Руководство это ответственность за деятельность группы

01.01.70

Лидерство и руководство

Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Таблица 1. Матрица базовых стратегий

Руководство

Лидерство

1. Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации

1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе

2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды

2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа)

3. Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры

3. Возникает стихийно

4. Явление более стабильное

4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы

5. Более определенная система различных санкций

5. Менее определенная система различных санкций

6. Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой

6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности

7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа

Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и особенно не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.

Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам.

На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

Стили лидерства и руководства

Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения по отношению к подчиненным. Немецкий психолог Курт Левин (1890-1947) провел серию экспериментов, на основе которых выделил три ставших классическими стиля управления:

  • авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский);
  • демократический (или коллегиальный);
  • попустительский (или либерально-анархический, или нейтральный).

Авторитарный стиль управления.Для него характерны жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. Сотрудники должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Интересы сотрудников во внимание не принимаются.

За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим.

Однако недостатков больше, чем достоинств:

  • высокая вероятность ошибочных решений;
  • подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;
  • неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;
  • неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.

Авторитарный стиль лежит в основе абсолютного большинства конфликтов из-за стремления управляющего к единовластию. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).

Демократический стиль управления.Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»); руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы; каждый сотрудник может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому. При этом всячески стимулируется инициатива со стороны подчиненных, в коллективе создается благоприятный психологический климат.

Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.

Попустительский стиль управленияхарактеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек).

Этот стиль управления характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ. Вследствие чего:

  • результаты работы обычно низкие;
  • люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный;
  • нет никакого сотрудничества;
  • нет стимула добросовестно трудиться;
  • разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров;
  • подгруппы; возможны скрытые и явные конфликты;
  • идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Возможно несовпадение формы и содержания действий руководителя, например внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения, вежливости к подчиненным, проводится обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителем давно уже принято единолично (маскировка авторитарного руководителя под «демократического»).

Стиль лидераотличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Он должен владеть всеми тремя стилями и умело применять их в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей сотрудников и своих личных качеств.

Качества и черты личности лидера

Изучение личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:

  • доминантность — умение влиять на подчиненных;
  • уверенность в себе;
  • эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость — умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку;
  • креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;
  • стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск — разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем;
  • ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;
  • независимость, самостоятельность в принятии решений;
  • гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;
  • общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.

Наличие у лидера четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.

В свое время Генри Минтцберг назвал восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:

  1. Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.
  2. Искусство быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
  3. Искусство разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
  4. Искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
  5. Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
  6. Искусство распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
  7. Дар предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
  8. Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.

М. Вудкок, Д. Френсис, рассматривая качества руководителя, необходимые ему для успешной работы, результативного управления рабочей группой, выделили типичные слабые и высокие навыки руководства (табл. 2).

При этом руководителем должна осознаваться важность развития навыков эффективного руководства.

Таблица 2. Слабые и высокие навыки руководства

Слабые навыки руководства

Высокие навыки руководства

  • не принимает во внимание того, что лежит в основе поведения подчиненных;
  • избегает действий, связанных с наказанием;
  • следует устаревшему стилю руководства;
  • не имеет представления о воздействиях, влияющих на осуществление им своей
  • роли;
  • вызывает отрицательное отношение окружающих;
  • не стремится к ясности;
  • пускает работу подчиненных на самотек;
  • терпит посредственность;
  • недостаточно системно подходит к анализу работы;
  • мало делегирует полномочия;
  • обладает излишне негативным стилем;
  • пренебрегает возможностью положительно отметить работу подчиненных;
  • часто не справляется с «трудными» людьми;
  • не защищает собственную группу;
  • терпит минимальный вклад в работу;
  • не способен установить критерий успеха.
  • принимает во внимание поведение подчиненных;
  • устанавливает дисциплину, если это требуется;
  • приспосабливает стиль руководства к переменам;
  • понимает, что воздействует на выполнение им своей роли;
  • развивает добрые отношения с окружающими;
  • дает четкие указания;
  • регулярно анализирует работу подчиненных;
  • поощряет наилучшие примеры;
  • системно подходит к анализу работы;
  • квалифицированно передает полномочия;
  • избегает слишком частого применения негативного подкрепления;
  • создает позитивную обратную связь;
  • устанавливает приемлемые отношения с «трудными» людьми;
  • защищает свою группу, если возникает угроза;
  • ищет способы максимизации вклада в работу сотрудников;
  • устанавливает критерии успеха.

Автор: Владимир Гаджиевич Алиев

Источник: http://www.elitarium.ru/2006/12/18/liderstvo_i_rukovodstvo.html

За что отвечает директор и собственник бизнеса: самое важное, что надо знать

За что и чем отвечают руководители и собственники бизнеса по долгам и налоговым обязательствам компании — настолько емкая и сложная тема, что и у тех, и у других, судя по вопросам, в голове все еще полная каша.

Понимание, где, когда и при каких обстоятельствах возможна личная ответственность владельца и управленца бизнеса, необходимо не только для выстраивания сбалансированной юридической модели этого бизнеса, но и для поиска механизмов защиты своих интересов (если вы кредитор), распределения и фиксации зон ответственности (если «у руля» стоит несколько самостоятельных руководителей).

Разбираемся в деталях с экспертами taxCoach.

1. Ответственность за нарушение действующего законодательства

Субъект: руководитель организации

Ответственность: административная, уголовная

Чем предусмотрена: КоАП РФ, Уголовный кодекс РФ

Законодательство содержит огромное количество стандартов, правил, порядков и процедур, за нарушение которых не только сами юридические лица, но также их руководители привлекаются к административной и, если итог деяния более плачевный, к уголовной ответственности. Не отбили и не выдали кассовый чек покупателю, не уведомили соответствующий орган о заключении трудового договора с мигрантом, нарушили срок извещения учредителя компании о внеочередном собрании участников общества — получайте штраф, как на само это общество, так и на его директора. С конкретными рисками лучше ознакомиться заранее в зависимости от сферы деятельности, почитав на досуге КоАП РФ и УК РФ. Размеры штрафов могут быть существенными. Из самого печального: дисквалификация руководителя и, конечно, лишение свободы.

Что касается уголовной ответственности именно за налоговые преступления (ст.ст. 198, 199, 199.1, 199.2, 199.3, 199.4 УК РФ), то тут есть несколько нюансов.

С 2020 года установлены новые пороги привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов. До 2,7 млн. для физических лиц. И до 15 млн. для юридических лиц. Стоит заметить, средний размер доначислений на одну ВНП составляет 32 млн.руб. То есть любая среднестатистическая налоговая проверка дает основания для возбуждения уголовного дела (конечно, если налогоплательщик не погасил предъявленные доначисления).

Уголовная ответственность может наступить и за неуплату страховых взносов. Порог привлечения к ответственности тот же, что и по налогам. На такие преступления распространяются те же статьи (ст. 198, 199 УК РФ). Однако и здесь есть нюансы. Отдельно выделены преступления за неуплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний (ст. 199.3, 199.4 УК РФ). По ним порог привлечения ниже: 1,8 млн. руб. для физических лиц; 6 млн. для юридических.

Отдельный акцент на ст. 199.2 УК — сокрытие имущества от взыскания налогов и страховых взносов. Лихие собственники или руководители бизнеса, почуяв неладное и держа в руках только что врученное решение налогового органа о назначении выездной проверки, лихорадочно ищут способ вывести деньги или имущество из-под потенциального взыскания.

А зря. Этот состав преступления — очень формальный. Доказывается относительно легко. Факт перечисления денег, отчуждения имущества и даже направление выручки в обход потенциального недоимщика сразу на поставщиков и подрядчиков — преступление. Конечно, если стоимость его стартует от 2,25 млн. рублей.

2. Ответственность за виновное причинение ущерба компании

Субъект: руководители организации (единоличные и члены коллегиального органа)

Ответственность: возмещение ущерба

Чем предусмотрена: ст. 53.1 ГК РФ, ст. 44 ФЗ «Об ООО», ст. 71 ФЗ «Об АО». 

Вполне логично, что исполнительный орган Общества, будь то директор, президент, управляющий или член правления, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах возглавляемой им компании (так велят соответствующие законы — «Об ООО» и «Об АО»). В том случае если он, нарушая эти принципы и пользуясь своим положением, причинит ущерб организации: например, заключит сделку в нарушение интересов собственников (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.03.2021 по делу № А65-6274/2019) и/или в обход обязательной процедуры ее согласования с ними (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19 марта 2020 г. по делу № А14-3607/2018), оказавшуюся невыгодной для компании — причиненный ущерб можно с него взыскать. Причем в полном размере.

Кто может потребовать от «плохого» директора возмещения убытков? Новый директор от имени компании, например. Или учредители (участники, акционеры) компании.

Однако сомнений в законности сделки не достаточно. Презюмируется, что директор действовал добросовестно (Определение Верховного Суда РФ от 10 апреля 2017 г. № 303-ЭС15-17925), а деловые решения приняты в интересах компании. Поэтому в суде необходимо доказать причинение ущерба. Это возможно, если в действиях директора есть совокупность обстоятельств: противоправное поведение наличие убытков причинная связь между противоправным поведением и убытками.

Налоговики забили на поиск однодневок. Фокус их внимания сместился на дробление. Как избежать подозрений и все делать законно — наш бесплатный вебинар. 

Возникает резонный вопрос — где провести черту между предпринимательскими рисками и противоправным поведением? Ответ на вопрос давно сформулировал Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 30 июля 2013 г. № 62. Позиции из Постановления до сих пор применяются в спорах (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 марта 2021 г. по делу №А44-530/2015, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 апреля 2021 г. по делу № А56-29799/2020).

из указанного Постановления…

«п. 2 Недобросовестность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор:

1) действовал при наличии конфликта между его личными интересами (интересами аффилированных лиц директора) и интересами юридического лица, в том числе при наличии фактической заинтересованности директора в совершении юридическим лицом сделки, за исключением случаев, когда информация о конфликте интересов была заблаговременно раскрыта и действия директора были одобрены в установленном законодательством порядке;

2) скрывал информацию о совершенной им сделке от участников юридического лица (в частности, если сведения о такой сделке в нарушение закона, устава или внутренних документов юридического лица не были включены в отчетность юридического лица) либо предоставлял участникам юридического лица недостоверную информацию в отношении соответствующей сделки;

3) совершил сделку без требующегося в силу законодательства или устава одобрения соответствующих органов юридического лица;

4) после прекращения своих полномочий удерживает и уклоняется от передачи юридическому лицу документов, касающихся обстоятельств, повлекших неблагоприятные последствия для юридического лица;

5) знал или должен был знать о том, что его действия (бездействие) на момент их совершения не отвечали интересам юридического лица, например, совершил сделку (голосовал за ее одобрение) на заведомо невыгодных для юридического лица условиях или с заведомо неспособным исполнить обязательство лицом («фирмой-однодневкой» и т. п.)….

п. 3. Неразумность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор:

1) принял решение без учета известной ему информации, имеющей значение в данной ситуации;

2) до принятия решения не предпринял действий, направленных на получение необходимой и достаточной для его принятия информации, которые обычны для деловой практики при сходных обстоятельствах, в частности, если доказано, что при имеющихся обстоятельствах разумный директор отложил бы принятие решения до получения дополнительной информации;

3) совершил сделку без соблюдения обычно требующихся или принятых в данном юридическом лице внутренних процедур для совершения аналогичных сделок (например, согласования с юридическим отделом, бухгалтерией и т. п.).«

Сам факт убыточности деятельности или других негативных последствий, конечно, не является доказательством неразумности и/или недобросовестности действий директора, поскольку они могут быть следствием неблагоприятной экономической ситуации и других внешних факторов. Рисковый характер предпринимательской деятельности никто не отменял, в связи с чем возложить предпринимательские риски учредителей на директора, конечно, не получится. Однако можно считать, что практика сложилась.

3. Ответственность ЗА сам факт банкротства

Субъект: руководители и участники компании

Ответственность: административная или уголовная

Чем предусмотрена: УК РФ, КоАП РФ

Апогеем неразумного руководства организацией, как правило, становится ее банкротство. Помимо субсидиарной ответственности по ее долгам (подробнее далее), существует ответственность в принципе за доведение организации до банкротства, в том числе за сокрытие ее имущества.

За преднамеренное банкротство виновному лицу может грозить: штраф до 500 тыс. руб. или принудительные работы до 5 лет либо лишение свободы сроком до 6 лет со штрафом одновременно.

Однако далеко не каждое банкротство оборачивается уголовным делом. По статистике судебного департамента за 2020 год по ст. 196 УК РФ осуждено 15 человек. При этом на конец 2020 года в производстве арбитражных судов находилось чуть более 200 тыс. банкротных дел.

С 12.07.2021 ужесточена ответственность по ст. 196 УК РФ «Преднамеренное банкротство». Если преступление за преднамеренное банкротство инкриминируется контролирующему лицу или группе лиц, виновным лицам теперь грозит: штраф до 5 млн. руб. либо лишение свободы сроком до 7 лет со штрафом и лишением права занимать управленческую должность.

Предполагаем, что ужесточение ответственности повысит интерес к статье со стороны правоохранительных органов. Это подчеркивается и в пояснительной записке к законопроекту о внесении соответствующих изменений:

…Принятие законопроекта позволит правоохранительным органам существенным образом повысить эффективность противодействия преступлениям в сфере банкротства, раскрыть реальных бенефициаров преступного бизнеса, в том числе посредством освобождения от уголовной ответственности лица, содействовавшего раскрытию и расследованию преступления, что в конечном итоге будет способствовать повышению эффективности возмещения ущерба кредиторам…

Успешные проекты – это как правило результат тщательного планирования, навыков и взаимодействия команды проекта. Проекты реализует команда, но не всегда понятно, из кого она состоит и кто какую роль играет. В этой статье мы объясним роли в управлении проектами — руководитель проекта, участник проекта, спонсор проекта, главный спонсор и бизнес-аналитик — и опишем их обязанности.

Роли в управлении проектами: руководитель проекта

Руководитель проекта несет основную ответственность за успешное завершение проекта. Роль руководителя проекта заключается в том, чтобы обеспечить выполнение проекта в установленные сроки и в рамках установленного бюджета и достичь поставленных целей. Руководители проектов следят за тем, чтобы проекты получали достаточно ресурсов и управляют отношениями с участниками и заинтересованными сторонами.

В обязанности руководителя проекта может входить:

  • Разработка плана проекта
  • Управление результатами в соответствии с планом
  • Подбор проектного персонала
  • Руководство и управление командой проекта
  • Выбор методологии, используемой в проекте
  • Составление графика проекта и определение каждой фазы
  • Постановка задач команде проекта
  • Общение с высшим руководством

Роли в управлении проектами: участник команды проекта

Участники команды проекта — это лица, активно работающие над одной или несколькими фазами проекта. Это могут быть штатные сотрудники или внешние консультанты, работающие над проектом полный или неполный рабочий день. Роли участников команды проекта могут различаться в зависимости от каждого проекта.

Обязанности участников команды проекта:

  • Вклад в достижение общих целей проекта
  • Завершение отдельных задач
  • Предоставление экспертных знаний
  • Работа с пользователями для установления и удовлетворения потребностей бизнеса
  • Документирование процесса

Роли в управлении проектами: Спонсор проекта

Спонсор проекта — это главный драйвер проекта. Как правило, спонсор проекта — представитель высшего руководства, заинтересованный в результатах проекта. Спонсор проекта тесно сотрудничает с руководителем проекта. Он утверждает цели проекта и участвует в планировании проекта на высоком уровне. Спонсор проекта также часто помогает разрешать конфликты и устранять препятствия, возникающие на протяжении всего жизненного цикла проекта, и утверждают решения, необходимые для продвижения каждого этапа проекта.

В обязанности спонсора проекта обычно входит:

  • Принятие ключевых бизнес-решений для проекта
  • Утверждение бюджета проекта
  • Обеспечение наличия ресурсов
  • Распространение целей проекта по всей организации

Роли в управлении проектами: главный спонсор проекта

Главный спонсор как правило является топ-менеджером компании. Он принимает окончательные решения, финально утверждает все этапы, результаты и изменения содержания проекта.

В обязанности главного спонсора входит:

  • Утверждение всех изменений содержания проекта
  • Предоставление дополнительных ресурсов для изменения содержания проекта
  • Утверждение результатов проекта
  • Главная ответственность за реализацию проекта и его результаты

Роли в управлении проектами: бизнес-аналитик

Бизнес-аналитик определяет потребности бизнеса и рекомендует решения, которые сделают организацию лучше. Участвуя в проектной группе, они гарантируют, что цели проекта решают существующие бизнес-проблемы или повышают производительность, а также повышают ценность организации. Они также могут помочь максимизировать ценность результатов проекта.

В проектной команде в обязанности бизнес-аналитика входит:

  • Помощь в определении проекта
  • Сбор требований от бизнес-подразделений или пользователей
  • Документирование технических и бизнес-требований
  • Проверка того, что результаты проекта соответствуют требованиям
  • Тестирование решений для проверки целей

ADVANTA решает проблемы всех участников проектной деятельности. Начните бесплатно сегодня!

demo advanta

Оригинал статьи

Получать статьи регулярно

Рекомендуем присоединиться к 16 000 подписчиков нашей аналитической рассылки по проектному управлению. Письма приходят не чаще 1 раза в неделю и не содержат рекламы. Вы можете отписаться в любое время.

Также будет интересно:

10 мая 2023

Статья знакомит с новыми возможностями автоматизации процессов проектного менеджмента, которые появились в ADVANTA благодаря развитию функционала триггеров, методов API и LINQ-запросов. С ними работа над проектами становится легкой, удобной и гибкой.

25 апреля 2023

18 апреля на XXIX Международном Форуме по информационно-коммуникационным технологиям «ТИБО-2023» выступил директор по развитию бизнеса ADVANTA Александр Белугин. Наш коллега рассказал об основных этапах создания комплексного ИТ-решения по управлению проектами для органов госвласти.

#статьи

  • 9 янв 2020

  • 15

Критерии успешного продукта, или Как разделить зоны ответственности в команде разработчиков

Рассказываю, как разграничение зон ответственности участников команды спасает проекты и позволяет создавать действительно удобные интерфейсы.

 vlada_maestro / shutterstock

Артём Кузнецов

Директор проекта, эксперт по юзабилити в Uexpert. В прошлом руководитель группы проектирования пользовательских интерфейсов в Яндексе и Acronis.

Об авторе

Директор проекта, эксперт по юзабилити в Uexpert. В прошлом руководитель группы проектирования пользовательских интерфейсов в Яндексе и Acronis.



Успешный продукт создаётся на стыке трёх областей: интересы бизнеса, правильно подобранные технологии и удовлетворение потребностей пользователей. За каждую область должны отвечать отдельные люди, и нужно, чтобы их интересы не конфликтовали между собой.

В своей практике я встречался с ситуациями, когда неверное распределение зон ответственности в проектной группе приводило к непониманию и конфликтам вместо эффективной работы.

В одной компании над сайтом работали маркетолог, программист и юзабилити-специалист на фрилансе. Руководитель бизнеса регулярно встречался с рабочей группой, узнавал о результатах и давал общее направление работе. Процесс шёл стабильно — каждый занимался своим делом.

Затем в проектную группу вошёл менеджер продукта. Руководитель не обозначил новые зоны ответственности и не распределил обязанности. Менеджеру продукта дали задание повысить показатели сайта (глубину просмотров, количество регистраций и тому подобное) и отправили в свободное плавание.

Через пару месяцев ситуация вышла из-под контроля. Менеджер продукта стал брать на себя часть вопросов, которыми занимались юзабилити-специалист и маркетолог. Специалист по юзабилити потерял ориентиры в работе, так как ему давали размытые указания и вмешивались в его процессы. Он был склонен избегать конфликтов и поэтому просто самоустранился из групповой работы, боясь открытого спора. За первый месяц он стал работать вдвое меньше, а в конце второго ушёл из проекта.

Прошёл месяц, и менеджер продукта понял, что не справляется с огромным количеством обязанностей, навалившихся на него после ухода юзабилити-специалиста. Ему пришлось выйти на диалог с руководством, чтобы прояснить ситуацию. В результате стало понятно, что проектная команда нуждается в чётком распределении зон ответственности между сотрудниками, чтобы работать не в убыток продукту, а на его пользу.

Давайте рассмотрим роли сотрудников и вопросы, за которые они отвечают. Воспринимайте их как пищу к размышлению, так как в каждом конкретном случае роли и вопросы зависят от конкретного продукта и его задач.

Сотрудники из этой группы видят продукт на стратегическом уровне. Они решают, кому, для чего и по какой цене будут его продавать. В какие сроки нужно создать продукт, какую экономическую выгоду он должен принести, какие ресурсы необходимы на производство.

В одной компании product-менеджер отвечал за интерфейс. Он считал, что знает клиентов и их задачи лучше всех. Сам рисовал интерфейс и отдавал дизайнеру на доработку. В итоге в интерфейсе продвигались те функции, которые интересовали product-менеджера. Другие функции, важные для пользователей, спрятали на втором-третьем уровне вложенности, где их было трудно найти. В итоге продукт стал сложным и получил плохие отзывы пользователей.

Руководителям важно понимать, что потребности бизнеса и потребности пользователей не всегда совпадают, а иногда даже конфликтуют. Поэтому интересы пользователей должны представлять юзабилити-специалисты из группы «Взаимодействие с пользователями», а не кто-то другой.

Отвечает за продукт в целом и представляет бизнес-интересы. Менеджер вместе с владельцем или руководителем бизнеса разрабатывает критерии успешности продукта.

  • Какими основными качествами должен обладать продукт?
  • Как будем развивать продукт в дальнейшем?
  • Какие ресурсы задействовать для производства продукта?
  • Какой бюджет?

Отвечает за рекламный успех продукта. Ищет ниши, где его лучше всего продвигать и реализовывать. Придумывает, какие эмоции нужно продавать вместе с продуктом.

  • Что собираемся продавать?
  • Какими основными качествами должен обладать продукт?
  • Как будем развивать продукт в дальнейшем?
  • Какую нишу хотим занять?
  • Кто наши прямые конкуренты?
  • Кому хотим продавать наш продукт?
  • Какие возможности продукта хотим продвигать?

Занимается непосредственно продажами, каналами продаж, формированием стоимости.

  • Кому будем продавать продукт?
  • Какие возможности продукта будем продвигать?
  • Каковы сроки поставки продукта на рынок?

Сотрудники из этой группы решают, какие технологии для создания продукта будут использоваться, сколько времени уйдёт на создание продукта и какие ресурсы на это нужны. Они организуют и контролируют процесс запуска продукта от начала до конца.

Однажды программисты делали бухгалтерскую программу. Они создавали интерфейс, отталкиваясь от объектных моделей (проводки, счета и тому подобное), которые хорошо знали. Но бухгалтеры мыслят не от объектов, а от задач. Например, нужно сделать балансировку счетов или закрыть операционный день. Оказалось, что на реальные задачи интерфейс совершенно не был рассчитан. Продукт сам по себе был мощным, но слишком сложным: чтобы научиться с ним работать, пользователей вынуждали проходить длительное обучение.

Важно, чтобы сотрудники из группы «Технология» не пытались проектировать интерфейс и решать, как будет лучше для пользователей, так как их видение продукта и его целей совершенно не совпадает с тем, что думают люди из целевой аудитории.

Отвечает за технологии, за процесс создания продукта, управляет проектной группой и процессами, руководит программистами и другими специалистами.

  • Какие будем использовать технологии?
  • Каковы технические возможности и ограничения?
  • Сколько времени займёт реализация функции N?
  • Кто отвечает за реализацию каждого программного компонента?

Занимается вопросами автоматизации процессов. Собирает информацию у всех участников разработки и досконально описывает функции программного обеспечения.

  • Как должен выглядеть список технических требований к продукту?
  • Какие есть приоритеты по реализации функций?
  • Каковы возможные варианты использования продукта?

Основная обязанность архитектора — проектировать архитектуру продукта, то есть принимать ключевые проектные решения относительно внутреннего устройства программной системы и технических интерфейсов.

  • Какие технологии будем использовать?
  • Какой будет программная архитектура?

Специалисты из этой группы в первую очередь думают о пользователях и их потребностях, мотивации и задачах. Они преобразуют эту информацию в требования к интерфейсу, а затем в прототипы.

Бывает, что в штате вообще нет таких специалистов. Их роли дают другим сотрудникам: программистам, product-менеджерам, маркетологам и даже техническим писателям, которые делают, что могут, в пределах своих возможностей. В большинстве случаев это приводит к созданию провального продукта.

В одной компании дизайнеру поручили заниматься задачами по юзабилити. Он сделал красивый интерфейс, который понравился руководителю. Когда новая версия продукта вышла на рынок, сразу обрушился шквал звонков в службу поддержки — люди не понимали, как пользоваться программой. В итоге по шапке дали дизайнеру и программистам, продукт пришлось отправить на доработку ещё на полгода.

Чтобы избежать подобных ситуаций и создать понятный интерфейс, приглашайте в команду или берите на аутсорс специалистов по пользовательскому взаимодействию.

Основная задача этого специалиста — исследовать пользователей и их потребности, создавать обобщённые портреты пользователей (персонажи) на основе результатов опросов и интервью.

  • Какими характеристиками обладают наши пользователи?
  • Какие у них есть цели, задачи и мотивы?
  • Какие у них есть особенности поведения при взаимодействии с продуктом?
  • Каков контекст использования продукта?
  • Насколько успешно взаимодействие пользователя с продуктом?

Задача проектировщика — создать ясный и понятный интерфейс, который соответствует задачам и бизнеса, и пользователя.

  • Как будет выглядеть интерфейс продукта?

Юзабилити-специалист призван оценить удобство интерфейса для пользователей и продумать сценарии идеального взаимодействия клиентов с продуктом. Для этого он может пользоваться разными методами анализа — от экспертной оценки и опросов до юзабилити-тестирования и интервью.

  • Какие особенности есть у наших пользователей? Что выделяет их на фоне других людей?
  • Как должны выглядеть идеальные сценарии взаимодействия пользователей с продуктом?

О важности взаимодействия с пользователями бизнес стал задумываться не так давно, сейчас эта область ещё развивается. Поэтому бывают случаи, когда в компанию ищут специалиста, который сочетает все умения юзабилити-специалиста, исследователя и проектировщика, а иногда и дизайнера.

Но это неверный подход, так как проектировщик и исследователь отличаются друг от друга кардинально. У них разные подходы к делу и разные задачи. Чаще всего аналитик создает посредственные интерфейсы, а проектировщик не может провести качественное исследование.

Поэтому важно работать хотя бы с двумя специалистами: юзабилити-аналитиком и проектировщиком, и тогда они сделают действительно удобный интерфейс.

Научитесь: Управление проектами
Узнать больше

1. Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:

1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;

2) назначается учредителем образовательной организации;

3) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;

4) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).

2. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.

3. Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством.

КонсультантПлюс: примечание.

Требование о прохождении обязательной аттестации не распространяется до 01.09.2024 на руководителей и кандидатов на должности руководителей организаций, расположенных на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей (ФЗ от 17.02.2023 N 19-ФЗ).

4. Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи) проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации также согласовываются с уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным государственным органом.

5. Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации, за исключением филиала, в котором организуется осуществление образовательной деятельности исключительно в форме практической подготовки обучающихся, не могут исполняться по совместительству. Должностные обязанности руководителя филиала государственной или муниципальной образовательной организации, в котором осуществляется образовательная деятельность исключительно в форме практической подготовки обучающихся, могут исполняться по совместительству лицами, являющимися работниками данных государственной или муниципальной образовательной организации или организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.

7. Права и социальные гарантии, предусмотренные для педагогических работников пунктами 3 и 5 части 5 статьи 47 настоящего Федерального закона, предоставляются руководителям образовательных организаций.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 45-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Руководители образовательных организаций, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки руководителям федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а руководителям образовательных организаций субъектов Российской Федерации, руководителям муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 01.03.2020 N 45-ФЗ)

8. Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации, а также за реализацию программы развития образовательной организации.

(в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Особенности замещения должностей, назначения на должности и статуса руководителя федеральной государственной образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, определяются в порядке, установленном федеральными законами.

10. Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.

11. В образовательной организации высшего образования может учреждаться должность президента образовательной организации высшего образования в порядке, определяемом ее уставом.

(в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования не допускается.

13. Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования определяется уставом образовательной организации высшего образования.

(в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. После избрания президента государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования между ним и учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Прекращение трудового договора с президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем этой образовательной организации.

15. Полномочия президента образовательной организации высшего образования, в том числе связанные с его участием в определении программы развития образовательной организации высшего образования, в деятельности коллегиальных органов управления образовательной организации высшего образования, в решении вопросов совершенствования образовательной, научной, воспитательной, организационной и управленческой деятельности образовательной организации высшего образования, а также связанные с представлением образовательной организации высшего образования в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями, устанавливаются уставом образовательной организации высшего образования.

(часть 15 введена Федеральным законом от 25.05.2020 N 159-ФЗ)

16. Президент образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета может быть председателем ученого совета образовательной организации высшего образования.

(часть 16 введена Федеральным законом от 25.05.2020 N 159-ФЗ)

Руководство
и лидер­ство являются частью управления,
в которой различные управлен­ческие
вопросы решаются воздействием на
подчиненных.

Управление

процесс руководства действиями,
направленны­ми на достижение
поставленных целей.

Руководство

интеллектуальная и физическая деятельность
с целью выполнения подчиненными
предписанных им действий и решение
определенных задач.

Лидерство

процесс, с помощью которого один человек
ока­зывает влияние на другого человека
или группу.

Понятия
«руководство» и «лидерство» различны.
Р. С. Филонович дает следующий перечень
отличительных особенностей руко­водителя
от лидера:

Руководитель

Лидер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает
по целям других

Работает
по своим целям

Основа
действий — план

Основа
действий — видение перспективы

Полагается
на систему

Полагается
на людей

Использует
доводы

Использует
эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает
движение

Дает
импульс движению

Профессионал

Энтузиаст

Принимает
решения

Превращает
решения в реальность

Делает
дело правильно

Делает
правильное дело

Уважаем

Обожаем

В
зависимости от официального положения
в организации, наличия прав и обязанностей
понятия «руководитель» и «лидер»
различаются по следующим параметрам:

Руководитель

Лидер

Назначается
официально

Выдвигается
неофициально

Даны
права и полномочия законом

Не
является обладателем прав и полномо­чий

Выполняет
несколько со­циальных ролей

Деятельность
ограничивается рамками внутригрупповых
отношений

Несет
перед законом от­ветственность за
деятель­ность группы и ее резуль­таты

Не
несет ответственности перед законом
за работу группы и все, что в ней
происхо­дит

Руководство
имеет органи­зационную природу

Лидерство
имеет психологическую природу

Параметры
руководителя и лидера по отношению друг
к другу определяются А. А. Романовым и
А. А. Ходыревым:

Параметр

Реализация
параметра

руководителя

лидера

«Рождение»

Назначение
извне (по от­ношению к коллективу)

Выдвижение
изнутри (из среды коллектива)

Предназначение

Выполнение
санкциони­рованных законом и
должностными инструк­циями функций

Выполнение
ожидаемых коллективом функций
(экономических, ком­муникативных и
др.)

Система
санкций (обязанности и права)

Формализованная,
нор­мализованная, согласо­ванная,
упорядоченная, последовательная

Неформальная,
эмоцио­нальная, авторитарная,
субъективная, нерегла-ментированная

Разработка
прика­за и реализация решений

Согласованные
и согласу­емые, оформляемые
до­кументально, инструк­тивно
предусмотрен­ные, обязательные к .
выполнению

Несогласованные,
доку­ментально не подтвер­ждаемые,
инструктивно не предусмотренные,
необязательные к ис­полнению

Руководитель
должен обладать лидерским влиянием для
эф­фективного руководства.

Лидерство
— это
порожденный
системой неформальных отно­шений
процесс
воздействия на людей. Руководство
реализуется через четко определенные
формальные (официальные) Отношения.

Лидерство
формируется стихийно, на уровне
интуитивных пси­хологических отношений.

Руководство
и лидерство имеют и общие черты:

  • полная
    подчиненность принятым в организации
    целям;

  • постоянное
    общение с людьми, объединенными в
    группы;

  • воздействие
    на членов группы для достижения целей;

  • мотивирование
    персонала;

  • реализация
    социального влияния на рабочие группы.

Выделяют
три типа лидеров: вожак, лидер в узком
смысле сло­ва, ситуативный лидер.

Вожак
самый
авторитетный член группы, обладает
даром внушения и убеждения. Может влиять
на членов группы словом, жестом, взглядом.

Американский
исследователь Р. Стогдилл предложил
следую­щий перечень качеств
руководителя-вожака:

  1. физические
    качества —
    активный,
    энергичный, здоровый, сильный;

  2. личностные
    качества

    приспособляемость, уверенность в себе,
    авторитетность, стремление к успеху;

  3. интеллектуальные
    качества

    ум, умение принять нужное решение,
    интуиция, творческое начало;

способности
контактность,
легкость в общении, тактич­ность,
дипломатичность.

Лидер
пользуется
меньшим авторитетом, чем вожак; побуж­дает
к действию не только внушением и
убеждением, но и лич­ным примером.

Ситуативный
лидер

носитель личностных качеств, имею­щих
значение только в какой-то конкретной
ситуации (торжествен­ное собрание,
юбилей, поход и т.п.).

Лидеры,
активно влияя на социально-психологический
кли­мат в коллективе, составляют
резерв на выдвижение, но вместе с тем
могут стать источником конфликтов.
Неформальных лидеров можно «классифицировать»
на: деловых, эмоциональных, авто­ритарных,
демократических, позитивных, негативных.

Руководитель,
являясь формальным лидером, должен
иметь пол­ное представление о
неформальной структуре коллектива.

С
точки зрения масштабов деятельности
выделяют три типа лидерства:

  1. бытовой
    в
    школьных, дружеских компаниях,
    студенчес­ких группах, в семье;

  2. социальный

    на предприятии, в общественном движении;

  3. политический
    государственные,
    политические деятели.

Руководитель
направляет и координирует деятельность
испол­нителей, которые должны
подчиняться ему в обязательном по­рядке
и выполнять все его требования в рамках,
определенных полномочиями.

В
соответствии с уровнями
управления
можно
выделить: руково­дителей высшего
звена,
руководителей среднего
звена,
руководите­лей низового
звена
(табл. 5.1).

Типы
руководителей могут определяться в
зависимости от на­правленности их
деятельности и способов достижения
поставлен­ных целей.

В
зависимости от
направленности деятельности руководителей
на развитие производства или заботу о
людях и формирование спло­ченного
коллектива
можно
выделить 81 вариант типов.

Классификация
типов руководителей под названием
«управ­ленческая решетка» была
предложена английскими учеными Р.
Блейком и Дж. Моутон. «Управленческая
решетка» — это двух­мерная схема, где
по оси X
(горизонтальная
ось) отражается ори­ентация руководителя
на выполнение производственного задания,
а по оси Y
(вертикальная
ось) — ориентация на отношения между
людьми. Авторы выделяют пять ключевых
вариантов сочетаний минимальной, средней
или максимальной степени проявления
той и другой направленности (рис. 10).

В
зависимости от предпочитаемого характера
действий руково­дители делятся на
две группы (пассивные и активные), в
каждой из них присутствуют разные
варианты действий:

Пассивные

(на
первое место ставят собственные
интересы)

Активные

(стремятся
к укреплению власти и рос­ту
собственного влияния)

«Специалисты»

заняты только ра­ботой, решением
технических про­блем, профессионалы
высокого класса, уважают подчиненных,
стремятся к совершенству, дис­циплине
и порядку, больше лю­бят подчиняться,
чем руководить

«Интеграторы»

ценят спокойный социально-психологический
кли­мат, заботятся о порядке,
сглажи­вании противоречий

«Мастера»

действуют по схеме, жестко контролируют
исполните­лей, требуют безраздельного
под­чинения, не допускают критики
в свой адрес, отказываются от все­го,
что может поколебать их авто­ритет
и показать некомпетентность

«Люди
компании»

не касаются ре­альных процессов, но
создают впе­чатление бурной
деятельности и активного решения
проблем орга­низации, дают советы
общего, а не конкретного плана

«Борцы
с джунглями»

не допус­кают разделения власти с
кем-либо, подразделяют окружающих на
соратников и врагов, борются и уничтожают
всех. В зависимости от
индивидуально-психологичес­кого
склада действуют при помо­щи интриг
или открыто

«Игроки»

привлекает процесс до­стижения
должности при любой конкуренции, не
имеют авторите­тов, привлекают на
свою сторону и вовлекают в борьбу
«нужных» людей, любят раздавать
обещания, побеждать каждую минуту

«Открытые»

профессионалы с большим опытом и
компетентно­стью, рассматривают
власть как путь преобразований ради
четко представляемого будущего,
реше­ния проблем людей и организа­ции,
действуют по четкому плану, умеют
находить выход из трудных ситуаций

Уровень
руководства

Место
на иерархи­ческой лестнице организации

Функции

Порядок
назначения

Права

Обязанности

1

2

3

4

5

6

Высшие
ру­ководители

Во
главе организа­ции (члены сове­та
директоров, президенты, вице-президенты)

Определение
миссии, целей и поли­тики, стан­дартов
дея­тельности, структуры и системы
уп­равления

Занимают
свою долж­ность на ос­новании
кон­тракта с соб­ственником
(государ­ством, акци­онерами,
пайщиками)

Представитель­ство
на пере­говорах с главными
контрагента­ми и государ­ственными
органами

— организация
работы фирмы в рамках, определяемых
законодательством, уста­вом и другими
документами;

— распоряжение
имуществом и средства­ми без
специальной доверенности;

— расторжение
и заключение хозяйствен­ных договоров,
открытие счетов в бан­ках;

— стимулирование
подчиненных руководи­телей;

— ответственность
за все решаемые задачи и принимаемые
решения;

— реализация
власти в соответствии со ста­тусом

Руководите­ли
средне­го звена

Во
главе основных подразделений

Выполнение
полученных заданий и со­хранность
имущества вверенных им подразде­лений

Назначаются
первым ли­цом или его заместителя­ми

Решение
неко­торых кадро­вых вопро­сов,
поощре­ние или наказание подчиненных

— установление
заданий исполнителям, контроль их
выполнения;

— проведение
мероприятий по совершен­ствованию
организации и технологии производства,
условий труда, дисцип; лины, санитарных
норм;

— подготовка
информации для решений, принимаемых
высшими руководителями;

— борьба
с конфликтами

1

2

3

4

5

6

Руководите­ли
низово­го звена

Во
главе небольших коллективов ис­полнителей
(на­чальники цехов, участков, групп,
бригадиры)

Повседневное
управление технологи­ческими
про­цессами и ис­полнителями
(рабочими и другими неуп­равленческими
работниками)

Назначаются
руководите­лями сред­него звена

В
установлен­ном порядке премировать
подчинен­ных, налагать на них
взыс­кания

— распределение
заданий, составление гра­фиков
работы;

— организация
и координация труда пер­сонала;

— обеспечение
выполнения производствен­ных заданий
качественно и в срок;

— контроль
за рациональным использова­нием
оборудования, ресурсов, дисцип­линой,
безопасность труда;

— содействие
рационализаторству;

— осуществление
обратной связи;

— разрешение
межличностных конфликтов

Вопрос
№ 8.

Структура
личностно-деловых характеристик
руководи­теля.
Совокупность
личностно-деловых качеств, присущих
руко­водителям, можно разделить на
три группы: профессиональные, личностные
и деловые.

Профессиональные
качества:

  • компетентность
    в соответствующей и смежных профес­сиях
    на основе высокого уровня образования,
    опыта, зна­ния соответствующей и
    смежной профессий, широты взглядов,
    эрудиции;

  • постоянное
    стремление к самосовершенствованию,
    при­обретению новых знаний;

  • поиск
    и внедрение новых форм и методов работы
    с пер­соналом, помощь окружающим в
    обучении;

  • умение
    действовать по плану.

Личностные
качества:

  • высокие
    этические нормы;

  • физическая
    и психологическая выносливость, умение
    нейтрализовать последствия стресса;

  • высокая
    внутренняя и внешняя культура;

  • формула
    «три Д» — доступность, доброжелательность,
    добропорядочность;

  • визуальная
    привлекательность.

Деловые
качества:

  • умение
    организовать деятельность и выполнять
    основные функции управления;

  • здоровое
    честолюбие, стремление к власти,
    лидерству, независимости при любых
    обстоятельствах, завышенный уровень
    самооценки, активность, напористость
    в движе­нии к цели, умение отстаивать
    свои права;

  • коммуникабельность,
    обаятельность, умение получить кредит
    доверия, убедить и повести за собой;

  • инициативность,
    оперативность в реше­нии задач, умение
    определить приоритетные направле­ния
    деятельности, сконцентрироваться на
    них или легко перестроиться;

  • самообладание,
    самоконтроль, планирование рабочего
    времени, управление взаимоотношениями
    с окружаю­щими;

  • стремление
    к инновациям, готовность идти на
    обосно­ванный риск, умение увлекать
    за собой подчиненных.

Профессиональные
и личностные качества, присущие
руково­дителю, мало чем отличаются
от качеств других работников. Одна­ко
существуют качества, без которых
руководитель не может выс­тупать в
роли человековеда-организатора и
руководителя социаль­ной структуры.

Гражданское
мировоззрение руководителя включает
следующие компоненты:

  • признание
    самоценности человеческой жизни и
    здоровья, отношение к каждой личности
    как к индивидуальности;

  • бережное
    обращение с природой и ее животным
    миром, активная экологическая
    деятельность;

  • неукоснительное
    соблюдение общечеловеческих нравствен­ных
    норм, незыблемость демократических
    прав и свобод;

  • законопочитание
    и законопослушание, уважительное
    от­ношение к правопорядку;

  • постоянное
    стремление к овладению научными
    знаниями, укрепление своих умений в их
    разумном техническом при­менении;

  • стремление
    к самоутверждению, вера в себя и людей,
    не­иссякаемость жизненного оптимизма.

Профессиональное
мировоззрение руководителя включает
следую­щие постулаты:

  • личное
    достоинство каждого неприкосновенно;

  • постоянно
    изучать людей, знать их нужды и интересы;

  • главное
    в общении — завоевать доверие людей;

  • справедливость
    и совесть в союзе с волей — гаранты
    чело­веческой и дедовой порядочности;

  • умение
    раскрывать интеллектуальный потенциал
    людей — высший показатель управленческого
    мастерства;

  • личный
    пример в непрерывности духовного и
    профессио­нального совершенствования
    — свидетельство ресурсной перспективности
    руководителя.

Вопрос
№ 9.

Психологические
проблемы, возникающие при выполнении
стратегической функции управления

1. Проблема
сохранения и соблюдения ценностей
высшего руководства,
которая
проявляется в выборе типа управления
и целей организации. Руководитель,
устанавливая цели, наделяет их рядом
характеристик, обеспечивая психологическую
готовность подчиненных к производительному
труду и учет их интересов. Цели должны
быть:

  • конкретными
    и измеримыми (например, повышение
    зара­ботной платы на 15% в течение
    года);

  • ориентированными
    во времени в отношении человеческих
    ресурсов (установление краткосрочных,
    среднесрочных и долгосрочных целей
    обеспечивает психологическую уверен­ность
    работников в завтрашнем дне);

  • достижимыми,
    что обеспечит стремление работников
    к успе­ху, повышению мотивации и
    стремления к вознаграждению;

  • взаимно
    поддерживаемыми (этим обеспечивается
    слажен­ная, бесконфликтная работа
    всех подразделений организа­ции и
    должностных лиц).

  1. Проблема
    принятия решения

    выбор между индивидуаль­ным и
    коллективным способом принятия решения.
    Опыт передо­вых западных компаний
    показывает целесообразность включения
    персонала (начиная от подсобных рабочих)
    в процесс обсуждения и разработки
    решений.

  2. Проблема
    дефицита времени.
    Руководитель
    для преодоления дефицита времени
    должен:

  • четко
    планировать рабочий день;

  • регламентировать
    временные затраты на каждый вид
    дея­тельности;

  • предусматривать
    резерв времени на сверхплановые дела;

  • делегировать
    полномочия (создание резерва времени
    для соб­ственно руководящих дел, рост
    самооценки подчиненных).

4.
Проблема инновационной активности,
сопротивление иннова­циям. Инновационная
активность — внедрение чего-то нового,
передового, прогрессивного.
К. Девис выделил 3 вида причин
со­противления инновациям:

Экономические
причины

Личностные
причины

Социальные
причины

боязнь:

— безработицы;

— сокращения
продол­жительности рабоче­го дня
и соответ­ственно заработка;

— снижения
социаль­ного статуса;

— интенсификации
труда и сокращения прогрессивной его
оплаты.

восприятие
критики со­временных методов работы
как личной обиды;

боязнь
того, что приоб­ретенные навыки
окажутся не нужны­ми и будет ущемлена
профессиональная гордость;

уверенность
в том, что нововведения приво­дят к
усилению спе­циализации, повыше­нию
монотонности труда, уменьшению чувства
собственной значимости;

страх
перед неопреде­ленностью, обуслов­ленный
непонимани­ем последствий и сути
нововведений

нежелание
приспосаб­ливаться к новому
социально-психоло­гическому климату;

стремление
сохранить привычные соци­альные
связи;

боязнь,
что новая со­циальная обстановка
приведет к меньше­му удовлетворению
работой;

неприязнь
к внешнему вмешательству в личные
дела, лицам, внедряющим ново­введения;

недовольство
слабос­тью личного участия;

уверенность,
что ин­новации выгодны компании, а
не ра­ботникам

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по охране труда для электромонтера по эксплуатации распределительных сетей
  • Руководство для охотников на ведьм
  • Душица трава инструкция по применению цена фото
  • Мануал triumph tiger 955i
  • Руководство проведением финансовой реформы участники