Руководство это нпа или нет

Ко мне за юридической помощью обратился военнослужащий, который приказом командования был привлечен к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Обжалование решения в гарнизонный военный суд, другие вышестоящие инстанции результатов не принесло, так как суды оценивали действия военнослужащего исключительно исходя из требований инструкции, определяющей порядок работы с ведомственными документами, утвержденной вышестоящим командованием.

Изучив содержание инструкции, я пришел к выводу о наличии оснований для признания ее недействующей в порядке гл. 21 КАС РФ. В частности, оспариваемый нормативный правовой акт (далее – НПА), затрагивающий права и свободы граждан, не прошел госрегистрацию в Минюсте России в соответствии с п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009, а также не был опубликован согласно требованиям п. 8 и 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Кроме того, инструкция как НПА накладывала на неопределенный круг лиц обязательства, не предусмотренные отраслевыми законами, имеющими большую юридическую силу. При этом конкретные процедуры вообще не были урегулированы данными законами, а содержащиеся в последних положения, в отличие от инструкции, носили диспозитивный характер, т.е. являлись не абсолютными и не обязательными.

В связи с этим в рамках предусмотренной законом процедуры я обратился в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением о признании инструкции недействующей.

Позиция процессуального оппонента (военного ведомства) сводилась к следующему. Во-первых, оспариваемая инструкция является не НПА, а организационно-распорядительным актом должностного лица. Во-вторых, она адресована конкретным лицам – подчиненным должностных лиц военного ведомства – и не распространяет регулируемые ею правомочия на неопределенный круг лиц.

Ознакомившись с возражениями военного ведомства, я проанализировал, по каким критериям акты определяются в качестве нормативно-правовых.

Читайте также

Верховный Суд разъяснил порядок оспаривания НПА

Пленум ВС РФ принял доработанное постановление, касающееся рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами

27 декабря 2018

Как указал Верховный Суд в п. 2 Постановления
Пленума от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками НПА являются: его издание в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, наличие правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В постановлении также пояснено, что признание акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом. В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы.

В связи с этим я проанализировал содержание инструкции, которая была издана органом государственной власти. В ней содержались правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, так как фамилии конкретных должностных лиц не указывались, а положения не ограничены периодом действия и рассчитаны на неоднократное использование в отношении не только лиц, проходящих военную службу в настоящее время, но и граждан, которые поступят на военную службу в будущем, – т.е. лиц, поименный состав которых невозможно заранее предвидеть применительно к любому отдельно взятому моменту времени и, следовательно, индивидуализировать – на что и было обращено внимание суда.

По такой категории дел в качестве заинтересованного лица привлекается Минюст, который при необходимости проводит правовую экспертизу НПА, оценивая названные признаки.

В ходе судебного заседания Минюст поддержал исковые требования о признании инструкции недействующей, поскольку из содержания документа следовало, что в нем содержатся правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц. Кроме того, в Минюст инструкция на регистрацию не поступала, информация о ее опубликовании также не представлена.

Военный прокурор, в свою очередь, возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержав доводы административного ответчика.

По результатам рассмотрения заявления ВС удовлетворил исковые требования, указав, что нормы оспариваемой инструкции, включая приложения к ней, обладают всеми существенными признаками НПА, от которых зависит возможность реализации определенных прав и свобод военнослужащих, а кроме того, документ издан неправомочным должностным лицом федерального государственного органа, не зарегистрирован и официально не опубликован в установленном порядке, в связи с чем инструкция подлежит признанию недействующей полностью со дня ее издания – независимо от иных оснований и доводов.

Далее я обратился в гарнизонный военный суд в порядке ст. 350 КАС с заявлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым обстоятельствам в связи с признанием Верховным Судом НПА недействующим. В итоге решение было пересмотрено, а дисциплинарное взыскание, основанное на данной инструкции, в 2021 г. признано незаконным с его отменой и восстановлением военнослужащего в правах.

Основные доводы гарнизонного военного суда свелись к следующему: возникшие с военнослужащим правоотношения могли регулироваться исключительно НПА, который, в свою очередь, был признан недействующим. В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при разрешении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства. Согласно ст. 16 КАС вступившие в законную силу судебные акты по административным делам являются обязательными и подлежат исполнению на всей территории России.

Из заключения по материалам служебного разбирательства следовало, что военнослужащий, нарушив положения инструкции, совершил дисциплинарный проступок, за который подлежал привлечению к дисциплинарной ответственности в соответствии с требованиями Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Данных о других нарушениях заключение не содержало.

Хочу обратить внимание на следующее требование законодательства в данной сфере. Особенностью дел, подобных рассмотренному, является то, что проверка судом законности решений госоргана в порядке нормоконтроля (вне связи с защитой субъективных прав заявителя) недопустима. То есть в описательно-мотивировочной части судебного акта обязательно должна быть дана оценка примененному конкретному НПА, которая должна вытекать из заявленных стороной требований. Если решение суда будет принято без ссылки на положения НПА, в принятии административного искового заявления о признании данного НПА недействующим по изложенным причинам будет отказано.

Таким образом, обжалование НПА в порядке КАС может оказать существенное влияние на возникшие из данного акта общественные правоотношения в различных сферах, когда решения госоргана зависят от соответствующих инструкций, регламентов, правил и т.п.

Мадатов Олег

Максимкина Юлия

Редько Денис

Редько Денис

Адвокат АП Краснодарского края, Краснодарская краевая коллегия адвокатов «ЮГ»

Исключить нельзя внести

Арбитражный процесс

Проблемы порядка и способа обжалования решений антимонопольного органа о включении юрлица в РНП и исключении из него

16 мая 2023

Вороной Вадим

Иванков Никита

Тарасов Александр

  • Главная
  • О компании и продуктах КонсультантПлюс
  • Некоммерческие проекты
  • Участие в разработке концепции электронного распространения правовой информации
  • Основные принципы построения эффективной СРПИ
  • Приложение1

Приложение1

Приложение 1

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно — технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором», то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация — это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, — это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, — это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

  • 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
  • 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

  • а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
  • б) круга должностных лиц;
  • в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
  • г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
  • д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта — это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы

Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

  • — законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • — федеральных конституционных законов;
  • — федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты

Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международные договоры

Международный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственные договоры

Внутригосударственный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

  • — ненормативные акты общего характера;
  • — акты официального разъяснения;
  • — правоприменительные акты.

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм — это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие — к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты — это индивидуально — правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

1.3. Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

Минюст РФ в «Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 — 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально — правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

2. Информация индивидуально — правового характера,
имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, — граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально — правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

  • — договоры (сделки);
  • — жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

  • — носят индивидуально — правовой характер;
  • — направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия — устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

  • — материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
  • — материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
  • — материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
  • — образцы деловых бумаг;
  • — комментарии законодательства;
  • — научные, научно — популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

  • Определение
  • Характеристики
  • Классификация
    • По силе действия
    • По территории
  • Иерархия НПА

федеральный закон

Законы обеспечивают порядок в стране и безопасность каждого гражданина

Определение

Нормативные правовые акты (НПА) регулируют все основные сферы общественной жизни: какие льготы полагаются многодетным семьям, какими правами и свободами обладает каждый гражданин, какой штраф положен за нарушение скорости, сколько дней отдыхать в новогодние каникулы и многое другое.

НПА – официальный документ, который содержит правила общественного поведения и норму права. Норма права регулирует общественные отношения, устанавливает определенные правила поведения в социуме и отражает уровень свободы каждого индивида и организации.

НПА могут принимать только уполномоченные государственные органы, федеральные и муниципальные власти, должностные лица и государственные корпорации, как например, Росатом или Ростехнологии. Такими полномочиями обладают Президент РФ, Государственная Дума, Правительство РФ, госслужбы и министерства.

Правда, не все акты признаются нормативными. Например, Госдума приняла закон о защите потребителей. Он действует в каждом субъекте страны, его нельзя оспорить. Если Арбитражный суд обвинил кого-то в экономическом мошенничестве и вынес решение по этому делу – это не НПА.

Помимо нормативного правового акта, существует индивидуальный (ИПА). Их лучше не путать. Оба являются официальными документами, их подписывают только уполномоченные гос. органы и лица.

Единственное отличие в том, что индивидуальный акт имеет однократное действие и принимается в отношении конкретного физического или юридического лица.

Чтобы ваши деньги оставались в безопасности, держите их на карте «Мир». В Совкомбанке вы можете бесплатно оформить Халву российской платежной системы.

Удобно, когда все средства приходят на одну карту, и Халва предлагает такую возможность! Если у вас уже есть Халва на базе платежной системы «Мир», вы можете предоставить ее реквизиты для получения субсидий, пенсии и других соцвыплат. А если ваша карта работает на базе Visa и Mastercard, то вы можете открыть виртуальную Халву с национальной платежной системой и получать максимум выгоды.

Получить карту бесплатно

Примеры ИПА:

  • назначение чиновника Петрова на должность замминистра;
  • приказ о награждении олимпийской чемпионки по гимнастике Юнусовой почетным знаком за развитие физической культуры;
  • назначение дисциплинарного штрафа гражданину Носову за нарушение тишины в ночное время.

Рассмотрим на примерах, что можно и нельзя относить к НПА.

Является НПА

Не является НПА

Конституция Российской Федерации

Приказ об отстранении чиновника Петрова от должности замминистра

Указ Президента РФ о выплатах военнослужащим

Указ президента о присвоении гражданке Сидоровой звания «Мать-героиня»

Закон РФ о защите прав потребителей

Решение суда об обвинении ООО «Тут вкусно» в нарушении прав потребителей и торговле товарами, не соответствующими ГОСТу

Постановление Правительства о правилах содержания общего имущества в жилом доме

Информационное письмо Минфина

Устав Ленинградской области

Постановление о внесение изменений в областной закон о предоставлении определенным гражданам земельного участка

Постановление мэрии Казани

Объявление итогов конкурса «Лучший двор города»

Характеристики

НПА обладают характерными признаками, которые отличают их от других официальных документов:

  • Действуют для всех. Это означает, что все: граждане, организации и корпорации, – должны подчиняться принятому закону и новым правилам поведения. Сила НПА не может быть направлена только на одного человека.
  • Имеют четкую структуру. К оформлению НПА есть строгие правила: продуманная структура, юридический язык со специфическими терминами и понятиями.
  • Обладают официальным характером. Только должностные государственные органы имеют право принимать и подписывать НПА.

Например, Госдума рассматривает новый закон в трех чтениях. Совет Федерации одабривает официальный документ, президент подписывает, и только после прохождения всех этапов его публикуют.

Важно: НПА вступают с силу только после подписания уполномоченным органом и официальной публикации. Со всеми актами можно ознакомиться на официальном сайте.

государственная дума рф

Одна из функций Государственной Думы РФ – рассматривать и принимать федеральные законы
  • Являются актом правотворчества. Данный пункт вытекает из самого определения понятия. Это значит, что НПА регулируют общественную жизнь, устанавливают и отменяют правовые нормы, объясняют обязанности и права граждан.
  • Должны соответствовать Конституции РФ. Она является высшим НПА. Другие акты не могут иметь большую юридическую силу.

Классификация

Существует множество видов НПА: закон, постановление, приказ и другие. Все они обладают либо большей, либо меньшей силой. Их классифицируют по двум признакам.

По силе действия

Конституция РФ является основным законом государства. Другие акты не могут ей противоречить, иначе они не имеют никакой правовой силы.

По Конституции во всех регионах страны устанавливается свободное перемещение товаров. Другими словами, на всей территории действует единое экономическое пространство. Если какой-либо субъект решит взимать налог за ввоз товара, это будет противоречить Конституции.

Федеральный закон (ФЗ) – законодательный акт, который рассматривается членами Госдумы и окончательно принимается Комитетом Совета Федерации. Законы регулируют наиболее важные сферы жизни: социальную, экономическую, культурную, политическую и др.

ФЗ заключены в кодексы. Каждый отвечает за определенную сферу жизни. Так выделяют:

  • гражданский,
  • административный,
  • уголовный,
  • таможенный
  • трудовой,
  • земельный,
  • налоговый и другие кодексы.

Кодексы регулируют ту или иную сферу общественных отношений. ФЗ решают: какие налоги и штрафы платить, какое наказание назначить за конкретное правонарушение, как проходит процедура банкротства, как открыть бизнес и др.

Примеры популярных ФЗ:

  • о рекламе и связи;
  • о средствах массовой информации;
  • об образовании;
  • о развитии сельского хозяйства;
  • о пенсионном обеспечении российских граждан;
  • об охране здоровья граждан и т. д.

образование рф

Согласно Конституции РФ, каждый россиянин имеет право получить образование

Также есть подзаконные акты. Они имеют меньшую юридическую силу. Являются некой припиской к законам, содержат уточнение и дополнительную информацию.

Виды подзаконных актов:

  • постановление Правительства России;
  • областные законы субъектов страны;
  • указы президента;
  • приказы министерств;
  • акты органов местного самоуправления.

По территории

Есть права и обязанности, которые распространяются на каждого гражданина. Но есть и те, которые действуют только на определенной территории. Например, федеральные налоги, обязательные для каждого россиянина: НДС, НДФЛ, НПО и т. д. Однако существуют и региональные налоги: на игорный бизнес, на имущество организаций, на транспорт.

Какие налоги относятся к федеральным, региональным и местным

Региональные нормативные правовые акты принимают органы местного самоуправления, и распространяются они только на жителей данного субъекта. Например, местные законы в Республике Татарстан принимают депутаты Государственного Совета РТ. Действуют они в рамках Конституции РФ.

Иерархия

Существует иерархия нормативных правовых актов. Она насчитывает восемь уровней.

Работает это так: акты на верхних уровнях обладают большей юридической силой, и им должны соответствовать нижестоящие НПА.

Соответственно, постановления, приказы, региональные законы не могут противоречить Конституции РФ, так как она стоит во главе всего. Даже указы президента не могут идти вразрез с главным законом государства.

Иногда один акт может не соответствовать другому. Случается это редко, но подобные происшествия не исключены. Этот феномен называется «правовая коллизия». «Выигрывает» акт, стоящий на высших уровнях иерархии.

Ивану нужно было подать заявление в налоговую службу. Он узнал, что по федеральному закону на это дают 20 дней. А в приказе ФНС было написано по-другому – 10 дней.

Как поступить Ивану? Все просто. Решить вопрос позволит иерархия. Закон стоит выше и имеет больший приоритет. Поэтому у мужчины есть 20 дней, чтобы успеть отнести заявление.

Иерархия НПА выглядит следующим образом:

  1. Конституция РФ.
  2. Международные акты.
  3. Федеральный закон (ФЗ).
  4. Указ президента страны.
  5. Постановление правительства.
  6. Приказ министерства.
  7. Приказ государственных служб (например, МЧС).
  8. Областной либо муниципальный закон (например, Конституция Республики Татарстан).

Конституция содержит в себе только свод основных прав, обязанностей и свобод граждан. А вот конкретные правила прописаны в федеральных либо муниципальных законах.

Виталий Нечаев – начинающий предприниматель. Он хочет открыть собственную мастерскую по ремонту бытовой и электронной техники.

Прочитав Конституцию, он узнает только то, что каждый гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью. Но ответ на вопрос «как зарегистрировать ИП, какие платить налоги и какие положены льготы» он там не найдет.

В Совкомбанке вы можете взять денежные средства на развитие собственного дела на выгодных условиях.

Совкомбанк поддерживает инициативы и начинания и предлагает кредит самозанятым сроком до 5 лет. Вы можете оформить кредит до 5 млн рублей на любые цели, предоставив минимальный пакет документов. Удобный калькулятор поможет рассчитать финансовую нагрузку и покажет, сколько нужно платить каждый месяц. Оформите заявку прямо сейчас, чтобы получить быстрое одобрение, а деньги доставит курьер.

Информацию о налогах содержит Налоговый кодекс РФ, а узнать, как открыть бизнес, можно из № 129-ФЗ о государственной регистрации ИП.

Далее более подробно расскажем о каждом НПА.

  • Конституция Российской Федерации.

Является НПА высшей силы. Нижестоящие акты не могут ей противоречить.

В 2020 году в Конституцию РФ внесли поправки. Согласно новым изменениям, все международные акты, которые ей не соответствуют, не подлежат исполнению. То есть не имеют правовой силы.

В Конституции закреплены основные ценности государства, права, обязанности и свободы граждан, а также правовые нормы морали.

Так, согласно ей каждый россиянин должен:

  • не нарушать законы;
  • защищать Родину;
  • платить налоги;
  • получить общее образование;
  • беречь окружающую природу;
  • уважать вероисповедание других;
  • сохранять культурное наследие и многое другое.

конституция рф

Конституция России – главный закон страны

Основные права граждан:

  • на личную неприкосновенность;
  • на безопасность и свободу;
  • на свободное выражение мыслей;
  • на жизнь;
  • на свободу вероисповедания;
  • на неприкосновенность собственной недвижимости;
  • на получение образования;
  • на свободу передвижения, выбора места проживания и так далее.

Международные акты

Это соглашения между РФ и другим государством. Они устанавливают права и обязанности каждый стороны и регулируют взаимодействие в культурной, социальной, политической, экономической, научной и правовой жизни.

Федеральный закон

Наряду с федеральными, существуют и конституционные ФЗ. Они действуют абсолютно в каждом субъекте страны. Региональные акты должны приниматься только в соответствии ФКЗ и ФЗ.

Подзаконные НПА федерального значения

В эту группу входят:

  • Указы президента – должны выполняться безоговорочно.
  • Постановления Правительства РФ – также должны беспрекословно исполняться, однако могут быть отменены президентом.
  • Приказы министерств и госорганов – к ним относят акты, принятые внутренними министерствами, Центральным банком, МЧС, Генпрокуратурой, ЦИК и др.

Региональные законы и конституции

Россия является федеративной страной. Она имеет государственные-территориальные образования. Наша страна – это 89 равноправных субъектов, среди которых есть республики, области, края, города федерального значения, автономные округа.

У каждого субъекта могут быть свои уставы и конституции. Все они должны соответствовать Конституции РФ, иначе признаются недействительными.

Итак, подведем итоги:

  • Говоря простым языком, НПА – это документ с основными законами и правилами для граждан.
  • Чтобы понять, какой акт обладает больше юр.силой, существует строгая иерархия НПА.
  • Региональные власти имеют право принимать областные законы для улучшения жизни жителей региона. Но данные акты не должны нарушать основные принципы Конституции.

Новые законы – 2022

ВОПРОС:

Федеральный закон от 08.12.2020 N 407-ФЗ внес изменения в ТК РФ с 01.01.2021 в части регулирования дистанционной работы.
Является ли внутренний приказ по организации локальным нормативным актом (ЛНА), регламентирующим порядок временного перевода работника на дистанционную работу? Можно ли ограничиться изданием приказа, который бы содержал в себе все необходимые положения или в обязательном порядке работодатель должен издать отдельный ЛНА?

ОТВЕТ:

Любой документ, независимо от его наименования, является локальным нормативным актом, если он отвечает определенным критериям. Локальный нормативный акт может быть издан в форме приказа.

ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ:

Президент России подписал Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 407-ФЗ (далее — Закон N 407-ФЗ) о внесении изменений в ТК РФ в части регулирования дистанционной работы. Поправки вступили в силу 1 января 2021 года.
Глава 49.1 ТК РФ дополнена ст. 312.9, которая предусматривает, что работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает локальный нормативный акт о временном переводе работников на дистанционную работу (п. 6 ст. 1 Закона N 407-ФЗ). Указанный локальный нормативный акт должен содержать:

• указание на обстоятельство (случай), послужившее основанием для принятия работодателем решения о временном переводе работников на дистанционную работу;

• список работников;

• срок, на который работники временно переводятся на дистанционную работу;

• порядок обеспечения работников за счет средств работодателя необходимыми для выполнения ими трудовой функции дистанционно средствами, порядок выплаты и возмещения расходов, связанных с выполнением трудовой функции дистанционно;

• порядок организации труда работников;

• иные положения, связанные с организацией труда работников, временно переводимых на дистанционную работу. Норма не устанавливает каких-либо требований к форме локального нормативного акта.

Отметим, что определения локального нормативного акта законодательство не содержит, как не содержит их перечня и возможных разновидностей локальных нормативных актов (смотрите, например, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.01.2013 N Ф01-5997/12 по делу N А82-15647/2011). При этом в правоприменительной практике сложилась позиция, согласно которой локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, — это изданный работодателем акт, направленный на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон трудовых отношений, рассчитанный на неоднократное применение в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

Поскольку законодательство не устанавливает каких-либо требований к форме локального нормативного акта, работодатель вправе определять ее самостоятельно. Любой документ, независимо от его наименования, является локальным нормативным актом, если он отвечает перечисленным выше критериям. Локальные нормативные акты могут издаваться в форме положений, регламентов, инструкций, правил и т.д. Нет препятствий и для признания локальными нормативными актами приказов и распоряжений.

Источник: garant.ru

16.01.2021, 08:43

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция часы skmei s shock инструкция
  • Руководство для эксперта учебных a
  • Офтолик глазные капсулы инструкция по применению цена
  • Руководство ультрамарафонца аудиокнига
  • Климистил цена в аптеке инструкция по применению отзывы