Руководство движения помощь

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии

Введение

При дорожно-транспортном происшествии может возникнуть множество самых различных по характеру и тяжести травм.

Первая медицинская помощь, своевременно и правильно оказанная на месте происшествия, может иметь решающее значение для жизни и здоровья пострадавшего. Особенно это важно при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) возникших в значительном отдалении от населенных пунктов и медицинских учреждений.

Для правильного оказания первой медицинской помощи необходима определенная подготовка и навыки, а также наличие определенного набора медикаментов и перевязочных материалов.

Обработка раны

При любом повреждении кожи и глубоколежащих тканей, необходимо обработать края раны и наложить повязку. Не стоит пытаться промыть рану или извлечь из неё инородные предметы. Кожу по краям раны следует протереть стерильным материалом, производя движения от раны к неповрежденной коже. Такими же движениями смазать кожу вокруг раны йодом, при этом саму рану нельзя заливать йодом. Рану закрыть стерильным материалом. Необходимо исключить контакта руками материала в местах прижатия к ране. Наложить повязку.

Остановка кровотечения из раны

Среди всех видов кровотечений именно артериальное кровотечение является наиболее опасным, угрожающим жизни человека. Артериальное кровотечение — это пульсирующий выход крови который легко опознать по ярко-алому цвету. Принять меры к остановке кровотечения давящей повязкой. Для этого на рану накладывается стерильный материал а поверх этого материала накладывается свернутый валиком бинт (кусочек поролона, или губчатой резины), производится тугое бинтование. В случае если тугая повязка не помогает, накладывается резиновый жгут выше места повреждения сосуда. При отсутствии жгута можно наложить ремень или скрутку из ткани (платка, одежды и т.д.), которая затягивается и закрепляется с помощью палочки. Жгут лучше накладывать на одежду или мягкую прокладку без складок. Жгут можно держать не более 2 часов. При очень сильном кровотечении надо немедленно придавить пальцами сосуд к кости выше места кровотечения. Это даст время чтобы выбрать способ остановки кровотечения. Сосуд следует прижимать к кости либо большим пальцем, либо четырьмя остальными пальцами но так чтобы они легли вдоль артерии. При расположении кровоточащего сосуда в таком месте, где невозможно наложение жгута (подмышечная область, паховая область), можно произвести остановку кровотечения путем резкого сгибания конечности в ближайших суставах и сдавливания таким образом сосуда. Конечность должна быть фиксирована при данном положении повязкой из косынки, прочной ткани или другого материала.

Венозное и капиллярное кровотечение (струится темно-красная или сочится красная кровь) останавливается путем наложения стерильной, умеренно давящая повязка.

Ушибы

Признаки ушиба: припухлость, кровоподтеки, боль, возможны ограничения в движениях. Помощь при ушибе — покой, холод.

Растяжение

Признаки растяжения: отек, кровоподтек, сильные боли в области сустава, ограничения в движениях в суставе. Помощь при растяжении: покой, холод, накладывается фиксирующая повязка из мягкого материала на голеностопный, коленный, локтевой суставы.

Вывих

При вывихе происходит смещение суставных поверхностей относительно друг друга, часто с разрывом суставной сумки. Признаки вывиха: изменение формы сустава (длины конечности), резкая болезненность, особенно при движении. Активные, пассивные движения в суставе практически невозможны. Помощь: создание условий для полной неподвижности в суставах, так же как при переломе. Не следует пытаться вправить вывих!

Перелом

При переломе происходит нарушение целостности кости. Обломки кости могут оставаться на месте или смещаться. Перелом с повреждением кожи в месте перелома — открытый. Основные признаки перелома: резкая боль, припухлость и кровоподтеки. Нарушение движения в конечности, при переломе со смещением — деформация конечности. Возможно появление хруста в месте перелома. Ряд признаков перелома сходны с признаками ушиба и растяжения. При малейшем подозрении на перелом, помощь должна быть такой же, как при явном переломе. Помощь при переломе конечности: при открытом переломе, костные обломки не трогать, наложить стерильную повязку. Главное — обеспечить полную неподвижность поврежденных костей. Для этого к пострадавшей конечности прикрепляется с помощью бинта, косынки или другого подручного средства, специальная транспортная шина, доска, лыжа, палка, металлическая пластина т.п. Шина или подручное средство должны быть наложены таким образом, чтобы захватить суставы, находящиеся выше и ниже места перелома. Сломанная конечность может быть зафиксирована к здоровой конечности или туловищу.

Помощь при переломах ключицы, лопатки: подвесить руку на косынку, то же следует после фиксации перелома кисти, предплечья.

Перелом таза и позвоночника. Основные признаки: боли в области таза, позвоночника, нередко ограничение движений в конечностях. Опасность при неоказании помощи: повреждение внутренних органов, шок, повреждение спинного мозга. Помощь при переломах таза и позвоночника: уложить пострадавшего на спину на твердую гладкую поверхность и в горизонтальное положение. При болях в шейном отделе позвоночника необходимо закрепить голову и шею путем обкладывания их по бокам какими-либо мягкими предметами. При перекладывании пострадавшего обязательно зафиксировать голову и шею.

Перелом челюсти. Признаки: сильная боль, припухлость, возможность, кровотечение изо рта или носа. Помощь при переломе челюсти: пращевидная повязка, идущая через подбородок и прижимающая нижнюю челюсть к верхней. При потере сознания пострадавшего — положение на боку.

Черепно-мозговая травма

К ней относятся: сотрясение, ушиб мозга, перелом костей черепа. Признаки сотрясения мозга: кратковременная потеря сознания, головная боль, головокружение, тошнота, общая слабость. Первая помощь при черепно-мозговой травме: лежачее положение, в том числе и при транспортировке. При ушибе мозга возможна длительная потеря сознания, рвота. В состоянии потери сознания возможно попадание рвотных масс в дыхательные пути и западание языка, что затрудняет дыхание. Помощь для предотвращения попадания рвотных масс в дыхательные пути, а также крови и уменьшения западания языка (при отсутствии перелома таза): больного следует уложить на бок, подложив под голову что-нибудь таким образом, чтобы голова не свешивалась, но и не была приподнята.

Перелом черепа может по своим признакам не отличаться от сотрясения и ушиба мозга, но в ряде случаев проявляется наличием раны — в области перелома, незначительным или обильным истечением крови или прозрачной жидкости из носа, рта или уха. Помощь та же, что и при ушибе мозга: на рану наложить стерильную повязку.

Состояния, непосредственно угрожающие жизни

Шок. Возникает при тяжелых повреждениях, сопровождающихся сильными болевыми раздражениями. Предупреждение: исключить повторные болевые раздражители вследствии перекладывания, движения в сломанных конечностях путём прочной фиксации перелома. Помощь: создать покой, дать пострадавшему анальгин или пирамидон, в холодную погоду — согреть пострадавшего.

Нарушение дыхания. Могут быть вследствие западания языка, закупорки дыхательных путей инородными телами: рвотными массами, кровью, слизью, водой, а также вследствие остановки дыхания. Признаки остановки дыхания: отсутствие видимых дыхательных движений, пострадавший может бледнеть или синеть. Помощь при закупорке дыхательных путей: повернуть пострадавшего на бок, марлей или чистой тканью, намотанной на палец, или инструментом очистить рот и более глубокие отделы глотки от инородных тел. При западании языка можно ввести резиновую плотную трубку диаметром 1 — 1,5 см и специальный воздуховод по пальцу за корень языка на 1 — 2 см.

ВНИМАНИЕ:

  • при очистке рта и введении трубки с помощью пальца контролировать положение языка, чтобы не протолкнуть его в глубину;
  • при очистке рта и глотки следить за тем, чтобы не оставить в глотке ткань или марлю.

Помощь при остановке дыхания. Производится искусственное дыхание «рот в рот» или через резиновую вышеуказанную трубку. При проведении искусственного дыхания нос пострадавшего следует зажать. Искусственное дыхание у детей проводится сразу через нос и рот. С гигиеническими целями на рот пострадавшего можно положить марлевую салфетку.

Техника искусственного дыхания «рот в рот» или через дыхательную трубку. Проводящий искусственное дыхание после достаточно глубокого вдоха прижимает свой рот ко рту пострадавшего или берет в рот дыхательную трубку и делает энергичный выдох. При этом надо следить, чтобы воздух не выходил изо рта пострадавшего. Выход происходит самостоятельно, частота искусственного дыхания 14 — 18 раз в минуту.

Остановка сердца. Признаки: исчезновение пульса, бледность кожных покровов, одновременно остановка дыхания. Помощь: непрямой массаж сердца. Пострадавшего укладывают на спину, на твердую поверхность. Оказывающий помощь становится слева, кладет левую ладонь на нижний конец грудины и с силой сдавливает грудную клетку строго вертикально, дополнительно нажимая правой рукой на левую руку. Сдавливания производятся 6 раз в минуту, грудная клетка сдавливается на 3 — 4 см. Одновременно производится искусственное дыхание. Если помощь оказывается одним человеком, то на каждые 4 — 5 сдавливаний производится 1 вдох. При эффективности этого мероприятия появляется пульс, уменьшается бледность, сужаются зрачки и восстанавливается сердцебиение.

Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших

Оказывать первую помощь необходимо в соответствии с Универсальным алгоритмом оказания первой помощи . Схематично алгоритм выглядит следующим образом.

Согласно Универсальному алгоритму первой помощи в случае, если человек стал участником или очевидцем происшествия, он должен выполнить следующие действия:

  • 1. Провести оценку обстановки и обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи:

    1) определить угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья;
    2) определить угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего;
    3) устранить угрожающие факторы для жизни и здоровья;
    4) прекратить действие повреждающих факторов на пострадавшего;
    5) при необходимости, оценить количество пострадавших;
    6) извлечь пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест (при необходимости);
    7) переместить пострадавшего (при необходимости).

  • 2. Определить наличие сознания у пострадавшего.

    При наличии сознания перейти к п. 7 Алгоритма; при отсутствии сознания перейти к п. 3 Алгоритма.

  • 3. Восстановить проходимость дыхательных путей и определить признаки жизни:

    1) запрокинуть голову с подъемом подбородка;
    2) выдвинуть нижнюю челюсть (при необходимости);
    3) определить наличие нормального дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;
    4) определить наличие кровообращения путем проверки пульса на магистральных артериях (одновременно с определением дыхания и при наличии соответствующей подготовки).
    При наличии дыхания перейти к п. 6 Алгоритма; при отсутствии дыхания перейти к п. 4 Алгоритма.

  • 4. Вызвать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы

    Вызвать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом (по тел. 03, 103 или 112, привлекая помощника или с использованием громкой связи на телефоне).

  • 5. Начать проведение сердечно-легочной реанимации путем чередования:

    1) давления руками на грудину пострадавшего;
    2) искусственного дыхания «Рот ко рту», «Рот к носу», с использованием устройств для искусственного дыхания.
    При появлении признаков жизни перейти к п. 6 Алгоритма.

  • 6. При появлении (или наличии) признаков жизни выполнить мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей одним или несколькими способами:

    1) придать устойчивое боковое положение;
    2) запрокинуть голову с подъемом подбородка;
    3) выдвинуть нижнюю челюсть.

  • 7. Провести обзорный осмотр пострадавшего и осуществить мероприятия по временной остановке наружного кровотечения одним или несколькими способами:

    1) наложением давящей повязки;
    2) пальцевым прижатием артерии;
    3) прямым давлением на рану;
    4) максимальным сгибанием конечности в суставе;
    5) наложением жгута.

  • 8. Провести подробный осмотр пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, осуществить вызов скорой медицинской помощи (если она не была вызвана ранее):

    1) провести осмотр головы;
    2) провести осмотр шеи;
    3) провести осмотр груди;
    4) провести осмотр спины;
    5) провести осмотр живота и таза;
    6) осмотр конечностей;
    7) наложить повязки при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионную (герметизирующую) при ранении грудной клетки;
    8) провести иммобилизацию (с помощью подручных средств, аутоиммобилизацию, с использованием медицинских изделий);
    9) зафиксировать шейный отдел позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий);
    10) прекратить воздействие опасных химических веществ на пострадавшего (промыть желудок путем приема воды и вызывания рвоты, удалить с поврежденной поверхности и промыть поврежденные поверхности проточной водой);
    11) провести местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения;
    12) провести термоизоляцию при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.

  • 9. Придать пострадавшему оптимальное положение тела

    Для обеспечения ему комфорта и уменьшения степени его страданий.

  • 10. Постоянно контролировать состояние пострадавшего и оказывать психологическую поддержку

    Наличие сознания, дыхания и кровообращения

  • 11. Передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи

    Передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом при их прибытии и распоряжении о передаче им пострадавшего, сообщив необходимую информацию.

Эта статья полезна?

93,3% посетителей считают статью полезной

Приложение № 7
к Инструкции по движению
поездов и маневровой работе
на железнодорожном транспорте
Российской Федерации

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ, ПОЖАРНЫХ ПОЕЗДОВ, СПЕЦИАЛЬНОГО САМОХОДНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ЛОКОМОТИВОВ

I. Отправление поезда с железнодорожной станции на перегон

1. Восстановительные и пожарные поезда, специальный самоходный железнодорожный подвижной состав и вспомогательные локомотивы назначаются на основании требования о помощи (письменного, переданного по телефону или радиосвязи), полученного от машиниста (помощника машиниста) остановившегося в пути на перегоне поезда, а также по требованию работников подразделений пути, электроснабжения, СЦБ и связи.
Отправление и следование восстановительных и пожарных поездов, специального самоходного железнодорожного подвижного состава и вспомогательных локомотивов к месту назначения осуществляются по приказу ДНЦ.

2. При затребовании помощи машинист (помощник машиниста) остановившегося на перегоне поезда обязан сообщить ДСП станции или ДНЦ, на каком километре и пикете находится голова поезда, в связи с чем требуется помощь и время ее затребования. В исключительных случаях, при отсутствии телефонной и радиосвязи с ДСП станции или ДНЦ для доставки на железнодорожную станцию письменного требования может быть использован поездной локомотив. Отцеплять локомотив от состава разрешается лишь после закрепления вагонов от ухода укладкой под колеса вагонов тормозных башмаков и приведения в действие ручных тормозов. Перед отцепкой локомотива от состава должны быть приведены в действие также и автотормоза оставляемых вагонов (полным открытием концевого крана). Не разрешается использование локомотива пассажирского поезда для доставки требования на железнодорожную станцию.
Если по условиям профиля пути, на котором расположен состав остановившегося поезда, имеющихся средств для закрепления вагонов недостаточно, отцеплять локомотив от состава запрещается. При необходимости на двухпутных перегонах для доставки ДСП станции письменного требования о помощи разрешается использовать локомотивную бригаду встречного поезда.

3. Получив требование о высылке восстановительного и (или) пожарного поезда, специального самоходного железнодорожного подвижного состава или вспомогательного локомотива, ДСП станции немедленно докладывает об этом ДНЦ. Требование, полученное по телефону или радиосвязи, записывается в журнал диспетчерских распоряжений с последующей отметкой в журнале движения поездов (напротив номера поезда, в графе “Примечание” указывается время и место остановки поезда, например: “12-00 148 км 5 пк”).

4. ДНЦ, получив требование об оказании помощи, немедленно докладывает об этом уполномоченному работнику владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования.
Уполномоченный работник владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования и ДНЦ совместно определяют, с какой из ограничивающих перегон железнодорожных станций должна быть оказана помощь и на какую железнодорожную станцию при необходимости будут выводиться вагоны.
При наличии поездной радиосвязи намеченный порядок оказания помощи ДНЦ (непосредственно или через ДСП станции) должен сообщить машинисту остановившегося поезда и ДСП станций, ограничивающих перегон.
ДНЦ обязан обеспечить быстрейшее продвижение восстановительных, пожарных поездов и вспомогательных локомотивов и при наличии соответствующих сведений информировать начальников восстановительных (пожарных) поездов (караулов) о положении на месте происшествия для подготовки поездов к работе.

5. Восстановительные и пожарные поезда, специальный самоходный железнодорожный подвижной состав и вспомогательные локомотивы во всех случаях отправляются на перегон, закрываемый для движения всех других поездов, в порядке, предусмотренном в пункте 10 приложения № 10 к настоящей Инструкции. Машинисту локомотива выдается разрешение на бланке ДУ-64, а при диспетчерской централизации отправление производится по регистрируемому приказу ДНЦ. В них на основании требования и в зависимости от того, с какой стороны (с головы или хвоста поезда) оказывается помощь, должно быть указано место (километр и пикет), до которого должен следовать восстановительный, пожарный поезд или вспомогательный локомотив.
Если помощь оказывается со стороны хвоста поезда, километр и пикет, указанный в требовании о помощи, изменяется с учетом длины поезда.
Разрешение на бланке ДУ-64 выдается машинисту и в тех случаях, когда у места препятствия для движения поездов на перегоне открывается временный пост. При этом движение восстановительных, пожарных поездов и вспомогательных локомотивов производится по предварительному согласованию ДСП станций, ограничивающих перегон, с ДСП поста.
Порядок отправления вспомогательных локомотивов на участки, оборудованные диспетчерской централизацией, предусмотрен в пункте 8 приложения № 2 к настоящей Инструкции.

6. Машинист восстановительного, пожарного поезда, специального самоходного железнодорожного подвижного состава за два километра от места, указанного в разрешении на бланке ДУ-64, обязан принять меры к снижению скорости и следовать далее с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться перед препятствием.
Машинист вспомогательного локомотива должен следовать на перегон:
1) при движении по неправильному железнодорожному пути для оказания помощи остановившемуся на перегоне поезду с головы состава со скоростью не более 60 км/ч, а после остановки на расстоянии не менее 2 км до места, указанного в разрешении на бланке ДУ-64 – со скоростью не более 20 км/ч;
2) при движении по правильному железнодорожному пути для оказания помощи остановившемуся на перегоне поезду с хвоста состава по сигналам автоблокировки, а после остановки у проходного светофора с запрещающим показанием – со скоростью не более 20 км/ч;
3) при движении по правильному железнодорожному пути для оказания помощи остановившемуся на перегоне поезду с хвоста состава при полуавтоматической блокировке, со скоростью не более 60 км/ч, а после остановки на расстоянии не менее 2 км до места, указанного в разрешении на бланке ДУ-64 – со скоростью не более 20 км/ч.
Не доезжая до поезда, с которого затребована помощь, или до места, где необходимо выполнить работы по восстановлению движения (потушить пожар, разобрать завал и т.п.), машинист должен остановить поезд и действовать в дальнейшем по указанию лица, руководящего восстановлением нормального движения. Машинист вспомогательного локомотива по прибытии к месту назначения согласовывает свои действия с машинистом остановившегося поезда.

7. Время отправления восстановительного, пожарного поезда, вспомогательного локомотива, специального самоходного железнодорожного подвижного состава на перегон, а также время возвращения с перегона ДСП станции обязан отметить в журнале движения поездов и немедленно сообщить ДСП соседней станции, ограничивающей перегон, и ДНЦ.

8. Перегон или соответствующий железнодорожный путь открывается для движения поездов приказом ДНЦ на основании уведомления (письменного, переданного по телефону или радиосвязи) работника подразделения пути, руководившего работами по ликвидации возникших препятствий, о возможности возобновления движения поездов по перегону.
Уведомление об устранении повреждений контактной сети передается энергодиспетчером на основании сообщения работника подразделения электроснабжения, руководившего восстановительными работами.
На перегонах, оборудованных автоблокировкой, если ее устройства были повреждены, ДНЦ для открытия движения поездов по автоблокировке должен получить соответствующее уведомление от электромеханика СЦБ.
Если схода железнодорожного подвижного состава с рельсов и повреждений каких-либо устройств на перегоне не было, движение открывается после доклада машиниста вспомогательного локомотива или работника, руководившего оказанием помощи, о выводе железнодорожного подвижного состава и свободности перегона.
На двухпутных перегонах, оборудованных автоблокировкой, соответствующий железнодорожный путь перегона может быть открыт после сообщения машиниста вспомогательного локомотива по радиосвязи о начале вывода состава остановившегося поезда по правильному железнодорожному пути.

9. При разъединении (разрыве) поезда на перегоне машинист обязан:
1) немедленно сообщить о случившемся по радиосвязи машинистам поездов, следующих по перегону, и ДСП станций, ограничивающих перегон, которые немедленно докладывают об этом ДНЦ. При отсутствии или неисправности радиосвязи сообщение передается по другим видам связи, в соответствии с пунктом 103 приложения № 6 к Правилам;
2) через помощника машиниста проверить состояние состава и сцепных приборов у разъединившихся вагонов и при их исправности сцепить состав поезда. Осаживать разъединившиеся части состава для сцепления следует с особой осторожностью, чтобы при соударении вагонов скорость не превышала 3 км/ч;
3) поврежденные тормозные рукава заменить запасными или снятыми с хвостового вагона и у переднего бруса локомотива.
Во всех случаях, когда операции по соединению разъединившихся частей состава поезда не могут быть выполнены в течение 20 минут, машинист обязан принять меры к тому, чтобы оставшаяся без локомотива часть поезда была закреплена тормозными башмаками и ручными тормозами.
После сцепления разъединившихся частей помощник машиниста по номеру хвостового вагона и наличию на нем поездного сигнала должен убедиться в целостности состава. Перед возобновлением движения должны быть отпущены ручные тормоза, произведено сокращенное опробование автотормозов, изъяты тормозные башмаки из-под вагонов.

10. Не допускается соединять части поезда на перегоне:
1) во время тумана, метели и при других неблагоприятных условиях, когда сигналы трудно различимы;
2) если отцепившаяся часть находится на уклоне круче 0,0025 и от толчка при соединении может уйти в сторону, обратную направлению движения поезда.
В исключительных случаях для соединения с отцепившейся частью состава может быть использован локомотив сзади идущего поезда в порядке, предусмотренном в пункте 22 настоящего приложения.

11. Если соединить поезд невозможно, машинист должен затребовать вспомогательный локомотив или восстановительный поезд в порядке, предусмотренном в пункте 2 настоящего приложения, указав дополнительно в заявке ориентировочное расстояние между разъединившимися частями поезда.
В исключительных случаях, предусмотренных в пункте 2 настоящего приложения, для доставки на железнодорожную станцию письменного требования о помощи может быть использован поездной локомотив (с вагонами или без них). Хвост такого локомотива должен быть обозначен в порядке, предусмотренном в пункте 90 приложения № 7 к Правилам.
Не допускается оставлять на перегоне без охраны составы, в которых имеются вагоны с людьми и опасными грузами класса 1 (ВМ).

12. Машинист поезда, следующий на железнодорожную станцию с требованием о помощи, обязан:
1) на перегонах, оборудованных автоблокировкой, руководствоваться показаниями путевых светофоров;
2) на перегонах с полуавтоматической блокировкой, имеющих путевые посты (блок-посты), на первом по пути следования блок-посту остановиться и сообщить о случившемся ДНЦ. ДСП поста отправляет такой локомотив по разрешающему показанию проходного сигнала, но блокировочного сигнала проследования не подает. ДСП остальных постов на перегоне действуют в порядке, предусмотренном в пункте 17 приложения № 3 к настоящей Инструкции. На перегонах, оборудованных электрожезловой системой, жезл перегона, где оставлен состав поезда, машинист, прибывший на железнодорожную станцию с требованием о помощи, передает ДСП станции. Впредь до освобождения перегона и восстановления нормального движения ДСП станции должен хранить жезл, не вкладывая в аппарат.

13. Закрытие перегона и отправление локомотива или поезда для оказания помощи поезду, остановившемуся на перегоне, производятся в порядке, предусмотренном в пункте 5 настоящего приложения. При оказании помощи с хвоста поезда, если место нахождения хвостовой части неизвестно, машинисту вспомогательного локомотива (восстановительного поезда), кроме разрешения на бланке ДУ-64, выдается предупреждение:
“Место нахождения разъединившихся на перегоне вагонов неизвестно”.
При наличии такого предупреждения машинист поезда, оказывающего помощь, должен следовать по перегону с особой бдительностью и с такой скоростью, которая обеспечивала бы своевременную остановку перед препятствием.

II. Возвращение поезда с перегона на железнодорожную станцию

14. Если после остановки на перегоне поезд не может продолжать движение вперед и его необходимо возвратить на железнодорожную станцию отправления, машинист лично, через кондуктора главного или работника локомотивной бригады должен сообщить об этом (письменно, по телефону или радиосвязи) ДСП станции или ДНЦ. В соответствии с требованиями пункта 107 приложения № 6 к Правилам поезд может быть возвращен с перегона только по распоряжению ДСП этой станции.
Получив такое сообщение, ДНЦ закрывает перегон (соответствующий железнодорожный путь перегона) и устанавливает порядок возвращения поезда на железнодорожную станцию отправления.

15. Как правило, возвращение поезда с перегона должно производиться вспомогательным локомотивом.
В исключительных случаях остановившийся поезд (за исключением пассажирского поезда) может быть осажен до входного сигнала железнодорожной станции или до сигнального знака “Граница станции”. Осаживание производится после закрытия приказом ДНЦ перегона (или железнодорожного пути перегона) для движения всех поездов и передачи машинисту остановившегося поезда регистрируемого приказа ДСП станции в соответствии с пунктом 18.1 таблицы № 2 приложения № 20 к настоящей Инструкции.
При отсутствии радиосвязи или телефонной связи осаживание поезда после приказа ДНЦ о закрытии перегона производится после вручения (через нарочного) машинисту остановившегося поезда разрешения на бланке ДУ-64.
На перегонах, оборудованных автоблокировкой, приказ о возможности осаживания поезда или разрешение на бланке ДУ-64 могут быть переданы машинисту остановившегося поезда лишь при свободности от других поездов участка железнодорожного пути между остановившимся поездом и входным светофором железнодорожной станции или сигнальным знаком “Граница станции”.
Если на перегоне, оборудованном автоблокировкой, отправившийся поезд остановился, не освободив первого блок-участка, то осаживание поезда до входного светофора или до сигнального знака “Граница станции” может быть произведено без закрытия перегона по разрешению ДСП станции в соответствии с пунктом 18.2 таблицы № 2 приложения № 20 к настоящей Инструкции.

16. Скорость осаживания остановившегося на перегоне поезда до входного светофора железнодорожной станции отправления или до сигнального знака “Граница станции” должна быть не более 5 км/ч. На первой по движению специальной подножке (на переходной площадке, тамбуре) вагона осаживаемого по перегону поезда должен находиться работник локомотивной бригады, кондуктор или другой работник по указанию машиниста, а при отсутствии специальной подножки, переходной площадки или тамбура вагона указанный работник, находясь на безопасном расстоянии, может идти по обочине железнодорожного пути впереди осаживаемого состава поезда, поддерживая постоянную связь с машинистом поезда через носимую радиостанцию.
Осаживание с перегона моторвагонных поездов, специального самоходного железнодорожного подвижного состава и одиночных локомотивов производится со скоростью, обеспечивающей остановку в пределах видимости светофоров и железнодорожного подвижного состава; машинист моторвагонного поезда переходит в другую (головную по направлению осаживания) кабину управления.
Если хвост отправленного поезда еще не вышел за границу железнодорожной станции, то осаживание такого поезда при необходимости производится маневровым порядком по устному указанию ДСП станции со скоростью не более 5 км/ч. На переходной площадке или специальной подножке первого по ходу движения вагона осаживаемого поезда должен находиться работник локомотивной бригады или кондуктор, другой работник по указанию ДСП станции, поддерживающий постоянную связь с машинистом поезда или ДСП станции через носимую радиостанцию.

17. Прием возвращаемых с перегона поездов на железнодорожную станцию производится по разрешающему показанию входного светофора или при запрещающем показании входного светофора в порядке, установленном в пункте 30 приложения № 9 к настоящей Инструкции.
При готовности маршрута для приема на железнодорожную станцию осаживаемого поезда, предусмотренное в пункте 15 настоящего приложения, разрешение на осаживание по перегону может быть совмещено с приказом о приеме поезда на железнодорожную станцию. В этом случае, в зависимости от наличия входного светофора и условий приема, текст разрешения на осаживание дополняется словами, например: “и следовать на … путь. Входной светофор открыт”; “и следовать на … путь при запрещающем показании входного светофора. Маршрут приема готов”; “и следовать на … путь. Маршрут приема готов”.

III. Оказание помощи остановившемуся на перегоне поезду локомотивом сзади идущего поезда

18. На участках, оборудованных автоблокировкой и поездной радиосвязью, в условиях хорошей видимости для оказания помощи остановившемуся на перегоне поезду можно использовать:
1) одиночный локомотив, следующий по перегону за остановившимся поездом;
2) локомотив, отцепленный от состава грузового поезда, следующего по перегону за остановившимся поездом;
3) сзади идущий грузовой поезд без отцепки от него ведущего локомотива.
Тот или иной способ оказания помощи осуществляется по регистрируемому приказу ДНЦ, передаваемому машинистам обоих локомотивов после всесторонней оценки им создавшейся обстановки.
Запрещается для оказания помощи отцеплять локомотив от людского поезда и поезда, в котором есть вагоны с опасными грузами класса 1 (ВМ). Такие поезда нельзя также использовать для оказания помощи без отцепки локомотива от состава.

19. Если помощь оказывается одиночным локомотивом, следующим по перегону за остановившимся поездом, ДНЦ передает приказ следующего содержания:

“Машинисту локомотива поезда № … Окажите помощь остановившемуся впереди поезду № … ДНЦ …”.

При оказании помощи одиночным локомотивом, отцепляемым от состава сзади идущего грузового поезда, ДНЦ передает приказ следующего содержания:

“Машинисту поезда № … Закрепите состав поезда, отцепитесь от него и окажите помощь остановившемуся впереди поезду № … ДНЦ …”.

До передачи такого приказа ДНЦ обязан убедиться в том, что состав поезда, от которого необходимо отцепить локомотив, расположен на благоприятном профиле и может быть закреплен в порядке, предусмотренном в пункте 2 настоящего приложения. Машинисту локомотива запрещается отцеплять локомотив от состава поезда без закрепления вагонов от ухода.

20. Машинистам локомотивов, используемых для оказания помощи, после получения приказа ДНЦ разрешается проследовать на занятый блок-участок и продолжить движение со скоростью, обеспечивающей остановку у впереди стоящего поезда. Не доезжая до состава этого поезда, машинист должен остановиться, лично осмотреть автосцепку хвостового вагона, автосцепку локомотива закрепить в положении “на буфер” и только после этого осторожно подъехать к составу. Толкание начинается по сигналу (указанию), подаваемому машинистом первого поезда, а в дальнейшем машинисты обоих локомотивов обязаны по радио поддерживать связь друг с другом и согласовывать свои действия. По миновании надобности в оказании помощи второй локомотив по сигналу (указанию) с ведущего локомотива прекращает подталкивание. Если помощь оказывалась одиночным локомотивом, следовавшим за остановившимся поездом, то после прекращения подталкивания он продолжает движение, самостоятельно руководствуясь сигналами автоблокировки.
При оказании помощи локомотивом, отцепленным от сзади идущего поезда, этот локомотив после прекращения подталкивания возвращается к оставленному составу, причем если этот локомотив в процессе оказания помощи вместе с поездом прибудет на впереди находящуюся железнодорожную станцию, возвращение его к оставленному на перегоне составу производится после закрытия перегона (железнодорожного пути перегона) приказом ДНЦ по указанию ДСП станции с вручением разрешения на бланке ДУ-64, а при диспетчерской централизации – по регистрируемому приказу ДНЦ. Не доезжая до оставленного состава, машинист останавливает локомотив и лично убеждается в готовности автосцепки к сцеплению. Дальнейшее движение локомотива для прицепки к составу производится с особой осторожностью.
После прицепки локомотива и зарядки тормозной воздушной магистрали до установленного давления производится сокращенное опробование автотормозов, а затем работниками локомотивной бригады или главным кондуктором извлекаются из-под колес вагонов тормозные башмаки и отпускаются ручные тормоза.

21. Оказание помощи остановившемуся на перегоне поезду сзади идущим поездом без отцепки от него ведущего локомотива производится в исключительных случаях, лишь на участках, устанавливаемых владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования и при условии, что вес и длина поезда, используемого для оказания помощи, не превышает установленных норм. Одновременно с установлением участков и перегонов, где такой способ оказания помощи разрешается применять, владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования должен быть определен порядок действий работников (ДНЦ, машинистов поездных локомотивов, ДСП станций) при выполнении указанной операции.

22. Оказание помощи для соединения частей расцепившегося на перегоне состава грузового поезда производится в случаях, предусмотренных в пункте 10 настоящего приложения, только по просьбе машиниста поезда, в котором произошло разъединение. Помощь может быть оказана одиночным локомотивом, следующим за расцепившимся поездом или идущим за ним грузовым поездом, без отцепки от него ведущего локомотива.
Об оказании помощи в этих случаях ДНЦ передает приказ следующего содержания:

“Машинисту локомотива поезда № … Соединитесь с хвостовыми вагонами, отцепившимися от остановившегося впереди поезда № …, и окажите помощь при соединении этих вагонов с головной частью состава. ДНЦ …”.

Вне зависимости от того, осуществляется ли помощь одиночным локомотивом или локомотивом вместе с составом сзади идущего поезда, должно производиться сцепление локомотива, оказывающего помощь, с последним вагоном отцепившейся части поезда. Дальнейшие действия производятся по указанию машиниста первого поезда после выполнения им требований, предусмотренных в пункте 9 настоящего приложения, при этом в зависимости от расстояния между расцепившимися вагонами, количества вагонов в головной и отцепившейся частях состава, профиля пути и др. соединение может осуществляться или путем осаживания головной части первого поезда, или путем надвига отцепившихся вагонов до соединения их с головной частью первого поезда. После соединения расцепленных частей помощник машиниста второго поезда отцепляет локомотив от последнего вагона и оба поезда продолжают движение самостоятельно, руководствуясь сигналами автоблокировки.

23. При остановке на перегоне, оборудованном автоблокировкой, одиночного локомотива или специального самоходного железнодорожного подвижного состава, когда дальнейшее самостоятельное их движение невозможно, вывод их с перегона до ближайшей железнодорожной станции может быть произведен сзади идущим поездом без отцепки локомотива от состава этого поезда. Это осуществляется также по приказу ДНЦ, передаваемому машинистам обоих локомотивов и ДСП впереди расположенной станции. В этом случае производится сцепление остановившегося локомотива (специального самоходного железнодорожного подвижного состава) с локомотивом сзади идущего поезда. Скорость дальнейшего следования до ближайшей железнодорожной станции на железнодорожных путях общего пользования не должна превышать 25 км/ч, а на железнодорожных путях необщего пользования – 15 км/ч.
Возможность применения такого порядка на участках устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования в зависимости от плана и профиля железнодорожного пути.

24. Если грузовой поезд, следовавший по перегону, оборудованному автоблокировкой, остановился на подъеме и для возможности дальнейшего движения его необходимо осадить на более легкий профиль железнодорожного пути, то это может быть осуществлено только по регистрируемому приказу ДНЦ, передаваемому машинисту поезда и ДСП позади лежащей станции, при свободности от поездов участка железнодорожного пути от хвоста поезда до железнодорожной станции:

“Машинисту поезда № … разрешаю осадить состав на более легкий профиль, участок пути до входного сигнала (сигнального знака “Граница станции”) станции … свободен от поездов. Перегон … для движения закрыт. ДНЦ …”.

25. При вынужденной остановке моторвагонного поезда на перегоне и когда его дальнейшее самостоятельное движение невозможно, разрешается прицеплять к нему вслед идущий моторвагонный поезд для вывода с перегона до первой попутной железнодорожной станции сдвоенным составом. Автотормоза обоих поездов должны быть включены в общую магистраль.
Соединение составов производится по регистрируемому приказу ДНЦ, передаваемому машинистам обоих поездов (с использованием для этой цели всех имеющихся средств связи):

“Машинисты поездов № … и № … соедините поезда и сдвоенным составом следуйте до станции … ДНЦ …”.

При невозможности управления соединенным моторвагонным поездом из головной кабины первого поезда, управление поездом и тормозами производится из головной кабины второго поезда, причем скорость следования в этом случае должна быть не более 25 км/ч. В головной кабине первого поезда должен находиться машинист, который обязан следить за движением и при необходимости принимать меры к остановке экстренным торможением.
Порядок действий локомотивных бригад обоих поездов при соединении и следовании сдвоенными составами устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования в зависимости от местных условий.

26. При вынужденной остановке на перегоне пассажирского поезда, когда его дальнейшее самостоятельное движение невозможно, помощь этому поезду может быть оказана как с головы, так и с хвоста поезда вспомогательным локомотивом, соответственно с выводом пассажирского поезда на впереди или позади расположенную железнодорожную станцию. Машинист вспомогательного локомотива обязан предупредить о направлении предстоящего движения машиниста пассажирского поезда, который, в свою очередь, предупреждает об этом начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда и проводников.

38.1. ДИСПЕТЧЕРСКАЯ
СИСТЕМА И ЕЕ СТРУКТУРА

Оперативное
руководство движением поездов, разработку
и кор­ректировку
оперативных планов поездной и местной
работы осуще­ствляет
диспетчерский аппарат службы движения.

На
крупных станциях расформированием и
формированием по­ездов,
подачей (уборкой) вагонов под по!рузку,
выгрузку и мест­ными
внутристанционными операциями руководят
станционные
и
маневровые
диспетчеры (ДСЦ).
В
отделениях оперативное руко­водство
эксплуатационной рабоюй осуществляют
сюрший
диспет-
510

чер
(ДНЦС)
и его заместители, сменные дежурные
по отделению
‘(ДНЦО),
поездные
участковые и узловые диспетчеры
(ДИЦ),
на некоторых отделениях
диспетчеры-вагонораспорядители
(ДНЦВ),
руководящие
работой с местным грузом и обеспечением
погрузки порожними
вагонами, и локомотивные
диспетчеры.

В
службе движения дороги диспетчерское
руководство осуще­ствляют
дежурные
помощники начальника оперативно-распоряди-
чельного
отдела

дорожные диспетчеры (ДГП). Дорожный
дис­петчер
контролирует работу отделений, планирует
оборот локомоти­вов
на участках обращения, охватывающих
два и более отделений, и
решает оперативные вопросы, возникающие
на стыках между от­делениями.
Обычно в смену дежурят сменный заместитель
началь­ника оперативно-распорядительного
отдела и два-три дорожных диспетчера,
каждый из которых отвечает за работу
определенной группы
отделений. Основная задача ДГП заключается
в выполне­нии
планов отправления и продвижения
поездов, формирования со­ставов на
сортировочных и участковых станциях,
наиболее рацио­нальном
использовании локомотивов.

В
Главном управлении движения имеются
оперативно-распоря­дительные
отделы
по
группам дорог (Центра и Северо-Запада,
Юга и Юго-Запада, Азии и Приволжья,
Урала-Сибири и Восто­ка),
возглавляемые заместителями начальника
Главного управле­ния.
Эти отделы контролируют текущую работу
дорог через дежур­ных
помощников начальника отдела. Дежурные
помощники коор­динируют
работу определенной группы дорог,
входящих в одно на­правление.

Основными
наиболее многочисленными и решающими
ход рабо­ты
в низовых подразделениях железнодорожного
транспорта, явля­ются
кадры поездных диспетчеров отделений
дороги. Движением
поездов
на участке руководит только один
работник
дежурный
по-
ездной
диспетчер, отвечающий за выполнение
графика движения и
заданий
сменного плана на обслуживаемом им
участке.
Каждый
поездной
диспетчер руководит работой одного
участка — диспет­черского
круга
(рис.
38.1). Протяженность диспетчерского
участка выбирается
исходя из условий рациональной загрузки
диспетчера, зависящей
от размеров движения и грузовой работы,
от количест­ва
станций на участке. Границы диспетчерских
участков обычно устанавливают
по сортировочным, участковым станциям
и станци­ям
оборота пригородных составов. Поездные
диспетчеры несут смен­ное
дежурство.

Дежурный
по отделению
(ДНЦО)
на участках обслуживания большой
протяженности объединяет и согласовывает
производст­венную
деятельность поездных диспетчеров,
планирует и координи­рует
местную работу и работу станций,
формирующих поезда, что­бы
обеспечить выполнение сменного и
суточного планов отделения. ДНЦО
планирует работу локомотивов и ведет
наблюдение за их оборотом.
Дежурный по отделению является
руководителем дис­петчерской смены.
Все оперативные распоряжения руководства
до­роги,
службы движения и отделения передаются
только через ру-

БП

Сменный,
заместитель
начальника,
оператидно-распоряди­тельного отдела
службы движения

Дорожный
сетер

Дорожный,
диспетчер

Дорожный
диспетчер

Инженеры-
анаяизата-
ры

Ч
Старший,
диспетчер

Энергодиспетчер

Дежурный,
по
отделению

Локомотивный
диспетчер

Поездные диспетчеры

3-й. круг

2-й, круг

1-й круг

♦ ♦

Дежурнь/е
по
станциям

Поезда

Дежурные
по локо-
мотииным
депо

.
ежурные па тяго-
*ым
подстанциям

Рис.
38.1. Схема оперативного диспетчерскою
руководства движением поездов

на дороге

ководителей
диспетчерских смен — дежурных по
отделению и смен­ных
заместителей начальника
оперативно-распорядительного отде­ла
службы движения.

Узловые
диспетчеры
осуществляют
оперативное руководство работой
крупных узлов. Они входят в состав
единой смены и под­чиняются
дежурному по отделению.

Общее
руководство работой диспетчерского
аппарата осущест« вляет
старший
диспетчер отделения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ИНСТРУКЦИЯ № 1 по правилам рабочей санитарии и мерах оказания первой медицинской помощи

1. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ И ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА ( письмо Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора № 1100/874 — 99-111 от 5.04.99 г.)

1.1. К работе по раскопкам и перезахоронению останков воинов не допускаются дети моложе 14 лет.

1.2. Участники работ должны быть снабжены соответствующей спецодеждой из водоотталкивающих прочных тканей (куртки, брюки, шапочки или береты).

1.3. Брюки должны плотно прилегать к закрытой обуви с тем, чтобы исключить загрязнение тела. Запрещается работа в босоножках и другой летней обуви.

1.4. При работах в болотистой местности или с высоким стоянием грунтовых вод необходимо использовать резиновые сапоги.

1.5. Работы следует проводить в респираторе или маске, сделанной из нескольких слоев марли.

1.6. В конце рабочего дня участники работ должны принять душ или помыться в естественном водоеме (в теплое время года) привозной водой или другим способом, исходя из местных условий, и сменить рабочую одежду.

1.7. Одежда и обувь подлежат ежедневной чистке, при сильном загрязнении — стирке, в необходимых случаях — замене.

1.8. Работать можно только в перчатках. Если по стечению обстоятельств останки не полностью разложились, работа должна проводиться с использованием инструментов и приспособлений для исключения соприкосновения работающих с останками.

1.9. Захоронение останков должно проводиться в местах, согласованных с территориальными учреждениями санэпидслужбы.

2. МЕРЫ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ

2.1. Каждый участник поисковой экспедиции должен уметь оказывать первую помощь пострадавшему при отравлениях, ожогах, ранениях и других несчастных случаях. Перед тем, как приступить к оказанию первой помощи, необходимо устранить причины, вызвавшие тяжкое состояние пострадавшего.

2.2. Первая помощь при потере сознания. При потере сознания необходимо пострадавшему обеспечить приток свежего воздуха, устранить в одежде все, что может стеснять или затруднять свободное дыхание (расстегнуть ворот, пояс и т.п.), обрызгивать лицо водой, давать нюхать нашатырный спирт. При отсутствии дыхания немедленно приступить к проведению искусственного дыхания.

2.3. Первая помощь при отравлении. Если подросток, находящийся в помещении, почувствовал слабость, головокружение, то необходимо вывести его на свежий воздух. При ухудшении состояния (рвота, сильные головные боли) необходимо вызвать скорую медицинскую помощь.

2.4. Первая помощь при ожогах. Различают ожоги четырех степеней. Ожоги первой степени (легкие) характеризуются покраснением болезненностью кожи. При средних и тяжелых ожогах (2, 3, 4 степени) на место ожога наложить стерильную повязку и отправить пострадавшего в медицинское учреждение.

2.5. Первая помощь при химических ожогах. При ожогах крепкими кислотами, едкими щелочами и другими агрессивными веществами необходимо пораженное место промыть сильной струёй воды из под крана в течении 10-15 минут и отправить пострадавшего в медицинское учреждение. При попадании кислоты или щелочи в глаза необходимо промыть их большим количеством воды и вызвать скорую медицинскую помощь.

2.6. Первая помощь при обморожении. Обморожения могут быть вызваны низкой температурой окружающего воздуха, попаданием сжиженных углеводородных газов на открытые участки тела работника. Если пострадавший получил обморожение под воздействием низкой температуры, то необходимо обмороженные части тела растереть сухой шерстяной тканью, перчаткой, варежкой и т.д. до покраснения. После этого обмороженное место смазать противоожоговой мазью. При попадании сжиженных углеводородных газов (пропана, бутана и т. д.) на тело, необходимо обмороженное место промыть обильной струёй воды и смазать противоожоговой мазью. Если образовались пузыри, следует наложить стерильную повязку и отправить пострадавшего в медицинское учреждение.

2.7. Первая помощь при поражении электрическим током. Электрический ток может вызвать потерю сознания, тепловые ожоги, остановку дыхания, а в некоторых случаях — мгновенную смерть. Первой мерой неотложной помощи при поражении электрическим током является немедленное освобождение пострадавшего от действия тока (выключить рубильник, выкрутить пробки и т.д.). При невозможности быстрого отключения тока, пострадавшего нужно отделить от токоведущих частей, при помощи предметов, не проводящих ток (сухая древесная доска и т. п.). После освобождения пострадавшего от действия электрического тока следует немедленно приступить к оказанию первой помощи. Действия при ожогах и потере сознания изложены выше. В случае же остановки дыхания следует приступить к одновременному проведению искусственного дыхания и непрямого массажа сердца до прибытия скорой медицинской помощи.

2.8. Первая помощь при ранениях, переломах, вывихах и ушибах. При ранениях основной задачей оказывающего первую помощь является предохранение пораженного места от загрязнения. Для оказания первой помощи необходимо вскрыть индивидуальный пакет, который должен находиться в аптечке и перевязать рану. При кровотечении необходимо остановить кровь, подняв раненую конечность вверх и закрыв кровоточащую рану перевязочным материалом из индивидуального пакета, сложив материал комочком, придавить его к ране и подержать его так в течение 4-5 минут, после чего сверху забинтовать и отправить пострадавшего в медпункт.

Если кровотечение тугой повязкой не останавливается, то необходимо наложить жгут, а при его отсутствии — закрутку из подручного материала (скрученный платок, полотенце и т. п.). Жгут накладывают выше места кровотечения, ближе к ране, на одежду или мягкую подкладку из бинта, чтобы не прищемить кожу. Во избежании омертвления конечности не оставлять жгут на месте более двух часов. Пострадавшего после наложения жгута необходимо немедленно отправить в медпункт. В случае кровотечения из артерии головы или когда абсолютно не из чего сделать жгут, нужно прижать артерию выше места повреждения к кости и немедленно транспортировать пострадавшего в медпункт. В тех случаях, когда нельзя наложить жгут (при кровотечении на шее, грудной клетке, животе), применяют давящую повязку. При переломах нужно создать полный покой поврежденной части тела и соблюдать исключительную осторожность при переноске пострадавшего. Прежде всего, следует определить место перелома. При этом не допускать движения поврежденной конечности или части тела, так как острые концы кости могут поранить окружающие ткани, мышцы, кожу, вызвать кровотечение. Необходимо наложить на поврежденную часть тела неподвижную повязку — шину. Если нет специальных шин, то можно использовать под руками подходящий материал (доску, палки и т.д.)

Шины накладывают таким образом, чтобы они захватывали не менее двух суставов, между которыми находится перелом. Под шину нужно положить мягкий материал — вату, полотенце и пр.

При переломе черепа пострадавшего уложить таким образом, чтобы голова была несколько приподнята, по бокам ее уложить два валика, на голову положить холод.

При переломах позвоночника осторожно положить пострадавшего на носилки животом вниз и отправить в медпункт. Носилки должны быть твердыми, для чего снизу положить широкую доску.

При вывихах необходимо закрепить конечность в том положении, какое она приняла. Например, при вывихе плеча, под мышку положить какой-нибудь мягкий сверток, руку подвесить; при вывихе бедра положить свернутую одежду, когда пострадавший будет положен на носилки. Вправление вывиха производится только врачом.

При ушибах следует приложить к ушибленному месту холод.

2.9. Способы искусственного дыхания. Наиболее эффективным и во многих случаях приемлемым является способ искусственное дыхание по методу вдувания воздуха «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Искусственное дыхание делают, когда человек не дышит. Быстро открыть пострадавшему рот и, если там есть жидкость, слизь, удалить их носовым платком, марлей. Вынуть также съемные протезы. Положив человека на спину и расстегнув на нем одежду, максимально запрокинуть ему голову, чтобы язык не запал ему в гортань. Зажав ноздри пострадавшего, глубоко вдохните, плотно прижмите свой рот (через платок) и с силой вдувайте воздух до тех пор, пока грудь пострадавшего не начнет подниматься. Выдохнув весь свой запас воздуха, сделайте глубокий вдох. В это время у постра-давшего пассивно происходит выдох.

Методом «изо рта в нос» нужно пользоваться при ранениях нижней челюсти, или когда челюсти плотно стиснуты. Оказывающий помощь производит 12-15 вдувании в минуту.

2.10. Непрямой (наружный) массаж сердца. При отсутствии пульса у пострадавшего одновременно с искусственным дыханием проводят непрямой массаж сердца. Для этого пострадавшего необходимо положить на жесткую поверхность. Оказывающий помощь становится справа или слева от пострадавшего и, положив кисти рук одна на другую на нижнюю часть грудной клетки, энергичными толчками производит ритмичное надавливание на грудную клетку (частота надавливания 50-60 раз в минуту, глубина надавливания 3-4 см.).

Необходимо придерживаться следующего чередования массажа и искусственного дыхания:

  • при наличии помощника — через каждые 4-6 надавливаний на грудную клетку помощник делает вдувание воздуха;
  • при отсутствии помощника — через 15-30 надавливаний с целью массажа сердца производить 2-3 вдувания.

Искусственное дыхание и массаж сердца следует проводить до полного восстановления дыхательной и сердечной деятельности или до решения врача о наступлении смерти.

                     

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лего конструктор инструкции по сборке в картинках
  • Система холодильного оборудования руководство
  • Должностная инструкция для ответственного по экологии
  • Мелоксикам таблетки инструкция по применению от чего помогает отзывы
  • Как создать метафорические карты самому пошаговая инструкция