условно делить детей на группы большой, средней и малой
подвижности. Это дает определенные ориентиры для руководства двигательной
деятельностью детей.

Таким
образом, оптимальная двигательная активность должна считаться важнейшим
показателем двигательного развития дошкольника.

Средства, методы и
приемы руководства двигательной активностью дошкольников:

Для развития
двигательной активности детей дошкольного возраста используются
различные средства. Основным средством являются физические упражнения, вспомогательными
— естественные силы природы и гигиенические факторы.

Кроме того, на физическое воспитание детей
влияют движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка,
рисование, конструирование, игра на музыкальных инструментах, процессы одевания,
умывания и др.).

Методы, используемые при обучении детей
движениям, собираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним
относятся объекты окружающей действительности, слово и практическая
деятельность.

Осуществляя руководство двигательной
активностью дошкольников используются: наглядные, словесные и практические,
игровые, соревновательные методы обучения.

Каждый отдельный метод
представляет собой определенную систему специфических приемов. В свою
очередь система выражается в совокупности таких именно приемов, которые объединяются
общностью задачи и единым подходом к ее решению
.

1.Наглядные
методические приемы.  При обучении детей движениям используются различные
приемы наглядности.

2.
Словесные приемы. Слово, применяемое при обучении, направляет всю
деятельность детей, придает ей осмысленность, облегчает понимание задачи и
усвоение нового, вызывает умственное напряжение и активность мысли, содействует
самостоятельности и произвольности выполнения детьми упражнений.

Формы работы:

 При
организации двигательного режима необходимо выполнять следующие требования: —
общая продолжительность двигательной активности занимает не менее 50% периода
бодрствования, при этом 90% — средней и малой интенсивности, 10-15% — большой.
Выполнение этих требований обеспечит предупреждение утомления ребенка на
протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития.

            Согласно
нормативно-правовым документам, регламентирующим санитарно- эпидемиологические
правилам и нормам для дошкольных образовательных учреждений, максимальная
продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5 -6
часов , до 3 лет- в соответствии с медицинскими рекомендациями. Объем
двигательной активности воспитанников 5-7 лет в организованных формах
оздоровительно — воспитательной деятельности должен составлять 6-8 часов в
неделю с учетом психофизиологических особенностей детей — За время пребывания
ребенка в ДОУ использование разных форм физического воспитания должно
обеспечивать двигательную активность в пределах от 9000 до 15 000 движений, что
соответствует физиологическим потребностям организма детей.

            Для
реализации двигательной деятельности детей используется оборудование и
инвентарь физкультурного зала, групповых помещений и спортивных площадок в
соответствии с возрастом.

Содержанием
двигательного режима является двигательная деятельность, разнообразная по
составу движений, физическим упражнениям, периоды активности чередуются со
“спокойными” видами деятельности;  Определенная часть двигательного режима, в
которую входят как физические упражнения и специально подобранные для
формирования систем и функций организма, так и коррекционная работа, которые
проходят через индивидуальные и организационные формы работы;  Каждому ребенку
необходимо дать возможность двигаться самостоятельно по собственному желанию, а
не по принуждению.  Обязательна умеренная и целесообразная двигательная
деятельность до завтрака и перед непосредственно-образовательной деятельностью,
требующее от детей умственной нагрузки.

«Первая
половина дня»

Это
самый короткий по времени этап, но самый насыщенный воспитательно —
оздоровительными мероприятиями. Планировать лучше игры малой или средней
подвижности «Найди, что спрятано», «пронеси мяч» и т.д. В этот период обязательно
проводятся индивидуальная работа, игры, упражнения оздоровительного характера (дыхательная,
пальчиковая гимнастика и т.д.).

ü 
Утренняя гимнастика. Является важнейшим
компонентом двигательного режима, ее организация направлена на решение оздоровительных
задач, поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Используются разные
формы проведения гимнастики: традиционная (ОРУ с предметами и без предметов),
игровая, музыкальная, сюжетная, оздоровительный бег, с использованием полосы
препятствий, ритмическая гимнастика. Утренняя гимнастика включается в режим с 1
младшей группы и проводится ежедневно, до завтрака. В весенне — летнее время
гимнастикой полезнее заниматься на открытом воздухе, на площадке. Необходимо
так же позаботиться о музыкальном сопровождении. Развитию ритмичности и
координированности детей способствуют удары в бубен, барабан и хорошо
подобранное музыкальное сопровождение.

ü 
Занятия по физической культуре.
Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы: — обеспечить развитие и
тренировку всех систем и функций организма; — формировать двигательные умения и
навыки, физические качества; — создать условия для разностороннего развития
детей. Формы проведения занятий по физической культуре разнообразны. Правильное
чередование нагрузки и активного отдыха на занятии обеспечивает сохранение
оптимальной возбудимости внимание и эмоций ребенка, предупреждает естественно
развивающееся утомление. Интерес к занятиям в любой возрастной группе
обеспечивается новизной упражнений и игр и постепенным усложнением задач,
которые вызывают работу мысли, активизацию действий, положительные эмоции,
желание достичь результата. Для того чтобы занятия физкультурой приносили еще
большую пользу для здоровья, ежедневно используются упражнения для профилактики
нарушения осанки и плоскостопия, проводится работа по укреплению дыхательной
системы. Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее
развивается его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, способствует
развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики.

ü 
Физкультминутки. Физкультминутка
(кратковременные физические упражнения) проводятся в средней, старшей и
подготовительной группах, в процессе образовательной деятельности. Значение
физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребенка путем
двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей
эмоционально-положительное состояние психики. Она может быть проведена сидя или
стоя у стола, за которым дети занимаются или на ковре. Обязательным условием
при проведении физкультминутки является свежий воздух (открытые фрамуги,
окна). Она должна носить радостный, увлекательный, игровой характер.
Двигательная разминка проводится в перерывах между образовательной
деятельностью в средней, старшей, подготовительной группе. Состоит из 3-4
игровых упражнений: «Кольцеброс», «Бой петухов» или подвижной игры. Игровые
упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим
количеством правил, доступны детям с разным уровнем ДА. По длительности не
более 10 минут.

ü 
Прогулка. Самые высокие
двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки. Однако в
те дни, когда проводятся физкультурные занятия, для прогулки подбираются
подвижные игры средней интенсивности. Проводятся прогулки 2 раза в день: утром
и вечером. Благоприятное время для организации самостоятельной деятельности
детей. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой
оптимального двигательного режима.

На
прогулке длительность игр и упражнений:

10-12 минут низкой интенсивности в конце прогулки, если в этот день планируется
непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию, -30-40
минут в остальные дни — после утренней прогулки можно проводить дозированную
ходьбу

-3
раза в неделю в конце прогулки в обычной сезонной одежде. Задается определенный
маршрут: 2 мл.гр.- 300м., средняя- 400м., старшая – 800м., подготовительная –
1000м.

Не
следует забывать:
— об играх – эстафетах,
хороводных играх.  Необходимо планировать к прогулке подвижные и спортивные
игры. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического
совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в
распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий
двигательную активность.

«Вторая
половина дня»

Следует осторожно подходить к
физическим нагрузкам после дневного сна. Лучше всего предоставить детям
возможность двигаться самостоятельно, создав для этого условия.

ü 
Гимнастика после сна – это комплекс
гимнастических упражнений (как традиционных и нетрадиционных), закаливающих и
лечебно — профилактических мероприятий проводимых с целью подготовки детей к
активной деятельности, оздоровления и физического развития. Это постепенный
подъем, закаливающие процедуры, физические упражнения Закаливающие процедуры
сочетаются с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой
гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки, плоскостопия,
пальчиковой гимнастикой, самомассажем и другими упражнениями. Проведение
оздоровительной гимнастики после дневного сна имеет примерно следующую схему:
1. Общеразвивающие и оздоровительные упражнения в постели (лежа и сидя), или
стоя у кроватки, или сидя на стульчиках; 2. Упражнения, направленные на
профилактику плоскостопия и нарушений осанки; 3. Закаливающие процедуры.
Главное предназначение гимнастики после дневного сна – повысить
жизнедеятельность всего организма для перехода к деятельному состоянию всего
организма. В соответствии с требованиями возрастной адекватности гимнастика
должна проводиться в виде игр и игровых упражнений во всех возрастных группах.
Это может быть сюжетного или образного типа гимнастика, или гимнастика с
элементами логоритмики.

ü 
Самостоятельная двигательная активность.

Важное значение имеет
самостоятельная двигательная деятельность в течение дня. Занимаясь
самостоятельно, ребенок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к
достижению увлекающей его цели.

ü 
Модель самостоятельной деятельности детей в режимных моментах.

 Она
дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных
возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником
активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от
индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

Таким образом, важно учитывать, чтобы все формы двигательной
активности и двигательной деятельности, реализуемые в процессе
физического воспитания в дошкольных учреждениях, как организованные, так
и самостоятельные, индивидуальные, благоприятно отразились на развитии
моторики, на физическом и психическом здоровье детей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Алфавит витамины для женщин после 50 инструкция по применению состав
  • Слив суг из автоцистерны в резервуар инструкция
  • Рспи струна 5 руководство по эксплуатации
  • Покрытие ногтей гель лаком дома инструкция
  • Зарядное устройство нпп орион 265 инструкция