Руководство это процесс с помощью которого

Руководство и
лидерство наряду с общением и принятием
решений являются важнейшими компонентами
системы управления. Руководство-это
умственная и физическая деятельность
руководителя, цель которой- выполнение
подчиненными предписанных им действий
и решение определенных задач.
Руководитель-это
должность, наделенная определенными
официальными полномочиями, на которую
назначается человек. В процессе
управленческой деятельности он использует
данную ему организацией власть. Власть
используется лидерами как средство в
достижении целей группы или организации.

Лидерство
это процесс, с помощью которого один
человек оказывает влияние на другого
человека или на группу. Лидерство можно
рассматривать и как социально-психологическое
явление. Лидер может влиять на людей
без каких-либо официальных полномочий.
По своей сути, лидерство-это психологический
феномен. Для эффективного управления
подчиненными властных полномочий не
достаточно. Руководитель должен обладать
лидерским влиянием.

Различия лидера
и руководителя по Парыгину Б. Д.:

1. лидер в основном
призван осуществлять регуляцию
межличностных отношений в группе, в то
время как руководитель осуществляет
регуляцию официальных отношений в
группе как некоторой социальной
организации;

2. лидерство можно
констатировать в условиях микросреды,
руководство – эффект макросреды, т. е.
оно связано со всей системой общественных
отношений;

3. лидерство
возникает стихийно, руководитель всякой
реальной социальной группы либо
назначается, либо избирается, но так
или иначе этот процесс является
целенаправленным, осуществляемым под
контролем различных элементов социальной
структуры;

4. явление
лидерства менее
стабильно, выдвижение лидера в большой
степени зависит от настроения группы,
в то время как руководство — явление
более стабильное;

5.
руководство
подчиненными в отличие от лидерства
обладает гораздо более определенной
системой различных санкций, которых в
руках лидера нет;

6.
процесс
принятия решения руководителем (и вообще
в системе руководства) значительно
более сложен и опосредован множеством
различных обстоятельств и
соображений, не обязательно коренящихся
в данной группе, в то время как лидер
принимает более непосредственные
решения, касающиеся групповой деятельности;

7.
сфера деятельности лидера — в основном
малая группа, где он и
является лидером, сфера действия
руководителя шире, поскольку он
представляет
малую группу в более широкой социальной
системе.

Лидерство
есть
чисто психологическая характеристика
поведения определенных членов группы,
руководство в большей степени есть
социальная характеристика отношений
в группе, прежде всего с точки зрения
распределения ролей управления
и подчинения. В отличие от лидерства
руководство выступает как регламентированный
обществом правовой процесс

Руководство и
лидерство, несмотря на различия, имеют
общие черты (по Р.Л.
Кричевскому):

  1. руководитель и
    лидер выполняют роль координаторов(организаторов)
    членов социальной группы;

  2. и руководитель,
    и лидер осуществляют социальное влияние
    в коллективе, только разными средствами;

  3. и руководитель,
    и лидер используют субординацию:
    руководитель -четко регламентированную,
    лидер- не регламентированную(заранее
    не предусмотренную).

Лидером
является такой член малой группы, который
выдвигается в результате
взаимодействия членов группы для
организации группы при решении
конкретной задачи. Он демонстрирует
более высокий, чем другие члены
группы, уровень активности, участия,
влияния в решении данной задачи. Таким
образом, лидер выдвигается в конкретной
ситуации, принимая на себя определенные
функции. Остальные члены группы принимают
лидерство, т.е. строят
с лидером такие отношения, которые
предполагают, что он будет вести, а они
будут ведомыми. Лидерство необходимо
рассматривать как групповое явление:
лидер немыслим в одиночку, он всегда
дан как элемент групповой структуры,
а лидерство есть система отношений в
этой структуре. Поэтому феномен
лидерства относится к динамическим
процессам малой группы. Этот процесс
может быть достаточно противоречивым:
мера притязаний лидера и мера
готовности других членов группы принять
его ведущую роль могут не совпадать.

Существует три
основных теоретических подхода в
понимании происхождения лидерства.
«Теория черт» исходит из положений
немецкой психологии конца XIX — начала
XX в. и концентрирует свое внимание на
врожденных качествах лидера. Лидером,
согласно этой теории, может быть лишь
такой человек, который обладает
определенным набором личностных качеств
или совокупностью определенных
психологических черт.

На смену теории
черт пришло новое объяснение,
сформулированное в «ситуационной теории
лидерства». Теория черт в данной
концептуальной схеме не отбрасывается
полностью, но утверждается, что в основном
лидерство — продукт ситуации.

Системная теория
лидерства, согласно ей — лидерство
рассматривается как процесс организации
межличностных отношений в группе, а
лидер — как субъект управления этим
процессом.

Формальная сторона
Содержательная
сторона

Авторитарный
стиль

Деловые, краткие
распоряжения Дела и группе
планируются

заранее (во всем их
объеме)

Запреты без
снисхождения, Определяются
лишь непосредствен-

с угрозой
ные цели,
дальние неизвестны

Чегкий язык,
неприветливый тон Голос руководится
— решающий

Похвала и порицания
субъективны

Эмоции не принимаются
в расчет

Показ приемов —
не система

Позиция лидера —
вне группы

Демократический
стиль

Инструкции в форме
предложений Мероприятия
планируются не

заранее, а
в группе

Не сухая речь, а
товарищеский тон За реализацию
предложений

отвечают все

Похвала и
порицание — с советами Все разделы
работы не только

предлагаются,
но и обсуждаются

Распоряжения
и запреты —с дискуссиями

Позиция лидера
— внутри группы

Попустительский
стиль

Тон —
конвенциональный Дела
в группе идут сами собой

Отсутствие
похвалы, порицаний Лидер не
дает указаний

Никакого
сотрудничества Разделы
работы складываются

Позиция
лидера — незаметно в стороне из
отдельных интересов или

от группы
исходят
от нового лидера

Соседние файлы в папке Ответы к ГОСам

  • #

    19.04.2015138.75 Кб4624.doc

  • #
  • #
  • #
  • #

    19.04.2015152.06 Кб4828.doc

  • #

    19.04.2015137.73 Кб7529.doc

  • #

    19.04.2015152.58 Кб703.doc

  • #
  • #

    19.04.2015141.82 Кб4531.doc

  • #
  • #

Руководство – это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности.

Это способность влиять на поведение группы людей или отдельных индивидуумов, позволяющая побудить их работать для достижения общих целей.

Согласно положению социальной психологии, руководство – это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью.

В руководстве тесно связаны концепция власти и личного влияния. Поэтому среди руководителей-практиков распространено мнение, что наиболее действенными инструментами эффективного управления является руководящая должность и власть.

Конечно, мол, можно поговорить о методах управления, о мотивации, но все это интеллектуальные упражнения. Однако, мол, никогда теории управления не славились тем, что побуждали людей к действию, заставляли других делать что-то и делать так, как вы хотите. Но если кто-то думает, что должности и власти достаточно для управления коллективом, то он, по крайней мере, близорук.

Для того, чтобы сложная фирма эффективно выполняла свои задачи, необходимо задействовать все функции управления.

Сегодня наряду с развитием таких базовых требований, как профессиональный уровень, как компетенция, как знание экономических законов, руководитель любого уровня управления сталкивается с необходимостью грамотного владения основами конкретной социологии, практикой психологии, педагогики, воспитания. Без этих основ теперь фактически немыслимо принятие эффективных решений в сложных вопросах, связанных с формированием коллектива, с подбором и обучением кадров, с созданием деловой творческой атмосферы и высокой дееспособности коллектива.

Руководство требует умения прогнозировать ситуации и выдвигать соответствующие программы.

Руководство должно быть гибким. Надо научиться менять свои суждения в зависимости от конкретных ситуаций. Нельзя в сложных ситуациях гнуть палку в одну сторону – она сломается.

Руководству не нужно фанатизма и не нужно железной руки. Нужно проявлять терпимость и спокойствие. Нужно уметь идти на компромисс. Нужно уметь разделять власть.

В сфере новой философии руководства, в центре которой отношения согласия, а не отношения господства и подчинения, смысл понятия руководства претерпел существенные изменения. Если прежде руководство полагалось на силу власти и издания приказов, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества людей, работающих под началом руководителя. Власть не отделена от руководителя, но отношения жесткого подчинения ушли в прошлое.

Современное производство – это сложный, динамичный организм, основу которого составляет трудовой коллектив. Его успехи зависят в основном от сознательного отношения к труду рядовых членов коллектива, от морального климата в коллективе, от степени развития демократических начал в управлении и от умения руководителя управлять поведением людей.

Вот почему понятие руководства имеет огромное значение. Раньше можно было назначить работника ответственным за какую-либо область деятельности, не считаясь с его чувствами или желаниями и с отношением к этому других людей. Сегодня это делать уже нельзя, поскольку условия, в которых действуют руководители, изменились.

В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем следующим аспектам:

  1. выдача директив относительно того, что нужно сделать;
  2. налаживание сотрудничества между людьми;
  3. обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных целей.

Формирование целей и эффективное их достижение – основное назначение руководства.

Одним из основных инструментов современного руководства является налаживание эффективных связей с людьми. Это необходимо для того, чтобы знать и воспринимать различные мнения, способствующие разработке нового курса фирмы.

Для стратегического руководства необходим широкий кругозор, позволяющий вырабатывать оптимальную программу деятельности фирмы.

Сознание людей подготавливается, учитывается и настраивается при принятии важных управленческих решений. Желательно, чтобы эффективность деятельности людей сочеталась с относительно справедливой оценкой и соответственно вознаграждалась.

Главное – понять, какие основополагающие идеи и принципы реализуются в руководстве. Основными средствами руководства являются следующие:

  1. требования (разумные, реальные);
  2. контроль (обязательно личный);
  3. поощрения, наказания (быть справедливым);
  4. организация общественного мнения.

Искусство руководства состоит в том, чтобы в любых ситуациях находить опору, уметь вовремя отказаться от развития идей, которые явно не будут приняты, в истинности которых невозможно убедить оппонентов.

Похожие материалы в разделе Психология управления:

  • Приемы управления эмоциями в переговорном процессе по разрешению конфликтов
  • Управление с помощью комитетов
  • Основные возможные причины отказа в приеме на работу
  • Функциональное значение деловых конфликтов
  • Формальная (функциональная) структура
  • Социально-психологическая характеристика коллектива
  • Феномен «нога в дверях»
  • Власть, основанная на принуждении
  • Факторы, определяющие впечатление о человеке
  • Вознаграждение
 Основы менеджмента


Одна из важнейших проблем современного бизнеса — вопрос руководства. Концепция лидерства включает и рассматривает вопросы организации изменений. Во всех исследованиях, касающихся этой темы, выделяют три аспекта: люди, влияние и цель. Руководитель всегда так или иначе имеет дело с людьми, с сотрудниками компании и членами других организаций, стремится осуществить на них влияние, для того чтобы побудить их к определенным поступкам. И все это направлено на достижение организационной цели. Влияние означает, что взаимоотношения между людьми не являются пассивными. Более того, они совершаются ради определенной цели.

Итак, руководство — это процесс воздействия на подчиненных, который является способом заставить их работать на достижение единой цели. Руководство (в бизнесе) — это способность заставить весь коллектив стремиться к выполнению задач, которые стоят перед организацией.

Прежде всего руководство следует рассматривать как процесс, который, в свою очередь, может быть разбит на отдельные действия и шаги руководителя, которые направлены на достижение промежуточных, оперативных целей. Управлять можно научиться, в потенциале это дано каждому. Вторым элементом руководства является непосредственное влияние на учеников, подчиненных, друзей и т.д.

Третий элемент руководства — обязательное наличие последователей и общей цели, на достижение которой будут направлены совместные усилия.

Результаты руководства с самого начала заложены в системе его осуществления. Результат руководства — производная от качества его выполнения.

Лидерство (руководство) — это способность индивида для достижения некоторых целей влиять на других людей. Предполагается, что руководители вместе с другими членами коллектива направляют свои усилия на решение некоторых задавань.

Лидерство — двусторонний процесс, протекающий между людьми. Руководство — это «работа с людьми» в отличие от административной бумажной работы или действия для решением проблем. Руководство динамичное и содержит в себе использование личных полномочий и прав.

14.1  

Рис. 14.1. Основные качества лидера и менеджера

В последние годы появилось много публикаций о различиях между управлением и руководством. И менеджмент и лидерство одинаково важны для организаций. Так как право управлять следует из организационной структуры, оно способствует стабильности, порядка и решению проблем внутри организации. С другой стороны, право лидерства вытекает из таких личных качеств индивидов, как заинтересованность, цели и ценности и способствует развитию видение перспектив, креативности и изменений в организации. На рисунке 14.1 перечислены различные качества, которые присущи руководителям и менеджерам, хотя необходимо помнить, еще некоторые индивиды обладают и теми, и другими.

Одно из главных отличий между руководителем и менеджером относится к источников их власти, а соответственно уровня подчинения сотрудников. Власть — это потенциальная способность индивида влиять на поведение других людей. Власть — это основной имеющийся в распоряжении руководителя ресурс, который позволяет изменять поведение сотрудников. Как правило, в учреждениях выделяют пять источников власти: закон, вознаграждение, принуждение, опыт (компетенция) и референтное право. Иногда источником власти является должность, которую занимает менеджер в организации, в других случаях — личные качества лидера.

Центральной фигурой в системе менеджмента любой организации есть менеджер — руководитель, который руководит собственно организацией (предприятием), неким конкретным видом деятельности, функцией, подразделением, службой, группой людей.

Несмотря на то, что руководство — существенный компонент эффективного управления, эффективные лидеры не всегда является одновременно и эффективными менеджерами. Об эффективности лидера можно судить по тому, в какой степени он или она влияют на других, иногда эффективное лидерство может и мешать формальной организации.

Есть разница между управлением и лидерством. Управление определяют как умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют официальные поручения и решают определенные задачи. Лидерство же, наоборот, — является процессом, с помощью которого одна и та же личность влияет на членов группы.

Управляющий становится во главе организации в результате наміреної действия формальной организации — делегирование полномочий. Лидерами становятся не по инициативе организации, хотя возможности вести за собой людей также можно увеличить путем делегирования полномочий. Действия лидеров не ограничиваются рамками каких-либо полномочий и структур. Очень часто руководитель является лидером без всякой привязки к его формальной должности в иерархии.

Руководитель организации — человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его цель — влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации.

Американские исследователи Роберт Блейк и Джейн Моутон подчеркивают, что сильное и эффективное руководство способствует созданию атмосферы участия и поддержки коллективной целей деятельности организации, в которой ее члены получают стимул в устранении преград и достижении максимальных результатов. Следовательно, основой эффективного руководства является умело построены взаимоотношения с подчиненными.

Для обеспечения эффективного руководства нужно учитывать следующие шесть элементов:

  • инициативность;
  • информированность;
  • защита своего мнения;
  • принятия решений;
  • решение конфликтных ситуаций;
  • критический анализ.

Ни один из рассмотренных элементов не может компенсировать отсутствие или избыток любого другого.

Известный украинский экономист Валерий Терещенко подчеркивал, что задача руководителя — дирижировать, подобрать хороший персонал, разработать организационную структуру предприятия, выбрать общее направление его деятельности, координировать всю работу, бороться с непродуктивными затратами времени.

Следует выделить еще одна из важнейших задач — учиться интенсивно работать, улучшать качество работы.

В основе руководства лежат такие категории менеджмента, как лидерство, влияние и власть.

Лидерство — это способность влиять на отдельные лица и группы работников с целью сосредоточения их усилий на достижении целей организации.

Влияние — это любое поведение одного індивідума, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого індивідума.

Конкретные средства, с помощью которых один человек может влиять на другую, могут быть разными: от просьбы к угрозам.

Чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть.

Власть — это возможность влиять на поведение других людей.

Необходимость власти в управлении.

Как дополнение к формальных полномочий руководителю необходима власть, поскольку он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне его.

Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти.

Руководители всегда зависят от некоторых людей, которые им не подчиненные, потому что никто не будет полностью подчиняться приказам только потому, что он или она руководитель.

В различных предприятиях организации руководитель зависит от своего непосредственного руководства, подчиненных и коллег. Фактически эти группы являются частью окружающего руководителя среды. Это зависит от факторов и людей, которыми нельзя управлять напрямую, что является основной причиной трудностей, которые испытывает руководящий персонал. Однако страдают не только ощущение. Если руководитель не в состоянии эффективно взаимодействовать с этими много-численными «неуправляемыми» силами, он не может выполнять свою собственную работу, а это обязательно снизит эффективность в качестве индивидуального трудового вклада, так и деятельность всей организации. Власть и влияние — инструмент лидерства, являются фактически единственными средствами, которые есть в распоряжении руководителя для решения подобных ситуаций. Власть является необходимым условием успешной деятельности организации.

Многим людям кажется, что, имея власть, можно навязывать свою волю независимо от чувств, желаний и способностей другого лица. Однако, следует признать, что влияние и власть одинаково зависят от личности, на которую влияют, а также от ситуации и способности руководителя.

Не существует реальной абсолютной власти, поскольку никто не может воздействовать на всех людей и во всех ситуациях.

Власть подчиненных.

Конечно, руководитель имеет власть над подчиненными том, что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, рабочие задачи, продвижения по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных нужд и т.п.

Однако в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, поскольку он зависит от них в таких вопросах, как получение информации, необходимой для принятия решения, неформальные контакты с людьми других предприятий, влияние на своих коллег и способность подчиненных выполнять задание.

Научные исследования подтвердили, что подчиненные также обладают властью. Руководитель должен осознать, что когда подчиненные тоже обладают властью, то использование им в одностороннем порядке своей власти в определенном объеме может вызывать у подчиненных такую реакцию, при которой они хотят продемонстрировать свою собственную власть. А это, в свою очередь, может привести к ненужной траты усилий и снизить уровень достижения целей. Поэтому эффективный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти, достаточного для обеспечения достижения целей, но не вызывая у подчиненных чувство обездоленості.

Кроме подчиненных, над руководителем могут иметь власть его коллеги. Например, если руководитель из финансовых или производственных вопросов зависит от услуг отдела обработки данных, начальник этого отдела будет иметь над ним некоторую власть.

Эффективный руководитель имеет большую потребность во власти, и он никогда не будет проявлять свою власть в принудительном порядке.

По психологическим критериям определяется потенциальная способность к лидерству и руководству. Однако в практике деловых отношений психические качества руководителя дополняются приобретенным опытом, определенными управленческими навыками, умениями, методами и приемами, которые реализуются на практике.

Феномен успешного руководства зависит от своеобразия сочетание и «взаимодействия» двух главных факторов — врожденных задатков и приобретенного опыта личности.

Врожденные задатки — это первооснова психических качеств, которые, в свою очередь, бывают двойственного характера:

  • психические качества, которые не или слабо поддаются коррекции (стремление к лидерству, склонность к риску, темперамент, особенность ощущения и т.п.);
  • психические качества, которые подвергаются усовершенствованию (уровень и структура интеллекта, адаптабельность, удовлетворительная память, внимание и др.).

Совершенствуются психические качества под влиянием опыта, что его приобретает человек в процессе жизни и деятельности.

Важными составляющими приобретенного опыта является «управленческие умения» и «социальную ориентированность на конъюнктуру».

В основных управленческих умений обычно относят умение принять правильное и своевременное решение, поставить задачу, распределить функции, проконтролировать выполнение и т.д.

Ориентированность на социальную конъюнктуру — это умение сравнивать интересы и задачи своей организации с состоянием дел в обществе. Это умение ориентироваться на политические решения, законодательные акты, рынок, общественную мораль, традиции и моду.

Все вышеперечисленное имеет место за любого процесса руководства. Но вариантность, акценты, соотношение в процессе управления будут разными у каждого руководителя, который и составляет стиль руководства.


Назад
 

Лекция: Руководство в организации

Центральной фигурой в менеджменте любой
организации есть менеджер-руководитель, который руководит ею или отдельным ее
подразделением. Процесс руководства является непременным условием
функционирования организации.

Руководство
— это целенаправленное воздействие лиц, наделенных функциями и компетенцией
руководителей, на коллективы, т.е. взаимодействие руководителей и исполнителей.
Руководство — не только непременный, но и основной элемент процесса руководства,
содержание которого раскрывается через его функции: планирование, организацию,
контроль, мотивацию и воспитание. Первые четыре раскрывают содержание процесса
руководства в системе «руководитель — производство», а последняя —
одна из важнейших аспектов руководства — формирование личности в сфере трудовой
деятельности.

Интересно распределение затрат рабочего
времени линейными руководителями различных уровней управления на основные
функции руководства. Затраты времени на разработку планов уменьшаются со
снижением уровня управления. Функция организации требует сравнительно
одинакового внимания со стороны руководителей всех уровней. Основная нагрузка
по реализации функции контроля приходится на высшее и среднее звено. Реализация
функции стимулирования.

Процесс руководства коллективом
можно разделить на три стадии:

— определение
целей, которые должны быть достигнуты за определенный отрезок времени;

— информирование
коллектива о задачах, методы их выполнения, ресурсы и т.д.;

— проведение
аналитической работы с целью изучения резервов повышения эффективности трудовой
деятельности коллектива.

Таким образом, учитывая содержание
основных стадий руководства, можно сделать вывод, что руководство — это процесс
непрерывного обмена информацией между его субъектом и объектом с целью влияния
друг на друга.

Важное значение в менеджменте имеет
соотношение руководства и лидерства. Лидерство имеет место во всех сферах
профессиональной деятельности руководителя любого ранга. Менеджер, занимая
определенную должность на соответствующем  уровне управления, становится
формальным лидером коллектива, поскольку получает полномочия управлять им.
Однако он может и не быть действительным лидером, если не обладать
соответствующими качествами. В таком случае функция лидерства может перейти к  неформальным
лидерам, наиболее авторитетным членам коллектива. В такой ситуации лидерство
становится процессом стихийного, спонтанного руководства коллективом и может
иметь отрицательное влияние на него, если формальный руководитель не будет
обращать на это внимание, то  неформальными лидерами становятся наиболее
инициативные, энергичные, проинформированные работники.

Безлидерные коллективы менее эффективны.
Наибольшей эффективности в своей деятельности достигают те коллективы, где
руководитель является одновременно лидером. Он должен уметь воздействовать на
коллектив и на  его неформальных лидеров, а не противопоставлять себя им и
бороться с ними.

Одним из методов диагностики, которая
позволяет выявить настоящего лидера, является метод социометрии, который
заключается в том, что члены коллектива выражают свое отношение друг к другу,
заполняя специально созданную  таблицу-шахматку (социоматрицы). Делают они это
инкогнито. Количество строк и столбцов в социоматрицы равно числу членов группы
по горизонтали, отмечается отношение определенного количества коллектива к
коллективу в целом, а по вертикали — отношение других его членов к данному
члена коллектива. При этом положительные оценки таких отношений обозначаются
знаком»+», отрицательные -«-«, отсутствие оценок-«0».

Для упрощения обработки данных социоматрицы
фамилии членов группы шифруются, в простейшем случае — кодируются номером
согласно списку группы, или им соответствует определенная буква.

По результатам
обработки данных социоматрицы можно установить такие характеристики членов
исследуемого коллектива
:

— лидер
-«звезда»- член группы, который получил максимальное количество
положительных оценок (наиболее популярный);

— «желаемый» —
член группы, который получил не менее половины положительных оценок «лидера-звезды»;

-«обособленное»-
член группы, который получил всего одну-две положительные оценки;

-«изолированный»-
член группы, который не получил ни положительных, ни отрицательных оценок и
одновременно остался равнодушным к остальным членам группы;

-«игнорируемый»-
член группы, который получил лишь негативные оценки

Чтобы руководителя считали лидером
коллектива, он должен обладать определенными качествами:

— деловыми (компетентность, экономическое
мышление, знание основ науки управления);

— организаторскими (контактность,
психологический такт, эмоционально-волевая сдержанность);

— личными (энергичность, инициативность,
требовательность, решительность, оптимизм);

— морально-политическими (преданность
интересам государства, трудового коллектива, интеллигентность, широкий круг
увлечений)

Важными характеристиками
руководителя-лидера является его высокая интеллектуальная и
эмоционально-волевая стрессоустойчивость. Интеллектуальная стрессоустойчивость означает
желание приобретать новые знания, стремиться к ним. Эмоционально-волевая стрессоустойчивость
характеризует способность принимать компетентные решения в условиях недостатка
информации, дефицита времени, деловых противоречий и собственных конфликтов.

Перечисленные свойства создают авторитет
руководителя
, его модель, пример которой может быть таким:

— умение
организовывать деятельность коллектива с соблюдением требований хозяйственного,
административного и трудового права;

— нацеливать коллектив
на все новое, прогрессивное;

— пользоваться
властью в руководстве коллективом так, чтобы интересы предприятия и личности
интересы трудящихся обеспечивались равной степени;

— контролировать
свои поступки и владеть своими эмоциями;

— стараться быть справедливым
и доброжелательным;

— четко выполнять
обещания, данные коллектива или отдельным работникам

Итак, в основе
руководства лежат такие категории менеджмента, как лидерство, влияние и власть.

Лидерство — это
способность влиять на отдельных работников и группы с целью сосредоточения
усилий на достижении целей организации.

 Влияние — это
любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение другого.

 Власть — это
возможность влиять на поведение других людей согласно с определенными
полномочиям.

Управленческий процесс

Cтраница 1

Управленческий процесс складывается на основе производственно-трудовой деятельности людей, осуществляя которую, они вступают во взаимодействие с окружающими их природными и социальными системами, частью которых они сами являются. И, как природные существа, включенные в ритмы и механизмы этих природных процессов, люди должны подчиняться им, моделируя свою деятельность синхронно с ними. Эти идеи, обогащенные достижениями современного естественно-научного и социально-гуманитарного знания, все больше определяют мировоззренческие ориентации человечества на рубеже третьего тысячелетия.
 [1]

Управленческие процессы могут быть связаны или с предприятием как единой системой, или с отдельными видами производственно-хозяйственной деятельности, которые в этом случае будут выступать как объекты приложения функций управления. В связи с этим следует различать общие и частные ( специализированные) управленческие процессы.
 [2]

Управленческие процессы обусловлены необходимостью планирования, учета и контроля за ходом производства, а также его регулирования при возникновении тех или иных отклонений. Осуществление управленческих процессов предполагает определение функций планово-перспективного развития производства и оперативного управления производственными процессами; разработку рациональных методов выполнения функций; проектирование структурных подразделений аппарата управления, наделение их правами и ответственностью в соответствии с выполняемыми функциями; изыскание наиболее совершеннных методов организации труда работников аппарата управления; внедрение прогрессивных средств связи, сбора, передачи, обработки информации и подготовки вариантов решений; разработку надежной и эффективной системы оперативного управления, включающей организацию оперативно-календарного планирования, круглосуточного учета, контроля результатов и регулирования выполнения принятых решений. Основные, вспомогательные и обслуживающие процессы принято относить к материальным процессам, а управленческие — к информационным. Последние всегда предшествуют материальным процессам и регламентируют их, поскольку до начала производства выполняются проектно-конструкторские работы, разработка технологии и организации материальных производственных процессов. Основные, вспомогательные, обслуживающие и управленческие процессы являются базой для формирования производственной структуры промышленного предприятия.
 [3]

Управленческий процесс имеет конечной целью принятие управленческого решения. По поводу муниципальной собственности данный процесс может быть также рассмотрен с различных позиций. Ограничимся рассмотрением того, насколько вообще возможна синергетика при управлении муниципальной собственностью.
 [4]

Управленческие процессы осуществляются на основе информации.
 [5]

Когда управленческие процессы пересекают формальные вертикальные линии полномочий и ответственности, то зачастую становится неясным, кто за что отвечает [ 38, с. В этих условиях для реализации первого признака формальной организации управления социалистического типа требуется применять методы, зарекомендовавшие себя в практике управления машиностроительными предприятиями ( объединениями) ( см. гл.
 [6]

Автоматизация управленческих процессов, четкое определение и разграничение каждой общей функции в управлении, поднятие уровня и авторитета бухгалтерской службы выдвигают перед последней требование о необходимости получения соответствующей информации для принятия управленческих решений. В частности, это относится к прогностической информации, о которой говорилось выше, отчетным калькуляциям в условиях нормативного метода учета затрат на производство. Такая учетная информация вплотную приводит к выработке определенного решения.
 [7]

Технология управленческих процессов не может оставаться застывшей.
 [8]

Согласование управленческого процесса предусматривает введение в систему оператор — объект управления некоторых корректирующих звеньев ( входящих в состав ЛФП), обеспечивающих экстремальность требуемых показателей качества процесса управления. Если оператор в данной задаче может быть адекватно описан линейной ММ, то управленческое согласование может быть осуществлено за счет введения в систему последовательного или параллельного корректирующего звена.
 [9]

Функции управленческого процесса, т.е. то, что обычно делает руководитель, как это описано в третьей части, имеют прямое отношение к ситуационным переменным. Через процесс управления руководители создают и реализуют набор внутренних переменных, т.е. организацию. Процесс управления является средством, с помощью которого учитываются факторы внешнего окружения и оценивается успех организации. В процессе планирования руководство определяет, какими будут цели организации и как наилучшим образом они могут быть достигнуты, основываясь на оценке потребностей и сдерживающих факторов внешней среды. Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения, исходя из размера организации, ее целей, технологии и персонала, являющегося также одним из переменных. Мотивация — это процесс, с помощью которого руководители делают так, что люди работают более производительно, стремясь достигнуть целей организации. Контроль позволяет руководству увидеть, насколько успешна его работа по выполнению намеченных планов, а также насколько успешно были удовлетворены потребности внешнего мира.
 [10]

Концепция управленческого процесса, применимая ко всем типам организаций, возникла в рамках классической школы. В данной книге основными функциями считаются функции планирования, организации, мотивации и контроля. Коммуникации и принятие решений считаются связующими процессами, поскольку они требуются для реализации всех основных четырех функций.
 [11]

Усложнение хозяйственных и управленческих процессов, увеличение денежных и материальных фондов предприятий, повышение качества и эффективности производства связаны с необходимостью усилить контроль за результатами хозяйствования во всех звеньях экономики, повысить роль органов народного и ведомственного контроля. Бережливость, умелое расходование народных средств, рациональное использование каждого рубля, ликвидация бесхозяйственности, устранение различных непроизводительных расходов и потерь — дело общепартийное, общенародное, дело каждого трудового коллектива, каждого работника3, — подчеркивается в Программе Коммунистической партии Советского Союза.
 [12]

В управленческом процессе производственная деятельность предприятий в рамках фирмы подлежит координации, планированию, организации и контролю либо из единого центра, либо на конкретном управленческом уровне.
 [13]

В едином управленческом процессе наука и искусство управления взаимообогащают и дополняют друг друга. Если наука управления образует объективную составляющую стиля работы руководителя, то искусство управления в решающей мере определяет своеобразие этого стиля. Тем более что и само искусство руководства в некоторых пределах способно превратиться в знание и стать предметом изучения, как и всякое иное научное знание. Поэтому какое бы то ни было противопоставление науки и искусства управления заведомо неуместно.
 [14]

Маркетинг есть социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей как индивидов, так и групп, посредством создания, предложения и обмена товаров.
 [15]

Страницы:  

   1

   2

   3

   4

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Эуфиллин ампулы 24мг инструкция по применению
  • Витабакт глазные капли для детей новорожденных инструкция по применению
  • Колонки своими руками для дома пошаговая инструкция
  • Камистад гель для десен взрослым инструкция по применению отзывы
  • Руководство по организации боевой подготовки