КонсультантПлюс: примечание.
Если до 01.01.2021 начато проведение обязательного аудита организации, которая в соответствии с ч. 1 ст. 5 (в ред. ФЗ от 29.12.2020 N 476-ФЗ) стала вправе не проводить такой аудит, указанные положения применяются к ней с отчетности за 2021 г.
1. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:
1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 359-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;
4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:
а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;
б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей;
5) акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования.
(п. 5 введен Федеральным законом от 16.04.2022 N 114-ФЗ)
(часть 1 в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 476-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Обязательный аудит проводится ежегодно.
КонсультантПлюс: примечание.
Ч. 3 ст. 5 применяется начиная с обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ).
3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится только аудиторскими организациями.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 359-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В электронном конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.
(часть 5 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 403-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2021 N 435-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Аудит финансовой отчетности — это набор специальных процедур, позволяющих сформулировать заключение о достоверности отчетной информации. В чем заключается смысл аудита, как оформляются его результаты, а также каковы требования к аудиторам, узнайте из нашего материала.
Сущность аудита финансовой отчетности
Финансовая отчетность — это концентрированный набор показателей, характеризующих работу конкретного субъекта хозяйствования за определенный промежуток времени. На ее основе проводятся разнообразные виды экономического и финансового анализа, а также принимаются управленческие решения. Чем достовернее отчетная информация, тем полезнее она для пользователей и тем выше степень эффективности принятых на ее основе решений.
Об алгоритмах применения отчетных данных для анализа читайте в материалах:
- «Методика анализа бухгалтерского баланса предприятия»;
- «Особенности анализа консолидированной отчетности».
Чтобы у пользователей отчетности не возникало сомнений по поводу качества представленной в отчетности информации, а у ее составителей отсутствовал соблазн в модификации этих данных для своих целей, требуется независимая оценка достоверности финансовой отчетности.
Реализовать данную задачу позволяет аудит — набор специальных проверочных мероприятий, в результате которых независимые специалисты выражают в установленной форме мнение о степени достоверности представленных в отчетности данных.
Аудит дает возможность:
- аудируемому лицу — увидеть свой учет изнутри глазами специалистов-профессионалов, получить необходимые рекомендации и откорректировать выявленные искажения, устранить ошибки;
- руководству и собственникам аудируемого лица — оценить работу учетного персонала и компании в целом и сделать соответствующие оргвыводы;
- иным пользователям отчетности — получить квалифицированную профессиональную оценку достоверности отчетности, на основе которой можно принимать эффективные решения.
О том, какого рода решения собственников могут зависеть от данных отчетности, читайте в статье «Решение о выплате дивидендов ООО — образец и приказ».
Цель аудита бухгалтерской отчетности
Цель аудита бухгалтерской отчетности расшифрована в 2 нормативно-правовых актах (НПА):
- законе «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (п. 3 ст. 1);
- федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (п. 2).
Формулируется она так: выражение мнения о достоверности отчетности и соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ.
В процессе выполнения действий по достижению основной цели аудита аудиторы обязаны:
- соблюдать независимость;
- применять профессиональный скептицизм;
- следовать этическим принципам (честности, объективности и др.).
Об основных этапах аудита расскажет материал «Порядок проведения аудита бухгалтерского баланса».
Независимость и профессиональный скептицизм при аудите финансовой отчетности
Соблюдению принципа независимости в аудиторской среде придается особое значение. Этому аспекту отведены как отдельные статьи ряда НПА, так и целиком посвященные вопросам независимости аудиторов документы, например:
- ст. 8 закона № 307-ФЗ;
- правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренные Советом по аудиторской деятельности (протокол от 20.09.2012 № 6);
- кодексы этики и независимости аудиторов РФ и отдельных саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов;
- разделы внутренних аудиторских стандартов.
Если существует угроза независимости и надлежащие меры предосторожности для их устранения не могут быть приняты (или не существуют), аудитор обязан отказаться от задания (прекратить его выполнение).
От аудитора требуется:
- быть независимым от аудируемого лица в течение проведения аудиторской проверки и периода, охватываемого проверяемой отчетностью;
- отражать в рабочих документах свои выводы о соблюдении независимости;
- осуществлять иные действия исходя из требований, установленных НПА.
Понятие «профессиональный скептицизм» относится к разряду специальных аудиторских терминов и заключается в следующем:
- аудитор обязан критически оценивать весомость полученных в ходе аудита доказательств;
- внимательному изучению подлежат аудиторские доказательства, противоречащие информации, полученной из других источников (каким-либо документам или заявлениям руководства), либо ставящие под сомнение достоверность таких документов и заявлений;
- при планировании аудиторских процедур и подготовке выводов по результатам аудита важно:
- не оставить без внимания подозрительные обстоятельства;
- не сделать неоправданных обобщений;
- не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур (в т. ч. при оценке результатов аудита).
В процессе аудита:
- аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, однако и не может оценивать его как безоговорочно честное;
- заявления руководства (письменные и устные) не заменяют необходимости в получении достаточных надлежащих аудиторских доказательств.
Руководству аудируемого лица, а также специалистам, непосредственно обеспечивающим аудиторов необходимой информацией (готовящим и предоставляющим документы, оформляющим пояснения и ответы на запросы), важно правильно понимать содержание терминов «независимость» и «профессиональный скептицизм» — это позволит им адекватно реагировать на проводимые аудитором процедуры и запрашиваемые им пояснения в ходе аудита отчетности.
Дополнительные требования к аудитору
Профессия аудитора обладает особой отличительной чертой — аудитор обязан действовать в общественных интересах, а не ограничиваться исключительно удовлетворением потребностей своих клиентов или аудиторской компании.
Такая «общественная» ответственность требует от аудитора соблюдения норм профессиональной этики.
Помимо соблюдения принципа независимости и применения профессионального скептицизма аудитор должен соответствовать совокупности следующих требований:
- быть честным — действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых отношениях, справедливо вести дела и быть правдивым;
- обеспечивать объективность — не допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений;
- быть профессионально компетентным и исполнять свои обязанности с должной тщательностью — постоянно поддерживать знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление квалифицированных профессиональных услуг (основанных на новейших достижениях практики и законодательстве), а также при оказании профессиональных услуг действовать добросовестно в соответствии с профстандартами;
- не нарушать требование конфиденциальности — не использовать полученную в ходе аудита конфиденциальную информацию для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ, а также не разглашать такую информацию;
- обеспечивать профессиональное поведение — исполнять требования НПА и избегать действий, дискредитирующих аудиторскую профессию.
О том, должны ли соблюдать кодекс профессиональной этики специалисты бухгалтерских служб, читайте в статье «Должностная инструкция заместителя главного бухгалтера».
Основные задачи аудита финансовой отчетности
Для достижения основной цели аудита, описанной в первом разделе нашего материала, важно решить следующие задачи:
- получить при проведении аудита независимую и достоверную исходную информацию о финансовой деятельности аудируемого лица;
- сформировать на основе полученных аудиторских доказательств выводы о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица;
- изложить в отдельном документе выявленные замечания и рекомендации по их исправлению;
- сформулировать аудиторское заключение, соответствующее фактическому уровню достоверности проверенной отчетности с учетом нормативных требований и понятное для пользователей;
- иные задачи (обозначенные в договоре и задании на аудит).
О задачах иных контрольных мероприятий читайте в материале «Финансовый контроль: понятие, значение и задачи».
Оформление результатов аудита
Оформление результатов аудита финансовой отчетности является многооперационной процедурой, включающей:
- оформление комплекта рабочих документов аудитора по проверке и иных необходимых бумаг (в соответствии с требованиями федеральных и внутрифирменных аудиторских стандартов и правил);
- формулирование текста аудиторского заключения и письменной информации руководству и собственникам аудируемого лица по результатам аудита;
Рабочие документы аудитора хранятся в аудиторской компании и подвергаются контролю качества со стороны СРО и Росфиннадзора (если аудит проводился в отношении отчетности особо значимых хозяйствующих субъектов).
Предоставление руководству и собственникам письменной информации, содержащей замечания и рекомендации аудитора, — отдельная процедура, регламентируемая специальным аудиторским стандартом, в котором обозначены требования к:
- установлению аудитором надлежащих получателей такой информации;
- содержательной части информации;
- срокам и форме ее представления.
Аудиторское заключение (АЗ) — завершающе-обобщающий документ, составляемый в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД) 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» (утвержден приказом Минфина РФ от 20.05. 2010 № 46н), определяющим требования:
- к форме и содержанию АЗ;
- алгоритмам подписания и представления заключения;
- схеме выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
О том, имеет ли место взаимодействие аудиторов и налоговиков в отношении данных аудита, читайте в материале «Налоговики получат доступ к данным аудита».
Итоги
Аудит — общественно значимая и многосоставная процедура, направленная на подтверждение независимыми специалистами достоверности финансовой отчетности аудируемого лица. К специалистам, ее проводящим, как и к самому процессу, предъявляются определенные требования, выполнение которых позволяет считать процедуру аудита осуществленной с соблюдением установленных правил.
Автор: Марина Климова – профессиональный бухгалтер и независимый налоговый консультант, автор более 70 книг и многочисленных статей по проблемам бухгалтерского учёта и налогообложения, к. э. н.
Аудит отчётности акционерных обществ
До 01.01.2023 годовая бухгалтерская отчетность всех акционерных обществ (как публичных, так и непубличных) подлежала обязательному аудиту только лишь на основании соответствующей организационно-правовой формы компании.
С наступлением нового года безусловно обязательным аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности остается только для ПАО, в то время как для непубличных АО он теперь обязателен только в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и другими федеральными законами (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ в ред. Федерального закона от 16.04.2022 № 99-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона № 307-ФЗ подлежит обязательному аудиту бухгалтерская (финансовая) отчетность непубличных акционерных обществ:
- ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
- акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования;
- являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
- доход которых по данным налогового учета за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;
- сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.
На основании иных законов аудит обязателен для банков, страховщиков, микрофинансовых организаций, операторов лотерей, застройщиков и др., в т. ч. имеющих организационно-правовую форму непубличного АО.
Новация для непубличных акционерных обществ дает им возможность в ряде случаев освободиться от бремени расходов на проведение обязательного аудита.
В ситуациях, когда закон не обязывает НАО проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, руководство общества или акционеры, совокупная доля которых в уставном капитале акционерного общества составляет не менее 10 %, могут принять решение о проведении инициативного аудита (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ, п. 1 ст. 47 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Информационное сообщение Минфина России от 18.04.2022 № ИС-аудит-53).
В рамках подготовки к проведению общего собрания акционеров НАО, для которого аудит не обязателен, совет директоров (наблюдательный совет) вправе принять решение о проведении аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и, если принято такое решение, обязан в силу п. 3 ст. 54 Федерального закона № 208-ФЗ включить в повестку дня годового общего собрания акционеров вопрос о назначении аудиторской организации (индивидуального аудитора) общества.
Если аудит проводится по инициативе общества, то аудиторское заключение не требуется представлять в ГИР БО (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), сведения о нем не нужно размещать на Федресурсе (https://fedresurs.ru) (пп. «л.2» п. 7 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Обратите внимание: по новым правилам для проведения обязательного аудита как публичное, так и непубличное АО обязаны привлекать аудиторскую организацию, а для инициативного аудита НАО обратиться в аудиторскую организацию или к индивидуальному аудитору; ПАО – только в аудиторскую организацию (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ, п. 3 ст. 5 Федерального закона № 307-ФЗ).
Согласно пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ и с учетом положений ст. 252 НК РФ (см. также Письмо Минфина РФ от 06.06.2006 № 03-11-04/3/282) налогоплательщик вправе признать в налоговом учете расходы на аудиторские услуги – независимо от обязательности проведения аудита, — при условии их экономической обоснованности.
Аудит отчётности ООО
Условия для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО не поменялись, а вот правила инициативного аудита подверглись редактуре.
Такой аудит может проводиться как по решению собрания участников, так и по требованию любого из участников общества; решение о проведении инициативного аудита может быть отнесено уставом ООО к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 4 ст. 67.1 ГК РФ, пп. 5 п. 2.1 ст. 32, пп. 10 п. 2 ст. 33, ст. 48 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Для проведения аудита по требованию одного из участников решения общего собрания участников общества о назначении аудита не требуется. Общее собрание в этом случае решает вопросы о назначении аудитора (если не избран ранее) и о возможности компенсации расходов участника на проведение проверки. Новая формулировка п. 3 ст. 48 Федерального закона № 14-ФЗ: «аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общества проводится аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) общества по требованию любого участника общества» призвана исключить противодействие руководства общества или других участников проведению аудита по инициативе одного из них. Примеров злоупотреблений в этой области достаточно. Утверждая, что назначение аудита по желанию участника — это право, а не обязанность ООО, недобросовестные учредители, директора всячески препятствуют проведению такого аудита. Споры продолжались несмотря на четко выраженную высшими судами точку зрения по данному вопросу (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 № 17869/07 по делу № А32-5962/2007-62/129, Определение Верховного Суда РФ от 25.10.2017 № 310-ЭС17-17370 по делу № А83-4168/2016, Определение Верховного Суда РФ от 31.10.2022 № 302-ЭС22-20048 по делу № А33-17372/2021 и др.). Теперь позиция судов учтена законодателем. При этом аудит будет проводить аудитор общества, которого должны определить учредители (при создании ООО), общее собрание участников или совет директоров (наблюдательный совет) (п. 2 ст. 11, пп. 5 п. 2.1 ст. 32, пп. 10 п. 2 ст. 33 Федерального закона № 14-ФЗ), он должен быть независим, но не может быть определен единолично по своему желанию участником-инициатором аудита. Изменения вступили в силу с 01.01.2023, но закон не содержит ограничений относительно периода, за который заинтересованное лицо может инициировать аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общества – это может быть и отчетность за прошлые годы.
Проводить инициативный аудит отчетности ООО может как аудиторская организация, так и индивидуальный аудитор. Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями (ст. 48 Федерального закона № 14-ФЗ, п. 3 ст. 5 Федерального закона № 307-ФЗ).
Если аудит проводится по требованию участника общества, то оплата услуг аудиторской организации (индивидуального аудитора) осуществляется за его счет. В силу п. 3 ст. 48 Федерального закона № 14-ФЗ общее собрание участников ООО может своим решением возместить расходы этого участника за счет средств общества. Можно ли будет такую компенсацию отразить в налоговом учете общества? Это зависит от целей проведения такого инициативного аудита. Если они сопряжены с интересами бизнеса, например, под сомнением эффективность или чистоплотность руководства организации, то расходы обоснованы и могут быть учтены при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Когда реальные задачи инициатора аудита носят исключительно личный характер, возмещаемую ему сумму нельзя будет учесть в целях налогообложения.
Особенности проверки аудиторами БФО за 2022 год
Минфин опубликовал рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2022 год (приложение к письму Минфина России от 23.12.2022 № 07-04-09/126779).
В них подчеркивается существенное влияние на деятельность аудируемых лиц в 2022 году нового комплекса факторов экономического и геополитического характера. Минфин отмечает, что возросли обычные аудиторские риски, а также возникли новые. Это должно быть принято во внимание на всех этапах организации и проведения аудита бухгалтерской отчетности.
В связи с вступлением в силу для обязательного применения начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 г. новых ФСБУ 6/2020 «Основные средства», ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» в Рекомендациях уделено повышенное внимание раскрытию в отчетности сопряженных с ними вопросов, в частности:
- применимость рекомендаций негосударственных регуляторов в области бухгалтерского учета;
- выбор способа и период отражения последствий изменения учетной политики. Например, ФСБУ 6/2020 предусмотрено отражение последствий изменения учетной политики в связи с началом применения этого стандарта перспективно, ретроспективно, а также без пересчета связанных с основными средствами сравнительных показателей за периоды, предшествующие отчетному, и с единовременной корректировкой балансовой стоимости основных средств на 01.01.2022 (31.12.2021). Выбранный способ должен быть описан в пояснениях к отчетности с комментариями для пользователей относительно сопоставимости приводимых в формах отчетности данных на разные отчетные даты. Аудиторам предстоит ответить на вопрос дает ли бухгалтерская отчетность с учетом выбранного аудируемым лицом способа отражения последствий изменения учетной политики достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений;
- условия признания затрат на проведение ремонта основных средств самостоятельными инвентарными объектами;
- отражение последствий пересмотра элементов амортизации (срока полезного использования, ликвидационной стоимости, способа начисления амортизации). Эти параметры подлежат проверке на соответствие условиям использования объекта основных средств в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации. 2022 год заставил многие компании пересмотреть свои представления о сроках, в течение которых им придется использовать имеющиеся оборудование, транспортные средства, компьютерную технику, а также об их потенциальной ликвидационной стоимости, причем существенное влияние внешних факторов ощущалось в течение почти всего года и это могло стать поводом для неоднократного оперативного пересмотра соответствующих оценочных значений, что не характерно для ординарных условий хозяйствования;
- определение ликвидационной стоимости объектов основных средств;
- определение способа и цели использования предмета аренды арендатором. Имеется в виду проверка соответствия объектов бухгалтерского учета условиям, определенным в п. 5 ФСБУ 25/2018, необходимым для их классификации как объектов учета аренды, в частности, имеет ли право арендатор определять, как и для какой цели используется предмет аренды в той степени, в которой это не предопределено техническими характеристиками предмета аренды. Рекомендовано при оценке соблюдения указанного условия руководствоваться МСФО (IFRS) 16 «Аренда»;
- отражение арендных платежей в Отчете о движении денежных средств арендатором с учетом МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств» и МСФО (IFRS) 16 «Аренда». В частности, согласно МСФО (IAS) 7 денежные выплаты, осуществленные арендатором в счет уменьшения непогашенной суммы обязательств по аренде, являются примером денежных потоков от финансовой деятельности.
Веяниям времени отвечают разделы Рекомендаций «Учет цифровых финансовых активов» и «Учет цифровой валюты».
Традиционно уделено внимание вопросам составления консолидированной финансовой отчетности, составления годовой бухгалтерской отчетности кредитными и некредитными финансовыми организациями, бюро кредитных историй, кредитными рейтинговыми агентствами.
Перед составление отчетности обязательно проработайте этот документ, не выпуская из виду и аналогичные Рекомендации прошлых лет: они публикуются Минфином ежегодно и по-прежнему остаются во многом актуальными. Так, например, Рекомендации по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2021 год были доведены Письмом Минфина России от 18.01.2022 № 07-04-09/2185.
Отчётность в ПФР, ФСС и другие госорганы удобно подготовить, отредактировать и отправить через сервис электронной отчётности компании Такском «Онлайн-Спринтер».
Преимущества «Онлайн-Спринтера»
1. Веб-решение
Минимальные требования к рабочему месту – мощный компьютер необязателен.
2. Всегда актуальные версии форм отчётности
Вовремя обновляются вслед за изменениями законодательства.
3. Сверка с бюджетом и с контрагентами
Сверяйтесь с ФНС и ПФР – бесплатно во всех тарифах, причём с ФНС – в автоматическом режиме. Сверяйте книги покупок и продаж – бесплатно во всех тарифах.
4. Удобная работа с несколькими компаниями
Сдавайте отчётность за несколько организаций в одном интерфейсе.
5. Поддержка клиентов 24/7
Телефон и e-mail – круглосуточно.
Чат – на сайте, в интерфейсе программы, в личном кабинете – с 9:30 до 18:00 (мск), по будням.